АБУ́-ЛЬ-ФА́РАДЖ (поэтич. прозвище — Григорий Иоанн Бар-Эбрей ; 1226, г. Малатья, Турция, — 30.VI.1286, г. Марага, Юж. Азербайджан) — сирийский писатель, ученый, философ, врач. Род. в семье врача. Медицину и риторику изучал в Антиохии и Триполисе. В 1246 был назначен епископом. Позже достиг высокого положения главы монофизитов — сирийских христиан. Автор многочисл. трудов по медицине, астрономии, философии, теософии, риторике. Был последователем филос. воззрений Ибн Сины (Авиценны). Лит. наследие А. огромно. Наиболее интересна «Книга занимательных историй», где проповедь смирения, благочестия, любви к богу и др. христ. добродетелей внезапно прерывается едкой насмешкой над правителями, анекдотами и рассказами явно атеистич. характера. А. бичевал человеч. пороки — жадность, зависть, трусость, глупость, болтливость, невежество. Носителями пороков обычно выступают в его рассказах имущие люди, а к «маленьким» людям он относился с нескрываемой симпатией. А. — автор грамматики сирийского яз. «Книга лучей» («Китаб аль-ашиа»), краткой грамматики в стихах с толковым словарем в 618 двустишиях и историч. труда «Всеобщая история» («Тарих мухтасар ад-дуваль») в 3 частях.

«Книга занимательных историй» сирийского писателя Григория Иоанна Абуль-Фараджа Бар-Эбрея (1226–1286) является образцом средневековой занимательной и поучительной прозы.

Абуль-Фарадж
Из КНИГИ ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ ИСТОРИЙ

ГЛАВА I ПОЛЕЗНЫЕ ИЗРЕЧЕНИЯ ГРЕЧЕСКИХ ФИЛОСОФОВ

1. ПРИЧИНА ХОРОШЕГО РАСПОЛОЖЕНИЯ ДУХА

Сократа спросил один из его учеников:

— Объясни мне, почему я ни разу не видел на твоем челе признаков печали? Ты всегда в хорошем на строении.

Сократ ответил:

— Потому что я не обладаю ничем таким, о чем стал бы жалеть, если бы его утратил.

2. НЕТ ОСНОВАНИЙ ДЛЯ БЕСПОКОЙСТВА

У Диогена спросили:

— Что ты будешь делать, если сломается бочка, в которой ты живешь?

Он ответил:

— Меня это не тревожит. Ведь место, которое я занимаю, не может сломаться.

9. ДВА СПОСОБА УТЕШЕНИЯ

Платона спросили:

— Чем может утешиться человек, попавший в беду?

Он ответил:

— Умный человек утешает себя тем, что сознает неизбежность случившегося. Дурак утешается мыслью, что с другими произошло то же, что с ним.

ГЛАВА III ПОЛЕЗНЫЕ ИЗРЕЧЕНИЯ ИНДИИСКИХ МУДРЕЦОВ

108. УТЕШЕНИЕ

Говорят, что когда у индийцев умирает человек, его друзья вооружаются, подходят к дому покойника и обращаются к его родным с такими словами:

— Покажите нам, кто умертвил близкого вам чело века, мы убьем его.

Им отвечают:

— Его убийца незрим, победить его нельзя.

Тогда пришедшие говорят:

— Не стоит вам так сильно горевать, если власть его настолько велика, что никто из нас не в силах с ним бороться.

Так они утешают скорбящих.

ГЛАВА VI ПОЛЕЗНЫЕ ИЗРЕЧЕНИЕ МУСУЛЬМАНСКИХ ПРАВИТЕЛЕЙ И ИХ МУДРЕЦОВ

224. ХОРОШО МОТИВИРОВАННЫЙ ОТКАЗ

Султан, к которому обратился некий отшельник с просьбой сделать его правителем одной местности, сказал ему:

— Если отшельнический образ жизни, который ты ведешь, угоден богу, нам не следует отменять его, назначая тебя правителем местности, чего ты добиваешься, дабы не возбуждать в тебе греховных искушений. Если же твой образ жизни — одно притворство, то не следует вознаграждать лицемерие. И тот ушел ни с чем.

227. САНДАЛИИ ПРОРОКА

Некто преподнес правителю пару сандалий.

— Эти сандалии носил сам пророк Мухаммед, — сказал он. — Прими сей драгоценный дар.

Правитель приказал щедро наградить владельца сандалий, чем очень удивил своих приближенных. Все они хорошо понимали, что это вовсе не сандалии пророка.

Когда человек удалился, правитель сказал:

— И я отлично знаю, что эти сандалии никогда не принадлежали пророку. Человек этот либо получил их в наследство, либо получил их в дар, либо купил на рынке. Но я опасался, что, если откажусь от сандалий и не вознагражу его, разнесется слух, что мне принесли сандалии пророка, а я им нисколько не обрадовался.

113. ЧЕТЫРЕ КАЧЕСТВА

Один мудрец сказал:

— Вино сообщает каждому, кто пьет его, четыре качества. Вначале человек становится похожим на павлина — он пыжится, его движения плавны и величавы. Затем он приобретает характер обезьяны и начинает со всеми шутить и заигрывать. Потом он уподобляется льву и становится самонадеянным, гордым, уверенным в своей силе. Но в заключение он превращается в свинью и, подобно ей, валяется в грязи.

ГЛАВА IV ПОЛЕЗНЫЕ ИЗРЕЧЕНИЯ ЕВРЕЙСКИХ МУДРЕЦОВ

125. ВОЗДЕРЖАННОСТЬ И РАСПУЩЕННОСТЬ

Один мудрец сказал:

— Воздержанность и распущенность проявляются не только в поступках, но и в словах.

129. О СЛАБОМ ВРАГЕ И СИЛЬНОМ ДРУГЕ

Мудрец сказал:

— Слабого врага рассматривай как сильного. Не спускай с него глаз и остерегайся его. Сильного друга рассматривай как слабого. Помни, что всецело положившись на его поддержку, ты можешь оказаться битым врагом, равным тебе по силе.

140. О ЧЕМ НЕ СЛЕДУЕТ ГОВОРИТЬ И ДРУГУ

Некто сказал своему сыну:

— Если ты обеднеешь, не сообщай об этом даже своим друзьям, дабы они не стали относиться к тебе высокомерно. Это причинит тебе боль.