Мы предложили общественным деятелям, политикам, артистам, художникам вспомнить школьные годы. Или пам’помнят они день, когда пошли в 1 класс. Что больше всего нравилось в школьных буднях, а что было совсем не по душе. Имеем возможность узнать, кто был главным школьным хулиганом, а кто приносил домой дневник с одними пятерками.

"Геометрия была для меня пыткой"

Свое первое сентября я запомнила навсегда из-за спадающего гольфика на ноге – поправляла его всю линейку и постоянно попадала в кадр фотоаппарата в самые неподходящие моменты: то гольф подтягивала, то ногу чесала. Это был замечательный и очень волнительный день. Помню огромные белые банты на двух длинных хвостах, белый фартушек и колючую школьную форму. В школу меня вели сразу во второй класс, первый класс мы прошли еще в детском саду. Именно там мне привили любовь к английскому языку.

Первосентябрьская линейка мне тогда казалась просто огромной, проходила она во во дворе школы № 26. Многие дети были знакомыми – мы все росли в одном дворе, ходили в один детсад... Все с огромными букетами цветов и ожиданием чуда в глазах. Помню, что мне очень хотелось быть на месте той девочки, которую нес на руках старшеклассник со звонком. В школу ходить я любила. Мама не даст соврать, я летела туда, едва раскрыв глаза, и часто приходила в школу чуть ли не вместе с уборщицами. Не знаю, чего меня несло туда так рано, но остановить меня было нереально.

В младших классах у меня был один любимый предмет – английский язык. Нам очень интересно его преподавали, по индивидуальным учебникам, с картинками и карточками, в игровой форме. Заниматься было одно удовольствие, а когда предмет тебе в кайф, то и дается всё легко! А вот математику я не любила ни в младших классах, ни в старших... Геометрия была для меня пыткой. Представить в пространстве срез пирамиды с каким-то углом – это было скучно и никак не получалось. В старших классах я удивила всех и себя. Недолюбливая алгебру и геометрию, я открыла в себе огромный интерес к физике. Даже в областной олимпиаде участвовала...

Один из самых ярких моментов младшей школьной жизни был открытый урок – "Проводы осени". Все наряжались по тематике – кто с гроздьями калины в волосах, кто в платке на плечах, кто в новых башмачках. А мне захотелось юбку. Шили ее вместе с мамой. И так как опыта великих швей у нас не было, мы эту юбку крутили-вертели, резали-подрезали, в итоге, в моей жизни появилась первая мини-юбка. Весь класс был в шоке. И мама тоже!

Но была во мне и организаторско-хулиганистая жилка. В 7-ом классе мы дружной толпой девчонок побили мальчишку-обидчика. А потом недели 2 ходили домой группками, чтобы нас не выловили по одной. Школьные дискотеки, вечеринки, друзей, экскурсии – всё это хотелось бы повторить заново… Но экзамены, зубрежку, юношеские прыщики – нет, не надо...

руководитель пресс-офиса "Приватбанк" в Черкассах

"Сейчас хотелось бы вернуться разве что в некоторые школьные моменты"

Первое сентября помню по фото. Это было интересно – я давно хотела в школу, родители говорили, что меня было трудно держать дома – сильно умная была. В школу ходить любила, там у меня была подружка и мальчик, который нравился. Любила чтение – у меня хорошо получалось читать на скорость, а я любила работать на результат. А вот по математике была тройка. Наверное, одна за всю школу...

Одно из самых ярких школьных воспоминаний – мой 6 класс – самый старший в школе (тогда я училась в военном поселке Оршанец). У младших классов уроки уже заканчивались, а у нас впереди было еще 1-2, и мы оставались одни во всей школе. Тогда мы устраивали такое развлечение: девушки писали что-то про каждого парня в классе, потом мы кодировали эти послания и бегали по всей школе, пока они у нас их не заберут, а тогда самый умный одноклассник их расшифровывал.

Сейчас хотелось бы вернуться разве что в некоторые школьные моменты: когда было много друзей и много игр, развлечений на свежем воздухе. Насыщенная жизнь. Не то, что сейчас – за компьютером. Те эмоции, когда мы разворачивали "ресторанную" кухню из песка и листьев на полдвора, или когда 20 детей играет в "казаки-разбойники"... У меня было замечательное детство...

общественный деятель

"Мне очень нравились все "несерьезные" предметы"

Мое первое сентября запомнилось дождем, из-за которого праздничная часть проходила в спортзале школы. Помню, что всех ставили парами мальчик-девочка, а мой "избранник" был в зеленке, поэтому я боялась брать его за руку. В общем, я была счастлива, что наконец буду ходить в школу и узнаю много нового.

Школьные годы у меня вызывают только хорошие эмоции и воспоминания. Трудно было в первом классе, потому что я не ходила на подготовительные курсы и никогда до этого не была в таком большом коллективе (детский сад я не посещала). Также тяжеловато дался и переход в средние классы. Несмотря на способности к гуманитарным предметам, я училась в физико-математическом классе. Точные науки мне давались непросто, но спасала общая эрудиция и умение договариваться с одноклассниками о бартере: я тебе сочинение, ты мне – тематическое задание по алгебре. Обожала уроки русского, украинского и английского языков и литературы. Всегда с воодушевлением подходила к творческим задачам, часто писала их в стихах. Вообще, мне очень нравились все "несерьезные" предметы – пение, рисование, трудовое обучение. Любила писать в школьную газету, выступать на концертах и участвовать в конкурсах.

Самое яркое воспоминание со школы – победа в национальном конкурсе научных работ. Для меня, девочки из физмата, было изумительно пройти три этапа большого соревнования и победить в категории украинской литературы. Это была моя первая в жизни поездка в Киев и первый масштабный проект, которому я посвятила несколько месяцев. Там, в Киеве, я впервые серьезно влюбилась в парня, талантливого отличника, который поразил меня игрой на сопилке.

Не знаю, хотела ли бы я сейчас вернуться в школьные годы – я люблю жить сегодняшним днем и наслаждаться моментом здесь и сейчас. Впрочем, я бы охотно посмотрела какие-то яркие мгновения с тех времен на кинопленке вместе с одноклассниками. Уверена, это был бы чрезвычайно душевный кинопросмотр.

лайф-коуч, тренер

"Возвращаться в школьные годы совсем не хочется"

Первый класс и, собственно, первое сентября в памяти не остались. Больше всего запомнилось, как нас в пионеры принимали. Это один из самых интересных моментов школьной жизни. Хотя в школу я ходить совсем не любил, были предметы, которые мне очень нравились: английский язык и физкультура. Видимо потому, что преподавали их хорошие учителя. А вот возвращаться в школьные годы совсем не хочется. Потому что взрослым быть хорошо: ты ничего и никому не должен.

фотограф

"Уроки в 8 утра для меня – пытки"

Свое 1 сентября не помню. Весь первый класс уроки у меня проходили в детском садике, в школу я пошла уже во 2-й. Но эти торжественные линейки, если честно, мне никогда не нравились – вот стоишь, чешешься на солнце или мокнешь под дождем, пока дяди и тети произносят какие-то речи...

Самым трудным в школьных буднях было рано проснуться. Я 100% сова, всю жизнь такой была, и уроки в 8 утра для меня – пытки. Поэтому единственный год в моей жизни, когда я ходила на вторую смену был просто счастьем! Сами уроки давались легко, особенно гуманитарные дисциплины. Очень любила писать сочинения – все время получала хорошие оценки, по крайней мере, за творческую составляющую. Я не была отличницей, хотя и училась неплохо, школу закончила с серебряной медалью. Мне очень помогала хорошая память – обычно устные домашние задания я успевала выучить на перемене перед уроком. Потому что дома было интереснее гулять, чем сидеть за уроками.

Наиболее ярко помню всякие внеурочные мероприятия: КВН, театральные постановки и тому подобное. Я это всегда любила и принимала в таком участие. Кроме того, что это была возможность выступать и проявлять актерские таланты, можно было еще и законно прогуливать уроки. Поэтому мы с подругами говорили учителям, что идем на репетицию, а сами шли к кому-то домой и там себе вволю болтали, смотрели телевизор, играли в игры. А еще очень ярко помню, что когда был период всеобщего увлечения сериалами, мы смотрели их на уроках школьного труда вместе с учительницей. Весь урок сидели и страдали вместе с Марианной и Луисом Альберто.

В каждом возрасте есть свои плюсы, мне хорошо там, где я сейчас, поэтому возвращать свои школьные годы сейчас не хотелось бы. Поскольку я человек очень независимый, то детсадовское и школьное детство меня "напрягало" тем, что ты постоянно зависишь от взрослых: туда не ходи, то не делай, вот учи, тут выступай. Я более комфортно себя чувствую, когда сама управляю собственной жизнью.

глава ОО "Молодая Черкасщина"

"Школа – это принуждение, не терплю принуждения ни в каком виде"

Первого сентября, когда шел в первый класс, был очень расстроен тем, что завтра снова придется туда идти. Мне понравилось, но одного дня было бы достаточно. Со временем привык. Втянулся. Но школу все-равно не полюбил. Ходил, как на каторгу. Был, правда, свой вкус в первых классах. Группы продленного дня и прочее. Но вся эта романтика не от школы, а от того юного возраста, когда все появляется впервые. Любил гулять или оставаться дома и читать то, что было интересным. Читал очень много. Фантастику, приключения, научно-популярные издания, поэзию. А школа – это принуждение, не терплю принуждения ни в каком виде. Из предметов любил больше всего литературу, физкультуру, трудовое обучение, потом, в старших классах, пришла любовь к физике. Еще был интерес к английскому языку, потому что хотел понимать, о чем поют любимые группы. Все остальное было непонятным и малоинтересным. Как-то не находил я себя ни среди одноклассников, ни среди большинства учителей.

Самый яркий момент, связанный со школой, помню до сих пор! Девочка, в которую я был влюблен в детском садике, пошла в школу на год раньше меня, и мы пришли на ее первый звонок. Тогда я пережил первую грусть расставания. Мне же впереди еще "светил" год детского сада. Привет тебе, Саша Фокина!

А из собственной школьной жизни наиболее запомнилась, вероятно, встреча "выпускного" рассвета: все известное позади и неизвестно, что ждет впереди. В школьные годы хотелось бы снова вернуться для того, чтобы больше заниматься музыкой, а не для того чтобы ходить в школу. Читать я научился в детском саду. Остальному учусь сейчас. Эх, где мои 17 лет?..

Были уроки, которых я ждал с нетерпением, например, пение, НВП, труд, информатика, химия. По этим предметам всегда были отличные оценки. Также были уроки, которые не очень нравились, их не хотелось посещать, бывало, очень ждал, когда закончится академический час. Возможно, просто к каким-то дисциплинам была склонность, но, скорее всего, заинтересованность в своей дисциплине пробуждал сам преподаватель. Прекрасно помню всех учителей любимых предметов. Они полностью выкладывались на уроках, делали их незабываемыми и яркими. Благодарен им и поныне.

Примерно в 7-м классе я "подсел" на информационные технологии. На то время у нас в школе уже появился компьютерный класс, где было с десяток компьютеров Atari и один учительский, персональный компьютер на базе 286 процессора. В девятом классе я уже, по поручению преподавателя, проводил уроки информатики для своего класса, а на дне самоуправления – и для других классов. Тогда же я написал свою первую компьютерную программу –лабиринт, где нужно было найти выход, используя логику. В день, когда завершил программировать игру, так увлекся кодированием, что домой пришел почти в полночь. Поэтому такой яркий и счастливый день закончился наказанием от родителей, которые очень за меня переживали. Напомню, в то время мобильных телефонов еще не было, а бандитизм был – не сравнить с сегодняшним.

экс-директор КП "Дирекция парков"

11 июля 2009 года через 30 лет после окончания школы № 6 гор.Бежецка встретились мои одноклассники. Глядя на веселые лица своих одноклассников, слушая их воспоминания о школьных годах, мне захотелось систематизировать эти воспоминания. Вспомнить все запомнившиеся моменты школьной жизни, впечатления, врезавшиеся в мою память. Записываю это только для себя и моих одноклассников, кому это будет интересно читать и вспоминать самим. Ключевые моменты школьной жизни будут опираться на обращение – Помните? …

Помните? Самое первое школьное 1-е сентября – 1-й раз в 1-й класс восьмилетней школы №2 . Свою первую учительницу. Свой 1-й класс. Своего первого соседа по парте.


Свое 1-е сентября я помню смутно. Помню только серый школьный костюм мышиного цвета, вроде очень не удобный, но общепринятый для мальчиков в то время. Помню букет цветов, нести который я очень стеснялся, считал почему то это не мужским делом. (Кстати тот букет был единственным, который я принес в школу за все годы). Сейчас увидев школьника любого возраста с букетом цветов по любому поводу – 1-е сентября, экзамен, праздник вспоминаю себя, стыдившегося этого. Помню свою первую учительницу – Анну Ивановну, которая мне показалась очень старой. Кстати через 10 с лишним лет, увидев ее, мне она показалось такой же старой, не изменившейся внешне. Помню своего первого соседа по парте – Вадика Пономаренко. По совету мамы я постарался сесть поближе к доске и учителю, т.к. собирался учиться очень хорошо. Но нас в класс заводили строем по 2-е, мне не удалось сесть за первую парту и я оказался на второй с Вадиком. Который мне он не понравился тем, что очень вертелся и приставал ко мне с вопросами, разговорами, а я старался сидеть правильно, примерно, рука на руку и внимательно слушать, что говорит наша первая учительница. Кстати расположения своего 1-го класса в школе я не помню. И еще я жалел, что мой друг по детскому саду Толя Белкин оказался в параллельном классе «а», а я в «б», а так же, что среди моих одноклассников не оказалось дворовых друзей.

Помните? Наши грубые неподъемные парты на двоих, исцарапанные прежними поколениями школьников и свежевыкрашенные поверх этих царапин и вырезанных надписей зеленым цветом, с поднимающимися крышками, с канавками сверху для ручек и карандашей, и выемкой для чернильницы по центру.

Помните? Наши первые чернильные ручки. Шариковых вроде тогда еще не было.

Я очень плохо помню свой первый школьный год. Почему то наша школа мне казалось очень мрачной. В памяти остались только утренняя темнота, когда невыспавшемуся приходилось тащиться через наш поселок к мрачному школьному зданию. Помню детскую опаску при виде шумных, быстрых, взрослых, рослых старшеклассников, чувствующих себя комфортно в школьных коридорах. Помню, что интерес к школе вскоре пропал, а появилось отвращение к этой нудной ежедневной обязанности – ходить в школу, учиться, делать домашние задания, что отнимало практически все время. Помню, что первое время меня даже тянуло снова в детский сад, с его беззаботной жизнью и ничегонеделанием. Помню тяжеленные мощные входные двери в школу, такие же побитые, поцарапанные многими поколениями учеников, как и парты. Помню стеснительность при посещении школьного туалета из-за тех же старшеклассников. Помню удивление отца, увидевшего, что мы задачи с иксами начали изучать с первого класса, а он начинал только с пятого.

Помните? На 2-м или 3-м году начальной школы к зданию нашей школы сделали пристройку, и классы начальной школы перевели туда.

Помню, что класс мне понравился, да и к школьной жизни я привык, и на переменах в коридоре мы чувствовали себя намного вольготнее, ведь кругом были ровесники.

Помните? Мы были октябрятами. Носили значок с изображением Вовы Ульянова. Вроде были звенья и вожатые из старшеклассников.

К сожалению, об этом разделе нашей школьной жизни у меня в памяти ничего не осталось. Зато остались воспоминания о моих драках в начальных классах из-за великой войны между бараками (а я в них жил) и поселком. Почему то в классе я оказался один из этих бараков и многие мальчишки нашего класса и других ополчились против меня и мне приходилось защищать на переменах честь свою и бараков.

Помните? Тогда вроде дневников у нас не было, а оценки за четверть и за год нам выставляли в табеле. Такая серая бумажка в половину стандартного листа из плотной бумаги.

Кстати первый и последующие классы я закончил преимущественно на тройки.

Помните? Мы закончили начальную школу – первые 3 класса, перешли в 4-й и классной руководительницей у нас стала… Я не помню кто. Кроме того вроде нас перевели и в другое помещение.

Помните? В каких-то классах мы учились во вторую смену.

Помните? В магазинах появились в продаже шариковые ручки и вроде многие стремились иметь их, но учителя вроде противились их введению, т.к. считалось, что из-за этих ручек испортится почерк. Но вскоре все их заимели и ими писали.

Помните? Для мальчиков отменили обязательное ношение школьных серых костюмов. А кто из мальчиков их носил, то на них косо смотрели. Эта отмена вроде была после 1-го класса.

Помните? Как нас принимали в пионеры. Вроде 22 апреля (в день рождения В.И.Ленина) наши три класса «а,б,в» нас привели в сквер им. того же Ленина, построили. Мы повторили за школьной пионервожатой хором, заученную накануне, пионерскую клятву (Я, (Ф.И.О.), вступая в ряды пионерской организации, торжественно обещаю…), и нам повязали пионерский галстук и дали пионерский значок(?).

Помню учились потом друг у друга правильно повязывать этот галстук.




Помните? Как нас заставляли носить в школу сменную обувь. И все носили помимо портфелей матерчатые мешочки, сшитые нашими мамами, со сменной обувью. Часто при входе в школу дежурные с повязками на рукаве из старшеклассников проверяли наличие сменной обуви.

Помните? Наши школьные тетрадки. В начальных классах для правописания в косую линейку. (Сейчас такими пользуются?) Потом обычные в линеечку и в клеточку. На тетрадях в линейку на последней странице текст пионерской клятвы, на тетрадях в клеточку таблица умножения.

Я удивлялся и сердился, глядя на своих маленьких дочерей-школьниц, пользующихся калькулятором при вычислении элементарных математических действий. И сейчас с удивлением узнаю, что в западных школах таблицу умножения не знают даже школьники старших классов.

Помните? Чернову Галину Ивановну. Нашу классную руководительницу с 5-го (вроде) класса и выпускавшую нас из 10-го. Учительницу географии. Наш новый класс – кабинет географии, на 2-м этаже старого здания школы.

Кстати сказать, мне она сначала очень не понравилась, не красивая, не молодая, с кривыми ногами, громким крикливым голосом, властная, требовательная. Меня удивило, что она сказала при более тесном начальном знакомстве, что у меня красивая фамилия, хотя мне фамилия не нравилась, т.к. позволяла друзьям и знакомым ее всячески коверкать на предмет прозвищ и кличек. А потом я стал к ней относится нормально, но без особой привязанности, хотя она меня почему то и выделяла (как мне казалось) среди одноклассников.

Помните? Мероприятия, связанные с пионерской деятельностью. Сборы макулатуры, металлолома, игры Зарница. В классе был организован пионерский отряд имени какого-то героя-пионера (не помню). Мы как тимуровцы даже ходили к какой-то бабушке-пенсионерке для какой то помощи.

Я сходил к этой бабушке только один раз. Помню, поковырялись в ее старом мусоре, скопившемся за несколько лет, как и в любой семье, вроде и не нужен уже, а выкинуть жалко или руки не доходят. Она еле нашла желающего вынести мусорное ведро (тимуровцы!) и сходить за хлебом. Правда она даже кого-то из нас хвалила за усердие и желание добросовестно оказывать ей помощь по хозяйству (вроде Толю Яшкина и еще кого то) Кто то из нас до и после ходил к ней. Меня и многих других хватило, только на один раз.

Помните? Трагедию, случившуюся в нашем классе с нашим одноклассником Андреем Костиным. Вроде в пятницу на уроках труда (мы, мальчишки занимались тогда в столярной мастерской) он пожаловался на головную боль и его отпустили с уроков домой. А потом мы узнали, что он умер. Как наш класс участвовал вместо уроков в его похоронах, мы стояли в карауле возле его гроба, несли венки.

До сих пор помню то чувство непонятной необратимости судьбы, неосознанного непонятного страха перед смертью, которая оказалась не где то там, а рядом. Вот только недавно мы играли, разговаривали с нашим одноклассником, и вот внезапно его уже нет и никогда не будет. Впервые я видел так близко неподдельное горе родителей.

Помните? Летний пионерский лагерь и беззаботную лагерную жизнь. Лагерные мероприятия, костры, походы, всякие шалости.

Я три раза был в пионерском лагере «Лесная сказка» в Максатихе. Кто не был, много потерял. Незабываемые впечатления. В том числе и одна из первых детских влюбленностей в девочку из другой школы. Это случалось практически в мою каждую лагерную смену.

Помните? Группы продленного дня после уроков.

Помню, что мы не столько там делали домашнее задание, сколько баловались, шалили и проводили время как могли.

Помните? Школьные дневники.

Моя и некоторых других головная боль за плохие оценки и записи учителей про мое плохое поведение на и вне урока. Помню я, как и некоторые мои знакомые пытались переправить плохие оценки, стереть двойки, вырывал и переписывал страницы.

Помните? Школьные мероприятия, конкурсы песни, спортивные соревнования. В начале летних каникул городской турнир по футболу между школьными командами «Кожаный мяч», в зимние каникулы «Золотая шайба». Кроме этого некоторые из нашего класса и я, в том числе посещали внешкольные спортивные секции, кружки при доме пионеров и прочее.

Я, помнится, занимался в секции гандбола (тр. Воробьев), штанги (тр. Жданов) при спортзале з-да «Бежецксельмаш». С одноклассником, другом, соседом по двору и по жизни (и сейчас соседи по квартире) Юркой Беляковым ходил в кружок авиамоделирования при Доме пионеров, но не долго. Участвовал в соревнованиях по футболу за школу, а потом в команде юношей за город.

Помните? Свою первую школьную любовь или симпатию. Свой первый поцелуй. Я уже не говорю о большем. Как собирали деньги и выбирали подарки девочкам к 8 марта, а они нам к 23 февраля. Кто-то помимо общих подарков дарил однокласснице персональный подарок (под общие насмешки одноклассников).

Я стеснялся проявить свои чувства к одноклассницам, боялся показаться смешным, опасался насмешек одноклассников, опасался быть отвергнутым и тем самым опять же вызвать насмешки. И вообще мне казалось, что те девочки, которые нравились мне, предпочитали других, а те, которые проявляли симпатию ко мне, мне не нравились. К тому же среди моих первых симпатий одноклассниц не было. Мы с другом по двору Вовкой Серовым (он учился в параллельном классе) встречались с двумя его одноклассницами. Смешно рассказывать, но эти девочки приходили вечером к бараку, в котором мы жили. Свистели нам под окнами, и мы шли гулять.

Помните? Свои стремления проявить себя взрослыми, в том числе и во вредных привычках, употреблении спиртного, курении. Как тайком покупали и пили вино перед школьными вечерами. Как покуривали на перемене в школьном туалете.

Помните? Выпускной вечер по окончании 8-го класса.

Помню с одноклассниками, как уже повелось у нас перед выпускным вечером выпили с друзьями тайком. Мои поселковые друзья пытались проникнуть к нам на вечер, но на входе дежурили наши родители и возник конфликт, в результате которого досталось отцу Сашки Дрожжина. Я не удержался, вступился за него и подрался со своими поселковыми друзьями. В результате этой драки и неважных выпускных оценок в Свидетельстве о 8-летнем образовании вопрос о получении среднего образования в этой школе оказался под угрозой. Стыдно признаться, но матери пришлось плакать перед директором школы Новосадовым П.В., чтобы меня зачислили в 9-й класс. Помню после танцевального вечера вроде всем классом ходили гулять по Краснохолмскому шоссе, а потом почему-то, несмотря на желание некоторых посидеть у костра на природе многие заторопились домой и так скомкано закончился выпускной вечер.

Помните? В начале учебы в 9-м классе ребята, собранные из 3-х 8-х классов в один сошлись сразу, а у девчонок были кое какие конфликты, непонятные нам ребятам.

Помните? Ежегодную уборку картофеля в соседних с городом колхозах. В начале 9-го класса мы убирали картошку во Фралеве.

Мне помимо самой уборки запомнилось, что кормили нас там отменно. На класс бидон 40литровый с наваристыми щами и такой же бидон с молоком, а так же как дурачились на каком-то сеновале.

Помните? Комсомол. Многие из нас вступили в него после достижения 14тилетнего возраста.

Я вступил в эту организацию только в 9-м классе. Помню накануне посещения райкома комсомола добросовестно учил Устав члена ВЛКСМ и ордена комсомола. Очень сильно волновался перед комиссией райкома, которая заслушивала каждого кандидата в члены ВЛКСМ. Сразу после вступления в комсомол меня избрали секретарем комсомольской организации школы со всеми последствиями: планами работ комс.орг-ции, отчетами, заседаниями комитета комсомола, посещениями райкома, сбором взносов и т.д.

Помню в 9-м классе я решил взяться за учебу и мне пришлось наверстывать все то, что мы, когда то изучали в предыдущих классах. Даже заново учил программы 6-8 класса, особенно по математике и физике. А над задачами по математике порой засиживался до 2-х часов ночи. Усилия не прошли даром и я уже не был тем, кому натягивали тройки. Но меня обижало то, что некоторые учителя не верили, что я мог самостоятельно решать многие задачи, тем более я сидел за партой со своим школьным другом Юркой Флотским, который был силен в точных науках. За полугодие я уже не имел ни одной тройки и оказался среди лучших учеников.

Помните? Городские вечера старшеклассников. Сначала какое-то тематическое мероприятие, а затем танцы для старшеклассников.

Помните? Общегородские спортивные соревнования, в которых некоторые из нас выступали за школу.


Впечатлений было так много, что в памяти практически ничего не осталось. В Историческом музее меня поразило много тесных и небольших (по сравнению с громадой музея) помещений с низкими потолками и множество переходов. Помню, хотели искупаться в то зимнее время в открытом бассейне «Москва». Билет вроде туда тогда стоил 50 коп. Помню удивило тогда покрытие Красной площади – брусчатка. Раньше я думал, что площадь заасфальтирована. Помню как в московских магазинах мы, так же как и наши родители закупали дефицитные тогда колбасу, кур, экзотические фрукты (типа апельсинов).

Помните? Участие в демонстрациях 7 ноября и 1-е мая добровольно-принудительно в составе школьной колонны.

165-летию школы посвящается:

Кабанова Надежда Ивановна,

учитель английского языка МКОУ "Великогубская СОШ", 2011 год

Моя школа.

У школы, в которой я работаю сейчас, есть своя, не похожая на других, история. Для меня она началась в 1974 году, когда я приехала сюда по распределению работать учителем английского языка. Тогда школа располагалась в двухэтажномдеревянном здании (ныне амбулатория). Руководил школой Чивин Н.А, строгий, требовательный, человек заслуженный, участник войны, уважаемый в коллективе и на селе. Николай Андреевич заочно окончил историко-филологический факультет. С 1965 – 85 год он работал директором нашей школы, был награждён медалью «За доблестный труд», знаком «Отличник народного просвещения» и получил звание «Заслуженный учитель школы КАССР». До него директорами школы были Ржановский Виктор Васильевич (с 1939 по 1953)и Фирсова Антонина Петровна (с 1955 по 1961). Коллектив школы всегда вспоминал о них с глубоким уважением.

Николай Андреевич встретил меня радушно, познакомил с учительским коллективом и предоставил для жилья однокомнатную квартиру. Школа мне понравилась: в ней было светло, по домашнему уютно (топились печки), а добрые, внимательные, доброжелательныеучителя сразу окружили вниманием. В школе училосьоколо 400 учеников, был даже пришкольный интернат. Особую атмосферу душевности, творчества, я думаю, создавали учителя литературы и истории: Телицына Л.Н, Алёшина Н.К, Коновалов П.А, Лопаткина А.И, Сарафанова В.П. Многому можно было поучиться у своих коллег.

С теплотой всегда вспоминаю учителей начальной школы: Фёдорову М.Т, Фепонову А.И, Кашину Е.Н, Чивину А.И, Никифорову Р.С, Коросову Е.И.

Колоритная личность – весёлый, неунывающий учитель физкультуры Фёдоров Павел Петрович пользовался огромным уважением среди детей.

Интересные мероприятия по внеклассной работе проводили пионервожатая Гагарина Т.И. и организатор по внеклассной работе Чивина А.А: пионерские сборы, линейки, митинги.

Я подружилась с Сарафановой В.П, Нефёдкиной Л.П, Подгорной Т.Ф. Вместе с ними мы участвовали в художественной самодеятельности при ДК, ездили с концертами по заонежским сёлам. Годом позже приехали Ваганова В.В. И Вичурина А.Н, с которыми у меня сложились дружеские отношения. Особое слово хочется сказать о лаборанте школы Тихоновой В.В.Скромная, доброжелательная, она очень добросовестно относилась к своей работе, и ещё по-матерински опекала нас с Валентиной Викторовной.

В 1978 году школа переехала в новое каменное здание. После Николая Андреевичадиректором школы назначили Коренную Н.К (до 1996 года).

Она умело руководила учительским коллективом, была требовательной, принципиальной (в то время по партийной линии строго спрашивали с директоров), справедливой и неунывающей. В школе продолжал работать тот же замечательный учительский коллектив.Приезжали новые учителя, и школа жила обычной жизнью со своими радостями и неудачами.

За годы работы у меня было 4 выпуска: 1ый выпуск до 8 класса(1987год),2ой выпускв 1997году, 3ий выпуск в 2004 году и 4ый выпуск в 2011 году.

Творческийколлектив работает в школе сейчас во главе с директором Пиминовой С.В. Светлана Викторовна - умелым руководитель, с неиссякаемой энергией и энтузиазмом. Благодаря её усилиям школа успешно проходит аккредитацию, аттестацию и получает лицензию на право оказания образовательных услуг. Несколько лет подряд выпускники школы хорошо сдают ЕГЭ И ГИА.

Большинство учителей с большим педагогическим стажем и опытом, владеют современными информационными технологиями, имеют первую квалификационную категорию. 2 учителя с высшей категорией (Шильникова Н.Ф, Шильников А.В). В ноябре успешно прошла аттестацию и получила высшую категорию Ваганова В.В.

Школа сегодня – это сегодняшние ученики – озорные, весёлые, шустрые и добрые, умные и находчивые, робкие и талантливые, то есть, разные и непохожие друг на друга, но по- своему интересные.

Желаю всем коллегам творческого поиска, а учащимся –побольше хорошихи отличных оценок!

От школы у меня остались сложные и противоречивые чувства.

На моих глазах возводилось на окраине посёлка, у леса, огромное четырёхэтажное здание. Помню, как регулярно ходили на стройку, как в 1956 году это величественное сооружение наполнилось детскими голосами. Мне очень хотелось тоже стать красавицей-ученицей, носить белый фартук, банты, портфель!

Ожидание чуда живёт в каждом первокласснике. Школа представляется страной сказочной, радостной, наполненной только добром и улыбками. Но год от года восторгов становится всё меньше; трудовая повинность – вот что испытывает основная часть учащихся, а слова благодарности звучат как дань традиции, хорошего тона.

Я пошла в школу в 1957 году. Таким образом, моя школьная жизнь пришлась на конец 50-х и разгар 60-х годов. Событий много было. Подробно обо всём не расскажешь. Мы видели первые искусственные спутники Земли. Орали от радости в день полёта Юрия Гагарина прямо на уроке. Прекрасно знали биографии первых космонавтов.

Слушали героические истории о покорении целины. Были примерными октябрятами с самодельными красными звёздочками на груди, активными пионерами. Встречали кубинских революционеров песней «Куба – любовь моя!». Участвовали в митингах за мир во всём мире.

Когда началось хрущёвское объединение города и села, были свидетелями создания при школе кролиководческой фермы. За животными ухаживали старшеклассники, а мы, мелюзга, млели от запаха травы из клеток испуганных животных. Эксперимент по трудовому обучению на живых объектах природы продлился недолго. В один прекрасный день клетки опустели, а затем были сломаны.

Мы были очевидцами внедрений в нашу лексику слов «культ личности», «волюнтаризм».

Очень стремились в комсомол, особенно хотели получить комсомольские билеты в райкоме ВЛКСМ, в первых рядах строителей коммунизма. Искренне верили, что «нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме». В отличие от пионерской и октябрятской организации комсомол в нашей школе был весьма вялой структурой. Политическая активность к старшим классам заметно поубавилась у всех моих одноклассников.

Сейчас принято вспоминать о прошлом с новых идеологических, общественно-политических установок. Зачем? Не хочу ничего лакировать и чернить тоже не хочу. Все поколения проходят этапы наивного взгляда на жизнь, утраченных иллюзий, открытий. Такова се ля ви.

Детство было счастливым, наполненным верой в лучшее.

Школа моя существует до сих пор. Ветшает потихоньку, как и все образовательные учреждения той поры. Ничего не осталось от прекрасного яблоневого сада, от учебного огорода, от учебных мастерских, где мы наравне с мальчиками строгали указки, делали скворечники. «На труды» ходили в аккуратных тёмно-синих и чёрных халатиках. Мальчики надевали береты, а девочки – косынки.

С каким энтузиазмом мы делали всё, что нужно было Родине! Собирали металлолом для металлургического завода, жёлуди для лесхоза, макулатуру для новых учебников. Посадили сотни берёз на окраине посёлка, превратив безобразный овраг в чудесную рощу. (Правда, последующие поколения замусорили эту территорию, сделали под ветвями берёз свалку бытовых отходов.)

Посетить больного одноклассника на дому, а особенно в больнице, считалось священным долгом.

Отдельная песнь – поездки в колхоз на уборку урожая! Уроки отменялись! Ездили только в хорошую погоду. Эти солнечные дни на полях были наполнены несказанной радостью от свободы, от обилия воздуха, осенних ароматов земли, от непринуждённых разговоров, смеха, шуток.

Незамысловатые «тормозки», диковинные китайские термосы, морковь, хрустящая, свежая, прямо с грядки, кучи ботвы, на которых можно валяться и глядеть в небо. Школа с её партами, со строгим директором, с журналом оценок твоего ума – всё где-то далеко-далеко. Усталость в молодом теле проходит быстро. В автобусе снова хохот, песни непатриотического содержания, типа «Люблю я Машку, эх она каналья, люблю её и больше никого!..» Особенно драгоценно, важно – это разрешение от правления колхоза на ведро картошки в качестве оплаты труда (через день!).

А кто из нынешних школьников ходит в походы по родному краю? Большинство из них слабо представляют этот край, не любят его и не мечтают в нём жить. Двух-трёхдневные походы были нормой летних каникул. Именно тогда зарождались в наших душах поэтические настроения, охватывало желание петь тихие, душевные песни, романсы, читать стихи. Нам 10-12 лет, кругом необъятные просторы, поля, перелески, ручьи, овраги, разрушенные церкви, деревушки, стада животных, море цветов, запахов. Идём с песнями или еле плетёмся, ощущаем себя героями и с удовольствием падаем на траву от усталости.

Привал. Костёр – главный друг любого туриста. Таскаем воду, дрова, готовим чай в ведре, макароны с тушёнкой. Ничего вкуснее нельзя было представить. Это тебе не кислые котлеты из школьного буфета. Запах нашей кухни, костра разносится далеко-далеко! Ощущаем себя взрослыми, самостоятельными. Во главе похода наша классная руководительница и учитель физкультуры. Двое взрослых с двумя десятками детей! Никто не боялся за свои жизни, как и не боялся ночного леса. На детей с рюкзаками смотрели с уважением. Деревенские женщины угощали нас парным молоком, а один председатель колхоза за наш трудовой десант по прополке нескончаемых грядок свёклы подарил нам огромный-преогромный кусок говядины. Жаркое умяли в один присест. В походах наша классная (она была биологом-химичкой) учила нас ботанике, рассказывала об особенностях почв и рельефа. Мы ловили насекомых, собирали цветы для своих первых гербариев.


От автора блога . Это был рассказ . Немного я допишу и от себя. Фотография в начале поста - это моя школа, в которой я проучилась все десять лет. Мои школьные годы были по времени позже, но в этом воспоминании я прочитала очень много похожего на наши. Правда, был наполнен одиночеством. Но потом ожидания тоже были радужными, металлолом, макулатуру собирали, участок пришкольный (огородик) тоже был. А колхоз, правда, можно назвать песнью - как мы любили туда ездить! Фотография девочек моего класса на уборке свёклы. И холодно же в тот день было, помню до сих пор, а разве заметно: один хохот и веселье.



Хорошо помню посещения больных дома. Мы собирали немного общих денег, покупали угощение и шли навещать. Однажды заболела Галя. Мы купили ей какую-то вкусную выпечку и пока дошли до её дома, то почти половину гостинца съели. Маме нашей заболевшей одноклассницы мы кое-как объяснили отсутствие части булки своим чувством голода и она лишь улыбнулась на наши слова и покивала головой. Она понимала, это нас успокоило! Давно нет той мамы, девочка Галя уже бабушка, а я всё помню этот случай, эту хорошо покусанную булку.

"Куба - любовь моя,
Остров зари багровой.
Песня летит над планетой звеня,
Куба - любовь моя!"

Песню эту тоже знаю. Правильно ли вспомнила? По-моему, мои родители разучивали её вместе со мной. По школе я песню не знала, и мои одноклассницы её не пели.

А вот с походами я как-то не знакома. Помню только однодневные. Чтобы в палатках ночевать - нет, не было... или я не ходила?.. Гербарии собирали - это были задания для уроков природоведения!

Знали всех первых космонавтов, их тогда можно было по пальцам пересчитать. И было то, что я очень верила в коммунизм. Это правда.

Ваши школьные годы... Вы помните их?

Почему-то самый яркий - 5 класс. Все кажутся веселыми, беззаботными и динамичными.

11 класс - все уставшие. Запомнились трудные уроки физики и литературы (Тамары Ивановны и Елены Андреевны).

В памяти навсегда останутся последний звонок и выпускной.

Син Ольга


Воспоминания о школе? Самые умилительные... В основном вспоминаются 5 - 9 классы. Походы, чаепития, игры... Жуткие контрольные, конец четверти, волнения... Еще вспоминается радиорубка, праздники.

Потрясные у нас были походы! Как играли в казаки-разбойники! и Виталька так красиво убегал! Как ухохатывались на чаепитиях, когда играли в "крокодила", например! Да, много было всего... Главное впечатление - было так смешно и весело! Всегда!

Одно из самых веселых воспоминаний – как мы писали однажды контрольную по биологии. Нам раздали карточки с заданиями. Решения мы не знали, но вскоре решение пришло само. Карточки использовались не первый год, и поэтому на них остался продавленный карандашный след от ответов. Карандаш был стерт, но след остался.

И мы как заправские детективы вычисляли, что же там написано. Как только мы ни вертели эту несчастную карточку, как только ни колдовали! И что самое удивительное – разглядели-таки правильный ответ! Это был упоительный триумф! И самое главное – столько смеха и радости!

Вот такую изобретательность приходится проявлять в школе.

Ким Екатерина


Самое запоминающееся - уроки физики (у Тен Тамары Ивановны). Каждый урок что-то новое и необыкновенное. Что бы не происходило, для меня самая лучшая - школа N 9

Мун Инна


О школе у меня остались самые теплые воспоминания. Если бы предоставился шанс, я бы проучилась здесь еще годика два. Лучшие годы - школьные годы

Рыжакова Мария


Конечно, самая насыщенная жизнь в школе была в 11ом классе. К сожалению, конкретно вспомнить что-нибудь не могу, но воспоминания остались самые теплые и нежные... Но и они переплетаются с мрачными для меня уроками литературы.

Ан Виталий


Школьные годы я вспоминанаю всегда с улыбкой. Больше всего мне запомнились уроки литературы у Елены Андреевны. Раньше они казались мне мукой, но сейчас я вспоминанаю их с огромной радостью. Если честно, я скучаю по ним, да и вообще по школе.

Янакава Евгения


Мне всегда нравилось в нашем 11Б классе то, что он отличался своей сплоченностью. Да, порой было сложно, мы ссорились, но это нормально. Нравилось то, что в нашем классе были такие оторвыши, как Рома К.

Еще я очень сильно всегда любила учителей, хотя и имела по их предметам "4" с натяжкой.

Немного страшно подумать, какие мы будем через два года. Будем ли мы такими же веселыми и беззаботными. Надеюсь, что да.

Еще хочу сказать, что чтобы не случилось, мы должны остаться одной семьей, как сейчас.

Ну вот, мы уже на втором курсе, совсем взрослые, и так сейчас не хватает того самого детства, какое у нас было, когда мы учились в школе. Да, это совсем другая жизнь, другие люди, учителя, другие правила и все другое!!!

Господи, так грустно, может даже больно и горестно, что не можем мы почувствовать себя такими беззаботными, немного легкомысленными, какими мы были, учась здесь, в нашей родной школе №9. Именно в такие моменты, как например, на встречах выпускников, когда окружают все, кто был рядом все 10 лет, и одноклассники, и родной учитель, особенно жаль, что время нельзя повернуть вспять; что нельзя пережить все, что уже пережили; что нет возможности встречаться чаще; что нельзя исправить все совершенные ошибки; что нет возможности попросить прощения у учителей.

Да хотя, я даже не сомневаюсь, что они уже все нам простили, это ведь наши родные самые добрые, всепрощающие учителя, где ж мы таких еще найдем? Поэтому они наши единственные и неповторимые!

Цой Юлия


Свою школу я вспоминаю очень часто, что слезы наворачиваются на глаза!!! Я вспоминаю своих учителей, которые научили нас жизни, научили преодолевать трудности и поддерживали нас в трудную минуту. Я мечтаю сейчас заново сесть за парту, взять когда-то любимые учебники и послушать приятный голос учителя.

Приятно сейчас видеть резвых ребятишек в школе во время перемены, хочется посидеть в столовой и поговорить с друзьями об уроках. И все-таки какие мы были глупые, когда хотели поскорее покинуть школу и вступить во взрослую жизнь. Но школа навсегда останется в наших сердцах, и мы ее никогда не забудем!!! Наша школа – наш помощник и путеводитель в жизни.

Ким Анастасии

О школе у меня очень веселые и классные воспоминания. Я очень рада, что проучилась именно в этом классе и в этой школе.

Хван Евгения