Царица Евдокия в опале
Историк Вячеслав Козляков написал книгу-реквием допетровской России

Биография царицы Евдокии - это, прежде всего, книга о цене петровских преобразований. За описанием масштабов свершений и количества жертв, историки редко добираются до рассказа о том, как ломались в это время человеческие судьбы. И в этом отношении, пример первой жены Петра Великого наиболее показателен. Представительница древнего рода, оставленная в Москве и заточенная в ссылке, пережившая казнь сына и смерть внука, десятилетиями находившаяся в опале и ставшая влиятельной персоной после смерти мужа, - как это не похоже на судьбы «птенцов гнезда Петрова».

~~~~~~~~~~~



Парсуна с изображением Евдокии Лопухиной, XVIII век


Историк Вячеслав Козляков пишет фактически реквием допетровской России, он недвусмысленно на это намекает, называя книгу «Плач по Московскому царству».

«Русская планета» с разрешения издательства «Молодая гвардия» публикует фрагмент книги Вячеслава Козлякова «Царица Евдокия, или Плач по Московскому царству», посвященный ее ссылке на Ладоге.

Петр I уезжал с царевичем Алексеем Петровичем из Москвы в Петербург, оставляя после себя белокаменный столб, устрашавший зримыми последствиями чудовищных расправ. Два дня спустя после отъезда царя, 20 марта, по другой дороге, на Новгород, увезли из Москвы царицу Евдокию, отправленную в Успенский монастырь в Старой Ладоге. «Горькое житие» в Покровском монастыре она теперь могла вспоминать как лучшие времена, не зная, что еще ждет ее впереди. Царь Петр не хотел больше случайностей, он должен был быть уверен, что первая жена останется в монахинях в монастыре, а вокруг нее не будет тех, кто мечтает о возвращении к прошлому. Ведь он искренне был убежден в вине царевича Алексея, подпавшего под ненужное влияние «монахинь» и «монахов», а среди них и царицы Евдокии, и епископа Досифея, и других лиц, привлеченных к Суздальскому розыску. Петр I ценил людей мерилом государственной пользы, поэтому монахи и церковь у него находились на одном из последних мест. На это еще накладывалась старая история с патриархом Никоном. Царь Петр думал, что тот мешал править его отцу - царю Алексею Михайловичу.

Историк Сергей Михайлович Соловьев привел примечательный разговор царя с Петром Толстым, главным помощником в следствии по делу царевича Алексея: «Когда б не монахиня, не монах и не Кикин, Алексей не дерзнул бы на такое неслыханное зло, - говорил Петр I в своем окружении, мучаясь своим выбором. - Ой, бородачи! Многому злу корень - старцы и попы; отец мой имел дело с одним бородачом, а я - с тысячами. Бог - сердцеведец и судья вероломцам. Я хотел ему блага, а он всегдашний мой противник». В ответ Толстой предлагал «обрезать перья и поубавить пуха старцам». «Не будут летать скоро, скоро!» - отвечал Петр. Конечно, царь знал, о чем говорил. Дальнейшее последовательное подчинение церкви государству, создание Синода были тоже отдаленно связаны с делом царевича Алексея и царицы Евдокии. Переступив через казнь епископа Досифея, царь уже не останавливался, а все иерархи, недовольные положением церкви, оказались устрашены.

«Пользу» от монастырей царь Петр нашел в том, чтобы превращать их в тюрьмы. С 1718 года бывшая царица становится монастырской пленницей; отныне она - только старица Елена. Находиться она должна была под охраной специально откомандированной роты солдат. Объяснить выбор Старой Ладоги как места заключения царицы Евдокии можно близостью города к Петербургу. Ладожская крепость к концу XVII века только называлась крепостью. Даже к началу Северной войны там царствовала разруха. По росписи воевод при передаче управления городом в 1687 году все деревянные укрепления в Ладоге разваливались: «Город Ладога каменный, башни и прясла стоят без кровли и без починки многие лета, и в башнях мосты от дождя и от снегу все огнили и провалились... а пушечные припасы и ружейная казна стоит в деревянном анбаре, и на том анбаре кровля худа, и тот анбар огнил, а город деревянной стоит без кровли, и от мокроты все валится врознь».

Не лучше должны были обстоять дела и в более позднее время, когда успехи Северной войны отодвинули угрозу Ладоге со стороны шведов. Если уж не нашлось средств починить городскую крепость, то что было говорить о ладожских монастырях?! Буквально первая проблема, которая возникла у тюремщиков старицы Елены, состояла в том, что вся территория монастыря была как на юру, через нее свободно можно было проходить любому человеку. Правда, после смерти царевича Алексея и всех близких людей бывшей царицы никто не стремился увидеться с ней, передать ей письмо, подарок или просто привет на словах. Осталась только делопроизводственная переписка по поводу деталей охраны «известной персоны», но никаких личных документов старицы Елены, ее собственных писем и грамоток, относящихся к этому времени, нет. Поэтому ее жизнь в Ладожском монастыре восстанавливается словно по отражению в зеркале, да и то, образно говоря, стоящему в дальней комнате.


Успенский собор в Старой Ладоге


Распоряжаться делами охраны старицы Елены царь Петр поручил самому доверенному человеку - Александру Даниловичу Меншикову, наместнику всей Ингерманландии, как стали называться земли вокруг Санкт-Петербурга. Князь Меншиков избежал личного участия в московском розыске, но не приходится сомневаться, что, окажись он в Москве вместе с другими петровскими «министрами», он, если бы понадобилось, подписал бы все смертные приговоры. Несмотря на то, что «светлейший» и его жена сами когда-то покровительствовали казненному епископу Досифею. Это значит, что Суздальский розыск коснулся напрямую и самого светлейшего и ему хотелось загладить свою возможную вину перед Петром и царицей Екатериной I. Враждебное отношение царя Петра к первой жене светлейший князь, конечно же, разделял: ведь бывшая царица помнила и другие времена - Преображенского денщика Меншикова. Поэтому старица Елена была его неприятельницей.

Сказывались и политические расчеты, в которых Меншиков тоже был мастер. Выбранный царем Петром I в 1718 году новый наследник - царевич Петр Петрович - прожил недолго, и у царя и царицы не осталось потомства по мужской линии. Храня верность царице Екатерине Алексеевне, Меншиков сначала сделал ставку на ее воцарение. Но он должен был понимать, что живы дети царевича Алексея, внуки царицы Евдокии. Не случайно так тревожно было в Санкт-Петербурге после смерти Петра в январе 1725 года, при передаче власти императрице Екатерине I. Потом, правда, последует еще один политический разворот: светлейший князь Меншиков, напротив, будет стремиться выдать замуж свою дочь за царевича Петра Алексеевича - будущего императора Петра II, и царица Евдокия ему снова понадобится. Но обо всем по порядку.


«Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе», Николай Ге, 1871 год


О старице Елене, как и при отсылке ее в Покровский монастырь в сентябре 1698 года, никто не позаботился. Место для тюрьмы назначили, солдат определили, а инструкцию, как кормить-поить, не выдали. Ровно месяц длилось ее скорбное путешествие из Москвы в Ладогу под охраной Преображенского подпоручика Федора Новокщенова. 19 апреля 1718 года старица Елена оказалась в месте своего заточения в Успенском Ладожском монастыре. Единственной из прежнего окружения, кому позволили остаться рядом, была карлица Агафья, она продолжала помогать бывшей царице. В спешке Новокщенову даже не определили сменщика, и первое время он сам вынужден был задержаться на службе в Ладоге, пока туда не прибыл капитан Семен Маслов.

У Маслова на руках уже была подробная инструкция, как охранять старицу Елену, подписанная князем Александром Меншиковым 20 мая 1718 года. Первым пунктом требовалось принять бывшую царицу у гвардейского офицера и «во всем содержании ее поступать не оплошно». Было выдано распоряжение об организации «караулу при ней и около всего монастыря». Для этого в Ладогу определялся капрал из другой тюрьмы в Шлиссельбурге и отсылалась дюжина Преображенских солдат.

Наконец-то было сказано, где брать съестные припасы (с характерной оговоркой, чтобы не было ничего лишнего): «Потребные ей припасы, без которых пробыть невозможно, без излишества, брать от ладожского ландрата Подчерткова, о чем к нему указ послан». Указ ладожскому ландрату заготовили, а отправить забыли; охраннику какое-то время пришлось кормить бывшую царицу за свой счет. Инструкция князя Меншикова устанавливала особый режим во всем монастыре; следуя букве этого документа, надо было запретить вход и выход из монастыря не только старице Елене, но и другим монахиням и священникам, становившимся такими же пленниками. От капитана Маслова требовалось «иметь доброе око, чтобы каким потаенным образом ей царице и сущим в монастыре монахиням, также и она к монахиням никаких, ни к кому, ни о чем писем отнюдь не имели, чего опасаясь под потерянием живота, смотреть неусыпно». Маслов должен был «во всем вышеизложенном ея бывшей царицы содержания поступать не оплошно, и дабы от несмотрения чего непотребного не учинилось».


Парсуна с изображением Евдокии Лопухиной в монашеском облачении, XVIII век


Несколько месяцев жизни старицы Елены прошли под строгими караулами, пока, видимо, рутина жизни не взяла свое. Надо было заботиться о самом насущном; монастырские припасы и деньги капитана Маслова быстро истощались. Пришлось Маслову запрашивать даже свечи, ладан, церковное вино и пшеничную муку для выпекания просфор, так как монастырская жизнь остановилась. «Для ея особы», как называл капитан старицу Елену в переписке с ладожским ландратом, тоже требовалось немало: «круп гречневых, уксусу, соли, икры зернистой или паюсной, луку». Надо было оборудовать поварню, чтобы готовить еду; для этого надзиратель просил «бочки, квасные кадки, ушаты, ведра, чаши хлебные, блюда деревянные» и так далее. В середине лета, заранее, капитан Маслов напоминал и о необходимости заготовки дров на зиму. Службу свою он знал хорошо, только вот канцелярские служители волокитили дело: они всё искали в походной канцелярии князя Меншикова, где же затерялся нужный указ ладожскому ландрату. А время шло.

Первая зима старицы Елены в Ладоге была тяжелой. В январе 1719 года капитан Маслов доносил князю Меншикову: «Бывшая царица монахиня Елена поставлена в кельях того монастыря наставницы, и те кельи непокойны, высоки и студены, от чего имеет в ногах болезнь, просит милосердия, дабы повелено было построить келию низкую». Это действительно было заточение, усугублявшееся тем, что, в отличие от Суздаля, бывшая царица не могла даже ходить на службу в церковь. Прошел еще один год, а царица Евдокия по-прежнему продолжала просить о переводе в новую келью: «...потому что в сие зимнее время от стужи и от угару зело изнуревается и одержима сильною болезнию». И в тюрьме бывшая царица могла добиваться своего и не отступила, построив-таки эту келью на свои деньги.

Известный Григорий Скорняков-Писарев, которому было поручено распоряжаться имуществом лиц, осужденных по Суздальскому розыску 1718 года, продал «серебро и протчие вещи» бывшей царицы Евдокии, выручив 833 рубля 5 копеек. Этих денег, присланных в 1719 году ладожскому ландрату Подчерткову, хватило, чтобы построить не только кельи царице Евдокии, но и иеромонашескую келью и караульные помещения для офицера и солдат «за монастырем». Получается, что до этого оказались брошенными на произвол не только царица Евдокия, но и ее охрана, о «покоях» для которой тоже пришлось позаботиться самой пленнице.


Петр II и княжна Наталья Алексеевна - внуки Евдокии Лопухиной, Луи Каравак, 1722 год


На то, чтобы возобновить полный порядок монастырской жизни в Успенском Ладожском монастыре, у старицы Елены тоже ушло много времени. Сначала один за другим умерли жившие там два престарелых иеромонаха. Кровля на древнем, главном храме Успения обвалилась от ветров, и потоки воды проникали в алтарь. Лишь в январе 1723 года последовал указ Синода об отправке в Ладожский монастырь к старице Елене иеромонаха Клеоника «для священнослужения и духовности». Иеромонах Клеоник был обязан пребывать в монастыре «неотлучно». Он присягнул «по званию своему поступать воздержно и трезвенно, со всяким благоговением и подобающим искусством, подозрительных и возбраненных действ, которые Священным Писанием и святыми правилами отречены и его императорского величества указами запрещены, отнюдь не творить».

Капитан Семен Маслов так и оставался привязан к месту своей службы в Ладоге на все время пребывания там старицы Елены. Со временем они должны были как-то приспособиться друг к другу, ведь Маслов был единственным человеком, помимо карлицы Агафьи, кому дозволялось входить в келью старицы Елены. Он всем распоряжался в монастыре, следил за караулами и за тем, как кормили и поили небольшой отряд солдат, охранявших бывшую царицу. Маслов передавал просьбы начальству о нехитрых нуждах пленницы, может быть, рассказывал ей что-то о том, что делается в миру. Если это еще продолжало интересовать старицу Елену. От него ли узнала она или, скорее, услышав многодневный погребальный звон над Старой Ладогой, догадалась о смерти Петра I 28 января 1725 года. Трудно даже вообразить, что она пережила в тот момент. Но времена мечтаний о возвращении во дворец для нее давно прошли, и бывшей царице приходилось думать о том, чтобы не стало еще хуже.

Козляков В. Н. Царица Евдокия, или Плач по Московскому царству - М.: Молодая гвардия, 2014

В России официальный развод первого лица государства в последний раз случился 316 лет назад, когда Петр Первый разошелся с Евдокией Лопухиной. Венчание Петра и Евдокии состоялось в январе 1689 года, причем невеста была на три года старше будущего супруга – ему было 17, ей 20 лет…

Сказать, что этот брак был не по любви – значит, ничего не сказать. Юный царь в выборах невесты и в самом решении о браке не принимал никакого участия – весь процесс взяла в свои руки его мать Наталья Кирилловна Нарышкина, вдова царя Алексея Михайловича.

Кстати сказать, Наталья Кирилловна и сама была второй женой царя. Правда, Алексей Михайлович не разводился – его первая жена, родившая тринадцать детей, скончалась от последствий очередных родов.

Наталья Кирилловна, устраивая брак сына, пеклась не столько о его семейном счастье, сколько о вопросах большой политики. В России к тому времени сложилась непростая ситуация: после стрелецкого бунта официально на троне оказалась два царя – Иван и Петр, обязанности регента при которых исполняла их старшая сестра Софья. Различные политические силы пытались укрепить свое влияние.

Царица Наталья Кирилловна Нарышкина

Царь Иван Алексеевич вступил в брак с Прасковьей Салтыковой, и пара ждала ребенка. В этой ситуации отец семейства Иван в глазах общества выглядел более легитимным главой государства, нежели не обзаведшийся семьей Петр. К тому же брак в то время обществом воспринимался как достижение совершеннолетия, что позволяло царю избавиться от настойчивой опеки старшей сестры.

Наталья Кирилловна выбрала в качестве невесты для сына Евдокию Лопухину неспроста – Лопухины выступали в качестве союзников Нарышкиных, были популярны в стрелецких войсках, к тому же этот род был чрезвычайно многочисленным, что тоже было немаловажным фактором.

Не сошлись характерами

Петр был уже увлечен армией, кораблестроением, западным образом жизни, в то время как Евдокия была воспитана в традициях Домостроя. Тем не менее, примерно в течение года отношения у супругов были отношениями влюбленной пары.

Рисунок, расположенный в начале «Книги любви знак в честен брак», преподнесённой в 1689 г. в качестве свадебного подарка Петру Первому.

Это неудивительно – в традициях того времени опыта первой любви у молодых людей попросту не было, и их друг к другу тянула новизна новых ощущений.

Однако в дальнейшем в семье начался разлад, причин которому было несколько. Во-первых, как уже говорилось, Евдокия не разделяла интересов мужа. Во-вторых, современники отмечают, что при внешней красоте Евдокия Лопухина не блистала умом, и не умела подстроиться под супруга.

В-третьих, не сложились отношения и со свекровью – Наталья Кирилловна осталась недовольна невесткой. Здесь «поспособствовали» и родственники – Лопухины оказались не надежными союзниками, а людьми алчными и корыстолюбивыми, устроившими шумный дележ государственных постов.

В течение первых трех лет Евдокия родила Петру троих сыновей: Алексея, Александра и Павла, однако двое младших умерли во младенчестве.

Царский брак трещал по швам: в 1692 году Петр Первый завел роман с жительницей Немецкой слободы Анной Монс. До смерти Натальи Кирилловны в 1694 году царь, тем не менее, старался не выражать своего негативного отношения к жене.

Смерть за любовь

К 1697 году царственные супруги даже не переписывались, и более того, царица примкнула к партии противников Петра Первого. После этого царь принял окончательное решение о разводе.

Находясь в Великом посольстве за границей, он отдал приказ оставшимся в Москве ближним боярам склонить Евдокию к постригу в монахини – именно такая судьба ждала цариц-«разведенок» в России в этот период времени.

Евдокия отказалась, мотивируя это заботой о сыне, царевиче Алексее. Сторонников у царицы было более чем достаточно, даже патриарх Андриан пытался «вразумить» Петра.

Евдокия Федоровна Лопухина вошла в историю как первая супруга царя-реформатора, первого российского императора Петра I и как мать царевича Алексея. К тому же она стала последней русской царицей (поскольку после нее царствующие особы женского пола носили титул императриц) и последней царствующей равнородной неиноземной супругой русского монарха.

Это, однако, дало обратный эффект – разъяренный царь отдал приказ постричь Евдокию в монахини насильно. В сентябре 1698 года царицу заточили в Суздальско-Покровский монастырь, где она стала монахиней под именем Елена. Более того – царь не выделил денег на содержание бывшей жены, поручив заботы о ней ее родственникам Лопухиным.

Петр не учел одного – силы русских традиций и степени сопротивления его реформам. Пока он, занятый строительством Петербурга, флота, войной со шведами, не вспоминал о бывшей супруге, та жила в монастыре мирянкой, вступала в контакт с противниками царя, принимала почести, положенные царице и, что уж было совсем немыслимо, завела себе любовника.

Отношения Евдокии с майором Степаном Глебовым начались примерно в 1709 году и продолжались длительное время. Правда всплыла в ходе расследования «дела царевича Алексея», когда Петр Первый заподозрил сына и его окружение в заговоре.

Евдокия Лопухина

К следствию о заговоре в 1718 году была привлечена и Евдокия. На допросе связи с Глебовым она не отрицала, за что по приговору суда священнослужителей была выпорота кнутом. Многие из окружения царицы были казнены.

Самая страшная участь выпала на долю Степана Глебова – его долго пытали, добиваясь признания в заговоре против государя. Глебов, признавшийся в связи с царицей, это обвинение отрицал. Он был казнен посажением на кол и мучительно умирал в течение 14 часов. Некоторые современники утверждали, что Евдокию заставили присутствовать при казни любовника.

Проклятие Евдокии

Самая царица была перевезена в Ладожский монастырь, а спустя семь лет в Шлиссельбург.

Ей досталась удивительная судьба – Евдокия пережила мужа, вторую жену Петра, сына и даже внука Петра II, который освободил ее из заключения, выделил денежное содержание и восстановил ее во всех правах.

В 1730 году, после скоропостижной смерти Петра II, Евдокия Лопухина называлась в качестве претендентки на престол. Однако ей к тому времени уже исполнилось 60 лет, здоровье было подорвано во время заключения.

Борель, П. Ф. Портрет Евдокии Федоровны Лопухиной, в монашестве Елены: [Эстамп]. - 1854

Умерла Евдокия Лопухина 27 августа 1731 года в Москве, была похоронена в Новодевичьем монастыре.

Евдокии Лопухиной приписывают проклятье, пророчащее гибель Петербургу. «Месту сему пусту быть!» – якобы воскликнула царица, когда ее увозили в монастырь.

Кто-то считает, что пророчество исполнилось в период чудовищной блокады Ленинграда, кто-то видит его исполнение в потере Питером столичного статуса, кому-то опустошение Северной столицы видится в будущем…

link
П. Деларош. Портрет Петра I, 1838. Фрагмент

О крутом нраве Петра I ходили легенды. Он не щадил своих врагов, а с личными соперниками расправлялся с особой жестокостью. Обе его жены были уличены в неверности, и те, кто превратил царя в рогоносца, поплатились за это жизнью. А в выборе методов казни Петр I проявлял невероятную изобретательность…


Г. Кнеллер. Портрет Петра I, 1697. Фрагмент

Семейная идиллия Петра с его первой женой Евдокией Лопухиной продлилась недолго: царь уже спустя год потерял интерес к супруге, а вскоре и вовсе сослал ее в суздальский Покровский монастырь. Больше 10 лет Евдокия жила там в полном одиночестве, но однажды из Москвы в Суздаль прибыл майор Глебов, чтобы провести рекрутский набор. Встретив бывшую царицу, он потерял голову. Его чувства оказались взаимными, и любовная переписка переросла в отношения, продлившиеся несколько лет.

П. Гунст. Петр I. Гравюра с работы Г. Кнеллера

Петр сам заточил свою жену в монастырь и сам добился развода с ней, но, узнав о ее неверности, был взбешен. При обыске у Глебова нашли любовные письма царицы. Ослепленный ревностью и гневом, Петр I подверг Степана Глебова страшным пыткам. Сначала он получил 34 удара кнутом на дыбе, затем открытые раны посыпали горящими углями, а после этого его привязали к доске, утыканной гвоздями. При этом майор мужественно держался, сознавшись в своей вине, но отрицая вину царицы – хотя их любовная связь на тот момент была доказанным фактом.

Степана Глебова приговорили к смерти, правда, за «государственную измену». Казнь была изощренной и мучительной: когда преступников сажали на кол, инструмент казни проходил тело человека насквозь, и смерть наступала достаточно быстро. Но для Глебова приготовили кол с перекладиной, которая не позволяла острию пройти через все тело и продлевала мучения и агонию. Кол воздвигли на Красной площади, на всеобщее обозрение и устрашение. Глебов скончался только на вторые сутки, не издав ни звука. Ему даже не дали причаститься перед смертью – священники побоялись царского гнева. Тело казненного выбросили в ров. Но на этом Петр не остановился и спустя 3 года повелел Святейшему Синоду предать его анафеме.

Первая жена Петра Евдокия Лопухина

Вторая жена Петра I Екатерина изменила ему с камер-юнкером Виллимом Монсом – братом одной из его бывших фавориток. На тот момент он был достаточно влиятельной персоной при дворе царицы – заведовал финансами и дворцовым хозяйством, руководил закупками, занимался организацией праздников и гуляний, сопровождал царицу в поездках по России и за границу. Репутация Екатерины не была безупречной – говорили, что она всегда была склонна к пьянству и разврату, поэтому не удивительно, что Монс вскоре стал ее любовником.

Неизвестный художник. Портрет Петра I и Екатерины I

Несмотря на всю осторожность и осмотрительность Екатерины и Виллима Монса, Петр в конце концов узнал об измене. К тому же открылось, что, пользуясь своим служебным положением, Монс неоднократно брал взятки за заступничество перед царской четой и доставку им челобитных. На допросе он во всем сознался и признал свою вину. По указу от 25 октября 1723 г. мздоимство на государственной службе каралось смертью и конфискацией имущества, поэтому Монса приговорили к смертной казни.

Вторая жена Петра Екатерина I

В ночь перед казнью Монс написал на немецком стихи, в которых признавался в любви к царице. В ноябре 1724 г. приговор привели в исполнение. Екатерину привезли на место казни и заставили наблюдать за тем, как Монсу отрубили голову. Затем Петр приказал поместить отрубленную голову в банку со спиртом и поставить в спальне у жены.

П. Жарков. Петр I, 1796. Фрагмент

Екатерине чудом удалось избежать участи первой жены Петра и своего любовника. Если бы царицу уличили в супружеской неверности и казнили, встал бы вопрос о подлинном отцовстве ее дочерей, и тогда ни один из европейских принцев не женился бы на русских княжнах. Поэтому Петр помиловал жену и даже смог ее простить. А после смерти царя в 1725 г. она стала самодержавной императрицей и вернула свободу всем осужденным по делу Монса.

Вторая жена Петра Екатерина

Лопухина Евдокия Федоровна

Первая жена Петра I- Лопухина Евдокия Федоровна

Лопухина Евдокия Федоровна родилась 30 июня 1670 г. Авдотья Илларионовна Лопухина, дочь стрелецкого головы Иллариона (Федора) Авраамовича Лопухина (позже - стольник и окольничий царя Алексея Михайловича). Имя и отчество царской невесте поменяли перед свадьбой, что должно было отвести от нее порчу (имя отцу дали по Федоровскому образу Божией Матери - святыни дома Романовых). Лопухины были близки к Нарышкиным, и царица Наталья Кирилловна сама выбрала Лопухину в невесты сыну, стремясь опереться на влиятельный род, популярный в стрелецких войсках. Лопухина, воспитанная в строгих традициях православия и Домостроя, была умна и хороша собой. Петр женился в 17 лет по старому обычаю на молодой красивой Евдокии Лопухиной. Венчание Петра I и Лопухиной состоялось 27 января 1689 г. в церкви Преображенского дворца под Москвой. Это был последний в истории России брак государя с соотечественницей.
В феврале 1690 г. у них родился царевич Алексей, а через год - Александр, который, правда, скончался в возрасте 1 года.
Первые годы супружества были относительно спокойными. Теремная воспитанница не имела никакого нравственного влияния на молодого царя – богатыря, который стремился в совершенно другой мир. Евдокия не могла следовать за ним. Петр постоянно покидал ее для любимых потех. Появилось охлаждение. Ее жалобы на то, что он оставляет ее, его раздражали. Петр стремился не видеть жены, чтобы не слышать ее жалоб. Неприязнь к жене перешла на ее родственников Лопухиных. И эта неприязнь была взаимной. Страшная ненависть у Лопухиных была к Лефорту, любимцу Петра. Однажды за обедом у Лефорта один из Лопухиных побранился с хозяином и кинулся на него. Петр за это надавал пощечин Лопухину.
Вскоре Петр сблизился с первой красавицей Немецкой слободы Анной Монс. По мнению Н. М. Костомарова, охлаждение семейных отношений произошло именно из-за этой связи царя, устроенной Ф. Лефортом со своей бывшей любовницей, чтобы укрепить своё влияние на молодого государя и способствовать реализации интересов иноземцев в России. Царь Пётр всей душой привязался к Анне, которая спустя короткое время с лёгкостью предала его.
Eвдокия Федоровна напрасно жаловалась на своё одиночество и в письмах к мужу призывала его к себе. Эти письма свидетельствуют о том, что царица тяжело переживала эту перемену, жаловалась своим родным, а те выражали неудовольствие поступками Петра, до которого доходили эти жалобы, но около 4-х лет Лопухиных не трогали.
В 1697 году, перед самым отъездом царя за границу, в связи с открытием заговора Соковнина, Цыклера и Пушкина был найден повод к ссылке отца царицы и его 2 братьев, бояр Сергея и Василия, воеводами подальше от Москвы - без каких-либо на то оснований. Петр не хотел, возвратившись из-за границы в Москву, застать здесь около сына постылую Евдокию. Он задумал избавиться от жены, уговорить ее постричься, а не согласиться – постричь насильно. В отсутствие Петра Евдокию уговаривали постричься добровольно. Она не согласилась.
«В 1698 году 25-го августа, в 6 часов пополудни, Петр I вернулся из-за границы, и в тот же вечер успел побывать в нескольких домах, в городе и в Немецкой слободе; навестил бояр, повидался с семейством Монс и на ночь удалился в Преображенское. Не посетил он только одной особы, которая нетерпеливее всех, между страхом и надеждою, ожидала его возвращения,- царицы своей Евдокии Феодоровны.
По указу государя ее продолжали убеждать добровольно удалиться в монастырь. Царица не соглашалась… Петр прибегнул к силе. Недели три спустя после его свидания с женою, царевна Наталья Алексеевна, исполняя волю брата, взяла от царицы ее сына – царевича Алексея, которому было 8 лет 7 месяцев. Из кремлевских палат Алексей отвезен в село Преображенское, а 25 сентября 1698 г., в самой простой карете, без свиты, Евдокия Феодоровна отправлена в Суздальский Покровский девичий монастырь».
Князь М. Щербатов писал: «…монарх и не имел к разводу сильных причин, по крайней мере, я их не вижу, окроме склонности его к Монсовой и сопротивлениям жены его к новым установлениям».
Вильбоа говорил: «Гордая царица не любила Меншикова, как безвестнаго простолюдина, взятого с улицы и из под пирожнаго лотка поставленнаго на ступенях трона. На ея презрение царский фаворит отвечал ненавистью и имел подвигнуть государя к ссылке и заточению Лопухиной».
Игуменья и старицы-монахини обрадовались ссылке царицы Евдокии. «То не милость и не жалованье к вам идет, пророчествовал Илларион,- идет к вам лютый огнь! Пожжет, да погубит он вас!»
Государыня приехала в Покровскую обитель в 1698 г., с западной стороны Благовещенской церкви для нее были выстроены особые покои.
В июне 1699 года, по именному царскому повелению, объявленному окольничим Семеном Языковым архимандриту Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря Варлааму, Евдокия Феодоровна была пострижена иеромонахом Илларионом в келье старицы Маремьяны под именем инокини Елены.
Набожная царица ежедневно ходила к богослужениям, любила читать жития святых, благотворила нищим, делала щедрые вклады в монастыри. Напротив Святых врат обители в 1712 г. она выстроила зимний храм святителя Николая Чудотворца с приделом в честь преподобного Алексия, человека Божия, небесного покровителя ее сына-наследника царевича Алексея.
«Покровский монастырь расположен неправильною фигурой, обнесен не высокою каменною стенкой с 9-ю небольшими башнями; из-за стены виднеются кельи, над ними поднимается не пяти, а трехглавый (что случается редко) собор старинной архитектуры. На северной стороне во вдавшемся углу монастырской ограды, обращенной к горе, небольшая, но тенистая роща деревьев, высоко и широко раскинувших свои ветви.
В роще находится Царицын пруд (прежде назывался Лебяжий пруд); вправо от монастыря деревня Сельцо, за речкой другая – Коровино, влево городской посад… За рекою Каменкой, тянутся огороды Покровского монастыря. В роще толстые вязы и ветлы, в сажень и полторы в обхват; ветви их необыкновенно разрослись, и все тринадцать дерев, времен царицы, соединяют свои верхушки в огромный зеленый купол.
В средине рощи – густо сросшийся репейник, да терновник; вдоль монастырской ограды в стене ворота, или дверь в 2 ½ аршина вышины и 2 аршина ширины, заложенные кирпичом. Вдоль другой стены, среди терновника слабо протоптанная дорожка, ведущая к средине Царицына пруда. Пруд – это правильная четвероугольная яма саженей 30 в окружности, воды в ней нет, но по топкости дна, покрытого толстым слоем листьев, видно, что пруд пересыхает только летом. С боков – терновник да деревья, сверху куща ветвей – совершенно защищают это место от взгляда любопытных, но пруд Царицын посещают.
От реки до стены тянутся огороды, среди их виднеется сторожка. У реки подымаются несколько деревьев,- это кажется, остатки аллеи. С юго-восточной стороны монастыря – ворота; у ворот пруд матери-игуменьи, где водятся караси. Подле означенных святых ворот, была келья царицы Евдокии Феодоровны.
Святыя и главныя ворота в южной стене монастыря, растворяются только в торжественных случаях, над воротами очень маленькая Благовещенская церковь; здесь обыкновенно молилась царица Евдокия Феодоровна».
В эпоху ссылки царицы Евдокии во главе монастыря стояла игуменья Марфа (1682-1700 гг.), женщина, как и её предместницы, хозяйственная, деятельно пекшаяся о нуждах своей обители, келарем была старица Улея (Юлия), казначеей – старица Александра Тумская; приходо-расходные книги вела старица Мавра Протопопова. В руках этих четырех лиц было главное управление обширным монастырским хозяйством; помощниками им были монастырские стряпчие и приказные, советницами – соборные старицы: Елена Трегубова, Тарсила Чихачева, Евпраксия Блудова, Анисья Починина, Федосья Евстратова,- всё это были представительницы монастыря и будущие подруги – сожительницы царицы.
Царица Евдокия жила тихо; в первое время не оставляла монастыря; но потом, когда заметила, что Петр, занятый внутренними и внешними делами совершенно забыл о ней,- она стала скрытно выезжать из своего заточения с незначительной свитой. Ездила на богомолье в монастыри: Боголюбовский, Сновинский, Козьмин-Яхромский, Золотниковскую пустынь и некоторые другие.
Евдокия стала жить в монастыре мирянкой и, по собственному признанию, вступила в связь с С. Глебовым, приехавшим в Суздаль для рекрутского набора. Вместе со своим сыном, царевичем Алексеем, она стала ядром партии, враждебной Петру. Воспитанная в боярских кругах Евдокия была далека от тех великих преобразований, которые проводил на Руси ее муж. Оскорбленная новым положением, Евдокия привлекает на свою сторону недовольное реформами Петра духовенство и некоторые группы московских аристократических кругов.
Епископ Ростовский Досифей пророчествовал, что Евдокия Федоровна скоро опять будет царицей и поминал её в церквах «великой гocyдарыней». Другие предрекали, что Пётр примирится с женой и оставит Петербург и свои реформы. Так в Суздале вокруг Евдокии создается оппозиционный центр, который своей целью ставит низвержение правительства Петра I, передачу престола царевичу Алексею Петровичу и реставрацию старобоярской власти. Эта группа была тесно связана с царевичем Алексеем, который рос вдали от отца и его государственных дел, окруженный представителями кругов, ненавидящих все петровские навовведения.
26 сентября 1716 года Алексей бежал к австрийскому императору Карлу VI Габсбургу. Петровские сыщики нашли царевича и доставили в Москву. Малодушный царевич Алексей оговорил царевну Марью Алексеевну, а старушка царевна, испугавшись возможности пытки и казни выдала свои отношения с царицей Евлокией. Начавшееся следствие по «Делу царевича Алексея» привело в Суздаль.
Надсмотрщик Григорий Скорняков Писарев донес царю, что инокиня Елена в стенах уединенной обители живет совершенно свободно, что она самовольно назвалась прежним именем Евдокии, что во время литургии имя её, как царицы, упоминается после имени Государя, что она ходит в светлом платье и повелевает всеми, как государыня. В её кельях собирались на долгие и таинственные беседы Епископ Ростовский Досифей, духовник её пустынный, казначей монастыря, управитель его сурмин и некоторые из монахинь. Окружив себя людьми преданными, Евдокия отдала своё сердце генерал-майору Глебову, человеку безграмотному, но мужественному, предприимчивому, с красотой физической соединявшему ненависть к преобразованиям и нововведениям.
Все монахини и упомянутые в доносе лица под конвоем были отправлены в Преображенское. Еще с дороги царица послала повинную: в ней сознавала себя виновной в ношении светского платья, и с чувством собственного достоинства просила прощения, «дабы не умереть безгодною смертию». Начались пытки и допросы. Было дознано, что инокиня Елена держала себя постоянно гордо, непослушным грозила будущим государем Алексеем Петровичем; ее уличили в любви к Глебову, в том, что она любила проводить с ним вечера в продолжительных беседах. Открылось, что протопоп пустынный еще в 1707 г. представил Глебова инокине Елене, что старица Каптелина (Капитолина) была верной услужницей их, что епископ Досифей знал о возникшей дружбе; он же уговаривал Елену скинуть невольнические ризы. Досифей уверял, будто слышал разные голоса от чудотворцев, что Евдокия снова воцарится. Когда подходило указанное им время и слова святых не оправдывались, Епископ относил это к грехам покойного боярина, отца царицы, Феодора Лопухина, будто бы глубоко погрязшего в аду,- обещал за него молиться, брал на украшение храма Господня деньги, и ежегодно доносил, что его предстательством у алтаря всевышнего Лопухин вышел из ада по плечи, через год по пояс, через год по колена и т.д. Протопоп Пустынный показал, что епископ часто заходил к Суздальскому митрополиту Иллариону, что последний не раз укорял его в безвременном вечернем посещении Евдокии. «Еще ты человек молодой,- говорил Досифею Илларион,- и случаев всяких не знаешь». Царевна Марья Алексеевна, уличенная в переписке с Лопухиной, показала на Ростовского епископа, будто не раз он уверял ее в ночных видениях ему царевича Димитрия, при чем передавал пророчества св. Димитрия о близости смерти государя и проч.
Преданный пытке Досифей сознался, что во всех предсказаниях «лгал на святых напрасно».
10 февраля 1718 года царский следователь Скорняков-Писарев приехал в Суздаль и арестовал бывшую царицу Евдокию, застав ее в мирском одеянии. Пользуясь занятостью царя в государственных делах, а особенно поддержкой царедворцев и родни, которые были в оппозиции к реформам Петра, сняв с себя монашескую рясу, она облачилась в светскую одежду и вела мирской образ жизни.
Петр I, узнав о жизни своей супруги, вознегодовал, царь сам тогда направился в Суздаль, желая исследовать дело. Старинный путь из Москвы в Суздаль шел на Александрову слободу и Юрьев-Польский. «На рассвете Петр въехал в Покровскую обитель, – пишет историк М.И. Семевский, – все засуетилось, забегало, все оробело. Государь прямо бросился к брусчатым кельям царицы, застал на крылечке и в сенях разных богомольцев и богомолок, повелел водрузить колы да виселицы…»
В письме к Петру Евдокия во всём повинилась и просила только прощения, чтобы ей «безродною смертью не умереть». Пётр по отношению к Евдокии ограничился её переводом в Старо-Ладожский Успенский монастырь, где под страхом смертной казни с ней запрещено было кому-либо разговаривать.
В сочувствии к Евдокии Федоровне были уличены монахи и монахини суздальских монастырей, крутицкий митрополит Игнатий и многие другие. Вместе с Евдокией в Москву были отправлены на следствие 35 человек. Дело перекинулось во Владимир. И здесь было привлечено 150 человек. Следствие тянулось месяц. 16 марта 1718 года был вынесен приговор по «Суздальскому розыскному делу». Игумения Покровского монастыря Марфа, казначея Мариамна, монахиня Капитолина и несколько других монахинь были невинно осуждены и казнены на Красной площади в Москве в марте 1718 г.

В 1720-м году дьяку Тайной Канцелярии Тимофею Палехину (находившемуся в Москве), именным указом, присланным из С.-Петербурга, из Тайной Канцелярии, велено было ехать во Владимир и в Суздаль «и в тех городах в монастырях и в прочих местах, о которых показано в приложенных при том указе копиях, и которые места по следованию его покажутся, о выезде из Суздаля из Покровского монастыря бывшей царицы, монахини Елены, и о приезде и о действах ее в тех местах, на каких подводах она ездила, и кто при ней были служители, и из каких чинов и кто ей в тех проездах чинил всякую помочь, о том о всем исследовать, и которые люди как духовного, так и мирского чина к тому приличатся, и их с накрепко: давно-ль у них такой случай учинился и чрез кого именно, или чрез какую письменную пересылку, и разговоры какие у них с бывшею царицею о чем были, или от кого о том слышали, и сколь давно и сами они в том согласии с ними были ль. Так же Владимирского ямщика Тимофея Степанова сына Тезикова, да Ивана Жиркина (а которого он города и из какого чина-не показано), которые от растриги Демида, что был Ростовский Епископ Досифей, присылываны в Москву к растриге ж Якову Игнатьеву, сыскав потомуж распросить о всем накрепко». См. .

С воцарением Екатерины I Евдокию Лопухину заточили в Шлиссельбургскую крепость. Когда же русский трон занял внук Евдокии Федоровны император Петр II в 1727 году, она была освобождена и поселилась в Москве в Новодевичьем монастыре.
Воцарение Петра II в 1727 году не сразу облегчило положение Евдокии Федоровны. Только спустя несколько месяцев она была перевезена в Москву и помещена в Новодевичьем монастыре. На ее содержание было определено 4500 руб. в год. По приезде Петра II в Москву сумма была увеличена до 60 тыс. руб. ежегодно, и император проявлял к ней знаки уважения. Затем она поселилась в Воскресенском монастыре в Mocкве; ей было назначено большое содержание и дан особый двор. Пётр II и Анна Ивановна относились к ней с полным уважением - как к царице.
Прожив здесь четыре года, 27 августа 1731 г. царица-инокиня преставилась и была погребена в Смоленском соборе обители.
Перед кончиной последние слова ее были: «Бог дал мне познать истинную цену величия и счастья земного».


Русская царица - Евдокия Лопухина

Калужская икона Божией Матери

«На этой иконе Богоматерь соблаговолила предстать в облике поразительно схожим с прижизненным портретом Царицы Евдокии в монашеских одеждах с раскрытой книгой, написанном во время её пребывания в Покровском монастыре почти за 40 лет до обретения сей святыни».
См. .

Copyright © 2015 Любовь безусловная

История жизни жены Петра Первого Евдокии Лопухиной вызывает большой интерес у любителей истории в силу своей загадочности, неоднозначности и трагичности. Она была первой и не слишком любимой женой Петра l и последней русской царицей, в то время как все последующие супруги русских императоров являлись иностранками.

Происхождение и семья

Несмотря на то что часто можно встретить информацию о том, что жена Петра Первого Евдокия Лопухина была знатного боярского рода, она не вполне достоверна. Дело в том, что отец будущей царицы действительно приходился сыном думному дворянину, но боярское звание семья получила лишь после венчания Евдокии с царевичем Петром Алексеевичем.

Илларион Лопухин, отец будущей царицы, сделал видную карьеру при царском дворе. Служил он и стряпчим, и стрелецким головой, и стольничим, и даже окольничим. Однако после попадания его дочери в немилость к государю карьера его резко оборвалась, как и его сыновей.

Вообще история этой семьи видела не только колоссальный взлет в конце семнадцатого века от захудалого дворянского рода на вершину власти, но и трагическое падение, которое сумели пережить далеко не все члены семьи Евдокии Федоровны Лопухиной.

Выбор в качестве невесты

Политическая ситуация в России конца XVll века была крайне нестабильной. Многочисленные боярские кланы были недовольны и готовились к приходу к власти нового царя, который должен был вот-вот подрасти и достичь совершеннолетия.

В такой ситуации мать Петра Алексеевича, урожденная Наталья Кирилловна Нарышкина, в спешке начала подыскивать для своего любимого сына удобную невесту. Выбор пал на представительницу увядающего и бедного рода Лопухиных, который отличался тем не менее многочисленностью и был способен в случае необходимости защитить ее Петра от недругов. Невестой для царевича стала Прасковья Илларионовна Лопухина, которая сменила имя после венчания на Евдокию Федоровну.

Следом за венчанием дочери ее отец получил боярский титул, а братья - высокие должности при дворе, которые впоследствии им дорого обошлись.

Первые годы в браке

Брак позволил Петру Алексеевичу изменить статус и сместить царевну Софью, так как традиционно на Руси считалось, что после женитьбы юноша становился мужчиной и совершеннолетним.

На молодую царицу сразу же была возложена обязанность по рождению наследников. Считается, что в первые три года Евдокия Лопухина родила троих детей, двое из которых погибли во младенчестве. Некоторые исследователи, впрочем, сомневаются в существовании одного ребенка и считают, что их было двое. Вырасти было суждено лишь одному из них, но и его участь была печальна. Царевич Алексей погиб от руки своего родного отца, который обвинил его в заговоре и попытке организации польско-шведской интервенции в Россию.

О первых годах жизни царственной четы известно из воспоминаний Бориса Ивановича Куракина, который был мужем родной сестры царицы Евдокии Лопухиной. Он происходил из знатного рода Гедеминовичей и вошел в историю как наиболее близкий сподвижник Петра l и первый постоянный посол России за рубежом. Этот блистательный чиновник на протяжении столетия служил примером для его последователей на дипломатическом поприще.

Источники о семейной жизни царицы

В своей книге "Гистория о царе Петре Алексеевиче" Куракин пишет, что царица была хороша собой, статна, однако и самовольна, упряма и консервативна. Последнее, вероятнее всего, и сыграло роковую роль в отдалении от нее будущего императора.

Куракин также сообщает, за что не любили Евдокию Лопухину, говоря о ее склочном характере. Однако здесь стоит отметить, что, несмотря на своенравность, она все же была воспитана в традициях "Домостроя", поэтому до определенного момента признавала за мужем право принимать принципиально важные решения.

Первый год, как вспоминает тот же Куракин, Евдокия Лопухина с царем жили душа в душу и весьма любили друг друга, но вскоре ситуация сильно изменилась. Возможно, виной тому стало знакомство Петра Первого со своей первой фавориткой - которая вошла в историю как кукуйская царица. С ней Петр познакомился при посредничестве Лефорта.

Тучи сгущаются

Пока мать молодого царя была жива, он не проявлял чрезмерной агрессии по отношению к своей жене, которая продолжала жить во дворце, именовалась царицей, несмотря на наличие у царя любовницы. Впрочем, Наталия Кирилловна и сама немного охладела к невестке за упрямство и самодовольство.

В 1694 году царь отправился в Архангельск, но не стал поддерживать с женой переписку, хотя та все еще жила в Кремле. В то же время ее братья и отец попали в опалу, а сама царица начала общаться с людьми, недовольными политикой амбициозного правителя. Так началось необратимое трагическое падение, которое омрачило биографию Евдокии Лопухиной и ее ближайших родственников.

Необратимые перемены в отношениях супругов наступили в 1697 году, когда Петр засобирался в Великое посольство, в преддверии которого отец и двое братьев Лопухиной были сосланы подальше от Москвы под предлогом назначения на должность воевод. Уже из посольства царь написал своему дяде письмо, в котором просил его уговорить жену на добровольный постриг в монастырь. Как и следовало ожидать от упрямой царицы, она отказалась от этого предложения.

Постриг и ссылка

По возвращении из Европы Петр первым делом направился к своей любовнице, не посетив жены. Это событие, безусловно, вызвало у Евдокии Лопухиной тревогу, но изменить ситуацию уже было нельзя. Вскоре Петр встретился со своей женой в доме одного из чиновников и настоятельно попросил ее уйти в монастырь. Она вновь отказалась. Однако на этот раз Евдокию Лопухину в монастырь (Суздальско-Покровский) сопроводили под конвоем.

Есть мнение, что первоначально Петр Великий хотел казнить свою жену, но все тот же Лефорт уговорил его ограничиться ссылкой и монашеством. Монастырь, в который прибыла царица, традиционно служил местом ссылки опальных царских жен и любовниц.

Жизнь в монастыре

Отправленная в монастырь царица не получила государственного содержания и вынуждена была просить своих родственников высылать ей средства, покупать еду и одежду. В таком режиме опальная царица прожил год, после чего начала жить в монастыре мирской жизнью.

Вскоре при посредничестве монастырского настоятеля у нее появился любовник майор Глебов, заведовавший рекрутским набором в Суздале. Его судьба тоже оказалась весьма трагичной, в 1718 году он был обвинен императором в подготовке заговора и казнен.

После разоблачения заговора Евдокия Лопухина была перевезена сначала в Александровский Успенский монастырь, а позже в более суровый Ладожский Успенский монастырь. В последнем она провела семь лет под строгим наблюдением, пока не скончался ее бывший муж.

После смерти Петра Великого

Наследницей Петра l стала Екатерина l, которая, чувствуя опасность, исходящую от бывшей царицы, переселила ее в Шлиссельбургскую крепость. Вскоре, однако, на престол взошел внук царицы Евдокии Лопухиной Петр ll.

После коронации внука Евдокия торжественно вернулась в Москву, где поселилась сначала в Вознесенском монастыре Кремля, а позже переехала в Лопухинские палаты Новодевичьего монастыря. Все обвинительные документы были изъяты и уничтожены, а на содержание Лопухиной было выделено значительное количество денег и особый двор. При этом никакого влияния на внутреннюю политику она не оказывала.

Согласно некоторым сведениям, Евдокия Лопухина фигурировала в числе потенциальных наследников Петра ll, однако история распорядилась иначе. Царица прожила долгую, опасную и трагичную жизнь, но похоронена была с почетом и должным уважением в 1731 году в Новодевичьем монастыре. Анна Иоанновна, в пользу которой она отказалась от власти, относилась к родственнице с должным почтением. Потерявшая отца, братьев, сына и возлюбленного из-за мнительности царя, Евдокия проявила смирение и стоицизм, а последние ее слова были таковы: "Бог дал мне познать истинную цену величия и счастья земного".