«Слово «глагол» — какая часть речи?», «Что такое глагол?», «Зачем он необходим в русском языке?» — вопросы, часто задаваемые не только иностранцами, но и русскоговорящими. Ответить на них нетрудно, но для этого придется изучить большое количество информации.

Глагол как часть речи в русском языке считается одним из основных ее компонентов. Без него практически невозможно составить полноценное предложение. Несмотря на то что идеальное время для изучения разбора глагола как части речи - 3 класс, многие взрослые люди приобретают желание и возможность изучать русский язык слишком поздно, и начинать с азов приходится уже в более взрослом возрасте.

Помимо очевидных минусов (приходится осваиваться в грамматике с нуля вместо того, чтобы формировать свою грамотность вокруг имеющихся знаний) у такой модели изучения есть и плюсы: взрослому человеку — а эта статья создана как раз для взрослых людей, а не для третьеклассников — можно объяснить гораздо больше полезного и интересного.

Общая информация

Глагол — это часть речи, которая обозначает действие предмета или явления. Он отвечает на вопросы «Что делать?» и «Что сделать?», а в предложении выполняет функцию сказуемого, подлежащего или, в редких случаях, второстепенного члена. Взять, например, следующее предложение: "Поспешить — людей насмешить".

Первый глагол в нем — «поспешить» — является подлежащим, а второй — «насмешить» — сказуемым.

С помощью глаголов в предложении или тексте выражается какое-либо действие, событие, явление, передается динамика, изменения. Обилие глаголов характерно для текста-повествования, насыщенного часто меняющимися событиями.

Инфинитив

Инфинитив — это неопределенная форма глагола. Ее также называют начальной формой. Иногда еще и словарной, потому что именно она приводится в толковых, орфографических и других словарях. Раньше инфинитив называли неопределенным наклонением глагола, но сегодня этот термин совершенно вышел из употребления.

Чаще всего инфинитив образуется с добавлением к корню слова суффикса «-ть». Например: читать, рисовать, решать, удивлять, давать, брать.

Слова, корни которых оканчиваются на согласные, чаще всего имеют суффикс «-ти»: расти, идти, пасти, трясти.

Слова с основой, оканчивающейся на «-г» или «-к», изменяются сильнее всего. Последняя буква корня и первая буква суффикса как бы сливаются, образуя «-ч-». Например, в следующих глаголах: могу — мочь, теку — течь, пеку — печь, стригу — стричь.

Признаки глагола

Глагол как часть речи обладает определенным набором признаков. Знание этих признаков очень помогает в правописании. Без них также невозможно произвести разбор глагола как части речи или просто дать слову грамматическую характеристику. Вот их полный список:

  1. Лицо.
  2. Число.
  3. Время.
  4. Наклонение.
  5. Залог.
  6. Спряжение.
  7. Возвратность.

Некоторые из этих признаков не изменяемые: вид, спряжение, возвратность. Другие могут меняться в процессе спряжения. Каждый из этих признаков будет подробно объяснен далее в статье. Чтобы знать, как разобрать глагол как часть речи, необходимо понимать и различать все эти признаки. Их удобнее и эффективнее всего разбирать по отдельности и по порядку.

Лицо

Глагол как часть речи может существовать в первом, во втором и в третьем лице.

Лицо Пояснение Примеры
Первое

Первое лицо подразумевает, что действие совершается говорящим или говорящими либо над говорящим или говорящими. Глаголы в первом лице сочетаются с местоимениями «я» и/или «мы».

Пишу, читаю, рисую, учим, работаем, дружим.
Второе

Второе лицо употребляется, когда действие совершается адресатом или адресатами реплики. Глаголы во втором лице сочетаются с местоимениями «ты» и/или «вы».

Пишешь, читаешь, рисуешь, учите, работаете, дружите.
Третье

Третье лицо употребляется, когда имеется в виду, что действие совершается человеком или объектом, не участвующим в разговоре, кем-то посторонним или посторонними. Глаголы в третьем лице сочетаются с местоимениями «он», «она», «оно», «они».

Пишет, читает, рисует, учит, работает, дружит.

Лицо глагола невозможно определить, если он употреблен в форме прошедшего времени, поскольку между формами в разных лицах нет абсолютно никакой разницы: я читал, ты читал, он читал.

Число

Число глагола как части речи может быть либо единственным, либо множественным.

Число глагола можно определить в любом времени, поскольку разница между формами единственного и множественного числа сохраняется всегда.

Время

В русском языке, как и в любом другом, существует три времени: прошедшее, настоящее и будущее. В прошедшем и будущем времени существуют две видовременные формы: совершенная и несовершенная.

Время Пояснение Пример
Прошедшее совершенное Описывает действие, которое было начато и завершено в прошлом Вчера я прочитал очень интересный рассказ
Прошедшее несовершенное Описывает действие, которое было начато, но не было закончено в прошлом В прошлом году я много занимался фотографией
Настоящее Описывает действие, происходящее в данный момент Политическая ситуация в мире становится все более спокойной
Будущее совершенное Описывает действие, которое начнется и завершится (или только завершится) в будущем Офисный работник закончит отчет к девяти часам вечера
Будущее несовершенное Его также называют сложным будущим временем. Описывает действие, которое начнется в будущем, но неизвестно, когда будет закончено и будет ли закончено вообще

Отличить ту или иную видовременную форму глагола в русском языке достаточно легко. Во всех временах и числах отличия между ними сохраняются.

Наклонение

Глагол как часть речи может существовать в трех наклонениях: изъявительном, условном и повелительном.

Только изъявительное наклонение позволяет использовать все возможные лица, числа и времена глаголов. В условном наклонении возможно только прошедшее время, а в повелительном — только второе лицо.

Вид

Эта тема уже была косвенно затронута раньше, но лишь коротко, в двух словах: глаголы как часть речи бывают совершенного и несовершенного вида. Если разобрать эту тему подробнее, можно выяснить следующее.

Существуют также глаголы, принадлежащие сразу к обоим видам. Например, глагол «обещать». «Что делал?» — «обещал». «Что сделал?» — тоже «обещал».

Род

Глагол как часть речи в русском языке бывает женского, мужского или среднего рода.

Род глагола можно определить только в том случае, если он употреблен в форме единственного числа третьего лица прошедшего времени. В настоящем и будущем времени определить род невозможно: он делает, она делает, оно делает.

Залог

В русском языке существует активный и пассивный залог.

Считается, что пассивный залог — громоздкая, тяжелая конструкция. Кроме тех случаев, когда его использование необходимо и не может быть заменено активным залогом, его лучше избегать, особенно работая над художественным произведением.

Спряжение

В русском языке глаголы могут быть первого или второго спряжения. Каждое из них обладает определенными грамматическими признаками и служит для того, чтобы употреблять правильные глагольные окончания. С тем, как разобрать глагол как часть речи, также возникает меньше проблем, если известно его спряжение. Определяют его по окончанию: на «-ить» — второе спряжение, все остальное — первое, за редкими исключениями.

Возвратность

Возвратные глаголы в русском языке содержат постфикс «-сь» или «-ся» и подразумевают, что лицо, предмет или явление совершает действие над самим собой: умываться, улыбаться, радоваться, одеваться, просыпаться, причесываться, знакомиться, нравиться, казаться.

Невозвратные глаголы, напротив, не подразумевают действие, совершающееся над действующим лицом, явлением или предметом.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Глаголы в изъявительном наклонении описывают действия, которые происходят, происходили или будут происходить на самом деле.

    Глаголы в изъявительном наклонении изменяются по временам. В настоящем и будущем времени гласная конца основы неопределенной формы иногда отсекается, например: видеть - вижу .

    В изъявительном наклонении глаголы несовершенного вида имеют три времени: настоящее, прошедшее и будущее сложное, а глаголы совершенного вида - два времени: прошедшее и будущее простое.

    Глаголы в условном наклонении обозначают действия, желаемые или возможные при определенных условиях.

    Условное наклонение глагола образуется от основы неопределенной формы глагола при помощи суффикса -л- и частицы бы (б ). Эта частица может стоять после глагола и перед ним, может быть отделена от глагола другими словами.

    Глаголы в условном наклонении изменяются по числам и в единственном числе - по родам.

    Глаголы в повелительном наклонении выражают побуждение к действию, приказ, просьбу. Они употребляются обычно в форме 2-го лица, не изменяются по временам. Формы повелительного наклонения образуются от основы настоящего или будущего простого времени с помощью суффикса -и- или нулевого суффикса. Глаголы в повелительном наклонении в единственном числе имеют нулевое окончание, а во множественном - -те . Иногда к глаголам повелительного наклонения прибавляется частица -ка (напр., почитай-ка ), которая несколько смягчает приказание.

    Вид глагола

    • Несоверше́нный вид обозначает действие в его течении, без указания на границу действия (отвечает на вопрос «что делать?») (рисовать , петь).
    • Соверше́нный вид обозначает действие, ограниченное пределом (отвечает на вопрос «что сделать?») (нарисовать , спеть ).

    Существуют глаголы, не имеющие парных форм другого вида:

    • принадлежать, разгуливать (только несовершенный вид);
    • грянуть, очутиться (только совершенный вид).

    Есть глаголы, совмещающие значение несовершенного и совершенного вида - двувидовые глаголы (велеть , обещать , ранить , казнить , многие глаголы на -ировать ).

    Род глагола

    Род глагола, как и у имён существительных, может быть мужским, женским или средним. Глагол проявляет признак рода только в прошедшем времени, род глагола определяется по окончанию (делал, делала, делало ) .

    Залог глагола

    Залог глагола может быть действительным или страдательным. Действительный залог употребляется, когда описываемый объект совершает действие (например: «Ученик читает книгу.»). Страдательный залог употребляется, когда действие совершается над объектом («Книга читается учеником») .

    Спряжения глаголов

    Спряжение - это изменение глаголов в настоящем и будущем простом времени по лицам и числам (аналогично склонению для имен существительных). Спряжениями (спряжение как категория) также называются группы глаголов, окончания которых при изменениях в настоящем и будущем простом времени по лицам и числам меняются одинаково. Спряжение не считается «грамматическим признаком» глагола.

    Регулярные спряжения

    Существует два спряжения (две категории глаголов): I и II.

    Определяют спряжение следующим образом - если у глагола в форме 3-го лица множественного числа ударное окончание -ут , -ют , то это глагол I спряжения. Если же ударное окончание -ат , -ят , то это глагол II спряжения. Только в случае, если окончания 3-го лица множественного числа безударны, применяют следующий приём. Следует учитывать, что он не действенен для глаголов с упомянутыми ударными окончаниями!

    Ко II спряжению относятся те глаголы с безударным личным окончанием, у которых:

    1. Инфинитив оканчивается на -ить (возить, пилить, тратить и др.), кроме глаголов брить , стелить , редко встречающихся глаголов зиждиться («основываться, строиться») и зыбиться («колебаться, качаться, покрываться зыбью»). (Глаголы зиждиться и зы­биться употребляются только в форме 3-го лица единственного и множественного числа, остальные формы не употребляются.)
    2. Глаголы-исключения, у которых инфинитив оканчивается на -еть (смотреть, видеть, тер­петь, ненавидеть, обидеть, зависеть, вертеть ) и на -ать (гнать, держать, слышать, ды­шать ).

    Все остальные глаголы с безударными личными окончаниями относятся к I спряжению.

    Приставочные глаголы, образованные от бесприставочных, относятся к тому же типу спряжения, что и бесприставочные (гнать - догнать - пере­гнать - выгнать и т. д. - II спряжение). Глаголы с -ся (-сь ) относятся к тому же типу спряжения, что и без -ся (-сь ) (гнать - гнаться - II спряжение). Спряжение - это постоянный признак глагола.

    Нерегулярные спряжения

    В русском языке есть и разноспрягаемые глаголы, у которых одни формы образуются по I спряжению, а другие - по II. К ним относятся:

    1. бежать , который имеет все формы, как у глаголов II спряжения (бегу - бежишь - бежит - бежим - бежите), кроме 3 лица множ. числа - бегут (по I спряжению);
    2. хотеть , глагол, который имеет формы ед. числа (хочу - хочешь - хочет) по I спряжению, а мн. числа (хотим - хотите - хотят) по II спряжению.
    3. чтить - изменяется по II спряжению (чту - чтишь - чтит - чтим - чтите), кроме 3 лица множ. числа (чтут), хотя есть и форма чтят, которая сейчас употреб­ляется реже, чем чтут;
    4. брезжить («рассветать, чуть светиться») - имеет все формы, как у глаголов II спряжения (брезжу - брезжишь - брезжит - брезжим - брезжите), кроме 3 лица множ. числа - брезжут (по I спряжению). В I-II лицах употребляется крайне редко: «Забрезжишь силуэтом робким // Забрезжишь невпопад мольбой» (Светик Фомичёва).

    Нехарактерную для глаголов I и II спряжений систему окончаний (архаическую) имеют глаголы есть , надоесть , дать , создать , быть (и их приставочные производные: переесть , заесть , сдать , отдать , предать , воссоздать и др.).

    Глагол быть также своеобразен. Спряжение его (есмь - еси - есть - есме - есте - суть ) в современном русском языке практически не используется. Используется глагол есть (глагол 3 л., ед. ч. по древнему спряжению) для всех форм глагола быть в настоящем времени. Древнерусская форма II лица ед. ч. еси сохранилась как архаизм в былинах в составе устойчивого выражения гой еси (будь здоров). В книжном стиле иногда используется форма III лица мн. ч. суть . Будущее же время образуется от другого корня : буду - будешь - будет - будем - будете - бу­дут .

    Глаголы спрягаются (изменяются по лицам и числам) только в настоящем и будущем времени. Причем если форма будущего времени сложная (у глаголов несовершенного вида), то спрягается только вспомогательный глагол быть, а основной глагол находится в инфинитиве. Глаголы в прошедшем времени не спрягаются (не изменяются по лицам), однако изменяются по родам и числам: он взял , она взяла́ , оно взяло , они взяли .

    Не все глаголы обладают полным набором личных форм в парадигме спряжения . Существуют так называемые недостаточные глаголы (

    Объем школьной программы по дисциплине «Русский язык» предполагает, в частности, свободное владение школьником понятием «часть речи». Он должен хорошо разбираться в том, какими они могут быть, каковы их признаки, свойства, как они могут изменяться. Любой школьник должен уверенно отвечать, что такое глагол, имя существительное, имя прилагательное и т. д., приводить примеры и давать грамматическую характеристику лексемам в любой форме. Эти знания ему потребуются не только для формальной отчетности по знанию теории, но и при изучении орфографии и пунктуации, а также - во многом - при изучении иностранных языков.

    В этой статье мы остановимся на вопросе о том, что такое глагол.

    Понятие о части речи

    Разговор о глаголе невозможно начать без обзора того, какие вообще могут быть части речи и что это такое, зачем нужны эти понятия и каков ключ к их легкому определению. Только после представления картины в целом можно переходить к разговору о том, какое слово является глаголом.

    Человеческий язык призван описывать действительность, выделять ее фрагменты и создавать некую упорядоченную картину мира. Для этого каждый язык по-своему членит действительность, классифицирует явления человеческой жизни. Слова описывают некие составляющие мира, все они распределяются на несколько групп. В зависимости о того, что именно ими описывается (называется), и разделяют слова в языке.

    Части действительности

    Русский язык, как и другие родственные ему языки, делит мир, прежде всего, на несколько больших основных групп:

    1) Предметы, существа и явления (Слова, называющие их, отвечают на вопросы: Что? Кто?).

    2) Их признаки (Какой? Каков? Чей?).

    3) Количество и порядок (Сколько? Какой по порядку?).

    4) Действия (Что делать? Что сделать?).

    5) Их признаки (Как?).

    Мы знаем это исходя из того, что наша, русская, речь делится на несколько больших частей, на несколько групп слов, каждая из которых описывает, называет указанные явления действительности. Для называния первой части явлений в языке есть имена существительные, для второй - прилагательные, для третьей - числительные, для четвертой - глаголы, для пятой - наречия. Это первое, что нужно знать для того, чтобы понимать, что такое глагол. Это часть речи, обозначающая действие или состяние и отвечающая на вопрос: "Что делать?", "Что сделать?"

    Разная информация, заключенная в частях речи

    Слова этих групп несут разную информацию. Каждая группа призвана описывать свой фрагмент по-своему. Имена (существительные, прилагательные) предоставляют информацию о числе и роде предметов. Глаголы, в силу того, что описывают действия, должны говорить о том, кто их производит (лицо), а также какое это действие имеет отношение к действительности: как относится к настоящему моменту (время - настоящее, прошедшее или будущее), к реальности (наклонение: изъявительное, условное, повелительное), к завершенности действия (вид - совершенный, несовершенный).

    Чем больше вариантов описания фрагмента явления, тем больше форм у одного и того же слова, ведь его нужно «подстроить», «отрегулировать» под разные нужды: ситуации и контекст. Поэтому при освещении вопроса о том, что такое глагол, нужно иметь в виду не только то, что он называет действие, но и информацию о каких сторонах этого действия он может нести.

    Скажем, глагол заключает в себе самую разную информацию, поэтому у него много форм, а наречие может только указывать на признак действия и степень его выраженности, поэтому это неизменяемая часть речи, у которой отсутствуют формы и есть только варианты: степени сравнения (Я пою весело, а ты поешь еще веселее, а он поет веселее всех).

    Разная информация об одном и том же

    Любопытно, что, казалось бы, одно и то же явление может быть названо разными частями речи. Однако каждая из них видит его по-своему, со своего ракурса, поэтому и несет разную информацию. Скажем, погоду могут описывать по-своему однокоренные существительные, прилагательные, наречия и глаголы. Примеры слов:

    На улице идет дождь (имя существительное).

    На улице дождливая погода (имя прилагательное).

    На улице дождит (глагол).

    На улице все выглядит дождливо (наречие).

    Обратим внимание, что каждая часть речи подает одно и то же явление по-своему. Глагол, в отличие от существительного, подает дождь как действие, разворачиваемое во времени.

    Возможности глагола

    То же касается, например, слов "грусть, грустный и грустить"; "печаль, печальный, печалиться"; "радость, радостный, радоваться". Казалось бы, все они указывают на одно и то же состояние, но только глагол может развернуть это состояние во времени (грустит, грустил), указать на лицо (печалимся, печалитесь), отношение к действительности (радуемся, радуйтесь, радовались бы).

    Хорошими упражнениями, тренирующими в различении частей речи, являются задания «Подбери к словам однокоренные глаголы»: синий - синить, скупость - скупиться, хмурый - хмуриться и т. д.; или: «Составь словосочетания, где главное слово - глагол»: ласкать (кошку), веселить (детей). Последнее задание формирует представление о переносимости действия на объект.

    Как узнать глагол

    То, какая именно информация заключается в слове, очень важно понимать при изучении темы о том, что такое глагол в сравнении с другими частями речи. У школьников очень часто возникают проблемы именно тогда, когда для наименования одного и того же фрагмента действительности существует несколько однокоренных слов, относящихся к разным частям речи.

    Например, слово «красивый» легко ими идентифицируется как прилагательное, а вот слово «красота» может заставить растеряться. Казалось бы, оно тоже указывает на некий признак, но подает его совершенно иначе - как абстрактное понятие, некую субстанцию. Поэтому при определении части речи нужно всегда руководствоваться тем, как именно, с какого ракурса описывается явление и на какой вопрос отвечает слово. Глагол всегда будет отвечать на вопрос «Что делать (сделать)?»

    Отличие от слов категории состояния (предикативов)

    Помимо глаголов, в русском языке слова еще одной части речи описывают действия. Например: "Мне радостно" (= "Я радуюсь"). Внешне они идентичны наречиям, однако, в отличие от последних, они не называют признаки действия, а напрямую указывают на него (Ср.: "Нам идти (как?) весело" - "Нам весело" (= "Мы веселимся")). Это предикативы (слова категории состояния).

    Глаголы описывают действия, приписываемые некоему известному или неизвестному лицу. Даже тогда, когда это лицо в принципе неизвестно или отсутствует, глагол будет намекать на него. Вспомним пример: «На улице дождит». В слове «дождит» заключается информация о настоящем времени и третьем лице (будто есть субъект действия, кто-то третий, кто его производит). А вот предложение «На улице дождливо» полностью, даже формально исключает субъект действия.

    Обратим внимание, что в предложениях «Мне хорошо», «Собаке вкусно», «Кошке страшно» «мне», «собаке», «кошке» - это не подлежащие, а дополнения, так как они указывают не на тех, кто производит действие, а на тех, на кого это действие распространяется.

    В связи с этим легко ответить на вопрос: «Слово «можно» - глагол или нет?». Например, «Мне можно спать». Это слово не приписывает, даже формально, действие никакому субъекту. Это слово категории состояния.

    Таким образом, для того чтобы разобраться, что такое глагол, и легко отличать его от других частей речи, достаточно вникнуть в его сущность и понять, как именно он описывает определенный фрагмент действительности.

    САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

    УНИВЕРСИТЕТ КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЯ

    Курсовая работа

    По специальности“Социальная психология”

    Cтудентки 1-го курса ФЭИ “Тележурналистика” гр.157

    Челпановой Анны

    1. Что такое глагол.

    2. Определение глагола.

    3. Виды глагола. Способ глагольного действия.

    4. Отношение форм.

    5. Продуктивные классы глаголов.

    6. Заключение.

    7. Список используемой литературы.

    Что такое ГЛАГОЛ?

    Глагол-знаменательная часть речи, называющая действие или состояние как процесс (кипел, горел пожар московский дым расстилался по реке (Н. Соколов).

    Глагол отвечает на вопрос “ Что делать” ,Что сделал, Что сделает.

    Общее грамматическое значение действия проявляется в более конкретных значениях:

    1. Перемещение, движение или положения в пространстве (плыть, плавать, сидеть, ходить)

    2. Трудовая, творческая деятельность: ковать, рыбачить, раскрашивать.

    3. Умственная деятельность, в том числе мыслительно-речевая (сопоставлять, задуматься, прорешать, сказать, вообразить)

    4. Эмоционально-техническая деятельность (тосковать, грустить, радоваться, ненавидеть)

    5. Физические и прочие состояния человека (спать, болеть, выздоравливать)

    6. Состояние (или его изменение) природы(вечереет, подмораживает, светает)

    Главнейшие морфологические признаки глагола: вид, время, наклонение, лицо.

    Синтаксическая роль в предложении-сказуемое: но лето быстро летит.

    Летит-глагол несовершенного вида, невозвратный, непереходный, 2-е спряжение, изъявительное наклонение, настоящее время, 3-его лица единственного числа, является простым глагольным сказуемым, составляя вместе с подлежащим лето грамматическую основу предложения.

    В глагол как в часть речи обычно объединяют различные морфологически охарактеризованные словоформы. Это личные формы глагола изъявительного наклонения, обладающие в настоящем-будущем времени категориями вида, залога, времени, лица, числа и рода

    Группа глаголов

    Все русские глаголы с точки зрения видовых соотношений могут быть представлены в виде следующих групп:

    1. Группа глаголов, имеющих соотносительные по виду пары (рассказать-рассказывать, достать-доставать, начать-начинать и т. д.). Все современные ученые признают, что именно такие отношения связывают глаголы совершенного вида и образованные от них посредством суффиксации глаголы несовершенного вида.

    2. Группа глаголов совершенного вида, не имеющих соотносительных глаголов несовершенного вида (толкнуть, расстараться и т. д.).

    3. Группа глаголов несовершенного вида, не имеющих соотносительных глаголов совершенного вида (жить, стоять, горевать и т. д.).

    4. Группа двувидовых глаголов. Эта группа требует к себе особого внимания, в частности,потому, что она весьма активно пополняется за счет глаголов такого типа, как телефонизировать, индуктировать, механизировать, электрифицировать, химизировать и т. д. Это - одно из множества проявлений научно-технической революции. Вторжение в литературный язык большого количества глаголов из области науки и техники создает в русском языке группу глаголов с нетипичным для русского языка индифферентным отношением к видам. Не следует, впрочем, думать, что глаголы такого типа появились в русском языке лишь в самое последнее время. Двух видовые глаголы женить, казнить, миловать издавна существуют в русском языке.

    ВИДЫ ГЛАГОЛА

    Наличие грамматической категории вида являетсяхарактерной

    особенностью славянских языков.

    Вид и способ глагольного действия. Понятийная категория вида в русском

    языке выражается, в частности, в категории способа глагольного действия.

    Вопрос о соотношении категорий вида и способа действия традиционно

    относится к числу дискуссионных. Согласно наиболее распространенной в

    современной аспектологии точке зрения, способы действия представляют собой

    различные классы производных глаголов, связанные с исходным глаголом

    регулярными словообразовательными отношениями (например, хаживать

    представляет собой многократный способ действия, обозначаемого глаголом

    ходить, зашуметь – начинательный способ действия, обозначаемого глаголом

    шуметь и т.п). Способ действия не является грамматической категорией, так

    как его выражение в русском языке не обязательно. Мы говорим Он ко мне

    частенько захаживал (многократный способ действия) – если мы хотим

    специально выразить в глаголе идею многократности. Но мы можем обозначить

    ту же ситуацию словами Он ко мне часто заходил, оставив эту идею в глаголе

    невыраженной. Способ действия есть результат определенной семантической

    модификации исходного глагола, которая выражается формальными средствами –

    приставками и суффиксами. Так, глаголы закричать, накричаться,

    покрикивать, крикнуть представляют собой различные семантические

    модификации глагола кричать, каждой из которых соответствует свой

    формальный показатель. Некоторые из типов модификаций действия исходного

    глагола весьма близки, иногда даже тождественны, некоторым типам

    семантических соотношений в видовых парах. Поэтому бывает так, что один и

    тот же глагол является видовым коррелятом к некоторому глаголу

    противоположного вида и одновременно одним из образованных от него

    способов действия. Так, например, глагол понравиться являет ся видовым

    коррелятом к нравиться и его начинательным способом действия.

    Глаголы типа прыгнуть, кинуть или укусить являются одновременно

    однократным способом действия к прыгать, кидать и кусать и их видовыми

    коррелятами. Хотя подобные совмещения функций встречаются относительно

    редко, в принципе такая возможность существует и обусловлена она сходством

    семантических отношений между членами видовой пары и между мотивирующим

    глаголом и его способом действия. Другими словами, содержательная сторона

    что множество передаваемых той и другой категорией значений имеет большую

    область пересечения. Различие же между ними касается функциональной

    Значения, относящиеся к понятийной категории вида (такие, как временная

    локализация, динамичность/статичность, кратность, длительность,

    моментальность, узуальность и т.п.), могут быть выражены и другими

    средствами.

    значения: «совершенный вид» и «несовершенный вид». Выражение этого

    противопоставления является для русского языка обязательным: всякий

    глагол, употребленный в высказывании на русском языке, обладает тем или

    либо несовершенного вида. Это распространяется, в том числе, и на так

    называемые двувидовые глаголы: в предложениях типа Я женюсь, где глагол

    может быть понят двояким образом – как глагол сов. вида (будущего времени)

    и как глагол несов. вида (настоящего времени), имеет место грамматическая

    неоднозначность, порождаемая внешним совпадением (омонимией) разных

    грамматических форм. Эта неоднозначность разрешается в более широком

    контексте, ср. Решено. Я женюсь [несов. вид] на Мари и уезжаю с ней в

    Париж и Я женюсь [сов. вид] на Ирине, если она согласится жить со

    мной в шалаше.

    Семантика видового противопоставления. При помощи категории вида в русском

    языке могут выражаться различные смысловые противопоставления, относящиеся

    (семантическом инварианте) – каждого из видов, а также самого видового

    противопоставления – и о частных значениях видов (частновидовых

    значениях).

    Аспектуальная система русского языка опирается на определенный способ

    концептуализации действительности. А именно, различаются следующие

    положение дел, сохраняющееся неизменным на протяжении некоторого отрезка

    времени: Маша любит Петю; Васю знобит. Когда одно состояние сменяется

    другим, это концептуализуется как событие. Событие – это переход в новое

    состояние (в некоторый момент времени имело место одно состояние, а в

    некоторый последующий – уже другое): Маша разлюбила Петю; Вася

    согрелся.

    Наконец, процесс – это то, что происходит во времени. Процесс состоит из

    последовательно сменяющих друг друга фаз и обычно требует энергии для

    своего поддержания: мальчик гуляет, играет; они разговаривают; костер

    горит. Русская аспектуальная система устроена таким образом, что глаголы

    сов. вида всегда обозначают события, а глаголы несов. вида могут

    обозначать любое из трех типов явлений: прежде всего процессы (кипит,

    беседует с приятелем, долго пишет письмо) и состояния (умирает от

    нетерпения, хворает, чего-то ждет), но также и события (внезапно понимает,

    каждый день приходит).

    Соответственно, общее значение видового противопоставления состоит в том,

    что сов. вид, всегда выражающий событийность, противопоставляется несов.

    виду, немаркированному в этом отношении, т.е. способному выражать как

    процессуальность или стативность, так и событийность. Эта инвариантная

    семантика видового противопоставления реализуется различными способами в

    зависимости от контекста. Имеется в виду контекст в широком смысле, куда

    входит тип лексического значения самого глагола (так как семантика

    видового противопоставления различна для глаголов разных семантических

    Глагол. Самый термин глагол некоторые русские грамматики предлагали заменить каким нибудь более понятным названием. Так, В. Ф. Андреев в статье «Знаменательные и служебные слова в русской речи» писал: «Термин глагол есть перевод латинского слова… … История слов

    См … Словарь синонимов

    ГЛАГОЛ, глагола, муж. 1. Часть речи, обозначающая действие или состояние предмета и изменяющаяся по временам, лицам и числам (грам.). 2. Речь, слово (церк. книжн., поэт. устар.). «Но лишь божественный глагол до слуха чуткого коснется, душа поэта… … Толковый словарь Ушакова

    Муж. слово, речь, выражение; | словесная речь человека, разумный говор, язык. | грам. часть речи, разряд слов, выражающих действие, состояние, страдание. Жить по глаголу (т. е. Божию), архан. в дружбе, согласии, в мире. Глаголать, глаголовать что … Толковый словарь Даля

    Времён. Книжн. Устар. Напоминание о фатальной быстротечности жизни. /i> Цитата из стихотворения Г. Р. Державина. БМС 1998, 111. Фильтровать глагол (глаголы). Жарг. мол. Следить за своей речью, быть осторожным в выражениях; не употреблять грубых … Большой словарь русских поговорок

    Глагол - Глагол ♦ Verbe В написании с заглавной буквы иногда употребляется как синоним Слова или Логоса, то есть Божественного действия, или Бога в действии, где под действием понимается сотворение смысла. «И Слово стало плотию, и обитало с нами»,… … Философский словарь Спонвиля

    ГЛАГОЛ, часть речи, обозначающая действие или состояние как процесс. В разных языках имеет различные грамматические категории, из которых наиболее типичны время, лицо, наклонение, вид и залог. В предложении употребляется преимущественно в… … Современная энциклопедия

    Часть речи, обозначающая действие или состояние как процесс. В разных языках имеет различные грамматические категории, из которых наиболее типичны время, лицо, наклонение, вид и залог. Основная синтаксическая функция глагола в предложении быть… … Большой Энциклопедический словарь

    ГЛАГОЛ, а, муж. 1. В грамматике: часть речи, обозначающая действие или состояние, выражающая это значение в формах времени, лица, числа (в наст. вр.), рода (в прош. вр.) и образующая формы причастия и деепричастия. Глаголы совершенного и… … Толковый словарь Ожегова

    В индоевропейских языках часть речи, означающая непостоянное качество или свойство предмета (как имя прилагательное исуществительное), а, наоборот, известный преходящий признак,свойственный предмету в известный ограниченный промежуток времени.… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    Глагол - ГЛАГОЛ (латинск. verbum). В широком смысле Г. название грамматической категории, заключающей как спрягаемые слова, т. е. слова, имеющие формы времени и наклонения, так и образованные от тех же основ слова, не имеющие форм времени и наклонения … Словарь литературных терминов

    Книги

    • , Аглоссер. Лексическая лирика - завершающая трилогию о слове книга Сергея Ивановича Арсёнова (издающегося под псевдонимом Аглоссер, член Российского союза писателей с 2018 г.). В первой книге Физическая…
    • Глагол-волк. Лексическая лирика , Аглоссер. Лексическая лирика - завершающая трилогию о слове книга Сергея Ивановича Арсёнова (издающегося под псевдонимом Аглоссер, член Российского союза писателей с 2018 г.). Впервой книге Физическая…