Высокие своды костела

Синей, чем небесная твердь...

Прости меня, мальчик веселый,

Что принесла тебе смерть -

За розы с площадки круглой,

За глупые письма твои,

За то, что, дерзкий и смуглый,

Мутно бледнел от любви.

Я думала: ты нарочно -

Как взрослые хочешь быть.

Я думала: томно-порочных

Нельзя, как невест, любить.

Но все оказалось напрасно.

Когда пришли холода,

Следил ты уже бесстрастно

За мной везде и всегда,

Как будто копил приметы

Моей нелюбви. Прости!

Зачем ты принял обеты

Страдальческого пути?

И смерть к тебе руки простерла...

Скажи, что было потом?

Я не знала, как хрупко горло

Под синим воротником.

Прости меня, мальчик веселый,

Совенок замученный мой!

Сегодня мне из костела

Так трудно уйти домой.

Ноябрь 1913

Царское Село


Иллюстрация к стихотворению «Высокие своды костела...». Художник А. Кумирова.


Считается, что стихотворение «Высокие своды костела...» посвящено памяти Михаила Линдеберга, молодого офицера, застрелившегося 23 декабря 1911 года. Ахматова убедила себя, что виновна в этой катастрофе: знала, что юноша влюблен в нее, но, по легкомыслию молодости, не сделала ничего, чтобы предотвратить развязку.

Но, думается, не только этот трагический случай лег в основу стихотворения.

В 1908 году Анна Горенко и Николай Гумилев расстались, как им казалось, навсегда. Николай Степанович вернулся в Париж, Анна уехала в Севастополь. Там и получила известие из Парижа: Коля пытался покончить с собой, врачи борются за его жизнь, но положение серьезное. Успокаивающая телеграмма пришла лишь через несколько дней... Этот случай конспективно отражен в ахматовских «Записных книжках»:

...Рассказ Толстого о самоубийстве в 1908 г. я знаю очень давно. Толстой подтвердил его в Ташкенте (1942). Эту историю знает и М. Зенкевич. Telegramme: «Viverai toujours». (Получила в Севастополе, Малая Морская», дом Мартино.)

Гибель юного поклонника не могла не вернуть Анну в те трагические дни 1908 года, когда она, получив телеграмму о попытке Гумилева покончить с собой, почти неделю не знала, выживет ли ее Николай.

О том, что Линдеберг не является единственным героем этого стихотворения, свидетельствует несколько деталей. Во-первых, героиня оплакивает бедного влюбленного в костеле, тогда как Михаил был лютеранином и похоронен в лютеранской части Волкова кладбища. Зато Гумилев восхищался католической храмовой архитектурой и в Италии, и в Польше, научил и Анну понимать ее высокую красоту. Кроме того, обращаясь мысленно к самоубийце, Ахматова называет его «веселым мальчиком». Между тем те же самые слова уже год как произнесены и подарены Гумилеву (которому она чуть было не принесла смерть!) – в поэтическом воспоминании об их первой встрече в Царском Селе: «Эти липы, верно, не забыли нашей встречи, мальчик мой веселый».

И вряд ли это небрежность или забывчивость: Анна Андреевна верила в судьбоносность «странных сближений», в мистику роковых совпадений. А здесь и впрямь было что-то и мистическое и роковое. Аня Горенко и Коля Гумилев познакомились 24 декабря 1903 года. Почти в тот же самый день календаря – 23 декабря – застрелился Михаил Линдеберг. По воле рока – две незабвенные даты совпали, слились в одно поэтическое переживание. Предположение (адресат стихотворения «Высокие своды костела...» – не только Линдеберг, но и Гумилев) подтверждает и такая подробность. Ахматова пишет: «Я не знала, как хрупко горло под синим воротником». Синий воротник – тоже гумилевская примета. Когда Анна и Николай в 1909 году, после его парижской попытки «самоубийства», снова встретились, он был уже студентом Петербургского университета и носил форменный мундир с высоким синим воротником!

Анна Андреевна Ахматова

Высокие своды костёла
Синей, чем небесная твердь…
Прости меня, мальчик весёлый,
Что я принесла тебе смерть.-

За розы с площадки круглой,
За глупые письма твои,
За то, что, дерзкий и смуглый,
Мутно бледнел от любви.

Я думала: ты нарочно —
Как взрослые хочешь быть.
Я думала: томно-порочных
Нельзя, как невест, любить.

Но всё оказалось напрасно.
Когда пришли холода,
Следил ты уже бесстрастно
За мной везде и всегда,

Как будто копил приметы
Моей нелюбви. Прости!
Зачем ты принял обеты
Страдальческого пути?

И смерть к тебе руки простерла…
Скажи, что было потом?
Я не знала, как хрупко горло
Под синим воротником.

Прости меня, мальчик весёлый,
Совёнок замученный мой!
Сегодня мне из костёла
Так трудно уйти домой.

Короткая романтическая новелла, облеченная в стихотворную форму, имеет сюжет из разряда вечных: она повествует о трагическом конце безответной любви.

В ракурсе — дисгармоничные отношения двух главных героев. С одной стороны, «мальчик веселый», который ворвался в жизнь лирической героини возвышенным и восхищенным поклонником. Его любовь, непонятая и непринятая, столкнувшаяся с холодом и равнодушием, привела к отчаянию и подвела к роковому шагу. С другой стороны, «томно-порочная» дама, противоположность девушке-невесте, играющая чужими чувствами, как кошка с пойманным птенцом. Но это только первое впечатление и часть правды: образ роковой женщины в ахматовской лирике гораздо сложнее общепринятых романтических штампов. Холодная искушенная красавица лишена пустого кокетства и не испытывает желания соблазнять: она глубоко религиозна и способна к раскаянию, предчувствует муки совести и страшится их.

Героиня потрясена безвременной смертью, но даже на этой пронзительной ноте возникает мотив двойственности: она проявляет странное для христианки любопытство, пытаясь заглянуть за грань земной жизни. Чувствуя греховность мимолетной мысли, в последнем четверостишии личное повествование возвращается к теме покаяния и душевных страданий.

Интересно, что прототипами любовника-самоубийцы стали три человека. Собирательный образ навеян судьбами молодых офицеров Михаила Линденберга и Всеволода Князева, которые были знакомы автору.

Всеволод Князев

Жизнь обоих мужчин прервалась рано. Вину за смерть первого поэтесса приписала себе, в гибели второго злые языки обвиняли богемную блистательную актрису Ольгу Глебову-Судейкину, верную подругу и музу Ахматовой.

Анна Ахматова и Глебова-Судейкина

Но точнее всех образ героя приближен к мужу поэтессы Николаю Гумилеву: на это указывают и биографические данные, и знаковые детали, фигурирующие в стихотворении.

Николай Гумилёв

Место действия новеллы необычно для ахматовской лирики — это не православная церковь, а католический костел. Известно, что во время европейского путешествия чета Гумилевых интересовалась готической архитектурой, разительно отличающейся от русской традиции. Другая важная деталь — стойкое определение «веселый мальчик» относительно к лирическому герою. Возникающее и в других произведениях раннего периода, это словосочетание, по мнению исследователей, соотносится со встречами юной Анны с будущим мужем.

Читать стих «Высокие своды костёла» Ахматовой Анны Андреевны не просто (учить ещё сложнее). Вроде бы обычный сюжет, вечная, как мир, тема неразделенной любви. Вроде бы стандартные лирические герои - «мальчик веселый» и «томно-порочная дама». Но не все так просто в этом произведении.

Текст стихотворения Ахматовой «Высокие своды костёла» полон тайного смысла, символов и автобиографичных полунамеков. Лирический герой выдуман? Нет…Возможно, это Михаил Линденберг, умерший рано из-за неразделенной любви, вину за смерть которого поэтесса взяла на себя, или Всеволод Князев, в смерти которого светские сплетники обвинили актрису Ольгу Глебову-Судейкину, подругу Ахматовой, а возможно, это и сам Николай Гумилев, ведь именно «мальчиком милым» характеризовала будущего мужа сама поэтесса. Проста ли «томно-порочная дама»? Можно ли её образ считать стандартным литературный штампом? Нет…Образ сложен и многогранен. Вопрос: «Почему православная Ахматова переносит действие в католический костел?». Напрашивается ответ, что сделано это для усиления трагического, несколько готического эффекта…но опять не все так просто. Только прочитав стихотворение полностью, разобрав его на уроке литературы в 11 классе, можно понять, что Анна Ахматова не предсказуема, она ведет сложными дорогами лирики и не преследует задачу быть прямолинейно афтобиографичной.

Данное произведение легко скачать с нашего сайта или воспользоваться текстом в режиме онлайн.

Высокие своды костёла
Синей, чем небесная твердь…
Прости меня, мальчик весёлый,
Что я принесла тебе смерть.-

За розы с площадки круглой,
За глупые письма твои,
За то, что, дерзкий и смуглый,
Мутно бледнел от любви.

Я думала: ты нарочно –
Как взрослые хочешь быть.
Я думала: томно-порочных
Нельзя, как невест, любить.

Но всё оказалось напрасно.
Когда пришли холода,
Следил ты уже бесстрастно
За мной везде и всегда,

Как будто копил приметы
Моей нелюбви. Прости!
Зачем ты принял обеты
Страдальческого пути?

И смерть к тебе руки простерла…
Скажи, что было потом?
Я не знала, как хрупко горло
Под синим воротником.

Прости меня, мальчик весёлый,
Совёнок замученный мой!
Сегодня мне из костёла
Так трудно уйти домой.