Заниматься с детьми 5-6 лет становится намного легче. В этом возрасте они уже стремятся стать школьниками, хотят как можно скорее стать взрослыми, им становится интересно узнать, как все вокруг устроено. К тому же дети этого возраста уже могут заниматься достаточно долгое время, способны воспринимать и запоминать намного больше информации.

Уроки развития для детей этого возраста должны быть нацелены на подготовку к тому, что вскоре ребенок будет учиться в школе. Учитывая сложность современных учебных программ, это является необходимым аспектом. На занятиях ребят нужно обучать всем необходимым навыкам для успешной учебы: распознаванию звуков в словах, чтению, счету, письму.

О том, как можно построить учебный процесс с дошкольником, подробнее рассмотрим в статье.




Знания, которые должны быть у ребенка 5-6 лет

Занимаясь с ребенком дома, взрослые должны осознавать, что умение читать, писать и считать – это совсем не главное в дошкольный период.

Если у малыша будут хорошо развиты основные психические функции, такие, как память, мышление, внимание, восприятие и воображение, а также речь и мелкая моторика руки, то первокласснику будет довольно просто усвоить программный материал в школе. А вот развитие интеллекта у крохи в дошкольном возрасте проходит намного эффективнее.



Математика:

  • прямой и обратный счет в пределах 10;
  • состав чисел в пределах 10;
  • зрительный образ цифр и их написание;
  • математические действия в пределах первого десятка – сложение и вычитание, знание знаков, которыми они обозначаются – «+», «-»;
  • сравнение множеств – больше, меньше, равно; знаки – «>», «
  • понимание и точный, верный ответ на вопрос: сколько? Который? Какой по счету?
  • Умение составить и решить задачу в одно действие – сложение и вычитание;
  • ориентирование в пространстве: вверх, вниз, вперед, назад, перед, после, справа, слева; знать понятия «ниже-выше», «длиннее-короче», «дальше-ближе»;
  • знание основных геометрических фигур: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, трапеция, ромб; и геометрических тел: куб, шар, цилиндр, пирамида;
  • умение определять форму различных тел – круглая, квадратная, прямоугольная, треугольная;
  • деление круга и квадрата на 2 и 4 одинаковые части;
  • умение решать несложные головоломки.

Логическое мышление:

  • классификация предметов по какому-либо признаку;
  • составление рассказов по предложенной иллюстрации или продолжение рассказа по заданному началу;
  • умение находить предмет, который к данной группе не относится, лишний;
  • установление закономерностей и продолжение ряда.


Развитие речи:

  • малыш должен знать свои фамилию, имя, отчество, возраст, город проживания, адрес и телефон, имена родителей и бабушек-дедушек, место работы родителей, профессию;
  • качество связной речи практически такое же, как и у взрослых;
  • четко проговаривать все звуки речи; речь должная быть связной, выразительной;
  • уметь пользоваться предлогами, изменять слова по числам, падежам;
  • эмоционально окрашивать свою речь с помощью интонации;
  • различать и уметь пользоваться побудительными и повествовательными предложениями, вопросительными и восклицательными;
  • задавать вопросы, рассуждать и спорить;
  • участвовать в диалоге, вести монолог;
  • знать наизусть стихотворения, рассказывать их выразительно; пересказывать большие произведения.
  • Если ребенок еще не знаком с буквами, не умеет читать, то сейчас самое время начать это делать

Знания об окружающем мире:

  • знать названия и классифицировать все окружающие его объекты: мебель, одежда, обувь, посуда, домашняя бытовая техника, дикие и домашние животные, растения, фрукты, овощи и ягоды, знать названия сказок, которые любит и имена сказочных персонажей, названия любимых мультфильмов;
  • знать месяца по порядку, по временам года, называть текущий месяц, дни недели.




Развивающие занятия для детей дошкольного возраста

Математика

  1. Числовой ряд. Необходимы карточки с цифрами от 0 до 10. Взрослый загадывает два числа и выкладывает перед малышом карточки с соответствующими цифрами (например, 2 и 8). Задача ребенка – выложить карточки с числами, которые находятся между ними (в нашем примере ребенок должен выложить между этими цифрами 3, 4, 5, 6, 7).
  2. Раскраски, в которых сначала надо нарисовать рисунок, соединяя цифры по возрастанию;
  3. Раскраски по номерам;
  4. Домики;
  5. Прописи с цифрами;
  6. Выкладывание цифр из счетных палочек.
  7. Задания на сложение и вычитание. Используйте наглядные примеры для обучения. Малышу будет намного интереснее посчитать, сколько конфет в вазе было и сколько станет, если съесть, к примеру, 5 конфет, или добавить к ним еще 3. Или посчитать, сколько яблок было и сколько будет, если его угостят еще одним. А что дошкольнику интересно, то он усвоит гораздо быстрее. Для примера можно использовать и красочные иллюстрации.
  8. Сравнение множеств;
  9. Геометрические фигуры;
  10. Очень интересным для ребенка будет решение геометрических примеров.
  11. Выучить с ребенком основные геометрические тела помогут простые пластмассовые кубики. Они также могут помочь в определении того, какой формой предмет – круглой, овальной и т.д. Постройте с малышом домик, называя геометрические тела – куб и пирамиду, для постройки башни возьмите цилиндр и пирамиду. А теперь попросите кроху построить что-нибудь самостоятельно. Пусть он называет, какие геометрические тела он использует.
  12. Используйте задачки в стихах. Они намного занимательнее для дошкольника и воспринимаются им намного легче.
  13. Детям очень понравятся различные математические презентации или флеш-игры на компьютере или планшете. Ими можно с успехом пользоваться в ваших домашних уроках математики.

Логическое мышление

Для развития логики у детей можно приобрести интересные дидактические игры (это могут быть паззлы «раздели на группы, лото, домино и др.) и готовые тетради с разнообразными красочными иллюстрациями.

Если есть возможность распечатать их на принтере, то вы сможете сделать отличные развивающие пособия своими руками, найдя такие карточки в интернете. В этом случае вам будет легче подобрать материал для домашних уроков по предпочтениям вашего малыша.

Для развития логики очень полезен различный конструктор. В магазинах его можно приобрести как для девочек, так и для мальчиков.

Еще больше дошкольнику понравится работа с наглядным материалом. Так, к примеру, в корзинку можно положить 4-5 фруктов и один овощ и попросить кроху найти лишнее.



Можно предложить ребенку среди фигурок животных найти лишнее (по принципу дикие-домашние), среди игрушечной мебели найти лишнее (например, игрушечный пылесос – бытовая техника).

Для того чтобы кроха учился классифицировать, можно поиграть с яркими пластмассовыми кубиками. Их можно разделить на группы по нескольким признакам (цвет, форма, размер). Попросите малыша рассказать вам, как он это сделал. Таким же образом можно использовать практически все, что есть у вас дома.

При обучении ребенка составлять рассказ по картинкам добивайтесь связной речи и полных предложений.

Для начала можно помочь маленькому ученику, задавая наводящие вопросы. Когда ребенок поймет, как это делать, можно уже просить его составить рассказ самостоятельно или закончить начатую вами историю. Попробуйте поменять местами картинки.


Прежде чем начинать рассказ, малыш должен догадаться, что порядок карточек не верный.

Воспользуйтесь вашей фантазией, и занятие превратится для крохи в увлекательную игру.

  • Найди лишний предмет
  • Раздели на группы
  • Составление рассказов по картинкам
  • Установление закономерностей

Развитие речи

Занимаясь развитием речи, необходимо обязательно делать с ребенком логопедическую зарядку для язычка. Это нужно для того чтобы мышцы, которые отвечают за работу губ и языка, всегда поддерживались в тонусе, были хорошо развиты. Именно они отвечают за качество произносимой речи.

Зарядку необходимо делать каждый день. Малыш обязательно должен видеть свое отражение в зеркале, сравнивая свои движения с взрослым. Следите за качеством выполнения упражнений, в каждом положении необходимо фиксировать язык на несколько секунд. Никаких пропусков быть не должно.

Следите за тем, чтобы кроха от усердия не напрягал мышцы шеи, плеч и кисти рук. Если это происходит, то необходимо сделать легкий массаж.

Очень полезным для развития речи будет заучивание чистоговорок и скороговорок, различных считалок.


После этого крохе будет намного проще научиться печатать буквы, ведь он научился не только ассоциировать звук с изображением буквы, но и запомнил основные движения руки необходимые для ее написания.

Каждый день заучивайте с дошкольником детские стихи, как можно больше читайте ему различных книг . Просите рассказать то, о чем вы прочитали.

Следите за тем, чтобы рассказ малыша был связный, ребенок рассказывал по порядку, не перескакивая из начала в конец.

Просите ребенка рассказать хорошо знакомое ему стихотворение с различными эмоциями: сердито, как будто ему очень смешно, жалобно и т.д.

Учите задавать вопросы, высказывать свою точку зрения на ситуацию. В таком возрасте для детей уже можно приобрести азбуку. Все это очень хорошо способствует развитию речи и расширению словарного запаса крохи.


Знания об окружающем мире

Занятия окружающим миром можно проводить практически везде: дома, в магазине, на прогулке, в очереди в поликлинике.

Находясь в магазине, попросите малыша назвать знакомые ему овощи, фрукты, ягоды. Покажите те, которых он еще не знает. На прогулке можно вспомнить встречающиеся виды транспорта, рассмотреть различные деревья и их листья, кусты, цветы, траву.


Обязательно разговаривайте о том, какое сейчас время года, ищите его признаки в природе, вспомните названия месяцев этого времени года, какой месяц сейчас, какое время года было перед ним и будет после, изменения в природе, которые они с собой принесут и название месяцев.

Поговорите о птицах, расскажите о перелетных и зимующих видах, о тех, которые живут в лесу и в городе. Вспомните диких и домашних животных, насекомых.

Находясь в очереди в каком-либо учреждении, можно рассказать ребенку о различных профессиях людей, которые там работают.

Заходя в магазины одежды и обуви, попросите ребенка вспомнить, что из этого он знает и может назвать.

В магазине бытовой техники можно познакомить ребенка с той, которой нет у вас дома и объяснить, для чего она нужна.

Знакомьте ребенка с новой информацией и вспоминайте то, что он знает повсюду. Все это - отличный способ познакомить кроху с окружающим миром на примерах из жизни, а знания, полученные таким образом, усваиваются намного эффективнее.


Также в знакомстве с окружающим миром отлично помогут различные дидактические игры, карточки, лото, домино.

Методическая разработка занятия для старших дошкольников: «А мы многое умеем!»

Описание: Развивающее занятие «А мы многое умеем!», предназначено для детей старшего дошкольного возраста. Проводится педагогом-психологом для подготовки детей к школе. Разработка занятия может быть использована воспитателями, педагогами дополнительного образования.

Цель занятия : Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста на этапе подготовки к школе средствами игровой деятельности.

Задачи:

1. Научить детей в игровой форме решать поставленные перед ним задачи.

2. Способствовать развитию творческих способностей, воображения, внимания, речи ребёнка, развитию чувства сплочённости.

3. Воспитывать интерес к будущей школьной жизни, пробудить интерес к собственной личности, формировать положительный интерес к учению.

Возраст детей: дети 5-6 лет, воспитанники студии предшкольной подготовки «АБВГДейка».

Вид занятия : комбинированный.

Методы : словесный, наглядный, практический (упражнения, игра).

Предварительная работа : подготовить следующее учебно-методическое сопровождение занятия:

Вырезанные из бумаги рукавички с разными орнаментами

Рисунки велосипеда, письма, сапог, шляпы, книги, зонтика, молотка и гвоздя

Мягкая игрушка

Оборудование:

Доска, карандаши для детей

Ход занятия:

I. Вводная часть

I.1. Приветствие «Привет, всем, у кого косички»

У кого есть сёстры, кто сегодня ел конфету, кто сегодня хорошо себя вёл, а кто плохо, у кого светлые волосы. (Дети вместо ответа «да» говорят «привет»).

II. Основная часть

II.1. Упражнение «Назови одним словом»

Цель : развитие когнитивной сферы

Проведение : проверим, настроены ли вы на работу. Сейчас я буду называть вам слова, ваша задача назвать их одним словом (дети отвечают по очереди)

Вера, Надежда, Елена, Любовь

Январь, март, июль, сентябрь

А, Б, С, В, Н

Понедельник, воскресенье, четверг

Стол, диван, кресло, кровать

Шлёпки, сапоги, туфли, ботинки

Вол, медведь, ёж, лиса

Курица, цапля, голубь, ласточка

Одуванчик, гвоздика, ромашка, клевер

Молоток, шуруп, пила, отвёртка

II.2. Упражнение-игра «Рукавички»

Цель: развитие умения взаимодействовать со сверстниками, договариваться по поводу общего дела. Установление эмоциональных контактов в группе

Проведение : для игры нужно вырезать из бумаги рукавички, количество пар равно количеству пар участников игры. На каждой паре рукавичек нарисован орнамент, не похожий на другие рукавички. Ведущий раскладывает их по помещению. По команде дети разбредаются по комнате, находят свою пару, берут карандаши (три цвета), и стараются как можно быстрее раскрасить свои рукавички, предварительно договорившись, в какие цвета будут окрашивать орнамент, чтобы рукавички были одинаковыми. Победителем становится та пара детей, которая быстрее всех одинаково раскрасит свои рукавички.

II.3. Физкультминутка «Кузнечики»

Поднимите плечики, дети поднимают плечи

Прыгайте, кузнечики! прыгают на месте

Прыг-скок, прыг-скок!

Стоп! Сели! останавливаются, садятся

Травушку покушали. накланяются вниз

Тишину послушали. показывают знак «тише»

Выше, выше, высоко встают

Прыгать очень нам легко. прыгают.

II.4. Упражнение «Как можно использовать …».

Цель : развитие воображения, творческого мышления.

Проведение: ведущий называет какой-нибудь предмет и предлагает детям сказать, как его можно использовать. Пример: газета - читать, писать, построить кораблик, постелить на пол, использовать как игрушку, для кошки порвать, сделать шляпу на голову, просто порвать и т.д.

II.5. Упражнение «Что означает это слово?»

Цель : развитие мышления, речи

Проведение : перед вами нарисованные предметы. Представьте себе человека, который не знает значения ни одного из этих слов (можно посадить игрушку и рассказать ей). Постарайся объяснить ему значение каждого слова, например, «Сапоги» - непромокаемая обувь, чтобы ходить по воде и по грязи.

III. Заключительный этап

III.1. Рефлексия занятия : какое упражнение вам больше всего понравилось, что не понравилось.

Результаты выполнения задания детьми, их активность, ответы показывают, что, цель занятия достигнута.

Исследование памяти

Слуховая память

Назвать 10 слов, наборы слов могут быть разными, например это могут быть такие слова:стол, калина, мел, слон, парк, ноги, рука, калитка, бак, окно, лес, хлеб, окно, стул, брат, вода, конь, гриб, игла, мед.
Слова не должны быть связаны друг с другом по смыслу. Часто мамы при подготовке ребенка используют слова по такому принципу – что вижу, то и называю. Но ребенок тоже может видеть эти предметы и тогда ему их не надо запоминать. Подготовьте заранее список слов, в котором вы можете отмечать те слова, которые назовет ребенок. Слова должны быть одно и двухсложными, обязательно знакомыми ребенку.Ребенок должен назвать не менее 5-6 слов в любой последовательности.Так же вы можете повторить 5 раз, при втором повторении скажите ребенку, что он должен назвать все слова так, будто слышит их первый раз, он должен называть все слова, даже те, которые уже называл первый раз. Третий раз просто скажите: “Еще раз”. Вы это должны делать сразу, без паузы. Тогда вы сможете построить график, на котором вы увидите, как ваш ребенок запоминает. Возможно, он с третьего раза назвал все 10 слов, но бывает и так, что третий раз ребенок повторил 4 слова, а четвертый только 1 раз. Не сердитесь на него, это значит, что ребенок быстро устает и это знание вам поможет в дальнейшей учебе в школе, вы будете понимать, что повторение больше трех раз например стихотворения не поможет ребенку его запомнить, а только ухудшит его состояние. Если же график получился зигзагообразный, это может говорить о неустойчивости внимания и быть одним из признаков гиперактивности.

Зрительная память
Показать 10 картинок. Ребенок должен запомнить не менее 6.Подберите 10 картинок, изображенные на них предметы должны быть известны ребенку, изображение должно быть узнаваемо и понятно. Так же на картинках не должно быть ничего лишнего, ведь если на переднем плане будет мячик, а сзади дерево, то ребенок может обратить внимание на дерево и его запомнить, а вы будете думать, что у него плохая память. Выкладывайте картинки перед ребенком по одной и обязательно просите назвать изображение вслух. Ведь он может сказать диван, а вы думаете, что это кресло. В данной ситуации не исправляйте ребенка, ничего не говорите, просто запомните то, как он назвал изображение. В дальнейшем вы можете вернуться к ошибкам ребенка и попробовать их исправить, но сейчас вы исследуете только память. Вам будет намного легче, если вы напишите все слова, рядом можете писать то слово, как ребенок назвал. Когда все картинки будут перед ребенком, скажите ему: “ты можешь их запоминать сколько тебе требуется (пока не запомнишь)”, но через минуту при его молчании спросите, все ли он запомнил и уберите все картинки. Попросите его назвать то, что он видел. Если у вас есть список слов, то вы можете отмечать названные им слова.Для развития памяти вы можете учить ребенка связывать слова по смыслу, придумывать рассказ так, чтобы в нем были все эти слова, увеличивать количество слов.
Показать 16 схематичных картинок (дом, флаг, дерево, цветок, цифры, буквы, геометрические фигуры и т.д.). Ребенок должен нарисовать как можно больше.

Смысловая память
Назвать пары слов: шум – вода, стол – обед, мост – река, лес – медведь, рубль – копейка, школа – ученик, снег – зима.Затем назвать только первое слово из пары, а ребенок должен назвать второе.Слова должны быть связаны по смыслу. Вы можете подобрать свои пары, начинать можете с трех пар слов, если ребенок не понимает, что вы от него хотите, объясните, как связаны между собой слова.

Например пара: тарелка – суп, суп наливают в тарелку.
Курица – цыпленок, у курицы ребенок цыпленок.
Ребенок должен запомнить не менее 3 пар из 5.
Повторить порядок действий: мальчик встал, умылся, оделся, позавтракал и пошел в школу.
Для девочки используйте другие слова.
Вначале вы можете использовать только 3-4 действия и если ребенок справился, увеличивайте их до 7 – 9.

Прочитайте фразы:
1. ярко светит солнце.
2. Дети играют в мяч.
3. Машина едет по дороге.
4. В поле растут ромашки и васильки.
5. Бабушка вяжет носки.
Попросите ребенка повторить те фразы, которые ему удалось запомнить. При этом главное – передать смысл каждой фразы, дословно повторять совсем не обязательно.
Если с первого раза ребенок не смог повторить все фразы, прочитайте их еще раз.
В 6 – 7 лет обычно справляются с этим заданием со 2 – 3 попытки.

Логическое мышлени

4 лишний

Определить, что лишнее среди 4 – 5 картинок, обязательно просите ребенка объяснить свой выбор. Для развития логического мышления используйте сначала не картинки, а различные игрушки и мелкие предметы. Ориентируйтесь на понятия при подборе предметов или картинок. Например, это могут быть овощи и среди них ягода, предметы красного цвета и среди них желтый или синий, машины и лошадь, посуда и мебель и т.д. Сначала лишний предмет должен резко выделяться на фоне остальных, но затем это отличие должно быть все менее сильным. Если вначале среди птиц можно положить предмет одежды или машину, то в дальнейшем среди диких птиц положите домашнюю птицу. Многие родители пытаются сразу составить многозначные ряды, так, что в одном ряду лишними могут быть несколько предметов, например один отличается по цвету, другой по форме, третий по назначению. Для малышей это опасно, он не сможет понять общего принципа этого задания, вы его сильно запутаете. Такие многозначные ряды годятся только для тех детей, которые уже твердо понимают смысл задания и умеют выбрать лишний предмет, причем обосновав свой ответ: лишний по цвету, лишний по форме, лишний, потому что все звери, а это птица, лишний, потому что из этого едят, а в этом готовят.

Найди закономерность и продолжи: Нога – носок – ботинок. Рука – ? надо продолжить.
Ответ – варежка, перчатка.

Выбрать нужное слово: больница – лечение; школа – (учитель, парта, учение, ученик). Дом – крыша; книга – (бумага, буквы, обложка, знание) и т.п.

Рассказ по картинкам. Разложите перед ребенком картинки, которые можно разложить по порядку. Такие картинки можно вырезать из книг, в дальнейшем я выложу ряд таких картинок. Предложите ребенку разложить картинки по порядку. Ребенок может не понять, что вы хотите, как это по порядку. Тогда спросите его, где начало истории, какая картинка первая и положите ее слева от ребенка. Предложите дальше самому выбрать и положить рядом с первой вторую картинку. И так далее, затем попросите его рассказать, что за история получилась. Если ребенок связал между собой картинки, у него получился непротиворечивый рассказ, но он разложил не так, как вы подразумевали, примите его рассказ за правильные, но можете сказать, что можно составить и другой рассказ, сказку, можете переложить и рассказать то, что получится у вас.

Нарисовать геометрические фигуры внутри и вне круга. Затем надо поставить точки в различных местах: внутри треугольника внутри круга, внутри квадрата вне круга. Предложите ребенку порисовать геометрические фигуры, вы называете, а он рисует: “нарисуй круг, нарисуй квадрат, нарисуй треугольник, нарисуй круг под квадратом, нарисуй в треугольнике круг, нарисуй круг в круге и т.д.” Затем попросите поставить точки в разных местах.

Чтение. (Во многих школах не проверяется)
Чтение беглое плавное до 30 слов в минуту. Пересказ своими словами. Умение видеть главные члены предложения.

Фонематический слух

Прохлопать слово по слогам.
Разделить картинки по слогам.
Соединить слова и соответствующие им схемы. В схемах звуки изображены кружочками. Обычно пишется столбик слов (штук 5), слова обязательно должны состоять из разного количества звуков и букв, напротив слов рисуются схемы, в которых кружками обозначаются звуки (не буквы, но для маленьких слова необходимо подбирать такие, в которых количество букв и звуков должны совпадать, так в слове юла буквы три, а звука четыре) и ребенку предлагается провести линию от слова к соответствующей схеме.

Слышать первый и последний звуки в слове. Конечно лучше, если ребенок слышит все звуки, но это важно для учебы, а не для поступления.

Найти картинки с определенным звуком. Перед ребенком раскладываются картинки и предлагается найти все слова,в которых есть звук Ш или Ч. Звук может быть любой, но не мягкий. Обязательно просите ребенка называть слова вслух, ведь он может назвать предмет иначе, не так, как вы можете ожидать.

Различать мягкость-твердость, знать парные согласные.

Из набора слов составить предложение. Слова могут быть на отдельных карточках или на одном листе бумаги. Слова могут быть в начальной форме: мальчик, кататься, лыжи, на.

Описать картинку. Детям трудно бывает начать описание. Можно услышать подобное: мальчик, велосипед, едет… Если научить ребенка правильно начинать рассказ, то дальше ему будет легче в любом случае. Если Ваш ребенок легко справляется с этим заданием, то дальнейшее не для Вас. Я прошу ребенка начинать так: На картинке я вижу (детей, зайчат…) Они делают…

Математика
Считать до 100, но не обязательно. Считать до 20 в прямом и обратном направлении – обязательно в большинстве школ. Считать от 7 до 14, от 17 до 9 и т.п. Складывать и вычитать до 10. Понятия больше и меньше. Комбинаторика – у тебя есть 3 яблока и 3 груши, ты взял 4 фрукта, что это может быть. (это могут быть 1 яблоко и 3 груши, 2 яблока и 2 груши, 3 яблока и 1 груша. Задания могут быть разные, важно перечислить все возможные варианты. Для того, чтобы ребенок понял, я беру 2 желтых карандаша и 2 красных, надо взять 3 карандаша. Перебираем все варианты. Затем берем по 3 карандаша и так же перебираем все варианты. Сравниваем, сколько вариантов было в первом случае и сколько во втором. Потом берем по 4 карандаша и все повторяем. Вместо карандашей можно взять пуговицы)

Задачи в два действия: у Маши 3 куклы, а у Кати – на 2 куклы больше, сколько кукол у них вместе?
Обратные задачи: на ветке сидели птички, когда 3 улетели, осталось 4. Сколько было птиц на ветке до того, как улетели?
Задачи с использованием понятия пара: у Маши было 2 пары носков, а у Пети- 3 пары. Сколько носков у них было?
В некоторых школах используются задачи шуточные, на смекалку.
К примеру: если 2 яблока разрезать пополам, то сколько будет яблок? Горело 7 свечей, 3 загасили, сколько осталось?

Математический диктант:
2 клетки вверх, 3 клетки вправо, 1 клетку вниз и т.д. Это простой вариант. Может быть более сложный: 3 клетки вверх, 2 по диагонали вправо вверх… Некоторые преподаватели говорят – по диагонали, некоторые – наискосок. Я же говорю по разному, но обращаю внимание ребенка на то, что важнее слова вправо вниз или влево вверх.

Основные понятия

1. Семья.
2. Место жительства.
3. Школа.
4. Животные: дикие и домашние.
5. Птицы: дикие и домашние.
6. Растения: деревья, кустарники, травы. Знать наиболее часто встречающиеся названия растений.
7. Овощи, фрукты.
8. Времена года, месяцы, дни недели, сутки.
9. География: материки, горы, океаны, моря, реки, острова, страны, города.
10. Материалы: естественные – искусственные.
11. Состояния воды: жидкое, твердое и газообразное.
12. Свойства воды: прозрачная, мокрая, растворитель.
13. Транспорт: наземный, воздушный, водный.
14. Мебель.
15. Одежда: верхняя, обувь, головные уборы.
16. Профессии: врач – лечит, учитель – учит и т.д.
17. Праздники.

Дополнительные тесты
Змейка. Проставить точки внутри цепочки кружков.
Корректурная проба – вычеркнуть определенные буквы или геометрические фигуры. Либо в геометрических фигурах надо проставить разные знаки – плюс, палочку…

Найди отличия
Лабиринты.
Из каких фигур состоят рисунки. В этом тесте используется рисунок из геометрических фигур.

Игра: да и нет не говорить. Это задание на внимательность. Вопросы могут быть самые разные, важно только, что говорить да и нет нельзя. Например: Ты мальчик? Снег белый?

Когда так бывает: сын старше отца. Всегда, часто, иногда, редко, никогда. Вместо «Сын старше отца» может быть любой вопрос. Например: летом идет снег, собака лает, зимой радуга.

Если ребенок рисует спираль против часовой стрелки – будет хороший почерк.
Психологическая готовность к школе.
– Умение увидеть связи, закономерности, желание ребенка понять, что отчего и почему.
– Способность слушать, понимать смысл прочитанного.
– Умение пересказывать.
– Качество мышления.
– Чувствует дистанцию с чужими взрослыми, не фамильярен.
– Легко устанавливает связи, контактен.
– Считается с другими детьми.
– Умеет играть по правилам.
– Умеет обосновать свой выбор.

1. Предучебный тип – все значимо в школе, хотят работать и общаться с учителем, готовы работать с полной отдачей.
2. Учебный тип – могут работать и сами по себе, без взрослого, но могут пренебречь формальными требованиями.

Конспект первого занятия будущих первоклассников

Цели: знакомство; содействие осознанию позиции школьника.

Ход занятия:

Здравствуйте, ребята! Совсем скоро вы станете учениками. Вы будете учиться вместе 11 лет, станете одним дружным коллективом. Много интересного и удивительного вы узнаете. Изучите много новых предметов, сделаете необычайные открытия. Но вначале нам нужно познакомиться. Я не знаю вас, а вы не знаете меня, нам неудобно общаться, поэтому будем знакомиться. Я расскажу о себе, а каждый из вас по очереди расскажет о себе.

I. Игра "Знакомство"

Сначала представляется учитель, рассказывает о себе. Затем дети кидают друг другу мячик, называя свое имя.

II. Беседа "Что такое школа, урок?"

Вы все посещаете детский сад, сегодня вы пришли в школу. Что такое школа? (учебное учреждение, где дети получают знания)

Скажите, чем отличается школа от детского сада? (наличием уроков)

Да, у нас будем много уроков: математика, обучение грамоте, письмо, окр. мир, и т.д..

В школе есть правила. Сегодня мы постараемся их запомнить и применять.

1. " Готов к уроку ": по звонку ученик становится возле своей парты и ждет команды учителя. Давайте потренируемся выполнять это правило.

2. « Хочешь говорить – подними руку» (Ответить хочешь, не шуми…лишь только руку подними)

3. А теперь попробуйте догадаться, какие правила означают следующие выражения:

«Ты сиди за партой стройно…и веди себя достойно»

«Парта- это не кровать…и нельзя на ней лежать»

«На уроках не болтай…как заморский попугай»

4.Что нужно сделать:

а) когда входит учитель (или кто-то старший) в класс;

в) когда кто-то опаздывает на урок и т.д.

Теперь мы с вами будем встречаться по субботам и я посмотрю, кто эти важные правила запомнил и выполняет.

Сегодня вы мне сказали, какие предметы мы будем изучать в школе.

А что н ам поможет изучать эти предметы? Отгадайте загадки и вы узнаете, кто же эти помощники?

Не похож на человечка,

Но имеет он сердечко,

И работе круглый год

Он сердечко отдаёт.

Пишет он, когда диктуют,

Он и чертит и рисует.

А сегодня вечерком

Он раскрасит мне альбом. (Карандаш).

Стальной конёк

По белому полю бегает,

За собой синие следы оставляет. (Ручка).

До чего же скучно, братцы,

На чужой спине кататься!

Дал бы кто мне пару ног,

Чтобы сам я бегать мог,

Я такой исполнил танец!

Да нельзя, я школьный … (ранец).

Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает. (Книга).

Молодцы!

Кто это? (Буратино)

Игра "Буратино идет в школу"

Буратино 1 сентября идет в школу, но он не знает что нужно взять с собой. Дети должны помочь Буратино собрать портфель в школу, то есть рассказать, что туда нужно положить.

Почему в школу не нужно брать игрушки?

Проведем физминутку:

Буратино потянулся,

Раз - нагнулся, два - нагнулся,

Руки в стороны развел

Видно ключик не нашел.

Чтобы ключ ему достать,

Надо на носочки встать.

Крепче Буратино стой,

Вот он – ключик золотой.

Продолжаем занятие.

Что это на слайде? (солнышко) Какое оно? Составьте предложение со словом солнышко.

Кто из вас любит рисовать?

А кто знает как правильно нужно держать карандаш?

В своих тетрадях нарисуйте солнышко в правом верхнем уголке.

А теперь облачко в левом верхнем.

Молодцы!

Итак, игрушки мы оставляем дома.

Сколько игрушек мы видим, посчитайте? Проверим (считаем хором)

Какой по счету стоит кукла? …? …? …?

Кто стоит за …? Перед …? Между…?

Посмотрите на числа, назовите их?

1 3 4 6 8 9 10

Какие числа пропущены?

Закройте глазки. Что произошло? (поменять местами карточки)

Какое число пропало? (5)

В тетрадях обведите 5 клеточек.

А теперь я возьму 5 букв, а вы попробуйте составить из них слово. Какое слово получилось? (школа)

В какое время года вы придете учиться? Это будет скоро.

Напечатайте в тетрадях предложение: Скоро в школу!

Экскурсия по школе.

Но вот и подошло к концу наше занятие.

До свидания!!!

Презентацию можно распечатать или показывать на экране. По методике Н. Зайцева черным цветом выделены ударные склады. chasyi.ppt

Июнь16Подготовка к школе (упражнения, тесты) Добавить комментарий

Выбор школы - это очень ответственное мероприятие. Школа - это первый в жизни ребенка социальный институт образования , который будет оказывать очень сильное влияние на формирование его личности. От того, правильно ли будет сделан выбор, зависят не только темпы и качество умственного развития ребенка, не только благополучие его профессионального продвижения в дальнейшем, но и его психическое и физическое здоровье.

Материал сайта http://1sentyabrya.ru

Подготовка к школе. Занятие 1

Всех на бой вас вызывает Славный доктор... (Айболит)

2) К нам в гости пришёл сегодня Айболит. А кто это такой? (Варианты детей. Можно по желанию прочитать небольшой отрывок из сказки Чуковского "Айболит".) Айболит просит помочь ему: послушать и назвать тех животных, в названиях которых есть звук. Волк, зайчик, медведь, курица, ёж, енот, крот, бабочка, кот. А кто из перечисленных животных приходил лечиться к Айболиту?

3) Заштриховать буквы.

Прописать печатные буквы. (Помогайте ребёнку- пишите первые буквы вместе, держа его руку в своей.)

4) Какой звук обозначает буква А? Какие гласные звуки ещё есть? Как произносятся гласные звуки? Давай пропоём песенку гласных. (Поются все гласные на одном вдохе) А О У Ы И Э (йотированные гласные пока не надо использовать я е ё ю) .

5) Зачеркни лишнее: А а у и о .

6) Айболит в сказке летел в Африку на таком самолёте. Из каких фигур состоит чудо-самолёт? Посчитайте, сколько треугольников, кругов, прямоугольников в самолёте. (Можно предложить ребёнку нарисовать свой самолёт из фигур. При использование этого задания, можно добавить загадки про геометрические фигуры) .

7) Сколько было в самолётике кругов? Раскрась каждый третий круг у гусеницы своим любимым цветом.8) Соедини каждую группу с нужной цифрой.

9) Назови каждый предмет. В какую группу можно собрать эти предметы? Какой предмет окажется лишним? Почему?

Доктор Айболит советует всем кушать много фруктов и овощей. Тогда вы будете здоровыми и сильными. Чтоб здоровье сохранить,

Материал www.Mammy-Pappy.ru

Домашняя школа. Подготовка ребенка к обучению в школе. Занятие № 1.

Posted on by Антонина Алексеевна

Здравствуйте, уважаемые коллеги и заботливые родители! В этой рубрике я буду публиковать свои занятия с детьми по подготовке к обучению в школе.

Сегодня, 1 июня, моя «Домашняя школа» открылась! Почему домашняя? Я провожу занятия у себя дома.

У меня частный дом, в котором самая большая и просторная комната в день занятий превращается в учебную комнату.

Ещё у меня есть достаточно большой двор для детских игр и приусадебный участок, который тоже сыграет свою роль в обучении и развитии моих маленьких учеников. Ну и главное, есть большой опыт педагогической работы с учащимися начальной школы и опыт просто мамы троих детей.

Вас удивило, что моя школа открылась 1 июня, в первый день летних каникул? Этому есть своё объяснение. Во-первых, летние каникулы - это отдых для учеников школы, а мои маленькие ученики ещё дошколята. Во-вторых, лето - это пора учительских отпусков.

А именно в это время заботливые родители обращаются за помощью к учителям начальных классов. А просьба о помощи у них простая: «Пожалуйста, подготовьте ребенка к школе».

Мои маленькие ученики в этом году ещё не идут в школу. Поэтому я намерена заниматься с ними до 31 мая 2015 года, т. е. ровно год. В моей маленькой группе пока 4 ребенка.

Это два моих сына: шестилетний Павлуша и четырехлетний Андрюша и дочери моих близких знакомых, две пятилетние девочки Ладушка и Сашенька. Команда небольшая, но объединенная одним духом и общей целью.

Самое главное, у меня есть помощницы, две замечательные мамы девочек-учениц. Одна мама художница, а другая преподаватель музыкальной школы.

Своей личной методики по подготовке детей к обучению в школе у меня нет. Но есть 17-летний опыт работы в школе учителем начальных классов и опыт многодетной мамы. Со своей старшей дочерью, а ей 24 года, мы прошли и подготовку к школе, и начальные классы, и ЕГЭ в 11 классе, и 5 лет университета.

В основу проведения занятий по подготовке к школе положены 5 главных целей, которые мы все вместе постараемся достичь.

1. Развитие памяти и внимания.

2. Пополнение словарного запаса, развитие речи и общего кругозора.

3. Развитие мелкой моторики пальцев рук.

4. Обучение счету в пределах первого десятка и азбуке.

5. Эстетическое развитие (музыка, рисование) .

А теперь я опишу подробно ход 1 занятия.

Занятие № 1

В день проведения занятия мои дошколята будут находиться со мной 2 часа. Каждое занятие комплексное и одним махом такой большой объем информации дошкольникам выдать невозможно. Каждый этап занятия должен продолжаться не более 15-20 минут.

Между каждым этапом будут проводиться игры на свежем воздухе, игры в комнате на ковре, музыкальные паузы и конечно, работа на приусадебном участке. Каждому ребенку я выделила грядочку - маленький огородик, на котором дети посадят различные растения.

В течении лета мы будем ухаживать за саженцами, наблюдать за их ростом и развитием. Ну и в итоге, надеюсь, соберем урожай.

А теперь идём по пунктам:

1. Развитие памяти и внимания.

Картинки для «фотографирования» вы можете подобрать сами, но если хотите, я поделюсь с вами своей презентацией с подборкой картинок.

Скачать презентацию можно с сайта:Фотографирование, картинки.

2. Пополнение словарного запаса, развитие речи и общего кругозора.

На первом занятии я ограничилась карточками по методике Глена Домана (домашние и дикие животные) .

3. Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Здесь я использую пропись Олеси Жуковой. Вот странички прописи, которые я выбрала для первого занятия. Их можно скачать со страницы сайта (щелкаем на картинку и она увеличится, дальше щелкаем правой кнопкой мыши и выбираем «Сохранить картинку как…»)

4. Обучение счету в пределах первого десятка и Азбуке.

Обучение счёту:

Первое с чего начала, это озвученная презентация по методике Глена Домана «Математика с пелёнок». Меня совершенно не смущает слово «с пелёнок». Мне нравится эта методика и для меня не важно, что мои маленькие ученики уже давно вылезли из этих самых пелёнок.

Цифры я сделала в программе Microsoft Word в формате А4, распечатала на принтере и разрезала.

Для этого этапа урока у меня есть в запасе ещё одна презентация «Учимся считать от 1 до 5. Сборник для малышей». Здесь сначала наглядно ввожу понятие «число», а уже потом «цифра». Все картинки на слайдах появляются по щелчку.

Переход на следующий слайд тоже по щелчку. Качество презентации отличное. Вы можете забрать эту презентацию прямо с сайта.

На первом занятии я выдала блоком «Счет от 1 до 5?, потому что мои ученики уже знакомы с цифрами. Здесь, на сайте «Началочка» вы можете посмотреть дополнительные материалы по этой теме в рубрике «Математика».

Азбука. Звук и буквы Аа.

Для работы с азбукой я использую задания из следующих источников:

Рабочая тетрадь «Обучение грамоте малышей»

Букварь Н. С. Жуковой

Страницу из прописи Олеси Жуковой с буквой А (см. на этой странице выше) .

Я не расписываю своё занятие в детальных подробностях, потому что эта статья предназначена прежде всего для моих коллег - учителей начальных классов. А они-то знают, что и где говорить, какие задавать вопросы и т. п.

На первом занятии я использовала моё любимое «рисование пальчиками». Подробно об этом виде рисования можно прочитать всё на том же сайте «Тараторки». В боковом меню выбираем рубрику «Рисование» и дальше «рисование пальчиками».

На странице сайта можно скачать картинки для раскрашивания. На этом сайте у меня тоже есть детские картинки для раскрашивания, которые подойдут для рисования пальчиками. Смотрите здесь:http://nachalo4ka.ru/uznay-po-konturu/#more-254(ссылка на скачивание под флеш-роликом) .

Все этапы занятия прошли успешно. Более того, ребята не могли расстаться. Когда за детьми пришли их мамы, то им пришлось провести у меня ещё пару часов.

Следующее занятие я назначила на среду, 4 июня. Ход занятия № 2 и все последующие будут опубликованы на сайте. Если Вам интересна тема «Подготовка ребенка к школе» - ждите мою новую статью. Подписывайтесь на рассылку и будьте в курсе последних новостей моего сайта.

Источник nachalo4ka.ru

подготовки дошкольников

«По дороге в 1 класс»

Рабочая учебная программа подготовки дошкольников «По дороге в 1 класс» составлена на основе авторской программы Н. А. Завьяловой «Интегрированный курс подготовки дошкольников» (Волгоград: Учитель, 2009год) в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования (Москва. 2004 год) .

Основополагающие идеи:

  • Создание условий для благоприятной адаптации к школьному обучению;
  • Создание системы непрерывного обучения дошкольников, в основе которой лежит идея интеграции (под интеграцией понимается процесс, в ходе которого разобщённые элементы посредством синтеза объединяются в целостную систему) ;
  • Формирование психологической готовности к школе.

Организация системы работы

по подготовке детей к обучению в школе

I этап (сентябрь – май)

Подготовительный этап включает в себя:

  • Организационные вопросы, связанные с информированием населения о сроках подготовки детей к школе;
  • Проведение экскурсий подготовительной группы детского сада в школу;
  • Посещение занятий в дошкольном учреждении психологом и учителем;
  • Организацию и проведение первого родительского собрания для родителей дошкольников;
  • Выработку концепции, основанной на принципах развивающего обучения;
  • Составление единой программы обучения, в которой предусмотрена соотнесённость одного учебного предмета с другим, этапность работы;
  • Консультирование родителей с целью формирования положительной мотивации учения у детей;
  • Диагностику детей психологом детского сада, психологом школы, логопедом, учителем.

II этап (февраль – апрель)

Основной этап – собственно подготовительные занятия:

  • Занятия с психологом – развивающие игры;
  • Занятия с логопедом – чтение и развитие речи;
  • Занятия с учителем – письмо и развитие мелкой моторики руки;
  • Занятия с учителем – математика с элементами логики.

ПСИХОЛОГИЯ

Программа рассчитана на 6 занятий. Продолжительность занятий 20-25 минут (в середине занятия – физкультминутка) .

Занятия с психологом имеют своей целью помочь ребёнку, который уже не дошкольник, но ещё и не школьник, построить содержательный образ «настоящего школьника». По форме, по манере общения занятия строятся как обучающие навыкам учебного сотрудничества.

Но материал, которым работают дети, чисто дошкольный: дидактические игры на конструирование, классификацию, рассуждение, запоминание, внимание, то есть направленные на развитие познавательных способностей. Усилия детей сосредотачиваются на освоении отношений: на выработке умения договариваться, обмениваться мнениями, понимать и оценивать друг друга и себя так, «как это делают настоящие школьники».

Важным условием развития познавательной активности ребёнка, самостоятельности его мышления является умение отстаивать своё мнение в спорах с другими детьми. Эти споры должны носить конструктивный характер и не сводиться к выяснению межличностных отношений. Главное в них – обсуждение возможных решений общей задачи.

К такому взаимодействию детей надо специально готовить, приучать, задавая им уже в дошкольном возрасте цивилизованные образцы ведения дискуссии.

Любознательность, активность, самостоятельность – вот качества, необходимые ребёнку для учебной деятельности. Именно они являются залогом познавательной активности, интереса к учёбе, способности к самостоятельному поиску. Сегодня это понятно всем.

Однако далеко не ясно, как не гасить, а формировать эти качества. Для решения этих задач предлагаются весёлые задания-шутки, а также задания, требующие от детей умения спрашивать.

Чтобы помочь ребёнку подогнать не его индивидуальность под школьную норму, а наоборот, нужен веер допустимых образцов в пределах данной нормы. При этом условии ребёнок обретает чувство собственного достоинства, уверенность, избавляется от излишней тревоги.

Порядок в классе при этом не страдает, как правило, так как дети добровольно приучаются соблюдать его в дальшейшем. Занимаясь развитием у ребёнка навыков общения и сотрудничества, психолог решает проблемы эмоционального неблагополучия детей на этапе дальнейшей адаптации первоклассника к школе.

Не обучая детей общению и сотрудничеству, не научишь их учиться. Ибо первая ступень этого умения предполагает способность компенсировать собственную неумелость, некомпетентность вовсе не с помощью книг, а с помощью других людей: учителя, родителей, одноклассников. Такое соединение привычной дошкольной и школьной среды облегчает и обеспечивает ребёнку переход от дошкольной жизни к школьной.

  1. Знакомство. Введение знаков «Правила поведения на уроке».
  2. Введение схемы времени.
  3. Как надо и как не надо спорить (минитренинг) .
  4. Правила школьной жизни.
  5. Для чего ходят в школу?

В конце занятий проводится диагностика с использованием «Методики исследования особенностей развития познавательной сферы» М. Я. Семаго, М. М. Семаго.

ЧТЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ

ПИСЬМО И РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУКИ

Программа рассчитана на 7 занятий. Продолжительность занятий 20-25 минут (в середине занятия – физкультминутка) .

Несложно понять, что многое зависит от начального этапа обучения письму. Если какие-то элементы навыка сформированы неверно, то умение писать в целом будет неправильным. А привычки и навыки в раннем возрасте закрепляются очень быстро, при этом очень прочно.

Уже на самых первых этапах обучения письму у ребят проявляется неудовлетворение, а у родителей огорчение. И наступает момент, когда быстро растёт нелюбовь к этому занятию. Почти все дети не любят писать, у них нет потребности в этом.

Создаётся гигантский барьер в обучении: во-первых – «не хочу», во-вторых – «не могу».

Поэтому задача – понять те трудности, которые испытывают дети, причины их возникновения; постараться облегчить их первые шаги в школьной жизни; помочь добиться успеха.

Подготовительные занятия не ставят своей целью научить ребёнка писать. Этот процесс длительный и непростой. На занятиях имеется возможность не спеша, глубоко проникая в психологию процесса обучения, осуществить этап подготовки детей к письму. Он заключается в следующем:

  • укрепление руки, улучшение координации движений;
  • усвоение правил гигиены письма, сохранение правильного положения головы, корпуса, рук, тетради, ручки в руке;
  • совершенствование способности к зрительному восприятию форм;
  • умение ориентироваться в пространстве листа, строки, в элементах письма;
  • поднятие на новый уровень наглядного, образного и отвлечённого мышления детей;
  • снижение психологической нагрузки ребёнка;
  • написание элементов букв и в неполном объёме самих букв.

Занятия проводятся по группам не дифференцированно по сложности заданий. Занятия условно можно разделить на два этапа: работа на нелинованном листе бумаги (рисование штриха) , работа в тетрадях (рисование узоров, письмо элементов букв) . Много внимания уделяется игровым и занимательным моментам для поддержания интереса детей к работе.

Темы занятий:

  1. Написание короткой и длинной наклонной палочки.
  2. Написание короткой палочки с закруглением внизу и вверху.
  3. Написание длинной палочки с закруглением внизу.
  4. Написание короткой и длинной палочки с закруглением вверху и внизу.
  5. Написание длинной палочки с закруглением внизу влево.
  6. Написание длинной палочки с петлей внизу и вверху.

МАТЕМАТИКА С ЭЛЕМЕНТАМИ ЛОГИКИ

Программа рассчитана на 10 занятий.Продолжительность занятий 20-25 минут (в середине занятия – физкультминутка) . Форма проведения занятий подвижная и меняется в зависимости от поставленных задач.

Познавательный материал в программе даётся в определённой системе, учитывающей возрастные особенности детей и дидактические принципы построения развивающего обучения. Центральное место отводится обогащению сенсорного опыта детей путём ознакомления с величиной, формой, пространством, и обучение строится по принципу постепенного движения от конкретного к абстрактному, от чувственного познания к логическому, от эмпирического к научному.

В процессе решения проблемной ситуации взрослый учит ребёнка, помогает ему использовать известные способы действия, перенося их в незнакомые условия. Нередко для получения ответа требуется открытие нового способа, в этом случае ребёнок может идти путём проб. При этом дети пользуются двумя видами поисковых проб: практическими (действия в перекладывании, подборе) и мыслительными (обдумывание хода, предугадывание результата, предположение решения) .

Особая роль в обучении детей основам математических знаний принадлежит сюжетно-дидактическим играм, математическим развлечениям(загадки, загадки-шутки, кроссворды) , математическим играм, в которых смоделированы математические построения, отношения, закономерности, дидактическим играм и упражнениям, основное назначение которых – обеспечить упражняемость детей в умении различать, выделять, называть множество предметов, чисел, геометрических фигур и т.д, а также возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий.

Система уроков построена блочно.

Первый блок «Величина».

В этом блоке уроков центральное место отводится обогащению сенсорного опыта детей, и обучение строится по принципу постепенного движения от конкретного к абстрактному, от чувственного к логическому.

Дети учатся определять и соотносить величину предметов, разбираться в параметрах протяжённости предметов. От практического сравнения величины ребёнок пойдёт дальше к познанию количественных отношений «больше-меньше», «равенство-неравенство».

Формирование представлений о величине предметов и понимания отношений «длиннее-короче», «выше-ниже», «шире-уже», «больше-меньше» позволяет показать скрытые математические зависимости, углубить понятие о числе, представив его в новой для ребёнка функции отношений.

Второй блок «Порядковый и количественный счёт, выполнение арифметических действий»знакомит с математическими отношениями и измерениями величин. Задания не даются в готовом виде, а постигаются путём самостоятельного анализа, сопоставления существенных признаков предметов, установления закономерностей и взаимозависимости.

Третий блок «Подготовка и решение арифметических задач»своей целью имеет обучение анализу задач и решению их.

Темы занятий:

  1. Вводное занятие. Понятия «одинаковое», «разное», «больше», «меньше», «столько же».
  2. Понятие условной меры. Измерение длин. Сравнение объёмов.
  3. Счёт предметов в прямом и обратном порядке. Правила счёта.
  4. Ориентация в пространстве: «направо», «налево», «вверх», «вниз», «между», «за», «перед».
  5. Ориентация в клеточном поле листа. Ориентация во времени.
  6. Знакомство с цифрами 1, 2, 3, 4, 5. Присчитывание и отсчитывание по одному.
  7. Знакомство с цифрами 6, 7, 8, 9, 10. Присчитывание и отсчитывание по одному.
  8. Геометрические фигуры плоскостные и объёмные. Знакомство с задачей.
  9. Геометрические фигуры. Точка. Прямая. Луч. Отрезок.
  10. История чисел. Число 0.

После занятий проводится педагогическая диагностика,которая предполагает два взаимосвязанных этапа. Первый этап – групповое обследование, в ходе которого дети работают на предложенных им диагностических бланках.

Второй этап - индивидуальное обследование, когда учитель непосредственно наблюдает за деятельностью одного ребёнка и сам записывает его устные ответы. (см. стр.45 – 58 «Беседы с учителем. Методика обучения: Первый класс четырёхлетней начальной школы» / Под ред. Л. Е. Журовой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М: Вента-Графф, 2002. – 384 стр) .

Литература

  1. Интегрированный курс подготовки дошкольников к школе / авт.-сост. Н. А. Завьялова и др. – 2-е изд. – Волгоград: Учитель, 2009. – 190 стр.
  2. Беседы с учителем. Методика обучения: Первый класс четырёхлетней начальной школы / Под ред. Л. Е. Журовой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М: Вента-Графф, 2002. – 384 стр.
  1. Порядок приёма детей в ГКПД

1.1. В ГКПД принимаются дети, не имеющие медицинских противопоказаний и проживающие на территории …

1.2. Для зачисления в ГКПД необходимы следующие документы:

Заявление родителей (законных представителей) с предъявлением документа, удостоверяющего личность;

Справка с места жительства о регистрации в ….

1.3. Приём детей в ГКПД осуществляется на основании заявления родителей (законных представителей) и оформляется приказом по школе «О проведении подготовки будущих первоклассников».

  1. Система работы по подготовке детей к обучению в школе

2.1. Подготовительный этап (сентябрь – май) включает в себя:

Организационные вопросы, связанные с информированием населения о сроках подготовки детей к школе;

Проведение экскурсий подготовительной группы детского сада в школу;

Посещение занятий в дошкольном учреждении психологом и учителем;

Организацию и проведение первого родительского собрания для родителей дошкольников;

Выработку концепции, основанной на принципах развивающего обучения;

Составление единой программы обучения, в которой предусмотрена соотнесённость одного учебного предмета с другим, этапность работы;

Консультирование родителей с целью формирования положительной мотивации учения у детей;

Диагностику детей психологом детского сада, психологом школы, логопедом, учителем.

2.2. Основной этап (февраль – май) – собственно подготовительные занятия:

Занятия с психологом – развивающие игры;

Занятия с логопедом – чтение и развитие речи;

Занятия с учителем – письмо и развитие мелкой моторики руки;

Занятия с учителем – математика с элементами логики.

2.3. Продолжительность занятий 20-25 минут (в середине занятия – физкультминутка) . Форма проведения занятий подвижная и меняется в зависимости от поставленных задач.

2.4. С целью выявления готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению, определения вида общеобразовательной программы в общеобразовательном учреждении может проводиться психолого-педагогическое диагностирование детей в присутствии родителей (законных представителей) ; родители (по желанию) могут получить психолого-педагогическую консультацию.

Результаты диагностики будущих первоклассников

Обследование проводилось индивидуально в присутствии родителей

и администрации школы

Дата обследования с 10.04. - 17.04. 201…года

Имя, фамилия ребёнка

Источник nsportal.ru

Подготовка к школе. Часть 1. Как правило, педагоги и родители считают, что для подготовки дошкольника к школе и развития школьных навыков необходимо и достаточно научить его читать по слогам, считать, а также развить мелкую моторику, тем самым... Перейти к упрокам первой части

Подготовка к школе. Часть 2 Вторая часть нашей онлайн программы занятий для подготовки к школе расширяет и дополняет тематику первой части. Задания этого раздела направлены на выработку навыков и умений по решению сложных задач анализа, синтеза и... Перейти к упрокам второй части

Подготовка к школе. Занимательные уроки на компьютере

Раздел содержит 75 занимательных компьютерных заданий разбитых на 25 уроков, все задания рассчитаны на детей старшего дошкольного возраста. При разработке заданий этого раздела учитывались методические рекомендации Государственного Научно-Методического... Перейти к занимательным урокам

Букварь - первая книга, с которой начинают обучение грамоте. Предлагаем вашему вниманию лучший в Рунете вариант онлайн Букваря. При разработке Букваря использовались проверенные временем разработки психологического центра Адалин. Букварь содержит мультимедийные интерактивные... перейти к Букварю

Буквы. Упражнения и игры. Повторить и закрепить пройденный в Букваре материал вам помогут упражнения и развивающие игры из этого раздела. Наши развивающие игры позволят дошкольнику запомнить образ (написание) печатных букв русского алфавита, научат на слух идентифицировать звуки и... перейти к играм с буквами

Слоги. Уроки по чтению слогов В наших уроках по чтению слогов несколько типов заданий и упражнений. В заданиях и упражнениях к урокам используются хорошо известные ребенку слова, состоящие из 2-3 слогов.

Слоги состоят из двух букв, гласной и согласной. Как правило, у ребенка не... перейти к урокам по чтению слогов