«Лебедушка» Сергей Есенин

Из-за леса, леса темного,
Подымалась красна зорюшка,
Рассыпала ясной радугой
Огоньки-лучи багровые.

Загорались ярким пламенем
Сосны старые, могучие,
Наряжали сетки хвойные
В покрывала златотканые.

А кругом роса жемчужная
Отливала блестки алые,
И над озером серебряным
Камыши, склонясь, шепталися.

В это утро вместе с солнышком
Уж из тех ли темных зарослей
Выплывала, словно зоренька,
Белоснежная лебедушка.

Позади ватагой стройною
Подвигались лебежатушки.
И дробилась гладь зеркальная
На колечки изумрудные.

И от той ли тихой заводи,
Посередь того ли озера,
Пролегла струя далекая
Лентой темной и широкою.

Уплывала лебедь белая
По ту сторону раздольную,
Где к затону молчаливому
Прилегла трава шелковая.

У побережья зеленого,
Наклонив головки нежные,
Перешептывались лилии
С ручейками тихозвонными.

Как и стала звать лебедушка
Своих малых лебежатушек
Погулять на луг пестреющий,
Пощипать траву душистую.

Выходили лебежатушки
Теребить траву-муравушку,
И росинки серебристые,
Словно жемчуг, осыпалися.

А кругом цветы лазоревы
Распускали волны пряные
И, как гости чужедальние,
Улыбались дню веселому.

И гуляли детки малые
По раздолью по широкому,
А лебедка белоснежная,
Не спуская глаз, дозорила.

Пролетал ли коршун рощею,
Иль змея ползла равниною,
Гоготала лебедь белая,
Созывая малых детушек.

Хоронились лебежатушки
Под крыло ли материнское,
И когда гроза скрывалася,
Снова бегали-резвилися.

Но не чуяла лебедушка,
Не видала оком доблестным,
Что от солнца золотистого
Надвигалась туча черная —

Молодой орел под облаком
Расправлял крыло могучее
И бросал глазами молнии
На равнину бесконечную.

Видел он у леса темного,
На пригорке у расщелины,
Как змея на солнце выползла
И свилась в колечко, грелася.

И хотел орел со злобою
Как стрела на землю кинуться,
Но змея его заметила
И под кочку притаилася.

Взмахом крыл своих под облаком
Он расправил когти острые
И, добычу поджидаючи,
Замер в воздухе распластанный.

Но глаза его орлиные
Разглядели степь далекую,
И у озера широкого
Он увидел лебедь белую.

Грозный взмах крыла могучего
Отогнал седое облако,
И орел, как точка черная,
Стал к земле спускаться кольцами.

В это время лебедь белая
Оглянула гладь зеркальную
И на небе отражавшемся
Увидала крылья длинные.

Встрепенулася лебедушка,
Закричала лебежатушкам,
Собралися детки малые
И под крылья схоронилися.

А орел, взмахнувши крыльями,
Как стрела на землю кинулся,
И впилися когти острые
Прямо в шею лебединую.

Распустила крылья белые
Белоснежная лебедушка
И ногами помертвелыми
Оттолкнула малых детушек.

Побежали детки к озеру,
Понеслись в густые заросли,
А из глаз родимой матери
Покатились слезы горькие.

А орел когтями острыми
Раздирал ей тело нежное,
И летели перья белые,
Словно брызги, во все стороны.

Колыхалось тихо озеро,
Камыши, склонясь, шепталися,
А под кочками зелеными
Хоронились лебежатушки.

Анализ стихотворения Есенина «Лебедушка»

Яркий стиль произведения, датированного 1917 г., восходит к фольклорно-былинным источникам. По тем же принципам смоделирован образ лебедушки, занимающий центральное место в стихотворении. Идеальная мать, окружившая детей нежностью и заботой, пекущаяся о безопасности потомства даже на краю гибели, - символика образа белоснежной птицы трактуется в рамках традиционных мифологических установок.

Живописная картина «красной зорюшки» открывает стихотворение. Каждая из ее частей олицетворена: сосны наряжаются, камыши шепчутся, а сама зорька рассыпает «огоньки-лучи», преображающие темный ночной пейзаж. В изображении утренних сцен аккумулируется лексика с семантикой драгоценного. Сосновые ветви словно покрыты «златоткаными» накидками, капли росы отливают жемчугом, камыши склоняются над серебряной гладью воды. Нарядные, сверкающие разноцветьем детали природы призваны передать радостные ощущения, связанные с началом нового погожего дня.

Великолепную картину пробуждения завершает плавное явление главной героини, которая уподобляется «зореньке», раскрасившей весь мир сияющими оттенками. Эпизод прогулки лебединого семейства также выдержан в позитивных интонациях и сказочной стилистике.

Атмосферу ликования и беспечного веселья начинают перебивать тревожные нотки. Примерная мать «дозорит», тщательно охраняет покой беззаботно резвящихся птенцов. Поэт конкретизирует возможные источники угрозы: коршун, змея. Лебедушка учитывает перечисленные факторы, и ее семья демонстрирует готовность достойно встретить агрессора.

Как велят каноны сказочного жанра, истинная опасность подкрадывается неожиданно для «ока доблестного». Описание темного начала, способного обрушить идеальное художественное пространство, связано с семантикой непогоды: грозой, молнией, «тучей черной». Орел, неторопливо и тщательно выбиравший свою цель, слишком поздно был замечен белоснежной птицей. Моментально осознав проигрыш во времени, лебедь тратит драгоценные секунды на защиту потомства. Материнский подвиг спасает птенцов от гибели, и по этой причине за трагической сценой следует продолжение. Глубокая скорбь сменяется мыслью о вечности круговорота бытия: в завершающей строфе автор возвращается к описанию элементов пейзажа, упоминая и спрятавшихся лебедят - осиротевших, чрезвычайно напуганных, но оставшихся в живых.

Символами бесконечности и безграничности стали небо звездное и море бескрайнее.

«Джузеппе Мадзини»

Солнце было счастливо тем, что светило; море - тем, что отражало его ликующий свет.

«Максим Горький»

Тихий океан огромен – лишь скромное море в будущем.

«Александр Герцен»

Хочу моря без мужа, детей и контроля. Друзья кругом, веселая кампания, полное расслабление. Ни готовки, ни уборки, только солнышко, пляж, валуны и купания в пучине. Жизнь пролетает – она все о пляже мечтает.

Человек в море никогда не бывает одинок.

«Эрнест Хемингуэй»

В любом случае, морем пахнет, где ему заблагорассудится, такой уж у него нрав. Хочет – здесь, хочет – за тысячу миль. Плевать оно хотело на расстояния.

«Макс Фрай»

В открытом море воздух свеж, раны зарубцовываются быстрее, а тишина - такая плотная, что в ней уже можно выносить вопросы, не имеющие ответа, и не мучиться собственным молчанием.

«Артуро Перес-Реверте»

Выше уровня моря иногда лужа находится.

Живя у моря, люди становятся мудрыми. Они не заперты в горах и не привязаны к однообразной равнине. У моря есть простор для глаз. Наверное, это помогает людям свободно мыслить.

«Анника Тор»

И только немногие понимают язык моря. А он прост, как голос матери, которая поет песню своему, еще нерожденному, ребенку: «Мы с тобой одной крови, между нами нет различий, капля к капле…»

«Елена Гордеева»

Море не может переполниться из-за губок, которых Господь создал, чтоб они впитывали влагу, отдавая ее в засуху.

«Альфонс Алле»

Морская болезнь никогда не наступит, если ограничится берегом, сидя под пальмой.

«Спайк Миллиган»

Никогда не перестану изумляться красоте моря. Глядя на него, я словно заглядываю к себе в душу, позволяя сознанию многое переосмыслить.

«Александра Булгакова»


Однажды ты окажешься у моря, и оно унесет на своих волнах боль воспоминаний. У каждого из нас свое море.

«Эльчин Сафарли»

Он навсегда останется в памяти цветными повторами, тот день, когда я увижу море

«Харуки Мураками»

Когда я смотрю на море, мне кажется, что его волны уносят мою печаль.

«Эльчин Сафарли»

Куплю жилье возле моря, чтоб всех родственников пересчитать. Точную цифру близких и родных узнать не удастся – всякий раз их больше будет. Зато повеселюсь.

Море и отдых созданы друг для друга

Море и свободу люблю я больше всех на свете

Когда долго смотришь на море, начинаешь скучать по людям, а когда долго смотришь на людей – по морю.

«Харуки Мураками»

Лучшее средство от морской болезни - сидеть под деревом.

«Спайк Миллиган»

Люблю трансатлантические суда. Это роскошные больницы для здоровых людей.

«Сальвадор Дали»

Море — бездонно. — Образ бесконечности. — Навевает глубокие мысли.

Море — великий примиритель.

«Фазиль Искандер»

Море — это вечное движение и любовь, вечная жизнь.

«Жюль Верн»

Море? Я люблю его до безумия, сидя на пляже.

«Дуглас Джерролд»

Нет ничего более безнадежно монотонного, чем море, и я не удивляюсь жестокости пиратов.

«Джеймс Рассел Лоуэлл»

Самое приятное в мореплавании - близость берега, а в сухопутном хождении - близость моря.

«Плутарх»

Странствовать по морю необходимо; жить не так уж необходимо.

У моря тоже есть свои мигрени.

«Виктор Гюго»

Во флоте Карла II были джентльмены и моряки, но моряки не были джентльменами, а джентльмены – моряками.

«Томас Маколей»

Все реки текут в море, но море не переполняется.

«Екклесиаст»

Если море не переполняется, то лишь потому, что Провидение позаботилось снабдить океанские воды губками.

«Альфонс Алле»

Если море тебя печалит, ты безнадёжен.

«Федерико Гарсиа Лорка»

Капитан на своем корабле – первый после Бога, потому что ему не позволено брать на корабль жену.

«Янина Ипохорская»