Был вынужден сдаться американской армии.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Гоятлай (Джеронимо) родился в племени бедонкое, которое является фратрией племени чирикауа (входящего в состав нации апачей), вблизи от реки Гила , на территории современной Аризоны , в то время - во владении Мексики , однако семья Джеронимо всегда считала эту землю своей.

    Происхождение прозвища Джеронимо неизвестно. Некоторые считают, что оно произошло от Святого Иеронима (в западном произношении: Джером), которого мексиканские враги Гоятлая призывали на помощь во время сражений. По другой версии прозвище Джеронимо - транскрипция того, как дружественные ему мексиканские торговцы произносили настоящее имя Гоятлая.

    В семье его звали Гойакла, что чаще всего переводят, как "Зевающий". Джеронимо его назвали мексиканцы, наверное, в честь святого Джерома. Возможно имя пришло к нему в битве, когда Гойакла несколько раз пробегал сквозь град пуль, чтобы убить врага своим ножом. Видя индейского воина, солдаты в отчаянии призывали своего святого.

    Родители Джеронимо обучили его в соответствии с традициями апачей. Он женился на женщине из племени чирикауа и имел трёх детей. 5 марта 1851 года отряд из 400 мексиканских солдат из штата Сонора под руководством полковника Хосе Мария Карраско напал на лагерь Джеронимо возле Ханоса в то время, как большинство мужчин племени отправились в город торговать. Среди убитых оказались жена, дети и мать Джеронимо.

    В пожилом возрасте он стал знаменитостью. Он появлялся на выставках, включая всемирную выставку 1904 года в Сент-Луисе , штат Миссури , где продавал сувениры и собственные фотографии. Однако вернуться на землю предков ему не разрешалось. В 1905 году Джеронимо участвовал в параде по случаю инаугурации президента США Теодора Рузвельта . Он обратился к президенту с просьбой вернуть его племя обратно в Аризону , но получил отказ.

    В начале 1909 года 79-летний Джеронимо упал с коня и до утра пролежал на земле. Через три дня - 17 февраля 1909 года - он умер от пневмонии в Форте-Силл и был похоронен на местном кладбище пленных индейцев-апачей.

    Автобиография

    Экранизации

    В 1962 году в США вышел в прокат фильм кинокомпании Metro-Goldwyn-Mayer «Джеронимо». В 1993 году кинокомпанией Columbia Pictures снят кинофильм «Джеронимо: американская легенда» . В том же 1993 году компанией «Turner pictures» выпущен фильм Роджера Янга «Джеронимо».

    Культурное влияние

    • «Джеронимо!» – с таким выкриком прыгают с самолета американские воздушные десантники. Своим происхождением традиция обязана вождю апачей (1829-1909), имя которого наводила на белых поселенцев такой страх, что стоило кому-нибудь крикнуть: «Джеронимо!», как все выпрыгивали в окна.
    • Клич «Джеронимо!» используется в США десантниками-парашютистами во время прыжка из самолета. В 1940 году рядовой 501-го экспериментального воздушно-десантного полка по имени Эберхард предложил товарищу использовать в качестве боевого клича имя индейца из просмотренного накануне фильма. Через некоторое время весь взвод яростно кричал «Джеронимо!», десантируясь из самолета, а сегодня этот клич является уже традиционным для воздушно-десантных подразделений вооруженных сил США. Как боевой возглас, символизирующий ярость, отвагу и веру в победу (сходно по значению с русским «Ура! » и японским «Банзай !»), клич «Джеронимо!» упоминается в различных произведениях литературы, киноискусства, компьютерных играх.
    • Клич «Джеронимо!» используют Одиннадцатый Доктор , герой британского фантастического сериала Доктор Кто , Агент Джонни Инглиш , герой одноимённого фильма, при прыжке с парашютом из вертолёта, а также полярные медведи из мультипликационного фильма «Балто » при прыжке в замёрзшее озеро.
    • Такой же клич, но с несколько изменённым смыслом, использует герой Мэла Гибсона в фильме 1997 года "Теория заговора": "Любовь даёт крылья, заставляет летать. Я называю это Джеронимо. Когда вы любите, вы прыгаете с Эмпайр-стейт-билдинг, и в полёте кричите ей: "Джеронимо!" "
    • Клич «Джеронимо!» использует Франкенштейн в мультфильме «Монстры на каникулах » (оригинальное название «Hotel Transylvania»), во время прыжка со щупальца громадного монстра в бассейн. Переводчики заменили этот клич на аналогичный русский «Десантура!».
    • Клич «Джеронимо!» используют Джедидайя и Гай Октавиус из фильма «Ночь в музее», во время прыжка с бордюра.
    • Клич «Джеронимо!» использует Эпплджек в мультсериале «My Little Pony: Friendship is Magic », с высоты прыгая на кровать. (Эпизод «Look Before You Sleep», 1 сезон)
    • Также клич "Джеронимо" используется в одном из рассказов американского писателя О"Генри, а именно в произведении "Вождь Краснокожих"
    • Также клич "Джеронимо!" произнесла героиня сериала "Сонная Лощина" Лейтенант Эбби Миллз в эпизоде 3.18, прыгая в бездонный колодец, выбираясь из Катакомб, вместе со своим другом и напарником Икабодом Крэйном.
    • Клич "Джеронимо" использован в комедийном художественном фильме "Горячие Головы 2" при прыжке главных героев фильма с парашютом.
    • Клич "Джеронимо" использован в компьютерной игре Borderlands 2 при прыжке протагониста с обрыва.
    • в Компьютерной игре Starcraft II данный клич используется как одна из реплик юнитом Reaper фракции терран (в официальной русской локализации Головорез).
    • Клич "Джеронимо" использован в художественном фильме "Властелин Колец: Возвращение Короля" с озвучкой от студии "Божья Искра", когда горящий Дэнетор спрыгнул с обрыва. *Клич "Джеронимо" использован в компьютерной игре "Die Hard Trilogy 2", при прыжке Джона Маклейна на джипе со скалы, во время погони за террористами.

    August 21st, 2016 , 02:26 pm


    Легендарный военный предводитель чирикауа, который в течение 25 лет возглавлял борьбу против вторжения США на землю своего племени.

    Гоятлай (Джеронимо) родился 16 июня 1829 года в племени бедонкое, которое является фратрией племени чирикауа (входящего в состав нации апачей), вблизи от реки Гила, на территории современной Аризоны, в то время — во владении Мексики, однако семья Джеронимо всегда считала эту землю своей.

    Родители Джеронимо обучили его в соответствии с традициями апачей. Он женился на женщине из племени чирикауа и имел трёх детей. 5 марта 1851 года отряд из 400 мексиканских солдат из штата Сонора под руководством полковника Хосе Мария Карраско напал на лагерь Джеронимо возле Ханоса в то время, как большинство мужчин племени отправились в город торговать. Среди убитых оказались жена, дети и мать Джеронимо.

    Вождь племени, Мангас Колорадас, решил отомстить мексиканцам и отправил Гоятлая к Кочису за помощью. Хотя, по словам самого Джеронимо, он никогда не был вождём племени, с этого момента он стал его военным лидером. Для племени чирикауа это также означало, что он был и духовным лидером. В соответствии с занимаемой должностью именно Джеронимо возглавлял многие рейды против мексиканцев, а впоследствии и против армии США.

    Всегда уступая противнику числом в сражении с мексиканскими и американскими войсками, Джеронимо прославился своими отвагой и неуловимостью, которые он демонстрировал с 1858 по 1886 год. В конце его военной карьеры он возглавлял крошечный отряд из 38 мужчин, женщин и детей. Целый год за ним охотились 5 тысяч солдат армии США (четверть всей американской армии на тот момент) и несколько отрядов мексиканской армии. Люди Джеронимо были одними из последних независимых индейских воинов, отказавшихся признать власть правительства Соединённых Штатов на Американском Западе. Конец сопротивления настал 4 сентября 1886 года, когда Джеронимо был вынужден сдаться американскому генералу Нельсону Майлзу в Аризоне.

    Джеронимо и другие воины были отправлены в Форт-Пикенс, штат Флорида, а его семья в Форт-Мэрион. Они воссоединились в мае 1887 года, когда все вместе были перевезены в Казармы Маунт-Вернон в Алабаме на пять лет. В 1894 году Джеронимо перевезли в Форт-Скилл в Оклахоме.

    В 1905 году Джеронимо участвовал в параде по случаю инаугурации президента США Теодора Рузвельта. Он обратился к президенту с просьбой вернуть его племя обратно в Аризону, но получил отказ.

    В начале 1909 года 79-летний Джеронимо упал с коня и до утра пролежал на земле. Через три дня - 17 февраля 1909 - он умер от пневмонии в Форте-Силл и был похоронен на местном кладбище пленных индейцев-апачей.

    Джеронимо (1829–1909), (англ. Geronimo; индейское имя Гоятла, означает «Тот, кто зевает» – военный предводитель апачи, который в течение 25 лет возглавлял борьбу апачей против армии США на земле своего племени. Гоятла (Джеронимо) родился в поселении апачей бедонкохе, располагавшемся вблизи от реки Джила, на территории современной Аризоны.
    Происхождение прозвища Джеронимо неизвестно. Некоторые считают, что оно произошло от Святого Иеронима (в западном произношении Джером), которого мексиканские враги Гоятлы призывали на помощь во время сражений.
    Джеронимо воспитывался в соответствии с традициями апачей. Он женился на женщине из племени апачей чирикахуа и имел трёх детей от первого брака.
    5 марта 1851 года отряд из 400 мексиканских солдат из штата Сонора под руководством полковника Хосе Мария Карраско напал на лагерь чирикахуа возле городка Джанос и вырезал стариков женщин и детей апачи, в то время как большинство мужчин племени торговало продуктами охоты в городе. Среди погибших оказалась вся семья Джеронимо.
    На то время вождь племени Мангас Колорадос решил отомстить мексиканцам и отправил Гоятла за помощью к своему зятю, одному из вождей апачей-чирикахуа Кочизу. С этого момента Джеронимо становиться военным лидером чирикахуа, не являясь, по сути, вождем племени. Для племени чирикахуа Джеронимо, кроме этого, был еще и духовным лидером, т.к. по статусу в общине являлся шаманом-провидцем.
    Возглавляя боевые группы чирикахуа, Джеронимо провел множество карательных рейдов против мексиканцев, а впоследствии против армии США и англо-американских поселенцев. Всегда уступая противнику числом в сражении, Джеронимо прославился своей дерзкой отвагой и неуловимостью, и при жизни стал живой легендой. На закате своей карьеры повстанца он возглавлял крошечный отряд из 38 мужчин, женщин и детей. Целый год за ним охотились 5 тысяч солдат армии США под командованием генерала Нельсона Майлза (четверть всей американской армии на тот момент) и несколько отрядов мексиканской армии. Апачи из отряда Джеронимо были одними из последних свободных индейских воинов, отказавшихся признать власть правительства Соединённых Штатов на Американском Западе.
    Уставшие и изнеможенные от бесконечных столкновений с частями регулярной армии, апачи Джеронимо укрылись в горах Северной Мексики и 4 сентября 1886 года, поддавшись уговорам посланных к ним переговорщикам, вынуждены сдаться генералу Майлзу в Аризоне.
    Джеронимо и воины чирикахуа были отправлены в военную тюрьму в Форт-Пекинес, штат Флорида, а его семья в Форт-Мэрион.
    Воссоединившись с семьями в мае 1887 года, Джеронимо и многие чири-кахуа были перевезены в казармы Маунт-Вернон в штате Алабама, для дальнейшего отбывания наказания сроком на пять лет.
    В 1894 году правительство переместило Джеронимо и чирикахуа в Форт-Силл на Индейскую территорию (ныне штат Оклахома) в резервацию кайова-команчей сохранив за ними статус военнопленных и отказав в возвращении на родину в Аризону. В резервации кайова-команчей Джеронимо пользовался огромным уважением и авторитетом среди бывших врагов кайова и команчей. В пожилом возрасте он стал знаменитостью. Он появлялся на выставках, включая всемирную выставку 1904 года в Сент-Луисе, штат Миссури, где продавал сувениры и собственные фотографии. Джеронимо участвовал в параде по случаю инаугурации президента США Теодора Рузвельта в 1905 году.
    Он умер от пневмонии в Форте-Силл в 1909 году и был похоронен на местном кладбище пленных индейцев-апачей. В 1905 году Джеронимо согласился рассказать свою историю С. М. Барретту, главе департамента образования в Лоутоне, штат Оклахома. Барретт обратился за разрешением к президенту, чтобы опубликовать книгу. Джеронимо рассказывал только то, что хотел рассказать, не отвечал на вопросы и ничего не менял в своём повествовании. Предположительно Барретт не делал собственных крупных изменений в рассказе Джеронимо. Фредерик Тёрнер позже переиздал эту автобиографию, убрав примечания Барретта и написав введение для не-апачей.

    Как это было:
    «…25 марта 1886 г. вожди «враждебных» апачей встретились с Круком в нескольких милях к югу от границы возле каньона Де-лос-Эмбудос. После того как три дня произносились волнующие речи, индейцы чирикахуа стали соглашаться на сдачу. Крук сказал, что они должны сдаться безоговорочно, и когда индейцы спросили, что это значит, он прямо ответил им, что, возможно, их как пленников отправят далеко на восток, во Флориду. Индейцы решили не сдаваться, если Серый Волк (так апачи называли генерала Д. Крука) не пообещает вернуть их в резервацию после двух лет содержания под стражей. Крук обдумал предложение; это показалось ему честным. Надеясь убедить Вашингтон в том, что такая капитуляция лучше, чем никакая, Крук согласился. «Я предаю себя в ваши руки, – сказал Джеронимо, – делайте со мной, что хотите. Я сдаюсь. Когда-то я носился с места на место подобно ветру. Теперь сдаюсь, и дело с концом». Алчиз (младший сын вождя апачей Кочиза) закрыл совет обращением, в котором просил пожалеть его заблудших братьев – чирикахуа. «Теперь они все – добрые друзья, и я рад, что они сдались, потому что они все – один и тот же народ, все они – одна моя семья; так, если вы убьете оленя, его части – это части одного тела; так оно и с чирикахуа. Теперь мы хотим ходить по открытой дороге и пить воду, которую пьют американцы, и не прятаться в горах; мы хотим жить, не подвергаясь опасностям и не испытывая неудобств. Я очень рад, что чирикахуа сдались, и я смог замолвить за них слово. Я никогда не лгал вам, и вы никогда не лгали мне, и теперь я говорю вам, что чирикахуа и вправду хотят поступать пра-вильно и жить мирно. Если они не будут поступать так, значит, я лгу, и вы не должны мне больше верить. Ну что ж, вы направляетесь в Форт-Боуи, и я хочу, чтобы вы унесли в своих карманах все сказанное здесь сегодня».
    Уверенный в том, что чирикахуа благополучно попадут в Форт- Боуи с отрядом его разведчиков, Крук поспешил туда, чтобы телеграфировать военному министерству в Вашингтоне о тех условиях, которые он поставил вождям чирикахуа. Ответ обескуражил его: «Никаких соглашений с неприятелем по поводу двухгодичного заключения на востоке с последующим возвращением в резервацию». Серый Волк дал еще одно обещание, которое не мог сдержать. Последним ударом для него было известие, полученное на следующий день, о том, что Джеронимо и Найче оторвались от колонны в нескольких милях от форта Боуи и бегут обратно в Мексику. Некий оптовый торговец из «ринга Таксона» накачал их виски и ложью о том, как белые граждане Аризоны непременно повесят их, когда они вернутся. Как рассказывал Йасон Бецинез, Найче напился и стал стрелять в воздух. «Джеронимо решил, что начался бой с солдатами. Он и Найче в панике бежали, прихватив с собой около тридцати сторонников». Возможно, это была не единственная причина их бегства. «Я боялся измены, – рассказывал впоследствии Джеронимо. – И когда мы почувствовали неладное, мы повернули назад».
    В результате побега Джеронимо Крук получил от военного министерства строгий выговор за свою неосмотрительность, за самовольное принятие условий капитуляции и за терпимое отношение к индейцам. Крук тут же подал в отставку, и его пост занял мечтающий о карьере бригадный генерал Нельсон Майлз (Медвежий Мундир). Медвежий Мундир принял командование 12 апреля 1886 г. При полной поддержке военного министерства он вскоре вывел на боевые операции 5 тыс. солдат (около трети боевых сил армии). В распоряжении генерала находилось 500 разведчиков-апачей и несколько тысяч человек из нерегулярного гражданского ополчения. Он организовал летучий кавалерийский отряд и установил дорогостоящую систему связи для молниеносной передачи донесений туда и обратно через Аризону в Нью-Мексико. Этой мощной военной силе противостоял Джеронимо со своей «армией» из 24 воинов и 14 женщин с детьми, которую все лето 1886 г. постоянно преследовала состоящая из тысяч солдат мексиканская армия. В конце концов, Большеносый Капитан (лейтенант Чарльз Гейтвуд) и два разведчика-апачи Мартин и Кейта обнаружили Джеронимо и Найче, скрывающегося в каньоне Сьерра-Мадре. Джеронимо положил свою винтовку на землю, поздоровался за руку с Большеносым Капитаном и спокойно справился о его здоровье. Потом он спросил, как там дела в Штатах. Как поживают чирикахуа? Гейтвуд сказал ему, что те чирикахуа, которые сдались, уже отправлены во Флориду. Если Джеронимо сдастся генералу Майлзу, его, вероятно, тоже отправят во Флориду, к своим. Джеронимо хотел знать все о Медвежьем Мундире Майлзе. Грубый ли у него голос или приятный для слуха? Жесток он или добросердечен? Смотрит ли он вам прямо в глаза или опускает глаза, когда разговаривает? Выполняет ли он свои обещания? Потом он сказал Гейтвуду: «Нам нужен твой совет. Представь себе, что ты один из нас, а не белый человек. Вспомни все, что было сказано сегодня, и скажи, если бы ты был апачем, что бы ты посоветовал нам делать в подобных обстоятельствах?» «Я бы поверил генералу Майлзу и доверился бы ему и его слову», – ответил Гейтвуд. Вот так Джеронимо сдался в последний раз. Великий Отец в Вашингтоне (Гровер Кливленд), веривший во все мрачные газетные россказни о злодеяниях Джеронимо, настаивал на том, что Джеронимо следует повесить. Однако верх взяло мнение более осведомленных людей, и Джеронимо со своими уцелевшими воинами был отправлен в Форт-Пекинес, штат Флорида. Большинство своих друзей он застал при смерти в этой теплой и влажной стране, столь несхожей с его расположенной высоко в сухих горах родиной.
    Больше ста человек умерло от болезни, которую диагностировали как туберкулез легких. Правительственные чиновники забрали у них всех детей и от-правили в школу для индейцев в Карлайл, штат Пенсильвания, где более пятидесяти детей чирикахуа умерли там.
    Во Флориду отправили не только «враждебных», но и многих «дружественных» индейцев, в том числе и разведчиков, работавших на Крука. Мартин и Кейта, которые привели парламентера лейтенанта Гейтвуда к укрытию Джеронимо, не получили десяти лошадей, обещанных им за выполнение задания; вместо этого они были отправлены в заключение во Флориду. Чато, вождь мескалеро-апачей, и бывший соратник по сопротивлению, пытался уговорить Джеронимо не уходить из резервации, но затем помог Круку обнаружить его, был внезапно вывезен со своего ранчо и отправлен во Флориду. Чато лишился своего надела и своего скота, двух его детей увезли в индейскую школу в Карлайле, где оба ребенка умерли. Индейцы чирикахуа были обречены на вымирание, слишком упорно сражались они за свободу. Подобная участь постигла не только их. Эскиминзин вождь племени апачей араваипа, который стал экономически независимым у себя на ранчо в Джиле, был арестован по обвинению в связях с неким преступником, известным под именем Малыш Апач. Эскиминзина и сорок уцелевших араваипов сослали жить с индейцами чирикахуа во Флориду. Позднее всех этих изгнанников перевели в Маунт-Вернон-Барракс (Алабама).
    Если бы не усилия нескольких белых друзей, таких как Джордж Крук, Джон Клам и Хью Скотт, апачей вскоре свели бы в могилу в зараженном малярией гарнизонном посту на реке Мобил. Несмотря на противодействие Медвежьего Мундира Майлза и военного министерства, им удалось вернуть в Сан-Карлос Эскиминзина с араваипа. Граждане Аризоны, однако, отказались позволить людям Джеронимо жить в пределах штата. Когда кайова и команчи узнали о ходатайстве лейтенанта Хью Скотта, они предложили своим старым врагам, апачам, часть своей резервации.
    В 1894 г. Джеронимо привел оставшихся в живых изгнанников в Форт-Силл. Когда в 1909 г. Джеронимо умер, оставаясь военнопленным, его похоронили на кладбище апачей. До сих пор сохранилась легенда о том, что вскоре после похорон его останки тайно вывезены и отправлены куда-то на юго-восток, возможно, в горы Чирикахуа-Маунтинс или в самую глушь Сьерра-Мадре в Мексику. Джеронимо был последним вождем апачей.

    Свободные апачи, охотившиеся во время битвы у Трес — Кастильос на оленей, а также те, кто скрывался в горах, после смерти вновь объединились под руководством заместителя Викторио - вождя Нана.

    Нана был уже очень стар. В день своего восьмидесятилетия он организовал «рейд», который убедил жителей юго-западных областей, что даже возраст не помеха для соратника Викторио.

    За восемь недель горстка апачских воинов Нана одолела тысячи миль, провела восемь сражений и боев с американцами. Во всех боях побеждали превосходящих их по численности противников, убили пятьдесят американских солдат, захватили более 200 лошадей и ушли от войска, которое их преследовало (это войско насчитывало более тысячи солдат и четыреста местных добровольцев), на мексиканскую сторону в глубь Сьерра- Мадре.

    Во время этого молниеносного «рейда», который по своим масштабам превзошел все победы Викторио на американском юго-западе, этот восьмидесятилетний старец взял в плен двух красавиц из Техаса (впоследствии они вернулись в Соединенные, Штаты). Нана до самой смерти проживал в своей крепости в сонорских горах. Отсюда, когда он уже не смог выезжать, Нана руководил набегами (обычно его заменял помощник Локо, по-испански безумец). В конце концов Нана объединился в Сьерра-Мадре с вождем другой известной группы неукротимых - с легендарным Джеронимо. Нана стал советником и заместителем этого бесстрашного борца, который пользовался большим уважением апачей, проживающих по обе стороны границы.

    Джеронимо «человек-тигр»

    Имя Джеронимо на языке апачей звучало как Гойатлай, что значит зевающий, сонный. Однако характер вождя не соответствовал его имени. Один его американский противник, Серый волк, называл его Джеронимо - «человеком- тигром». Генерал Майллз - второй противник - так отзывался о вожде:

    «Джеронимо - самый ужасный, самый страшный из всех когда-либо живших индейцев»

    Однако прежде чем приступить к рассказу о «человеке-тигре», «самом ужасном из всех когда-либо живших индейцев», следует вспомнить отдельные факты, имеющие большое значение для понимания «войны Джеронимо».

    На юго-западе, также как когда-то в прериях, никогда не велась систематическая борьба всех индейцев против всех белых - не было всеобщей «войны рас». Например, отдельные группы апачей боролись против жителей штата Сонора, в то время как с жителями штата Чиуауа или с шахтерами Нью-Мексико они жили в мире. Позже, в период «рейдов», апачские племена подразделялись на несколько частей. На тропу войны выходила одна часть племени, в то время как другая часть того же племени сохраняла мир с врагами своих братьев.

    Джеронимо свою войну начал независимо от Мангаса, Кочиса и последователей Мангаса. Он боролся и тогда, когда эти вожди отказались от военных набегов. В то время как другие апачские группы начинали добровольно возделывать землю - он оставался на тропе войны. Он не смирялся.

    Убийство жены Джеронимо

    Непримиримость Джеронимо имела свои корни. Он родился в лагере мимбреньо в семидесятые годы, после посвящения его в мужчины, он женился на самой красивой девушке своего племени и, как утверждала молва, на самой красивой девушке всех апачских племен в Аризоне. Ее звали Алопе. Племена Гойатлая и Алопе в то время жили в мире с бледнолицыми штата Чиуауа, что позволяло апачам раза два в год появляться на рынках в городах штата, где индейцы меняли свои изделия на пинолу и другие товары. Как-то раз апачи собрались на рынок в Касас-Грандес. Недалеко от этого городка они разбили свой лагерь. Дети и женщины, среди них была и Алопе с тремя маленькими сыновьями, остались в лагере, а мужчины отправились в город. Когда через несколько часов веселые апачи вернулись с рынка в лагерь, все их женщины и дети были убиты.

    Случилось это так. О приходе большой группы апачей — мимбреньо в Касас-Грандес знали не только креольские жители штата Чиуауа, но и креолы из других штатов северо-западной Мексики. В соседнем штате Сонора правил тогда жестокий тиран генерал Карраско. Он решил укрепить свою власть, напав на ненавистных, внушающих страх апачей. Поэтому со своим войском он перешел границу штата Чиуауа, подошел к Касас-Грандес и из укрытия наблюдал за лагерем апачей. Как только мужчины ушли в город, генерал напал на лагерь, подверг истязаниям несколько десятков детей, женщин сначала отдал на потеху своим солдатам, а затем убил. Первой жертвой Карраско стала Алопе.

    Когда Джеронимо с мешком пинолы для детей и украшениями для своей красавицы жены вернулся с рынка, он нашел ее обезображенный труп в своей палатке. И Джеронимо поклялся мстить до самой смерти. Однако нашелся другой человек, который отомстил за беззащитных женщин и детей. Через несколько месяцев их жестокий убийца был отравлен в Соноре своими людьми. Массовое убийство индейцев не помогло тирану удержаться на троне.

    Апачи Джеронимо в резервациях

    В последующие годы апачи Викторио, Нана, Джу и другие нападали на юго-западные территории Соединенных Штатов. Джеронимо и его дружина пока свободно передвигались по Аризоне и Нью-Мексико. Отсюда они предпринимали набеги на северные мексиканские штаты. Наиболее известным был «рейд» Джеронимо по северной Мексике, завершившийся взятием города Крассанас в штате Чиуауа.

    В середине семидесятых годов американцам все же удалось загнать апачей Джеронимо в резервацию Сан-Карлос. Однако неукротимый Джеронимо и в резервации поднял свое племя на борьбу. Сопротивление их было подавлено, и комендант резервации Джон Клан посадил Джеронимо в тюрьму. Но Клан ушел со своей должности, а новый комендант не знал, кого он держит за решеткой, и Джеронимо был освобожден.

    Он снова установил связь с наиболее непокорными членами племени, находящегося в Сан-Карлосе, и вскоре тайно увел их из ненавистной резервации. При побеге они убили командира «индейской полиции» резервации Альберта Штерлинга и уничтожили один отряд Шестой кавалерии, пытавшийся их преследовать. Затем Джеронимо, ярый враг мексиканцев, после двадцати лет набегов на северные области Мексики вынужден был уйти.

    Для своей основной стоянки Джеронимо выбрал обширную каменистую долину в центре сонорской части Сьерра- Мадре, которую со всех сторон окружали ущелья. Сосновые леса снабжали новых жителей лесными плодами, водилось в них много животных, прежде всего оленей.

    Последняя война апачей

    Индейцы, поселившиеся в каменном «замке», со временем вышли на связь с дружинами вождей Хато, Локо, Нохито Дружины выбрали главным вождем «самого ужасного из всех индейцев», «человека-тигра» — неукротимого.

    Последняя война апачей продолжалась. Снова отправлялись в Техас и Аризону отдельные дружины, чтобы захватить для своей горной республики оружие, продукты и лошадей. Самый известный такой «рейд» был предпринят весной 1883 года вождем Хато (Плоский нос) с двадцатью пятью воинами Джеронимо. «Рейд» продолжался всего шесть дней, апачи как вихрь пронеслись по Нью-Мексико и Аризоне, захватив более ста лошадей и убив десятки американцев, причем сами они не имели потерь.

    Легендарный набег Плоского носа на юго-запад Америки имел в Соединенных, Штатах большой резонанс (хотя бы потому, что его жертвами стали известный судья X К. Мак-Комас и его жена, сестра известного в те времена поэта Айронквилла, которую апачи Убили недалеко от города Сильвер-Сити). Джеронимо мстил за убийтсво своей семьи.

    Хато - за своих мертвых братьев. Американская общественность требовала отмщения за убитых в Сильвер-Сити. Око за око, зуб за зуб! Кто же мог справиться с этими уже немногочисленными бронхо.

    Генерал Крук убеждает апачей вернуться в резервации

    Правительство снова направило генерала Крука на юго-запад. И не только на юго-запад. Крук, сопровождаемый несколькими мексиканскими полками и индейскими следопытами из резерва ций — членами «индейской полиции», проследовал прямо в «осиное гнездо» - в крепость Джеронимо в Сьерра-Мадре.

    Опытные следопыты, в данном случае парламентеры, быстро добрались до крепости. Они шли к Локо, Доку, Хато и Нахито лишь с одним предложением: возвращайтесь в резервации, а я, нан-тан Люпан — Серый волк, гарантирую вам, что с вами будут обращаться как с людьми, как с друзьями, а не военнопленными».

    Генерал Крук и на этот раз добился невозможного. Уже через восемь дней после первой встречи сдались воины Нана, затем еще около ста воинов, и наконец в лагерь Серого волка пришел сам Хато - Плоский нос.

    Джеронимо не оставалось ничего другого, как сдаться Круку. Серый волк и на этот раз выполнил свое обещание. Шестнадцать последних, самых мужественных воинов Джеронимо с семьюдесятью женами и детьми спокойно вернулись в резервацию.

    Крук даже направил к Джеронимо своего личного заместителя лейтенанта Девиса, который, не вмешиваясь в дела апачей, должен был сопровождать дружину Джеронимо из Сьерра-Мадре на север.

    Апачи, члены «индейской полиции», хорошо знавшие неукротимый характер Джеронимо, не верили, что он навсегда вернется в резервацию. Поэтому они обратились за помощью к шаману. Шаман весь день и всю ночь пел, жег ходдентин - пыльцу «священных» растений, танцевал, а потом заявил:

    «Джеронимо вернется в резервацию. Он придет во главе своей дружины на белом коне и приведет с собой большое стадо»

    Через пять дней прибыли последние шестнадцать свободных апачских воинов с многочисленными женами и детьми; действительно, они привели с собой триста коров, отобранных Джеронимо на обратном пути у хозяев гасиенд в ненавистной ему Соноре. Возглавлял эту процессию - и здесь предсказание шамана сбылось - вождь Джеронимо на великолепном белом коне. Он возвращался победителем.

    Генерал Крук хотел исполнить все свои обещания. Джеронимо сам мог выбрать часть резервации, чтобы обосноваться там со своими апачами и, подобно другим индейцам, выращивать кукурузу или тыквы. Вождь выбрал территории у Индюшачьей реки. С апачами здесь жил единственный белый, заместитель Крука лейтенант Девис, старавшийся избегать всяческих осложнений, которые могли бы привести к новым беспорядкам.

    Джеронимо покидает резервацию во второй раз

    Однако не помогла и исключительная тактичность Девиса. Сознание, что они должны жить здесь по воле своих извечных врагов (наряду с некоторыми второстепенными причинами - например, запрещение варить в резервации тисвин-крепкое индейское кукурузное пиво), вновь звало неукротимых к борьбе. И снова в горы! И вновь мятежников возглавил Джеронимо. А вместе с ним - Нахито, Ульзано, Мангас (не следует путать его со старшим однофамильцем), Чиуауа и еще тридцать воинов, восемь юношей и с ними женщины и дети.

    Путь беженцев с Индюшачьей реки вновь лежал через границы Аризоны в Мексику, к диким мексиканским горам. История повторялась. Апачи вновь, как вихрь, проносились по Нью-Мексико, Техасу и Аризоне. Убивали, теперь уже безжалостно, всех подряд.

    Самым крупным был четырехдневный «рейд» по Аризоне и Нью-Мексико одиннадцати апачей, возглавляемых мужественным Ульзано, братом вождя Чиуауа. Ульзано не могли поймать четыре эскадрона Десятой кавалерии, группа индейских следопытов из племени навахов, эскадрон Четвертой кавалерии. Апачи убили около восьмидесяти человек, угнали двести пятьдесят лошадей, а сами потеряли лишь одного воина, погибшего не от пули бледнолицых врагов, а от руки апача из белогорской резервации.

    Повторные переговоры генерала Крука

    И вновь на помощь призвали генерала Крука. К Серра — Мадре опять направилось объединенное войско Серого волка, самые отборные подразделения которого состояли из апачских следопытов, возглавляемых капитаном Эмме — том Кроуфордом. Следопыты вскоре нашли следы неукротимых и стоянку свободных апачей в диких горах, которую мексиканцы называли Дьявольским хребтом.

    Следопыты Кроуфорда начали восхождение. Когда на следующую ночь они почти достигли вершины Эспинозы, лагерь Кроуфорда был атакован мексиканцами (!), принявшими следопытов за апачей Джеронимо. Ночная охота мексиканской армии на «Джеронимо» удалась. Первым погиб от их пуль сам Кроуфорд.

    В конце концов все прояснилось, и Крук с мексиканским подкреплением стал подниматься по Дьявольскому хребту, пока не оказался поблизости от лагеря Джеронимо. Джеронимо - уже в третий раз - согласился на переговоры. Однако условия диктовал он: свободное возвращение в Соединенные, Штаты.

    Кое-кто хотел бы поживиться на мире, которого сумел добиться Серый волк. Прежде всего это были торговцы алкоголем, хорошо знавшие слабость апачей к «огненной воде». Первым добрался до лагеря индейцев, «праздновавших мир», корчмарь Трайбелит из расположенного поблизости Сан-Бернардино.

    Провал переговоров Крука

    «Огненная вода» вновь разожгла индейских воинов. Когда наступило утро, в лагере уже отсутствовало около сорока человек. Среди них были Джеронимо и Нахито. Остальные апачи - в том числе Ульзано - остались в лагере ждать Серого волка.

    Крука неприятно поразил поступок Джеронимо. Враги индейцев во главе с генералом Филом Шериданом требовали от Крука нарушения обязательств, принятых относительно апачей, и их полного аннулирования. Но Серый волк не дал согласия.

    Отказ Крука был последним актом честной борьбы. Правило, по которому будет разыграно заключительное действие апачских войн, сформулировано генералом, Шериданом:

    «Самый хороший индеец - мертвый индеец».

    Заключительный раунд войны апачей с американцами

    В заключительном действии на главную роль выдвинулся генерал Нельсон А. Миллз, выслужившийся в битвах с киовами и дакотскими племенами. Миллзу уже не нужна была, как Серому волку, помощь индейских следопытов. В борьбе с индейцами он использовал другую тактику: из пяти тысяч самых лучших солдат Миллз сформировал знаменитые «летающие колонны».

    Остальные отряды Миллза вели поиск колодцев и всех источников воды в Аризоне и Нью-Мексико: апачи должны были погибнуть от жажды. Десятки вспомогательных отрядов, «летающие колонны», первые гелио — графические группы охотились за двадцатью мужчинами, тринадцатью женщинами и шестью детьми! И не могли их поймать!

    Джеронимо в это время видели в аризонских Белых горах, в мексиканских Сьерра-Мадре: в долине Святого креста он напал на ранчо Текка. Как вихрь проносился по Мексике и югу Соединенных Штатов! Имя его не сходило с уст.

    Семь тысяч апачских мужчин, женщин и детей в резервациях следили за борьбой двадцати неукротимых - непобедимых и неуловимых воинов Джеронимо.

    Миллзу хорошо было знакомо упорство апачей. И он помнил «правило, Шеридана». А поскольку без какой- либо причины нельзя убить апачей, проживающих в резервациях, Миллз предложил Шеридану пойти на хитрость, которую семьдесят лет назад применили против индейцев на юго-востоке.

    Тогда семинолы, крики, чироки были изгнаны за Миссисипи. Не поступить ли так же с апачами, изгнав их, правда, в другом направлении? Миллз направляет в Вашингтон «делегацию» сговорчивых апачей - для переговоров.

    Но даже «делегацию» самых сговорчивых, которым была поручена роль апачских коллаборационистов, в Вашингтоне уговорить не удалось. Тогда Миллз сажает «делегацию» на поезд, провожая их в резервацию, и в доказательство своего уважения к дружески расположенным индейцам снимает их на полпути с поезда и вместо Аризоны отправляет в тюрьму, в крепость Форт-Мерион вo Флориде.

    За «делегатами» во флоридскую тюрьму были брошены сотни других апачей. Первыми среди них оказались члены «индейской полиции», без которых ни Круку, ни Миллзу никогда бы не удалось одолеть Джеронимо.

    Бесконечная погоня утомила, в конце концов, Джеронимо. Во время новых мирных переговоров вождь поставил одно-единственное условие - свободное возвращение апачей в резервацию в Аризоне. Миллз с плохо скрываемой радостью ответил:

    «К сожалению, Джеронимо, в аризонской резервации апачей почти не, осталось, и вы туда никогда не вернетесь».

    Вождь, отданный на милость своих врагов, не имел сил сопротивляться. Чтобы он снова не ускользнул, его стерегли пять тысяч солдат. И тогда Джеронимо, последний вождь свободных апачей, вынужден был в наручниках сесть в поезд и расстаться со своей родиной - Страной апачей.

    Печальное путешествие закончилось на другом конце Америки, в Форт-Мерион во Флориде. Здесь в заключении апачи провели восемь лет, затем их перевели в другую крепость, на этот раз в Форт-Силью в Оклахоме. Двадцать восемь лет апачи томились в тюрьме!

    Когда Джеронимо умер в 1909 году в Форт-Силью, ему было девяносто лет. Он больше так и не увидел Страны апачей, склонов Белых гор, Аризону, Техас, Нью- Мексико, не увидел и Чиуауа, где были убиты его молодая жена и трое сыновей, за которых он мстил целых тридцать лет.

    Спустя годы, 10 апреля 1930 года, вблизи городка Накори-Чика со склонов Сьерра-Мадре спустились свободные апачи, о которых никто не слышал уже тридцать лет. Они убили нескольких жителей штата Сонора, а затем, по сообщению агентства печати, основывающегося на показаниях свидетеля этого нападения аризонского инженера Уайта из Таскона, «попытались вернуться в свои неприступные скалистые горы».

    Джеронимо (англ. Geronimo ; индейское имя Гоятлай , означает «Тот, кто зевает» ; 16 июня 1829 - 17 февраля 1909) - известный военный лидер апачей, который в течение 25 лет возглавлял борьбу против вторжения США на землю своего племени. В 1886 году был вынужден сдаться американской армии.
    Биография
    Гоятлай (Джеронимо) родился в поселении апачей Бедонкохе, располагавшемся вблизи от реки Хила, на территории современной Аризоны, а в то во владении Мексики, однако семья Джеронимо всегда считала эту землю своей.

    Происхождение прозвища Джеронимо неизвестно. Некоторые считают, что оно произошло от Святого Иеронима (в западном произношении Джером), которого мексиканские враги Гоятлая призывали на помощь во время сражений. По другой версии прозвище Джеронимо - транскрипция того, как дружественные ему мексиканские торговцы произносили настоящее имя Гоятлая.

    Родители Джеронимо обучили его в соответствии с традициями апачей. Он женился на женщине из племени апачей Чирикаухуа и имел трёх детей. 5 марта 1851 года отряд из 400 мексиканских солдат из штата Сонора под руководством полковника Хосе Мария Карраско напал на лагерь Джеронимо возле Ханоса в то время, как большинство мужчин племени отправились в город торговать. Среди убитых оказались жена, дети и мать Джеронимо. Вождь племени, Мангас Колорадас, решил отомстить мексиканцам и отправил Гоятлая к Кочису за помощью. Хотя, по словам самого Джеронимо, он никогда не был вождём племени, с этого момента он стал его военным лидером. Для племени Чирикаухуа это также означало, что он был и духовным лидером. В соответствии с занимаемой должностью именно Джеронимо возглавлял многие рейды против мексиканцев, а в последствии и против армии США.

    Всегда уступая противнику числом в сражении с мексиканскими и американскими войсками, Джеронимо прославился своими отвагой и неуловимостью, которые он демонстрировал с 1858 по 1886 год. В конце его военной карьеры он возглавлял крошечный отряд из 38 мужчин, женщин и детей. Целый год за ним охотились 5 тысяч солдат армии США (четвёртая по размеру американская армия на тот момент) и несколько отрядов мексиканской армии. Люди Джеронимо были одними из последних независимых индейских воинов, отказавшихся признать власть правительства Соединённых Штатов на Американском Западе. Конец сопротивления настал 4 сентября 1886 года, когда Джеронимо был вынужден сдаться американскому генералу Нельсону Майлзу в Аризоне.

    Джеронимо и другие воины были отправлены в Форт-Пикенс, штат Флорида, а его семья в Форт-Мэрион. Они воссоединились в мае 1887 года, когда все вместе были перевезены в Казармы Маунт-Вернон в Алабаме на пять лет. В 1894 году Джеронимо перевезли в Форт-Стилл в Оклахоме. В пожилом возрасте он стал знаменитостью. Он появлялся на выставках, включая всемирную выставку 1904 года в Сент-Луисе, штат Миссури, где продавал сувениры и собственные фотографии. Однако вернуться на землю предков ему не разрешалось. Джеронимо участвовал в параде по случаю инаугурации президента США Теодора Рузвельта в 1905 году. Он умер от пневмонии в Форте-Стилл в 1909 году и был похоронен на местном кладбище пленных индейцев-апачей.

    В 1905 году Джеронимо согласился рассказать свою историю С. М. Барретту, главе департамента образования в Лоутоне, штат Оклахома. Барретт обратился за разрешением к президенту, чтобы опубликовать книгу. Джеронимо рассказывал только то, что хотел рассказать, не отвечал на вопросы и ничего не менял в своём повествовании. Предположительно Барретт не делал собственных крупных изменений в рассказе Джеронимо. Фредерик Тёрнер позже переиздал эту автобиографию, убрав примечания Барретта и написав введение для не-апачей.
    Примечания
    Википедия