Рельеф - совокупность неровностей земной поверхности.

В размещении крупных форм рельефа есть определенные закономерности . Выступы материков соответствуют материковой земной коре, а в областях распространения океанической коры лежат впадины, заполненные водой океанов. Большие равнины соответствуют древним участкам литосферных плит - платформам. Горные складчатые области, глубоководные желоба на дне океана расположены на границах плит литосферы.
Общую закономерность можно считать установленной : чем крупнее форма рельефа, тем больше роль эндогеных процессов в ее формировании. Тот рельеф, который мы видим на физической карте мира, создан в основном эндогенными процессами. Экзогенные создают детали, небольшие формы, которым горы и равнины обязаны своей неповторимостью, своим многообразием.

Формы, созданные преимущественно эндогенными процессами, называют тектоническими, или эндогенными, формами. В расположении крупных форм рельефа, созданных эндогенными процессами, зональность не проявляется; распространение средних и малых форм рельефа, образованных экзогенными процессами, в значительной мере подчинено закону зональности.

Формы рельефа, созданные в основном внешними процессами, называют экзогенными формами.
Все pазнообpазие фоpм pельефа на земной повеpхности - pезультат сложного взаимодействия pазнообpазных эндогенных и экзогенных пpоцессов, неpавномеpно пpоявляющихся во вpемени и в пpостpанстве. Но главная особенность pельефообpазования состоит в том, что эндогенные и экзогенные пpоцессы действуют непрерывно и одновpеменно; в какое-то вpемя могут сильнее пpоявляться одни, в дpугой пеpиод - дpугие, но действие обеих гpупп пpоцессов не пpекpащается.

Нередко недра Земли влияют на рельефообразование не непосредственно, путем движений земной коры, а путем пассивного воздействия на экзогенные процессы: рыхлые, сравнительно мягкие породы легко разрушаются выветриванием и уносятся водой, ветром, ледниками; а прочные, устойчивые породы не только сами меньше разрушаются, но нередко прикрывают, бронируют лежащие под ними менее устойчивые слои. Так образуются структурные формы рельефа, которые непосредственно созданы экзогенными процессами, но во многом обусловлены строением, структурой земной коры.

Размер и размещение крупных и крупнейших форм рельефа зависят от возраста, строения и размещения крупных тектонических структур , то есть участков земной коры. Равнины расположены на платформах, а в подножия гор лежат геосинклинали (складчатые области). Платформа - это большие малоподвижные и слабо расчлененные участки земной коры. Геосинклинали - большие подвижные и сильно расчлененные участки земной коры.
На территории большинства стран встречаются различные по масштабам формы рельефа.
Горы (горные страны, горные системы) - крупные, высоко поднятые и сильно расчлененные участки земной поверхности. Они образуются от взаимодействия внутренних и внешних процессов. По происхождению горы делятся на две группы:



1) вулканические

2) тектонические.
Горные хребты - линейно вытянутые поднятия с четко выраженными склонами и гребнем. Снижение между отдельными частями горного хребта называются седловинами, низкие и широкие из них используются как перевалы. Пересечение двух или нескольких горных хребтов называется горным узлом.
Горные страны состоят из нескольких горных хребтов и между-горных долин и котловин, которые их разделяют.
Нагорье - большое горное поднятие с единственной складчатой основой.
Горы тектонического происхождения делятся на складчатые, складчато-глыбовые и глыбовых-складчатые . В зависимости от времени возникновения (по возрасту) горы разделяют на молодые, средние и старые . Это ярко проявляется в разнице высоты гор: высокие (свыше 2000 м) - молодые и омоложенные; средние по высоте (1000 - 2000 м) - средние и по возрасту, а старые горы - низкие (до 1000 м), сильно разрушены. Однако довольно часто встречаются исключения. Определить примерный возраст гор достаточно легко с тектонической картой. Молодые горы, как правило, - складчатые, средние и старые - складчато-глыбовые и глыбовых-складчатые. Морфоструктур включает состав и характер простирания горных хребтов, их взаиморасположение и высоту.
Морфоскульптуры включает характер вершин (гребнеподибни, остроконечными, округлые, плоские и т.п.), склонов (пологие, крутые, отвесные), межгорных котловин и перевалов (седловин и горных проходов), пещер.
С внутренними (эндогенными) процессами, к которым относятся медленные колебания, землетрясения и вулканизм, связаны не только возникновение значительных форм рельефа, но и постоянные изменения земной поверхности. Медленные колебательные движения происходят везде и постоянно. Землетрясения - резкие, значительные колебания, часто с оползнями земной поверхности. Сила землетрясений измеряется в баллах. Землетрясения часто возникают у молодых складчатых горах.
Вулканизм - извержение магмы (лавы), воды, кипит, или грязи на поверхность. Два последних вида вулканов называются соответственно гейзерами и грязевыми вулканами.
Равнины также различаются высотой и возрастом. В основе большинства равнин лежат платформы. Возраст платформы влияет на высоту и возраст равнины. Молодым платформам (плитам) соответствуют обычно молодые равнины (до 200 м) - низменности; средним по возрасту платформам соответствуют средние по возрасту равнины (до 500 м) - возвышенности; древним платформам соответствуют старшие и высокие равнины (свыше 500 м) - плоскогорье.
Плато - высокие, ровные или слаборасчлененная участки равнин, нагорий и гор, в основе которых лежат выступления кристаллического фундамента. Чаще плато встречаются на плоскогорьях. Происхождение и возраст равнин можно определить по тектонической карте. Молодые равнины сложены преимущественно мягкими, рыхлыми осадочными породами (пески, глины, соли, известняки и др.). На старых равнинах преобладают метаморфические и магматические горные породы (сланцы, конгломераты, песчаники, граниты, гнейсы и др.).. На возвышенностях встречаются метаморфические и осадочные породы, а магматические значительно реже.

Средние и малые формы рельефа формируются под влиянием внешних (экзогенных) процессов, к которым относятся выветривания (эрозия, абразия, денудация, аккумуляцияи др.).

Выветривание - совокупность внешних природных процессов, вызывающих разрушения горных пород. Различают два основных вида выветривания - физическое и химическое, которые являются следствием деятельности наземных вод, ледников, ветра, подземных вод, прибойной волны на морских побережьях и т.д.. Под действием воды образуются такие эрозионные формы рельефа, как овраги, балки, речные долины, дельты рек и аллювиальные равнины. В результате деятельности древних ледников образовались озерные котловины, моренные гряды и холмы, моренные (ледниковые) и водно-ледниковые (зандровые) равнины. Под действием современных горных ледников образуются казни, троги, цирки и т.п.. Под действием ветра образуются барханы, дюны, останцы, пещеры и др.. Под действием прибойной волны образуются абразионные равнины на морских побережьях, часто составлены морским песком или галькой. Под действием подземных вод образуются карстовые формы рельефа: воронки, колодцы, пещеры (со сталактитами и сталагмитами). Средние и малые формы рельефа сформированы преимущественно осадочными горными породами, за исключением останцев.

Тема урока «Рельеф и полезные ископаемые Евразии»

Цели:

Образовательные: сформировать знания об общих чертах и особенностях рельефа , основных этапах его формирования и полезных ископаемых Евразии, объяснять особенности размещения крупных форм рельефа на материке;

Воспитательные: продолжить формирование научного мировоззрения при раскрытии вопроса о природе рельефа и полезных ископаемых Евразии;

Развивающие : развивать умение работать с учебником, дополнительным материалом , контурными картами. Уметь: сопоставлять и анализировать карты, с целью получения новых знаний, по типовому плану характеризовать основные формы рельефа ,
Оборудование : физическая карта Евразии, карта «Строение земной коры», рисунки на фотоснимке крупных форм рельефа, мультимедийная презентация.
Ход урока

I. Проверка домашнего задания (слайд)

Домашнее задание проводится взаимопроверкой.

По окончании диктанта учащиеся меняются карточками и проверяют ответы, делая пометки красной пастой. Карточка у каждого учащегося.

Цифровой диктант
1. Океаны: Северный Ледовитый_____________________

Атлантический___________________________

Индийский_______________________________

Тихий___________________________________


II. Изучение нового материала.


  1. Вступительное слово учителя.
Разнообразие природы Евразии связано не только с ее географическим положением , но и с чрезвычайной сложностью строения земной коры в пределах материка. Каждый из ранее рассмотренных материков представляет собой в геологическом отношении древнюю устойчивую платформу и причленившиеся к ней более молодые и подвижные складчатые пояса.
Евразия состоит из нескольких платформенных ядер, соединенных разновозрастными складчатыми поясами. Это как будто бы несколько спаянных в единое целое континентов.

  1. Работа с картой
Задание1 . В складчатых поясах широко развит вулканизм. Используя карту атласа , установите соответствие:

Задание 2. Равнины и горы Евразии имеют самую различную высоту. Установите правильную последовательность, пронумеровав данные территории по мере возрастания высот.


  1. Изучение полезных ископаемых материка.
До начала этого вида работы учащиеся на основе ранее полученных знаний дополняют кластер.

Задание 4 (карточка) Установите соответствие:
Район озера Балхаш драгоценные камни

Север Великой Китайской равнины железная руда

Скандинавские горы

Шри – Ланка нефть и природный газ

Полуостров Малакка оловянные руды, каменный уголь,

Район Персидского залива каменный уголь

III. Закрепление: Практическая работа.

VI. Домашнее задание: параграфы 60,61, в контурной карте указать основные формы рельефа Евразии. \ Документы \ Для учителя географии

При использовании материалов этого сайта - и размещение баннера -ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!

Разработку урока подготовила: Менайленко Инга Константиновна, учитель географии, email: [email protected]

Тема: Развитие рельефа на материках и океанах

ОБЖ: Землетрясения.

Цели:

  • показывать платформы, складчатые области, сейсмичные пояса, области вулканизма;
  • объяснять существенные признаки понятий «платформа», «рельеф», образование и размещение крупных форм рельефа Земли как результат взаимодействия внутренних и внешних сил.

Оборудование: физическая карта мира, рисунки и фотографии форм рельефа.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания. Устный опрос по вопросам:

  1. Строение материковой и океанической земной коры.
  2. Плиты литосферы.
  3. Геологический возраст Земли. Гипотеза возникновения материков.
  4. Рекомендуемые дополнительные вопросы:
  1. Наиболее распространенная гипотеза.
  2. В чем она заключается?
  3. Способ образования желобов, горных хребтов.
  4. Причина образования складчатых областей.
  5. Природные объекты, изученные до этого урока (по выбору учителя).

III. Изучение нового материала.

В основании современных материков лежат древнейшие относительно устойчивые и выровненные участки земной коры - платформы, образовавшиеся в далеком геологическом прошлом Земли.

1) Работа с картой «Строение земной коры».

На Земле имеется девять крупных древних платформ, все они входят в состав материков, поэтому являются их основой.

  • Назовите эти платформы. (Северо-Американская, Восточно Европейская, Сибирская, Южно-Американская, Африкано-Аравийская, Индийская, Австралийская, Антарктическая, промежуточное положение занимает Китайская.)
  • Что располагается между платформами? (Области складчатости.)
  • Чему соответствуют на физической карте платформы и складчатые области.

Дополните связи:

  • платформы - (равнины),
  • область древней складчатости - (средневысотные горы),
  • область новой складчатости - (высокие горы).

Чему соответствуют зоны землетрясений и современного горообразования?

Каким областям соответствуют эпицентры и даты катастрофических землетрясений?

Сделайте вывод: причины землетрясений и извержения вулканов.

2) Работа с таблицами и физической картой мира.

На доске схема «Крупнейшие извержения вулканов». Задание. Укажите объекты на физической карте. Крупнейшие извержения вулканов

3) Продолжение работы с картой «Строение земной коры». Один ученик работает у доски.

Задание. Среди перечисленных вулканов одной чертой подчеркните действующие вулканы, двумя - потухшие.

Чимборасо, Килиманджаро, Кения, Эльбрус, Этна, Везувий, Кракатау, Ключевская Сопка, Фудзияма, Руис, Шивелуч, Кроноц-кая Сопка.

4) Рассказ учителя. Во время рассказа учителя дети заполняют таблицу и схему. Рельеф Земли

Закономерности размещения крупных форм рельефа Земли

Факторы, влияющие на образование форм рельефа

Табл. Взаимодействие внутренних и внешних процессов.


Разработка урока по географии на тему: "Развитие рельефа на материках и океанах"

Понравилось? Отблагодарите, пожалуйста, нас! Для Вас это бесплатно, а нам - большая помощь! Добавьте наш сайт в свою социальную сеть:

Как мы уже знаем, земная кора подвижна.

И движение это определяется движением вещества мантии. В результате такого движения в наиболее подвижных участках земной коры возникают горы, океанические впадины, островные дуги. Для устойчивых участков земной коры характерны равнинные поверхности. Все это мы называем рельефом Земли.
Материки и океаны - основные, самые крупные формы рельефа Земли. Их образование обусловлено тектоническими, космическими и планетарными процессами.
Материк (континент) - это крупнейший массив земной коры, который имеет трехслойное строение: осадочный слой, «гранитный» слой и «базальтовый» слой. Средняя мощность материковой коры 35-45 км. Большая часть поверхности материка выступает над уровнем Мирового океана. В современную геологическую эпоху существует шесть материков: Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида.
Мировой океан - непрерывный водный массив, окружающий материки. Мировой океан делится материками на четыре океана: Тихий, Атлантический, Индийский и Северный Ледовитый. На долю суши приходится всего 29% площади Земли. Все остальное - Мировой океан.
Горы и равнины , так же как материки и океаны, являются основными формами рельефа Земли. Горы образуются в результате тектонических процессов в зонах активной тектонической деятельности, а равнины - на участках, мало подверженных горооб¬разовательным процессам.
Равнины - обширные участки с ровной или холмистой поверхностью. Они различаются по высоте. Примером низменности может служить Амазонская низменность - самая большая на Земле. Бывает, что низменности располагаются ниже уровня моря - это впадины. Прикаспийская низменность расположена на 28 м ниже уровня моря. На высоте 200-500 м над уровнем моря располагаются возвышенности, например Среднерусская, а выше 500 м - плоскогорья. Примером такой равнины может служить Среднесибирское плоскогорье.
Горы - участки земной поверхности, приподнятые над уровнем моря на высоту более 500 м. Горы считаются низкими, если их высота от 500 до 1000 м; средними - от 1000 до 2000 м и высокими - свыше 2000 м. Самая высокая гора на Земле - Джомолунгма (Эверест) имеет высоту 8848 м. Определить высоту гор можно по физической карте, пользуясь шкалой высот.
Горы различаются не только по высоте, но и по форме. Линейно вытянутая группа гор называется горным хребтом. Такую форму имеют горы Кавказа.
Есть еще горные пояса (Андский пояс), горные системы (система гор Южной Сибири) и горные страны. Памир является примером горной страны.
Горы и равнины расположены как на материках, так и в океанах. Примером гор в океане являются срединно-океанические хребты.
Рельеф Земли - результат борьбы внутренних и внешних сил. Внутренние силы Земли образуют крупные формы рельефа: материки и океаны, горы и равнины. Они не только их образуют, но также изменяют и разрушают. Внешние силы работают постоянно и медленно. Они тоже разрушают горные хребты, засыпают глубокие впадины, образуют холмы, долины, балки, овраги, формируют русла рек, т. е. образуют более мелкие формы рельефа.
Разрушение и изменение горных пород под воздействием колебаний температуры воздуха, влаги и живых организмов называют выветриванием.
Приведем некоторые примеры выветривания. В горах это обвалы, оползни, сели, камнепады, глубокие ущелья, прорезанные горными реками, моренные отложения ледников. Для равнин характерными примерами выветривания являются овраги, речные долины.

Проверка домашнего задания: 1. Дайте характеристику географического положения Северной Америки. 2. Объясните размещение крупных форм рельефа на материке. 3. Какое влияние оказало на рельеф древнее оледенение? 4. Назовите причины разнообразия климата Северной Америки. 5. Какие части материка особенно богаты водами и почему?









Первый пункт путешествия Вест-Индия (группа островов Атлантического океана и его Карибского моря) расположена между материками Северная и Южная Америка. Западная (вест) Индия такое название дано в 1492 г. Колумбом, открывшим эти острова и полагавшим, что он находится в Индии. Регион включает острова: Багамские, Большие Антильские, состоящие из четырех крупных островов (Куба, Гаити, Ямайка, Пуэрто-Рико), и Малые Антильские острова. (Обозначьте на контурной карте этот регион и нанесите входящие в него острова.)





Крупнейшим островом региона является Куба. Он занимает ключевое положение на пересечении морских путей Западного полушария. С самолета остров похож на зеленую ящерицу. Называют Кубу «Антильской жемчужиной» за красоту природы, чудесный климат, плодородные почвы.




Следующий пункт путешествия полуостров Юкатан Полуостров Юкатан глубоко вдается в Мексиканский залив с юга. Он поделен между Мексикой, Гватемалой и Белизом. Большинство населения Юкатана индейцы народности майя. Индейцы сумели сохранить свой образ жизни, национальную культуру, несмотря на жестокое истребление культуры испанцами на протяжении 400-летнего господства.


Северная часть полуострова по своим природным особенностям район очень интересный. Это невысокая равнина, на поверхности которой нет ни одной реки. После обильных тропических ливней вода мгновенно просачивается сквозь пористый известняк, не задерживаясь на поверхности, поэтому реки и озера спрятаны под землей и запасы подземных вод здесь очень значительны. Чтобы поднять воду на поверхность, жители построили множество глубоких колодцев. Кроме того, есть колодцы и естественные сеноты. Сеноты образуются при обвалах известняков над подземными реками и озерами.



Далее маршрут путешествия проходит через Мексиканское нагорье. Мексиканское нагорье страна кактусов. Кактусы, растущие здесь, имеют различные размеры и разнообразные формы. Одни похожи на шары высотой в 1,5 м и 2,5 м в обхвате; другие мелкие колючие шарики; третьи словно многогранные колонны высотой до 15 м, и все они покрыты колючками. Местные жители из кактусов приготавливают различные кушанья, а также используют как лечебное средство. Посаженные в ряд кактусы служат естественной изгородью.



Завершается путешествие на засушливом плато Колорадо Его поверхность прорезана глубокими каньонами, из которых самый известный Большой каньон. Большой каньон реки Колорадо глубочайший в мире. Края Большого каньона не прямолинейные, а очень извилистые. Сверху раскрывается бездна глубиной м. Кажется, что стоишь на свободно висящем выступе и основы под ногами нет. Далеко видишь темную выемку, по которой течет Колорадо, но она так глубоко врезалась в гранит, что остается незаметной.



Используя карты атласа и карты учебника на с, учащиеся заполняют таблицу «Природные зоны Северной Америки» Природная зонаКлиматПочвыРастительностьЖивотный мир Хозяйственная деятельность Арктические пустыни Тундра и лесотундра Тайга Смешанные и широколиственные леса Лесостепи и степи Полупустыни и пустыни Саванны и редколесья Жестколистные вечнозеленые леса и кустарники Переменно-влажные леса




Проверка домашнего задания: 1. Дайте описание реки Рио- Гранде. 2. Дайте характеристику Кордильер по плану. 3. Назовите объекты Всемирного природного наследия, расположенные в районе путешествия. 4. Определите географические координаты городов Мехико и Лос- Анджелес.






Долгое время Калифорнийская долина, протянувшаяся на сотни километров с севера на юг, лишенная воды, почти не привлекала к себе внимания. Но постепенно сухой и жаркий климат, плодородные почвы открывали возможности для выращивания самых разнообразных сельскохозяйственных культур. Проблема водоснабжения была решена за счет создания разветвленной системы искусственного орошения. Сейчас Калифорния одна из главных сельскохозяйственных баз США. Здесь выращивают овощи и фрукты, зерновые культуры, разводят скот, овец и т. п.


На побережье Тихого океана раскинулся город Сан-Франциско. Он находится к югу от пролива Золотые Ворота. Через пролив перекинут один из крупнейших в мире подвесных мостов. Длина подвесного пролета 1,3 км при высоте над урезом воды 73,2 м. Это позволяет проходить под мостом самым большим судам. Длина всего моста 2,8 км.


Дальнейший путь пролегает через Большой Бассейн Из этого района не стекает в океан ни одна река, но много озер, и почти все они соленые. Самое крупное из них Большое Соленое озеро. Оно осталось от испарившегося огромного водного бассейна. Глубина озера около 15 м. Озеро имеет высокую концентрацию соли, а поэтому плавать в нем очень легко.



Пролетая над Аппалачами, учащиеся дают характеристику гор по плану Аппалачи тянутся на 2600 км параллельными хребтами. Название гор происходит от названия обитавшего некогда здесь индейского племени. Все крупнейшие реки, особенно на юге Аппалачей, текут не по продольным долинам, а поперек гор, прорезая их иногда чрезвычайно узкими и глубокими ущельями.



Вдоль побережья тянется полоса городов. Среди них столица США город Вашингтон и крупнейший город Нью-Йорк. Вашингтон расположен в нижнем течении реки Потомак. Основанный в 1791 г. как столица и названный в честь первого президента США Джорджа Вашингтона, город развивался как административный центр. Здесь находятся резиденция президента Белый дом и здание Конгресса США Капитолий. Все здания в столице не должны превышать высоты Капитолия. Вашингтон крупный научный и культурный центр. В городе находится множество университетов, Национальная галерея искусств, крупнейшая в США библиотека.



Знакомимся с системой Великих американских озер Гурон, Мичиган, Эри, Онтарио, Верхнее Их названия связаны с названиями индейских племен, живших в этих местах до прихода европейцев. Они действительно великие Верхнее уступает в размерах лишь Каспию, а самое маленькое из них Онтарио больше самого крупного в Европе Ладожского озера. Все они связаны между собой.


1. В какой части материка находятся Великие озера? Покажите их на карте. 2. Каковы особенности этих озер и каково их экономическое значение? 3. Какая река соединяет озера Эри и Онтарио? 4. Чем замечательна река Ниагара? 5. Какая река является стоком Великих озер в океан?


Ниагарский водопад находится на реке Ниагара, которая соединяет между собой два озера Эри и Онтарио. Уровень в Онтарио на 99 м ниже, чем в озере Эри. Вытекая из Эри, река Ниагара сначала течет спокойно, затем, встречая на своем пути обрыв, с огромным шумом падает вниз в озеро Онтарио с высоты почти 50 м. Ниагарский водопад один из самых мощных водопадов на земном шаре. Он обладает большими запасами гидроэнергии. На нем построена гидроэлектростанция. А в обход водопада, чтобы попасть из озера Эри в озеро Онтарио, сооружен судоходный канал.




Используя карты атласа и карты учебника на с, заполнить таблицу «Природные зоны Северной Америки» Природная зонаКлиматПочвыРастительностьЖивотный мир Хозяйственная деятельность Арктические пустыни Тундра и лесотундра Тайга Смешанные и широколиственные леса Лесостепи и степи Полупустыни и пустыни Саванны и редколесья Жестколистные вечнозеленые леса и кустарники Переменно-влажные леса