10 Класс

Максимальная оценка – 100 баллов, продолжительность – 3 часа.

Задание № 1. Перед вами отрывок из сообщения о международной конференции (максимальный балл – 5) .

17 июля 1945 года Президент Соединенных Штатов Америки, Председатель Совета Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик и Премьер-Министр Великобритании встретились на трехсторонней Берлинской Конференции.

В период с 17 по 25 июля состоялось 9 заседаний. После этого Конференция была прервана на 2 дня, на то время, когда объявлялись результаты общих выборов в Англии. Затем состоялось еще 4 заседания.

1.1. Напишите другое название данной конференции (1 балл).

1.2. Напишите фамилии лидеров трех стран, открывших конференцию. (2 балла)

1.3. Что изменилось после упомянутых выборов в Англии? (2 балла).

Задание № 2. Соотнесите элементы правого и левого столбцов таблицы. (В перечне справа есть лишняя характеристика, максимальный балл – 12).

Окончание войны за «испанское наследство»

Роспуск Уложенной комиссии

Бостонское чаепитие

Отмена опричнины

Начало плавания Д. Кука, в ходе которого были открыты Автсталия и Новая Зеландия

Открытие пролива между Азией и Америкой

Начало войны североамериканских колоний Англии за свою независимость

Принятие указа о единонаследии

Варфоломеевская ночь во Франции

Губернская реформа

Плавание вдоль побережья Южной Америки Америго Веспуччи, сделавшего вывод, что открытые земли – не Индия, а новый континент

Начало Крестьянской войны под руководством Е.И. Пугачева

Правление Ивана IIIВеликого

2.2. Сопоставьте устаревшие термины и их значения.

амазонка

павильон с музыкой, предназначенный для танцев, развлечений

блошиная ловушка

приспособление для ловли насекомых на теле: полая трубочка с отверстиями, внутрь которой заливали приманку – сладкий сироп

дамский костюм для верховой езды

панталоны

длинные мужские штаны

короткие, до колен, штаны

женское платье с широкой колоколообразной юбкой

Ответы

Задание № 3. В представленном тексте выделены элементы текста, среди которых сделано семь ошибок . Выпишите в таблицу номера ошибочно написанных слов. Ниже укажите верные слова. (1 балл за каждую пару правильно заполненных пропусков, максимальный балл – 7).

В сентябре 1962 г.(1) газета «Правда» опубликовала статью харьковского ученого Е.Г. Либермана(2) «План, прибыль, премия», в которой он предлагал оценивать деятельность предприятий не по показателям индивидуального(3) производства продукции (на что нацеливали партийные документы), а по объему той прибыли(4) , которая оставалась после ее реализации. Предлагалось не только возродить материальное принуждение(5) производителя, но и освободить его от мелочной опеки в вопросах планирования и сбыта. Предложения поддержали крупнейшие советские экономисты, но и глава государства того времени Л.И. Брежнев(6) , разрешивший провести «экономический эксперимент» на двух текстильных фабриках. Одобрил эти идеи и Л.В. Канторович(7) , ставший в октябре 1964 г.(8) главой советского правительства(9) вместо Н.С. Хрущева(10) . Он распространил эксперимент на предприятия других отраслей производства и объявил о начале разработки полномасштабной экономической реформы.

Реформа началась с сельского хозяйства. В марте 1967 г.(11) пленум ЦК РКП(б)(12) принял программу переустройства аграрного сектора экономики. Было решено значительно увеличить вложения средств в развитие социальной сферы села, повысить розничные(13) цены на продукцию сельского хозяйства, установить на шесть лет твердый план госзакупок(14) , ввести 50-процентную надбавку к основной цене за сверхплановую продажу продуктов государству, снять долги и недоимки прошлых лет. Были несколько смягчены запреты на ведение подсобного хозяйства(15) .

Задание № 4. Соотносите элементы правого и левого столбцов таблицы. В перечне справа есть лишняя характеристика, максимальный балл – 3).

Задание № 5. Ниже представлены представители российской культуры и тексты их песен. Напишите их фамилии и соотнесите с ними отрывки из песен. Какой песенный жанр отражают данные иллюстрации? (Максимальный балл за все задание – 7).

Ответы:

Задание № 6. Применительно к каждому изображенному ниже зданию укажите

Всероссийская олимпиада школьников по истории.

Школьный этап. 10-11 класс.

2014-2015 учебный год.

Задание № 1. Установите соответствие между правителями и событиями, происходившими в годы их правления: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца (до 3 баллов) .

Правители: События:

А) Василий Шуйский 1) Ливонская война

Б) Иван IV 2) Восстание под руководством И. И.

В) Петр I Болотникова

Г) Екатерина II 3) Разделы Речи Посполитой

Д) Александр I 4) Северная война

5) Отечественная война 1812 г.

6) Учреждение патриаршества

Задание № 2. Соотнесите элементы правого и левого столбцов (6 баллов).

А) (3 балла)

Международная

конференция периода

Великой Отечественной

Достигнутая договоренность

1. Московская

А. США и Великобритания дали обещание открыть Второй фронт в Северной Франции не позднее мая 1944 г. СССР обещал вступить в войну против Японии.

2. Тегеранская

Б. Определено послевоенное устройство Германии: был

согласован ее раздел на четыре оккупационные зоны. Было принято решение о создании ООН.

3. Ялтинская

В. СССР, США и Англия рассмотрели план экономической помощи СССР вооружением и стратегическим сырьем.

4. Потсдамская

Г. Признавались включение в состав СССР прибалтийских стран; между Польшей и СССР была поделена территория Восточной Пруссии.

Б) (3 балла) В перечне справа есть лишняя характеристика.

Композитор

Произведение

1.Глинка М.И.

А. Опера «Борис Годунов»

2.Даргомыжский А.С.

Б. Опера «Жизнь за царя»

3.Чайковский П.И.

В. Опера «Русалка»

4.Римский-Корсаков

Г. Опера «Пиковая Дама»

Д. Опера «Псковитянка»

Задание № 3. Заполните пробелы в тексте. Ответ оформите в виде перечня элементов под соответствующими номерами (1 балл за каждый правильно заполненный пропуск, максимальный балл – 14).

Барклай де Толли начал свою службу унтер-офицером пятнадцати лет от роду. В 1778 году он был произведен в корнеты и только через восемь лет – в следующий офицерский чин – __ 1__ .

Отсутствие влиятельной родни сказывалось на прохождении службы. Выдвинулся Барклай де Толли во время войны 1805-1807 годов против наполеоновской Франции. Во время русско- __2__ войны 1808-1809 годов Барклай командовал одним из корпусов, действовавших в Финляндии, был

произведен в генералы от инфантерии. Затем, до окончания войны, он состоял главнокомандующим всеми русскими войсками на территории Финляндии.

В январе 1810 года Барклай назначается __3__ министром и на этом посту руководит мероприятиями по укреплению армии и по подготовке ее к уже назревавшей новой войне с __4__ .

Весною 1812 года он становится главнокомандующим 1-й Западной армией. В начале Отечественной войны на Барклая легла основная тяжесть ответственности за успех военных действий. Положение его осложнялось присутствием в армии __5__ с многочисленными придворными «советниками».

Только после того как 1-я армия, отойдя от западной границы, оставила злополучный __6__ лагерь и пошла на восток, царь уехал и Барклай получил свободу действий.

Умело, руководя отходом своих войск, Барклай 20 июля привел их к __7__ , куда через два дня подошла с юга и армия __8__ , вступившего под командование Барклая. После ожесточенных боев русские армии продолжали отходить на восток. Но если ранее необходимость отступления была

очевидна, то дальнейшее отступление Барклая, не желавшего рисковать армией в преждевременном генеральном сражении, вызвали в войсках открытый ропот. 17 __9__ он передал командование прибывшему к войскам Кутузову. Пользуясь полным доверием нового главнокомандующего,

Барклай остался во главе 1-й армии.

Под Бородином Барклай де Толли руководил __10__ флангом и центром русских войск. Как бы бросая вызов смерти, он появлялся в самых опасных местах. Под ним было убито и ранено пять лошадей. За Бородинское сражение Барклай был награжден орденом __11__ 2-й степени. В ­­­­­­­ _ 12__

лагере он подал рапорт об увольнении его по болезни с поста главнокомандующего 1-й армией, и уехал в тыл. Незабываемая заслуга Барклая де Толли – сохранение армии в первый, наиболее тяжелый, период войны.

В Санкт-Петербурге, в сквере перед __13__ собором, стоят памятники Кутузову и Барклаю де Толли. А портрет Барклая де Толли работы Доу, находящийся, как и портрет Кутузова в __14__ галерее Зимнего дворца относится к числу лучших произведений художника.

Задание № 4. Изображения, каких исторических деятелей представлены ниже? (до 3-х баллов за каждый ответ, максимальный балл – 6)

Укажите:

    их фамилии;

    сферу их деятельности;

    примерное время их деятельности.

1. 2 .

1)_________________________________________________________________

_____­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­_____________________________________________________________

2)_________________________________________________________________

__________________________________________________________________ __________________________________________________________________

Задание № 5. Применительно к каждой представленной ниже картине укажите:

1) ее название;

2) художника;

3) время создания (с точностью до половины столетия).

(1 балла за каждый из перечисленных элементов ответа, до 3 баллов за каждый ответ, максимальный балл за все задание – 6).

1.

2.

__________________________________________________________________

Задание № 6. Применительно к каждому изображенному ниже памятнику укажите:

1) его название;

2) место расположения (город);

3) архитектора;

4) время создания (с точностью до половины столетия) постройки памятника. (1 балл за каждый из перечисленных элементов ответа, до 4 баллов за каждый ответ, максимальный балл за все задание – 8)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 7. Выполните задания по карте (максимальный балл – 12).

А) Определите, карта какого сражения здесь представлена?

Б) Когда оно произошло?

В) В ходе какой войны оно произошло?

Г) Кто командовал русской эскадрой?

Д) Какие еще морские сражения этой войны вы можете назвать?

Е) В годы правления какого царя произошло это сражение?

А)________________________________________________________________

Б)_________________________________________________________________

В)________________________________________________________________

Г)________________________________________________________________

Д)________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Е)________________________________________________________________

Задание № 8. Установите верность или ложность утверждений (ДА или НЕТ). Свой ответ занесите в таблицу (4 баллов).

    Новоторговый устав А. Ордина-Нащокина отменял привилегии иностранным купцам в России.

    «Оком государевым» была названа должность обер- прокурора Синода.

    Россия по проекту Н.М. Муравьева должна была стать демократической республикой.

    Парад Победы в июне 1945 года на Красной площади принимал Г.К. Жуков.

Задание № 9. Определите по картинкам, в каких веках выглядела так Москва (максимальный балл - 4, по одному за каждый верный ответ).

Картинка

Задание № 10. Работа с документом (12 баллов).

«Товарищи! Граждане!

Братья и сёстры!

Бойцы нашей армии и флота!

К Вам обращаюсь я, друзья мои!

Вероломное нападение гитлеровской Германии на нашу Родину, начатое 22 июня продолжается. Несмотря на героическое сопротивление Красной Армии, несмотря на то, что лучшие части его авиации и лучшие дивизии врага разбиты и нашли себе могилу на полях сражений, враг продолжает лезть вперёд, бросая на фронт новые силы. Гитлеровским войскам удалось захватить Литву, значительную часть Латвии… Фашистская авиация расширяет районы действия своих бомбардировщиков, подвергая бомбардировкам Мурманск, Оршу, Могилёв, Смоленск, Одессу, Киев, Севастополь. Над нашей Родиной нависла серьёзная опасность..

В целях быстрой мобилизации всех сил народов СССР, для проведения отпора врагу, вероломно напавшего на нашу Родину, - создан Государственный Комитет Обороны… »

1. Укажите название войны, к истории которой относится данный документ (1 балл).

2. Укажите время этого обращения. (1 балл)

4. Какие территории к этому времени уже подверглись бомбардировкам? (2 балла)

5. Опираясь на знания курса, укажите, какие территории оказались в руках врага в первые месяцы войны. (2 балла)

6. Какие органы власти были созданы для управления страной в военное время и кто их возглавил? (2 балла)

7. Опираясь на знания курса, объясните причины неудач Красной армии в начале войны. (2 балла)

1.________________________________________________________________

2.________________________________________________________________

3._________________________________________________________________

4._________________________________________________________________

__________________________________________________________________

5._________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

6._________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

7._________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 11. ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (эссе или развернутый ответ, 25 баллов).

Примерные темы эссе:

1. Ненавистное иго остановило культурное развитие Руси более чем на два века, что и послужило причиной отставания России по сравнению с европейскими странами. (А.Н. Кирпичников).

2. Отличительной особенностью Смуты является то, что в ней последовательно выступают все классы русского общества (В.О. Ключевский).

3. Век XVII дал Петру "материал", без которого он не смог бы и шагу ступить (И.Л. Андреев).

4. Зарождение декабризма, десятилетняя история тайных обществ, а вслед затем и восстание 14 декабря 1825 г. были серьезными симптомами явного неблагополучия в политическом строе России (С.В. Мироненко).

5. Политика Александра III, политика контрреформ на определенный срок продлила существование неограниченной монархии (Л.Г. Захарова).

6. В битве под Москвой была заложена прочная основа для последующего разгрома фашистской Германии (Г.К. Жуков).

Примерные темы развернутых ответов:

1. Влияние Золотой Орды на развитие Древней Руси в XIII-XV вв.

2. Петровские реформы и их оценка историками и современниками.

3. Война 1812 г. и ее влияние на развитие России в первой половине XIX в.

4. «Оттепель» и ее влияние на развитие культуры.

Ключи к школьному этапу олимпиады по истории 10-11 класс

2014-2015 учебный год.

Задание № 1 . А- 2; Б -1; В- 4; Г – 3; Д – 5.

Задание № 2 . А) А – 2; Б – 3; В – 1; Г – 4.

Б) Б -1; В – 2; Г – 3; Д – 4.

Задание № 3.

    Поручика 8. Багратиона

    Русско-шведской 10. Правым

    Военным 11. Святого Георгия

    С Францией (Наполеоном) 12. Тарутинском

    Александра I 13. Казанским

    Дрисский 14. Военной

    Смоленску

Задание № 4 .

Портрет № 1: 1) Сперанский М.М.

2) Государственный деятель, реформатор при дворе

Александра I.

3) первая половина 19 века.

Портрет № 2. 1) Александр III

2) Российский император

3) 1881-1894. Конец 19 века.

Задание № 5.

Картина № 1. 1) Васнецов В.М.

2) «Богатыри»

3) II половина 19 века.

Картина № 2. 1) Перов В.Г.

2) «Охотники на привале»

3) II половина 19 века.

Задание № 6.

Памятник № 1. 1) Здание Сената

3) М. Казаков

4) вторая половина 18 века (1776-1787)

Памятник № 2. 1) Колокольня Ивана Великого

2) Москва, Соборная площадь

3) Бон Фрязин

4) начало 16 века, надстроена в 1600 году.

Задание № 7.

А) Гангутское сражение – 2 балла

полную дату).

В) Северная война 1700-1721 гг. – 2 балла.

Г) Адмирал Апраксин, а также Петр I – 2 балла

Д) Сражения у острова Гренгам, бой в устье Невы,

Эзальский бой – 2 балла (1 балл за одно сражение)

Е) Пётр I – 2 балла.

Задание № 8.

Задание № 9.

А) Москва в конце 14 века

Б) Москва 12 век

В) Сер. 16 века, идет строительство собора Василия

Блаженного.

Г) Москва после постройки собора Василия Блаженного

конец 16 века.

Задание № 10.

1) Великая Отечественная война

3) И. В. Сталин

4) Литва, значительную часть Латвии; подверглись бомбардировкам - Мурманск, Орша, Могилёв, Смоленск, Одесса, Киев, Севастополь.

5) Литва, Латвия, Белоруссия, Украина, часть Российской Федерации

6) Государственный Комитет Обороны, Ставка Верховного Главнокомандования, в них была сосредоточена вся полнота власти в стране. Возглавил оба органа управления – И. В. Сталин.

7) Причины неудач Красной Армии в начальный период войны:

Репрессии в армии накануне войны

Ошибки и просчёты в отношении сроков начала войны

Военная доктрина, которая предусматривала ведение военных действий только на чужой территории

Опоздание с приведением войск в боевую готовность

Демонтаж старых и отсутствие новых укреплений на границе

Задание № 11.

Эссе или развернутый ответ.

Олимпиада по истории Муниципальный этап 10-11 классы 2016-2017

В заданиях 1–3 дайте один верный ответ.

1. Княгиня Ольга крестилась в
1) Херсонесе 3) Константинополе
2) Киеве 4) Синопе
2. В каком году произошло описанное ниже событие?
«С торжеством были открыты заседания Комиссии в Грановитой палате в Москве. Всех представителей, явившихся в Комиссию, было 565. Одна треть из них были дворяне, другая треть – горожане; число лиц податных сельских классов не доходило и до 100; депутатов от присутственных мест было 28».

1) 1700 год 3)1797 год
2) 1759 год 4)1767 год

3. Выберите годы правления монарха, при котором имело место «хождение в народ».
1) 1796–1801 гг. 3) 1855–1881гг.
2) 1801–1825 гг. 4) 1894–1917гг.
Всего 3 балла за задания 1–3.

Задания:1 2 3
Ответы: 3 4 3

В заданиях 4–6 выберите несколько верных ответов из предложенных.

4. Кто из перечисленных исторических деятелей был западником?
1) Г.В. Плеханов 4) А.И. Герцен
2) В.Г. Белинский 5) Б.Н. Чичерин
3) А.А. Безбородко 6) А.С. Шишков

5. Какие из перечисленных дат связаны с походами ордынских ханов на Москву?
1) 1327 год 4)1399 год
2) 1377 год 5)1408 год
3) 1382 год 6)1472 год

6. Какие из перечисленных событий произошли в 1919 году?
1) создание Коминтерна
2) упразднение ДВР
3) разгром войск Врангеля
4) принятие конституции РСФСР
5) образование БССР
6) подписание Версальского мира

2 балла за полностью верный ответ. 1 балл за ответ с одной ошибкой (не указан один из верных ответов или наряду со всеми указанными верными ответами приводится один неверный). Всего 6 баллов за задания 4–6.

7. В истории существует значительное число устойчивых фраз и выражений. Укажите, какое событие или явление обозначает каждое из приведённых выражений, и кратко объясните, почему данное событие или явление получило
такое название. «Красный Мюрат», «Камчатский Ермак»,
«Хождение в народ»
Всего 9 баллов.

1. «Красный Мюрат» – С.М. Будённый. Назван так потому, что, как и наполеоновский маршал Мюрат, был блестящим полководцем-кавалеристом.
2. «Камчатский Ермак» – В.В. Атласов. Назван так, поскольку, подобно Ермаку, открыл новые территории (Камчатку).
3. «Хождение в народ» – обозначение акций организации «Земля и воля» в 1874 году по пропаганде социализма в деревне, т. е. «в народе».
По 3 балла за каждый верный ответ (1 балл за указание значения; 2 балла за верное пояснение). 1 балл за пояснение с незначительными неточностями. Всего 9 баллов.

8. По какому принципу образованы ряды? Дайте максимально точный ответ.
8.1. Максим Грек, Матвей Башкин, Феодосий Косой, Фёдор Курицын.
8.2. 1637 г., 1695 г., 1696 г., 1736 г.
Всего 4 балла.

8.1. Вольнодумцы XVI века, обвинённые в ереси.
8.2. Даты походов русских войск на Азов.
По 2 балла за каждый верный ответ. Всего 4 балла.

9. Расположите в хронологической последовательности события царствования Петра Великого.
А) введение рекрутчины
Б) создание Северного союза
В) смерть царевича Алексея
Г) Персидский поход
Д) указ о единонаследии
Всего 4 балла.

1 2 3 4 5
Б А Д В Г


Всего 4 балла.

10. Расположите перечисленные термины в хронологической последовательности их появления.
А) наркомат
Б) комбед
В) хозрасчёт
Г) гласность
Д) отруб
Всего 4 балла.

1 2 3 4 5
Д А Б В Г

4 балла за полностью верную последовательность; 2 балла за последовательность с одной ошибкой (т. е. верная последовательность восстанавливается путём перестановки любых двух символов); 0 баллов, если допущено более 1 ошибки.
Всего 4 балла.

11. Установите соответствие между музыкальными произведениями и композиторами, их создавшими. Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

А Б В Г Д
2 3 1 4 5

12. Установите соответствие между договорами России и Швеции и датами. Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

А Б В Г Д
4 6 5 3 1

4 балла за полностью верное соответствие; 1 балл за соответствие с одной ошибкой. Всего 4 балла.

13. Внимательно изучите таблицу и ответьте на вопросы после неё. Ответ запишите на бланке работы.

1. Дайте определение термина «приказ».
2. Определите, какова тенденция развития городских и иных дворцовых учреждений (не приказного типа), и объясните её. Приведите дваобъяснения.
3. Объясните, в чём отличие дворцовых приказов от общегосударственных?


1.
Приказ – орган отраслевого центрального управления в Московском государстве XVI–XVII вв. (2 балла).
2. Определите, какова тенденция развития городских и иных дворцовых учреждений (не приказного типа), и объясните её. Приведите два объяснения.
Ответ
В течение всего века резко (двукратно) увеличивается количество данных учреждений (2 балла). Это связано прежде всего с необходимостью особо контролировать порядок в крупных городах (показательно, что рост таких учреждений начинается накануне «Бунташного века» – в 1646 г.) (2 балла) . Во-
вторых, создание этих учреждений связано с формированием местных «филиалов» дворцовых приказов на местах (2 балла) . Всего 6 баллов.

3. Объясните, в чём отличие дворцовых приказов от общегосударственных?
Ответ
Задачей дворцовых приказов являлось обеспечение деятельности царского двора, тогда как общегосударственные приказы отвечали за конкретные сферы управления в стране (2 балла).
4. Охарактеризуйте развитие приказной системы с 1626г. по 1698г.
в Московском государстве. Какой процесс характеризуют данные таблицы?
Ответ
Можно наблюдать постепенное увеличение количества приказов. В целом их достаточно большое количество – 36, причём эта цифра характерна как для начала века, так и для конца (2 балла) . Всплеск создания новых приказов в середине века был связан с решением сложных внешнеполитических задач. В целом можно говорить о высоком уровне бюрократизации системы (2 балла).
Всего 4 балла.
Всего 14 баллов за задание 13.

14. Умение работать с картой (схемой) – один из навыков профессионального историка. Перед Вами схемы сражений, выигранных одним и тем же полководцем. Расположите их в хронологическом порядке и назовите полководца






8 баллов

№ карты: 4 3 2 5 1
Полководец: А.В. Суворов.

5 баллов за верную хронологию. 1 балл за хронологию с одной ошибкой (т. е. верная последовательность восстанавливается путём перестановки любых двух символов); 0 баллов, если допущено более 1 ошибки. 3 балла за верно названное имя полководца. Всего 8 баллов.

15. Перед Вами изображения, посвящённые событиям одного из важнейших процессов в истории России. Расположите номера изображений в хронологическом порядке отражённых на них событий и напишите, какое событие отражено на каждой иллюстрации. Назовите период отечественной истории, которому посвящены картины. Будьте внимательны: ОДНО изображениелишнее. Укажите его номер и назовите событие, изображённое на нём.






Всего 11 баллов.

Ответ
№ изображения Событие
4 Кровавое воскресенье
5 Восстание на броненосце «Потёмкин»
1 Манифест 17 октября
3 Декабрьское восстание в Москве
6 Созыв I Государственной думы
ПЕРИОД: Первая русская революция 1905–1907 гг.
«Лишнее событие»: №2 – убийство Столыпина в 1911 г.
2 балла за верную хронологию. По 1 баллу за каждое верно названное событие. Всего 5 баллов. 2 балла за верно названный период 1 балл за указание лишней иллюстрации. 1 балл за верно названное событие, отражённое на ней.
Всего 11 баллов.

16. Перед Вами отрывки из источников, повествующих о пожарах Москвы. Расположите эти отрывки в хронологической последовательности и укажите год, когда эти пожары имели место.
А) «24 мая, в день Вознесения, татары из Крыма совершенно сожгли главный город московита Москву; в этом пожаре сгорели более 40 000 домов, господских усадеб и жилищ со всеми церквами и амбарами, и погибло около трёхсот тысяч человек, старых и молодых. Этот пожар продолжался всего только три часа. Потому что татары пришли в 8 часов утра с 40 000 человек и зажгли город, а в 11 уже все сгорело дотла. Тут московиту было
отплачено за всё, что он сделал с бедной Ливонией и Финляндией
прошлою зимою».

Б) «Седмочисленыя же боляре Московъския державы и всю власть Русьския земли предаша в руце литовъских воеводъ. Того же лета, марта въ 19, излияся фиалъ горести, царствующему граду Москве разорение. Падоша тогда высокозъдании домове, иже красотами блистающиися, огнем поядошася, и вси мудроверхия церкви, яже преже божественою славою сиающе, скверными рукама до конца разоришася. И множество христиансково народа мечемъ плеча литовскаго разсекошася, а инии от домовъ своихъ и от града скокомъ бежаша, понеже спастися желаху».
В) «И отвориша врата градная, и выйдошя съ своимъ княземь и с дары многими к царю… И в томъ часе начашя татарове сечи их по ряду напрасно. Преже всех их убиенъ бысть князь Остей пред градом, и потом начаша сечи попов и игуменов, аще и в ризах съ кресты, и черных люди.<…> И бяше дотоле, преже видети, была Москва град великъ, град чюденъ, градъ многочеловеченъ. И ныне видети его нечего, разве токмо земля, и персть, и прах, и пепел. <…> Тогда же бысть сущу Киприану митрополиту на Тфери, и тамо избывшу ему ратнаго нахожениа, и приеха на Москву октября 7».
Г) «И так как народ все еще был в большом страхе, вспоминая о недавнем нашествии татар, то злодей приказывал поджигать Москву в разных местах, и сгорело более 200 домов, и все поджигатели были подкуплены им; таким образом, он снова навел страх на всю страну; сверх того, он послал воеводами в пограничные города несколько человек, которые лживо писали, что крымский хан с большим войском снова готовится вторгнуться в страну, и посылали письма с такими вестями в Москву, так что повергли всю страну в такой страх, что народ забыл обо всех делах и забыл о смерти или убиении Димитрия».
Д) «В коллегии, канцелярии и конторы к описям после случившегося на Троицу пожара определить людей добрых, кого Сенатская контора заблагорассудит. После пожара на тех местах, где денежная казна стояла и прочие медали и погорели, сыскивать слитков серебра, меди и медали, и отдавать на Монетный двор <…>, о том к тайному советнику и кавалеру графу Михаилу Гавриловичу Головкину послать указ. О судьбе колокола Моториных особое розыскание надлежит произвести. В Артиллерийскую Контору подтвердить указом, чтоб в Москве в городе пороха отнюдь не держали ничьего».
Е) «Июня 21 во вторник загореся храм Воздвижение честнаго Креста за Неглимною на Арбатской… А митрополита Макария едва вызвавша из церкви, великаго для попущения Божия дымнаго духа едва не подзадохся… А стоял царь князь великий в своем селе в Воробьеве и з своею царицею з великою княгинею Анастасиею. Того же месяца 26 на пятый день после пожару чёрные люди града Москвы всколебашася и убиша камением царева великого князя болярина князя Юрья Васильевича Глинского».
Всего 14 баллов.

Буква А Б В Г Д Е
Год 1382 1547 1571 1591 1611 1737

2 балла за верную хронологию. По 2 балла за каждый верно определённый год. Всего 14 баллов.

17. Одна из самых важных сторон деятельности историка – анализисточника, умение извлечь из него необходимую информацию. Перед Вами отрывок из жития Феодосия Печёрского. Напишите на его основе небольшую работу на тему «Монастырь в Древней Руси: организация и хозяйственная деятельность».
Из жития преподобного Феодосия Печёрского (XI в.)
«Вот тогда и услышал Феодосий о блаженном Антонии, живущем в пещере, и,окрыленный надеждой, поспешил в пещеру. Придя к преподобному Антонию и увидев его, пал ниц и поклонился со слезами, умоляя разрешить остаться у него. Великий Антоний, указывая ему на пещеру, сказал: “Чадо, разве не видишь пещеру эту: уныло место и непригляднее всех других. А ты еще молод
и, думается мне, не сможешь, живя здесь, снести все лишения”. Это он говорил, не только испытывая Феодосия, но и видя прозорливым взором, что тот сам создаст на этом месте славный монастырь, куда соберется множество чернецов. Боговдохновенный же Феодосий отвечал ему с умилением: “Знай, честной отец, что сам Бог, все предвидящий, привел меня к святости твоей и велит спасти меня, а потому, что повелишь мне исполнить – исполню”. Тогда благословил его старец и велел великому Никону постричь его; был тот Никон священником и умудренным черноризцем, он и постриг блаженного Феодосия
по обычаю святых отцов, и облек его в монашескую одежду и сделал келарем. <…> Тогда блаженный отец наш Феодосий по повелению преподобного Антония был поставлен священником и во все дни со всяческим смирением совершал божественную службу, ибо был кроток и тих, не изощрен умом, но духовной мудрости исполнен. И братию всю любил чистой любовью;
собралось уже в то время до пятнадцати монахов. Преподобный же Антоний привык один жить, ибо не любил всяческих ссор и разговоров, и затворился в одной из келий пещеры, а игуменом поставил вместо себя блаженного Варлаама. Оттуда впоследствии переселился Антоний на другой холм и, выкопав пещеру, жил в ней, никуда не выходя, и поныне там покоится его
честное тело. А какова была сперва их жизнь в пещере, и сколько скорби и печали испытали они из-за всяких невзгод в том месте – это одному Богу ведомо, а устами человеческими невозможно и рассказать. К тому же и еда их была – один ржаной хлеб и вода. В субботу же и в воскресенье ели чечевицу, но зачастую и в эти дни не было чечевицы, и тогда ели одни вареные овощи. При этом и трудились непрестанно: одни обувь плели или шили клобуки, и иным ремеслом занимались, и носили сделанное в город, продавали, и на вырученные деньги покупали зерно, и его делили между собой, чтобы каждый ночью свою долю помолол для печения хлеба. Потом служили заутреню, а затем снова принимались за свое дело. Другие же в огороде копались,
выращивая овощи, пока не наставал час новой молитвы, и так все вместе сходились в церковь, отпевали положенные часы и совершали святую службу, а затем, поев немного хлеба, снова обращались каждый к своему делу. И так трудились день за днем в неугасимой любви к Богу.<…> Некоторое время спустя послал Феодосий одного из братии в Константинополь, к Ефрему скопцу, чтобы тот переписал для него устав Студийского монастыря и прислал бы ему. Он же без промедления выполнил волю преподобного отца нашего, и весь устав монастырский переписал, и послал его к блаженному отцу нашему Феодосию. Получив его, отец наш Феодосий повелел прочесть его перед всей братией и с тех пор устроил все в своем монастыре по уставу монастыря Студийского, правила те и доныне ученики Феодосиевы блюдут. Если же кто приходил к нему, чтобы стать
монахом, не прогонял ни бедняка, ни богатого, но всякого принимал со всем радушием».
План работы
1. Постановка проблемы: характеристика исторических обстоятельств, фактов, вызвавших появление документа. Приведите не менее трёх положений.
2. Характеристика источника и возможностей, которые он даёт для освещения темы. Приведите не менее трёх положений.
3. Анализ организации и хозяйственной деятельности монастыря. Приведите не менее трёх положений.
4. Выводы: общая оценка особенностей русской монастырской жизни на начальном этапе.
Всего 20 баллов.

Ответ
1. На основе учебного материала участнику следует коротко рассказать о Крещении Руси и первых русских монастырях и подвижниках (Киево- Печёрском монастыре и Антонии Печёрском).
2. Участник должен показать особенности документа: это житие, вид церковной литературы о жизни и деятельности святого. Обязательно должен быть упомянут Феодосий Печёрский и его роль в истории древнерусского монашества. Несмотря на приверженность автора жития канону написания, источник все же содержит важные сведения о повседневности первых монастырей на Руси. Хорошо, если участник знает, что автор Жития – Нестор, который был современником и учеником Феодосия. По 2 балла за каждое положение. Всего 6 баллов.
3. Из текста видно, что монастырская история на Руси начинается
с подвижников-одиночек (Антоний Печёрский и его пещера). Однако со временем они уже создают группы (в тексте упомянуты 15 человек – членов общины). Более того, появляется иерархия и должности – упомянуты игумен Варлаам и келарь Феодосий. Заимствование из Византии Студийского устава позволяло окончательно оформить монастырскую организацию. Хозяйственная деятельность монастырей имела скромные масштабы (хотя включала в себя и сельскохозяйственную, и ремесленную работу). Следует высоко оценивать работы, в которых прозвучит мысль об отсутствии в это период монастырского землевладения с зависимыми крестьянами. По 2 балла за каждое положение. Всего 6 баллов.
4. В выводах следует оценивать полноту и корректность выводов, убедительность сделанных участником наблюдений. 2 балла за максимально полный вывод. 1 балл за приведённые выводы с неточностями.
Всего 20 баллов.

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО ИСТОРИИ

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП

10-11 КЛАСС

Максимальное количество баллов -100

1.1. Какие из перечисленных видов налогов существовали в России XVI в.?

1) полоняничные деньги

2) ямские деньги

3) пятинные деньги

4) пищальные деньги

5) ордынский «выход»

1.2. Перечислите российские политические партии конца XIX - начала XX в. в порядке их возникновения:

1) Конституционно-демократическая партия

2) Союз русского народа

3) Российская социал-демократическая рабочая партия

4) Партия социалистов-революционеров

Ответы занесите в таблицу

2.1 Соотнесите элементы правого и левого столбцов таблицы. В перечне справа есть лишнее название, (максимальный балл – 2).

А) Эта знаменитая картина воспроизведена на мемориальной доске А. К. Саврасову в Москве

1. «Над вечным покоем»

Б) Эта картина И.И. Левитана стала последним приобретением П.М. Третьякова

2. «Грачи прилетели»

В) Для этого полотна И.Е. Репину позировали художник Григорий Мясоедов и писатель Всеволод Гаршин

3. «Золотая осень»

Ответы занесите в таблицу

2.2 Соотнесите элементы правого и левого столбцов таблицы. В перечне справа есть лишнее название, максимальный балл – 2).

Военные планы

Характеристика

А) “Багратион”

1. Гитлеровский план захвата Москвы

Б) “Тайфун”

2. План советского контрнаступления под Сталинградом

В) «Цитадель»

3.План молниеносного захвата СССР

Г) «Кутузов»

4. Советский план по освобождению Белоруссии

Д) «Румянцев»

5. Гитлеровский план окружения советских войск под г. Курском

Е) «Уран»

6. Советский план освобождения г. Орла

7. Советский план освобождения г. Белгорода и Харькова

Ответы занесите в таблицу

Задание 3. Заполните пробелы в тексте. Ответ оформите в виде таблицы (1 балл за каждый правильно заполненный пропуск, максимальный балл – 13).

В марте 1985 года генеральным секретарем ЦК КПСС был избран _____(1)_____. Он начал реформаторский курс, который быстро получил название ________(2)____ . Преобразования были нацелены на демократизацию общественной жизни, обновление партии и экономические изменения. Теоретической основой реформ стала философия __________(3)_______. Снятие запретов на обсуждение социально-экономических проблем, сложных исторических тем, восстановление «белых пятен» истории получили название политики _____(4)______ . Идеи реформ быстро подхватили средства массовой информации. Журналы ________(5)______ оказывали мощное влияние на демократизацию общества. На июньском пленуме ЦК КПСС, который состоялся в _______(6)_____ году, был дан старт экономической реформе. Она началась с расширения самостоятельности предприятий. Общественно-политические трансформации опережали экономические изменения в СССР. Символами быстрой политической поляризации в обществе стало формирование _______(7)______, которые стали основой будущих партий. Внутри партии произошел раскол: социал-демократическое крыло возглавил _______(8)______, а консервативное, верное коммунистическим принципам прошлого - ________(9)_____ . В 1987 году лидером наиболее радикально настроенных сторонников реформ стал секретарь Московского горкома КПСС ________(10)______ . С весны 1989 года линия противостояния между партией и консолидирующимися общественными силами стали _______(11)_____, которые наделялись функциями высших представительных органов власти. На рубеже 1980-х – 90-х годов руководство страны стало утрачивать контроль над процессами реформ. Борьба союзных республик за независимость от центра вылилась в ________(12)_____ и вооруженные конфликты в Карабахе, Сумгаите, Фергане, Тбилиси и других «горячих точках». ______(13)______ года была принята Декларация о государственной независимости Российской Федерации. Следующим шагом был распад СССР.

вопроса

Вставка

Задание 4. Работа с картой (10-11 класс) – 6 баллов

Перед вами изображение карты «Крымская война». Рассмотрите её и выполните задания:

    Под цифрой 1 указано место, где было крупное морское сражение Крымской войны. Напишите название порта и дату сражения (1 балл)

    Напишите, какие страны в ходе Крымской войны приняли участие в военных действиях против Российской империи. (1 балл)

_________________________________________________________________________________

    Под цифрой 2 указано место сухопутного сражения, в ходе которого русская армия проиграла. Напишите название реки, где произошло это сражение. (1 балл)

_________________________________________________________________________________

    Укажите фамилию полководца, под чьим руководством находились русские войска, проигравшие сражение, которое на карте обозначено цифрой 2. (1 балл)

_________________________________________________________________________________

    Напишите фамилию военного инженера, под чьим руководством были созданы военные укрепления около Севастополя. (1 балл)

_________________________________________________________________________________

    Напишите название мирного договора по итогам Крымской войны. (1 балл)

________________________________________________________________________________

Задание 5. Изображения каких исторических деятелей представлены ниже? Укажите

    их фамилии

    сферу их деятельности, примерное время их деятельности.

Ответ оформите в таблицу.

(2 балла за каждый ответ, максимальный балл – 6).

Сфера и время деятельности

Задание № 6

6. 1 Применительно к каждой представленной ниже картине укажите:

1) ее название,

    художника,

    время создания (с точностью до половины столетия).

Название

Художник

Время создания

(1 балл за каждый из перечисленных элементов ответа, до 3 баллов за каждый ответ, максимальный балл за все задание – 6).

6.2. Применительно к каждому изображенному ниже памятнику укажите:

    его название,

    место расположения (город),

    архитектора,

    время создания (с точностью до половины столетия) постройки памятника.

Ответ оформите в виде таблицы.

Название

Место расположения

Архитектор

Время создания

(1 балл за каждый из перечисленных элементов ответа, до 3 баллов за каждый ответ, максимальный балл за все задание – 8).

Задание 7. Ниже представлены образцы плакатной живописи.

7.1. Расставьте плакаты в порядке их появления.

7.2. Укажите, с каким историческим периодом или событием они могли быть связаны.

Максимальное количество: 20 баллов

1 балл – за правильный порядковый номер

1 балл – за правильное определение периода появления плаката/события

Ответ:

п/п

Плакат

Событие или период

Задание 8. Прочитайте отрывок из документа и ответьте на вопросы. (Максимально 2 балла)

«...Меня вызвали к председателю Самарского губернского военно-революционного комитета В. В. Куйбышеву. ….

В. В. Куйбышев внимательно и пронизывающе посмотрел на меня своими светло-голубыми глазами, и сказал: «Товарищ ___________, ревком решил послать вас в качестве комиссара вооруженного отряда для освобождения Челябинска. Мы только что получили задание из Центрального Комитета от товарища Ленина и остановили свой выбор на вас. Поручение чрезвычайно ответственное... Дутов, захватив Оренбург, отрезал Среднюю Азию от центра, сейчас дутовские отряды окружили Челябинск и создают угрозу движению продовольственных поездов на запад, к Москве и Петрограду. Центральный Комитет принимает меры к ликвидации челябинской пробки. Посылаются отряды из Петрограда и Урала. Нам поручено выделить не менее 500 человек с артиллерией из революционных полков и вновь созданных рабочих отрядов. Вы в качестве комиссара отряда должны обеспечить эту чрезвычайно важную операцию». ...Мог ли я тогда думать, что это поручение партии будет началом моей военной деятельности и навсегда свяжет меня с родной Красной Армией?»

Вопросы:

    С каким периодом отечественной истории связаны данные воспоминания? (1 балл)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Из предложенного ниже списка выберите фамилию автора данных воспоминаний. (1 балл)

1.В.К. Блюхер

2. А.В. Колчак

3. С.Я. Цвиллинг

4. Ф.Э. Дзержинский

5. С. Елькин

6. А.И. Дутов

Задание 9. Прочитайте документ и выполните задания к нему. Ответ оформите в виде таблицы. (7 баллов).

Товарищи! В Отчетном докладе Центрального Комитета партии XX съезду, в ряде выступлений делегатов съезда, а также и раньше на Пленумах ЦК КПСС, немало говорилось о культе личности и его вредных последствиях.

После смерти Сталина Центральный Комитет партии стал строго и последовательно проводить курс на разъяснение недопустимости чуждого духу марксизма-ленинизма возвеличивания одной личности, превращения ее в какого-то сверхчеловека, обладающего сверхъестественными качествами, наподобие бога. Этот человек будто бы все знает, все видит, за всех думает, все может сделать; он непогрешим в своих поступках.

В настоящем докладе не ставится задача дать всестороннюю оценку жизни и деятельности Сталина. О заслугах Сталина еще при его жизни написано вполне достаточное количество книг, брошюр, исследований. Общеизвестна роль Сталина в подготовке и проведении социалистической революции, в гражданской войне, в борьбе за построение социализма в нашей стране. Это всем хорошо известно. Сейчас речь идет о вопросе, имеющем огромное значение и для настоящего и для будущего партии - речь идет о том, как постепенно складывался культ личности Сталина, который превратился на определенном этапе в источник целого ряда крупнейших и весьма тяжелых извращений партийных принципов, партийной демократии, революционной законности.

        Укажите название документа и датируйте его (2 балла)

        Охарактеризуйте основные идеи документа? (2 балла)

        Охарактеризуйте политику, ключевым звеном которой стал данный документ? (3 балла)

вопроса

Ответ

ИСТОРИЧЕСКОЕ ЭССЕ

Максимальная оценка –25 баллов

Вам предстоит работать с высказываниями историков и современников о событиях и деятелях отечественной истории. Выберите из них одно, которое станет темой Вашего сочинения-эссе. Ваша задача – сформулировать собственное отношение к данному утверждению и обосновать его аргументами, представляющимися Вам наиболее существенными. При выборе темы исходите из того, что Вы:

    Ясно понимаете смысл высказывания (не обязательно полностью или даже частично быть согласным с автором, но необходимо понимать, что именно он утверждает).

    Можете выразить свое отношение к высказыванию (аргументировано согласиться с автором либо полностью или частично опровергнуть его высказывание).

    Располагаете конкретными знаниями (факты, статистические данные, примеры) по данной теме.

    Владеете терминами, необходимыми для грамотного изложения своей точки зрения.

При написании работы постарайтесь исходить из того, что Жюри, оценивая Ваше эссе, будет руководствоваться следующими критериями:

    Обоснованность выбора темы (объяснение выбора темы и задач, которые ставит перед собой в своей работе участник).

    Творческий характер восприятия темы, ее осмысления.

    Грамотность использования исторических фактов и терминов.

    Четкость и доказательность основных положений работы.

    Знание различных точек зрения по избранному вопросу.

Темы эссе

1. Ольга…, одаренная свойствами души необыкновенными, овладела кормилом государства и мудрым правлением доказала, что слабая женщина может иногда равняться с великими мужами.

Н.М. Карамзин

2. Московские князья рано вырабатывают своеобразную политику, с первых шагов начинают действовать не по обычаю, раньше и решительнее других сходят с привычной колеи княжеских отношений, ищут новых путей».

В.О. Ключевский

3. При трех первых государях новой династии в течение XVII века обозначались явно новые потребности государства и признаны были те же средства для их удовлетворения, которые были употреблены в XVIII веке, в так называемую эпоху преобразования.

С.М. Соловьев

4. Правительственная система императора Николая I была одной из самых последовательных попыток осуществления идеи просвещенного абсолютизма.

А.А. Корнилов

5. На знаменах Белой Идеи было начертано: к Учредительному Собранию, то есть то же самое, что значилось и на знаменах Февральской революции…

Командующий Донской армией генерал С.В. Денисов

9 КЛАСС

Задание состоит из двух блоков: тестового и аналитического.

На выполнение всех заданий отводится 3 часа.

I . Тестовый блок (70 баллов).

Задание № 1 (2,5 балла)

Укажите, какие компоненты обозначены на схеме крестово-купольного храма цифрами:

Ответ: 1. Купол/Барабан, 2. Столпы/Столбы, 3. Алтарь, 4. Хоры, 5. Алтарная преграда /Иконоста c .(2,5 балла, по 0,5 за каждый верный ответ)

Задание № 2 (7 баллов)

Прочитайте отрывок из « Эймундовой Саги» (перевод О.И. Сенковского):




«Я скажу вам мое мнение, если вы желаете: я узнал о кончине Конунга Вальдамара 1)__________________, на востоке, в Гардарике, и теперь это владение держат три его сына, мужи самые доблестные. Но он разделил владение свое между ними едва ли поровну, потому, что один из них имеет областей более, нежели два другие. Один называется Бурислейф 2)_________________, и получил самую большую часть отцовского наследства: он же и самый старший между ними; другому имя Ярислейф 3)________________; третьему Вратилаф. Бурислейф имеет Кенугард 4) _________________, Ярислейф - Гольмгард 5)______________, а третий правит Палтеском 6) _________________ и всею тою областью, которая лежит подле, но они теперь в несогласии за свои владения: не довольствуется своим добром тот, который держит самую большую и лучшую часть раздела, думая, что у него мало государства потому, что менее, нежели как было у отца, и от того считая себя ниже своих предков».

I . Заполните пропуски, выбрав из предложенных вариантов: Владимир Мономах, Владимир Святой, Кировоград, Киев, Новгород, Гомель, Полоцк, Павловск, Ярополк, Святополк, Святослав, Ярослав, Глеб.

II . Ответьте на вопросы:

1. В каком году происходят события, описанные в тексте?

2. Объясните значение слова Гардарика.

3. Кто станет князем Киевской Руси после завершения междоусобицы между сыновьями Владимира?

4. Объясните, что такое «лествичный порядок наследования».

Ответ: (7 баллов)

I . (по 0,5 баллов за каждый верный)

1) Владимир Святой;

2) Святополк;

3) Ярослав;

4) Киев;

5) Новгород;

6) Полоцк.

II . (по 1 баллу за каждый верный)

1. 1015 – год смерти Владимира Святославича.

2. Гардарика – «страна городов» (сканд.), название Древнерусского государства.

3. Ярослав Мудрый.

4. Очередной порядок наследования: престол (Киевский) переходит к старшему в роду..

Задание № 3 (7 баллов)

Установите соответствие, выявив современников. Ответ оформите в виде таблицы и запишите в виде 1А, 2Б, 3В…

1. Фридрих I Барбаросса

А. Владимир Святославич

2. Вильгельм III Оранский

Б. Екатерина II

3. Георг VI

В. Н.С. Хрущев

4. Генрих Навварский

Г. Борис Годунов

5. Джордж Вашингтон

6. Карл II Лысый

Е. Юрий Долгорукий

7. Иоанн I Цимисхий

Ответ: 1Е, 2Д, 3В, 4Г, 5Б, 6Ж, 7А. (7 баллов, по 1 за каждое верное соответствие)

1. Фридрих I Барбаросса

Е. Юрий Долгорукий

2. Вильгельм III Оранский

Д. Петр I

3. Георг VI

В. Н.С. Хрущев

4. Генрих Навварский

Г. Борис Годунов

5. Джордж Вашингтон

Б. Екатерина II

6. Карл II Лысый

Ж. Рюрик

7. Иоанн I Цимисхий

А. Владимир Святославич

Задание № 4 (3 балла)

У всех народов есть устные предания – записанные в литературной обработке они становятся памятниками художественной культуры страны. Прочитайте отрывок из литературного произведения:

(перевод с древнерусского языка Л. А. Дмитриева)

«Благоверный же князь Петр повелел: "Везите меня туда, где эта девица". И привезли его в тот дом, где жила девушка. И послал он одного из слуг своих, чтобы тот спросил: "Скажи мне, девица, кто хочет меня вылечить? Пусть вылечит и получит богатую награду". Она же без обиняков ответила: "Я хочу его вылечить, но награды никакой от него не требую. Вот к нему слово мое: если я не стану супругой ему, то не подобает мне и лечить его". И вернулся человек тот и передал князю своему, что сказала ему девушка.

Князь же Петр с пренебрежением отнесся к словам ее и подумал: "Ну как это можно - князю дочь древолаза взять себе в жены!" И послал к ней, молвив: "Скажите ей - пусть лечит, как умеет. Если вылечит, возьму ее себе в жены»

1. Укажите название литературного произведения.

3. С точностью до полувека определите время написания литературного произведения.

Ответ: (3 балла, по 1 за каждый правильный ответ)

1. «Повесть о Петре и Февронии Муромских».

2. Ермолай Еразм/Ермолай Прегрешный.

3. Первая половина 16 в., может быть указано, что Повесть была написана к церковному собору 1547 г.

Задание № 5 (8,5 баллов)

Логические ряды:

1. Что объединяет все данные храмы?

2. Что объединяет храмы внутри вертикальных (123, абв) и горизонтальных рядов (1а, 2б, 3в)

3. Назовите приведенные храмы.

Степан Фёдорович Апраксин, Иван Иванович Шувалов, Виллим Виллимович Фермор, Пётр Семёнович Салтыков, Александр Борисович Бутурлин, Захар Григорьевич Чернышёв.

1. Что объединяет пять из шести храмов?

2. Укажите лишний. Аргументируйте свой вывод.

1. Что объединяет пятерых из шести перечисленных деятелей?

2. Укажите лишнего. Аргументируйте свой вывод.

Ответ: (8 баллов)

I . 1. Храмы крестово-купольные, Св. Софии. (1 балл)

2. 1,2,3 – исторические реконструкции, а,б,в – современное состояние. 1а, 2б и далее – реконструкция и современный вид одного и того же храма. (1 балл)

3. 1,а – Киевский Софийский собор; 2,б – Новгородский Софийский собор; 3,в – Константинопольский Софийский собор/Музей Ая-Софья/Айя София. (1 балл)

II . 1. Военачальники (Апраксин, Фермор, Салтыков, Бутурлин, Чернышёв) (1 балл)

2. Шувалов – дипломат (0,5 балла)

III .1. 1,2,3,4,5 – Нарышкинское барокко/(может быть засчитан как верный ответ: «время возведения храмов – XVII – начало XVIII в.») (1 балл)

2. 6 – Неорусский стиль / (может быть засчитано как верный ответ указание на время постройки храма в конце XIX – начале ХХ в.) (1 балл)

IV . 1. Лауреаты Нобелевской премии (1,2,3,4,5). (1 балл)

2. 6 – дипломат (М.М. Литвинов) (1 балл)

Задание № 6 (2 балла)

Прочитайте отрывок из указа:

"Вам англичанам, со всеми своими животы, ехать за море, а торговать Московского Государства с торговыми людьми всякими товарами, приезжая из-за моря у Архангельского города; а к Москве и в городах с товарами и без товаров не ездить. И которые англичане вперед похотят торговать с Русскими людьми: и им, приезжая из Английской земли, торговать с ними у города повольной торговлей и пошлины платить по Государеву указу. Да и потому вам англичанам в Московском Государстве быть не довелось, что преж сего торговали вы в Московском Государстве по Государевым жалованным грамотам, каковы даны вам по прошенью Государя вашего, английского Карлуса Короля, для братской дружбы и любви. А ныне Великому Государю нашему, Его Царскому Величеству, ведомо учинилось, что англичане всей землей учинили большое злое дело, Государя своего, Карлуса Короля убили до смерти: и за такое злое дело в Московском Государстве вам быть не довелось".

1. Напишите имя и отчество правителя нашей страны, при котором было издано повеление.

2. Укажите год, в котором был издан документ.

Ответ: (2 балла, по 1 за каждый верный ответ)

1. Алексей Михайлович.

2. 1649.

Задание № 7 (5 баллов)

Приведите таблицу в соответствие. Ответ оформите в виде таблицы и запишите – 1А, 2Б, 3В…

Название города до 1991 г.

Современное название города

1. Андропов

А. Мариуполь

2. Брежнев

Б. Набережные Челны

3. Горький

В. Рыбинск

5. Калинин

Д. Нижний Новгород

Ответ: 1В, 2Б, 3Д, 4А, 5Г. (5 баллов, по 1 за каждое верное соответствие)

Название города до 1991 г.

Современное название города

1. Андропов

В. Рыбинск

2. Брежнев

Б. Набережные Челны

3. Горький

Д. Нижний Новгород

4. Жданов

А. Мариуполь

5. Калинин

Г. Тверь

Задание № 8 (2 балла)

Определите, верно ли предложенное утверждение. Если ложно, то укажите правильный ответ:

1. Первый военный пароход в России был построен в 1826 г. и получил название «Орел».

2. Наиболее древней на Руси считается Макарьевская ярмарка.

Ответ: (2 балла, по 1 за каждый верный ответ)

1. Первый военный пароход в России был построен в 1826 г., но назывался «Ижора»

2. Арская ярмарка, около Казани.

Задание № 9 (6 баллов)

1.Установите соответствие картин и их авторов.

2. Напишите фамилии художников.

3. Определите названия картин.

4. Какой из представленных художников родился на Северо-Западном Кавказе?

Ответ оформите в виде таблицы. Отвечая на вопрос 4, поставьте в последней графе таблицы соответствующую портрету художника букву.

Ответ: 6 баллов: по 0,5 за каждое верное определение названия картины, фамилии художника; 1 балл за полное верное соответствие; 1 балл за верное указание художника, рожденного на Северо-Западном Кавказе.

картины

Название картины

Буква, соответствующая портрету художника

Фамилия художника

Родился на Северо-Западном Кавказе?

«Гамаюн»

В.М. Васнецов

«Тридцать три богатыря»

М.А. Врубель

«Слово о полку Игореве»

И.Я. Билибин

«Авдотья Рязаночка»

К. Васильев

Задание № 10 (5 баллов)

I . Заполните пропуски в стихотворениях:

1. ____________________ жив в сердцах людей Урала

Его земля уральская питала

И все связала с именем его:

И голубую дымчатость металла,

И раскаленной стали торжество…. (А. Павлов)

2. Летел на битву капитан _________________________,

Как гордый сокол выше облаков

На крыльях сокола гроза летела,

Чтоб град стальной обрушить на врагов.

Но враг поджег бензиновые баки.

Раздался взрыв и вспыхнул самолет.

Казалось, что летит по небу факел,

Как метеор, в единственный полет! (В.Винников)

II . Определите (укажите фамилию), о ком идет речь в стихотворении:

1. «К чему так лаврами шатер мой украшают? –

сказал светлейший князь. – Велите прочь их снять.» –

«Пожалуйте, - ему солдаты отвечают. -

Но что же пользы в том? Ведь вырастут опять». (Н. Мациев)

2. «В его «Истории» изящность, простота
Доказывают нам, без всякого пристрастья,

Необходимость самовластья
И прелести кнута» (А.С. Пушкин)

3. В нем каждый атом

Дышит МХАТом (А. Архангельский)

Ответ: (5 баллов, по 1 за каждый верный ответ)

I . 1. Аносов.

2. Гастелло.

II . 1. М.И. Кутузов.

2. Н.М. Карамзин.

3. К. Станиславский.

Задание № 11 (3 балла)

Перед Вами два письма, связанные общим событием:

3. С точностью до десятилетия определите датировку документа. Ответ объясните.

I. «Сестрица, здравствуй! А я, слава богу, здоров. По письму твоему к ядрам и пулькам близко не хожу, а они ко мне ходят. Прикажи им, чтоб не ходили; однако хотя и ходят, только по ся поры вежливо. Турки на помощь пришли, да к нам нейдут; а чаю, что желают нас к себе. Piter.»

II. "Min Her Kenich, известно вам, государю, буди, что благословил господь бог оружие ваше государское: понеже вчерашнего дня, молитвою и счастием вашим государским, [противники] видя конечную тесноту, сдались. Piter»

Ответ: (3 балла, по 1 за каждый верный ответ)

1. Наталья Алексеевна.

2. Ромодановский.

3. 1690-e. В письмах речь идет об успешно завершившейся осаде, таким образом, поход на Азов, а не Прутский. Также в ответе может быть указано, что в 1695 г. Петр I отправился в поход, оставив Ф.Ю. Ромодановского в Москве, и в сохранившейся переписке периода Азовских походов Петр именует Ромодановского высшими титулами (Siir, Min Her Kenich, Ваше Пресветлейшество, Ваше Величество). В XVIII в. Петр I подобные обращения использует только изредка.

Задание № 12 (2 балла)

В данном задании приведен отрывок выступления политического лидера:

1. Напишите фамилию политика.

2. С точностью до месяца определите дату выступления.

«На протяжении последних двадцати пяти лет никто не был таким упорным противником коммунизма, как я. Я не откажусь ни от одного слова, которое я когда-либо говорил о нем, но все это бледнеет перед тем зрелищем, которое раскрывается теперь. Прошлое с его преступлениями, ошибками и трагедиями отступает в сторону. Я вижу русских солдат, стоящих на пороге своей родной земли, охраняющих поля, которые их отцы возделывали с незапамятных времен. Я вижу их, стоящих на страже своих домов, где молятся их матери и жены, – ибо бывают времена, когда все молятся, – о безопасности своих любимых, о возвращении своих кормильцев, своих воинов, своих защитников».

Ответ: 2 балла, по 1 за каждый верный ответ.

1) У. Черчилль

Задание № 13 (1,5 балла)

Укажите города, обозначенные на плакате цифрами

Ответ: (1,5 балла: по 0,5 за каждый верный ответ)

1. Орел, 2. Курск, 3. Белгород

Задание № 14 (4,5 балла)

Установите соответствие чинов и обращений согласно петровской Табели о рангах, последовательность запишите в соответствии от старшего ранга к младшему, например Д5, А2, В4…:

Обращения

    Титулярный советник

    Ваше высокопревосходительство

    Подполковник

    Ваше высокородие

    Генерал от инфантерии

    Ваше превосходительство

    Бригадир

    Ваше высокоблагородие

    Генерал-майор

    Ваше благородие

Ответ: (4,5 балла: по 0,5 за каждое верное соответствие, 2 балла за правильную последовательность от старшего ранга к младшему, 1 балл при одной ошибке в последовательности) В1, Д 3, Г 2, Б 4, А 5.

Задание № 15 (4 балла)

1. Назовите исторический процесс, отображенный на карте (название карты)

2. Заполните легенду карты:

3. Назовите что обозначено в легенде цифрами

4. Обозначьте даты соответствующие цифрам.

Ответ: (4 балла, по 1 за каждый верный ответ)

1. Разделы Польши (Речи Посполитой)

а. Границы Польши (Речи Посполитой) накануне разделов

б. Земли перешедшие Австрии

в. Земли перешедшие Пруссии

г. Земли перешедшие России

3. 1- первый раздел Польши,

2-второй раздел Польши,

3-третий раздел Польши

4. 1- первый раздел Польши – 1772 г.,

2-второй раздел Польши – 1793 г.,

3-третий раздел Польши – 1795 г.

Задание № 16 (7 баллов)

1. Определите элемент, соответствующий каждой из цифр.

2. Определите, кто изображен на портретах.

3.Установите соответствие цифр и букв. Объясните связь.

Ответ оформите в виде таблицы.

Перводержавную

Русь православную

Боже, храни!

Царство ей стройное

В силе спокойное! -

Все ж недостойное

Прочь отжени!

Ответ: 7 баллов: по 0,5 за каждый верно определенный элемент или портрет; 1 балл за верно установленное полное соответствие, 1 балл за объяснение.

Определение элемента

(что изображено или написано)

Буква, соответствующая портрету

Кто изображен на портрете

«Молитва русских»/ Первый официальный государственный гимн Российской империи

Малая печать/печать

Иван Грозный (личная печать)

Герб Российской Федерации

Проект российского знамени

Гимн Краснодарского края/Ты, Кубань, ты наша Родина

II . Аналитический блок (30 баллов).

Выберите одну из обозначенных дискуссионных тем по истории России. Напишите эссе, в котором:

1) продемонстрируйте уровень знания

    исторических фактов

    источников по теме

    различных взглядов на проблему в науке, художественной литературе, публицистике

2) покажите умение

    анализировать, делать выводы

    формировать и аргументировать собственную позицию

1. «Принятие христианства из Византии оторвало Русь от магометанской и языческой Азии, сблизив ее с христианской Европой. Болгарская письменность сразу позволила Руси не начинать литературу, а продолжать ее и создавать в первый же век христианства произведения, которыми мы вправе гордиться. Сама по себе культура не знает начальной даты. Но если говорить об условной дате начала русской культуры, то я считал бы самой обоснованной 988 год.» (Д.С. Лихачев).

2. «На стороне тверских князей были право старшинства и личные доблести, средства юридические и нравственные; на стороне московских были деньги и уменье пользоваться обстоятельствами, средства материальные и практические, а тогда Русь переживала время, когда последние средства были действительнее первых. Князья тверские никак не могли понять истинного положения дел и в начале XIV в. все еще считали возможной борьбу с татарами». (В.О. Ключевский)

3. «Иоанн III принадлежит к числу весьма немногих государей, избираемых провидением решить надолго судьбу народов: он есть герой не только российской, но и всемирной истории. Иоанн явился на театре политическом в то время, когда новая государственная система вместе с новым могуществом государей возникала в целой Европе. Власть королевская усилилась в Англии, во Франции, Испания, свободная от ига мавров, сделалась первостепенною державою… Россия при Иоанне III как бы вышла из сумрака теней, где еще не имела ни твердого образа, ни полного бытия государственного». (Н.М. Карамзин)

4. «Соединяя с большим умом административный талант и житейскую хитрость, Борис сумел внести в жизнь дворца и в правительственную практику совершенно иной тон и новые приемы. Пристальное знакомство с документами той эпохи обнаруживает большую разницу в этом отношении между временем Грозного и временем Бориса. При Борисе московский дворец стал трезвым и целомудренным, тихим и добрым, правительство – спокойным и негневливым. Вместо обычных от царя Ивана Васильевича «грозы» и «казни», от царя Федора и «доброго правителя» Бориса народ видел «правосудие и «строение». (С.Ф. Платонов)

5. «Царевна Софья была выдающаяся натура, достойная сестра своего великого брата. Как и Петр Великий, она обращала на себя внимание прежде всего своей внешностью: то же высокий рост, то же могучее телосложение, тот же быстрый и огненный взор, в котором светился живой природный ум, скорее мужской, чем женский. Царевна отличалась тою же страстностью, той же стремительностью нрава, тою же жестокостью и смелостью и тою же неразборчивостью в выборе средств для достижения поставленной цели… С тем же чисто революционным пренебрежением к старым обычаям… царевна выступила из тишины тесного терема, увлеклась политикой, сначала действуя как скрытая пружина политической борьбы, а затем открыто ухватилась за власть». (М.М. Богословский).

6. «Необычным был его путь восхождения его к могуществу, славе и богатству – пирожник стал вторым лицом в государстве. Незаурядными были дарования этого человека, в полной мере раскрывшиеся на военном и административном поприщах. Не оставляет равнодушным падение князя, последние годы жизни, проведенные в полной безвестности в далеком Березове. Среди сподвижников царя Меншиков занимал особое место и по талантам, и по реальному вкладу в преобразования. Интересен он и как личность – личность нового времени, пробужденная к жизни реформами царя-преобразователя». (Н.И. Павленко)

7. «Павел всегда останется психологической задачей. С сердцем добрым, чувствительным, душею возвышенною, умом просвещенным, пламенною любовию к справедливости, духом рыцаря времен протекших, он был предметом ужаса для подданных своих. Остается неразрешенным вопрос: хотел ли он быть действительно тираном, или не выказали ли его таким обстоятельства?». (Я.И. де Сангелен)

8. «Подводя итоги этому замечательному тридцатилетию, мы должны признать, что правительственная система императора Николая I была одной из самых последовательных попыток осуществления идеи просвещенного абсолютизма. Император Николай по своим взглядам не походил на Людовика ХIV и никогда не сказал бы, как тот: “L’Etat c’est moi!”;

напротив, он неоднократно высказывал, что почитает себя первым слугой государства; но воле этого первого слуги должны были безропотно подчиняться все остальные». (А.А. Корнилов)

9. «Наука отведет Императору Александру III подобающее место не только в истории России и всей Европы, но и в русской историографии, скажет, что Он одержал победу в области, где всего труднее достаются эти победы, победил предрассудок народов и этим содействовал их сближению, покорил общественную совесть во имя мира и правды, увеличил количество добра в нравственном обороте человечества, ободрил и приподнял русскую историческую мысль, русское национальное самосознание, и сделал все это так тихо и молчаливо, что только теперь, когда Его уже нет, Европа поняла, чем Он был для неё». (В.О. Ключевский)

10. Что еще мы имеем от Англии? Массу восторгов по поводу мужества и патриотизма советского народа, по поводу блестящих боевых качеств Красной Армии. Это, конечно, очень приятно … но уж слишком платонично. Как часто, слыша похвалы, расточаемые по нашему адресу, я думаю: "поменьше бы рукоплесканий, а побольше бы истребителей"! В учете всего сказанного выше надо ли удивляться чувствам недоумения и разочарования, которые сейчас все больше закрадываются в душу советского человека? Ведь фактически так выходит, что Англия в настоящий момент является не столько нашим союзником, товарищем по оружию в смертельной борьбе против гитлеровской Германии, сколько сочувствующим нам зрителем». (И.М. Майский)

11. «Свершилось великое событие: впервые в истории человек осуществил полет в космос"!.. Это – беспримерная победа человека над силами природы, величайшее завоевание науки и техники, торжество человеческого разума. Положено начало полетам человека в космическое пространство. В этом подвиге, который войдет в века, воплощены гений советского народа, могучая сила социализма» («Известия», № 88. 1961).

12. «Чтобы объяснить основные причины поражения Горбачева, достаточно вспомнить одно из лучших высказываний Макиавелли: «Нет ничего труднее, ничего, вызывающего больше сомнений в успехе, ничего опаснее в осуществлении, нежели возглавить введение новых порядков». (Дж. Боффа)

Критерии оценивания эссе

Каждый из критериев оценивается по шкале 0-5 баллов

Максимальный балл за задание – 30.

I. Знание исторических фактов

II. Знание исторических источников по теме

III. Знание историографии проблемы, взглядов на проблему в художественной литературе и публицистике

IV. Умение анализировать, делать выводы

V. Умение формировать и аргументировать собственную позицию

VI. Внутреннее смысловое единство, логика изложения, соответствие теме

критерий

Iэтап Всероссийской олимпиады по истории 2010-2011 учебный год 11 ... , который предложено включить в книгу по истории России для иностранцев, владеющих русским...

  • Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по истории 2010/2011учебного года

    Документ

    Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по истории 2010/2011учебного... 2 Б.А. Рыбаков Б Курс русской истории 3 В.Л. Яшин В История второй русской революции 4 П.Н. Милюков... положений. 3)Используя знания по истории , отметьте, добились ли...

  • Рекомендации для проведения Муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по истории

    Документ