Тема : Запятая в сложном предложении.

Планируемые предметные результаты:

Ставить запятые в сложном предложении с союзами; отличать простые предложения от сложных; составлять схемы простых и сложных предложений; распознавать однородные члены предложения; выполнять синтаксический разбор предложений изученных видов.

Универсальные учебные действия:

Самостоятельно формулировать тему и цели урока. Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем. Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.

Личностные результаты:

Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).

Ход урока :

    Организационный момент.(слайд 1)

Прозвенел звонок, начался урок.

Каким бы вы хотели видеть наш урок. (слайд 2)

Чтобы получился урок таким, недостаточно действий одного учителя, необходима и ваша помощь.

Какими должны быть на уроке ученики? (слайд 2)

Сможете стать такими?

2. Словарная работа (слайд 3)

Заполните кроссворд словарными словами.

Запишите их через запятую, подчеркните непроверяемую букву безударного гласного в корне слова. (к о лено, к о рова, к о пыто, к о стёр, к о лесо )

Поменяйтесь тетрадями с соседом, проверьте написание слов.

Запишите по 3 однокоренных слова:

1 вариант – с корнем – колен – (колено, наколенник, поколение)

2 вариант – с корнем – колес – (колесо, трёхколёсный, колесить)

Выделите корень в словах. Проверим.

Давайте составим простое предложение со словом колесо. (В машине пробилось колесо). Запишите.

Выполните синтаксический разбор предложения. (Повеств., невоскл., прост., распр.)

Найдите грамматическую основу предложения. Выделите её. Какими частями речи они выражены. (сущ., глаг.) Составьте схему предложения(д)

А теперь я предлагаю вам составить с этим же словом, предложение сложное. (У нас пробилось колесо, но мы всё равно доехали до дачи)

Синтаксический разбор (повеств., невоскл., сложн., распр.) Грамматическая основа. Схема. (д)

Как же отличить простое предложение от сложного? (в простом - 1 грамматическая основа, а в сложном 2 и более (слайд 5)

3. Формулирование темы и цели урока.

Ключевые слова : сложное предложение; союзы и, а, но; запятая (слайд 6)

Вспомните, какие проблемы мы решали на предыдущих уроках по теме «Сложное предложение» (знаки препинания в сложном предложении, отличие от простого, перед одиночным союзом и запятая ставится)

Дополните этот ряд ключевых слов (простое предложение, однородные члены, отсутствие занятой)

Сегодня на уроке мы повторим и обобщим всё изученное о простом и сложном предложении. (слайд 7)

4. Обобщение и систематизация умений и навыков.

Составьте предложения.

Какие предложения у вас получились? Запишите их. Составьте схемы предложения. Какие это предложения? (простое и сложное) (слайд 8,9)

И в одном и в другом предложении есть союз и. Какова же роль союзов в предложении? (соединяют части предложения или однородные члены)

Какие ещё союзы вы знаете? (и, а, но)

Давайте соединим вид предложения с нужными союзами. (слайд 10)

Попробуйте составить для себя схему-подсказку, перед какими союзами ставится и не ставится запятая в простом предложении с однородными членами и в сложном. (2 уч – д) Проверим.

Почему мы так обозначали сложное предложение? (оно состоит из частей) - Что происходит с частями в сложном предложении? (они соединяются и разделяются)

Дополните эти слова нужной информацией, чтобы получилась схема о простом и сложном предложении. (слайд 11)

Физминутка (слайд 12)

Упр. 79 (разбор, самостоятельная работа)

Откройте Рабочие тетради на странице 18. Найдите задание 6.

Прочитайте про себя задание. Что нужно сделать?

Схема какого предложения здесь представлена? (сложная, состоящая из 3 частей)

Как соединены части этого предложения?

Подберите, какое предложение подойдет к этой схеме. Поработайте в парах. Вспомните правила. (слайд 13)

Итак, какое предложение подходит? (3) Докажите, что именно это предложение подходит.

Письмо (слайд 14)

Объясните постановку знаков препинания. Нарисуйте схему предложения. ([ = - ,=] ,[ = -] , и [ = -] .) (д)

Разберите по составу имена прилагательные.

5. Итог урока.

Найдите ошибки в схеме. Объясните их. (слайд 15)

Вот и кончился урок, он пошёл, наверно впрок! (слайд 16)

6. Домашнее задание.

С.79-80 упр. 4, Р.т.т.3 з.10


Цели : систематизировать знания учащихся по теме урока; совершенствовать навыки правописания.

Тип урока : обобщение и систематизация знаний.

Методы :самостоятельная работа, письменный самоконтроль, выработка и совершенствование усвоенных навыков.

Ход урока

1. Этап организации совместной деятельности по освоению материала урока.

– Мы с вами работаем с таким разделом языкознания, как синтаксис, и изучаем строение такой единицы синтаксиса, как сложное предложение. Вспомните:

· Что такое сложное предложение?

· По какому признаку и на какие группы делятся сложные предложения? (По средствам связи – на союзные и бессоюзные; союзные, в свою очередь, делятся на ССП и СПП.)

· Какие предложения относятся к ССП и СПП?

Задание.

В предложениях, записанных на доске, расставить знаки препинания и вставить пропущенные буквы. Найти «четвертое лишнее» в зависимости от вида сложного предложения; списать его, сделать полный синтаксический разбор.

(Весь класс ищет «четвертое лишнее» и выполняет синтаксический разбор; двое учеников у доски «по секрету» вставляют пропущенные буквы и строят схемы предложений.)

Она гл_дит и сер_це (в) ней забил_сь чаще и с_льней.

Т_ска любви Татьяну гон_т и в сад идет она грустить.

Землю по_сушил мороз и зап_рошило первым нежным снег_м.

Мы (не) знали ни кто он ни (от) куда он взялся.

Ключ :

Она глядит – и сердце в ней забилось чаще и сильней. – ССП.

Тоска любви Татьяну гонит, и в сад идет она грустить. – ССП.

Землю подсушил мороз и запорошило первым нежным снегом. – ССП.

Мы не знали ни кто он, ни откуда он взялся. – СПП.

– Возникает проблема: нужна ли запятая между предикативными частями последнего предложения?

Доклад подготовленных учащихся о результатах мини-исследования по теме урока.

2. Этап первичной проверки понимания изученного.

– Мы должны выяснить, какие знаки препинания употребляются для разделения предикативных частей сложноподчиненного предложения и условия их постановки. Для этого предстоит проанализировать данные предложения, ответить на вопросы и сделать соответствующий вывод.

· Какой знак препинания чаще всего употребляется на стыке предикативных частей СПП?

· Выясните условия, когда этот знак препинания ставится и когда не ставится.

· Отразите вывод в таблице.

Предложения для исследования (учитель может предложить более объемный материал) :

1. Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок.

2. Обратите внимание на то, и что он сделал, и как он это сделал.

3. Я отвечал, что природа хороша и что особенно хороши в наших местах закаты.

4а) Она дала ему три карты, с тем чтобы он поставил их одну за другой.

4б) Она дала ему три карты с тем, чтобы он поставил их одну за другой.

5. Нам придется выйти пораньше, особенно если вы хотите по дороге зайти в штаб.

В результате работы обучающиеся составляют таблицу:

I. Не ставится запятая в сложном предложении после главной грамматической основы:

с одним придаточным

с двумя однородными придаточными (зависят от одного
и того же слова или основы
и отвечают на один и тот же вопрос)

1) если придаточное = одно союзное слово (относительное местоимение или наречие) :

Меня упрекают , но не знаю в чем .

, но (в чем).

1) если перед ними стоит отрицание не :

Я пришел НЕ чтобы помешать вам, а чтобы помочь .

(не чтобы), а (чтобы)

2) если перед ним слова особенно, в частности, а именно, то есть, а также . Запятая будет стоять перед этими словами:

2) если придаточные предложения соединяются с помощью союзов и, или, либо, ни (обычно повторяющихся) :

Окончание табл.

Экспедицию придется закончить досрочно при неблагоприятных условиях, а именно если начнется сезон дождей.

, а именно (если)

Студент не мог вспомнить ни как называется произведение , ни кто его автор .

(ни как), (ни кто)

II. При составных союзах:

Благодаря тому что;

ввиду того что;

вследствие того что;

в силу того что;

оттого что;

потому что;

несмотря на то что;

вместо того чтобы;

для того чтобы;

с тем чтобы;

в то время как;

после того как;

перед тем как;

с тех пор как;

так же как

В начале предложения – запятой не разделяется.

В середине предложения – запятая –

один раз !

(После того как я послушал скрипку), [мне хотелось умереть от непонятной печали и восторга]

[Я собирался стать геологом] , (потому что геологом был Сергей) .

НЕ + составной союз:

[Я пришел на спектакль не потому], (что он был интересный ).

Усилительная частица + составной союз:

[Слушатели набились в концертный зал только потому], (что представление было бесплатное ).

Вводное слово + составной союз:

[Мы проиграли футбольный матч, возможно , в силу того], (что были просчеты в тактике игры)

3. Этап закрепления и применения изученного.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Вера старалась (1) и не вспоминать тех страшных дней (2) в течение (3) которых (4) ей так много пришлось страдать.

1) 1, 2;

2) 3;

3) 2, 4;

4) 2.

Выделяем грамматические основы предложения.

Вера старалась (1) и не вспоминать тех страшных дней (2) в течение (3) которых (4) ей так много пришлось страдать .

В первой части сказуемое является составным глагольным. Старалась ине вспоминать – это не разные основы, а одно сказуемое.

Ответ : 4) 2.

1. Общие положения

1.1. С целью поддержания деловой репутации и обеспечения выполнения норм федерального законодательства ФГАУ ГНИИ ИТТ «Информика» (далее – Компания) считает важнейшей задачей обеспечение легитимности обработки и безопасности персональных данных субъектов в бизнес-процессах Компании.

1.2. Для решения данной задачи в Компании введена, функционирует и проходит периодический пересмотр (контроль) система защиты персональных данных.

1.3. Обработка персональных данных в Компании основана на следующих принципах:

Законности целей и способов обработки персональных данных и добросовестности;

Соответствия целей обработки персональных данных целям, заранее определенным и заявленным при сборе персональных данных, а также полномочиям Компании;

Соответствия объема и характера обрабатываемых персональных данных, способов обработки персональных данных целям обработки персональных данных;

Достоверности персональных данных, их актуальности и достаточности для целей обработки, недопустимости обработки избыточных по отношению к целям сбора персональных данных;

Легитимности организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных;

Непрерывности повышения уровня знаний работников Компании в сфере обеспечения безопасности персональных данных при их обработке;

Стремления к постоянному совершенствованию системы защиты персональных данных.

2. Цели обработки персональных данных

2.1. В соответствии с принципами обработки персональных данных, в Компании определены состав и цели обработки.

Цели обработки персональных данных:

Заключение, сопровождение, изменение, расторжение трудовых договоров, которые являются основанием для возникновения или прекращения трудовых отношений между Компанией и ее работниками;

Предоставление портала, сервисов личного кабинета для учеников, родителей и учителей;

Хранение результатов обучения;

Исполнение обязательств, предусмотренных федеральным законодательством и иными нормативными правовыми актами;

3. Правила обработки персональных данных

3.1. В Компании осуществляется обработка только тех персональных данных, которые представлены в утвержденном Перечне персональных данных, обрабатываемых в ФГАУ ГНИИ ИТТ «Информика»

3.2. В Компании не допускается обработка следующих категорий персональных данных:

Расовая принадлежность;

Политические взгляды;

Философские убеждения;

О состоянии здоровья;

Состояние интимной жизни;

Национальная принадлежность;

Религиозные убеждения.

3.3. В Компании не обрабатываются биометрические персональные данные (сведения, которые характеризуют физиологические и биологические особенности человека, на основании которых можно установить его личность).

3.4. В Компании не осуществляется трансграничная передача персональных данных (передача персональных данных на территорию иностранного государства органу власти иностранного государства, иностранному физическому лицу или иностранному юридическому лицу).

3.5. В Компании запрещено принятие решений относительно субъектов персональных данных на основании исключительно автоматизированной обработки их персональных данных.

3.6. В Компании не осуществляется обработка данных о судимости субъектов.

3.7. Компания не размещает персональные данные субъекта в общедоступных источниках без его предварительного согласия.

4. Реализованные требования по обеспечению безопасности персональных данных

4.1. С целью обеспечения безопасности персональных данных при их обработке в Компании реализуются требования следующих нормативных документов РФ в области обработки и обеспечения безопасности персональных данных:

Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2012 г. N 1119 "Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных";

Постановление Правительства Российской Федерации от 15.09.2008 г. №687 «Об утверждении Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации»;

Приказ ФСТЭК России от 18.02.2013 N 21 "Об утверждении Состава и содержания организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных";

Базовая модель угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных (утверждена заместителем директора ФСТЭК России 15.02.2008 г.);

Методика определения актуальных угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных (утверждена заместителем директора ФСТЭК России 14.02.2008 г.).

4.2. Компания проводит оценку вреда, который может быть причинен субъектам персональных данных и определяет угрозы безопасности персональных данных. В соответствии с выявленными актуальными угрозами Компания применяет необходимые и достаточные организационные и технические меры, включающие в себя использование средств защиты информации, обнаружение фактов несанкционированного доступа, восстановление персональных данных, установление правил доступа к персональным данным, а также контроль и оценку эффективности применяемых мер.

4.3. В Компании назначены лица, ответственные за организацию обработки и обеспечения безопасности персональных данных.

4.4. Руководство Компании осознает необходимость и заинтересовано в обеспечении должного как с точки зрения требований нормативных документов РФ, так и обоснованного с точки зрения оценки рисков для бизнеса уровня безопасности персональных данных, обрабатываемых в рамках выполнения основной деятельности Компании.

Тип урока: ОНЗ (открытие новых знаний) в рамках системно - деятельностного подхода.

Форма работы: группы постоянного состава.

Группы сформированы с учетом психофизиологических, возрастных особенностей обучающихся; уровня знаний русского языка.

Задания были дифференцированы и распределялись по реальным силам обучающихся (более трудное задание - самостоятельно составить алгоритм).

Методы, используемые на уроке: эмоционального стимулирования (на этапе мотивации), словесные методы, наглядные методы, проблемно-диалогические, частично-поисковый, практические.

Этапы урока взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. На уроке использовалась мультимедийная презентация.

Ильина Татьяна Петровна, 15.02.2018

321 2

Содержимое разработки

Тема: «Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но

и в простом предложении с однородными членами и союзами и, а, но»

Цель: создать условия для формирования навыка правильной постановки знаков препинания в сложных предложениях с союзами и, а, но и в простых предложениях с однородными членами и союзами и, а, но

Задачи :

    наблюдать и делать выводы о роли союзов и, а, но в сложном предложении;

    развивать умения отличать простые предложения с однородными членами от сложных предложений;

    конструировать предложения, обозначать схемами;

    воспитывать интерес и любовь к родному языку;

Познавательные компетенции : учиться использовать знаково-символические схемы; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения; обобщать.

Регулятивные компетенции: самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план деятельности (алгоритм) решения учебной проблемы; корректировать свою деятельность.

Коммуникативные компетенции: высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы .

Личностные: дать детям возможность оценить свои достижения, ощутить радость успеха в проявлении своих знаний; стремиться к совершенствованию собственной речи;

Этапы урока

Ход урока

    Оргмомент.

Мотивация к деятельности

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

Давайте начнем наш урок

с пожелания добра друг другу.

Вспомним наше привет­ствие

«Я желаю тебе сегодня добра»:

Я желаю тебе сегодня добра.

Ты желаешь мне сегодня добра.

Мы желаем друг другу сегодня добра.

Если тебе будет трудно, я тебе помогу!

Пусть сегодняшний день будет для вас добрым и принесёт удовлетворение во всех делах.

II. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в деятельности

Прочитайте предложение.

Какие задания вы можете предложить, работая с этим предложением?

Вспыхнула алмазным блеском молния и раздался гром. Слайд 2

(Обозначить орфограммы, произвести синтаксический разбор предложения, составить его схему и др.)

Я вам предлагаю записать данное предложение и выполнить синтаксический разбор.

Откройте тетради, запишите число, вид работы

Влад пройдёт к доске и составит схему.

III Выявление причины затруднения и постановка темы и цели деятельности

Кто желает озвучить?

Просмотрев ваши тетради, я увидела, что вы по-разному записали это предложение. Почему?

Какое это предложение?

С помощью чего мы соединили части сложного предложения?

Какова роль союзов в предложении?
(Соединяют части предложения или однородные члены)

А чего мы с вами ещё не знаем, чтобы не допускать ошибок?

Значит, какова тема урока, попытайтесь определить.

Посмотрите на схему, согласны?Слайд 3

А только ли о сложных предложениях пойдёт речь? Посмотрите на 2-ю схему.Слайд 4

Так, кто сформулирует тему урока более точно?

Тема: Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и союзами и, а, но Слайд 4

Постановка целей

Глядя на тему урока, скажите, чему мы будем учиться сегодня на уроке?

На какой вопрос, мы должны дать ответ в ходе урока?

(Какие сходства и отличия есть в постановке запятых в сложном предложении и простом с однородными членами?) Слайд 5

IV. Открытие нового знания. Построение проекта выхода из затруднения.

  • Чтобы ответить на главный вопрос урока, что мы с вами должны сделать? (провести наблюдение)

    1.Наблюдение с.68

    Прочитайте предложения, взятые из рассказов М.Пришвина в 1 колонке и сравните их с предложения 2-й колонки.

    1 группа работает с 1-й строкой, 2 со второй,….

    Какие это предложения? (сложные).

    С помощью чего соединены части сложного предложения?

    (с помощью союзов и, а, но)

    Что вы заметили? 1 группа? (в сложном предложении перед союзом а ставится запятая) 2 группа? 3 группа?

    А сейчас полученные знания мы должны зафиксировать, получить какой-то продукт

1. Используя схему, по которой мы определяли тему урока, составьте для себя схему – подсказку, перед какими союзами ставится и не ставится запятая в простом предложении с однородными членами и в сложном, т.е. соотнесите вид предложения с нужными союзами (по группам) Заготовка у вас на столах Слайд 6

Защита проекта – схемы. Слайд 7, 8, 9

Вывод: Слайд 10

    Составьте самостоятельно инструкцию (алгоритм) как нужно действовать, чтобы правильно поставить запятые в сложном предложении. Работаем в парах. Слайд 11, 12,13

1.Нахожу и подчёркиваю………
2. Считаю…………………
3. Если основ две или больше, то……
4.Нахожу границы……………
5. Выделяю…………………
6.Ставлю…………………

7. Проверяю ……..

V . Этап закрепления и формирования метапредметных результатов (УУД)

Мы с вами сделали открытие, а теперь цель нашей работы? (Потренироваться)
Задания для групп: Слайд 14

Определите, к какому типу относятся предложения.

В соответствии с этим поставьте недостающие знаки препинания.

1 группа: Слайд 15

Утром пошёл сильный дождь, но к обеду перестал.

Совы днём спят, а ночью вылетают на охоту.

2 группа: Слайд 16

Часовой дошёл до угла и повернул обратно.

В лесу мы нашли и подосиновики, и подберёзовики, и белые грибы.

3 группа: Слайд 17

Утром шёл сильный дождь, но к обеду погода разгулялась.

Вот солнышко пригрело землю, и ласточка простилась с Дюймовочкой.

VI . Рефлексия учебной деятельности на уроке

Мы с вами потренировались, а теперь цель нашей дальнейшей работы?

(проверить знания, полученные на уроке)

Насколько вы были внимательны на уроке, мы сейчас и проверим.

Графический диктант

– Прослушайте утверждения. Рядом с верными поставьте «+»,

с неверными «–».

1) Между однородными членами всегда ставится запятая. (-)

2) Сложное предложение состоит из двух и более основ. (+)

3) Это схема простого предложения с однородными членами:

[ ___ ═ ] , [ _____ ═ ]. (-)

4) Перед союзом и всегда ставится запятая. (-)

5) В простом предложении с однородными членами и в сложном предложении перед союзами а, но всегда ставится запятая. (+)

Выполнили графический диктант? А что будем делать дальше?

Самопроверка

Внимание на слайд. Слайд 18

– Проверьте по эталону: - + - - +

– Кто допустил ошибки? В чём причина?

Кто справился без ошибок?

VII. Домашнее задание.

с.69 – правило, с.70, №73; Слайд 18

(задание по уровням, уровни, расписаны на карточке)

(Прочитайте внимательно задание, выберите посильное для себя)

Задание первого уровня

 Списать любые 2 предложения, подчеркнуть грамматические основы, поставить пропущенные знаки препинания.

Задание второго уровня

 Списать 2 предложения, подчеркнуть грамматические основы, поставить пропущенные знаки препинания. Составить схемы предложений.

Задание третьего уровня

 Найти и записать предложения по данным схемам. Подчеркнуть грамматические основы.

1. [ ______ ______ ] и [ ______ _____ ].

2. [ ______ _______ и ] .

3. [ ____ _____ ] , [ ____ ____ ] , [___ ___ ].

VI II . Итог урока.

Вспомните, какие цели перед собой мы ставили в начале урока? Слайд 19

Достигли мы их или нет?

Что самого важного для себя вы поняли на уроке?

На каком этапе вам было легко?

В чем затруднялись? Над чем ещё нужно работать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?

У кого есть вопросы?

Спасибо за сотрудничество! Слайд 20

Тема : Запятая в сложном предложении.

Планируемые предметные результаты:

Ставить запятые в сложном предложении с союзами; отличать простые предложения от сложных; составлять схемы простых и сложных предложений; распознавать однородные члены предложения; выполнять синтаксический разбор предложений изученных видов.

Универсальные учебные действия:

Самостоятельно формулировать тему и цели урока. Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем. Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.

Личностные результаты:

Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).

Ход урока :

  1. Организационный момент.(слайд 1)

Прозвенел звонок, начался урок.

Каким бы вы хотели видеть наш урок. (слайд 2)

Чтобы получился урок таким, недостаточно действий одного учителя, необходима и ваша помощь.

Какими должны быть на уроке ученики? (слайд 2)

Сможете стать такими?

2. Словарная работа (слайд 3)

Заполните кроссворд словарными словами.

Запишите их через запятую, подчеркните непроверяемую букву безударного гласного в корне слова. (к о лено, к о рова, к о пыто, к о стёр, к о лесо )

Поменяйтесь тетрадями с соседом, проверьте написание слов.

Запишите по 3 однокоренных слова:

1 вариант – с корнем – колен – (колено, наколенник, поколение)

2 вариант – с корнем – колес – (колесо, трёхколёсный, колесить)

Выделите корень в словах. Проверим.

Давайте составим простое предложение со словом колесо. (В машине пробилось колесо). Запишите.

Выполните синтаксический разбор предложения. (Повеств., невоскл., прост., распр.)

Найдите грамматическую основу предложения. Выделите её. Какими частями речи они выражены. (сущ., глаг.) Составьте схему предложения (д)

А теперь я предлагаю вам составить с этим же словом, предложение сложное. (У нас пробилось колесо, но мы всё равно доехали до дачи)

Синтаксический разбор (повеств., невоскл., сложн., распр.) Грамматическая основа. Схема. (д)

Как же отличить простое предложение от сложного? (в простом - 1 грамматическая основа, а в сложном 2 и более (слайд 5)

3. Формулирование темы и цели урока.

Ключевые слова : сложное предложение; союзы и, а, но; запятая (слайд 6)

Вспомните, какие проблемы мы решали на предыдущих уроках по теме «Сложное предложение» (знаки препинания в сложном предложении, отличие от простого, перед одиночным союзом и запятая ставится)

Дополните этот ряд ключевых слов (простое предложение, однородные члены, отсутствие занятой)

Сегодня на уроке мы повторим и обобщим всё изученное о простом и сложном предложении. (слайд 7)

4. Обобщение и систематизация умений и навыков.

Составьте предложения.

Какие предложения у вас получились? Запишите их. Составьте схемы предложения. Какие это предложения? (простое и сложное) (слайд 8,9)

И в одном и в другом предложении есть союз и. Какова же роль союзов в предложении? (соединяют части предложения или однородные члены)

Какие ещё союзы вы знаете? (и, а, но)

Давайте соединим вид предложения с нужными союзами. (слайд 10)

Попробуйте составить для себя схему-подсказку, перед какими союзами ставится и не ставится запятая в простом предложении с однородными членами и в сложном. (2 уч – д) Проверим.

Почему мы так обозначали сложное предложение? (оно состоит из частей) - Что происходит с частями в сложном предложении? (они соединяются и разделяются)

Дополните эти слова нужной информацией, чтобы получилась схема о простом и сложном предложении. (слайд 11)

Физминутка (слайд 12)

Упр. 79 (разбор, самостоятельная работа)

Откройте Рабочие тетради на странице 18. Найдите задание 6.

Прочитайте про себя задание. Что нужно сделать?

Схема какого предложения здесь представлена? (сложная, состоящая из 3 частей)

Как соединены части этого предложения?

Подберите, какое предложение подойдет к этой схеме. Поработайте в парах. Вспомните правила. (слайд 13)

Итак, какое предложение подходит? (3) Докажите, что именно это предложение подходит.

Письмо (слайд 14)

Объясните постановку знаков препинания. Нарисуйте схему предложения. ([= - ,=],[= -], и [= -].) (д)

Разберите по составу имена прилагательные.

5. Итог урока.

Найдите ошибки в схеме. Объясните их. (слайд 15)

Вот и кончился урок, он пошёл, наверно впрок! (слайд 16)

6. Домашнее задание.

С.79-80 упр. 4, Р.т.т.3 з.10

Предварительный просмотр:

Ключевые слова: сложное предложение; союзы и, а, но; запятая

Запятая в сложном предложении.

рядом и мой школой находится с бассейном дом туда сестрой мой и бассейном находится с ходим рядом с мы дом часто

Мой дом находится рядом с бассейном и школой. Мой дом находится рядом с бассейном, и мы с сестрой часто туда ходим.

Простое предложение с однородными членами, а, но, и и Сложн ое предложение

части разделяются связываются Союзами с интонацией интонацией,

Правила работы в парах Говори тихо Выслушай мнение товарища до конца Не перебивайте друг друга Будь вежлив и сдержан

Улыбнулись сонные берёзки, Растрепали шёлковые косы, Шелестят зелёные серёжки, И горят серебряные росы… (С.Есенин)

[ - =] и [ - =]. [ - = , и = ].

Итог урока Что мы повторили? Что понравилось? Хочу знать больше Хорошо, но могу лучше Пока испытываю трудности Оцени свою работу