Столица активно застраивается на протяжении уже нескольких десятилетий, но за 23 года независимости в городе так и не появилось здания выше, чем советское сооружение "Белбыттехпроекта" на Фрунзенской. Ситуация изменилась в 2015-м, когда в городе возникло сразу два местных небоскреба - "Парус" и Royal Plaza. Мы узнали, какие еще у нас есть высотные объекты, и сравнили их не только с соседними столицами, но и с знаменитыми вещами вроде пирамиды Хеопса или Эйфелевой башни.

Как оказалось, сейчас из семи самых высоких зданий Минска только два построено при Союзе. Но в отличие от многих западных стран самое высокое здание в столице - это жилой дом.

Высота "Паруса" и Royal Plaza оказалась практически одинаковой благодаря шпилям. Без них первенство было бы за бизнес-центром возле магазина "Ромашка" на Немиге.

Значительно ниже лидеров бывшее здание "Белбыттехпроекта" на Фрунзенской, которое начали строить в 1976-м, а сдали в 1982-м. При его возведении уже применяли технологию скользящей опалубки.

"Возведение в 80-х годах на высоких плато в районе Юбилейной площади и в излучине реки монументальных 24-этажных высотных зданий (институт "Белбыттехпроект" и гостиница "Беларусь") установило новый масштаб развития столицы и стало своего рода камертоном в композиции застройки водно-зеленого диаметра города. В ряду восточноевропейских столиц застройка Минска многими оценивалась как достойный пример современного градостроительного искусства", - писал в 2012 году главный архитектор Минскградо Александр Акентьев .

В 2012-м в этом районе возвели еще одну высотку - жилой комплекс "Славянский квартал", а еще через год - дом "У Троицкого". Если к первому сооружению больших претензий слышно не было, то второму досталась не лучшая слава.

К слову, общий дизайн дома "У Троицкого" был придуман еще , чем появилось шестое по высоте здание Минска - гостиница "Беларусь". Открыть ее планировали к Олимпиаде-80, но дело затянулось до 1987 года. На тот момент это был самый вместительный отель в стране с рестораном с видом на город.

Еще один ресторан с видом на Минск есть и в Национальной библиотеке, проект которой разработали в конце 80-х. Он даже занял первое место на всесоюзном конкурсе в 1989-м. Но строить сооружение начали только в 2002-м и сдали к 2006 году. При возведении объекта было задействовано 9 башенных кранов, что на тот момент было рекордом.














Рассмотрев 7 самых высоких зданий Минска, мы сравнили их не только с высотками соседних столиц, но и с некоторыми знаменитыми архитектурными сооружениями.

Как оказалось, практически во всех соседних столицах есть более высокие здания, чем в Минске. Исключение составляет лишь Рига.

Московская же 93-этажная восточная башня комплекса "Федерация" в составе "Москва-Сити" будет не только самым высоким зданием в России, но и во всей Европе. При строительстве применили практически все мировые технологии энергосбережения, а автором проекта значится "немецкий архитектор Сергей Чобан". Как оказалось, он переехал в ФРГ из России еще в 1991 году.

И хоть в Варшаве за вокзалом сейчас также активно развивается деловой центр с небоскребами, самым высоким зданием в Польше остается Дворец культуры и науки, построенный в 1955 году. Его возвели по образцу сталинских высоток в качестве подарка польскому народу. Проектировал его московский архитектор Лев Руднев, а строили - 3500 советских строителей. Сейчас "подарок советского народа" некоторые поляки называют "подарком Сталина", а мнения насчет будущего сооружения - разделены. Одни заявляют, что объект надо снести, как было с Берлинской стеной, другие - оставить как архитектурный объект времен социализма.

Не слишком довольны своим небоскребом жилого назначения на Кловском спуске и киевляне. Местные говорят, что жилой комплекс с вертолетной площадкой наверху закрывает вид с левого берега на Лавру. Не лучший вид открывается и со стороны Олимпийского стадиона, поскольку здание сильно контрастирует на фоне остальных.

В Вильнюсе ситуацию с контрастами застройки спасает то, что деловой квартал состоит из нескольких небоскребов и находится за рекой, а не в старом городе. Самое высокое здание здесь появилось еще в 2004-м. Его открыли в рамках празднования вступления страны в Европейский союз и назвали Europa Tower.










А вот самое высокое здание в нашей подборке - Empire State Building - появилось еще в начале 30-х. 1 мая 1931 года в Нью-Йорке открыли небоскреб высотой почти в полкилометра, 2 мая 1931 года в Минске заработала фабрика "Коммунарка".

Самым же высоким зданием мира является 828-метровая башня "Бурдж-Халифа" в Дубае. На втором месте "Шанхайская башня" в 634 метра, на третьем - 601-метровый комплекс "Абрадж аль-Бейт" в Мекке.

Но все вышеперечисленное еще не означает, что Минск - город малоэтажной застройки. В столице на данный момент есть 104 сооружения, в которых более чем 20 этажей.

На днях строители первого белорусского жилого небоскреба «Парус» на улице М.Танка начнут возводить первый жилой этаж. Четыре яруса, предназначенных для офисных помещений, уже готовы. Несмотря на дороговизну (самая дешевая однокомнатная квартира стоит в районе 100 тысяч долларов), число клиентов растет. По словам директора компании-застройщика Павла Подило, небоскреб будет сдан в срок – в середине 2011 года. В ближайшие годы в Минске должно появиться более десятка высотных зданий: от отелей до бизнес-центров. А к 2020 году вырастет целый квартал небоскребов – «Минск-Сити». Чем же так привлекательны высотные дома? Будет ли жилье из стекла и бетона массовым? Готова ли строительная отрасль к росту этажности? Об этом «НГ» спросила у экспертов.

Если еще несколько лет назад нормативы запрещали строить дома выше 16 – 25 этажей – лестницы спасателей не поднимались выше, чем на полсотни метров, а аэропорт в центре Минска не позволял возводить небоскребы (они мешали самолетам), то сегодня Беларусь готова к «высоким порывам» архитекторов. К тому же пришли инвесторы – из России, Азии, ЕС, которые готовы вкладывать средства в недешевые проекты.

Потребность в высотном строительстве созрела года два назад, но уже лет десять как началась проработка вопроса, – рассказывает директор Белорусского научно-исследовательского института строительства Михаил Марковский. – После строительства таких сложных объектов, как Национальная библиотека, подземный центр на площади Независимости, спорткомплекс «Минск-Арена», перед наукой и стройкомплексом появились новые рубежи - небоскребы.

Если раньше тон в «высотной гонке» задавали США и Европа, то теперь – бурно развивающиеся страны Юго-Восточной Азии и Персидского залива. В одном Шанхае к 2025 году должны построить столько же высоток, сколько в США за всю историю. Выросший в центре столицы ОАЭ гигант «Бурдж-Дубаи» стал высочайшим зданием в мире – 818 метров. Михаил Марковский был в числе белорусской делегации, членам которой удалось подняться на легендарную высотку.

– Мы добрались до самого верха – высоты 610 метров. За 160-м этажом начинался уже металлический шпиль. Я много видел и строил, но первые мысли, которые пронеслись: «Не может быть!» Размеры конструкции таковы, что не верится, как такое можно возвести и как это здание может устоять.

Конечно, принимать участие в «борьбе за метры» Беларуси пока не по силам – это очень дорогое удовольствие. Дубайская башня обошлась в 20 млрд долларов, из которых лишь расходы на сложный проект составили миллиард.

– Но вступить в негласный клуб стран-высотников нам по плечу, – убежден директор института. – Принадлежать к числу стран, которые могут сами спроектировать и построить высотку, мы можем. Такое строительство из-за его сложности стимулирует развитие всего комплекса: производство стройматериалов, повышение квалификации кадров, решение инженерных задач.

О смоге, ветре и бетоне

Чтобы дать «зеленый свет» высоткам, пришлось изменить нормативы: максимальную планку высоты подняли с 75 до 200 метров. Ведущие специалисты всего за полгода проделали огромную работу. В одном из документов, регламентирующих проектирование, Беларусь опиралась на московские нормы. А вот технологию возведения высоток из монолитного железобетона, по сути, разработали с нуля – фирмы – строители небоскребов не горят желанием раскрывать профессиональные секреты.

По словам Михаила Марковского, строительство небоскребов сопряжено с целым рядом проблем – уж слишком высоки требования к прочности, безопасности. Например, для возведения сверхвысокого здания (более 200 м) требуется особо прочный бетон – классов по прочности С60/75 и С90/105 с множеством добавок. Он в два-три раза прочнее, чем тот, что применяется на стройках повсеместно, и пока находится в стенах лабораторий. Это стимулирует дальнейшие исследования.

– На высоте 100 метров начинается облачность, слой смога и возрастает скорость ветра, поэтому кран может работать не более 3 – 4 дней в неделю, – говорит директор института. – Бетон нужно поднимать мощнейшими насосами. Ведь темпы строительства должны быть быстрее, чем при обычном доме: вместо трех этажей в месяц – минимум 5 – 6. Остекление фасада также делается параллельно, с отставанием в 4 – 5 этажей. Простой чреват финансовыми потерями...

Вопрос безопасности рабочих очень важен. Для этого несколько этажей обычно закрыты специальным «футляром», который движется по мере роста здания и защищает от ветра и высоты.

Надежность очень важна. Мы учли мировой опыт, проектировщики должны проводить два независимых расчета, чтобы убедиться, что все в порядке, – объясняет Михаил Марковский. – Модели домов высотой свыше 100 метров надо обдувать в аэродинамической трубе, чтобы видеть ветровые нагрузки. Наконец, проверка на прогрессирующее обрушение: здание должно устоять при взрыве.

Дороговизна небоскреба и в сложных инженерных системах. На стометровой высоте сильный ветер вынуждает делать герметичные окна и принудительную вентиляцию. Нужна и специальная система канализации, мусоропровода, иначе мусор будет лететь с грохотом на весь квартал. За рубежом для этого применяются специальные лифты, промежуточные станции для поэтапного перемещения отходов. Все это ставит перед проектировщиками и строителями новые задачи.

Высотки – в массы?

Жилой небоскреб со 165 квартирами – вещь пока единичная. Понятно, что рядовые дольщики, которые рассчитывают на скромное жилье, не захотят переплачивать за сложное инженерное оборудование и разработку проекта. По словам начальника управления жилищного строительства Мин-стройархитектуры Александра Горваля, сейчас строители массово возводят дома до 25 этажей.

Высотных домов немного, но они есть. Например, 20-этажные здания в Московском районе Минска, в Веснянке, на улице Притыцкого во Фрунзенском районе. Можно сказать, что есть тенденция к повышению этажности. Такие дома строят избирательно, чтобы внешний облик районов был разнообразным, а не уподоблялся одной сплошной стенке. Чаще районы застраивают домами разной этажности.

Кроме архитектурных соображений есть еще и экономические: невысокие дома дороги, затем к 9 – 10-му этажам цена строительства падает, а потом снова растет. Кривая показывает, что 9 – 10-этажки наиболее оптимальны с точки зрения типовой массовой застройки.

Места меньше, денег больше

Перспективы у высотного строительства, безусловно, есть: земля у нас дорожает, – говорит помощник директора агентства недвижимости Вадим Тачкин. – Крупные города в высоту развиваются перспективней, чем в ширину. Это, с одной стороны, экономит территорию, с другой – добавляет современности.

В случае с нашей страной, где небоскребы только-только начали появляться, важно не повторить ошибок других стран. Например, в Москве многие здания строились хаотично, с нарушениями в проекте и при закладке фундамента. Поэтому в Беларуси с ее нестабильным грунтом стоит быть особенно осторожными. В Киеве часть высотных домов построили прямо в историческом центре – «карандашная архитектура» высоток закрыла исторический вид.

Жилье в небоскребах – это модно и современно. Плотность населения возрастает, и уплотнение жилой застройки – это один из способов разместить большое количество платежеспособных клиентов в центральной части города, – считает Вадим Тачкин. – Все-таки надо говорить о новом поколении покупателей. Например, на «видовые» квартиры. Это московский термин, который подразумевает, что окна с панорамным видом на центр города повышают цену.

Безопасность превыше всего!

Чем выше здание, тем больше проблем с обеспечением безопасности. Все помнят жуткие кадры падающих небоскребов в Нью-Йорке и сцены из фильмов-катастроф. Хотя технически инженеры уже научились прочно ставить высотные сооружения на земле, но многое зависит от грунта, на котором стоит сооружение. Перед закладкой минского небоскреба «Парус» строители испытывали землю: забивали сваи диаметром полметра на глубину в 6 метров, а затем нагружали на них гору бетонных плит весом до 800 тонн. Чтобы фундамент высотки был крепким, монолитную плиту поставили на 300 свай и укрепили 320 тоннами арматуры, которую две смены рабочих вязали три недели подряд.

Фундамент важен и потому, что ежедневно в Беларуси, по данным Центра геофизических исследований НАН, фиксируется по 2 – 3 подземных толчка. Кстати, когда в мире происходят сильные землетрясения, жители минских высоток чувствуют их.

К растущим ввысь домам есть специфические требования. Недавно министр по чрезвычайным ситуациям Энвер Бариев отмечал, что из-за высокого темпа роста зданий необходимо приобретать вертолеты для аварийно-спасательных работ в городских условиях. Также нужны насосы высокого давления, лестницы.

Как рассказал пресс-секретарь Минского городского управления МЧС Александр Лапаник, сегодня спасатели готовы к росту этажности зданий, в их распоряжении есть уникальный 90-метровый телескопический подъемник, который доставляет наверх 400 килограммов груза всего за 10 минут. К тому же сотрудники МЧС постоянно отрабатывают навыки на высотных зданиях города.

Несмотря на сложности, высотки в Беларуси растут. Едва ли все мы станем «небесными жителями», но в том, что возведем не одну высотку сами, без привлечения зарубежных технологий и специалистов, сомнений не возникает. Ждем!

Самые высокие новостройки Беларуси

Где: территория бывшего аэропорта Минск-1 и авиаремонтного завода.
Высота: некоторые небоскребы должны превысить 300 метров.
Подробности: комплекс включает высотку в 80 этажей и более 10 небоскребов, в том числе 50- и 70-этажные. На 300 гектарах разместятся офисы, отели, торгово-развлекательные центры, спорткомплексы с ледовой ареной и боулингом. Девять детских садов и семь школ войдут в состав инфраструктуры жилого района на 35 – 38 тысяч человек.
Степень готовности: территория в процессе освоения. Планируется, что район будет сдан к 2020 году.


Где: Минск, улица Филимонова, возле ТРЦ «Александров Пассаж».
Высота: три башни высотой 166, 162 и 57 метров.
Подробности: в самой высокой постройке появится гостиница класса люкс, вторая башня отведена под офисы и магазины, в третьей разместятся рестораны, казино, фитнес-центр, аквапарк. Проектировкой занимается группа австрийских компаний. Троицу башен авторы называют «семьей». Изогнутые здания остеклят зеркальным, прозрачным и полупрозрачным материалом.
Степень готовности: одобрен городским архитектурно-градостроительным советом, заказчик намерен открыть здание в марте 2014 года.

Данные о влиянии высотного жилья на здоровье достаточно противоречивы. Сообщается о том, что нахождение на верхних этажах дольше, чем несколько часов в день, приводит к нервозности, панике. «Качание» здания ощущается начиная с 25-го этажа (75 метров). Есть мнение, что «небесные» люди более подвержены суицидам и приступам агрессии. С другой стороны, один из экспериментов в Азии показал, что жители гор лучше чувствуют себя в высотках.

Только цифры

  • В первые четыре месяца нынешнего года для граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, введено в строй 944 тысячи квадратных метров общей площади, из них в городах – 716,6 тысячи квадратных метров (89,7 процента от объема введенного жилья при задании на год – 80 процентов).
  • В сельских населенных пунктах сдано в эксплуатацию 411,8 тысячи квадратных метров общей жилплощади, что составило 27,1 процента от их общего ввода.
  • В сельских населенных пунктах и малых городских поселениях построено 622 тысячи квадратных метров жилья.

Мнение

Этажи в небо
Виктор НИКИТИН, председатель комитета архитектуры и градостроительства Мингорисполкома:

Хорошо, когда город имеет свое здание-символ. Все, кто приезжает в Минск, сравнивают его с городами вроде Вены, Будапешта. В нашей столице, на мой взгляд, должна быть определенная территория, на которой можно было бы сгруппировать целый пучок высотных зданий. Почему мы предложили «Минск-Сити»? Чтобы перенести туда всю идеологию высотного строительства, собрать все высотные здания. Почему бы не сгруппировать разбросанные по городу министерства, ведомства, бизнес-структуры? Есть исторический центр города, где не хотелось бы строить никаких высоток. Мы хотели возводить подобное здание в районе Октябрьской площади, потом отказались: это будет скорее силуэтный акцент, который будет говорить, что это центр города.

Только цифры

  • В первые четыре месяца нынешнего года введено в эксплуатацию 1520 тысяч квадратных метров жилья (21,8 процента к предусмотренному заданию на год) – это больше на 1,6 процента по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом.

какая вышка самая высокая, какую полюбили экстремалы и возле какой башни есть святой источник

16 января 1966 года в Шаболовском центре состоялась премьера популярной передачи «Кабачок 13 стульев». А что мы знаем о в Беларуси? Предлагаем узнать 6 интересных фактов о телевизионных башнях в нашей стране.

1. Когда появилась телевышка в Витебске?

Телевышка и телепередатчик на появились уже в 1959 году. Первая программа трансляции Центрального телевидения состоялась 1 мая 1959 года. Высота телевышки на тот момент составляла 98 метров. Высота же современной телевышки — 244 метра, ее ввели в строй в 1983 году, построив на Юрьевой горке. Добавим, что башня в областном центре считается близнецом Витебской.

2. Какая телевышка в Беларуси самая высокая?

Вы думаете в ? Ошибаетесь! Так, высота телевышки в городе достигает 376 метра. Она считается самой высокой телебашней не только в Беларуси, но и во всей Европе. Когда ее установили в 1965 году, она начала деформироваться, принимая самые необычные формы. Конструкция извивалась, как змея, и строителям пришлось устанавливать специальные гасители электромагнитных колебаний.

3. А какая телевышка в Беларуси самая маленькая?

Тут стоит вспомнить телевышку в . Высота телевизионной башни, которая принимает сигналы ТРК Брест, была построена в 1975 году. Ее высота составила всего 56 метров. К слову, высота башни в Гродно составляет 254 метра, в Гомеле — 192 метра, в Могилеве (Полыковичи) — 350 метров.

4. А какова высота телевышки в Минске?

Обычно считается, что самую высокую телевышку устанавливают в . Это не так. Первая телебашня в Беларуси была установлена в Минске в 1956 году. Радиус действия уверенного приема составлял на тот момент 70 км. А цветные передачи начали транслироваться уже в 1974 году. Высота старой телевышки составляет всего 170 метров. Конечно, вдобавок к ней уже построили башню в Колодищах высотой в 350 метров. А в будущем минские архитекторы планируют возвести башню высотой в 425 метров.

«События развивались стремительно. Гондольеров с каналами быстренько подменили на лужицы с фонтанчиками, а застройку капитально уплотнили. Вместе с первоначальным проектом исчезла, кстати, и сама компания; даже сайт „англичан“ потерялся на кладбище неоплаченных доменов». Николай Янкойть написал про пять последних разочарований в области градостроительства: Минск-Сити, скоростной трамвай, стадион «Динамо», Хмаринские пасеки и «Маяк Минска».

«Маяк Минска»: как накрылся 78-этажный минский небоскреб

«Жить в крупном мегаполисе, пользоваться всеми возможностями развитой инфраструктуры, но при этом наслаждаться тихим спокойствием, великолепной архитектурой и прекрасными, почти уходящими в горизонт и увлекающими своей красотой видами. Разве это возможно?» Разумеется, невозможно. Впрочем, когда в 2008 году строительство «Маяка Минска» только начиналось, рекламному буклету очень хотелось поверить. Проект загадочной английской компании Zomex Overseas Limited, победивший в конкурсе на застройку района рядом с Национальной библиотекой, разрывал в клочья все шаблоны минской архитектуры.

Минску обещали ведущих архитекторов Великобритании и Франции, а жителям нового района - искусственные каналы с гондольерами, 78-этажный зеркальный небоскрёб в дубайском стиле и «крупнейший в Европе торговый центр площадью 200 000 кв.м». Последний пункт, кстати, автоматически исключал из Европы Турцию и Россию: на момент утверждения минского проекта уже работал вдвое больший стамбульский Cevahir, а в Москве рыли котлован под пятисоттысячный «Авиа Парк».

Далее события развивались стремительно. Гондольеров вместе с каналами быстренько подменили на лужицы с фонтанчиками, застройку капитально уплотнили, а зеркальные поверхности домов приобрели привычные «брилевичские» оттенки розового, красного и коричневого. Вместе с первоначальным проектом ZomexOverseas исчезла, кстати, и сама компания; даже сайт „англичан“ потерялся на кладбище неоплаченных доменов. В 2012 году поугасли и надежды на настоящий небоскрёб: минская компания «Белинте-Роба», заменившая городу всех этих британцев (по некоторым данным, по личному составу от британцев неотличимая), представила общественности обновлённый проект «Маяка».

Казалось бы, испортить проект сильнее уже сложно - и всё же на этом его в покое не оставили. Уже через несколько месяцев 35-этажный «Маяк» был заподозрен в намерении подавить распластавшийся через дорогу «один из важнейших символов белорусской государственности». К весне 2013 на просторах сети появился новый проект.

Словно в насмешку ординарные бело-голубые высотки получили имена художников: «Кандинский», «Сезанн», «Матисс», «Дали» и даже «Пикассо». Кстати, газпромовская 200-метровая башня, проект которой представили годом позже, расположится с другой стороны от Национальной библиотеки, но «подавлять» он будет только одно строение - Московский автовокзал.

Справедливости ради отметим, что план постройки огромного торгового центра сохранили неизменным и уже начали потихоньку реализовывать. К тому же в районе уже выстроена эффектная школа по проекту бюро белорусского архитектора Юлии Скорыниной . Впрочем, от глаз большинства минчан это здание будет скрыто «Пикассо» и сотоварищами.


Почему безликий «Северный» не стал «Хмаринскими пасеками»

Возводить новый жилой район между Новинками и МКАДом было решено в конце нулевых. Николай Ладутько хвастался , что район станет крупнейшим жилым массивом в городе, Министерство здравоохранения обещало выстроить здесь самую большую в стране клиническую больницу, УП «Минскградо» запланировало продолжение улицы Карастояновой до третьего транспортного кольца, да и само строительство третьего кольца было не в последнюю очередь привязано именно к началу работ над «Северным». Проект утвердили на пресловутом «самом высоком уровне» и включили в план развития города от 2010 года.

Из безликого «Северного» район переокрестили в «Хмаринские пасеки», и весной 2011 экскаваторы начали расчищать площадку под первую очередь жилья. Сказочной архитектуры от «Пасек» никто не ждал - зато новый массив девятиэтажек имел все шансы стать самым зелёным и экологически чистым жилым районом Минска.

А потом строительство внезапно свернули. Президент вдруг вспомнил, что земли между Новинками и МКАДом особенно хороши в качестве пахотных, и заявил, что строить на них какое-то там жильё - «самое жёсткое уголовное преступление». Вслед за президентом грудью стал на защиту зерновых и Ладутько. Забыв о недавних обещаниях изменить район до неузнаваемости, Николай Александрович прочитал прессе несколько лекций о невероятной новинковской урожайности, подчёркивая, что никаких районов на плодовитых землях город строить не собирается. Экскаваторы уехали, названия остались на бумаге. Строительство третьего кольца тоже приутихло.

Вполне вероятно, что ещё два проекта жилых районов - Щомыслица за МКАДом на юго-западе и Дегтярёвка на западном выезде из города - свернулись из-за того же запрета на застройку пахотных земель. Продовольственная безопасность - превыше всего, а для жилья, если что, и Уручье можно уплотнить.

Стадион «Динамо»: как надежда умирает последней

В реконструкции «Динамо» нуждалось ещё с начала 90-х. В 1999-м на стадионе даже прошёл ремонт: советские скамейки заменили пластиковыми сидениями, а наскоро достроенный перед Олимпиадой-80 козырёк условно «законсервировали»: пускать туда людей уже было слишком опасно, но на демонтаж денег не хватило. Наконец, в июне 2012 года минская мэрия подписала договор с венгерской компанией «Грабоплан». К радости футбольных болельщиков, стадион пообещали преобразить всего за 28 месяцев.

Однако к концу осени ремонт так и не начался, а Мингорисполком внезапно объявил открытый архитектурный конкурс на новый проект. Обязательным условием было сохранение фирменной «римской» аркады, а из легкоатлетического стадион должен был превратиться в полностью футбольный: беговые дорожки обещали убрать, трибуны - приблизить к газону. Венгры из «Грабоплана» оторопели , но всё же высказали надежду на сотрудничество. Победителем конкурса стало лаконичное решение немецкой компании GMPInternational, строившей арены для чемпионата мира в ЮАР и чемпионата Европы в Польше и Украине. На этой радостной ноте стадион наконец закрылся на ремонт.

Однако вскоре стало понятно, что немецкая продуманность Минску не по карману. Инвесторов не нашлось, государственных денег - тем более: футбольный стадион, поди, не ледовый дворец. За 2013 год в рамках «реконструкции» строители разобрали полкозырька и сняли половину кресел.

Наконец, в начале 2014-го появилась информация о новом варианте реконструкции. Футбольный стадион в центре города показался властям слишком неудобным объектом: парковок к нему не настроишь (ведь соседние территории уже давно отданы под отели и казино), да и 40 тысяч злых футбольных фанатов в центре города - несомненная опасность для хрупкой государственности. В феврале «Минскпроект» представил общественности новый план на «Динамо».

На новом проекте стадиону вновь вернули дорожки, более того, «Динамо» решили сделать именно легкоатлетическим объектом. Количество зрительских мест с планируемых 45 тысяч уменьшили до 20. Проект национального футбольного стадиона выбросили из центра в Заводской район, а из ближайших планов - на следующую пятилетку. «Грабоплан» и вообще подал на руководство «Динамо» иск в суд за неправомочное расторжение контракта.

Вслед за надеждой на удобный европейский стадион в центре города умирают и надежды на то, что хоть какая-то реконструкция состоится в ближайшие несколько лет: с момента разговоров о 28 месяцах ремонта прошло уже два года, а сам ремонт ещё только-только начался. Даже «толкучка» вокруг «Динамо» по-прежнему подаёт признаки жизни.

Почему скоростной трамвай так и не заменил метро

Десять лет назад минские власти впервые заговорили о разработке комплексной схемы общественного транспорта. Именно тогда зазвучала первая конкретика о третьей линии метро, а четыре городские транспортные организации - Минскпассажиравтотранс, Минскгорэлектротранс, Минский метрополитен и Управление транспорта и связи Мингорисполкома - вошли в состав единого Минсктранса. План развития расписали аж до 2030 года. Понимая, что метрополитен за счёт застройки и уплотнения жилых районов вскоре начнёт трещать по швам, а неповоротливые автобусы всё чаще будут провоцировать пробки на больших перекрёстках, транспортники нашли новый приоритетный путь развития. Экологичный, быстрый и к тому же недорогой - скоростной трамвай.

Начать планировалось с продления трамвайных путей с площади Мясникова до объединения с линией на Комсомольское озеро. Затем из полученного кольца должны были выстроить быстрые рельсы до Сухарева, Чижовки и Курасовщины - этим районам трамвай мог бы заменить метро, которое туда точно не проведут ещё десятки лет. У Восточного автовокзала трамвай даже планировали ненадолго пустить под землёй. Финальным аккордом стало бы огромное полукольцо от Минск-Арены до Ангарской. Впридачу скоростные трамваи собирались запустить в Силичи и Логойск.

В пику всем трамваененавистникам одна за другой появились новости о введении в Минске бесшумных составов и о внедрении светофоров , автоматически реагирующих на приезд трамвая. Транспортники на пальцах объясняли журналистам, чем и насколько трамвай лучше метрополитена, автобусов и маршруток, причём доказательства звучали достаточно убедительно даже для тех, кто никогда не катался в эталонных немецких трамваях. К 2011-му для запуска проекта была готова практически вся документация, а в Серебрянке даже начали дорожные работы.

Однако внезапно проект свернули по тривиальной причине: нет денег. «Станем побогаче - поднимем вопрос снова», - обещал Минсктранс, опуская прекрасный проект в мусорный бак. Судя по всему, в ближайшие лет двадцать Сухарево и Чижовка останутся ни с чем.

Запасной аэродром: почему не будет Минск-Сити

В 2007 году власти города поведали народу, что столица просто зудит от срочной необходимости постройки настоящего даун-тауна. Площадь под проект нашлась на удивление быстро: город вспомнил, что рядом с центром есть громадный и довольно бесполезный аэропорт. Уже к маю появилась утверждённая концепция: «Минск-1» решили снести, а соседний Минский авиаремонтный завод - вынести за черту города. Ждать инвестора тоже долго не пришлось: российская нефтяная компания «Итера» пообещала вложить в «Минск-Сити» запредельные 30 миллиардов долларов.

В отличие от фантастической по белорусским меркам скорости принятия решений, первые эскизы нового района от УП «Минскградо», мягко говоря, не впечатляли.

Вскоре свой вариант предложило российское архитектурное бюро «Лозинский и партнёры»; получилось значительно интереснее. Центральный небоскрёб должен был своими очертаниями напоминать нам всем взлетающего аиста.

От предварительных эскизов Мингорисполком и «Итера» перешли к реальным действиям: в 2008 году был объявлен крупный тендер, в котором поучаствовали по-настоящему серьёзные архитектурные компании - американская NBBJ , британская RMJM , интернациональная Aedas . Увы, особого резонанса в городе тендер не вызвал, а большинство участников постеснялось выкладывать свои проекты в открытый доступ. Всё, что осталось для истории в сети, - миниатюрные рендеры, которые, впрочем, могут дать приблизительное представление о том, каких красот мы в Минске уже точно не увидим.

Особенно впечатлял смелый, стильный и брутальный проект голландского архитектора Эрика ван Эгераата - одного из немногих, кто выложил рендеры проекта на своём сайте .

Водный канал, делящий район на две части, должен был точно повторять контур взлётно-посадочной полосы исчезающего «Минск-1».

Впрочем, ожидать, что нынешние городские власти выберут демонические чёрные высотки Эгераата, было бы по меньшей мере глупо. Победителем тендера стал старый добрый проект Лозинского с аистом-небоскрёбом. Впрочем, аист тоже выглядел не так уж плохо; дело было за реализацией. К этому времени «Итера» протрезвела и тихонько уменьшила сумму инвестиций до 5 млрд.

И тут грянул экономический кризис. Какое-то время властям было совсем не до строительства, а когда в 2012 к вопросу «Минск-Сити» решено было вернуться, оказалось, что пыл «Итеры» окончательно остыл. Всё, что к этому моменту было построено, - несколько бюджетных панелек. Как они увязывались с утверждённым проектом - неизвестно. В итоге «Итеру» отстранил от проекта лично Лукашенко. Панельки рушить, конечно, не стали.

В 2013 Мингорисполком решил начать с чистого листа. От проекта с аистом окончательно отказались, а в поисках решений объявили ещё один конкурс. По громким именам новое шоу не уступало предыдущему: среди участников числились американские гиганты HOK , модные нью-йоркцы PerkinsEastman , влиятельные Sasaki . Однако приоритеты городских властей изменились: вместо люкс-апартаментов новый проект должен был включать пять очередей жилья эконом-класса, а высоту зданий ограничили 75 метрами (что, кстати, в переводе на национальные единицы равно Одной Библиотеке). Размах эскизов, соответственно, сошёл на нет.

Первое место в конкурсе не отдали никому, поскольку среди проектов не нашлось работы, «обладающей комплексом градостроительных идей, которые можно было бы реализовать в полном объеме». «Правильную» работу было поручено сварганить минским архитекторам, и те справились за два месяца. Вскоре прессе сообщили, что этот вариант проекта - финальный.

Весной 2014 года был объявлен новый конкурс среди инвесторов, но его результаты Мингорисполком почему-то так и не опубликовал. В июле на одной из встреч с горожанами Николай Ладутько «напомнил» всем о победе английских архитекторов, чем окончательно запутал ситуацию: искали ведь вроде инвесторов, а нашли архитекторов.

Кажется, история только начинается; впрочем, ждать от «Минск-Сити» футуристичных пейзажей на грани фантастики уже не стоит.

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

«Комсомолка» узнала, как будет выглядеть будущий комплекс российской компании, ради которого пожертвовали Московским автовокзалом [фото]

Фото: Ольга ИВАШЕНКО

Изменить размер текста: A A

Сейчас на пересечении улицы Филимонова и проспекта Независимости большая стройка. К концу 2018 года там вырастет многофункциональный общественно-деловой комплекс «Газпром Центр». О том, каким он будет, мы расспросили заместителя председателя Белорусского союза архитекторов, главного архитектора филиала по строительству комплекса ОАО «Газпром трансгаз Беларусь » Михаила Гаухфельда .

«Вид на библиотеку эта башня не испортит»

Если строительство офисных зданий в центре и вдоль проспекта Независимости не прекратится, то через 5 - 10 лет центр Минска и проспект остановится и захлебнется в пробках, - сразу заинтриговал Михаил Львович. - Это фактор, который нужно учитывать при размещении крупных офисных, торговых и жилых зданий. Чем больше мы их размещаем в центре, вдоль проспектов, тем больше шансов, что они из парадных, пешеходных, как задумывались в 50-е годы ХХ века, превратятся в транспортные магистрали с пробками. Надо срочно строить объездные кольцевые магистрали вокруг центра и дублеры проспекта Независимости. Это основная проблема градостроительства Минска сегодня.

Чтобы отчасти решить проблему, минские градостроители еще в 80-е годы задумали создание двух крупных деловых центров, но не в центре города, а в местах с удобной транспортной доступностью на пересечении кольцевых и радиальных магистралей. Первый такой центр - вокруг Национальной библиотеки, второй - на месте старого аэропорта «Минск-1».

Судя по опыту строительства «Маяка Минска», где задумывали деловой центр, а строят жилой комплекс, есть опасения, что и с территорией бывшего аэропорта «Минск-1» может случиться то же самое.

- А с комплексом «Газпрома» не случится?

Нет, такого точно не произойдет, жилых зданий там не будет. Это современный деловой центр.

- А нет опасения, что газпромовская высотка затмит Национальную библиотеку? Она ведь будет намного выше.

Нет, библиотека расположена таким образом, что вокруг нее большая свободная парковая территория, она в любом случае будет смотреться как центр ансамбля. Газпромовскую башню сознательно отодвинули от проспекта, чтобы при выезде из центра города Национальная библиотека была видна со всех точек. Однако, как архитектор, я не могу не сказать, что одна градостроительная ошибка все же сделана. Увы, здание офиса «Дана Молл » закрыло библиотеку со стороны въезда в город…

«Уникальный проект и «зеленые» технологии»

- Эта стройка - одна из самых обсуждаемых. Многие опасаются, не будут ли газпромовские небоскреб и высотки выбиваться из единого облика проспекта?

Комплекс «Газпрома» разместили в соответствии с генпланом города - и как деловой центр, и как одно из высотных зданий. Градостроители планируют, что аналогичные центры появятся и в других точках города, где они предусмотрены генпланом, чтобы придать столице облик современной европейской столицы.

Комплекс «Газпрома» - это пример деловых центров, которые сейчас строят в крупнейших городах мира. И тот случай, когда инвестор не собирается экономить каждую копейку, а хочет получить современный объект мирового уровня. Цифры - не тайна. В строительство офиса и многофункционального комплекса «Газпром» планирует вложить примерно 500 миллионов долларов. Разумеется, в процессе строительства суммы могут меняться.

- Чем все же уникальна эта стройка? Кроме денег?

Во-первых, это крупнейший международный проект. Сюда придут многие российские, белорусские и международные компании. В него заложены интересные архитектурные и инженерные решения. Как уже известно, здесь будет самое высокое здание Минска, и для его строительства применят новейшие технологии.

Во-вторых, будут и другие интересные решения. Так, в центре комплекса будет амфитеатр на тысячу мест. Его сцена - это фонтан, но плоский, при необходимости его легко можно превратить в сцену. Здесь будут проходить концерты и фестивали. А зимой фонтан-сцена будет превращаться в каток. В стилобатной части комплекса (обычно цокольный этаж одного или общий цокольный этаж нескольких зданий. - Авт.) запроектирован уникальный конгресс-центр с трансформируемыми залами - главный на 900 мест и пять малых суммарно на 800 мест. Кроме конгрессов и конференций в нем можно будет проводить концерты, выставки, другие мероприятия. Аналогичных залов в Минске пока нет. В составе комплекса запроектирован паркинг почти на 1500 автомобилей, что, в отличие от других бизнес-центров Минска, создаст действительно комфортные условия для работников и посетителей. Все инновации трудно перечислить.

Московский газпромовский комплекс - исключительно деловой, и вход туда по пропускам. Минский будет доступен всем. Наверху башни будет четырехэтажный ресторан разных ценовых категорий. Вертолетной площадки не будет, потому что здание остроконечное. Она предусмотрена на территории комплекса.

Строительство ведется по «зеленым» технологиям, то есть с максимальным использованием возобновляемых источников энергии. У комплекса даже будет свой энергетический центр, где из газа по самым современным технологиям будут получать электричество, тепло и холод на нужды всего комплекса. Это значит, что он будет мало зависеть от городских ТЭЦ и прочего.

- Что значит «проектирование комплекса ведется одновременно со строительством»?

Еще 10 лет назад предполагалось, что строительство можно вести, грубо говоря, прямо с картинки. Наломав дров на многих объектах, все поняли, что с эскиза строить нельзя. Надо сделать полноценный архитектурный проект, и когда он будет согласован и пройдет госэкспертизу, можно вести дальнейшее поэтапное проектирование параллельно со строительством. Это сложнее, но все понимают, что такой крупный комплекс проектировать пришлось бы еще года три. А потом - утверждать, и только потом строить.

«Развязка эстетически стала несколько хуже. Зато дешевле».

- Что будет с развязкой? То на нее есть деньги, то нет…

Газпром финансирует 50% стоимости строительства развязки и уже все по договору оплатил. Естественно, прежде чем подписать инвестиционный договор, были озвучены предварительные суммы. Но так получилось, что оговоренная сумма, после того как подготовили первый вариант развязки, была превышена в несколько раз. Понятно, что город не мог сам оплатить предложенный вариант развязки. Поэтому «Минскинжпроект » проект переделал. В результате сократили затраты на эстакадные путепроводы. Могу сказать, что если раньше эстакада была порядка 150 м, то сейчас ее уменьшили до размеров, позволяющих пустить улицу Филимонова под проспектом, как это сделано на остальных развязках. Убрали подземные пешеходные переходы под проспектом. Понятно, что эстетически и функционально это стало несколько хуже. Ушел и уникальный пешеходный мостик через улицу Филимонова. Переходить дорогу минчане будут по зебре через проспект и улицу Филимонова. Под развязку также ушла часть парковой территории Слепянской водной системы.

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

Общая площадь участка, на котором построят «Газпром Центр», - 8,27 га, это примерно 12 футбольных полей.

Площадь застройки - 4,5 га.

Чтобы начать стройку, пришлось выкопать 480 000 кубометров грунта. Для сравнения: чтобы приступить к стройке торгового центра «Столица» (сейчас - самого глубокого строения в Минске), с площади Независимости вывезли 460 000 кубометров земли.

Глубина котлована под «Газпром Центр» - 12 метров. В нем могло бы поместиться не самое мелкое по белорусским меркам озеро.

Площадь всех зданий, которые построят в комплексе «Газпром Центр» - 264 000 м². Для сравнения: общая площадь здания Национальной библиотеки - 113,7 тыс. м².

Высота газпромовской башни составит 189 м, в то время как высота строящегося небоскреба «Парус», который сейчас называют самым высоким в Минске, только 133 м. И то вместе с антенной.

ПОДРОБНОСТИ

Вокруг башни будет торговая улица и парк

Здания в комплексе «Газпром Центр» обещают уникальные и с точки зрения архитектуры, и с точки зрения организации городского и офисного пространства. Это будет мини-город, в котором минчане смогут работать, отдыхать, заниматься спортом... Создателем идеи проекта стала международная компания, NBBJ одна из самых инновационных в сфере архитектуры и дизайна, с офисами в Китае , США и Великобритании .

Центром композиции будет остекленная башня высотой 189 метров. Она станет самым высоким зданием в Беларуси. Вокруг небоскреба разместятся пять зданий по 12 - 15 этажей. Вместе они будут напоминать силуэт факела - символ компании Группы «Газпром».

Здесь разместится штаб-квартира компании, офисные здания, гостиничный комплекс с конгресс-центром, спортивный центр с бассейнами, банями, спортзалами, теннисным кортом на крыше, медицинско-диагностический центр с уникальным оборудованием, обучающий детский центр с музеем, торговая улица с бутиками и предприятиями питания, паркинг на 1500 автомобилей.

В мини-городе расположится торговая улица, амфитеатр, зона отдыха, наземный и подземный паркинги, кафе-рестораны.

Между комплексом и проспектом Независимости создадут продолжение парка вдоль Слепянской водной системы.