Загадкой называют выражение или изображение, которое нужно разгадать. Загадки чрезвычайно полезны не только для детей, но и для взрослых, так как заставляют мозг "шевелиться", подключать логику, а иногда и воображение. Для саморазвития можно поотгадывать загадки разного типа.

Виды загадок

  • Загадка в виде изображения. Например, это может быть ребус с картинками, где определенным сложением и вычитанием букв из представленных ими слов можно разгадать зашифрованное слово или выражение. Такие загадки часто загадывают младшим школьникам.
  • Логические загадки бывают более простыми и с подвохом. Для их разгадывания необходимо или построить логическую цепочку, или применить нестандартное решение. Пример такой загадки: "Какой рукой размешивать чай?". Человек с прямым логическим мышлением ответит, что правой, если правша, или левой, если левша. Правильный ответ вообще лежит в другой области и звучит следующим образом: "Лучше это делать ложкой".
  • Есть словесные рифмованные загадки-стишки. Обычно их зачитывает вслух один человек, а все остальные хором добавляют недостающее слово-отгадку, которое создает рифму.
  • Существуют народные загадки, которые имеют уже солидный возраст. Они могут отличаться народной и устаревшей лексикой, однако на уроках по изучению фольклора пользуются большой популярностью. Например, загадка о радуге: "Крашеное коромысло над рекой повисло".
  • Есть также и авторские загадки — противоположность народным. Такие загадки отличаются индивидуальностью, так как их сочиняет отдельный человек. Примерами таких загадок можно считать вопросы зрителей знатокам телепередачи "Что? Где? Когда?".

Если же вы хотите получить подробное разъяснение загадки в общем смысле, то вам может быть интересна статья

Загадки бывают разные.

  • · Народные - это загадки, складывающиеся веками и передававшиеся из уст в уста. Они отличаются певучестью, выраженной иносказательностью, а также тем, что их достаточно сложно, практически невозможно, отгадать самостоятельно. Например: Кто над нами вверх ногами? Народных загадок очень много, они отличаются по сложности, что позволяет подобрать загадки для разных возрастов, расширяя словарный запас ребенка за счет устаревших и мало употребляемых слов. В то же время народные загадки охватывают многое из окружающего мира, что позволяет познакомить ребенка со временами года, природными явлениями, капризами погоды, животным и растительным миром.
  • · Рифмованные загадки - это загадки в виде небольших стихотворений, чаще состоящих всего из двух или четырех строк, в которых находится загадка, а разгадка кроется в последнем слове, которое очень легко называют даже дети раннего возраста.
  • · Загадки-обманки - это тоже загадки в виде стихотворения, но, если поставить слово в рифму - получается смешная нелепица. Это загадки для дошкольников и школьников, которые заставляют отойти от простого, но неправильного решения загадки и думать над другим вариантом ответа. Когда загадки в рифму и загадки-обманки ребенок научится разгадывать хорошо, можно усложнить ему задачу - чередуя их.
  • · Загадки с заблудившейся буквой охотно отгадывают дети, которые уже научились читать, или достаточно хорошо знают буквы. Обычно это рифмованные двустишия, в которых в одном слове произошла замена буквы. Например: жук - лук, кочка - кошка. В результате получается смешная фраза или стихотворение, в котором герой ходит по кошкам вместо кочек, и пугается не жука, а лука. Если загадки сопровождаются картинками - удовольствие от их отгадывания удваивается.
  • · Загадки на смекалку требуют от ребенка внимательности и способности к рассуждениям. К этому типу загадок относятся загадки про сидящих на трубе А и Б, про утку, плавающую от чего, и многие другие.
  • · Загадки, придуманные самими - отдельная категория загадок, которую можно использовать даже с детьми, едва научившимися говорить. Например: кто вечером с работы приходит, и подарки дочке приносит? (Папа). Кто любит маму и папу? (Дочка). Можно ли съесть дом? (Настоящий - нет, а пряничный - да). Через некоторое время ребенок и сам станет придумывать загадки.

Тематика загадок, а также их репертуар тесно связаны с бытом и трудом народа. Загадки обращаются как к видовым, так и к родовым понятиям.

Д. Н. Садовников в своем собрании разместил загадки по группам, среди которых "Жилище", "Тепло и свет", "Домашнее хозяйство", "Двор, огород и сад", "Домашние животные", "Земледельческие работы", "Лес", "Мир животных", "Люди и строение их тела", "Земля и небо", "Понятия о времени, жизни, смерти и пр.", "Грамота и книжная мудрость". Каждая группа наполняется конкретным, преимущественно предметным содержанием, полно и красочно раскрывая быт и труд русского человека.

Возьмем, к примеру, загадки о жилище. К ним в качестве эпиграфаСадовников предпослал пословицу: Не бравшись за топор, избы не срубишь. Развивая эту мысль, он поместил вначале загадки об орудиях труда, с помощью которых строится изба. Это топор, клин, долото , пила, коловорот, алмаз. Далее идут загадки об избе, а затем об ее самых разнообразных частях и деталях, вплоть до мельчайших: пол и потолок, матица, окна, оконные рамы, волоковое окно, подъемное окно, оконное стекло, ставни, дверь, скоба, дверные косяки, пята у двери, замок, угол, бревна, мох, щель в бревне, сучок, крыша, труба на крыше ... Все вместе эти загадки говорят об устройстве избы, в которой все разумно, целесообразно и гармонично.

Изменялись условия жизни, строение жилища, орудия труда и т. д. -- изменялись и загадки. Из памяти уходили произведения, в которых требовалось отгадать предметы редко встречающиеся или совсем забытые. Например: Белое ест, а черное роняет (лучина); И зимой и летом на одном полозу ездит (волоковое окно); Серое сукно тянется в окно (дым курной избы).

Жители городов, которые не знают земледельческого труда, не могут отгадать да и не загадывают большинства загадок, опубликованных Д. Н. Садовниковым в разделе "Земледельческие работы" (о сохе, бороне, косе, вилах, цепах и проч., о процессах крестьянского труда -- таких, как пахота, боронование, жатва, молотьба, трепанье льна).

С появлением новой техники возникали и новые загадки. Например, из записей 1930-х гг.: Закручу, зажурчу, под небеса улечу (самолет); До чего народ доходит: самовар по рельсам ходит (паровоз); Висит груша, нельзя скушать (электрическая лампочка).

А вот загадки, возникшие в годы Великой Отечественной войны: Ползет черепаха -- стальная рубаха, враг в овраг, черепаха -- куда враг (танк); Не птица, а летит, без головы, а трещит. Если капнет -- на земле ахнет (бомбардировщик); На пушку не похожа, а палит -- дай Боже (гвардейский миномет "катюша").

Загадка -- это своеобразный диалог: один загадывает, другой отгадывает. Многие загадки в первой части не содержат прямого вопроса: в них дается замысловатое описание предмета, по которому надо отгадать, о чем идет речь. При этом первая часть обязательно предполагает ответ. Например: Без рук, без ног, а ворота открывает (ветер).

Иногда загадки построены в виде прямого вопроса: Что видно только ночью? (звезды); Что за тварь людей питает, в церкви освещает? (пчела). Аникин В.П. Садовников Д.Н. "Загадки русского народа: Сборник загадок, вопросов, притч и задач". - М: 2010. - С. 234

В большинстве загадок описание признаков предмета, который надо отгадать, дано от третьего лица. Нередки загадки, в которых описание дано от первого лица -- отгадываемого предмета. Например:

Меня бьют, колотят, ворочают, режут -- Я все терплю и всем добром плачу (земля).

Встречаются загадки, построенные на диалоге

Нередки загадки, в которых отгадываемый предмет описан путем отрицания:

Кругла, а не месяц, Желта, а не масло, С хвостиком, а не мышь (репа).

Встречаются загадки, в которых описание изложено в условной форме

В загадках использованы разнообразные средства и приемы художественной выразительности

Я очень люблю загадки. Ведь они помогают развивать ум, смекалку, остроумие. Поэтому мне стало интересно: как и когда появились загадки, для чего, какими они бывают, кто их придумывает. На эти вопросы мне помогли ответить родители, учителя, книги.

Что такое загадка?

Загадка – это иносказательные(содержащие скрытый смысл) изображения предметов или явлений, которые предлагается отгадать.

Бывают загадки-иносказания:

Колобок, колобок,

Зашнурованный бок,

Убегает от ног.

МЯЧ загадки-описания:

Шапочка серенькая,

Жилеточка нетканая,

Кафтанчик рябенький,

А ходит босиком.

Загадки- вопросы:

Что на сковороду наливают,

Да вчетверо сгибают?

БЛИН и даже загадки- задачи:

Шёл охотник.

Увидел на дереве трёх ворон.

Выстрелил. Одну убил.

Сколько осталось?

Кто придумывает загадки?

Народные загадки появились очень давно. Они относятся к устному народному творчеству. Часто используются в народных сказках.

Как с древних времён в народе проверяли ум и смекалку человека? Конечно же загадывали ему загадку!

Во многих русских сказках самыми мудрыми людьми оказывались те, кто легко и быстро разгадывал загадки. И за это им воздавалось сполна: девица умело справилась со всеми загадками царя – и царь женился на ней. А солдат, отгадавший труднейшую загадку, получил кучу денег в награду. Тот же, кто не разгадал загадки, в лучшем случае оказывался в дураках.

Русские народные загадки очень интересны. Изображая мир, народ поэтизировал его, учил видеть в обычном необычное. Поэтому такие загадки – образцы фольклорного искусства слова.

Косой бес

Поскакал в лес. – ЗАЯЦ

Катится бочка

Нет на ней ни сучочка – ЯЙЦО

Маленький мужичок

Оказывается, их писали и пишут очень известные писатели и поэты. Такие как Корней Чуковский, Михаил Шварц, Генрих Сапгир, Сергей Михалков и многие, многие другие.

Два коня у меня,

Два коня.

По воде они возят меня.

А вода тверда,

Словно каменная!

К. Чуковский

Летом небо

Очень гладко,

Как спортивная

Площадка.

Футбольный мяч.

Где была ты?

Тут и там.

Где летала?

По цветам.

Что домой ты принесла?

Мёд,- ответила ПЧЕЛА

Г. Сапгир

Когда появились первые загадки?

Большинство загадок возникло давно, но когда конкретно – не известно. Однако первые упоминания о них относятся к началу семнадцатого века. Точно одно. Что загадка появилась не раньше самого предмета, о котором говорится в этой загадке.

Например, загадка о проруби:

В новой стене, в круглом окне днём стекло разбито, за ночь вставлено

Относится к восемнадцатому веку. Именно тогда стекло стали много использовать.

А загадка о радио –

Не человек, а разговаривает- возникла в двадцатом веке, когда появилось радио радио.

Почему возникли загадки?

Считается, что в древности люди часто пользовались иносказательной тайной речью. Она нужна была военным, священникам и простому народу. С помощью загадок древние обучали молодёжь иносказательной речи. Умение разгадывать загадки было, по мнению древних, необходимостью. Лишь знающий загадки был сильным и мудрым человеком. Эти знания приносили человеку счастье.

О чём загадывают загадки?

За много веков народ придумал множество загадок обо всём на свете. Тут и загадки о явлениях природы, о растениях, о животных, о самих людях и их жизни.

Всех кормлю с охотою,

А сама безротая.

Не мышь, не птица

В лесу резвится,

На дереве живёт

И орешки грызёт.

Маленький, удаленький

Сквозь землю прошёл

Красну шапочку нашёл.

Есть ли загадки в других странах?

Конечно, есть!

Каждый народ имеет свои загадки. Многие из них переведены на русский язык и понятны нам. Часто в загадках говорится о знакомых всем людям предметах(солнце, звёзды и пр.), а иногда загадку трудно отгадать, так как отгадкой становится предмет, знакомый определённому народу.

Якутские загадки:

Серебряная чаша

Посреди моря лежит

Без колёс, а двигается.

Эвенкийские загадки:

Старушка встанет –

До неба достанет.

ДЫМ ОТ КОСТРА

Кипит котёл в тайге.

МУРАВЕЙНИК

Карельские загадки:

Кипит в лесу котёл

Без дров – головешек,

Без поваров – поваришек,

Без кашеварок – стряпушек.

МУРАВЕЙНИК

Не кушает, а пухленькая,

Не умыта, а чистенькая.

Алтайские загадки:

На вершине золотого дерева

Золотая кукушка крылья распустила.

КЕДР И ШИШИКИ.

Страшный хан живёт в горах,

На людей наводит страх.

Загадки народов Северного Кавказа:

В тёмный ров страшный барс залез.

САБЛЯ В НОЖНАХ

Никто не кормил, а толстой стала.

Загадки народов Южного Урала:

Плащ не больше чаши, а весь народ греет.

Под горбатым мостом

Четыре горбика.

НОГИ ВЕРБЛЮДА

Зачем нужны загадки?

Загадки интересны, познавательны, они развивают логику, речь, мышление и фантазию. Поэтому взрослые так любят загадывать загадки детям, а дети любят их отгадывать.

Долго ли будут существовать загадки?

Загадки будут жить вечно. Только одни загадки уходят, но на их место приходят другие. Так происходит потому, что многие предметы быта, события уходят из нашей жизни и мы не можем отгадать их, не понимаем их смысл. Но новое время приносит с собой новые современные загадки. Некоторые из них основываются на старинных загадках.

Летит птица крылата:

Без глаз, без крыл,

Сама свистит, сама бьёт.

В древности отгадкой была СТРЕЛА.

А теперь мы скажем, что это ПУЛЯ. И по-своему будем правы.

Можно ли сочинять загадки самим?

Я решила проверить – можно ли самим сочинять загадки? Я постаралась и вот что у меня вышло:

Белый, ароматный

Очень, очень сладкий

Красная одёжка

Чёрная застёжка

Все «Коровкой»

Называют и на

Небо отправляют.

Там её детки кушают конфетки

Божья коровка

Очень вкусная подружка

Ароматная ПЕТРУШКА

Открываю белый короб

Там всегда продуктов ворох.

Все полезны и нужны

Ну, конечно, ХОЛОДИЛЬНИК

Эти штучки любят детки

Только это не конфетки.

Мы сосали их и сами,

А теперь большими стали

И давно их не видали

СОСКА, БУТЫЛКИ С СОСОКОЙ

Кто ночью работает,

А днём отдыхает?

Итак, узнав многое из истории загадок, я полюбила их ещё больше. Теперь для меня загадки не только смешные и забавные вопросы. Но, прежде всего, это исторические литературные памятники русского фольклора и прекрасные миниатюрные произведения известных авторов. Я узнала, что загадки есть у каждого народа, что пришли они к нам из древности и что они продолжают жить и обновляться, появляются новые уже авторские загадки. Я попробовала и сама сочинила несколько забавных загадок и мне это понравилось.

Закончить свою работу я хотела бы стихотворением Владимира Даля – известного собирателя фольклора, писателя, автора толкового словаря и великого знатока русского языка.

«Загадка»

Как по мосту, по мосточку

Шла девица-семилетка,

За девицей –молодец:

Стой, девица – семилетка,

Загадаю три загадки,

Ты изволь же отгадать их:

А что растёт без кореньев?

А что цветёт без алого цвету?

А что шумит без буйного ветру?

Растёт камень без кореньев,

Цветёт сосна без алого цвету,

Шумит вода без буйного ветру.

Все загадки можно разделить на группы в зависимости от указанных признаков предмета или явления. По разным источникам выделяют несколько классификаций загадок и их видов. Самая распространенная приведена ниже.

Загадки, в которых дается описание предмета или явления путем перечисления различных его признаков, например:

Кафтан на мне зеленый, а сердце как кумач.

На вкус, как сахар, сладок, а сам похож на мяч. (Арбуз).

Эта загадка основана на трех признаках, свойственных арбузу (цвет, вкус, форма). Решение загадок подобного вида основано на анализе (выделение всех признаков) и синтезе (объединение их в единое целое).

Загадки, где описание предполагает краткую характеристику предмета

или явления (по одному - двум признакам восстановить целостный образ).

Например:

Под ногой шуршат, шуршат.

Скоро будет голый сад. (Листья).

Чтобы решить подобные загадки, необходимо выделить отмеченный признак, связать его по ассоциации с другими, не названными в загадке.

В загадку включено отрицательное сравнение.

Например:

Есть панцирь, а не черепаха, живет на ветке, а не птаха. (Орех).

Не конь, а бежит, не лес, а шумит. (Река).

Отгадывание таких загадок представляет собой доказательство от противного: отгадывающий должен поочередно сопоставлять разные, и в то же время в чем-то сходные предметы, явления, выделять в них сходные признаки, группировать их по-новому, в другом сочетании.

Загадки, в описании которых использованы метафоры.

Например:

Рукавом взмахнул - деревья пригнул. (Ветер).

На пяти проводах отдыхает стая птах. (Ноты).

Разгадывание этих загадок предусматривает расшифровку метафоры. Для этого необходимо сопоставить, сравнить предметы или явления из разных, часто очень далеких областей, увидеть в них черты сходства, отнести к одной смысловой категории.

Загадки, в которых представлено описание не самого предмета (явления), а буквенного (слогового) состава слова, его обозначающего.

Этот тип загадок включает:

а) Шарады - слова загадки, в которых несколько букв, слогов или частей слова выделены и описаны самостоятельно. По описаниям нужно разгадать целое слово;

Например:

Мой первый слог - предлог, и во втором мы проживем все лето,

А целое от нас и вас давно уж ждет ответа. (За-дача).

б) Метаграммы - загадки, в которых из загаданного слова путем замены одной буквы другой получается новое слово;

Например:

С «Ч» - над морем я летаю,

С «Г» - в машинах я бываю. (Чайка-Гайка).

в) Анаграммы - это слова, получающиеся из других слов при обратном чтении (кот - ток) или при перестановке слогов и букв (сосна - насос);

Например:

Легко дыша в моей тени, меня ты летом часто хвалишь,

Но буквы переставь мои и целый лес ты мною свалишь. (Липа - пила).

г) Логогрифы - слова-загадки, меняющие свое значение при отнимании или прибавлении букв (гроза - роза);

Например:

Известное я блюдо, когда прибавишь «М»,

Летать, жужжать я буду, надоедая всем. (Уха - муха).

«Загадки - складки».

Эти загадки легко разгадываются, так как ответ напрашивается сам собой в рифму. Такие загадки подготавливают детей к восприятию более сложных загадок.

Например:

Тучки в небе побежали, я раскрою зонтик,

Дружно капли заплясали. Это значит… (Дождик).

«Загадки - шутки».

Какое личное местоимение можно добавить к другому личному местоимению, чтобы получить много крупных плодов? (Ты-к-вы).

Фонетические загадки.

У какой рыбы нет чешуи?

Налим или сом?

(В отгадке все согласные звуки звонкие) .

По мнению Н.И. Кравцова и А.В. Кулагина тематика загадки очень разнообразна. Есть загадки о природе, о людях, о животных, о растениях, о профессиях людей, о явлениях природы, о временах года, героях сказок и о многом другом. Например, о явлениях природы: «Тянется в окно золотое полотно»; о человеке: «На земле он всех сильней, потому что всех умней»; о животных: «Белые хоромы, красные подпорья».

Наиболее полное отображение в русских загадках нашли земледельческий быт и крестьянский труд. Явления природы, человек и его строение изображаются при помощи образов, связанных с конкретной, хозяйственной жизнью крестьянина. Часто в загадках сатирически изображается богатство, высмеивается духовенство. Очень характерно для загадки использование нарицательных имен собственных («Дарья и Марья видятся да не сходятся»). Богаты загадки и аллитерациями и другими приемами звуковой игры («Кутька да Лайка, да Пипупочек»). Иногда они построены на звукоподражании. .

В загадках проявляется наблюдательность, образное мышление, яркая выразительность поэтической речи. Существует несколько видов загадок:

загадки-признаки (Конь стальной, хвост льняной…);

загадки-вопросы (Без какого ключа не откроешь дверь…);

загадки-сравнения (Кругла как мяч, желта как репа…);

загадки-действия (Упадет - поскачет, ударят - не плачет…);

загадки-противопоставления (Не огонь, а жжется…);

загадки-описания (Красное, румяное я расту на ветке, любят меня взрослые и маленькие детки…).

Загадки-описания созданы на основе поэтической образности; они удивляют нас поэтическими картинами, художественными деталями. Загадки-вопросы и загадки-задачи сильны своей логикой, игрой не воображения, а - ума.

В своей работе, Ю.Г. Круглов «Русские народные загадки, пословицы, поговорки», предлагает более простую классификацию:

загадки - иносказания;

загадки - описания;

загадки - вопросы;

загадки - задачи (Летела стая гусей, одного охотники убили. Сколько осталось? Ответ: один - убитый) .

Существуют множество разнообразных видов загадок. Загадки о технике можно использовать во время прогулок по городу или поселку, на экскурсиях на стройку. Загадки о транспорте уместны при изучении правил дорожного движения . Рассказывая об инструментах, с помощью загадок можно проверить, как дети усвоили новые знания. Для этого, загадывая загадку об инструментах, следует, предложить найти отгадку среди расположенных на столе инструментов .

Начальный этап работы с загадкой на уроке русского языка начинается именно с показа разнообразных типов загадок, чтобы учащиеся видели, насколько богат и разнообразен язык даже в таком маленьком жанре, как загадка .

Таким образом, можно сказать, что классификации этой малой формы фольклора едины, а сама загадка носит обучающий характер и способствует развитию мыслительной деятельности человека.

Загадка - это афористическое произведение, состоящее со сжатого поэтического, часто ритмизированного высказывания, в котором определенный предмет или явление изображается через его метафорический эквивалент. Загадка в сознании многих поколений связана с понятиями «мудрость », «знание », «речь» и «испытание ». Загадки стали важным звеном в развитии искусства слова, действенным средством воспитания подрастающего поколения, формирования наблюдательности, сообразительности, системных взглядов на мир. Загадки незаменимы в развитии мышления.

Специфика загадок состоит в том, что в них в завуалированной аллегорической форме зашифрован какой-то предмет или явление и нужно отыскать его первоначальное значение.

Происхождение загадок очень древнее, их истоки уходят в мифологическую эпоху, когда в основе верований лежали анимистические представления и тотемические взгляды. Прежде всего загадки связаны с мифологией и магией. Также загадки связанные с такими жанрами фольклорного творчества как: пословицы, поговорки, сказки и удерживают тесные связи и с письменными традициями.

Но, к сожалению сейчас загадки полностью перешли на детский фольклор, которые включают в себя элементы игры. Загадка очень тесно связана с таким жанрам как: сказка, письменная традиция, тоже загадка генетически связана с мифологией, магией.

Загадки бывают как литературные так и фольклоре. Фольклорные загадки на подсознательном уровне содержат в себе анимистическое мировоззрение их создателей. Мифологизация окружающего мира, очеловечивания природы в загадках проявляется в том, что у них часто природным явлениям, животным, растениям, предоставляются человеческие черты, они действуют как живые существа, о них рассказывается как о живых. К главному компоненту фольклорных загадок входит мировоззрение древних народов, представления об окружающем мире. А литературные загадки в свою очередь разделены на тематические классификации, считаются самыми распространенными. Но эта классификация не единственная.

Классификация загадок по темам распространенная. народных загадок охватывает явления природы, растительный и животный мир, постоянно окружает человека (ее духовную жизнь, трудовую деятельность, предметы быта, орудия труда и т.д.). Поэтика жанра английских народных загадок в основном характеризуется обще - фольклорными чертами.

Чаще всего они построены на основе метафоры, метонимии и развернутого параллелизма. В языке загадок употребляются эпитеты, сравнения, гиперболы и тавтологичны высказывания. Ритмика загадок нередко подчеркивается аллитерацией и ассонансом.

Загадки развиваются и пользуются популярностью, издавна захватывают многих писателей, которые вводят их в свои произведения, учатся на них мыслить кратко, образно. Изучение народных загадок готовит учащихся к освоению системы литературных знаний, развивает образное видение. Будучи универсальной системой, загадки в то же время несут в себе большой национальный заряд, без осмысления которого невозможно восприятие достижений других культур.

Богатая, разнообразная поэтика английских народных загадок изучена еще очень недостаточно. Между тем, внимательное, целенаправленное и всестороннее исследование изобразительных средств и художественной специфики загадок может дать немало интересных данных для выявления закономерностей развития поэтического мышления человека, для выяснения многих существенно важных вопросов, связанная с изучения теории и истории английской народной поэзии в целом.