19 ноября 1703 года, 310 лет назад, в Бастилии умер узник, прославившийся как «человек в железной маске». Имя таинственного заключенного до сих пор достоверно неизвестно, но историки высказывают самые невероятные версии: так, узником мог оказаться незаконнорожденный брат Людовика XIV (тогдашнего правителя Франции) или его брат-близнец. Вполне возможно, что в маске отбывал наказание кто-либо из государственных преступников или изменников — например, Эрколь Антонио Маттиоли , который обещал помочь Людовику XIV заполучить крепость Казале, но не сдержал свое слово.

Рассказал о «заключенном» иезуит Гриффэ , служивший в Бастилии 9 лет духовником. Согласно его словам, загадочного узника привезли на носилках 19 сентября 1698 с острова Святой Маргариты, и его лицо закрывала плотная черная бархатная маска. Позже она «превратилась» в железную — уже в легендах.

Крепость Эксиллес, где в последний раз видели узника в маске Фото: Commons.wikimedia.org

«Век Людовика XIV» (1751)

Философ-просветитель Вольтер первым написал о Железной маске, предположив, что узник — брат Людовика XIV. Его герой описан так: «ростом выше среднего, молодой, обладающий благороднейшей осанкой. В пути он носил маску со стальными задвижками на нижней ее части, которые позволяли ему есть, не снимая маски. Был отдан приказ убить его в случае, если он снимет маску».

«Виконт де Бражелон» (1847-1850)

Александр Дюма (отец) продолжил тему, заданную Вольтером, в своем романе «Виконт де Бражелон, или Десять лет спустя» (последняя часть трилогии о ).

Узник в железной маске на анонимной гравюре времён Французской революции Фото: Commons.wikimedia.org

Согласно книге, узника по имени Марчиали (брата короля) в тюрьму заключил кардинал Мазарини. Пленник содержался лучше, чем его товарищи, но надзор за ним был строже. Мушкетеры совершили подмену и освободили несчастного узника, оставив на его месте настоящего Людовика XIV. Правда, спустя сутки, бывший пленник был снова возвращен под стражу на остров Св.Маргариты - в этот раз уже навечно.

Наиболее известной частью трилогии «Виконт де Бражелон» стала «Человек в железной маске». Позже автор написал о загадочном герое еще раз — в «Узнике Бастилии».

«Тюрьма» (1822)

«Человек в железной маске» (англ. The Man in the Iron Mask) Фото: Commons.wikimedia.org

Другого француза, Альфреда де Виньи , в истории узника больше интересовали вопросы морали и философии. Писатель задается вопросом, что такое настоящая свобода (внешняя и внутренняя), а его герой в своем воображении сам создает то, чего ему так не хватает: общения с другими людьми, права передвигаться в любом направлении, любви. Даже в название де Виньи выносит слово «Тюрьма». Его персонаж, в отличие от Дюма-отца, так и не покидает стен темницы и умирает в заточении.

«Близнецы» (1839)

Еще один исследователь истории о человеке в железной маске — Виктор Гюго . Пьесу «Близнецы» он написал не в самый удачный период: его предыдущая пьеса, «Рюи Блаз», не имела громкого успеха, и Гюго был этим разочарован. Интересно, что даже в истории таинственного узника писатель находит место для любви: человек в железной маске влюблен в девушку, песни которой он слышит за стенами его камеры.

«Человек в железной маске» в кинематографе

История несчастного узника впервые появилась на экране еще в 1929 году — в немом фильме «Железная маска» (в главной роли — Дуглас Фэрбенкс ). Книгу Дюма после этого экранизировали несколько раз: самой известной версией стала лента 1998 года «Человек в железной маске» с Леонардо ди Каприо (режиссер — Рэндел Уоллес ). Авторы перекроили сюжет на свой лад: мушкетерам все же удается освободить узника (его по фильму звали Филиппом), а в тюрьму посадить его брата Людовика XIV в железной маске. Д’Артаньян, согласно сценарию, был родным отцом Филиппа и Людовика.

Железная маска (фр. Le masque de fer) – таинственный узник времён Людовика XIV, содержавшийся в различных тюрьмах, включая Бастилию, и носивший бархатную маску (позднейшие легенды превратили эту маску в железную). Умер 19 ноября 1703 года.

Маска – это символ преобразования, изменения и одновременно сокрытия, тайны. Маска наделяется способностью преобразовывать наличное в желаемое, преодолевать грань собственной природы; таков магический аспект преображения, свойственный и маскам религиозных ритуалов, и маскам театральных представлений (ведущим свое происхождение от первых). Маска наделяется также негативным значением. Так, согласно поверью, перемена личин свойственна нечистой силе («У нежити своего облика нет, она ходит в личинах»). С этим связано крайне отрицательное отношение церкви к народным праздникам, включающим элемент карнавала, «перемены личины».

Первые сведения о человеке по имени «Железная маска» появились в голландском сочинении «Mémoires secrets pour servir à l’histoire de Perse» в 1745 году. Согласно этих мемуаров «Железная маска» – это герцог Вермандуа, незаконный сын короля Людовика XIV и госпожи Лавальер, давший пощечину своему сводному брату, Великому Дофину, и искупивший эту вину вечным заключением. По официальной версии, Вермандуа скончался в юности в 1683 году. Вольтер в своем «Siècle de Louis XIV» (1751) пробудил всеобщий интерес к этой загадочной личности, относительно которой высказывались разные гипотезы.

Некоторые голландские писатели предполагали, что «железная маска» – иностранец, молодой дворянин, камергер королевы Анны Австрийской и настоящий отец Людовика XIV. Достоверные сведения о «железной маске» дал впервые иезуит Гриффэ, бывший 9 лет духовником в Бастилии, в своем «Traité des différentes sortes de preuves qui servent à établir la vérité dans l’Histoire» (1769), где он приводит дневник королевского лейтенанта в Бастилии и список умерших церкви Св. Павла. По этому дневнику, 19 сентября 1698 с острова Святой Маргариты доставлен был в носилках узник, имя которого было неизвестно и лицо которого было постоянно закрыто чёрной бархатной (а не железной) маской.

Этот узник умер, по дневнику, 19 ноября 1703. Вообще Гриффэ склонялся к высказанному в «Mémoires secrets» мнению о личности «железной маски». В седьмом издании «Философского словаря», в статье Анна Австрийская, Вольтер вернулся к истории «железной маски», указав, что он знает больше, чем Гриффэ, но, как француз, должен молчать.
Один современный толкователь Нострадамуса, специалист в области эзотерической нумерологии, предполагает, что между катренами 96 и 95 Центурии I существует – помимо расположения – и некая скрытая связь, которая прослеживается на основании каббалистических доктрин, взаимоотношений между комбинациями букв еврейского алфавита и цифровых манипуляций, известных под названием «каббала девяти палат». Вероятно, религиозный лидер, о котором говорится в катрене 96 Центурии I («разрушитель храмов и сект»), должен быть тем загадочным ребенком, о котором Нострадамус пишет в катрене 95 той же Центурии

«Около монастыря найдут ребенка – одного из двух близнецов,
Происходящего из старинного монашеского рода.
Его слава, влияние на секты и красноречие будут таковы, что все скажут:
Именно этот человек нам нужен.»

Комментаторы XIX столетия – да и некоторые из современных – традиционно связывали этот катрен с личностью французского короля Людовика XIV. Существовала легенда, что он был незаконным сыном кардинала Мазарини и у него был брат-близнец. Чтобы избежать проблемы с престолонаследием, брата Людовика еще в младенчестве заключили в тюрьму, где он в конце концов состарился и умер, причем не произнес за свою жизнь ни одного слова. Этого узника никто не знал, и в историю он вошел под именем Железная Маска. Однако новейшие исследования показали, что старая интерпретация катрена 95 Центурии I неверна, поскольку, хотя человек в железной маске и существовал, братом – близнецом Людовика XIV он не был. Соответственно нет оснований отрицать, что персонаж данного катрена – это ребенок, ставший впоследствии лидером традиционного христианства (см. катрен 96). Впрочем, даже если эта версия окончательно подтвердится, слова о происхождении ребенка из «старинного монашеского рода» не следует понимать в буквальном смысле – возможно, Нострадамус символически характеризовал глубокие религиозные убеждения этого человека.
Близнец или двойник может выступать как близнечный символ, воплощая принцип дуальности всех явлений. Образ двойника предполагает двойственность элементов, сбалансированную симметрию и динамичное равновесие противоположных сил. Двойничество может развиваться по двум линиям – это и раздвоение и удвоение существа. Вера в существование двойников людей и животных свойственна многим культурам. Образ двойника связан обычно с трагической тематикой, поскольку, как и всякая манифестация множественности, удвоение имеет своим атрибутом страдание и зло. Так, например, в германском фольклоре возникает образ доппельгангера (в дословном переводе «призрак-двойник»), встреча с которым сулит смерть человеку, аналогичное представление имеется в шотландском фольклоре. Другой аспект образа связан с фигурой двойника как олицетворения духовного начала, души. Древние египтяне верили, что двойник, ка, это точная копия человека, невидимая обычным людям. Ка есть не только у людей, но и у богов, растений и животных, даже у камней. Двойник божества мог поведать жрецам о прошлом и будущем. Римляне считали, что у каждого человека есть дух-двойник – охранительный гений.


фаворитка и любовница короля Людовика XIV

Версии о личности человека «Железная маска»
Незаконный брат Людовика XIV. Издателем эта статья дополнена примечанием, в котором говорится, что «железная маска» был старший брат Людовика XIV, незаконный сын Анны Австрийской, уверенность которой в бесплодности была опровергнута рождением этого сына; затем она родила Людовика XIV от своего супруга. Людовик XIV, узнав, уже будучи совершеннолетним, об этом брате, велел его заточить. Linguet, в своей «Bastille devoilée», называет отцом железной маски герцога Бекингэма. St. Michel обнародовал книгу, в которой старался доказать тайный брак королевы Анны с Мазарини.
Брат-близнец Людовика XIV. Аббат Суляви, издавший «Mémoires du Maréchal de Richelieu» (Лондон и Париж, 1790), пытался доказать, что «железная маска» был близнец Людовика XIV. Людовик XIII велел тайно воспитать этого принца, чтобы предотвратить те несчастия, которые, по предсказанию, должны были произойти для королевского дома от этого двойного рождения. После смерти Мазарини, Людовик XIV узнал о рождении брата, велел его заточить и, ввиду их поразительного сходства, заставил его носить железную маску. Во время революции это мнение считалось наиболее верным.
Авантюрист Маттиоли. По другим сведениям, пленник с чёрной бархатной маской был записан в списках Бастилии под именем Marchioli. Сенак де Милхан высказал мнение, на основании итальянских документов, что «железная маска» – не кто иной, как Маттиоли, министр Карла-Фердинанда Мантуанского. К этому же мнению присоединился Руа-Фазильяк в своих «Recherches historiques et critiques sur l’homme au masque de fer» (Париж, 1800). Маттиоли обещал Людовику XIV в 1678, что он убедит своего герцога отдать Франции крепость Казале; он получил 100000 скудо и дорогие подарки, но выдал эту тайну Савойе, Испании и Австрии. Чтобы отомстить ему, французское правительство заманило его на свою территорию и заключило его сначала на острове Святой Маргариты, потом в Бастилии.
Другие версии. Юнг (1873) вместе с Ризе («Die eiserne Maske», Грейфсвальд, 1876) утверждает, что «железная маска» был лотарингский дворянин Армуаз, который в 1672 стоял в испанских Нидерландах во главе заговора против Людовика XIV и был захвачен в 1673. Другие, рано отброшенные и явно фантастические, версии отождествляли Железную Маску с Николя Фуке, министром Людовика XIV, умершим в Бастилии, или с англичанином герцогом Монмаутским, который восстал против Якова II и казнён в 1685. Александр Дюма описал «железную маску» в романе Виконт де Бражелон, как предполагаемого брата-близнеца Короля-Солнце Людовика XIV. Его личным тюремщиком был Шарль де Бац, граф Д"Артаньян.


Игорь Меркулов

Кстати, Луиза-Франсуаза де Лабом-Леблан (фр. Louise-Françoise de La Baume Le Blanc, de la Vallière и de Vaujours; 6 августа 1644, Тур – 7 июня 1710) – герцогиня де Лавальер и де Вожур, фаворитка Людовика XIV.
Была фрейлиной принцессы Генриетты Орлеанской. Несмотря на то что она не отличалась красотой и несколько прихрамывала, ей удалось обворожить короля своей миловидностью и приветливым нравом. У нее было от него четверо детей, из которых осталось в живых двое: Мария-Анна де Бурбон, мадмуазель де Блуа (pодилась в 1666) и Людовик, граф Вермандуа (род. в 1667), предполагаемый заключённый «Железная маска».
В дуалистических мифологиях один из близнецов наделяется положительной символикой, а другой – отрицательной, и тогда вместе они символизируют взаимно уравновешивающиеся доброе и злое начала. В таких случае, как правило, вводится мотив соперничества между братьями-близнецами (египетский миф об Осирисе и Сете и славянский миф о Белобоге и Чернобоге). Кроме того, нередко встречается мотив брака близнецов – брата и сестры, символизирующего единение воплощенных в их образах противоположностей (к примеру, брак египетских Осириса и Исиды). Иногда близнецам приписывалось два отца – обычный человек и тотем, в более развитых мифологических традициях – бог; иногда они считались детьми бессмертного отца и смертной матери. Божественные и человеческие характеристики в этом случае, как правило, остаются раздельно выраженными. Так, например, один из близнецов наделяется бессмертием и символизирует вечное духовное начало человека, его душу, тогда как другой близнец смертен и олицетворяет подверженное деструкции телесное начало. Например, в греко-римской мифологии Диоскуры – смертный Кастор и бессмертный Поллукс были сыновьями Леды и, соответственно, царя Тиндарея и Зевса. Существует древний индоевропейский культ близнецов. Характерными его чертами является связь близнечных персонажей с конями (Ашвины – «обладающие конями» – изображались в виде двух коней), с солнцем и со сменой дня и ночи (Диоскуры появляются на небе в виде утренней и вечерней звезды созвездия Близнецов, Ашвины олицетворяют утренние и вечерние сумерки), с чередованием жизни и смерти (Кастор и Поллукс поочередно пребывают в Аиде и на Олимпе).

Катрены, центурии и пророчества Нострадамуса о событиях мировой истории

Железная Маска – под этим именем остался в истории самый таинственный заключенный эпохи Людовика XIV. Все, что достоверно известно об этом человеке, - номер, под которым он числился в Бастилии (64489001). Предположительно, был рожден в 40-х годах XVII века. Содержался в разных тюрьмах. В 1698-ом был окончательно помещен в Бастилию, где и умер.

Исторические сведения

На самом деле, узник № 64489001 носил не железную, а всего лишь бархатную маску. Она должна была скрывать его личность от посторонних, но никак не служить средством пыток (как железная). Даже сами надзиратели не знали, что за преступник носит эту маску. Его таинственность постепенно стала поводом для возникновения многочисленных легенд и домыслов.

Впервые о заключенном в железной маске упоминается в «Тайных записках Персидского двора», изданных в Амстердаме в 1745-ом. Автор записок указывает, что под номером 64489001 в каземате содержался внебрачный сын царственного Людовика XIV и его возлюбленной, герцогини де Лавальер. Он носил титул графа Вермандуа. В заключение попал за пощечину, которую дал своему брату, Великому Дофину.

Эта версия абсолютно не состоятельна, поскольку настоящий граф Вермандуа умер в возрасте 16-ти лет в 1683-ем. До этого он успел принять участие в войне с Испанией, так что времени на столь длительное заключение у него просто не было. Иезуит Гриффе, служивший при Бастилии духовником, записал, что впервые таинственного арестанта привезли в Бастилию в 1698-ом, а умер он в 1703-ем.

Старший брат или близнец Людовика XIV

Позднее Франсуа Вольтер высказал предположение, что господином в железной маске мог быть единоутробный брат самого Людовика XIV. Королю не нужны были соперники, поэтому он заключил брата в Бастилию, предварительно обязав того носить на лице маску. Очевидно, именно с этим могла быть связана вся та таинственность, которой окружили этого заключенного. Такую догадку Вольтер высказал в своем произведении 1751 года «Век Людовика XIV».

Анна Австрийская долгое время считалась бесплодной. Затем она родила внебрачного сына, после чего появился на свет и законнорожденный наследник престола – Людовик XIV. Последний, узнав о наличии старшего брата, решил покончить с ним. Кроме того, ходили слухи, что и сам Людовик – не родной сын короля. Это ставило под сомнение его право на корону.

Казнить сына французской королевы и родного брата Людовик XIV не мог, поэтому предпочел навсегда заточить несчастного юношу в тюрьму. Ношение маски – способ скрыть тайну, которая могла стать причиной государственного переворота. Имени этого предполагаемого старшего брата история не сохранила.

Также высказывались догадки, что Железная Маска – и вовсе брат-близнец Людовика XIV. Появление у королевской четы близнецов мужского пола самопроизвольно порождало массу проблем с престолонаследованием. Одним из сыновей королевы пришлось пожертвовать во имя сохранения стабильности в стране. Мальчик воспитывался тайно. Повзрослев, Людовик XIV узнал о брате-близнеце, который был на него похож как отражение в зеркале. Испугавшись за свою корону, Людовик приказал устранить соперника.

Эрколь Маттиоли

Четвертой версией было предположение, что под маской скрывался известный итальянский авантюрист Эрколь Антонио Маттиоли. В 1678-ом между ним и Людовиком XIV было заключено соглашение: Маттиоли обязался уговорить своего сюзерена отдать королю крепость Казале. Итальянец благополучно продал эту государственную тайну нескольким странам за солидное вознаграждение. За это он был предан французским правительством пожизненному тюремному заключению.

Генерал Булонд

Поводом для возникновения еще одной версии стали тайные записки Людовика XIV. Французский король вел зашифрованные дневники, которые спустя несколько веков расшифровал известный криптограф Этьен Базери. Оказалось, что узником в маске мог быть также и французский генерал Вивьен де Булонд, покрывший себя и Францию несмываемым позором в одном из сражений Девятилетней войны. Эта версия, как и все прочие, не была доказана на 100%.

Настоящий Петр I

Разные историки и исследователи, заинтригованные великой тайной, продолжали выдвигать всевозможные версии касательно личности узника в железной маске. Большая часть историков приходила к мнению, что им мог быть кто-то из заговорщиков, посмевших замахнуться на королевскую власть. Среди них: лотарингец Армуаз, королевский министр Фуке, кардинал Мазарини и пр.

Еще одна версия даже касалась России. Согласно ей в Бастилии был заключен сам Петр I, причем, истинный царь. В 1698 году – именно тогда, когда в Бастилии появился заключенный № 64489001 – якобы произошла подмена российского царя. Петр I осуществлял тогда дипломатическую миссию («Великое посольство») в Европе.

За границу уехал истинный, православный российский царь, свято чтивший традиции. Назад же вернулся европеец, обряженный в «басурманское платье» и с целым ворохом диких для патриархальной Руси нововведений. После этого стали поговаривать, что Петра Великого за границей подменили на самозванца. Эту подмену позднее связали с Железной Маской. До сих пор не известно, кто же на самом деле ее носил.

19 ноября 1703 года в Бастилии умер узник, который вошел в историю как «человек в железной маске». Тайна жизни этого человека, который был пожизненно заключенным при Людовике XIV , уже много веков интересует историков и писателей. Впрочем, многих волнует вопрос: существовал ли он вообще или это просто выдумка и легенда

Самыми известными легендами о Железной Маске являются труды Вольтера . Еще в 1751 году он пишет о том, как на остров Святой Маргариты прибыл некий молодой узник, на лице которого была железная маска. Позже за ним приехал помощник военного министра маркиза де Лувуа и перевез его в Бастилию, где узника содержали в шикарных условиях. Кормили изысканными блюдами, одевали в лучшие одежды и выполняли любой приказ. На стол ему накрывал даже сам губернатор. Все это указывало на то, что этот узник был выходцем из знатного рода.

Позже Вольтер снова упомянул о Железной Маске уже в другой своей книге. Он писал, что пленник носил эту маску даже при враче. А все потому, что в его чертах лица было удивительное сходство с какой-то очень известной особой при дворе. А еще позже Вольтер и вовсе прямо заявлял, что узник в маске был родным братом Людовика XIV. Именно эта версия является одной из самых популярных, особенно в кинематографе и литературе.

Пять самых интересных версий:

Узник в железной маске был братом-близнецом Людовика XIV.

Людовику XIII предсказали, что если у него родятся близнецы, то они принесут ему несчастья и скорую смерть. Поэтому, когда у него родились два сына-близнеца, он спрятал одного из них вдали от дома. Когда Людовик XIV, будучи уже королем, узнал о брате, он нашел его и заточил навсегда, надев на него железную маску, чтоб никто никогда не узнал их тайну.

Узник в железной маске был сводным старшим братом Людовика XIV.

По этой версии, человек в маске был старшим братом короля, которого Анна Австрийская родила от своего любовника, а не законного мужа короля Людовика XIII. Опасаясь гнева своего супруга, Анна вынуждена была спрятать младенца.

Узник и Людовик XIV — сыновья Анны Австрийской, но не короля.

Также существует версия, по которой Людовик XIV и «человек в железной маске» действительно были братьями, братьями по матери. Но ни один из них не был сыном короля. Следовательно, законных прав на престол не имел ни один, ни второй. Но если отцом «человека в железной маске» был один из многочисленных любовников Анны Австрийской, то отцом будущего Людовика XIV — кардинал Мазарини . Пользуясь своим влиянием при дворе, кардинал мог оставить своего сына в качестве будущего короля, а второго ребенка Анны Австрийской держать в тайне.

Итальянское происхождение узника.

После смерти таинственный узник был похоронен под именем Марчиолли. В связи с этим появились предположения о возможных итальянских корнях узника. Якобы заключенного на самом деле звали Эрколь Антонио Маттиоли . А при захоронении, из-за путаницы в языках, могли написать неправильно. А ведь в историю действительно вошел шпион Маттиоли. Он впервые появился при французском дворе в 1678 году и выдавал себя за испанского министра. Позже он провернул серию афер, пытался выдать государственную тайну короля и за это был жестоко наказан. Его поместили в тюрьму, и на лице у него всегда была железная маска. Впрочем, эта версия имеет очень много спорных нюансов.

Три узника в бархатных масках.

Версия, которая больше всего подтверждена фактами.

На острове Святой Маргариты, а затем в Бастилии, в течение почти тридцати лет содержались целых три узника, чьи лица были закрыты масками. Правда, они были бархатными, а не железными. Один из них — действительно авантюрист Маттиоли. Второй — министр Николя Фуке , который попал в заточении из-за конфликта с королем. По долгу службы он знал столько королевских тайн, что допустить его контактов с другими людьми было невозможно. Фуке был настолько умен, что подстраховался: в случае его насильственной смерти, некие государственные секреты всплыли бы из рук верных Фуке людей и погубили бы короля. Поэтому Людовик XIV вынужден был оставить опального министра в живых.

И, наконец, третий узник в маске — Эсташ Доже . Считается, что это был священник, узнавший о романе Людовика XIV с мадам Монтеспан . За что и поплатился свободой.

В 1698 году в Бастилию доставили заключенного, лицо которого скрывала ужасная железная маска. Его имя было неизвестно, а в тюрьме он числился под номером 64489001. Созданный ореол таинственности породил немало версий, кем мог быть этот человек в маске.

Узник в железной маске на анонимной гравюре времён Французской революции (1789).
О переведенном из другой тюрьмы узнике начальство не знало ровным счетом ничего. Им было предписано поместить человека в маске в самую глухую камеру и не разговаривать с ним. Через 5 лет заключенный умер. Он был похоронен под именем Марчиалли. Все вещи покойника сожгли, а стены расковыряли, чтобы не осталось каких-либо записок.
Когда в конце XVIII века под натиском Великой французской революции Бастилия пала, новое правительство обнародовало документы, проливающие свет на судьбы заключенных. Но в них о человеке в маске не было ни единого слова.


Бастилия – французская тюрьма.
Иезуит Гриффе, бывший духовником в Бастилии в конце XVII века, писал, что в тюрьму доставили узника в бархатной (не в железной) маске. К тому же, заключенный надевал ее только тогда, когда в камере кто-нибудь появлялся. С медицинской точки зрения, если бы узник действительно носил личину из металла, то это неизменно изуродовало его лицо. Железной маску «сделали» литераторы, которые делились своими предположениями, кем на самом деле мог быть этот загадочный заключенный.

Человек в железной маске.
Впервые об узнике в маске упоминается в «Тайных записках Персидского двора», изданных в 1745 году в Амстердаме. Согласно «Запискам», заключенным № 64489001 был не кто иной, как внебрачный сын Людовика XIV и его фаворитки Луизы Француазы де Лавальер. Он носил титул герцога Вермандуа, якобы дал пощечину своему брату Великому Дофину, за что и угодил за решетку. На самом деле, эта версия неправдоподобна, т. к. внебрачный сын французского короля умер в 16-летнем возрасте в 1683 году. А по записям духовника Бастилии иезуита Гриффе, неизвестного заключили в тюрьму в 1698 году, а скончался он в 1703 году.


Кадр из к/ф «Человек в Железной маске» (1998).
Франсуа Вольтер в своем произведении «Век Людовика XIV», написанном в 1751 году, впервые указал, что Железной Маской вполне мог быть брат-близнец Короля-солнце. Чтобы не возникло проблем с престолонаследием, одного из мальчиков воспитывали тайно. Когда же Людовик XIV узнал о существовании брата, то обрек его на вечное заточение. Эта гипотеза настолько логично объясняла наличие у заключенного маски, что она стала самой популярной среди прочих версий и впоследствии была не раз экранизирована режиссерами.

Под маской мог скрываться итальянский авантюрист Эрколь Антонио Маттиоли.
Существует мнение, что маску вынужден был носить известный итальянский авантюрист Эрколь Антонио Маттиоли. Итальянец в 1678 году заключил соглашение с Людовиком XIV, по которому обязывался заставить своего герцога сдать крепость Казале королю в обмен за вознаграждение в 10 000 скудо. Деньги авантюрист взял, но договор не выполнил. Более того, Маттиоли выдал этот государственный секрет еще нескольким странам за отдельное вознаграждение. За эту измену французское правительство отправило его в Бастилию, заставив надеть маску.


Российский император Петр I.
Некоторые исследователи выдвигали совсем уж неправдоподобные версии о человеке в железной маске. По одной из них, этим узником мог быть российский император Петр I. Именно в тот период Петр I находился в Европе со своей дипломатической миссией («Великое посольство»). Самодержца якобы заточили в Бастилию, а вместо него домой отправили подставное лицо. Мол, как иначе объяснить тот факт, что царь уезжал из России свято чтившим традиции христианином, а обратно вернулся типичным европейцем, пожелавшим сломать патриархальные устои Руси.