Юрий Фёдорович Лисянский (2 августа 1773, Нежин - 22 февраля 1837, Петербург) - российский мореплаватель и исследователь. Капитан первого ранга.

Биография

Родился в семье протоиерея в городе Нежине. Обучаясь в Морском кадетском корпусе, подружился с И. Ф. Крузенштерном.

В 1793-1799 годах был на стажировке в Англии.

В 1803-1806 годах Иван Крузенштерн и Юрий Лисянский на шлюпах «Надежда» и «Нева» совершили первую русскую кругосветную экспедицию. Лисянский командовал «Невой» и открыл один из Гавайских островов, названный его именем (остров Лисянского). Лисянский первым описал Гавайи в книге «Путешествие вокруг света» (1812). За свои заслуги получил чин капитана 2 ранга, орден Святого Владимира 3-й степени, денежную премию и пожизненную пенсию.

В 1807–1808 годах командовал кораблями «Зачатие Святой Анны», «Эмгейтен» и отрядом из 9 судов, участвовал в боевых действиях против флотов Англии и Швеции.

В 1809 году вышел в отставку в чине капитана 1-го ранга. Опубликовал на основе путевых записей книгу «Путешествие вокруг света» в 1812 году, позже лично перевёл её на английский язык и в 1814 году издал в Лондоне.

Похоронен в «Некрополе мастеров искусств» на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры (Санкт-Петербург). Постановлением Правительства РФ № 527 от 10 июля 2001 года надгробие могилы Юрия Лисянского определено как объект исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения.

Память о Юрии Лисянском

  • В честь Юрия Фёдоровича Лисянского названы:
    • необитаемый остров Лисянского в Гавайском архипелаге, открытый им 15 октября 1805 года во время первого русского кругосветного плавания;
    • мыс, пролив и полуостров в Александровском архипелаге у побережья Аляски (1883);
    • бухта Лисянского. Название дано в 1888 году Бюро рыболовства США. Изменено в 1929 году Береговой охраной США на Барлинг;
    • залив в Александровском архипелаге (1908);
    • подводная гора в Охотском море в районе Курильских островов, открытая научно-исследовательским судном «Витязь» в 1949-1955 годах;
    • полуостров на северном побережье Охотского моря, на крайнем востоке Хабаровского края;
    • река в Александровском архипелаге, названная по заливу Лисянского (1955).
    • улица и сквер в г. Нежине Черниговской обл. (Украина)
  • В 1965 году в СССР был построен дизель-электрический ледокол проекта 97, получивший имя «Юрий Лисянский». Ледокол продолжает работать, в 2008 году он получил разрешение на эксплуатацию до 2017 года.
  • В 1974 году в г. Нежине Черниговской обл. (Украина) был установлен памятник в одноименном сквере в центре города рядом с домом, где родился Ю. Ф. Лисянский и церковью, где он был крещен и где служил протоиереем его отец. Скульптор К.В.Годулян
  • В 1993 году Банком России выпущена серия памятных монет «Первое русское кругосветное путешествие».
  • В 1998 году, в честь 225-летия со дня рождения Юрия Лисянского, Почта России выпустила марку, посвящённую этому событию, а Почта Украины - серию почтовых марок.
  • Почта России в 2003 году выпустила марку в честь 200-летия экспедиции Ивана Крузенштерна и Юрия Лисянского.
  • В 2008 году авиакомпания Аэрофлот в честь Юрия Лисянского назвала один из своих самолетов Airbus A320(VP-BZQ).

    Почтовая марка России, 1998 год

    Почтовая марка Украины, 1998 год

    Памятная монета ЦБ РФ

Литература

  • Лупач В. С. И. Ф. Крузенштерн и Ю. Ф. Лисянский: [Очерк]. - М.: Гос. изд. геогр. лит., 1953. - 47 с. - 100 000 экз.
  • Северов П. Ф. Мореплаватель из города Нежина // Морские были: Рассказы: Для сред. и ст. шк. возраста. - Переизд. - Киев: Веселка, 1982. - 271 с. - 50 000 экз.
  • Фирсов И. И. Лисянский. - М.: Молодая гвардия, 2002. - 285 с. - (Жизнь замечательных людей; Вып. 1018 ). - 5000 экз. - ISBN 5-235-02451-6.
  • Штейнберг Е. Л. Жизнеописание русского мореплавателя Юрия Лисянского. - Воениздат, 1948.

(1773 - 1837)

В истории русского флота и географической науки имя Ю. Ф. Лисянского связано с первым русским путешествием вокруг света, организатором и руководителем которого он являлся наряду с И. Ф. Крузенштерном. Удачное завершение первого кругосветного плавания способствовало установлению регулярных экономических и политических связей со странами Востока, и прежде всего с русскими поселениями на северо-западных берегах Америки.

Ю. Ф. Лисянский родился 2 августа 1773 г. в г. Нежине. В 1783 г. Лисянский поступил в Морской корпус. С производством в 1786 г. в гардемарины, для Лисянского начинается новая жизнь - жизнь на море: он участвует в первом плавании на Балтике на учебном судне, а в 1788 году в связи с военными событиями (войнами с Турцией и Швецией) Лисянский досрочно, до окончания корпуса, был направлен на эскадру адмирала Грейга, действовавшего на Балтике. На фрегате «Подражислав» он принимал участие в морских сражениях при Гогланде, Эланде, Ревеле. С 1790 по 1793 г. Лисянский служил в Балтийском флоте. В конце 1793 Г., уже в чине лейтенанта, Лисянский был направлен в числе лучших флотских офицеров в Англию для окончания обучения и приобретения практических навыков. Семь лет службы в английском флоте были для Лисянского прекрасной практической школой. За это время Лисянский совершил ряд дальних плаваний: с 1794 по 1796 г. он плавал на фрегате «Луазо» у берегов Северной Америки, участвовал в военных операциях против французов, совершил плавание в Вест-Индию (побывав на островах Антигуа и Нерис). В этот же период Лисянский путешествовал по Северо-Американским Соединенным Штатам - побывал в Филадельфии, Бостоне и Нью-Йорке, осмотрел коммерческие порты, верфи, доки и ряд промышленных предприятий, познакомился также с политическими деятелями Америки и был лично принят президентом Джорджем Вашингтоном.

С 1797 то 1799 г. Лисянский плавал на английских военных кораблях «Резонабл» и «Септр» в Индию. Во время этого плавания Лисянский сделал подробное описание острова Св. Елены, отметив его вулканическое происхождение; в Южной Африке он ознакомился с бытом голландских колонистов, собирал коллекции местной флоры и раковин, в Индии он наглядно увидел результаты колониальной политики англичан. Во всех своих путешествиях Лисянский не довольствовался поверхностными «туристскими» наблюдениями, в нем уже ярко сказывался пытливый ум серьезного исследователя.

В 1800 г., после семилетнего пребывания в заграничных плаваниях, Лисянский в чине капитан-лейтенанта вернулся на родину - в Кронштадт, обогащенный большим опытом и знаниями в области навигации, метеорологии, морской астрономии, а также в морской тактике; значительно пополнились его знания и в области естественных наук.

В 1803 - 1806 гг. Лисянский совершил свое замечательное кругосветное плавание, это было первое русское путешествие вокруг света.

Начальником экспедиции, для которой было решено снарядить два корабля, был назначен Крузенштерн, а его помощником - Лисянский. Вся подготовка экспедиции - покупка судов и научного оборудования, провизии и одежды, подбора команды и офицерского состава, - вся организационная работа по экспедиции была Лисянским умело выполнена.

На корабль «Нева», которым командовал Лисянский, было возложено 1) доставить факториям Русской Америки продовольственные и другие товары, 2) обследовать положение русско-американских колоний, 3) доставить оттуда партию пушнины в Кантон.

26 июля 1803 г. «Надежда» и «Нева» вышли в море. Кораблям в этом плавании предстояло пройти из Кронштадта по Северному морю к берегам Великобритании, оттуда в Атлантический океан к берегам Южной Америки; далее по Тихому океану до острова Кадьяк и Аляски, причем последний отрезок пути, от Гавайских островов до Кадьяка, «Нева» должна была совершать самостоятельно. Местом встречи кораблей на обратном пути был выбран китайский порт Кантон, откуда оба судна вместе должны были возвращаться на родину по маршруту: Индонезия - Индийский океан - мыс Доброй Надежды - Атлантический океан - Европа. Таким образом, небольшим ярусным кораблям предстояло пересечь три океана, посетить мало изученные острова и прибрежные воды, где мореплаватели могли встретить ряд опасностей.

Все это нужно было совершить с командами, не имевшими опыта дальних плаваний, ибо русские корабли до того не плавали южнее северного тропика. И все это было успешно преодолено благодаря мужеству и отваге команд, знаниям, большому морскому опыту и навигационному искусству командиров Крузенштерна и Лисянского. Только один раз «Нева» села на коралловый риф в том месте, где по картам его нельзя было ожидать.

На протяжении всего путешествия Лисянский вел разнообразные наблюдения: он производил астрономические определения широт и долгот посещенных пунктов. Лисянский вел наблюдения и над морскими течениями, при этом он не только исправил неточности в описаниях течений, составленных Куком, Ванкувером и другими западноевропейскими учеными, но совместно с Крузенштерном открыл неизвестные тогда межпассатные противотечения в Атлантическом и Тихом океанах. В описании своего путешествия Лисянский дал ряд практических указаний о наиболее удобных гаванях, возможных опасностях на пути и т. п.; произвел детальное описание береговой линии посещенных им побережий и съемку островов (Кадьяк и других) у побережья Аляски. В Аляскинском заливе было открыто два острова - Чичагова и Круза. Кроме того, в западной группе Гавайских островов Лисянским был открыт небольшой коралловый остров, названный, по настоянию команды «Невы», островом Лисянского. Открытие острова имело не только научное, но и практическое значение: лежащий посреди отмелей и коралловых рифов остров представлял немалую опасность для кораблей.

Во время путешествий Лисянский составил всестороннее географическое описание островов Тенерифа, Св. Екатерины, Пасхи, Маркизовых, Вашингтоновых, Гавайских, Кадьяка и Ситкинских, собрал богатые коллекции и обширный материал по этнографии (нравам, обычаям, языкам, хозяйству, условиям труда, религиозным верованиям) различных племен и народностей тихоокеанских земель.

На основании собранного материала Лисянским был состав лен и издан физико-географический атлас. Кроме научных наблюдений, Лисянский полностью выполнил и задачи, возложенные на него Русско-американской компанией.

Научные результаты экспедиции были весьма значительны, велико было и ее политическое значение: впервые русские корабли обошли вокруг света, проникнув в самые отдаленные от Америки страны Тихого океана - в Японию и Китай. В прославлении русского флота сыграл видную роль и самый факт безостановочного перехода «Невы» из Южного Китая в Великобританию, совершенный в 142 дня без повреждений и потерь: этот переход показал всему миру высокие качества русских моряков. До сих пор этот длительный переход является образцом искусства дальнего мореплавания и говорит о том, что Лисянский был, без сомнения, одним из лучших морских офицеров русского флота того времени.

После окончания кругосветного плавания Лисянский был произведен в капитаны 2-го ранга и награжден медалью, специально выбитой в честь первого русского плавания вокруг света.

С 1803 по 1808 г. Лисянский служил во флоте на Балтийском море. В 1809 г. в чине капитана 1-го ранга он вышел в отставку.

В 1812 г. Лисянский издал на собственный счет описание своего трехлетнего кругосветного плавания под названием «Путешествие вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806 гг. на корабле «Нева»; в 1814 г. он сам перевел его на английский язык.

Эта книга рисует автора не только как выдающегося специалиста в области морского дела, прекрасно владевшего математикой, астрономией, навигацией и рядом других морских наук, но и как пытливого исследователя, обладавшего большим запасом географических знаний; об этом свидетельствуют и составленные им во время путешествия разносторонние географические описания посещенных мест, изданный им атлас и др.

Именем Лисянского назван остров в группе Гавайских островов в Тихом океане, полуостров на побережье Охотского моря и гора на Сахалине.

Библиографию сочинений Ю. Ф. Лисянского и о нем см. в очерке об И. Ф. Крузенштерне в настоящем томе.

Юрий Лисянский родился 2 августа 1773 года в городе Нежине (сегодня территория Черниговской области Украины) в семье протоирея. Его отец был протоиреем нежинской церкви Святого Иоанна Богослова. Про детство будущего мореплавателя известно крайне мало. Абсолютно точно можно сказать, что уже в детские годы у него была тяга к морю. В 1783 году он был передан на воспитание в Морской кадетский корпус в Петербурге, где подружился с будущим адмиралом Иваном Крузенштерном. На 13-м году жизни 20 марта 1786 года Лисянский был произведен в гардемарины.

В возрасте 13 лет, досрочно окончив кадетский корпус вторым по списку успеваемости, Юрий Лисянский был отправлен гардемарином на 32-пушечный фрегат «Подражислав», который входил в состав Балтийской эскадры адмирала Грейга. На борту этого корабля он принял боевое крещение во время очередной войны со Швецией 1788-1790 годов. Лисянский участвовал в Гогландском сражении, а также сражениях при Элланде и Ревеле. В 1789 году он был произведен в мичманы. До 1793 года Юрий Лисянский служил на Балтийском флоте, стал лейтенантом. В 1793 году по велению императрицы Екатерины II в числе 16-ти лучших морских офицеров он был отправлен в Англию для прохождения службы-стажировки в британском флоте.


За границей он провел несколько лет, которые вместили в себя огромное количество событий. Он не только непрерывно совершенствовался в мореходной практике, но и принимал участие в походах и сражениях. Так он участвовал в боях Королевского флота против республиканской Франции и даже отличился при пленении французского фрегата «Элизабет», но был при этом контужен. Лисянский сражался с пиратами в водах возле Северной Америки. Он бороздил моря и океаны практически по всему земному шару. Совершил путешествие по США, а в Филадельфии даже состоялась его встреча с первым президентом США Джорджем Вашингтоном. На американском корабле он побывал в Вест-Индии, где чуть не погиб в начале 1795 года от желтой лихорадки, сопровождал английские караваны у берегов Индии и Южной Африки. Также Юрий Лисянский обследовал, а затем описал остров Святой Елены, изучил колониальные поселения Южной Африки и иные географические объекты.

27 марта 1798 года по возвращении в Россию Юрий Лисянский получил звание капитан-лейтенанта. Он вернулся назад обогащенный большим количеством знаний и опытом в области метеорологии, навигации, морской астрономии, морской тактики. Существенно расширились и его звания в области естественных наук. Вернувшись назад в Россию, он сразу же получил назначение капитаном на фрегат «Автроил» на Балтийском флоте. В ноябре 1802 года его как участника 16 морских кампаний и двух крупных морских сражений наградили орденом Святого Георгия 4-й степени. Вернувшись из-за границы, Лисянский привез с собой не только огромный накопленный опыт в области морских сражений и мореплавания, но и богатые теоретические знания. В 1803 году в Петербурге была издана книга Клерка «Движение флотов», которая обосновывала тактику и принципы морского боя. Над переводом этой книги на русский язык работал лично Юрий Лисянский.

Одним из самых главных событий в его жизни стало кругосветное морское путешествие, в которое он отправился в 1803 году. Предпосылкой к организации данного путешествия стало то, что Российско-Американская компания (торговое объединение, которое было создано в июле 1799 года в целях освоения территории Русской Америки и Курильских островов) высказалась за проведение специальной экспедиции для защиты и снабжения русских поселений, расположенных на Аляске. Именно с этого и начинается подготовка первой русской кругосветной экспедиции. Первоначально проект экспедиции был представлен министру военно-морских сил графу Кушелеву, однако не нашел у него поддержки. Граф не верил в то, что столь сложное предприятие окажется под силу российским морякам. Ему вторил привлеченный к оценке проекта экспедиции в качестве эксперта адмирал Ханыков. Адмирал настоятельно рекомендовал нанять для проведения первой кругосветки под российским флагом моряков из Англии.

Иван Крузенштерн и Юрий Лисянский


К счастью, в 1801 году министром военно-морских сил России стал адмирал Н. С. Мордвинов, который не только поддержал идею Крузенштерна, но и посоветовал ему приобрести для плавания два корабля, для того чтобы они в случае надобности могли помочь друг другу в опасном и долгом плавании. Одним из руководителей экспедиции был назначен капитан-лейтенант Лисянский, который осенью 1802 года вместе с корабельным мастером Разумовым отправился в Англию, чтобы купить два шлюпа для экспедиции и часть снаряжения. В Англии он приобрел 16-пушечный шлюп «Леандр» водоизмещением 450 тонн и 14-пушечный шлюп «Темза» водоизмещением 370 тонн. Первый шлюп после покупки получил название «Надежда», а второй – «Нева».

К лету 1803 года оба корабля были готовы к кругосветному плаванию. Путь их начался с Кронштадтского рейда. 26 ноября того же года оба шлюпа – «Надежда» под командованием Крузенштерна и «Нева» под командованием Лисянского первый раз в истории российского флота пересекли экватор. В настоящее время имя Лисянского несправедливо находится в тени всемирно известного путешественника адмирала Крузенштерна, как инициатора и руководителя экспедиции, и второго не менее известного участника данной экспедиции камергера Н. П. Резанова, который покорил сердце испанской красотки Кончиты, и стараниями драматургов и поэтов обрел бессмертие в виде драматической истории «Юнона» и «Авось», известной во всем мире.

Между тем Юрий Фёдорович Лисянский, наряду с Крузенштерном и Резановым, являлся одним из руководителей знаменитой сегодня экспедиции. При этом шлюп «Нева», которым он управлял, большую часть путешествия проделал самостоятельно. Это следовало как из планов самой экспедиции (у кораблей были свои отдельные задания), так и из погодных условий. Очень часто из-за штормов и тумана российские суда теряли друг друга из виду. Помимо этого, выполнив все возложенные на экспедицию задачи, обогнув Землю и совершив беспрецедентный одиночный переход от берегов Китая в Великобританию (без заходов в порты), шлюп «Нева» вернулся назад в Кронштадт раньше «Надежды». Следуя самостоятельно, Лисянский первым в мировой истории мореплавания сумел провести корабль без заходов в порты и стоянок от берегов Китая до английского Портсмута.



Стоит отметить, что Лисянскому первое успешное российское кругосветное плавание было обязано многим. Именно на плечи этого офицера легли заботы по поиску и приобретению судов и снаряжения для экспедиции, подготовка моряков и решение большого количества «технических» вопросов и проблем.

Именно Лисянский и экипаж его корабля стали первыми отечественными кругосветными мореплавателями. «Надежда» прибыла в Кронштадт лишь через две недели. В то же время вся слава кругосветного мореплавателя досталась Крузенштерну, который первым опубликовал подробное описание путешествия, это произошло на 3 года раньше, чем публикация воспоминаний Лисянского, который считал задания по долгу службы более важными, чем оформление публикаций для Географического общества. Но и сам Крузенштерн видел в своем друге и коллеге в первую очередь человека послушного, беспристрастного, усердного к общей пользе и очень скромного. При этом заслуги Юрия Фёдоровича были оценены государством. Он получил чин капитана 2-го ранга, был награжден орденом Святого Владимира 3-й степени, а также получил денежную премию в размере 10 тысяч рублей от Российско-Американской компании и пожизненную пенсию в размере 3 тысячи рублей. Но самым главным подарком стала памятная золотая шпага с надписью «Благодарность команды корабля «Нева», которую подарили ему офицеры и матросы шлюпа, перенесшие вместе с ним тяготы кругосветного путешествия.

Скрупулезность, с которой Лисянский делал астрономические наблюдения во время кругосветного путешествия, определял широту и долготу, устанавливал координаты островов и гаваней, где останавливалась «Нева», приближала его измерения 200-летней давности к современным данным. Во время экспедиции он перепроверил карты Гаспарского и Зондского проливов, уточнил очертания Кадьяка и иных островов, которые прилегали к северо-западному побережью Аляски. Кроме того он открыл небольшой необитаемый остров, входящий в состав Гавайского архипелага, сегодня этот остров носит имя Лисянского. Также в ходе экспедиции Юрий Лисянский собрал богатую личную коллекцию различных предметов, в нее вошли одежда, оружие, утварь разных народов, а также кораллы, раковины, куски лавы, обломки горных пород из Бразилии, Северной Америки, с островов Тихого океана. Собранная им коллекция стала достоянием Русского Географического общества.



В 1807-1808 годах Юрий Лисянский командовал военными кораблями «Зачатие Святой Анны», «Эмгейтен», а также отрядом из 9 боевых судов. Он принимал участие в боевых действиях против флотов Великобритании и Швеции. В 1809 году он вышел в отставку в звании капитана I ранга. Выйдя в отставку, он занялся приведением в порядок собственных путевых записей, которые он вел в форме дневника. Эти записи были опубликованы только в 1812 году, после чего он также перевел свои труды на английский и издал их в 1814 году в Лондоне.

Умер знаменитый российский мореплаватель и путешественник 22 февраля (6 марта по новому стилю) 1837 года в Петербурге. Лисянского похоронили на Тихвинском кладбище (Некрополь мастеров искусств) в Александро-Невской лавре. На могиле офицера был установлен памятник, который представляет собой гранитный саркофаг с бронзовым якорем и медальоном с изображением жетона участника кругосветного плавания на шлюпе «Нева». Впоследствии его именем были названы не только географические объекты, среди которых остров в Гавайском архипелаге, гора на Сахалине и полуостров на побережье Охотского моря, но и советский дизель-электрический ледокол, выпущенный в 1965 году.

По материалам из открытых источников

ЮРИЙ ФЕДОРОВИЧ ЛИСЯНСКИЙ, 1773-1837, участник первого русского кругосветного путешествия, известный сотрудник знаменитого адмирала Крузенштерна, родился 2 Августа 1773 года. Воспитанник Морского корпуса с 1783 г., Лисянский 20 Марта 1786 г, был произведен в гардемарины. Во время Шведской войны был в крейсерстве у Гельсингфорса и на фрегате «Подражислав» участвовал в Готландском сражении; в 1789 г. был произведен в мичманы и участвовал, в этом году и в следующем, во всех крупных морских боях со шведами. В 1793 г. произведен в лейтенанты и командирован в Англию для службы «волонтером» на судах Английского флота. Здесь он участвовал в морских cpaжeнияx с французами и плавал около берегов Африки, Азии и Америки. По возвращении в Россию, Лисянский был произведен в капитан-лейтенанты 27 Марта 1798 г. и назначить командиром фрегата «Автропл». В 1805 г., за 18 морских кампаний, получил орден св. Георгия 4 класса . В этом же году издал переведенную им с английского книгу Клерка «Движение флотов». Командуя шлюпом «Нева», отправился вместе с Крузенштерном (шлюп «Надежда») в кругосветное путешествие, с целью достичь морем берегов Российско-Американских колоний; при этом он заходил на острова Тенериф и св. Екатерины, в Бразилии. В 1804 г., обогнув мыс Горн, Лисянский, на Сандвичевых островах, отделился от шлюпа «Надежда» и взял самостоятельный курс на о. Кадьяк, потом отправился к Ситхе, где оказал помощь главному начальнику русских Северо - Американских колоний, Баранову, в возвращении взятого и разоренного г. Новоархангельска. В 1805 г., на возвратном пути, открыл острова Лисянского и Крузенштерна и в Кантоне опять соединился с «Надеждой». Обогнув мыс Доброй Надежды, после 142-дневного плавания, Лисянский пришел в Портсмут, а оттуда 26 июня 1806 г. возвратился в Кронштадт и был произведен в капитаны 2 ранга. В 1809 г., 8 Января, Лисянский был уволен от службы. В 1812 г. он издал описание своего кругосветного плавания, обнаружив выдающуюся наблюдательность. Заглавие книги: «Путешествие вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806 годах», с приложением обстоятельного и точного Атласа. Позднее свое сочинение Лисянский перевел на английский язык и издал в Лондоне в 1814 году. Книги эти в настоящее время довольно редки, а имя путешественника предано незаслуженному забвению. Насколько помнят еще Крузенштерна, настолько же мало известен, вне круга специалистов, спутник и его сотрудник Лисянский.
Ю. Ф. Лисянский умер в Петербурге, в чине капитана 1 ранга, 22 февраля 1837 года и похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.
(С портрета, пастелью, из собрания Великого Князя Николая Михайловича.)

Ордена Российской империи (3)

6 марта 2017 года исполняется 180 лет со дня смерти известного российского офицера, мореплавателя и путешественника Юрия Федоровича Лисянского. Он навсегда вписал свое имя в историю, совершив в качестве командира шлюпа «Нева» первое российское кругосветное плавание (1803-1806 годы) в рамках экспедиции организованной Иваном Фёдоровичем Крузенштерном.

Юрий Лисянский родился 2 апреля 1773 года в городе Нежине (сегодня территория Черниговской области Украины) в семье протоирея. Его отец был протоиреем нежинской церкви Святого Иоанна Богослова. Про детство будущего мореплавателя известно крайне мало. Абсолютно точно можно сказать, что уже в детские годы у него была тяга к морю. В 1783 году он был передан на воспитание в Морской кадетский корпус в Петербурге, где подружился с будущим адмиралом Иваном Крузенштерном. На 13-м году жизни 20 марта 1786 года Лисянский был произведен в гардемарины.


В возрасте 13 лет, досрочно окончив кадетский корпус вторым по списку успеваемости, Юрий Лисянский был отправлен гардемарином на 32-пушечный фрегат «Подражислав», который входил в состав Балтийской эскадры адмирала Грейга. На борту этого корабля он принял боевое крещение во время очередной войны со Швецией 1788-1790 годов. Лисянский участвовал в Гогландском сражении, а также сражениях при Элланде и Ревеле. В 1789 году он был произведен в мичманы. До 1793 года Юрий Лисянский служил на Балтийском флоте, стал лейтенантом. В 1793 году по велению императрицы Екатерины II в числе 16-ти лучших морских офицеров он был отправлен в Англию для прохождения службы-стажировки в британском флоте.

За границей он провел несколько лет, которые вместили в себя огромное количество событий. Он не только непрерывно совершенствовался в мореходной практике, но и принимал участие в походах и сражениях. Так он участвовал в боях Королевского флота против республиканской Франции и даже отличился при пленении французского фрегата «Элизабет», но был при этом контужен. Лисянский сражался с пиратами в водах возле Северной Америки. Он бороздил моря и океаны практически по всему земному шару. Совершил путешествие по США, а в Филадельфии даже состоялась его встреча с первым президентом США Джорджем Вашингтоном. На американском корабле он побывал в Вест-Индии, где чуть не погиб в начале 1795 года от желтой лихорадки, сопровождал английские караваны у берегов Индии и Южной Африки. Также Юрий Лисянский обследовал, а затем описал остров Святой Елены, изучил колониальные поселения Южной Африки и иные географические объекты.

27 марта 1798 года по возвращении в Россию Юрий Лисянский получил звание капитан-лейтенанта. Он вернулся назад обогащенный большим количеством знаний и опытом в области метеорологии, навигации, морской астрономии, морской тактики. Существенно расширились и его звания в области естественных наук. Вернувшись назад в Россию, он сразу же получил назначение капитаном на фрегат «Автроил» на Балтийском флоте. В ноябре 1802 года его как участника 16 морских кампаний и двух крупных морских сражений наградили орденом Святого Георгия 4-й степени. Вернувшись из-за границы, Лисянский привез с собой не только огромный накопленный опыт в области морских сражений и мореплавания, но и богатые теоретические знания. В 1803 году в Петербурге была издана книга Клерка «Движение флотов», которая обосновывала тактику и принципы морского боя. Над переводом этой книги на русский язык работал лично Юрий Лисянский.

Одним из самых главных событий в его жизни стало кругосветное морское путешествие, в которое он отправился в 1803 году. Предпосылкой к организации данного путешествия стало то, что Российско-Американская компания (торговое объединение, которое было создано в июле 1799 года в целях освоения территории Русской Америки и Курильских островов) высказалась за проведение специальной экспедиции для защиты и снабжения русских поселений, расположенных на Аляске. Именно с этого и начинается подготовка первой русской кругосветной экспедиции. Первоначально проект экспедиции был представлен министру военно-морских сил графу Кушелеву, однако не нашел у него поддержки. Граф не верил в то, что столь сложное предприятие окажется под силу российским морякам. Ему вторил привлеченный к оценке проекта экспедиции в качестве эксперта адмирал Ханыков. Адмирал настоятельно рекомендовал нанять для проведения первой кругосветки под российским флагом моряков из Англии.

Иван Крузенштерн и Юрий Лисянский


К счастью, в 1801 году министром военно-морских сил России стал адмирал Н. С. Мордвинов, который не только поддержал идею Крузенштерна, но и посоветовал ему приобрести для плавания два корабля, для того чтобы они в случае надобности могли помочь друг другу в опасном и долгом плавании. Одним из руководителей экспедиции был назначен капитан-лейтенант Лисянский, который осенью 1802 года вместе с корабельным мастером Разумовым отправился в Англию, чтобы купить два шлюпа для экспедиции и часть снаряжения. В Англии он приобрел 16-пушечный шлюп «Леандр» водоизмещением 450 тонн и 14-пушечный шлюп «Темза» водоизмещением 370 тонн. Первый шлюп после покупки получил название «Надежда», а второй - «Нева».

К лету 1803 года оба корабля были готовы к кругосветному плаванию. Путь их начался с Кронштадтского рейда. 26 ноября того же года оба шлюпа - «Надежда» под командованием Крузенштерна и «Нева» под командованием Лисянского первый раз в истории российского флота пересекли экватор. В настоящее время имя Лисянского несправедливо находится в тени всемирно известного путешественника адмирала Крузенштерна, как инициатора и руководителя экспедиции, и второго не менее известного участника данной экспедиции камергера Н. П. Резанова, который покорил сердце испанской красотки Кончиты, и стараниями драматургов и поэтов обрел бессмертие в виде драматической истории «Юнона» и «Авось», известной во всем мире.

Между тем Юрий Фёдорович Лисянский, наряду с Крузенштерном и Резановым, являлся одним из руководителей знаменитой сегодня экспедиции. При этом шлюп «Нева», которым он управлял, большую часть путешествия проделал самостоятельно. Это следовало как из планов самой экспедиции (у кораблей были свои отдельные задания), так и из погодных условий. Очень часто из-за штормов и тумана российские суда теряли друг друга из виду. Помимо этого, выполнив все возложенные на экспедицию задачи, обогнув Землю и совершив беспрецедентный одиночный переход от берегов Китая в Великобританию (без заходов в порты), шлюп «Нева» вернулся назад в Кронштадт раньше «Надежды». Следуя самостоятельно, Лисянский первым в мировой истории мореплавания сумел провести корабль без заходов в порты и стоянок от берегов Китая до английского Портсмута.


Стоит отметить, что Лисянскому первое успешное российское кругосветное плавание было обязано многим. Именно на плечи этого офицера легли заботы по поиску и приобретению судов и снаряжения для экспедиции, подготовка моряков и решение большого количества «технических» вопросов и проблем.

Именно Лисянский и экипаж его корабля стали первыми отечественными кругосветными мореплавателями. «Надежда» прибыла в Кронштадт лишь через две недели. В то же время вся слава кругосветного мореплавателя досталась Крузенштерну, который первым опубликовал подробное описание путешествия, это произошло на 3 года раньше, чем публикация воспоминаний Лисянского, который считал задания по долгу службы более важными, чем оформление публикаций для Географического общества. Но и сам Крузенштерн видел в своем друге и коллеге в первую очередь человека послушного, беспристрастного, усердного к общей пользе и очень скромного. При этом заслуги Юрия Фёдоровича были оценены государством. Он получил чин капитана 2-го ранга, был награжден орденом Святого Владимира 3-й степени, а также получил денежную премию в размере 10 тысяч рублей от Российско-Американской компании и пожизненную пенсию в размере 3 тысячи рублей. Но самым главным подарком стала памятная золотая шпага с надписью «Благодарность команды корабля «Нева», которую подарили ему офицеры и матросы шлюпа, перенесшие вместе с ним тяготы кругосветного путешествия.

Скрупулезность, с которой Лисянский делал астрономические наблюдения во время кругосветного путешествия, определял широту и долготу, устанавливал координаты островов и гаваней, где останавливалась «Нева», приближала его измерения 200-летней давности к современным данным. Во время экспедиции он перепроверил карты Гаспарского и Зондского проливов, уточнил очертания Кадьяка и иных островов, которые прилегали к северо-западному побережью Аляски. Кроме того он открыл небольшой необитаемый остров, входящий в состав Гавайского архипелага, сегодня этот остров носит имя Лисянского. Также в ходе экспедиции Юрий Лисянский собрал богатую личную коллекцию различных предметов, в нее вошли одежда, утварь разных народов, а также кораллы, раковины, куски лавы, обломки горных пород из Бразилии, Северной Америки, с островов Тихого океана. Собранная им коллекция стала достоянием Русского Географического общества.

В 1807-1808 годах Юрий Лисянский командовал военными кораблями «Зачатие Святой Анны», «Эмгейтен», а также отрядом из 9 боевых судов. Он принимал участие в боевых действиях против флотов Великобритании и Швеции. В 1809 году он вышел в отставку в звании капитана I ранга. Выйдя в отставку, он занялся приведением в порядок собственных путевых записей, которые он вел в форме дневника. Эти записи были опубликованы только в 1812 году, после чего он также перевел свои труды на английский и издал их в 1814 году в Лондоне.

Умер знаменитый российский мореплаватель и путешественник 22 февраля (6 марта по новому стилю) 1837 года в Петербурге. Лисянского похоронили на Тихвинском кладбище (Некрополь мастеров искусств) в Александро-Невской лавре. На могиле офицера был установлен памятник, который представляет собой гранитный саркофаг с бронзовым якорем и медальоном с изображением жетона участника кругосветного плавания на шлюпе «Нева». Впоследствии его именем были названы не только географические объекты, среди которых остров в Гавайском архипелаге, гора на Сахалине и полуостров на побережье Охотского моря, но и советский дизель-электрический ледокол, выпущенный в 1965 году.

По материалам из открытых источников