Заниженная самооценка может проявиться в любом возрасте, но задатки ее формируются родителями в детстве. В современном социуме она является часто встречаемой проблемой и характеризуется неадекватным видением личностью самой себя. Данная проблема может серьезно подпортить жизнь индивиду. К основным «спутникам» заниженной самооценки относят конфузливость, боязнь быть непринятым или получить отказ, нерешительность, неуверенность в личном потенциале и собственной привлекательности, ревность, трусость, застенчивость, чрезмерную обидчивость, опасение показаться смешным. Люди с заниженной самооценкой могут так никогда и не стать победителями. Они заведомо в социуме занимают невыгодное положение.

Причины заниженной самооценки

К основным причинам возникновения заниженной самооценки относят оценку и влияние родителей в детском возрасте, принятие оценочных мнений окружающих людей как объективную реальность, придание значимости какому-нибудь делу, в котором вы одержали поражение, завышенный уровень притязаний.

Самооценка личности, как многое другое, начинает свое формирование с раннего детства. В данном периоде малыш пока не может самостоятельно оценивать свои поступки и действия, поэтому мнение о себе он составляет посредством внушения ближайшего окружения, в основном при помощи родительских реакций на все его действия и поступки. Не уделяя детям любви, внимания и ласки родители в них зарождают заниженную самооценку. Постоянная критика в адрес малышей, чрезмерная требовательность к ним обязательно отражается на всей их дальнейшей жизни. Беспрерывная критика от значимых для детей фигур приводит к весьма низкой степени самоуважения. Ребенок привыкает к постоянной критике и воспринимает ее как норму. Поэтому подрастая, он уже не будет требовать к себе лучшего отношения.

Еще одной причиной заниженной самооценки, которая берет свое начало из детства, является использование в воспитании родителями «тарани долженствований». Чрезмерное использование данного метода воспитания может вызывать у детей чувство огромной ответственности, впоследствии которое приводит к эмоциональной скованности. Часто взрослые говорят: «Твой отец уважаемый человек, поэтому ты должен себя вести как он». В подсознании малыша формируется эталонная модель, воплощая которую, он станет хорошим и идеальным, однако т.к. она не осуществляется, появляется несоответствие между идеалом и имеющейся реальностью.

Детские заболевания или внешние дефекты также могут внести негативный вклад в развитие самооценки. Больной ребенок или ребенок с недостатками внешности ощущает себя не таким как окружающие. Если в детском возрасте над его дефектами насмехались сверстники, непрестанно напоминая ему об их существовании, то у такого ребенка обязательно будет низкая самооценка.

Вне зависимости хорошего или плохого выполнения задания всегда находятся люди, которые будут критиковать. Если человек будет принимать все без исключения высказывания окружающих на веру, то обязательно это отразится на его самооценке.

Люди с заниженной самооценкой личности характеризуются устойчивым приданием большой значимости некоторым событиям или считают себя заведомо проигравшими в сравнении с другими. Это рушит их уверенность в себе и личном потенциале, ведет к утрате чувства личного достоинства, что, в конечном итоге, приводит к заниженной самооценке.

Часто индивиды по незнанию определяют для себя с целью достижения, настолько завышенные цели и очень короткий период времени для осуществления, что их реализация является практически нереальной. После того, как они не достигают этих целей, у них значительно ухудшается самооценка. перестает верить в личный потенциал, разочаровывается в собственных силах и прекращает совершать любые попытки для воплощения в жизнь своей мечты.

Признаки заниженной самооценки

Основным признаком, по которому можно сделать вывод о наличии у индивида низкого уровня самооценки является отношение к его личности окружающих. Ведь окружающие интуитивно воспринимают личность в соответствии с ее самооценкой. Поэтому, если человек относится к себе с уважением и принимает свою личность, то его обязательно будут принимать и уважать окружающий социум. Если же человек не любит себя, то и не следует ждать любви от окружающих людей. Ведь когда индивид сам принижает себя в собственных глазах, тогда и другим довольно трудно относиться к нему и думать о нем по-другому.

Кроме этого, индивидуум с низким самооцениванием будет неосознанно выбирать для себя таких же партнеров по взаимодействию, которые лишний раз будут только такую самооценку подтверждать. Такое поведение идет от того, что каждая личность стремится непроизвольно удостоверить свою самооценку. Такая тенденция для личностей с внутренней неуверенностью, нерешительностью и заниженным самооцениванием является естественной.

Проблема заниженной самооценки часто сопровождается привычкой постоянно жаловаться на жизнь, обстоятельства, свою беспомощность, невозможность ничего изменить в сложившихся условиях, влечением мысленно называть себя невезучим, плохим, несовершенным и т.д.

Ощущение чувства жалости к себе происходит от неспособности управлять собственной жизнью. Люди осознанно отдаются на милость окружающих или обстоятельств. Их то и дело толкают в ту или другую сторону. Они позволяют другим расстраивать себя, ранить, ругать, критиковать и злить, поскольку имеют зависимый характер и любят внимание, хотят всем быть хорошими. Часто многие индивиды радуются тому, что они болеют. Ведь в слабости заключается сила – окружающие начинают уделять им до такой степени желанное внимание и всегда готовы услужить.

Люди склонны обвинять окружающих и жаловаться на них, потому что отказываются взять ответственность за все происходящее с ними на себя. Ведь намного проще переложить вину на окружающих людей или неудачные обстоятельства, чем осознать, что проблема заключается в нем самом. Индивид, который имеет привычку жаловаться окружающим и винить их в собственных неудачах, ощущает себя неполноценной личностью и старается закрепить свое положение, унижая других. Довольно часто индивиды вменяют в вину другим то, что не любят в себе или в чем обвиняют себя. Они рвутся осуждать в окружающих индивидах именно те недостатки и слабости, которые есть в них самих.

Проблема заниженной самооценки также заключается в акцентировании своего внимания на собственных недостатках. Люди с заниженной самооценкой обычно выглядят следующим образом: понуренная голова, грустная мимика, уголки рта опущены книзу, скованность движений и т.д. Человек с адекватной самооценкой выглядит более расслабленным физически.

Манера одеваться также свидетельствует об адекватности самооценки. Прическа, одежда, макияж и ухоженность является своеобразной самопрезентацией личности.

Индивиды с низким уровнем самооценки характеризуются неадекватными реакциями на критику. Любые замечания и высказывания они принимают на свой счет. Нужно понимать, что абсолютно все люди могут совершать ошибки. Обсуждение и разбор ошибок будет конструктивным, если разговор ведется с адекватной личностью. Индивид с низким уровнем самооценки воспринимает разбор ошибок как личное оскорбление, своеобразное свидетельство собственной неполноценности, душевную травму.

Заниженная самооценка мешает такому человеку отделить свою личность от проблемы, себя от ситуации. Личности, надевающие фальшивые маски, думают, что они хуже окружающих. Стремясь противостоять этому ощущению, они часто бывают фамильярными, хвастливыми, они излишне громко говорят, показательно смеются или пытаются сразить своим материальным благополучием. Такие люди не хотят демонстрировать окружающему обществу подлинное отношение к себе. Искусственные маски предназначаются для прикрытия собственной неуверенности, являются попыткой компенсировать дефицит собственного достоинства.

Люди с заниженной самооценкой, как правило, характеризуются отсутствием близких друзей. Ощущая неприязнь к собственной личности, они делаются или «одиночками», которые живут отдельно от социума, или придерживаются противоположной манеры поведения и превращаются в агрессивных, напористых, излишне критичных, требовательных людей. Ни одна из перечисленных моделей поведения не содействует дружеским отношениям.

Заниженная самооценка довольно часто может сопровождаться боязнью совершить ошибку. Постоянно сомневаясь в возможности осуществить то, что от него ждут другие, индивид обычно не делает вообще ничего или может отложить выполнение действий на более длительный срок. Человек отказывается принимать решение, так как считает, что не сможет сделать верный выбор. Результатом заниженной самооценки одного партнера или обоих супругов одновременно может быть развод. В основном распадаются такие союзы, в которых один из партнеров испытывает устойчивую потребность доминировать над супругом, контролировать его или безраздельно им владеть.

Как избавиться от заниженной самооценки

Возникновение неадекватного оценивания самого себя является, на самом деле симбиозом из , чувства вины, обид, стыда, которые чаще всего людьми не осознается.

Завышенная и заниженная самооценка считаются двумя сторонами одной медали непринятия своей личности. Ведь в случае малейшего неуспеха завышенный уровень самооценки мгновенно трансформируется в заниженный, а в случае успешности – заниженная степень самооценки стремительно переходит в завышенную, таким образом она никогда не бывает адекватной. Поэтому завышенная и заниженная самооценка могут сосуществовать в одной личности.

Как бороться с заниженной самооценкой? Изначально следует обнаружить причины ее возникновения и переосмыслить их.

Работа с заниженной самооценкой начинается с осознания собственных преимуществ и изъянов, удостоверения в том, что вы обладаете замечательными качествами и сильными сторонами, которые достойны уважения и высокой оценки. Можно сыграть с самим собой в довольно простую игру, которая заключается в ежедневном свершении трех вещей, которые доставляют вам радость. Нужно начать жить для себя, поэтому следует строить простейшие планы и выполнять их, жить с хорошим настроением, позитивным настроем, чаще улыбаться и регулярно хвалить себя.

Занижена самооценка, что делать? Для начала нужно полюбить себя со всеми изъянами, ошибками, дефектами и недостатками. Следует постараться понять, что вы, как и любой другой человек, сотканы не только из недостатков, но еще имеете массу достоинств и преимуществ.

Нужно научиться следить за собой, за своей походкой, манерой поведения и др. Если вы заметили, что шагаете по улице, смотря себе под ноги, то переведите взгляд вперед, нацепите на лицо улыбку, вспомните приятные моменты жизни и смело идите навстречу мечте.

Как бороться с заниженной самооценкой? Очень просто! Нужно всего лишь начать ценить себя. А для этого дайте себе возможность заниматься тем, к чему у вас лежит душа, начните больше читать. Может нужно сменить работу? Если нет такой возможности, то найдите себе любимое хобби.

Работа с заниженной самооценкой заключается в самоконтроле и тренировки силы воли. Активный отдых, физические упражнения, ежедневные тренировки, контрастный душ – идеально укрепляют тело и дух.

Как избавиться от заниженной самооценки? Ответ на этот вопрос лежит в хорошем отношении к окружающим и любви к ближнему. Старайтесь помогать людям, не избегайте просьб о помощи, если можете помочь. Это придаст вам значимости в собственных глазах.

Измените свои взгляды на окружающий мир и социум. Избавляйтесь от постоянных удручающих мыслей о надобности повышения уровня самооценки. Такие мысли не приведут к хорошему результату. Самое главное правило на пути к адекватному самооцениванию – это вера в самого себя, личный потенциал и собственные силы.

В самом слове «самооценка» уже заложено его значение. Это то, как мы представляем и оцениваем сами себя, свои качества и возможности, свое место среди других людей. То есть самооценка - это наше субъективное мнение о собственной личности. И к сожалению, это мнение часто бывает ошибочным.

А ведь от уровня самооценки напрямую зависят взаимоотношения человека с окружающими, а также его требовательность к себе и отношение к собственным достижениям и неудачам. Адекватное восприятие самого себя - залог гармонии и успеха в жизни. Тогда как низкая самооценка часто становится непреодолимым препятствием для счастья человека. В самом деле, как можно чего-то добиться - будь то профессиональная или личная жизнь, если ты сам не веришь в собственные силы, считаешь себя недостойным подарков судьбы?..

Но даже достигнув определенных высот, неуверенный в себе человек может все это подсознательно разрушить, полагая, что он попросту не заслуживает никаких жизненных благ. Тем самым он лишний раз и даже с некоторым изощренным удовлетворением укрепляется в негативном мнении о собственной персоне.

Робость, застенчивость, обидчивость, обостренное самолюбие, ревность, зависть, неуверенность в собственной привлекательности, боязнь получить отказ или показаться смешной - все это спутники низкой самооценки. Теперь вы понимаете, почему так важно ее повышать? Об этом мы и поговорим. Но для начала давайте разберемся, откуда у этой распространенной проблемы «растут ноги».

Главные причины низкой самооценки

Их три. Первая родом из детства, как и многие наши личностные проблемы. Маленькие дети очень внушаемы, к тому же они еще не умеют сами оценивать свое поведение. Поэтому представление о самих себе они получают в основном от ближайшего окружения, значимых для них людей. Главным образом - через реакцию родителей на свои действия. И если ребенка в детстве постоянно критиковали («неряха», «растяпа», «бестолочь»), одергивали, смеялись над любыми проявлениями неловкости, сравнивали не в его пользу с другими детьми, ребенок волей-неволей проникнется чувством вины и поверит в то, что он плохой. А повзрослев, уже сам возьмет на себя роль собственного критика, начнет постоянно себя ругать и выискивать различные недостатки, в большинстве своем - мнимые.

Еще одна распространенная родительская ошибка - так называемая тирания долженствований, когда ребенку настойчиво внушают, например, «ты должен учиться только на отлично», «ты должен беспрекословно слушаться взрослых». В итоге у него формируется чувство гиперответственности, складывается модель некоего эталона поведения, при воплощении которого ребенок будет хорошим. Но вступив во взрослую жизнь и осознав, что в жизни реализовать эту модель невозможно, человек начинает мыслить категориями «раз я не могу быть совершенством, значит, я ничтожество».

Нельзя всю оставшуюся жизнь винить родителей в собственных проблемах. Гораздо более конструктивный подход - не допустить аналогичного поведения в общении с собственными детьми. И это, поверьте, потребует от вас немалых усилий, ведь тип взаимодействия «родитель - ребенок» тоже формируется в детстве, как и самооценка.

Вторая причина - кризис среднего возраста. В жизни каждого взрослого человека неизбежно наступает такой период, когда он начинает осмыслять свою жизнь, подводить некоторые итоги. И если он находит их неудовлетворительными, его самооценка подвергается большому испытанию. У особо чувствительных натур она буквально рассыпается в пух и прах. В чем же причина такой фатальности кризиса среднего возраста? По мнению американского психолога Джеймса Холлиса, в это время человек производит сверку существующих целей с теми целями, которых бы ему действительно хотелось достичь. И часто оказывается, что вся предыдущая жизнь была «ненастоящей», то есть прошла под давлением стереотипов, навязанных из вне - родителями или окружением. И чтобы достичь гармонии с самим собой, человек должен кардинально сменить жизненный курс.

И наконец, третья причина - наступление так называемой черной полосы в жизни. Цепочка неудач и несчастий (болезнь, развод или расставание с любимым, увольнение или понижение по службе, потеря близких) способна даже самого позитивного и стрессоустойчивого человека повергнуть в депрессию и, как следствие, снизить уверенность в себе до уровня «ниже плинтуса».

Методы самообороны

Заниженная самооценка - не приговор, это не врожденное, а приобретенное и усугубленное качество. С ней можно и нужно бороться. Главное, осознать, что проблемы с самооценкой - это всего лишь образ мыслей, ставший привычкой. Вы просто привыкли думать о себе негативно: «у меня ничего не получится», «я этого не достойна»...

Между тем от качества наших мыслей зависит качество нашей жизни. Поэтому надо в корне менять собственное мышление. Где-то мне встретилась гениальная фраза: «Алмаз может думать о себе все что угодно, но от этого не перестанет быть алмазом. Но если он будет думать о себе позитивно, то превратится в бриллиант». В самую точку.

Вот несколько приемов борьбы с низкой самооценкой.

ПРИЕМ 1. Принять и полюбить себя такой, какая вы есть

Когда человек собой дорожит - это норма. Именно из любви и уважения к себе рождается наша любовь к окружающим и, напротив, окружающих к нам. Примите все свои недостатки и изъяны (уверена, что в основном надуманные) как гармоничные составляющие вашей личности.

А еще осознайте простую истину - совершенных людей нет. Это миф. Поэтому позвольте себе быть несовершенной. Никто не ждет, да и не вправе ожидать от вас безупречности во всем.

ПРИЕМ 2. Хвалить себя

Если у вас что-то получилось, не надо списывать это на везение, удачное расположение звезд или стечение обстоятельств. В этом всецело ваша заслуга.

Поэтому находите любой, даже маленький повод и хвалите себя, как мама хвалила вас в детстве за любой пустяк. Можно даже по голове себя погладить, если никто не видит. Работу сдала в срок? Молодчина! Сделала с ребенком уроки? Умница! Еще и шарлотку успела вечером испечь? Просто само совершенство!

А то ведь как зачастую бывает? Наметит себе женщина список из десяти дел, восемь переделала, а два - не успела. И начинает самоедством заниматься, ругая себя на чем свет стоит.

ПРИЕМ 3. Прекратить сравнивать себя с другими людьми

Всегда будут те, у кого доходы больше, мужья заботливее, дети способнее, ноги длиннее и т. д. Но поверьте, людей, которые добились гораздо меньше, чем вы, тоже предостаточно. И не надо забывать, что наше видение успехов и достоинств других людей - это всего лишь... наше видение. Объект вашей зависти может совсем по-иному оценивать происходящее в его жизни.

Гораздо полезнее сравнивать себя вчерашнего с собой сегодняшним. И если сравнение в пользу последнего, значит, процесс самосовершенствования налицо.

ПРИЕМ 4. Разрешить себе ошибаться

Перестаньте пилить себя за каждый промах и уж тем более делать из него глобальные выводы по поводу собственной персоны, типа: «У меня никак не получается заполнить декларацию - я никудышный работник», «Пригорели котлеты - я плохая хозяйка». Такое нелогичное обобщение сильно бьет по уверенности в себе - психика чувствует несправедливое к себе отношение и угнетается еще больше. В конце концов, если в июле вдруг резко холодает, вы же не делаете вывод, что наступила осень...

Не ошибается, как известно, тот, кто ничего не делает. Ну или робот. Любой просчет - это бесценный опыт и своеобразный трамплин для последующих достижений. Надо не сокрушаться по поводу своей никчемности, а проанализировать допущенные ошибки, чтобы впредь постараться их не допускать.

ПРИЕМ 5. Не зависеть от мнения окружающих

То, что говорят или думают о вас другие люди, конечно, играет некоторую роль, но их мнение не определяет вашу сущность, не решает, кто вы есть на самом деле.

Человек с адекватной самооценкой воспринимает мнение окружающих лишь как дополнительный фактор, отнюдь не самый значимый. И рассматривает он это мнение в общей совокупности и временной перспективе. То есть он не делает далеко идущие выводы из одной неосторожно сказанной фразы, а собирает информацию из нескольких источников и за какой-то период времени.

Учитесь воспринимать критику в свой адрес спокойно, извлекая из нее полезные уроки, но решительно отвергая неправомерные обобщения или негативные ярлыки. Если вы не можете повлиять на излишне критично настроенного человека, то, может быть, стоит подумать над тем, чтобы ограничить или даже полностью прекратить общение с ним. Хотя бы на время.

ПРИЕМ 6. Научиться принимать комплименты

Не надо отвечать на комплимент в духе «да ничего особенного, просто голову помыла» или «этому платью уже сто лет». Тем самым вы как бы отклоняете его и одновременно посылаете себе сообщение о том, что не заслуживаете похвалы. Поэтому достойно принимайте все то хорошее, что говорится в ваш адрес. Помните, как в фильме «Служебный роман»: «Людмила Прокофьевна, вы сегодня прекрасно выглядите!» - «Так я теперь буду выглядеть всегда!»

ПРИЕМ 7. Избавиться от привычки ругать себя

Думайте и говорите о себе по возможности только в положительном ключе. А за фразы типа «вот я глупая (толстая, некрасивая и т. д.)» платите сами себе штраф, рублей по 100. Потом купите себе какой-нибудь наряд.

ПРИЕМ 8. Не жаловаться на жизнь

Вечно ноющие люди вызывают у окружающих в лучшем случае жалость, а в худшем - презрение. К тому же нытье отпугивает не только людей, но и удачу.

ПРИЕМ 9. Помогать другим

Без добрых дел человек затухает, ему неоткуда черпать энергию. Да и ничто так не повышает самооценку, как убеждение в собственной нужности. И речь идет не только и не столько о финансовой помощи. Оглянитесь вокруг, есть множество людей, которым необходимо элементарное сострадание. Просто поговорить по душам с подругой, которой сейчас нелегко, - уже большое дело.

ПРИЕМ 10. Не оправдываться

В противном случае вы производите впечатление жертвы. Если вы в чем-то оказались не правы, можно просто извиниться, и то, если считаете нужным. Но не нужно объяснять мотивы своих слов или поступков, если вас об этом не просят.

Серафим Саровский говорил, что «самоуничижение паче гордыни», иными словами, низкая самооценка - грех ничуть не меньший, а может, и больший, чем гордыня. Если я не самый великий, не самый умный, не самый богатый, так хотя бы я буду самым глупым, самым незначительным. Главное, чтобы все-таки «самым»! Согласитесь, не самая приглядная картина.

Поэтому составьте список (хотя бы мысленно) своих достоинств и постоянно его пополняйте все новыми пунктами. И помните: человек, который не видит и не признает своих достоинств, обречен, ему по жизни не на что опираться, у него нет уважения к себе, он ничего достойного не удержит. Такие люди внутри себя уверены, что их участь - страдать, а не быть счастливыми. Вы же не из их числа, правда?

Проблема заниженной самооценки встречается достаточно часто, при этом она является причиной того, что человеку сложно вести полноценную жизнь и общаться в социуме. Отсюда возникает необходимость выявления факторов ее появления и разработки методов повышения уверенности в себе.

Что такое заниженная самооценка, основные признаки

Для начала важно дать определение заниженной самооценки, ведь мы должны знать, с чем бороться и на что обращать внимание. Заниженная самооценка определяется, если человек:

  • Неуверен в своих решениях.
  • Колеблется в выборе варианта решения задачи или проблемы.
  • Имеет тихий, слабый голос, не связанный с физиологическими проблемами.
  • Боится высказать собственное мнение.
  • Боится быть в центре внимания.
  • Выступления перед группой людей, даже небольшой, даются с трудом.
  • Не может смело отстаивать свои права и точку зрения.
  • Еще один признак — достижения в карьере даются с трудом, потому что сложно налаживать социальные связи и общаться с людьми выше тебя по рангу.

Часто о заниженной самооценке можно предположить по походке и поведению человека: плечи опущены, спина сгорблена, движения неуверенны, глаза отводятся в сторону. Люди с заниженной самооценкой думают о себе в плохом качестве, воспринимают себя неудачником, что в итоге может привести даже к . «Все плохо», «я ничего не могу», «у меня не получится» — подобные мысли посещают таких людей ежедневно.

Читайте: как и не допустить её появления в дальнейшем.

Причины заниженной самооценки

История многих проблем уходит в детство. Большое значение имеет стиль воспитания, давление на ребенка, критика. Чем реже детей хвалят, тем больше вероятности, что в дальнейшем у него разовьется неуверенность в своих силах. Дети очень восприимчивы к отношению к себе. Если ребенка часто критикуют, он начинает ощущать себя неудачником. Родителям важно поддерживать в ребенке стремление действовать, быть первым, не бояться контактов.

Ребенок растет, и если родители не обратили внимания на его личностное развитие, то проблема может развиваться. Особенно сильное влияние самооценка оказывает в период подросткового созревания. На этом этапе большое значение играет социальная группа и роль подростка в ней. Неудачников, детей «не таких, как все» не любят и изгоняют из круга общения. В таком случае возможно два варианта развития событий: ребенок решает измениться и стать похожим на сверстников или уходит в себя, свои проблемы, что оказывает влияние и на дальнейшую жизнь.

Появление низкой самооценки и неуверенности в себе могут спровоцировать травмирующие ситуации, проблемы в учебе, первая любовь. Если в этот период человек вместо поддержки получает только критику своих действий, то велика вероятность того, что он станет воспринимать себя неудачником и эта позиция закрепиться в сознании.

Как бороться с заниженной самооценкой?

В связи с тем, что заниженная самооценка значительно ухудшает качество жизни, надо использовать эффективные методы, ее повышающие. Скажем сразу, на это уйдет некоторое время. Вы не сможете в одночасье стать увереннее, придется работать над собой, но в итоге вы , станете более активным в обществе и в личной и профессиональной сфере.

Делайте то, что боитесь

Для того чтобы преодолеть себя, придется начать делать вещи, которых вы опасаетесь. Начните с малого. Боитесь заговорить с красивой девушкой? Преодолейте себя – просто подойдите и спросите дорогу. После этого улыбнитесь и скажите любой комплимент. Не обращайте внимания на ее реакцию, для вас важно то, что сделали вы. При поездке в общественном транспорте посмотрите на пассажиров, стоящих напротив, подарите кому-нибудь легкую улыбку, в 80% случаев вам улыбнутся в ответ.

Преодоление себя, своих страхов – важный этап в повышении самооценки. Однако здесь возникает замкнутый круг: вы не делаете, потому что боитесь, и бывает сложно переступить эту черту. В таком случае можете делать это вместе с другом.

Другой пример – опасаетесь высоты – поднимитесь на высокое здание и посмотрите на красоты города. В этом случае лучше, если с вам кто-то будет. Боитесь собак – сходите в питомник и поиграйте со щенками, вы увидите, что это совершенно не страшно.

Записывайте себя на камеру

Вы можете поиграть небольшую роль и увидеть, какие ошибки вы допускаете, а также привыкнуть к тому, что вы в центре внимания. Запишите сами себя на видео, например, рассказывая стих или историю своей жизни. Старайтесь быть как можно естественнее. Представьте, что вас будут смотреть или рядом находится оператор. Делайте это несколько раз, пока не достигните естественности поведения. Вы удивитесь, но когда ваши друзья захотят записать вас на камеру, вы будете вести себя вполне уверенно.

Спорт поможет стать увереннее

Занимаясь спортом, мы преодолеваем себя. Когда вы начинаете осваивать какую-либо деятельность, у вас еще плохо получается, но затем вы делаете успехи. Спорт помогает повысить самооценку. Выбирайте доступные виды, если физическая нагрузка для вас чужда: роликовые коньки, плаванье, велосипед, лыжи, скалодром. Преодолевайте свою лень, свою неуверенность, соревнуйтесь с другими людьми. Многих людей от заниженной самооценки излечил именно спорт.

Это вовсе не означает, что вы должны идти в бокс, борьбу или тяжелую атлетику. Выбирайте то, что по силам, а уже потом можно переключиться на что-то более сложное.

Ставьте себе задачи и преодолевайте

Возможно, вы думаете, что ни на что не способны. Поверьте, каждый человек что-то может, надо лишь найти свое. Ставьте себе посильные задачи и решайте их. Хотите продвинуться по карьерной лестнице? Отлично. Разработайте план, как это сделать максимально быстро и придерживайтесь его. Выполняйте намеченное, как бы ни было трудно.

Вы личность

Самое главное, что вы должны усвоить – вы личность. Со своими достоинствами и недостатками. Вы личность, которая добивается, несмотря ни на что. Забудьте слова – я не могу, не получается, не умею. Повторяйте себе:

  • Я уверенная, сильная личность.
  • Я добиваюсь всего, чего хочу.
  • Люди уважают меня.
  • Я знаю, чего хочу и делаю это.

Оставьте страхи позади. Их больше нет. Вы начинаете новую жизнь и счастливым человеком.

Самооценка - это представление человека о различных аспектах своей личности в соотношении с аналогичными качествами других людей. Она затрагивает многие стороны психики и существенным образом определяет место, поведение и деятельность индивида в повседневности. Заниженный уровень самооценки - достаточно распространенная проблема, значительно ухудшающая качество жизни человека.

Причины заниженной самооценки

Несмотря на то, что самооценка - это комплекс личных представлений индивида о различных качествах его личности, она напрямую связана с поведением окружающих. В подавляющем большинстве случаев такие установки формируются на этапе первичной социализации, иными словами, в процессе взаимоотношения ребенка с момента своего рождения с родителями, другими близкими людьми, сверстниками, воспитателями в дошкольных образовательных учреждениях, учителями в школе и т. п.

Различные составляющие самооценки формируются в результате систематических или однократных замечаний окружающих людей. При этом такие высказывания по тем или иным причинам должны иметь значение для индивида. Последнее связано с тем, что неактуальные сообщения в большинстве своем игнорируются. Актуализация актов коммуникации в данном случае может быть достигнуто двумя способами, применяемыми как одновременно, так и по отдельности:

  • критическое замечание получено от человека (людей), имеющего высокий авторитет у индивида - кто-то из близких родственников, друзей, одноклассников, учителей и пр.;
  • замечание по содержанию и (или) форме пересеклось с определенными личными переживаниями индивида.

Следует помнить, что критические замечания - это в некоторой степени условная формулировка, поскольку в реальности на самооценку могут повлиять как непосредственно вербальные высказывания, так и сообщения, передаваемые мимикой, жестами, или полное игнорирование окружающими определенных сторон личности или деятельности индивида.

Существуют три состояния самооценки:

  • заниженная;
  • нормальная;
  • завышенная.

Приемлемое состояние возникает, когда оценки окружающих в целом соответствуют реальным качествам индивида, его способностям и достижениям.

Заниженная самооценка у ребенка может сформироваться, когда:

  • ребенка значительную часть времени игнорируют. Как результат, он сам перестает воспринимать себя как равноправного субъекта коммуникаций и как человека, чьи личные качества соответствуют минимально допустимому уровню. Возможны другие несколько отличающиеся по своей форме сценарии. К примеру, родители не учитывают мнение ребенка при выборе способа проведения его досуга, хобби, спортивной секции и пр.;
  • ребенку предоставляют явно неадекватные критерии «хороший-плохой». Оценка любому действию или качеству всегда дается в определенных условных границах, где обозначается идеал, к которому нужно стремиться, и крайне негативная модель, которой нужно всеми силами избегать. Проблемы с самооценкой могут возникнуть тогда, когда позитивный (негативный) образ таковым по своей сути не является, обладает качествами, соответствовать (избегать) которым в детском возрасте невозможно. Например, в качестве идеала может преподноситься выдуманный персонаж или сильно искаженный массовой культурой образ реального выдающегося человека;
  • личным качествам или поступкам ребенка дается неадекватная оценка. Идеальных людей не существует. Детям в силу почти полного отсутствия жизненного опыта, только начавшим свое формирование интеллектуальным, творческим, физическим способностям, свойственно ошибаться, не всегда правильно понимать и выполнять задания. Часто родители занижают самооценку ребенку, когда требуют от него труднодостижимых спортивных или творческих результатов, особенно если такого рода деятельность не интересна малышу. Затем в случае неудачи неоправданно жестко его наказывают.

Заниженная самооценка может сформироваться как в отношении всех, так и отдельных личных качеств, как то:

  • физиологических - голоса, состояния внешности, например, ребенка могут критиковать за ожирение или, наоборот, худобу;
  • интеллектуальные, творческие, спортивные способности.

На практике проблема заниженной самооценки очень часто возникает из-за:

  • систематического абьюза (сексуального, эмоционального или психического насилия, отсутствия заботы со стороны взрослых в отношении ребенка). В этом случае может наблюдаться как преступное поведение - побои, изнасилования, оскорбления, так и менее интенсивная агрессия. К примеру, ребенка наказывают или сильно ругают за малейшие провинности. В большинстве случаев абьюз проявляется со стороны родителей, но аналогичное поведение могут демонстрировать любые взрослые, с которыми контактирует ребенок - кто-то из дальних родственников или из числа соседей, преподаватель детского сада или творческого кружка, учитель в школе, тренер в детской спортивной секции и пр.;
  • игнорирования достижений ребенка взрослыми, при этом ему регулярно приводятся в качестве положительных примеров образцы поведения другого человека. Фактически подобные сообщения звучат (воспринимаются) как: «Жаль, что ты не добился(-ась, никогда не сможешь добиться) подобного». Крайне важно здесь то, что реальные качества (достижения) самого ребенка могут быть ничуть не менее значимыми или даже превосходить предъявляемый идеал. Как вариант, взрослые не предпринимают никаких усилий, чтобы помочь малышу развиваться в перспективных направлениях, например, не дают ему заниматься спортом при наличии подходящих физических данных;
  • конфликтов со сверстниками. Дети только начинают усваивать нормы жизни в обществе и учиться контролировать собственное поведение, поэтому они нередко проявляют к окружающим крайние формы агрессии, особенно если аналогичные действия или эмоции проявляет кто-то еще из числа сверстников. Объектом нападок, как правило, становится ребенок, отличающийся от них своей внешностью или поведением - имеющий физический или психический дефект, материальное положение семьи которого противоположно окружающему большинству (малыш из полной материально обеспеченной семьи в окружении социально неблагополучных детей и, наоборот, - крайне бедный в окружении богатых) и др. Поскольку ребенок примерно половину всего своего времени проводит в школе, одноклассники имеют на него не меньшее (или даже большее) влияние, чем родители. Отчасти это связано и с тем, что для детей крайне важно положительное отношение сверстников.

У детей заниженная самооценка формируется легче, чем у взрослых. Это связано с тем, что в зрелом возрасте представления человека о самом себе, своих достижениях и качествах прочно закреплены и усвоены, а их слом и замена другими подчас возможны только в результате психотравмирущей ситуации или продолжительного психического насилия.

Чем опасна заниженная самооценка?

Заниженная самооценка, как и любое другое состояние психики, отличающееся от нормы, ухудшает качество жизни пациента. Необоснованно негативное восприятие личных качеств и достижений становится причиной следующих форм поведения или психоэмоциональных реакций:

  • сознательный отказ от определенного рода занятий. Человек с заниженной самооценкой ошибочно полагает, что никогда не сможет добиться положительных результатов. При этом теряется взаимосвязь, присущая подавляющему большинству видов деятельности, - «упорный труд-достижение успеха». На практике человек может отказаться от поступления в учебное заведение, трудоустройства, начала творческой или спортивной карьеры и др.;
  • отказ от коммуникации с другими людьми. Человек убежден, что не достоин общения с окружающими (в особенности с представителями противоположного пола) и любая попытка коммуникации заранее обречена на провал;
  • постоянная чрезмерная самокритика и неудовлетворение собой. Удовлетворения от позитивных результатов не возникает из-за предубеждения, что с задачей можно было справиться еще лучше;
  • повышенная чувствительность к критическим замечаниям со стороны других людей. При этом не имеет значения, насколько обоснованы подобные действия или высказывания. Сторонняя критика может спровоцировать неадекватную реакцию, в том числе явную физическую или вербальную агрессию;
  • негативное восприятие окружающей действительности. Ни одно происходящее событие или явление не вызывает у человека позитивных эмоций;
  • отказ от равноправия в отношениях с другими людьми. Из-за боязни потерять партнера или друзей человек полностью отказывается от личных интересов в пользу интересов других, к примеру, не высказывает недовольство по поводу определенных форм досуга или обращения с ним;
  • враждебное отношение к окружающим, которое играет роль защиты от подчас мнимой агрессии;
  • пристрастное отношение к качествам или достижениям других людей;
  • постоянное чувство вины даже неудачи, случившиеся в далеком детстве, в том числе мнимые;
  • временные трудности или неудачи воспринимаются как постоянные;
  • перфекционизм, единственным приемлемым результатом становится полный идеал и совершенство.

Перечисленные реакции и формы поведения имеют крайнюю степень. В реальности они зачастую проявляются не столь ярко и редко когда у одного человека наблюдаются каждая из них.

Приведенные реакции и поведение имеют явно деструктивный характер, поэтому могут привести к разрушению социальных связей, личностной или профессиональной деградации. Характерно, что такие результаты еще сильнее занижают самооценку, поэтому при негативном сценарии возможно разрушение многих устойчивых свойств личности.

Помимо этого заниженная самооценка нередко приводит к:

  • сильному психоэмоциональному истощению, поскольку выполнение обычных повседневных действий требует чрезмерных усилий, которые возрастают еще и по причине крайне острых реакций на критику, неудачи и временные трудности;
  • развитию психических или невротических расстройств;
  • развитию заболеваний самой разной природы;
  • частому недомоганию, бессонницы, приступам мигрени, головокружения .

Заниженная самооценка: признаки

В ряде случаев для индивида не очевидна его заниженная самооценка. Окружающие также не всегда способны понять, в чем именно кроется причина того или иного поведения человека, поскольку он может вести себя агрессивно и высокомерно. Таким образом, единственным достоверным способом определения самооценки является комплексное психологическое обследование, которое включает в себя:

  • исследование образа жизни пациента, беседу с его близкими. Эти методы имеют большое значение в тех случаях, когда заниженная самооценка является симптомом психического или невротического расстройства;
  • применение опросников самоотношения. Часть из них имеет комплексный характер, другие исследуют только определенные аспекты восприятия индивидом собственного Я;
  • свободную беседу с пациентом, в ходе которой он должен дать ряд четких ответов на вопросы, характеризующие различные аспекты восприятия собственного Я. Например, насколько счастливым человеком он себя считает, какие люди по его мнению счастливы и почему и пр. Набор вопросов и последующая интерпретация полученных на них ответов имеет возрастную корреляцию.

В целом заниженную самооценку можно распознать по следующим признакам и критериям:

  • отношение к индивиду окружающих его людей. Уровень самооценки задает соответствующую модель поведения, которая, в свою очередь, определяет характер взаимоотношений с другими людьми;
  • неопрятный внешний вид;
  • человек часто испытывает жалость к самому себе. Такая оценка объясняется тем, что индивид воспринимает себя лишь как объект событий и явлений. Его состояние не определяется собственными поступками;
  • человек регулярно жалуется на происходящие события. В связи с чем его жизнь воспринимается как череда неудач;
  • человек обвиняет других в своих неудачах и его текущем состоянии;
  • фиксация на прошлых неудачах;
  • неадекватная реакция на критику. Критические замечания провоцируют агрессию или, наоборот, полную апатию;
  • отказ от самостоятельного принятия решений или попытки полного доминирования над окружающими.

Как повысить заниженную самооценку?

Постоянное чувство страха, вины, обиды, неспособность адекватно выстроить собственное поведение крайне осложняют жизнь людям, у которых занижена самооценка. Что делать в этом случае, не всегда очевидно, а универсальных решений проблемы не существует.

Как правило, только психолог или психиатр может помочь исправить нарушения самоотношения. Предварительно проводится обследование, позволяющее определить текущее состояние пациента, в частности, является ли заниженная самооценка симптомом психического или невротического расстройства. По возможности устанавливаются примерные причины проблемы. Дальнейшие действия может быть разным:

  • устраняются внешние факторы, ставшие причиной заниженной самооценки. В подавляющем большинстве случаев это относится к пациентам-детям. Если проблема обусловлена абьюзом, требуется вмешательство контролирующих и правоохранительных органов. При конфликтах со сверстниками, хорошие результаты часто показывает смена учебного заведения на такое, в котором состав учащихся будет близок к личности ребенка;
  • назначается курс приема препаратов. Во многих случаях показаны седативные средства. При невротических и психических расстройствах препараты подбираются в зависимости от текущей клинической картины;
  • назначается физиотерапия, в частности, лечебная гимнастика. Метод помогает нормализовать процессы возбуждения и торможения нервной системы. Выполнение упражнений постепенно повышает самооценку, а групповые занятия формируют навыки коммуникации;
  • проводятся сеансы когнитивно-поведенческой терапии. Существует огромное число прикладных методик, основанных на этом направлении психиатрии. Подавляющее большинство специалистов сходится во мнении о высочайшей эффективности такого подхода при устранении психологических проблем, а также лечении психических и невротических расстройств.

Многое в жизни человека зависит от того, как он оценивает свои возможности. Такая оценка субъективна, то есть не может быть точной и в большой степени строится на вере. Вере человека в себя, в свои силы и способности. В значительной мере она зависит от воспитания.

В детстве человек плохо ориентируется в мире и полагается на мнения авторитетов. Основными авторитетами, на мнение которых человек полагается, являются родители. При этом, родители тоже имеют самооценку, которая может быть адекватной, завышенной или заниженной.

Психологи считают, что большинство россиян имеют заниженную самооценку

Человек с заниженной самооценкой удобен окружающим. Он удобен окружающим, его легко использовать. Он требует меньше оплаты за свой труд, чем человек с адекватной самооценкой. Он не стремится командовать, предпочитая подчиняться. Он уступчив и покладист.

Часто это очень даже квалифицированные специалисты. Они стремятся скорее исправлять и нагружать себя, нежели требовать от других.

Стараются заслужить уважение и одобрение окружающих. Когда получают похвалу, радуются, для них это важно. Но похвалы хватает ненадолго. Часто такой специалист больше работает за признание, чем за материальное вознаграждение. Стремится показать людям, какой он хороший.

Какие особенности поведения указывают на заниженную самооценку?

Привычка оправдываться
Возникновение напряжение среди людей, так как важно им понравится.
Склонность критиковать себя – навыки, способности, внешность. И ругать себя за неудачи. Страх неудачи.
Привычка жаловаться на беспомощность, неспособность изменить ситуацию, вообще на жизнь.
Сутулость, взгляд в землю, скованность в движениях, невнятная или тихая речь.

Низкая самооценка заставляет человека чувствовать себя плохим и недостойным. Недостойным признания, обеспеченности, высказывать свое мнение, привлекать к себе внимание. Недостойным быть красивым, заметным, артистичным, самобытным, привлекать к себе внимание.

Человек боится того, что если на него будет обращено внимание окружающих, они увидят его недостатки, «уродства». Которые он приписывает себе, которые ему, возможно внушили в детстве. И которые он всеми силами стремится скрыть. Став незаметным, задобрив окружающих.

Отсутствие веры в себя не позволяет ставить себе достойные цели. Он считает, что не справится, что нужны учителя, наставники или партнеры. А сам – не справится. Часто это выливается в повышенную тревожность и различные зависимости. От алкоголя, от людей, и т.д.

Безрадостную картину я нарисовал, не так ли?

Но все не так плохо, ибо люди это как правило, нормальные, часто очень квалифицированные и грамотные. А вся проблема заключена в субъективной оценке себя.

А что такое оценка?

Вот я вижу яблоко. Красивое, спелое. Я оцениваю его высоко. Начинаю есть, а внутри нахожу червяка, который давно там живет.
Моя оценка данного яблока быстро меняется на низкую.
Что послужило толчком? Опыт.

Но человека оценить сложнее, особенно когда надо оценить себя. Ведь я воспринимаю себя изнутри, а мне хочется точно знать, какое отношение я вызову у окружающих.

Да и я бываю разным, в разном настроении, с разной энергетикой, с различными мыслями.
И состояние окружающих тоже зависит от ситуации, погоды и времени суток.

Или вот я встречаю незнакомого человека. Если я хочу оценить его отношение ко мне по его реакции, то часто ничего не получается. А почему?

А тот человек сам еще не знает, как ко мне относиться. Он только собирает информацию обо мне.

На что он будет в первую очередь ориентироваться? На мой внешний вид, на мое поведение. На мои слова, на то, как я сам отношусь к себе. Какое отношение ко мне я ему подсказываю. То есть, я сам формирую его отношение ко мне.

В статьях психологов можно найти много советов, как менять свое поведение, как играть . Я не буду давать вам эти советы. Они слабо работают. Тут важна комплексная работа. Работа с движениями, эмоциями, мыслями. И все это одновременно.

Тут может помочь работа со сменой установок, убеждений, которые идут из детства. Многое нам внушили в детстве, и часто это мешает жить и действовать. Тут желательна помощь психолога. Надо относиться к этому спокойно. Психолог – это не психиатр. Диагнозов мы не ставим. Запугиванием не занимаемся.

Просто те изменения, которые мы хотим в себе получить, с психологом часто происходят в десятки раз быстрее, чем при самостоятельной работе над собой. Которая тоже возможна и необходима, конечно. И время, и затраты с лихвой окупаются. Так что, работа над своей самооценкой – это хоть и сложно, но возможно. Желаем вам удачи на этом пути!

  • Что делать с заниженной самооценкой?