При жизни Иосифу Бродскому редко удавалось прочитать беспристрастное слово о своем творчестве – судьба бросала слишком яркий отсвет на его тексты. В «самиздате», в эмигрантских изданиях, а с началом «перестройки» и в России появилось несколько весьма интересных статей, но осмысление творчества Бродского в целом – дело будущего…и весьма сложное дело. Его ироническая, насквозь противоречивая поэзия не укладывается ни в какие концепции.

В зрелые годы Бродский не любил разговоров о своем творчестве. И вообще о литературе. В его системе ценностей жизнь важнее литературы. При этом он не видел в жизни ничего, «кроме отчаяния, неврастении и страха смерти». Кроме страдания и сострадания.
Но стихи Бродского спорят с автором: есть, есть кое-что, кроме отчаяния и неврастении…
Даже самые мрачные и холодные тексты Бродского очень утешительны. Об одиночестве, отчаянии и безысходности он говорит с таким жаром, какого не достигал ни один его современник в стихах о счастливой любви и братском соединении с людьми.

Я был только тем, чего
ты касалась ладонью,
над чем в глухую, воронью
ночь склоняла чело.

Я был лишь тем, что ты
там, внизу, различала:
смутный облик сначала,
много позже - черты.

Это ты, горяча,
ошую, одесную
раковину ушную
мне творила, шепча.

Это ты, теребя
штору, в сырую полость
рта вложила мне голос,
окликавший тебя.

Я был попросту слеп.
Ты, возникая, прячась,
даровала мне зрячесть.
Так оставляют след.

Так творятся миры.
Так, сотворив, их часто
оставляют вращаться,
расточая дары.

Так, бросаем то в жар,
то в холод, то в свет, то в темень,
в мирозданьи потерян,
кружится шар.

Бродский Иосиф Александрович (24 мая 1940, Ленинград - 28 января 1996, Нью-Йорк), русский поэт, прозаик, эссеист, переводчик, автор пьес; писал также на английском языке. В 1972 эмигрировал в США. В стихах (сборники «Остановка в пустыне», 1967, «Конец прекрасной эпохи», «Часть речи», оба 1972, «Урания», 1987) осмысление мира как единого метафизического и культурного целого. Отличительные черты стиля - жёсткость и скрытая патетика, ирония и надлом (ранний Бродский), медитативность, реализуемая через обращение к усложнённым ассоциативным образам, культурным реминисценциям (иногда приводящее к герметичности поэтического пространства). Эссе, рассказы, пьесы, переводы. Нобелевская премия (1987), кавалер ордена Почётного легиона (1987), обладатель Оксфордской премии Honori Causa.

***

Иосиф Бродский - стихи
Антология русской поэзии



Я был только тем, чего
ты касалась ладонью,
над чем в глухую, воронью
ночь склоняла чело.


Я был лишь тем, что ты
там, снизу, различала:
смутный облик сначала,
много позже - черты.


Это ты, горяча,
ошую, одесную
раковину ушную
мне творила, шепча.


Это ты, теребя
штору, в сырую полость
рта вложила мне голос,
окликавший тебя.


Я был попросту слеп.
Ты, возникая, прячась,
даровала мне зрячесть.
Так оставляют след.


Так творятся миры.
Так, сотворив их, часто
оставляют вращаться,
расточая дары.


Так, бросаем то в жар,
то в холод, то в свет, то в темень,
в мирозданьи потерян,
кружится шар.
==================


Порядок. Вещей...
(не приемлет...) Сердце.


Трепещет!
Синицей!!


Любви... страшится.
... строки. Полынной... горчинкой (напитаны...!
... дождики. Где то...
(просеялись...) Ситами.


Дождики - слёзы.
Но...


Нет... больше. Слёз.



Раскрашен... воздух! (краской терпкой...
... щекочет. Ноздри... бьёт. В глаза...!!


Уже... не виснет (не стрекочет...
(крылом слюдяным...


Стрекоза.
... ты сам. С собой (не в дружбе...



Ни как. Душой усталой...
Не смирясь...


Над жизнью!
(не имеешь...) Полной власти.


Вот... потому.



Ах какое! Чудо... (чудо рассуждения...
(лакомка!!) В кондитерской - умопомрачение!!


Знание. Канонов (чуткий тонких слух...


Всё... так интересно!!


Торжествует. Дух.
Расчерти! (линейки в клетку...
Учреди (сидеть на ветке...


(и чирикать...!!
Что есть... сил.


Чтоб. Господь (за всё...


Простил.
"каждое время. Рождает. Своих... героев.



(что...) Придут за нами. Тоже...!
... у нас. Их... найдут.


Герои.
Рождаются там...
(где...) Не много... героев.


И (таким образом...!


Равновесие...
Создают.


Вдвойне. Легко (пройти...
Когда...! Всё ясно.
... но. Может быть. Шагнём мы... не напрасно?



Господь...
(не оставит...



Отчизна незыблема (в сердце...


(осень...
(весна ли..


Remember...
Мге
Waters are running dark and deep
Between the banks of sleepless river…
None may across that current leap
Nor span the bridge may a believer…
A lonesome wraith may gain across
Upon the boat wrought of time,
As slow and silent move the oars
And bells upon the prow chime…
Remember us! Faint voices ring…
In word and deed our honor keep,
To pride and riches do not cling,
Be Light to others… Do not weep…


Запомнить...
Мге


Воды хранят (темные и глубокие...
Между (омутами...) Бессонной реки.


И. Ни маЙ...
(по этой текущей волне!


Но может верующий (стать мостом...



Одинокий призрак (может проплыть...) В кованой лодке времени.
Как медленнен... тих. Ход... весла.


И (кОлокола...) На корме звон.
Помните нас!
Слабые голоса (в кольце слов!
(а на деле:
... нашу честь. Сохранить. Не цеплять (богатство и гордость...


Будьте... другим! Свет.
... и. Не плачьте...

Другие статьи в литературном дневнике:

  • 27.11.2015. ***
  • 26.11.2015. ***
  • 21.11.2015. ***
  • 19.11.2015. ***
  • 18.11.2015. ***
  • 16.11.2015. ***
  • 15.11.2015. ***
  • 14.11.2015. ***
  • 10.11.2015. ***
  • 08.11.2015. ***
  • 07.11.2015. ***
  • 06.11.2015. ***
  • 05.11.2015. ***
  • 04.11.2015. ***
  • 03.11.2015. ***
  • 02.11.2015. ***
  • 01.11.2015. ***

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру - порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

При жизни Иосифу Бродскому редко удавалось прочитать беспристрастное слово о своем творчестве – судьба бросала слишком яркий отсвет на его тексты. В «самиздате», в эмигрантских изданиях, а с началом «перестройки» и в России появилось несколько весьма интересных статей, но осмысление творчества Бродского в целом – дело будущего…и весьма сложное дело. Его ироническая, насквозь противоречивая поэзия не укладывается ни в какие концепции.

В зрелые годы Бродский не любил разговоров о своем творчестве. И вообще о литературе. В его системе ценностей жизнь важнее литературы. При этом он не видел в жизни ничего, «кроме отчаяния, неврастении и страха смерти». Кроме страдания и сострадания.
Но стихи Бродского спорят с автором: есть, есть кое-что, кроме отчаяния и неврастении…
Даже самые мрачные и холодные тексты Бродского очень утешительны. Об одиночестве, отчаянии и безысходности он говорит с таким жаром, какого не достигал ни один его современник в стихах о счастливой любви и братском соединении с людьми.

Я был только тем, чего
ты касалась ладонью,
над чем в глухую, воронью
ночь склоняла чело.

Я был лишь тем, что ты
там, внизу, различала:
смутный облик сначала,
много позже - черты.

Это ты, горяча,
ошую, одесную
раковину ушную
мне творила, шепча.

Это ты, теребя
штору, в сырую полость
рта вложила мне голос,
окликавший тебя.

Я был попросту слеп.
Ты, возникая, прячась,
даровала мне зрячесть.
Так оставляют след.

Так творятся миры.
Так, сотворив, их часто
оставляют вращаться,
расточая дары.

Так, бросаем то в жар,
то в холод, то в свет, то в темень,
в мирозданьи потерян,
кружится шар.

Бродский Иосиф Александрович (24 мая 1940, Ленинград - 28 января 1996, Нью-Йорк), русский поэт, прозаик, эссеист, переводчик, автор пьес; писал также на английском языке. В 1972 эмигрировал в США. В стихах (сборники «Остановка в пустыне», 1967, «Конец прекрасной эпохи», «Часть речи», оба 1972, «Урания», 1987) осмысление мира как единого метафизического и культурного целого. Отличительные черты стиля - жёсткость и скрытая патетика, ирония и надлом (ранний Бродский), медитативность, реализуемая через обращение к усложнённым ассоциативным образам, культурным реминисценциям (иногда приводящее к герметичности поэтического пространства). Эссе, рассказы, пьесы, переводы. Нобелевская премия (1987), кавалер ордена Почётного легиона (1987), обладатель Оксфордской премии Honori Causa.