Конспект лексико-грамматического занятия в подготовительной группе по теме: «Словоизменение. Образование существительных во множественном числе с использованием лексической темы «Профессии»

Цели:

  1. Расширение и активизация предметного словаря по теме «Профессии».
  2. Закрепление умения образовывать форму множественного числа имен существительных мужского рода родительного падежа.
  3. Закрепить навык употребления слов сложной слоговой структуры (трехсложные слова с двумя стечениями, четырехсложные слова со стечением в середине, слова из шести слогов)
  4. Развитие слухового внимания (учить вслушиваться в речь логопеда), логического мышления (отгадывание загадок, нахождение лишнего предмета)
  5. Учить детей составлять распространенное предложение по схеме типа:
    Предлог + обстоятельство места + частица не + предикат + существительное

Лексический материал:

1. Слова, сложные по семантике: пекарь (человек, который печет хлеб), спасатель (человек, который помогает людям, попавшим в беду)
2. Слова, сложные по слоговой структуре (строитель, милиционер, библиотекарь, отвертка, парикмахер)

Оборудование: предметные картинки по лексической теме «Профессии»

Ход занятия

1 Этап. Активизация предметного словаря по теме «Профессии». Развитие логического мышления.

Организационный момент
Логопед: Добрый день, добрый час!
Как я рада видеть вас.
Друг на друга посмотрели
И тихонечко все сели.
(Дети садятся на свои места).
Логопед: Отгадайте загадку:
Скажи, кто так вкусно
Готовит щи капустные
Салаты, винегреты?
Дети: Повар (фотографии людей разных профессий лежат на столе перед детьми)
Логопед: Правильно. Паша, подойти ко мне, найди фотографию повара и размести её в левом верхнем углу доски.

Логопед: Следующая загадка:
Кто в дни болезней всех полезней?
И лечит нас от всех болезней?
Дети: Доктор
Логопед: Правильно. Галя, подойти ко мне, найди фотографию доктора и размести её в правом верхнем углу доски.
Логопед: Следующая загадка
В доме десять этажей,
В доме тысяча людей.
Кто построил этот дом,
Дом, в котором мы живем?

Дети: Строитель.
Логопед: Правильно. Артем, подойти ко мне, найди фотографию строителя и размести её между фотографиями повара и доктора.

(аналогично можно попросить других детей развесить другие фотографии на плоскости доски)
Логопед: Кто догадался, о чем мы сегодня будем говорить?
Дети: О профессиях.

2 Обучающий этап. Учить детей образовывать множественное число имен существительных мужского рода родительного падежа с окончанием «-ей».

Логопед размещает на доске картинки с изображением профессий людей в единственном и множественном числе и дает детям следующую инструкцию:
Логопед: Послушайте, как по разному звучит:
один врач, а много врачей;
один учитель, а много учителей
(логопед утрировано выделяет окончания слов)
Логопед: Что меняется в слове врач и врачей?
Дети: конец слова
Логопед: Давайте попробуем вместе - один воспитатель, а много кого?
Дети: воспитателей
Логопед: один спасатель, а много?
Дети: спасателей
(аналогично со словами писатель - писателей, пекарь - пекарей, водитель - водителей, строитель - строителей).



Физкультминутка (закрепление навыка употребления слов сложной слоговой структуры)
Детям предлагают выйти на ковер.
Логопед: Давайте поиграем с мячом. Я буду бросать вам мяч и называть инструменты столяра, а вы будете ловить мяч и делить слова на слоги. Молоток
1-й ребенок: Мо-ло-ток. Три слога
Логопед: Отвертка
2-й ребенок: От-верт-ка. Три слога
И так далее со словами: рубанок, дрель, топор, ножницы, шило.
(Логопед показывает детям картинки с изображением молотка, отвертки, рубанка, дрели, топора, ножниц, шила).

3 этап. Учить детей образовывать множественное число имен существительных мужского рода в родительном падеже с окончанием «-ов».

Игра « Путешествие с Незнайкой»
Логопед: (таинственно) Незнайка путешествовал с друзьями-коротышками в волшебной стране. Там они потерялись, и Незнайка решил найти их.
Логопед: Доктора Пилюлькина он нашел там, где много кого?
1-й ребенок: Докторов
Логопед: Где он?
Дети: в поликлинике, в больнице
Логопед: Музыканта Гуслю он нашел там, где много кого?»
2-й ребенок: Музыкантов
Логопед: Где он?
Дети: на празднике, на концерте
Логопед: Художника Тюбика он нашел там, где много кого?

3-й ребенок: Художников
Логопед: Где он?
Дети: на выставке
Логопед: Повара Сиропчика он нашел там, где много кого?
4-й ребенок: Поваров
Логопед: Поэта Цветика он нашел там, где много кого?»
5-й ребенок: поэтов
Логопед: Где он?
Дети: на кухне
(аналогично с профессиями космонавт, рыбак, дворник, машинист, тракторист)

4а этап (практическое закрепление умения образовывать множественное число имен существительных мужского рода родительного падежа с окончанием «-ей» и «-ов».

Игра «Закончи предложение»
Логопед: Ребята, сегодня утром почтальон прислал мне письмо, но оно в дороге промокло и последние слова исчезли. Давайте попробуем назвать их.
Логопед: В парикмахерской работает много…
1-й ребенок: парикмахеров
Логопед: На стройке работает много…
2-й ребенок: строителей
Логопед: В магазине работает много…
3-й ребенок: продавцов
Логопед: За порядком в городе следит много…
4-й ребенок: милиционеров
Логопед: Завод охраняет много…
5-й ребенок: сторожей
Логопед: В библиотеке работает много…
6-й ребенок: библиотекарей

4 б этап. Учить детей составлять предложение по схеме типа:
(Предлог + обстоятельство места + частица не + предикат + существительное)

Логопед: Придумайте предложение по схеме. Первой задание выполняю я. Например, На стройке не встретишь учителей, врачей.
В библиотеке не встретишь милиционеров, поваров и т.д.

Итог занятия

Логопед: Ребята о чем мы сегодня говорили. Что вам больше всего понравилось на занятии. Выходит тот, кто вспомнит: в больнице много кого? и т.д.

Конспект логопедического занятия в старшей группе по теме: «Фрукты. Родительный падеж существительных множественного числа»

Цель: расширение и активизация словаря.

    Учить образовывать существительные Р.п. множественного числа.

    Развивать связную речь, учить составлять описательные рассказы о фруктах.

    Развивать фонематическое восприятие, мышление.

    Развивать мелкую моторику.

    Развивать зрительно-предметный гнозис.

Оборудование: картинки с изображением фруктов, альбом, карандаши.

Ход занятия.

    Организационный момент:

Логопед: Сядет тот, кто назовет фрукты.

    Тема нашего занятия «Фрукты»

Сейчас я буду выставлять на панно по одной картинке, а вы будете отвечать на вопросы какой? какая? какое?

    Лимон – желтый, сочный, кислый, овальный;

    Апельсин – оранжевый, круглый, сладкий, сочный;

    Груша – сладкая, желтая, сочная, твердая;

    Яблоко – сладкое, красное, сочное, круглое;

    Слива – синяя, овальная, сладкая, сочная;

    Персик – круглый, сочный, розовый, сладкий;

Логопед: Молодцы!

Логопед: Ребята, как одним словом назвать яблоки, апельсины, арбузы, сливы?

Что это? (фрукты)

    Ребята, где растут фрукты? (на деревьях).

    Как называют деревья, на которых растут фрукты? (фруктовые).

    Где растут фруктовые деревья? (в саду).

    Как называется сад в котором растет много фруктовых деревьев? (фруктовый сад).

Логопед: - Ребята, хорошо выполнили задание. Возьмите по одному фрукту и назовите его. Теперь возьмите его за ниточку и подуйте. Ветерок легкий поднялся и фрукты на веточках тихонько закачались. А теперь подул сильный ветер, фрукты на ветках сильно качаются.

(Дети дуют на фрукты, вырезанные из цветной бумаги на ниточках.)

Логопед: Молодцы!

Логопед: Ребята, скажите, чего много в фруктовом саду? (фруктов)

    Чего много на яблоне? (яблок).

    Чего много на грушевом дереве? (груш).

    Чего много на сливовом дереве? (слив).

    Пальчиковая гимнастика «В сад за сливами»

Палец толстый и большой (Поочередно загибать пальцы)

В сад за сливами пошел.

Указательный с порога (а затем разгибать)

Указал ему дорогу.

Средний пальчик – самый меткий:

Он сбивает сливы с ветки.

Безымянный поедает,

А мизинчик-господинчик

В землю косточки сажает

    Игра «Посчитаем фрукты»

Одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок.

Один банан, два банана, три банана, четыре банана, пять бананов.

Одна груша, две груши, три груши, четыре груши, пять груш.

Логопед: Все фрукты сосчитали, молодцы.

    «Отгадывание загадок про фрукты, ягоды»

Сам алый, сахарный.

Кафтан зелёный, бархатный.

Весит на ветке колобок,

Блестит его румяный бок.

Желтый цитрусовый плод

В странах солнечных растёт.

Но на вкус кислейший он,

А зовут его...

Знают этот фрукт детишки,

Любят есть его мартышки.

Родом он из жарких стран

В тропиках растет...

Этот фрукт на вкус хорош

И на лампочку похож.

    Игра «Что мы приготовим из фруктов»

Логопед: Сейчас я буду называть фрукт, а вы будете отвечать, что из него можно приготовить:

    яблоко – яблочный сок, пирог, компот;

    слива – сливовый сок, варенье, компот;

    груша – грушевый сок, компот;

    ананас – ананасовый сок;

    апельсин – (апельсиновый сок.);

    виноград - (виноградный сок);

    персик – (персиковый сок, персиковое варенье).

    Составление описательного рассказа о фруктах по плану (картинки: апельсин, виноград, киви, вишня)

  • Какого цвета?

    Где растет?

    Какой формы

    Какой на вкус?

    Что из него можно приготовить?

    Рисование фруктов.

Логопед: А теперь я предлагаю вам нарисовать ваши любимые фрукты.

(Самостоятельная работа).

    Игра. «Четвертый лишний»

Логопед: Я буду называть слова, вы будете слушать и называть лишнее слово.

    Груша, картошка, яблоко, персик.

    Огурец, арбуз, кабачок, тыква.

    Апельсин, мандарин, помидор, слива.

    Яблоко, груша, лук, слива.

    Итог занятия.

Логопед: Скажите, ребята, что мы делали сегодня на занятии?

Формирование словоизмене​ния у дошкольников с общим недоразвитием речи осуществ​ляется с учетом закономерно​стей нормального онтогенеза взаимодействия в развитии лексики, морфологической и синтаксической системы язы​ка. В процессе коррекционно-логопедической работы рекомендуется постепенное ус​ложнение форм речи, заданий и речевого материала.

На начальном этапе работы проводятся нормирование сло​воизменения в диалогической речи (на уровне словосочета​ния, предложения), в дальней​шем - закрепление словоиз​менения в связной речи.

Программа формирования словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи

Формирование словоизменения существительных.

1. Дифференциация существительных именительного падежа единственного и мно​жественного числа:

Формы множественного числа с окончаниями -ы, -и, -а, -йа.

2. Формирование беспред​ложных конструкций суще​ствительных единственного числа:

  • винительный падеж;
  • родительный падеж;
  • дательный падеж;
  • творительный падеж.

3.Овладение предложно-падежными конструкциями единственного числа.

4.Закрепление беспредложных форм множественного числа:

  • дательный падеж;
  • творительный падеж;
  • родительный падеж;
  • винительный падеж.

5. Предложно-падежные конструкции множественного числа.

Формирование словоизменения существительных

1. Дифференциация существительных именительного падежа единственного и множественного числа.

Закрепление формы множественного числа проводится в такой последовательности:

  • с окончанием -ы (стол - столы);
  • с окончанием -и (мяч - мячи);
  • с окончанием -а (дом - дома);
  • с окончанием -йа (стул - стулья).

Дифференциация существительных именительного падежа единственного и множественного числа проводится на основе игры «Один - много». В этой игре ребенок должен обязательно сопровождать речь жестом.

  • Это рот, а это … (рты).
  • Это ухо, а это … (уши).
  • Это пень, а это … (пни).
  • Это лев, а это … (львы).
  • Это брат, а это … (братья).
  • Это дом, а это … (дома).

2. Формирование беспредложных конструкций существительных единственного числа.

С учетом появления косвенных падежей существительных в онтогенезе рекомендуется такая последовательность: именительный, винительный, родительный, дательный, творительный падежи.

В процессе работы с существительными в именительном падеже следует обратить внимание на дифференциа​цию значений одушевленности - неодушевленности. Одни слова могут называть живые предметы и поэтому к этим словам ставится вопрос: Кто? Другие слова обозначают не​живые предметы и отвечают на вопрос: Что?

Игра «Живые - неживые слова»

Детям предлагается поста​вить к предметным картин​кам соответствующий вопрос.

Что? (Солнце, цветок, ру​чей…)

Кто? (Ежик, дедушка, ба​бушка…)

Игра «Кто? Что?»

Стоит кто? (Мальчик, ба​бушка, мама, корова.)

Стоит что? (Деревня, дом, дерево.)

Игра «Будь внимателен» - для образования форм винительного падежа

Гладил что? (Юбку.)

Гладил кого? (Котенка.)

Мыл что? (Руки.)

Мыл кого? (Щенка.)

В работе над формами ро​дительного падежа рекомен​дуется такая последователь​ность:

  1. существительные м.р. с окончанием -а, -я (мяча, мос​та, карандаша, стола);
  2. существительные ср.р. с окончанием -а,-я (яйца, коль​ца, ведра);
  3. существительные ж.р. с окончанием -и,-ы (луны, парты, девочки).

Игра «Нет кого?»

Детям предлагается отве​чать на вопросы, употребляя существительные в родитель​ном падеже.

Хозяйка кормила кого? (Щенка, котенка, утенка…)

В лесу волк напугал кого? (Ежа, лисицу, зайца…)

При формировании систе​мы словоизменения существи​тельных дательного падежа рекомендуется такая последо​вательность:

  • существительные м.р. с окончанием -у, -ю (ежу, пету​ху, коню);
  • существительные ср.р. с окончанием -у, -ю (окну, вед​ру, кольцу);
  • существительные м.р. с окончанием -е и ж.р. с оконча​нием -а, -я (лисе, козе, пчеле).

Игра «Бюро находок»

Кому дать лисью шубу? Гри​ву и хвост? Пятна и клыки? Рога и копыта?

Наиболее продуктивным окончанием творительного па​дежа является -ом, окончание -ой появляется позже, поэтому существует такая последова​тельность:

  • существительные м.р. с окончанием -ом, -ем (ключом, ножом, топором, зноем);
  • существительные ср.р. с окончанием -ом, -ем (яйцом, кольцом, солнцем);
  • существительные м.р. с окончанием -а, -я в в.п. и ж.р. с окончанием -ой, -ей (пилой, косой, лапой, тучей);
  • существительные ж.р. с окончанием -ъю (дверью, тет​радью, кроватью).

Игра «Чем я могу помочь?»

Я могу пилить чем? (Пилой.)

Ем котлеты чем? (Вилкой.)

Рисую чем? (Карандашом.)

Вещи я глажу чем? (Утю​гом.)

3. Овладение предложно-падежными конструкциями существительных единственного числа.

Винительный падеж

Игра «Закончи предложение»

Продавец встал за … (при​лавок).

Солнце спряталось за … (тучи).

Мальчик входит в … (ав​тобус).

Девочка поставила книги на … (полку).

Дательный падеж

Игра «Сказка»

Необходимо закончить пред​ложение, правильно употребив существительное в дательном падеже.

Пятачок пришел в гости к …

Старик пришел к …

Принц торопится к …

Творительный падеж

Игра «Кто с кем? Кто с чем?»

Мальчик идет с … (папой).

Девочка идет с … (мамой).

Девочка играет с … (ко​том).

Мальчик играет с … (ма​шиной).

Предложный падеж

Игра «Еда для животных»

Медведь мечтает о … (рыбе).

Кошка мечтает о … (моло​ке).

Собака мечтает о … (кос​точке) и т.д.

4. Закрепление беспредложных форм существительных множественного числа.

Дательный падеж

Игра «Угости зверей»

Морковку дадим… (зайцу).

Косточку предложим … (щенку).

Молоко нальем … (котен​ку).

Зерна насыплем … (курице).

Творительный падеж

Игра «Путешествие»

В Австралию мы отправим​ся за … (крокодилами, кенгу​ру…).

В Евразию мы поедем за … (слонами, тиграми…).

В Арктику мы поедем за … (белыми медведями, тюленя​ми…).

Родительный падеж

Игра «Кто где живет?»

На севере много … (медве​дей, тюленей, моржей).

В тайге много …

В степи много …

Винительный падеж

Игра «Здравствуйте!»

Здравствуйте, я вижу … (Колю).

Привет, я вижу … (Лену).

Добрый день, я вижу … (Тамару).

5. Формирование предложно-падежных конструкций существительных множественного числа.

Предложно-падежные кон​струкции с существительными множественного числа пред​ставляют собой мало упо​требительные формы и являют​ся очень сложными для до​школьников с ОНР, их усвоение происходит в течение длитель​ного времени по тем же зако​номерностям, что и усвоение предложно-падежных конст​рукций существительных единственного числа.

1. Согласование глаголов 3-го лица настоящего времени с существительными:

Дифференциация глаголов 3-го лица единственного и множественного числа.

2.Дифференциация глаго​лов настоящего времени 1-, 2-, 3-го лица:

дифференциация в един​ственном числе;

дифференциация во мно​жественном числе;

дифференциация 1-, 2-, 3-го лица единственного и множественного числа.

3.Согласование глаголов прошедшего времени с суще​ствительным в роде, числе:

  • согласование глаголов и существительных в мужском роде;
  • согласование глаголов и существительных в женском роде;
  • согласование глаголов и существительных в среднем роде.

Формирование словоизменения глаголов

Формированию словоизме​нения глагола и его согласова​нию с существительным уде​ляется большое внимание, так как глагол в предложении чаще всего выступает сказуе​мым. В связи с этим в работе по формированию словоизме​нения глагола у дошкольников с ОНР используется следую​щий речевой материал.

1. Согласование глаголов 3-го лица настоящего времени с су​ществительными в числе.

Дифференциация глагола 3-го лица единственного и множественного числа

Речевой материал: идет - идут, стоит - стоят, гово​рит - говорят, молчит - молчат, поет - поют.

2. Дифференциация глаголов настоящего времени 1-, 2-, 3-го лица.

Дифференциация глаголов в единственном числе

Игра «Послушный ребенок» (1-е лицо, единственное число)

Логопед. Сейчас я попро​шу тебя что-то сделать, а ты - послушный ребенок - отвеча​ешь, что делаешь, показывая картинку.

Иди! - Я иду!

Стой! - Я стою!

Беги! - Я бегу!

Читай! - Я читаю! и т.д.

Игра «Что спросила мама?» (1-2-е лицо, единственное число)

Логопед задает вопросы, а ребенок отвечает.

Ты бежишь? (Я бегу.)

Ты несешь? (Я несу.)

Ты ешь? (Я ем) и т.д.

Игра «Расскажи о нем» (1-3-е лицо, единственное число)

Логопед читает детям пер​вое двустишие и показывает, как его надо изменить, затем произносит лишь двустишие из первого столбика, предла​гая ребенку самому его изме​нить.

Я бегу, бегу, бегу,

Я на месте не стою.

Он бежит, бежит, бежит,

Он на месте не стоит и т.д.

Дифференциация глаголов во множественном числе

Игра «Дружные ребята» (1-2-е лицо, множественное число)

Мы идем, и вы идете …

Мы поем, и вы … (поете).

Мы берем, и вы … (берете).

Мы несем, и вы … (несете).

3. Согласование глаголов прошедшего времени с суще​ствительными в роде и числе.

Игра «Он, она, они»

Согласование глаголов про​шедшего времени в роде и числе. Задавая вопрос, напри​мер, «Что делал мишка?» или «Что делала кукла?», логопед указывает на соответствую​щую картинку. Когда же за​дается вопрос с местоимения​ми он, она они, логопед жес​том показывает сразу две картинки.

Что делал мишка? - Он спал.

Что делала кукла? - Она спала.

Что они делали? - Они спали.

Что делал автобус? - Он ехал.

Что делала машина? - Она ехала.

Что они делали? - Они ехали и т.д.

Формирование словоизменения прилагательных

1. Соотнесение существи​тельных мужского, женского, среднего рода единственного числа и существительных мно​жественного числа с местоиме​ниями он, она, оно, они.

2. Обучение правильному согласованию слов.

Автоматизация речевого навыка, т.е. закрепление уме​ния правильно согласовывать слова.

Формирование словоизменения прилагательных

Отсутствие правильного со​гласования прилагательных с существительными в роде и числе прослеживается у всех детей с ОНР без исключения. При этом согласование слов женского рода единственного числа обычно нарушается ред​ко, но заметно страдает согла​сование с существительными среднего рода («небо голу-боя»), мужского рода («зайчик белы» вместо белый), множе​ственного числа («флажки белы» или «шарики воздуш​ны»).

Формирование словоизме​нения прилагательных у до​школьников с ОНР осуществ​ляется в более поздние сроки, когда дети в основном овладе​ли системой словоизменения существительных, так как при​лагательные «принимают» то или иное грамматическое зна​чение, ту или иную форму в зависимости от формы суще​ствительного.

Трудности усвоения систе​мы словоизменения прилагательных связаны с поздним их появлением в речи детей. Работу по обучению детей правильному согласованию слов-признаков с существи​тельными в роде и числе мож​но разделить на три этапа:

1) подготовительный - учить соотносить существи​тельные мужского, женского, среднего рода единственного числа с местоимениями он, она, оно, они; закрепить слит​ное произнесение сочетаний типа -ный, -мый и др.;

2) основной - обучать де​тей правильному согласова​нию слов;

3) заключительный - за​креплять умение правильно согласовывать слова.

На подготовительном этапе работа ведется с помо​щью предметов и игрушек в такой последовательности.

1. Логопед. Дети, все на​звания предметов можно раз​делить на несколько групп, для этого нужно научиться подбирать к названиям подхо​дящее слово: он, она, оно или они.

Сначала разложим картин​ки на две группы. (Показы​вает образец.) Вот груша. Сло​во «груша» можно заменить словом она. Предметы, о кото​рых мы говорим она, будут со​ставлять первую группу. А вот мяч. Это слово можно заменить словом он. Предметы, о кото​рых мы говорим он, будут со​ставлять вторую группу.

Далее делятся на две эти группы существительные жен​ского и мужского рода един​ственного числа. Первоначаль​но, чтобы помочь детям в правильном соотнесении су​ществительных с местоимени​ями он, она, можно обратить внимание на то, что если сло​во как бы «обрывается» (мяч, зайчик, шкаф и т.д), то его можно заменить словом он (ко​торое тоже как будто «обры​вается»). Если же слово мож​но «тянуть» (мама-а-а, крыша-а-а), то его заменяем словом она.

2. Когда дети усвоят соотне​сение существительных жен​ского и мужского рода со сло​вами он, она, подобная работа проводится с существительны​ми среднего рода (оно), т.е. образуется третья группа на​званий. Для начала следует подбирать картинки, в назва​ниях которых окончание сто​ит под ударением (колесо, вед​ро, окно), а затем добавлять и остальные.

3. После того как дети бу​дут без ошибок делить пред​меты на эти три группы (он, она, оно), логопед объясняет, что, когда предметов два и больше, про них можно ска​зать они.

Последовательность работы на основном этапе.

1. Перед детьми сначала поставляют две группы карти​нок (он, она). Логопед берет картинку из группы предметов она (например, тарелку) и спрашивает, выделяя голосом окончание -йа: «Тарелка. Она какая?» В целях зрительного подкрепления нужно исполь​зовать условно-графическую запись ____я, объясняя,

что полоса - это слово, а в конце написана буква я, так как в слове какая слышится йа. Логопед просит запомнить эту букву, затем помещает по​лоску бумаги с буквой я под картинками группы она.

2.Такая же работа прово​дится с группой предметов он и буквой й (___ й) с теми детьми, которые не запомни​ли используемые буквы. Вне занятий необходима специаль​ная работа по их быстрому уз​наванию (чтению). Важно от​метить, что на каждом заня​тии сначала отрабатывается весь ряд картинок одной груп​пы, например, он, затем ряд картинок группы она. Только после этого дети научатся бы​стро находить нужную форму прилагательного. Картинки этих двух групп можно пока​зывать вперемешку. Такой прием позволяет, лучите осво​ить систему согласования.

3. Работа с группой карти​нок оно проводится по прежне​му образцу (_____ е). Лого​пед, убирает слово-полоску и продолжает работу на матери​але одних картинок.

4. Аналогичная работа про​водится и с картинками груп​пы они.

Автоматизация навыка пра​вильного согласования прила​гательных с существительны​ми в роде и числе составляет задачу заключительного этапа.

1.Сначала отрабатываются названия цветов.

Игра «Разложи картинки»

Дети складывают разные пред​метные картинки соответственно цвету на игровом поле.

2. С помощью специальных речевых упражнений отраба​тываются относительные прилагательные.

Игра «Поваренок»

Из вермишели сварим суп какой? - вермишелевый, из гороха - гороховый, из риса - рисовый и т.д. Далее отрабаты​вается употребление прилага​тельных с противоположным значением (игра «Все наобо​рот»).

3. Отрабатываются притяжа​тельные прилагательные с ис​пользованием для образования словосочетаний существитель​ных: хвост (мужской род), морда (женский род), ухо, пе​рышко (средний род), следы (множественное число).

4. Закрепляется навык со​гласования существительных с прилагательными в связной речи. Например, детям дает​ся схема описания яблока:

«Это яблоко. Оно красное. Маленькое. Круглое. Твердое. Вкусное. Ароматное».

Наглядный материал для формирования словоизмене​ния подбирается с учетом лексико-грамматической темы, грамматические блоки распре​деляются от простого к слож​ному и по принципу концен​тричности.

Пособие «Волшебный кубик» (для детей 5-6 лет).

Игра «Кто больше?»

Цели: обогащать глаголь​ный и предикативный сло​варь; закреплять умение со​гласовывать слова в роде и числе.

Оборудование: кубик, пред​метные картинки.

Игра «Подбери предмет по форме»

Цель: закреплять умение согласовывать имя существи​тельное с прилагательным.

Оборудование: кубик, кар​точки с изображением геомет​рических фигур.

Игра «Составь предложение»

Цели: закреплять умение строить предложения, пра​вильно употреблять предлоги.

Оборудование: кубик, сюжетные картинки.

Игра «Кто в домике живет?» (для детей 5-6 лет).

Вот стоит домик.

Кто в нем живет? Гномик?

А может в нем живет игра?

Нам заглянуть сюда пора.

Какие здесь дара!

Слушай правила игры!

Варианты игр:

Игра «Чья голова? Чей хвост?» (оранжевый, большой кубик)

Цель: совершенствовать на​вык образования притяжа​тельных прилагательных.

Игра «Скажи правильно» (желтый, большой кубик)

Цель: учить правильно, со​гласовывать существительные с числительными.

Игра «Придумай слова-действия» (розовый, большой кубик)

Цель: учить образовывать глаголы от существительных.

Игра «Расскажи сказку» (красный, большой кубик)

Цель: развивать связную речь.

Игра «Кто что делает?» (малиновый, большой кубик)

Цель: расширять глаголь​ный словарь по теме «Профес​сии».

Игра «Кто как передвига​ется?» (синий, большой кубик)

Цель: расширять глаголь​ный словарь по теме «Транс​порт».

Игра «Ромашка» (для детей 5-6 лет)

Цель: закреплять обобщаю​щие понятия - овощи, фрук​ты.

Игра «Поваренок» (для детей 4-6 лет)

Цели: формировать навык словообразования; активизиро​вать словарный запас; расши​рять представления об окру​жающем мире.

Содержание: логопед разда​ет «кастрюли», дети рассмат​ривают различные виды круп, уточняют названия продуктов и блюд, которые можно из них приготовить; сравнивают, чем вермишель отличается от макарон, горох - от фасоли и т.д., затем образуют прила​гательные, например: верми​шелевый, пшенная, рисовая, гороховый. Эти прилагатель​ные вводятся в предложения различных моделей: «Из го​роха можно сварить гороховый суп», «Я положу рис в каст​рюлю и сварю рисовую кашу» и т.п.

Игра «Разложи по цвету»

Цели: закрепить название цветов; учить согласовывать существительные с прилага​тельными.

Игра «Умный поезд»

Цель: учить заменять суще​ствительные словами он, она, оно; различать слова женско​го, мужского и среднего рода.

Шамсутдинова Л.А.,
учитель-логопед

Конспект логопедического занятия

по развитию лексико-грамматических средств языка

у детей подготовительной к школе группы с общим недоразвитием речи

Тема «Творительный падеж множественного числа существительных»

Цель: развитие лексико-грамматических средств языка.

Задачи:

образовательная:

Учить детей правильно образовывать существительные в творительном падеже множественного числа, используя различные типы окончаний данной падежной формы;

коррекционно-развивающие:

Продолжать учить отвечать на вопрос педагога полным предложением,

Развивать умение согласовывать слова в предложениях,

Развивать языковое чутье;

воспитательная:

Воспитывать у детей самоконтроль за речью.

Оборудование: наборное полотно, сюжетная картинка «Тигренок-строитель», предметные картинки с изображением орудий труда, животных, овощей, фруктов, природы.

Словарный материал : активизировать словарь детей по теме «Профессии» и другим лексическим темам.

Предварительная работа: чтение с последующим обсуждением сказки Д.Родари «Чем пахнут ремесла» и стихотворения С.Маршака «Почта», обучение правильному употреблению формы творительного падежа существительных в единственном числе.

Ход занятия

1.Организационный момент.

Логопед предлагает детям ответить на вопрос «Кем ты будешь?» (Каждый ребенок высказывается и садится на место.)

2.Объявление темы.

Люди разговаривают и произносят …(слова). Слова согласуются, дружат и получается …(предложение). Сегодня снова будем учиться составлять предложения.

3.Этап обучения на фронтальном наглядном материале.

Игра «Тигренок-строитель».

(Логопед выставляет на наборное полотно картинку с изображением тигренка-строителя.) Сейчас вы сами придумаете сказку, а я вам помогу. Это тигренок. Рассмотрите картинку и скажите, кем работает тигренок? (Дети отвечают.) Правильно! Тигренок работает строителем. С кем он работает? (Выставляется картинка, изображающая мышат /или любых других животных/) (Ответы детей полным предложением.) Кем работают мышата? (Ответы детей полным предложением). Верно, мышата работают строителями. (Логопед проговаривает предложения, выделяя голосом окончания существительных в творительном падеже и просит детей произносить так же.) Решил он построить в лесу школу и позвал на помощь друзей. (Логопед рядом выставляет предметные картинки, изображающие других животных и задает вопросы для составления предложений детьми.) С кем стал работать тигренок? (Ответы детей полным предложением.) Чтобы строение не разрушилось, за работой надо наблюдать. За кем наблюдал тигренок? (Ответы детей полным предложением.) Чем забивали гвозди строители? Чем пилили? Чем рубили? (Ответы детей полным предложением.) Лосята не могли рубить топорами, и тигренок стал над ними смеяться. Над кем смеялся тигренок? Перед кем извинился? (Ответы детей полным предложением.) Наконец школа построена. Вокруг много мусора. Чем звери убирали мусор? (Ответы детей полным предложением.)

Игра «Добрые гномы».

(На наборное полотно выставляется изображение гномов, а также фрукты и овощи.) В этом же лесу жили добрые гномы. Они пришли полюбоваться на школу и принесли угощение для работников – фрукты и овощи. (Показывая картинки с угощениями, логопед просит детей ответить: чем угощали добрые гномы зверей? Дети отвечают на вопрос полным предложением. Например, «Добрые гномы угощали зверей яблоками»)

Игра с мячом.

Поработали звери, получили угощение и решили поиграть мячом. И мы поиграем. (Логопед задает вопрос и бросает мяч ребенку. Ребенок отвечает на вопрос одним-двумя словами и бросает мяч педагогу.)

Чем смотрят? Чем топают?

Чем слушают? Чем хлопают?

Чем кусаются? Чем пожимают?

Чем царапаются? Чем улыбаются?

Чем ходят? Чем хмурятся?

Чем прикрываются глаза? Чем видят?

4. Физкультминутка.

Выполнение движение по тексту стихотворения.

5. Этап закрепления полученных навыков в работе с индивидуальным наглядным материалом.

(Логопед выставляет на наборное полотно изображение пилота.) Назовите кем управляются самолеты. (Ответы детей. Например, «Самолеты управляются летчиками и пилотами».) Наш самолет летел высоко-высоко. Сейчас мы узнаем, над чем пролетал самолет? (У детей на столах картинки, на которых нарисованы дома, люди, горы, лес и т.д.) Будьте внимательны и послушайте задание. Рассмотрите картинки. Тот, кого я назову, выйдет со своей картинкой и правильно скажет, над чем пролетал наш самолет? (Ребенок выходит, выставляет картинку на доску и отвечает полным предложением).

6. Итог.

Как вы думаете, что нужно для того, чтобы стать пилотом, водителем, строителем, портным …? (Высказывания детей.) Правильно! Чтобы получить профессию нужно учиться.

Марианна Егорова
Конспект фронтального логопедического занятия. Именительный падеж множественного числа существительных

Тема : Именительный падеж множественного числа существительных .

Цель : научить правильно употреблять существительные в И . п. мн. ч.

Задачи :

1. Учить правильно образовывать существительные в И . п. мн. ч.

2. Употреблять существительные в И . п. мн. ч. в словах, в предложениях на материале лексических тем.

3. Развивать внимание, логическое мышление, мелкую моторику.

4. Воспитывать интерес к логопедическим занятиям и умение слушать товарища.

Оборудование : картинки с изображением диких животных, сюжетная картинка (лес, индивидуальные карточки, карандаши, штриховки.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята!

Сядет тот, кто назовет мне свое ФИО.

2. Объявление темы занятия .

Сейчас я вам загадаю загадки.

Летом бродит без дороги,

Между сосен и берез,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос. (Медведь)

Зимой беленький, летом серенький. Никого не обижает, а сам всех боится. (Заяц)

Серый, зубастый, по полям рыщет. Телят, ягнят ищет. (Волк)

Какие это животные (Это дикие животные)

Где они живут (Они живут в лесу)

В лесу живет много разных животных. Не один медведь, а медведи. Не один заяц, а зайцы. Не один волк, а волки.

Послушайте, медведь медведи. Как звучат эти слова? Правильно, они звучат по-разному. Сегодня на занятии мы будем учиться называть предметы, когда их не один, а много. И чтобы нам было интереснее учиться, мы закроем глазки и окажемся в лесу.

Посмотрите, какие еще живут животные в лесу (На доску вывешивается полотно с изображение животных в лесу. (В лесу живут белки и т. д.)

3. Игра : «Кто потерялся» .

У нас в лесу звери заигрались и потерялись. И их никак не могут найти мамы.

Давайте, поможем мамам отыскать своих детенышей. (На доску постепенно выставляются картинки с изображением животного, дети называют его детенышей.)

4. Динамическая пауза.

Жарким днем лесной тропой

Звери шли на водопой

За мамой лосихой шагали лосята

За мамой лисицей бежали лисята

За мамой ежихой катились ежата

За мамой медведицей шли медвежата

За мамою белкой скакали бельчата

За мамой зайчихой – косые зайчата

Волчица вела за собою волчат,

Все мамы и дети напиться хотят.

5. Закрепление.

В лесу у нас не только животные. Что еще есть в лесу (В лесу есть цветы, грибы и т. д.)

Какие грибы вы знаете (В лесу растут подберезовики и т. д.)

6. Индивидуальная работа.

Посмотрите, внимательно на свои карточки. И назовите каждый свой предмет. Что еще мы можем увидеть в лесу.

7. Развитие мелкой моторики.

Мы по лесу гуляли и нашли фотографии животных. Но они получились не цветными. Давайте, раскрасим их.

8. Итог занятия .

Чему мы сегодня учились на занятии .

Что вам больше всего понравилось на занятии ?

Вы сегодня все были молодцы. Занятие закончено . До свидания!