Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования №34»
Проект
по окружающему миру
«Разнообразие природы
родного края»
ученика 3Б класса
Шкляева Данилы
Тула, 2015
- изучить разнообразие природы Тульской области;
- научиться находить необходимую информацию.
География
- Область расположена в центре Восточно-Европейской (Русской) равнины , занимая северо-восточную часть Среднерусской возвышенности (высоты до 293 м), в пределах степной и лесостепной зон. Протяженность территории области с севера на юг - 200 км, с запада на восток - 190 км.
Долина реки Осётр.
- По характеру поверхности представляет собой пологоволнистую равнину, пересечённую долинами рек, балками и оврагами. Встречаются провальные воронки, котловины, подземные пустоты, пещеры (близ Венёва ) с длинными ходами, красивыми высокими гротами, покрытыми кальцитовыми натёками. Верхняя точка поверхности - 293 метра находится в деревне Раево Тёпло -Огаревского района (также самая высокая отметка Среднерусской возвышенности ), самая низкая естественная отметка - 108 метров - находится на берегу реки Ока на границе с Московской областью.
Церковь Богоявления Господня в селе Раево Тепло-Огаревского района Тульской области
Река Ока в районе музея-заповедника «Поленово»
Полезные ископаемые
Это множество фигурок из глины,
вылепленных посетителями пещеры.
- В пределах области сосредоточено около половины месторождений Подмосковного угольного бассейна, оцениваемых в 1,5 млрд тонн (месторождения у поселений Агеевское, Смородинское, Донской, Щёкино и Венёв).
- Обнаружено более 20 месторождений стронциевых руд с общими прогнозными ресурсами ок. 200 млн т.
- На юго-западе крупные месторождения торфа. Значительны залежи различных строительных материалов, особенно известняков, разработки которых ведутся с XIV-XV веков (см. Гурьевские каменоломни), а также глин, песков и гипса. Имеются промышленные запасы железной руды, известны несколько источников минеральных вод.
Труднодоступные Гурьевские каменоломни - это три отдельных системы подземных ходов, на берегу реки Осётр. Добыча известняка производилась забойным методом.
Гидрография
- Большинство рек (80 %) относится к бассейну Оки - самой крупной и единственной судоходной реки области, небольшая часть (20 %) - к бассейну Дона. Ока протекает по западной и северо-западной окраинам области; основные притоки - Упа, Осётр, Зуша. В восточной части области находятся истоки и участок верхнего течения реки Дон; его основные притоки - Непрядва и Красивая Меча. Основные водохранилища: Пронское, Шатское, Черепетское, Щёкинское и Любовское.
Красивая Меча
Непрядва
Осина
Растительность
Береза
Клен
- Леса занимают около 3,37 тыс. км² или 13 % территории, 2,91 тыс. км² лесов составляют государственный лесной фонд, выполняя санитарно-оздоровительные функции. Леса в основном лиственные (дуб, береза, осина и др.). По границе с лесостепью проходит полоса широколиственных лесов (дубравы с липой, клёном, ясенем, ильмом и др.)
Животный мир
На территории области водятся волк, лисица, лось, кабан, косуля, выдра, хорь, заяц, белка, суслик, норка европейская, канадский бобр, рыжая вечерница и другие виды животных.
- Из птиц наиболее распространены грачи, скворцы, ласточки, стрижи, воробьи, утки, кулики, куропатки, сороки.
- Из рыб на территории Тульского края водятся плотва, окунь, лещ, щука, налим, карась белый, карась красный.
Пресмыкающиеся
- Из пресмыкающихся на территории Тульского края водятся гадюка обыкновенная, медянка обыкновенная, уж.
Родная земля
Где вышел когда-то
К развилке дорог.
И понял, что это
Раздолье полей -
Частица великой
Отчизны моей.
(Г. Ладонщиков)
Холмы, перелески,
Луга и поля -
Родная, зелёная
Наша земля.
Земля, где я сделал
Свой первый шажок,
Урок с применением ИКТ
Класс: 3
Задачи урока:
Личностные:
Метапредметные:
оценивать результаты работы.
Предметные:
Ожидаемые результаты:
Организационный момент.
- Прозвенел звонок и вот
Начинается урок.
Мы за парты тихо сели,
Друг на друга посмотрели,
Улыбнулись от души,
До чего ж мы хороши!
Мы начнём урок, друзья.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие
Захотели вновь прийти!
Вводная беседа:
- Назовите тему проекта.
Формулировка темы урока
(В группе и индивидуально).
3. Защита проекта
А) 1 группа
Вначале работы:
После этого:
Сфотографировали их.
В конце работы:
Б) Заслушивание сообщений
Итог:
Что нового узнали?
В начале работы:
Распределили обязанности в группе. Каждый выбрал, за что будет отвечать при работе.
После этого:
Подготовили сообщения для представления.
В конце работы:
2. Подготовились к выступлению.
Сейчас заслушаем сообщения членов группы.
Полный сказок и чудес!
Кто в глуши твоей томится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи,
Ты же видишь, мы свои!
Г) Заслушивание сообщений
Итог:
- Интересными и полезными были сведения, представленные ребятами?
Что нового узнали?
ФИЗМИНУТКА
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Ветер сбивает росу.
Это к нам птицы летят.
Крылья сложили назад.
Г) Чтение стихотворения
- Чему учат эти стихи?
(Не губить природу)
(Зачитывание писем)
презентация результатов
1 группа – альбом
2 группа – газета
4.Проверка знаний
- Загадаем вам загадки,
Пришла из лесу птичница
Её в лесу всегда найдёшь,
Пойдем гулять и встретим,
Стоит колючая, как ёж,
Зимою в платье летнем.
В белом сарафане
Стала на поляне,
Летели синицы,
Сели на косицы.
(физминутка для глаз)
5.Итог урока
- Что особенно запомнилось?
_ Что показалось трудным?
6.Рефлексия (слайд 24)
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
Домашнее задание
- Урок закончен.
Урок с применением ИКТ
Тема урока: Защита проекта «Разнообразие природы родного края»
Класс: 3
Цель урока: создание условий для формирования целостного восприятия картины мира и осознание в нём места человека.
Задачи урока:
Личностные:
формировать собственный целостный взгляд на природу во взаимосвязи живой и неживой природы;
учить давать нравственно-этическую оценку личным поступкам и поступкам других людей по охране природы.
Метапредметные:
учить доносить свою позицию до других;
учить представлять результаты работы группы;
учить осуществлять поиск и обработку информации по теме;
развивать умение представлять информацию с использованием ИКТ;
оценивать результаты работы.
Предметные:
систематизировать знания о природе родного края.
Ожидаемые результаты:
обучающиеся научатся использовать разнообразные источники информации для поисков ответов на вопросы;
у обучающихся продолжится формирование умения слушать собеседника и признавать его точку зрения;
обучающиеся научатся обнаруживать взаимосвязи между живой и неживой природой.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, презентация, альбомные листы, шариковые ручки, альбом, стенгазета, благодарственные письма.Ход урока
Организационный момент.
- Прозвенел звонок и вот
Начинается урок.
Мы за парты тихо сели,
Друг на друга посмотрели,
Улыбнулись от души,
До чего ж мы хороши!
Мы начнём урок, друзья.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие
Захотели вновь прийти!
- Поприветствуйте друг друга, прикоснитесь ладошками и улыбнитесь друг другу, подарите окружающим частичку своей любви, тепла и радости.
- И я хочу подарить Вам частичку своего тепла.
Вводная беседа:
- Назовите тему раздела, по которому работали на уроках окружающего мира.
(Эта удивительная природа) (слайд 1)
-Сегодняшний урок – обобщающий, посвященный защите проекта.
- Назовите тему проекта.
(Разнообразие природы родного края).
- Наш родной край - Урал. Посмотрите на карту нашей области. Поделимся знаниями о природе нашего края. (слайд 2)
Формулировка темы урока
- Сформулируйте тему нашего урока:
(Защита проекта по теме «Разнообразие природы родного края») (3 слайд)
- Как вы думаете, что значит защитить проект?
(Представить результат исследовательской деятельности в группе – защищать проект)
- На какой главный вопрос мы должны ответить в ходе представления результатов проекта?
(Какие животные и растения есть в нашем крае)
- Получим ответы на дополнительные вопросы:
Какие деревья хорошо растут в нашем городе? Какие животные и растения живут в наших лесах? Какие животные и птицы занесены в Красную книгу?
- В какой форме работали над проектом?
(В группе и индивидуально).
-Сейчас представители групп познакомят с результатами работы и представят презентацию. Все во время защиты, внимательно слушайте, записывайте на листах интересные сведения, которые вам пригодятся для выполнения самостоятельной работы.
3. Защита проекта
- Приглашаю представителя первой группы. Они искали ответ на вопрос о разнообразии природы городских улиц.
А) 1 группа
- Наша группа искала ответ на вопрос о разнообразии природы городских улиц. Для этого мы:
1.Познакомились с деревьями, растущими на улицах нашего города.
2 .Познакомились с птицами, живущими в нашем городе.
3.Узнали, какие птицы занесены в Красную Книгу Урала.
4 .Решили, как познакомим с новой информацией одноклассников.
Вначале работы:
Распределили обязанности в группе. Каждый выбрал, за что будет отвечать при работе.
Нашли в библиотеке и в интернете необходимую литературу.
После этого:
Выбрали несколько растений и животных нашего города, интересных для нас.
Сфотографировали их.
Выбрали важные и интересные сведения для нас о растениях и животных нашего города.
Подготовили сообщения для представления.
В конце работы:
1.Подготовили альбом для презентации.
2. Подготовились к выступлению.
Сейчас заслушаем сообщения членов группы.
Б) Заслушивание сообщений
«Деревья наших улиц» (слайд 9)
«Птицы нашего города» (слайд 10) - В Красную книгу Урала занесен список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных и растений нашего края. Познакомимся с некоторыми из них.
«Птицы, занесенные в Красную книгу Урала» (слайд 11)
Итог:
- Приглашаю представителя второй группы. Они искали ответ на вопрос о разнообразии природы леса
В) 2 группа – Разнообразие природы леса»
- Наша группа искала ответ на вопрос о разнообразии природы леса нашего края. Для этого мы:
1.Познакомились с растениями леса нашего района.
2 .Познакомились с животными леса нашего района.
3.Узнали, какие животные занесены в Красную книгу Урала.
4 .Решили, как познакомим с этой информацией одноклассников.
В начале работы:
Распределили обязанности в группе. Каждый выбрал, за что будет отвечать при работе.
Посетили городской музей и познакомились с животными наших лесов.
После этого:
Выбрали несколько растений и животных леса, интересных для нас.
Подобрали литературу в библиотеке.
Выбрали важные и интересные сведения для нас о растениях и животных леса.
Подготовили сообщения для представления.
В конце работы:
1.Подготовили газету для презентации.
2. Подготовились к выступлению.
Сейчас заслушаем сообщения членов группы.
- Здравствуй, лес! Дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвоюНочью тёмной, грозовою?
Кто в глуши твоей томится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи,
Ты же видишь, мы свои!
- Заслушаем сообщения докладчиков.
Г) Заслушивание сообщений
«Деревья нашего леса» (слайд 17)
«Животные нашего леса» (слайд 18)
«Животные, занесенные в Красную книгу Урала» (слайд 19)
Итог:
- Интересными и полезными были сведения, представленные ребятами?
Что нового узнали?
ФИЗМИНУТКА
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем –
Крылья сложили назад.
- В нашем крае, как и в стране принимаются Законы об охране природы. Их нужно выполнять всем жителям для её сохранения.
Г) Чтение стихотворения
- Поэты и писатели тоже не остаются равнодушными к проблеме сохранения природы. Послушайте, о чем написал в стихотворении поэт Денис Колупаев и подумайте, к чему он нас призывает.
Не пилите, люди, тополяНе губите светлые их кроны.Их прохладу. Под листвой зелёнойСтонет, плачет, матушка – Земля –Не губите, люди, тополя!
Не пилите, люди, тополяВы не рвите светлую их песню.Шелест листьев. Их наряд чудесныйУмоляет матушка - Земля -Не пилите, люди, тополя!
- Чему учат эти стихи?
(Не губить природу)
- Охранять природу должны все: и дети, и взрослые.
- Есть и особая профессия – лесничий. Этот человек охраняет природу на лесных участках. (слайд 20)
- Лесничий Сухоложского района Иван Степанович сейчас сам вам об этом расскажет. Мы побеседовали с ним по телефону на эту тему. Прослушайте внимательно его рассказ и ответьте на вопрос: какую помощь по охране природы родного края вы можете оказать?
(Прослушивание интервью, заслушивание обучающихся)
- Будем продолжать защищать природу родного края. Дома с родителями вы подготовили благодарственные письма растениям и животным нашего края.
- Представители групп познакомят нас ними. Эти письма передадим в лесничество на конкурс.
(Зачитывание писем)
- В результате любой работы важен результат, представители групп представят их (слайд 21)
Д) Заключение – итог работы по проекту
презентация результатов
1 группа – альбом
Я работал в первой группе. Результаты работы мы решили оформить в виде альбома «Растения и животные улиц Сухого Лога».
Моя роль в группе – редактор. Я отвечал за оформление альбома. Оформить красиво альбом помогла моя мама. Вот такой альбом у нас получился.
2 группа – газета
Я работала во второй группе. Результаты работы мы решили оформить в виде газеты «Растения и животные леса Сухоложского района». Моя роль в группе – редактор. Я отвечала за создание газеты. Оформить красиво газету помогли моя мама и сестры. Вот такая газета у нас получилась
- Ребята, вы проделали большую работу к сегодняшнему уроку, узнали много нового, а сейчас давайте посмотрим, насколько хорошо вы запомнили то, что услышали.
4.Проверка знаний
- Загадаем вам загадки,
А в ответ мы ждём отгадки! (слайд 22)
Пришла из лесу птичница
В рыжей шубке – кур посчитать.
Не портной, а всю жизнь с иголками ходит.
Её в лесу всегда найдёшь,
Пойдем гулять и встретим,
Стоит колючая, как ёж,
Зимою в платье летнем.
В белом сарафане
Стала на поляне,
Летели синицы,
Сели на косицы.
- Для выполнения следующей работы на нужно подготовить глазки.
(физминутка для глаз)
- Проследите глазами за бабочкой.
- Следующее задание будете выполнять по группам (слайд 23)
Прочтите задание на слайде. Используйте листочки с записанными данными.
- Заслушаем представителей групп.
5.Итог урока
- Ответьте на вопрос: решили ли, по вашему мнению, задачи, поставленные на уроке?
- Что особенно запомнилось?
_ Что показалось трудным?
- А сейчас оцените свою работу.
6.Рефлексия (слайд 24)
1. На уроке я работал активно / пассивно
2. Своей работой на уроке я доволен / не доволен
3. Урок для меня показался коротким / длинным
4. За урок я не устал / устал5. Мое настроение стало лучше / стало хуже
6. Материал урока мне был понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
- Вы провели большую исследовательскую работу. Как руководителю проекта мне бы хотелось оценить каждого из вас за проделанную работу.
Справились с ролями фотографа и докладчика Саша и Данил;
Ответственно отнеслись к созданию газеты и журнала редакторы – Аня, Миша;
Подбирали и обрабатывали материал Никита, Максим, Саша;
Ответственно отнеслись к работе в группе Даниил, Маша.
Все эти ребята подобрали литературу в библиотеке.
- К следующему уроку я каждому поставлю отметку, в которой будут учтены моя оценка и ваша самооценка.
- С результатами работы познакомим родителей на собрании и выступим с презентацией перед ребятами 1 класса.
Домашнее задание
- Дома выполните задание творческого характера: составьте с помощью родителей или самостоятельно свой кроссворд по теме проекта (по группам).
- Урок закончен.
Проект по окружающему миру подготовила
учащаяся 3 класса Пихтовской СОШ Зубкова
Алёна под руководством учителя начальных
родного края»
родного края»
классов Зубковой Л.В.
классов Зубковой Л.В.
«Разнообразие природы
«Разнообразие природы
познакомиться с разнообразием животного мира Новосибирской
расширение представлений о разнообразии животного мира
Гипотеза: я предполагаю, что если мы будем больше знать о
я предполагаю, что если мы будем больше знать о
Гипотеза:
своём родном крае, то будем бережнее относиться к его
Цель проекта:
Цель проекта:
области.
области.
Задачи проекта:
Задачи проекта:
НСО.
НСО.
богатствам.
богатствам.
В разных частях земного шара природа отличается.
В России, в разных местах, природа может быть
разной, сильно отличаться от природы других мест.
Поэтому родная природа для каждого человека
своя. Это наша Новосибирская область.
В Новосибирской области своей
красотой славится Кудряшовский бор
Кудряшовский бор
красотой славится
Есть в Новосибирской области и
прекрасные лиственные леса
прекрасные лиственные леса
Животный мир Новосибирской области
очень богат и разнообразен
очень богат и разнообразен
Здесь можно увидеть различных
Здесь можно увидеть различных
животных, услышать пение птиц.
Многие звери и птицы занесены в
Красную книгу Новосибирской области.
Новосибирской области.
Красную книгу
Бурый медведь
Бурый медведь
Длина туловища 130200 см, масса
100350 кг.
100350 кг.
Осенью вес медведя может
Осенью вес медведя может
увеличиваться. Стопы ног бурого
медведя очень широкие, пальцы
вооружены длинными, изогнутыми
когтями.
когтями.
У медведя 40 зубов. Шерсть
У медведя 40 зубов. Шерсть
длинная, густая и грубая, обычно
однокрасочная. Окраска от
однокрасочная. Окраска от
буроватожелтой до темнобурой
или совершенно черной. Самцы
или совершенно черной. Самцы
намного крупнее самок.
намного крупнее самок.
Бурый медведь очень чуток и
Бурый медведь очень чуток и
осторожен, избегает людей,
осторожен, избегает людей,
поэтому подстеречь его удается
очень редко.
очень редко.
ЛосьЛось
Лось это очень крупное, сильное и
Лось это очень крупное, сильное и
красивое животное. Высота тела
лося составляет 235 сантиметров,
длина – около 3х метров. Этот
гигант весит от 350 до 550
гигант весит от 350 до 550
килограмм. Лосю характерны
килограмм. Лосю характерны
большие рога.
большие рога.
Это является его настоящей
Это является его настоящей
гордостью и отличительной
гордостью и отличительной
чертой. Вес одного рога
чертой. Вес одного рога
составляет 25 килограмм. По
составляет 25 килограмм. По
форме рог напоминает ветку или
лопату. Рога присутствуют только
у самцов. Ноги у животного
у самцов. Ноги у животного
длинные и сильные. Лось также
отлично умеет плавать.
отлично умеет плавать.
Белка
Белка
Белка обладает стройным, небольшим
Белка обладает стройным, небольшим
телом. Его длина составляет от 20 до
40 сантиметров. Хвост пушистый, а
длина его равна длине тела. Редко
встречаются белки, вес которых
превышает 1 килограмм.
превышает 1 килограмм.
Это животное имеет прекрасно
Это животное имеет прекрасно
развитые задние конечности,
развитые задние конечности,
позволяющие ему совершать дальние
прыжки до 4 метров. Хвост помогает
сохранять или изменять баланс тела
во время прыжка.
во время прыжка.
Окраску меняют в зависимости от
Окраску меняют в зависимости от
времен года. Летом их шерсть рыжая,
а зимой меняется на серую, с
а зимой меняется на серую, с
голубоватым оттенком.
голубоватым оттенком.
ВолкВолк
Волк обыкновенный (или серый волк) –
Волк обыкновенный (или серый волк) –
это крупный хищный зверь. Длина тела
взрослого волка может достигать 180
см, а высота – 90 см. Вес волка от 30
до 50 кг, некоторые самые крупные
животные могут весить до 80
животные могут весить до 80
килограммов. Самки волчицы обычно
. Самки волчицы обычно
килограммов
меньше волков самцов. Морда у волка
вытянутая, зубы острые и крепкие. Лапы
довольно длинные, когти не очень
острые, так как стачиваются во время
бега. Шерсть обычно светлосерая,
Шерсть обычно светлосерая,
бега.
бывает с черным, белым или рыжеватым
оттенком. С возрастом цвет шерсти у
волка может сильно меняться.
волка может сильно меняться.
Лисица
Лисица
Лисица – одно из самых красивых
Лисица – одно из самых красивых
хищных животных. У нее изящное
удлиненное тело, стройные ноги,
длинный пушистый хвост. Голова с
заостренной мордой и большими
стоячими ушами. Размером лиса с
Размером лиса с
стоячими ушами.
небольшую собаку. Длина тела
небольшую собаку. Длина тела
взрослой особи составляет от 60 до 90
см, длина хвоста – от 40 до 60 см. Вес
лисицы обычно не превышает 10 кг.
Мех у лисы длинный и пушистый, по
большей части окрашен в рыжий цвет.
Брюхо чаще белого цвета, реже –
черного. В течение года лисы дважды
линяют, меняя свой мех то на зимний –
густой и длинный, то на летний –
редкий и короткий.
редкий и короткий.
ЗаяцЗаяц
Тело зайца
Тело зайца стройное, немного сжатое
стройное, немного сжатое
с боков, его длина у некоторых видов
достигает 6870 см. Вес зайца может
превышать 7 кг. Уши достигают в
длину от 9 до 15 см. Благодаря ушам
слух зайца развит лучше, чем
слух зайца развит лучше, чем
обоняние и зрение. Задние конечности
Задние конечности
обоняние и зрение.
у зайца имеют длинные ступни и
развиты сильнее передних. Скорость
зайца может достигать 80 км/ч. А
способность внезапно изменять
направление бега и резко прыгать в
сторону позволяет этим животным
избавиться от преследования врагов:
волка, лисицы
волка
бегают вверх по склонам, но вниз
приходится спускаться кубарем.
лисицы, совысовы. . Зайцы хорошо
Зайцы хорошо
Любите родную природу
Любите родную природу
Озёра, леса и поля!
Озёра, леса и поля!
Ведь это же наша с тобою
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля!
Навеки родная земля!
Вывод
Вывод
Все эти животные находятся под
Все эти животные находятся под
охраной государства, являются
богатством нашей природы, украшают
леса Новосибирской области.
леса Новосибирской области.
Проект: «Разнообразие растений родного края»Выполнил: Новиков Герман
Цель: "Показать разнообразие природы родного края"
Цель: "Показать разнообразие природы родногокрая"
Задачи
1.Беречь родную природу.
2. Место человека в природе
3. Охранять природу РоссииПлан:
1. Разнообразие растений на Земле.
2. Растения леса.
3. Значение природы для людей.
Водоросли - жители воды. Одни из них так малы, что рассмотреть их можно только в микроскоп. Другие имеют вид тонких шелковистых нитей зелено
Мхи растут во влажных местах. Они имеютстебли и листья, но у них не бывает корней,
цветков, плодов с семенами.
Папоротники легко узнать по красивым
листьям, похожим на большие перья. Кроме
листьев, у папоротников есть корни и стебли.
Цветков, плодов и семян у них не бывает.
Водоросли - жители воды. Одни из них так
малы, что рассмотреть их можно только в
микроскоп. Другие имеют вид тонких
шелковистых нитей зеленого цвета. Третьи
(например: морская капуста) похожи на
длинные бурые ленты.
Цветковые – это такие растения, у которых есть цветки и плоды. Они имеют и все другие части: корни, стебли, листья. Эти растения наиболее раз
хвойные растенияХвойные растения - это сосна, ель,
можжевельник и др. Хвоинки – это
их листья! У хвойных не бывает
цветков и плодов. На месте плодов
у них шишки, в которых и
созревают семена.
Растения леса
БерёзаРомашкаВывод:
* Как хорошо, что на Земле есть растения!
* Сколько радости доставляет нам их
красота!
* Они выделяют в воздух кислород,
необходимый для дыхания живых существ.
* Для животных растения - это и дом, и