Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования №34»

Проект

по окружающему миру

«Разнообразие природы

родного края»

ученика 3Б класса

Шкляева Данилы

Тула, 2015


  • изучить разнообразие природы Тульской области;
  • научиться находить необходимую информацию.

География

  • Область расположена в центре Восточно-Европейской (Русской) равнины , занимая северо-восточную часть Среднерусской возвышенности (высоты до 293 м), в пределах степной и лесостепной зон. Протяженность территории области с севера на юг - 200 км, с запада на восток - 190 км.

Долина реки Осётр.


  • По характеру поверхности представляет собой пологоволнистую равнину, пересечённую долинами рек, балками и оврагами. Встречаются провальные воронки, котловины, подземные пустоты, пещеры (близ Венёва ) с длинными ходами, красивыми высокими гротами, покрытыми кальцитовыми натёками. Верхняя точка поверхности - 293 метра находится в деревне Раево Тёпло -Огаревского района (также самая высокая отметка Среднерусской возвышенности ), самая низкая естественная отметка - 108 метров - находится на берегу реки Ока на границе с Московской областью.

Церковь Богоявления Господня в селе Раево Тепло-Огаревского района Тульской области

Река Ока в районе музея-заповедника «Поленово»


Полезные ископаемые

Это множество фигурок из глины,

вылепленных посетителями пещеры.

  • В пределах области сосредоточено около половины месторождений Подмосковного угольного бассейна, оцениваемых в 1,5 млрд тонн (месторождения у поселений Агеевское, Смородинское, Донской, Щёкино и Венёв).
  • Обнаружено более 20 месторождений стронциевых руд с общими прогнозными ресурсами ок. 200 млн т.
  • На юго-западе крупные месторождения торфа. Значительны залежи различных строительных материалов, особенно известняков, разработки которых ведутся с XIV-XV веков (см. Гурьевские каменоломни), а также глин, песков и гипса. Имеются промышленные запасы железной руды, известны несколько источников минеральных вод.

Труднодоступные Гурьевские каменоломни - это три отдельных системы подземных ходов, на берегу реки Осётр. Добыча известняка производилась забойным методом.


Гидрография

  • Большинство рек (80 %) относится к бассейну Оки - самой крупной и единственной судоходной реки области, небольшая часть (20 %) - к бассейну Дона. Ока протекает по западной и северо-западной окраинам области; основные притоки - Упа, Осётр, Зуша. В восточной части области находятся истоки и участок верхнего течения реки Дон; его основные притоки - Непрядва и Красивая Меча. Основные водохранилища: Пронское, Шатское, Черепетское, Щёкинское и Любовское.

Красивая Меча

Непрядва


Осина

Растительность

Береза

Клен

  • Леса занимают около 3,37 тыс. км² или 13 % территории, 2,91 тыс. км² лесов составляют государственный лесной фонд, выполняя санитарно-оздоровительные функции. Леса в основном лиственные (дуб, береза, осина и др.). По границе с лесостепью проходит полоса широколиственных лесов (дубравы с липой, клёном, ясенем, ильмом и др.)

Животный мир

На территории области водятся волк, лисица, лось, кабан, косуля, выдра, хорь, заяц, белка, суслик, норка европейская, канадский бобр, рыжая вечерница и другие виды животных.


  • Из птиц наиболее распространены грачи, скворцы, ласточки, стрижи, воробьи, утки, кулики, куропатки, сороки.

  • Из рыб на территории Тульского края водятся плотва, окунь, лещ, щука, налим, карась белый, карась красный.

Пресмыкающиеся

  • Из пресмыкающихся на территории Тульского края водятся гадюка обыкновенная, медянка обыкновенная, уж.

Родная земля

Где вышел когда-то

К развилке дорог.

И понял, что это

Раздолье полей -

Частица великой

Отчизны моей.

(Г. Ладонщиков)

Холмы, перелески,

Луга и поля -

Родная, зелёная

Наша земля.

Земля, где я сделал

Свой первый шажок,


Урок с применением ИКТ

Класс: 3
Задачи урока:
Личностные:

Метапредметные:



оценивать результаты работы.
Предметные:
Ожидаемые результаты:


Организационный момент.
- Прозвенел звонок и вот
Начинается урок.
Мы за парты тихо сели,
Друг на друга посмотрели,
Улыбнулись от души,
До чего ж мы хороши!
Мы начнём урок, друзья.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие
Захотели вновь прийти!


Вводная беседа:



- Назовите тему проекта.


Формулировка темы урока







(В группе и индивидуально).

3. Защита проекта
А) 1 группа




Вначале работы:

После этого:

Сфотографировали их.


В конце работы:



Б) Заслушивание сообщений



Итог:
Что нового узнали?






В начале работы:
Распределили обязанности в группе. Каждый выбрал, за что будет отвечать при работе.

После этого:



Подготовили сообщения для представления.
В конце работы:

2. Подготовились к выступлению.
Сейчас заслушаем сообщения членов группы.

Полный сказок и чудес!

Кто в глуши твоей томится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи,
Ты же видишь, мы свои!

Г) Заслушивание сообщений


Итог:
- Интересными и полезными были сведения, представленные ребятами?
Что нового узнали?
ФИЗМИНУТКА
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.

Ветер сбивает росу.

Это к нам птицы летят.

Крылья сложили назад.
Г) Чтение стихотворения


- Чему учат эти стихи?
(Не губить природу)





(Зачитывание писем)

презентация результатов
1 группа – альбом



2 группа – газета



4.Проверка знаний
- Загадаем вам загадки,

Пришла из лесу птичница


Её в лесу всегда найдёшь,
Пойдем гулять и встретим,
Стоит колючая, как ёж,
Зимою в платье летнем.
В белом сарафане
Стала на поляне,
Летели синицы,
Сели на косицы.
(физминутка для глаз)



5.Итог урока

- Что особенно запомнилось?
_ Что показалось трудным?
6.Рефлексия (слайд 24)





полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным







Домашнее задание

- Урок закончен.



Урок с применением ИКТ
Тема урока: Защита проекта «Разнообразие природы родного края»
Класс: 3
Цель урока: создание условий для формирования целостного восприятия картины мира и осознание в нём места человека.
Задачи урока:
Личностные:
формировать собственный целостный взгляд на природу во взаимосвязи живой и неживой природы;
учить давать нравственно-этическую оценку личным поступкам и поступкам других людей по охране природы.
Метапредметные:
учить доносить свою позицию до других;
учить представлять результаты работы группы;
учить осуществлять поиск и обработку информации по теме;
развивать умение представлять информацию с использованием ИКТ;
оценивать результаты работы.
Предметные:
систематизировать знания о природе родного края.
Ожидаемые результаты:
обучающиеся научатся использовать разнообразные источники информации для поисков ответов на вопросы;
у обучающихся продолжится формирование умения слушать собеседника и признавать его точку зрения;
обучающиеся научатся обнаруживать взаимосвязи между живой и неживой природой.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, презентация, альбомные листы, шариковые ручки, альбом, стенгазета, благодарственные письма.Ход урока

Организационный момент.
- Прозвенел звонок и вот
Начинается урок.
Мы за парты тихо сели,
Друг на друга посмотрели,
Улыбнулись от души,
До чего ж мы хороши!
Мы начнём урок, друзья.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие
Захотели вновь прийти!
- Поприветствуйте друг друга, прикоснитесь ладошками и улыбнитесь друг другу, подарите окружающим частичку своей любви, тепла и радости.
- И я хочу подарить Вам частичку своего тепла.
Вводная беседа:
- Назовите тему раздела, по которому работали на уроках окружающего мира.
(Эта удивительная природа) (слайд 1)
-Сегодняшний урок – обобщающий, посвященный защите проекта.
- Назовите тему проекта.
(Разнообразие природы родного края).
- Наш родной край - Урал. Посмотрите на карту нашей области. Поделимся знаниями о природе нашего края. (слайд 2)
Формулировка темы урока
- Сформулируйте тему нашего урока:
(Защита проекта по теме «Разнообразие природы родного края») (3 слайд)
- Как вы думаете, что значит защитить проект?
(Представить результат исследовательской деятельности в группе – защищать проект)
- На какой главный вопрос мы должны ответить в ходе представления результатов проекта?
(Какие животные и растения есть в нашем крае)
- Получим ответы на дополнительные вопросы:
Какие деревья хорошо растут в нашем городе? Какие животные и растения живут в наших лесах? Какие животные и птицы занесены в Красную книгу?
- В какой форме работали над проектом?
(В группе и индивидуально).
-Сейчас представители групп познакомят с результатами работы и представят презентацию. Все во время защиты, внимательно слушайте, записывайте на листах интересные сведения, которые вам пригодятся для выполнения самостоятельной работы.
3. Защита проекта
- Приглашаю представителя первой группы. Они искали ответ на вопрос о разнообразии природы городских улиц.
А) 1 группа
- Наша группа искала ответ на вопрос о разнообразии природы городских улиц. Для этого мы:
1.Познакомились с деревьями, растущими на улицах нашего города.
2 .Познакомились с птицами, живущими в нашем городе.
3.Узнали, какие птицы занесены в Красную Книгу Урала.
4 .Решили, как познакомим с новой информацией одноклассников.
Вначале работы:
Распределили обязанности в группе. Каждый выбрал, за что будет отвечать при работе.
Нашли в библиотеке и в интернете необходимую литературу.
После этого:
Выбрали несколько растений и животных нашего города, интересных для нас.
Сфотографировали их.
Выбрали важные и интересные сведения для нас о растениях и животных нашего города.
Подготовили сообщения для представления.
В конце работы:
1.Подготовили альбом для презентации.
2. Подготовились к выступлению.
Сейчас заслушаем сообщения членов группы.
Б) Заслушивание сообщений

«Деревья наших улиц» (слайд 9)
«Птицы нашего города» (слайд 10) - В Красную книгу Урала занесен список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных и растений нашего края. Познакомимся с некоторыми из них.
«Птицы, занесенные в Красную книгу Урала» (слайд 11)
Итог:

- Приглашаю представителя второй группы. Они искали ответ на вопрос о разнообразии природы леса
В) 2 группа – Разнообразие природы леса»
- Наша группа искала ответ на вопрос о разнообразии природы леса нашего края. Для этого мы:
1.Познакомились с растениями леса нашего района.
2 .Познакомились с животными леса нашего района.
3.Узнали, какие животные занесены в Красную книгу Урала.
4 .Решили, как познакомим с этой информацией одноклассников.
В начале работы:
Распределили обязанности в группе. Каждый выбрал, за что будет отвечать при работе.
Посетили городской музей и познакомились с животными наших лесов.
После этого:
Выбрали несколько растений и животных леса, интересных для нас.
Подобрали литературу в библиотеке.
Выбрали важные и интересные сведения для нас о растениях и животных леса.
Подготовили сообщения для представления.
В конце работы:
1.Подготовили газету для презентации.
2. Подготовились к выступлению.
Сейчас заслушаем сообщения членов группы.
- Здравствуй, лес! Дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвоюНочью тёмной, грозовою?
Кто в глуши твоей томится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи,
Ты же видишь, мы свои!
- Заслушаем сообщения докладчиков.
Г) Заслушивание сообщений
«Деревья нашего леса» (слайд 17)
«Животные нашего леса» (слайд 18)
«Животные, занесенные в Красную книгу Урала» (слайд 19)
Итог:
- Интересными и полезными были сведения, представленные ребятами?
Что нового узнали?
ФИЗМИНУТКА
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем –
Крылья сложили назад.
- В нашем крае, как и в стране принимаются Законы об охране природы. Их нужно выполнять всем жителям для её сохранения.
Г) Чтение стихотворения
- Поэты и писатели тоже не остаются равнодушными к проблеме сохранения природы. Послушайте, о чем написал в стихотворении поэт Денис Колупаев и подумайте, к чему он нас призывает.
Не пилите, люди, тополяНе губите светлые их кроны.Их прохладу. Под листвой зелёнойСтонет, плачет, матушка – Земля –Не губите, люди, тополя!
Не пилите, люди, тополяВы не рвите светлую их песню.Шелест листьев. Их наряд чудесныйУмоляет матушка - Земля -Не пилите, люди, тополя!
- Чему учат эти стихи?
(Не губить природу)
- Охранять природу должны все: и дети, и взрослые.
- Есть и особая профессия – лесничий. Этот человек охраняет природу на лесных участках. (слайд 20)
- Лесничий Сухоложского района Иван Степанович сейчас сам вам об этом расскажет. Мы побеседовали с ним по телефону на эту тему. Прослушайте внимательно его рассказ и ответьте на вопрос: какую помощь по охране природы родного края вы можете оказать?
(Прослушивание интервью, заслушивание обучающихся)
- Будем продолжать защищать природу родного края. Дома с родителями вы подготовили благодарственные письма растениям и животным нашего края.
- Представители групп познакомят нас ними. Эти письма передадим в лесничество на конкурс.
(Зачитывание писем)
- В результате любой работы важен результат, представители групп представят их (слайд 21)
Д) Заключение – итог работы по проекту
презентация результатов
1 группа – альбом

Я работал в первой группе. Результаты работы мы решили оформить в виде альбома «Растения и животные улиц Сухого Лога».
Моя роль в группе – редактор. Я отвечал за оформление альбома. Оформить красиво альбом помогла моя мама. Вот такой альбом у нас получился.
2 группа – газета

Я работала во второй группе. Результаты работы мы решили оформить в виде газеты «Растения и животные леса Сухоложского района». Моя роль в группе – редактор. Я отвечала за создание газеты. Оформить красиво газету помогли моя мама и сестры. Вот такая газета у нас получилась
- Ребята, вы проделали большую работу к сегодняшнему уроку, узнали много нового, а сейчас давайте посмотрим, насколько хорошо вы запомнили то, что услышали.
4.Проверка знаний
- Загадаем вам загадки,
А в ответ мы ждём отгадки! (слайд 22)
Пришла из лесу птичница
В рыжей шубке – кур посчитать.
Не портной, а всю жизнь с иголками ходит.
Её в лесу всегда найдёшь,
Пойдем гулять и встретим,
Стоит колючая, как ёж,
Зимою в платье летнем.
В белом сарафане
Стала на поляне,
Летели синицы,
Сели на косицы.
- Для выполнения следующей работы на нужно подготовить глазки.
(физминутка для глаз)
- Проследите глазами за бабочкой.
- Следующее задание будете выполнять по группам (слайд 23)

Прочтите задание на слайде. Используйте листочки с записанными данными.
- Заслушаем представителей групп.
5.Итог урока
- Ответьте на вопрос: решили ли, по вашему мнению, задачи, поставленные на уроке?
- Что особенно запомнилось?
_ Что показалось трудным?
- А сейчас оцените свою работу.
6.Рефлексия (слайд 24)
1. На уроке я работал активно / пассивно
2. Своей работой на уроке я доволен / не доволен
3. Урок для меня показался коротким / длинным
4. За урок я не устал / устал5. Мое настроение стало лучше / стало хуже
6. Материал урока мне был понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
- Вы провели большую исследовательскую работу. Как руководителю проекта мне бы хотелось оценить каждого из вас за проделанную работу.
Справились с ролями фотографа и докладчика Саша и Данил;
Ответственно отнеслись к созданию газеты и журнала редакторы – Аня, Миша;
Подбирали и обрабатывали материал Никита, Максим, Саша;
Ответственно отнеслись к работе в группе Даниил, Маша.
Все эти ребята подобрали литературу в библиотеке.
- К следующему уроку я каждому поставлю отметку, в которой будут учтены моя оценка и ваша самооценка.
- С результатами работы познакомим родителей на собрании и выступим с презентацией перед ребятами 1 класса.
Домашнее задание
- Дома выполните задание творческого характера: составьте с помощью родителей или самостоятельно свой кроссворд по теме проекта (по группам).
- Урок закончен.


Проект по окружающему миру подготовила
учащаяся 3 класса Пихтовской СОШ Зубкова
Алёна под руководством учителя начальных
родного края»
родного края»
классов Зубковой Л.В.
классов Зубковой Л.В.
«Разнообразие природы
«Разнообразие природы


познакомиться с разнообразием животного мира Новосибирской
расширение представлений о разнообразии животного мира
Гипотеза: я предполагаю, что если мы будем больше знать о
я предполагаю, что если мы будем больше знать о
Гипотеза:
своём родном крае, то будем бережнее относиться к его
Цель проекта:
Цель проекта:
области.
области.
Задачи проекта:
Задачи проекта:
НСО.
НСО.
богатствам.
богатствам.

В разных частях земного шара природа отличается.
В России, в разных местах, природа может быть
разной, сильно отличаться от природы других мест.
Поэтому родная природа для каждого человека ­
своя. Это наша Новосибирская область.


В Новосибирской области своей
красотой славится Кудряшовский бор
Кудряшовский бор
красотой славится


Есть в Новосибирской области и
прекрасные лиственные леса
прекрасные лиственные леса


Животный мир Новосибирской области
очень богат и разнообразен
очень богат и разнообразен
 Здесь можно увидеть различных
Здесь можно увидеть различных
животных, услышать пение птиц.
Многие звери и птицы занесены в
Красную книгу Новосибирской области.
Новосибирской области.
Красную книгу

Бурый медведь
Бурый медведь
Длина туловища 130­200 см, масса
­ 100­350 кг.
­ 100­350 кг.
 Осенью вес медведя может
Осенью вес медведя может
увеличиваться. Стопы ног бурого
медведя очень широкие, пальцы
вооружены длинными, изогнутыми
когтями.
когтями.
 У медведя 40 зубов. Шерсть
У медведя 40 зубов. Шерсть
длинная, густая и грубая, обычно
однокрасочная. Окраска от
однокрасочная. Окраска от
буровато­желтой до темно­бурой
или совершенно черной. Самцы
или совершенно черной. Самцы
намного крупнее самок.
намного крупнее самок.
 Бурый медведь очень чуток и
Бурый медведь очень чуток и
осторожен, избегает людей,
осторожен, избегает людей,
поэтому подстеречь его удается
очень редко.
очень редко.

ЛосьЛось
 Лось это очень крупное, сильное и
Лось это очень крупное, сильное и
красивое животное. Высота тела
лося составляет 235 сантиметров,
длина – около 3­х метров. Этот
гигант весит от 350 до 550
гигант весит от 350 до 550
килограмм. Лосю характерны
килограмм. Лосю характерны
большие рога.
большие рога.
 Это является его настоящей
Это является его настоящей
гордостью и отличительной
гордостью и отличительной
чертой. Вес одного рога
чертой. Вес одного рога
составляет 25 килограмм. По
составляет 25 килограмм. По
форме рог напоминает ветку или
лопату. Рога присутствуют только
у самцов. Ноги у животного
у самцов. Ноги у животного
длинные и сильные. Лось также
отлично умеет плавать.
отлично умеет плавать.

Белка
Белка
 Белка обладает стройным, небольшим
Белка обладает стройным, небольшим
телом. Его длина составляет от 20 до
40 сантиметров. Хвост пушистый, а
длина его равна длине тела. Редко
встречаются белки, вес которых
превышает 1 килограмм.
превышает 1 килограмм.
 Это животное имеет прекрасно
Это животное имеет прекрасно
развитые задние конечности,
развитые задние конечности,
позволяющие ему совершать дальние
прыжки до 4 метров. Хвост помогает
сохранять или изменять баланс тела
во время прыжка.
во время прыжка.
 Окраску меняют в зависимости от
Окраску меняют в зависимости от
времен года. Летом их шерсть рыжая,
а зимой меняется на серую, с
а зимой меняется на серую, с
голубоватым оттенком.
голубоватым оттенком.

ВолкВолк
 Волк обыкновенный (или серый волк) –
Волк обыкновенный (или серый волк) –
это крупный хищный зверь. Длина тела
взрослого волка может достигать 180
см, а высота – 90 см. Вес волка от 30
до 50 кг, некоторые самые крупные
животные могут весить до 80
животные могут весить до 80
килограммов. Самки волчицы обычно
. Самки волчицы обычно
килограммов
меньше волков самцов. Морда у волка
вытянутая, зубы острые и крепкие. Лапы
довольно длинные, когти не очень
острые, так как стачиваются во время
бега. Шерсть обычно светло­серая,
Шерсть обычно светло­серая,
бега.
бывает с черным, белым или рыжеватым
оттенком. С возрастом цвет шерсти у
волка может сильно меняться.
волка может сильно меняться.

Лисица
Лисица
 Лисица – одно из самых красивых
Лисица – одно из самых красивых
хищных животных. У нее изящное
удлиненное тело, стройные ноги,
длинный пушистый хвост. Голова с
заостренной мордой и большими
стоячими ушами. Размером лиса с
Размером лиса с
стоячими ушами.
небольшую собаку. Длина тела
небольшую собаку. Длина тела
взрослой особи составляет от 60 до 90
см, длина хвоста – от 40 до 60 см. Вес
лисицы обычно не превышает 10 кг.
Мех у лисы длинный и пушистый, по
большей части окрашен в рыжий цвет.
Брюхо чаще белого цвета, реже –
черного. В течение года лисы дважды
линяют, меняя свой мех то на зимний –
густой и длинный, то на летний –
редкий и короткий.
редкий и короткий.

ЗаяцЗаяц
 Тело зайца
Тело зайца стройное, немного сжатое
стройное, немного сжатое
с боков, его длина у некоторых видов
достигает 68­70 см. Вес зайца может
превышать 7 кг. Уши достигают в
длину от 9 до 15 см. Благодаря ушам
слух зайца развит лучше, чем
слух зайца развит лучше, чем
обоняние и зрение. Задние конечности
Задние конечности
обоняние и зрение.
у зайца имеют длинные ступни и
развиты сильнее передних. Скорость
зайца может достигать 80 км/ч. А
способность внезапно изменять
направление бега и резко прыгать в
сторону позволяет этим животным
избавиться от преследования врагов:
волка, лисицы
волка
бегают вверх по склонам, но вниз
приходится спускаться кубарем.
лисицы, совысовы. . Зайцы хорошо
Зайцы хорошо

Любите родную природу­
Любите родную природу­
Озёра, леса и поля!
Озёра, леса и поля!
Ведь это же наша с тобою
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля!
Навеки родная земля!

Вывод
Вывод
 Все эти животные находятся под
Все эти животные находятся под
охраной государства, являются
богатством нашей природы, украшают
леса Новосибирской области.
леса Новосибирской области.

Проект: «Разнообразие растений родного края»Выполнил: Новиков Герман

Цель: "Показать разнообразие природы родного края"

Цель: "Показать разнообразие природы родного
края"
Задачи
1.Беречь родную природу.
2. Место человека в природе
3. Охранять природу России

План:
1. Разнообразие растений на Земле.
2. Растения леса.
3. Значение природы для людей.

Водоросли - жители воды. Одни из них так малы, что рассмотреть их можно только в микроскоп. Другие имеют вид тонких шелковистых нитей зелено

Мхи растут во влажных местах. Они имеют
стебли и листья, но у них не бывает корней,
цветков, плодов с семенами.
Папоротники легко узнать по красивым
листьям, похожим на большие перья. Кроме
листьев, у папоротников есть корни и стебли.
Цветков, плодов и семян у них не бывает.
Водоросли - жители воды. Одни из них так
малы, что рассмотреть их можно только в
микроскоп. Другие имеют вид тонких
шелковистых нитей зеленого цвета. Третьи
(например: морская капуста) похожи на
длинные бурые ленты.

Цветковые – это такие растения, у которых есть цветки и плоды. Они имеют и все другие части: корни, стебли, листья. Эти растения наиболее раз

хвойные растения
Хвойные растения - это сосна, ель,
можжевельник и др. Хвоинки – это
их листья! У хвойных не бывает
цветков и плодов. На месте плодов
у них шишки, в которых и
созревают семена.

Растения леса

Берёза
Ромашка

Вывод:
* Как хорошо, что на Земле есть растения!
* Сколько радости доставляет нам их
красота!
* Они выделяют в воздух кислород,
необходимый для дыхания живых существ.
* Для животных растения - это и дом, и