В данном разделе собрана информация о различных биологических олимпиадах, проходящих как в России, так и за рубежом. Данная информация может быть полезна как школьникам, так и их наставникам.

Информация об олимпиадах представлена в двух вариантах:
Кратком - дано только краткое описание олимпиады и ссылка на официальный сайт
Подробном - представлены описание, задания олимпиады за разные года и списки победителей (только для Всероссийской, Международной олимпиад и олимпиад Кировской ЛМШ)

Для того, чтобы оперативно получать на адрес своей электронной почты информацию об обновлении данного раздела сайта

Олимпиада проводится Министерством образования и местными органами управления образованием по всей территории России. В настоящее время олимпиада включает 4 этапа: школьный, муниципальный (городской), региональный (областной) и заключительный. Победители и призеры заключительного этапа в 11 классе получают право зачисления без экзаменов в любой ВУЗ страны на факультет по профилю "биология". Из победителей заключительного этапа так же формируется сборная команда России на Международную биологическую олимпиаду. Олимпиада является одним из самых старых и массовых биологических соревнований в России.

Международная Биологическая олимпиада (IBO) является высшим соревнованием среди учащихся средних школ разных стран. Каждая из стран-участниц присылает четырех учащихся из числа победителей соответствующих национальных соревнований (для РФ это Заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по биологии).

Традиционно в начале и в конце каждой смены ЛМШ проводятся Вступительная и Заключительная Олимпиады, состоящие из тестовых и практических заданий. Тестовые задания данных олимпиад достаточно высокого уровня сложности и могут быть полезны для подготовки к региональному и заключительному этапам Всероссийской биологической олимпиады.

Летняя биологическая олимпиада проходит в начале июля, участвовать в ней могут школьники 7-11 классов, а так же студенты ВУЗов России и стран СНГ. Олимпиада проводится через Интернет в один тестовый тур. Задания олимпиады довольно высокого уровня, т.к. они формируются на основе заданий Вступительной олимпиады Кировской Летней многопредметной школы (где проходят обучение многие призеры и победители Заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии). Участие в олимпиаде будет полезно в качестве тренировки перед предстоящими выступлениями на Всероссийской олимпиаде. Регистрация на Летнюю олимпиаду начинается ежегодно в середине апреля.

Всесибирская физико-математическая олимпиада школьников была организована в 1962 году по инициативе академика М.А. Лаврентьева. По Решению Российского совета олимпиад школьников Всесибирская открытая олимпиада школьников включена в Перечень олимпиад школьников на 2009/2010 год по математике (2 уровень), физике(2 уровень), химии(3 уровень), биологии (3 уровень) и информатике (2 уровень). Особенностью олимпиады является также то, что призеры олимпиады приглашаются в Летнюю физико-математическую школу, проводимую в Академгородке (г.Новосибирск), по результатам обучения в которой старшеклассники принимаются в физико-математическую школу, ныне Специализированный учебно-научный центр Новосибирского государственного университета.

Биомедицинская олимпиада проходит с 2005 года на факультете Фундаментальной медицины МГУ. Задачи представлены в виде вопросов открытого типа, связанных с медицинской биологией и исследованиями здоровья человека. При решений задач требуется знание как медицинских аспектов и приложений биологии, так и наличие биологического мышления и творческий подход.

Олимпиады в Москве:

Старейшая биологическая олимпиада России (и СССР) - проводиться с 1951 года. Проходит в несколько туров на Биологическом факультете МГУ. Отличительной особенностью является то, что олимпиадные задания представлены в виде открытых задач, требующих для успешного решения не только знаний определенных фактов, но и развитого биологического мышления и творческого подхода.

Олимпиады для поступающих в МГУ:

National Biology Competition, University of Toronto, Canada (in English)

Достаточно интересная олимпиада высокого уровня, организуемая одним из крупнейших университетов Канады. Проводиться в виде тестирования. Отличительной особенностью является открытость соревнования - поучаствовать в ней могут не только граждане Канады, но и других стран. Для этого необходимо совсем немного: зарегистрировать координатора и учреждение на сайте олимпиады, ну и естественно знание английского языка на уровне чтения-понимания.

Вариант 1

Часть А.

только один правильный ответ.

1) растения

2) животные

3) бактерии

4) грибы

1) камень

2) планета рисунок 1

3) человек

4) Луна

А3. Английский ученый Ч. Дарвин, гуляя по саду, обратил внимание на обычного дождевого червя. Многие люди видели до этого таких червей, но у них не возникало иных мыслей, кроме как об использовании их в качестве наживки при ловле рыбы. Дарвин наблюдая за поведением червей обнаружил, что они разрыхляют почву, тем самым улучшая ее плодородие. Какой метод использовал ученый:

1) опыт

2) наблюдение

3) сравнение

4) описание

А4. К антропогенным факторам относят

1) опыление растений

2) извержение вулкана

3) дождь

4) строительство дорог

А5. Особенностью строения растительной клетки является наличие:

1)цитоплазмы

2)оболочки

3)ядра

4)пластид

А6. Вода необходима растениям для:

1) прорастания семян

2) передвижения минеральных и органических веществ

3) поддержания корневого давления

4) всех жизненно важных процессов, происходящих в растении

А7. Перемещение питательных веществ и воздуха в клетке происходит благодаря:

1) движению цитоплазмы

2) свободному перемещению

3) движению пластид

4) движению межклеточного вещества

А8.Растения играют важную роль в оздоровлении окружающей среды:

1) обогащают атмосферу кислородом

2)являются хорошими пылеуловителями

3)поглощают и перерабатывают вредные вещества

4)все утверждения верны

А9. Клеточное строение имеют:

1)все растения;

2)только листья элодеи;

3)некоторые растения;

4)только кожица лука и листья элодеи?

А10. Споры бактерий служат для:

1) Размножения

2) Приспособления к выживанию в неблагоприятных условиях

3) Передвижения

4) Для размножения и передвижения

ОРГАНИЗМЫ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ

А) Заяц 1) Водная

Б) Синица 2) Почвенная

В) Карась 3) Наземно - воздушная

Г) Сосна 4) Тела живых организмов

Д) Крот

Е) Клещ

  1. механическая (древесные волокна) 2) покровная (пробка) 3) проводящая (сосуды) 4) основная (фотосинтезирующая) 5) образовательная (камбий)

Виды клеток

ткань

А) молодые клетки с тонкой оболочкой, активно делятся

Б) клетки с утолщенной оболочкой, плотно прилегают друг к другу, способны пропускать солнечный свет

В) клетки занимают все пространство, содержат большое количество хлоропластов

Д) мертвые или живые клетки расположенные друг над другом, по ним передвигаются питательные вещества

Часть С. За правильный ответ 3 балла

- структурная и функциональная единица всех живых организмов. Все клетки друг от друга отделены . Живое вещество клетки представлено - бесцветным вязким полупрозрачным веществом. В цитоплазме располагаются многочисленные . Важнейшим органоидом клетки является . Оно хранит наследственную информацию, регулирует процессы обмена веществ внутри клетки. В растительной клетке имеется три вида … . … имеют зеленую окраску, … - красную, а … … .

Словарь: 1-хлоропласты, 2-хромопласты, 3-лейкопласты, 4-клетка, 5-цитоплазма, 6-оболочка, 7-органоиды, 8-ядро, 9-вакуоли, 10-пластиды.

Часть С.

С2..Каково значение неорганических веществ в клетке растений?

С3. Восстановите порядок этапов деления растительной клетки. Какова роль деления клетки в жизни растений?

Олимпиадные задания по биологии 5 класс. Школьный этап

Вариант 2

Часть А.

Прочитай внимательно задание. В каждом задании А1-А10 выбери только один правильный ответ.

А1. К какому царству относится организм, представленный на рисунке 1:

1) растения

2) животные

3) бактерии

4) грибы

А2. Укажите объект живой природы:

1) ромашка

2) вода рисунок 1

3) гора

4) Марс

А3. Костя изучал, нужны ли для прорастания семян фасоли вода, воздух, тепло и свет. В одном из опытов он взял два одинаковых стакана, положил в них по влажной тряпочке и насыпал по 10 семян фасоли. Один стакан он убрал в шкаф, а другой оставил на столе. Вскоре он обнаружил, что в обоих стаканах семена проросли. Какое предположение проверял Костя в этом опыте:

1)В шкафу семена фасоли не прорастут

2)Все семена фасоли способны прорастать

3)Семенам фасоли для прорастания необходим свет

4)Семенам фасоли для прорастания необходимы вода, воздух, тепло.

А4. К биотическим факторам относят

1) распространение семян животными

2) извержение вулкана

3) снег

4) строительство дорог

А5. Как называются зеленые пластиды?

1) хлоропласты

2) хлорофиллы

3) лейкопласты

4) хромопласты

А6. В семенах растений содержится больше всего:

1) минеральных солей

2) воды

3) жиров

4) углеводов

А7. Старые клетки в отличие от молодых:

1) способны делиться

4) меньше по размеру

А8. О единстве растительного мира свидетельствует:

1)клеточное строение растений

2)наличие корней и побегов

3)размножение семенами

4)опыление ветром

А9. Хлоропласты – это пластиды:

1)бесцветные;

2) зелёные;

3) жёлтые;

4 ) оранжевые

А10. Какая группа организмов самая древняя на нашей планете:

1)грибы

2)бактерии

3)растения

4)лишайники

Часть В. За правильный ответ -2 балла

В1. Соотнесите оборудование с методами изучения природы

В2. Соотнесите понятия «Свойство живого» с его характеристикой:

В3. Вам известно, что ученые, исследуя многообразие организмов, разделяют их на царства. Различают царства: а) Бактерии, б) Грибы, в) Растения, г) Животные. Замените вопросительные знаки названиями соответствующих царств. Предложенные примеры организмов помогут вам определиться с правильными ответами.

В 4. Установите соответствие между организмом и средой обитания. Ответ занесите в таблицу.

ОРГАНИЗМЫ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ

А) Белка 1) Водная

Б) Ласточка 2) Почвенная

В) Акула 3) Наземно - воздушная

Г) Береза 4) Тела живых организмов

Д) Дождевой червь

Е) Блоха

В5. Установите соответствие между тканью и клетками, из которых она образована (впишите цифры в таблицу):

1) механическая (лубяные волокна) 2) покровная (кожица) 3) проводящая (ситовидные трубки) 4) основная (запасающая) 5) образовательная

Виды клеток

ткань

А) мертвые или живые клетки расположенные друг над другом, по ним передвигаются питательные вещества

Б) клетки занимают все пространство, содержат большое количество хлоропластов

В) клетки с утолщенной оболочкой, плотно прилегают друг к другу, способны пропускать солнечный свет

Г) клетки с толстыми одревесневающими стенками

Д) молодые клетки с тонкой оболочкой, активно делятся

Часть С.

С1. Вставьте пропущенное слово из словаря:

Основной структурной и функциональной единицей всех живых организмов является …. Все клетки друг от друга отделены . Внутри клетки находится бесцветное вязкое полупрозрачное вещество -. В цитоплазме располагаются многочисленные . ….. – это важнейший органоид клетки. Оно хранит наследственную информацию, регулирует процессы обмена веществ внутри клетки. В растительной клетке имеется три вида .Зеленую окраску имеют …, красную - … , а … - белую. В старых клетках хорошо заметны полости, содержащие клеточный сок. Эти образования называются … .

Словарь: 1-хлоропласты, 2-хромопласты, 3-лейкопласты, 4-клетка, 5-цитоплазма, 6-оболочка, 7-органоиды, 8-ядро, 9-вакуоли, 10-пластиды

С2. Каково значение органических веществ в клетке растений?

С3. Опишите процесс, изображенный на рисунке. Почему молодые клетки растений способны делиться, а старые – нет?

Предварительный просмотр:

Ответы на вопросы олимпиады 5 класс по биологии:

Вариант 1.

А1- 3

А2-3

А3-2

А4-2

А5-4

А6-4

А7-1

А8-4

А9-1

А10-2

Итого Часть А - 10 баллов

В1.

В2.

В3.

1-грибы

2-растения

3-бактерии

4-животные

В4.

В5.

Итого Часть В - 10 баллов

Часть С – за правильный ответ -3 балла

Вариант 2.

А1- 4

А2-1

А3-3

А4-1

А5-1

А6-4

А7-2

А8-1

А9-2

А10-2

Итого Часть А - 10 баллов

Часть В – за правильный ответ – 2 балла

В1.

В2.

В3.

1-растения

2-грибы

3-животные

4-бактерии

В4.

В5.

Итого Часть В - 10 баллов

Часть С – за правильный ответ- 3 балла

Итого Часть С - 9 баллов. Всего 29 баллов

Предварительный просмотр:

Задания школьного этапа олимпиады по биологии 6 класс

1 вариант

1. Живые организмы отличаются от тел неживой природы:

а) составом атомов в) малым содержанием воды

б) клеточным строением г) минеральными веществами

2. К генеративным органам растения относится:

А) цветок в) лист

Б) стебель г) корень

3. Школьник взял для исследования сорванный с дерева лист. Он пытался увидеть под микроскопом хлоропласты в его клетках. Ничего, кроме темно-зеленого поля, он не увидел. В чем была его ошибка?

а) в неправильной установке света

б) нужно было поставить большее увеличение

в) нужно было сделать тонкий срез листа

г) нужно было подкрасить лист красителем

4. Венчик цветка состоит из:

а) цветоложа в) тычинок

б) чашелистиков г) лепестков

5. Хромосомы в клетке находятся:

а) в цитоплазме в) в вакуолях

б) в ядре г) в хлоропластах

6. Размножение - это:

а) увеличение количества организмов

б) увеличение размера организма

в) образование новых побегов

г) образование придаточных корней

7. К неорганическим веществам относится(ятся)

а) клетчатка в) соли натрия

б) белок г) жир

8. Белки не участвуют:

а) в переносе кислорода в) в защите организма от инфекций

б) в движении г) в хранении наследственной информации

9. Хлоропласты в клетке:

а) осуществляют синтез органических веществ из неорганических

б) выполняют защитную функцию

в) осуществляют связь между частями клетки

г) обеспечивают сходство с дочерними клетками

10. Часть растительной клетки, в которой накапливается клеточный сок, - это:

а) клеточный центр в) вакуоль

б) лизосомы г) пластиды

Часть 2. (за каждое выполненное задание 2 балла)

1. Выпишите буквы, обозначающие элементы верного ответа на вопрос: что происходит при фотосинтезе?

A) поглощается кислород

Б) выделяется углекислый газ

B) поглощается углекислый газ

Г) выделяется кислород

Д) органические вещества образуются

Е) органические вещества расходуются

2. Установите последовательность приготовления препарата:

А. При помощи препаровальной иглы снять кусочек кожицы чешуи лука

Б. Пипеткой нанести1-2 капли воды на предметное стекло

В. Положить кусочек кожицы в каплю воды и расправить кончиком иглы

Г. Накрыть покровным стеклом

Д. Тщательно протереть предметное стекло марлей

3. Определите ткани, характерные для организма растений и животных

1. Образовательная А. Растения

2. Проводящая Б. Животные

3. Мышечная

4. Нервная

5. Фотосинтезирующая

6. Механическая

7. Соединительная

4. Какие признаки характерны для лишайников:

А) медленный рост;

Б) всасывание воды ризоидами;

В) наличие хитинового покрова;

Г) способность переносить пересыхание;

Д) взаимодействие клеток водорослей и нитей гриба

В5. Как называется растение, прививаемое на другое?

1. Закончите предложения:

1. Индивидуальное развитие начинается с оплодотворения и образования _________ .

2. Органом полового размножения и расселения семенных растений является ______ .

3. Компоненты среды, которые оказывают воздействие на организм, называют _______ факторами.

4. При оплодотворении цветковых растений из центральной клетки образуется _____ .

5. Особый тип клетки с очень плотными оболочками называется _________

2 . Установите соответствие между грибом и типом его питания :

Гриб Тип питания

В) трутовик

Г) опёнок

Д) головня

Перечислите способы защиты растений от травоядных животных

Задания школьного этапа олимпиады по биологии 6класс

2 вариант

Часть 1. Задание включает 10 вопросов, к каждому из них предложено 4 варианта ответа. На каждый вопрос выберите только один ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным. (1 балл за каждый правильный ответ)

1. Старая клетка растения отличается от молодой тем, что в ней:

А) много хлоропластов;

Б) крупные вакуоли;

В) ядро разрушено;

Г) нет вакуолей

2. К царству Растения не относится:

А) мох сфагнум;

Б) папоротник орляк;

В) бледная поганка;

Г) одуванчик обыкновенный

3. По ситовидным трубкам в растении передвигаются:

А) крахмал;

Б) минеральные соли;

В) сахар;

Г) вода

4. Все растения, от водорослей до покрытосеменных, состоят из:

А) тканей;

Б) органов;

В) клеток;

Г) побегов

5. Луковица, в отличие от плода яблока, не имеет:

А) листьев;

Б) стебля;

В) семян;

Г) запаса органических веществ

6. В каком случае правильно показано место бактерий в экосистеме?

А) трава – мышь – сова – почвенные бактерии;

Б) мышь – трава – почвенные бактерии – сова;

В) почвенные бактерии – сова – мышь – трава;

Г) мышь – почвенные бактерии – сова – трава

7. Для наблюдения жизни микроскопических организмов был впервые использован микроскоп:

А) Р. Гуком;

Б) А. Левенгуком;

В) Аристотелем;

Г) Т. Шванном

8. Чем водоросли отличаются от высших растений?

А) их тело состоит из одинаковых клеток;

Б) они распространены в водной среде;

В) в них происходит фотосинтез;

Г) они обитают в приливно-отливной зоне

9. Торфяной мох сфагнум, в отличие от кукушкиного льна, имеет:

А) несколько коробочек на ножке;

Б) стебель;

В) клетки с хлорофиллом;

Г) корни

10. Для приготовления пшенной каши используют плоды:

А) пшеницы;

Б) ржи;

В) ячменя;

Г) проса

ЧАСТЬ В. Задания части В включают 5 вопросов с несколькими вариантами ответа.

1. Условия, обеспечивающие бактериям процветания в природе:

А) сложность внутреннего строения;

Б) способность в фотосинтезу;

В) простота внутреннего строения;

Г) способность к быстрому размножению;

Д) питание готовыми органическими веществами

2. Характерные особенности клеток грибов:

А) клетка не содержит хлоропластов;

Б) питание автотрофное;

В) клеточная стенка состоит из хитина;

Г) эукариотическая клетка;

Д) происходит фотосинтез

3. Какие процессы происходят при дыхании растений?

А) поглощение кислорода;

Б) выделение энергии;

В) поглощение воды;

Г) выделение углекислого газа;

Д) поглощение углекислого газа

4. Какие признаки характерны только для сфагновых мхов :

А) ризоидов у взрослых форм нет;

Б) не образуют болота;

В) впитывает воду стеблями и листьями;

Г) на верхушке мха образуется коробочка на ножке;

Д) листья состоят из мертвых и живых клеток

5. Какие два признака растений составляют бинарное название вида?

Часть 3. (За каждое правильно вставленное слово 1 балл)

1. Закончите предложения:

1. В основе деятельности нервной системы лежат _________ .

2. Дыхательная система насекомых представлена ________ .

3. Процесс приобретения организмом необходимых ему веществ и энергии называется ______ .

4. Часть тела, выполняющая определенную функцию называется ______ .

5. Сообщество живых организмов и среда в которой они обитают, называется _______ .

2. Установите соответствие между характеристикой клетки и царством организмов, которые имеют соответствующее клеточное строение:

Характеристика клетки Царство

А) наличие хлоропластов 1) Бактерии

Б) ядро имеет оболочку 2) Растения

В) наличие ядерного вещества

Г) при неблагоприятных условиях

образуют толстую клеточную оболочку

Д) клеточная оболочка образована клетчаткой

3. Во многих населенных пунктах принято собирать в кучи и сжигать на месте опавшие листья. Как это влияет на древесные растения? Отметь отрицательные и положительные стороны.

Предварительный просмотр:

Ответы на олимпиадные задания по биологии 6 класс:

Вариант 1

Часть 1

За правильный ответ 1 балл

Вариант 1.

1б 2а 3в 4г 5б

6а 7в 8г 9а 10в

Итого 10 баллов

Часть 2.

За правильный ответ 2 балла

1. В Г Д

2. Д Б А В Г

4. а, г, д

5. привой

Итого 10 баллов

Часть 3. За правильный ответ 5 баллов

1. Зигота

2. Семя

3. Экологическими

4. Эндосперм

5. Спора

2. А-2, Б-2, В-1, Г-2, Д-1

3.У растений для защиты от травоядных животных имеются:

Колючки, шипы,

Горький или ядовитый вкус,

Неприятный запах

Итого 15 баллов

Всего можно набрать 3 5 баллов

Вариант 2

ЧАСТЬ А. За каждый правильный ответ – 1 балл.

1. б

2. в

3. в

4. в

5. в

6. а

7. б

8. а

9. а

10. г

Всего: 10 баллов.

ЧАСТЬ В. За каждый правильный ответ – 2 балла.

1. в, г, д

2. а, в, г

3. а, б, г

4. а, в, д

5. родовой, видовой

Всего: 10 баллов.

ЧАСТЬ С. За правильный ответ 5 баллов

1. Рефлексы

2. Трахеями

3. Питание

4. Орган

5. Экосистема

2. А-2, Б-2, В-1, Г-1, Д-2

Всего15 баллов

Набрать можно 35 баллов

Предварительный просмотр:

Вариант 1

А1. Все живые организмы:

  1. образуют органические вещества из неорганических веществ
  2. поглощают из почвы минеральные соли и воды
  3. активно передвигаются
  4. дышат, питаются, растут, размножаются

А2. Клетки эукариот хранят наследственную информацию в:

  1. ядре
  2. цитоплазме
  3. мембранах
  4. митохондриях

А3. В указанном перечне найдите название систематической категории:

  1. колорадский жук
  2. покрытосеменные растения
  3. класс
  4. водоросли

А4. Среда обитания живых организмов:

  1. пруд
  2. почва
  3. луг
  4. лес

А5. Всё живое состоит из:

  1. химических элементов
  2. клеток
  3. клеточных структур
  4. воды

А6. В клетке животных отсутствует:

  1. ядро
  2. цитоплазма
  3. мембрана
  4. пластиды

А7. К автотрофным организмам относят:

  1. дрожжи
  2. болезнетворные бактерии
  3. амёбу
  4. сине-зелёные водоросли

А8.Самой крупной из указанных систематических единиц является:

  1. тип
  2. класс
  3. род
  4. отряд

А9. Популяция – это:

  1. совокупность живых организмов и среды их обитания
  2. совокупность факторов среды обитания
  3. совокупность особей одного вида на определённой территории обитания
  4. совокупность особей организмов разных видов

А10. Установите последовательность расположения в пищевой цепи указанных организмов: А – лягушка, Б – уж, В – голый слизень, Г – капуста.

  1. Г, В, А, Б
  2. Б, А, В, Г
  3. Г, В, Б, А
  4. А, В, Б, Г

Часть В.

Выберите три верных ответа.

В1. Грибы и животные сходны тем, что:

  1. у них одинаковый тип питания
  2. у них разный тип питания
  3. в их клетках отсутствуют хлоропласты
  4. их тело состоит из тканей
  5. в природных сообществах играют роль создателей органических веществ
  6. в природных сообществах играют роль потребителей органических веществ

В2. Бактерии вызывают заболевания:

  1. возвратный тиф
  2. сыпной тиф
  3. малярию
  4. туляремию
  5. гепатит
  6. грипп

Распределите перечисленные ниже факторы среды на абиотические и биотические

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Е

В4.

Растения класса однодольные характеризуются наличием:

а) стержневой корневой системы;

б) сетчатое жилкование листьев;

в) только травянистые жизненные формы;

г) мочковатой корневой системой;

д) трёхчленный цветок

В5. Выберите четыре правильных ответа

Выберите признаки, характерные для млекопитающих:

а) развит перьевой покров;

б) в коже много желез;

в) теплокровные животные;

г) вскармливают детёнышей молоком;

д) глаза без век;

е) развит волосяной покров

Часть С. Дайте развёрнутый ответ

С1. В семнадцатом веке голландский учёный ван Гельмонт провёл опыт. Он посадил небольшую иву в кадку с почвой, предварительно взвесив растение и почву, и только поливал её в течение нескольких лет. Спустя 5 лет учёный снова взвесил растение. Его вес увеличился на 0,06кг. Объясните, за счёт чего произошло увеличение массы растения, какие вещества из внешней среды обеспечили этот прирост.

С2. В 1771 г. Английский химик Дж.Пристли поставил опыт. На окне, освещённом солнцем, учёный накрыл стеклянным колпаком живую мышь. Мышь погибла через несколько часов. Когда Пристли поместил под колпак, освещённый солнцем, вместе с живой мышью веточку мяты, мышь вела себя как обычно. Объясните результаты опытов Пристли.

С3. Установите соответствие между насекомыми и типами их ротового аппарата:

Насекомое Тип ротового аппарата

А) комар 1) грызущий ротовой аппарат

Б) саранча 2) сосущий ротовой аппарат

В) крапивница 3) колюще-сосущий ротовой аппарат

Г) капустница

Д) тля

Е) муравей

А

Б

В

Г

Д

Е

Олимпиадные задания по биологии 7 класс. Школьный этап

Вариант 2

Часть А. Выберите в заданиях части А ответ, который Вы считаете наиболее полным и правильным.

А1. Человека с грибами объединяет:

  1. неограниченный рост
  2. способ поглощения пищи
  3. клеточное строение
  4. постоянство размера

А2. Чем является кочан капусты?

  1. плодом
  2. сочным стеблем
  3. гигантской почкой
  4. скоплением листьев

А3. К отделу Покрытосеменные относят:

  1. ряску
  2. спирогиру
  3. хлореллу
  4. ламинарию

А4. Микориза – это:

  1. плодовое тело
  2. болезнь растений
  3. грибокорень
  4. корни грибов

А5. Крылья у насекомых находятся на спинной стороне:

  1. груди и брюшка
  2. груди
  3. головогруди
  4. головогруди и брюшка

А6. На какой из нижеследующих комбинаций показана правильная последовательность усложнения кровеносной системы в процессе эволюции позвоночных животных?

  1. Жаба – кролик – аллигатор – акула
  2. Акула – лягушка – аллигатор – кролик
  3. Акула – крокодил – кролик – лягушка
  4. Аллигатор – собака – акула – жаба

А7. Человек относится к царству:

  1. Млекопитающие
  2. Животные
  3. Хордовые
  4. Позвоночные

А8. Процесс поступления веществ в организм из окружающей среды, их превращение, удаление из организма конечных продуктов жизнедеятельности называется:

  1. питанием
  2. дыханием
  3. обменом веществ
  4. пищеварением

А9. Условия среды, необходимые для воздушного питания растений:

  1. свет, кислород, органические вещества
  2. свет, углекислый газ, вода
  3. свет, кислород, вода
  4. свет, вода, минеральные вещества

А10. К уровню организации живой природы не относится:

  1. молекулярный
  2. биосферный
  3. популяционно – видовой
  4. тканевый

Часть В.

Выберите три верных ответа.

В1.Грибы отличаются от животных тем, что:

  1. питаются готовыми органическими веществами
  2. имеют клеточное строение
  3. всасывают питательные вещества поверхностью тела
  4. имеют тело, состоящее из нитей-гифов
  5. имеют ограниченный рост
  6. растут в течение всей жизни

В2. В наземной экосистеме по сравнению с водной экосистемой:

  1. относительно стабильный тепловой режим
  2. низкая плотность среды
  3. пониженное содержание кислорода
  4. высокое содержание кислорода
  5. резкие колебания теплового режима
  6. низкая прозрачность среды

В3. Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов.

Установите соответствие между характеристикой размножения и его способом

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Е

В4. Выберите три правильных ответа

Бесполое размножение путём почкования или обрыва частей тела встречается у :

а) круглых червей;

б) кольчатых червей;

в) насекомых;

г) моллюсков;

д) иглокожих;

е) губок

В5. Выберите три правильных ответа

Секрет копчиковой железы предохраняет оперение птиц от намокания. Эта железа хорошо развита у:

а) бакланов;

б) гагар;

в) гусей;

г) уток;

д) цапель

Часть С.

С1. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, и объясните их.

  1. Основные классы типа Моллюски – Брюхоногие, Двустворчатые и Головоногие. 2. Моллюски относятся к вторичнополостным животным. 3. Дыхательная система моллюсков представлена жабрами. 4. У всех моллюсков хорошо развиты глаза. 5. К моллюскам относятся: кальмар, омар, прудовик, беззубка, устрица, слизень, наутилус.

С2. Дайте развёрнутый ответ

Могут ли сорняки быть полезны человеку?

С3. Установите соответствие между позвоночными животными и классами, к которым они относятся:

А3

А4

А5

А6

А7

А8

А9

А10

4

1

3

2

1

4

4

1

3

1

Часть В.

В1. 1, 3, 6.

В2. 1, 2, 4.

В3. 1, 1, 2, 2, 2, 1.

В4. в, г, д

В5. б, в, г, е

Часть С.

Баллы

2

1

Ответ неправильный

0

4

С3.:

Ответы к олимпиадным заданиям по биологии 7 класс. Школьный этап.

Вариант 2

Часть А.

А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

А9

А10

3

3

1

3

2

2

2

3

2

4

За каждый правильный ответ 1 балл. Итого10 баллов

Часть В.

В1. 3, 4, 6.

В2. 2, 4, 5.

В3. 1, 2, 1, 1, 2, 2.

В4. б, д, е

В5. б, в, г

Часть С.

С1.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Элементы ответа:

Ответ включает все названные элементы, не содержит биологических ошибок

3

2

1

0

Максимальное количество баллов

3

С2.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Элементы ответа:

2

4

1

3

1

За каждый правильный ответ 1 балл. Итого10 баллов

Часть В.

За каждый правильный ответ 2 балла. Итого 10 баллов

В1. 1, 3, 6.

В2. 1, 2, 4.

В3. 1, 1, 2, 2, 2, 1.

В4. в, г, д

В5. б, в, г, е

Часть С.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Элементы ответа к вопросу С1.:

  1. масса растения увеличилась за счёт органических веществ, образующихся в процессе фотосинтеза;
  2. в процессе фотосинтеза из внешней среды поступают вода и углекислый газ.

Элементы ответа к вопросу С2.:

  1. при дыхании мышь выделяет углекислый газ, поглощая кислород, содержание которого под колпаком снижалось, что привело к смерти животного;
  2. в процессе фотосинтеза на свету растение выделяет кислород, необходимый для дыхания мыши, поэтому её поведение не изменилось

Ответ включает все названные элементы, не содержит биологических ошибок

2

Ответ включает только 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

1

Ответ неправильный

0

Максимальное количество баллов

4

С3.: За каждое правильное соответствие – 0,5 балла.- 3балла. Итого 7 баллов

С3. А-3, Б-1, В-2, Г-2, Д-3, Е-1

Всего можно набрать 27 баллов

Ответы к олимпиадным заданиям по биологии 7 класс

Вариант 2

Часть А.

А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

А9

А10

3

3

1

3

2

2

2

3

2

4

За каждый правильный ответ 1 балл. Итого10 баллов

Часть В.

В1. 3, 4, 6.

В2. 2, 4, 5.

В3. 1, 2, 1, 1, 2, 2.

В4. б, д, е

В5. б, в, г

За каждый правильный ответ 2 балла. Итого10 баллов

Часть С.

С1.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Элементы ответа:

Ошибки допущены в предложениях:

  1. 3 – у сухопутных моллюсков жабры редуцированы, а дыхание осуществляется с помощью лёгкого
  2. 4 – глаза хорошо развиты у головоногих моллюсков
  3. 5 – омар относится к типу Членистоногие

Ответ включает все названные элементы, не содержит биологических ошибок

3

В ответе указаны и исправлены 2 ошибки ИЛИ указаны 3 ошибки, но исправлены только 2 из них

2

В ответе указана и исправлена 1 ошибка ИЛИ указаны 2 – 3 ошибки, но исправлена только 1 из них

1

Ответ неправильный (ошибки определены неверно) ИЛИ указаны 1 – 3 ошибки, но ни одна из них не объяснена.

0

Максимальное количество баллов

3

С2.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Элементы ответа:

Сорняки могут принести пользу человеку, если:

  1. Не растут среди культурных растений, выращиваемых человеком
  2. Используются человеком для технических целей, как лекарственные растения, как кормовые культуры для животных

Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок

2

Ответ включает только 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

1

Ответ неправильный

0

Максимальное количество баллов

2

За каждое правильное соответствие – 0,5 балла.- 3 балла. Итого 8 баллов

С3. А-2, Б-1, В-4, Г-5, Д-6, Е-3

Всего можно набрать 28 баллов


Задания для проведения школьного этапа

олимпиады школьников по биологии 2015-2016г.г.

9 класс

Задания части I . Часть I включает 25 вопросов, к каждому из них предложено четыре варианта ответа. На каждый вопрос выберите только один ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным. Индекс выбранного ответа внесите в матрицу ответов.

    Основную часть семени ржи занимает:

А) семядоля;

Б) зародыш;

В) эндосперм;

Г) оболочки.

    Организмы, для жизнедеятельности которых необходим кислород:

А) автотрофы;

Б) анаэробы;

В) гетеротрофы;

Г) аэробы.

    Почечные чешуи являются:

А) зачатком побега;

Б) видоизменениями семядолей;

В) видоизменениями пробки побега;

Г) видоизменениями листа.

    Розетка характерна для:

А) земляники;

Б) одуванчика;

В) подорожника;

Г) всех этих растений.

    К мохообразным растениям относятся:

А) ламинария;

Б) олений мох;

В) сфагнум;

Г) все эти растения.

    У проса плод представляет собой:

А) костянку;

Б) зерновку;

В) стручок;

Г) семянку.

    Споры у бактерий служат для:

А) активного передвижения;

Б) размножения;

В) переживания неблагоприятных условий;

Г) выполняют все эти функции.

    Вегетативное размножение у грибов осуществляется с помощью:

В) грибницы;

Г) плодовых тел.

    У амебы вредные продукты обмена выделяются:

А) через всю поверхность тела;

Б) через сократительную вакуоль;

В) через пищеварительную вакуоль;

Г) через поверхность тела и сократительную вакуоль.

    При неблагоприятных условиях большинство простейших:

А) погибает;

Б) погибает, но перед этим размножается;

В) переходит в состояние цисты;

Г) образует споры.

    Тело двустворчатых моллюсков разделено на:

А) голову, туловище и мускулистую ногу;

Б) голову, щупальца и туловище;

В) туловище и мускулистую ногу;

Г) голову и туловище.

    Почкование как способ бесполого размножения, характерно для:

А) круглых червей;

Б) кишечнополостных;

В) плоских червей;

Г) головоногих моллюсков.

    Без смены хозяев развивается:

А) острица;

Б) бычий цепень;

В) эхинококк;

Г) печеночный сосальщик.

    В глазу человека не участвует в преломлении света:

А) роговица;

Б) хрусталик;

В) зрачок;

Г) стекловидное тело.

    У человека евстахиева труба связывает полость среднего уха с:

А) носовой полостью;

Б) носоглоткой;

В) глоткой;

Г) гортанью.

    углеводы в клетках человеческого тела при биологическом окислении распадаются на:

А) молекулы глюкозы;

Б) углекислый газ и воду;

В) воду, аммиак углекислый газ;

Г) аминокислоты.

    Из споры папоротника развивается:

А) заросток;

Б) корневище;

В) стебель;

Г) первый лист.

    К многощетинковым червям относится:

А) дождевой червь;

Б) пескожил;

В) трубочник;

Г) ни один из перечисленных.

    Клетки, обеспечивающие рост трубчатой кости человека в толщину, находятся в:

А) надкостнице;

Б) трубчатом веществе кости;

В) губчатом веществе кости;

Г) полости кости с желтым костным мозгом.

    В круговороте веществ и превращении энергии в биосфере наиболее активно участвуют:

А) кислород;

Б) живые организмы;

В) климат;

Г) тепло земных недр.

    У какого гриба споры образуются на пластинках плодового тела:

А) дрожжи;

Б) трутовик;

В) сыроежка;

Г) пеницилл.

    Инстинкт- это совокупность:

А) навыков;

Б) запечатлений;

В) безусловных рефлексов;

Г) условных рефлексов.

    К железам внутренней секреции относят:

А) поджелудочную железу;

Б) надпочечники;

В) печень;

Г) сальные железы.

    К организмам – прокариотам относятся:

А) только бактерии;

Б) бактерии и цианобактерии;

В) бактерии и вирусы;

Г) бактерии, цианобактерии и простейшие.

    Цевка – часть скелета задних конечностей:

А) лягушки;

Б) ящерицы;

В) синицы;

Задания части II . ЧастьII включает 10 вопросов с несколькими вариантами ответа (от 0 до 5-ти). Выберите лишь те ответы, которые вы считаете правильными. Индексы выбранных ответов внесите в матрицу ответов.

    В организме человека белки непосредственно могут превращаться в:

А) нуклеиновые кислоты;

Б) крахмал;

Г) углеводы;

Д) углекислый газ и воду.

А) имеют хорошо развитые вегетативные органы;

Б) способны образовывать обширные леса;

В) опыляются насекомыми и птицами;

Г) размножаются семенами;

Д) образуют сухие и сочные плоды.

    К каким нарушениям в организме человека может привести неправильная осанка:

А) искривлению позвоночника;

Б) нарушению строения суставов верхних конечностей;

В) смещению внутренних органов;

Г) нарушению функций костного мозга;

Д) изменению химического состава костей.

    У прыткой ящерицы, как и у других пресмыкающихся:

А) внутреннее оплодотворение;

Б) температура тела постоянная;

В) развитие зародыша происходит в яйце;

Г) кожа сухая;

Д) прямое постэмбриональное развитие.

    Видоизмененные листья кактуса могут выполнять следующие функции:

А) помогают в распространении семян;

Б) осуществлять фотосинтез;

В) защищать от поедания животными;

Г) запасать воду;

Д) защищать от палящих лучей солнца.

    В чем проявляется сходство растений и грибов:

А) растут в течении всей жизни;

Б) всасывают воду и минеральные соли поверхностью тела;

В) питаются готовыми органическими веществами;

Г) являются производителями в экосистемах;

Д) имеют клеточное строение.

    Инсулин в организме человека:

А) влияет на использование углеводов клетками;

Б) регулирует обмен жиров;

В) способствует превращению избытка глюкозы в гликоген;

Г) повышает содержание сахара в крови;

Д) обеспечивает необходимый уровень обмена белков.

    Какие признаки характерны для растений отдела Папоротниковидные:

А) в цикле развития формируется заросток;

Б) органом размножения является цветок;

В) оплодотворение связано с водой;

Г) размножаются с помощью спор;

Д) наблюдается чередование бесполого и полового поколения.

    К двустворчатым моллюскам, обитающим в пресных водоемах, относятся:

А) перловицы;

Б) беззубки;

В) шаровки;

Г) гребешки;

    Эпителиальные ткани образуют:

А) покровы тела;

Б) слизистые оболочки пищеварительных органов;

В) железы внутренней секреции;

Г) внутренний слой сердца;

Д) железы внешней секреции.

Задания части III . Задание на определение правильности суждений. Номера правильных суждений внесите в матрицу (15 суждений).

    Витамины А и Д относятся к жирорастворимым.

    Гидропоника – способ выращивания растений на дистиллированной воде с добавлением питательных солей.

    В клеточных стенках грибов и покровах членистоногих содержится хитин.

    Наибольшее количество шейных позвонков из всех млекопитающих имеет жираф.

    Все растения содержат хлоропласты.

    Физиологическим называют раствор поваренной соли 0,9% - ой концентрации.

    Половое размножение хламидомонады происходит при наступлении неблагоприятных условий.

    Молекула сахарозы состоит из остатков глюкозы.

    Кожное дыхание характерно для представителей класса Земноводные.

    У человека белки перевариваются ферментами, которые выделяет только желудок.

    Световой микроскоп позволил изучить тонкое строение вирусов.

    Запасным питательным веществом у всех организмов является крахмал.

    Зубы у всех млекопитающих дифференцированы.

    Эритроциты образуются в красном костном мозге.

Задания части IV . Установите соответствие между содержанием 1 и 2 столбцов, результаты внесите в таблицу.

    Установите соответствие между семействами покрытосеменных растений и их признаками.

    Семейства

    Признаки семейств

    1. Крестоцветные

    2. Пасленовые

    А. Лепестков 4

    Б. Лепестков 5

    В. Лепестки свободные

    Г. Лепестки сросшиеся

    Д. Тычинок 5

  1. Установите соответствие между форменными элементами крови и их признаками.

Признаки форменных элементов

1. Эритроциты

2. Лейкоциты

А. Двояковогнутые диски

Б. Амебоидная форма

В. Ядра нет

Г. Ядро есть

Д. Обладают фагоцитозом

Матрица ответов на олимпиады школьников по биологии.
2015/2016 уч. год. 9 класс

Задание 1. [ 25 баллов]

Задание 2. [ 2 0 баллов]

Задание 3.

прав. "ДА"

неправ "нет"

Задание 4.

Эритроциты

Лейкоциты

Задание 1

    Сезонные явления в жизни организмов изучает
    А. Биология
    Б. Фенология
    В. Ботаника
    Г. Экология

    Споры бактерий – это приспособление
    А. К питанию
    Б. Размножению
    В. Дыханию
    Г. Перенесению неблагоприятных условий

    Участки стебля, на которых развиваются листья, называются
    А. Пазухи
    Б. Узлы
    В. Междоузлия
    Г. Рубцы

    Главными частями цветка являются
    А. Лепестки и венчик
    Б. Тычинки и пестики
    В. Чашелистики и лепестки
    Г. Цветоножка и цветоложе

    Водоросль в составе лишайника обеспечивает его
    А. Только органическими веществами
    Б. Органическими веществами и солями
    В. Органическими веществами и водой
    Г. Минеральными солями и водой

    Передвижение веществ в растении обеспечивает:
    А. Покровная ткань
    Б. Образовательная ткань
    В. Проводящая ткань
    Г. Фотосинтезирующая ткань

    Хлоропласты есть в клетках:
    А. Листа земляники
    Б. Корня земляники
    В. Кожи лягушки
    Г. Бактерии, вызывающей чуму

    Число хромосом в половых клетках тигра:
    А. Такое же, что и в клетках тела тигра
    Б. В два раза больше, чем в клетках тела тигра
    В. В два раза меньше, чем в клетках тела тигра
    Г. В четыре раза больше, чем в клетках тела тигра

    Оформленных оболочкой ядер нет в клетках водорослей:
    А. зеленых;
    Б. красных;
    В. бурых;
    Г. сине-зеленых.

    В клетках грибов нельзя обнаружить:
    А. вакуоли;
    Б. митохондрии
    В. пластиды;
    Г. рибосомы

Задание 2 . Подберите термины соответствующим определениям и впишите их в таблицу ответов.

    Клеточная стенка растений состоит из…

    Испарение большей части воды растением происходит через специальные структуры листа …

    Процесс образования органических веществ в растениях с участием света…

    Половая клетка...

    Стебель, с расположенными на нем листьями и почками…

Задание 3 . Соотнесите тип дыхания и названия животных, у которых он встречается, вписав ответы (буквы) в таблицу

Тип дыхания

Животные

1. Кожное

А. Карась

2. Легочное

Б. Лягушка

3. Трахейное

В. Майский жук

4. Клеточное

Г. Крокодил

5. Жаберное

Д. Амеба

Задание 4. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В бланке ответов против вариант ответа укажите «да» или «нет».

    Морковь и фасоль имеют стержневую корневую систему

    Кровь – это соединительная ткань

    Рыбы – теплокровные животные

    Все животные всеядны

    Зигота – оплодотворенная яйцеклетка

Задание 5 . Составьте правильно цепь питания, расположив объекты в необходимой последовательности. Ответы (буквы) впишите в таблицу.

А. Щука
Б. Фитопланктон
В. Хищная птица
Г. Карась

Задание 6 . Замечено, что ягоды, собранные в солнечный день, слаще. Почему?

Задание 7 . Ученые подсчитали, что потомство одной бактериальной клетки через 10 дней может заполонить все моря и океаны. Почему этого не происходит?

Задание 8 . Объясните, почему срезанный вами гриб – подберезовик или подосиновик – представляет собой только часть организма.

Ответы на олимпиадные задания по биологии для учащихся 7 класса

Задание 1. За каждый правильный ответ – один балл

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Задание 2

вопроса

Ответ

Клетчатка

Устьице

Фотосинтез

Гамета

Побег

Задание 3 . За каждый правильный ответ – один балл

1

2

3

4

5

Задание 4 . За каждый правильный ответ – один балл

1

2

3

4

5

Да

Да

Нет

Нет

Да

Задание 5 . За каждый правильный ответ – один балл

1

2

3

4

Задание 6 . В солнечный день в растении интенсивнее происходит процесс фотосинтеза, в результате чего в плодах накапливается больше плодов.

Задание 7 . Этого не происходит потому, что бактерии гибнут под воздействием света, холода, химических веществ, других живых организмов

Задание 8 . Срезанный гриб представляет собой только часть организма(плодовое тело), так как в лесной подстилке осталась грибница в виде волокнистых переплетений тонких нитей (гифов).

Олимпиада по биологии для учащихся 8 класса

Задание 1 . Выполните тесты. Из четырех ответов выберите один правильный и впишите его в таблицу

    Самые древние растения на Земле
    А. Мхи
    Б. Хвощи
    В. Водоросли
    Г. Плауны

    Для растений семейства крестоцветных характерен плод
    А. Стручок
    Б. Боб
    В. Ягода
    Г. Костянка

    В коробочке мха кукушкин лен развиваются
    А. Гаметы
    Б. Сперматозоиды
    В. Яйцеклетки
    Г. Споры

    Через сердце орла протекает
    А. Только артериальная кровь
    Б. Только венозная кровь
    В. И артериальная, и венозная кровь
    Г. Днем артериальная, а ночью венозная кровь

    Клетка растений в отличие от клеток животных содержит:
    А. Ядро и цитоплазму
    Б. Рибосомы и хромосомы
    В. Митохондрии и рибосомы
    Г. Пластиды и вакуоли с клеточным соком

    Транспирация – это…
    А. Испарение воды

    Б. Поглощение углекислого газа

    В. Выделение углекислого газа

    Г. Широко распространённый тип жилкования

    При партеногенезе не происходит:
    А. Размножения
    Б. Накопления питательных веществ в яйцеклетке
    В. Митоза
    Г. Оплодотворения

    Открытие двойного оплодотворения принадлежит…
    А. Н.И. Пирогову
    Б. Н.А. Северцеву

    В. Н.И. Скрябину
    Г. С.Г. Навашину

    Крылья у насекомых находятся на спинной стороне:
    А. груди и брюшка;
    Б. груди;
    В. головогруди и брюшка;
    Г. головогруди.

    Из перечисленных организмов наиболее прогрессивными чертами строения обладает:
    А, амеба;
    Б. дождевой червь;
    В. гидра;
    Г. вольвокс.

Задание 2 . Подберите термины соответствующим определениям

    В результате слияния половых клеток образуется …

    Клеточная стенка грибов состоит из...

    Наука о грибах…

    Древняя амфибия...

    Образовательная ткань стебля...

Задание 3 . Соотнесите классы и названия животных, вписав буквы в бланк ответа

Классы

Названия животных

1. Пресмыкающиеся

А. Орел

2. Птицы

Б. Тритон

3. Млекопитающие

В. Акула

4. Рыбы

Г. Гадюка

5. Земноводные

Д. Ехидна

Задание 4 . Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В бланке ответов против вариант ответа укажите «да» или «нет».

    Мхи произошли от псилофитов

    У всех представителей отряда пресмыкающихся сердце трехкамерное.

    Характерной особенностью всех млекопитающих является живорождение.

    Основной признак двудольных – наличие двух семядолей в зародыше.

    Вирусы – это особые безъядерные клетки

Задание 5 . Расположите отделы растений в порядке появления их на Земле, согласно эволюционной теории. Ответы (буквы) впишите в таблицу.

Задание 6 . Человек употребляет соль в пищу каждый день, но если обильно посыпать солью траву, она засохнет, и в этом месте некоторое время растения не будут расти. Почему?

Задание 7. Издавна известно, что при систематическом окучивании растений (картофеля, томатов, капусты, земляники) они лучше растут. Объясните это явление

Задание 8. В пазухах листьев высокой пальмы скопилась дождевая вода. Через некоторое время в ней обнаружены были те же инфузории, что и в расположенном рядом озере. Каким образом инфузории могли «взобраться» на пальму?

Ответы на олимпиадные задания по биологии для учащихся 8 класса

Задание 1 . За каждый правильный ответ – один балл

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Задание 2 . За каждый правильный ответ – один балл

вопроса

Ответ

Зигота

Хитин

Микология

Стегоцефал

Камбий

Задание 3 . За каждый правильный ответ – один балл

1

2

3

4

5

Задание 4 . За каждый правильный ответ – один балл

1

2

3

4

5

Да

Нет

Нет

Да

Нет

Задание 5 . За каждый правильный ответ – один балл

1

2

3

4

За полный ответ в заданиях 6-8 выставляется 5 баллов

Задание 6 . Соль проникает в почву, раствор соли в воде с концентрацией ионов выше, чем концентрация ионов цитоплазмы корня, будет вытягивать воду из корней; растение погибнет

Задание 7 . При окучивании растений увеличивается образование придаточных корней, что приводит к усилению минерального питания.

Задание 8 . Инфузории могли быть занесены мухами, птицами и другими животными, которые могут находиться у озера и обитают в лесу.

Литература:

    Б.Б. Захаров, Н.И. Сонин Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2009.

    Н.И. Сонин Биология. Живой организм. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2009.

    С.В. Багоцкий, Л.И. Рубачева, Л.И. Шурхал Биология. Живой организм. 6 кл.: Тестовые задания. М.: Дрофа, 2003.

    Т.А. Дмитриева, С.В. Суматохин Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники, животные. 6-7 кл.:Вопросы. Задания. Задачи. – М.: Дрофа, 2002.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Сортавальского муниципального района Республики Карелия

Средняя общеобразовательная школа № 3

Задания Всероссийской олимпиады школьников

по биологии. 2011-12 уч. г. 11 кл.

(школьный тур)

подготовила

учитель биологии высшей категории

Лаппо Валентина Михайловна

Сортавала 2011

Блоки содержания, подлежащие проверке

Обращаем внимание, что в содержание теоретического тура включаются тестовые задания, охватывающие не только указанные темы школьного предмета «Биология», но и блоки содержания предыдущих из классов.

Признаки живых организмов

Царство бактерий

Царство грибов

Царство растений

Царство животных

Система органического мира

Организм и окружающая среда. Экология

Цитология

Биология как наука. Методы научного познания

Многообразие и эволюция живой природы

Микробиология и биотехнология

Биология клетки. Молекулярная биология. Биохимия

Генетика

Примерное количество заданий для школьного этапа представлено в следующей таблице исходя из длительности тура в 2 астрономических часа (120 минут).

Комплект

Часть I

Часть II

Часть III

Часть IV

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

10 класс

11 класс

1. http://www.rosolymp.ru/

Задания Всероссийской олимпиады школьников по биологии

школьный тур 2011/2012 г. 11 класс

Максимальное количество баллов – 87,5

Часть I . Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 35 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

    Наука, изучающая клетку:
    а) гистология;
    б) морфология;
    в) цитология; +
    г) эмбриология.

    Функции носителей наследственной информации выполняют:
    а) белки;
    б) углеводы;
    в) жиры;
    г) нуклеиновые кислоты. +

    Стадия клеточного цикла, во время которой происходит репликация ДНК:
    а) интерфаза; +
    б) профаза;
    в) метафаза;
    г) телофаза.

    Стадия митоза, во время которой происходит расхождение хроматид:
    а) профаза;
    б) метафаза;
    в) анафаза; +
    г) телофаза.

    Органические вещества, обеспечивающие клетку энергией:
    а) белки и жиры;
    б) жиры и углеводы; +
    в) углеводы и нуклеиновые кислоты;
    г) вода и углеводы.

    Не является обязательным структурным компонентом клетки:
    а) клеточная мембрана;
    б) ядро; +
    в) генетический аппарат;
    г) цитоплазма.

    Из перечисленных способов размножения к половому относится:
    а) семенное размножение; +
    б) почкование;
    в) черенкование;
    г) спорообразование.

    Становление систематики как науки связывают с именем:
    а) Роберта Гука;
    б) Антони ван Левенгука;
    в) Карла Линнея; +
    г) Чарльза Дарвина.

9. Оформленных оболочкой ядер нет в клетках водорослей:

а) зеленых;

б) красных;

в) бурых;

г) сине-зеленых.

10. Дрожжи, развиваясь без доступа кислорода на сахаристых средах, вызыва­ют брожение:

а) молочнокислое;

б) маслянокислое;

в) спиртовое;

г) уксуснокислое.

11. Мицелий гриба рода Пеницилл:

а) неклеточного строения;

б) одноклеточный одноядерный;

в) одноклеточный многоядерный;

г) многоклеточный.

12.Клеточная оболочка отсутствует у:

а) корненожек;

б) жгутиконосцев;

в) инфузорий;

г) всех простейших.

13. Эритроциты, помещенные в физиологический раствор поваренной соли:

а) сморщиваются;

б) набухают и лопаются;

в) слипаются друг с другом;

г) остаются без внешних изменений.

14. В организме человека белки непосредственно могут превращаться в:

а) жиры и нуклеиновые кислоты;

б) углеводы и аммиак;

в) жиры и углеводы;

г) углекислый газ и воду.

15. Поверхностный комплекс клетки не включает:

а) плазмалемму;

б) гликокаликс;

в) кортикальный слой цитоплазмы;

г) матрикс.

16. В клетке транспорт веществ осуществляет:

а) аппарат Гольджи;

б) клеточный центр;

в) эндоплазматическая сеть;

г) ядрышко.

17. Расхождение хроматид в процессе митоза происходит в:

а) профазу;

б) метафазу;

в) анафазу;

г) телофазу.

а) вирус гриппа;

б) вирус оспы;

г) вирус герпеса.

19. При созревании яйцеклеток в процессе мейоза из одной исходной клетки образуется количество гамет:

20. Доминантный ген подавляет рецессивный:

а) всегда

б) иногда

г) никогда

21. Ген-участок:

22. Сцепленное с полом наследование определяется расположением гена:

а) в определенном локусе хромосом

б) половой хромосоме

в) аутосоме

г) любой из гомологичных хромосом

23. Мейоз происходит на стадии гаметогенеза в период:

б) размножения

в) подготовительной

г) созревания

24. Дигибридным называется скрещивание, при котором родительские организмы:

а) различаются по одному признаку

б) различаются по нескольким признакам

в) не различаются

г) различаются по двум признакам

25. Фенотип- совокупность признаков:

а) доминантных

б) внешних и внутренних

в) рецессивных

г) закодированных в генотипе

26. Закон сцепленного наследования признаков справедлив, если гены, их определяющие, располагаются:

а) в гомологичных хромосомах

б) одной хромосоме

в) разных хромосомах

г) половой хромосоме

27. Ген, вызывающий развитие дальтонизма, локализован …

а) в Х-хромосоме

б)в Y — хромосоме

в) в аутосоме

г) такого гена нет

28. Совокупность внешних и внутренних признаков, полученных потомками от родителей, называется …

а) генотип

б) фенотип

в) кариотип

г) генофонд

29.Какая часть гибридов от скрещивания Аа х Аа является гетерозиготной?

30. Генотип человека, имеющего II группу крови:

б) АО или АА

в) ВО или ВВ

31. Какую функцию в клетке выполняет АТФ?

а) защитную

б) транспортную

в) энергетическую

г) опорную

32. Какое из свойств воды обусловлено её полярностью?

а) теплопроводность

б)теплоёмкость

в) способность растворять неполярные соединения

г) способность растворять полярные соединения

33. Какой из химических элементов одновременно входит в состав костной ткани и нуклеиновых кислот?

б) фосфор

в) кальций

34. Какое из названных химических соединений не является биополимером?

б) глюкоза

в) дезоксирибонуклеиновая кислота

г) целлюлоза

35. В клетках животных запасным углеводом является:

а) целлюлоза

б) крахмал

в) глюкоза

г) гликоген

Часть II . Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 20 (по 2 балла за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

    Из названных полимеров к неразветвленным относятся :
    I . хитин .
    II . амилоза .
    III . гликоген.
    IV . целлюлоза .
    V . амилопектин.
    а) I , II , IV ;
    б) I , II , III , IV ;
    в) II , IV , V ;
    г) III , IV , V .

    В организме человека гормональные функции выполняют соединения :
    I . белки и пептиды .
    II . производные нуклеотидов.
    III . производные холестерина .
    IV . производные аминокислот .
    V . производные жирных кисл от.
    а) III , IV , V ;
    б) I , III , IV , V ;
    в) III , V ;
    г) II .

    Каковы функции белков в клетках?

I . каталитическая

II . строительная

III . транспортная

IV . регуляторная

V . защитная

VI . сократительная

VII . рецепторная

а) I ,II ,III ,IV

б) I ,II ,III ,IV ,V

в) I,II,III,IV,V,VI

г) I,II,III,IV,V,VI,VII

4. В молекулу хлорофилла входят

I . Ca

II. Na,K,CL

а) I.II

б) I,III

в) II

г) IV

5. По участку Ц-Т-Г-А молекулы ДНК синтезирован участок молекулы и-РНК

6. Наиболее часто встречающиеся способы деления клеток:

I . митоз

II . амитоз

III . мейоз

а) I,II

б) I,III

в) II,III

г)I,II,III

7. В какой из фаз митоза происходит утолщение(спирализация) хромосом, исчезает ядрышко, распадается ядерная оболочка, расходятся к полюсам центриоли и формируется веретено деления?

I .анафазе

II .телофазе

III .профазе

IV. метафазе

а)I

б)II

в)III

г)IV

8. Биологическое значение мейоза состоит в:

а) увеличении числа клеток

б) уменьшение вдвое числа хромосом в половых клетках и спорах высших растений

в) обеспечение новых комбинаций генетического материала гамет

9. Прямое развитие характерно для:

1. Гидры

2. Планарии

3. Аскариды

4. Дождевого червя

5. Беззубки

6. Кузнечика

7. Речного рака

8. Ящерицы

9. Слона

10. Какие генотипы возможны у гибридов F 1 при скрещивании особей с генотипами

Аа х Аа в случае полного доминирования:

I . АА

II .Аа

III .аа

а) I,II,III

б) II ,III

в) I ,III

г) I,II

Часть III . Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 20.

    Крахмальные зерна – это лейкопласты с накопленным в них крахмалом.

    После оплодотворения семязачатки превращаются в семена, а завязь в плод.

    У всех беспозвоночных животных оплодотворение внешнее.

    Гемолимфа насекомых выполняет те же функции, что и кровь позвоночных животных.

    Первые крокодилы были сухопутными рептилиями.

    Характерной особенностью всех млекопитающих является живорождение.

    В отличие от большинства млекопитающих для человека характерно наличие семи шейных позвонков и двух затылочных мыщелков.

    В желудочно-кишечном тракте человека все белки перевариваются полностью.

    Гипервитаминоз известен только для жирорастворимых витаминов.

    Мозг человека потребляет примерно вдвое больше энергии на грамм веса, чем у крысы.

    С вирусными инфекциями обычно борются с помощью антибиотиков.

    Можно изучать кругообороты питательных веществ посредством ввода радиоактивных маркеров в природные или искусственные экосистемы.

    Суккуленты легко переносят обезвоживание.

    Сукцессия после вырубки леса является примером вторичной сукцессии.

    Дрейф генов может играть роль эволюционного фактора только в очень малочисленных популяциях. +

    Генетическая информация у всех живых организмов хранится в виде ДНК.

    Каждой аминокислоте соответствует один кодон.

    У прокариот процессы трансляции и транскрипции происходят одновременно и в одном и том же месте.

    Самые крупные молекулы в живых клетках – молекулы ДНК.

    Все наследственные заболевания связаны с мутациями в хромосомах.

Часть IV . Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 12,5. Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий.


Обозначение

Структура

      Установите, в какой последовательности (1 – 5) происходит процесс редупликации ДНК.

Последовательность

Процессы

      Установите соответствие между органическим соединением (А – Д) и выполняемой им функцией (1 – 5).

Соединение

Матрица ответов
на задания Всероссийской олимпиады школьников по биологии. 2011-12 уч. г. 11 кл.

Фамилия ________________________ Имя ________________________

Класс ________________________ Шифр _____________

Матрица ответов
на задания Всероссийской олимпиады школьников по биологии. 2011-12 уч. г. 11 кл

Задание 1.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1-10

11-20

21-30

31-35

Задание 2.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1-10

Задание 3.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

ответ

16

17

18

19

20

ответ

Задание 4.

    [мах. 2,5 балла]

    Красящие реактивы

    Эффект применения

  1. Ответ:

  2. Обозначение

    Структура

  3. Последовательность

    Процессы

Функции

Соединение

Ключи ответов

Ключ к заданиям 1 части(35 баллов)

Ключи ответов к 2 части(20 баллов)

Ключи ответов к Заданию 3.

ответ

да

нет

нет

нет

да

нет

нет

нет

да

нет

нет

да

нет

да

да

ответ

нет

нет

да

да

нет

Ключи ответов к заданию 4

Красящие реактивы

Эффект применения

Ответ:

01, 02, 03, 05, 08.


Обозначение

Структура

Последовательность

Процессы

Функции

Соединение

Использованные ресурсы

1. Методические материалы школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников 2011/2012 учебного года http://www.rosolymp.ru/