1. Основные направления взаимодействия сферы образования с другими сферами. 2. Укрепление связи образования с наукой. 3. Задача проникновения искусства в учебный процесс как одна из ключевых. 4. Формы взаимодействия образования с производством. 5. Взаимодействие образования и политики. 6. Проблемы взаимодействия образования и семейно-бытовой сферы. 7. Организация быта, досуга учителей, преподавателей: социологический аспект. 8. Взаимозависимость образования и общества. 9. Образование и идеология. 10. Стратегия образования.
1. Основные направления взаимодействия сферы образования с другими сферами.
В социальной системе в качестве частей выделяют не только социальные субъекты, но и другие образования - сферы жизни общества. Общество является сложной системой специально организованной человеческой жизнедеятельности. Как и любая другая сложная система, общество состоит из подсистем, важнейшие из которых называютсферами общественной жизни .
Сфера жизни общества - определенная совокупность устойчивых отношений между социальными субъектами.
Сферы общественной жизни представляют собойкрупные, устойчивые, относительно самостоятельные подсистемы человеческой деятельности .
Каждая сфера включает в себя:
определенные виды деятельности человека (например, образовательные, политические, религиозные);
социальные институты (такие, как семья, школа, партии, церковь);
сложившиеся отношения между людьми (т.е. связи, возникшие в процессе деятельности людей, например отношения обмена и распределения в экономической сфере).
Традиционно выделяют четыре основные сферы общественной жизни:
социальную (народы, нации, классы, половозрастные группы и т.д.);
экономическую (производительные силы, производственные отношения);
политическую (государство, партии, общественно-политические движения);
духовную (религия, мораль, наука, искусство, образование).
Важно понять, что люди одновременно находятся в различных отношениях между собой, с кем-то связаны, от кого-то обособлены при решении своих жизненных вопросов. Поэтому сферы жизни общества - это не геометрические пространства, где обитают разные люди, но отношения одних и тех же людей в связи с различными сторонами их жизни.
Социальная сфера - это отношения, которые возникают при производстве непосредственной человеческой жизни и человека как социального существа.
Понятие «социальная сфера» имеет различные значения, хотя и связанные между собой. В социальной философии и социологии - это сфера жизни общества, включающая в себя различные социальные общности и связи между ними. В экономике и политологии под социальной сферой часто понимают совокупность отраслей, предприятий, организаций, задачей которых является повышение уровня жизни населения; при этом к социальной сфере относят здравоохранение, социальное обеспечение, коммунальное обслуживание и т.д. Социальная сфера во втором значении - это не самостоятельная сфера жизни общества, а область на стыке экономической и политической сфер, связанная с перераспределением доходов государства в пользу нуждающихся.
Человек, занимая определенную позицию в обществе, вписан в различные общности: он может быть мужчиной, рабочим, отцом семейства, городским жителем и т.д. Наглядно положение индивида в социуме может быть показано в форме анкеты.
На
примере этой условной анкеты можно
кратко описать социальную структуру
общества. Пол, возраст, семейное положение
определяют демографическую структуру
(с такими группами, как мужчины, женщины,
молодежь, пенсионеры, холостые, женатые
и проч.). Национальность определяет
этническую структуру. Место жительства
определяет поселенческую структуру
(здесь происходит деление на городских
и деревенских жителей, жителей Сибири
или Италии и т.д.). Профессия и образование
составляют собственно профессиональную
и образовательную структуры (врачи и
экономисты, люди с высшим и средним
образованием, студенты и школьники).
Социальное происхождение (из рабочих,
из служащих и т.д.) и социальное положение
(служащий, крестьянин, дворянин и др.)
определяют сословно-классовую структуру;
сюда же относят касты, сословия, классы
и т.д.
Экономическая сфера - это совокупность отношений людей, возникающих при создании и перемещении материальных благ.
Экономическая сфера - область производства, обмена, распределения, потребления товаров и услуг. Для того чтобы произвести нечто, необходимы люди, инструменты, станки, материалы и т.д. –производительные силы . В процессе производства, а затем обмена, распределения, потребления люди вступают в разнообразные отношения друг с другом и с товаром –производственные отношения. Производственные отношения и производительные силы в совокупности составляют экономическую сферу жизни общества:
производительные силы - люди (рабочая сила), орудия труда, предметы труда;
производственные отношения – производство, распределение, потребление, обмен.
Политическая сфера - это отношения людей, связанные прежде всего с властью, которые обеспечивают совместную безопасность.
Греческое слово politike (от polis - государство, город), появившись в трудах античных мыслителей, первоначально использовалось для обозначения искусства управления государством. Сохранив это значение в качестве одного из центральных, современный термин «политика» сейчас употребляется для выражения содержанияобщественной деятельности, в центре которой стоят проблемы приобретения, использования и удержания власти. Элементы политической сферы можно представить таким образом:
политические организации и институты - социальные группы, революционные движения, парламентаризм, партии, гражданство, президентство и т.д.;
политические нормы – политические, правовые и моральные нормы, обычаи и традиции;
политические коммуникации – отношения, связи и формы взаимодействия между участниками политического процесса, а также между политической системой в целом и обществом;
политическая культура и идеология - политические идеи, идеология, политическая культура, политическая психология.
Потребности и интересы формируют определенные политические цели социальных групп. На этой целевой основе возникают политические партии, общественные движения, властные государственные институты, осуществляющие конкретную политическую деятельность. Взаимодействие крупных социальных групп друг с другом и институтами власти составляет коммуникативную подсистему политической сферы. Это взаимодействие упорядочивают различные нормы, обычаи и традиции. Отражение и осознание этих отношений формируют культурно-идеологическую подсистему политической сферы.
Духовная сфера - это область идеальных, нематериальных образований, включающих в себя идеи, ценности религии, искусства, морали и т.д.
Структура духовной сферы жизни общества в наиболее общих чертах такова:
религия - форма мировоззрения, основанная на вере в сверхъестественные силы;
мораль - система нравственных норм, идеалов, оценок, поступков;
искусство - художественное освоение мира;
наука - система знаний о закономерностях существования и развития мира;
право - совокупность норм, поддерживаемых государством;
образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения.
Духовная сфера - это сфера отношений, возникающих при производстве, передаче и освоении духовных ценностей (знаний, верований, норм поведения, художественных образов и т. п.).
Если материальная жизнь человека связана с удовлетворением конкретных повседневных потребностей (в пище, одежде, питье и т.д.). то духовная сфера жизни человека направлена на удовлетворение потребностей в развитии сознания, мировоззрения, разнообразных духовных качеств.
Духовные потребности в отличие от материальных не заданы биологически, а формируются и развиваются в процессе социализации личности.
Конечно, человек способен прожить без удовлетворения этих потребностей, но его жизнь тогда будет мало отличаться от жизни животных. Духовные потребности удовлетворяются в процесседуховной деятельности – познавательной, ценностной, прогностической и т.д. Такая деятельность направлена прежде всего на изменение индивидуального и общественного сознания. Она проявляется в искусстве, религии, научном творчестве, образовании, самообразовании, воспитании и т.п. При этом духовная деятельность может быть как производящей, так и потребляющей.
Духовным производством называется процесс формирования и развития сознания, мировоззрения, духовных качеств. Продуктом этого производства являются идеи, теории, художественные образы, ценности, духовный мир индивида и духовные отношения между индивидами. Основные механизмы духовного производства - наука, искусство и религия.
Духовным потреблением называется удовлетворение духовных потребностей, потребление продуктов науки, религии, искусства, например посещение театра или музея, получение новых знаний. Духовная сфера жизни общества обеспечивает производство, хранение и распространение нравственных, эстетических, научных, правовых и иных ценностей. Она охватывает различные формы и уровни общественного сознания - нравственное, научное, эстетическое, религиозное, правовое.
В каждой из сфер общества формируются соответствующие социальные институты .
Социальный институт – это группа людей, отношения между которыми построены по определенным правилам (семья, армия и т. д.), и совокупность правил для определенных социальных субъектов (например, институт президентства).
Для поддержания собственной жизни люди вынуждены производить, распределять, обменивать и потреблять (использовать) пищу, одежду, жилище и т. д. Эти блага могут быть получены при преобразовании окружающей среды с помощью разнообразных средств, которые также необходимо создавать. Жизненно важные блага создаются людьми в экономической сфере посредством таких социальных институтов, как производственные предприятия (сельскохозяйственные и промышленные), торговые предприятия (магазины, рынки), биржи, банки и т. д.
В социальной сфере важнейшим социальным институтом, в рамках которого осуществляется воспроизводство новых поколений людей, является семья. Общественное производство человека как социального существа, помимо семьи, осуществляется такими институтами, как дошкольные и медицинские учреждения, школа и другие учебные заведения, спортивные и иные организации.
Для многих людей производство и наличие духовных условий существования не менее важны, а для некоторых людей и более важны, чем условия материальные. Духовное производство отличает людей от других существ в этом мире. Состояние и характер развития духовности определяю цивилизованность человечества. Основнымив духовной сфере выступают институты образования, науки, религии, морали, права. Сюда же относятся культурно-просветительские учреждения, творческие союзы (писателей, художников и т. п.), средства массовой информации и иные организации.
В основе политической сферы лежат отношения между людьми, которые позволяют им участвовать в управлении общественными процессами, занимать относительно безопасную позицию в структуре социальных связей. Политические отношения - это формы коллективной жизни, которые предписываются законами и другими правовыми актами страны, уставами и инструкциями относительно самостоятельных сообществ, как вне страны, так и внутри ее, писаными и неписаными правилами различных социальных групп. Осуществляются эти отношения посредством ресурсов соответствующего политического института.
В масштабе всей страны основным политическим институтом выступаетгосударство. Оно состоит из множества следующих институтов: президент и его администрация, правительство, парламент, суд, прокуратура и другие организации, обеспечивающие общий порядок в стране. Помимо государства, существуют многие организации гражданского общества , в которых люди реализуют свои политические права, т. е. права на управление общественными процессами. Политическими институтами, которые стремятся участвовать в управлении всей страной, выступают политические партии и общественные движения. Кроме них, могут существовать организации регионального и местного уровня.
Общество, являясь сложной системой человеческой деятельности и взаимоотношений, состоит из материального производства, социального воспроизводства, организационной и духовной деятельности. В данной статье мы расскажем об основных сферах общественной жизни, укажем на их признаки и взаимосвязь. С помощью материала можно подготовить дополнительную информацию к уроку, составить план по теме.
Сферы общественной жизни
Общество состоит из определённых подсистем (сфер). Совокупность сфер общественной жизни – это устойчивые отношения между социальными субъектами.
В обществознании выделяют четыре подсистемы:
- Экономическая;
- Политическая;
- Социальная;
- Духовная.
Каждая из перечисленных сфер состоит из:
- определённого вида деятельности;
- социальных институтов (школа, семья, церковь, партии);
- взаимоотношений, возникших во время деятельности человека.
Экономическая сфера
Данная область включает в себя отношения, которые возникают при материальном производстве жизненных благ, а именно изготовление, обмен, распределение, потребление услуг и товаров.
ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой
Экономическая составляющая общества включает производственные силы (рабочие кадры, орудия труда) и производственные отношения (изготовление, распределение, обмен, потребление товара). Главными компонентами экономической подсистемы являются производство, потребление и торговля.
Политическая сфера
Включает в себя отношения, связанные с политикой, властью.
Первоначальное значение слова политика в переводе с древнегреческого языка обозначало «искусство управления государством». В современном мире термин употребляется для обозначения общественной жизни, проблемами которой являются приобретение, использование и удержание власти.
Основными составляющими данной группы общественной жизни являются:
- политические институты (партии);
- правовые и моральные нормы;
- коммуникации;
- культура и идеология.
Социальная сфера
К данной группе общественной жизни относятся отношения, возникающие при производстве и жизни человека, как индивида социума. Она включает в себя социальные общности и взаимоотношения между ними.
Социальная структура делится:
- демографическую;
- этническую;
- поселенческую;
- образовательную;
- профессиональную;
- сословно-классовую группы.
Духовная сфера
Данная система включает идеальные нематериальные образования, которые включают в себя ценности, идеи, религию, искусство, мораль.
Духовность направлена на удовлетворение потребностей в самосознании, мировоззрении и духовных качеств. Основными составляющими являются духовное производство (наука, искусство, религия) и духовное потребление (посещение культурно-массовых заведений, получение новых знаний).
Взаимосвязь сфер общества
Все вышеперечисленные составляющие общества тесно связаны между собой.
В разные эпохи человечество пыталось выделить одну из сфер. Так, в Средневековье большое значение имела духовная, религиозная составляющая, в эпоху Просвещения - научные знания и нравственность. Марксизм уделял особое внимание экономическим отношениям, а многие другие концепции - праву и политике.
Характеристикой современного общества является совокупность всех составляющих. Пример - место в социальной иерархии влияет на политические взгляды, доступ к духовным ценностям, образованию. Экономические отношения зависят от политики государства, которая формируется на традициях и обычаях народа.
Узнать особенности каждой подсистемы можно в следующей таблице:
Что мы узнали?
Общество имеет четыре подсистемы тесно связанных между собой. За материальные блага, их получение и распределение отвечает экономическая составляющая, за власть и управление - политическая, за взаимоотношения между разными слоями населения - социальная подсистема, за мораль, образование и культуру отвечает духовная сфера.
Тест по теме
Оценка доклада
Средняя оценка: 4.1 . Всего получено оценок: 93.
3. Основные сферы жизни общества и их взаимосвязь
Общество -- это сложная динамическая система, включающая в себя в качестве подсистем сферы общественной жизни.
Экономическая, или материально-производственная сфера -- это область общественной жизни, связанная с деятельностью человека по производству, распределению, обмену, потреблению материальных благ, материальных условий жизни людей.
Социальная сфера -- это область общественной жизни, связанная с отношениями между различными социальными общностями (классами, нациями, социальными слоями и т. п.), их ролью в жизни общества.
Политическая, или политико-правовая сфера -- это область общественной жизни, связанная с организацией общества и управления им, системой институтов управления.
Духовная сфера -- это область, общественной жизни, связанная со специализированным духовным производством, с функционированием социальных институтов, в рамках которых создаются и распространяются духовные ценности.
Развитие каждой из сфер общественной жизни подчиняется собственным закономерностям, но самостоятельность сфер относительна. Неполадки в функционировании одной из них сразу же сказываются на состоянии других. Например, нестабильность экономической жизни порождает кризис в политической сфере, напряженность в социальных отношениях, дезорганизацию людей в духовной сфере, неуверенность в настоящем и будущем.
Во взаимосвязях между сферами общественной жизни выделяют причинно-следственные и функциональные связи. С точки зрения марксизма, главенствующую роль играют причинно-следственные связи. Это означает, что все сферы образуют иерархическую структуру, т. е. находятся в соотношении субординации, подчиненности. Марксисты четко указывают на зависимость всех сфер от экономической сферы и их обусловленность экономической сферой, в основе которой лежит материальное производство, базирующееся на определенном характере отношений собственности. При этом марксисты подчеркивают, что экономическая сфера является лишь главной причиной, она лишь в конечном счете определяет развитие других сфер общественной жизни. Они не отрицают обратного воздействия, других сфер на экономику.
Предпочтение функциональным связям отдается прежде всего в англо-американской социологии. Главный упор делается на то, что каждая сфера может существовать только в рамках целостности, где она выполняет конкретные, строго определенные функции. Например, функцию адаптации обеспечивает экономическая сфера, функцию целедостижения - политическая сфера и т. П
24.Политическая организация общества. Государство, его важнейшие признаки, исторические типы и формы. Гражданское общество и правовое государство
На протяжении всей своей истории наиболее прогрессивные, мыслящие
представители человечества пытались создать модель идеального общественного
устройства, где царили бы разум, свобода, благополучие и справедливость.
Формирование гражданского общества увязывалось с проблемами
совершенствования государства, возвышения роли права и закона.
Античные мыслители не разделяли «Общество» и «Государство». Так,
например, народное собрание жителей Афин было одновременно и высшим органом
политического управления. При этом государство (публичная власть)
доминировало над обществом, господствуя над ним то в форме восточной
деспотии, то в форме Римской империи, то в форме средневековой монархии.
Аристотель определял государство как достаточную для самодовлеющего
существования совокупность граждан, т.е. не что иное, как гражданское
общество. Цицерон, обосновывая правовое равенство людей, писал: «...закон
есть связующее звено гражданского общества, а право, установленное законом,
одинаково для всех...». Отождествление гражданского общества с
государством продолжалось длительное время, и было обусловлено уровнем
развития экономических и социально-политических отношений (примитивные
формы разделения труда, начальный этап развития товарно-денежных отношений,
огосударствление общественной жизни, кастовый характер социальной
структуры).
Отделение государства от общества и превращение его и общества в
относительно самостоятельные феномены произошло только в результате
буржуазных революций и утверждения полного господства обменных отношений
как средства, связующего людей в общественные организмы. Общество,
освободившееся от тирании государства и объединившее отдельных
самостоятельных субъектов, получило название гражданского. В наше время оно
играет ту же роль, которую в античности играл полис, а Средневековье -
сословность.
В результате развития общественных отношений трансформировались и
взгляды ученых о гражданском обществе. На рубеже XVI-XVII вв. в работах Н.
Макиавелли, Г. Гроция, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо уже
мотивировалось соответствие гражданскому обществу не всех, а лишь
прогрессивных, по их мнению, форм государственного устройства, основанных
на естественно-правовых, договорных началах. В частности, Дж. Локк считал,
что «абсолютная монархия... несовместима с гражданским обществом и,
следовательно, не может вообще быть формой гражданского правления».
Макиавелли полагал наилучшей формой государства смешанную, состоящую из
монархии, аристократии и демократии, каждая из которых призвана сдерживать
и оберегать другие.
Характеризуя гражданское общество, И.Кант главными считал следующие
идеи:
а) человек все должен создавать собственными силами и должен отвечать
за созданное;
б) столкновение человеческих интересов и необходимость их защиты
являются побудительными причинами самосовершенствования людей;
в) гражданская свобода, законодательно обеспеченная правом, есть
необходимое условие самосовершенствования, гарантия сохранения и возвышения
человеческого достоинства.
Эти идеи легли в основание теории гражданского общества. Кант,
перенеся концепцию антагонизма между индивидами как стимула их саморазвития
на отношения между государствами, делает вывод о том, что для человечества
величайшей проблемой, разрешить которую его вынуждает природа, является
достижение всеобщего правового гражданского общества.
В. Гумбольдт, принимая философское учение Канта, на конкретных
примерах постарался показать противоречия и различия между гражданским
обществом и государством. К гражданскому обществу он относил:
а) систему национальных, общественных учреждений, формируемых самими
индивидами;
б) естественное и общее право;
в) человека.
Государство, в отличие от гражданского общества, состоит, по его
мнению:
а) из системы государственных институтов;
Сферы общественной жизни тесно взаимосвязаны. В истории наук об обществе были попытки выделить какую-либо сферу жизни как определяющую по отношению к другим. Так, в Средние века господствовало представление об особой значимости религиозности как части духовной сферы жизни общества. В Новое время и эпоху Просвещения акцентировалась роль нравственности и научного знания. Ряд концепций ведущую роль отводят государству и праву. Марксизм утверждает определяющую роль экономических отношений.
В рамках реальных общественных явлений сочетаются элементы всех сфер.
Размещено на реф.рф
Например, характер экономических отношений может влиять на строение социальной структуры. Место в социальной иерархии формирует определенные политические взгляды, открывает соответствующий доступ к образованию и другим духовным ценностям. Сами экономические отношения определяются правовой системой страны, которая очень часто формируется на базе духовной культуры народа, ᴇᴦο традиций в сфере религии и морали. Таким образом, на различных этапах исторического развития влияние какой-либо сферы может усиливаться.
49. Общество и история. Основные концепции исторического процесса˸ культурологическая, цивилизационная и формационная.
Жизнь человеческого общества представляет собой исторический процесс. Этот процесс охватывает все развитие человечество, начиная от первых шагов обезьяноподобных предков и кончая сложными зигзагами XX-го века. Естественно возникают вопрос˸ по каким законам происходит развитие? Материалистический подход к истории включает в себя признание единства исторического процесса в ᴇᴦο многообразии. Единство истории закладывается в самой жизни, в способе её материального обеспечения с помощью трудовой деятельности и используемых ею материальных средств труда. Труд - вечное условие человеческой жизни. Материальная основа исторического процесса является основой ᴇᴦο единства. Если различные культуры и цивилизации развиваются как самостоятельные и внутренне замкнутые образования, то в таких цивилизациях общие исторические законы не работают. Единство исторического процесса проявляется в установлении связей между странами˸ экономических, культурных, научных, политических. В этом взаимосвязанном мире социально значимые события сразу становятся достоянием всех, интересы и судьбы народов тесно переплетаются, происходит консолидация народностей. Многообразие истории состоит в том, что она развивается во времени и пространстве. Во времени - это различные этапы исторического развития - формации и эпохи. В пространстве - это наличие реального многообразия социальной жизни, основной источник которого - неравномерность исторического развития. В понимании развития общества существуют разные подходы˸ формационный, цивилизационный, культурологический. Формационный метод был разработан марксистами, он составляет основу материалистического понимания общества. Марксисты ввели такое понятие как формация. Формация - определенный тип общества, цельная социальная система, развивающаяся и функционирующая на базе господствующего способа производства по общим или специфическим законам. Общие законы - законы, распространяющиеся на все формации (закон об определяющей роли общественного бытия по отношению к общественному сознанию, закон об определяющей роли способа производства в общественном развитии). Специфические законы - законы, действующие в одной или нескольких формациях (закон пропорционального развития народного хозяйства). Основным критерием, определяющим развитие и смену формаций является сменяющие друг друга господствующие формы собственности˸ 1) племенная, 2) античная, 3) феодальная, 4) буржуазная, 5) будущая коммунистическая форма всеобщей собственности. Прежде всего, К.Маркс выделил такие понятия как базис и надстройка. Базис - это совокупность производственно- экономических отношений. Надстройка - это совокупность идей и идеологических отношений. Главным её элементом является государство. Вслед за способом производства меняется и социально-классовая структура развития общества. Развитие общества осуществляется по восходящей линии от низших формаций к высшим, от первобытнообщинного строя к рабовладельческому, феодальному, капиталистическому, коммунистическому обществу. Смена формации осуществляется с помощью революций Основными категориями формационного подхода является способ производства, класс, общество. Но эти категории не отражают весь спектр развития общества и формационный подход дополняется двумя другими˸ цивилизационным и культурологическим. Цивилизационный подход. Сторонники цивилизационного подхода в основу развития ставят не линейный прогресс, а локальное возникновение различных цивилизаций. Сторонником этого подхода является Арнольд Тойнби, который считает, что каждая цивилизация проходит в своем развитии стадии возникновения, роста, надлома и разложения, после чего гибнет. К настоящему времени сохранилось лишь пять основных цивилизаций - китайская, индийская, исламская, русская и западная. Цивилизационный подход также очень многое объясняет в человеческой истории. Примеры современности˸ боснийский конфликт. Различий в языке у сербов и хорватов меньше, чем в русском и украинском. А боснийские мусульмане по национальности являются сербами. До сих пор ведутся споры о месте России˸ принадлежим ли мы к православной культуре или мы особая цивилизация. Есть градация на две цивилизации˸ Запад и Восток. По Чаадаеву˸ мы первая азиатская цивилизация, которая столкнулась с Западом и начала преобразовываться. Славянофилы полагают, что мы уникальная культура, совмещающая в себе достоинства, как Запада, так и востока.