ЛЮДОВИК IX Святой (Louis IX le Saint ) (25 апреля 1214, Пуасси, недалеко от Парижа - 25 августа 1270, Тунис), король Франции с 8 ноября 1226 г. Вместе со своим дедом, Филиппом II Августом, и внуком, Филиппом IV Красивым, Людовик - один из "трех великих Капетингов ". Помимо своей славы Святого короля-крестоносца, образцового христианского рыцаря, вошел в историю как правитель, который поднял престиж королевской власти, развил и преобразовал административную структуру государства.

В тени королевы-матери

Старший из детей Людовика VIII и Бланки Кастильской, под руководством матери получил разностороннее образование, особенно в области богословия. После ранней смерти отца власть перешла в руки королевы-матери, которая не только разумно и решительно управляла королевством в течение восьми лет своего регентства, но и в дальнейшем оказывала влияние на своего сына, уважавшего и любившего ее, и только от нее, единственной среди членов семьи, принимал советы. Несмотря на то, что Бланке удалось почти что сразу в ноябре 1226 короновать сына, вскоре против короля выступила коалиция феодалов с участием английского короля, во главе которой находился могущественный граф Раймунд VII Тулузский. В апреле 1229 графу Тулузскому был навязан парижский договор, положивший конец альбигойским войнам и вводивший новую организацию управления югом страны, Лангедоком; в числе статей этого договора было согласие графа на брак его единственной наследницы с одним из братьев Людовика, Альфонсом Пуатье.

Борьба с катарами

И хотя к 1235 была не только отражена агрессия английского короля, но и установлен мир и с англичанами, и с баронами королевства, все же внешнеполитическое спокойствие было очень быстро нарушено начавшимся в 1240 восстанием катаров в Лангедоке, которое спровоцировало новый конфликт с Генрихом III и графом Тулузским. Уже в 1243 последним было подписано соглашение в Лоррисе, которое, подтверждая условия договора 1229 года, означало завершение последнего серьезного феодального возмущения при Людовике Святом. Сопротивление юга было окончательно сломлено с падением в 1244 двух последних оплотов катаров - Монсегюра и Кериба.

Крестовый поход 1244

Решение об организации крестового похода, официально принятое Людовиком в декабре 1244, было давно обдумано. Уже в середине 1230-х гг. король помог византийскому императору в борьбе с мусульманами покупкой за очень значительную цену реликвий Страстей Христовых (для хранения этих святынь была построена Святая Капелла, Сент-Шапель, в королевском дворце). Весной 1248 он, поручив регентство своей матери, отправился в седьмой по счету Крестовый поход.

К середине 13 века пик крестоносного движения и связанного с ним энтузиазма был далеко позади, и в значительной мере некоторое воодушевление, с которым тронулась в путь эта экспедиция и славную, несмотря на поражения, память о ней следует отнести за счет личной "харизмы" Святого Людовика, влияния того образа идеального христианского рыцаря, который он воплощал. Военные неудачи, болезни, голод, захват мусульманами в плен короля заодно с тысячами его рыцарей, гибель многих из них, выкуп в 4 миллиона франков, заплаченный за освобождение королевского брата Альфонса, - все это не помешало французскому народу встретить возвратившегося в 1254 короля как триумфатора. Для самого же Людовика эти испытания, мысль о том, что из-за недостатка сил и средств он вернулся, не выкупив всех христианских пленников, обернулись решительным психологическим переломом: до Крестового похода король хотя отличался искренним благочестием и высокими моральными принципами, все же не был чужд мирских радостей, но с середины же 1250-х гг. стал настоящим аскетом.

Внутренняя политика

В своей внутренней политике Людовик Святой выступил продолжателем административных реформ своего деда и отца. Согласно предсмертной воле Людовика VIII значительная часть владений королевского домена отошла младшим братьям Людовика Святого: Альфонс получил Пуату, а Карл - Анжу, две крупнейших провинции. Соответственно упали и королевские доходы, поэтому от Людовика IX требовалась особо тщательная организация и контроль над злоупотреблениями в управленческих структурах. Подготовка управленческих кадров проводилась Филиппом Августом и была поддержана Людовиком VIII Ордонансом. В 1254 была усовершенствована система превоте: страна отныне подразделялась на двадцать четко обозначенных округов во главе с королевскими чиновниками. Эти функционеры, передавая свои должности по наследству, теперь образовывали настоящие династии. Был установлен строгий и централизованный контроль над их деятельностью.

В 1263 была упорядочена денежная система: отныне монеты королевской чеканки, в отличие от денежных единиц местного значения, имели хождение на территории всей Франции. Новации правления Людовика Святого и состояли в том, что королевская власть оказывалась не просто на верхушке пирамиды феодальной иерархии, но над ней, принципиально вне ее. В своей внутренней политике король стремился, поддерживая равновесие, блюсти интересы разных слоев населения.

В конце 1250-х гг. был уточнен ряд спорных вопросов внешней политики: во-первых, договором 1258 с арагонским королем Хайме граница между двумя государствами пролегла по линии Пиренеев, во-вторых, в 1259 был заключен окончательный мир с Генрихом III. Последний отказывался от притязаний на Нормандию, Турень, Анжу, Мэн и Пуату, а Людовик IX вернул ему часть его владений в Гиени и Гаскони, в юридическом праве на обладание которыми он не был уверен.

Последний поход

В 1267 Людовик Святой вновь принял крест и летом 1270, преодолев внутреннее сопротивление рыцарства и духовенства, начал новый Крестовый поход, крайне неудачный по своим последствиям и завершившийся в августе того же года в Тунисе эпидемией чумы, от которой 25 августа умер и сам король.

Спустя менее, чем тридцать лет после своей смерти 11 августа 1297 Людовик IX был канонизирован папой Бонифацием VIII, что отвечало стратегическим замыслам его внука, Филиппа IV Красивого. Людовик Святой стал своего рода символом духовных традиций французской монархии, воплощением образа "христианнейшего короля", титул которого его потомки носили много веков подряд.

Из всех французских королей лишь один получил прозвище Святой. К тому же при жизни


Людовик IX – король из дома Капетингов – правил Францией с 1226 по 1270 год. Великий насмешник и критик монархии Вольтер написал о нем весьма лестные слова: «Его благочестие – благочестие анахорета – не лишило его ни единой королевской добродетели. Рачительно хозяйствуя, он не стал менее щедрым, он умело сочетал мудрую политику с непогрешимым правосудием. И, быть может, это единственный государь, который заслуживает и такой похвалы: он был трезво мыслящим и непреклонным в совете, несгибаемым, но не безрассудным в сражении и так умел сострадать, словно всю жизнь его преследовали несчастья. Больших добродетелей человеку не дано».

Высокую оценку давали ему и близкие современники. Например, хронист Матвей Парижский (сам он был англичанином) написал очень коротко и выразительно: «Король Франции является королем земных королей». Русский историк XIX века Тимофей Николаевич Грановский, можно сказать, произнес ему краткий и восторженный панегирик: «Король» и «правда» сделались в то время однозначащими словами для Франции».

Однако и список его хулителей не мал. Многие писавшие о Людовике IX называли его наивным, недалеким, ничтожным и т.п. Каким же он был?

На время его правления приходится расцвет французского Средневековья. Уже одно это выделяет Людовика из ряда многочисленных и весьма известных средневековых правителей. Общепризнанным считается то, что перемены в управлении страной, которые он осуществлял в течение своего долгого правления, были в целом успешными и полезными для государства. Такие оценки тоже даются в истории далеко не каждому человеку, стоявшему у власти.

Однако по-настоящему выделяет Людовика IX из череды правителей прошлого то, что еще при жизни он получил прозвище Святой. Затем, после его смерти, примерно через двадцать лет, его святость была официально признана Католической Церковью. Двадцать лет для канонизации – срок, который для средневековой Церкви можно признать ничтожно малым.

Вообще надо сказать, что прозвания правителей прошлого, сохранившиеся в веках, достаточно показательны и в каком-то смысле могут рассматриваться как исторический источник. Достаточно вспомнить эволюцию этих прозвищ во Франции – от древних слабых правителей времен Меровингов или поздних Каролингов (Ленивый, Простоватый, Заика и др.) до Великого, Благочестивого, Августа и Красивого. Но Святой среди них один – Людовик IX.

Во времена абсолютного господства в исторической науке прямолинейного материализма это прозвище связывали с крайней и непонятной людям XX века приверженностью Людовика идее крестовых походов, которую индустриальная эпоха непременно стремилась объяснить сугубо материальными мотивами. Это приводило к парадоксальным результатам: получался странно противоречивый образ монарха, который был прагматиком и реалистом в управлении Францией и мечтателем-идеалистом в своих крестоносных устремлениях.

Между тем более пристальное рассмотрение его жизни и личных качеств, на мой взгляд, избавляет от этого противоречия. Прежде всего надо отметить искреннюю веру в христианские ценности, которая была свойственна этому правителю Франции и сочеталась с его горячим желанием добра для своего королевства. Он видел высшее благо для жителей своей страны в том, что так понятно человеку любой эпохи – мире и справедливости. Под этим углом зрения меняется понимание того, что учебники истории называют «реформами Людовика IX» и приписывают исключительно стремлению короля укрепить центральную власть во Франции.

Стремясь прекратить бесконечные феодальные междоусобицы, Людовик сделал очень смелый и рискованный шаг: он запретил феодалам немедленно решать любой спорный вопрос, любую ссору привычным «иду на вы», как говорили по такому случаю на Руси. Между поводом к войне и ее началом должно было согласно королевскому постановлению пройти не меньше 40 дней, в течение которых король пытался уладить дело миром, что могло обернуться особенно удачно, если к нему обращалась за справедливостью более слабая сторона.

Тема справедливости была так значима для Людовика IX, что он стремился преподать личный пример жителям своего королевства. Современники и очевидцы поведали нам о том, что время от времени король принимался сам вершить правосудие, расположившись в окружении опытных правоведов под большим дубом в Венсенском лесу.

Для многих критически настроенных потомков это стало свидетельством наивности или картинности, позирования в поведении короля. Но разве не так подчас выглядят даже малые крупицы того, что определяется таким труднообъяснимым и малораспространенным понятием, как святость? При этом современники Людовика IX не раз отмечали, что он немало сделал для сближения слов «король» и «справедливость».

Итак, Людовик IX очевидно боролся за мир и спокойствие во Франции, но при этом провел значительную часть времени своего правления за ее пределами, отправляясь в далекие крестовые походы. В 1248 году он возглавил седьмой крестовый поход в Египет, в 1270-м – восьмой в Тунис.

Длительные отлучки короля из Франции не приводили к тому, что его замыслы переставали воплощаться в жизнь. Ведь его замещала в качестве регента мать, королева Бланка Кастильская, очень мудрая женщина. Организация же крестовых походов по-своему содействовала внутреннему миру в стране, так как король уводил за собой наиболее воинственную часть французского рыцарства.

Интересно, что, отправляясь в крестовые походы, отдавая много сил и времени их подготовке, Людовик одновременно заботился о мире и порядке во Франции и на ее границах. Так, он вступил в сложные переговоры с английским королем Генрихом III по поводу давних острых территориальных разногласий между английским и французским домами. И хотя в Англии в это время было очень неспокойно, часть королевского окружения находилась в оппозиции к Генриху III, Людовик IX не воспользовался этим для оказания давления на соперника. Скорее наоборот: он привел дело к мирному договору, добровольно уступив английскому королю часть спорных владений во Франции. Кое-кто из окружения Людовика решился высказать сомнения в разумности такого решения. «Блаженны миротворцы», – отвечал им король.

Однако сам он абсолютным миротворцем не был. Вся воинственная энергия короля, присутствовавшая в его натуре, была направлена на борьбу против «неверных» на Востоке, во имя укрепления позиций христианства в мире.

Правда, сохранились любопытные данные о том, что и здесь Людовик IX, возможно, предпочел бы мирные средства воздействия на народы, не приобщенные к учению Христа. Его охватывали наивные мечтания о том, что было бы славно уговорить некоторые нехристианские народы добровольно принять истинную веру. Так, до него дошла какая-то неопределенная информация про монголов, пребывающих в плену ложных верований. Людовик IX отправил к ним, в немыслимую и туманную для средневекового европейца даль, большую депутацию во главе со священнослужителями. Они везли с собой священные книги, богослужебную утварь и королевское поручение попытаться убедить монголов принять христианство. Конечно, из этого ничего не получилось, осталась лишь почва для того, чтобы кто-то из потомков в очередной раз говорил о наивности французского короля.

Наверное, неизбежно выглядит наивным тот, чья вера даже в высоко религиозном средневековом обществе имела столь страстный и последовательный характер. Людовик IX возглавил седьмой крестовый поход 1248–1254 годов на том историческом этапе, когда крестоносная идея была по существу исчерпана и обесценена. Движение, начавшееся более полувека назад, в 1196 году, знало и такие взлеты, как захват Иерусалима в 1199-м, создание христианских государств и их временное существование на Ближнем Востоке и страшные поражения в сочетании с еще более страшным отступлением от сущности и духовного смысла движения, как это произошло при захвате христианского Константинополя в 1204 году. Иерусалим, который был главной целью крестоносцев, шедших на Восток под лозунгом освобождения его святынь от мусульман, несколько раз был отвоеван и снова потерян. С 1244 года он находился под властью египетского султана.

Именно против Египта и решил направить силы французского крестоносного войска Людовик IX. Он был к этому моменту зрелым, для средних веков даже не молодым мужчиной – ему был 31 год. Однако крестоносная идея охватила его не вдруг, он жил и дышал ею с самой юности.

Итак, оставив королевство на попечение своей матери королевы Бланки Кастильской, Людовик IX отплыл со своим войском на Восток. Именно там, в неудачном в целом предприятии, особенно ярко раскрылись черты натуры французского короля, давшие основания современникам и потомкам называть его Святым.

Совершив традиционную остановку на Кипре, который около полувека назад был завоеван английским королем Ричардом I Львиное Сердце и с тех пор стал базой крестоносцев, Людовик отправился на борьбу с египетским султаном.

Поначалу войску французского короля удалось достичь некоторого успеха: был захвачен город Дамьетта (1249 год) и одержана победа при Мансуре (1250 год). Последняя в описании очевидцев была блестящим примером рыцарской доблести французов. Заметим, что «золотой век» рыцарства был уже позади, и многие деяния Людовика IX во внутренней политике Франции свидетельствовали: он ощущал дыхание нового времени (усиление позиций правоведов, ограничение произвола феодальных сеньоров, шаги на пути введения единой денежной системы и т.п.). Однако на Востоке, в крестовом походе, Людовик IX превратился в рыцаря, персонажа древних баллад, бьющегося «без страха и упрека» за христианское дело.

Французские рыцари гордились тем, что в сражении при Мансуре почти не использовались лучники и арбалетчики, а решающая роль в битве была отведена традиционно отважной рыцарской коннице. Сам Людовик под громкие звуки труб и литавр, в сверкающем золотом шлеме, взмахом меча направил рыцарей в атаку. Его старший брат Роберт Артуа очертя голову бросился на мусульман, попал в западню и погиб под их ударами.

Таково было начало, но дальше для крестоносцев наступили суровые испытания. Незнание военной тактики войска египетского султана часто вело к поражению французов. Особенно страдали европейские рыцари от применения «греческого огня». К тому же в войске начались эпидемии, столь характерные для местного жаркого климата. Французское войско оказалось обессиленным и окруженным врагами. Советники короля настаивали на том, чтобы вернуться в неприступную для врагов Дамьетту. Однако Людовик, конечно же, не мог этого сделать. В результате он вместе с многими французами оказался в плену у султана.

Все источники отмечают его выдержку, спокойствие и мужество во время нелегкого пребывания в заточении в суровых условиях (это не был почетный европейский королевский плен). Как сказал известнейший французский историк Жак Ле Гофф, «нет большего несчастья для христианского короля, чем попасть в плен к неверным». Людовик, по свидетельствам очевидцев, поддерживал дух других пленников и дожидался выкупа, который собрала его жена королева Маргарита, сопровождавшая короля-крестоносца на Востоке.

Сохранились интересные детали в рассказах о поведении Людовика IX в этом злополучном крестовом походе. Говорили, что раны и эпидемии сделали тела погибших французских рыцарей столь устрашающими, что даже служители Церкви боялись участвовать в их погребении. Однако король заявил, что будет лично участвовать в процедуре похорон каждого, и все рыцари были преданы земле.

Очень любопытна подробно описанная очевидцами история о том, что некий приближенный Людовика IX попытался при передаче выкупа за короля обсчитать противников на 20 000 ливров. Это вызвало страшный гнев короля, так как он считал, что даже с «неверными» надо поступать честно и следовать данному слову.

Во время пребывания Людовика IX в плену при дворе султана произошел переворот. Мамелюки составили заговор и убили султана Египта. Один из убийц якобы показал пленному французскому королю вырванное из груди убитого египетского владыки сердце и спросил, что он даст за сердце своего врага. Рассказывают, что Людовик молча отвернулся от него с отвращением.

Одно из замечательных качеств Людовика IX, выделяющих его из ряда других правителей, – способность в самых разных обстоятельствах оставаться верным себе и своим идеям.

После возвращения во Францию из седьмого крестового похода в 1254 году Людовик посвятил немало лет (до 1270 года) продолжению устройства внутренних дел во Франции. Он продолжал реформы, усиливал контроль за соблюдением королевских указов, вершил правосудие, а также выступал по поручению Папы Римского миротворцем в международных делах.

Была в его характере черта, которая отталкивает наших современников: нетерпимость к ереси и еретикам. Но то, что видится неприемлемым сегодня, вполне вписывается в характеристику «святого короля» Средневековья.

И все же все эти долгие годы Людовик IX жил мечтой о новом крестовом походе. Ко времени, которое он счел подходящим для нового похода на Восток, король был уже немолод. Ему было 53 года, в эпоху Средних веков – старик. Тем не менее он бросил все свои силы на сбор войска и организацию управления страной в свое отсутствие. Военная экспедиция вновь направлялась к берегам Северной Африки – против Туниса, представлявшего большую угрозу для христианских государств на Средиземном море.

Там, в Тунисе, по существу так и не начав военных действий, предводитель крестоносного войска Людовик IX, уже прозванный к тому времени Святым, скончался во время эпидемии, поразившей его войско. Существует соблазн с высокомерием потомков презрительно бросить: «Неудачник». Но Время, История да и современники уже вынесли свой вердикт: «Святой».


Наталия Ивановна Басовская - доктор исторических наук, медиевист, директор Центра визуальной антропологии Российского государственного гуманитарного университета

Под руководством матери он получил разностороннее образование, особенно в области богословия. После ранней смерти отца власть перешла в руки королевы-матери, которая не только разумно и решительно управляла королевством в течение восьми лет своего регентства, но и в дальнейшем оказывала влияние на своего сына, уважавшего и любившего ее, и только от нее, единственной среди членов семьи, принимал советы. Несмотря на то, что Бланке удалось почти что сразу в ноябре 1226 короновать сына, вскоре против короля выступила коалиция феодалов с участием английского короля, во главе которой находился могущественный граф Раймунд VII Тулузский. В апреле 1229 графу Тулузскому был навязан парижский договор, положивший конец альбигойским войнам и вводивший новую организацию управления югом страны, Лангедоком; в числе статей этого договора было согласие графа на брак его единственной наследницы с одним из братьев Людовика, Альфонсом Пуатье.
И хотя к 1235 была не только отражена агрессия английского короля, установлен мир и с англичанами, и с баронами королевства, спокойствие было нарушено начавшимся в 1240 восстанием катаров в Лангедоке, которое спровоцировало новый конфликт с Генрихом III и графом Тулузским. Уже в 1243 последним было подписано соглашение в Лоррисе, которое, подтверждая условия договора 1229 года, означало завершение последнего серьезного феодального возмущения при Людовике Святом. Сопротивление юга было окончательно сломлено с падением в 1244 двух последних оплотов катаров - Монсегюра и Кериба.

Король-крестоносец

Решение об организации крестового похода, официально принятое Людовиком в декабре 1244, было давно обдумано. Уже в середине 1230-х гг. король помог византийскому императору в борьбе с мусульманами покупкой за очень значительную цену реликвий Страстей Христовых (для хранения этих святынь была построена Святая Капелла, Сент-Шапель, в королевском дворце). Весной 1248 он, поручив регентство своей матери, отправился в седьмой по счету Крестовый поход.
К середине 13 века пик крестоносного движения и связанного с ним энтузиазма был далеко позади, и в значительной мере некоторое воодушевление, с которым тронулась в путь эта экспедиция и славную, несмотря на поражения, память о ней следует отнести за счет личной «харизмы» Людовика, влияния того образа идеального христианского рыцаря, который он воплощал. Военные неудачи, болезни, голод, захват мусульманами в плен короля заодно с тысячами его рыцарей, гибель многих из них, выкуп в 4 миллиона франков, заплаченный за освобождение королевского брата Альфонса, - все это не помешало французскому народу встретить возвратившегося в 1254 короля как триумфатора. Для самого же Людовика эти испытания, мысль о том, что из-за недостатка сил и средств он вернулся, не выкупив всех христианских пленников, обернулись решительным психологическим переломом: до Крестового похода король хотя отличался искренним благочестием и высокими моральными принципами, все же не был чужд мирских радостей, но с середины же 1250-х гг. стал настоящим аскетом.
В своей внутренней политике Людовик Святой выступил продолжателем административных реформ своего деда и отца. Согласно предсмертной воле Людовика VIII значительная часть владений королевского домена отошла младшим братьям Людовика Святого: Альфонс получил Пуату, а Карл - Анжу, две крупнейших провинции. Соответственно упали и королевские доходы, поэтому от Людовика IX требовалась особо тщательная организация и контроль над злоупотреблениями в управленческих структурах, созданных Филиппом Августом и поддержанных Людовиком VIII Ордонансом. В 1254 была усовершенствована система превоте: страна отныне подразделялась на двадцать четко обозначенных округов во главе с королевскими чиновниками. Эти функционеры, передавая свои должности по наследству, теперь образовывали настоящие династии. Был установлен строгий и централизованный контроль над их деятельностью.
В 1263 была упорядочена денежная система: отныне монеты королевской чеканки, в отличие от денежных единиц местного значения, имели хождение на территории всей Франции. Новации правления Людовика Святого и состояли в том, что королевская власть оказывалась не просто на верхушке пирамиды феодальной иерархии, но над ней, принципиально вне ее. В своей внутренней политике король стремился, поддерживая равновесие, блюсти интересы разных слоев населения.
В конце 1250-х гг. был уточнен ряд спорных вопросов внешней политики: во-первых, договором 1258 с арагонским королем Хайме граница между двумя государствами пролегла по линии Пиренеев, во-вторых, в 1259 был заключен окончательный мир с Генрихом III . Последний отказывался от притязаний на Нормандию, Турень, Анжу, Мэн и Пуату, а Людовик IX вернул ему часть его владений в Гиени и Гаскони, в юридическом праве на обладание которыми он не был уверен.
В 1267 Людовик Святой вновь принял крест и летом 1270, преодолев внутреннее сопротивление рыцарства и духовенства, начал новый Крестовый поход, крайне неудачный по своим последствиям и завершившийся в августе того же года в Тунисе эпидемией чумы, от которой 25 августа умер и сам король. Спустя менее, чем тридцать лет после своей смерти 11 августа 1297 Людовик IX был канонизирован папой Бонифацием VIII , что отвечало стратегическим замыслам его внука, Филиппа IV Красивого . Людовик Святой стал своего рода символом духовных традиций французской монархии, воплощением образа «христианнейшего короля», титул которого его потомки носили много веков подряд.

Французский король Людовик Святой вошел в мировую историю как справедливый и мудрый правитель. Благодаря пережила духовный расцвет, которого до этого не видело ни одно европейское государство. Все это подарило монарху уважение народа, его любовь и признание. И даже сегодня память о нем по-прежнему живет в сердцах французов.

Детство короля

Людовик IX родился в апреле 1214 года в Пруссии. Его отцом был главный наследник французского престола Людовик VIII, а матерью - Бланка Кастильская. С юных лет мать занималась духовным воспитанием сына, так как сама была ревностной христианкой.

Исторические летописи и книги о Людовике Святом уверяют нас в том, что юный монарх был одаренным учеником. Его преподаватели даже удивлялись тому, как быстро он осваивает новые навыки и знания. Этот факт сильно радовал отца Людовика, который видел в своем сыне большой потенциал.

Время смуты

В 1223 году Людовик VIII взошел на престол Франции. В своем правлении он придерживался стратегии отца, то бишь старался укрепить границы страны и подавить восстания, поднятые английскими вассалами. Увы, сделать это было непросто из-за того, что враги образовали прочный союз. Поэтому единственным выходом был способный сплотить вокруг короля французскую аристократию.

Для Людовика VIII обернулась полной катастрофой. Находясь на землях мусульман, он подхватил дизентерию, которую так и не смог превозмочь. В октябре 1226 года король умер, передав правление страной своему сыну Людовику IX. Вот только завещание монарха не содержало пункт о том, кто именно станет регентом при молодом правителе.

Из-за этого во Франции начались междоусобные распри, повергшие страну в кратковременный хаос. Хорошо, что Бланка Кастильская была волевой женщиной и быстро подавила всех неугодных ей претендентов. Более того, проявив невиданную мудрость и расчетливость, она смогла выиграть две войны: первую - с альбигойцами, вторую - с англичанами. Это позволило привести Францию к миру, тем самым подготовив благодатную почву для правления ее сына.

Молодой монарх

Людовик Святой вырос мудрым правителем. Все свои решения он тщательно взвешивал и никогда не шел на поводу своих желаний. Это позволило ему заручиться благосклонностью своих вассалов, которые видели в нем достойного лидера, не желающего их ставить на колени. Наверное, именно поэтому Людовик IX один из немногих королей, за чьей спиной не плели придворные интриги.

Следует заметить, что духовное воспитание матери хорошо укоренилось в сознании юноши. Он строго придерживался святых заповедей, а также проповедовал их. Чистота и нравственность для Людовика IX были на первом месте. И это было видно во всем: его деяниях, изданных указах и наставлениях. Позже его мать признается, что ей лучше узнать о смерти сына, чем о совершенном им грехе.

И тем не менее Людовик Святой не был аскетом или затворником. Молодой король, как и большинство французских аристократов, любил изысканную одежду. Он обожал примерять новые наряды, демонстрируя всем наличие вкуса. Еще одной слабостью монарха были кони. Поговаривают, что в его конюшне находились лучшие скакуны в стране, чья стоимость с лихвой превышала годовой бюджет придворного чиновника.

Женитьба правителя

Как говорилось ранее, мать имела сильно влияние на Людовика IX. Поэтому неудивительно, что именно она решила найти достойную партию для своего сына. После долгих размышлений ее выбор пал на Маргариту Прованскую - дочь Реймунда Беренгера IV. Данный союз был политически выгоден для обеих сторон, так как был гарантом мира между Францией и графством Прованс.

Единственным препятствием было родство Людовика и Маргариты. Но данную проблему Бланка Кастильская обошла благодаря своим связям с папой Григорием IX. В январе 1234 года он выдал особый документ, подтверждающий законность и чистоту этого брака. И спустя пять месяцев Людовик Святой и Маргарита Прованская обвенчались.

Но в одном Бланка все же просчиталась. После свадьбы оказалось, что молодая невестка обладает довольно упрямым характером. К тому же ей сильно не нравилось то, что Людовик во всем полагается на свою мать. Это послужило причиной для ссор, которые то и дело вспыхивали между этими двумя дамами.

Первый подвиг

Большую часть ранних невзгод Людовик Святой превозмог благодаря поддержке своей матери. Из-за этого многие дворяне долгое время не видели в нем настоящего полководца, способного управлять не только добрым словом, но и грозным кулаком. Все переменилось в тот момент, когда на французские земли вторгся английский король Генрих III в надежде вернуть некогда потерянные графства.

Людовик IX не только молниеносно собрал войска, но и выбрал тактически верную стратегию боя. Благодаря этому он одержал безукоризненную победу над врагом при Тальебуре в 1242 году. При этом французский король остался милостив к проигравшей стороне. Он издал указ, позволяющий англичанам спокойно уйти домой. Более того, чуть позже он вернул Генриху III часть захваченных земель, руководствуясь своими христианскими побуждениями.

Первый Крестовый поход короля

Людовик IX с раннего детства хотел отправиться в Крестовый поход. Это было его мечтой, укрепленной непоколебимой верой в Бога. Поэтому, когда в 1244 году монарх слег от болезни, духовенство увидело в этом знак. Они решили, что исцеление придет к нему лишь после того, как Людовик Святой возглавит свое войско в седьмом Крестовом походе. И действительно, стоило королю принять посох паломника и получить благословение папы Римского, как недуг отступил.

Подготовка к новому Крестовому походу (седьмому по счету) закончилась летом 1248 года. И уже в сентябре войска короля вместе с паломниками высадились на Кипре. Здесь они обустроили перевалочный пункт, с которого начался длинный путь в мусульманские земли. Примечательно то, что к Иерусалиму Людовик Святой хотел добраться через Египет, что было крайне рискованным ходом.

Вначале продвижение вглубь материка проходило довольно быстро. В июне 1249 года крестоносцы даже смогли взять неприступный город-порт Дамиетте. Но на этом их блистательные победы закончились. Разлив Нила только усугубил текущее положение дел. Войска Людовика, отрезанные от своей цели, утратили боевой дух, что привело к междоусобной распри.

Однако главной проблемой стали сарацины. За время простоя войск они сумели собрать сильную армию, способную сдержать любой натиск. Но даже не это стало причиной поражения крестоносцев. Выбрав неправильную тактику, Людовик повел своих людей через брод местной реки, где их и застало войско мусульман. Большинство солдат погибло на месте, а сам король был взят в плен.

Благо Людовика не казнили. Вместо этого сарацины потребовали большой выкуп и возврат Дамиетты. Естественно, король не смог отказаться от подобной сделки, после чего его сразу же отпустили. Но домой он попал лишь в 1254 году, так как долгое время оставался в Египте, оговаривая условия возврата остальных пленных.

Мудрый король

Книга о деяниях Людовика Святого, написанная его современником, рассказывает нам о том, каких именно успехов добился король в управлении своей страной. Историки считают, что наибольшей его заслугой является модернизация судовой системы. Так, он издал свод норм и законов, которые распространялись на всех его подданных, будь то аристократы или простолюдины.

Помимо этого, французы наконец-то получили возможность обжаловать любое решение местного суда, подав апелляцию в королевский суд. Также они могли попросить юридической помощи у адвокатов или пэров. Благодаря этому простой народ еще больше полюбил своего короля, а аристократия начала неустанно твердить о его мудрости и благоразумии.

Немаловажным изменением было внедрение системы превоте. Проще говоря, король разделил свою страну на 12 четко обозначенных округов. Это позволило разрешить все недопонимания, связанные с правом вассала на землю. К тому же Людовик Святой ввел единую государственную валюту, которая действовала на всей территории Франции.

Великий зодчий

За время правления Людовика IX на территории Франции был построен не один десяток церквей и монастырей. именно он предложил проект собора в Реймсе, возвел монастырь Ройомон и так далее. Благодаря этому французы даже сегодня могут лицезреть архитектурные шедевры готического Средневековья.

Более того, даже за пределами его королевства есть святыни, посвященные мудрому королю. Например, в честь монарха был построен собор святого Людовика, что находится в Тунисе.

Восьмой Крестовый поход: смерть короля

Мечта покорить мусульманский мир никогда не покидала сердце Людовика IX. Поэтому в 1269 году он вновь собирает войско, дабы отправиться в очередной Крестовый поход. В марте 1270 года многотысячное войско крестоносцев высаживается в Тунисе, ведомое своим королем. Однако Людовик, помня о своем поражении, решает не спешить с наступлением и подождать, покуда к нему не подтянутся остальные силы из материка.

Именно это решение впоследствии погубило французского короля. Большое скопление народа привело к вспышке неизвестной болезни, которая переросла в настоящую эпидемию. Первым умер сын короля Тристан, а вслед за ним 25 августа скончался и сам Людовик Святой. Фильм, снятый недавно BBC, хорошо описывает последние дни великого правителя, проведенные в постоянных молитвах и сожалениях, о непокоренном Иерусалиме.

Память о Людовике IX

Заслуги мудрого короля были по достоинству оценены его современниками. В частности, в августе 1297 года папа Бонифаций VIII причислил монарха к лику святых. После этого король стал зваться святой Людовик Французский. Не менее лестно о нем отзываются и историки, считающие, что он подарил своей стране столь желанные спокойствие и мир.

Поэтому не удивительно, что в его честь воздвигнуто несколько соборов и памятников культуры. Например, даже в столице России Москве есть храм Святого Людовика, названный как раз-таки именем того самого великого французского правителя.

(25.4.1214 Пуасси - 25.8.1270 Тунис)

Тот, кто был Наполеоном, <...> после своего апофеоза в роли императора французов несколько лет пробыл на Дне, потом в Гашшарве, где его подготавливали к третьей тёмной миссии: созданию одной религии левой руки в Германии. Если бы это удалось, задачи Гитлера были бы весьма облегчены, а сам Наполеон, в третий раз пав на Дно, испытал бы провал в Суфэтх и выпадение из Шаданакара. К счастью, его удалось вырвать из Гашшарвы; в этом принимали участие, между прочим, Людовик Святой и сама Жанна д"Арк.

«Роза Мира», кн. 10, гл. 1

Через века дошла до наших времен слава французского короля XIII века Людовика IX - Святого. Французские же историки нашего времени из знаменитой школы «Анналы», восстанавливая образ легендарного короля по сохранившимся источникам во всей возможной полноте и подлинности, в результате описали весьма загадочный социально-политический и социально-психологический феномен.

Великий король, кажется, не был ни слишком умен, ни слишком образован для своего времени, не умел выбирать себе наилучших советников, не слишком разбирался в экономике, был одержим мифологией своего времени и допускал довольно серьезные политические и военные просчеты. Тем не менее он был и остался в памяти своего народа великим королем.

Этот загадочный феномен история предлагала внимательным аналитикам не раз и во времена, не столь от нас отдаленные.

На витраже Сен-Шапель в Париже «святой король» Людовик IX показан в смиренном облике, в сиянии света, рядом с епископом. «Святая капелла», заповедник древности в шумном Париже, напоминает о значительных событиях в истории Европы XIII века.

Позади, как пишет Ж. Дюби в своей знаменитой книге «Время соборов», остались столетия изнуряющей бедности, постоянного недоедания, время скудных полей и узких пустых дорог. Начинается заметный подъем сельского хозяйства и торговли. Во Франции золотистые поля и зеленые полосы молодых виноградников тянулись от Шартра до Сауссона. В теплые дни осени корабли на Сене оседали под грузом бочек с молодым вином, а купцы спешили привезти перед зимними дождями тюки с тканями и пряностями. Франция узнала радость достатка, уверенность в завтрашнем дне.

Рождение готики

В такие времена король велел заложить в Париже «Святую капеллу». Строительство началось в 1242 году, продолжалось всего шесть лет и обошлось королю в невероятно большую сумму - 40 тысяч ливров. Огромные окна с витражами прорезали тяжесть стен, капелла из светлого камня устремлялась к небу; все признали «ее дивную красоту».

Во Франции искусство, которое мы называем «готика», создано было духовенством, приближенным к королевской власти, богатым и достаточно интеллектуально зрелым. Перестраивая «королевскую усыпальницу», задумали изменить привычные архитектурные формы, чтобы превратить храм в зримое подобие богословской концепции «всепроникающего божественного света». («Мир возник из потока света, низвергающегося подобно водопаду».) Была отвергнута тяжесть стен, исчез внутренний сумрак романской архитектуры, расширились и вытянулись ввысь «самые светлые окна», заполненные живым светом, цветным узором витражей, которые придавали «рассеянному Божьему свету» свечение высоко ценимых в тот век драгоценных камней. По образцу эмалей, ювелирных изделий в витражах появились миниатюры, а скульптурные изваяния «вышли» из тяжести каменных стен - появилась готическая скульптура.

Готическое искусство Франции показало все, что неявно существовало в других сферах духовной жизни. Оно представило единство ремесла и инженерного дела, геометрии и религиозных представлений об устройстве мира.

В европейской культуре не было еще разрушено представление о мире - огромном сооружении, где каждая часть отражает, как некое символическое зеркало, смысл всеобщего замысла Творца. Мастера XIII века, они создавали «модель мира», который стал неизмеримо более светлым, просторным, чем в предшествующее столетие.

Дюби объединяет воедино различные явления XIII века, объясняет расцвет королевства «духовным порывом», заставлявшим идти вперед, распахивать пашни и пустоши, разводить виноградники, создавать новые ярмарки, вести проповедь бродячим монахам. «Деятельная радость передана в ритме и устройстве соборов». Французские историки напоминают: историю следует рассматривать как результат духовных усилий человека, все иное - успехи экономики или государственного строительства - не больше, чем производные явления, сами по себе не существующие.

Мальчик-король

«Людовик IX был преисполнен святости, - о короле Дюби пишет возвышенно. - Большая часть его богатства отдана во славу Божью». «Король строил не замки, а храмы».

Быть королем в 12 лет, после внезапной смерти отца, - почти безнадежная затея: «королевское ремесло», как говорили во Франции, - трудное дело. Король - посредник между Богом и народом, это не пустые слова, это бремя ответственности. Король - воин, дипломат, мишень для заговоров и многое другое, смотря по обстоятельствам. Тяжелая ноша для ребенка. Даже в раннем средневековье возраст зрелости отсчитывали с 14 лет. (Впрочем, по наблюдениям Ле Гоффа, в XIII веке в высших слоях общества порог зрелого возраста приблизился к современному, к 21 году.)

Мальчик-король получает золотые шпоры, большой меч, его облачают, подгибая края, в плащ пронзительно-синего цвета, архиепископ надевает кольцо на палец... Корона на детской голове - большая и неустойчивая, как и тяжелый скипетр, и жезл правосудия, вложенные в длинные, но некрепкие руки. «Такие испытания придают силы или ломают навсегда» - замечает Ле Гофф.

Юный король обнаружил твердость духа и силу воли. При деятельном участии королевы-матери он выполнял «королевское дело» последовательно и достойно. Были трудные переговоры с Англией. Был мятеж баронов: они собрались и решили, что король слишком мал, а королеву, «иностранку», они не жаловали. Но парижане прислали помощь «своему королю»: на пути его следования дорога была заполнена простолюдинами, вооруженными и безоружными, «они взывали к Господу, чтобы оградил и защитил короля от врагов». («Мнение народа», которое разглядел Пушкин в событиях русской истории Смутного времени, во Франции, очевидно, присутствовало на пять веков раньше.)

Людовик IX признан одним из самых удачных правителей Франции, который присоединил юг страны, выпустил полновесную монету, распространил королевские указы, ордонансы, на все королевство. Франция не подвергалась испытаниям голодом и эпидемиями, население страны возросло до 10 миллионов человек; Париж стал одним из самых густонаселенных городов Европы, а подданные короля составляли 1/6 населения Европы.

«До Французской революции он был воплощением лучших сторон французской монархии» - пишет представитель «Анналов» Ж. Ле Гофф, 15 лет работавший над биографией «Святого короля» и написавший в результате многоплановое историческое повествование.

Незатейливая вера

«С тех пор, как он стал править и познавать себя, - приводит Ле Гофф текст старинной хроники, - он начал строить церкви и монастыри». Его благочестивые порывы были совсем необязательны для его положения. Посещая монастыри, он таскал носилки с камнями для строительства и был недоволен своими братьями, не желавшими искренне помочь монахам. Иногда благочестие короля выходило за всякие пределы: он стремился омыть ноги странникам, «людям Божьим».

В аббатстве Сен-Дени гвоздь, один из тех, которыми, по утверждению, распят был Христос, выпал из сосуда, когда монастырь был заполнен паломниками, и затерялся среди множества людей. Горе короля было искренним, непритворным, чрезмерным даже для того времени. В отчаянии он вопил: «Пусть лучший город королевства был бы разрушен!» Король не только не пытался скрыть неблагоприятное для общественных настроений событие, но, напротив, раздувал его сверх меры, назначил 100 ливров всякому, кто найдет реликвию или сообщит нечто важное. Скорбь короля усилила эмоциональное возбуждение, довело страсти до массовой истерии; люди обливались слезами, толпились в церквах. Множились разговоры: не признак ли это надвигающейся беды? Святой гвоздь, впрочем, вскоре нашли и водворили на место.

Короля и его народ объединяла незатейливая вера в чудеса, в действенную силу магических предметов.

В 1204 году рыцари-крестоносцы захватили и разграбили Константинополь. Дурное событие, но речь о другом. Воины-крестоносцы были ошеломлены, увидев среди сокровищ Византии священные реликвии: терновый венец, гвозди - очевидные и осязаемые в своей простоте следы Страстей Господних. В наши дни трудно представить, как материальные предметы убеждали в абсолютной достоверности предания Нового Завета. Истина о Боге, снизошедшем к природе человека, стала близкой и очевидной. Люди того времени постоянно видели раны и часто испытывали страдания, они знали, как трудно терпеть, как кричат от боли; что переносили они сами, принял и испытал Бог. Эмоциональное потрясение, достоверность через видимое, создавало новую религиозную обстановку: «вочеловечение Бога» - явление, которое Дюби наблюдает в «новом французском», готическом искусстве.

Упорно и последовательно король Людовик собирал наиболее достойные христианские реликвии; говоря откровенно, он их скупал. «Истинный терновый венец Христа» с огромными предосторожностями переправили из Венеции во Францию. (По дороге дождь лил, не переставая, что вызвало некоторое недоумение у простодушных сопровождающих.) Встреча реликвии в королевстве вызвала всеобщее восхищение: процессию возглавил король в сопровождении брата - босые, в грубых рубахах. Вскоре к терновому венцу прибавились: кусок Истинного Креста, наконечник копья, которым римлянин пронзил распятого Христа, и губка, на которой римляне поднесли уксус. Для собранных реликвий была воздвигнута Сен-Шапель. Чудесная сила реликвий, по всеобщему убеждению, оберегала короля и королевство.

Очевидно, юный король нашел свое место - он оказался не впереди своего времени, не позади, а где-то в середине. Именно это обстоятельство, сказал один из преуспевающих современных политологов, было залогом прочности его власти и основанием его легенды.

Рядом со Святой капеллой, и это признак нового времени, король распорядился построить помещение, на верхних этажах которого разместились королевский архив, «Хартии», и библиотека, собрание благочестивых религиозных сочинений.

Ближний круг

Ле Гофф не скрывает, что интеллектуальное окружение Людовика IX оставляет желать лучшего. XIII век - время расцвета Парижского университета, появления истинных интеллектуалов. Но король общался только с двумя не самыми выдающими фигурами, с Робером де Сорбоном и Вин-центом из Бове.

Робер де Сорбон был добрый и простодушный человек низкого происхождения, его называли «деревенщина». Звание магистра богословия он заслужил тяжелым трудом. И в трактате о Страшном суде сравнивал его с экзаменом. Судя по всему, экзаменационные «муки» де Сорбон испытывал неоднократно. Но добрый каноник, вспоминая о своей бедности, сделал полезное дело: его имя осталось в истории на вершине неизмеримо более высокой, чем удостоились его мудрые коллеги. Сорбон основал коллеж, своего рода ученый пансион для бедных студентов. Людовик IX проявил достойную щедрость, пожаловал простодушному богослову для его начинания множество домов в Париже и обеспечил содержание обитавших там студентов. Со временем название большого коллежа перешло на Парижский университет. Приходится повторить старую истину: добрые дела важнее умных речей.

Самым близким к королю интеллектуалом был монах-доминиканец Винсент из Бове, автор своего рода энциклопедии, скорее компиляции, «Большое зеркало». Винсент не обращался к высотам современной ему мысли, но был хорошим учителем, умел толково изложить знаковые сведения. Молодой король, получивший крайне поверхностное, даже по меркам того времени образование, бывал на занятиях в монастырской школе: «Он садился вместе с монахами у ног магистра и слушал внимательно, и так святой король делал не раз». Король усвоил некоторые приемы университетской среды: ему нравилось устраивать диспуты между верным придворным Жуанвилем и Робером де Сорбоном по образу диспута магистров в университете. Не больше. «Что ни говори, - признает Ле Гофф, - король с недоверием относился к интеллектуалам».

В Парижском университете во времена Людовика IX тучный, благожелательный монах-доминиканец, «брат Фома», знаменитый Фома Аквинский, читал лекции, разбирал толкования богословских текстов. «Святой король» и его не менее знаменитый современник никогда не встречались - к взаимной пользе. Король с величайшим уважением относился к монахам, соблюдавшим обет «апостольской бедности», францисканцам и доминиканцам, подражал им в повседневной жизни. Но утверждение Фомы Аквинского: кроме пламенной веры, следует найти доказательства бытия Божьего силой разума, - было для обладателя «священных гвоздей» из Иерусалима совершенно лишним.

«Святой король» и новая европейская культура

Дюби пишет о духовных изменениях XIII века: «Появляется свободный человек, отвечающий за свои поступки. Человек готических соборов стал личностью». Трудно со всей определенностью сказать, насколько действенным было влияние ежегодной исповеди, но очевидно, что это обязательное правило для мирян, установленное в 1215 году католической церковью, имело определенные последствия для множества людей, не обремененных способностями Фомы Аквинского. Дисциплинарные меры церкви, независимо от первоначальных намерений, заставили подчинить «внешнее» «внутреннему». В обществе формируется «культура вины», озабоченность человека своей внутренней правотой. Появляются навыки самоанализа, отличительная черта европейской духовной культуры.

Где именно обнаруженное французскими историками «соприкосновение» Людовика IX и новых явлений в европейской культуре? Не в детских диспутах и даже не в зодчестве: не он задумывал и строил. Хороший король, обладавший здравым смыслом в делах повседневных, он не мешал, не портил, тратил необходимое. При подготовке крестового похода проявлял разумную бережливость, не разорил страну ради благочестивых подвигов, как поступали его предшественники. Но и встреча короля с миром экономики не состоялась, каждый оставался в своих пределах.

Церковь снабдила короля немудрым набором экономических правил: ростовщики, все и без исключений, отправятся в ад, «хорошие деньги» определяются «на глаз и на зуб». Король в своих ордонансах периодически громил ростовщиков, к радости должников, и с известной долей ксенофобии. Впрочем, все возвращалось к исходному положению, и только кредиты дорожали, ростовщики брали повышенную плату за риск.

А ведь это было время напряженных споров, которые заложили основу европейской экономической теории: о ценности труда, о допустимости накопления. Стремление определить основы «справедливой цены» были первой попыткой найти закономерности рыночного ценообразования.

Тем не менее «король, сосредоточенный исключительно на нематериальных ценностях, - признал Ле Гофф, - превратился в Людовика Святого экономического благоденствия». Любое традиционное общество превращает в сказку время умеренной стабильности, время без изменений в денежной сфере, без бешеных прыжков цен.

Людовик IX соприкоснулся с новыми явлениями в европейской культуре XIII века в мире повседневности. В своих повседневных делах он представил нечто новое: образ человека, который сверяет свои поступки с внутренними побуждениями.

Король сказал однажды де Сорбону: «Мне хотелось быть безупречным человеком - прекрасные слова, произносишь - ощущаешь их вкус». «Безупречный человек» - это новая модель личности: «бесстрашный» рыцарь, герой феодальной эпохи, жил по обычаю предков в соответствии с «профессиональной функцией», со щитом и мечом; «безупречный человек» - в делах повседневных проявлявший сдержанность, мудрость и чувство меры.

Верный соратник Людовика IX Жуанвиль среди достоинств короля на первое место поставил сдержанность. «Я ни разу не слышал, - записал Жуанвиль, - чтобы он заказал себе какое-либо блюдо, как это делали многие богатые люди, но с удовольствием ел то, что перед ним ставили».

Ритуал еды, количество блюд были основным показателем социального статуса той эпохи - застолья и одежда определяли положение человека в обществе. Каждое появление короля за столом было обставлено множеством неписаных правил. Прежде всего - религиозные требования, воздержание от определенных видов пищи во время поста; эти правила король соблюдал с избытком. Во-вторых, особый ритуал еды: место за столом, количество блюд, редкие угощения. В этом смысле поведение короля было непривычным, вызывающим: выбирал еду похуже (мелкая рыба вместо крупной щуки, простая еда с горохом), ел умеренно, на глазах у присутствующих портил еду, подливал воду в суп, разбавлял водой соус, превращая подливы в малоприятную слизь.

Он разбавлял вино на три четверти водой в стране, где в XIII веке вино хорошего качества не было редкостью. Столь же усердно король разбавлял супружескую жизнь воздержанием на время поста, что не помешало ему иметь многочисленное потомство, семеро детей пережили отца.

Церковь убеждала, что монархи посредством помазания на царство становились соправителями Христа. (На одном из порталов собора в Реймсе сцена Страшного суда изображается в присутствии короля, перенесенного с троном на небеса.) «Королевское чудо», исцеление золотушных больных наложением рук короля, доказывало подданным чудотворную силу монарха. Людовик знал силу власти и свое предназначение, но пытался разделить власть и личность. В мечтах он устремлялся к простоте и незатейливой мудрости апостолов, учеников Христа. Иногда это получалось.

Его терзала мысль - война все же «греховное дело». Жуанвиль вспоминал: «Короля упрекнули, почему он не допустил, чтобы соседи Франции воевали друг с другом и ослабили себя на пользу королевства, а он серьезно ответил: «Блаженны миротворцы». Не пустые слова: с 1242 года по 1270 в стране был мир. Если начинаешь войну, наставлял он сына, не опустошай землю противника (король не употреблял слово «враг»), остерегайся наносить ущерб «бедным людям». Постарайся убедить противника, «предупреди его»; объявлять войну надо в крайнем случае. Король отвергал охоту, мирские забавы, бранные слова; избавлялся от внешних признаков богатства, носил простую одежду. «Король должен быть образцом для тех, кто у него в подчинении». Эта достойная мысль появляется в сочинениях тех лет.

Летом король выходил в сад, садился на ковер, к нему приходили с жалобами и прошениями. Жуанвиль вспоминал, как после службы в церкви король отправлялся в Венсенский лес, садился, прислонясь к дубу. «Все, у кого были дела, подходили к нему, ибо не было рядом стражи». Репутация короля зависит от установленного порядка и хорошего правосудия, это общее место наставлений тех лет; разница в том, что Людовик IX хотел осуществить в конкретных делах абстрактные правила. «Любезный король» ко всем обращался на «Вы», никого не оскорблял, но не переносил богохульства, хотел искоренить «городские пороки»: продажную любовь, азартные игры, порчу денег.

Создать мир праведников «святой король», несмотря на все старания, не сумел. Его отвлекли иные дела - крестовые походы.

Крестовые безумства

Крестовые походы Людовика IX, последние походы на Восток европейского мира, - одна из самых странных загадок истории XIII века. «Будет ли граница католического мира проходить по Иордану или по Днепру» - так определяет Ле Гофф «великую геополитическую проблему XIII века». Но это ошибочное мнение. Западная Европа не имела сил и желания сражаться с монголами, преобладали свои проблемы. Папа скрывался в мирной Франции от отрядов германского императора. Его призыв к новому крестовому походу против египетского султана, который захватил Иерусалим и учинил резню христиан в Палестине, уступал по силе обличению «змеиного отродья», императора Фридриха II. В окружении папы прямо говорили: христианский мир должен идти в поход против нечестивого императора.

Проблему «святых мест» в те годы мог решить только Фридрих II. Он хорошо знал арабский мир, был равнодушен к делам веры, его называют «первым атеистом Европы». В конце 20-х годов XIII века Фридрих II нашел мирное решение «святых мест»: Иерусалим, кроме исламских святынь, был передан христианам. Фридрих мог восстановить мир на Ближнем Востоке, но его дерзкие планы, попытка создать новую державу, которая объединит Центральную Европу, Италию и Средиземноморье, вызвала ярость в Риме.

В такой обстановке французский король решил занять место германского императора.

Крестовый поход был хорошо подготовлен, собраны огромные запасы продовольствия; французское духовенство без особой радости внесло свыше 1 миллиона ливров. Король и 30 тысяч воинов (из них 2500 рыцарей) разместились на кораблях. Французы обрушились на владения египетского султана, где потерпели поражение. Эпидемии, непривычный климат, метательные снаряды с «греческим огнем» наводили ужас. Людовик IX попал в плен, пришлось собирать деньги для выкупа. Король был измучен желудочными заболеваниями, еле стоял на ногах, в плену вел диспуты с мусульманами, был восхищен библиотекой султана. После освобождения из плена не вернулся домой, а отправился в Акру, одну из немногих уцелевших крепостей крестоносцев, где провел три года, тщетно ожидая подкреплений.

Меж тем владения крестоносцев таяли, египетский султан захватил последние приморские крепости в Палестине. В 1267 году в Сен-Шапель Людовик IX заявил пораженным придворным о новом крестовом походе. Король был бледным и больным, редкие волосы и небольшая мягкая борода почти седые; в 1270 году он принял из рук папского посла посох. Миролюбие и безупречная скромность исчезали за пределами «своего мира», оставался агрессивный и самоуверенный фанатик.

Людовику IX досталась незавидная историческая роль - закрыть эпоху крестовых походов в Средиземноморье. Крестоносцы Франции осадили древнюю крепость - Карфаген, однако наступление было остановлено, началась эпидемия холеры. Людовик IX умер в августе 1270 года. Современники пытались объяснить поступки благочестивого короля, который едва не увлек за собой в бездну своих сыновей (они сопровождали Людовика, и только счастливая случайность спасла наследника, будущего короля) «святой простотой», доверчивостью: он полагал, что эмир Туниса «готов был принять христианство». (Ле Гофф говорит о своем герое нечто похожее - французы не подозревали, как далеко находится Тунис от Египта, «Король плыл без карты».) Но следует прибавить: образец личности, который возник в мечтах Людовика IX, был поверхностным, неглубоким.

«Святой король» занял свое место в справочниках и учебниках. Исследования французских историков определили новые границы исторической науки. И все же, если будет благосклонна к вам судьба, загляните ранним осенним днем в Сен-Шапель, когда нежаркое солнце озаряет лучезарные витражи с бесхитростными фигурами, - может быть, откроете нечто новое.

Александр Савинов, "Святые гвозди"
Опубл. в журнале "Знание - сила" №12, 2003


Краткая биографическая справка

Французский король с 1226, из династии Капетингов. До 1236 года регентшей была его мать Бланка Кастильская. Провел реформы по централизации государственной власти. Было сужено значение сеньориальных судов; в Париже создана особая судебная палата (называвшаяся позже парламентом), ставшая в государстве высшей аппеляционной инстанцией, ей были переданы также важные административные функции. При Людовике IX стала чеканиться полноценная серебрянная и золотая монета, которая начала вытеснять многочисленные виды монет, чеканившихся отдельными феодалами и городами. Внешняя политика Людовика IX была малоудачной. В 1248 возглавил 7-й (1248) крестовый поход. В 1250 году был пленен египетским султаном и освобожден за огромный выкуп. Заключил Парижский договор 1259, по которому уступил англичанам Гиень. Умер от чумы во время предпринятого им 8-ого (1270) крестового похода (в Тунисе). В 1297 году был канонизирован.

Ссылки (источники)

  • Изображения Сен-Шапель:
    http://www.herodote.net/Images/SainteChapelle.jpg ,
    http://vandyck.anu.edu.au/introduction/add/med.gothic/AH243-410.jpg ,
    http://www.people.fas.harvard.edu/~jmgriggs/photo/chapelle.jpg