Жесты многое способны рассказать о человеке. Подмечая их, вы лучше узнаете окружающих, а заодно можете увидеть себя их глазами.

О характере можно судить по и по , по цвету глаз или по любимой позе для сна . Мимика и жесты тоже вносят свой вклад в общую картину: каждого нашего собеседника мы «считываем», пусть и неосознанно. Сделав это обдуманно и чуть более внимательно, вы постигнете язык тела, и он расскажет вам то, что даже сам человек может о себе не знать.

Жесты психологической защиты свидетельствуют, что человеку по какой-то причине хочется закрыться от вас. Возможно, закончить разговор или свернуть с неудобной темы, причем дело может быть и не в вас самих — к примеру, неприятен предмет беседы или нужно уйти, а попрощаться по какой-то причине неудобно.

Типичные жесты, говорящие о закрытости:

  • скрещенные на груди руки;
  • руки, сжатые в кулаки;
  • ладонь, прикрывающая рот во время разговора;
  • взгляд, уведенный «в сторону».

Первая поза говорит сама за себя: скрестив руки на груди, человек возводит барьер между собой и окружающими. Часто этот жест можно увидеть у новичка в компании, где ему не слишком уютно, но необходимо держать лицо. Если же вы хорошо знакомы, собеседник, вероятно, не против сменить тему разговора.

Руки, сжатые в кулаки, могут говорить и просто о злости. Но если повода для этого нет, а человек напротив вас по какой-то причине держит ладонь сжатой — он вам не очень-то доверяет.

Прикрывая ладонью рот, человек как бы пытается проконтролировать сказанное им. Он тщательно выбирает, что сказать; есть вероятность, что он говорит неправду или недоговаривает важную часть какой-то информации. Этот жест может транформироваться — например, в прикосновение к кончику носа. Но неосознанное желание прикрыть губы ладонью остается.

Есть и другие жесты, свидетельствующие о том, что собеседнику не очень уютно разговаривать.

  • направленные к выходу стопы;
  • руки, крепко сжимающие подлокотники или какой-либо случайный предмет (солонку за столом);
  • тесно переплетенные пальцы рук.

Направленные к входной двери стопы свидетельствуют, что собеседник ждет возможности закончить разговор и уйти (впрочем, это может быть и простым совпадением, не спешите делать выводы и присмотритесь к другим жестам).

Руки, которые что-то сжимают — жест ожидания, внутреннего напряжения. Возможно, вам хотят сообщить какую-то новость, которая вам не понравится, или обдумывают мысль, не решаясь ее озвучить по той же причине. Или же просто не комфортно себя чувствуют.

Тесно переплетенные пальцы — жест сдержанности. Он вызывает ощущение неискренности, напряжения или нервозности, особенно если руки еще и сжимают одна другую. Еще один вариант этого жеста — локти на столе, ладони сплетены и подпирают подбородок. С вами, возможно, не до конца честны и готовятся раскрыть карты, которые окажутся для вас неприятным сюрпризом. Убранные в карман или за спину кисти рук — тоже признак скрытности.

Жесты, говорящие о положительном отношении:

  • расстегивание пиджака или верхней пуговицы рубашки;
  • поза, «развернутая» к вам;
  • открытые ладони.

Расстегнутую пуговицу, конечно, важно не перепутать с флиртом, иначе можно попасть в неловкую ситуацию. Но в целом, в более-менее официальной обстановке расположенный к вам собеседник может расстегнуть пиджак или снять его. То же самое — расстегнутая верхняя пуговица рубашки, в случае женщины — снятая верхняя шаль или палантин. Если при этом дама поправляет локоны, возможно, она с вами флиртует или кокетничает. У мужчин это выражается в стремлении поправить галстук, запонки или пригладить волосы. Желание закутаться, напротив, говорит о «похолодании» в общении.

Поза лицом к вам, посадка ближе к краю стула — тоже свидетельство заинтересованности в разговоре. Ну а если при этом вы видите руки человека, особенно ладони, беседа проходит приятно и комфортно для второй стороны. Обильная жестикуляция с раскрытыми ладонями — признак искренне расположенного к общению человека. Об этом же сигналят ладони, свободно лежащие на бедрах, подлокотниках или столешнице.

О раздумьях говорит потирание переносицы или глаз. Если собеседник подпирает рукой подбородок, он также может принимать какое-то внутреннее решение (хотя если этот жест сопровождается рассеянным вниманием и скучающим выражением лица, разговор явно зашел куда-то не туда).

Важным показателем общения может служить рукопожатие. Обычно по крепкому рукопожатию определяют человека, уверенного в себе или очень желающего, чтобы его так воспринимали. Вялое рукопожатие, напротив, считается признаком уступчивости или слабой воли. Но не менее важно обратить внимание, как лежит при этом ладонь человека. Если он протягивает руку раскрытой ладонью, это жест расположения к вам. А если стремится к тому, чтобы во время рукопожатия его рука лежала поверх вашей, это значит, что человек напротив стремится занять позицию превосходства. Об этом же свидетельствует желание оказаться повыше вас — сесть на стул выше. подняться на ступень эскалатора, расположиться подобным образом на зрительской трибуне или в аудитории, «нависать» во время разговора.

Зная все о жестах, вы можете и сами использовать их, чтобы расположить к себе нужных людей, создать необходимый вам имидж или избежать чужих манипуляций . Желаем вам удачи, и не забывайте нажимать на кнопки и

Ложь уже давно стала неотъемлемой частью жизни каждого человека. Говоря неправду, люди могут руководствоваться разными мотивами: обман может быть целенаправленным, ориентированным на то, чтобы унизить человека, а может быть неумышленным, для спасения отношений между людьми.

В данной статье мы будем рассматривать не столько причины лжи, сколько ее признаки. Вы узнаете, как активизировать свой внутренний «детектор лжи», который поможет узнать по мимике человека и по его жестам лжет он или говорит правду.

Лицо - зеркало души.
Марк Туллий Цицерон

Как распознать ложь по мимике?

Безусловно, можно воспользоваться таким прибором как детектор лжи , но это весьма дорогостоящее устройство, которое, к тому же, достаточно громоздкое. Исследователями выявлены другие способы определения лжи.

Как утверждают психологи, человек, который хочет обмануть, старается изо всех сил, чтобы выдать ложь за правду. Вместе с этим, ложь сопровождается определенными жестами, движениями тела, специфической интонацией.

Нет абсолютно одинаковых людей. У каждого разное мировоззрение, каждый чувствует по-своему. Лгут люди тоже по-разному. Однако существует целый комплекс признаков, согласно которым можно сделать вывод о том, что перед вами – лжец.

Симметрия и ложь

Человек напрягается, когда лжет. И, невзирая на то, что он усиленно пытается это скрыть, не всегда это получается. Кроме того, обманщик лишается самоконтроля. Напряжение заметно, вам нужно только наблюдать за левой стороной тела человека.

Вы спросите – почему именно за левой?

  • Правое полушарие мозга отвечает за эмоции человека и его воображение.
  • Левое полушарие несет ответственность за ум и речь.
Отсюда делаем вывод, что левая сторона контролируется несколько слабее. Однако, оба полушария поддерживают тесный контакт друг с другом. То, что мы хотим продемонстрировать окружающим, покажется на правой стороне, наши чувства хорошо будут видны на левой стороне.

О чём же говорят эмоции и мимика на лице лжеца?

  1. Когда человек обманывает, стороны его тела неодинаковы. К примеру, ваш оппонент активно жестикулирует левой рукой, зато правая – не двигается. Это говорит об одном: человек говорит неправду. Мозг продумывает ложь, в то время как тело лишается синхронности.
  2. На нашем лице отображается, пожалуй, еще больше информации о том, что человек лжет. Асимметрия свидетельствует о лжи. Обманщики трут или нижнюю, или верхнюю губу, могут покашливать, прикрывая рот рукой.
  3. Ложь имеет свойство напрягать человека. Когда человек обманывает, цвет лица его меняется, веки начинают подергиваться, частота моргания увеличивается. Дело в том, что у человека возникает желание закрыть глаза на все, что происходит. При помощи потираний частей тела мозг хочет заблокировать неправду. Легкий прищур свидетельствует о недовольстве.
  4. Большинство считают, что бегающие глаза говорят о лживости человека. Но намного чаще обманщиком оказывается именно тот, кто неотрывно смотрит в глаза.
  5. Как правило, потирающие жесты свидетельствуют о нечестности. Психологи говорят, что обманщик, который переживает, оттягивает воротник одежды или просто потирает шею.
  6. Человека выдает поза, в которой он сидит или стоит во время разговора. Выдержанный человек может владеть собой, но он может выдать себя, отклонившись назад. Обманщик не может найти удобную позу, это говорит о том, что ему эта ситуация неприятна.
  7. Лжец нервничает и не чувствует себя комфортно, что воздействует на скорость речи. Некоторые обманщики говорят медленней, чем при обычных обстоятельствах, другие ускоряют темп.

Видео: Как узнать, правду ли говорит человек?

Как распознать ложь по жестам?

Каждый среднестатистический человек в обычной жизни склонен притворятся, надевать на себя разные маски, каждый раз меняя своё амплуа. Кто-то из нас более искренен, и меняется только в формальной обстановке. А кто-то уже привык врать (и делает это регулярнее, чем ест). Однако не стоит думать, что ложь никто не обнаружит. Этот факт моментально прослеживается в невербальном языке человеческого тела.

Есть люди, которые интуитивно чувствуют, что их обманывают. Но, далеко не каждый из нас, может легко уловить диссонанс между словами и жестами. Каким же образом можно угадать, что на самом деле думает человек? И можно ли вычислить лжеца?

Разумеется, можно. И даже нужно! Именно прочтению языка жестов и мимики посвятил свою знаменитую книгу «Язык Телодвижений. Как читать мысли других по их жестам» известный австралийский писатель . Будучи совсем молодым, он уже сумел заработать свой первый миллион. В том числе, и благодаря своему умению читать невербальный язык.


Какие же основные жесты и телодвижения говорят о том, что собеседник говорит неправду?

Шаг назад

Если ваш коллега во время разговора с вами отклонился назад всем телом или только головой, а быть может, стал топтаться на месте в тот момент, когда вы задали ему вопрос, то это говорит о том, что ему совершенно не хочется отвечать. А раз так, то он вполне способен солгать вам.

Прикосновения к лицу

Жесты, связанные с прикосновениями к своему лицу, как правило, информируют нас о том, что человек говорит неправду. Этот жест весьма характерен для малышей, которые, произнеся ложь, очень быстро прикрывают рот, иногда скрещивая пальцы на руках. Менее заметные жесты свойственны и взрослым, которые уже владеют самоконтролем, руки сильно выдают человека.

Впрочем, не все жесты, связанные с прикосновениями к лицу, говорят о лживости человека. Ведь чихая, зевая и кашляя, мы также касаемся лица. И этот факт вовсе не означает то, что человек в это время врёт.

Если давит ворот

Наблюдательные люди уже давно подметили, что лгуны, которые боятся, что их ложь будет раскрыта, и трепещущие перед возможным обличением, начинают теребить застёжку воротника, оттопыривают ворот костюма, или просто каким-то образом притрагиваются к своей шее.

Подобные действия, связанные с шеей, а также периодическое похлопывание по ней также могут говорить о том, что человек запамятовал исполнить то, что вам обещал, и теперь пытается найти себе оправдание.

Утрирование эмоций

Во время разговора лицо психически полноценного человека всегда выражает какие-либо эмоции, чувства. Лицо, совершенно ничего не выражающее, встречается крайне редко. У человека, который говорит неправду, лицо, напротив слишком живо в показе своих чувств.

Искусственность эмоций, ко всему прочему, дополнено излишне экспрессивными жестами. Все лицо играет, но играет не по-настоящему. И подобную неестественность собеседника способен заметить каждый.

В темпе

Ощущение себя «не в своей тарелке», может оказать влияние на скорость речи говорящего неправду. Только темп речи у одних замедляется, а у других резко возрастает. Кроме того, может видоизмениться интонирование голоса: к примеру, обманщик может говорить более высоким голосом или, напротив, чуть более низким, подкашливающим.

Также стоит обращать внимание на громкость голоса в конце произнесённой фразы. Лгун начинает говорить слишком громко, или, напротив, чересчур тихо.

Как же вывести лжеца на чистую воду и не допустить ошибок в своих выводах?

Чтобы не ошибиться, нужно изучать «язык тела» не только относительно жестов, явно говорящих, что человек врёт. Кроме этого нужно знать, какие телодвижения характерны для человека, испытывающего страх, скуку, неуверенность в себе, восторг и т. д.

Делать опрометчивые выводы исходя из каких-либо приведенных выше жестов, не стоит, пока не оцените поведение человека в целом.

Важно отметить, что излишняя пристрастность к человеку, к которому мы испытываем антипатию, часто бывает излишне субъективна. Поэтому все его жесты могут трактоваться в негативную, по отношению к нему, сторону.

Важные замечания:

  • Намного проще делать анализ манеры поведения человека, если общались с ним неоднократно. Если в его поведении что-то изменилось, то это будет сразу заметно, хотя и далеко не всегда. Бывает, при первом взгляде на человека уже заметны несовпадения телодвижений и слов.
  • В природе иногда встречаются такие умелые лгуны с высочайшим самоконтролем, что раскусить их практически невозможно.

Сказанное слово было, и да, и нет, а написанное живёт век

Во время различных исследований невербального языка общения, учёные сделали вывод о том, что чаще всего люди лгут друг другу по телефону, следом по статистике идут беседы сглазу на глаз. И менее всего люди врут друг другу в письменной форме. Ведь написанное пером, не вырубишь и топором.

ПОДВОДИМ ИТОГИ: 30 основных признаков лжи


Всем нам хочется уметь отличать ложь от правды. Ведь так часто мы становимся жертвами обмана, когда мы этого вовсе не ожидали. Это ведь так обидно! Не попадайтесь больше на этот крючок – лжецов можно распознать, они выдают себя сами! Ваше оружие – знание.

Мы собрали для вас одним списком 30 главных признаков лжи. Обязательно ознакомьтесь с ними и запомните, их необходимо знать каждому.

Важное пояснение:
Одного из этих признаков недостаточно, чтобы обвинять человека во лжи. Поэтому, чтобы быть уверенным вы должны обнаружить хотя бы несколько признаков сразу.
И, если вы видите в человеке 5 и более признаков, перечисленных ниже, то это уже серьезный сигнал, что он вас обманывает.

  1. Самый простой способ проверить человека на правду – это задать ему вопрос, например: «Ты это делал?» и если он четко отвечает «нет», то скорее всего, он говорит правду. А если он отвечает размыто «Как ты мог подумать, что я такое сделал», «Разве ты думаешь, что я способен на это?», - такие варианты ответов скорее свидетельствуют о лжи собеседника.
  2. Следующая излюбленная техника лжецов – это отшучиваться от вопроса. Вы задаете ему неудобный вопрос, на который он не хочет отвечать, и поэтому он отделывается шуткой.
  3. Лжецы обожают подчеркивать свою исключительную честность: они вам постоянно будут говорить фразы «Я тебе клянусь», «Даю руку на отсечение», «Но это правда, ведь я никогда тебя не обманывал!», и т.д.
  4. Контакт глаз . При нормальном общении у людей в среднем контакт глаз соблюдается 2/3 всего времени общения. Но когда человек лжет, то скорее всего, он будет смотреть на вас гораздо реже.
  5. Стремление вселить симпатию и сочувствие. Например, он будет говорить: «У меня жена и дети», « У меня », либо «Я такой же, как и ты, я тоже тебя понимаю»…
  6. Ответ вопросом на вопрос . Вы его спрашиваете, а он не хочет отвечать конкретно и задает встречные вопросы. « Ты это сделал? – А почему ты спрашиваешь?».
  7. Следующий признак лжеца – он может отказаться отвечать без всяких видимых на то причин. Казалось бы, вопрос безобидный, но он просто «стопорится» и отказывается с вами разговаривать.
  8. «Заторможенные» эмоции . В норме, когда человеку сообщается какая-то шокирующая новость и он реагирует на это своими эмоциями моментально. Но если лжец заранее знал об этом, то, конечно, наиграть эмоции правдоподобно у него не получится. Поэтому обратите внимание, если его эмоциональная реакция последует не моментально, а с задержкой в несколько секунд.

    Например, он украл у вас деньги и вы подозреваете, что это мог быть он. Вы говорите: «Представляешь, у меня украли деньги!». И лишь по прошествии 2-3 секунд он изобразит удивительную гримасу, потому что на это просто потребовалось время, чтобы сообразить, что надо делать. А нормальный человек отреагировал бы моментально.

  9. Следующий способ отличить ненастоящие эмоции – это обратить внимание на их затянутость. Если эмоции искусственные и наигранные, то они очень часто будут длиться свыше пяти секунд. Дело в том, что в реальной жизни людские эмоции сменяются очень быстро, но если человек прикидывается и строит из себя удивленного, то это будет тянуться довольно долго.
  10. «Сухой глоток» . У лжецов очень сильно сохнет горло и они совершают очень заметный глоток. Вы даже можете наблюдать, как движется их кадык. Поэтому если человек при разговоре часто сглатывает и кашляет, то это значит, что он очень сильно волнуется, что его раскусят.
  11. Несимметричность мимики . У нормального человека в спокойном состоянии мимика всегда симметрична. То есть если мы улыбаемся, то улыбаемся одинаково с обеих сторон. Но когда вы наблюдаете, что у человека одна из сторон действует сильнее, чем другая, то скорее всего эта эмоция наиграна.
  12. Частое повторение заданного вами вопроса. Когда человек честен, он постоянно использует различные словоформы. Но когда человек лжет, он скорее всего будет повторять ваш вопрос и ваши фразы и слова.
  13. Изменение темпа речи . Например, он говорил нормально, а потом резко замедлился. Также признаком лжи считаются так называемые заминки во время разговора.
  14. Враждебный тон . Собеседник отвечает очень грубо и неадекватно: «Я не обязан вам отвечать!», «Я не хочу с вами разговаривать!», «Я не буду отвечать в таком тоне!» - это все попытка уйти от неудобного вопроса.
  15. Лжец сдерживает себя при ответах на вопросы: он вынужден себя контролировать, чтобы не сболтнуть лишнего.
  16. Если перед ответом оппонент всегда выжидает несколько секунд, чтобы подумать, то скорее всего, он просто задумался, как выкрутиться из данной ситуации и соврать правдоподобно.
  17. «Бегающие» глаза – классический признак лжи. Человек как будто исследует все помещение вокруг.
  18. Вас очень часто просят «прояснить» вопрос. Это не что иное, как та же попытка выиграть время на обдумывание дальнейших действий.
  19. Маскировка сути ответа массой не относящейся к вопросу информацией. Грубо говоря, спрашивая про «Фому», вы получаете развернутый ответ про «Ерёму».
  20. Как правило, лжец не может дать подробное объяснение и избегает сообщения деталей. А уж если покопаться в деталях, то он вообще начнет в них путаться.
  21. Если поначалу собеседник отвечал на вопросы, но внезапно у него пропало всякое желание говорить, это значит, что он просто устал врать.
  22. Одна из самых излюбленных попыток врунов – перейти на другую тему.
  23. Еще один признак вранья – лжец будет противодействовать вашей попытке добраться до самой сути проблемы. Вы просто будете чувствовать, что он не хочет, чтобы вы докопались до истины.
  24. Как человек движется по отношению к вам. Если человек честен и ничего не скрывает, то на подсознательном уровне он будет к вам придвигаться все ближе и ближе. А если оппонент врет, понимает это и боится быть раскрытым, то наоборот, он от вас несколько отдаляется, тем самым стремясь поскорее уйти от проблемной ситуации.
  25. Попытки нанести прямое оскорбление. Это свидетельствует об ОЧЕНЬ нервном состоянии.
  26. Переступание с ноги на ногу также укажет на ложь человека.
  27. Прикрывает ладонью лицо, лоб или шею.
  28. Чешет нос или мочку уха.
  29. Появление дрожи в голосе . Возможно, даже появление заикания, если его раньше не было.
  30. Если ваш собеседник лжёт, то зачастую на его лице появляется легкая улыбка, и у этой улыбки есть 2 причины :
    Способ снять напряжение.
    Маскировка истинных эмоций.

Больше всего информации о внутреннем состоянии человека дают, конечно, позы и жесты. Если рукопожатие, настроившись на определенный лад и контролируя ситуацию, можно сымитировать, то очень трудно контролировать свое тело. Тело человека, его походка, жесты, мимика, пантомимика дают ценнейшую информацию о характере человека. Как разнятся липа людей, так же разнятся их тела, походка и движении.

Наше тело состоит, как известно, из более чем 200 костей и более чем 500 мышц. С самого рождения и примерно до 1- 1,5 года ребенок общается с внешней средой через телодвижения. Показывая своим телом довольство и отвращение, просьбу и отказ, дискомфорт и блаженство, прося или требуя покормить, попоить, убрать или заменить одежду или пеленки, требуя ласки, поощрения, внимания и всего того, чем он живет. В это время ребенок общается с окружающим миром с помощью плача и улыбок, движений рук, ног и всего тела.

В соответствии с тем, что каждое движение вызывает или, наоборот, не вызывает ответной реакции со стороны взрослых, движения, жесты, позы запоминаются и повторяются снова и снова. Общаясь с внешним миром, ребенок позже закрепляет свою походку. В дальнейшем, когда идет формирование жестов, мимики, черты характера также отражаются и на формировании мышц.

Каждая из 200 костей соединена мышцами, мышцы находятся в расслабленном или напряженном состоянии. Уровень напряжения или расслабления мышц и создает ту неповторимую мозаику движений, походки, мимики и пантомимики разных людей. Поэтому определенному характеру и присущи определенные позы, жесты, походка, мимика и пантомимика.

С 70-х годов в психоанализе развивается целое направление лечения людей снятием напряжения и зажимов в мышцах. Это направление исходит из того, что, изменяя свое тело, мы можем изменить свой характер. Это направление получило название «биоэнергетический анализ» и «биоэнергетическая терапия». Биоэнергетик анализирует психологическую проблему пациента через строение его тела и движения, через снятие физиологического напряжения в сжатых или сведенных мышцах.

В процессе воспитания ребенка взрослые требуют от него соблюдения принятых норм поведения начиная от культурных и заканчивая социальными, которые определяются в детских яслях и садах, школах и лицеях. Ребенок привыкает скрывать свои намерения, чувства, желания, соответственно - движения, мимику, жесты. Скрывая свои чувства и намерения, придерживаясь социально желательных норм поведения, человек как бы приобретает вторую натуру. Поэтому по внешним проявлениям не так-то просто с первого взгляда понять характер человека. Один-два признака, будь то жест, движение или элементы какой-то позы, не могут дать объективной информации о характере человека.

Здесь нужен целый комплекс проявлений, связанных друг с другом, которые позволяют истинно судить о характере человека. Например, по улыбке трудно судить о том, что происходит в душе человека, улыбка может быть настоящей или «сквозь слезы». Когда «искусственная улыбка» у простого человека, у которого на душе кошки скребут, то эту «искусственность» можно распознать по позе, жестам, интонации голоса, но когда улыбается актер, актриса или профессиональный работник сферы обслуживания, то, чтобы понять эту улыбку, нужны профессиональные знания в этой области.

Двойственность натуры мешает понять характер человека не только окружающим, но и ему самому. Именно проявления «двойственной натуры», которая в той или иной степени существует у каждого из нас, определяют трудности познания характера. Например, добрый, безотказный человек иногда хочет казаться жестким, недоступным и неприступным и соответственно ведет себя.

Часто многие компенсаторные механизмы работают таким же образом. Многие «качки», культуристы, «строители тел» компенсируют свою внутреннюю слабость, боязнь, беззащитность внешней оболочкой неприступности, силы и мужества, как бы подчеркивая: «Смотрите, какой я сильный, вы не можете меня обидеть». Только опытный профессионал или пытливый любознательный исследователь, спрашивая себя, почему человек так себя ведет, чем вызвано его поведение, может разглядеть за внешне несокрушимой, сильной оболочкой нежную, ранимую душу.

Для понимания характера человека большое значение имеет многозначность жестов, пантомимика, мимика. Одни и те же проявления мимики, пантомимики могут иметь совершенно различные причины. И, наоборот, разные явления могут вызвать одинаковую реакцию и одинаковые движения. Поэтому взаимосвязь внешних проявлений характера носит сложный характер. Конечно, есть прямые указатели в позе, походке, мимике и движениях на свойства личности, но лучше, если одно проявление подтверждается еще несколькими. Если вы не знаете человека, важно понять, в каком состоянии он находится - обычное ли это его состояние или временное, он чем-то взволнован или переживает глубокий стресс. Сила явления, под действием которого находится человек, также имеет значение.

Почему же все-таки, несмотря на неоднозначность проявлений, мы можем судить о состоянии человека по внешним признакам? Потому что все подчинено законам. Любое наше внутреннее переживание, движение души, любая динамика чувств вызывают ответную реакцию в теле, мимике, походке,позе, движениях. Для тела ничего не проходит бесследно, внутреннее напряжение вызывает внешнюю реакцию - именно ту, которая свойственна данному душевному переживанию.

Многие внешние проявления внутренней жизни фиксируются и считываются нами постоянно в процессе жизнедеятельности. Но этот процесс протекает неосознанно, вся информация обрабатывается на бессознательном, невербальном уровне. Без осознания, понимания, обучения навыкам чтения языка тела эту информацию вербализовать трудно, потому что наш мозг обрабатывает ее на уровне «приятно - неприятно», «подходит - не подходит», «вызывает доверие - не вызывает».

Это такие ситуации, когда мы говорим: «Что-то не нравится мне в этом человеке», «Какой- то он скользкий или неприятный» и т. д. То есть мы не можем дать себе отчет, чем вызвана наша реакция, но внутренне информация уже обработана, наше бессознательное нам подсказывает по элементам невербального поведения, что этот человек нам неприятен. Или, наоборот, человек нам еще ничего не сказал, но уже вызывает симпатию.

Для понимания языка тела важную роль играют неосознанные, непроизвольные движения руки, тела человека, оговорки, которые дают неопровержимые доказательства внутренней жизни, состояния истинности или ложности высказывания, действия или намерения. Их можно сравнить с еле заметными штрихами в портрете, но именно они делают портрет схожим с оригиналом, подобно приправам, которые придают пикантный вкус еде.

Как же нужно рассматривать личность, чтобы понять ее характер? Во-первых, необходимо выделить ряд критериев для анализа и понимания языка тела. Первый критерий - это цельность натуры. Если какие-то части тела выделяются из общего фона, значит, с этим местом связаны какие-то проблемы.

Например, если мы видим асимметричное лицо, то есть один уголок рта выше другого, или при разговоре рот кривится в одну сторону, то можно заметить, что у этого человека рациональное и эмоциональное не в ладах друг с другом. Механизм, или физиологическая связь, заключается здесь в следующем: как известно, одна сторона полушария у нас отвечает за логическое мышление, а другая - за эмоции.

Когда человеку часто приходится идти на сделку с совестью во имя чего-то, например места на работе, получения каких- либо благ и т. д., внутренняя совесть постоянно мучит его, а ум его уговаривает, что это необходимо. Такая внутренняя борьба отражается на лице.

Если мы видим неестественную походку, когда в одну жесткую структуру связаны ноги, таз и поясница, то можно сказать, что у такого человека проблемы в сексуальной сфере. Дело в том, что накопленная в нижней части тела энергия, не находя выхода, создает сильное напряжение, что ведет к напряжению мышц ягодиц и, соответственно, создает неестественную походку.

Второй критерий - уместность и неуместность движений, поз в той или иной ситуации, напряженность или расслабленность. Например, идет важное совещание, все участники предельно напряжены и внимательны, а один из них, зевнув, откидывается назад. Ясно, что в данной ситуации такое поведение явно неуместно. Если это один из руководителей, значит, своим поведением он дает понять, что разговор надо заканчивать; если он имеет равный вес с другой стороной, то своим поведением показывает, что беседа его больше не интересует, что ему все уже понятно.

Следующий критерий - темп движений, который можно охарактеризовать как быстрый, медленный, спокойный, взрывной, ритмичный или, наоборот, аритмичный, рваный, переменный, скачкообразный и т. д.

Движения могут быть широкими, плавными, угловатыми, с малой амплитудой, закругленными, характеризующими направленность - вперед-назад, вверх-вниз, в сторону, а также расширение, сужение и т. д.

Каждое движение тела желательно как можно точнее описать, чтобы понять что оно означает. Чем полнее будут описаны проявления тела, тем более полным и правильным будет понимание характера внутреннего мира человека.

Другим важнейшим критерием в понимании языка тела является понятие напряженности. Здесь нужно различать состояние напряженности и мышечную напряженность. Состояние напряженности бывает сознательным и бессознательным. Например, мы поливаем цветы, а лейка довольно тяжелая, и мы чувствуем, какое напряжение вызывает у нас эта работа, начиная с мышц рук и заканчивая позвоночником и мышцами ног.

Другой пример: человек идет по улице, и вдруг раздается сильный удар или взрыв. Тогда все тело мгновенно, бессознательно напрягается. Когда человек пишет что-то серьезное, основательное, состояние напряжения отражается на его лице. Все, наверное, видели, как пишет первоклассник: его руки напряжены, тело - тоже, по мышцам лица видны усилия, которые он прикладывает. Он пишет не только рукой и головой, а «всем телом».

Противоположность напряжению - расслабленность. Во время состояния покоя, расслабленности человек более глубоко воспринимает музыку, произведение изобразительного искусства, природу. Только расслабляясь, он может отдыхать душой. Чем больше он расслаблен, тем больше он открыт для восприятия окружающих.

И, наоборот, чем больше он напряжен, тем больше закрыт. Чем сильнее напряжение, тем меньше по времени оно может длиться. Напряжение соревнований, например, чрезвычайно быстро изматывает даже великих спортсменов. Человек долго не может держать высокое напряжение. На примерах из мира спорта видно, что некоторые спортсмены не способны даже на определенное время сдержать высокое напряжение, поэтому «сгорают» до соревнований.

Мы рассматриваем понятие напряженности для понимания черт характера и состояния личности, то есть знакомим читателя с учением, в котором напряженность энергетическая и мышечная поставлены во главу угла. Это психоанализ В. Райха и А. Лоуэна.

Главную цель эти ученые видят в снятии напряжения в мышцах. Снимая напряжение в мышцах, они «лечат» характер человека, меняют его черты, снимают невроз, тем самым восстанавливая согласие человека с самим собой, потерянное ранее по тем или иным причинам. Для лучшего понимания этого приведем отрывок из книги А. Лоуэна «Язык тела».

«Пациенткой моей была молодая, очень привлекательная женщина. На первом же сеансе меня поразила посадка ее головы и сильная челюсть. Эта челюсть придавала лицу мрачноватое выражение. При такой челюсти, конечно, от решительного выражения до мрачного всего один шаг, но я был уверен в своем впечатлении.

Пациентка страдала от безрадостного существования и в личной жизни, и в семейном окружении. Она сразу поняла мое замечание относительно мрачности ее характера. Со слегка склоненной на бок головой и приподнятыми плечами тело ее приобретало выражение безропотной покорности, а лицо - мученической мрачности.

Прорабатывая положение тела, я на каждом сеансе тратил уйму времени, стараясь смягчить челюсть и снять напряжение в затылке. Но всякий раз, когда я приступал к этим областям, она начинала тихо плакать, хотя затем быстро и с готовностью успокаивалась и оживля¬лась. Я упорно продолжал эту работу и несколько месяцев спустя был приятно удивлен, не обнаружив на ее лице и следа мрачности. Структура характера начала слегка поддаваться, но эта черта была единственной исчезнувшей, по крайней мере, в тот момент».

Чтобы у читателя не сложилось впечатления, что это была легкая работа, В. Райх сравнивает процедуру биоэнергетического анализа и исправление неврозов с мельничны¬ми жерновами, которые пропускают через себя психоаналитика.

А. Лоуэн сравнивает саму процедуру психоанализа и биоэнергетического анализа с прохождением через ад, о чем пишет так: «Каждый из нас должен лицом к лицу встретить собственный ад и пройти его до конца, чтобы найти путь в рай и домой». А саму процедуру сравнивает с описанием Данте в «Божественной комедии», где Вирги- лию отводится роль психоаналитика, так как он уже ранее сталкивался с проблемами своего характера и успешно преодолел их, а Данте - роль пациента. Человеческие страдания изображены в виде Ада, они вызваны невротическими побуждениями, а в чистилище человек освобождается от всего невротического, чтобы затем получить радость и наслаждение жизнью в раю.

По другим, казалось бы, незаметным признакам можно определить такие характерные черты:

Недостаток дисциплинированности, беззаботность проявляются в расхлябанной походке, свободной, непринужденной сидячей позе;

Внутренняя неуверенность, смущение, боязливость выражаются в закрытой походке (когда руки и ноги сведены или, возможно, только руки или ноги), семенящая походка, посадка на краю стула (с готовностью вскочить), одна или обе руки в карманах, движения руками, закрывающие часть лица, покраснение, прерывистый голос, поиск предметов руками (чтобы можно было что-то вертеть, крутить, держать);

О внутренней неуверенности свидетельствуют также закрытые позы, отворачивание лица, поворот туловища, ног и рук от собеседника, замедление темпа движения, потеря интереса к разгово¬ру, демонстративно ленивая поза, ритмичное постукивание пальцами по столу, смена позы в сторону отстраненной, замедление жестикуляции и речи.

О внутреннем беспокойстве, нервозности, нервном напряжении свидетельствуют ритмичные движения пальцев рук, часто с очень малой амплитудой, нарушение движения повторяющегося характера, ерзание на стуле, непрерывное постукивание пальцами, вращение в руках разных предметов - часов, сигаретной пачки, очков и так далее.

Подчеркнуто широкая и медленная походка отражает желание выставить себя на показ, обратить на себя внимание. Театральные телодвижения, «гордая» поход¬ка говорят о завышенной самооценке, самовлюбленности.

Если рассматривать формы движения, то можно отметить, что прямолинейность, сдержанность движений характеризуют холодность, расчетливость, авторитарность натуры. Неупорядоченные, резкие движения говорят о возбужденности, раздражимости, нервозности; твердые, деревянные, марионеточные - о закрытой, раздвоенной, заторможенной личности.

Закругленность движений характеризует богатство эмоций, беззаботное отношение к миру.


Беглого взгляда на руки того или иного человека бывает достаточно, чтобы определить характер по жестам и выдвинуть предварительные предположения о его натуре. Но было бы недопустимо ограничиться таким беглым взглядом. Во-первых, потому, что весьма спорны сами данные о взаимосвязи строения руки и характера. Во-вторых, потому, что рука в динамике гораздо более красноречива, чем в статике. Изучение жестов человека (выразительных движений рук) составляет основную часть науки о бессловесном языке общения. Поэтому наиболее подробного рассмотрения заслуживают толкование движений рук, которые дополняют словесные высказывания, порой заменяют их, а бывает - и противоречат им.

Психология жестов и их значение

Немецкий психолог Вера Биркенбил в целом подразделяет все жесты на широкие и мелкие. Она подчеркивает, что, чем сильнее выражаемое чувство, тем больше проявляется жестикуляция. Соответственно широкие жесты человека характерны для экспансивной натуры, склонной к открытому проявлению сильных чувств. Поскольку широкое движение притягивает к себе внимание, его используют те, кто хотел бы быть замеченным и подчеркнуть свою значимость, - люди властолюбивые, тщеславные и хвастливые.

Понятно, что мелкие движения вызывают противоположное впечатление. Их предпочитают те, кто по каким-то причинам не хотел бы привлекать к себе внимания, - люди корректные, скромные, не желающие выставлять свои чувства напоказ. Но такое поведение может быть продиктовано и хитрым расчетом, когда человек намеренно стремится произвести скромное и безобидное впечатление. Мелкие жесты могут свидетельствовать и об упадке душевных сил - словно на энергичную жестикуляцию уже не осталось жизненной энергии. Такая многозначная трактовка заставляет снова обратить внимание на то, сколь осторожным нужно быть при интерпретации отдельного внешнего проявления.

Всякий жест человека подлежит оценке с той точки зрения, какое предметное действие он более или менее явно имитирует. В этом отношении показательно общее положение рук.

  • Руки, заложенные за спину, позволяют определить характер по жестам. Они символизируют отказ от предметной активности. Такое положение редко принимают люди энергичные и деятельные. Заложив руки за спину, человек как бы сигнализирует, что хочет хотя бы на время отрешиться от дел, никого не намерен беспокоить. Если такое положение принимается часто и сохраняется длительное время - перед нами скорее всего человек сдержанный, довольно пассивный, склонный к созерцательности.
  • Жесты и характер человека имеют прямое отношение. Так, кисти, выставленные вперед перед туловищем (когда руки находятся под углом), выражают повышенную готовность к манипуляциям. Руки, выставленные таким образом, находятся в позиции, удобной для нападения и обороны, и потому немного напоминают позу борца, готовящегося к поединку. Данное положение рук часто можно наблюдать у людей, сильно пекущихся о самоутверждении.
  • Весьма красноречиво положение ладоней. Положение кисти ладонью вверх необходимо в случае получения чего-либо. При сомкнутых пальцах увеличивается плоскость ладони и как бы усиливается призыв что-либо положить в нее. Если пальцы чуть согнуты наподобие чаши, то этот символический призыв получает дополнительное усиление. Вытянутые с повернутыми вверх и слегка согнутыми ладонями кисти рук часто можно наблюдать у тех, кто выступает перед публикой и как бы приглашает ее к одобрению своего выступления.
  • Показ ладоней - это и символ открытости. Тем самым как бы говорится: «Я не вооружен и не имею агрессивных намерений». Обратите внимание, как жестикулирует провинившийся водитель, разговаривая с постовым милиционером. Его ладони, как правило, обращены к стражу порядка, демонстрируя открытое, невинное и в то же время просительное положение.

Как читать язык жестов

С помощью знания жестов много сказать многое о человеке:

  • Люди, которые пытаются убеждать других или продавать что-то, используют жесты руки для большей убедительности. Они делают жест, как бы отдавая что-то вам, и одновременно кивают головой.
  • Что означает жест, напоминающий мытье рук? В данном случае определить характер по жестам не составляет труда. Это означает, что человек испытывает жестокие душевные муки, переживает горе или физическую боль.
  • Жест отчаяния проявляется в том, что большие пальцы рук сцепляют между собой, а руки при этом застывают и лежат на столе по сторонам от сцепленных пальцев. Такое поведение особенно заметно у детей, которые напуганы и чувствуют себя несчастными. Если взрослый человек повторяет такой жест, то либо он переживает сильный стресс, либо его оскорбляют или он подвергается жестокому обращению.
  • Язык жестов. Открытая протянутая ладонь означает дружеский жест; такое рефлекторное действие показывает, что в руке не скрывается оружие.
  • Тот, кто хочет быть понятым, «умоляет» своими руками, но к подобному жесту часто прибегают и ловкие мошенники.
  • Жест, при котором руки совершают частые рубящие движения перед собой, указывает на отчаянную нужду человека в понимании. Если же его понимают неправильно, то движения становятся более частыми.
  • Люди, грозящие своим пальцем Юпитера, как правило, начальники или стремящиеся руководить другими.
  • Иногда скрюченные руки просто принадлежат людям с очень сухой кожей, и по ним не стоит судить о характере.

Что означают жесты рук

Расскажем еще о том, как определить характер по жестам.

  • Поворот кисти ладонью вниз требуется для того, чтобы что-то придавить, прижать, защититься от чего-то неприятного. При слегка напряженном исполнении это представляет собой предостерегающе-осмотрительный жест, выражающий потребность сдержать намерение, взять его под контроль. Если кисть при этом выдвинута вперед, то тогда она превращается в орудие отодвигания чего-либо и служит символом отказа.
  • Что означают жесты пальцами? Пальцы, сжатые в кулак, естественно интерпретировать как агрессивный жест, поскольку кулак - это простейшее орудие для удара. Сжатый кулак, разумеется, не следует всякий раз воспринимать как изготовку для настоящей драки. Но символическое значение этого жеста именно таково. Не будем также забывать, что сжатый кулак демонстрирует хватательное (схватывающее) действие. Такое положение (без всяких агрессивных позывов) может принимать рука человека, стремящегося в широком смысле за что-то ухватиться. Понаблюдайте, как ведут себя дети в цирке, когда смотрят на головокружительные кульбиты эквилибристов или прыжки хищников. Детские кулачки непроизвольно сжимаются, дабы хоть символически за что-то ухватиться в рискованной и пугающей ситуации.
  • Ладони наших рук хорошо приспособлены и для того, чтобы прикрывать лицо.
  • Жесты и характер человека связаны очень сильно. Во многих жестах, направленных на собственное лицо, присутствует желание что-то скрыть. Так, количество жестов «рука-лицо» заметно возрастает при намерении солгать. При этом чаще других встречаются следующие движения: прикрытие рта - возможно, посредством касания носа (жесты маскировки), потягивание за мочку уха (имитация самонаказания), потирание щеки, касание или поглаживание подбородка, бровей или волос (самоуспокаивание посредством символической ласки).
  • Аналогично зажатие ушей (пускай и неявное) символизирует стремление воспрепятствовать поступающей звуковой информации, нежелание слышать.
  • Такой жест, как подпирание головы рукой, означает желание покоя и защищенности. В этом выразительном движении заключено невольное стремление вновь преклонить свою голову на колени родителей, то есть оказаться в укромном месте. Поглаживание лица и прикладывание костяшек кисти рук к губам представляют собой сигналы, выражающие стремление к нежности. Проведенные исследования выявили следующие движения, при помощи которых взрослые часто успокаивают себя: подпирание челюсти одной или обеими руками, подпирание щеки или висков, касание рта.
  • Если кто-нибудь прикладывает свои ладони к одной или обеим сторонам головы, создавая своеобразные шоры, то тем самым он хочет оградить себя от раздражителей, чтобы полностью сконцентрироваться на реально существующей или воображаемой проблеме. Тот же эффект достигается, когда кисть руки обрамляет лоб наподобие козырька.

Разумеется, в толковании любых жестов недопустима категоричность и поспешность. Отдельно взятый жест руки может и не иметь символической окраски: например, прикосновение к носу может просто означать, что у человека зачесался нос. Впрочем, такое объяснение человек даст в любом случае, если его самого попросить истолковать его жесты. То или иное положение рук скорее всего будет объяснено самой прозаической причиной либо просто тем, что человек привык так их держать, так ему удобно. Но не будем забывать, что наиболее удобными выступают для нас те позы и жесты, которые соответствуют нашему настроению. А склонность к определенному настроению и делает соответствующие жесты привычными.

Теперь вы знаете о том, как связаны жесты и характер человека.

Тело и душа человека находятся в неразрывной связи. Поэтому невозможно отделить характер от его внешних проявлений. Что снаружи, то и внутри. Психология человека по поведению и жестам дает возможность с легкостью определить характер. Давайте и мы с вами этому научимся.

Внешний вид человека может сказать о многом

Если одежда человека отличается своей необычностью и вычурностью, броскостью, то это говорит о художественном типе личности, об артистической натуре. Есть люди, которые пренебрегают внешним видом. Пообщавшись с ними, вы легко поймете, это его творческое отношение к жизни или банальная неряшливость.

Важно знать! Снижение зрения приводит к слепоте!

Для коррекции и восстановления зрения без операции наши читатели используют набирающий популярность ИЗРАИЛЬСКИЙ OPTIVISION - лучшее средство, теперь доступно всего за 99 руб!
Тщательно ознакомившись с ним, мы решили предложить его и вашему вниманию...

Если человек одет с иголочки, будто только сошел с подиума, это зачастую говорит о том, что он хочет утвердиться с помощью одежды. Это знак внутренней неуверенности и беспомощности.

Внешность человека должна гармонировать с одеждой, дополнять образ. Шизоидные типы личности этого принципа не придерживаются.

Яркие цвета в одежде любят эмоциональные и любвеобильные люди, а полутона – люди спокойные и уравновешенные. Часто люди, которые тяжело привыкают и адаптируются к новым обстоятельствам, носят одежду не по сезону.

Рукопожатие

Рукопожатие – общепринятая форма знакомства мужчин. Если человек издалека идет к вам с протянутой рукой, то можно сказать, что он жизнерадостный и общительный, ничего не скрывает за душой. Если он еще активно трясет вашу руку и быстро говорит – это личность активная, энергичная.

Скрытные люди обычно пожимают руку ладонью вниз и с большим сгибом руки в локтевом суставе. Такое движение будто говорит «ничего не отдам». Часто такие люди оказываются двуличными, безжалостными. Если вашу ладонь будто прижимают вниз, то перед вами личность властная, подавляющая и черствая.

Вялое рукопожатие говорит о лени и безынициативности. Застенчивые и скромные люди пожимают руку неуклюже.

Зона общения

Психология человека по поведению помогает распознать людей неприятных и назойливых.

Агрессивные и бесцеремонные люди неприятны в общении. Они часто нарушают допустимую дистанцию. Это вы чувствуете подсознательно. Они могут хлопать вас по плечу. Долго держать руку или заглядывать в глаза. Если малознакомый человек приближается к вам очень близко, менее 50 см, то это вызывает желание отодвинуться, а также гнев и негодование.

Стеснительные, неуверенные в себе люди держатся на большом расстоянии.

Чем дольше люди общаются и становятся ближе друг другу, тем расстояние между ними сокращается.

Поза, походка, жесты и мимика

Психология человека по поведению и жестам не всегда так проста и однозначна, как может показаться на первый взгляд.

Так как человека с детства воспитывают придерживаться определенных правил и норм поведения, то иногда очень трудно определить характер человека. Например, по улыбке трудно судить, что происходит в душе человека, ведь она может быть настоящей или «сквозь слезы».

Двойственность натуры человека также мешает понять его. Если человек мягкий и безотказный, но не хочет таким казаться, то он соответственно будет вести себя по-другому и контролировать свои действия.

Для понимания языка тела важную роль играют именно непроизвольные, неосознанные движения.

Если у человека асимметричное лицо, то можно сказать. Что рациональное и эмоциональное не в ладу друг с другом. Когда происходит постоянная внутренняя борьба, угрызения совести, это очень отражается на лице.

Если у человека неестественная, зажатая походка (то есть ноги, таз и поясница будто туго связаны между собой), это говорит о проблемах в сексуальной сфере.

Важную роль играют напряженность или расслабленность движений. Когда человек расслаблен он отдыхает душой и открыт для восприятия окружающих.

Психология поведения человека помогает определить черты характера по основным признакам:

  • Беззаботность и недисциплинированность проявляются расхлябанной походкой, непринужденными позами;
  • Неуверенность и боязливость выражаются в закрытых позах рук и ног, руки в карманах или закрывающие часть лица. Также покраснение, прерывистый голос выдают человека неуверенного в себе. Эти люди склонны себя постоянно накручивать и делать из мухи слона;
  • Нервозность, беспокойство выдают ритмичные движения пальцев рук. Перебирание предметов, ерзание на стуле.
  • Широкая и медленная походка говорит о человеке, желающем выставить себя на показ. А театральность жестов говорит о завышенной самооценке;
  • Прямолинейные и сдержанные движения говорят о холодности, расчетливости натуры;
  • Резкие и неупорядоченные движения говорят о раздражительности, нервозности;
  • Если движения тела закругленные и плавные, это характеризует человека эмоционального и беззаботно относящегося к миру.

Глаза и взгляд

Глаза отражают внутренний мир человека. Они первыми реагируют на внутренне состояние. Когда мы грустим, то и в глазах появляется грусть. Если веселимся, то и глаза сияют счастьем.

Взгляд также бывает разным. К примеру, жесткий, колючий, холодный, злой, беспардонный, ласковый, нежный, хмурый, хитрый, упрямый, уверенный, свирепый, возбужденный…

Любое общение сопровождается взглядом. Если происходит нормальное, спокойное общение, то и взгляд будет таким же. Если взгляд уходит вдаль, значит человек отвлекся или задумался. Взгляд искоса выражает недоверие, скрытность. Прищуренные глаза выражают недоверие, злость и мстительность натуры.

У политиков часто наблюдается такая картина, когда одна бровь приподнята. Но складки на лбу остаются горизонтальными. Это говорит о сильной воле, пренебрежении и враждебности к окружающему миру.

Взгляд сверху вниз говорит о высокомерии и презрении. И наоборот, взгляд снизу вверх о подчиненности и услужливости.

Продолжительный, прямой и твердый взгляд говорит о том, что человек хочет подчинить вас своей воли. Так смотрят следователи и работники прокуратуры при допросах.

«Бегающий» взгляд характеризует людей, которые испытывают страх или угрозу. Такие глаза часто бывают у уголовников, которые долгое время провели в тюрьме, а также мошенников.

Психология человека по поведению и жестам иногда помогает определить, какую профессию имеет человек, какую должность занимает и к какому социальному классу относится.

Лицо

При общении, лицо – это первое, на что вы обращаете внимание. Здесь важно рассмотреть нос, губы и складки возле них. Они вам расскажут многое.

Есть так называемая «страдальческая складка», которая придает человеку страдальческое выражение лица. Это люди со слабым характером. Слабой волей, беспомощные и терпеливые. Всегда отступающие перед трудностями.

О силе характера судят по крыльям носа. Если они сильно раздуваются при дыхании, то перед вами человек темпераментный и энергичный.

Уголки рта показывают общее состояние человека. Опущенные уголки выдают пессимиста, вечно недовольного жизнью.

Степень напряжения человека показывает замкнутый рот. Это говорит о решимости и твердости характера. Приоткрытый рот говорит о расслабленности, пассивности.

Улыбка и смех

Все люди улыбаются и смеются по-разному. Смех бывает заразительный, тихий, насмешливый, злой, искренний, лающий, наглый, искусственный и т.д.

Чистый беззаботный смех показывает легкую, свободную, непринужденную натуру.

Если же в человеке есть агрессивность, зависть, злость или презрение, то эти чувства мешают смеяться легко и свободно. Получается что-то типа «хе-хе-хе». Молодые люди, которые хотят обратить на себя внимание, обычно «хихикают». Смех типа «хо-хо-хо» как бы говорит: «Ну скажите тоже…». Он отражает высокомерие, хвастовство, желание унизить, усомниться в сказанном.

Об истинности улыбки каждый человек может судить, полагаясь на свою интуицию. Она подскажет, приятен человек или нет, нравится-не нравится, « скользкий тип» или «как-то он не так улыбается». Интуиция обманывает редко. Психология человека по мимике дает возможность определить, в первую очередь, искренность человека.

Осанка

  • Опущенные или поднятые плечи вместе со слегка сутулой спиной и втянутым подбородком говорят о покорности, слабости, чувстве неполноценности человека;
  • Слишком высоко поднятая голова и выпяченная грудь признак гордости, тщеславия и высокомерия;
  • Напряженная и неподвижная осанка отгораживает чувствительных и стеснительных людей от внешнего мира;
  • Иногда чувствительные люди пытаются это скрыть, внешне показывая жесткость, холодность, как бы ощетиниваясь на окружающих. Тогда появляется некая угловатость осанки;
  • Человек, обладающий чувством собственного достоинства, имеет свободную непринужденную осанку с гордо посаженной головой. Это демонстрирует доверие, открытость и уважение к людям.

Психология человека по поведению и жестам изучается на протяжении многих лет. Эта наука называется язык тела. Достижения современной психологии в этой области дали толчок этому направлению, а спрос на эти знания с практической точки зрения подтолкнул психологов на дальнейшее исследования связи души и тела. Так как любое наше внутреннее переживание, движение души вызывают ответную реакцию в теле, мимике, жестах, движениях.

Зачастую мы видим все эти внешние проявления и наш мозг обрабатывает их мгновенно на уровне «приятно — неприятно», «вызывает доверие – не вызывает доверие» и т.д. Ведь часто бывают в жизни такие ситуации, когда мы говорим «что-то мне не нравится в этом человеке» или «какой он скользкий тип». То есть, мы не знаем, чем вызвана такая наша реакция, но подсознательно чувствуем это. Доверяя своей интуиции и подучив немного язык тела, в повседневной жизни вы сможете определять характер человека с первого взгляда.