Филология - наука о языке. Дословно понимая этот термин, раскрыть его сущность можно следующим образом: «я люблю слово». Специалист в области словесности называется филологом. Если учесть, что слово является универсальным средством общения, то становится ясно, что человек, филигранно владеющий словом - это универсальный специалист, и область применения его познаний достаточно обширна.

Филолог ─ что это за профессия?

Специалистом по филологии можно стать, получив образование в высшем учебном заведении гуманитарной направленности. Обучение проходит на филологическом факультете. Специализация осуществляется по следующим областям гуманитарного знания:

  • Преподаватели.
  • Переводчики.
  • Научная деятельность.
  • Издательская деятельность.

Соответственно специализации функционал выпускника может быть востребован в этих сферах.

Очень часто гуманитарная компетенция для карьерного роста и предпринимательской деятельности недостаточна. И филологи получают дополнительное высшее образование в области точного знания - в технических, естественнонаучных и социальных науках.

Преподавательская деятельность

Филолог, что это за профессия? Самым распространённым ответом будет - преподаватель русского языка и литературы. И это соответствует действительности.


Русский язык и литература входит в число основных дисциплин и подлежит обязательной аттестации при завершении цикла неполного и среднего образования. Результаты зачитываются при поступлении в высшие образовательные учреждения.

Учитель русского языка и литературы всегда может найти себе рабочее место в средних образовательных учреждениях, в системе высшего и дополнительного образования - везде нужна профессия филолог. Зарплата преподавателязависит от ставки и уровня образовательного учреждения, продолжительности стажа, почасовой нагрузки. Соответствует среднестатистическим показателям по доходам для российского жителя, в диапазоне от двадцати до сорока тысяч рублей, в зависимости от региона. Самый высокий уровень дохода имеют преподаватели в Москве.

Филолог - переводчик

Филолог в научной деятельности

Для исследования в истории её формирования и для глубины познания феноменов в онтологии языка необходима профессия - филолог.

Описание феноменологии словесности - это только одна из граней научного исследования. На резонный вопрос, какая практическая значимость исследования в этой сфере, можно ответить, что слово - это способ бытия, запечатленный в словоформе. Филологические исследования закономерностей формирования слов делают открытия в способах исторического и современного мышления, что, в свою очередь, помогает глубже познать человека.

Издательская деятельность

Объемлет многие направления, все, что касается организации, производства и распространения печатной продукции в любой форме. Именно в этой сфере в полной степени востребован филолог. Что это за профессия - становится понятным на каждом их этапов издательской деятельности.

  • Авторство материалов. Журналист, копирайтер, блогер - производитель авторских текстов. Это прямое призвание человека с филологическим образованием.
  • Редакция и подготовка материалов к печати.
  • Продвижение материалов и выпуск.

Так многогранно может проявиться профессия филолог. Особенности и степень её востребованности лежит в самом предмете специализации - в слове. Существуют и иные способы коммуникации и социальных взаимодействий. Но, согласитесь, что именно язык есть универсальный способ общения. И если в совершенстве владеть эти способом, востребованность услуги проявится в любой сфере жизнедеятельности общества.

Известные представители профессии

Для того чтобы понять: филолог - что это за профессия, достаточно вспомнить известные на мировом уровне имена деятелей с филологическим образованием. И все становится ясно.

Михаил Бахтин - великий русский мыслитель, филолог, исследователь. Дал начало многим школам и научным направлениям. Именно он задал вопрос научному сообществу о критерии истинности гуманитарного знания. Его фундаментальная работа «Творчество Франсуа Рабле и средневековая культура Ренессанса» является классикой филологии и раскрывает истоки происхождения словесности в народной культуре. Дмитрий Сергеевич Лихачев - олицетворение последовательной гражданской позиции в отстаивании своих взглядов. Он смог в своей профессиональной филологической среде показать силу слова в борьбе за свободу. Для него именно слово стало сильнейшим оружием в борьбе с лицемерием и официальной ложью.

Этот ряд можно продолжать бесконечно. Благодаря силе слова и значению его в информационной среде, журналистику часто называют четвертой властью общества.

3 выбрали

Хрупкая барышня с кипой книг, прижатых к груди, задумчивый молодой человек романтичной наружности, способный сходу процитировать Дидро и Вольтера, седовласый профессор, немного рассеянный и, несомненно, влюблённый в дело – примерно такие образы возникают, когда заходит речь о филологах. Но кто же они такие на самом деле, чем занимаются, что изучают?

Страшное слово филолог в переводе с греческого означает "любовь к слову". Филология изучает языки во всех проявлениях – структура, история развития, литература. Причем речь может идти как о живых языках, так и о мертвых, но тем не менее оказывающих влияние на современные языковые структуры и мышление людей. Когда эта профессия только появилась, филологи занимались изучением и толкованием священных текстов. Сейчас эти специалисты занимаются как изучением текстов, написанных на древних языках, так и, собственно, современными языками.

Отличие филологии от лингвистики

В нашей стране лингвисты, специалисты по языкознанию, учатся как на факультетах филологии, так и на специальных лингвистических факультетах. На втором или третьем курсе студенты выбирают специализацию: лингвистика, литературоведение или что-то иное. Классическая филология изучает образцы античной литературы. Современная филология тесно связана с лингвистикой и изучает языки и литературу ныне существующих стран. Причем в поле зрения филологов входят не только "представители высокой культуры", но и фольклор в различных проявлениях. Филологи наблюдают жизнь языка.

Филолог-исследователь и филолог-практик. Кто чем занимается?

Филолог, который выбрал карьеру ученого, занимается изучением и анализом языка, текстов, современных и древних, фольклора. Существуют специальные экспедиции в деревни, где еще жив старый русский язык, на котором рассказываются сказки и поются песни. Филолог – это призвание, поскольку на большие зарплаты рассчитывать не приходится. Зато есть другие плюсы – обмен знаниями и опытом с мировым ученым сообществом. Практическая деятельность филолога проявляется в педагогике, журналистике, переводах. Сфер, где филолог может успешно реализоваться, на самом деле не так мало.

Чем ещё может заниматься филолог?

Кроме традиционных видов профессиональной деятельности, в XXI веке появились новые, весьма необычные. Например, создание информационных языков. Синтез информатики и филологии сегодня – очень динамично развивающееся направление науки.

Где учат на филолога?

Одна из самых приятных черт профессии филолога – это доступность образования. Филологический факультет существует почти в каждом ВУЗе страны. Конечно, наиболее талантливые и амбициозные люди стремятся попасть в топовые университеты, например, в МГУ.

Выпускница филологического факультета МГУ Ольга Московцева:

"Филолог – это человек, который добровольно обрекает себя на чтение гигантских списков литературы и кучи других книг. Так что ему нужно хорошее зрение. И умение читать везде и в любом положении.

Трудность у нас основная – как у всех – поиск хорошо оплачиваемой работы. Те, кто идут в науку, отдают себе отчет, что грести лопатой не будут точно. Но получают взамен перспективы научного взаимообмена с мировым сообществом, свой "микромир" людей, которым интересны всякие редкие языки, пересказательные формы, культурные концепты и прочие филологические радости.

Те, кто не идут, как и все другие люди, устраиваются по-разному: работают спичрайтерами, редакторами, преподавателями. Одна моя сокурсница занимается тем, что обучает специальную машину разговаривать – пишет для нее сценарии ответов на разные вопросы, которые могут задавать клиенты. То есть это вообще такая работа на стыке лингвистики и программирования".

Задачи развития филологического
образования на современном этапе

Традиционно в число первостепенных задач российского образования, помимо формирования определенного объема теоретических знаний и практических навыков, входит нравственное воспитание человека. Сегодня много говорится о том, что духовность - это основа, на которой базируется существование и нормальное функционирование общества. Роль предметов филологического профиля в этой связи трудно переоценить, так как именно они способствуют формированию нравственных идеалов и, таким образом, направляют развитие личности в нужное русло. А ведь очень важно, чтобы тот, кто обладает знаниями, использовал их во благо, а не во вред остальным. Неудивительно поэтому, что сегодня, когда отечественная система образования переживает непростые времена, новое значение приобретает филологическая подготовка специалистов независимо от основной сферы их деятельности. Однако, несмотря на усиление интереса к этой области знаний, практика показывает, что некоторые вопросы требуют дополнительного уточнения. Это, в частности, задачи филологического образования на современном этапе, состав филологических наук и контроль филологических знаний.

Анализ существующих в науке интерпретаций позволяет сделать вывод о том, что филология - это не отдельная наука, а область знания, объединяющая целый ряд различных наук, общая цель которых - познание духовных достижений человеческого общества посредством изучения языка, на котором создаются те или иные произведения, и культуры, без знания которой невозможно полное понимание значения этих произведений. Таким образом, цель филологического образования - формирование широкого спектра гуманитарных знаний, а также навыков и умений работы с текстом. Эти знания, навыки и умения, а также определенные качества личности составляют филологическую компетенцию, формирование которой становится успешней при четком определении ее сути. По нашему мнению, данную компетенцию можно считать полностью сформированной при наличии следующих компонентов: лингвистического - умения и навыков, обеспечивающих грамотное владение языком (основы фонетики , лексикологии, грамматики, стилистики); общегуманитарного - эрудиции, основанной на системном изучении гуманитарных наук (история, страноведение, культуроведение, литературоведение); личностного - духовных качеств личности, норм поведения, нравственных идеалов; осознания общечеловеческих ценностей; самообразовательного - навыков самостоятельной работы, готовности к постоянному самообразованию в области филологии и других наук; стратегического - умения применять полученные знания из различных областей в реальной жизни, в том числе для решения разнообразных профессиональных проблем, формулировать и отстаивать свою точку зрения; социального - готовности работать с представителями различных социальных групп, соблюдая нормы культурной этики и выбирая доступный и понятный конкретной аудитории способ изложения мысли; информационного - наличия информационной культуры , позволяющей использовать новейшие информационные технологии в научно-исследовательской работе; эстетического - наличия способности к творчеству и эстетическому восприятию действительности, предполагающего увлеченность различными видами искусства (художественная литература , музыка, живопись, театр, киноискусство, народное творчество).

Состав филологических наук определяется уровнем филологической компетенции, который необходимо достигнуть учащимся в зависимости от характера их дальнейшей деятельности. В связи с этим представляется целесообразным выделить три основных уровня филологической компетенции: базовый , дающий выпускникам школ и учащимся неязыковых вузов возможность использовать иностранный язык в своей профессиональной деятельности и продолжать языковое образование; узкий филологический , предусматривающий глубокие знания, которые позволяют работать в узкопрофессиональной сфере филологических исследований; широкий филологический , направленный на подготовку педагогов-филологов, которые кроме отличного знания иностранного языка должны обладать широкой филологической эрудицией, обеспечиваемой межпредметными связями. Для каждого уровня существуют инвариантные составляющие (ядро), которые закладывают основу для дальнейшей специализации, осуществляемой при помощи дополнительных (периферийных) филологических дисциплин. Ядро базового уровня включает такие предметы, как иностранный язык, русский язык и литература; ядро узкого филологического уровня - иностранный язык (фонетика, грамматика, лексикология, устное творчество, стилистика, диалектология), древние языки, языкознание (введение в языкознание, общее языкознание), литературоведение (история литературы, теория литературы); ядро широкого филологического уровня - практический курс первого и второго иностранного языка, языкознание (введение в языкознание, общее языкознание, история языкознания), теория и история изучаемых языков (история языка и введение в спецфилологию, теоретическая фонетика, лексикология, теоретическая грамматика, стилистика), введение в теорию межкультурной коммуникации. К периферийным дисциплинам, обеспечивающим дополнительную филологическую подготовку, относятся: история языка, страноведение, культуроведение (базовый уровень ); введение в филологию, история и культура страны изучаемого языка, история лингвистических учений, теория и практика перевода, культура речи , история критики, теория драмы, методики обучения иностранным языкам, историческая и описательная фонетика изучаемого языка, сравнительная грамматика данной группы языков (узкий филологический уровень ); педагогическая антропология, теория обучения иностранным языкам, стилистика русского языка и культура речи, древние языки и культуры, культурология, психология и педагогика, философия (широкий филологический уровень ).

Если мы обратимся к истории, то увидим, что первоосновой возникновения всех филологических наук является именно текст, а работа над ним требует грамотного использования языка. Поэтому в контексте филологического образования в школе и вузе представляется целесообразным дополнить область филологии дисциплинами, направленными на работу с текстом (литературоведение, текстология, источниковедение, палеография ).

Для успешного формирования филологической компетенции немаловажным является также вопрос контроля, который предполагает прежде всего проверку общего культурного уровня учащихся и носит не только учебный, но и воспитательный, образовательный и развивающий характер. При разработке банка заданий должен учитываться принцип межпредметных связей, который позволяет использовать данные различных гуманитарных дисциплин - литературы, истории, мировой художественной культуры, иностранного языка, языкознания, теории и истории изучаемых языков, культурологии и т. д. Систематическое использование грамотно составленных заданий сможет способствовать формированию умений самостоятельной творческой работы с текстами, поиску недостающей информации в словарях, справочниках и учебной литературе , новому уровню чтения и анализа художественной литературы. Грамотный контроль формирует и навыки самоконтроля, способствует повышению уровня автономии учащихся, что имеет немаловажное значение на современном этапе развития образования. В практике преподавания филологических дисциплин в старших классах профильной школы и на первых курсах языковых вузов контроль уровня сформированности филологической компетенции может осуществляться с помощью заданий, направленных на проверку:

· знания научной терминологии из различных гуманитарных дисциплин;

· умения определить наиболее общее значение слов/понятий, их этимологию, частотность, коллокацию , коннотацию по словарю;

· знания/понимания различий между вариантами/стилями одного языка;

· знания мировой истории и культуры;

· страноведческих знаний;

· знания различных стилистических приемов и иных средств выразительности речевых произведений.

Безусловно, перечисленные типы заданий далеко не исчерпывают все возможные формы и виды контроля сформированности филологической компетенции, но создание такого банка заданий и спецификации контрольных мероприятий в этой области вполне можно отнести к перспективам развития отечественной филологии и методики преподавания гуманитарных дисциплин.

Так как выпускники школ, поступающие в профильные вузы, и студенты первого курса языковых вузов составляют группу учащихся, которые впоследствии должны стать специалистами в области филологии, в процессе проверки сформированности филологической компетенции необходимо контролировать:

· общую языковую и речевую грамотность на двуязычной основе, которая предполагает не только перевод с родного языка на иностранный и наоборот, но и использование аутентичных текстов на родном и иностранном языках;

· уровень гуманитарных знаний с учетом междисциплинарных связей, а не только в рамках одной дисциплины;

· умение работать с текстами разного стиля, характера, объема;

· умение работать с различной справочной литературой ; готовность к самостоятельному творческому исследованию, в том числе с применением современных информационных технологий; умение находить и обрабатывать сведения, факты, мнения, суждения, а также формировать собственные мнения и суждения, аргументируя свою позицию.

Очевидно, что одна из важнейших задач филологического образования - ознакомление учащихся с образцами духовной культуры, расширение кругозора и социального опыта. Изучение родного и иностранного языков способствует формированию эстетического вкуса. Так как овладение языком основывается на изучении художественных и культурно-исторических текстов, оно неизбежно сопровождается проникновением в другие культуры, а значит, и расширением своих знаний об окружающем мире.

Сегодня, как и прежде, наше общество нуждается в высокообразованных людях, способных решать сложные проблемы. Великие достижения научной мысли, важнейшие решения политиков, идеи видных писателей, журналистов и общественных деятелей приносят реальную пользу только тогда, когда они поняты теми, кому предназначены, а для этого они должны быть четко и грамотно изложены в словесной форме. Если мы обратимся к истории, то увидим, что важные научные открытия, как правило, были сделаны учеными, обладавшими широкой эрудицией благодаря филологической подготовке, которая предусматривалась классическим образованием. Те деятели науки, которые в различные эпохи обращались к филологическим исследованиям, обладали поистине энциклопедическими знаниями. Достаточно упомянуть имена Аристотеля, Варрона, В. Гумбольдта, чтобы понять, какое важное значение имеет филология.

Предметы филологического профиля приобщают учащихся и к самостоятельному творческому труду, что тоже немаловажно для развития современного человека. Прежде всего, такую функцию выполняет изучение родного и иностранного языков. “Дети, изучая родной язык, которым они практически уже владеют, занимаются осознанием своего мышления, чем не занимается - и это надо всячески подчеркнуть - ни один из предметов, преподаваемых в школе. Однако опыт показывает, что, не имея термина для сравнения, очень трудно осознать значения слов и категорий родного языка. Очень просто и естественно подобный термин для сравнения дает второй, т. е. иностранный, язык. Здесь и лежало, прежде всего, общеобразовательное значение латыни, в то время когда она уже потеряла свое значение органа всей культуры. Каждое новое иностранное слово заставляет нас вдумываться в то, что кроется за ним и за соответственным русским словом, заставляет вдумываться в самое существо человеческой мысли”3. Наблюдая за тем, какие способы выражения мыслей существуют в родном и иностранных языках, мы формируем представление об окружающей действительности своей и иноязычной культуры. На основе этого языкового сознания формируется мышление человека. Знакомясь с достижениями других культур в процессе изучения их языков, учащиеся вырабатывают уважительное отношение к другим народам, что является важным воспитательным фактором. В то же время, сопоставляя разные культуры, мы учимся ценить свое культурное наследие и гордиться достижениями своей страны.

Примечания

1 Универсальный энциклопедический словарь. М., 2002.

2 Собр. тр.: Введение в изучение филологических наук. М., 2006. С. 76.

3 Языковая система и речевая деятельность. М., 2007. С. 353.

Филолог – это специалист в области языка. В переводе с греческого название профессии означает любовь к слову, что полностью отражает ее суть.

Востребованность

Оплачиваемость

Конкуренция

Входной барьер

Перспективы

История

Появление первых филологов тесно связано с образовательными процессами. Так, еще в Древней Греции ученикам школ начали преподавать литературу, что уже является доказательством важности языка и его художественной составляющей. Первые же труды в области истории языка и исследования его свойств появились около 2500 лет назад. Именно это время официально признано датой зарождения специальности «филолог». Однако профессия развивалась и ранее. В эпоху Средневековья филологические труды тесно связаны с религией, ведь в основном они посвящались истории возникновения веры и ее праведности. В наши дни филология стремительно развивается далеко не во всех странах, ведь для ее расцвета важно, чтобы отсутствовало давление на науку со стороны правящей власти и политики.

Описание

Профессия филолога имеет массу тайн и нюансов. Она включает широкий спектр деятельности и предполагает умственный труд. В зависимости от типа выполняемой работы, филологов делят на специалистов двух сфер деятельности:

  • Филолог-исследователь. Деятельность данного специалиста заключается в постоянном изучении языка: его истории, развития, происхождения и анализе уже установленных фактов. Все это может привести к открытиям, которые впоследствии пригодятся нашим наследникам. Именно филологи - гаранты грамотности населения, ведь без подобной научной деятельности человечество кануло бы в неведение и отсутствие письменности.
  • Филолог-практик. Данный специалист доносит основы и накопленные знания до людей. Обычно филологи преподают в высших и средних учебных заведениях. Их задача просветительская. Они дают людям знания и навыки, которые позволяют человечеству развиваться.

Деятельность филолога заключается в изучении языка, но не столько его слов и составляющих, сколько исторических фактов, этимологии, разъяснение тех или иных понятий, в зависимости от промежутка времени. Филолог - это знаток истории языка.

На каких специальностях учиться

Данная профессия требует высшего образования. Для его получения следует выбрать одну из специальностей:

  • Филология.
  • Филология по профилю «педагогика».
  • Педагогическое образование по профилю «родной язык и литература» (либо язык или литература в отдельности).
  • Филология иностранного языка (индивидуально для каждого).

Любая из данных специальностей позволит вам работать филологом.

Где учиться

Для получения одной из данных специальностей вы с легкостью можете выбрать один из ведущих гуманитарных высших учебных заведений страны. Наиболее популярными считаются:

  1. Московский Государственный университет.
  2. Санкт-Петербургский Государственный Университет.
  3. Новосибирский государственный педагогический университет.
  4. Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова.
  5. Сахалинский государственный университет.
  6. Адыгейский государственный университет.
  7. Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова.

Практически каждый гуманитарный вуз страны предлагает освоить профессию филолога.

Чем приходится заниматься на работе и специализации

Стандартно рабочий день филолога зависит от направления его деятельности. Сюда входит ряд процессов:

  • Проведение исследовательской деятельности. Данная работа заключается в монотонном изучении текстов и работ разных времен. Филолог выявляет изменение слов и отдельных составляющих языка. Это помогает правильно трактовать историю и описание событий, ведь многие слова изменили свое значение с течением времени.
  • Сбор информации в виде народных песен и повествований. Для этого филологи часто путешествуют по «глубинкам», где язык долго сохраняет свой первозданный вид.
  • Подготовка материалов к изложению. Филолог не просто собирает, но и проводит тщательный анализ полученных данных, интерпретируя их в отчет с выводами о пользе проделанной работы.
  • Педагогическая деятельность. Филолог преподает литературу и профильные предметы по языкам в университетах. Навыки изложения информации и умения заинтересовать зрителя незаменимы.
  • Организация трудовой деятельности и практики студентов филологических факультетов.
  • Редактирование. Филологическое образование - дополнительное преимущество любого редактора. Такой специалист обеспечивает высший уровень грамотности и стилистического соответствия всех материалов в издании.
  • Подготовка и составление материала по филологии и данных к публикации.
  • Составление словарей.
  • Разработка машинных языков.
  • Участие в создании практически любых печатных изданий, от литературных до строго технических.
  • Интерпретация и перевод исторических текстов.

Кому подходит

Профессия филолога подойдет далеко не каждому обывателю, ведь данный специалист должен обладать рядом качеств:

Востребованность

Сама по себе данная профессия не слишком востребована, ведь места в научно-исследовательских центрах расписаны на годы вперед и редко появляются вакансии. Однако филологу сложно остаться без работы. Так, специалист может устроиться преподавателем, репетитором, редактором или журналистом. Знатоку языка большинство отраслей покорны.

Сколько получают люди, работающие по данной профессии

Заработок филолога напрямую зависит от места и специфики работы. Данные специалисты могут зарабатывать от 10 до 60 тысяч рублей в месяц.

Легко ли устроиться на работу

Найти работу филологу достаточно просто, если выбирать не строго научно-исследовательскую деятельность, а пойти на компромисс, и устроиться педагогом или редактором. Такое направление образования открывает сотни возможностей. Важно вовремя их заметить и воспользоваться.

Как обычно строится карьера

Филолог - это профессия не для карьеристов. Однако данный специалист имеет ряд возможностей в получении престижных должностей. Филолог может быть трудоустроен в таких отраслях:

  • Педагогическая составляющая. Филолог может работать не только преподавателем, но и репетитором, специалистом по написанию курсовых и дипломных работ.
  • Бизнес-составляющая. Специалист может выступать мастером по деловому общению и правильной постановке речи. Именно филологи проводят тренинги по ораторскому искусству и мастерству ведения переговоров.
  • Средства массовой информации. Филолог имеет ряд карьерных возможностей. Начав с журналистики, данный специалист легко пробьется в главные редакторы.
  • Интернет-технологии. Редактирование, заливка информационной составляющей и формирование контента.

Филология - обширная отрасль знаний, которая позволяет проявить себя в массе сфер деятельности и добиться успеха.

Перспективы

Профессия филолога дает ряд перспектив:

  • Возможность выбора. Диплом позволит вам найти себя в массе сфер деятельности.
  • Востребованность. Филологи могут трудоустроиться практически на любую должность, ведь они обладают рядом незаменимых знаний.
  • Развитие. Филология не стоит на месте, постоянно проводятся исследования, открывающие новые горизонты перед филологами.
  • Специалист может сразу претендовать на руководящие должности в области СМИ. Филологическое образование - дополнительный плюс при устройстве на пост редактора.
  • Филология предполагает знание иностранного языка, что дает возможность трудоустройства за рубежом.

Хороший филолог всегда отличается высоким уровнем знаний и хорошими доходами.

Если все же остались хоть малейшие сомнения, что профессия "Филолог" ваше призвание - не спешите. Ведь потом всю жизнь можно жалеть о потеряных годах на обучение и работу по специальности, которая вам просто не подходит. Чтобы подобрать профессию, в которой вы сможете максимально раскрыть свои таланты, пройдите онлайн-тест на профориентацию или закажите консультацию "Карьерный вектор" .

Добрый день! Уважаемый президиум, уважаемые учителя, гости!

В настоящее время в обществе сложилось мнение, что русский язык находится чуть ли не в смертельной опасности. Лексический запас современного человека сводится к небольшому набору слов. В набат бьют филологи, общественные деятели, политики. В Госдуму вносятся законопроекты о сохранении чистоты языка…Эта тема отмечена и в главном докладе нашей конференции. Что же в реальности грозит русскому языку? Что может испортить наш великий и могучий? Язык не может быть чистым или грязным, его состояние зафиксировано в многочисленных словарях и грамматиках, в которых мы не найдём ни ненужных иностранных слов, ни жаргонизмов, ни ненормативной лексики(мата).Нам надо говорить о чистоте речи,о том, как мы реализуем язык в процессе коммуникации. Именно этому нас учит филология.

Д.С. Лихачев очень точно определил значимость филологии: «Чем шире круг эпох, круг национальных культур, которые входят ныне в сферу образованности, тем нужнее филология. Она сближает человечество и разные человеческие культуры не путем стирания различий в культурах, а путем осознания этих различий." Сегодня мы не только говорим о потребности в филологии и гуманитарных науках, но также и об их роли в процессе интеграции науки и культуры в образовательную сферу.

Большие надежды на кардинальные изменения в образовательном процессе возлагаются на стандарты второго поколения (ФГОС), где на смену ведущему лозунгу прошлых лет: «Образование для жизни », пришёл новый: «Образование на протяжении всей жизни ».

Какую же роль в этих условиях может играть филологическое образование?

Во всех сферах общественной жизни растет значение и роль людей, наделенных не только элементарной грамотностью, но обладающих высоким уровнем общей языковой культуры. Недаром есть хрестоматийное утверждение : кто владеет словом, тот обладает властью . Чрезвычайно велика роль языка в современных процессах культурного развития того или иного народа. Со словом связаны многие явления национальной культуры, освоения культурного наследия и межнациональных связей. Очевидно, что развитие информационно-компьютерной цивилизации требует изучения языков межнационального и международного общения

Таким образом, знания в области филологии были и остаются базовыми для формирования современного культурного человека .

Тогда как можно обозначить рубежи филологии: до каких пор ей суждено существовать и развиваться?

Филология будет жить до тех пор, пока будет стыдно неграмотно писать, не знать историю своей страны, не уметь красиво и логично высказываться. Пока общество будет поддерживать некий культурный уровень своих граждан и будет заинтересовано в развитии у них не только естественнонаучных, но и гуманитарных творческих потребностей .

В то же время современная цивилизация четко обозначает другую зависимость: без развития культуры, без воспитания разносторонней личности, готовой к различным формам гуманитарной деятельности, нет перспектив роста и развития социально-экономического потенциала общества. Если мы сейчас не обеспечим условий для развития культурных задатков нового поколения - закроем себе дорогу в будущее, ведь духовная культура может преобразить жизнь на Земле, победить невежество, пошлость, войны: «Там, где культура, там и мир…»

Современное состояние филологического образования в школе характеризуется несколькими положительными факторами:

Возросла роль интегративности, яркими примерами которой являются, лингволитературоведческие курсы «Русская словесность», «Художественный анализ текста», элективный курс «Деловой русский»;

Расширился педагогический инструментарий учителя-словесника. Появилась возможность электронного сопровождения филологического образования (ИКТ, электронные учебники, представленные сайтом Министерства образования и науки РФ)

Уроки русского языка и литературы ориентированы на развитие творческих способностей учащихся и их самостоятельную деятельность, на сотворчество учителя и ученика, на развитие у детей бережного отношения к родному языку и краю, на желание узнать новое и интересное. Постановка учебных задач помогает уйти от шаблона, развить у учащихся осмысленность, а осмысленность приводит к глубине и прочности знаний.

Важным является и то, что в процессе поиска решения задач учащиеся пользуются разными источниками: одни могут обратиться к книгам, другие – к электронным носителям информации, третьи – использовать поисковые ресурсы Интернета, что учит их взаимодействовать с информационным пространством. Применение интерактивных, аудиовизуальных средств обучения направлено на повышение положительной мотивации обучающихся к изучению русского языка, активизацию познавательной деятельности, развитию мышления, формированию активной позиции личности в современном информатизированном обществе.

Задачи исследовательского характера включаются в систему уроков на разных этапах: в ходе практической работы или закрепления материала; в качестве проверочных и домашних заданий, зачётов. Задание может остаться в рамках одного урока, темы, а может послужить началом или основой будущих исследовательских работ, проектов. В нашей школе есть такие работы и проекты. Так наблюдение за речью односельчан выросло в исследовательский проект. В течение нескольких лет мы составляли словарь просторечий, диалектов, разговорной лексики жителей села, записывали и анализировали речь людей разного возраста. И результат у нас отличный: в 2012году я выступила на Международной научно-практической педагогической конференции: «Этнокультурное образование: опыт и перспективы», а уже в 2013году наш проект «Россыпь диалектов в разговорной речи села Сиалеевская Пятина», на Всероссийской научно-практической конференции учащихся «Живая культура: традиции и современность» получил Диплом I степени.

Широкие возможности для такого рода деятельности дают уроки литературы, на которых не уйти от интеграции с историей, изобразительным искусством, музыкой, архитектурой, психологией, обществознанием.

При этом методической основой интегрированного подхода к обучению является обязательное установление метапредметных связей.

Приобретенные метапредметные умения необходимы учащимся при выполнении творческого задания на экзамене в форме ОГЭ и ЕГЭ, а также в их будущей профессиональной деятельности и повседневной жизни.

Результаты аттестации в прошедшем учебном году в форме ОГЭ И ЕГЭ обнадёживающие. Средний балл ОГЭ-27,6; ЕГЭ-52

Наши ученики постоянные участники школьных, районных, республиканских и всероссийских олимпиад, конкурсов.Только в этом учебном году у нас по два победителя в конкурсах творческих работ «Мы против наркотиков»- «Сделай выбор» , « Моя семья и Великая Отечественная война»; два победителя и призёр в конкурсе литературных работ «Искусство слова»; призёр в конкурсе чтецов «Живая классика», призёр в республиканском конкурсе «Государственные символики». Мы победители и призёры муниципальных предметных олимпиад по русскому языку и литературе… то есть практическая направленность обучения налицо

Однако проблем у учителя-филолога, без преувеличения, огромное количество.

Приходится констатировать, что языковая культура современного общества нуждается в серьезной коррекции.
Почти 20% российских школьников могли получить «двойки» за ЕГЭ по русскому языку, если бы минимальный балл по этому экзамену не был снижен (с 36 до 24 баллов).

Как достичь цели того «недосягаемого» Федерального государственного образовательного стандарта с недостаточным количеством часов, отводимых на развитие речи и языковых компетенций, особенно в школе III ступени? Ведь на изучение русского языка отведен 1 час в неделю, тогда как для формирования той же самой коммуникативной компетенции по иностранному языку отведено 3 часа.

Исправить ситуацию должна будет специально разработанная Федеральная программа. В ней заложен возврат в 11 классы выпускного школьного сочинения, изучение русского языка с детского сада и переподготовка педагогов в специалистов, преподающих русский как иностранный.

Всего несколько месяцев осталось до выпускного сочинения. Ученики 11 классов напишут его уже в конце этого года. Ученикам предложат пять направлений, на основе которых будут разработаны темы. При этом часть тем не будет привязана к конкретным произведениям или авторам. Не будет и жестких рамок по объему. Министр образования и науки Д. Ливанов предлагает дать ученикам только примерное ориентировочное количество слов для получения положительной оценки.

Учителя и ученики узнают темы сочинений непосредственно в день экзамена. Меры по защите информации во время написания сочинений будут такими же, как в работе с ЕГЭ. Работы проверят сами учителя и поставят оценку «Зачет»/«Незачет». В случае неудовлетворительного результата выпускник сможет переписать работу в феврале. Положительная оценка не только даёт ученику право сдавать ЕГЭ, но и может принести при поступлении до 10 дополнительных баллов.

За тем, как дети усваивают школьный материал, теперь будем следить с помощью дополнительных тестов, которые вводятся с нового учебного года. Они пройдут в рамках обязательной диагностики достижений учащихся .
В 4-м классе детям предстоит пройти так называемый метапредметный тест - продемонстрировать мышление, навыки чтения, использования информации из школьной программы, творческий подход и т. п. В 7-м классе ученики пройдут тестирование по русскому языку и математике . Вкупе подобные тесты должны будут заблаговременно выявить проблемы школьников с усваиванием материала и недостатки учителей в преподавании материала.

Перспективы перед нынешним филологическим образованием достаточно открыты . Конечно, далеко не все грядущие перемены будут однозначно восприняты преподавательской общественностью. Но в любом случае нам придется осознать необходимость перестройки филологического образования и предпринять совместные действия для придания ему современного имиджа.

В 2013г.ВладимирВладимирович Путин принял участие в Российском литературном собрании, проходящем в Российском университете дружбы народов.

Главная и общая тревога – говорил президент,- это сегодняшнее падение интереса к книге. О том, что книга перестала играть важную роль в жизни общества, свидетельствует и падение уровня общей культуры. Безусловно, русский язык слишком велик, слава Богу, чтобы его традиции можно было разрушить. Но мы часто сталкиваемся и с безграмотностью, и с примитивизмом.

И ещё один важный аспект. Такой литературной страны, как Россия, в мире, пожалуй, нет, несмотря на проблемы и известное снижение интереса к книге. Но даже если снижение интереса к чтению, к книгам является общемировой тенденцией, мы не вправе с этим мириться. Именно мы, без преувеличения, несём ответственность перед всей цивилизацией за сохранение русской литературы, за её сбережение, её колоссальный гуманистический потенциал.

К чести Отдела Образования …ярким примером такого трепетного бережного отношения к классической литературе в нашем районе являются ежегодные традиционные литературные праздники , посвященные юбилею классиков или историческому событию, конкурсы чтецов прозы и поэзии. Дети готовят мини-спектакли, шьют костюмы, оттачивают произношение каждой фразы, соприкасаются с живой классикой.Литературные праздники- праздники мастерства художественной речи. Сиалеевско-Пятинская школа всегда призёр или победитель таких праздников. В нашей школе проводятся литературные вечера, гостиные, конкурсы иллюстраций художественных книг и литературных героев, конкурсы чтецов и сочинений. У нас замечательный кабинет русского языка и литературы, только жаль, что компьютеров в кабинетах нет- это было бы большим плюсом.

Наша задача – формировать среду, в которой образованность, эрудиция, знание литературной классики и современной литературы станут правилом хорошего тона .

У многих дискомфорт вызывает употребление жаргонизмов, простоязычных слов в публичных выступлениях официальных лиц. Высокопоставленные чиновники употребляют такие выражения как «замучаются пыль глотать» или «он не рубль, чтоб его все любили ». Страшного здесь ничего нет. Главное, не терять «соразмерности и сообразности », как говорил Александр Сергеевич Пушкин. То есть человек должен обладать языковым чутьём и понимать, насколько уместны его слова в той или иной ситуации. Именно этому мы должны учить. Это дело чести каждого учителя- словесника.

Пример такой речи: речь нашего президента -привлекательная, яркая, образная, грамотная, богата примерами. Он использует крылатые выражения, поговорки, афоризмы. Такую речь хочется слушать.

12 июня2014 В.В.Путин подписал указ «О проведении в Российской Федерации Года литературы» в 2015 году. Президент России выразил надежду на то, что Год литературы станет ярким, объединяющим общество проектом

В рамках Года литературы будут сосуществовать и культурные, и исторические, и социальные моменты. Среди наиболее важных мероприятий отмечаются: «Книги в больницы», «Литературная карта России», «Литературная Евразия», «Библионочь 2015», «Лето с книгой»

Российскую духовную культуру всегда отличало стремление ставить высокие цели. Для нас сейчас важнейшей оказалась более близкая цель – сформировать у учеников языковую, лингвистическую, коммуникативную и культурологическую компетенцию. Главное, чтобы наши школьники понимали и адекватно оценивали окружающий мир, умели делать правильный выбор, думали, анализировали, могли сопереживать и сочувствовать другим.

Мы, отечественная гуманитарная интеллигенция, способны послужить этим целям.

Уважаемые Учителя! С Днем знаний! Желаю достижения новых профессиональных вершин, реализации творческих замыслов, крепкого здоровья и мира всем нам!

Спасибо за внимание!