Уникальный талант и необычное видение мира ввели Заху Хадид в число самых известных архитекторов планеты. Высокий статус этой женщины-архитектора подтверждает награждение Притцкеровской премией и командорством в ордене Британской империи, и в не меньшей степени – популярность ее проектов.

Биография и личная жизнь женщины довольно интересны. Она родилась в Багдаде (Ирак) 31.10.1950 года. Родители отличались прогрессивными взглядами и увлеченностью своими занятиями. Мать, Ваджиха аль-Сабунджи, родом из Мосула, была художницей. Отец, Мухаммад аль-Хадж Хусейн Хадид, входил в число соучредителей Национально-демократической партии Ирака.

Образование Заха Хадид (Zaha Hadid) получала в монастырской французской школе в Багдаде, потом в Американском институте в Бейруте (математическая направленность). Следующим этапом стала школа Архитектурно Ассоциации в Лондоне (Великобритания), курс мастеров Рем Колхаса и Элии Зенгелиса.

Дипломная работа – план отеля-моста над Темзой по мотивам творчества Малевича. Обучаясь архитектуре в период с 1972 по 1977 год, Заха Хадид работала над проектами, часть которых осталась нереализованной.

Реализация идей началась с разработки в 1990 году интерьера для ресторана в Японии (Саппоро) «Моондзун». Более известна другая ранняя ее работа в области архитектуры: оформление пожарной части германской мебельной компании «Витра» в 1994 году.

Карьера дизайнера складывалась ровно. После окончания Архитектурной школы она поступила в проектное бюро своего учителя, Колхаса, и работала у него до 1980 года. После ухода из бюро ОМА Хадид организовала собственную фирму – Zaha Hadid Architects. Работы по созданию «бумажных» проектов велись в сотрудничестве с инженером П. Райсом, который придавал визуальным идеям Захи материальную «плоть», воплощая их в инженерные конструкции. Параллельно с проектированием дизайнер занималась преподавательской деятельностью.

Известность пришла после возведения Центра современного искусства Розенталя (США, Цинциннати) – первого выигранного тендера-конкурса, в разработке идеи которого она участвовала.

В России творчество Захи Хадид было отмечено Притцкеровской премией, врученной ей в 31.05.2004 в Санкт-Петербурге. Впервые премия вручалась женщине. Заха Хадид в Москве бывала и до этого времени, работая над своими проектами.

Британия подтвердила заслуги мастера присвоением ей звания Дамы-командора ордена Британской империи (2012).

Личная жизнь архитектора не задалась, она не была замужем и не имела детей. Со слов самой Захи, ее дети – это ее проекты и сотрудники, так что в этом понимании семья женщины была огромна. Хадид жила очень скромно, в историческом центре британской столицы. По отзывам гостей и журналистов, дом представлял собой свободное пространство креативной планировки с авангардной мебелью.

Смерть Захи Хадид случилась в 2016 году, 21 марта. Она умерла в госпитале Майами, где проходила лечение от бронхита. Причиной смерти стал сердечный приступ.

Креативная архитектура

Жилой дом на Манхеттене

Ключевая концепция, на которой основаны все проекты Захи Хадид – проектирование знаковых объектов в стиле авангарда и футуризма.

Особенности ее эскизов:

  • Нет прямых линий, только плавные, выверенные переходы сложных кривых, воплощенные в бетон и стекло алгебраических формул. Видимо, именно так проявило себя ее базовое образование на математическом факультете. Почетные звания «Королева кривой» и «Королева форм» вполне отвечают удивительной силе впечатления ее объектов.
  • Перспектива намеренно искажена.
  • Общий объем разбит на отдельные компоненты.
  • Ранние проекты отличаются угловатыми формами, поздние – криволинейными.

Наиболее известные работы Захи Хадид (воплощенные в жизнь), представлены ниже.

Центр Гейдара Алиева (Баку, Азербайджан) – многоуровневая постройка государственного значения, предназначенная для проведения крупных мероприятий. Проектирование завершено в 2007 году, постройка – в 2012. Работа архитектора отмечена Design of the Year в 2014 году как лучшее в мире здание. В эскизах преобладают волнообразные линии, сложная форма здания трактуется как символ бесконечности.

Интерьеры соответствуют внешнему облику, они также вызывают ассоциацию с космическим объектом. Заха Хадид в Баку признана, в частности как архитектор и дизайнер мусульманского происхождения.

Центр современного искусства (Цинциннати, США). Это единственный в США музей, спроектированный женщиной. Проект был выполнен в 1998 году, здесь ярко проявилось стремление разбивать здание на отдельные криволинейные и остроугольные фрагменты.

Dominion Tower (Москва, Россия). Проекты Захи Хадид в Москве ограничиваются этим зданием, построенным в 2008-2015 годах. Несмотря на уникальную архитектуру, «Пересвет-Плаза» считается малопривлекательным в своем первоначальном качестве офисного центра. Однако как сооружение входит в число достопримечательностей столицы России.

Коттедж (Барвиха, Подмосковье, Россия), построен в 2012 году как подарок Доронина (российский предприниматель, миллионер) Наоми Кэмпбелл. Внешний вид и интерьеры имитируют космический корабль, базовый материал – искусственный камень.

Здесь как нельзя более ярко проявилась тяга дизайнера к кривым линиям и поверхностям, а также цветовая лаконичность.

Национальный музей искусств XXI века (Рим, Италия), постройки 1999-2010 годов. Этот комплекс на основе старинных казарм – самые крупные здания Захи Хадид. Возведенный из бетона и стекла, имеет площадь в 27 тыс. кв. метров.

Чтобы оценить другие яркие работы дизайнера, предлагаем посмотреть фото проектов Захи Хадид.

Опера в Гуанчжоу (Китай, 2010)

Здание гражданского суда (Мадрид, Испания, 2007)

Музей транспорта Риверсайд (Шотландия, Глазго)

Неоконченные работы и будущие здания

Среди спроектированных, но непостроенных объектов, архитектура Захи Хадид включает:

  • Opus Hotel&Serviced Apartaments (Дубаи, ОАЭ);

  • футбольный стадион (Катар)

  • план перестройки Трафальгарской площади (Лондон, Великобритания). На иллюстрации эскиз дизайнера.

Сейчас студия, основанная Хадид, продолжает работать под руководством Патрика Шумахера. Их проекты пока не так популярны и востребованы, поскольку как архитектор Заха Хадид была вне конкуренции. Однако публикация всех новых концептов ведется регулярно. Сейчас ведется строительство 24 объектов, спроектированных Zaha Hadid Architects.

Малые формы и предметы быта

Помимо крупных архитектурных объектов, Заха была признанным дизайнером интерьеров и предметов обихода. Уникальные созданные ею светильники, сочетающие криволинейность, традиционную для большинства ее работ, с необычными конструктивными решениями.

Один из примеров – монохромные люстры для компании Slamp.

Или креативные светодиодные люстры из глянцевого полимера Vortexx Chandelier (2005).

Интересна также мебель ее дизайна – столики из прозрачного акрила, бесшовные диваны и кресла, геометрически сложные каркасные стулья.

Несмотря на странные внешне формы, все предметы мебели вполне эргономичны и удобны.

Разработанные дизайнером интерьеры для жилых и нежилых помещений удивляют лаконичностью, часто монохромностью цветовой гаммы, сочетанием плоских и криволинейных поверхностей, «космическим» обликом деталей, многоуровневой планировкой.

Футуристический дизайн в непривычных областях

Достопримечательности Заха Хадид создавала не только в области архитектуры. Одним из наиболее оригинальных ее проектов является яхта, которая напоминает фантастический звездолет, по недоразумению оказавшийся плавучим.

Этот проект разработан в сотрудничестве с судостроительной компаний из Гамбурга Blohm+Voss. Длина базовой модели 128 метров, ее меньшие аналоги – 90 м.

Яхты предназначены для быстрого и сверхбыстрого движения, поэтому помимо обычных инженерных расчетов для них проводился анализ гидродинамических свойств.

Интерьеры отличаются максимальным уровнем комфорта, превышающим обычное оснащение люкс-кораблей этого класса.

Помимо самой дорогой и лучшей квартиры, я подыскиваю себе соответствующий офис. Конечно он должен быть высшего класса, светлым, просторным и олицетворять лучшие тенденции в мировой архитектуре.

И тут узнаю, что по проекту Захи Хадид в Москве построен офисный центр класса "А" и он практически готов к въезду арендаторов! Заха Хадид! В Москве! Не веря ушам, еду на осмотр...

Напомню, Заха Хадид - супер-звезда британской архитектуры и дизайна. В

2004 году стала первой в истории женщиной-архитектором, награждённой Притцкеровской премией (аналог Нобеля в архитектуре) .

И вот на ул. Шарикоподшипниковой, д.5 (это 10 мин пешком от м. Дубровка) вижу офисное здание в стиле деконструктивизма. Проект называется "Доминион Тауер". Для застройщика " Доминион М" это имиджевый проект. Компания смогла создать громкое событие рынка недвижимости на п лощади земельного участка всего 0,3 га. Общая площадь здания 21 950 кв. м. Общая площадь офисных помещений 10 788 кв м. Прикиним коэффициент выхода полезной площади - получается 0,49. Это мало. Норма для бизнес-центров - 0,6-0,7. Но что не сделаешь для имиджа. К тому же, потери площади компенсируются повышенными арендными ставками.


Стоимость аренды составляет 26 400 руб. кв.м /год (вкл. НДС)
Стоимость эксплуатации 3 600 руб. кв. м/год (вкл. НДС).

Паркинг на 251 машиномест. Стоимость аренды м/м от 11 000 до 13 000 в год.
Для данной локации - это прецедент, но, при этом, вполне конкурентноспособный. Для сравнения: "Уолл-стрит" на Серпуховской сдается за 750 долл./кв. +НДС, а ЛайтХаус на Павелецкой за 870 долл./ кв. м +НДС.

Говоря о девелопменте, хочу обозначить свое бизнес-видение:
1. Считаю, что Москве нужна яркая современная архитектура, ломающая стереотипы. Конкуренции мало, можно действовать. За красоту и выразительность люди и бизнес готовы платить больше.
2. Видится хорошей идеей привлечение зарубежных архитекторов на концепцию проекта. Например здесь, н аценка за бренд «Заха Хадид» составляет порядка 20% (по словам риелтера). После разработки арх концепции звездные архитекторы ведут авторский надзор, контролируя выполнение их идей до конца (что и делает сейчас Заха). К тому же, Москомархитектура, по словам Евгении Муринец, поддерживает развитие уникальных проектов. Примеров масса. Самые яркие у Баркли (Дом Штерна, сотрудничество с Филиппом Старком).
3. К ачественная архитектура может скрасить неудачную локацию, повысить класс объекта. А мы знаем, чем выше класс, тем он более прибыльный.

Именно поэтому в своей работе я постоянно контактирую с западными архитекторами через Facebook и LinkedIn. Это Немцы, Японцы, Шведы, Датчане, Голландцы, Испанцы, Итальянцы. Все они рисуют поистине превосходные архитектурные эскизы и если дополнить их концептуальным маркетингом, привязать картинки к стадиям П и РД, то получится целостный девелоперский продукт. Они готовы и хотят работать с Россией.

Застройщику выгодно сдавать в аренду площади этажами. Так, уже три этажа из семи забронированно Фондом ЖКХ. Более того, арендаторы тчательно подбираются. Предпочтение отдается архитектурным бюро, творческим компаниям (как фонд ЖКХ, например). В здании от Захи Хадид.с татус компании безусловно повышается.

01. Так выглядит рендер проекта. Свежо, легко, выразительно. Прекрасная архитектура! Вокруг бизнес-центра не будет никаких заборов, а благоустраиваемая парковая зона (2 га) станет общественным пространством для всех жителей района. Этот аргумент положительно повлиял на прохождение публичных слушаний.

02. А так он выглядит сейчас. Жаль, что снимал на айфон. Пора переходить на более качественную съемку.

03. Здание прекрасно вписывается в окружающую застройку

04. Так здание выглядит с высоты птичьего полета. Элегантно и просто

05. Здание в разрезе. Оно имеет динамичную сложную форму с консолями, выступающими на значительное расстояние относительно габаритов первого этажа, то нависающими, то отступающими вглубь

06. Фасад облицован композитно-алюминиевыми панелями "Алюкобонд" , окраска которых, как хамелеон, меняет оттенок в зависимости от угла зрения и степени освещенности

07. В большинстве своем, офисные здания - это бесконечное повторение одинаковых этажей. Этот дом - своего рода манифест против обыденности.

08. На проектирование интерьера общественных зон и входных групп л учше приглашать автора всей архитектурной концепции . В этом случае архитектор уже чувствует композицию и проект получается целостным. Здесь интерьеры также разрабатывались Захой.

09. А пока вовсю ведутся работы...

10. Все работы обещают закончить к сентябрю

11. Фибробетон в интерьерах позволяет достичь плавных перетекающих поверхностей

12. Атриум

13. Выбираем офис. Этот блок около 200 кв. м. Для компании "Лаборатория девелопмента им. Зака" в самый раз

14. Виды радуют спокойствием и тишиной

15. Процесс конструирования был долгим. Здание не проходило под расчетно-проектируемое обрушение. Без поддерживающих колонн, нарушающих архитектурный замысел, ничего не выходило. Решение было найдено благодаря Г.С. Вайнштейну ("Моспроект")

16. Оригинальный элемент от Захи - "Сырная стена" в конференц-зале

17. Сырная стена

18. Там где установлено панорамное остекление - внутрипольные конвекторы, где высокие импосты - обычные радиаторы.

19. Остатки фасадного материала

20. Чистовую отделку лестниц берегут к торжественному открытию, которое состоится уже в сентябре

21.

22. Офисное здание соседствует с роддомом и сложившейся жилой застройкой

23. Качество строительных работ превосходное!

24. Напомню, что Заха уже успела построить дом в Подмосковной Барвихе для Владислава Доронина и его подружки Наоми.

Клуб досуга «Пик» (The Peak Leisure Club), Гонконг. Конкурсный проект, первая премия (1982-1983)

Архитектура обладает очень важным свойством - считываемостью. Она всегда олицетворяет время, развитие общества, наши стремления и мечты. Она создается людьми и для людей, и именно архитектура позволяет ощутить множество культурных особенностей различных стран, народов, витиеватость истории. Любое событие накладывает свой отпечаток на архитектуру. Но иногда она уходит далеко вперед, отражая футуристические мечтания, опережающие свое время. Эта архитектура ждет своего часа на бумаге множество десятилетий, прежде чем обрести форму и переродиться из идеи в здание. Так и произошло с идеями самой влиятельной женщины в мире архитектуры - Захи Хадид. Ее идеи домов будущего распространились по всему миру, вдохновляя и поражая фантазии миллионов людей.

«Бумажный» архитектор

Получив математическое образование в Американском университете Бейрута (Ливан), Заха Хадид переезжает в Лондон ради обучения в архитектурной школе Архитектурной ассоциации. Ее наставником станет великий голландский архитектор Рем Колхас . Заметив талантливую студентку, Колхас приглашает Хадид сразу же после окончания школы стать партнером его архитектурного бюро OMA. Там она проработает три года и уйдет прокладывать свой путь.


Архитектурное бюро OMA Рема Колхаса. Обложка первого издания художественного журнала Viz (1978)

В 1980 году Заха создаст свое архитектурное бюро , но ее карьера не сразу стремительно пойдет вверх. Ее проекты выигрывают конкурсы по всему миру, но сталкиваются с множеством проблем, начиная от невозможности реализации идей технологически и заканчивая политическими или экономическими сложностями. Хадид не улыбается удача. За несколько десятилетий и до мирового признания ей удастся реализовать лишь несколько проектов.


Проект оперного театра залива Кардифф (Cardiff Bay Opera House, 1994) трижды выигрывал конкурс на строительство, но в итоге был отклонен из-за конфликта с заказчиком, который скептически воспринимал дизайн Хадид

Начало успеха

Первое здание ей удалось построить лишь в 1993 году - маленькую пожарную часть для мебельной компании Vitra, напоминающую бомбардировщик Stealths. Летящие козырьки-крылья напоминают павильон в стиле советских авангардистов 1920-х годов.


Пожарная часть компании - производителя дизайнерской мебели Vitra. Вайль-на-Рейне, Германия (1994)

Следующий реализованный проект - жилой комплекс Spittelau Viaducts в Вене (1994-2005). Весь дом буквально напичкан интересными решениями: сквозь него идет эстакада с пешеходной дорожкой, а под ним по всей длине здания расположена линия метрополитена, выходящая на поверхность земли прямо из-под здания.


Жилой комплекс Spittelau Viaducts. Вена, Австрия (1994-2005)

Другой проект стал символом современности и благополучия Арабских Эмиратов - мост Шейха Зайда, первого президента ОАЭ, который правил страной 38 лет - с 1971 года. Дизайн моста Хадид создала под вдохновением от песчаных дюн Арабских Эмиратов.


Мост Шейха Зайда. Абу-Даби, ОАЭ (1997-2010)

Длина моста - 842 метра, высота - 60 метров, пропускная способность - 60 тысяч автомобилей в час. Мост очень прочный и способен выдержать порывы ветра со скоростью 160 километров в час.
На стыке тысячелетий Заха Хадид начинает получать все больше заказов. Тогда были реализованы проект автостоянки и вокзала в Страсбурге и трамплин «Бергизель» в австрийском Инсбруке, входящем в олимпийскую арену. На строительство трамплина ушло 15 месяцев и порядка 15 миллионов евро. За эту работу Заха Хадид получила австрийскую государственную архитектурную премию.


Вокзал Hoenheim-North и паркинг. Страсбург, Франция (1998-2001)


Лыжный трамплин Bergisel. Инсбрук, Австрия (1999-2002)

Первая женщина-архитектор в истории

Перед тем как Хадид получила премию Притцкера , у нее был реализован лишь один масштабный проект - Центр современного искусства Розенталя в провинциальном Цинциннати. Начало строительства этого центра стало поворотным моментом в карьере Хадид и первым проектом в США.


Центр современного искусства Розенталя в Цинциннати. Огайо, США (1997-2003)

Стеклянный фасад первого этажа здания заманивает заглянуть внутрь, а бетонный пол холла стирает границу между тротуаром и закрытым помещением. «Урбанистический ковер» - так Хадид назовет концепт здания, который вовлекает каждого посетителя в игру лестниц, ярусов и пандусов. В этом помещении ощущение пространства совсем иное, из-за его необычности очень сложно понять, где пол, потолок и стены.


Витиеватые лестницы Центра современных искусств Розенталя

Именно этот «урбанистический ковер» стал для Хадид пропуском на «красную ковровую дорожку» современной архитектуры, превратив ее в самого востребованного архитектора мира. В 2004 году она стала первой женщиной, получившей Притцкеровскую архитектурную премию. После этого ее архитектурное бюро Zaha Hadid Architects было обеспечено заказами на несколько лет вперед. Уже через десять лет на Хадид будет работать штат из 500 архитекторов, который сможет реализовать более тысячи проектов в 44 странах мира.

От деконструктивизма к параметризму

Говоря о своем стиле, Заха Хадид отмечала, что ощущала тяжеловесность традиционных зданий. Монолитность и «геометризм» их облика вызывал у нее протест. В своих работах она старалась создать естественные плавные линии, повторяющие природные силуэты. Каждый проект она рассматривала индивидуально, учитывая особенность пейзажа и ландшафта.


«Взгляд на Мадрид». Рисунок Захи Хадид (1992)

Если все ее работы до 2000-х относились к деконструктивизму, то позже ее здания получили плавные гибкие формы, дизайн которых просчитывается на компьютере, словно сложное уравнение, связывающее все части здания. За эту часть работы отвечал соавтор Хадид и директор ее бюро Патрик Шумахер, главный теоретик параметрической архитектуры. Именно внедрение технологий поспособствовало воплощению в жизнь множества проектов, которые не могли быть реализованы до этого и пылились на полках. Так появилась цифровая архитектура, тесно связанная с программированием, где формообразование зависит от математических алгоритмов и формул, автоматически преобразует объем, делая его технически и экономически выполнимым.


Эскиз Центра Гейдара Алиева в Баку

Теперь архитектура Хадид становится сложным математическим уравнением, создающим идеальные формы и изгибы. Функциональность ее творений ставится под сомнение, но сами здания и его элементы живут своей жизнью, создавая уникальное и самобытное пространство. Практическая сторона отходит на второй план, в то время как дизайн и сама архитектура выступает во главе всего, на правах неприкосновенной идеи.

Такой подход к работе позволяет создать «идеальное» здание, без изъянов, недочетов. Но только внешне. Спустя пару лет это направление становится настолько популярным, что скопировать и растиражировать его не представляет никакого труда. Постепенно такая архитектура превратилась в слишком предсказуемую и обыденную.

Путь наверх - «антигравитационная» архитектура

В 2010 и 2011 годах Хадид стала дважды подряд обладательницей престижной британской премии Стерлинга за здания Национального музея искусств XXI века в Риме и средней школы Evelyn Grace Academy в Лондоне.

Центр водных видов спорта в Лондоне

Проект, построенный специально для Олимпийских игр, стал одним из самых популярных творений Хадид. Но главное очарование этого сооружения совсем не в дизайне, а в его возможностях. Во время Олимпиады-2012 оно было ареной, вмещающей 17 500 зрителей, с тремя бассейнами; после нее превратилось в компактное строение для легкоатлетических соревнований вместимостью до 2500 человек.


Олимпийский комплекс для водных видов спорта, Лондон, Великобритания (2005-2010)

Технологии зданий-трансформеров очень дорогостоящи, но в случае с олимпийскими объектами такие затраты вполне разумны. Строительство олимпийских объектов очень редко окупается, а срок эксплуатации очень часто не превышает продолжительность соревнований. Но этот центр стал исключением из правил и будет использоваться еще очень много лет.


Схема трансформации центра после Олимпийских игр - 2012 в Лондоне

Культурный центр Гейдара Алиева в Баку


Культурный центр Гейдара Алиева. Баку, Азербайджан (2007-2012)

Строительство этого центра повысило привлекательность Баку для туристов со всего мира. Центр получил премию Design of the Year - 2014 в категории «Архитектура». При строительстве здания использовалось максимально возможное количество стекла, отчего уменьшилась необходимость в искусственном освещении.


Проект культурного центра Гейдара Алиева


Фасады, сечения и форма кровли-обертки

В залитых солнцем пространствах культурного центра располагается музей Гейдара Алиева, выставочные залы, аудиториум, административные офисы, ресторан и кафе.

Вместо заключения. Критика архитектуры Хадид

Последние годы карьеры Хадид были переполнены скандалами и спорами о полезности и гуманности ее архитектуры. Ее начинают ругать за то, что пространство в зданиях используется неэффективно. Например, самое первое построенное ей здание оказалось непригодным для эксплуатации по назначению, поэтому превратилось в выставочный павильон. Помимо этого, проекты очень дороги в постройке и поддержании. Критиковали даже тот факт, что Хадид строила здания преимущественно в Китае и в нефтяных деспотиях Ближнего Востока, где не соблюдаются права человека.


Многофункциональный комплекс Galaxy SOHO. Пекин, Китай (2008-2012)

Проект торгово-развлекательного комплекса Galaxy SOHO в Пекине получил награду Королевского института британских архитекторов, но вызвал возмущение местных жителей: исторический центр из-за постройки был практически разрушен.

Другой проект Хадид для Олимпийских игр 2020 года в Токио некоторые называют «велосипедный шлем, который плюхнулся на японскую столицу с небес».


Проект Национального стадиона к Олимпиаде 2020 года. Токио, Япония


Стадион «Аль-Вакра» для чемпионата мира по футболу - 2022. Катар (2013 - не достроен)

Точкой кипения для Хадид становится гибель рабочего на строительстве стадиона в Катаре. Архитектора обвинили в том, что она ответственна за этот случай и должна понести наказание. На что Хадид и Шумахер заявили, что архитектор должен хорошо выполнять свою работу и не думать о социальной справедливости. Их необычные пространства меняют коммуникацию между людьми, и именно здания помогут обществу в будущем стать прогрессивнее и гуманнее. А за само строительство (и в том числе за технику безопасности) отвечают компании, которые выполняют заказ.

В конце 2015 года Заха Хадид попала в список 100 самых влиятельных людей в художественном мире по версии ресурса

Заха Мохаммад Хадид – архитектор иракского происхождения, жившая и работавшая в Великобритании. Первая в мире женщина Лауреат Притцкеровской премии.

Заха родилась 31 октября 1950 года в столице Ирака в семье Мухаммада аль-Хадж Хусейна Хадида, организатора партии национал-демократов. Мать девочки Ваджиха аль-Сабунджи была родом из Мосула, занималась живописью. Родители вели буржуазный образ жизни.

Заха с детства проявляла интерес к изобразительному искусству и архитектуре. Девочка постоянно фантазировала и создавала из бумаги проекты зданий. К 22 годам Заха Хадид окончила в Бейруте факультет математики Американского университета и уехала в Лондон, где стала студенткой Архитектурной школы Ассоциации Архитекторов. Девушка поступила на курс к мастерам Рему Колхасу и Элиа Зенгелису. Учась в Великобритании, Заха подробно знакомится с творчеством Казимира Малевича и русских зодчих начала XX столетия.

Архитектура

Авангард становится для Хадид любимым направлением в искусстве, студентка начинает претворять идеи направления в своем творчестве. Рем Колхас – голландский архитектор и теоретик деконструктивизма, высоко ценил талант Захи и считал девушку лучшим учеником, который когда-либо обучался у него. Первой известной работой Захи стал проект обитаемого моста над Темзой, который она разработала в 1976 году.

В 1977 году, после окончания учебного заведения Заха Хадид становится сотрудницей бюро ОМА Колхаса, откуда уходит через два года. В 1979 году появляется самостоятельный проект Захи Хадид Zaha Hadid Architects. Вместе с выполнением заказов Заха начинает преподавательскую деятельность в Архитектурной Ассоциации, где она проработала до 1987 года. Хадид не берется за разработку стандартных построек, ее интересуют крупные знаковые объекты. Поэтому Заха в основном создает проекты на бумаге и участвует в конкурсах.


Проект спортивного клуба «Пик», Гонконг

Первой победой архитектора в международном конкурсе стал проект клуба «Пик» который Заха создавала для клиента из Гонконга, но постройка не была осуществлена из-за банкротства заказчика. В 1994 году в результате очередной победы Захи Хадид в Великобритании на лучший проект оперного театра в Кардиффе разразился скандал: общественность подвергла сильному прессингу застройщика, вынудив отказаться от авангардного проекта молодой арабки.


Еще одной яркой работой этого года считается разработка перевернутого небоскреба для английского города Лестера, который также не был реализован. Первой работой, воплощенной в жизнь, стал проект пожарной часть компании Vitra в Вайле-на Рейне. Произошло знаменательное событие в 1993 году. Но по-прежнему многие проекты Хадид оставались на бумаге, что не останавливало Заху. Архитектор настолько была увлечена любимым делом, что часто спала по 4 часа в сутки.


В 1997 году после строительства музейного комплекса Гуггенхейма в Бильбао начинается интерес к идеям Захи Хадид. В 1998-1999 годах архитектор возводит два Центра искусств в США, штате Огайо, и в Риме. Здания, выстроенные по проектам иракского архитектора становятся достопримечательностями местности. Окончательно имя Захи Хадид стало известно международному сообществу после участия в разработке проекта Центра современного искусства Розенталя в Цинциннати США, строительство которого было завершено в 2003 году.


Помимо работы с крупными формами Заха Хадид экспериментирует с объектами интерьера, театральными декорациями, выставочным пространством музеев. Дизайнер создает модель туфель для Lacoste и бразильской компании Melissa. Хадид преуспевает в проектировании мебельных коллекций. Экспериментальные работы дизайнера реализуются под брендом Sawaya & Moroni.


В 2005 году достижения Захи в дизайне отмечают первой премией на всемирной выставке Design Miami. Коллекции малых форм попадают в Музей современного искусства на Манхеттене, Немецкий музей архитектуры во Франкфурте-на-Майне. Заха Хадид читает лекции по архитектуре и искусству по всему миру.

Работа в России

31 мая 2004 года состоялось знаменательное событие в жизни Захи Хадид – архитектору присудили Прицкеровскую премию. Церемония награждения состоялась в Санкт-Петербурге, в театре Эрмитажа. С этого времени началось сотрудничество Хадид с Россией. Неоднократно она приезжала в Москву с мастер-классами, в 2005 году сотрудничала с группой проектировщиков жилого комплекса «Живописная Тауэр» в столице России.


В 2012 году Заха Хадид создает проект футуристического дома для предпринимателя Владислава Доронина, через три года – бизнес-центр «Пересвет-Плаза». В 2012 году после открытия центра в Баку, созданного по проекту Захи Хадид, архитектор получает премию Британского Музея дизайна, в номинации «Дизайн года».


Среди работ мастера интерес представляют постройки различного функционального назначения: Научный центр в Вольфсбурге, Музей искусств в Дании, отель «Пуэрто Америка» в Испании, станция фуникулера в Австрии, Центр водных видов спорта в Лондоне, проект театра в Марокко, стадион в Катаре, здание средней школы в Лондоне. Значимыми проектом 2000-х для Хахид стала постройка Музея MAXXI на окраине Рима.


В 2010 и 2011 годах Заха Хадид становится лауреатом премии Джеймса Стерлинга Королевского института британских архитекторов. Фото работ архитектора и дизайнера находятся в свободном доступе в интернете, с ними может ознакомиться каждый. Со временем здания, построенные по проектам Захи Хадид, становятся обтекаемыми, полностью теряя углы и прямые линии. Дизайнер отходит от деконтруктивизма, создав собственный стиль.

Личная жизнь

Личная жизнь так и не смогла вписаться в творческую биографию Захи Хадид. У архитектора не было семьи, Заха не оставила после себя наследников.


Собственными детьми Хадид считала проекты, над которыми постоянно работала. Дизайнер всю жизнь прожила в лондонской квартире, которая находилась недалеко от архитектурного офиса.

Смерть

В марте 2016 года Заха Хадид обратилась в клинику Майами по поводу проведения лечения бронхита. Но 31 марта архитектор скоропостижно скончалась.


Причиной смерти медики называли сердечной приступ. После смерти Хадид оставила только архитектурный бизнес.

Сейчас делом Захи Хадид занимается ее партнер по фирме Патрик Шумахер, который решил завершить 36 работ мастера, оставшиеся незаконченными. Среди новых заказов бренда – строительство Делового центра в столице Чехии и технопарк в Подмосковье.

Проекты

  • Пожарная часть компании-производителя дизайнерской мебели «Витра», Вайль-на-Рейне, Германия - 1994
  • Центр современного искусства Розенталя в Цинциннати, Огайо, США - 1998
  • Вокзал Hoenheim-North и автостоянка, Страсбург, Франция - 2001
  • Трамплин Bergisel, Инсбрук, Австрия - 2002
  • Научный центр «Phæno», Вольфсбург, Германия - 2005
  • Музей искусств Ордрупгаард: новое крыло, Копенгаген, Дания - 2005

  • Отель «Пуэрта Америка», Мадрид, Испания - 2006
  • Станция Фуникулера, Австрия - 2007
  • Национальный музей искусств XXI века, Рим, Италия - 2010
  • CMA CGM Tower, Марсель, Франция - 2011
  • Центр водных видов спорта (Лондон), Англия - 2011
  • Центр Гейдара Алиева, Баку, Азербайджан - 2012
  • Бизнес-центр «Пересвет-Плаза», Москва, Россия - 2015

В конце сентября в Москве открылось первое российское здание великого британского архитектора Захи Хадид . Проект деконструктивистской башни Dominion Tower имеет сложную судьбу. Бизнес-центр на Шарикоподшипниковской улице был задуман десять лет назад, а его строительство началось ещё весной 2008 года. Кризис заморозил проект: постройка от архитектурной звезды оказалась слишком дорогой для компании-заказчика «Доминион-М». Впоследствии российский архитектор Николай Лютомский удешевил и доработал проект для московских условий, и в 2012 году строительство возобновилось. Теперь эпопея заканчивается, и белоснежный бизнес-центр с необычным атриумом ищет арендаторов.

Мы отправились на Дубровку и поговорили с партнёром бюро Zaha Hadid Architects Патриком Шумахером о новом проекте, работе в России и звёздной архитектуре. А главный редактор The Village Юрий Болотов объясняет, почему, несмотря на эффектный внешний вид, новое здание так и осталось в середине 2000-х годов.








Что не так?

Юрий Болотов, главный редактор The Village: «Дорогая и ладная вещь из позапрошлой коллекции, которую провинциальный житель купил в метрополии в стоке и теперь восторженно привёз в свой райцентр», – примерно так я первое московское здание Захи Хадид в своей язвительной и намеренно провокационной колонке ещё прошлым летом, когда появились первые новости о завершении проекта Dominion Tower на Шарикоподшипниковской улице. К сожалению, спустя год приходится повторить эти слова.

Изломанная башня в промзоне на Дубровке потеряла в реализации из-за традиционно неважного качества российского строительства, но всё равно удивляет своими формами. Представьте, что среди привычного постсоветского пейзажа - забор, роддом, серые пятиэтажки, машиностроительный завод - приземлился инопланетный корабль, напоминающий стопку брошенных друг на друга PlayStation 4. Вы входите внутрь бизнес-центра и видите текучий атриум, который перерезают зигзаги лестниц. Эффектно? Очень: такой вещи в России ещё не было, и очень скоро снимки этого самого атриума заполнят Instagram, а московские краеведы станут водить экскурсии к зданию.

Ново и необычно, но лишь для Москвы. Dominion Tower - это шаг назад по сравнению с тем же Центром Гейдара Алиева в Баку или любым другим новым проектом бюро. Здание проектировали и строили более десяти лет, и сейчас оно выглядит запоздалым приветом из прошлого. И дело не только во внешней форме как у ранних проектов Хадид - внутренности здания куда современнее его фасадов, - но и в самой идеологии постройки.

Несмотря на мировую известность, Заха Хадид - противоречивый и отчасти трагический персонаж . К моменту получения Притцкеровской премии в 2004 году она два десятилетия была бумажным архитектором. Хадид раз за разом выигрывала конкурсы, её необычные проекты с отсылками к Малевичу и русскому авангарду получали восторженные отзывы критики, но в итоге бюро завершило едва ли пять скромных построек. Спустя десятилетие у Хадид нет проблем с заказами: она главный архитектор на планете, и её иконические здания появляются по всему миру. Однако за прошедшее десятилетие в архитектуре произошёл тектонический сдвиг.

Авангардные проекты Нормана Фостера, Фрэнка Гери и других звёзд воспринимались на ура на рубеже веков. Но сейчас ту же Хадид критикуют за слишком сложные и дорогие постройки, добавляя, что она виновата в гибели рабочих на стройплощадке в Катаре. Последний удар по бюро - отмена масштабного строительства стадиона к токийской Олимпиаде 2020 года, на проектирование которого ушло несколько лет. Хадид - архитектурная звезда в эпоху, когда мода на архитектурных звёзд пошла на спад. Британка всю жизнь была авангардным архитектором, но к 2015 году изменилось само понимание авангарда. Масштабные и эффектные здания из железобетона - скорее прошлое, чем будущее: в 2014 году Шигеру Бан получил Притцкеровскую премию за временные постройки для беженцев, собранные из картонных труб, а в этом её должен был ныне покойный Фрай Отто за лёгкие тентовые конструкции.

Всё это применимо и к первому российскому проекту британки. Когда проектирование только начиналось в середине 2000-х, девелопер заказывал не просто эффектное здание, а образ светлого и благополучного будущего. Кризис 2008 года на несколько лет заморозил строительство, а к 2015 году всё в России изменилось настолько, что получившийся результат - скорее неоправданная роскошь, чем необходимость (и аренда в новом бизнес-центре едва ли не выше, чем в небоскрёбах «Сити»).

Хотите ощутить дух этого года? Отправляйтесь в , в котором голландец дал новую жизнь типовой советской архитектуре 1960-х годов. Успейте до закрытия во временное пространство « , сделанное быстро и дёшево. Покатайтесь на качелях на обновлённой . А Dominion Tower, увы, совершенно несвоевременна. Здание от этого не становится хуже, но осадок остаётся.

Забавный факт для конца: единственный нынешний арендатор элитного бизнес-центра - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. Госкомпания, занимающая первые три этажа башни, курирует расселение ветхого жилья».


Патрик Шумахер

Что говорят архитекторы?

Патрик Шумахер, партнёр Zaha Hadid Architects: « Меня полностью устраивает получившееся здание, и я завидую людям, которые будут работать в такой хорошей среде. Мы считаем, что проект ещё очень современный, несмотря на то, что на его реализацию ушло десять лет. Постройка полностью соответствует курсу бюро и отвечает тому, что мы делаем сегодня. За последние десятилетия у нас сложился очень стабильный подход к идеологии и разработке пространства. Мы любим открытость, пространственный динамизм, нам нравится идея пространственного полёта. Например, когда вы стоите в атриуме здания, то видите всё, что происходит наверху, внизу, по бокам - у вас создаётся глобальное осознание пространства. Для нас это очень современный и актуальный подход к архитектуре.

Во время работы над этим проектом мы сотрудничали с российской стороной, которая отвечала за то, чтобы здание соответствовало принятым в России нормативам, готовила всю окончательную конкурсную документацию и осуществляла технический контроль за площадкой. В свою очередь мы сделали основной проект, проработали все детали и отвечали за создание внешнего облика здания. Все проекты, которые выполняет бюро, инициируются мной и Захой Хадид, включая эту постройку. Мы делаем очень общие скетчи, и после этого проектировщики воплощают идеи в более конкретные формы. Это превращается во внутренний конкурс, соревнование внутри бюро. Мы даём молодым талантам возможность поучаствовать в креативном процессе.

На протяжении всего процесса строительства бюро постоянно проводило контроль качества - и мы продолжаем сейчас осуществлять этот контроль. Конечно, в России есть области, в которых работать трудно, и приходилось иногда многое переделывать. Но это обычное дело при любом строительстве, в абсолютно любой стране. Мы указываем на ошибки и требуем, чтобы всё было сделано хорошо, и клиент нас очень поддерживает в этом: они сами будут занимать это здание в будущем.

Иногда помещения продаются ещё на стадии рисунка, девелопер получает деньги уже до начала работ и теряет интерес к объекту. От этого очень страдает качество строительства, потому что нет стимула поддерживать его на высоком уровне. Однако я заметил, что сейчас в России ситуация улучшается - как и в любой стране, которая выходит на новый уровень развития. В 1990-е годы у вас только начали появляться разные проекты, а новые вещи вводились очень быстро, поэтому не приходилось ожидать высокого качества строительства. Но, приезжая сюда не в первый раз, я вижу, что качество постепенно улучшается.






О работе в России

В середине 2000-х годов мы спроектировали жилую башню на Живописной улице для «Капитал Груп». У этого задания на Москве-реке были особенная идея и дизайн, и мне больше всего жаль, что проект не осуществился. Но мы надеемся, что у нас ещё появится возможность воплотить его в жизнь.

Наш проект коттеджа на Рублёвке для Наоми Кэмпбелл ещё не закончен, и поэтому мы о нём пока не говорим. Сейчас мы работаем над интерьером, и я отправлюсь туда проверить, как идёт строительство. Это тот случай, когда мы взяли на себя всю художественную работу и разрабатываем абсолютно все детали до последней мелочи. Мы проектируем даже водопроводные краны, камины и мебель - редкая возможность осуществить проект дома мечты. И, как вы понимаете, наш клиент не Наоми, а господин Доронин (Владислав Доронин, бизнесмен, совладелец компании «Капитал Груп». - Прим. ред.) , он платит деньги.

Кроме того, мы ведём переговоры ещё с двумя российскими клиентами: один проект - в Твери, другой в Казани, оба будут находиться у Волги. Пока мне бы не хотелось делиться подробностями. Но могу сказать, что сейчас всем приходится работать в период сильных колебаний валют, и это представляет большую трудность для нас. Наши гонорары уже совершенно недоступны для российских компаний.





О звёздной архитектуре

Часто говорят, что эпоха звёздных архитекторов завершается. Я не совсем согласен с этим. Мы живём в эпоху глобализации, и многие бренды становятся всё более важным элементом нашей жизни. Поэтому звёздные архитекторы никуда не денутся, и будут появляться новые звёзды. Просто период их влияния станет короче, чем раньше. Если мы говорим о крупных зданиях - новых аэропортах, олимпийских стадионах, крупных небоскрёбах, - то эти проекты должны осуществляться большими и опытными организациями. Однако, с одной стороны, не во всех странах есть такие компании. А с другой стороны, чтобы быть устойчивыми, большим компаниям нужен глобальный рынок. Нет-нет, эра звёздных архитекторов не закончится ещё очень долго.

Мы работаем на всех пяти континентах, и у нас в бюро 400 архитекторов. Мы хотели бы работать в странах, которые находятся на разных этапах развития. У нас нет никакого морального превосходства, которое мы бы чувствовали по отношению к странам с разными социальными условиями. В любой стране существуют проблемы, которые могут стать объектом критики, особенно на политическом уровне. Но у каждой страны есть возможность иметь первоклассные институты, и каждая страна принимает своё участие в развитии мировой культуры.

У нас есть замечательные инновационные проекты в Китае, Азербайджане, Саудовской Аравии. Иногда нас очень сильно критикуют за работу в странах с тяжёлыми условиями труда, в которых не соблюдаются строительные нормы и не такая техника безопасности, как в Великобритании. Но всё равно важно продолжать работать в этих странах для того, чтобы у них был шанс развиваться. Так что наша совесть чиста».