К вершинам мировой поэзии Сергей Александрович Есенин поднялся из глубины народной жизни. Рязанская земля стала колыбелью его поэзии, русские песни, грустные и раздольные, отразились в его стихах. Сочинение по Достоевскому Родины- ведущая Сочинение по Достоевскому в творчестве Есенина. Сам Есенин говорил: «Моя лирика жива одной большой любовью - любовью к Родине. Чувство Родины - основное в моем творчестве». Для него вне России не было ничего: ни стихов, ни жизни, ни любви, ни славы. Вне России Есенин просто не мыслил себя. Но Сочинение по Достоевскому Родины в творчестве поэта имеет свою эволюцию. Сначала она была почти несознательной, детской, безмятежной.

Родился я с песнями в травном одеяле,

Зори меня вешние в радугу свивали.

Вырос я до зрелости, внук купальной ночи,

Колыбель колдовная счастье мне пророчила.

И костер зари, и плеск волны, и серебристый лунный свет, и шелест тростника с годами отлились в стихотворениях Есенина всей своей красотой.

О Русь - малиновое поле

И синь, упавшая в реку,

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску.

В сердце Есенина с юных лет запала русская земля, ее грустные и раздольные песни, светлая печаль и молодецкая удаль, бунтарский рязанский дух, веселый девичий смех. Каждая есенинская строка согрета чувством безграничной любви к России. Он восклицает:

Но более всего любовь к родному краю

Меня томила, мучила и жгла.

Поэт любовно описывает и поэтизирует приметы родной страны.

Свет луны, таинственный и длинный.

Плачут, вербы, плачут тополя.

Но никто под окрик журавлиный

Не разлюбит отчие поля.

Любимым образом Есенина является образ березы. У него береза- «девушка», «невеста», она олицетворение всего чистого и красивого:

Я навек за туманы и росы

Полюбил и березки стан,

И ее золотые косы,

И холщовый ее сарафан.

По поэзии Есенина можно изучать нашу историю. Вот 1914 год. Война. И стихи поэта отражают боль эпохи. В стихотворении «Русь» Есенин передает боль и грусть за судьбу страны, тревогу за жизнь крестьян, вовлеченных в водоворот мировой войны:

Понакаркали черные вороны:

Грозным бедам широкий простор.

Крутит вихорь леса во все стороны.

Машет саваном пена с озер.

Есенину дорога и близка эта Русь. В самое трудное время поэт всей душой, всем сердцем рядом с народом.

Ой ты, Русь, моя родина кроткая.

Лишь к тебе я любовь берегу.

Чем безрадостнее картины русской действительности, тем сильнее привязанность поэта к Родине. С приходом революции начинается новый этап в творчестве Есенина. Судьба Родины, народа в бурную революционную эпоху - вот что теперь волнует его:

О, Русь, взмахни крылами,

Поставь иную крепь!

С иными именами

Встает иная степь,

Есенин приветствовал революционное обновление Родины, но когда началось преобразование деревни, поэт воспринимал вторжение в деревенские просторы городской цивилизации как приход враждебного «железного гостя».

Значительную роль в творческом развитии поэта сыграла его зарубежная поездка в 1922-1923 годах. После нее Есенин «разлюбил нищую Родину». Поэт с радостью описывает перемены, которые произошли в жизни русского крестьянства. Он теперь всем сердцем принимает и готов воспеть красоту рождающейся «стальной» Руси, потому что за ней будущее.

Полевая ! Довольно

Волочиться сохой по полям!

Нищету твою видеть больно

И березам, и тополям.

Я не знаю, что будет со мною...

Может, в новую жизнь не гожусь.

Но и все же хочу я стальною

Видеть бедную, нищую Русь.

В книгах Есенина, которые выходят в 1924-1925 годах,- голос новой России, ее мечты, надежды, тревоги, в них душа народа, душа поэта. Облик родного края, исторические судьбы Родины и народа - эти важнейшие темы Есенин решает в высшей степени своеобразно, художественно, ярко.

Творчество Есенина - одна из ярких, глубоко волнующих страниц истории русской поэзии, наполненная любовью к людям, красоте родной земли, проникнутая добротой, чувством постоянного беспокойства за судьбу народа и всего живого на земле. Поэзия Есенина пробуждает в нас все лучшие человеческие чувства. Из далеких 20-х годов поэт незримо шагнул в наше время и дальше в будущее. «Чем он дальше от нас уходит, тем становится ближе нам»,- справедливо сказал о Есенине поэт Луговской.

В творчестве многих литературных деятелей на протяжении всей истории России Родине уделялось одно из центральных мест. Ведь Родина – это понятие всеобъемлющее. Это и место, где ты родился. Это и край, в котором ты живешь. Это и все просторы, которые тебя окружают, то есть леса, поля, реки, горы, степи – все это Родина. Поэт, не сказавший ни слова о своей Родине, - не поэт. Так как остаться равнодушным к своей стране, своей Отчизне, какой бы она не была, просто нельзя. Нельзя не видеть недостатков своей страны, но в то же время нельзя не заметить всего того прекрасного, которое скрывается от нас на каждом шагу. Ведь каждое ласковое слово, пусть самая мелочь, сказанное о своей родной стране, так приятно ее жителю. Читая стихотворения Сергея Есенина, можно заметить то, что в центре его творчества стоит именно Родина. Он воспевает каждую песчинку, каждую травинку, каждый камешек своей родной земли.

Для каждого человека Родина начинается с того места, где ты родился, где вырос и провел свои детские годы. Село Константиново было таким местечком для поэта. Не раз он обращается к своей частичке Земного шара в своих стихах:

Край любимый! Сердцу снятся

Скирды солнца в водах лонных.

Я хотел бы затеряться

В зеленях твоих стозвонных.

Есенин всегда стремился к себе на Родину, в деревню. Он черпая новые силы, набирался энергии, освобождался от накопившихся забот среди милых его сердцу картин.

Я снова здесь, в семье родной,

Мой край, задумчивый и нежный!

Кудрявый сумрак за горой

Рукою машет белоснежной.

Часто в его стихах всплывает образ его родного дома в Константиново:

Я любил этот дом деревянный.

В бревнах теплилась грозная мощь

Наша печь как-то дико и странно

Забывала в дождливую ночь…

Этот дом по сей день стоит там. В нем сейчас размещен Есенинский музей.

Но Родина для Есенина бескрайна. Она не имеет границ. Для поэта лес - это Родина, поле-это Родина, речка - тоже Родина. Ему милы бескрайние просторы Великой России:

О Русь – малиновое поле

И синь, упавшая в реку, -

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску.

В каждом стихотворении Есенина чувствуется любовь к Родине. Она выражена не отвлеченно, а конкретно, в зримых образах, через картины родного пейзажа.

Я люблю родину.

Я очень люблю родину!

Хотя есть в ней грусти ивовая ржать.

Приятны мне свиней испачканные морды

Поэт видит яркие краски русской природы: во многих его стихотворениях о Родине. Россия выступает в разных цветах. То она малиновая, то голубая, то белая, то синяя. Ведь цвет для Есенина многое значил. Каждый оттенок имел свой определенный смысл.

«Русь голубая» - в голубом цвете у него скрыты огромные безграничные просторы его родной земли. Сразу возникает ощущение свободы и свежести.

Все красоты и прелести родной страны поэт показывает через природу.

О, лесная, дремучая муть!

О, веселье оснеженных нив!…

Так и хочется руки сомкнуть

Над древесными бедрами ив.

Есенину близки и неотрывны от него все те картины, которые окружают его повсюду. Поле ли это, не имеющее ни конца, ни края, речка, журчащая в лесной прохладе, или же маленькое деревце, приглянувшееся поэту. Он любуется восходами и закатами, облаками, медленно плывущими по небу, солнцем, играющим своими лучами. Есенин готов забыть обо всем и только смотреть и смотреть на все красоты, которые порою скрыты от наших глаз:

Хорошо под осеннюю свежесть

Душу – яблоню ветром стряхать

И смотреть, как над речкою режет

Воду синюю солнца соха.

Сергей Александрович не может променять свою Родину ни на какую другую в мире. Как нам известно, он путешествовал по Европе. В то время положение в России было не из лучших. Поэт это видел, он видел разруху, нищету, голод и все многочисленные бедствия, которые одно за другим, обрушивались на головы россиян. И что же? Он чуть ли не каждый день писал домой, в Россию, находя в этом единственную свою отдушину. В каждом своем письме он изливал свои чувства, изливал свою тоску на Родине. Вот отрывок его письма из Америки: « Здесь жрут и пьют, и опять фокстрот. Человека я пока еще не встречал и не знаю, где им пахнет. В страшной моде господин доллар, на искусство начхать – самое высшее мюзик-холл. Пусть мы нищие, пусть нас голод и людоедство, зато у нас есть душа, которую здесь за ненадобность сдали в аренду под смердяковщину…

…Так хочется мне отсюда, из этой кошмарной Европы, обратно в Россию…»

Нам известно из истории, что многие поэты отправлялись на Кавказ, где пытались найти тишину, спокойствие, умиление, хотя по разным причинам. Пушкин любил Кавказ, Лермонтов тоже любил. Есенин же и там не мог найти покоя. Он был не на своем месте. Поэт постоянно сравнивал живописные картины Кавказских гор с картинами родных ему полей, пашен, лесов.

Как бы ни был красив Шираз,

Есенин единственный среди русских великих лириков поэт, в творчестве которого невозможно выделить стихи о родине в особый раздел. Все написанное им проникнуто «чувством родины». Как писал сам поэт:«Чувство родины основное в моем творчестве». Например в стихотворении «Гой ты, Русь моя родная» рисуется образ родины-рая. Есенин народный национальный поэт не только потому, что он родился в самой что ни на есть российской деревне, что писал о родной природе, что язык его стихов прост и понятен, но и потому,что каждый русский человек хоть однажды переживал те же чувства, что и Есенин, что этот поэт выразил национальный характер. Родина и природа для поэта не просто однокоренные слова- это неразрывные понятия. Природа олицетворена Есениным. Образ живой природы создается обращениями «Сыпь ты, черемуха, снегом, / Пойте вы, птахи, в лесу» ; «Край ты мой заброшенный, / Край ты мой пустырь» ; «Черная, потом пропахшая выть! / Как мне тебя не ласкать, не любить?». Есенин находит звуковые образы, которые озвучивают его сюжеты «стозвонный». Этот неологизм усиливает звуковое впечатление. Звуковое изображение часто встречается в стихах Есенина «Звонкой позолотой взвенивает лес» «Поет зима – аукает…». В звуковых образах воспринимаются цветовые зрительные явления «В роще по березкам / белый перезвон» ; «Я хотел бы затеряться / В зеленях твоих стозвонных» ; «А у низеньких околиц / Звонко чахнут тополя». В поэзии Есенина природа ощущается в движении, одно явление природы он мог передать через другое:«Сыплет черемуха снегом», «Как метель, черемуха машет рукавом» . Образ крестьянской деревенской Руси, мира, покоя и благодати, в котором жизнь людей неразрывно связана с природой, характерен для раннего периода творчества поэта. О такой России Есенин пишет в стихотворении «Русь» (1914). В нем описывается дорогая сердцу поэта русская природа, чарующая, но подчас таинственная и пугающая. Русская природа, этот «таинственный» и «древний» мир, кажется поэту таким, каким его рисуют в народных сказках: «Запугала нас сила нечистая, / Что ни прорубь – везде колдуны». Сказки пугают, но они хороши тем, что в них «ложь». Есенин говорит о любви к своей «кроткой родине». Он не удивляется, не гадает, какая ее ждет доля, а просто обещает «беречь» свою любовь к Руси.Для лирического героя Есенина Русь - всеобъемлющее понятие, особый патриархальный крестьянский мир. В стихах Есенина запечатлен прекрасный облик Руси и тогда, когда «нивы сжаты», «рощи голы», и тогда, когда она превращается в несказанное, синее, нежное. Если в ранних произведениях Есенина пейзаж передает такие настроения, как светлая грусть, радость,умиротворение,то в более позднем творчестве поэта настроение меняются, а образ горячо любимой России осложняется меняется вместе с самим поэтом. Так, революционные настроения нашли отражения в поэмах «Иорданская голубица» ,«Небесный барабанщик», «Инония». Есенин встретил революцию с надеждой о превращении России в Крестьянскую Республику. Но радужные надежды сменились разочарованием, поэтому в стихотворении «Я последний поэт деревни» (1920) появляется мотив одиночества, прощания с прежней Русью. Поэт как будто заказывает панихиду по прежнему миру, обреченному на умирание. Я последний поэт деревни, За прощальной стою обедней Скромен в песнях дощатый мост, Кадящих листвой берез… Это стихотворение полно горестных предчувствий о том, что вместе с прежним укладом замолкнут навеки песни самого поэта. Следом за стихотворением «Я последний поэт деревни» Есенин пишет 3 стихотворения: «Русь уходящая» , «Русь бесприютная» , «Русь советская» (1924). Тематически все 3 стихотворения: близки на смену прежней патриархальной Руси приходит Русь новая, настораживающая и пугающая поэта. Символом новой культуры выступает в лирике Есенина образ «железного гостя» ,«железной рати» . Часы старого патриархального мира сочтены. Казалось бы, поэт понимает, что преобразования необходимы. но сердцем душой он тоскует о прежнем, безвозвратно уходящем мире. Особенно остро поэт ощущает свое сиротство в родном краю, куда вернулся после 8 лет отсутствия («Русь советская»). На месте отчего дома зола и «слой дорожной пыли», ни в чьих глазах он не находит приюта, чувствуя себя иностранцем,«пилигримом угрюмым». Но кругом по-прежнему кипит жизнь подрастает новое поколение. У него иные эстетические и духовные и этические ценности. Он готов заложить душу «октябрю и маю» ,но в обмен на свободу творчества («но только лиры милой не отдам»). И свой песенный поэтический дар направит не на восхваление новой бездуховной жизни, а по-прежнему воспевать «шестую часть земли с названьем кратким Русь». В стихотворении «Спит ковыль. Равнина дорогая…» (1925) Есенин как бы прощается с родиной. Для лирического героя с «родиной любимой» связана не только «теплынь» жизни, но и возможность, принимая все, спокойно встретить свою смерть,неотделимую от конца его мира: Дайте мне на родине любимой, Все любя, спокойно умереть.

Поэзия Есенина… Чудесный, прекрасный, неповторимый мир!. . Есенину было пятнадцать лет, когда он написал стихи: Там, где капустные грядки Красной водой поливает восход, Клененочек маленький матке Зеленое вымя сосет.

Основными темами лирики Есенина являлись: n Природа n Родина n Дом n Жизнь n Любовная лирика

И вся эта сложная гамма чувств проникнута любовью к Родине, которая всегда томила, мучила и жгла чистую душу поэта: Я люблю родину, Я очень люблю родину!. .

На тему: «Родина» , были написаны такие стихотворения, как: n «Край любимый, сердцу снятся» n «Гой ты Русь моя Родная» n «Край ты мой заброшенный» n «Эта улица мне знакома» .

Край любимый! Сердцу снятся Скирды солнца в водах лонных. Я хотел бы затеряться В зеленях твоих стозвонных. По меже, на переметке, Резеда и риза кашки. И вызванивают в четки Ивы - кроткие монашки. Курит облаком болото, Гарь в небесном коромысле. С тихой тайной для кого-то Затаил я в сердце мысли. Все встречаю, все приемлю, Рад и счастлив душу вынуть. Я пришел на эту землю, Чтоб скорей ее покинуть.

Гой ты, Русь, моя родная, Хаты - в ризах образа. . . Не видать конца и края Только синь сосет глаза. Как захожий богомолец, Я смотрю твои поля. А у низеньких околиц Звонно чахнут тополя. Пахнет яблоком и медом По церквам твой кроткий Спас. И гудит за корогодом На лугах веселый пляс. Побегу по мятой стежке На приволь зеленых лех, Мне навстречу, как сережки, Прозвенит девичий смех. Если крикнет рать святая: "Кинь ты Русь, живи в раю!" Я скажу: "Не надо рая, Дайте родину мою". n

Край ты мой заброшенный, Край ты мой, пустырь, Сенокос некошеный, Лес да монастырь. Избы забоченились, А и всех-то пять. Крыши их запенились В заревую гать. Под соломой-ризою Выструги стропил, Ветер плесень сизую Солнцем окропил. В окна бьют без промаха Вороны крылом, Как метель, черемуха Машет рукавом. Уж не сказ ли в прутнике Жисть твоя и быль, Что под вечер путнику Нашептал ковыль?

Эта улица мне знакома, И знаком этот низенький дом. Проводов голубая солома Наша печь как-то дико и странно Опрокинулась над окном. Завывала в дождливую ночь. Были годы тяжелых бедствий, Годы буйных, безумных сил. Вспомнил я деревенское детство, Вспомнил я деревенскую синь. Не искал я ни славы, ни покоя, Я с тщетой этой славы знаком. А сейчас, как глаза закрою, Вижу только родительский дом. Вижу сад в голубых накрапах, Тихо август прилег ко плетню. Держат липы в зеленых лапах Птичий гомон и щебетню. Я любил этот дом деревянный, В бревнах теплилась грозная морщь, Голос громкий и всхлипень зычный, Как о ком-то погибшем, живом. Что он видел, верблюд кирпичный, В завывании дождевом? Видно, видел он дальние страны, Сон другой и цветущей поры, Золотые пески Афганистана И стеклянную хмарь Бухары. Ах, и я эти страны знаю Сам немалый прошел там путь. Только ближе к родимому краю Мне б хотелось теперь повернуть. Но угасла та нежная дрема, Все истлело в дыму голубом. Мир тебе - полевая солома, Мир тебе - деревянный дом!

«Я ЛЮБЛЮ РОДИНУ. Я ОЧЕНЬ ЛЮБЛЮ РОДИНУ…»

«Моя лирика жива одной большой любовью – любовью к родине. Чувство родины – основное в моем творчестве», – так сказал С.Есенин о главной теме своей лирики. Действительно, именно тема любви к родине – России является той красной нитью, которая пронизывает все творчество поэта. Жизнь на родине поэт ставит выше жизни в раю:

Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою!»

Родина в творчестве Есенина разная, ее образ противоречив так же, как противоречив русский национальный характер. С одной стороны, Россия – страна смирения и покорности. На страницах произведений Есенина воскресают образы нищих, богомолок, монахов, которые являются живым воплощением покорности судьбе («За горами, за желтыми долами…», «Калики», «Опять раскинулся узорно…», «Пойду в скуфье смиренным иноком…» и др.). Характерной приметой пейзажа раннего Есенина становится церковь, а отличительной чертой лексики – употребление церковных слов «осанна», «аналой», «алтарь», «мощи» и др.

Однако уже ранние вещи поэта обнаруживают неоднозначность его отношения к странникам и богомольцам. Так, в стихотворении «Калики» звучит пародийный элемент. Позже, у зрелого Есенина мотив смирения почти полностью исчезает. Его место занимает тема удальства, хулиганства.

«Залихватское», «разбойное» начало, по Есенину, так же является отличительной особенностью России и русского народа. Мотив «удальства», «хулиганства» наиболее ярко проявляется в таких произведениях, как «Хулиган», «Исповедь хулигана», цикле «Москва кабацкая».

«Хулиганские» стихи поэта имеют разнообразные оттенки. То он говорит об этом с неподдельным трагизмом: «Прокатилась дурная слава, что похабник я и скандалист», то с мягкой иронией: «Хулиган я, хулиган…» иногда в стихах поэта ощутим эпатаж:

Вот такой, какой есть,
Никого ни в чем не уважу,
Золотую плету я песнь,
А лицо иногда в сажу.

«Разбойничьи» мотивы в лирике поэта следует понимать в свете его общего восприятия действительности. Согласно художественной концепции Есенина, разбойник как личность стоит выше обыкновенного мещанина, заботящегося лишь о собственном благополучии. Разбойник живет «сгорая», а обыватель – в постоянном страхе перед действительностью. Сам Есенин потому и рядился в «разбойничьи» одежды, чтобы «ярче гореть». Чувствуя, что он может утонуть в трясине обывательщины, Есенин начинал «скандалить».

Еще одна черта России и россиян – анархическое, стихийное начало. В таких произведениях, как «Песнь о Евпатии Коловрате», «Ус», «Марфа Посадница», Есенин поэтизирует русскую вольницу. Наиболее характерна в этом отношении последняя поэма. В ней противопоставляются образы Марфы Посадницы и московского царя Ивана Грозного. Симпатии автора явно на стороне Марфы. Новгородская правительница, население города, отстаивая свободолюбивые заветы предков, восстают против самодержавной власти. Новгородский вечевой анархический порядок управления, изображаемый автором в качестве идеала, противостоит в произведении объединительным устремлениям первого в истории России царя. Все в образе Марфы, по замыслу автора, должно подчеркнуть красоту и величавость:

Марфа на крылечко праву ножку кинула,
Левой помахала каблучком сафьяновым.
Быть так, – кротко молвила, черны брови сдвинула –
Не ручьи-брызгатели выцветням росяновым…
……….. ………… ………. …………. ………..
Возговорит Марфа голосом серебряно…

В то время как новгородская посадница, которой прислуживают ангелы, общается с Богом, пишет ему письмо и получает ответ, «царь московский антихриста вызывает». Иван Грозный вступает в сговор с сатаной, продает ему свою душу. Он расписывается на бумаге, данной чертом, собственной кровью:

Чиркнул царь кинжалищем локоток,
Расчеркнулся и зажал руку в полу.

В конце произведения выражена вера в возможность претворения в жизнь святого Марфина завета: «заглушить удалью московский шум». Звучит дерзкий вызов царю:

А пойдемте, бойцы, ловить кречетов,
Отошлем дикомытя с потребою царю:
Чтобы дал нам царь ответ в сечи той,
Чтоб не застил он новоградскую зарю.

В «Марфе Посаднице» Есенин предстает в качестве противника государственности и сторонника новгородской анархической системы самоуправления.

Наиболее сильно анархическое начало в творчестве Есенина проявилось в его «революционных» поэмах («Товарищ», «Пантократор», «Небесный барабанщик», «Октоих» и др.) Он поет гимн стихии, разрушающей старые устои и порядки. То, о чем мечтал Есенин в «Марфе Посаднице», осуществилось. Повсюду слышен «волховский звон и Буслаев разгул», во вселенском вихре «закружились… Волга, Каспий и Дон». Этот поток, неотделимой частью которого является и поэт, призван расшатать и уничтожить «мир эксплуатации массовых сил»:

Плечьми трясем мы небо,
Руками зыбим мрак
И в тощий колос хлеба
Вдыхаем звездный злак.

Поэт видит в революционном вихре чудесного избавителя «умирающего человечества, которому он протянул… как прокаженному руку и сказал: «Возьми одр твой и ходи». На развалинах старого мира зарождается чудесным образом исцеленное человечество, более не пребывающее «в слепоте нерождения». В напряженности ожидания светлого будущего, в изображении шествия преображающей стихии, наконец, в картинах осуществленной «вечной правды» на земле Есенин максимально приближается к одному из главных идеологов анархизма М.Бакунину. Отчаянное богоборчество Есенина сродни бакунинскому. Бакунин утверждал, что Христа нужно было бы посадить в тюрьму, как лентяя и бродягу. И вот теперь Есенин угрожает Богу «выщипать бороду» и «выплевывает изо рта» «Христово тело». Как известно, М.Бакунин воспринимал разрушение как творчество, утверждая, что «радость разрушения есть в то же время творческая радость». Достаточно прочитать есенинскую «Инонию», и станет ясно, что поэт мыслит в тех же категориях. Он упивается открывшейся возможностью перевернуть и уничтожить старый мир и испытывает наслаждение от разрушения:

Ныне на пики звездные
Вздыбливаю тебя, земля!
…….. ……… ………
… весь воздух выпью…
…….. ………. ………
В оба полюса снежнорогие
Вопьюся клещами рук.

Коленом придавлю экватор
И, под бури и вихря плач.
Пополам нашу землю-матерь
Разломлю, как златой калач.

Русская стихия становится предметом пристального внимания поэта также в поэме «Пугачев». Главный герой этого произведения замечает:

Кто же скажет, что это свирепствуют
Бродяги и отщепенцы?
Это буйствуют россияне!

Этой репликой смещается акцент с классового характера восстания и указывается на его общерусское значение. Это имел в виду Пугачев? Или, точнее, Есенин? Очевидно, все ту же «иррациональную, непросветленную и не поддающуюся просветлению», по словам мыслителя и философа Н.Бердяева, стихию русской души.

Есенинский Пугачев тешит себя иллюзией, что ему удастся обуздать повстанцев и поставить мятеж под контроль («пустить его по безводным степям как корабль»), однако у него ничего не получается: он сам становится жертвой бунта.

Еще в одной есенинской поэме «Стране негодяев» выведен образ героя, называющего себя анархистом. Это повстанец Номах.

… я – гражданин вселенной,
Я живу, как я сам хочу! –

Заявляет он, посылая «к черту» государство, «от которого он отказался, как от мысли праздной, оттого, что постиг… что все это договор, договор зверей окраски разной». Анархический протест Номаха – это попытка ухода от действительности, вызов миру, обманувшему надежды человека на лучшую жизнь.

Номах не одинок в беде, через этот образ поэт раскрывает трагедию многих русских людей, искалеченных революцией.

Банды! Банды!
По всей стране, –
говорит герой, –
Куда ни вглядись, куда ни пойди ты –
Видишь, как в пространстве,
На конях
И без коней,
Скачут и идут закостенелые бандиты.
Это все такие же
Разуверившиеся, как я…

Собрат Есенина по перу, тоже выходец из деревни литератор П.Орешин, сказал, что «еще ни один поэт не показывал с такой неотразимой силой русскую стихию».

Еще одной важнейшей чертой России в восприятии С.Есенина является религиозность русского народа. Следует, однако, подчеркнуть ту особенность, которая отличала религиозность поэта и подавляющей части русской интеллигенции от православного вероисповедания. В христианстве Бог «над нами», в системе координат Есенина он находится «впереди»: Царствие Божие должно осуществиться не на небесах, а в реальной земной жизни, в будущем. Название этого земного рая может звучать по-разному: «социализм, или рай», «Инония», «мужицкий рай», но суть от этого не меняется. Какому бы Богу человек не молился: тому, что «над нами», или тому, что «впереди», сам принцип, лежащий в основе любой религии, остается неизменен: вера, иррациональный опыт человека. «Мы верим, – писал Есенин в «Ключах Марии», – что чудесное исцеление родит теперь в деревне еще более просветленное чувствование новой жизни. Мы верим, что пахарь пробьет теперь окно не только глазком к богу, а целым огромным, как шар земной, глазом».

Однако роль певца, художника, выразившего наступление новых времен в своих произведениях, не удовлетворяет Есенина. Его помыслы идут дальше – поэт ощущает себя едва ли не новым Мессией:

Не устрашуся гибели,
Ни копий, ни стрел дождей, –
Так говорит по Библии
Пророк Есенин Сергей.

В обществе будущего ведущее место Есенин отводит искусству. Возрождение искусства – главная задача революции. «Люди должны научиться читать забытые ими знаки», – писал Есенин.

В дальнейшем религиозные чаяния поэта потерпят крах. На смену им придёт разочарование в жизни и пессимизм.

Еще одним важным качеством воспетой Есениным страны является вера в мессианское предназначение России.

Сама идея мессианства проистекает уже из факта огромности, необозримости российских просторов. Государство, занимающее пятую часть земли, не может не играть определяющей роли в жизни цивилизации, – очевидно, так рассуждал Есенин, к тому же его точка зрения была подготовлена многочисленными предшественниками, сторонниками русской идеи, а к их числу мы можем отнести подавляющее большинство русских мыслителей. Вот что писал, например, Н.Бердяев: «Россия призвана быть освободительницей народов. Эта миссия заложена в ее особенном духе», «русская душа… вечно печалуется о страдании народа и всего мира, и мука ее не знает утоления» и т.п.

Поэтому, когда произошла революция, поэт решил, что вот он, наконец, настал час «икс». В «Певущем зове» Есенин возвестил: «Она загорелась, звезда Востока». В «Сельском часослове» провозгласил Русь «начертательницей третьего Завета». Не в государственных, а в мировых масштабах мыслил поэт: «Радуйтесь! Земля предстала новой купели!.. В мужичьих яслях родилось пламя к миру всего мира!» Не только российскую действительность должна изменить революция, она перевернет жизнь на всей земле. Исключительную роль в изменении мировой цивилизации призван сыграть русский народ. При этом поэт отрицал какое-либо значение иных наций в переустройстве земной жизни. Их «сынам не постичь» «наше северное чудо», – считал Есенин. Он даже угрожал:

И тебе говорю, Америка,
Отколотая половина земли, –
Страшись по морям безверия
Железные пускать корабли!

Не отягивай чугунной радугой
Нив и гранитом – рек.
Только водью свободной Ладоги
Просверлит бытие человек.

Нельзя не сознавать опасности подобных идей. Ведь они в конечном счете сводятся к тому, что один народ имеет право навязать свою волю другому народу. И Есенин заявляет: российские «голод, холод и людоедство гораздо лучше «европейской северянинщины жизни». «На Западе все зашло в тупик», – утверждает он. А раз так, то «спасет и перестроит их только нашествие таких варваров, как мы».

Вера в русский мессианизм проистекала у Есенина из горячей любви к своей стране и ее необозримым просторам. Чувство любви к отчизне у поэта настолько сильно, что оно распространялось даже на те стороны жизни России, которые, может быть, и не стоило любить. Так, в стихотворении «О родина!» поэт заявлял: «люблю твои пороки, и пьянство, и разбой…». А в произведении «Синее небо, цветная дуга…» писал:

Многих ты, родина, ликом своим
Жгла и томила по шахтам сырым.
………. ……… ……….. ………
Только я верю: не выжить тому,
Кто разлюбил твой острог и тюрьму…
Вечная правда и гомон лесов
Радуют душу под звон кандалов.

Есенин не делал разницы между сильными сторонами родины и ее мнимыми достоинствами. Он был полностью солидарен с точкой зрения В.Розанова, утверждавшего, что счастливую и великую родину любить не великая вещь, и что любить мы ее должны, когда она слаба, мала, унижена, глупа, наконец, даже порочна.

«Я люблю Родину, я очень люблю Родину» (По страницам лирики С.Есенина и А.Блока)

Большинство поэтов «серебряного века» затрагивают в

своих произведениях тему любви к родине. Начало XX века - время борьбы между старым и новым, время крупных поворотов в истории России. И конечно, Сергей Есенин и Александр Блок не могли остаться равнодушными к судьбе своей страны. Уже в ранних стихотворениях этих поэтов мы видим, насколько сильна их любовь к русской природе, к родному краю. Природа и родина неразрывны в их творчестве. Своеобразие стихотворений Есенина в том, что в них передано чувство единства человека с окружающим миром. В сердце Есенина с юных лет запала Россия. И костер зари, и плеск волн, и серебристая луна, и шелест

тростника, и необъятная небесная синь, и голубая гладь озер - вся красота родного края с годами отлилась в стихи, полные любви к русской земле. Автор по-дружески беседует с кленом, с любовью говорит о ветерке, ласково разговаривает с березой. Через эти пейзажи передается огромная любовь к родине:

О Русь - малиновое попе

И синь, упавшая в реку,-

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску.

Таким же неиссякаемым любовным чувством наполнено самобытное творчество А. Блока. Поэт в своих стихах

любуется русской природой, преклоняется перед ее красотой, перед ее необыкновенной прелестью и в то же время простотой:

Это единственное - Россия... еще леса, поляны,

И проселки, и шоссе,

Наша русская дорога,

Наши русские туканы,

Наши шелесты в овсе...

Блок говорит о том единственном, что спасает его в это

нелегкое время, что выводит из «постылого круга бытия»,

что проливает в душу мир и покой.

В произведениях Блока мы ощущаем его любовь к русскому человеку и гордость за него, понимаем как искренне

переживает Блок за судьбу многострадального русского

Земное сердце стынет вновь,

Но стужу я встречаю грудью.

Храню я к людям на безлюдья

Неразделённую любовь.

Нечто похожее мы встречаем и в есенинских стихах. Он с раннего детства был привязан к деревне, к простому русскому народу. Для меня стихи Есенина - пример безграничной преданности родине: в трудные исторические времена Есенин не отказался от своей Родины, приняв Октябрьскую революцию. В своих стихах он сравнивал это время с бурей, с вихрем, который посеял во всем мире панику, который сносит все на своем пути: Понакликали черные вороны: Грозным бедам широкий простор, кружит вихорь леса во все стороны, Машет саваном пена с озер.

Не только Есенин сравнивает эти грозные времена с бурей, ветром. Такие же ощущения отразились в поэме Блока «Двенадцать».

Поэма «Двенадцать» объединяет все основные темы блоковской поэзии. Блок двойственно относится к революционным событиям: с одной стороны, это страшный «черный ветер», сметающий все старое, с другой - ветер, несущий перемены, новую жизнь и надежду: Черный ветер. Белый снег. Ветер, ветер!

На ногах не стоит человек. Ветер, ветер - На всем Божьем свете.

Оба поэта всей душой, всем сердцем хотели помочь России. Есенин в патриотическом порыве пытается взвалить часть невзгод на свои молодые плечи, и поэтому некоторые его стихи звучат как клятва верности Отчизне: Если кликнет рать святая: Кинь ты Русь, живи в раю! Я скажу: Не надо рая, Дайте родину мою,

Блок же в своем стремлении помочь призывает к действию. В его стихах чувствуется невероятная активность, желание что-то изменить и огромная вера в будущее: О, я хочу безумно жить: Все сущее - увековечить, Безличное - вочеловечить, Несбывшееся - воплотить.

И Есенин, и Блок мечтали о счастье своего народа, хотели видеть Россию свободной и великой. Мы чувствуем это в их стихах. Есенин писал: «Моя лирика жива одной большой любовью - любовью к родине». Или слова Блока: «Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь». В поэзии Блока и Есенина уже не одно поколение находит для себя очень важное и сокровенное, учится любить свою Родину:

Есть ответ в коих стихах тревожных: Их тайный жар тебе поможет жить.