В детстве каждый ребенок мечтал стать военным. Это доблестная и мужественная профессия, подкрепленная всеобщим почетом и уважением среди всех людей. В военном деле много званий - от младшего состава до генеральского, однако сегодня речь пойдет именно о капитане 1 ранга.

Все, что нужно знать

Что такое капитан 1-го ранга? Давайте попробуем ответить на этот вопрос. Морской капитан 1 ранга (сокращенно капраз, или коперанг) - корабельное воинское звание, используемое на и странах СНГ. Относится к старшим офицерским званиям. По своей значимости капитан 1 ранга - полковник соответственно сухопутному званию в Вооруженных Силах России.

Немного истории

Звание капитана 1 ранга было введено в 1713 году в Российской империи основателем русского военного флота Петром I. В 1731 году деление на ранги было отменено вплоть до сентября 1751-го.

Чему соответствует звание?

Капитан 1 ранга соответствует высшему званию среди всех званий, причисляемых к так называемому старшему офицерскому составу ВМФ. Туда входят также капитан 3 ранга (относительно низший по старшинству) и капитан 2 ранга. Выше капитана 1-го ранга идут только адмиральские звания, такие как контр-адмирал, вице-адмирал и адмирал. Предельный возраст капитана 1-го ранга не должен превышать 55 лет.

Каковы полномочия?

Капитан 1-го ранга по своему статусу может командовать соответствующими кораблями. К ним относятся самые крупные судна в ВМФ, такие как авианосцы, большие ракетные крейсеры и атомные подводные лодки. Судно первого ранга и, соответственно, его капитан имеет старшинство над судами рангом ниже. В России на данный момент к кораблям первого ранга относятся такие суда, как «Адмирал Кузнецов», «Адмирал Нахимов» (атомный ракетный крейсер) и так далее.

Иногда на флоте можно встретить для инженерно-плавающего состава звание инженер-капитан 1-го ранга. Оно было введено уже в Советском Союзе в Рабоче-Крестьянском Красном Флоте в 1971 году, а затем перешло в ВМС СССР и стало относиться к старшему инженерно-техническому составу.

Отличия погон

Погоны капитана 1 ранга практически соответствуют погонам полковника в сухопутных силах и авиации за исключением цвета. Они черные с золотыми линиями и звездами в парадном варианте, имеют золотой (желтый) цвет с черными линиями. В каждой доблестной профессии есть свои герои. Именно о выдающихся капитанах 1-го ранга и пойдет речь в дальнейшем.

Герой посмертно

Капитан 1-го ранга - герой России, который был рожден в 1955 году в Волгоградской области. Командовал печально известной затонувшей подлодкой «Курск» проекта К-141.После окончания школы он решил поступать в Ленинградское высшее военно-морское училище Ленинского комсомола. За все время существования этого училища более сотни его выпускников получили звание адмирала, а 16 стали Героями советского Союза и Российской Федерации. В 1998 году, в связи с реформами в ВМФ, училище соединили с Высшим военно-морским училищем имени М. В. Фрунзе. Учебное заведение сменило название на Санкт-Петербургский военно-морской институт.

10 августа во время планового патрулирования субмарина « Курск» пропала с радаров, никто из экипажа не выходил на связь больше двух суток. Для спасения моряков были направлены отечественные и иностранные специалисты. К сожалению, хороших новостей для родственников не приходило. В результате стало известно, что 12 августа 2000 года Лячин и весь личный состав подлодки погибли. Эта катастрофа АПК стала одной из самых трагичных в новейшей истории современной России. Капитана Геннадия Лячина представили к Герою России посмертно. Его похоронили на Серафимского кладбища вместе с членами своего экипажа. В честь него названа школа г. Волгограда, где он учился.

Капитан 1-го ранга Алексей Димитров

Другим выдающимся офицером и героем РФ является Алексей Димитров - командир атомной подводной лодки. Отец Алексея тоже капитан 1-го ранга, командовал известной всем подводной лодкой К-19. После окончания школы в 1990 году перед Алексеем не вставал вопрос о дальнейшей судьбе. Он поступил в военно-морское училище. После обучения начинал военную службу на многоцелевой подводной лодке «Тигр».

После получения звания капитана 1-го ранга проходил службу на таких подводных лодках: «Волк», «Леопард», «Вепрь», «Гепард» и «Пантера». Сейчас он командует экипажем подводной лодки «Тигр». Во время учений Северного и Тихоокеанского флотов его экипаж получил высокую оценку от Высоцкого. В 2006 и 2009 годах подлодки под командованием капитана Дмитрова были признаны лучшими в морском флоте страны.

От фрегата до величественного судна

Следующий капитан, о котором хочется рассказать, - Сергей Захарович Балк. Родился он в 1866 году в семье отставного военного. В 1887-м окончил военно-морское училище. После этого проходил службу на фрегате «Генерал-Адмирал», а с 1890 по 1892 год служил на крейсере «Минин».

Капитан В. Ф. Руднев отзывался о Балке так: «При выполнении наиболее серьезных должностных обязанностей не испытывает никаких проблем, делает все четко, уверенно, качественно и с большим энтузиазмом. В морском деле разбирается хорошо, нередко к нему обращаются за советом. Исполнительный, умеет подчиняться, однако в строевом отношении ему требуется больше усердия. Человек он прямой, честный и справедливый. Отличный товарищ и подчиненный».

Капитан «Ермака» Д. Ф. Юрьев, который относился к Балку с презрением, отмечает, что он испытывает особую тягу к опасностям, вызываемым бурями, войной, стихийными бедствиями, к опасным для жизни походам, в бой всегда рвется первым, так как мечтает о героических поступках. Эти обстоятельства разжигают в нем страсть и энтузиазм. Именно в таких опасных обстоятельствах он может принести наибольшую пользу Российской империи.

За отвагу и мужество во время чрезвычайных происшествий Сергей Захарович был награждён орденом за спасение погибавших в 1890 году. Благодаря своим личностным качествам Балк произвел хорошее впечатление на командование и был назначен капитаном буксирного судна «Силач». К началу русско-японской войны Балк за свой несгибаемый характер приобрёл большую известность на русском флоте. Ему поручали самые сложные и трудновыполнимые задания. Он пользовался большим уважением у матросов. Звездным часом для Балка стала оборона Порт-Артура, где он и его команда на своем буксире «Силач» оказывали неоценимую помощь подбитым в боях кораблям.

Несмотря на большое желание вступить в бой, он понимал всю ответственность своей работы. Балк вспоминает своё участие в спасении подбитого броненосца «Ретвизан» так: «Бывало, я чувствовал печаль и угрызения совести, что находился здесь, на буксирном корабле, а не на миноносце, чтобы на нем броситься в самое пекло боя. Но когда видишь, что именно наш «Силач» спасает один из лучших кораблей России, то чувствуешь свою важность и значимость, и сразу становится легче». Даже в это непростое время, осенью 1904-го, Балк выглядел всегда уверенно и много шутил. Один из его сослуживцев вспоминает, как они вместе чиновников для получения нужных материалов. Для большего успеха выжидали обстрела со стороны японцев и после последнего (во время которого японский снаряд упал в нескольких метрах от конторы), войдя в контору, Балк громко пробасил: «Эх, здорово бахнул! Ух, проклятый, разорвался прямо у наших дверей. Неплохо косоглазые пристрелялись!»

После русско-японской войны, 6 декабря 1910 года он получил капитана 1-го ранга. После этого командовал сторожевым кораблем «ПОГРАНИЧНИК», а в январе 1913 года его перевели на транспортный корабль «Рига». Там он начал много пить, и в его голову все чаще приходили мысли о самоубийстве, но все относились к его словам, как к пьяной шутке. 27 февраля 1914 года он застрелился в своей каюте. Балк был погребен на кладбище Гельсингфорса.

В заключение

Не все знают, но родной дядя главы Российской Федерации Владимира Владимировича Путина Шеломов Иван Иванович (1904-1973), ветеран ВМФ СССР, тоже был капитаном 1 ранга. Военную службу он начинал курсантом (1924-1926) с военно-морского училища. С 1926 по 1930 год обучался в Военно-морском училище имени М. В. Фрунзе. После этого проходил службу в штабе Балтийского флота, неоднократно поощрялся за отвагу, доблесть и хорошую службу.

1. Военное звание в РКВМФ. 2. Второй штаб офицерский чин в старом флоте. По действовавшим в то время законам капитаны 1 го ранга могли быть назначаемы на должности командиров судов 1 го ранга. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.:… … Морской словарь

1. Военное звание в РКВМФ. 2. Первый штаб офицерский чин в старом флоте. Капитаны 2 го ранга могли быть назначаемы на должности командиров судов 2 го ранга. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ… … Морской словарь

Военное звание в РКВМФ. Существовало в русском флоте в петровские времена в 1720 1724 г. г. и в 20 х 30 х гг. XIX в. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941 … Морской словарь

Чин во флоте, равный полковнику. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910 …

Чин во флоте, равный подполковнику в армии. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910 … Словарь иностранных слов русского языка

- … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Капитан … Википедия

капитан 1 первого ранга - инженер - капит ан 1 (п ервого) р анга инжен ер, капит ана 1 (п ервого) р анга инжен ера … Русский орфографический словарь

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Шмидт. Владимир Петрович Шмидт (Шмитт) (1 марта 1883 … Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с именем Смирнов, Владимир Васильевич. Владимир Васильевич Смирнов (8 декабря 1856(18561208)) русский морской офицер, капитан 1 го ранга, участник Цусимского сражения. Биография Сын надворного… … Википедия

Книги

  • Капитан первого ранга , А. С. Новиков-Прибой. Огромный жизненный опыт автора, непрерываемая связь со множеством людей, в том числе с участниками трагического морского похода, его кропотливая длительная работас историческими источниками…
  • Капитан первого ранга , А. С. Новиков-Прибой. Алексей Силыч Новиков-Прибой известен как писатель-маринист ("Морские рассказы", повести "Море зовет", "Ералашный рейс", "Женщина в море", историческая эпопея "Цусима" и др.). Морской теме…

В ночь с 8 на 9 ноября 1975 года в советском ВМФ произошло беспрецедентное ЧП: большой противолодочный корабль «Сторожевой» после участия в военно-морском параде в Риге самопроизвольно снялся с якоря и взял курс в Ирбенский пролив. Спрыгнувший с борта и перебравшийся на стоящую на рейде подводную лодку комсорг «Сторожевого» сообщил, что замполит экипажа капитан третьего ранга Валерий Саблин с группой сообщников арестовал командира корабля, запер в каютах большую часть офицеров и объявил о намерении идти в Кронштадт и выступить с телеобращением к советскому народу о необходимости смены политического курса в стране.

О ЧП сразу же было доложено командующему Балтийским флотом, затем и главкому ВМФ. За «Сторожевым» устремились боевые корабли. На них поступил приказ главкома: «С выходом на визуальный контакт применить артиллерийское оружие с целью остановки корабля. Первый залп дать впереди по курсу, последующие — по винтам». После применения оружия «Сторожевой» остановился. На него высадилась группа пограничников. Саблин и его сообщники были арестованы.

Об этом случае уже немало написано статей и даже книг. Но страсти вокруг него не стихают. Можно услышать диаметрально противоположные оценки этого события даже в среде флотских офицеров. Интересно, что героизация Саблина началась после 1991 года, в советское время общественное мнение в военно-морских коллективах было единодушным: военный преступник! Правда, тогда информация о происшедшем была очень ограниченной.

В 1975 году я служил на Каспийской военной флотилии в звании старшего лейтенанта. Помню, что слухи о «восстании» на «Сторожевом» докатились до нас уже в конце ноября. Они воспринимались как навет на «здоровую флотскую действительность», поскольку в то время просто невозможно было поверить в такую дикую историю. Но в августе 1976 года появилось первое и единственное официальное подтверждение: до офицерского состава довели совершенно секретный приказ, в котором сообщалось о пресечении попытки капитана третьего ранга Саблина увести корабль в Швецию и о расстреле по приговору суда зачинщика «бунта».

Позже мне доводилось слышать рассказы о случившемся непосредственных свидетелей тех событий. Из них сложилась такая картина.

Потомственный флотский офицер Валерий Саблин задолго до 8 ноября 1975 года высказывал недовольство тем, что в стане хорошо живет только партийная верхушка, а простому люду не хватает элементарной колбасы, в чиновничьей среде процветает блат, взяточничество. Сведения об этих настроениях доходили до особистов, но Саблина не трогали, поскольку он сам считался «блатным», был вхож в семью тогдашнего начальника политуправления ВМФ адмирала Гришанова .

Наконец, Саблин созрел для того, чтобы заявить о себе на всю страну. Он заранее подготовил несколько человек к «бунту», убедив их в благих намерениях. 8 ноября сложилась благоприятная для выступления обстановка: на берег сошли старший помощник командира корабля, механик, секретарь парторганизации.

Все началась с того, что Саблин зашел в каюту командира корабля капитана 2 ранга Потульного и доложил, что в одном из корабельных помещений творятся страшные беспорядки. «Что именно?» — спросил командир. «Я прошу вас пройти и посмотреть. Словами это не передать!» — ответил Саблин. Как только командир спустился по трапу в помещение, Саблин закрыл дверь на замок. Сторожить Потульного замполит выставил своего сообщника — корабельного библиотекаря и по совместительству киномеханика старшего матроса Шеина , вооружив его пистолетом.

К морякам экипажа, построившимся по команде «Большой сбор!», Саблин обратился с краткой речью (более подробное выступление было записано на магнитофонные ленты и несколько раз за ночь передано по внутрикорабельной трансляции). Вот фрагменты, впоследствии представленные на суде: «Напряженно и долго думая о дальнейших действиях, принял решение: кончать с теорией и становиться практиком. Понял, что нужна какая-то трибуна, с которой можно было бы начать высказывать свои свободные мысли о необходимости изменения существующего положения дел. Лучше корабля, я думаю, такой трибуны не найдешь. А из морей лучше всего — Балтийское, так как находится в центре Европы. Никто в Советском Союзе не имеет и не может иметь такую возможность, как мы, — потребовать от правительства разрешения выступить по телевидению с критикой внутреннего положения в стране… Наша цель — поднять голос правды… Наш народ уже значительно пострадал и страдает из-за своего политического бесправия… Только узкому кругу специалистов известно, сколько вреда принесло и приносит волюнтаристские вмешательства государственных и партийных органов в развитие Вооруженных Сил и экономику страны, в решение национальных вопросов и воспитание молодежи… Предполагается, что, во-первых, нынешний госаппарат будет основательно очищен, а по некоторым узлам — разбит и выброшен на свалку истории, так как глубоко заражен семейственностью, взяточничеством, карьеризмом, высокомерием по отношению к народу. Во-вторых, на свалку должна быть выброшена система выборов, превращающая народ в безликую массу. В-третьих, должны быть ликвидированы все условия, порождающие всесильность и бесконтрольность гос- и партаппарата со стороны народных масс…»

Саблин довел до моряков план действий: «Сторожевой» идет в Кронштадт, а потом в Ленинград — город трех революций, с тем, чтобы начать там новую, четвертую революцию по исправлению допущенных руководством страны ошибок. Выступление «Сторожевого» должно найти поддержку военных моряков в Кронштадте и Ленинградской военной-морской базе, а также у трудящихся ленинградских заводов и предприятий, перед которыми Саблин, добившись у правительства страны права выступить по телевидению, намерен изложить свои взгляды.

«За» высказались три лейтенанта и несколько мичманов. Всех, кто был не согласен и выступил против, под угрозой оружия Саблин и Шеин закрыли в трюме. Для простых матросов Саблин был начальником, и они стали выполнять его команды по управлению кораблем до тех пор, пока это происходило в рамках профессиональных инструкций. Когда же они увидели, что по «Сторожевому» стреляют свои же корабли, моряки взбунтовались уже против Саблина, освободили командира и других арестованных офицеров. 9 ноября в 10 часов 35 минут на командный пункт Балтийского флота пришла радиограмма от командира «Сторожевого»: «Корабль остановлен. Овладел обстановкой. Жду указаний командующего флотом». Через 20 минут на борт поднялись пограничники. Первая часть драмы была закончена.

Из Москвы в тот же день прибыла правительственная комиссия во главе с главнокомандующим ВМФ адмиралом Флота Советского Союза Горшковым , в ее составе был и начальник политуправления ВМФ адмирал Гришанов. На первом же допросе Саблин, обращаясь к Гришанову, заявил: «Вы же знаете меня хорошо, я учился с вашим сыном, часто бывал в вашей семье». Гришанова тут же вывели из состава комиссии.

После длительного расследования освободили всех офицеров и мичманов. Многих из них разжаловали, других назначили с понижением. Большинство уволили в запас. На «Сторожевом» срочно заменили экипаж, заправили топливом, погрузили боезапас, продовольствие, и он вышел в море для участия в учениях.

Всем уволенным офицерам «Сторожевого» предоставили жилье. Жене Саблина в Калининграде выделили квартиру. Одно время она работала официанткой в ресторане «Москва». Сын Саблина поступил в высшее военно-морское училище.

Саблина приговорили к высшей мере наказания, Шеина к 8 годам лишения свободы. 4 апреля 1976 года Саблин был расстрелян.

Приведу два противоположных мнения людей, участвовавших в разборе этого происшествия.

Капитан первого ранга Октябрь Бар-Бирюков:

— Поступок Саблина сродни подвигу лейтенанта Шмидта. Его честное имя совершенно незаслуженно предано забвению, а семья — опале. Пора положить этому конец! Справедливость должна восторжествовать — как это произошло в отношении большинства репрессированных участников кровопролитного Кронштадтского мятежа 1921 года. Дело капитана 3 ранга В. М. Саблина (так же, как и матроса А. Н. Шеина и других товарищей по выступлению) должно быть принципиально пересмотрено соответствующими структурами с учетом перемен, происшедших в стране. А сам он и его товарищи — реабилитированы (с восстановлением Саблина в воинском звании, с возвращением наград и выплатой денежной компенсации семье).

Вице-адмирал Анатолий Корниенко:

— Безусловно, страна тогда находилась в тяжелом экономическом положении. Люди жили плохо. Несправедливости было много во многих сферах жизни. В том числе и в военной. Но ради достижения сомнительной цели Саблин поставил под угрозу жизнь всего экипажа, у членов которого были семьи, дети, родные.

Сейчас некоторые хотят героизировать Саблина. Видят в его авантюре чуть ли не призыв к перестройке. Другие говорят, что это был смелый поступок, не каждый способен на такое. Да, в определенной степени смелый. Но чем он отличается от действий террористов — они тоже ради достижения цели идут на смертельный риск. Но при этом, ставят под удар сотни других жизней. И что? Их оправдывают, защищают, поют в их честь оды или провозглашают национальными героями?

А чем отличались действия Саблина от действий тех террористов, которые угоняли суда, самолеты, взрывали лайнеры с людьми на борту? Да ничем. Саблин вывел «Сторожевой» в открытое море. Это могло привести к катастрофе, напрасной гибели экипажа. Это геройский поступок? Это смелые действия?

Вызывает сомнения версия о походе в Кронштадт. Я тогда находился на КП флота. Помню, пришел доклад от Ирбенского маяка: «БПК „Сторожевой“ — курс 290 градусов, скорость — 18 узлов». Хочу подчеркнуть, что из этой точки на карте нанесен рекомендованный курс на Кронштадт — 337 градусов. 290 — это курс на Швецию. От Ирбенского маяка до территориальных вод Швеции оставалось сорок три мили — 2,5 часа хода, а до Кронштадта — 330 миль, 18 часов хода. Тогда ни у кого не было сомнения, что Саблин ведет корабль в территориальные воды Швеции.

В общем, к Саблину я отношусь, как относятся к таким людям, начиная с Древней Руси, он — клятвоотступник.

Герой или клятвоотступник? В любом случае история уже дала свою оценку его действиям. Мечта Саблина исполнилась. Режим пал. В магазинах появилось много колбасы, сыра и прочего. Но партократия, бюрократизм, взяточничество, коррупция обрели еще более дикие формы.

«Сторожевого» новая власть продала в Индию на лом. Не приняла она и самого Саблина даже посмертно. Военная коллегия Верховного суда РФ пересмотрела дело Саблина «в свете новых обстоятельств». В обвинительном заключении ему заменили «расстрельную» статью за измену Родине на статьи о воинских преступлениях: превышение власти, неповиновение и сопротивление начальнику. Казненного Саблина приговорили к 10 годам тюремного заключения, а помогавшему ему матросу Шеину за соучастие дали 5 лет, вместо прежних, полностью отбытых им восьми. В определении военной коллегии Верховного суда РФ указано, что ни Саблин, ни Шеин реабилитации не подлежат.

Сергей Турченко, капитан первого ранга

Капитан третьего ранга – воинское звание, которое дается служащему в Военно-Морском флоте России. Если капитан уходит в отставку, своего чина он не теряет, он остается с ним до конца жизни. Военнослужащий также может находиться в запасе, но, если России будет объявлена война, его вправе призвать к несению воинской службы. Защищать свое государство – долг военного, особенно когда это касается ведения боя на суднах и кораблях, что стратегически невыгодно и опасно для противника.

Многие интересуются, к какому званию приравнивается капитан, которому дана категория 3-го ранга, если исходить из службы в сухопутных войсках или авиации. Зачем нужно разбираться в званиях военных? Обывателю в этом нет необходимости, а для военнослужащих – в обязательном порядке. Разбираясь в рангах, вы сможете:

  • адекватно оценивать и устанавливать соответствующие взаимоотношения с разными людьми;
  • соблюдать субординацию.

Для начала определим, из каких чинов состоит рядовой состав ВМФ, а затем перейдем к капитану третьего ранга.

Рядовой состав

В армии РФ самый низший чин, который можно получить – рядовой. К рядовым относят обычных бойцов, выполняющих указания и поручения начальства, солдаты имеют минимальный опыт и длительность службы. Тот, кто получил диплом о медицинском или юридическом образовании, считается на голову выше рядовых, ведь они обладают специальными знаниями.

Если речь идет о ВМФ, рядового называют матросом. Выше солдата может быть только старший солдат – ефрейтор. Какими полномочиями наделены ефрейторы?

В отсутствие командиров они имеют право руководить солдатами. Ефрейторы в ВМФ называются по-другому, это звание заменяет старший матрос.

Командуя отделением, можно получить звание в Российской армии младший сержант. Но этот чин еще нужно заслужить:

  • зарекомендовать себя дисциплинированным и ответственным сотрудником;
  • при увольнении в запас чин передается лучшим ефрейторам.

Младший сержант приравнивается чину в ВМФ к старшине 2-го ранга. Если россиянин получил военное образование и диплом с отличием, он по умолчанию становится сержантом, в ВМФ это – старшина. Среди сержантов может быть старший сержант, он же на флоте – главный старшина.

Младший офицерский состав

Вслед за рядовым составом следует офицерский. Капитан третьего ранга в корабельном деле на порядок выше младшего и старшего лейтенанта. В сухопутных войсках этим званием обладает майор, их погоны одинаковы. Что касается заработной платы капитана третьего ранга, в 2017 году его доход в РФ зависит от таких факторов:

  • место базирования судна;
  • тип корабля;
  • выслуга командира;
  • в каком статусе находится судно – в ремонте, в кампании или проводит боевые маневры.