Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Буратино»

Конспект

Непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию

На тему: «Первоцветы»

Воспитатель:

Л. А. Андреева

с. Чунояр

2015г

Цель : расширение знаний детей о первоцветах.

Задачи:

Обучающие

Научить находить связь между цветущими растениями и насекомыми;

Развивающие:

Закрепить представления детей о первоцветах, умение определять их по описанию,

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к первоцветам.

Обогащение словаря

Мать-и-мачеха, ландыш, ядовитый, охраняемый, первоцветы, галантус, гиацинт, нарцисс, нектар.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное», «физическое развитие».

Виды деятельности: Познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная, изобразительная.

Материал и оборудование: Презентация, проектор, ноутбук, карандаши, бумага.

Ход занятия:

Этап закрепления знаний. Все сообщения иллюстрируются слайдами презентации. «Зима сменяется весною»

Зимние дни миновали,

ночи короткими стали

солнышко с неба ясней,

луч золотой разливает.

Влажным теплом подувает

Ветер с раздольных полей

Быстро одна за другою

Тучки несутся толпою

Лёгкою дымкой скользят

Галки, вороны стадами.

Сядут на крыше рядами,

Вербы над тыном склонилась,

Вся расцвела распушилась,

Так и блестит жемчугом.

Кое где обтаяли кочки,

И закраснелися почки

С дремлющим сладко листом.

/С.Дрозжин./

Сейчас я вам загадаю загадку.

Зазвенели ручьи,

Прилетели грачи.

В дом свой – улей – пчела

Первый мед принесла.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

Беседа с детьми:

Какие изменения происходят весной? Почему?

На слайде зашифрована тема сегодняшней беседы. Давайте попробуем ее расшифровать.

Все растения, которые расцветают ранней весной, называют первоцветы. Они первыми появляются из-под снега.

У занесенных снегом кочек,

Под белой шапкой снеговой,

Нашли мы синенький цветочек,

Полузамерший, чуть живой

Наверно, жарко припекало

Сегодня солнышко с утра.

Цветку под снегом душно стало,

И он подумал, что пора,

И вылез…Но кругом все тихо,

Соседей нет, он первый здесь.

Его увидела зайчиха,

Понюхала, хотела съесть,

Потом, наверно, пожалела:

Уж больно тонок ты дружок!

И вдруг пошел пушистый, белый

Холодный мартовский снежок.

Он падал, заносил дорожки…

Опять зима, а не весна.

И от цветка на длинной ножке

Лишь только шапочка видна.

И он, от холода синея,

Головку слабую клоня,

Сказал: «Умру, но не жалею:

Ведь началась весна с меня!»

З. Александрова

Почему эти растения зацветают первыми? Почему чаще всего у них первым появляется цветок, а затем листья? На эти вопросы мы и найдем сегодня ответ. В природе ничто не происходит "просто так". Если что-то имеет в ней место, значит, этому есть свои причины.

Апрель – это месяц весенних первоцветов. Днём сильно пригревает яркое лучистое солнце, торопливо бегут ручьи, а ночью земля стынет. Зелёное царство просыпается, и подносит нам сои первые, хотя и скромные на вид дары.

Вернемся к нашим первоцветам и зададим себе вопрос: "зачем они цветут так рано весной?". Для начала вспомним, что растениям для нормальной жизнедеятельности необходим солнечный свет. Именно на свету в зеленых органах растений происходят процессы фотосинтеза, когда из неорганических веществ (воды и углекислого газа) образуются органические вещества - углеводы, которые потом растения используют для своего развития. Таким образом, достаточное количество солнечного света является необходимым условием нормального развития растений. Вся жизнь растений проходит в постоянной борьбе за свет. Приходилось ли вам бывать в апрельском лесу? Давайте заглянем. Обратите внимание на то, каким светлым он кажется в это время года? Деревья и кустарники еще не оделись листвой, ничто не мешает солнечному свету беспрепятственно проникать до самой земли. Именно это обстоятельство и является основной причиной того, что многие виды растений "выбрали" для своего цветения это время года. Кроме того, земля после схода снега насыщена влагой, которая также является необходимым условием для нормального развития растений. В это время года, однако, еще довольно прохладно, и раннецветущим растениям пришлось приспосабливаться к этому (вспомним, что, например, степным и пустынным растениям в избытке хватает и тепла и света, но им приходится бороться за драгоценную в тех условиях влагу). Для того, чтобы получить преимущество в одном, живым организмам приходится жертвовать преимуществами в другом.

"Прозрачность" свободного от листьев весеннего леса различные виды растений используют по-разному. Низкорослые насекомоопыляемые растения в это время года привлекают первых насекомых яркими цветками. Кто заметит их цветки в сумраке летнего леса? Сейчас же, когда нижние ярусы леса хорошо освещены, здесь лучше всего заметны желтые, голубые и розовые цветки.

Они отличаются необычайной "торопливостью"- появляются на свет тотчас же после схода снега и быстро развиваются, несмотря на весеннюю прохладу. Через неделю-другую после появления на свет они уже цветут, а еще через две-три недели у них появляются плоды с семенами. Сами растения при этом желтеют и полегают на землю, а затем надземная их часть засыхает. Происходит все это в самом начале лета, когда, казалось бы, условия для жизни лесных растений самые благоприятные - достаточно тела и влаги. Но эти цветы имеют свой особый "график развития", не такой, как у многих других растений. Они всегда активно развиваются - растут, цветут и плодоносят - только весной, а к лету совершенно исчезают из растительного покрова.

Первоцветы – это многолетние растения, т.е. такие, которые помногу лет растут и цветут. Они сохраняются под снегом зимой, а с наступлением тепла пробуждаются, и из их корня растут стебель, листья. Корешки, корневища и луковица помогают травяным растениям расцветать как можно раньше. В начале весны листьев на деревьях нет, и первоцветы получают достаточное количество солнечного света. А после схода снега земля насыщена влагой.

Мать и мачеха .

Местами ещё лежит снег, а там где пригревает солнце на окраинах полей, по берегам оврагов и рек, в начале апреля появляются золотые корзиночки мать и мачехи. Мать и мачеха нектаром славится, первый взяток пчёлы несут в улей с неё. А знаете, ли вы, почему этому растению дано такое странное прозвище мать и мачеха? А вот почему: нижняя часть его листа, покрыта нежными пушистыми волосками, на ощупь она кажется мягкой и тёплой, это мать. А верхняя часть листа, жёсткая и холодная, это мачеха. Вот и назвали растение мать и мачеха. Большие пушистые снизу листья, появляются в середине лета, а весной, стебли на которых сидят цветы, покрыты небольшими чешуйками, это недоразвитые листья. Лечебные свойства.

Листья используют в медицине как отхаркивающее средство, входят в состав грудного и потогонного сборов.

Прострел раскрытый, или сон-трава (Pulsatílla pátens)

Это красивоцветущее растение встречается у нас по сухим сосновым лесам, на открытых солнечных местах. Крупные цветки этого растения напоминают по форме колокольчики. Вначале цветки поникшие, потом прямостоячие. Пока цветок не вполне раскрылся, хорошо видно, что снаружи он бело мохнатый от длинных оттопыренных волосков. Эта пушистая "шубка" предохраняет бутоны сон-травы от весенних заморозков. Раскрывшийся цветок привлекает внимание своей красивой сине-фиолетовой окраской. Так окрашены листочки простого околоцветника, похожие на широкие лепестки (их обычно бывает шесть). Внутри цветка заметны многочисленные желтые тычинки и очень много мелких пестиков. Когда цветение заканчивается, красивые листочки околоцветника опадают по одному, тычинки засыхают, а из кучки пестиков образуется рыхлая пушистая головка, чем-то напоминающая одуванчик. Это - группа плодиков. Каждый из них снабжен длинным тонким отростком, покрытым волосками. Отрываясь от растения, такие плодики легко переносятся ветром.

Как и многие другие, сон-трава является ядовитым растением. Она содержит разнообразные вещества, которые являются ядами и находят широкое применение в медицине для лечения сердечно-сосудистых заболеваний.. Цветки и листья сон-травы поедают весной глухари.

Численность прострела раскрытого продолжает сокращаться. Причиной тому служит рубка сосновых лесов, неумеренный сбор растений людьми на букеты, а зачастую и на продажу.

Чтение легенды . Существует одна давняя история, которая по своему сюжету напоминает волшебную сказку. Жили-были брат и сестра. Родители их умерли рано, оставив домик на краю леса, и дети были вынуждены заботиться о себе сами. Брат промышлял охотничьим ремеслом, а сестра хозяйничала по дому. Однажды, когда брата не было дома, решила сестра вымыть полы в горнице. Взяла она два ведра и пошла в лес за снегом, белым и чистым. Забрела она довольно далеко от дома. Девушка хорошо знала родные места, поэтому не боялась заблудиться, но тут ее подстерегла другая беда. Старый леший, объезжая на хромом волке свои владения, заприметил девицу, и смекнул, что ему бы такая опрятная хозяйка не помешала, схватил ее и повез в свое жилище. Но девушка не растерялась – рванула веревочку бус из речного жемчуга, которые остались ей от матери, и стала помечать свой путь бусинками. Но они проваливались бесследно в снег. Поняла девушка, что не найти ее брату и горько заплакала. Сжалилось ясное солнышко, над горем сироты, растопило снег и на том месте, куда падали жемчужинки, выросли первые весенние цветы – подснежники. Они – то и указали брату дорогу к лешему. Как увидел леший, что его убежище обнаружено, завизжал и пустился наутек. А брат с сестрой вернулись в свой дом и зажили счастливо.

Первоцвет весенний (Prímula véris)

ПРИМУЛА

Цветём мы раньше всех,

зовёмся первоцветами

И просим нас не рвать,

не составлять букетами.

Мы жизнь свою короткую

в лесу хотим прожить:

Порадоваться солнышку

и дождичка испить,

В родном лесном уюте

свой обрести покой

И снова с вами встретиться

будущей весной.

Многолетнее травянистое растение высотой 10-30 см. Стебель мягко опушенный или голый, иногда красноватый, железистый. Листья образуют прикорневую розетку молодые с краев завернуты на нижнюю поверхность пластинки, морщинистые. Цветки ярко-желтые душистые, собраны в зонтичное соцветие, поникшее на одну сторону Цветет с апреля по июнь. Плод - коробочка. Растет на умеренно сухих, каменистых почвах: в широколиственных лесах, полянах и на лугах. Лекарственное растение, известное еще с 16 века. Собирают цветы и корневище. Лекарственное сырье обладает медовым запахом и сладковатым вкусом, корневище - ароматом аниса.

Медуница неясная (Pulmonaria obscura Dumort)

Соцветия медуницы формируются еще под снегом. Сразу же после хода снега появляются ее короткие стебельки с яркими заметными цветками.

Растёт медуница в лиственных и смешанных лесах – среди кустарников на опушке. Цветёт в начале весны в апреле, мая в неодетом лесу. За медовую дань в раннем лесу это растение и названо медуницей. Цветки мелкие, красивые, вначале розовато-красные, потом становятся фиолетово-синие. Собраны цветки в конце стебля в соцветие завитки. Медуница – это цветок загадка. В состав лепестков медуницы входит красящее вещество антоциан, которое в зависимости от среды меняет окраску. Если в клетках цветка среда кислая, цветки красные, если щелочная – цветки фиолетовые, а если нейтральная – грязно-синие.

Ветреница дубравная (Anemone nemorosa) Многолетнее растение,10-25 см в высоту, с толстым корневищем. Растет в лиственных лесах, кустарниках, на лугах. Встречается у нас редко. Белые цветки из 6 лепестков и околоцветником из 6-8 листочков. Ее родственница.

Ветреница лютиковая (Anemone ranunculoides L).

Ветреница лютиковая остается пока одним из самых распространенных наших первоцветов, хотя встречается уже не везде. Растет она в лиственных и смешанных лесах. Растение имеет прямой стебель, поднимающийся от земли, на конце его - три сильно рассеченых листа, которые направлен в разные стороны; еще выше - тонкая цветоножка, которая оканчивается цветком. Цветки ветреницы ярко-желтые, немного напоминают цветки лютика, из пяти лепестков.

Ветреница быстро разрастается по лесу, долго не выдерживая на одном месте. Ветреница - ядовитое растение. Содержащиеся в нем вещества действуют на сердце. Листья ветреницы используют в медицине как потогонное и усиливающее действие почек и легких, средство.

А сейчас нам пора размяться.

Физминутка весенняя .

На слайде.

Хохлатка плотная (Corydalis solida)

Цветет в апреле-мае в наших лесах и кустарниках. Хохлатка - растение миниатюрное, хрупкое и очень изящное. Ее сиреневые цветки собраны в плотные цилиндрические кисти,имеют приятный запах и богаты нектаром. Иногда встречаются растеньица с белыми цветками.

Цветение хохлатки непродолжительно. Через несколько дней на месте цветков уже образуются мелкие стручковидные плоды. Немного позже из них высыпаются черные блестящие семена. Всю жизнь остается на одном и том же месте. У нее нет ни корневищ, ни ползучих подземных побегов, которые бы могли распространяться в стороны. Клубеньки хохлатки представляют собой небольшие желтоватые шарики, величиной с вишню. Здесь хранятся запасы питательных веществ, в основном крахмала, необходимые для быстрого развития побега на следующую весну. Каждый клубенек дает начало одному растеньицу. На конце клубенька располагается крупная почка, из которой впоследствии вырастает хрупкий стебелек с сиреневыми цветками.

Хохлатка очень уязвима. Зацветает растение лишь на 4-5 год после прорастания семян. Клубенек у хохлатки довольно слабо сидит в земле и очень легко выдергивается даже при незначительном усилии. Поэтому очень много растений погибает при сборе на букеты. Это привело к тому, что хохлатка практически исчезла в наших пригородных лесах. Во многих областях она включена в список охраняемых растений, сбор ее на букеты запрещен.

Пролеска сибирская (Scilla sibirica)

Наиболее широко распространенный неприхотливый вид пролески. Широколинейные листья стянуты на верхушке в виде колпачка. Луковица образует до 4 цветоносов, они не очень прочные и иногда полегают.

Бутоны появляются одновременно с листьями. Цветки поникающие, по 1-4 на концах цветоносов, сине-голубые, иногда белые, розовые, ярко-синие. Форма с белыми цветками цветет на 10-17 дней позже. Пролеска сибирская цветет с середины апреля-начала мая в течение 15-20, иногда 25 дней.

ПРОЛЕСКИ

Ю. Краснокутский

Пролески, как малые дети,-

Весны голубые глаза.

Как можем мы их не заметить,

Они по особому светят,

Об этом нельзя не сказать.

Проснутся, как прежде, в апреле

Среди прошлогодней листвы,

Где сыростью пахнет и прелью,

Под птичьи весёлые трели,

Нежны и немножко просты.

Под цвет голубым небесам

На мир удивлённые взглянут;

Их нет по тенистым лесам,-

Такая земная краса

Цветёт на открытых полянах.

Но если в апреле морозы -

Последний удар по весне,

Пролески, не чуя угрозы,

Роняя горючие слёзы,

Ложатся, как звёзды, на снег.

Чистяк весенний (Ranunculus ficaria)

Он цветет по кустарникам, лиственным лесам и лесным опушкам, на низинных лугах.

За лето вся надземная часть его отмирает, а в почве остается шишковидно-утолщенные клубневидные корни. В средние века, во времена войн, голода и неурожая их даже употребляли в пищу. Молодые весенние растения (до начала цветения) содержат довольно много витамина "С" и поэтому их можно использовать как приправу к весеннему салату. Тем не менее, чистяк, как и другие представители семейства Лютиковых, является ядовитым растением. Если молодой чистяк еще пригоден в пищу, то позднее, с началом цветения, он приобретает горьковатый вкус и становится ядовитым. Однако бобры, например, охотно поедают чистяк без вреда для себя.

Гусиный лук желтый (Gagea lutea)

Он растет по лесам, лесным оврагам, кустарникам, встречается в парках. Желтые звездчатые цветы гусиного лука широко раскрываются (как на этом фотоснимке) лишь в солнечную погоду. В сумерки и пасмурную погоду цветки остаются закрытыми и поникшими. Гусиный лук является раннецветущим медоносом.

Гусиный лук относится к луковичным цветам. Его луковичка достигает размеров вишни и покрыта бурой оболочкой. Обычно луковичка одна, иногда у основания материнской луковички образуется 1 или 2 луковички - детки.

Кандык сибирский

Ценное декоративное растение, один из наиболее ярких и декоративных видов рода. Введён в культуру. Особую ценность представляет раннее цветение кандыка, сразу после таяния снега, когда других цветущих видов немного, в равнинных районах Южной Сибири этот период начинается с середины апреля. Очень холодостоек. На ночь и во время похолоданий кандык закрывает цветки, после восхода солнца, если температура поднимается выше 0 °С, растение вновь раскрывает цветки. В случае дружной тёплой весны кандык быстро отцветает. И наоборот, если весна холодная и затяжная, цветение отдельных растений может продолжаться свыше двух недель. Ранний медонос. Активно посещается пчёлами и шмелями.

Луковицы съедобны, раньше массово заготавливались местным населением некоторых регионов Южной Сибири.

Луковицы поедаются также дикими животными, например, кабанами.

Внесен в «Красную книгу России»

ОДУВАНЧИК

Уронило солнце

Лучик золотой.

Вырос тот цветочик,

Первый, молодой.

У него чудесный

Золотистый цвет.

Он большого солнца

Маленький портрет.

Почетным «гостем» в саду может быть одуванчик лекарственный (Taraxacum officinale).

Одуванчик – целебное и пищевое растение, все его части имеют ценность.

Первые нежные листья одуванчика идут в салаты.

Также соцветия одуванчика могут быть использованы для приготовления целебных напитков.

Одуванчик относится к растениям-защитникам сада: опытные садоводы используют настой из одуванчика в борьбе с насекомыми-вредителями.

Морозник.

Очень декоративное вечнозеленое растение, ценится не только за крупные цветки, но и за красивые рассеченные листья. Может зимовать под снегом, не вымерзает даже в самые суровые зимы. Цвести начинает ранней весной, прямо из-под снега появляются цветки, которые сохраняются на растении до полугода. Цветки в зависимости от вида бывают и белыми, и розоватыми, с желтым оттенком, всех оттенков красного и бордового, почти до черного, но особенно ценятся сорта с цветками помеченными мелкими крапинками. Высотой морозник бывает от 30 см. до метра.

Ландыш.

В России - на всей Европейской части, в Сибири, на Дальнем Востоке.

Ландыш растёт в лиственных и сосновых, а также смешанных лесах, на опушках и полянах. Особенно хорошо развивается в пойменных дубравах, на богатой почве при хорошем увлажнении.

На нетронутых местообитаниях разрастается очень широко. Теневыносливое растение.

Ландыш давно культивируют.

Охранный статус

В природных местообитаниях ландыш интенсивно уничтожается, особенно вблизи крупных населённых пунктов, из-за вытаптывания во время сбора цветков и лекарственного сырья. Плод - оранжево-красная шаровидная ягода 6-8 мм в поперечнике, содержащая одно или два почти шаровидных семени. Ягоды долго сохраняются на растении.

Ландыш и одуванчик появляются уже в мае.

«Бабочки – пчелы».

Загадка:

Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел,

Шевельнулся, встрепенулся,

Взвился вверх и улетел.

Почему на цветах мы встречаем бабочек, пчел? Они пьют нектар. Рано проснувшиеся насекомые испытывают голод, так как цветов еще нет, и счастлива та пчелка, которой удается найти первоцвет. Первоцветы – единственные в это весеннее время цветущие растения, которые спасают жизнь насекомым.

«Береги цветы».

Что вы видите на этом слайде? Что обозначает каждая картинка, под номером 1,2,3?

Как вы думаете, почему надо беречь первоцветы? Почему нельзя их собирать? (Первые медоносы; источники лекарственных средств; сохранение целостного почвенного покрова; положительные эмоции). К сожалению, жизнь первоцветов недолговечна. Часто люди скрывают первые цветы, не задумываясь о том, что они скоро погибнут. В красной книге записано: «Не истреби, не сорви, не затопчи». Эти слова звучат, словно наказ людям: «Сбереги, дай вырасти – и ты станешь богаче не только лесами, лугами, но и душой».

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвем цветы,

Опустеют все поляны

И не будет красоты.

Закрепление полученных знаний

Почему цветы, которые мы сегодня увидели и вспомнили, называют первоцветами?

Почему эти растения зацветают первыми?

Почему чаще всего у них первым появляется цветок, а затем листья?

Чем они полезны людям и насекомым?

Давайте проверим, как вы запомнили названия некоторых из первоцветов.

  1. Чистяк весенний.
  2. Прострел или подснежник (сон трава).
  3. Ветреница.
  4. Первоцвет (примула).
  5. Мать и мачеха.
  6. Медуница.
  7. Хохлатка.
  8. Гусиный лук.
  9. Пролеска.
  10. Кандык.

Какие из первоцветов рассмотренных сегодня мы не назвали? (Одуванчик, ландыш, морозник).

Игра

Предлагается детям разделиться на две команды: цветов и отгадчиков. «Цветы» придумывают себе названия и сообщают их педагогу, а отгадчики разгадывают их, потом происходит смена команд. Игра начинается с приветствия: « Здравствуйте, цветы!» - «Здравствуйте, дети! – отвечают им «цветы». – «Отгадайте наши имена». Дети перечисляют названия цветов. Названные цветы убегают в сторону. Меняются команды местами. Чья команда больше угадает.

Продуктивная деятельность. Рисование подснежника.


Мележик Валентина Борисовна, МДОУ детский сад №1 комбинированного вида поселка Уразово

Конспект интегрированного занятия по теме: «Первоцветы».

Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в старшей группе.

Виды детской деятельности:

Игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, восприятие художественной литературы.

Интеграция образовательных областей:

«Коммуникация», «Познание», «Музыка», «Здоровье», «Социализация», «Безопасность».

Программные задачи:

Образовательные: дать элементарные представления о весне, названии весенних месяцев и о первых весенних цветах, познакомить с подснежником мать-и- мачеха, одуванчик, хохлатка, ландыш, дать знания как о лечебных травах, активизировать речь за счет прилагательных, закрепить счет в пределах первого десятка, ориентировку на плоскости, закрепить назвиние цветов.

Развивающие: развивать связную речь, внимание, память, эстетическое восприятие, воображение детей, их образные представления, выделять главное, отображать музыкальные образы;

Воспитательные: прививать любовь к природе, бережное отношение к первоцветам, воспитывать выдержку, умение внимательно слушать, отвечать не перебивая товарищей, оценивать и дополнять ответы.

Планируемые результаты:

Проявлять любознательность, уметь поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения, рассуждать и давать необходимые пояснения; активно учувствовать в музыкальной разминке; иметь элементарные представления о первоцветах; выражать положительные эмоции при прослушивании музыкальных произведений, активно и доброжелательно взаимодействовать с педагогами и сверстниками.

Материалы и оборудование: картинки с изображением первоцветов, весенняя картина, музыкальный центр. Слайд-шоу, живой цветок в вазе, аудиозапись произведений: Ю. Пастернак «Чудесная песенка», П.И. Чайковский «Вальс цветов».

Предварительная работа:

Беседы о весне и о первоцветов, заучивание стихотворений, постановка сказки, прослушивание музыкальных произведений, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций в книжном уголке, создание презентации, оформление стенда в родительском уголке по теме: «Первоцветы».

Ход занятия:

Звучит муз. Ю. Пастернак «Чудесная песенка»

Воспитатель:

Светает рано по утрам

Проталины и тут и там,

Ручей шумит как водопад

Скворцы к скворечнику летят,

Звенят над крышами капели

Медведь со снежной встал пастели

Всех солнышко теплом ласкает

Кто это время знает?

(ответы детей)

Воспитатель:

Как вы догадались что это весна?

О каких приметах говорится в стихотворении?

Какое время года сейчас?

Почему вы так думаете?

Наступила долгожданная весна, скажите какой сейчас месяц?

Вы знаете что весна бывает ранняя, бывает середина весны и поздняя весна. И каждое время весны имеет свои прелести. Весна любит украшать себя цветами.

Ребята, сегодня в этот солнечный денек мы поговорим о цветах, не просто о цветах, а о первоцветах. Как вы понимаете это слово?

(ответы детей)

Правильно, это цветы, которые весной распускаются первыми в лесу и на лугу, как мы радуемся им. Каждый цветок волнует нас своей скромностью, красотой, восхищает тонким ароматом.

Дети, какие первые весенние цветы вы знаете?

(ответы детей)

Пальчиковая гимнастика «Цветок» сопровождением музыки.

(Тихо звучит музыка П. И. Чайковский «Вальс цветов».)

Вырос – высокий цветок на поляне (показать руками цветок)

Утром весенним раскрыл лепестки (развести пальцы врозь)

Всем лепесткам красоту и питание, (ладошки вниз тыльной стороной прижать друг

Дружно дают под землей корешки к другу, пальцы развести)

Воспитатель:

Плакала Снегурочка, зиму провожая,

Шла она печальная всем в лесу чужая.

Там где шла и плакала, трогая березы

Выросли подснежники Снегурочкины слезы.

Подснежник- многолетние травянистое растение высотой до 30 см., с небольшими луковицами 1-2 см. в диаметре. Это растение цветет с февраля по март. Излюбленное место цветов - широколиственные леса, поля и опушки.

На глинистых холмах и склонов там где снег подтаял от солнечных лучей появляются желтые огонечки - цветы мать – и – мачеха. Это набитые мелкие цветки на коротких стебельках.

Ребята, а вы знаете, почему растение так назвали?

(ответы детей)

Дело в том, что когда цветы отцветут, у растения появляются листья сверху гладкие, холодные, с внутренней стороны мягкие нежно-зеленые, по ощущениям- теплые. Тепло в жизни идет от матери, но холодок от мачехи. Вот и назвали первый первоцвет мать - и –мачеха.

Дети, кто отгадает загадку?

Весной я солнечный цветок

Горит в траве мой огонек,

А потом шарик я пушистый

Лишь только дунет ветерок-

Пуская вдаль парашютистов,

Оставив голый стебелек?

(ответы детей: Одуванчик)

Одуванчик появляется ранней весной и заканчивает цвести позднее осенью. В России произрастает около 200-т видов одуванчика, в особенности популярен лекарственный одуванчик. Одуванчик растет рядом с жильем, около дорог, по опушкам, на берегах рек и т. д.

Потом когда снег растает наступают теплые деньки, зацветает хохлатка.

Хохлатка - это травянистое растение стеблей до 20-30 см. с немногочисленными листиками. Цветки собраны на верхушках стеблей соцветии-кисти. Они могут быть желтыми, синими, красными, белыми и. д. Цветение начинается в апреле и продолжается в течение трех недель.

А когда станет совсем-совсем тепло, даже жарко зацветает душистый ландыш.

Ландыш – невысокое многолетние растение, от боковых корней отходят 5-6 листиков. цветочный стебель в высоту 20 см. Цветка ландыша мелкие, белые, душистые.

Ландыш – ароматное растение цветет с конца весны до середины лето.

Ребята, а еще эти первоцветы обладают лекарственными свойствами о которых поведует «Матушка- природа».

Мать-и-мачеха принадлежит многолетним травам семейства сложноцветных. В медицине листья мать-и-мачехи используют в потогонных и грудных сборах, а также эта трава может использоваться как отличное отхаркивающие средство. Традиционная медицина советует настой из листьев мать-и-мачехи в качестве отхаркивающего, дезинфицирующего и, конечно, противовоспалительного средства почти при всех заболеваниях верхних путей дыхательной системы. Также настой листочков мать-и-мачехи применяют при заболеваниях желудочно-кишечного тракта как средство, обладающие вяжущими свойствами.

Мать-и-мачеху в народной медицине очень любят, готовят из неё отвары, настои, а также делают сок, все эти средства применяют для лечения туберкулёза , бронхиальной астмы, бронхита, плеврита, воспаления лёгких, гриппа, насморка.

Одуванчик появляется ранней весной и является одним из совсем небольшого количества растений, которые способны начинать цветение ранней весной и заканчивать поздней осенью. Одуванчик появляется сразу же, как только с почвы сходит снег, тут же свободные участки от снега начинают покрываться плотным, радующим глаз ковром из одуванчика жёлтого цвета. Ещё очень давно в народной медицине листья и корни одуванчика использовали как средство, возбуждающие аппетит, мочегонное и отхаркивающее, а также при катарах желудка. Для употребления одуванчика в пищу необходимо брать корни и листья только молодого растения. Одуванчик лекарственный может помочь в лечении заболеваний печени, камней в почках и желчном пузыре, а также является хорошим помощником при атеросклерозе, воспалительных заболеваниях почек.

Ландыш – ароматное растение, цветущее с конца весны до середины лета. Будьте осторожны, потому что ландыш является ядовитым растением, его плоды могут вызвать отравление. Он встречается в Крыму, Сибири, на Кавказе и Дальнем Востоке. Ландыш – растение, занесенное в Красную Книгу! В ландыше содержится множество гликозидов. Ландыш снижает артериальное давление, благодаря ему уменьшаются и даже исчезают сердечные отеки. Препараты из ландыша обладают успокоительным свойством. Растение применяется при пороках сердца, болях в области живота, лихорадке и коликах в животе.Лекарственным сырьем является надземная часть ландыша. Растение применяется в качестве отличного болеутоляющего средства. При помощи ландыша можно избавиться от бессонницы .

Подснежник – многолетнее травянистое растение, насчитывающее около 20 видов. В России и странах постсоветского пространства произрастает 12 видов, однако самыми известными являются подснежник белоснежный и подснежник Воронова. Если говорить о химическом составе подснежника, то ключевым его компонентом являются алкалоиды, включая галантамин. Галантамин – ядовитое вещество, способное при передозировках приводить к крайне тяжелым последствиям. Однако в небольших дозах этот яд – незаменимое средство лечения полиомиелита и церебрального паралича. Также алкалоиды, содержащиеся в подснежнике, помогают излечивать миастению, миопатию, радикулит и полиневрит. Тибетские целители широко используют порошок из листьев подснежника для лечения различных онкологических заболеваний, неврастении, бессонницы и заболеваний сердечно-сосудистой системы.

Хохлатка - травянистое растение, обладающее лекарственными и медоносными свойствами. Название «хохлатка» объясняется причудливой формой цветков. Внутренние лепестки окрашены иначе, чем внешние, и образуют яркий глазок, привлекающий насекомых. В растении содержатся алкалоиды -биологически активные вещества. Одним из таких алкалоидов является сангвинарин. Было установлено, что сангвинарин обладает широким спектром антимикробной активности. Сангвинарин оказался хорошим средством для лечения длительно незаживающих гнойных ран и трофических язв, поражений кожи и слизистых оболочек, экземы, гнойных воспалений среднего уха и хронических гайморитов.

Физкультминутка: «На лугу растут цветы»

На лугу растут цветы

Небывалой красоты (потягивание руки в стороны)

К солнцу тянутся цветы

С ними потянись и ты (потягивание руки вверх)

Ветер дует иногда только это не беда (дети машут руками, изображая ветер)

Наклоняются цветочки

Опускаются лепесточки, (наклоны)

А потом встают и по- прежнему цветут.

А теперь ребята давайте поиграем в игру: «Собери цветок»

(игра из крышек от пластмассовых бутылок)

Какого цвета у тебя цветок?

Посчитай сколько крышек у тебя пошло на стебель?

Сколько лепестков у твоего цветка?

(ответы детей)

Итог:

Ребята, с какими цветами мы сегодня познакомились?

Что общего есть у этих цветов (стебель, листья, корень, цветы)?

Когда зацветают эти растения?

(ответы детей)

А теперь послушайте мой наказ:

Ты, дружок смотри. Не подкачай!

Правдивым будь и добрым, обещай!

Не обижай, ни птахи, ни сверчка,

Не покупай для бабочек сачка,

Люби цветы, леса,

Простор полей – все, что зовется Родиной твоей. (И. Мазин)


ттЗемля, Вода, Лес – наше богатство, наше благосостояние, наше здоровье.

Вспомним слова М. Пришвина: «Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».

Но люди наносят природе большие и маленькие раны: загрязняют воздух и воду, исчезают навсегда животные и растения. Поэтому надо помнить, что в руках человека красота и богатство родной Земли.

Цель экологического образования дошкольников – становление у детей научно – познавательного, эмоционально – нравственного, практически деятельного отношения к окружающей среде и к своему здоровью.

Задачи:

Формирование системы элементарных экологических знания, доступных пониманию ребенка дошкольника.

Развитие познавательного интереса к миру природы.

Формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения.

Воспитание гуманного эмоционально – положительного бережного заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом, Развитие чувства эмпатии к объектам природы.

Формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами, явлениями.

Формирование первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы).

Формирование эмпатийных умений (предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде).

Мотивы:

Готовность к охране природы выпускника детского сада экологической направленности.

Желание помочь природе сберечь ее богатство.

Система экологического образования в детском саду включает в себя:

Профессиональная подготовка педагогов

Построение экологически развивающей среды в дошкольном учреждении

Специально организованное обучение, совместная деятельность воспитателя с детьми.

Постоянное общение детей с природой ближайшего окружения.

Активное участие родителей в экологическом образовании дошкольников.

Поддержание тесных связей с социумом: школа, станции юнатов, музеи, экологические организации и др. субъекты.

Я хочу предложить Вашему вниманию сценарий познавательно – информационного занятия «Берегите первоцветы».

Время проведения – начало мая месяца.

Форма проведения – занятие проводится на природе.

Цель: Развивать экологическую культуру и экологическое сознание детей, опираясь на эмоциональное воздействие народного творчества.

Ход мероприятия.

Подготовительный этап:

Рассматривание иллюстраций о цветах: полевых лесных луговых, садовых

Чтение познавательной литературы

Наблюдения на прогулках за растениями и цветами.

Организация выставки поделок родителей вместе с детьми «Берегите первоцветы».

Заучивание стихов, загадывание загадок, народных пословиц, примет.

Труд на клумбе, в уголке природы.

Опыты «Что нужно растению для роста и развития»

Дидактические игры «Узнай цветок», «Где растет», «Загадай мы отгадаем».

Сочинение сказки о любимом цветке и оформление книги – самоделки.

Коллективная работа аппликация «Цветы на клумбе».

Организационный этап:

Выбор дня с соответствующей погодой

Подготовка площадки с цветущими одуванчиками и клумбой с первоцветами.

Подготовка костюмов.

Конспект

Познавательно – информационного занятия по экологии в подготовительной группе

Тема: «Берегите первоцветы».

Воспитатель: Бойцова Ольга Владимировна

МДОУ Д/С №5

Г. Можайск, Московская область

Цель: Развивать экологическую культуру, экологическое сознание детей, опираясь на эмоциональное воздействие поэзии, народных пословиц, примет.

Программные задачи:

Продолжать знакомить детей с весенней растительностью

Расширять знания о весенних цветах, первоцветах, видеть красоту и неповторимость каждого цветка.

Воспитывать эмоционально – положительное отношение к красоте природы, любоваться красотой цветов.

Воспитывать желание охранять и оберегать цветы.

Подготовка к занятию:

Занятие проводится на природе

Выбор дня, с соответствующей погодой

Подготовка площадки, с цветущими одуванчиками и клумбой с первоцветами.

Подготовка костюма, Флоры. Костюмы для детей: мальчики в костюмах бутонов, девочки – в костюмах цветов

Ход занятия

В гости к детям приходит Флора (воспитатель).

Флора: Я Флора – хозяйка всех растений на земле приглашаю вас в свою цветочную страну «Цветляндию»

Я от природы к вам пришла

Букетики весны в подарок принесла.

Дети отгадайте загадку:

Зеленеет даль полей, запевает соловей.

В белый цвет оделся сад

Пчелы первые летят.

Гром грохочет. Угадай,

Что за месяц это? (май)

Правильно дети идет месяц май. В загадке вы слышали приметы мая. Древнерусское название мая – травень, цветень. Зеленеет цветет и веселится все в природе. В народе говорят: «май леса одевает, лето в гости ожидает».

Флора: А какие цветы появляются первыми весной? (Ответы детей: подснежники, ветреницы, медуницы, мать и мачеха, одуванчик)

Красивые цветы радуют нас, мы ими любуемся, восхищаемся их красотой, а кто еще радуется появлению цветов? (ответы: насекомые: пчелы осы, шмели, бабочки.)

Почему они радуются цветам? (ответы)

Правильно насекомые питаются нектаром и сладкой пыльцой цветов.

Скажите, а какую пользу приносят насекомые цветам? (ответы)

Флора: Перелетая с цветка на цветок, частички золотой пыльцы остаются на брюшке, спинке и ножках насекомых и перелетая на другие цветки, они их опыляют.

Не даром в народе говорят: «Где цветок, там медок»

Объясните мне дети как вы понимаете эту пословицу. (ответы детей)

Флора: первыми зацветают подснежники в лесу. Скажите, почему они называются подснежники? (ответы детей)

На лесной полянке море из цветов

Расцвели подснежники после зимних снов.

На лесной полянке море из цветов!

Украшают землю после зимних снов.

Эти цветы занесены в красную книгу, потому что люди срывая цветы не думают о том, что можно совсем уничтожить и тогда нечем нам будет любоваться ранней весной.

Флора: Дети давайте сделаем пальчиковую гимнастику «Подснежник» (дети выполняют движение руками в соответствии с текстом)

Вырос высокий цветок на поляне,

Утром весенним раскрыл лепестки.

Всем лепесткам красоту и сияние

Дружно дают под землей корешки.

Флора: Затем появляются на проталинках цветы мать – и – мачехи. Дети, почему этот цветок так называют? (ответы)

Правильно. Нижняя часть листа покрыта густыми белыми волосками. Если погладишь ее рукой, то ощутишь мягкость и тепло, словно приласкала тебя ласковая матушка. А верхняя часть листа гладкая, холодная словно прикосновение суровой мачехи.

Цветы мать – и – мачехи открываются утром, а закрываются перед ненастьем и на ночь, берегут капельку сладкого драгоценного нектара. Цветки и листья мать и мачехи имеют целебные свойства.

Флора: А затем зацветает другой цветок похожий на солнышко. Сейчас Валя расскажет про этот цветок стихотворение:

Одуванчик золотой был красивый, молодой,

Не боялся никого, даже ветра самого.

Одуванчик золотой постарел и стал седой.

А как только поседел, вместе с ветром улетел.

З. Александрова

Цветки и листья одуванчика имеют целебные свойства.

Дети, полюбуйтесь красотой цветущих одуванчиков (дети любуются одуванчиками, рассматривают цветки, убеждаются, что они на самом деле похожи на солнышко, наблюдают как пчелки перелетают с цветка на цветок).

Флора: Предлагаю детям выполнить дыхательную гимнастику «Вдыхаем ароматы цветов» (дети закрывают глаза и глубоко дышат, чувствуя аромат цветов).

Флора: К концу мая зацветут очень нежные и душистые бусинки – ожерелья цветов: «белые горошинки на зеленой ножке». Дети что это за цветы? (ответы)

Правильно, это ландыши. У нас на участке тоже растут ландыши – садовые.

(предложу детям рассмотреть ландыши, набравшие бутоны).

Много легенд связано с ландышами. Его цветы сравнивают со слезами, а плоды с каплями крови. Цветок ландыша настолько красив, что кажется чудом. По древней легенде, царевна Волхова полюбила юношу Садко.

Но Садко отдал свое сердце девушке полей и лесов Любаве.

Опечаленная Волхова вышла на берег и стала плакать. И там, где падали слезы, выросли ландыши – символ чистоты, любви и боли нежного девичьего сердца.

По другой легенде: ландыш проросшие бусинки с рассыпавшегося ожерелья Белоснежки.

Флора: Предложу Насте рассказать стихотворение «Ландыш» Е. Серовой

Родился ландыш в майский день и лес его хранит.

Мне кажется: его задеть – он тихо зазвенит.

И этот звон услышит луг

И птицы, и цветы…

Давай послушаем, а вдруг

Услышим я и ты!

Флора: Дети давайте поиграем в игру «Цветы и пчелы». (одни дети изображают пчел, другие цветы, затем меняются)

После подвижной игры, предлагая игру «Четвертый лишний»

Задание. Выделить лишнее слово в строке, объяснив свой выбор.

Март, Апрель, Февраль , Май.

Мать – и – мачеха, подснежник, ромашка , ландыш.

Медвежонок, лисенок, теленок , бельчонок.

Бабочка, трясогузка , шмель, пчела

Одуванчик, колокольчик, астра , василек

Флора: Дети, предлагаю вам викторину «Знатоки цветов» (дети делятся на две команды)

Вопросы к викторине:

Какие цветы расцветают весной? (подснежник, мать – и – мачеха, одуванчик, медуница, ветреница)

Был тугим он кулачком, а разжался - стал цветком? (Бутон)

Какие насекомые опыляют цветы? (пчелы, осы, шмели, бабочки)

Какой цветок расцветает самый первый? (подснежник)

Что необходимо растению, чтобы оно росло и цвело? (земля, вода, солнце, воздух)

Какие цветы раскрывают цветки утром, а закрывают их перед ненастьем и на ночь? (мать – и – мачеха, одуванчик)

Какая часть цветка находится в земле? (корень)

Какие цветы мы называем маленьким солнышком? (одуванчик, мать – и – мачеха)

Что появляется после того как отцветет цветок? (семена)

Что случится если исчезнут цветы? (погибнут насекомые, птицам будет нечем питаться, и они погибнут, не будет птиц будут гибнуть деревья)

Флора: Молодцы, дети, хорошо вы знаете цветы. А как их беречь вы знаете?

(ответы)

Каждая сломанная попусту ветка, каждый сорванный цветок, каждая пойманная бабочка – это маленькая рана, нанесенная природе. И если одну такую рану нанесешь ты, другую твой товарищ, третью, четвертую, пятую кто –то еще – что же станет с природой? А ведь природе сейчас очень трудно залечить даже самые маленькие раны. Почему? (ответы и рассуждения детей)

Флора: Дети, давайте сформулируем природоохранительные и запрещающие знаки о поведении в лесу, на лугу, в поле.

Нельзя вытаптывать траву, рвать и бросать цветы, собирать букеты цветов.

Нельзя ловить бабочек, стрекоз, давить муравьев, пчел…

На природе надо убирать за собой мусор.

Нельзя разводить костры

Можно нюхать и любоваться цветами

Наблюдать за бабочками и другими насекомыми.

Можно сфотографировать красоту лесной природы, полянки с цветами, красивых бабочек…

Задание на дом:

Нарисовать природоохранительные и запрещающие знаки.

Флора: Предложу Роме прочитать стихотворение «Май» В. Берестова

Фиалки, ландыши припас

Веселый май в тиши для нас.

Но мы их обрывать не будем

Пускай цветут на радость людям.

Ритуал окончания занятия «Пирамида добрых дел».

Флора: Давайте построим «пирамиду добрых дел»

Как правильно вести себя на природе, с добром относиться к каждому растению, цветку, давайте пожелаем друг другу, всем нам.

Кто придумает – выйдет в круг, произнесет свое доброе пожелание, вытянет руку вперед и положит ее сверху на мою ладонь. (Воспитатель вытягивает вперед руку ладонью вверх и говорит:

Прошу вас, дети,

Цветы поберегите

В лесу и в поле ногами не топчите,

Огромные букеты в город не несите!

(пожелания детей)

После того, как все дети выскажут свои пожелания – возведут пирамиду добрых дел, ведущий тихонько раскачивает ее со словами: «Пусть наши пожелания услышат и запомнят все и пусть они всегда сбываются» - подталкивает лежащие на его ладонях ладони детей вверх, рассыпая пирамиду.

Флора: Дети давайте вспомним гимн цветам (дети вместе с воспитателем читаю гимн)

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: И я, и ты,

Если мы сорвем цветы

Опустеют все поляны

И не будет красоты!

Флора: Вот и закончилось наше путешествие в цветочную страну «Цветляндию».

Литература:

«Система экологического воспитания в ДОУ» О.Ф. Горбатенко

«Мир растений» А. И. Иванова

«Воспитание любви к природе у дошкольников» Ю.А. Вакуленко

«Формирование экологической культуры дошкольников» Л.Г. Киреева, С.В. Бережнова

«От осени до лета» Л. А. Владимирская

«Познание мира растений» М. Н. Сигимова

«Фольклорно – экологические занятия» Г.А. Лапшина


(для воспитанников подготовительной группы)

Степанова Ольга Николаевна, МБДОУ №14, п.г. т. Зеленоборский

Цели: формирование целостных представлений дошкольников о первых весенних цветах и их многообразии; воспитывать любовь к природе; бережное отношение к ней, культуру поведения.

Оборудование: 4 лейки, 4 детских ведра, 6 совочков, бросовый материал, клей, ножницы. нитки.

Ход прогулки:

Дети выходят на прогулку, отправляются на станцию экологической тропы «Цветик-семицветик» .

Воспитатель: Ребята, ранней весной, когда ещё в некоторых местах лежит снег, появляются первые весенние насекомые. Как вы думаете, что это за насекомые? (Ответы детей: бабочки, шмели.)

Сегодня на нашем цветнике ждет нас очень интересная встреча, догадайтесь с кем:

От цветка на цветок он, жужжа, перелетает,

Выпивает сладкий сок. Словно солнышко сияет,

Не - пчела, как карамель, Полосатый, толстый... (Шмель)

Теплое солнышко весной разбудит шмелей – насекомых, живущих большими дружными семьями. И почти сразу же они начинают искать первые весенние цветы, чтобы подкрепиться.

Как называют первые весенние цветы? (Ответы детей: первоцветы) Правильно, давайте повторим вместе «первоцветы» . Почему они появляются первыми? (Ответы детей: потому что эти цветы любят яркий солнечный свет, и появляются тогда, когда деревья еще не покрылись листвой.)

Какие цветы появились на нашем газоне первыми? (Ответы детей: подснежники, примулы, незабудки…)

Наша клумба - загляденье!
Полюбуйтесь на неё!
Поднимает настроенье!
Всем, кто к ней ни подойдёт.

Ребята, давайте рассмотрим первоцветы и вспомним их названия, я называю цвет, а вы название цветов: красные... – тюльпаны, оранжевые… – календулы, желтые …– купальницы,

зелёные… – листья, стебли, бутоны цветов, голубые… – подснежники, синие… – незабудки,

фиолетовые… – примулы.

Воспитатель: Что вы заметили? (Ответы детей: наш газон похож на радугу, на цветик-семицветик.) Совершенно верно.

Воспитатель обращает внимание на шмеля (взрослый) :

Летит мохнатенький,
Летит за сладеньким.
Шмель: Здравствуйте ребятки.
Я жужжу, жужжу, жужжу,

Над цветочками кружу.
Я пословиц много знаю,
С вами, дети, поиграю:
Я начну, вы – продолжайте,

Дружно, хором отвечайте:

Первый цветок – ломает ледок; Весна красна цветами, а осень – плодами; Где цветок, - там и медок; Аленький цветок - бросается в глазок; На цвет - и пчелки летят; Хорош цветок, да скоро вянет.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему цветок быстро вянет? (Ответы детей: если за ним не ухаживать: не рыхлить, не поливать, не подвязывать тоненькие стебельки, не пропалывать сорняки) . Воспитатель: Верно, цветы, что дети, уход любят. Приглашаю вас посмотреть и подумать, чем мы можем помочь сейчас цветам? Нуждаются ли они в поливке? Появились сорняки? Организуется труд по уходу за цветами: дети делятся на подгруппы - одна подгруппа пропалывает сорняки и рыхлит (с воспитателем) , вторая – поливает цветы, шмель помогает, следит, чтобы дети лили воду под корень растений).

Шмель благодарит детей: На хороший цветок летит даже мотылек. Ребята, а вы знаете значение первоцветов в жизни людей? (Ответы детей: радуют глаз, украшают природу) .

Для чего нужны цветы?
Ясно всем - для красоты!

Шмель: Верно, а ещё пчеловоды с давних пор знают, что первоцветы прекрасные медоносы, а майский мёд самый полезный. Вокруг себя повернитесь, быстро в пчелок обернитесь (проводится физкультурная минутка) : «Над цветком пчела кружит»

Шмель: А теперь друзья - ребятки, Отгадайте – ка, загадки.

Все стихи здесь про цветы. Я их знаю, ну а вы?

Воспитатель загадывают загадки о цветах, дети отгадывают.

Шмель благодарит детей: Молодцы ребятки, отгадали все загадки, прощается с детьми и улетает:

Я жужжу, жужжу, жужжу, над цветочками кружу.

Соберу медок я к чаю, всех вас в гости приглашу.

Воспитатель: ребята, послушайте стихотворение «Цветок» В. Викторова.

Подумайте и скажите, где цветок будет жить дольше в стакане или в цветнике? (Ответы детей) . Как можно проверить? (Ответы детей: провести опыт) . Верно, нужно выбрать два тюльпана. Один цветочек мы срежем и поставим в воду. А другой оставим на газоне и понаблюдаем, какой из них нас будет радовать дольше своей красотой.

Воспитатель: Дети, наше путешествие по станции «Цветик - семицветик» закончилось. Вам понравилось путешествие? Что было, особенно, интересным? (Ответы детей: сегодня мы вместе со шмелем хорошо потрудились, ухаживали за цветами, поставили опыт, полюбовались красотой первоцветов) .

Воспитатель:

Мы цветочки рвать не будем,
И другим сказать спешим:
Пусть приносят радость людям,
Всем - и крохам, и большим!

Подумайте и скажите, чем можно заменить живые цветы? (Ответы детей: сделать из бросового материала, из бумаги) . Приглашаю вас в мастерскую «Волшебный цветок» по изготовлению цветов из бросового материала.

Самостоятельная творческая деятельность детей.

Подвижная игра «Раз, два, три цветочек найди» .

Словесная игра с мячом «Цветочные названия» , развивать ловкость, глазомер, умение образовывать слова (имена, прилагательные) от названия цветов.

Самостоятельная игровая деятельность детей. Предложить детям атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Магазин цветов» (кассовый аппарат, чеки, цветы (продукты детской деятельности) , наборы открыток, книги о цветах, вазы, упаковочный материал. Обогащать игровой опыт детей, формировать умение исполнять роли продавца и покупателя, консультанта, вести диалог от их имени; связывать покупки с сюжетами ролевых игр, организованных параллельно.

Конспект занятия по экологии в старшей группе.

Тема: «Первоцветы»

Цель : Уточнить и расширить представления о первых цветах весны; учить любоваться растущими цветами, видеть и воспринимать их красоту, беречь прекрасные творения природы; стремиться вызвать чувство благодарности природе за то, что она дарит нам чудные цветы; воспитывать эстетический вкус, бережное отношение к природе.

Материал: Аудиокассета «Звуки природы», карточки с изображением цветов, кукла Гномик.

Ход занятия:

Дети, я обещала вам новое путешествие. Готовы? Сегодня мы отправимся в весенний лес и на луг, а поможет нам в этом Гномик. Вот он (воспитатель надевает на руку куклу и говорит от его имени)

Здравствуйте, ребята! Отгадайте, что я вам принес? (Игра «Да – нет»)

Это рукотворное? (Нет)

Это природное? (Да)

Это животное? (Нет)

Это растение? (Да)

Это высокое? (Нет)

Это низкое? (Да)

Это комнатное растение? (Нет)

Это лесное растение (Да)

Это красивое? (Да)

Это цветы? (Да)

Воспитатель. Ребята, сегодня, в этот радостный весенний день мы поговорим о цветах. Ине просто о цветах, а о первоцветах.

Как вы понимаете это слово? (Ответы детей)

Правильно, это цветы, которые весной расцветают первыми в лесу и на лугу. Первые весенние цветы! Как мы радуемся им! Каждый цветок волнует нас своей скромностью, красотой, восхищает чистотой и тонким ароматом. (Рассматривают иллюстрации.)

Какие первые цветы Гномик увидел в лесу? (Подснежники, хохлатку, ландыш, фиалку, пролеску.)

Подснежник. Его синие цветочки, словно звездочки, разбросаны по снегу. Первый, второй, а вот и целая семейка. Они нежные, душистые, первые разведчики весны. Самые первые, самые смелые. Кажется, что именно их, крохотных, не боящихся холода, пугается зима и уходит.

Подснежник

Выглянул подснежник

В полутьме лесной –

Маленький разведчик,

Посланный весной;

Пусть еще над лесом

Властвуют снега,

Пусть лежат под снегом Сонные луга;

Пусть на спящей речке

Неподвижен лед,-

Раз пришел разведчик,

И весна придет.

(Е.Серова)

По – зимнему голы ветви деревьев, нет в лесу тени, и все солнышко достается подснежникам.

В разгар цветения подснежников любая ясная ночь может кончиться заморозком. И утром на молодые травы ляжет бледный иней, а маленькие лужицы затянет тонким льдом, но цветущим подснежникам такой мороз не страшен. Они лишь поникнут слегка, а синь лепестков, кажется, еще гуще станет от ночного холода.

Физминутка.

Звучит грамзапись «Подснежник». Дети представляют себя подснежниками, смело пробиваются через тонкий ледок, тянутся к солнцу и свету, удивляются проснувшемуся лесу, здороваются со всеми жителями и радуются весне.

Вам понравилось быть подснежниками? Что вы чувствовали?

Чуть позднее в лесу зацветают хохлатки. Местами их столько, что даже подснежникам не хватает места. Все они похожи друг на друга. Лишь изредка среди сиреневых хохлаток встречаются ярко – красные. Вот она, природа волшебница! Украсила лес цветочным ковром.

Щедрая весна ступает своими теплыми ногами и дарит разные подарки. Лесу – ковер из подснежников и хохлаток, лугу – пестрый ковер из луговых цветов.

Какие цветы увидел Гномик на луговом ковре? (Мать – и – мачеху, лютик луговой, луговую герань, одуванчик и др.)

Чуть запахло весной, на проталинках появляются кучки бледных стебельков – головастиков, они прижимаются друг к другу, словно испуганные ребята. Может, чтобы им было теплее? Но по – цветочному они одеты хорошо: с ног до головы – в пушистых листиках чешуйках.

В каждой семейке мать - и – мачехи по четыре, а то и по шесть стебельков братишек. Удивителен этот цветок! Утром с солнышком раскрывается, а к вечеру прячет свою красоту, закрывается. Одна сторона листа – мать – теплая, другая – мачеха – холодная.

От цветения, каких цветов ковер на лугу кажется золотым? (От одуванчиков.)

На что похож одуванчик? (На солнышко, на золотой шарик, на звездочку, на брошь и т.д.)

В камышах гнездятся цапли,

Дремлет сонная река,

Солнце расплескало капли

На речные берега.

Стали капельки цветами,

Озарили все вокруг!

В новом желтом сарафане

Одуванчиковый луг.

Одуванчик так любит солнышко, что не отводит от него восторженного взгляда. Взойдет солнце на востоке – одуванчик на восток смотрит, поднимается в зенит – одуванчик поднимает головку кверху, приближается к закату – одуванчик не спускает с заката взгляда.

(С.Красиков)

Одуванчик – один из самых лучших медоносов, к нему любят прилетать в гости не только пчелы и шмели, но и бабочки. Одуванчиковый мед – густой и ароматный.

Утром на солнечной поляне без часов узнаешь время – одуванчики раскрываются в 5-6 часов утра, а к 2-3 часам дня уже гаснут желтые огоньки.

(Д.Зуев)

А вот и лютик луговой. Словно атласом покрыты его лепестки. Хрупкий, нежный цветок с нежными тычинками, покрытыми бархатом.

Какие цветы увидел гномик в саду? (Тюльпаны, гиацинты, нарциссы, ландыши, примулы, сирень, пионы и т.д.)

Дидактическая игра «Цветы в вазу» (Детям раздаются карточки или ободочки с изображениями различных цветов. Воспитатель командует: Первоцветы, вазу; Садовые цветы в вазу; Полевые цветы в вазу.)

Подарок весны

Шла лесами, шла лугами

Весна в пестром сарафане,

В золотом венке, с цветком в руке.

В косах – ленты атласные –

Белые и красные,

Синие, голубые,

Желтые, золотые.

Кого весна встречала, Всех привечала,

Со всеми говорила

И по ленточке дарила:

Бору еловому

Дала ленточку новую.

Под старым валежником

Расцвели подснежники –

Засинели, как озера,

Посветлели чащи бора.

Возле мелких лужиц –

Звездочки калужниц,

Засияли, зацвели,

Полетели к ним шмели.

Да вот беда!

Осталась у Весны

Ленточка одна.

Попросили ленту

Зеленые кусты,

И на них раскрылись

Дивные цветы:

Гроздья тяжелые,

Махровые, лиловые;

В каждом палисаднике

Сирень расцвела –

Не узнать весною

Нашего села!

К сожалению, жизнь первоцветов недолговечна. Часто люди срывают первые цветы, не задумываясь о том, что они очень скоро погибнут.

Сквозь иглы темной хвои

Веселый лился свет.

Я шла лесной тропою

И вдруг нашла букет.

Букет лесных фиалок

Лежал на мшистом пне.

И стало мне их жалко,

И грустно стало мне.

Цветы уже увяли,

Поникли лепестки.

Зачем же их сорвали,

Сломали стебельки?

Казалось мне, я слышу

Фиалок слабый стон.

Он делался все тише,

Но сердце ранил он.

Ребята, почему фиалки стонали? Если бы они умели говорить, что бы они нам сказали? Что можем мы им пообещать?

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвем цветы,

Опустеют все поляны

Ине будет красоты.

В Красной книге записано: «Не истреби, не сорви, не затопчи». Эти слова звучат, словно наказ людям: «Сбереги, дай вырасти – и ты станешь богаче не только лесами, лугами, но и душой».

Воспитатель предлагает детям выложить цветы методом ниткографии на ковролине.

Конспекты занятий по экологии по теме «К первоцветам в гости»

Цель : дать детям представление о первоцветах, научить определять их по описанию, находить связь между цветущими растениями и насекомыми, обогащать словарь (мать-и-мачеха, ландыш, ядовитый, охраняемый, заморозки, первоцветы, росток, вороний глаз, незабудка, нектар)

Материал и оборудование : Цветная бумага для оригами, Лист ватмана с изображением поезда, иллюстрации цветов: первоцветов, ландышей, мать-и-мачехи, незабудки. Грамзапись Чайковского «Вальс цветов».

Ход занятия.

1. На ватманском листе нарисовать железную дорогу, вдоль которой расположить остановки, по этой дороге «вести» поезд, который вставляется на остановках в прорези. Заготовить цветную бумагу для аппликации (оригами), грамзапись.

Загадка о весне:

Зазвенели ручьи,

Прилетели грачи.

В дом свой – улей – пчела

Первый мёд принесла.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

Беседа с детьми:

Какие изменения происходят весной? Почему?

Как одним словом назвать травянистые растения, цветущие весной? (Первоцветы)

Путешествие по железной дороге.

Педагог открывает первую закрытую картинку вдоль нарисованной железной дороги на ватмане. Это первая остановка «Сказочная». Педагог читает (рассказывает) сказку «Как появились цветы на земле».

Возвращался Иван-царевич от Бабы-Яги, доехал до большой, широкой реки, а моста нет. Махнул три раза платком в правую сторону – повисла над рекой дивная радуга, он и переехал по ней на другой берег. Махнул два раза в левую сторону – радуга стала маленьким-маленьким мостиком. Бросилась Баба-Яга за Иваном-царевичем вдогонку по этому мостику, добралась до середины, а он возьми и обломись. Рассыпалась радуга по обе стороны на мелкие осколки цветочками. Одни цветы были добрые – от следов Ивана-царевича, а другие – ядовитые – там, где Баба-Яга ступала.

Вторая остановка – «Первоцветная». Педагог рассказывает о последовательности развития растения: семя – росток – цветок, выкладывает соответствующие карточки.

Первоцветы – это многолетние растения, т. е. такие, которые помногу лет растут и цветут. Они сохраняются под снегом зимой, а с наступлением тепла пробуждаются, и из их корня растут стебель, листья.

Третья остановка – «Мать-и-мачеха».

Педагог даёт описание мать-и-мачехи, не упоминая названия растения, потом открывает картинку на третьей остановке, продолжая рассказ.

Растёт мать-и-мачеха на открытых местах, это первое растение, которое накормит пчёл, шмелей своим нектаром (сладким соком). У этого растения сначала появляются цветы, а после их отцветения – листья. Одна сторона листа – мягкая, тёплая, опушённая, ласковая, как мать, другая – гладкая, холодная, как мачеха, отсюда и название цветка.

Четвёртая остановка – «Ландышевая». Педагог предлагает детям отгадать загадку: «Белые горошки на зелёной ножке».

Описание ландыша педагогом: Его мелкие белые цветы похожи на душистые колокольчики, два крупных листа обхватывают стебли. После отцветения образуются оранжево-красные ягоды. Они – ядовиты.

Почему рядом с изображением ландыша нарисован красный кружок? (Охраняемое, лекарственное растение, ядовитое)

Пятая остановка – «Музыкальная». Дети слушают «Вальс цветов» Чайковского, танцуют под музыку.

Шестая остановка – «Незабудка». Педагог открывает изображение незабудки на ватмане и рассказывает о ней: «Растёт незабудка на лесных лугах, у лесных болот, очень красиво цветёт маленькими голубыми цветками, листья и стебель шершавые, это сохраняет растение от весенних заморозков. Весь луг кажется голубым, когда цветёт незабудка».

Седьмая остановка, вновь с красным кружком, - «Вороний глаз».

Очень зло глядит на вас

Из травы «вороний глаз».

Посмотрите, даже вид

Этих ягод ядовит.

Педагог открывает иллюстрацию и рассказывает про растение: «Растёт в лесах на стебле – один цветок, после его отцветения образуется чёрная ягода-плод, напоминающий вороний глаз. За сходство с ним растение и получило своё название. Всё растение и особенно плод – ядовито».

Восьмая остановка - «Бабочки». Загадка:

Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел,

Шевельнулся, встрепенулся,

Взвился вверх и улетел.

Почему на цветах мы встречаем бабочек?

Девятая остановка – «Береги цветы». У платформы знак: изображение букета цветов, перечёркнутое красной линией.

Почему букет перечёркнут красной линией? Педагог читает стихотворение:

Если ты сорвёшь цветок

Если все: Ия, и ты,

Если мы сорвём цветы,

То окажутся пусты

И деревья, и цветы

И не будет красоты.

Десятая остановка – «Игровая». Воспитатель предлагает детям разделиться на две команды: цветов и отгадчиков. «Цветы» придумывают себе названия и сообщают их педагогу, а отгадчики разгадывают их, потом происходит смена команд. Игра начинается с приветствия: «Здравствуйте, цветы!» - «Здравствуйте, дети! – отвечают им «цветы». – Отгадайте наши имена». Дети перечисляют названия цветов. Названные цветы убегают в сторону.

Одиннадцатая остановка – «Цветочная полянка». Коллективное оригами: складывание из бумаги цветов и бабочек и наклеивание их на заранее приготовленный фон.