Ответами к заданиям 1–27 является цифра, или последовательность цифр, или слово (словосочетание). Запишите ответы в поля ответов справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

1

«Производится столько благ, сколько необходимо для потребления». Такая установка характерна для общества

1. традиционного

2. индустриального

3. массового производства

4. постиндустриального

2

К какой сфере общественной жизни относится разработка законопроекта об охране авторских и изобретательских прав?

1. социальной

2. духовной

3. политической

4. экономической

3

Верны ли следующие суждения?

А. Наука - это совокупность знаний о мире, проверенных опытным, прежде всего, экспериментальным путём.

Б. Рациональный тип мышления не свойственен учёному.

1. верно только А

2. верно только Б

3. верны оба суждения

4. оба суждения неверны

4

Выберите среди предложенного социальные факты, содержащие проявление важнейших социальных потребностей личности.

1. В трудовом коллективе, куда пришла выпускница экономического вуза, сначала ей было непросто: многие вопросы существенно различались с вузовскими знаниями. Но более опытные коллеги своими советами помогли ей войти в курс дела.

2. Для юноши чрезвычайно важен его круг общения, друзья и подруги: с ними можно обсудить порой то, что не обсудишь ни с родителями, ни с учителями.

3. Молодой человек преуспел в туристическом бизнесе, создав крупную компанию, специализирующуюся в области экстремального туризма. Но теперь его больше волнует слава мецената, покровителя молодых дарований - недавно им была учреждена стипендия для молодых учёных.

4. Каждую последнюю субботу месяца профессор посвящает походу в консерваторию на концерты камерной музыки.

5. Каждый человек нуждается в поддержании теплового баланса тела, поэтому зимой мы надеваем варежки, тёплые сапоги и куртки.

5

Важным условием становления рыночной экономики является

1. частная собственность на средства производства

2. государственное регулирование экономических процессов

3. индустриализация промышленности

4. преобладание аграрного сектора экономики

6

Показатель, отражающий степень эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов, а также природных богатств, называется

1. профицитом

2. активом

3. конкурентоспособностью

4. рентабельность

7

8

Верны ли следующие суждения?

А. Равновесной называют цену, при которой объём спроса на рынке равен объёму предложения.

Б. Рыночное равновесие характеризуется состоянием на рынке, когда весь предложенный продавцом товар будет куплен покупателем.

1. верно только А

2. верно только Б

3. верны оба суждения

4. оба суждения неверны

9

Найдите в приведённом списке характеристики, присущие любому налогу. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. обязательность уплаты

2. безвозмездность

3. пропорциональность доходу

4. возвратный характер

5. законодательное установление

6. добровольный характер уплаты

10

Социальная стратификация отражает сложившееся в обществе представление

1. о социальном неравенстве

2. о социальной справедливости

3. об уровне доходов населения

4. о размерах минимальной оплаты труда

11

Верны ли следующие суждения о социальной мобильности?

А. Назначение менеджера по работе с персоналом директором фирмы иллюстрирует восходящую вертикальную мобильность.

Б. Переезд гражданки С. из однокомнатной квартиры на первом этаже в двухкомнатную квартиру на втором этаже социальной мобильностью не является.

1. верно только А

2. верно только Б

3. верны оба суждения

4. оба суждения неверны

12

В ходе социологического опроса респондентам в возрасте от 14 до 20 лет, проживающим в населённых пунктах различного типа, предлагалось ответить на вопрос: «Как вы относитесь к народной культуре?» Полученные результаты представлены в виде гистограммы.

1. Существует тесная связь молодёжной субкультуры с народной культурой.

2. Только каждый третий участник опроса считает, что народная культура способствует формированию мировоззрения молодёжи.

3. Исследование выявило: чем старше возраст респондентов, тем выше уровень знания и понимания особенностей народной культуры.

4. Подавляющее большинство молодых людей не интересуются народной культурой и не считают её своей.

5. Каждый десятый из опрошенных отметил важную роль народной культуры в формировании мировоззрения молодёжи.

13

К внутренним функциям государства относится

1. охрана государственных границ

2. реализация геополитических интересов

3. природоохранительная

4. оборонная

14

Парламентские партии для своей деятельности в представительном органе власти называются

1. общественным движением

2. фракцией

3. оппозицией

4. коалицией

15

Верны ли следующие суждения о гражданском обществе?

А. В гражданском обществе государство контролирует общественную жизнь граждан.

Б. Гражданское общество - это сфера частных интересов.

1. верно только А

2. верно только Б

3. верны оба суждения

4. оба суждения неверны

16

Политическая партия находится в меньшинстве в законодательном собрании и критикует деятельность властей. Она не имеет широкого круга членов, предпочитая создавать на местах небольшие, но компетентные и профессиональные штабы. Партия отстаивает идеи социальной справедливости, введения прогрессивной шкалы налогообложения. Выберите из перечня понятия, термины, имеющие отношение к характеристике данной партии.

1. социал-демократическая

2. массовая

3. оппозиционная

4. нелегальная

5. кадровая

17

«Лицо сознаёт общественную опасность своего деяния, предвидит наступление общественно вредных последствий и желает их наступления». Такая форма вины в юриспруденции называется

1. прямым умыслом

2. состоянием аффекта

3. неосторожностью

4. несчастным случаем

18

Между предприятием ООО «Водоканал», поставщиком воды в муниципальное образование и муниципальным учреждением возник спор по вопросу места размещения счётчиков воды (водомеров) в здании или в колодце на улице. Этот спор может быть разрешён в рамках

1. решения исполнительного органа власти муниципалитета

2. административного процесса

3. уголовного процесса

4. арбитражного процесса

19

Верны ли следующие суждения о формах защиты прав несовершеннолетних?

А. Опека - форма защиты прав малолетних в возрасте до 14 лет, когда заботу об их имуществе, правах и обязанностях с этим связанных берут на себя взрослые дееспособные лица.

Б. Попечительство - форма защиты прав детей старше 14 лет и до 18 лет, когда заботу об их имуществе, правах и обязанностях с этим связанных берут на себя взрослые дееспособные лица.

1. верно только А

2. верно только Б

3. верны оба суждения

4. оба суждения неверны

20

Найдите в списке примеры административных проступков и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Гражданин Н. распылял на улице баллончик со слезоточивым газом.

2. Гражданка К. припарковала свой автомобиль на газоне в парке.

3. Бригада строителей нарушила сроки строительства загородного коттеджа для гражданина П.

4. Молодой человек, гуляя в парке с подругой, написал на скамейке свое имя и имя девушки ярким маркером.

5. Директор фирмы уволил заместителя главного бухгалтера на основании утраты им доверия.

21

Найдите в приведённом ниже списке характеристики правовой нормы. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. имеет общеобязательный характер

2. обеспечивается силой государственного принуждения

3. за нарушение предусмотрены общественные санкции

4. вступает в силу с конкретного срока

5. закрепляется в актах в письменной форме

6. вводится в действие постепенно

22

Запишите слово, пропущенное в таблице.

Направление развития

23

Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) многопартийность; 2) вариативность программ; 3) многообразие позиций СМИ; 4) конкуренция лидеров; 5) политический плюрализм; 6) различие политических взглядов.

24

Ниже приведён ряд терминов, все они за исключением двух, характеризуют понятие «акционерное общество».

1) дивиденды; 2) ограниченная ответственность; 3) пай; 4) продажа акций; 5) совет директоров; 6) личное трудовое участие; 7) собрание акционеров.

Найдите 2 термина, выпадающих из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

25

Установите соответствие между отраслями права и регулируемыми ими видами деятельности: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

26

Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

(А) В современном мире насчитывают несколько сотен наций. (Б) В 1993 году образован Европейский союз. (В) Национальная политика - это деятельность по согласованию интересов всех проживающих в стране народов, обеспечению правовой и материальной основы для их развития на принципах добровольного, равноправного и взаимовыгодного сотрудничества. (Г) Учёт этнонациональных особенностей в жизни общества целесообразно осуществлять в границах соблюдения прав человека.

Определите, какие положения текста имеют

1. фактический характер

2. характер оценочных суждений

3. характер теоретических утверждений

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

А Б В Г Д

Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

27

«В середине XIX века К. Марксом и Ф. Энгельсом была создана новая теория общественного развития - ______ (А). Признавая существенную роль духовной сферы в развитии общества, они утверждали, что его первоосновой является _____ (Б) людей, направленная на удовлетворение материальных потребностей. ______ (В) определяет общественное сознание. Общественное производство включает в себя две стороны: ______ (Г) и производственные отношения, образующие способ производства. Исторический тип общества, основывающийся на определённом способе производства, называется ______ (Д)».

Список терминов:

1) общественно-экономическая формация

2) марксизм

3) революция

4) трудовая деятельность

5) производительные силы

6) политический процесс

7) общественное бытие

А Б В Г Д

Часть 2.

Для записи ответов на задания этой части (28-36) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (28, 29 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Прочитайте текст и выполните задания 28-31.

КРИЗИС «ПРОНИКНОВЕНИЯ» ВЛАСТИ

«Кризис «проникновения» отражает противоречия, которые возникают при стремлении правящих сил (прежде всего высших органов государственной власти) реализовать свои решения во всех сферах общественной жизни. В условиях модернизации соперничество групп за ресурсы власти, господство своих ценностей, властные полномочия приводит к появлению множества центров влияния, обладающих возможностью изменять в свою пользу содержание управленческих решений (законов, установлений) центральных властей. Например, местные элиты апеллируют к местным нормам, обычаям и интересам, что при распаде хозяйственных и иных связей позволяет им сохранить и усилить свое влияние. На изменение характера принятых решений могут претендовать не только местные правящие элиты, стремящиеся к дополнительным полномочиям и прерогативам при решении политических вопросов, но и оппозиция. Снижают эффективность политического регулирования также и разнородность позиций различных групп и слоёв населения, отсутствие у граждан политического опыта, иррациональные черты массового сознания, влияющие на неадекватное восприятие решений центра.

В результате законы, постановления и иные нормативные распоряжения властей во многом теряют свою регулирующую способность, т. е. не проникают в достаточной мере в социальные и политические отношения. Понижение эффективности решений центральных властей принижает авторитет не только режима, но и исповедуемых им ценностей. Попытки исправить положение, любой ценой «продавить» необходимые решения нередко заставляют режим перешагивать допустимые границы в политическом торге с оппонентами, толкают правящие круги к популизму, способствуют нарастанию коррупции, усиливают теневые механизмы власти.

Чтобы решения исполнялись, несмотря на сопротивление, правящие круги должны прежде всего формировать рациональную организацию власти. С одной стороны, к прерогативам центра следует относить только те вопросы, которые необходимо решать в масштабах всего государства (соблюдение равенства всех граждан перед законом, охрана границ, обеспечение стабильности валюты и т.д.), способствуя тем самым активному перераспределению полномочий между центром и местами, возлагая на территориальные органы управления ответственность за принятие конкретных решений по вопросам реформ в их регионах. С другой стороны, такая реорганизация власти должна сохранять вертикальную ответственность нижестоящих органов управления, препятствовать их атомизации и обеспечивать надёжные формы контроля за деятельностью всех структур, задействованных в принятии и осуществлении решений. Таким образом, можно будет не только сохранить необходимую обществу централизацию управления, но и решить более общую задачу - обеспечение зависимости государства от гражданского общества».

(В. П. Пугачёв, А. И. Соловьёв )

Кризис «проникновения» отражает противоречия, которые возникают при стремлении правящих сил (прежде всего высших органов государственной власти) реализовать свои решения во всех сферах общественной жизни.

2. Указана специфика соперничества групп:

В условиях модернизации соперничество групп за ресурсы власти, господство своих ценностей, властные полномочия приводит к появлению множества центров влияния, обладающих возможностью изменять в свою пользу содержание управленческих решений (законов, установлений) центральных властей.

29 . Укажите любые два обстоятельства, влияющие на снижение эффективности принимаемых властью политических решений, на которые обращают внимание авторы. Какие последствия возможны, по мнению авторов, в случае ненадлежащего исполнения политических решений? Приведите любые два последствия.

1. Указаны обстоятельства, допустим:

  • позиции местных элит, сознательно идущих на искажение решений центральной власти в своих интересах и с учётом местных традиций и особенностей;
  • деятельность оппозиции, тех сил, партий и движений, которые выступают оппонентами властей;
  • разнородность позиций различных групп и слоёв населения;
  • отсутствие у граждан политического опыта;
  • иррациональные черты массового сознания, влияющие на неадекватное восприятие решений центра.

2. Приведены последствия, например:

  • понижение авторитета режима и исповедуемых им ценностей;
  • исправление положения «любой ценой» может привести к тому, что власть перешагнёт допустимые границы в политическом торге;возможно возрастание популизма, коррупции, теневых механизмов власти.

Ответ может быть дан в иных, близких по смыслу, формулировках.

Опираясь на текст, знание обществоведческого курса и понимание социальных реалий укажите по два проявления прерогатив центральной власти и полномочий местных властей.

1. Дан ответ, например:

  • под рациональной организацией власти авторы понимают систему, при которой органично распределены полномочия центра и регионов, а также сохранение необходимости вертикальной ответственности органов госуправления, обеспечение действенного контроля.

2. Приведены прерогативы центра и местных органов, допустим:

  • прерогативы центра:
  • соблюдение равенства всех граждан перед законом;
  • охрана границ;
  • обеспечение стабильности валюты;
  • гарантирование прав собственности;
  • организация вооруженных сил и т. д.;
  • полномочия местных органов:
  • содержание школ, детских садов;
  • организация местной торговли;
  • защита окружающей среды на местном уровне;
  • поддержка малого предпринимательства и т.д.

Могут быть приведены и иные верные прерогативы и полномочия

31 . Авторы полагают, что для эффективности государства необходима не только централизация управления, но «обеспечение зависимости государства от гражданского общества». Приведите три аргумента в обоснование заявленной точки зрения.

  1. связь государства с гражданским обществом позволит быстрее распознавать реальные общественные интересы и потребности, быстрее реагировать на них;
  2. гражданские институты и организации способны формировать новые инициативы, возникающие в обществе, например, движение экологов, автомобилистов, интернет-сообщества и т.д. Государство способно вырабатывать и принимать необходимые политические решения;
  3. большую роль играют гражданские ассоциации в противодействии коррупции и злоупотреблению со стороны чиновников;
  4. гражданское общество должно обеспечивать общественную экспертизу и критику проводимой политики;

    Могут быть сформулированы и иные адекватные аргументы о взаимосвязи личных и коллективных интересов граждан

32 . Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «налоги»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно, раскрывающее одну из функций налогов, второе - содержащее информацию о видах налогов.

  1. Дано определение налогов: Налоги - обязательные платежи государству, которые в установленном законом порядке выплачивают физические и юридические лица.
  2. Одно предложение о функциях налогов: Налоги выполняют важную скальную функцию, связанную с обеспечением поступления денег в казну.
  3. Одно предложение, содержащее информацию о видах налогов:

Налоги могут быть прямыми (платит собственник или получатель дохода) или косвенными (платит покупатель).

33 . Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три характеристики деятельности, относящиеся к международному гуманитарному праву.

  1. право войны, право вооружённых конфликтов, право определяет состояние войны. Например, стороны конфликта обладают определёнными правами по отношению друг к другу, методы ведения войны ограничиваются этим правом;
  2. нейтралитет, право называет статус государства, которое может считаться нейтральным в конфликте. Например, территория нейтрального государства считается неприкосновенной в конфликте.
  3. определяет ответственность за военные преступления. Например, Нюрнбергский процесс над военными преступниками периода Второй мировой войны привлёк к ответственности верхушку нацистской Германии.

34 . Один юноша написал Марку Твену письмо, в котором жаловался, что его родители «малопонятливы» - «Потерпите. Когда мне было 14 лет, мой отец был так глуп, что я с трудом переносил его, но когда мне исполнился 21 год, я был изумлён тем, насколько этот старый человек за истекшие семь лет поумнел».

Сделайте два вывода на основе анализа приведённых данных. Опираясь на свои знания социальной психологии, укажите одну из возможных причин того, что мнение об отце и его суждениях изменилось.

35 . Вам предстоит подготовить развёрнутый план по теме «Человек как духовное существо». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему.

План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

1. Понятие духовного мира человека и его элементы:

1.1. знания,

б) чувства;

в) стремления.

2. Мораль, ценности, идеалы человека:

а) золотое правило нравственности;

в) совесть, патриотизм, гражданственность.

3. Мировоззрение и его роль в жизни человека:

а) типы мировоззрения;

б) мировоззрение как ориентир и цели деятельности человека.

Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.

Выполняя, задание 36, Вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для Вас более привлекательно. С этой целью выберите только ОДНО из предложенных ниже высказываний (36.1- 36.5).

Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).

При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)

36.1 Философия «Разумный человек приспосабливается к миру; неразумный - упорно пытается приспособить мир к себе. Поэтому прогресс зависит от неразумных людей». (Б. Шоу)
36.2 Экономика «Центральный банк - это банк, при помощи которого государство вмешивается в дела частных банков и который, в отличии от них, сам может печатать нужные ему деньги». (К. Гепперт, К Пат)
36.3 Социология, социальная психология «Старики всему верят, люди средних лет всех подозревают, молодые всё знают». (Уайльд О.)
36.4 Политология «Почти всегда в политике результат бывает противоположен предвидению». (Франсуа Рене Де Шатобриан)
36.5 Правоведение «Кто хочет разбогатеть в течение дня, будет повешен в течение года». (Леонардо да Винчи)

ТЕСТ ПО ТЕМЕ «ЧЕЛОВЕК» В ФОРМАТЕ ЕГЭ

1 . Запишите слово, пропущенное в таблице.

ХАРАКТЕР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРОЯВЛЕНИЕ

Сознательный

Выдвижение целей и предвидение результатов

...

Изменение окружающего мира и самого себя

2 .Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

1) потребность 2) установка 3) убеждение 4) мотив

5) идеал 6) интерес 7) эмоция

3. Какие две основные стороны составляют сущность человека:

1) Классовая 2) биологическая 3)космическая

4) Социальная 5) экономическая 6)мистическая

4 . Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

1) биологическая природа человека 2)инстинктивное поведение

3) физиологические потребности 4) физическое развитие

5) возрастные особенности развития психики

5. Найдите в приведенном ниже списке отличительные характеристики человека.

1)существо биологическое 2)сознательно выдвигает цели деятельности

3)живет среди себе подобных 4)обладает способностью к творчеству

5)производит орудия труда 6)обладает врожденными инстинктами

6 . Ниже приведены названия потребностей. Все они, за исключением двух, являются природными потребностями человека. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда

1) биологические 2) физиологические 3) социальные

4) органические 5) естественные 6) эстетические

7. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, являются социальными качествами человека. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда.

1) порядочность 2) сообразительность 3) законопослушность

4) трудолюбие 5) начитанность 6) быстрота реакций

8. Установите соответствие между проявлениями качеств человека и природой этих качеств.

ПРОЯВЛЕНИЯ КАЧЕСТВ ЧЕЛОВЕКА

ПРИРОДА КАЧЕСТВ

A) способность к продолжению рода

Б) способность приспосабливаться к условиям природной среды

B) способность накапливать знания и трудовые навыки

Г) способность видеть цель своих действий

Д) способность оценивать себя и других

1) социальная

2) биологическая

9. Найдите в приведённом ниже списке примеры социальных потребностей и обведите цифры, под которыми они указаны

1) познание 2) получение образования 3) общение с другими людьми

4) самовыражение 5) самосохранение 6) достижение определённого статуса

10. Установите соответствие между отличительными признаками и видами деятельности.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЙ ПРИЗНАК

ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А) преобразование природы и общества

Б) направленность на создание различные благ

В) формирование знаний и умений, развитие мышления

Г) побудительный мотив заключается в процессе деятельности

Д) все средства направлены на изменение субъекта деятельности

1) труд

2) игра

3) учёба

11 . Выберите среди предложенного социальные факты, содержащие проявление важнейших социальных потребностей личности.

1) В трудовом коллективе, куда пришла выпускница экономического вуза, сначала ей было непросто, многие вопросы существенно различались с вузовскими знаниями, но более опытные старшие коллеги своими советами помогли ей войти в курс дела.

2) Для юноши чрезвычайно важен его круг общения, друзья и подруги, с ними можно обсудить порой то, что не обсудишь ни с родителями, ни с учителями.

3) Молодой человек преуспел в туристическом бизнесе, создав крупную компанию, специализирующуюся в области экстремального туризма, но теперь его больше волнует слава мецената, покровителя молодых дарований; недавно им была учреждена стипендия для молодых учёных.

4) Каждую последнюю субботу месяца профессор посвящает походу в консерваторию на концерты камерной музыки.

5) Каждый человек нуждается в поддержании теплового баланса тела, поэтому зимой мы надеваем варежки, тёплые сапоги и куртки.

12. Иван выполнял задание по теме: «Человек как результат биологической и социокультурной эволюции». Он выписывал из учебника черты, свойственные человеку. Какие из них отражают специфику социальной природы человека, в отличие от животного?

1) способность к целеполаганию 2) использование предметов, данных природой

3) забота о потомстве 4) приспособление к условиям окружающей среды

5) стремление понять окружающий мир 6) общение с помощью членораздельной речи

13. Найдите в приведенном ниже списке свойства человека, раскрываю щие его социальную природу.

1)Стремление к самореализации 2) Умение приспосабливаться к природным условиям

3)Потребность в воде, пище, отдыхе 4) Устойчивые взгляды на мир и свое место в нем

5)Способность к самосохранению 6) Способность к преобразовательной деятельности

14 .Установите соответствие между видами деятельности, данными в пер вом столбце, и их характеристиками, данными во втором.

ХАРАКТЕРИСТИКА

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А. Деятельность в воображаемой ситуации

1. Труд

Б. Практическая полезность

2. Учение

В. Нацеленность на получение знаний

3. Игра

Г. Замещение реальных объектов условными

Д. Преобразовательная направленность

15 .Найдите в приведенном ниже списке черты, свойственные твор ческой деятельности.

1)Доступность для использования 2) Уникальность 3) Практическая значимость

4) Воспроизводимость образца 5) Принципиальная новизна

16 .Установите соответствие между понятиями и характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОНЯТИЯ

А) человек, активно осваивающий и целенаправленно 1) индивид

преобразующий природу, общество и самого себя 2) индивидуальность

Б) отдельно взятый представитель всего человеческого рода 3) личность

В) человек в комплексе его неповторимых уникальных свойств

Г) человек, способный сознательно и ответственно делать выбор

17. Определите правильно агентов первичной и вторичной социализации личности.

Агенты

Социализация

А) семья, родители,

    первичная

Б) администрация школы

    вторичная

В) друзья, ровесники

Г) армия

Д) церковь

Е) учителя, тренеры

18 .Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого обозначено определенной буквой.

(А) Человек- биосоциальное существо .(Б) И человек, и животное обладают нервной системой, способны ощущать и воспринимать окружающую действительность. (В) Но в отличие от животных человек обладает абстрактным мышлением и способен осознавать цели своей деятельности и предвидеть ее результаты. (Г) Можно констатировать, что благодаря этому человек возвысился над всеми живыми организмами и подчинил себе природу. (Д) Все действия человека продуманы и направлены на дальнейшее укрепление его положения как «царя природы».

Определите, какие положения текста носят

1) фактический характер 2) характер оценочных суждений 3) теоретический характер

19. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. .

«Человек представляет собой _______(А) единство. Механизм _____(Б), определяющий биологическую сторону человека, влияет и на его социальную сущность. Новорождённый оказывается обладателем _______(В) к подражанию и обучению. Таким образом, ребёнок появляется на свет именно как человеческое существо. Хотя ему ещё нужно научиться стать человеком. Его вводит в мир людей ______(Г), благодаря которому формируется психика человека, его социальное ______(Д).

Например, человек обладает послушными его воле пальцами; он может взять кисть, краски и начать рисовать. Но это не сделает его настоящим живописцем. Точно так же и с сознанием. Сознательные психические явления формируются прижизненно в результате воспитания, обучения, активного овладения _______(Е), миром культуры».

Список терминов:

1) способность 2) биосоциальное 3) поведение 4) индивид 5) потребность

6) язык 7) наследственность 8) общение 9) эмоциональное

20 . Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Когда хотят охарактеризовать какого-то человека, часто говорят о нём как о личности,

то как об индивидуальности. В психологии эти понятия различаются. (А) ___ – это конкретный человек, во всём своеобразии своих физических и физиологических качеств и свойств,т.е. особенностей. Если речь идёт о социально значимых качествах – используется понятие ___ (Б). В психологии понятие «личность» чаще всего используется в двух основных значениях. Во-первых, личность − это любой человек, обладающий ____ (В). Другие психологи подчёркивают, что личностью следует называть человека, достигшего определённого уровня психического развития. Этот уровень характеризуется тем, что в процессе ____ (Г) человек начинает воспринимать и переживать самого себя как единое целое, отличное от других людей и выражающееся в понятии «я». Необходимая характеристика личности – её ___ (Д). Человек на этом уровне развития способен воздействовать на ____ (Е), изменять её в своих целях, а также изменять в своих целях самого себя.»

1) субъект 2) личность 3) окружающая действительность

4) сознание 5) активность 6) объект

7) социальный 8) индивидуальность 9) самопознание

Задания части С

Прочитайте текст и выполните задания к нему.

Мне кажется, те, кого приводит в ужас развитие техники, не замечают разницы между средством и целью. ... машина не цель. Самолет - не цель, он всего лишь орудие. Такое же орудие, как и плуг. ... Упиваясь своими успехами, мы служили прогрессу - прокладывали железные дороги, строили заводы, бурили нефтяные скважины. И как-то забыли, что все это для того и создавалось, чтобы служить людям.

Даже машина, становясь совершеннее, делает свое дело все скромней и незаметней. Кажется, будто все труды человека - создателя машин, все его расчеты, все бессонные ночи над чертежами только и проявляются во внешней простоте; словно нужен был опыт многих поколений, чтобы все стройней и чеканней становились колонна, киль корабля или фюзеляж самолета, пока не обрели наконец первозданную чистоту и плавность линий... Кажется, будто работа инженеров, чертежников, конструкторов к тому и сводится, чтобы шлифовать и сглаживать, чтобы облегчить и упростить механизм крепления, уравновесить крыло, сделать его незаметным - уже не крыло, прикрепленное к фюзеляжу, но некое совершенство форм, естественно развившееся из почки, таинственно слитное и гармоническое единство, которое сродни прекрасному стихотворению. Как видно, совершенство достигается не тогда, когда уже нечего прибавить, но когда уже ничего нельзя отнять. Машина на пределе своего развития - уже не машина.

Итак, по изобретению, доведенному до совершенства, не видно, как оно создавалось. У простейших орудий труда мало-помалу стирались видимые признаки механизма, и в руках у нас оказывался предмет, будто созданный самой природой, словно галька, обточенная морем; тем же примечательна и машина - пользуясь ею, постепенно о ней забываешь.

А. де Сент-Экзюпери. Планета людей

21 . Найдите в тексте любые три примера преобразовательной деятельности людей.

22. Укажите и проиллюстрируйте с помощью данного текста любые две отличительные черты деятельности человека.

23 . Можно ли запечатленный в документе процесс труда людей по созданию машин считать творческим? Аргументируйте свой ответ с помощью текста. Дайте определение творческой деятельности.

24. Что является конечной целью преобразовательной деятельности человека, по мнению автора и по вашему мнению? Оба ответа обоснуйте.

25 . Человеческий ребенок в момент рождения, по меткому выражению А. Пьерона, не человек, а только «кандидат в человека». Объясните, что имел в виду А. Пьерон, называя ребенка «кандидатом в челове ка»? Сформулируйте три суждения.

26. Известно, что поведение животного в своих главных чертах генетиче ски запрограммировано. Многие же инстинкты человека в результате общественной истории оказались расшатаны и стерты. По выражению А. Пьерона, «человечество освободилось от деспотизма наследственно сти». В чем проявляется свобода человека от «деспотизма ответствен ности»? Сформулируйте не менее трех утверждений.

Темы эссе:

1) «Человек вне общества - или бог, или зверь». (Аристотель)

2) «Если у человека есть «зачем» жить, он может выдержать любое «как». (Ф.Ницше)

3) «Человек есть принципиальная новизна в природе». (Н.Бердяев)

4) «Человек – не вещь, а живое существо, которое можно понять только в длительном процессе его развития. В любой миг своей жизни он еще не является тем, чем может стать, и чем он, возможно, еще и станет» (Э. Фромм )

Ответы:

1. преобразовательный

2. 4

3. 24

4. 1

5. 245

6. 36

7. 26

8. 11222

9. 346

10. 11321

11. 12

12. 156

13. 146

14. 31231

15. 25

16. 3123

17. 121221

18. 3 1122

19. 271836

20. 24953.

21.

Прокладывали железные дороги,

Строили заводы,

Бурили нефтяные скважины

22 ерты человеческой деятельности, как:

Целесообразность, практическая полезность, наличие результата;

Сознательный, продуктивный, преобразующий, общественный характер деятельности.

23.

Аргумент: появление нового, более совершенного качества ре зультатов труда человека;

Творческая деятельность - как деятельность, в результате которой появляется нечто новое, ранее не существовавшее.

24 . Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) Цель преобразовательной деятельности по мнению автора - "служение людям". "Все это для того и создавалось, чтобы служить людям".

Преобразовательная деятельность направлена на удовлетворение фундаментальных потребностей людей.

2.) Цель преобразовательной деятельности по мнению ученика и ее обоснование.

Преобразовательная деятельность человека связана с созданием необходимых для удовлетворения потребностей людей вещей и материальных ценностей.

25. Правильный ответ может содержать следующие суждения, например:

Человек - существо общественное, социальное, а не только биологическое;

Понятия индивид - индивидуальность - личность представляют собой различные аспекты рассмотрения проблемы «человека», они раз личаются;

Личностью человек становится в процессе социализации (воспитания, обучения, общения с себе подобными); вне общества - общения с себе подобными, развитие мышления, речи невозможны.

26 . Правильный ответ может содержать следующие утверждения:

Человек - существо общественное и сознательное;

В отличие от животного обладает целеполаганием; способность человека к творчеству не является наследственной; человек способен сознательно управлять своими инстинктами.

(ответы в конце теста)

А1. Реформа, предполагающая введение единого налога на недвижимое имущество, представляет собой деятельность

1) материально-производственную

2) социально-преобразовательную

3) ценностно-ориентировочную

4) познавательную

А2. Исследование явлений действительности в контролируемых и управляемых (изменяемых) условиях составляет сущность метода познания

1) сравнения

2) гипотезы

3) наблюдения

4) эксперимента

А3. Ученые-социологи в стране В. провели исследование. В ходе исследования был произведен опрос граждан разных возрастов. Респондентам (гражданам, участвующим в опросе) был задан вопрос: «Какая область культуры, на ваш взгляд, в наибольшей степени влияет на формирование духовного мира личности? ».

Результаты опроса таковы (в %):

Мораль – 42%

Наука – 24%

Религия – 23%

Искусство – 11%

Какой вывод можно сделать на основании данных диаграммы?

1) Значение морали в современном обществе, судя по данным опроса, существенно занижено по сравнению с другими областями культуры.

2) Роль искусства респонденты считают более значимой, чем роль науки.

3) Наука и религия, по признанию респондентов, практически равны по степени влияния на личность.

4) В век научно-технического прогресса, наука, по мнению большинства респондентов, стала ведущим фактором в становлении духовного мира людей.

А4. Верны ли следующие суждения о формах социальных изменений?

А) Разрушение прежних общественных отношений и возникновение качественно новых – характерный признак социальной революции.

Б) Разновидность революций, происходящих в обществе - революции научные и технические, приводящие к возникновению принципиально новых способов взаимодействия человека с природой.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А5. Правительство страны В. утвердило новые правила сертификации сельскохозяйственной продукции. Какую экономическую функцию государства можно проиллюстрировать приведенным примером?

1) управление предприятиями, находящимися в государственной собственности

2) формирование правовой основы для функционирования рыночной экономики

3) защита отечественного производителя от конкуренции иностранных товаропроизводителей

4) борьба с нечестной конкуренции, со сговорами, приводящими к завышению цен на рынке

А6. На предприятии работает 100 работников, каждый из которых трудится 40 часов в неделю. В неделю предприятие собирает 1000 системных блоков. Какой показатель отражает производительность труда на предприятии?

1) Предприятие является частью крупного холдинга, производящего электронику.

2) В течение одного рабочего дня предприятие собирает 200 системных блоков.

3) Технический контроль на предприятии осуществляется автоматизировано.

4) Большинство работников прошли стажировку на зарубежном предприятии-партнере.

А7. Расходы государства в текущем году превысили размер собранных поступлений от налогов и пошлин. Это свидетельствует о(об)

1) увеличении производительности труда

2) возникновении дефицита государственного бюджета

3) росте числа частных предприятий

4) снижении потребительских расходов

А8. В стране М. в период с 2000 на 2010 гг. службы экономического анализа и прогнозирования изучали соотношение к прожиточному минимуму минимальной и средней заработной платы и средней пенсии.

По результатам проводимого исследования был составлен график:

Какие выводы можно сделать на основании данной графической информации ?

1) Средняя заработная плата, по своим показателям, сблизилась с показателями минимальной.

2) Средняя пенсия, по сравнению с начальным периодом, существенно выросла по сравнению с прожиточным минимумом.

3) Выявилась тревожная тенденция отставания минимальной заработной платы от прожиточного минимума.

4) Труднее всего пенсионерам, их доходы на протяжении всего периода исследования оказались ниже прожиточного минимума.

А9. Верны ли следующие суждения о налогах?

А) Косвенные налоги отличаются от прямых налогов тем, что их уплата является добровольной.

Б) Налог на фонд заработной платы для предприятий относится к прямым налогам.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А10. По какому признаку выделены такие социальные группы как буддисты, католики, православные, мусульмане:

1) демографическому

2) конфессиональному

3) этно-социальному

4) поселенческому

А11. По данным, полученным в результате социологических исследований, в течение второй половины XX века срок начала трудовой деятельности у молодежи возрос в среднем с 17 до 25 лет. Укажите одну из причин подобного изменения.

1) снижение уровня материального благосостояния семей и необходимость вклада заработков молодежи в семейный бюджет

2) усложнение характера трудовой деятельности и связанное с этим увеличение срока профессионального обучения

3) увеличение доли неквалифицированного ручного труда в крупной промышленности

4) сокращение сроков продолжительности жизни, ухудшение качества медицинского обслуживания.

А12. В обществе действуют различные социальные нормы. Какой из приведенных примеров иллюстрирует проявление такой социальной нормы, как обычай?

1) При встрече со знакомыми людьми принято здороваться и протягивать для приветствия открытую правую руку.

2) На предприятии соблюдаются определенные правила поведения, обязательно ношение форменной одежды или строгого костюма (для представителей менеджмента).

3) В метро нельзя провозить взрывчатые вещества, легковоспламеняющиеся жидкости, газовые баллончики и оружие.

4) Ежегодно мужчины, представители хакасского народа в определенный день собираются у своих родовых гор и угощаются национальными блюдами.

А13. Верны ли следующие суждения о социальном конфликте?

А) Разрешение конфликта следует отличать от его подавления, т.е. насильственного устранения одной или обеих сторон без ликвидации причин и предмета противоборства.

Б) Социальный конфликт способен сыграть позитивную роль в развитии общества, помочь отыскать решение назревших перед обществом сложных проблем.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А14. В отличие от других видов власти политическая власть предполагает, что

1) отношения участников строятся по принципу «господство – подчинение»

2) управляющий оказывает сильное влияние на управляемых, ограничивающее их свободу

3) она основана на установленных нормах и правилах поведения

4) она имеет обязательный и принудительный характер для всех членов общества

А15. Верховная власть в этом государстве передается по наследству. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что данное государство является конституционной монархией?

1) Монарх назначает главу кабинета министров.

2) Полномочия монарха ограничены законом.

3) Послы иностранных государств монарху вручают свои верительные грамоты.

4) Монарх является верховным главнокомандующим.

А16. Социологические службы страны М. на протяжении ряда лет проводили опрос граждан (горожан и селян) с целью выявить, в какой мере органы государственной власти пользуются доверием населения.

Гражданам задавался вопрос: «Какому из государственных институтов вы доверяете в наибольшей степени

Результаты опроса таковы:

Какие выводы можно сделать на основании данных диаграммы?

1) жители сельской местности больше доверяют парламенту, чем президенту

2) у горожан наибольшим доверием пользуется представительный орган власти

3) больше всего и селяне и горожане доверяют органу исполнительной власти

4) максимальный уровень доверия у селян имеет правительство

А17. Верны ли следующие суждения об институтах политической системы?

А) Институтом политической системы, обеспечивающим политические коммуникации, выступают СМИ.

Б) Политическим институтом, выполняющим посредническую функцию между государством и обществом, выступают партии.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А18. Право – это регулятор общественных отношений, обеспечиваемый

1) исключительно силой общественного мнения

3) привычками и традициями людей

4) силой государственного принуждения

А19. Выберите в перечне особый признак административных правоотношений.

1) юридическое равенство всех сторон правоотношения

2) наделение субъектов правоотношений правами и обязанностями

3) субъектами правоотношений выступают только юридические лица

4) отношения субъектов основываются на принципе “власть-подчинение”

А20. Высшей ценностью согласно Конституции РФ являются

1) интересы государства

2) права и свободы человека

3) государственные границы

4) санкции по отношению к виновным

А21. Крупный государственный служащий был изобличен в получении от предпринимателя взятки в размере 25 миллионов рублей за содействие в открытии филиала фирмы. Действия государственного служащего будут квалифицироваться судом как

1) контрабанда

2) казнокрадство

3) коррупция

4) злоупотребление

А22. Верны ли следующие суждения о правовых основах брака и семьи?

А) Для вступления в брак необходимо добровольное согласие жениха и невесты.

Б) Препятствие заключению брака со стороны третьих лиц может стать уголовно наказуемым деянием.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

ЧАСТЬ В: ЗАДАНИЯ С КРАТКИМ ОТВЕТОМ

При выполнении заданий с кратким ответом внимательно следуйте инструкции, записывайте ответ в виде слова (словосочетания), последовательности букв или цифр.

В1. Запишите слово, пропущенное в таблице.

ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ

В2. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «человеческие способности » . Найдите и укажите термин, «выпадающий» из общего ряда.

Талант, коммуникативность, гениальность, креативность, генетическая предрасположенность, сообразительность, интеллектуальность.

В3. Установите соответствие между конкретными ситуациями и видом правоотношений, который они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

В4. Выберите среди предложенного социальные факты, содержащие проявление базовых социальных (экзистенциальных) потребностей личности:

1) «В трудовом коллективе, куда пришла выпускница экономического вуза, сначала ей было непросто, многие вопросы существенно различались с вузовскими знаниями, но более опытные, старшие коллеги своими советами помогли ей войти в курс дела»

2) «Для юноши чрезвычайно важен его круг общения, друзья и подруги, с ними можно обсудить, порой то, что не обсудишь ни с родителями, ни с учителями»

3) «Молодой человек преуспел в туристическом бизнесе, создав крупную компанию, специализирующуюся в области экстремального туризма, но теперь его больше волнует слава мецената, покровителя молодых дарований; недавно им была учреждена стипендия для молодых ученых»

4) «Каждую последнюю субботу месяца, профессор посвящает походу в консерваторию на концерты камерной музыки»

5) «Каждый человек нуждается в поддержании теплового баланса тела, поэтому зимой мы одеваем варежки, теплые сапоги и куртки»

6) «В семье каждый человек обретает защиту от неприятностей и невзгод большого мира, который его окружает, неслучайно говорится «мой дом, моя крепость».

В5. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1) Социальный конфликт вполне может сформироваться на индивидуальном уровне. (2) Это означает, что нормы и ценности одной роли человека, противоречат нормам и ценностям другой роли. (3) Действительно, женщины, собирающиеся сделать успешную деловую или научную карьеру, как правило, поздно обзаводятся детьми, так как уход за ними не позволяет им оставаться эффективными работниками. (4) Конфликты между индивидами чаще всего основаны на эмоциях и личной неприязни, в то время как межгрупповой конфликт обычно носит обезличенный характер.

Определите, какие положения текста носят

А) фактический характер,

Б) характер оценочных суждений.

В6. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

Банковский кредит – денежная сумма, выдаваемая банком на определенный срок на условиях возвратности и оплаты установленного в договоре _______________(1).
В договоре между банком (кредитором) и гражданином (заемщиком) указывается сумма кредита, его цель, срок возврата, процент, уплачиваемый банку за кредит, _______________(2) денег банку. Процент – это цена, уплачиваемая собственнику денег за использование _______________(3) в течение определенного времени. Погашение кредита может быть единовременным или в рассрочку; как правило, платежи делаются ежемесячно. Кредит частным лицам предоставляется в двух основных формах: личные займы (без указания цели займа), выдаваемые обычно под личную подпись и с рассрочкой платежа, и _______________(4). Наиболее распространенный в мире вид кредитования граждан – потребительский кредит. Он предоставляется банком гражданам для приобретения потребительских товаров с рассрочкой платежа.

Кредит позволяет активно использовать свободные средства одних для нужд других. Кредитные _______________(5) являются наиболее доходной статьей банковского бизнеса, но при этом и рискованной. Существует возможность не возврата ссуды, неуплаты процентов, нарушение сроков возврата кредита. Банки стремятся снизить эти риски и ведут поиск и разработку эффективных методов оценки _________________________(6) заемщиков.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

А) операции

Б) государство

В) кредитоспособность

Г) процент

Д) потребительский кредит

Е) ликвидность

Ж) гарантии возврата

З) окупаемость

И) заемные средства

В7. Выберите характеристики чувственного этапа познания и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) обобщение существенных свойств предметов в понятиях

2) отражение в сознании отдельных внешних свойств предметов

3) формулирование выводов и умозаключений о предмете

4) формирование в сознании целостного внешнего образа предмета

5) утверждение или отрицание определенных положений о предмете

6) восприятие внешнего облика, формы предмета

демографические

генетическая предрасположенность

1Г, 2Ж, 3И, 4Д, 5А, 6В

1В, 2Г, 3Б, 4А

«Социальные статусы и роли» - Доступ к власти, возможность оказывать влияние. Постройте систему координат для социального пространства. Богатство. Реальные группы. Престиж. Влияющий на детали поведения. Пациенты, пешеходы, пассажиры. Номинальные группы. Социальный статус и роль. В качестве мотивации могут выступать личная прибыль, общественное благо и т. д.

«Социальные статусы и роли личности» - Понятие «статус». Достигаемый статус. Портрет. Обязанности. Статусный набор. Статусные представления. Социальный статус. Виды статусов. Социальная роль. Статусный портрет человека, или статусный набор. Ролевая идентификация. Личный статус. Статусный набор (портрет) человека. Специальность «Налоги и налогообложение».

«Положение человека в обществе» - Наказания за убийство. Доля в населении. Социальный статус. От чего зависит положение человека. А.П.Чехов «Толстый и тонкий». Ключевые понятия. Изучение нового материала. Задачи по социологии. Кем является человек в обществе. Положение человека в обществе. Социальная роль. Основные социальные группы.

«Человеческое общество» - Отношения личности и общества строятся на началах взаимной ответственности. Современное общество. Интерсоциальные проблемы. Поэтому число голодающих на планете не уменьшается, а увеличивается. Социальная мобильность населения высока, возможности социальных перемещений практически неограниченны. Научные разработки становятся главной движущей силой экономики.

«Человек и общество» - Сферы (подсистемы) общественной жизни. Природные. Постоянные изменения. Классовое деление, рост социальной мобильности, формирование гражданского общества, урбанизация. Развитый рынок, частная собствен-ность, предпринимательство и конкуренция в экономике. Господство религии, низкий уровень образования, неграмотность населения.

«Социальная роль» - Ученик. Сын (дочь), брат (сестра). План. Социальная роль. Ролевой набор. Гражданин. Ролевые требования. Социальная оценка. Типы ролей. «Социальные» роли. Формальные требования. Весь мир – театр. Начальник. Возрастные роли. Гражданин общества. Человек. Социальные роли в юношеском возрасте. Совокупность действий, которые человек обязан выполнять.

Всего в теме 10 презентаций

1) нук­ле­ар­ная

2) партнёрская

3) тра­ди­ци­он­ная

4) мно­го­по­ко­лен­ная

5) де­мо­кра­ти­че­ская

6) мо­но­гам­ная

В стра­не П. в ходе со­цио­ло­ги­че­ских опро­сов, про­ведённых в 2005 и 2010 годах, пред­ла­га­лось от­ве­тить на сле­ду­ю­щий во­прос: «Как Вы от­но­си­тесь к своей ра­бо­те?» По­лу­чен­ные ре­зуль­та­ты были за­не­се­ны в таб­ли­цу.

Какой вывод можно сде­лать на ос­но­ва­нии по­лу­чен­ных дан­ных?

1) Доля граж­дан, вы­нуж­ден­ных ра­бо­тать не по спе­ци­аль­но­сти, сни­зи­лась.

2) Доля граж­дан, чья за­ня­тость со­от­вет­ству­ет по­лу­чен­ной спе­ци­аль­но­сти,

не из­ме­ни­лась.

3) Ко­ли­че­ство ре­спон­ден­тов, удо­вле­творённых своим ма­те­ри­аль­ным

по­ло­же­ни­ем, по­вы­си­лось.

4) Уро­вень без­ра­бо­ти­цы су­ще­ствен­но по­вы­сил­ся.

5) Доля ре­спон­ден­тов, ищу­щих ра­бо­ту по своей спе­ци­аль­но­сти, не­сколь­ко со­кра­ти­лась.

Про­чи­тай­те при­ве­ден­ный ниже текст, в ко­то­ром про­пу­щен ряд слов. Вы­бе­ри­те из пред­ла­га­е­мо­го спис­ка слова, ко­то­рые не­об­хо­ди­мо вста­вить на место про­пус­ков.

«В со­цио­ло­гии из­вест­ны че­ты­ре ос­нов­ных типа со­ци­аль­ной ________(А)раб­ство, касты, со­сло­вия и клас­сы. Пер­вые три ха­рак­те­ри­зу­ют за­кры­тые ________(Б), а по­след­ний тип - от­кры­тые. Вся­кая со­ци­аль­ная ________(В) пред­став­ля­ет собой со­во­куп­ность всех функ­ци­о­ни­ру­ю­щих со­ци­аль­ных ________(Г). Че­ло­век, за­ни­ма­ю­щий в этой струк­ту­ре опре­де­лен­ное ________(Д), имеет воз­мож­ность пе­ре­хо­дить с од­но­го ________(Е) на дру­гой, по­вы­шая или по­ни­жая при этом свой со­ци­аль­ный ста­тус».

Слова в спис­ке даны в име­ни­тель­ном па­де­же. Каж­дое слово (сло­во­со­че­та­ние) может быть ис­поль­зо­ва­но толь­ко один раз.Вы­би­рай­те по­сле­до­ва­тель­но одно слово за дру­гим, мыс­лен­но за­пол­няя каж­дый про­пуск. Об­ра­ти­те вни­ма­ние на то, что в спис­ке слов боль­ше, чем вам по­тре­бу­ет­ся для за­пол­не­ния про­пус­ков.

Спи­сок тер­ми­нов:

Р. и М. яв­ля­ют­ся при­хо­жа­на­ми лю­те­ран­ской церк­ви в г. Сток­голь­ме. Они по­зна­ко­ми­лись на служ­бе, со­зда­ли семью. Если у них в семье про­ис­хо­дят какие-то раз­молв­ки, не­при­ят­но­сти, они пер­вым делом идут за со­ве­том к пас­то­ру. Они убеж­де­ны, что их тол­ко­ва­ние Свя­то­го Пи­са­ния яв­ля­ет­ся един­ствен­но вер­ным.

Вы­бе­ри­те в при­ве­ден­ном ниже функ­ции ре­ли­гии, ил­лю­стри­ру­е­мые дан­ным при­ме­ром, и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) ми­ро­воз­зрен­че­ская

2) ком­пен­са­тор­ная

3) ком­му­ни­ка­тив­ная

4) эс­те­ти­че­ская

5) хо­зяй­ствен­ная

Вы­бе­ри­те среди пред­ло­жен­но­го со­ци­аль­ные факты, со­дер­жа­щие про­яв­ле­ние важ­ней­ших со­ци­аль­ных по­треб­но­стей лич­но­сти.

1) В тру­до­вом кол­лек­ти­ве, куда при­ш­ла вы­пуск­ни­ца эко­но­ми­че­ско­го вуза, сна­ча­ла ей было не­про­сто, мно­гие во­про­сы су­ще­ствен­но раз­ли­ча­лись с ву­зов­ски­ми зна­ни­я­ми, но более опыт­ные стар­шие кол­ле­ги сво­и­ми со­ве­та­ми по­мог­ли ей войти в курс дела.

2) Для юноши чрез­вы­чай­но важен его круг об­ще­ния, дру­зья и по­дру­ги, с ними можно об­су­дить порой то, что не об­су­дишь ни с ро­ди­те­ля­ми, ни с учи­те­ля­ми.

3) Мо­ло­дой че­ло­век пре­успел в ту­ри­сти­че­ском биз­не­се, со­здав круп­ную ком­па­нию, спе­ци­а­ли­зи­ру­ю­щу­ю­ся в об­ла­сти экс­тре­маль­но­го ту­риз­ма, но те­перь его боль­ше вол­ну­ет слава ме­це­на­та, по­кро­ви­те­ля мо­ло­дых да­ро­ва­ний; не­дав­но им была учре­жде­на сти­пен­дия для мо­ло­дых учёных.

4) Каж­дую по­след­нюю суб­бо­ту ме­ся­ца про­фес­сор по­свя­ща­ет по­хо­ду в кон­сер­ва­то­рию на кон­цер­ты ка­мер­ной му­зы­ки.

5) Каж­дый че­ло­век нуж­да­ет­ся в под­дер­жа­нии теп­ло­во­го ба­лан­са тела, по­это­му зимой мы на­де­ва­ем ва­реж­ки, тёплые са­по­ги и курт­ки.

Иван вы­пол­нял за­да­ние по теме: «Че­ло­век как ре­зуль­тат био­ло­ги­че­ской и со­ци­о­куль­тур­ной эво­лю­ции». Он вы­пи­сы­вал из учеб­ни­ка черты, свой­ствен­ные че­ло­ве­ку. Какие из них от­ра­жа­ют спе­ци­фи­ку со­ци­аль­ной при­ро­ды че­ло­ве­ка, в от­ли­чие от жи­вот­но­го? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) ис­поль­зо­ва­ние пред­ме­тов, дан­ных при­ро­дой

2) спо­соб­ность к це­ле­по­ла­га­нию

3) за­бо­та о потом­стве

4) при­спо­соб­ле­ние к усло­ви­ям окру­жа­ю­щей среды

5) стрем­ле­ние по­нять окру­жа­ю­щий мир

6) об­ще­ние с по­мо­щью чле­но­раз­дель­ной речи

ЭССЕ.

Вы­бе­ри­те одно из пред­ло­жен­ных ниже вы­ска­зы­ва­ний, рас­крой­те его смысл, обо­зна­чив раз­ные ас­пек­ты по­став­лен­ной ав­то­ром про­бле­мы (за­тро­ну­той темы); сфор­му­ли­руй­те своё от­но­ше­ние к по­зи­ции, за­ня­той ав­то­ром; обос­нуй­те это от­но­ше­ние. При из­ло­же­нии своих мыс­лей по по­во­ду раз­лич­ных ас­пек­тов под­ня­той про­бле­мы (обо­зна­чен­ной темы), при ар­гу­мен­та­ции своей точки зре­ния ис­поль­зуй­те зна­ния , по­лу­чен­ные при изу­че­нии курса об­ще­ст­во­зна­ния, со­от­вет­ству­ю­щие по­ня­тия , а также факты об­ще­ствен­ной жизни и соб­ствен­ный жиз­нен­ный опыт .

С9.1 Фи­ло­со­фия: «Все наши тео­рии – это не что иное, как обоб­ще­ние опыта, на­блю­да­е­мых фак­тов». (В. А. Ам­бар­цу­мян)

С9.2 Со­ци­аль­ная пси­хо­ло­гия: «На­ча­ло лич­но­сти на­сту­па­ет на­мно­го позже, чем на­ча­ло ин­ди­ви­да». (Б. Г. Ана­ньев)

С9.3 Эко­но­ми­ка: «Спрос и пред­ло­же­ние – это про­цесс вза­им­но­го при­спо­соб­ле­ния и ко­ор­ди­на­ции». (П. Т. Хейне)

С9.4 Со­цио­ло­гия: «С пе­ре­хо­дом к ин­ду­стри­аль­но­му об­ще­ству со­ци­аль­ные роли ста­но­вят­ся не­за­креп­лен­ны­ми и ак­тив­ны­ми». (Э. Гелл­нер)

С9.5 По­ли­то­ло­гия: «"Раз­де­ляй и власт­вуй" – муд­рое пра­ви­ло, но "объ­еди­няй и на­прав­ляй" – ещё лучше». (И. В. Гёте)

С9.6 Пра­во­ве­де­ние: «Закон не знает со­слов­ных пре­ступ­ле­ний, не знает раз­ли­чий по кругу лиц, в среде коих со­вер­ша­ет­ся его на­ру­ше­ние. Он ко всем равно строг и равно ми­ло­стив». (А. Ф. Кони)

По­яс­не­ние.

При на­пи­са­нии эссе можно поль­зо­вать­ся сле­ду­ю­щим при­мер­ным пла­ном.

1. Вступ­ле­ние – вво­дит в тему, дает пред­ва­ри­тель­ные, общие све­де­ния о той про­бле­ме, ко­то­рая стоит за пред­ло­жен­ной темой. Во вступ­ле­нии может со­дер­жать­ся ответ на за­дан­ный по теме во­прос; со­дер­жать­ся факт из био­гра­фии ав­то­ра или ха­рак­те­ри­зо­ван ис­то­ри­че­ский пе­ри­од, если эти све­де­ния имеют важ­ное зна­че­ние для по­сле­ду­ю­ще­го ана­ли­за тек­ста.

2. Ос­нов­ная часть: пред­став­ля­ет собой раз­вер­ну­тый ана­лиз вы­ска­зы­ва­ния. В ос­нов­ной части не­об­хо­ди­мо про­де­мон­стри­ро­вать зна­ние ма­те­ри­а­ла, уме­ние ло­гич­но, ар­гу­мен­ти­ро­ва­но и сти­ли­сти­че­ски пра­виль­но, гра­мот­но из­ла­гать свои мысли. Ос­нов­ная часть – это про­вер­ка того, на­сколь­ко верно по­ня­та тема. Ос­нов­ную часть можно на­чи­нать с те­зи­са - по­ло­же­ния, ко­то­рое вы бу­де­те до­ка­зы­вать. Потом при­ве­ди­те ар­гу­мен­ты, их долж­но быть по край­ней мере два. Свои ар­гу­мен­ты под­креп­ляй­те при­ме­ра­ми из тек­ста.