Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а непросто отсутствие болезней или физическихдефектов.
(Всемирная организация здравоохранения)

В соответствии с законом РФ «Об образовании» здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Большую часть дня учащиеся проводят в стенах школы.

Сохранение и укрепление здоровья учащихся становится одной из важнейших задач образовательного учреждения.

Общеизвестно, что состояние здоровья детей в современных условиях значительно зависит от условий, в которых находятся дети (безопасность пребывания в школе, санитарно-гигиеническое состояние помещений, освещенность и температурный режим помещений, нормальное функционирование всех систем жизнеобеспечения).

Здоровьесберегающая деятельность в нашей школе осуществляется в соответствии с планом по оздоровлению и формированию здорового образа жизни, критериями СанПиНа, нормами утомляемости, нормами учебного плана, принципами здорового образа жизни и включает в себя следующие пункты:

Соблюдение гигиенических требований
Соблюдение качества питьевой воды и питания учащихся
Физическая активность школьников в период их пребывания в школе
Организация образовательного процесса по принципам здоровьесбережения
Создание благоприятного психологического климата в школе
Создание благоприятного экологического климата на территории школы
Снижение заболеваемости школьников и педагогов
Грамотность школьников и педагогов по вопросам здоровья
Внеклассная и внеурочная работа по сохранению и укреплению здоровья учащихся

Здоровьесберегающая среда

В рекреации второго этажа расположен прекрасный зелёный уголок, созданный руками учителей, учеников и их родителей. Начинали с малого - с нескольких растений. Постепенно уголок разрастается, ребята ухаживают за растениями. Зелёный уголок является излюбленным местом отдыха учащихся нашей школы.

Рекреации в школе используются для реализации двигательного режима, коридоры украшены тематическими стендами, детскими рисунками, растениями.

Музыкальные звонки оказывают позитивное воздействие на нервную систему ребёнка.

Для обеспечения питьевого режима в классных комнатах установлены кулеры для экологически чистой бутилированной воды.

Деятельность по совершенствованию медицинского обслуживания

В школе имеются медицинский, процедурный кабинеты. Медицинская служба решает следующие задачи:

Контроль за нормами и требованиями школьной гигиены;
ранняя диагностика и профилактика заболеваний;
диспансеризация учащихся в районной поликлинике;
доврачебная помощь;
пропаганда здорового образа жизни;
проведение профилактических прививок.

Медицинский, процедурный кабинеты оснащены необходимым инвентарём и лекарственными средствами.

В школе постоянно действует санитарно-гигиенический и противоэпидемический режим - регулярно проводятся влажные уборки, генеральные уборки, соблюдается режим проветривания.

Сотрудники медицинского кабинета систематически проводят беседы с детьми и родителями о необходимости прививок, соблюдении мер гигиены, закаливания: для родителей - «О пользе прививок», «Об аллергии у детей»; для учащихся - «О личной гигиене», «О правильном и рациональном питании», «О санитарно-эпидемиологическом режиме».

Ежегодно проводятся диспансеризация в поликлинике № 44. Диспансеризация проводится согласно графику и по возрастам: 2 класс - 8 лет; 4 класс - 10 лет; 6 класс - 12 лет; 9, 10, 11 класс. В случае необходимости отдельные учащиеся школы направляются на консультации к специалистам. По результатам полученного заключения проводится разъяснительная работа с учащимися и их родителями, контролируется выполнение рекомендаций специалистов.
Для каждого ребёнка создан Паспорт здоровья.

Организация рационального питания

Сотрудниками школы разработана и реализуется программа производственного контроля за соблюдением санитарно-гигиенических норм организации школьного питания.

Энергетическая ценность и сбалансированность рациона питания в соответствии с возрастными особенностями развития рассчитывается технологом ГУП ОКШП СВАО и утверждается главным врачом. Питание в школе двухразовое (завтрак, обед); оно полноценное и сбалансированное. Основное требование к содержанию питания - соотношения белков, жиров и углеводов, что соответствует энергозатратам детей и нормам СанПиН.

Осуществляется постоянный медицинский контроль за соблюдением личной гигиены и современном прохождении медосмотров сотрудниками пищеблока. Строго соблюдается питьевой режим.

Разнообразие в питание вносит работа школьного буфета с широким ассортиментом соков, выпечки.

В школе реализуется программа «Чистая вода», соблюдается питьевой режим, используется адаптированная для детского питания вода. Кулеры расположены в классных комнатах школы, в спортивном зале, столовой.

Физическое воспитание и двигательная активность

помогают формировать у учащихся здоровый образ жизни, устойчивый интерес и тягу к физическому самоусовершенствованию. Успехи зависят от правильного сочетания различных форм занятий, средств и методов. Улучшение физического здоровья возможно посредством цикла мероприятий физкультурно - оздоровительного, общеукрепляющего, спортивного характера. Всё это способствует повышению функционального состояния мышечной системы, формированию здоровой осанки, увеличению резервов сердечно - сосудистой системы, органов дыхания и закалённости организма.

Физическое воспитание и двигательная активность в школе в режиме учебного дня осуществляется в самых разнообразных формах. Центральное место занимает урок физической культуры; в него включаются разнообразные упражнения, оказывающие разносторонне коррекционное воздействие на организм детей, широко используются строевые, общеразвивающие, коррекционные упражнения, разновидности бега и прыжков. Формирование системы элементарных знаний о здоровом образе жизни проводится на каждом уроке в виде бесед.

В школе созданы условия для удовлетворения потребности детей в движении, организованы физкультурно - оздоровительные мероприятия:

1. УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА

проводится перед началом учебных занятий, в 8.20. Это одна из наиболее распространенных форм применения физкультуры. Зарядка состоит из комплекса физических упражнений умеренной нагрузки, охватывающих основную скелетную мускулатуру. Она заряжает ребёнка энергией и бодростью на предстоящий день. Зарядка мобилизует внимание занимающихся, повышает дисциплину (прививает гигиенический навык заниматься). Систематически проводимая зарядка служит хорошим средством укрепления здоровья.

2. ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ КРУЖОК

бальные танцы;

3. ДНИ ЗДОРОВЬЯ

в их подготовке и организации активное участие принимают ученики, родители и педагоги.

4. ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ ПРАЗДНИКИ.

5. СПОРТИВНЫЕ СОРЕВНОВАНИЯ

внутри школы проводятся по графику.Большое внимание в школе уделяется мониторингу здоровьесберегающей деятельности - комплексному системному изучению состояния здоровья школьников, и в частности, ведётся работа по мониторингу физической подготовленности обучающихся. Программа мониторинга позволяет отслеживать динамику уровня физической подготовленности каждого ученика, учебной группы. Предложенные технологии позволяют также объективно и регулярно оценивать здоровьесберегающую направленность учебной дисциплины физическая культура и её динамику изменений, на основе которой обеспечивается дифференцированный подход в обучении.

Психолого-педагогические факторы в формировании здоровьесберегающего образовательного пространства

Отсутствие учебных перегрузок:

Основные объекты внимания администрации и учителей школы в аспекте здоровьесбережения - учебная нагрузка учащихся (предотвращение перегрузок), создание условий для получения учащимися достаточной физической и двигательной нагрузки, грамотное использование ТСО, содействие рациональной организации режима для школьников.

Показатели рациональной организации учебного процесса в ГОУ СОШ N 297:
объем учебной нагрузки - количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий в соответствии с возрастом учащихся;
нормирование нагрузки от дополнительных занятий в школе: факультативов, индивидуальных занятий, занятий по выбору (их частота, продолжительность, виды и формы работы);
занятия активно-двигательного характера: динамические паузы, подвижные игры на переменах, прогулки, уроки физической культуры; спортивные занятия (их частота, продолжительность, виды и формы занятий).

Отсутствие психологических перегрузок, обеспечение психологической безопасности

Психологические перегрузки у ряда детей могут быть связаны с особенностями индивидуального развития. Для того, чтобы предупредить подобные ситуации, в нашей школе проводится психологическая диагностика по выявлению данных групп учащихся для последующей педагогической коррекции учебного процесса.
Формирование эмоционально благополучной среды в урочной и внеклассной деятельности поддерживает спокойные отношения между учащимися и педагогами.
Физкультминутки на уроках
Урок в первом классе длится 35 минут в соответствии с низкой устойчивостью детского внимания.

Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в образовательном процессе

Деятельность педагогического коллектива школы на протяжении ряда лет ориентирована на изучение, разработку и внедрение здоровьесберегающих технологий.
В результате многолетней работы педагогического коллектива ГОУ СОШ N 297 по здоровьесбережению, выработан ряд гигиенических показателей, характеризующих урок:
оптимальные гигиенические условия в классе;
средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности;
разнообразие видов, форм и методов преподавания;
наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы творческого самовыражения учащихся;
место и длительность применения технических средств обучения;
физкультурные минутки и оздоровительные паузы;
наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни;
психологический климат на уроке;
темп и особенности окончания уроков.

Дополнительное образование

Физкультурно - оздоровительное направление
Все программы данного направления позволяют решать задачи физического воспитания, формируя у учащихся целостное представление о физической культуре, её возможностях в повышении работоспособности и улучшении состояния здоровья, а главное - воспитывают личность, способную к самостоятельной творческой деятельности.

Художественно – эстетическое направление
Учебные программы направлены на развитие нравственных и эстетических качеств личности, творческих способностей.

Научно – техническое направление
Цели и задачи проектной деятельности - осуществлять межпредметные связи в процессе обучения; расширять знания детей по темам окружающего мира, истории, москвоведения; развивать пространственное воображение детей, мелкую моторику кистей рук; воспитывать трудолюбие, старательность, чувство коллективизма и взаимопомощи.

Всемирный День здоровья

Ежегодно в апреле в нашей школе проводится «Месячник здоровья». Традиционно он начинается с «Всемирного Дня здоровья» - общешкольной зарядки и хорошего настроения. В программу включены классные часы, беседы, выпуск стенгазет, спортивные игры, работа с Паспортом здоровья, конкурсом рисунков. А заканчивается «Веселыми стартами», победами, грамотами и призами!

Проблема сохранения здоровья детей в условиях современной школы уверенно лидирует среди других актуальнейших проблем в образовании.

Каковы же причины, негативно влияющие на здоровье учащихся? Что должен делать учитель, чтобы сохранить здоровье детей, укрепить его, а не ухудшить на протяжении всех лет обучения в школе?

Школа как социальная среда, в которой дети находятся значительное время, нередко создает для них психологические трудности. Специфика современного учебного процесса обусловлена как продолжительностью учебного дня и обилием домашних заданий, так и структурой деятельности, количеством, темпом и способами подачи информации, исходным функциональным состоянием и адаптивностью ученика, характером эмоционального фона и другими факторами. Ученику приходится приспосабливаться к давлению, оказываемому на него требованиями учебного процесса.

Успешность обучения в школе определяется уровнем здоровья, с которым ребенок пришёл в школу, что является исходным фоном на старте обучения. На этом фоне в дальнейшем не менее важна и правильная организация учебной деятельности. От того насколько органичен образовательный процесс, насколько педагоги учитывают специфику возможностей ребенка того или иного возраста, насколько полно учитываются все отрицательно влияющие на здоровье ребенка факторы обучения, напрямую зависит, сумеем ли мы сохранить здоровье современного школьника.

Задумываясь о здоровье школьников, нужно признать, что традиционная классно-урочная система организации учебного процесса устарела, она неблагоприятно влияет на здоровье детей. Особенно отрицательно влияют на физическое и психическое здоровье детей следующие факторы:

  • интенсификация учебного процесса;
  • нерациональная организация процесса обучения;
  • несоответствие методик обучения возрастным возможностям школьников.

С негативным влиянием данных факторов специалисты связывают до 40 % детской патологии. Рациональная организация учебного процесса необходима для предотвращения перегрузки, перенапряжения, обеспечения условий успешного обучения школьников, сохранения их здоровья. Сохранить и укрепить здоровье школьников помогает умение применять здоровьесберегающие технологии.

Здоровьесберегающие образовательные технологии - совокупность всех используемых в образовательном процессе приемов, методов, технологий, не только сберегающих здоровье учащихся и педагогов от неблагоприятного воздействия факторов образовательной среды, но и способствующих воспитанию у учащихся культуры здоровья. Применение этих технологий способствует созданию специальных условий, обеспечивающих развитие сильных, знающих о своем здоровье, умеющих его беречь и подготовленных для жизни личностей.

Таким образом, одной из актуальных практических задач школы является создание комфортной, экологичной, психологически здоровой образовательной среды для учащихся путем внедрения научно-эффективных технологий, способствующих адаптации и созданию педагогических условий для саморазвития и творческой реализации детей и подростков.

  • Цель здоровьесберегающего сопровождения - создание безопасного для здоровья образовательного пространства на уроках, а также создание оптимальных психолого-педагогических условий для развития и самореализации индивидуальных способностей ребёнка, сохранения и укрепления его здоровья.

Требования к учителю просты и естественны: не допускать переутомления учащихся на уроках и перегрузки их домашними заданиями. Одним из факторов, содействующих утомлению детей, являются однообразные организационные формы обучения. Пусть даже передовые формы, но если они повторяются из урока в урок, из месяца в месяц, то они, безусловно, «приедаются», детям становится неинтересно, а это верный путь к повышенной утомляемости. Домашняя подготовка к одному уроку не должна занимать в среднем более 20 минут, т.е. более половины времени урока. Этого можно добиться, если полностью и эффективно использовать для обучения всё время урока.

Исследованиями гигиенистов установлено, что построение учебного дня без учета возрастных особенностей детей даже при внедрении всех форм физкультурно-оздоровительной работы приводит к выраженному утомлению учащихся в течение дня, недели, года. Это, в свою очередь, вызывает неблагоприятные сдвиги в функциональном состоянии различных органов и систем и в конечном итоге ведет к ухудшению здоровья учащихся в конце учебного года.

Рациональный режим, прежде всего, предусматривает четкое чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток и строгую регламентацию разных видов деятельности. Подавляющее число функциональных отклонений в организме учащегося за время обучения в школе связано с увеличением учебной нагрузки, условиями протекания учебно-воспитательного процесса, особенностями построения уроков.

Каждый учитель должен видеть главную свою задачу в том, чтобы инициировать, продвигать вперёд и контролировать учебный процесс так, чтобы учащиеся учились искусству учёбы. Успешная учебная деятельность и состояние здоровья детей не могут сегодня рассматриваться изолированно друг от друга. Они взаимосвязаны и требуют к себе пристального внимания взрослых, учителей-практиков и родителей. Хорошее здоровье только благоприятным образом способствует полноценному развитию детей, способствует безболезненной адаптации к новой для школьника учебной деятельности, связанной с напряженной умственной нагрузкой.

Сбережение и укрепление здоровья тесно связано с применением в школе информационно-коммуникативных технологий обучения, при которых дети не устают, а продуктивность их работы возрастает. Однако внедрение компьютерных технологий в нашу жизнь неминуемо сказывается на здоровье. Что должен сделать учитель для обеспечения безопасного сотрудничества ребенка с компьютером? В первую очередь, создать соответствующие условия работы. На уроках нужно учить строить взаимоотношения с компьютером грамотно и технологично, чтобы максимально уменьшить риск для здоровья, развивать интерес к занятиям и мотивацию учения, ведь они привлекают внимание ребят к учебным занятиям, делают их желанными, комфортными, приятными, привлекательными, исключают угнетение, стрессы, различные негативные реакции, плохо влияющие на психику подростков. А все это помогает сберечь и укрепить здоровье подрастающего поколения.

Основной путь к здоровью - воспитание культуры здоровья, формирование убежденности ребенка в том, что нет другого правильного образа жизни, кроме здорового. Задача системы образования - добиться, чтобы здоровый образ жизни стал основой нового мировоззрения нового времени.

Забота о здоровье школьника от 7 до 12 лет. О распространенных проблемах в этом возрасте. Профилактика переутомлений в школе.

Школьная пора — серьёзный этап в жизни ребёнка. Юный школьник получает новые знания, активно посещает кружки и секции, расширяет свой кругозор. Но вместе с тем познавательный период несёт и ряд неприятностей. По данным соцразвития, именно в этот период начинают формироваться хронические недуги. Почему такое происходит?

Причины:

  • Переутомление

На домашнее задание у школьников уходит как минимум два часа. Прибавьте к этому многочисленные кружки и секции. Вот и получается, что ребенок лишен возможности нормально отдыхать, бывать на свежем воздухе.

Это ведет к хронической усталости, плохой успеваемости, близорукости, астигматизму вследствие нагрузки на глаза.

Профилактика

Составьте чёткий режим дня, как бы ни был загружен ребёнок после школы, в течение часа он должен поесть и отдохнуть (погулять на улице, поиграть с домашними питомцами, порисовать). Не стоит записывать кроху во всевозможные кружки и секции. Конечно, вначале ребёнок будет хвататься за всё, он ещё не понимает, насколько тяжело совмещать. Однако это чревато синдромом выгорания и отсутствием желания заниматься вообще. Выберите 1-2 секции, которые ребёнку больше всего по нраву. Пусть он втянется в учебный процесс.

  • Тесный контакт

Школа — общественное место с большим количеством детей. Ограничить или минимизировать контакт детей друг с другом невозможно, да и не нужно, ведь дети учатся общаться и осознанно выбирать себе друзей по интересам. К тому же с началом школьной поры дети приносят не только дневник с оценками, но и частые респираторные заболевания.

Профилактика

Чтобы сохранить здоровье принимайте профилактические меры. Утром предлагайте отвар шиповника с мёдом, морсы с малиной и клюквой, смазывайте ноздри оксолиновой мазью. Положите школьнику в рюкзак антибактериальные салфетки, чтобы он мог вытереть руки. По приходу из школы приучайте мыть руки с мылом и промывать нос соляным раствором. С наступлением холодов давайте ученику больше овощей и фруктов. Следите, чтобы ребёнок гулял на свежем воздухе хотя бы час в день, не кутайте его. И не водите в школу с симптомом недомогания. Ребёнок должен лечиться и восстанавливать силы, а не заражать других детей.

  • Гиподинамия

После школы многие дети вместо того, чтобы идти гулять, просиживают время в Интернете или перед телевизором. Плюс свою негативную роль играют неправильное сидение за партой в школе и за письменным столом дома.

Ребёнок рискует набрать лишний вес. Эта проблема бич современной школы. У ребёнка могут появиться такие дуги, как сколиоз, лордоз, асимметрия лопаток

Профилактика

Домашнее задание ребёнок должен выполнять только за столом. Дабы не сформировалась неправильная осанка. Следите, чтобы ребёнок не сутулился при ходьбе, не опускал голову и не выпячивал живот вперёд. Такие правила должны прочно войти в привычку школьника. Учитывайте, что наряду с пассивными секциями (рисование, пение) ребёнку нужно посещать активные, которые развивают физику. На перемене малыш не должен оставаться за партой, обязательно нужно размяться: попрыгать, побегать, сделать лёгкую гимнастику. А дома ограничьте время просмотра телевизора и занятий у компьютера до часа в день. Стресс — провокатор болезни.

Нередко дети, даже сами не осознавая, испытывают в школе переживания и волнения. Ребёнок постоянно торопится: ждёт окончания уроков, выходных, каникул. Из-за эмоционального перенапряжения снижается иммунитет, начинают «цепляться» респираторные заболевания.

Совет: помогайте выполнять домашнее задание, объясняйте, направляйте, проверяйте. Приучите кроху ложиться и вставать в одно и то же время, рюкзак и школьную форму готовьте вечером. Приходите в школу раньше, чтобы не бежать в класс. Такие нехитрые рекомендации сведут на нет лишние волнения и суету.

  • Быстрая еда

Многие дети утром отказываются завтракать. Ближе к обеду они успевают проголодаться, но идут не в столовую, а в буфет — любимое место всех школьников. Там покупают то, что захочется, ведь рядом нет родителей. Зачастую это отнюдь не полезная еда: чипсы, батончики, сухарики, хотдоги, бургеры.

Такая еда провоцирует воспаление в ЖКТ (гастрит), ведёт к увеличению веса.

Профилактика

Дети с интеллектуальной и эмоциональной нагрузкой, обязательно должны хорошо завтракать. Это важно и для полноценной работы мозга, и для здоровья желудочно-кишечного тракта. Овсянка, гречка с молоком, омлет — всё это послужит хорошим началом школьного дня. Чтобы ребёнок не тянулся к буфету, давайте с собой полезный перекус (йогурт, банан, яблоко). И, конечно, школьник должен получать горячее блюдо либо в школьной столовой, либо дома, если учится в первую смену.

Также ваш семилетка должен знать, что быстрая еда вредна. Не надо сюсюкать, говорите с ребёнком честно, можете показать ему в Интернете научно-популярный фильм о вреде бургеров, чипсов, газировки, акцентируйте его внимание на важных моментах. В конце скажите, что вы доверяете ему, считаете взрослым и смышлёным. Это поможет привить малышу навыки здорового питания.

У кого есть здоровье, есть и надежда, а у кого есть надежда – есть все.

Арабская пословица.

Здоровье человека – проблема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в настоящее время она становиться первостепенной.

Всемирная организация здравоохранения определила здоровье как состояние «полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

Как и в воспитании нравственности и патриотизма, так и в воспитании уважительного отношения к здоровью необходимо начинать с раннего детства. По мнению специалистов–медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы. Почему это происходит? Видимо, все дело в том, что взрослые ошибочно считают: для ребенка самое важное – это хорошо учиться. А можно ли хорошо учиться, если у тебя болит голова, если твой организм ослаблен болезнью и леностью?

Деятельность педагогов и медицинского персонала в направлении укрепления здоровья учащихся следует считать оздоровительно-образовательной работой, которая является комплексом оздоровительных мер гигиенической, лечебно-профилактической, физкультурной, психолого-педагогической, природно-оздоровительной, художественно-эстетической направленности в сочетании с образованием детей по вопросам укрепления и сохранения здоровья. Вопросам, позволяющим понять значимость оздоровительных мероприятий, особенности их использования в личном оздоровлении и формировании осознанного отношения к своему здоровью.

Школа – это не только учреждение, куда на протяжении многих лет ребёнок ходит учиться. Это ещё и особый мир детства, в котором ребёнок проживает значительную часть своей жизни, где он не только учится, но и радуется, принимает различные решения, выражает свои чувства, формирует своё мнение, отношение к кому–либо или чему–либо.

Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья школьников.

Основной целью нашего учебного заведения, стремящегося работать в русле педагогики здоровья, стало формирование здоровьесберегающего образовательного пространства, отвечающего медицинскому и педагогическому принципу: «Не навреди!»

Мы решили взглянуть на образовательную среду современной школы с точки зрения экологии детства и, как её основной линии, – охраны и укрепления здоровья детей, и ответить на вопрос: является ли образовательная среда школы здоровьесберегающей?

В самом общем смысле «среда» понимается как окружение. Образовательная среда школы рассматривается педагогами как «система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для её развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении». [ В. А. Ясвин]

Как найти наиболее эффективные формы организации школьной жизни, пути и средства внедрения здоровьесберегающих технологий, возможности разгрузки учебного процесса и снятия утомляемости школьников? Как сделать так, чтобы дети спешили в школу, хотели учиться, и при этом им было бы комфортно и интересно?

Поставив перед собой эти вопросы, для себя мы определили основные направления в этой работе:

– сохранение и укрепление физического здоровья детей;

– сохранение психического здоровья;

– создание благоприятной социально-психологической адаптации.

Помимо уроков физкультуры для укрепления физического здоровья детей, в нашей школе проводятся уроки здоровья. На этих занятиях формируется мотивация здорового образа жизни. Мы знакомим учеников с упражнениями, позволяющими снять усталость, развивающие мелкую моторику мышц, укрепляющие здоровье. Дети узнают об истории Олимпийского и спортивного движения. Занятия проводятся в игровой форме, часто на свежем воздухе.

Наши учителя работают по учебникам в рамках эксперимента «Организация образовательного процесса на базе учебного комплекса «Школа – 2000…» В основу его положены личностно-ориентированные принципы:
– ребенок самоценен, учитель не формирует личность, а создает условия для проявлений внутреннего мира ребенка, учитель не ведет, а идет рядом и впереди, он сотрудничает вместе с ребенком, раздумывает вместе с ним над его проблемами, принимает его таким, каким он пришел;
– учитель воздерживается от нравственных оценок личности, а дает ребенку возможность самому найти себя и пройти свой путь в поиске истины;
– учитель организует работу исходя из гуманистических принципов:
– ребенок учится только через действие;
– ребенок имеет свои индивидуальные возможности в учебной деятельности;
– ребенок осваивает мир в целостном восприятии;
– ребенок учится от другого ребенка, как и от учителя;
– ребенок успешен в учении, когда ему хорошо;
– ребенок успешен в учении, когда его поддерживают и вдохновляют учитель и родители.

Исходя из этих принципов, мы, организуя процесс обучения, проводим личностно ориентированные уроки. Каждый ученик должен научиться составлять план действий, осуществлять его, уметь перебирать различные варианты решений, уметь строго подчиняться заданным правилам, уметь организовывать поиск необходимой информации. Поэтому, начальный этап любого урока – это составление плана. Причем учащимся, по ходу работы, предоставляется возможность внести изменения в планирование.

Следующий этап урока – актуализация знаний детей, необходимых для изучения нового материала, выработка навыка истолкования своего опыта. После этого ставится проблемный вопрос или создается проблемная ситуация (это может быть игровая ситуация, помощь героям любимых произведений, иллюстрации на различные темы, загадка, ребус песни и др.). Есть два варианта «открытия» детьми нового знания:
– объяснение учителем в процессе беседы с учениками с опорой на предыдущие знания, решение учащимися практических и теоретических задач;
– короткое объяснение учителя (введение в проблему), самостоятельная работа с учебником, решение практических и теоретических задач.

Итак, учитель опирается на субъективный опыт учеников, обобщает его, подводит итог, научно «окультуривает».

Следующий, очень важный этап урока, научить ребенка применять полученные знания, те или иные правила, законы. Учащиеся выполняют тренировочные задания, их число должно быть больше, чем можно решить на уроке (задания предлагаются на выбор). Здесь для каждого ребенка создается «ситуация успеха – я могу, у меня получается, я выберу задания сложней».

На таких уроках учителя применяют различные формы организации учебно-познавательной деятельности: фронтальные, парные, групповые, индивидуальные. Самый сложный способ работы – групповой. Но это и самый лучший способ развития речи, способностей детей; он учит детей общению, формирует у них активную позицию, самостоятельность в принятии решений. Такая форма работы является наиболее удачной для уроков закрепления знаний. Мы ее используем с 1 класса, но делаем это постепенно и последовательно. Хочется отметить благотворное влияние групповой формы работы на детей: сильные стали добрее, внимательнее к товарищам, готовы приходить на помощь, объяснить непонятное. Слабые дети перестали бояться ошибаться, у них появилось желание ответить на вопрос, самим что-либо спросить, помочь товарищу.
Личностно ориентированное обучение является здоровьесберегающей технологией.

На каждом уроке учителя проводят по две-три физкультурных паузы, хотя бы одну из них – под музыку. Для их проведения можно использовать различные подручные средства, которые позволят сделать оздоровительные минутки интересными и разнообразными. К таким предметам можно отнести любой предмет, лежащий на парте: ластик, книгу, карандаш и т. д.

Обязательными на уроке являются упражнения для глаз, мелкой моторики рук. Их часто проводим под рифмовки.

Также проводим динамические паузы между уроками и занятиями на различных отделениях школы дополнительного образования. Динамические паузы стараюсь проводить на спортивной площадке, в гимнастическом зале. Дети двигаются, играют, общаются. Школьники по очереди готовят интересные игры для одноклассников. Эта работа помогает им ориентироваться в обилии литературы, содержащей описание игр для детей. Ученики учатся работать с коллективом, доходчиво объяснять свои мысли и желания. А участники игр, кроме двигательной активности, активизируют и мышление, память, эмоции. Динамические паузы можно делать сюжетными, давать им название. Это формирует у детей интерес к их выполнению, к окружающей жизни.

В нашем учреждении все учителя работают в тесном контакте с медико-профилактическим центром, созданным на базе нашей школы. Врачи отслеживают медицинские показатели здоровья детей класса, дают рекомендации по профилактике и предотвращению некоторых заболеваний. Дети посещают массажный кабинет, кабинет релаксации, физиотерапевтический кабинет, пьют кислородные коктейли. Школьный врач регулярно посещает учеников классов, следит за динамикой показателей здоровья. Учителя стараются следовать всем рекомендациям врачей. В начальных классах, практически, стопроцентная посещаемость.

После окончания уроков дети посещают школьную столовую, где для них уже готов комплексный обед. После этого они на свежем воздухе совершают прогулку по «дорожкам здоровья», наблюдают за изменениями в жизни природы.

Среди условий, обеспечивающих эффективное решение проблемы сохранения и укрепления здоровья детей, исключительное значение имеет возрастной подход к организации школьной жизни ребёнка. Зачастую учащиеся начальной школы бывают загружены учебными предметами, домашними заданиями, занятиями в различных кружках и секциях. Родители, да и учителя, стараются максимально научить ребёнка всему. Но наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения. Гораздо важнее, чтобы ребёнок умел самостоятельно их добывать и применять. Любой предмет из школьной программы, рассказанный доступным детям языком, в игровой форме, с элементами театрализации, применением красочной наглядности, может оказаться простым и интересным. Готовясь к каждому рабочему дню, учителя должны обязательно подбирать и готовить интересные задания, развивающие детей.

Принцип развития предполагает ориентацию содержания образования на стимулирование и поддержку эмоционального, духовно-нравственного, социального и интеллектуального развития детей. Этот принцип создает условия для проявления самостоятельности, инициативности, творческих возможностей детей в различных видах его деятельности, а не только для накопления знаний и формирования навыков решения предметных задач.

Принцип вариативности содержания образования дает возможность сосуществования различных подходов к отбору содержания и технологий обучения с учетом возрастных возможностей детей. Вариативность обеспечивает дифференциацию образования, то есть возможности индивидуального развития каждого ребёнка, и что особенно важно – учет особенностей различных контингентов детей: детей с проблемами в развитии, детей-инвалидов. Хочется подчеркнуть, что без формирования у детей навыков полноценной учебно-познавательной работы, без сохранения особой познавательной мотивации, без становления самосознания и самооценки ребёнка как субъекта новой для него деятельности «учения – обучения» нельзя создавать начальную школу как реальную здоровьесберегающую среду в целом.

Дети – это чудо природы. Работа с ними для – это радость, счастье, открытие нового. Очень важно в начальной школе заложить ростки будущих побед, успехов, открытий.

А как избежать перегрузки детей на уроке? Как предотвратить их утомляемость? Мы применяем задания различной степени сложности, меняем виды деятельности, подбираем задания развивающего характера, отдыхаем вместе с детьми, стараемся разрядить обстановку шутками и весёлыми фразами. Поэтому мотивация к обучению у детей не угасает, а остаётся высокой. Показателем этого является итоговая аттестация учащихся.

Ситуация успеха, созданная в классе, позволяет детям настроиться на плодотворную работу. Учащиеся уверенны в том, что всё у них получится. Пусть не сразу, но получится. Это позволяет сохранить психическое здоровье детей. С новыми душевными силами взяться за трудное дело учения.

Каждое утро в нашей школе мы начинаем с музыкально-ритмической разминки. Под мелодии любимых детских песен дети выполняют движения, подпевают любимым героям из мультфильмов, кинофильмов, учителя тоже поют вместе с ними.

Ни для кого не секрет, что иногда школьные результаты учащихся способствуют формированию школьных стрессов, которые, накапливаясь, губительно действуют на детский организм. Окружающий мир, которому ребенок радовался, перестаёт быть для него радостным и занимательным, маленький человек закрывается и отгораживается ото всех, оставаясь наедине со своими проблемами. Музыкально-ритмические переменки дают возможность «выпустить пар», проявить свою самостоятельность, быть руководителем в проведении некоторых упражнений. Дети чувствуют себя увереннее. Они общаются друг с другом, учатся помогать и поддерживать друг друга, что влияет на изменение их коммуникативной культуры.

Работа со школьным психологом позволяет целенаправленно вести наблюдение за психическим здоровьем детей, гибко реагировать на различные его изменения. Индивидуальные занятия, тренинги, групповые упражнения проводятся в классе по мере необходимости. Школьные страхи, неуверенность в собственных силах, присутствующие в начале первого класса у некоторых детей, постепенно уходят. Ведь рядом понимающие взрослые, доброжелательные одноклассники.

С первого класса создаются группы, формирующиеся на основе взаимной симпатии. Мы их называем «звёздочками». Их у нас четыре. Каждая из «звёздочек» выполняет определённое поручение целую неделю:

– дежурные по классу (следят за санитарным состоянием классной комнаты, проветривают её);

– ответственные за проведение физкультурных разминок (проводят ритмические переменки, музыкальные паузы, упражнения на развитие различных частей тела);

– санитары (контролируют наличие у детей предметов личной гигиены, следят за внешним видом);

– цветоводы (ухаживают за комнатными растениями, находящимися в классе).

Каждую пятницу учителя подводят итоги работы за прошедшую неделю, анализируют ее недостатки, намечают дальнейший план работы. Актив класса оказывает помощь в учебной деятельности, в устранении проблем во взаимоотношениях в классе ученикам, которым она нужна. Конечно, это все делается под чутким руководством учителя.

Кроме стандартных оценок, в классах за прилежно выполненное письменное задание в тетради, наши учителя поощряют своих учеников. Например, в обложку вкладывают значок, на котором изображён скрипичный ключ. Дети знают – он означает, что душа учителя поёт от радости за его успехи. Порой, этот значок имеет большее значение для ребёнка, чем оценка.

Наличие или отсутствие мотивации в деятельности детей и взрослых – главный фактор, который определит, будет или нет учиться ребёнок, и будет ли он действительно здоров.

В классах есть «дерево настроения», на которое дети ежедневно, в конце учебного дня вывешивают разноцветные яблоки. Красный цвет яблочка обозначает, что у ребенка настроение прекрасное, жёлтый – оставляет желать лучшего, зелёный – печальное, грустное. Яблоки дети вешают около своих фотографий. Учителю сразу видно, с кем нужно пошептаться, кому уделить времени больше, а кто может сам своим оптимизмом зарядить товарища. По мере необходимости учителя обращаются к помощи школьного психолога. В конце недели учителям интересно посмотреть и проанализировать, для кого из детей неделя была окрашена только красным цветом. У кого были некоторые трудности, а кто очень трудно шёл всю неделю. Но в нашей школе, у учеников такого не было. «Дерево настроения» работает в классе социально-психологической картой моментальной обработки. Дети выполняют совместную работу по «сбору урожая» прошедшего дня, помогают товарищам в трудной ситуации.

Для осуществления благоприятной социально-психологической адаптации наряду с базовой школой осуществляется обязательное дополнительное образование.

Учителя нашей школы работают без домашних заданий. Поэтому у детей есть возможность заниматься в различных кружках и секциях дополнительного образования. В основном дети посещают занятия в нашем учебном заведении. И, пока родители на работе, ребёнок может отдохнуть, позавтракать, пообедать, заняться любимым делом, погулять на улице, совершить пешую прогулку по «дорожке здоровья» у школы, узнать много нового и интересного. Школа при таком подходе становится особым социо-культурным пространством, «общим местом » жизнедеятельности для детей и взрослых, в котором образовательная среда оказывается более комфортной и безопасной, чем за её границами. В такой обстановке вопросы объёма содержания и структуры образования рассматриваются с точки зрения возможностей как базового, так и дополнительного образования, что позволяет не только разумно перераспределить учебную нагрузку и подлежащий усвоению материал, но и широко использовать творческие и личностно-ориентированные методы обучения школьников.

Широкие возможности дополнительного образования, как органической составляющей образования базового, позволяют создать условия для индивидуализации образования, сохранения вариативного компонента. Это, в свою очередь, поможет поддерживать более тесные контакты с родителями, создать действительную альтернативу «анархизму улицы», разрушающему личность и здоровье детей, организовать досуг детей как культурно организованную совместную жизнь детей и взрослых.

Совместные праздники, конкурсы, экскурсии, посещение театров – без этого немыслима школьная жизнь! Вовлечение родителей в жизнь класса – важный фактор нормального психологического климата. Учителями нашей школы была разработана примерная тематика родительского лектория для начальной школы, организован всеобуч для родителей для их повышения уровня педагогической и психологической культуры.

Здоровьесберегающая деятельность формирует мотивы, потребности и ценности здорового образа жизни; формирует нравственные чувства, нравственные качества и поступки, нравственное сознание; формирует духовную сущность человека; направлена на создание благоприятной здоровой социокультурной среды, в которой растёт и развивается ребёнок.

Важнейшим направлением в работе каждого педагога должно стать формирование мотивации на здоровье, осознание социальных норм здорового образа жизни, знание «факторов риска» для здоровья.

Хочется написать крупными буквами плакат и повесить его в каждой школе: «Будь внимателен к здоровью тех, кого обучаешь! Не навреди!» Наверное, нам всем не стоит строить грандиозных заоблачных планов, которые сегодня по ряду объективных причин не могут быть выполнены, а решать самые простые, но очень важные ежедневные проблемы, чтобы постепенно продвигаться в осуществлении поставленной цели – сохранить, укрепить и улучшить здоровье наших детей как основного будущего ресурса нации.

Используемая литература:

Янсон Ю.А. «Оздоровительные модели физического воспитания школьников» – Валеология 1997, № 2
Смирнов Н.К. «Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. – М.: АРКТИ, 2005
Голиков Н. «Школа здоровья» – Тюмень: Вектор Бук, 2000 г.

Содержание.
1. Введение стр.
2. Здоровьесбережение на уроках стр.
3. Здоровье сбережение во внеклассной работе:
- работа кружка «В здоровом теле- здоровый дух» стр. - работа группы продлённого дня стр. - связь с медициной стр. - работа с родителями стр.
4. Заключение стр.
5. Список использованной литературы стр.

Введение Школа- главное место формирования здоровья ребёнка. Забота о здоровье детей – одна из глубоких традиций российской педагогики. Сухомлинский В.А. писал: «Забота школы о том, чтобы ребёнок не болел, чтобы его организм был невосприимчив к болезням, столь же важна, как и забота об умственном и нравственном развитии её питомцев.» Ни для кого не секрет, что особенно тревожит в настоящее время ухудшение здоровья младшего поколения, поэтому одним из главных направлений в работе педагогов является сохранение и укрепление здоровья школьников. Опыт педагогического коллектива, направленный на поиск средств и форм сохранения и укрепления здоровья школьников, показал, что решать проблемы здоровья необходимо в комплексе, с учётом педагогических, психологических, медицинских и социальных факторов. Одна из главных задач педагога- научить детей ценить, беречь и укреплять своё здоровье. Понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направ- ления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся. Цель современной школы- подготовка детей к жизни, которая может быть достигнута с помощью здоровьесберегающей педагогики, которые рассматриваются как совокупность приёмов и методов организации учебно- воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов. Педагог, владея современными педагогическими знаниями в тесном взаимодействии с учащимися, с их родителями, с медицинскими работниками, с коллегами, планирует свою работу с учётом приорететов Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения- обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Весь процесс обучения здоровьесберегающей педагогики включает в себя три этапа со своими целями и задачами. 1. Этап начального ознакомления с основными понятиями и представле- ниями. Цель- сформировать основы здорового образа жизни и добиться выполне- ния элементарных правил здоровьесбережения. 2. Этап углубленного обучения. Цель- сформировать полноценное понимание основ здорового образа жизни. 3. Этап закрепления знаний, умений и навыков по здоровьесбережению и дальнейшего их совершенствования. Цель- умение перевести знания в навык, обладающий возможностью его целевого использования. В целях совершенствования знаний, умений и навыков по здоровье- сбережению используют различные методы и приёмы: практический метод, познавательная игра, ситуационный метод, игровой метод, соревновательный метод, активные методы обучения, воспитательные, просветительские и об- разовательные программы. Это могут быть физические упражнения, физминутки, подвижные перемены, «минутки покоя», различные виды гимнастики (оздоровительная, пальчиковая, дыхательная, для бодрости и.т.д.) лечебная физкультура, подвижные игры, витаминотерапия, тренинги, оздоровительные мероприятия, беседы, и.т.д. Образовательный процесс осуществляется параллельно с оздоровительным, поскольку гармонического развития личности без формирования духовности, нравственности и здоровья нет Реализация здоровьесберегающих образовательных технологий –такая организация образовательного процесса на всех уровнях, при которой происходит качественное развитие. Развитие и воспитание учащихся проис- ходит без нанесения ущерба их здоровью.

Здоровьесбережение на уроках
Основные задачи, которые я ставлю в своей работе на первое место: - обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья на период обучения в школе; - снижение уровня заболеваемости учащихся; - сохранение работоспособности на уроках; - формирование у учащихся знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни; - формирование системы спортивно-оздоровительной работы. Работая над этими задачами я строго слежу за гигиеническими условиями, соответствием высоты парт. В начале каждой четверти дети меняют свой ряд для изменения угла зрения падающего на доску. Нельзя забывать и о гигиенических условиях урока, которые влияют на умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждая преждевременное наступление утомления.
Критерии здоровьесбережения на уроке, их краткая характеристика и уровни гигиенической рациональности урока представлены в таблице.


4.
9.

Начало школьного обучения связано не только с изменениями уклада жизни, но и резким увеличением нагрузок на отдельные органы ребёнка. Физиологическим возможностям организма для учеников первых классов более всего соответствует 30-ти минутная продолжительность урока. Во 2-4 классах уроки с использованием 5-10-ти минут для снятия утомления (физминутки, разучивание физических упражнений и другое). Несомненно лучшими методами сохранения работоспособности на уроках является смена форм работы ученика. Но учитывая, что динамичность активного снимания младших школьников не превышает 20 минут, часть времени урока следует использовать на проведение физкультпауз. Из всех нагрузок с которыми ребёнок встречается в школе, наиболее утомительной является нагрузка, связанная с необходимостью поддерживания рабочей позы. Поэтому нельзя требовать от учащихся сохранения неподвижного положения тела в течение всего урока. Переключение в течение урока с одного вида деятельности на другой должно неизбежно сопровождаться с изменением позы ребёнка. На уроках в начальной школе широко используются весёлые физкультминутки в стихотворной форме, когда двигательные упражнения сопровождаются выразительным хоровым произношением четверостиший. Физминутки применяются на разных этапах урока для тренировки и разминки определённых частей тела и органов. Разработаны специальные упражнения для формирования правильного дыхания, для коррекции зрения, для осанки. Кроме игровых оздоровительных пауз, используемых на каждом уроке в начальном классе, систематически провожу игровые уроки. Ведь игра-это самый эффективный вид деятельности, в цепи ученик-учитель, позволяющий как можно дольше сохранять продуктивную работоспособность ребёнка. В играх дети вступают в различные соотношения: сотрудничества, соподчинения, взаимного контроля и.т.д. Используя игру, учитель раскрывает большой потенциал, подчиняя правила игры своим образовательным и воспитательным задачам. Перечень дополнительных направлений работы для формирования знаний, умений и навыков здорового образа жизни, для создания условий сохранения здоровья младших школьников такой: Проведение специальных уроков по формированию здорового образа жизни, уроки гигиены как самостоятельные уроки и использование элементов на обычных уроках. Организационная деятельность: привлечение к поддержанию санитарного состояния класса дежурных и санитаров (соблюдение режима проветривания, протирание пыли, смена обуви), а также контроль классных санитаров за соблюдением учащимися правил личной гигиены, опрятность одежды и другие. Проведение профилактики травматизма путём инструктажа по технике безопасности, бесед по охране труда и ведение классного журнала техники безопасности. Оздоровление детей в условиях школы: здоровое питание (работа с родителями по организации стопроцентного охвата горячим питанием в школьной столовой), витаминизация (употребление детских витаминов под контролем учителя), применение на уроках элементов лечебной физкультуры. Организация конкурса рисунков на темы здорового образа жизни. Занятия здорового образа жизни проводятся 1раз в 2 недели. На этих занятиях дети знакомятся с режимом дня, правилами гигиены, умением одеваться, умением вести себя в общественных местах и.т.д. Такие занятия воспитывают у школьников потребность в здоровом образе жизни, ответст- венность за своё здоровье.

Здоровьесбережение во внеклассной работе:
работа кружка «В здоровом теле-здоровый дух»
Обучающиеся класса посещают кружок «В здоровом теле-здоровый дух». Основной задачей спортивно-оздоровительного кружка «В здоровом теле- здоровый дух» является формирование представлений о здоровье, как одной из главных ценностей человеческой жизни. Как сохранить здоровье? Путём занятий физической культурой и спортом, которые расширяют возможности человека. Двигательная активность, рациональное питание, закаливание способствуют укреплению здоровья человека, повышают его функциональные возможности, способность противостоять негативным факторам окружающей среды. Здоровье не означает просто отсутствие болезней: это нечто положительное, это жизнерадостное и охотное выполнение обязанностей, которые жизнь возлагает на человека. Конечно целью нашего кружка является физическое совершенство тела и духа, а также восстановление физиологического состояния после перенесённой болезни. В работу кружка включены беседы о профилактике ОРЗ, режиме дня, конкурсы, викторины на спортивные темы, разучивание игр, весёлые старты, прогулки на свежем воздухе и.т.д. Подробнее хотелось бы остановиться на часах здоровья, которые провожу раз в месяц. Темы подбираю разные, актуальные для учеников данного класса. Уроки здоровья главная цель которых всестороннее развитие личнос- ти на фоне доступного в этом возрасте уровня физической культуры личности младшего школьника. Темы таких уроков: «К нам приехал Мойдодыр!», «Если хочешь быть здоров», «Подвижные игры», «Весёлые старты» и другие. Дети разучивают стихи, участвуют в викторинах, знакомятся или сами разрабатывают правила здорового образа жизни. В результате у детей формируется положительная мотивация к соблюдению этих правил.
работа группы продлённого дня.

В группе продлённого дня особенно важны и нужны оздоровительные моменты, т.к. в первую половину дня дети сидят за партами.У них устают глаза, пальцы, мышцы спины, они искажают позвоночник, подгибают ноги, подпирают голову руками и.т.д., а в группе продлённого дня дети опять сидят за партами во время самоподготовки, на занятиях в кружках и.т.п. Для отдыха детям необходимы двигательные минутки и занятия, которые позволили бы размять всё тело, передохнуть и расслабиться, пообщаться между собой. Чтобы сохранить баланс двигательной активности ребёнок должен делать от 23-30 тысяч шагов. Между школьными занятиями и группой продлённого дня необходимо делать перерыв. По данным Российских учёных 51% детей вообще не бывают на улице после школы, 73% не делают перерыв между приготовлением уроков. По данным медицинского обследования обучающихся выявлены заболевания: нарушение осанки, зрения. Поэтому необходимо внедрить в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии. Систематическое использование здоровьесберегающих технологий приводят к улучшению психико-эмоционального состояния детей. Главное в проведении оздоровительных моментов- систематичность, доступность, заинтересованность детей. Основными направлениями здоровья детей во время пребывания в группе продлённого дня являются: - здоровье и здоровый образ жизни; - соблюдение режима дня; - соблюдение правил личной гигиены; - санитарно-просветительские мероприятия; - полноценное питание; - различные формы физического воспитания; - спортивные праздники; - весёлые старты; - туристические походы; - экскурсии; - подвижные игры; - подвижные перемены; - физминутки; - обязательная часовая прогулка на свежем воздухе с большой активностью. Физические упражнения и движения являются одним из основных средств сохранения и укрепления здоровья, всестороннего физического развития детей. Они важны для развития всех систем организма: нервной, сердечно- сосудистой, дыхательной. Движение для детей необходимо для нормального роста и развития, но их не должно быть излишне, воизбежании перегрузок. Потребность в движе- нии необходимо регулировать и контролировать. Занятия в группе продлённого дня начинаются с прогулки, где дети гуляют, играют в подвижные игры: «Третий лишний», «Море волнуется» и.т.д. После прогулки и обеда начинается самоподготовка, где проводятся физминутки. Между подготовкой разных предметов делается перерыв 10-15 минут. Закончив уроки, дети могут почитать книги, порисовать. Посещают кружки, секции.Все мероприятия проходят в разные дни. Понедельник-прогулки, экскурсии Вторник -игры, прогулки Четверг Среда -беседы, спортивные игры Пятница

Вывод:
Таким образом, успех работы по реализации здоровьесберегающих технологий зависит от многих составляющих, в часности от: - активного участия в этом процессе самих учащихся; - создания здоровьесберегаюшей среды; - высокой профессиональной компетенции и грамотности педагогов - планомерной работы с родителями; - тесного взаимодействия с социально-культурной сферой посёлка. Связь с медициной
Неоценимую помощь в работе оказывает фельдшер. Она следит за питанием (расчёт пищевых ингридиентов и калоража пищевого рациона), режимом учебных занятий, плотности занятий физкультуры, установлением размера парт по возрасту детей, а самое главное, проводит регулярно осмотры учащихся. Дети в любое время могут получить медицинскую помощь. Анализ работы по сохранению здоровья учащихся показал, что значительно сократилось количество простудных заболеваний и не прогрес- сируют хронические заболевания. А учащиеся о своём здоровье говорят: «Главный путь к здоровью- спорт, правильное питание и знание своего тела и души».

Работа с родителями

Формирование культуры здоровья начинается с семьи, с самого рождения человека. Работа с родителями по сохранению и укреплению здоровья детей – важный фактор образовательной политики. Образование родителей в области здоровья через всевозможные взаимосвязи образования и семьи- первостепенная задача. По пропаганде здорового образа жизни в классе проводится большая работа с родителями. Для того, чтобы эта работа дала наибольший эффект, стараюсь использовать различные виды связи с ними: родительские собрания, индиви- дуальные консультации, тематические лекции, праздники, анкетирование. Родители должны помогать своим детям: - в овладении необходимыми знаниями и умениями в области сохранения здоровья; - в процессе организации ими учебной и досуговой деятельности; - в организации здоровья жизнедеятельности за рамками учебно-воспитатель- ного процесса в школе; - в борьбе с вредными привычками. Педагогические работники и родители должны знать вредные факторы и уметь исключить или минимизировать их отрицательное влияние на здоровье учащихся. Активизировать просветительскую работу по вопросам здорового образа жизни со всеми участниками образовательного процесса: - с родителями учащихся- «Наркомания- знак беды», «Режим дня», «Питание и здоровье» (родительское собрание) - с учащимися- «Со спортом дружить- здоровым быть» (час здоровья), «Как научиться соблюдать режим дня» (занятие- совет). Организовать встречи с работником здравоохранения, фельдшером школы Жарковой Л.В. и преподавателем ОБЖ Рощиным В.В.- «Я прививок не боюсь», «Безопасное поведение на дорогах». Любое дело, начинание, конечно же, опирается на сотрудничество с родителями. И педагог, и родители заинтересованы в сохранении здоровья ребёнка. Поэтому мне хочется отметить понимание и поддержку родителей.

Заключение

В заключение хочется ещё раз отметить, что именно обучение и воспитание, проявляясь в единстве целей формирования гармоничного развития личности, создаёт мотивацию в человеке.Поскольку все составляющие здоровья тесно взаимосвязаны, а реализация программы развития зависит от мнодества факторов, основной задачей «школы и здоровья» является целостное формирование потребностей в сохранении и укреплении здоровья, в осознанной мотивации на здоровый образ жизни посредством методов воспитания, самовоспитания, создание программы обучения здоровью. Здоровьесберегающие технологии и их педагогический ресурс играют огромную роль в развитии гармонично развитой личности. Основная задача учителя- развивать стремление к успеху, всячески поощрять даже самое маленькое достижение, не акцентировать внимание на неудачах. Эмоции сами по себе, несомненно, имеют мотивирующее значение и зависят от особенностей деятельности и её организации. Положительные эмоции могут быть связаны со школой в целом и пребыванием в ней, обусловлены ровными взаимоотношениями с учителем и одноклассниками; отсутствие конфликтов, активным участием в жизни классного и школьного коллектива, с успешностью учёбы, с радостью преодоления трудностей. Удовлетворение от справедливо выставленной отметки, эмоции от «столкновения» с новым учебным материалом- всё это усиливает внутреннюю мотивацию, эмоционально-познавательные отношения к предмету, увлечённостьим. Эмоциональные реакции оказывают существенное влияние на все формы нашего поведения. Если учитель хочет достичь лучшей работы мысли нужно заботиться о том, чтобы деятельность стимулировалась эмоционально. Эмоциональная сторона не менее важна, чем мыслительная деятельность, а желание учиться, в конечном итоге, помогает формировать личность любознательную и творческую. Ни для кого не секрет, что физическое и умственное развитие ребёнка едины. Однако добиться этого единства очень сложно, так как физическая и умственная работоспособность ребёнка зависит от целого ряда причин. Организованная двигательная деятельность ребёнка должна регулироваться с учётом возрастных особенностей и динамики физической подготовленности школьника, только тогда она будет способствовать его психическому и физическому развитию. С помощью разнообразных по содержанию подвижных игр, физических упражнений, оптимально дозированных физических нагрузок можно успешно воздействовать на биологическую природу ребёнка, укреплять его здоровье. Успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребёнок пришёл в школу, что является исходным фоном на старте обучения. На этом фоне в дальнейшем не менее важна и правильная организация учебной деятельности. Ведь если в режиме учебного процесса не учитывается динамика работоспособности в течение дня и недели, то это ведёт к развитию ранней усталости, утомлению и переутомлению, уменьшает эффективность урока и увеличивает время на приготовление домашних заданий. Здоровая школа- Здоровья желает! Здоровая школа- Друзей собирает. Пусть льётся повсюду Друзей звонкий смех, Учитель улыбкой Пусть радует всех. Здоровье не купишь, Его не продать. Про это давно уже нужно всем знать!

И так, наша цель: Здоровье- одна из сущностных характеристик человека наряду с духовностью, интеллектуальностью, определяющая степень жизнеспособности, устойчивости организма в соответствие среде обитания, возможности реализовать свои биологические и социальные требования. На современном этапе развития происходит широкое внедрение информационных технологий в образовательный процесс, следовательно, проблема охраны здоровья учащихся становится более актуальной. На первый план выступает не только задача физического развития детей, сохранения и укрепления их здоровья, но и воспитания у них потребности в здоровье как жизненно важной ценности, стремления к ведению здорового образа жизни.

Список использованной литературы
1. Ротенберг В.С., Бондаренко С.М. Мозг. Обучение. Здоровье.- М., 2001.
2. Коваленко В.И. Здоровьесберегающие технологии.- М., 2004.
3. Мильман И.И. Охрана здоровья.- М.,1995.
4. Зайцев Г.К. Школьная валеология.- СПб, 1997.
5. Лободина Н.В., Чурилова Т.Н. Здоровьесберегающая деятельность. Волгоград, 2011.
6. Науменко Ю.В. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. М., 2010.

Тезисы работы.
1. Цель современной школы- подготовка детей к жизни, которая может быть достигнута с помощью здоровьесберегающей педагогики, которые рассматриваются как совокупность приёмов и методов организации учебно- воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов. Педагог, владея современными педагогическими знаниями, в тесном взаимодействии с учащимися, с их родителями, с медицинскими работниками, с коллегами, планирует свою работу с учётом приорететов сохранения и укрепления здоровья участников педагогического процесса. Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения- обес- печить школьнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. 2. Основные задачи, которые я ставлю в своей работе на первое место: обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья на период обучения в школе; снижение уровня заболеваемости учащихся; сохранение работоспособности на уроках; формирование у учащихся знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни; формирование системы спортивно- оздоровительной работы. 3. Основной задачей спортивно-оздоровительного кружка «В здоровом теле- здоровый дух» является формирование представлений о здоровье, как од- ной из главных ценностей человеческой жизни. Как сохранить здоровье? Путём занятий физической культурой и спортом, которые расширяют воз- можности человека. 4. Основными направлениями здоровья детей во время пребывания в группе продлённого дня являются: здоровье и здоровый образ жизни; соблюдение режима дня; соблюдение правил личной гигиены; санитарно-просветитель- ские мероприятия; полноценное питание; различные формы физического воспитания; спортивные праздники; спортивные часы; весёлые старты; туристические походы; подвижные перемены; физминутки; час прогулки. 5. Формирование культуры здоровья начинается с семьи, с самого рождения человека. Работа с родителями по сохранению и укреплению здоровья де- тей – важный фактор образовательной политики. Образование родителей в области здоровья через всевозможные взаимосвязи образования и семьи- первостепенная задача. 6. На первый план выступает не только задача физического развития детей, сохранения и укрепления их здоровья, но и воспитания у них потребности в здоровье как жизненно важной ценности, сознательного стремления к ведению здорового образа жизни.