Доброго времени суток, дорогие мои читатели!

Продолжаем знакомство с цифрами, сегодня дидактический материал по математике для знакомства вашего малыша с числом и цифрой «1».

Я уже обращала ваше внимание, что сначала мы знакомим ребенка с числом , а потом уже с цифрой.

Объясните ребенку, что цифра это значок, которым на письме обозначается число.

Как же знакомить с числом «1»?

Например, как показано на моей картинке.

Спросите малыша:

  • Где изображено много волчков? (в круге)
  • Сколько волчков в треугольнике? (один)

Покажите цифру один или предложите в магнитных цифрах найти цифру один, если ребенок затрудняется, помогите ему.

При знакомстве с цифрами, так же как и с буквами , для лучшего запоминания, начертания цифры предложите ребенку вылепить, или выложить из чего-нибудь цифру один.

Я вам показала один из вариантов, как познакомить малыша с числом и цифрой «1».

При знакомстве с цифрами и числами используйте художественное слово и другой дидактический материал по математике.

Дидактический материал по математике. Цифра «1»

Веселые стихи

Первая цифра

Загадки

На одной ноге стоит,В воду пристально глядит.Тычет клювом наугад –

Ищет в речке лягушат.

(Цапля.)

Однорукий великанПоднял руку к облакам.Он работник очень важный,

Строит дом многоэтажный.

(Подъемный кран.)

Я однорукая старуха,Я прыгаю по полотну,И нитку длинную из уха,

Как паутину я тяну.

(Иголка.)

Одна подружка

Полезла другой в ушко.

(Иголка с ниткой.)

В лесу темно.

Все спят давно.

Одна птица не спит,

На суку сидит,

Мышей сторожит. (Сова.)

Много рук, а нога одна. (Дерево.)

Стоит АнтошкаНа одной ножке.Где солнце станет,

Туда он и глянет.

(Подсолнух.)

Танцует крошка,

А всего одна ножка.

(Юла.)

Зимой и летом –

Одним цветом.

(Ель.)

Плотник острым долотом

Строит дом с одним окном.

(Дятел.)

Пословицы и поговорки

  • Один в поле не воин.
  • Один за всех и все за одного.
  • Лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать.
  • Один старый друг лучше новых двух.

Считалка

Шла кукушка мимо сети,

А за нею малы дети:

Все кричали: – Ку-ку-мак!

Убирай один кулак!

Физминутки

Ребус

Первая цифра сидит в середине,

Буква сначала и буква с конца.

В целом – леса, города и равнины.

К целому полны любовью сердца.

Р 1 А

Математика, 14.09.2017

Тема: Один.Много.Число и цифра 1.

Педагогические цели: создать условия для ознакомления с числом 1 и его графической записью - цифрой 1, развития логического мышления, привития интереса к предмету, аккуратность; учить соотносить число и цифру, сравнивать «один» и «много».

Планируемые результаты (предметные): знать названия и последовательность чисел от 1 до 20; уметь соотносить число 1 и цифру 1, сравнивать группы предметов с помощью слов «много» и «один»; читать, записывать число и цифру 1.

Сценарий урока

Орг. момент. Беседа о правилах подготовки рабочего места.

Личностные УУД: делают выбор, как поступить в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, при поддержке других участников группы и педагога.

И прекрасна и сильна математики страна.

Здесь везде кипит работа,

Всё подсчитывает кто-то:

«Сколько звезд на небесах

И веснушек на носах?»

Как вы думаете, можно ли пересчитать все звезды на небе? А веснушки на носах?

2. Отгадывание загадки

Сегодня и мы отправимся в путешествие в страну математики, узнаем некоторые математические секреты и познакомимся с её жителями.

Отгадайте загадку и узнайте, на чем мы поедем.

Железные избушки

Прицеплены друг к дружке.

Одна из них с трубой

Всех ведет за собой. (Паровоз, Поезд)

II. Изучение нового материала.

2.1. Формирование понятий «один - много»

Что стоит в начале поезда?

Сколько паровозов в поезде?

Сколько может быть вагонов в поезде?

Каких предметов в классе много? Каких предметов только по 1?

2.2. Игра «Доскажи словечко»

Вечером встает луна.

Сколько в небе лун? (одна)

Петух как важный господин,

Гуляет по двору (один)

Винни-Пух спешит в берлогу:

Там горшочков с медом (много)

Лес в снегу, бела дорога,

Навалило снега (много)

2.3. Просмотр м/ф «Один-много»

2.4. Формирование умения различать понятия «много», «один».

Работа с учебником (с. 22).

По сюжетной картинке учащиеся составляют рассказ, используя понятия «много», «один».

- Каких предметов нарисовано много? Какой предмет - один?

2.5 Физминутка

Оправляемся в путь.

Загудел паровоз и вагончики повез!

Чу-чу-чу, чу-чу-чу далеко я укачу!

Вагончики зеленые бегут, бегут, бегут,

А круглые колесики все тук, да тук, да тук!

III. Знакомство с цифрой 1. Подготовка к письму и письмо цифры 1.

Подготовка учащихся к восприятию цифры 1.

3.1. Знакомство с числом и цифрой 1.

Кто из вас ездил на поезде?

Как правильно узнать, в какой вагон нужно сесть?

Как вы думаете, какой номер будет у вагончика этого поезда? Почему?

А как показать, что у нас один вагон?

Для этого есть специальный математический знак - цифра 1.

Вот один, иль единица

Очень тонкая, как спица.

3.2. Ассоциативное упражнение

На что похожа цифра 1?

А похожа единица

На крючок, на гвоздь, на спицу.

А еще немного, может,

На свечу она похожа.

Где в жизни вы видели такую цифру? (на монете, на линейке, на часах, термометре, на календаре, № автобуса, дома, школа №1)

3.3. Письмо цифры 1.

Регулятивные УУД: уметь осуществлять пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя, а затем самостоятельно оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки.

- А теперь попробуйте написать цифру 1 сами.

Сначала учащиеся «прописывают» цифру в воздухе под счёт, затем обводят по точечным контурам

3.4. Физминутка - игра «Озорная единичка»

Сестрички-единички разбежались по классу и спрятались под вашими партами. Найдите их.

Выполним упражнения вместе с единичками (этой единичке присесть 5 раз, наклониться 3 раза..)

V. Итог урока.

Регулятивные УУД: уметь оценивать и анализировать результат своего труда, определять то, что лучше всего получилось, а при необходимости вносить необходимые изменения в решение математического задания.

Вопросы : Чему научились на сегодняшнем уроке? Какое задание понравилось больше всего? Почему?

Муниципальное автономное образование

учреждение дополнительного образования детей.

«Центр развития творчества детей и юношества»

План - конспект занятия по математике для детей 5- 6 лет.

Тема: «Знакомство с цифрой 1»

Выполнила: Вдовина Ирина Григорьевна

педагог дополнительного образования

Город Чехов.

Цель : Познакомить детей с цифрой 1.

Задачи :

Образовательные:

Закрепить знания о цифре 1

Учить соотносить цифру с количеством.

Развивающие:

Развивать мыслительные операции, речь.

Развивать память, воображение.

Воспитательные:

Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу.

Воспитывать активность и самостоятельность на занятии.

Воспитывать интерес к математике.

Материал к занятию :

Демонстрационный: интерактивная доска, карточки с цифрой 1, предметные картинки, стихи и загадки про цифру 1, портрет Буратино.

Раздаточный: кубики Никитина, цифра 1 (шаблон), фасоль.

Ход занятия

Организационный момент

Ребята, посмотрите, пожалуйста, все на меня:

Наши ушки на макушке

Глазки широко открыты

Слушаем, запоминаем

Ни минутки не теряем.

Молодцы, начинаем наше занятие.

Ой! На моем столе лежит письмо! Догадайтесь, от кого оно может быть.

Деревянный озорник,
Из сказки в нашу жизнь проник.
Любимец взрослых и детей,
Смельчак и выдумщик затей,
Проказник, весельчак и плут.
Скажите, как его зовут?
(Буратино)

Правильно, Буратино! Он хочет, чтоб вы отгадали его загадки. Попробуем?

Загадки Буратино

Ты весь мир обогреваешь,
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
А зовут тебя все...(солнце)

Освещает ночью путь,
Звездам не дает заснуть.
Пусть все спят, ей не до сна,
В небе светит нам…
(Луна)

Молодцы! Солнце в небе… (одно), луна в небе… (одна)

Нос один и рот один,
Я один у мамы сын,
Солнце и в небе и луна,
И земля на всех одна.

Вы догадались, какая цифра пришла сегодня к нам в гости? Правильно, один.

***

На что еще похожа цифра 1? (ответы детей)

Эта цифра – единица.
Видишь, как она гордится?
А ты знаешь почему?
Начинает счет всему!

***

А похожа единица.
На крючок,
На гвоздь, на спицу.
И еще немного, может,
На свечу она похожа.

Сейчас я расскажу вам сказку «Почему одному плохо?»

«Почему одному плохо»

Однажды цифра 1 увидела в лесу зайчонка и сказала ему:

- Из всех лесных зверей только у тебя длинные ушки, значит, ты один

такой длинноухий.

- Я не один, - возразил зайчонок, - у меня много братьев.

- Во всем лесу только у тебя одной пушистый хвостик, значит, ты одна

такая красивая.

- Я не одна, - не согласилась белочка. - У меня много друзей бельчат.

Тут на поляну вышел медвежонок и запел: «Всех сильнее медведь

в лесу».

- Ты один такой сильный зверь в лесу, - восхитилась цифра 1.

- Да, я один сынок у мамы, и я сильнее всех, - важно ответил медвежонок. Завтра у меня день рождения, и мне исполняется один год.

- Поздравляю! - воскликнула цифра 1, - надеюсь, ты будешь праздновать день рождения один и все угощение съешь сам?

- Одному плохо, - заревел медвежонок. - С кем я буду в прятки играть и песни петь? Это плохой праздник, если ты один.

Мама медведица услышала плач сыночка и тут же прибежала. Она дала медвежонку корзину с малиной и ласково сказала:

- Ты не будешь один, если пригласишь на свой праздник других зверей.

Медвежонок взял малину и пошёл по лесу, весело распевая песню:

Всех добрей медведь в лесу,

Всем малину я несу,

Всех зову на угощенье,

Жду гостей на день рожденья.

- Почему никто не хочет быть один? - грустно спросила сама себя цифра

один.

Ребята, а вы как думаете, почему никто не хочет быть один? (ответы детей)

Правильно, одному грустно, неинтересно!

Вы немного устали, давайте отдохнём!

Физминутка:

(изображения на интерактивной доске)

Отдохнули, а теперь за дело!

Возьмите сейчас шаблон цифры 1 и баночку с фасолью.

Выложите из фасоли цифру 1 (приложение 1)

Выложите цифру 1 из кубиков (приложение 2)

Вспомните стих про цифру 1.

Итог занятия:

С какой цифрой познакомились?

Какое задание понравилось больше всего?

Что показалось трудным?

Молодцы! Вы хорошо проработали, можно отдохнуть!

Приложение 1

Приложение 2

Конспект непосредственно-образовательной деятельности

в подготовительной группе.

« Число и цифра 1. Знакомство с пособием «Город Цифроград»

Программное содержание:

Познакомить детей с пособием «Город Цифроград». Учить соотносить число с количеством и цифрой 1, писать цифру 1.

Развивать внимание, слуховое восприятие, мелкую моторику рук, умение сравнивать предметы, согласовывать числительное «один» с существительным в роде и падеже.

Воспитывать самостоятельность, желание помогать друг другу.

Словарная работа: стойкий.

Оборудование: Пособие «Город Цифроград», Д/И «Сосчитай хлопки», картинки (солнце, луна, носорог), Д/И «Цветочная поляна», цветные карандаши, счетные палочки.

Ход.

1. Организационный момент.

Воспитатель: Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмемся, и друг другу улыбнёмся

Подарим друг другу улыбки.

Сегодня я вас приглашаю в путешествие в страну «Математика»

Попадёт в страну «Математики» тот, кто умеет считать. А теперь не зевайте, в круг скорее все вставайте. Д/И «Сосчитай хлопки».

2. Основной.

Вот мы и попали с вами в страну «Математика». Это «Профессор Математики». Мне кажется, что здесь что-то случилось?

У въезда в Математику есть «Город Цифроград»,

В нем знают математику все жители подряд.

Послушайте, какая в том городе беда:

Все цифры перессорились, покинули дома.

Пусты окошки в домиках и жителей в них нет.

Профессор «Математики» все ищет, ищет их.

Устал Профессор, выдохся из сил.

Однажды он заплакал и вежливо спросил:

«Ребята – дошколята, нужны ли цифры вам?» (ответы детей)

Давайте будем вместе цифры возвращать в нужный и веселый «Город Цифроград»

Посмотрите сколько здесь домов. Какие они? (разные по форме, разные по высоте, с разными крышами). В домах живут «Жители – числа »? Но без цифр они не знают, кто и в каком доме должен жить? Поможем расселить жителей? Для этого нам нужно найти и вернуть все цифры и правильно расселить «жителей-чисел».

Пора отправиться на поиски первой цифры. Вместе с нами на поиски отправится «Считайка». Почему его так зовут? Он будет помогать нам, и подсказывать где искать цифры.

Посмотрим, что нам приготовил «Считайка».

(Из конверта педагог достаёт карточку с загадками).

Отгадайте о ком или о чём идёт речь.

Один костёр весь мир согревает. (Солнце)

Ночью по небу гуляю,

Тускло землю освещаю,

Скучно, скучно мне одной,

А зовут меня….. (луной).

Кто один имеет рог?

Отгадайте…. (носорог).

(Отгадки вывешиваются на доску)

Сколько носорогов? (Один носорог) А бывает два солнца, две луны?

Посмотрите вокруг себя, назовите предметы, которые находятся в количестве одного. (одна доска, одна дверь и т.д.)

Как вы думаете, какую цифру мы вернем сегодня в город?

Правильно цифру 1.

Эта цифра – единица.

Видишь, как она гордится.

А ты знаешь, почему?

Начинает счет всему. (И. Блюмкин)

Единица или цифра один всегда впереди, она начинает счет. Найдите

цифру один и покажите ее (дети используют кассы цифр или веера «цифры»)

На что похожа цифра 1? Где можно встретить цифру 1? (в книгах, на телефоне…)

Давайте попробуем с вами изобразить цифру один с помощью ниточки.

А теперь выложим из палочек.

Цифра 1 вернется, если вы правильно и красиво ее напишите. Чтобы у нас получились красивые цифры, нам нужно размяться.

Физкультурная минутка:

На одной ноге постой-ка,

Будто ты солдатик стойкий.

Ногу левую – к груди,

Да смотри – не упади…

А теперь постой на правой,

Если ты солдатик бравый.

А теперь постой на левой,

Если ты солдатик смелый.

Раз – подняться, потянуться.

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – на место тихо сесть.

Письмо цифры.

Разомнем пальцы.

Пальцы делают зарядку,

Чтобы меньше уставать.

А потом они в тетрадке

Будут циферки писать.

Сейчас мы научимся писать цифру 1 в клеточках по всем правилам. Правила такие:

1. Головка у всех цифр должна быть в правом верхнем углу клетки

2. Ножка цифры должна встать на середину нижней стороны клетки

3. Цифру начинаем писать с головы, карандаш не отрываем до конца

Посмотрите на мою большую клетку. (Показ)

Сейчас вы напишите сами цифру 1, но сначала скажем волшебные слова: «Карандаш, карандаш мы с тобой друзья, плохо нам писать нельзя»

Закрепление.

В городе «Цифрограде» есть цветочная полянка. Растут на полене необычные цветы. Рассмотрите и соберите букет из цветов, на которых есть цифра 1. Д/И «Цветочная поляна».

Цифре 1 очень понравился ваш букет, она готова вернуться в город.

Цифра 1 живет в доме с голубой крышей. Какой это дом? Сколько «Жильцов - чисел» будет жить в нем? Какая цифра должна быть у «жителя».

Заселили первый дом,

Число один поселили в нем.

Мы еще будем возвращаться в город «Цифроград» для того, чтобы заселить всех жильцов.

3. Итог.

Пора возвращаться в детский сад «Вокруг себя ты обернись и в детском саду окажись»

Вот мы и дома.

Что вам понравилось больше всего во время путешествия?

Какое задание оказалось наиболее трудным?

Вы рады, что смогли вернуть первую цифру, заселить первый дом?

Будьте и сами дружными, помогайте друг другу.

Нарисуйте дома рисунок «На что похожа цифра 1».