Победитель конкурса "Я и образованиЯ" - 2014 в номинации "Эссе"

«Говорят, наступает время, когда Учитель становится не нужен. Он научил, чему мог научить, и – поезд отправился дальше, а Учитель остался один на пустой платформе. И если высунуться из окна, то долго будешь видеть маленькую, одинокую фигурку человека, провожающего поезд. Потом поезд превратится в точку, замрет стук колес, а он все будет стоять. И ему мучительно захочется остановить поезд, вернуть его, ведь с этим поездом навсегда уходит частица его самого, самая дорогая частица. А потом Учитель оглянется и с удивлением увидит, что платформа полна ребят. Они нетерпеливо переступают с ноги на ногу, дышат в затылок друг другу. И в их глазах написано: «Поторопись, Учитель, мы ждем тебя! Идем же, Учитель!»

Ю. Яковлев «Учитель»


Каждый человек в жизни так или иначе встречает учителя на своем пути. И все индивиды прекрасно понимают значение этого слова. Ведь учитель – это лицо, занимающееся преподаванием какого-либо предмета. Каждого из нас эти люди поддерживали на протяжении школьных лет. Они помогали ученикам поверить в свои силы и реализовать свои способности. Но так ли было и так ли происходит сейчас? В этом нам помогут разобраться книги.

На страницах произведений русской литературы образ учителя-наставника постоянно менялся. Среди всей палитры разных персонажей есть и негативные, и позитивные герои. Итак, давайте отправимся в путешествие по 18 веку. На страницах Д. И. Фонвизина и А. С. Пушкина нас встречают первые учителя. Какими они были?

В комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» читатель сталкивается с образами трех учителей: Кутейкина, Цыфиркина и немца Вральмана. Так отставной солдат Цыфиркин, учитель математики, предстает перед нами добросовестным и трудолюбивым человеком: «Не всякому открыл Господь науку: так кто сам не смыслит, меня нанимает то счетец поверить, то итоги подвести», а «на досуге ребят обучаю».

Учитель русского и церковнославянского языков Кутейкин, который «убоялся бездны премудрости», – это недоучившийся семинарист. Но, если Цыфиркин – человек простой по натуре, которому сочувствует сам автор, то Кутейкин очень хитер, не равнодушен и жаден к деньгам.

В сатирическом свете представлен Вральман, бывший кучер Стародума, который преподает историю. По мнению необразованной Простаковой, он лучше других учителей, так как она мало что понимает из его слов, а это внушает ей доверие и уважение, но главное – немец не перетруждает Митрофанушку.

Но так или иначе все учителя не прикладывают усилий, чтобы выучить Митрофана, а лишь потакают его лени и невежеству. Наставники обманывают госпожу Простакову. Разве достойны такие «педагоги» звания настоящего учителя?

В повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» роль невежественного учителя отведена французу Бопре, который «в отечестве своем был парикмахером, потом в Пруссии солдатом, потом приехал в Россию pour être outchitel, не очень понимая значение этого слова», «…он был добрый малый, но ветрен и беспутен до крайности». Петр Гринев, один из главных героев, утверждает, что они «тотчас поладили»: «хотя по контракту обязан он был учить меня по-французски, по-немецки и всем наукам, но он предпочел наскоро выучиться от меня кое-как болтать по-русски, – и потом каждый из нас занимался уже своим делом».

Исходя из вышесказанного мы можем сделать вывод о том, что образование не ценилась в дворянских кругах в 18 веке, так как главным в консервативном обществе выступало чинопочитание.

Время неутолимо бежит вперед, и наука приобретает роль важного критерия оценки человеческих знаний. Географические открытия, опыты и эксперименты становятся не безразличны индивиду, и каждая личность хочет внести свой вклад и оставить свой след в истории на пути эволюционного развития цивилизации. Перенесемся в 19 век и обратимся к произведениям русских писателей-реалистов Л. Н. Толстого и А. П. Чехова.

В повести Л. Н. Толстого «Детство» автор знакомит читателей с учителем Николеньки Иртеньева – Карлом Иванычем. Автор акцентирует внимание на доброте немца в повседневной жизни, и на требовательности педагога на занятиях в классной комнате: «он был наставник», «голос его стал строгим и не имел уже того выражения доброты, которое тронуло Николеньку до слез», что свидетельствует о профессионализме и искреннем отношении учителя к своей миссии. Как бы хорошо немец не относился к детям, он тщательно следил за тем, чтобы его ученики не росли избалованными и придерживались правила «делу время – потехе час». Данный персонаж одинок, поэтому в воспитании и обучении он видит смысл своей жизни и отдает детям все свое внимание и доброту.

Отношение Николеньки Иртеньева к Карлу Иванычу, отраженное в повести, показывает, что детство мальчика вовсе не было беззаботным и бессмысленным. Он постоянно учился анализировать, думать и отвечать за свои поступки. Стремление к истине и красоте помогло мальчику реализовать себя в дальнейшей жизни. И во многом это заслуга принадлежит его мудрому наставнику. По словам самого Л. Н. Толстого: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, – он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель». Именно таким предстает в повести «Детство» Карл Иваныч.

Но у Чехова мы видим другой образ учителя. Так сатирические персонажи Беликов, Никитин и Рыжицкий противоположны толстовскому Карлу Иванычу. Эти действующие лица не вызывают у нас симпатии, так как они погрязли в пошлости. Эти люди живут в футляре и не способны от него избавиться. Ни один из этих персонажей не достоин звания настоящего учителя, человека, способного вырастить поколение людей, готовых изменить историю своей Родины ради прогрессивного будущего.

Теперь окунемся в литературные произведения 20 века, в которых была затронута тема школы и учителя, и проследим какие изменения претерпевает образ педагога в творчестве В. Г. Распутина и Г. М. Садовникова.

Рассказ В. Г. Распутина «Уроки французского» одно из лучших произведений писателя о школьных годах, трудных взаимоотношениях, возникающих между учителями и подростками, о доброте, гуманизме, смелости, стойкости, твердости духа, самопожертвовании и становлении личности. Работа Распутина остается актуальной по сей день. Рассказ «Уроки французского» не оставляет ни одного человека равнодушным к этой животрепещущей истории, произошедшей между учительницей и ее подопечным. В настоящее время возникает множество бурных споров и вопросов по поводу этого произведения. Права ли Лидия Михайловна? Педагогичен ли поступок молодой учительницы? Поступок или Проступок?

Классная руководительница, умная, отзывчивая и чуткая женщина, стала для мальчика не только наставницей, но и преданным другом. Девушка смогла пробудить в ученике интерес к изучению французского языка, таким образом выполнив задачу, как настоящий педагог. Однако некоторые действия учительницы вызвали протест со стороны школьного руководства, ведь чтобы спасти своего ученика от голода, Лидия Михайловна отважилась играть с ним на деньги.

«Урок», вынесенный Распутиным на всеобщее обсуждение заключается в том, что на пути к добру человек часто оступается, делает ошибки и дорого платит за них, но в истинной доброте и добром отношении к окружающим заключается смысл человеческого бытия. Добро является ценнейшей драгоценностью, способной указать человеку дорогу к счастливому и светлому будущему. Оценивая действия преподавателя, необходимо выявить причину, побудившую учительницу сделать такой шаг. Если вглядеться глубже, можно понять, что под поступком Лидии Михайловны скрывается материнское стремление помочь мальчику.

Жертву учительницы Володя никогда не сможет забыть. Он сохранит в своем сердце на всю жизнь благодарность Лидии Михайловне за самые лучшие уроки, не просто французского языка, а уроки нравственности и доброты.

Другой наставник, Нестор Петрович – главный герой произведения Г. М. Садовникова «Иду к людям» («Большая перемена») – лучший выпускник исторического факультета и подающий большие надежды молодой учёный работает всего лишь педагогом в вечерней школе. Пытаясь завоевать авторитет своих подопечных, он знакомится с условиями жизни и работой учеников. Несмотря на то, что многие из них старше самого учителя, Нестор Петрович становится для них мудрым наставником и путеводителем. Воспитанники помогают герою лучше понять самого себя. В лице Нестора Петровича они приобретают настоящего друга. Педагогический опыт, который получил главный герой, общаясь со своими великовозрастными учениками, в итоге помог ему познать счастье человеческого общения и преподавания.

Так учителя в 20 веке приобретают новую роль в становлении человека будущего. Нравственность и толерантность остаются главными отличительными особенностями учителей и сегодня.

В жизни каждого индивида все начинается с учителя. И в роли наставника могут выступать совершенно разные люди. Так родители учат своих детей становиться на ноги, в школе учителя расширяют кругозор своих воспитанников, а наши друзья могут стать нашими помощниками в прохождении пути социализации. Именно поэтому для меня учитель одна из сложных и важных человеческих профессий. Как человек своим трудом способен преобразовать природу, так и труд учителя ценен тем, что формирует природу самого индивида. Литература же помогает читателям глубже понять и осознать этот вопрос. По этой причине писатели во все времена поднимали тему воспитания и обучения личности.

Порой учителя наделены большой властью, так как именно в их руках находится судьба нашей страны, поэтому от того, какие знания они передадут человечеству, зависит и наше будущее. По словам Конфуция: «Тот, кто обращаясь к старому, способен открывать новое, достоин быть учителем». Поэтому мудрому наставнику никогда не поздно обратиться к трудам великих писателей, чтобы применить их в своей практике, и стать учителем с большой буквы!

Процесс получения новых знаний учащимися в современных реалиях невозможен без таких составляющих, как педагог и ученик, именно эти объекты учебно-воспитательного процесса считаются основополагающими, а успешность их взаимодействия определяет качество знаний.

Тема взаимоотношения учителя и ученика считается одной из самых простых в педагогике, поскольку оба эти субъекта образовательного процесса легко поддаются описанию и категоризации. С другой стороны, проблема взаимоотношения учителя и ученика является достаточно трудной, ведь когда речь заходит о человеке, его поведении, воспитании или целостности восприятия мира, простыми шаблонными фразами обойтись невозможно, ведь каждый на земле – уникален. Именно поэтому данная тема в педагогическом мастерстве является до сих под одной из самых изучаемых, а публикации, посвященные учителям и ученикам – одними из самых частых в периодических изданиях. Школа – понятие, которое уже не одно тысячелетие активно используется обществом, и до сих пор человечество не нашло способа передать знания без помощи человека. Конечно, постоянно проводится автоматизация этого явления, особенно в нынешнее время, когда кажется, что всем миром правят компьютеры, но даже они требуют присутствия человека, его правок или программ.

Как бы этого не желали отдельные ученики, их родители или другие заинтересованные лица, современный процесс обучения невозможен без активного участия учителей, готовых передавать свои знания, а также контролировать процесс их усвоения. Однако, взаимодействие между людьми невозможно назвать прямым и единогласно толкуемым, ведь при общении активную роль играют такие факторы, как настроение, тип темперамента, личные симпатии или даже погода. Все это может стать причиной как недопонимания, так и открытых конфликтов между объектами учебно-воспитательного процесса. Не стоит также забывать и о том, что если ученик в силу определенных обстоятельств не находит общий язык с педагогом, то так правило в этот конфликт вступает и ещё одна сторона, а именно родители. Стоит ли говорить о том, что даже если взрослые и понимают степень вины своего ребенка, то они предпочитают умалчивать об этом, делая акцент на такой, столь распространенной формулировке, как неспособность учителя заинтересовать. Там же, где появляются родители, чаще всего в конфликт вмешивается и администрация, которая готова на многое для того, чтобы удержать квалифицированного учителя, но доставляющая немало неприятностей ему многочисленными проверками, отчетами и пояснительными записками, что несомненно отвлекает от основного вида деятельности, предоставления педагогических услуг.

Педагог, в отличии от того, как принято считать в современном обществе, это не машина, которая готова держать все под контролем, работать без отдыха и по первой просьбе родителей, правда, чаще всего это бывает требование, уделять все внимание конкретному ребенку. Учитель – обыкновенный человек, который выбрал себе не простою, но увлекательную профессию, у него может случиться недомогание, он имеет право на скверное настроение или хандру, однако, профессиональный этикет предписывает оставлять все проблемы за порогом той классной комнаты, в которой он проводит урок. Именно это зачастую и отличает мастера от новичка или же человека, который просто отбывает повинность, а не делает свою работу с душой. Если каждый задумается о самом любимом преподавателе в школе, то первое, что восстает в памяти – открытая улыбка, добродушие и оптимизм. Будучи взрослыми, многие осознают, что вероятнее всего, у этого человека тоже могли быть какие-то проблемы или плохое настроение, но эти негативные факторы никогда не влияли на ход урока или отношения к ученикам.

Помимо этого, идеальным может называться тот учитель, которые не выделяет любимчиков, а в каждом видит личность со своими достоинствами, сильными сторонами и недостатками. Умелый педагог стремится минимизировать негатив в своих учениках, но делает это не напрямую, в то же самое время, похвала за достижения или успехи открыто звучит из уст учителя. Секрет успеха во взаимодействии – принятие ребенка таким, каким он является, отсутствие желания уровнять всех, сделать их послушными, а значит запуганными. Другими словами, учитель должен быть готовым к тому, что ученик может иметь ошеломляюще успехи в изучении какого-нибудь предмета, но в тоже время постоянно получать выговоры относительно поведения. Профессионал никогда не будет смешивать эти два понятия, замечания – это одно, а успехи в учебе – совсем другое, как хорошее, так и плохое должно в обязательном порядке фиксироваться в дневнике или классном журнале, но снижение оценки из-за поведения – прием молодых учителей или же тех, кто не считает себя хорошим специалистом.

С другой стороны, дружелюбный тон, шутки и веселые замечания могут стать причиной несерьезного восприятия педагога его учениками. Это также проблема, ведь учитель должен быть авторитетом для ученика, панибратские отношения ни к чему хорошему не приведут, ведь это отсутствие уважения, а значит источник проблем как в знаниях, так и воспитании. Не стоит также забывать и о том, что администрация школы имеет право и даже более того, обязана контролировать успехи учащихся, а о каком открытом уроке может идти речь, если учитель воспринимается как друг и все его слова обязательно ставятся под сомнение. Авторитет, не смотря на не слишком педагогичное определение этого понятие, это ключ к наведению порядка в классе, наличие рабочей обстановки и нормальной дисциплины. Эти компоненты несомненно помогают успехам в процессе получения знаний, но иногда делают невозможным близкий контакт учителя с учеником, считается, что строгий педагог не в силах понять проблемы школьника, однако это не всегда так.

Если говорить о проблемах, которые могут возникнуть в процессе взаимодействия учащегося и учителя, то существует такой аспект, о котором все предпочитают умалчивать и делать вид, что в школе этому места нет. Речь идет о влюблённости, достаточно распространенном явлении, которое упорно отрицается официальной педагогической этикой, не рассматривается, как объект научных работ и попросту умалчивается учителями. Считается, что право влюбиться в учителя имеют только учащиеся старших классов, да и то только в том случае, если педагог молодой и привлекательный. На самом деле, учащиеся младших классов гораздо более часто влюбляются в учителей, правда выражают они это по-своему, отвратительным поведением, ревностью к одноклассникам или желанием прикоснуться к педагогу. Классоводы, которые хоть раз становились объектом влечения четко выделяют проявления первых признаков влюбленности и сразу же устанавливают правила, которые помогают ученику успешно получать знания без ущерба дисциплине. А вот те, кто работают в старшей школе, иногда кажутся абсолютно беспомощными в подобных ситуациях. Все дело в том, что влюбленность учеников может иметь достаточно неприятные последствия, такие, к примеру, как ночные звонки с объяснениями в любви или же грубость, отказ выполнять задания во время урока. Правильного и четкого алгоритма действий в подобных ситуациях нет, необходимо действовать по обстоятельствам, но то, что точно не стоит делать учителю, так это вовлекать администрацию и общественность, максимум – школьный психолог, да и то только в том случае, если педагог абсолютно уверен в его профессионализме и возможности оказания реальной помощи. Один из возможных способов – откровенный разговор учителя с учеником, он будет трудным, педагог будет смущаться не менее ученика, но это важный шаг, который поможет преодолеть временные трудности, вселит надежду, но не станет препятствием при проведении уроков.

Быть настоящим учителем — это талант. Ведь учитель должен уметь передать свой опыт, свои знания детям. Наверное, каждому педагогу хочется, чтобы именно его ученик в будущем добился успеха. И, конечно же, приятно, когда именно так и происходит.
Автор ставит проблему отношений между людьми, в данном тексте — между учителем и учениками.
Почему одного учителя дети любят и принимают, а другого-просто ненавидят? Я думаю, что эта проблема близка каждому школьнику и каждому учителю. Вообще, можно по-разному ответить на этот вопрос. Но, мне кажется, все объясняется различием характеров. Не бывает абсолютно одинаковых людей. Поэтому то, что нравится одним, не всегда готовы принять другие.
По-моему, надо согласиться с тем, что дети не всегда правы в оценке своих учителей. Почему-не знаю. Может быть, потому, что ученики сами не знают, чего хотят (в этом случае виноваты дети), а, может, проблема, действительно, в учителе. Ясно одно — понимание происходит через много лет.
Об этом и говорит Ф. Искандер. Автор считает, что они не приняли новую учительницу из-за того, что посчитали ее «чужой», не близкой им. Лишь спустя несколько лет он понял, что дети были не правы, а самое главное — почему.
Помните произведение В. Распутина «Уроки французского». Лидия Михайловна, учительница французского языка, решила помочь мальчику, больного малокровием. Чтобы дать парню шанс иметь деньги, она придумывает игру в «замеряшки». Директор школы посчитал игру с учеником преступлением. Женщина уезжает к себе на Кубань, но она ни в чем не винит мальчика и не забывает про него.
К сожалению, есть и другие ситуации. Ученики никак не могут найти общий язык с учителями. По телевизору показывали документальный фильм о том, как мальчик зарезал учителя физики ножом. Поводом послужила двойка, поставленная последним.
Итак, я согласен с Ф. Искандером в том, что «любовь к первой учительнице» (мне кажется, не обязательно к первой) «так же необходима и естественна, как и первая любовь». Без этого нельзя. Иначе ученик и учитель будут пытаться «съесть» друг друга, а из этого ничего хорошего не выйдет.

83237 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Работа по тексту Ф. Искандера

Проблемы во взаимоотношениях учитель ученик

За последние десятилетия резко изменилось отношение молодежи к старшим: уважение к старшему поколению переместилось с первых мест в конец списка жизненных ценностей. Большинство старшеклассников (78%) считают, что начавшиеся в России перемены в 90-х годах XX века либо ни к чему не привели, либо вызвали ухудшение дел и в стране, и в школе (Кто виноват? Ясно, что не школьники). Конфликты с учителями теперь возникают в три-четыре раза чаще, чем пять лет назад. На вопрос: «Стали ли человечнее отношения учителей с детьми?” - ответили «Да” 18% опрошенных, а «Нет” - 52%. Психологи отмечают, что на каждом уроке возникает от 25 до 150 ситуативных положений психологической несовместимости педагогов и детей.

Вот как говорят дети об отношении к ним учителей:

«И.А. кидается в нас киянками и попал одному мальчику в глаз”; «Директриса запрещает ходить в одежде, которая мне нравится”; «Химичка ругает меня за то, что я дружу с. ”; «Почему, если тебе не удается какой-нибудь предмет, учитель придирается ко всему. Например: «Было бы у тебя столько знаний, сколько одежды”. Или: «Ты бы не волосы красила, а решала примеры”; «Учительница информатики заставила стереть помаду”; «Учителя не дают высказывать свое личное мнение”; «Насчет оценок! Если я не согласна с отметкой, которую мне выставили за четверть, естественно, я начинаю отстаивать свою позицию, то есть, например, мне поставили 3, а я уверена, что знаю на 4. Совершенно не выслушивают, не хотят и не желают углубляться в этот вопрос. Учитель в какой-то степени психолог, так надо же не забывать это”; «Физрук ударил Шурика”; «Трудовик с неба берет оценки”; «Учительница сказала, что тетрадь – это лицо ученика, а раз в тетради есть пробелы, то значит и в голове то же самое”.

Всякий раз, когда заходит разговор с учителями о трудностях работы, они обязательно называют проблему взаимодействия с коллегами, родителями, школьниками. Проблема взаимодействия участников педагогического процесса приобретает все большую остроту для современной школы. В последние годы отношения между учениками и учителями стали значительно сложнее и напряженнее. Это происходит по многим причинам, в том числе из-за изменившегося отношения младших к старшим. Опыт старших как бы теряет свою актуальность для новых поколений. Реальный механизм установления нормальных отношений с учащимися видится в снижении количества и накала конфликтов путем перевода их в педагогическую ситуацию. В педагогической деятельности между учителями и учениками проходят сложные изменения в каждый возрастной период. Это обусловлено сменой позиций и ролей ученика в отношении с родителями, другими школьниками, учителями. Непосредственно межличностные отношения влияют на характер отношений учителя и школьника при организации групповых форм занятий. При этих формах работы происходит смена неформальных лидеров, изменяются критерии популярности учеников, составы малых контактных групп, то есть происходит активная перестройка отношений, за чем не всегда может уследить учитель. Отношения учителя и учащегося преломляются через его отношения с другими учениками класса, определяют реакцию ученика на замечания, обращения к нему учителя.

Готовы ли учителя к работе в изменившихся условиях? Как показывают исследования (Ю.Н. Козырев, В.Б. Ольшанский), хуже всего учителя подготовлены к тому, чтобы работать с людьми. В наибольшей степени их беспокоит собственная неподготовленность к решению психологических задач, возникающих в общении со школьниками, их родителями, коллегами по работе, школьной администрацией. Психологи отмечают, что «лишь у одного учителя из десяти достаточно развиты такие профессионально важные качества, как пристальное и постоянное внимание к личности другого человека, глубокое ее понимание, уважение к ней, искренность в выражении своих чувств и переживаний в межличностном общении. В связи с этими обстоятельствами учителю полезно овладеть технологией управления педагогическими конфликтными ситуациями.

Проблема взаимоотношения ученика и учителя. (ЕГЭ по русскому)

Каким должен быть учитель? Каково должно быть его отношение к работе и к ученикам? В своём тексте Вигдорова Фрида Абрамовна затрагивает проблему взаимоотношений учителя и учеников.

Учительница Наталья Андреевна в разговоре упомянула о том, что побывала на одном из уроков молодой учительницы. Теоретически урок был проведён по всем правилам и стандартам, но, когда Наталья Андреевна задала этой учительнице вопрос об её учениках, последовал сухой и безразличный ответ: «У меня их сорок, не могу я знать каждого в отдельности.» Эта молодая учительница безразлично относится к детям, она оценивает их, как личностей, только по отметкам.

Наталья Андреевна искренне не могла понять, как же так можно работать, ведь она считает, что «для воспитателя самое главное, самое важное – понять ученика.»

Я полностью согласна с мнением автора, ведь оценки не являются главным показателем потенциала и таланта. Способности к обучению у всех разные. Нельзя оценивать ученика только по его отметкам, так учитель показывает свою некомпетентность, негуманность.

В литературе не раз поднималась проблема взаимоотношения учителя и ученика, например, в произведении «Уроки французского» Валентина Григорьевича Распутина.

Мальчик Володя, переехав из села в город для того, чтобы продолжить обучение, начал играть в игру на деньги, чтобы облегчить себе жизнь, так как он практически голодал. Он не был азартным и играл только до определенной суммы, другим ребятам это не понравилось, и за это они его избили. Учительница по французскому языку Лидия Михайловна узнала об этом и отнеслась неравнодушно к судьбе мальчика и предложила дополнительно заниматься своим уроком, позвала к себе домой, надеясь, что на занятиях она сможет его покормить. Мальчик отказался. Лидия Михайловна поступила хитрее, предложила Володе играть на деньги, заведомо поддаваясь, чтобы он выиграл. Директор узнал об этом и уволил учительницу, якобы она поступила очень дурно, хотя и совершила хороший поступок, делала жизнь мальчика легче. Она переехала в другой город, но даже после этого она прислала Володе посылку с яблоками, которые он видел лишь на картинке.

Лидия Михайловна могла даже не разбираться в истории маленького Володи и доложить директору, но она поступила очень по-человечески, как настоящий учитель, узнала об его проблеме и попыталась помочь решить её, пусть даже путём азартной игры.

Также о данной проблеме пишет в своем произведении «Первый учитель» Чингиз Торекулович Айтматов. Куркеу находится в казахской степи, и именно там молодой Дюйшен начал обучать детей. Будучи малообразованным, читая по слогам, без программы обучения, он начал обучать детей. Был хорошим для них примером. Одна девочка, Алтынай, училась лучше всех, и Дюйшен возлагал на неё надежды, хотел отправить в город учиться, раскрыть свой потенциал. Однажды тётка Алтынай отдала девочку во вторые жёны краснорожему. Дюйшен хотел помешать этому, за что был избит, а девочка изнасилована. Но на другой день перебитый Дюйшен приводит с собой милиционеров, и краснорожего насильника арестовывают. Алтынай уезжает учиться и, много лет спустя, закончив школу и институт, получив докторскую степень, с добротой и теплом вспоминает о своём учителе. Дюйшен хорошо справился со своей работой, был неравнодушен к судьбе своей ученицы и к судьбе других учеников. Алтынай выросла и стала хорошим человеком. В благодарность за его доброту Алтынай хочет назвать школу, в которой училась, в честь него.

Подводя итог, можно сказать, что взаимопонимание между учителем и учеником важно. Учитель может являться второй семьей, может выслушать и помочь. Учителю нельзя равнодушно относиться к своему призванию и к детям, которых он обучает, ведь эти дети потом вырастут. Важно, чтобы они выросли хорошими людьми. Вырастут они хорошими, если закладывать в них «правильное», доброе с самого детства. Вовремя помочь им с их проблемами, пусть они будут, на взрослый опытный взгляд, глупыми, но для детей, они тем не менее очень важны. Роль учителя в этом невероятно огромна.

Взаимоотношение учителя и учеников Как необходимо относится учителю к своим ученикам? (ЕГЭ по русскому)

Ответ на этот вопрос заинтересовал меня, прочитав текст В. Короленко. В нем поднимаются, на мой взгляд, острая проблема взаимоотношения учителя и учеников.

Автор рассуждает по данной теме, приводит жизненные примеры. Писатель вспоминает, как молодой учитель Игнатович обращался с учениками «вежливо, преподавал старательно, заданное спрашивал редко». Публицист замечает, что результатом такого обучения стало непослушание школьников. Журналист с огорчением повествует о произошедшем в классе конфликте. Подросток, сказавший дерзость учителю, вызвал растерянность и недоумение Владимира Васильевича. Общение класса и учителя в дальнейшем оказалось тягостным и напряженным. Однако писатель рад тому, что ребята «не воспользовались слабостью этого юноши», смогли впоследствии прийти к примирению, что стало началось симпатии учеников к учителю.

В рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского» поднимается данная проблема отношения учителя и учеников. Лидия Михайловна, узнав, что ученик Володя нуждается в деньгах, приглашает его на дополнительные уроки французского, где хочет помочь ему. Но у мальчика есть чувство гордости, он решительно отказывается от помощи.

Тогда Лидия Михайловна начинает играть в Володей на деньги. Впоследствии она была уволена за аморальное поведение, и ей пришлось уехать. Володя не забывал поступок учительницы, она осталась в его памяти как человек милосердный, добрый и отзывчивый.

В повести Ч. Айтматова «Первый учитель» мы знакомимся и историей девушки, учитель которой сыграл огромную роль в становлении личности Алтынай. Она описывает своего учителю Дюйшена как человека малограмотного, но его способность дать детям больше, чем стандартные знания, заслуживает уважения. Учитель рассказывает своим детям о других странах, в который они не были. Он посвятил свою жизнь ученикам. Когда Алтынай повзрослела, она открыла школу-интернат под именем Дюйшена.

Он стал для неё идеалом учителя, великодушного человека.

Таким образом, можно сделать вывод, что не всегда можно прийти к взаимопониманию между учителем и учениками, наладить контакт между ними. Однако это является основной всего учебного процесса, а также без уважения и доверия невозможно мирно жить в обществе.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) — начать подготовку

www.kritika24.ru

Учитель и ученик: проблемы взаимопонимания и взаимодействия

Две главные фигуры в школе – учитель и ученик. Их общение на уроке, во внеклассной работе, на досуге становятся важным условием эффективности учебно-воспитательного процесса, средством формирования личности школьника. Основываясь на аксиоме, что отношения между учеником и учителем – фундамент всех общественных формаций, созданных людьми за долгие годы можно прийти к выводу, что ученика и учителя не связывают другие стороны жизни, кроме обучения, поэтому они не слишком много знают друг о друге. Их союз приносит только психологическое удовлетворение и исключает близкий контакт. Встречи учителя и ученика обычно ограничены во времени и продолжаются в течение определенного периода.

Тем не менее, отношения с учителем занимают в жизни детей очень важное место, и дети очень переживают, если они не складываются. В данной ситуации, на учителе, как на более опытном, лежит задача создать и поддерживать доброжелательность и взаимопонимание В основе отношений между учителем и учеником лежит их совместный труд, а также успехи в достижении цели. Процесс обучения зависит от того, какие отношения складываются между учеником и учителем.

Все начинается с учителя, с его умения организовать со школьниками педагогически целесообразные отношения как основу творческого общения. Учитель – это тот, кто делится знаниями, мудростью и опытом, а ученик их перенимает. Дополнительное образование базируется на принципе свободы выбора, и если параметры взаимодействия «учитель – ученик» не адекватны потребностям обоих субъектов, то о качестве обучения говорить не приходится, т.к. сам факт взаимодействия будет не реален. Существует и противоположная проблема: можно построить очень комфортные отношения с учеником, но их конструктивность с точки зрения решения образовательных и развивающих задач будет минимальна. Таким образом, необходимо найти ответ на вопрос: как построить взаимоотношения с учеником, чтобы взаимодействие с ним позволяло получать максимальный результат в сфере образования и личностного развития, и в то же время оставалось бы перспективным для дальнейшего конструктивного общения. Ответом на этот вопрос может стать модель взаимодействия «учитель – ученик», назначение которой – оптимизировать учебный процесс.

Учителя не всегда осознают свою ведущую роль в организации контактов. Главным в общении учителя и учащихся должны быть отношения, основанные на уважении и требовательности. Учителю необходимо обращать внимание на оперативность начала контакта, формирование основы демократизации – чувства «мы», введение личностных аспектов во взаимодействии с детьми, демонстрацию собственной расположенности к классу, показ целей деятельности, передачу учащимся понимания педагогом их внутреннего состояния, организовать цельный контакт с классом, изменение стереотипных негативных установок к отдельным учащимся.

У педагога со стабильным эмоционально-положительным отношением к детям, деловой реакцией на недостатки в учебной работе и поведении, спокойным и ровным тоном в обращении школьники раскованы, общительны, доверчивы. Правильный стиль общения создает атмосферу эмоционального благополучия, которая во многом определяет результативность учебно-воспитательной работы. Верно найденный стиль педагогического общения, соответствующий неповторимой индивидуальности педагога, способствует решению многих задач.

Важным моментом в обучении вообще является то, чтобы каждый ученик мог убедиться в важности не только усвоения прочных знаний, но и развития умственных способностей. Ученик не один в школе. Он работает вместе с другими: учащимися и учителями. Обращаются друг к другу за помощью, не боясь признать, что они чего-то не понимают.

Важнейшие аспекты сотрудничества:
— умение прислушиваться друг к другу;
— принимать совместные решения;
— доверять друг другу;
— ощущать свою ответственность за работу группы.

Педагогический такт, чуткое отношение к ученикам, безусловно играют решающую роль в успешности труда учителя. Это весьма важная сторона мастерства педагога. И от нее во многом зависят взаимоотношения между учителем и учеником. Но педагогический такт полностью не решает проблему взаимоотношений.

Зарубежные исследователи в своих исследованиях тоже указали, что дети склонны предпочитать учителей, обладающих следующими характеристиками:
1. Человеческие качества – доброта, весёлость, ответственность, уравновешенность.
2. Организационные качества – справедливость, последовательность, честность, уважение других.
3. Деловые качества – полезность, демократичность, умение заинтересовать.
4. Внешний вид – хорошо одет, приятный голос, общая привлекательность.

В старших классах популярными учителями назвали тех, которые умеют преподнести учебный материал наглядно, живо, проблематично.

Хочу отметить, что во взаимоотношениях «учитель – ученик», кроме выделенных тех или иных личностных или профессиональных качеств педагога, предполагается также учет ожиданий учащегося, которые частично выражаются в конкретных требованиях к поведению учителя. Их важно исследовать в возрастном плане, т.е. выяснить, чего хотят и ждут от учителей школьники разного возраста, и как эти ожидания меняются от одного класса к другому.

Неспособность педагога удовлетворить ожидания учащегося и невнимание к этим ожиданиям могут порождать негативное отношение к самому учителю, к его предмету, приводить к острым конфликтам.

Конфликты – явления чрезвычайно разнообразные по своему характеру.
Они могут быть внутриличностными, столкновение двух несовместимых
желаний, противоположных тенденций, когда не удовлетворяются главные
потребности личности, наносится ущерб ценностям «я».

Обычно в школах конфликты бывают между учителем и учеником в
подростковом возрасте. Здесь важно, что учитель отчетливо должен представлять себе основные причины возникновения конфликтных взаимоотношений и знать реальные способы их предупреждения.

Специфические причины конфликтов «учитель – ученик»
1. Недостаточный профессионализм педагога как предметника и воспитателя, проявляющийся в нервных взаимоотношениях педагога с детьми:
в демонстрации своего превосходства, своего особого статуса;
в серьёзных ошибках взаимодействия, таких как дискриминация по отношению к отдельным учащимся, открытое или маскируемое нарушение педагогической этики на почве борьбы за лидерство;
в педагогически непрофессиональных действиях учителей: приказной тон, крик учителя, который часто провоцирует грубые нарушения дисциплины учащимися;
в предвзятом отношении учителя к ученикам, проявляющемся в систематическом занижении отметок, в выделении «любимчиков»;
в самовольном установлении учителем количества и форм проведения проверки знаний учащихся, не предусмотренных программой и резко превышающих нормативную учебную нагрузку детей;
в неумении организовать познавательный интерес у учащихся к своему предмету;
в «навешивании ярлыков», например неуспевающего ученика;
в акцентировании внимания окружающих на психологических проблемах и недостатках ученика;
в оценке поступка, базирующейся на субъективном восприятии личности ученика;
в неумении организовать занятия со всеми учащимися.
2. Нарушение школьных требований учащимися: неподготовленность домашних
заданий; умышленное нарушение дисциплины; пропуски уроков без уважительной причины.
3. Проявление личностных конфликтов как обучаемого, так и педагога.

Каким же хотят видеть ученики своего учителя?
1. Нравственное качество (справедливый, уважает человеческое достоинство, доверяет).
2. Любовь к своему предмету.

3. Качественный хороший классный руководитель, хочет сделать жизнь детей увлекательной, интересной, не любит командовать, дает дельные советы.

Отрицательные качества учителей:
1. Кричит, обрывает, не выслушивает до конца.
2. Выделяет отдельных учеников.
3. Придирчивый, старается наказать за каждый проступок.
4. Требует от ученика безоговорочного подчинения.
5. Относится как к маленьким.
6. Относится неуважительно.
7. Не умеет хранить тайну.

Каким путем можно предотвратить конфликты и как добиться, чтобы учителя с учениками были в хороших отношениях:
1. Умело провести организационный момент урока, не оставлять ни одного ученика в бездеятельности.
2. Создавать атмосферу непрерывного общения с классом.
3. Требовательность к себе и к ученикам по поводу полной готовности к уроку.
4. Знание предмета «на отлично», свободное владение им. Применение разных методов и форм обучения.
5. Выполнение и стремление к выполнению поставленной цели: добиться полного усвоения материала со всеми без исключения учащимися.
6. Рациональное использование времени, дорожит каждой минутой урока.
7. Добиться полного усвоения материала.
8. Организация индивидуальной работы, особенно с тем, кому дается трудно предмет. Их на уроке больше спрашивать, больше теребить и беспокоить.
9. Организовать работу с «трудными» детьми, непрерывно спрашивать, заставлять их думать, находить более интересные способы преподавания.
10. Уважительное отношение к личности ученика, не допускать разного рода оскорблений, прозвищ, замечаний.

Можно указать по крайней мере три наиболее существенные особенности типа учебного взаимодействия.

Во-первых, каждый ученик включается в решение продуктивных задач не в конце, а в начале процесса усвоения нового предметного содержания, на основе специально организованного активного взаимодействия и сотрудничества с учителем и другими учениками.

Во-вторых, ситуации взаимодействия и сотрудничества, являясь специфическим средством решения продуктивных задач и условием овладения учащимися способами познавательной деятельности и межличностных отношений, претерпевают изменения в процессе общения, обеспечивая тем самым становление механизмов саморегуляции поведения и личности учащегося.

В-третьих, в процессе совместного решения продуктивных задач учащиеся осваивают прежде всего механизм смыслообразования и целеобразования, чем обеспечивается более продуктивное и мотивированное овладение операционно-техническими средствами выполнения новой деятельности.

И какие бы новации ни вводились, в школе как сотни и тысячи лет назад встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Между ним (всегда) – океан знаний и рифы противоречий. И это нормально. Любой океан противоречит, препятствует, но преодолевающих его – одаривает постоянно меняющимися пейзажами, неохватностью горизонта, скрытной жизнью своих глубин, долгожданным и неожиданно вырастающим берегом. А учитель всегда будет капитаном в этом плавании главным штурманом проводки через рифы.

УДК 378.14

Н.Ф. РАДИОНОВА

доктор педагогических наук, профессор, кафедра педагогики, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена E-mail: [email protected] С.В. РИВКИНА

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена E-mail: sv. [email protected]

Doctor of pedagogical sciences, Professor, Department of pedagogics, State Pedagogical University of Russia named

after A.I. Herzen E-mail: [email protected] S.V. RIVKINA

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate professor, Department of pedagogics, State Pedagogical University of Russia named after A.I. Herzen E-mail: [email protected]

ПРОБЛЕМА ОТНОШЕНИИ УЧИТЕЛЬ-УЧЕНИК В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ: ИСТОРИЯ ВОПРОСА THE PROBLEM OF STUDENT-TEACHER RELATIONS IN PEDAGOGICAL SCIENCE. BACKGROUND

В статье в контексте обновления содержания и организационных форм образования представлены результаты теоретического анализа и обобщения научно-педагогических исследований, обращенных к проблеме отношений педагогов и учащихся в образовательном процессе.

Ключевые слова: отношения в образовательном процессе; позиции педагогов и учащихся в образовательном процессе; взаимосвязь деятельностей, взаимосвязанная деятельность, совместная деятельность, сотрудничество субъектов педагогического процесса.

The article in the context of content and organizational forms renewal deals with results from theoretical analysis and generalization of research and development in pedagogy, aimed at the problem of relations between teachers and students in educational process.

Keywords: relations in educational process, attitudes of teaches and students in educational process, interrelation of activities, interrelated activities, group activity, the collaboration of the subjects in pedagogical process.

В современных условиях предпринимаются серьезные шаги по обновлению образования на различных его ступенях . При этом меняются не только подходы к отбору и структурированию содержания, организации процесса, но меняется сам характер отношений участников педагогического процесса, их взаимные позиции в образовании. Создаются условия, при которых участники образовательного процесса становятся сотрудниками совместной деятельности, а поэтому каждый из них имеет право на индивидуальный выбор, на личностное самоопределение и самореализацию. Переход на новые педагогические отношения, как свидетельствуют исследовательские данные, оказывается не простым, а весьма противоречивым. Возникает целый комплекс проблем, которые требуют своего разрешения. В этой связи весьма уместно обращение к знаниям об отношениях учитель - ученик, накопленным в педагогической науке.

Существенный вклад в разработку проблемы отношений педагогов и учащихся внесли педагоги 20-х годов ХХ века (Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, С.Т. Шацкий, Е.А. Аркин, К.Н. Вентцель, Н.И. Иорданский, А.П. Пинкевич, М.П. Пистрак, С.М. Ривес, В.Н. Сорока-Росинский, В.Н. Шульгин и др.), о чем свидетельствуют и работы этих ученых, и специальные исследования, посвященные их наследию.

Именно в этот период были предприняты первые

попытки обосновать характер отношений педагогов и учащихся в новой школе, наметить их взаимные позиции, очертить содержание и формы совместной деятельности в школе и вне ее. Позиции ученых по всем этим вопросам были неоднозначны. Одни из них, недооценивая возможности детей, считая их слабыми, беспомощными существами, дело которых - слушаться родителей и учителей, предлагали строить отношения постоянного контроля, послушания. Они фактически стремились сохранить те отношения, которые были в старой школе, когда учителя и учащиеся были связаны «общей цепью обязанностей: учить и учиться». Другие, высоко оценивая роль самостоятельности, активности, творчества самих детей, явно недооценивали роль педагогов, сводя ее к консультациям, оказанию помощи. Третьи, и прежде всего Н.К. Крупская, А.В. Луначарский С.Т. Шацкий, последовательно отстаивали позицию разумного сочетания активности и педагогов, и учащихся в жизни школы.

При разработке всех этих положений ученые исходили из новых целей, которые призвана была решать школа: воспитывать человека, всесторонне развитого «с сознательными и организованными общественными инстинктами», имеющего «цельное, продуманное мировоззрение» ясно понимающего все то, что происходит вокруг него в природе и общественной жизни; подготовленного в теории и на практике ко всякого рода

© Н.Ф. Радионова, С.В. Ривкина © N.F. Radionova, S.V. Rivkina

труду, как физическому, так и умственному, умеющего «строить разумную, полную содержания, красивую и радостную общественную жизнь» ; как «гармонично развитую индивидуальность», как «умеющего жить в гармонии с другими», умеющего содружество-вать, сочувствовать; социально мыслить»; как «интернационалиста, коллективиста, организатора, реалиста, мастера своего дела, отдающегося своему настоящему призванию» .

Чтобы воспитать такого человека из ребенка, необходимо, как неоднократно подчеркивал С.Т. Шацкий, коренным образом пересмотреть взгляды «на детский вопрос», изменить положение детей в школе, превратить ее в «школу для детей», создать в ней «условия для организации детской жизни в данный момент».

В ребенке необходимо «видеть человека», «уважать его личность», предоставлять ему «как можно больше самостоятельности, меньше опекать его». Детям необходимо «доверять, неформально к ним относиться», «дать развернуться». Вслед за Л.Н. Толстым, Н.К. Крупская призывала взрослых постоянно учиться у детей; не стыдиться признаваться в ошибках; помнить, что дети тоже имеют права.

Реализации такого отношения к детям способствует изменение взаимного положения учителей и учащихся в школе. Учитель - старший товарищ, который помогает «ребятам налаживать дружную игру и работу, дружную жизнь...». Он опытный, разумный, авторитетный товарищ, у которого есть общее дело с учениками - помощь в строительстве в стране. Он ни «начальство», ни какая-то «особая порода», скучная и рассудительная, ни в чем не родственная душе подростка, а старший в «разновозрастной семье». Положения педагогов и учащихся не являются застывшими, неизменными, противостоящими друг другу» Ученики и учителя «одушевлены одной общей идеей», они совместно организуют жизнь в школе, т.е. обсуждают ее проблемы, принимают совместные решения, совместно действуют».

Таким образом, в советской педагогике уже в 20-е годы XX века проблема гуманизации и демократизации отношений педагогов и учащихся была обозначена. Ученые указывали на зависимость этих отношений от общей социальной ситуации, от характера организации жизни в школе, от отношения педагогов к детям, к своему делу, своим коллегам, своему профессиональному росту. Подчеркивалось, что «товарищеские» отношения педагогов и учащихся способствуют развитию личности. В свою очередь, сами эти отношения формируются в условиях «открытости школы», богатства содержания ее деятельности, правильно организованного самоуправления» широких контактов самих педагогов, вариативности взаимных позиций педагогов и учащихся.

Идеи ученых были широко связаны с практикой. Они рождались как обобщение опыта и затем опять апробировались в практике. Они нашли свое отражение в работе детских учреждений, которыми ру-

ководили М.М. Пистрак, В.Н. Сорока-Росинский, С.Т. Ривес, С.Т. Шацкий и др. Они широко использовались при поиске организационных форм обучения (П.П. Блонский, Б.В. Игнатьев, С.Н. Белоусов, Л.Э. Левин, А.П. Пинкевич, С.М. Ривес и др.): студийная система, Дальтон-план, метод проектов.

Важную роль в становлении теории и практики отношений в педагогической науке в этот период сыграл, безусловно, А.С. Макаренко, творчество которого охватывает 20-е и 30-е годы двадцатого века.

Работы самого А.С. Макаренко и проведенные исследования его творчества убеждают в том, что оценить в полной мере его вклад в разработку той или иной проблемы можно только при условии целостного восприятия всей его педагогической системы, А это значит, что для того чтобы выяснить, что же внес А.С. Макаренко в теорию и практику отношений, необходимо разобраться, по крайней мере, в следующих вопросах: какую роль он отводил педагогам и воспитанникам в своей системе, какие связи предполагал между ними, их с другими элементами системы, какими видел их отношения друг к другу, какие пути формирования этих отношений обозначал.

Главная роль в педагогической системе А.С. Макаренко принадлежала цели воспитания, под которой он понимал «программу человеческой личности, программу человеческого характера», общую для всех и обязательно имеющую «индивидуальный корректив». Такое понимание цели уже предполагало внимательное отношение ко всем воспитанникам, формирование у каждого из них общего, особенного и специфического.

Достижение этой цели обеспечивалось двумя взаимосвязанными путями: опосредованным, воздействием на личность через коллектив («параллельное педагогическое действие») и непосредственным воздействием на личность (этому воздействию в практической своей деятельности А.С. Макаренко уделял немало внимания, однако в теории вопрос о влиянии личности педагога на воспитанника освещен не достаточно полно).

Воздействие первичного коллектива на воспитанников осуществлялось в процессе разнообразной деятельности в составе единого коллектива, членами которого являлись на равных педагоги и дети.

Жизнь коллектива была соответствующим образом организована: согласовывались во «времени» и «пространстве» различные виды деятельности, деятельность единого коллектива и первичных, отдельных воспитанников и коллектива, педагогов и воспитанников и т.д. Для этого широко использовались различные способы (руководство, педагогическое руководство, самоуправление) и формы организации (последовательное выполнение совместной деятельности, параллельное, сотрудничество). Во всех указанных способах достаточно четко просматривался характер связей педагогов и воспитанников.

Общее руководство осуществлял «уполномоченный государством руководитель», «самое ответственное лицо». А.С. Макаренко подчеркивал, что мастерство

его должно состоять в том, чтобы, сохраняя строгое соподчинение, ответственность, дать широкий простор общественным силам школы. Необходимо добиваться, чтобы кабинет его «сделался центром внимания и притяжения всего коллектива и в особенности любимой комнатой актива, с которым педагогический руководитель всегда должен находиться в общении, не ожидая специальных заседаний и собраний». Вся работа его должна проходить открыто, каждый воспитанник в любой момент должен иметь возможность зайти к руководителю.

Педагогическое руководство в коллективе осуществляли воспитатели, работающие на отрядах. Главная суть его состояла в том, чтобы помочь «воспитаннику выбрать себе путь», что было важно не только для будущей жизни, но еще и потому, что это отражалось на тонусе его деятельности и жизни в учреждении. Воспитатель изучал состав своих отрядов, «жизнь и особенности характера каждого воспитанника, его стремления, сомнения, слабости и достоинства» [там же, с. 320], участвовал в делах воспитанников (производственных, хозяйственных, учебных и др.), помогал им в организации учебной домашней работы, в подборе книг, в проведении праздников, генеральной уборки и т.д. Во всех вопросах воспитатель опирался на положительное в своих воспитанниках.

Широко использовались возможности различных объединений: отрядов, советов, комиссий, штабов, клубов, бригад и т.д. Воспитатели в этой системе занимали различные позиции: общее управление в течение дня принадлежало дежурным - одному воспитателю и одному воспитаннику; другие воспитатели принимали участие в работе отрядов и как все члены коллектива, они подчинялись дежурным. В процессе самой деятельности их позиции также видоизменялись: они могли наблюдать за тем, как работают воспитанники (классные занятия); помогать им в работе (домашние задания, чтения); участвовать в работе наравне с воспитанниками (хозяйственные вопросы); получать помощь от воспитанников («обработка» отдельных воспитанников. По отношению к органам самоуправления администрация и педагоги занимали мудрую позицию: не подменяли их; если были согласны с решением -апеллировали к общему собранию; основным методом считали влияние на органы самоуправления в процессе самой деятельности.

Таким образом, каждый из рассмотренных способов организации жизни и деятельности коллектива предполагал вполне определенные взаимные позиции педагогов и воспитанников (руководитель - подчиненный; воспитатель - воспитанник; старший - младший; члены одного коллектива; сотрудники общего дела). А все вместе они создавали определенную сетку отношений, в которой их взаимные позиции постоянно варьировались. Приоритет того или иного способа определялся в зависимости от содержания деятельности, от уровня развития коллектива, опыта воспитателей и воспитанников, особенностей сложившейся ситуации.

Таким образом, проблема взаимосвязей педагогов

и воспитанников в системе А. С. Макаренко занимала достойное место. Ему удалось не только показать зависимость характера этих взаимосвязей от сущности социального заказа, но и обосновать влияние взаимных позиций педагогов и воспитанников в коллективе на их отношения, а их, в свою очередь, на эффективность деятельности. А.С. Макаренко предложена оригинальная система конструирования и организации связей и отношений взрослых и детей, органически вписывающаяся в жизнь коллектива и постоянно развивающаяся в процессе его деятельности. Эту систему отличают педагогическая целесообразность, многоуровневость, вариативность позиций педагогов и воспитанников, сочетание педагогического руководства с активностью самих воспитанников и т.д.

Для обозначения взаимосвязей педагогов и воспитанников А.С. Макаренко использует различные понятия: «параллельное педагогическое действие», «прямое воздействие», «руководство», «управление», «самоуправление», «совместная работа», «общение», «отношение».

В 30-е -начало 50-х годов ХХ века на первый план выдвигаются новые аспекты проблемы отношений учителей и учащихся, воспитателей и воспитанников. В этот период идет интенсивный поиск таких организационных форм взаимодействия, которые бы позволяли наиболее эффективно выполнять обращенный к школе социальный заказ. Нередко в таких случаях абсолютизировалась позиция педагога во взаимодействии с учащимися.

Значительный вклад в разработку проблемы взаимодействия педагогов и учащихся внесли ученые второй половины 50-х -60-х годов ХХ века. В новой социальной ситуации, характеризующейся обновлением общественной жизни, возникает объективная потребность в разработке проблемы гуманизации отношений в школе, характера взаимодействия в ней учителей и учащихся.

В этот период В. А. Сухомлинский предпринимает первую попытку целостного рассмотрения педагогических проблем на основе гуманистического принципа сотрудничества взрослых и детей.

Исходя из того, что задача школы «не только в том, чтобы дать каждому знания, необходимые для трудовой и полноценной общественной деятельности, но и в том, чтобы дать каждому счастье личной духовной жизни» , В.А. Сухомлинский неоднократно подчеркивал, что это счастье «невозможно без полноты внутреннего духовного мира, без радости труда и творчества, без ощущения чувства собственного достоинства, чести, гордости». [там же, с. 21-22] А это, в свою очередь, невозможно без соответствующей педагогической позиции. Учитель, по мнению В.А. Сухомлинского, должен быть не только наставником, но и другом учащихся, вместе с ними преодолевать трудности, переживать, радоваться и огорчаться. А для этого сам педагог должен быть яркой личностью, иметь идейные убеждения, богатую духовную жизнь. Существенную роль в развитии личности каждого пе-

дагога может сыграть педагогический коллектив, который сохраняет «непреходящие духовные ценности - в убеждениях, взглядах, традициях, привычках учителей, в личной неповторимости каждого педагога, в живых отношениях между учителями и учениками, в отношениях между детьми». Сухомлинский убедительно доказал (и теоретически, и практически), что педагогический коллектив действительно становится влиятельной воспитательной силой и по отношению к учащимся, и по отношению к самим педагогам, если в нем сформирована определенная система убеждений. Такой коллектив становится источником мысли, творчества, поисков каждого учителя, обращает его к миру детства, учит ощущать ребенка, осознавать силу своего влияния на детей, формирует «мудрую власть педагога» как способность все понимать.

Таким образом, В.А.Сухомлинского в отношениях педагогов с учащимися, педагогического коллектива с ученическим прежде всего интересовал духовный потенциал личности и его обогащение в процессе общения, совместной работы, самовоспитания, самосовершенствования. Он исходил из того, что только духовно богатый педагог (образованный, глубоко чувствующий, грамотно действующий) способен установить истинно человеческие отношения со своими воспитанниками.

Такие отношения предполагают взаимное понимание, взаимное сопереживание, взаимную помощь. Как писал В. А. Сухомлинский: «самое главное здесь - взаимность, строжайшая непримиримость, самонепримиримость к безделию, нерадивости, расточительству времени и других богатств и ценностей, тонкое взаимное чувствование труда». Но взаимное понимание и чувствование не означают равенства педагогов и воспитанников, поэтому В. А. Сухомлинский и призывал не ставить ребенка «на одну доску с собой, не предъявлять ему таких требований, какие предъявляются к взрослым, но и самому не оребячиваться, не опускаться к уровню ребенка, понимая вместе с тем сложность детских поступков и отношений в детском коллективе». Руководит воспитанием и самовоспитанием педагог. Это педагогическое руководство есть прежде всего отношения между педагогом и воспитанником, проникнутые глубокой взаимной верой в добрые намерения. Исходя из многолетнего опыта, В. А. Сухомлинский обращает внимание педагогов на то, что успех их работы зависит от «стиля... воспитательного влияния», т.е. от отношения к воспитаннику, от системы применяемых методов, от тона обращения и т.д.

В этот период к проблеме воспитательных отношений обратился И.П. Иванов. Анализируя эту проблему, которая впервые была обозначена еще в 40-е годы ХХ века Н.А. Петровым, он рассматривает во взаимосвязи объективные и субъективные (внутренние) позиции воспитателей и воспитанников. Он обращает внимание на то, что, если педагоги действуют только или по преимуществу как передатчики, а воспитанники - как активные, даже творческие потребители готового опыта, то появляются серьезные причины для потребительской

психологии. Именно поэтому отношениям «авторитаризма» (усвоение готового опыта в пассивной деятельности, организуемой воспитателей), «чрезмерной опеки» (усвоение готового опыта в активной деятельности, организуемой воспитателями), «свободного воспитания» он противопоставляет два вида объективных воспитательных отношений: отношения «товарищеского творческого обучения» и отношения «творческого содружества».

Таким образом, у И.П. Иванова различные педагогические позиции рассматриваются не как равно возможные, выбираемые в разных ситуациях, а как прогрессивные, способствующие целостному формированию личности, и регрессивные - тормозящие этот процесс. Прогрессивна, по И.П. Иванову, та педагогическая позиция, которая обеспечивает реальное, активное, творческое включение каждого воспитанника в соответствующую (по целям, содержанию, организации) совместную деятельность, т.е. обеспечивает принципиально иной характер взаимодействия воспитателей, воспитателей и воспитанников, самих воспитанников. Методика организации такого взаимодействия была разработана И.П. Ивановым и его учениками. Она широко применялась в лагере «Орленок», «Зеркальный», в коммунарском движении в 60-е годы ХХ века.

Совершенствование характера отношений учителей и учащихся, воспитателей и воспитанников ученые связывали в этот период с формированием педагогически целесообразного стиля отношений, стиля руководства (А. А. Бодалев, Н.А. Березовин, Я.Л. Коломинский, Т.Н. Мальковская, Н.Ф. Маслова, А.В. Петровский, Л.И. Уманский и др.).

Проведенные исследования убеждают, что изменению позиции педагогов способствует коллективная познавательная деятельность учащихся (М.Д. Виноградова, В.В.Котов, Х.Й. Лийметс, И.Б. Первин, В.А. Синицкая и др.); ученическое самоуправление (Н.М. Изосимов, В.М. Коротов, З.А. Малькова, Ю.П. Сокольников и др.), широкое использование игры в жизни коллектива (С.А. Шмаков, В.А. Фомин), внимание и знание системы отношений в коллективе и полонения (формального и неформального) каждого школьника в ней (Л.И. Новикова).

Для исследований этого периода характерно, что умения, способности педагога строить необходимые отношения с учащимися рассматриваются как показатель педагогического мастерства (Ю.П. Азаров и др.), развитого педагогического такта (Т.Н. Бондаревская, П.М. Селезнев и др.), авторитета (Д.Ф. Самуйленков и др.), педагогической деятельности (Н.Г. Кузьмина и др.), важной характеристикой личности учителя (А.И. Щербаков и др.).

Для обозначения взаимосвязей педагогов и учащихся использовались разные понятия: «отношения», «взаимоотношения», «взаимосвязь позиций», «педагогическое руководство», «воспитательные отношения», «педагогические отношения», «сотрудничество» и т.д. Чаще всего понятием «взаимоотношения» обозначали субъектные отношения (реально существующие, сло-

жившиеся). В воспитательных же и педагогических отношениях одновременно выделялись объективные (заданные) и субъективные.

В 70-80-е годы ХХ века разработка обозначенной нами проблемы продолжалась. И это было не случайно, а вполне закономерно. Обусловлено это было рядом причин.

Во-первых, разработки теории отношений учитель-ученик настоятельно требовала практика. К началу 70-х годов ХХ века школа, учителя оказались в очень трудном положении. В условиях всеобщего среднего обязательного образования, переход к которому осуществлялся в период информационного «взрыва», необходимо было не только учить всех, но еще и формировать у каждого школьника стремление и умения постоянно пополнять свои знания. Справиться с этим при традиционной организации обучения, когда позиции учителя и учащихся поляризованы (дающий - берущие), когда учащиеся работают рядом, но не вместе, когда учитель не ощущает себя членом коллектива, не чувствует поддержки коллег, родителей и т.д., было просто невозможно. Нужны были новые решения, которые обеспечили бы интеграцию всех усилий: самих учащихся, педагогов, родителей. Необходим был поиск новых форм связей, отношений, взаимодействия.

Во-вторых, в 60-е и 70-е годы ХХ века философы, социальные психологи и психологи интенсивно разрабатывали проблемы деятельности, общения, отношений, взаимодействия, что также безусловно создавало необходимые предпосылки для решения проблем отношений учитель-ученик.

В-третьих, определенную роль в становлении данной теории сыграла зарубежная педагогика, в которой разрабатывались проблемы общения, отношений учителя и учащихся (В. Кессаль, А. Коссаковский, К. Кнауэр, К. Отто, Х. Мушинский и др.).

В-четвертых, в самой педагогической науке к этому времени было накоплено немало фактов, идей, положений, относящихся к различным аспектам отношений педагогов и учащихся.

Отношения педагогов и учащихся изучаются на различных уровнях: на социально-политическом, социально-педагогическом, психолого-педагогическом (методическом) и личностном, на социально-педагогическом, организационно-педагогическом и психолого-педагогическом (Б.З. Вульфов, Х.И. Лийметс, Л.И. Новикова и др.); на функционально-ролевом и личностном (Н.П. Аникеева, В.Я. Ляудис, В.П. Панюшкин и др.).

В исследованиях этого периода широко используются понятия: «воспитательное взаимодействие» и «учебное взаимодействие».

Воспитательное взаимодействие как взаимодействие воспитателя и воспитанника (коллектива воспитанников), направленное на то, чтобы достичь общественно желаемого состояния развития воспитанника, зафиксированного в качестве целей коммунистического воспитания, или, другими словами, как сущностная характеристика воспитательного процес-

са, изучается в работах Х.И. Лийметса, Б.П. Битинаса, Н.И. Смирнова и других.

Понятием «учебное взаимодействие» ученые оперируют при изучении проблем учебного процесса (Ш.А. Амонашвили, А.М. Матюшкин, В.Я. Ляудис,

B.П. Панюшкин, О.К. Тихомиров, И.Э. Унт и др.). При этом предпринимается попытка выделить такой тип взаимодействия, который призван быть ведущим для психического развития личности. По мнению ученых, такое взаимодействие предполагает: наиболее высокий уровень активности личности как учителя, так и ученика; богатство и разнообразие их взаимосвязей, отношений, порождаемых процессом достижения целей совместной учебной деятельности; широкий спектр мотивов. Другими словами, оно обеспечивает творческую продуктивную деятельность учащегося с самого начального этапа освоения учебного материала и на всем протяжении обучения в отличие от традиционного, где позиция учителя и ученика поляризованы, где активность последних регламентируется в рамках имитации действий учителя, подражания задаваемым образцам. Такой тип взаимодействия ученые называют продуктивным и связывают его с диалогом участников учебного процесса, с их сотрудничеством, межличностным взаимодействием. Именно эти условия повышают «уровень интимности» отношений и превращают сам учебный процесс в «человекообразующий». В результате такого взаимодействия происходит взаимное обогащение учителя и учащихся: их кругозора, интеллектуального и эмоционального потенциалов.

Проведенные исследования (Т.С. Буторина, Н.Ф. Маслова, А.В. Мудрик и др.) убеждают, что не всякий стиль педагогического руководства (деятельность педагогов) стимулирует активную деятельность воспитанников. В то же время нет и не может быть единого, наилучшего на все случаи характера педагогического руководства (характера взаимосвязанной деятельности). А это значит, что в каждом конкретном случае характер взаимосвязи специально продумывается, выбирается в соответствии с решаемыми задачами, спецификой содержания деятельности, предыдущим опытом, сложившейся системой отношений и т.д.

Во второй половине 80-х годов ХХ века, в новой социальной ситуации, появляются оригинальные концепции, обращенные к развитию как основополагающему принципу педагогической науки и практики (Ш.А. Амонашвили, О. С. Газман, Э.Д. Днепров, И.П.Иванов, В.А.Караковский, В.Д.Шадриков и др.). Одновременно идет поиск педагогов-новаторов (И.П. Волков, Т.И. Гончарова, Н.П. Гузик, Е.Н. Ильин,

C.Н. Лысенкова, В.Ф. Шаталов, М.П. Щетинин, Е.А. Ямбург) такой организации жизни в школе, которая способствовала бы гуманизации всех отношений в ней. Этот поиск обозначает проблему сотрудничества, которое рассматривается и как способ организации совместной деятельности учителей и учащихся, и как особая характеристика их отношений, и как принцип школьной жизни.

Библиографический список

1. Иванов И.П. Два подхода к воспитанию и проблема воспитательных отношений // Актуальные проблемы коммунистического воспитания школьников. Под ред. Т.Н.Мальковской. М.: АПН СССР, 1980. С. 18-31.

2. Крупская Н.К. Педагогические сочинения. В 6-ти т. Под ред. А.М. Арсеньева и др. Т. 1. М.: Педагогика, 1978. 368 с.

3. Крупская Н.К. Педагогические сочинения. В 6-ти т. Под ред. А.М. Арсеньева и др. Т.2. М.: Педагогика, 1978. 452 с.

4. Крупская Н.К. Педагогические сочинения. В 6-ти т. Под ред. А.М. Арсеньева и др. Т.3. М.: Педагогика, 1978. 472 с.

5. Луначарский А.В. О народном образовании. М.: АПН РСФСР, 1958. 559 с.

6. Макаренко А.С. Педагогические сочинения: В 8-ми т. Т. 4. Сост. Л.Ю.Гордин, А.А. Фролов. М.: Педагогика, 1983. 368 с.

7. Макаренко А.С. Педагогические сочинения: В 8-ми т. Т. 4. Сост. М.Д. Виноградова, А.А. Фролов. М.: Педагогика, 1984. 400 с.

8. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. - Мн: Народная асвета, 1978. 288 с.

9. СухомлинскийВ.А. Павлышская средняя школа: Обобщение опыта учеб.-воспит. работы в сел. сред.школе. 2-е изд. М.: Просвещение, 1979. 393 с.

10. Сухомлинский В.А. Сто советов учителю. Ижевск: Удмуртия, 1981. 296 с.

11. Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Т. 1. Под ред. Н.П.Кузина, М.Н.Скаткина, В.Н.Шацкой. М.: Педагогика, 1980. 304 с.

12. Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Т.2 /Под ред. Н.П.Кузина, М.Н.Скаткина, В.Н.Шацкой. М.: Педагогика, 1980. 416 с.

13. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 гг. URL: http://www.fcpro.ru/

1. Ivanov I.P. Two approaches to the problem of education and educational relations // Actual problems of communist education of pupils. Ed. T.N.Malkovskoy. Moscow: Academy of Pedagogical Sciences, 1980. Pp. 18-31.

2. Krupskaya N.K. Pedagogical works. In 6 vols / Ed. A.M. Arsenyev, etc. V.1. M.: Education, 1978. 368 p.

3. Krupskaya N.K. Pedagogical works. In 6 vols / Ed. A.M, Arsenyev, etc. V.2. M.: Education, 1978. 452 p.

4. Krupskaya N.K. Pedagogical works. In 6 vols / Ed. A.M. Arsenyev, etc. V.3. M.: Education, 1978. 472 p.

5. LunacharskyA.V. On Public Education. M.: APNRSFSR, 1958. 559 p.

6. MakarenkoA.S. Pedagogical works: In 8 vols 4 / Comp. L.Yu.Gordin, AA Frolov. M.: Education, 1983. 368 p.

7. Makarenko A.S. Pedagogical works: In 8 vols 4 / Comp. M.D.Vinogradov, A.A. Frolov. M.: Education, 1984. 400 p.

8. Sukhomlinsky VA. How to bring true man. Mn: Narodnay asveta, 1978. 288 p.

9. Sukhomlinsky V.A. Pavlyshskoy high school: Lessons learned educational work in a rural high school. 2nd ed. M.: Education,

10. Sukhomlinsky V.A. Hundred tips teacher. Izhevsk, Udmurtia, 1981. 296 p.

11. Shatsky S.T. Selected pedagogical works: In 2 volumes Vol.1 / Ed. N.P.Kuzina, M.N.Skatkina, V.N.Shatskoy. M.: Education,

12. Shatsky S.T. Selected pedagogical works: In 2 volumes Volume 2 / Ed. N.P.Kuzina, M.N.Skatkina, V.N.Shatskoy. M.: Education, 1980. 416 p.

13. Federal Target Program of Education Development for 2011-2015. URL: http://www.fcpro.ru/

Уму-разуму и наставить на путь истинный?! Учитель - это тоже по-своему герой, от которого зависит будущее страны. Проблема влияния учителя на ученика, аргументы которой будут представлены в статье, покажет, насколько работа учителя способна менять жизни людей.

В далеком ауле

Говоря о таком понятии, как проблема влияния учителя на ученика, аргументы, что ее хорошо опишут, можно найти в произведениях литературы. Например, в повести «Первый учитель» Чингиз Айтматов рассказывает об одном человеке, который, не имея никакого образования и с трудом читая по слогам, решает идти против системы и создает в ауле школу. Одной из его учениц была девчушка по имени Алтынай. После смерти родителей она жила у родственников, от которых редко можно было услышать доброе слово, что было бы адресовано ей. От своего учителя она впервые узнала, что такое доброта. Позже бывшая ученица говорила, что он сделал невозможное - открыл перед детьми, ничего не видевшими в жизни, целый мир. Благодаря этому человеку Алтынай смогла учиться в интернате, поступить в университет и стать доктором философских наук.

Все на благо детей

В этом примере достаточно точно обозначена проблема влияния учителя на ученика. Аргументы из литературы часто акцентируют внимание на том, что учителя меняют жизни детей к лучшему. Вопреки правилам разрешают играть на деньги, чтобы ребенку было на что жить (Валентин Распутин «Уроки французского»). Жертвуют жизнями ради своих учеников (Василий Быков «Обелиск»). Простыми словами похвалы вселяют веру в свои силы, что открывает перед учениками большое будущее (А.И. Куприн «Тапёр»).

Нелегко рассматривать такой вопрос, как проблема влияния учителя на учеников. Аргументы по этой проблеме всегда выглядят как две стороны медали. С одной стороны, учитель дарит знания и открывает дверь в светлое будущее, но с другой - может воспитать в ученике отрицательные качества характера.

Вспомнить хотя бы строки Пушкина из «Евгения Онегина», где рассказывается об учителе французского языка главного героя. Он не был особенно строгим, давал лишь поверхностные знания, чтобы ребенок сильно не утруждался, водил мальчика гулять в сад и время от времени говорил, что хорошо, а что плохо. В итоге он научил относиться к жизни беспечно и потребительски, брать от мира все, но не напрягаться, чтобы отыскать свое место в жизни.

Можно найти множество примеров в романах и книгах, но не меньше историй можно услышать из реальной жизни.

Истории из жизни

В реальности, особенно сегодняшней, учителей, в частности строгих, дети чаще ненавидят и критикуют, нежели прислушиваются к их советам. Конечно, можно привести примеры учителей, которые пренебрежительно относятся к своим обязанностям. Но все равно хороших учителей большинство.

Итак, проблема влияния учителя на ученика. Аргументы из жизни можно представить историей, которую рассказал однажды Виктор Астафьев. В одной из публикаций он написал о своем учителе по русскому языку, Рождественском Игнате Дмитриевиче.

Виктор Астафьев вспоминает, как учитель вводил их в экскурс по русскому языку, рассказывая забавные и запоминающиеся истории. Но он был очень строгим во всем, что касалось оценок. Виктор говорит, что впервые, когда учитель похвалил его за сочинение, у него появилось желание творить и писать еще лучше. Похвала от такого строгого к оценкам человека много значила для учеников. Если кто-то вместо обычного, учительского «Недоросль» слышал «Молодец!», это говорило, что он действительно хорошо постарался и все его усилия не были напрасными.

Проблема взаимоотношений

Когда рассматривается проблема влияния учителя на ученика, аргументы могут многое рассказать. Однако они не всегда отображают трудности взаимоотношений. Нередко можно столкнуться с ситуацией, когда одних учителей забывают сразу же по окончании школы, а других помнят всю жизнь. Здесь все зависит от преданности учителя своему делу. Если он любит свой предмет, рассказывает не только скудную школьную программу, но и множество других интересных фактов из реальной жизни, подбадривает учеников и пытается донести свои знания каждому, вне зависимости от личных предпочтений и предрассудков, тогда и ученики будут его уважать, а уроки запомнят на долгое время.

Но в ситуации, когда учитель - это профессия, а не призвание и страсть, тогда ученики будут пренебрегать его уроками. А сам наставник станет для них просто еще одной безликой тенью школьного прошлого.

Проблема влияния учителя на ученика, аргументы которой представлены в публикации, будет актуальной в любое время. Ведь учитель - это тот, кто за руку вводит нового человека в мир, где тому предстоит жить. И только от его влияния и воспитания зависит, каким впоследствии окажется этот новый человек: станет он очередным Онегиным или превратится в выдающегося ученого. Все зависит от работы учителя.