24 декабря 1991 года указом Президента СССР военному моряку капитану 3-го ранга Леониду Михайловичу Солодкову было присвоено звание Героя Советского Союза. Уже на следующий день СССР не стало, ушла в прошлое крупнейшая мировая держава, последним героем которой стал уникальный специалист водолазного дела, чьи достижения по длительности пребывания на запредельных глубинах не имеют аналогов в мире.

По традиции звезду и орден Герою, когда была такая возможность, вручали в торжественной обстановке в Кремле. Последнее награждение, так как Советского Союза уже не существовало, а Ельцин участвовать в церемонии по какой-то причине не стал, прошло в Министерстве обороны 16 января 1992 года. Капитану 3-го ранга Леониду Солодкову вручал высшую награду уже не существующего государства маршал Шапошников. Пикантность ситуации была в том, что по уставу награжденный должен был после вручения ответить «Служу Советскому Союзу». Леониду Солодкову же пришлось совсем по-граждански просто сказать «Спасибо».

Задания командования, которые он с блеском выполнил, были не просто необычайно трудны и смертельно опасны, они были уникальны и чрезвычайно важны и для флота, и для науки. Выполнялись же они на глубинах, которые ранее считались недоступными для человека. Казалось бы, в судьбе будущего Героя не было ничего необычного. Он родился в 1958 году на Украине в селе Чернухино. Вскоре семья переехала в Волгоградскую область в город Волжский. Здесь Леонид окончил 10 классов, затем год проучился в Обнинском филиале Московского инженерно-физического института. В 1976 году юноша решил круто изменить свою судьбу и уехал в Ленинград, где поступил в Высшее военно-морское инженерное училище имени Ф.Э.Дзержинского. Годы учебы пролетели быстро, и в 1981 году молодой лейтенант отправился на Черноморский флот, где на спасательном судне «Зангезур» был назначен командиром водолазной группы. Затем был помощником командира судна по спасательным работам, какое-то время служил в Алжире, где обучал экипажи подводных лодок приемам спасения при аварийных ситуациях. Всего за несколько лет Леонид Солодков не только сам стал высококлассным водолазом, имеющим опыт работы на больших глубинах, но и обучил более тысячи водолазов-глубоководников. Человеку сухопутному трудно понять, что представляет из себя даже обычное глубоководное погружение. Хотя, обычными эти погружения никогда не бывают. О том, что такое кессонная болезнь, слышали многие. Вариант её предупреждения только один – декомпрессия, т. е. крайне медленный подъем с глубины или пребывание в барокамере, чтобы кровь и ткани организма освободились от инертных газов. А полное освобождение организма от газов длится сутками, если погружение было на глубины более 100 метров. И эти сутки водолазу приходится проводить в барокамере, где любой отказ техники для него смертельно опасен. Сколько таких суток провел в барокамере Леонид, он, наверное, теперь и сказать-то не сможет. Уникальный опыт водолаза-глубоководника оказался востребованным, и в 1986 году Леонида Солодкова перевели на службу в Государственный научно-исследовательский институт аварийно-спасательного дела, водолазных и глубоководных работ МО СССР. Здесь ему предстояло принять участие в экспериментах, которые были не просто уникальны, на них в мире еще никто не отваживался. Первый такой эксперимент с участием Солодкова прошел в 1988 году. Тогда он с небольшой группой глубоководников достиг в барокамере сначала «глубины» в 450 метров, которую затем на короткий срок увеличили до 500. В этих условиях человеческий организм испытывает колоссальные нагрузки и изменения. Дышать приходится почти чистым гелием, в который добавлено совсем немного кислорода и азота. Любое резкое движение причиняет человеку острую боль, полностью пропадают вкусовые ощущения, а общаться можно только жестами или письменно, так как вместо слов слышатся только маловразумительные звуки. Это беспримерное экспериментальное погружение с учетом декомпрессии продолжалось почти месяц. Если космонавты имеют возможность пользоваться различными тренажерами, то на глубине, где физические нагрузки не допускаются, приходится рассчитывать только на богатырское здоровье и выносливость организма. Недаром же после такого погружения необходимо проходить период реабилитации, когда водолазы восстанавливают речь и способность двигаться нормально, а не как в замедленной киносъемке. Очередной эксперимент, в ходе которого планировалось 15 суток пробыть на глубине в 500 метров, состоялся в 1991 году. Леонид, вызвавшийся участвовать в нем добровольно, был назначен командиром группы экспериментаторов. В ходе рекордного погружения была проведена масса уникальных экспериментов, протестировано различное специальное оборудование, приборы и инструменты. Было доказано, что хорошо подготовленный человек может длительное время не только находиться на такой глубине, но и выполнять работы различной сложности. Еще после первого глубоководного эксперимента Леонида Солодкова представляли к присвоению звания Героя Советского Союза, но тогда наградили орденом Красного Знамени – наградой чрезвычайно редкой в мирных условиях.

Очередное представление было отправлено и после этого эксперимента. Видимо, к мужественным людям и судьба бывает благосклонна. Произошло практически невероятное, представление было подписано Горбачевым в его последний президентский день. «За успешное выполнение специального задания командования и проявленные при этом мужество и героизм» капитан 3-го ранга Солодков Леонид Михайлович стал последним Героем Советского Союза. Вскоре обстоятельства сложились так, что Леониду, как и многим его сослуживцам, пришлось уйти в запас. Уникальные специалисты мирового уровня оказались не нужны флоту. Пришли в негодность или были разбазарены спасательные суда и техника, аналогов которой не было за границей. Не знаю, вспоминало ли флотское руководство об этих прозябающих на гражданке водолазах-глубоководниках, ушедших в небытие спасательных судах и технике, когда на глубине чуть более 100 метров в Баренцевом море лежала на дне подлодка «Курск», в кормовых отсеках которой какое-то время продолжали ждать помощь оставшиеся в живых подводники. Через два месяца после того, как маршал Шапошников приколол на грудь Леониду Солодкову Золотую Звезду, было учреждено звание Герой Российской Федерации, которого удостоено уже более 900 человек. Традиции мужества, героизма и самоотверженного служения Отечеству продолжают жить. В истории же самой почетной награды Советского Союза Леонид Солодков навсегда останется последним Героем.

Капитан третьего ранга – воинское звание, которое дается служащему в Военно-Морском флоте России. Если капитан уходит в отставку, своего чина он не теряет, он остается с ним до конца жизни. Военнослужащий также может находиться в запасе, но, если России будет объявлена война, его вправе призвать к несению воинской службы. Защищать свое государство – долг военного, особенно когда это касается ведения боя на суднах и кораблях, что стратегически невыгодно и опасно для противника.

Многие интересуются, к какому званию приравнивается капитан, которому дана категория 3-го ранга, если исходить из службы в сухопутных войсках или авиации. Зачем нужно разбираться в званиях военных? Обывателю в этом нет необходимости, а для военнослужащих – в обязательном порядке. Разбираясь в рангах, вы сможете:

  • адекватно оценивать и устанавливать соответствующие взаимоотношения с разными людьми;
  • соблюдать субординацию.

Для начала определим, из каких чинов состоит рядовой состав ВМФ, а затем перейдем к капитану третьего ранга.

Рядовой состав

В армии РФ самый низший чин, который можно получить – рядовой. К рядовым относят обычных бойцов, выполняющих указания и поручения начальства, солдаты имеют минимальный опыт и длительность службы. Тот, кто получил диплом о медицинском или юридическом образовании, считается на голову выше рядовых, ведь они обладают специальными знаниями.

Если речь идет о ВМФ, рядового называют матросом. Выше солдата может быть только старший солдат – ефрейтор. Какими полномочиями наделены ефрейторы?

В отсутствие командиров они имеют право руководить солдатами. Ефрейторы в ВМФ называются по-другому, это звание заменяет старший матрос.

Командуя отделением, можно получить звание в Российской армии младший сержант. Но этот чин еще нужно заслужить:

  • зарекомендовать себя дисциплинированным и ответственным сотрудником;
  • при увольнении в запас чин передается лучшим ефрейторам.

Младший сержант приравнивается чину в ВМФ к старшине 2-го ранга. Если россиянин получил военное образование и диплом с отличием, он по умолчанию становится сержантом, в ВМФ это – старшина. Среди сержантов может быть старший сержант, он же на флоте – главный старшина.

Младший офицерский состав

Вслед за рядовым составом следует офицерский. Капитан третьего ранга в корабельном деле на порядок выше младшего и старшего лейтенанта. В сухопутных войсках этим званием обладает майор, их погоны одинаковы. Что касается заработной платы капитана третьего ранга, в 2017 году его доход в РФ зависит от таких факторов:

  • место базирования судна;
  • тип корабля;
  • выслуга командира;
  • в каком статусе находится судно – в ремонте, в кампании или проводит боевые маневры.

В детстве каждый ребенок мечтал стать военным. Это доблестная и мужественная профессия, подкрепленная всеобщим почетом и уважением среди всех людей. В военном деле много званий - от младшего состава до генеральского, однако сегодня речь пойдет именно о капитане 1 ранга.

Все, что нужно знать

Что такое капитан 1-го ранга? Давайте попробуем ответить на этот вопрос. Морской капитан 1 ранга (сокращенно капраз, или коперанг) - корабельное воинское звание, используемое на и странах СНГ. Относится к старшим офицерским званиям. По своей значимости капитан 1 ранга - полковник соответственно сухопутному званию в Вооруженных Силах России.

Немного истории

Звание капитана 1 ранга было введено в 1713 году в Российской империи основателем русского военного флота Петром I. В 1731 году деление на ранги было отменено вплоть до сентября 1751-го.

Чему соответствует звание?

Капитан 1 ранга соответствует высшему званию среди всех званий, причисляемых к так называемому старшему офицерскому составу ВМФ. Туда входят также капитан 3 ранга (относительно низший по старшинству) и капитан 2 ранга. Выше капитана 1-го ранга идут только адмиральские звания, такие как контр-адмирал, вице-адмирал и адмирал. Предельный возраст капитана 1-го ранга не должен превышать 55 лет.

Каковы полномочия?

Капитан 1-го ранга по своему статусу может командовать соответствующими кораблями. К ним относятся самые крупные судна в ВМФ, такие как авианосцы, большие ракетные крейсеры и атомные подводные лодки. Судно первого ранга и, соответственно, его капитан имеет старшинство над судами рангом ниже. В России на данный момент к кораблям первого ранга относятся такие суда, как «Адмирал Кузнецов», «Адмирал Нахимов» (атомный ракетный крейсер) и так далее.

Иногда на флоте можно встретить для инженерно-плавающего состава звание инженер-капитан 1-го ранга. Оно было введено уже в Советском Союзе в Рабоче-Крестьянском Красном Флоте в 1971 году, а затем перешло в ВМС СССР и стало относиться к старшему инженерно-техническому составу.

Отличия погон

Погоны капитана 1 ранга практически соответствуют погонам полковника в сухопутных силах и авиации за исключением цвета. Они черные с золотыми линиями и звездами в парадном варианте, имеют золотой (желтый) цвет с черными линиями. В каждой доблестной профессии есть свои герои. Именно о выдающихся капитанах 1-го ранга и пойдет речь в дальнейшем.

Герой посмертно

Капитан 1-го ранга - герой России, который был рожден в 1955 году в Волгоградской области. Командовал печально известной затонувшей подлодкой «Курск» проекта К-141.После окончания школы он решил поступать в Ленинградское высшее военно-морское училище Ленинского комсомола. За все время существования этого училища более сотни его выпускников получили звание адмирала, а 16 стали Героями советского Союза и Российской Федерации. В 1998 году, в связи с реформами в ВМФ, училище соединили с Высшим военно-морским училищем имени М. В. Фрунзе. Учебное заведение сменило название на Санкт-Петербургский военно-морской институт.

10 августа во время планового патрулирования субмарина « Курск» пропала с радаров, никто из экипажа не выходил на связь больше двух суток. Для спасения моряков были направлены отечественные и иностранные специалисты. К сожалению, хороших новостей для родственников не приходило. В результате стало известно, что 12 августа 2000 года Лячин и весь личный состав подлодки погибли. Эта катастрофа АПК стала одной из самых трагичных в новейшей истории современной России. Капитана Геннадия Лячина представили к Герою России посмертно. Его похоронили на Серафимского кладбища вместе с членами своего экипажа. В честь него названа школа г. Волгограда, где он учился.

Капитан 1-го ранга Алексей Димитров

Другим выдающимся офицером и героем РФ является Алексей Димитров - командир атомной подводной лодки. Отец Алексея тоже капитан 1-го ранга, командовал известной всем подводной лодкой К-19. После окончания школы в 1990 году перед Алексеем не вставал вопрос о дальнейшей судьбе. Он поступил в военно-морское училище. После обучения начинал военную службу на многоцелевой подводной лодке «Тигр».

После получения звания капитана 1-го ранга проходил службу на таких подводных лодках: «Волк», «Леопард», «Вепрь», «Гепард» и «Пантера». Сейчас он командует экипажем подводной лодки «Тигр». Во время учений Северного и Тихоокеанского флотов его экипаж получил высокую оценку от Высоцкого. В 2006 и 2009 годах подлодки под командованием капитана Дмитрова были признаны лучшими в морском флоте страны.

От фрегата до величественного судна

Следующий капитан, о котором хочется рассказать, - Сергей Захарович Балк. Родился он в 1866 году в семье отставного военного. В 1887-м окончил военно-морское училище. После этого проходил службу на фрегате «Генерал-Адмирал», а с 1890 по 1892 год служил на крейсере «Минин».

Капитан В. Ф. Руднев отзывался о Балке так: «При выполнении наиболее серьезных должностных обязанностей не испытывает никаких проблем, делает все четко, уверенно, качественно и с большим энтузиазмом. В морском деле разбирается хорошо, нередко к нему обращаются за советом. Исполнительный, умеет подчиняться, однако в строевом отношении ему требуется больше усердия. Человек он прямой, честный и справедливый. Отличный товарищ и подчиненный».

Капитан «Ермака» Д. Ф. Юрьев, который относился к Балку с презрением, отмечает, что он испытывает особую тягу к опасностям, вызываемым бурями, войной, стихийными бедствиями, к опасным для жизни походам, в бой всегда рвется первым, так как мечтает о героических поступках. Эти обстоятельства разжигают в нем страсть и энтузиазм. Именно в таких опасных обстоятельствах он может принести наибольшую пользу Российской империи.

За отвагу и мужество во время чрезвычайных происшествий Сергей Захарович был награждён орденом за спасение погибавших в 1890 году. Благодаря своим личностным качествам Балк произвел хорошее впечатление на командование и был назначен капитаном буксирного судна «Силач». К началу русско-японской войны Балк за свой несгибаемый характер приобрёл большую известность на русском флоте. Ему поручали самые сложные и трудновыполнимые задания. Он пользовался большим уважением у матросов. Звездным часом для Балка стала оборона Порт-Артура, где он и его команда на своем буксире «Силач» оказывали неоценимую помощь подбитым в боях кораблям.

Несмотря на большое желание вступить в бой, он понимал всю ответственность своей работы. Балк вспоминает своё участие в спасении подбитого броненосца «Ретвизан» так: «Бывало, я чувствовал печаль и угрызения совести, что находился здесь, на буксирном корабле, а не на миноносце, чтобы на нем броситься в самое пекло боя. Но когда видишь, что именно наш «Силач» спасает один из лучших кораблей России, то чувствуешь свою важность и значимость, и сразу становится легче». Даже в это непростое время, осенью 1904-го, Балк выглядел всегда уверенно и много шутил. Один из его сослуживцев вспоминает, как они вместе чиновников для получения нужных материалов. Для большего успеха выжидали обстрела со стороны японцев и после последнего (во время которого японский снаряд упал в нескольких метрах от конторы), войдя в контору, Балк громко пробасил: «Эх, здорово бахнул! Ух, проклятый, разорвался прямо у наших дверей. Неплохо косоглазые пристрелялись!»

После русско-японской войны, 6 декабря 1910 года он получил капитана 1-го ранга. После этого командовал сторожевым кораблем «ПОГРАНИЧНИК», а в январе 1913 года его перевели на транспортный корабль «Рига». Там он начал много пить, и в его голову все чаще приходили мысли о самоубийстве, но все относились к его словам, как к пьяной шутке. 27 февраля 1914 года он застрелился в своей каюте. Балк был погребен на кладбище Гельсингфорса.

В заключение

Не все знают, но родной дядя главы Российской Федерации Владимира Владимировича Путина Шеломов Иван Иванович (1904-1973), ветеран ВМФ СССР, тоже был капитаном 1 ранга. Военную службу он начинал курсантом (1924-1926) с военно-морского училища. С 1926 по 1930 год обучался в Военно-морском училище имени М. В. Фрунзе. После этого проходил службу в штабе Балтийского флота, неоднократно поощрялся за отвагу, доблесть и хорошую службу.

В ночь с 8 на 9 ноября 1975 года в советском ВМФ произошло беспрецедентное ЧП: большой противолодочный корабль «Сторожевой» после участия в военно-морском параде в Риге самопроизвольно снялся с якоря и взял курс в Ирбенский пролив. Спрыгнувший с борта и перебравшийся на стоящую на рейде подводную лодку комсорг «Сторожевого» сообщил, что замполит экипажа капитан третьего ранга Валерий Саблин с группой сообщников арестовал командира корабля, запер в каютах большую часть офицеров и объявил о намерении идти в Кронштадт и выступить с телеобращением к советскому народу о необходимости смены политического курса в стране.

О ЧП сразу же было доложено командующему Балтийским флотом, затем и главкому ВМФ. За «Сторожевым» устремились боевые корабли. На них поступил приказ главкома: «С выходом на визуальный контакт применить артиллерийское оружие с целью остановки корабля. Первый залп дать впереди по курсу, последующие — по винтам». После применения оружия «Сторожевой» остановился. На него высадилась группа пограничников. Саблин и его сообщники были арестованы.

Об этом случае уже немало написано статей и даже книг. Но страсти вокруг него не стихают. Можно услышать диаметрально противоположные оценки этого события даже в среде флотских офицеров. Интересно, что героизация Саблина началась после 1991 года, в советское время общественное мнение в военно-морских коллективах было единодушным: военный преступник! Правда, тогда информация о происшедшем была очень ограниченной.

В 1975 году я служил на Каспийской военной флотилии в звании старшего лейтенанта. Помню, что слухи о «восстании» на «Сторожевом» докатились до нас уже в конце ноября. Они воспринимались как навет на «здоровую флотскую действительность», поскольку в то время просто невозможно было поверить в такую дикую историю. Но в августе 1976 года появилось первое и единственное официальное подтверждение: до офицерского состава довели совершенно секретный приказ, в котором сообщалось о пресечении попытки капитана третьего ранга Саблина увести корабль в Швецию и о расстреле по приговору суда зачинщика «бунта».

Позже мне доводилось слышать рассказы о случившемся непосредственных свидетелей тех событий. Из них сложилась такая картина.

Потомственный флотский офицер Валерий Саблин задолго до 8 ноября 1975 года высказывал недовольство тем, что в стане хорошо живет только партийная верхушка, а простому люду не хватает элементарной колбасы, в чиновничьей среде процветает блат, взяточничество. Сведения об этих настроениях доходили до особистов, но Саблина не трогали, поскольку он сам считался «блатным», был вхож в семью тогдашнего начальника политуправления ВМФ адмирала Гришанова .

Наконец, Саблин созрел для того, чтобы заявить о себе на всю страну. Он заранее подготовил несколько человек к «бунту», убедив их в благих намерениях. 8 ноября сложилась благоприятная для выступления обстановка: на берег сошли старший помощник командира корабля, механик, секретарь парторганизации.

Все началась с того, что Саблин зашел в каюту командира корабля капитана 2 ранга Потульного и доложил, что в одном из корабельных помещений творятся страшные беспорядки. «Что именно?» — спросил командир. «Я прошу вас пройти и посмотреть. Словами это не передать!» — ответил Саблин. Как только командир спустился по трапу в помещение, Саблин закрыл дверь на замок. Сторожить Потульного замполит выставил своего сообщника — корабельного библиотекаря и по совместительству киномеханика старшего матроса Шеина , вооружив его пистолетом.

К морякам экипажа, построившимся по команде «Большой сбор!», Саблин обратился с краткой речью (более подробное выступление было записано на магнитофонные ленты и несколько раз за ночь передано по внутрикорабельной трансляции). Вот фрагменты, впоследствии представленные на суде: «Напряженно и долго думая о дальнейших действиях, принял решение: кончать с теорией и становиться практиком. Понял, что нужна какая-то трибуна, с которой можно было бы начать высказывать свои свободные мысли о необходимости изменения существующего положения дел. Лучше корабля, я думаю, такой трибуны не найдешь. А из морей лучше всего — Балтийское, так как находится в центре Европы. Никто в Советском Союзе не имеет и не может иметь такую возможность, как мы, — потребовать от правительства разрешения выступить по телевидению с критикой внутреннего положения в стране… Наша цель — поднять голос правды… Наш народ уже значительно пострадал и страдает из-за своего политического бесправия… Только узкому кругу специалистов известно, сколько вреда принесло и приносит волюнтаристские вмешательства государственных и партийных органов в развитие Вооруженных Сил и экономику страны, в решение национальных вопросов и воспитание молодежи… Предполагается, что, во-первых, нынешний госаппарат будет основательно очищен, а по некоторым узлам — разбит и выброшен на свалку истории, так как глубоко заражен семейственностью, взяточничеством, карьеризмом, высокомерием по отношению к народу. Во-вторых, на свалку должна быть выброшена система выборов, превращающая народ в безликую массу. В-третьих, должны быть ликвидированы все условия, порождающие всесильность и бесконтрольность гос- и партаппарата со стороны народных масс…»

Саблин довел до моряков план действий: «Сторожевой» идет в Кронштадт, а потом в Ленинград — город трех революций, с тем, чтобы начать там новую, четвертую революцию по исправлению допущенных руководством страны ошибок. Выступление «Сторожевого» должно найти поддержку военных моряков в Кронштадте и Ленинградской военной-морской базе, а также у трудящихся ленинградских заводов и предприятий, перед которыми Саблин, добившись у правительства страны права выступить по телевидению, намерен изложить свои взгляды.

«За» высказались три лейтенанта и несколько мичманов. Всех, кто был не согласен и выступил против, под угрозой оружия Саблин и Шеин закрыли в трюме. Для простых матросов Саблин был начальником, и они стали выполнять его команды по управлению кораблем до тех пор, пока это происходило в рамках профессиональных инструкций. Когда же они увидели, что по «Сторожевому» стреляют свои же корабли, моряки взбунтовались уже против Саблина, освободили командира и других арестованных офицеров. 9 ноября в 10 часов 35 минут на командный пункт Балтийского флота пришла радиограмма от командира «Сторожевого»: «Корабль остановлен. Овладел обстановкой. Жду указаний командующего флотом». Через 20 минут на борт поднялись пограничники. Первая часть драмы была закончена.

Из Москвы в тот же день прибыла правительственная комиссия во главе с главнокомандующим ВМФ адмиралом Флота Советского Союза Горшковым , в ее составе был и начальник политуправления ВМФ адмирал Гришанов. На первом же допросе Саблин, обращаясь к Гришанову, заявил: «Вы же знаете меня хорошо, я учился с вашим сыном, часто бывал в вашей семье». Гришанова тут же вывели из состава комиссии.

После длительного расследования освободили всех офицеров и мичманов. Многих из них разжаловали, других назначили с понижением. Большинство уволили в запас. На «Сторожевом» срочно заменили экипаж, заправили топливом, погрузили боезапас, продовольствие, и он вышел в море для участия в учениях.

Всем уволенным офицерам «Сторожевого» предоставили жилье. Жене Саблина в Калининграде выделили квартиру. Одно время она работала официанткой в ресторане «Москва». Сын Саблина поступил в высшее военно-морское училище.

Саблина приговорили к высшей мере наказания, Шеина к 8 годам лишения свободы. 4 апреля 1976 года Саблин был расстрелян.

Приведу два противоположных мнения людей, участвовавших в разборе этого происшествия.

Капитан первого ранга Октябрь Бар-Бирюков:

— Поступок Саблина сродни подвигу лейтенанта Шмидта. Его честное имя совершенно незаслуженно предано забвению, а семья — опале. Пора положить этому конец! Справедливость должна восторжествовать — как это произошло в отношении большинства репрессированных участников кровопролитного Кронштадтского мятежа 1921 года. Дело капитана 3 ранга В. М. Саблина (так же, как и матроса А. Н. Шеина и других товарищей по выступлению) должно быть принципиально пересмотрено соответствующими структурами с учетом перемен, происшедших в стране. А сам он и его товарищи — реабилитированы (с восстановлением Саблина в воинском звании, с возвращением наград и выплатой денежной компенсации семье).

Вице-адмирал Анатолий Корниенко:

— Безусловно, страна тогда находилась в тяжелом экономическом положении. Люди жили плохо. Несправедливости было много во многих сферах жизни. В том числе и в военной. Но ради достижения сомнительной цели Саблин поставил под угрозу жизнь всего экипажа, у членов которого были семьи, дети, родные.

Сейчас некоторые хотят героизировать Саблина. Видят в его авантюре чуть ли не призыв к перестройке. Другие говорят, что это был смелый поступок, не каждый способен на такое. Да, в определенной степени смелый. Но чем он отличается от действий террористов — они тоже ради достижения цели идут на смертельный риск. Но при этом, ставят под удар сотни других жизней. И что? Их оправдывают, защищают, поют в их честь оды или провозглашают национальными героями?

А чем отличались действия Саблина от действий тех террористов, которые угоняли суда, самолеты, взрывали лайнеры с людьми на борту? Да ничем. Саблин вывел «Сторожевой» в открытое море. Это могло привести к катастрофе, напрасной гибели экипажа. Это геройский поступок? Это смелые действия?

Вызывает сомнения версия о походе в Кронштадт. Я тогда находился на КП флота. Помню, пришел доклад от Ирбенского маяка: «БПК „Сторожевой“ — курс 290 градусов, скорость — 18 узлов». Хочу подчеркнуть, что из этой точки на карте нанесен рекомендованный курс на Кронштадт — 337 градусов. 290 — это курс на Швецию. От Ирбенского маяка до территориальных вод Швеции оставалось сорок три мили — 2,5 часа хода, а до Кронштадта — 330 миль, 18 часов хода. Тогда ни у кого не было сомнения, что Саблин ведет корабль в территориальные воды Швеции.

В общем, к Саблину я отношусь, как относятся к таким людям, начиная с Древней Руси, он — клятвоотступник.

Герой или клятвоотступник? В любом случае история уже дала свою оценку его действиям. Мечта Саблина исполнилась. Режим пал. В магазинах появилось много колбасы, сыра и прочего. Но партократия, бюрократизм, взяточничество, коррупция обрели еще более дикие формы.

«Сторожевого» новая власть продала в Индию на лом. Не приняла она и самого Саблина даже посмертно. Военная коллегия Верховного суда РФ пересмотрела дело Саблина «в свете новых обстоятельств». В обвинительном заключении ему заменили «расстрельную» статью за измену Родине на статьи о воинских преступлениях: превышение власти, неповиновение и сопротивление начальнику. Казненного Саблина приговорили к 10 годам тюремного заключения, а помогавшему ему матросу Шеину за соучастие дали 5 лет, вместо прежних, полностью отбытых им восьми. В определении военной коллегии Верховного суда РФ указано, что ни Саблин, ни Шеин реабилитации не подлежат.

Сергей Турченко, капитан первого ранга

1. Военное звание в РКВМФ. 2. Второй штаб офицерский чин в старом флоте. По действовавшим в то время законам капитаны 1 го ранга могли быть назначаемы на должности командиров судов 1 го ранга. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.:… … Морской словарь

1. Военное звание в РКВМФ. 2. Первый штаб офицерский чин в старом флоте. Капитаны 2 го ранга могли быть назначаемы на должности командиров судов 2 го ранга. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ… … Морской словарь

Военное звание в РКВМФ. Существовало в русском флоте в петровские времена в 1720 1724 г. г. и в 20 х 30 х гг. XIX в. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941 … Морской словарь

Чин во флоте, равный полковнику. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910 …

Чин во флоте, равный подполковнику в армии. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910 … Словарь иностранных слов русского языка

- … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Капитан … Википедия

капитан 1 первого ранга - инженер - капит ан 1 (п ервого) р анга инжен ер, капит ана 1 (п ервого) р анга инжен ера … Русский орфографический словарь

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Шмидт. Владимир Петрович Шмидт (Шмитт) (1 марта 1883 … Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с именем Смирнов, Владимир Васильевич. Владимир Васильевич Смирнов (8 декабря 1856(18561208)) русский морской офицер, капитан 1 го ранга, участник Цусимского сражения. Биография Сын надворного… … Википедия

Книги

  • Капитан первого ранга , А. С. Новиков-Прибой. Огромный жизненный опыт автора, непрерываемая связь со множеством людей, в том числе с участниками трагического морского похода, его кропотливая длительная работас историческими источниками…
  • Капитан первого ранга , А. С. Новиков-Прибой. Алексей Силыч Новиков-Прибой известен как писатель-маринист ("Морские рассказы", повести "Море зовет", "Ералашный рейс", "Женщина в море", историческая эпопея "Цусима" и др.). Морской теме…