Эссе на тему :

« Мои воспоминания о школе»

Наша школа...

А что это значит

Для того, кто связал

С ней всю жизнь?

Для кого-то потёртый задачник

Для кого-то школьный дневник.

И уж дома никак не сидится,

Так и тянет в родной кабинет,

Где листает судьба как страницы,

Дни счастливых и хлопотных лет.

Детство- счастливая пора жизни, когда сказка становится былью, мечты чудесным образом сбываются, а волшебство всегда рядом. Вспоминая своё школьное детство, я как-будто заново проживаю те минуты, когда шла с мамой в 1 класс, такая маленькая и немного растерянная. Как там тебя встретят ?

Для меня школа началась в 1982 году. Первой учительницей была Сатинская Галина Николаевна. Совсем ещё молодой приехала она в наше село, где проучила нас всего один год. Начиная с первого класса, помню то, что мы учились почти всё время с каким-нибудь классом, т.е. были сдвоенные классы. И кто только нас не учил в начальных классах: и Доропеева Екатерина Анатольевна, и Пересыпко Клавдия Алексеевна, и Головачёва Нина Андреевна...

Было такое время, когда учась в средних и старших классах, мы не успевали ещё привыкнуть к одному преподавателю, как приезжал другой. Был такой наплыв математиков, биологов, что всех и не перечислить! Математику у нас вели такие учителя, как Парфенович Георгий Александрович, Пауль Александр Васильевич, Гуренков Виктор Владимирович, Просекова Светлана Анатольевна, Жук Елена Николаевна, Жимирдееев Олег Николаевич. И у каждого своя методика работы. Сейчас такого нет, коллектив учителей сложился стабильный. Класс у нас на протяжении всей учебной деятельности был небольшой: 4 девочки и 3 мальчика, первые всегда старались покомандовать над мужским полом. Класс наш всегда отличался спокойствием, уравновешанностью как на уроке, так и во внеурочное время.

Навсегда остались в памяте Ленинская комната и пионерская, где всегда была открыта дверь и было шумно от детворы. Работала пионерская дружина, все было серьезно, каждый ощущал свое место, востребованность. Как торжественно проходили сборы, линейки: «Знамя внести!» «Знамя вынести». Под звуки барабана и горна все классы строились в актовом зале. Было за честь нести знамя. Вокруг все нарядные, в парадной форме! А когда принимали в пионеры, то нужно было выучить пионерскую клятву наизусть, рассказать ее перед большим количеством народа и при этом еще хорошо учиться. Как это все было трогательно и волнительно! А когда повяжут галстук, чувствуешь, что все стали смотреть на тебя как-то по-другому, по-взрослому. Все эти и пионерские, и комсомольские собрания воспитывали в нас чувства патриотизма, ответственности, коллективизма, умения общаться. В наше школьное время были уроки НВП, где разбирали и собирали автомат и учились стрелять, был урок машиноведения, где Колосов Н.И. учил вождению на тракторе. Как было здорово, нам, девчатам, сесть за руль и мчаться от такого счастья и по кочкам, и по ямкам. Всё хотелось испытать. А каким праздником для нас была копка школьной картошки! Уезжали в поле, заранее договариваясь, кто что возьмет с собой в сумку на обед. После работы рассаживались кто где : кто около березки, кто около телеги и с удовольствием уплетали все, что было из еды.

Классного руководителя постоянного у нас тоже не было. В 6 классе — это был Парфенович Г.А. Помню, как мы еще глупые, несмышлённые решили без него уйти в поход, и когда мы были уже около тока, то кто-то из нас оглянувшись, крикнул : «Георгий Александрович, смотрите он нас догоняет! Мы побежали вперёд, а он за нами. Конечно, потом было стыдно. Очень был он добрый и терпеливый человек. Затем классной мамой некоторое время была Горемыкина Надежда Владимировна, чуть позже Сеничкин Иван Михайлович. А в выпускном классе накануне последнего звонка мы вообще остались без классного руководителя.

Когда говорят у нас в селе о школе, то часто добавляют : «Старая школа, новая школа». Нашей новой двухэтажной школе -40 лет. Возраст солидный, есть что вспомнить, есть, что рассказать. Около 400 ребят выпустила она из своих стен, открыв двери в неизведанный мир. Вспоминая свою школу, нельзя не сказать добрых слов в адрес нашего директора Трухмановой Лидии Сергеевны. Своим строгим, но в то же время добрым взглядом, она учила нас понимать и видеть хорошее, её справедливые замечания воспитывали в нас честность, порядочность, ответственность во всём. Помню, начиная с младших классов мы с раннего утра спешили в школу, чтобы не опоздать на зарядку, которую делали и малыши и старшеклассники вместе. А помогал нам не лениться её делать очень подвижный Башков Н.Ф., который мог и пошутить и пошерстить кого следует. На уроках труда мы с ним часто ходили за лозой, делали и девчонки, и мальчишки мётлы, различные предметы для дома. А ещё он очень любил говорить о присходящей в то время в стране перестройке. И мы посмеивались украдкой, когда он нас пытался немного поругать, если мы что-нибудь ни так сделали : «В стране перестройка и надо каждому перестраиваться и не валять дурака».

Помнится то, как мы будучи младшеклассниками, после уроков, на колясках собирали по деревне макулатуру. Это были соревнования- кто больше. У всех был такой азарт набрать побольше бумаги и все как шальные бегали из двора в двор в поисках старых газет и журналов. Навсегда останутся в памяти старейшие учителя русского языка и литературы Чудина Фаина Александровна, Погорельцева Мария Павловна, труд учителей, которые столько лет изо дня в день вкладывали в нас не только огромное количество информации, но частичку своей души. Не могу не сказать об Ольге Васильевне Колосовой, которая учила нас в старших классах. По -новому стали изучать литературу (записывать анализ изученных произведений в тетрадях), до неё такого у нас не было. С её приходом оживилась внеклассная школьная жизнь. Почему то больше всего запомнила вечер, который она проводила, посвящённый памяти В. Высоцкого (впервые проходил в клубе) и праздник, на котором соревновались команды, а Ольга Васильевна в качестве призов испекла сама торты, и нам достался торт с ягодами. Учась тогда в школе, работая сейчас в ней, я могу сказать, что Ольга Васильевна -человек огромного трудолюбия и оптимизма. Большая эрудиция и гуманное отношение к людям, помогли ей завоевать авторитет талантливого руководителя не только в селе, но и далеко за его пределами. Она любит детей и не скрывает этого. Никогда не видела её ругающей кого-то. Быть хорошим учителем не просто, надо быть и профессионалом в своём деле, и владеть искусством общения с детьми, и надо быть личностью.

Человек живёт на земле, пока о нём помнят. А нам есть чем и кем гордиться, есть кого помнить. Жизнь не стоит на месте, но школьные годы- это всегда самые лучшие годы. Самая прекрасная пора! И пусть позади детство, школьные шалости, шумные перемены, невыученные иногда уроки, но всегда с тобой будут твои самые счастливые школьные годы.

Выпускница 1992 года Чумакина Ирина (2010 г.)

Удивительна и непредсказуема наша жизнь. Как часто бывает, что мы, пройдя определённые испытания судьбы, в конечном итоге, возвращаемся к своим родным истокам. Школу 177 я помню с пятого класса. Я пришла в неё скромной белокурой девочкой. Мои родители получили квартиру в этом районе. Школа помогла мне проявить мои организаторские способности. Из скромной пятиклашки выросла творческая и общительная Председатель Совета отряда. Помню первые уроки, учителей! Наши классные руководители — Иванова Антонина Александровна, Воробьёва Людмила Петровна! Огромное спасибо Вам! Только через время…

Не в центре, и не на окраине
На перекрестке двух дорог
Среди домов пятиэтажных
Возник наш чудо-теремок.

Год 1965. Торжественно и волнительно всем, кто пришел на первую линейку только что открывшейся школы № 177. Школьный двор наполнился веселыми, звонкими голосами. Улыбки, цветы, много музыки. Какая она – наша школа? Станет ли она действительно нашим вторым домом? Такой вопрос задавали себе все, кто были на линейке.

Вот, вперед выходит директор школы Баранова В.И. и всё затихает. Звучат слова поздравления, напутствия новым…

УВАЖАЕМЫЕ ПЕДАГОГИ, РОДИТЕЛИ, ВЫПУСКНИКИ И УЧАЩИЕСЯ ШКОЛЫ! ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СБОРНИКОВ «ВОСПОМИНАНИЯ О ШКОЛЕ» (ваши воспоминания, воспоминания ваших родителей), «ХОЧУ РАССКАЗАТЬ О СВОЕЙ ШКОЛЕ, О СВОЕМ ЛЮБИМОМ УЧИТЕЛЕ» Вы можете направлять рассказы, стихи, фотографии на электронный адрес школы

Да здравствует родная 177-ая!!!

Это строчка из гимна школе, написанного старшеклассникам и 80-ых годов, которые считали школу №177 родным домом, где находили ответы на все интересующие вопросы. Родным домом стала школа и для меня, ветерана педагогического труда, с августа 1969 года. Я влилась в коллектив единомышленников, где царило взаимопонимание, дружелюбие, бескорыстная самоотдача в своей профессиональной работе и уважительные отношения между учителями и учащимися.

В 2010 году школа №177 отмечает свое 45-летие. Много это или нет? Для кого-то может и много, но я так не считаю. Наша школа находится в расцвете своего творческого пути. Сейчас пройдя путь от выпускницы этой школы до учителя истории, я могу сказать, что путь был выбран правильный. Воспоминания о школе только хорошие. Ведь именно здесь были заложены основы моего мировоззрения, жизненные принципы. И как хорошо, что рядом оказались эти отзывчивые и понимающие люди — мои учителя. Ведь именно они подсказали правильную дорогу в жизни. Сейчас многие из них мои коллеги. Очень хочется, чтобы наша школа вышла на новый уровень, достигла новых высот. Ведь нам действительно есть чем и кем гордиться. И самое главное, этого заслуживает наш профессиональный коллектив, отзывчивый персонал, и конечно, наши дети. Ведь все делается именно для них. Поэтому хочется только сказать: «С юбилеем, любимая, родная 177! Дерзай, и все у нас получится!»

Мы предложили общественным деятелям, политикам, артистам, художникам вспомнить школьные годы. Или пам’помнят они день, когда пошли в 1 класс. Что больше всего нравилось в школьных буднях, а что было совсем не по душе. Имеем возможность узнать, кто был главным школьным хулиганом, а кто приносил домой дневник с одними пятерками.

"Геометрия была для меня пыткой"

Свое первое сентября я запомнила навсегда из-за спадающего гольфика на ноге – поправляла его всю линейку и постоянно попадала в кадр фотоаппарата в самые неподходящие моменты: то гольф подтягивала, то ногу чесала. Это был замечательный и очень волнительный день. Помню огромные белые банты на двух длинных хвостах, белый фартушек и колючую школьную форму. В школу меня вели сразу во второй класс, первый класс мы прошли еще в детском саду. Именно там мне привили любовь к английскому языку.

Первосентябрьская линейка мне тогда казалась просто огромной, проходила она во во дворе школы № 26. Многие дети были знакомыми – мы все росли в одном дворе, ходили в один детсад... Все с огромными букетами цветов и ожиданием чуда в глазах. Помню, что мне очень хотелось быть на месте той девочки, которую нес на руках старшеклассник со звонком. В школу ходить я любила. Мама не даст соврать, я летела туда, едва раскрыв глаза, и часто приходила в школу чуть ли не вместе с уборщицами. Не знаю, чего меня несло туда так рано, но остановить меня было нереально.

В младших классах у меня был один любимый предмет – английский язык. Нам очень интересно его преподавали, по индивидуальным учебникам, с картинками и карточками, в игровой форме. Заниматься было одно удовольствие, а когда предмет тебе в кайф, то и дается всё легко! А вот математику я не любила ни в младших классах, ни в старших... Геометрия была для меня пыткой. Представить в пространстве срез пирамиды с каким-то углом – это было скучно и никак не получалось. В старших классах я удивила всех и себя. Недолюбливая алгебру и геометрию, я открыла в себе огромный интерес к физике. Даже в областной олимпиаде участвовала...

Один из самых ярких моментов младшей школьной жизни был открытый урок – "Проводы осени". Все наряжались по тематике – кто с гроздьями калины в волосах, кто в платке на плечах, кто в новых башмачках. А мне захотелось юбку. Шили ее вместе с мамой. И так как опыта великих швей у нас не было, мы эту юбку крутили-вертели, резали-подрезали, в итоге, в моей жизни появилась первая мини-юбка. Весь класс был в шоке. И мама тоже!

Но была во мне и организаторско-хулиганистая жилка. В 7-ом классе мы дружной толпой девчонок побили мальчишку-обидчика. А потом недели 2 ходили домой группками, чтобы нас не выловили по одной. Школьные дискотеки, вечеринки, друзей, экскурсии – всё это хотелось бы повторить заново… Но экзамены, зубрежку, юношеские прыщики – нет, не надо...

руководитель пресс-офиса "Приватбанк" в Черкассах

"Сейчас хотелось бы вернуться разве что в некоторые школьные моменты"

Первое сентября помню по фото. Это было интересно – я давно хотела в школу, родители говорили, что меня было трудно держать дома – сильно умная была. В школу ходить любила, там у меня была подружка и мальчик, который нравился. Любила чтение – у меня хорошо получалось читать на скорость, а я любила работать на результат. А вот по математике была тройка. Наверное, одна за всю школу...

Одно из самых ярких школьных воспоминаний – мой 6 класс – самый старший в школе (тогда я училась в военном поселке Оршанец). У младших классов уроки уже заканчивались, а у нас впереди было еще 1-2, и мы оставались одни во всей школе. Тогда мы устраивали такое развлечение: девушки писали что-то про каждого парня в классе, потом мы кодировали эти послания и бегали по всей школе, пока они у нас их не заберут, а тогда самый умный одноклассник их расшифровывал.

Сейчас хотелось бы вернуться разве что в некоторые школьные моменты: когда было много друзей и много игр, развлечений на свежем воздухе. Насыщенная жизнь. Не то, что сейчас – за компьютером. Те эмоции, когда мы разворачивали "ресторанную" кухню из песка и листьев на полдвора, или когда 20 детей играет в "казаки-разбойники"... У меня было замечательное детство...

общественный деятель

"Мне очень нравились все "несерьезные" предметы"

Мое первое сентября запомнилось дождем, из-за которого праздничная часть проходила в спортзале школы. Помню, что всех ставили парами мальчик-девочка, а мой "избранник" был в зеленке, поэтому я боялась брать его за руку. В общем, я была счастлива, что наконец буду ходить в школу и узнаю много нового.

Школьные годы у меня вызывают только хорошие эмоции и воспоминания. Трудно было в первом классе, потому что я не ходила на подготовительные курсы и никогда до этого не была в таком большом коллективе (детский сад я не посещала). Также тяжеловато дался и переход в средние классы. Несмотря на способности к гуманитарным предметам, я училась в физико-математическом классе. Точные науки мне давались непросто, но спасала общая эрудиция и умение договариваться с одноклассниками о бартере: я тебе сочинение, ты мне – тематическое задание по алгебре. Обожала уроки русского, украинского и английского языков и литературы. Всегда с воодушевлением подходила к творческим задачам, часто писала их в стихах. Вообще, мне очень нравились все "несерьезные" предметы – пение, рисование, трудовое обучение. Любила писать в школьную газету, выступать на концертах и участвовать в конкурсах.

Самое яркое воспоминание со школы – победа в национальном конкурсе научных работ. Для меня, девочки из физмата, было изумительно пройти три этапа большого соревнования и победить в категории украинской литературы. Это была моя первая в жизни поездка в Киев и первый масштабный проект, которому я посвятила несколько месяцев. Там, в Киеве, я впервые серьезно влюбилась в парня, талантливого отличника, который поразил меня игрой на сопилке.

Не знаю, хотела ли бы я сейчас вернуться в школьные годы – я люблю жить сегодняшним днем и наслаждаться моментом здесь и сейчас. Впрочем, я бы охотно посмотрела какие-то яркие мгновения с тех времен на кинопленке вместе с одноклассниками. Уверена, это был бы чрезвычайно душевный кинопросмотр.

лайф-коуч, тренер

"Возвращаться в школьные годы совсем не хочется"

Первый класс и, собственно, первое сентября в памяти не остались. Больше всего запомнилось, как нас в пионеры принимали. Это один из самых интересных моментов школьной жизни. Хотя в школу я ходить совсем не любил, были предметы, которые мне очень нравились: английский язык и физкультура. Видимо потому, что преподавали их хорошие учителя. А вот возвращаться в школьные годы совсем не хочется. Потому что взрослым быть хорошо: ты ничего и никому не должен.

фотограф

"Уроки в 8 утра для меня – пытки"

Свое 1 сентября не помню. Весь первый класс уроки у меня проходили в детском садике, в школу я пошла уже во 2-й. Но эти торжественные линейки, если честно, мне никогда не нравились – вот стоишь, чешешься на солнце или мокнешь под дождем, пока дяди и тети произносят какие-то речи...

Самым трудным в школьных буднях было рано проснуться. Я 100% сова, всю жизнь такой была, и уроки в 8 утра для меня – пытки. Поэтому единственный год в моей жизни, когда я ходила на вторую смену был просто счастьем! Сами уроки давались легко, особенно гуманитарные дисциплины. Очень любила писать сочинения – все время получала хорошие оценки, по крайней мере, за творческую составляющую. Я не была отличницей, хотя и училась неплохо, школу закончила с серебряной медалью. Мне очень помогала хорошая память – обычно устные домашние задания я успевала выучить на перемене перед уроком. Потому что дома было интереснее гулять, чем сидеть за уроками.

Наиболее ярко помню всякие внеурочные мероприятия: КВН, театральные постановки и тому подобное. Я это всегда любила и принимала в таком участие. Кроме того, что это была возможность выступать и проявлять актерские таланты, можно было еще и законно прогуливать уроки. Поэтому мы с подругами говорили учителям, что идем на репетицию, а сами шли к кому-то домой и там себе вволю болтали, смотрели телевизор, играли в игры. А еще очень ярко помню, что когда был период всеобщего увлечения сериалами, мы смотрели их на уроках школьного труда вместе с учительницей. Весь урок сидели и страдали вместе с Марианной и Луисом Альберто.

В каждом возрасте есть свои плюсы, мне хорошо там, где я сейчас, поэтому возвращать свои школьные годы сейчас не хотелось бы. Поскольку я человек очень независимый, то детсадовское и школьное детство меня "напрягало" тем, что ты постоянно зависишь от взрослых: туда не ходи, то не делай, вот учи, тут выступай. Я более комфортно себя чувствую, когда сама управляю собственной жизнью.

глава ОО "Молодая Черкасщина"

"Школа – это принуждение, не терплю принуждения ни в каком виде"

Первого сентября, когда шел в первый класс, был очень расстроен тем, что завтра снова придется туда идти. Мне понравилось, но одного дня было бы достаточно. Со временем привык. Втянулся. Но школу все-равно не полюбил. Ходил, как на каторгу. Был, правда, свой вкус в первых классах. Группы продленного дня и прочее. Но вся эта романтика не от школы, а от того юного возраста, когда все появляется впервые. Любил гулять или оставаться дома и читать то, что было интересным. Читал очень много. Фантастику, приключения, научно-популярные издания, поэзию. А школа – это принуждение, не терплю принуждения ни в каком виде. Из предметов любил больше всего литературу, физкультуру, трудовое обучение, потом, в старших классах, пришла любовь к физике. Еще был интерес к английскому языку, потому что хотел понимать, о чем поют любимые группы. Все остальное было непонятным и малоинтересным. Как-то не находил я себя ни среди одноклассников, ни среди большинства учителей.

Самый яркий момент, связанный со школой, помню до сих пор! Девочка, в которую я был влюблен в детском садике, пошла в школу на год раньше меня, и мы пришли на ее первый звонок. Тогда я пережил первую грусть расставания. Мне же впереди еще "светил" год детского сада. Привет тебе, Саша Фокина!

А из собственной школьной жизни наиболее запомнилась, вероятно, встреча "выпускного" рассвета: все известное позади и неизвестно, что ждет впереди. В школьные годы хотелось бы снова вернуться для того, чтобы больше заниматься музыкой, а не для того чтобы ходить в школу. Читать я научился в детском саду. Остальному учусь сейчас. Эх, где мои 17 лет?..

Были уроки, которых я ждал с нетерпением, например, пение, НВП, труд, информатика, химия. По этим предметам всегда были отличные оценки. Также были уроки, которые не очень нравились, их не хотелось посещать, бывало, очень ждал, когда закончится академический час. Возможно, просто к каким-то дисциплинам была склонность, но, скорее всего, заинтересованность в своей дисциплине пробуждал сам преподаватель. Прекрасно помню всех учителей любимых предметов. Они полностью выкладывались на уроках, делали их незабываемыми и яркими. Благодарен им и поныне.

Примерно в 7-м классе я "подсел" на информационные технологии. На то время у нас в школе уже появился компьютерный класс, где было с десяток компьютеров Atari и один учительский, персональный компьютер на базе 286 процессора. В девятом классе я уже, по поручению преподавателя, проводил уроки информатики для своего класса, а на дне самоуправления – и для других классов. Тогда же я написал свою первую компьютерную программу –лабиринт, где нужно было найти выход, используя логику. В день, когда завершил программировать игру, так увлекся кодированием, что домой пришел почти в полночь. Поэтому такой яркий и счастливый день закончился наказанием от родителей, которые очень за меня переживали. Напомню, в то время мобильных телефонов еще не было, а бандитизм был – не сравнить с сегодняшним.

экс-директор КП "Дирекция парков"

В этом году исполнилось 20 лет с той весны, когда для нашего класса прозвенел последний звонок. Мы, конечно, отметили:). Съездили в Сунтар, потоптали место, где стояло здание, в котором учились (оно сгорело сразу после нашего выпуска), попили чай с учителями, сходили в поход. Выпустили много кого потрясший непринужденный и красочный буклет со страницами одноклассников (мы с Юлей там такое нафантазировали про некоторых, что, нврн, мало кто себя узнал в описаниях, бхыхых). О классе, встрече и прочем еще расскажу, мож быть. А сейчас хочу разместить (чтоб тут тоже) несколько добрых слов о школьных годах и учителях прежде чем поржать над альтернативными воспоминаниями. Этот текст писала 3 года назад для книги к юбилею школы, с тех пор воспоминания не изменились и благодарности все так же актуальны. Правда, самостоятельной ССШ №2 уже нет, но это другой, грустный, разговор...

_____________________________________________________________________________

Большая часть человеческого детства и юности проходит в школе. Школа оказывает огромное влияние на становление личности, влияние, сравнимое разве что с родовым, семейным, родительским. Все мы – родом из школы, здесь закладываются первые кирпичики фундаментальных знаний, да и вообще знаний об устройстве мира и жизни, умения работать мозгами, мыслить и рассуждать, умения взаимодействовать с обществом себе подобных, в школе формируется уважение к старшим, прививается дисциплинированность, закрепляются моральные ценности.

Если задуматься на минутку, оказывается, что за школьные годы иной человек получает столько новой для себя информации, и не просто проходных новостей, которые можно забыть на следующий день, а именно знаний - плодов развития всех ветвей науки, сколько потом за всю оставшуюся жизнь не получит. В ВУЗ-е человек изучает выбранную специальность, а потом всю жизнь углубляет и расширяет знания по своей профессии. Кто-то пойдет в науку и окопается в своем и смежных направлениях. И не все находят время на изучение вещей, которые не касаются профессии. Так и получается, что кругозор человека резко расширяется именно в школе, а потом уже дело самой личности и обстоятельств. Но чем шире и крепче фундамент, который дает школа, тем – потенциально! - разнообразней, богаче и успешней жизнь человека. Когда думаешь об этом, понимаешь, какая большая ответственность лежит на общеобразовательных школах. Но еще понимаешь, почему для большинства людей школа – понятие великое. Потому что она – часть основы их личностей.

Я, как личность, умеющая это и знающая то, тоже родом из школы. Училась в трех школах, но главной моей, родной школой является Сунтарская средняя №2, в которой училась с четвертого по одиннадцатый классы.

Именно в школе меня научили выражать свои мысли устно и письменно. И не только вызывая на уроках к доске или в письменных сочинениях, но и в диспутах и спорах после уроков с нашей классной руководительницей Еленой Егоровной, и в занятиях журналистикой с ней же.

Здесь я полюбила литературу. Помню, как «проглатывала» учебники по литературе сразу при получении осенью. До сих пор очень люблю читать и всегда нахожу для этого время. Помню удивительную Изабеллу Ильиничну, эмоциональную, обаятельную, - как она, сверкая ослепительными очами и заражая настроением, вела уроки.

Здесь меня научили писать каллиграфическим почерком. Вроде бы в настоящий век развития компьютерных технологий это такой анахронизм – писать вручную. Но иногда пригождается и выручает. А еще людям приятно получать открытки, написанные от руки. Помню, как учительница русского языка Лия Николаевна билась над исправлением моего почерка, в котором буквы никак не хотели друг с другом соединяться. Лия Николаевна была строга и справедлива, и казалась мне не простым человеком, а кем-то выше. Я трепетала перед ней, и до сих пор образ уважаемого учителя у меня неразрывно связан с ее образом.

Часто вспоминаю Наталью Матвеевну, учительницу якутского языка и литературы. Она была по-матерински доброй и терпеливой, чем нередко мы пользовались, и иногда вели себя довольно безобразно, шумя и играя на уроках в «города и реки». Кажется, так я заработала снижение оценки по поведению. Тем не менее, я знаю, что именно благодаря ее урокам некоторые наши мальчишки втянулись в чтение, начали читать книги на якутском языке вне программы. В том, что мы свободно читаем произведения якутских классиков, не теряемся в архаизмах и заковыристых оборотах богатейшего якутского языка, заслуга Наталии Матвеевны. Сейчас много людей, которые по-якутски только разговаривают, а читать не могут, так как, к сожаленью, понимают только часть слов.

Любимым предметом являлась химия. Химия – проникновение вглубь строения вещества, удивительные на первый взгляд и такие логичные и красивые при близком знакомстве реакции и превращения, – казалась волшебством, тайны которого приоткрываются перед тобой. Органическая химия была любимым предметом сразу после биологии, и все эти предметы естествознания преподавала Люция Павловна, хрупкая, добрая и увлеченная своим делом.

«Сколько языков ты знаешь, столько раз ты человек». Это совершенно справедливое выражение висело в кабинете иностранных языков. Французскому языку нас учила Лилия Митрофановна. А еще какое-то время мы учились у Евсеевой Любови Егоровны, ставили с ней спектакль на французском языке «Маленький принц». Кроме того, я занималась у нее английским языком, готовясь к поступлению в ВУЗ, и это совершенно удивительно – как за какой-то месяц она смогла дать базу английского языка человеку, который никогда им не занимался. Я очень благодарна Любови Егоровне, она запомнилась мне в числе самых ярких моих учителей.

Самым сложным предметом в школе для меня была физика. То ли потому, что учителя у нас часто менялись, то ли мое сознание к тому времени не было готово адекватно воспринять физические законы мироздания. Честно скажу, что школьный курс физики я одолела исключительно с помощью зубрежки, за что прощу прощения у Галины Егоровны и Руслана Николаевича. Зато потом, будучи взрослым уже специалистом, я однажды скупила учебники за все классы и заново прошла весь путь ученика по физике. И теперь продолжаю интересоваться достижениями и новостями науки. А книги современного физика Стивена Хокинга входят в число любимых, настольных книг.

Математические предметы нам преподавали Алексей Николаевич, Тамара Доржиевна и Алиса Изосимовна. Математика не входила в число любимых предметов, я училась автоматически, наверно, к ее изучению к тому времени тоже еще не созрела. Думала стать биологом, химиком или историком-археологом. Первое просветление я помню на уроке Алексея Николаевича – когда до меня вдруг дошло, что доказывать теоремы интересно! А полюбить математику и даже выбрать себе профессию, связанную с цифрами, мне помогла замечательный педагог Иванова Тамара Доржиевна.

С благодарностью вспоминаю уроки физкультуры и Афанасия Терентьевича. Хоть так и не научилась бегать стометровку и бросать гранату на положенное расстояние, так и не полюбила лыжи и по-прежнему «грязно» играю в баскетбол, но, благодаря школьной подготовке, в институте и в различных спортивных секциях никогда не чувствовала себя в рядах отстающих.

С ностальгией вспоминаю уроки пения и занятия хора. Так было жаль, когда Эдуард Васильевич ушел в другую школу. Кажутся слегка нереальными времена, когда с удовольствием солировала в хоре.

До сих пор с удовольствием вспоминаю свои первые опыты общения с компьютером – это тоже было в школе, на уроках информатики. Написала простенькую программу на бейсике - «нарисовала» картину с озером, камышами и лебедями, и никак не могла от нее оторваться, хотелось еще усложнить, еще красивей сделать.

Я назвала не все предметы и не всех учителей, оказывается, воспоминания - это бесконечный процесс. Дополнительно скажу одно. Забавно, но, оказывается, именно в школе я научилась шить на машинке, соединять источники тока и провода в электрическую цепь, рисовать тени на предметах, петь в два голоса, бинтовать раны, пользоваться компасом и правильно ставить палатку, и даже делать простейшие столярные работы. И все эти умения потом пригодились. Но мы также учились собирать и разбирать автомат и правильно надевать противогаз и маскировочный комплект! Когда рассказываю об этом, о том, чему нас успели научить в нашей школе, многие удивляются, а некоторые завидуют.

О двух учителях хочу сказать особо и отдельно.

Человек учится всю жизнь и, в основном, у людей. Но, как сказал Гёте, не всякий, кто учит нас, заслуживает имя Учителя. По большому счету, мне всегда везло на дарителей знаний – в школе, в ВУЗе, в профессиональной деятельности, по жизни. Но настоящие, «совершенные» Учителя по Льву Толстому, которые соединяют в себе любовь к делу и любовь к ученикам, - запоминаются особо. Одним из таких людей я считаю свою учительницу математики Иванову Тамару Доржиевну. Спросите любого ученика нашего класса о любимом учителе, я думаю, большинство после имени Елены Егоровны назовет Тамару Доржиевну. Она каким-то невероятным образом сумела привить любовь к математике, показать красоту математики, убедить, что эта наука не страшна, что ее можно постигнуть человеческим умом. С тех пор образ математики для меня забавным образом связан с образом Тамары Доржиевны – высокая, элегантная, красивая, загадочная и улыбчивая... наука. Помню, что она умела не обидеть, ни нечаянным словом, ни делом, а это великое умение в работе с ранимыми подростками. Ее легко и приятно было слушать и слушаться. От нее так и веяло теплом и добротой, но это не слабая, а сильная доброта, ее уроки всегда проходили насыщенно и интересно, без расслабления, скучать и отлынивать не приходилось. А еще я ясно ощущала, как она сама любит свое дело, как ей нравится и математика, и ее преподавание. К таким людям тянутся. Наверно, это было сложно, но она к каждому нашла свой подход. И что мне в ней особенно нравилось – Тамара Доржиевна учила пониманию, учила думать и размышлять, и с помощью размышлений и логики проникать в суть формул.

Недавно у Тамары Доржиевны был юбилей. Я поздравляю Вас, Тамара Доржиевна, и желаю, чтобы Ваше терпение никогда не иссякало, чтобы Ваши усилия никогда не пропадали даром, чтобы проблемы и задачи решались, ответы находились. Будьте здоровы, благополучия Вам. Пусть Вас окружает любовь.

И еще один человек, о котором я никогда не перестану рассказывать знакомым и незнакомым, - это наша классная руководительница, «вторая мама» для всех ребят нашего класса – Федорова Елена Егоровна. Она была одним из лучших учителей-предметников нашей школы, вела историю, географию, экономическую географию. Неутомимая рассказчица, она превращала свои уроки в мысленные путешествия. Она и сама путешественница, испытатель и исследователь, и нас приучила к этому делу. Чем дальше школьные годы, тем удивительней вспоминать те поездки и приключения, в которых мы побывали с нашей Еленой Егоровной. Мы ходили с ней в пешие походы с ночевками, совершали путешествия на автобусе на дальние расстояния, объездили природные достопримечательности района, даже ездили в Москву. Мы познавали ее предметы на практике, пересекая километры и широты. Сейчас удивительно представить такого неординарного классрука, и я люблю рассказывать о ней, потому что она всегда вызывает восхищение. Смелая, отважная, веселая, эмоциональная, честная, требовательная, всегда готовая действовать, всегда готовая поддержать и помочь, очень справедливая и небезразличная к судьбам своих учеников. У нас в классе, как в семье, всякое случалось, бывало, и мы ее обижали, и она нас неслабо ругала. Потом всегда прощали друг друга, потому что это - любовь. Пользуясь моментом, хочу выразить свое восхищение Еленой Егоровной и уважение к ней.

Вот такими я помню своих учителей и учебу. Но школа – это не только новые знания и люди, их дающие. Это большой кусок жизни вообще. Это наш класс: дружный, веселый, смешливый. Мальчики в школе увлекались охотой и рыбалкой, а мы, девочки, посмеивались над ними, а сами бегали по дискотекам. Ходили всем классом в походы, и тут уж мальчики были в своей стихии. Праздники в школе, особенно новогодние, как ставили сценки и номера. Целый пласт жизни – участие в художественной самодеятельности, помню, как танцевали Аня Егорова и Надя Макарова, и мы повторяли вслед за ними; как пели в хоре «Эх, дороги»; как читали чабыр5ах со сцены и выступали в качестве конферансье. Помню развеселую пионерскую жизнь, «Зарницы». Чего только не было, можно очень долго вспоминать, что мы и делаем периодически, встречаясь классом. Жаль, что нет того старого здания школы, с ним связаны многие и многие воспоминания, и смешные, и трогательные, и пафосные, и веселые.

Мы закончили школу в 1992 году. С тех пор каждый прошел часть своего пути самостоятельно. Какие-то цели достигнуты, какие-то мечты исполнены. А какие-то нет. Наверно, и наши учителя когда-то возлагали на нас свои надежды и чаяния, ожидая определенных свершений и достижений во взрослой жизни. Если мы пока или уже не оправдали Ваших надежд, не огорчайтесь, дорогие учителя. А во всех достигнутых наших успехах есть и Ваша доля.

Поздравляю родную школу с юбилеем, и хочу сказать спасибо своим учителям и всем тем, кто сейчас трудится в нашей школе, всем передающим свои знания, отдающим частицу своей души, свою энергию ученикам, вкладывающим в них доброту своих сердец. Поздравляю Вас и желаю здоровья, благополучия, хороших учеников, хороших условий труда, хороших источников знаний - чтоб было на чем учить, чему учить, и кого учить. Желаю успешной, любимой и благодарной работы. Пусть наша школа всегда растет и развивается!

Главное в жизни - это любимое дело

Моя биография начиналась в родной для меня школе № 8, в которой я учился с 1 класса, с которой связаны мои детские и юношеские годы.

В этой школе учились мои братья, близкие друзья. Здесь я получил первые жизненные уроки от хороших учителей, прошёл школу первой дружбы.

Прошло более 20 лет после окончания школы, но в памяти до сих пор свежи добрые воспоминания о первой учительнице начальных классов Агриппине Павловне Ермаковой, заложившей в нас стремление к знаниям, к самосовершенствованию.

Большую роль в нашем становлении сыграла исключительно требовательная и добрая Вера Николаевна Корж – наш классный руководитель учитель биологии.

В памяти хранится светлый образ Гертруды Рудольфовны Эрбе, учителя немецкого языка, человека богатейшей внутренней красоты и обаятельности.

Многие из нас любили уроки математики (учитель Мошкова – Зотова Александра Павловна), уроки русского языка и литературы (учитель Зуева Нина Павловна), географии (учитель Харьков Николай Алексеевич) – он же директор школы, человек большого авторитета за его исключительную справедливость и понимание ребячьего мира. Мы благодарны Лие Исаковне Телешевой, которая хоть и не вела у нас английский язык, но учила всю школу на своём примере умению дружить, ценить человеческие отношения.

С интересом мы занимались внеклассной работой, в которую нас вовлекала старшая пионерская вожатая Зинаида Никитична Чечёткина, ныне учитель начальных классов. Помним мы и других учителей, которые формировали наше сознание.

Класс был у нас очень дружный, ребята инициативные. Были свои поэты, музыканты, затейники, краеведы. В нашем классе учился школьный поэт Юрий Зыков, сейчас заместитель главного редактора газеты «Златоустовский рабочий», поэт, бард. Учился Николай Клюев – наш баянист, сейчас сталевар металлургического завода и другие, которым школа помогла найти своё место в жизни, сформировать убеждение, что главное в жизни – это любимое дело.

Класс наш без подталкивания участвовал во всех делах школы: спортивных соревнованиях, диспутах, конкурсах, сборе макулатуры и металлолома, посадке лесонасаждений и др. был здравый дух соперничества друг с другом, класс с классом, болезнь за авторитет школы. Было постоянное желание не выглядеть хуже других. Большинство из нас учились без «3». Лично я считал, что лучше отказаться от ответа, чем лепетать лишь бы на «троечку». Самая плохая для нас многих была оценка «4», за которую мы переживали. Некоторым учёба давалась тяжело, мы им как могли, помогали. Слабые учащиеся не были в роли принижения и оскорбления. Мы видели, что они старались и компенсировали свои некоторые неспособности богатой душевной красотой, участвуя в других, посильных для них делах.

Сейчас все мы находимся в зрелом возрасте, и я могу с уверенностью сказать: школа научила нас мыслить, постоянно проводить время в деле или активном отдыхе, уважать окружающих людей, любить природу, свою страну.

Своё свободное время стараюсь отдавать спорту, чтению, общению с интересными людьми. В отпуске путешествую по стране. Был участником нескольких Всесоюзных мотопробегов, в том числе пробеге высшей категории сложности по маршруту «Урал – Центр – Кавказ – Средняя Азия – Казахстан – Сибирь – Урал».

Люблю свою работу и убеждён, что особенно для мужчин самое главное – интересная работа. Не сомневаюсь в том, что если бы я не был заместителем председателя райисполкома, с удовольствием работал бы шофером, слесарем, трактористом, крановщиком, лесником, токарем, водителем трамвая, преподавателем, политработникомв Советской Армии. На все эти специальности есть у меня дипломы об окончании курсов, учебных заведений, опыт практической работы.

Профессии эти получил, одновременно обучаясь в индустриальном техникуме именем П. П. Аносова, в строй отряде, в Челябинском политехническом институте и в высшей партийной школе.

Вы спросите: зачем столько профессий одному человеку? На мой взгляд, у человека всегда должен быть запасной вариант. К тому же не нужно просить кого – либо, чтобы решать мелкие вопросы быта.

Например, мне нужен шофёр. Машину я могу водить сами неплохо в ней разбираюсь.

Вам, ребята, у меня единственное пожелание: найти радость в любом конкретном деле: решили трудную задачу – испытать радость успеха;

помогли человеку в беде – разделить общую радость;

посадили дерево или убрали за собой после туристического похода – радость от общения с природой и доброго следа на Земле.

Без подобных радостей невозможно становление личности, ощущение счастья, своей полноценности и соответствие главной внутренней сути Человека.

Ваш внешний образ будет всегда следствием вашего внутреннего образа жизни.

Пусть всегда ваш образ жизни накладывает отпечаток на вашем лице тонкости гибкости ума, доброты, человеколюбия и трудолюбия

Скворцов В.Н.

Выпускник 1966 г.

Май 1986 год

Любимой 8-й!

Вспомните прошлое - и вы поймете, что самое светлое было у вас в школьной жизни. Сколько прекрасного преподнесло нам это слово "школа"! Сколько приятных воспоминаний связано с ней!

Достаю из шкафа старые фотографии, некоторые уже пожелтели …

1 сентября 1971года -это моя первая школьная линейка: вот Валерка, Сашка, я, Андрюха, Лена, ещё одна Лена..., позади на фото забор, деревянный дом (возле школы, сейчас там все по-другому).

Первый класс – перьевая ручка, чернильница-непроливайка; рассказываю своим детям – смотрят с недоумением – что это?Самый нелюбимый предмет – чистописание.Сколько трудовположишь для того, чтобы написать прямую палочку с закруглением внизу. И тут - на тебе – противная клякса!

Моя первая учительница Тиунова Людмила Ивановна – Педагог с большой буквы, непререкаемый авторитет и вызывающий глубокое уважение человек. Она смогла с первых дней рассмотреть в каждом из нас личность, постаралась сделать из нас людей, отвечающих за свои слова и поступки.Мы, ученики, находились под магией ее трудолюбия и терпения, мудрости и справедливости. Ягоржусь тем, что судьба позволила узнать - Человека доброго, бескорыстного и прекрасного.

Вот фотографии с уроков во втором классе...в шестом...фотографии с культпоходов, спортивных состязаний...а вот и 9, 10 класс, выпускной вечер...фотографий не так уж и много - в наше время не было мобильников со встроенными камерами, цифровых фотоаппаратов.Фотографировали сами, а сделать самому фотографию - это было целое искусство, требовавшее уйму времени и терпения.

После начальной школы нашим класснымруководителем стала Тырина Римма Константиновна. Огромной души человек. Мне кажется, что благодаря ее неуемной заботе о каждом из нас и о всех в целом мы состоялись как класс. Учились по-разному, но класс был дружный. Могли, собравшись и подготовившись, выиграть городской конкурс патриотической песни. А сколько другихрадостных и запоминающихся моментов...

Прекрасные педагоги учили нас тогда уму-разуму

Осипова Нина Михайловна

Телешова Лия Исаковна

Губина Татьяна Борисовна

Митина Светлана Львовна

Пужай Раиса Петровна

Муслюмова Роза Юрьевна

Директор школы Хабаров Иван Захарович

Об учёбе, о школьной жизни, о разных приключениях в те годы, об учителяхя могу сказать только хорошее. Хотя среди них были те, кого я любил и уважал в большей степении, и те, которые ко мне относились очень строго иставили, как мнеказалось, «незаслуженные двойки», о том, как не пускали в школу тех,у кого волосы были слишком длинные или в школу пришёл в джинсах (сейчас этовызывает улыбку и недоумение).

И за всем этим огромный труд наших учителей. Таких разных и таких замечательных.

Отдельно хочется сказать о Мишине Борисе Николаевиче. Каждый, кто был знаком с ним, может сказать про этого человека только хорошие слова. Педагог, который жил школой, который любил учеников, как своих детей.Для него не существовало отпуска или каникул, потому что у него всегда находились важные дела со своими воспитанниками.

Участие во всех спортивных мероприятиях города, плавание в бассейне, туристические слеты, походы по родному краю. Чего стоит поездка в Москву,в гости к знаменитой землячке Лидии Скобликовой. Ни минуты покоя – создание новых спортивных секций в школе, строительство школьного стадиона – не хватало даже летних каникул.

Много еще можнои хочется сказать, но самое главное это моя благодарность за воспитания в нас человеческих качеств, за помощь стать взрослыми, за то, что научили нас многому и самое главное вы всегда были добры и справедливы. Все это помогло нам не теряться в дальнейшем! С годами это становиться все очевиднее!

Милые дорогиемои учителя, огромное вам спасибо!Явас никогда не забуду!

Смотрю сейчас на нынешних выпускников, смотрю с улыбкой, с лёгкой грустью, с завистью... и вспоминаю свои школьные годы. Увы, их не вернуть, они остались в прошлом...как-то немного грустно...., но светло.

Выпускник 1981 года Иванов Д.В.,

Кандидат технических наук,

Почетный работник жилищно-коммунального хозяйства России.

Много хорошего осталось в памяти о школьной жизни

В школу № 8 я поступил в 1947 году и закончил 10 классов в 1957 году. Моей первой учительницей была Мария Архиповна, у которой я проучился с 1 – 4 класс. К сожалению, фамилию её не помню. С пятого по седьмой класс классные руководители не выдерживали «боёв» с нашим «Б»классом и менялись, пока в 7 «Б» не пришла к нам классным руководителем с «железной рукой» и навела порядок Цепилова (Кадочигова) Мария Ивановна,учитель истории, педагог по призванию. Этот строгий, но добрый в душе человек, вёл наш класс до выпуска, и я думаю, что все выпускники 10 В хранят и чтут память о Марии Ивановне.

Следующим по значимости педагогом в моей школьной жизни была, конечно, наша неувядаемая Лия Исаковна Телешова. В каком классе пришла она к нам учить нас английскому языку, точно не помню, но то, что учила она нас, «балбесов» от всей души, это точно. Это только благодаря ей я и сегодня через много – много лет после окончания школы при нужде с горем – пополам могу что – то перевести или составить небольшую фразу, которую иногда даже понимают иностранные гости, с которыми по рангу службы мне приходится встречаться. Кроме английскогоязыка Лия Исаковна учила нас веселиться.Ведь она была душой и организатором всех наших вечеров.

Помню Зою Васильевну, учительницу географии. Это она на всю жизнь оставила у меня любовь к путешествиям. Наверно, благодаря ей, уже после окончания института, я лет пятнадцать выписывал журнал «Вокруг света».

Навсегда остался в моей памяти Василий Васильевич, отставной военный лётчик, преподававший в 5 – м классе (1952 г.) физику, а затем уроки труда. Это он организовал про городской станции юных техников авиамодельный кружок, где мы и начали с моим другом и одноклассником Валерием Евлановым, постигать азы строительства моделей самолётов. Потом мы «предали» своего первого учителя по авиамоделизму и ушли во Дворец пионеров к знаменитому Льву Александровичу Комарову, построившему впоследствии самый маленький самолёт в то время. Эти занятия в авиамодельном кружке впоследствии предопределили всю мою последующую жизнь.

К сожалению, остальные имена школьных учителей безжалостное время стёрло из моей памяти, но это не значит, что был плохой педколлектив школы №8 того времени. Это просто значит, что был плохой неблагодарный ученик Валерка Кутышев, который забыл тех учителей, которые в то сложное время дали ему знания, позволившие сразу после школы поступить в одно из престижных учебных заведений того времени – Куйбышевский авиационный институт.

А как можно забыть директора нашей школы Хорькова Николая Васильевича, рано ушедшего из жизни и столь много сделавшего для школы, для педагогов, и прежде всего учеников.

Вспоминаю забавный случай. Год 1956, весна – май месяц. Наш 9»В» после первого урока решил устроить себе день отдыха, конечно, без согласования данной акции с педагогическим коллективом. В то время это у нас называлось «косотурить», т. е уйти в лес на Косотур. В тот день мы, правда, ушли за 7-ой участок на Айские старицы.

На другой день утром вбегают разъярённые Мария Ивановнаи Хорьков Н.В. «Всем портфели оставить в классе и марш за родителями!» и это сказано 16 – летним парням и девушкам. У меня портфеля не было, уже с 8-го класса я ходил с папочкой, носил только тетради. Мигом сунул её за пояс и пошёл догуливать «весенние» каникулы.Дома молчу… вечером приходит отец с работы и начинает воспитывать. Директор оказался хитрее меня, позвонил отцу на работу.

Почему-то в памяти всплывают одни шалости и проделки, порой не безобидные. Наверное, этими запрещёнными делами мы хотели утвердить своё «я». Одно времяв моду вошла у нас игра в карты. В основном играли на переменах, но иногда и на неинтересных уроках, бывали и такие - баловались иво время занятий. На одной из перемен в класс внезапно заходит Хорьков (скорее всего кто-то из девчонок «заложил»). Играющие быстро попрятали карты, а я не успел. «Давай сюда карты!». Я поднял руки за голову и говорю: «Нет у меня карт, ищите!», а сам опустил карты за ворот рубашки.

Времена тогда были суровые, никто и не заикался о правах человека, тем более – школьников. Николай Васильевич обыскал все карманы. «Но я же видел карты у тебя в руках!» - его уже разбирало любопытство. Но не поймал – не вор. На этот раз за родителями я послан не был.

Много хорошегои интересного осталось в памяти от школьной жизни: это и летние велосипедные походы с Сашей Козиным, Борисом Степановым на озеро Тургояк и Зюраткуль, школьные вечера, первые попытки самостоятельно заработать деньги на разгрузке вагонов и многое другое.

Как бы ни было, но в 1957 году окончил я 10 классов да ещёс серебряной медалью. Сразу же поступил в Куйбышевский авиационный институт, который окончил в 1963 году, получив диплом инженера – механика по самолётостроению. Потянуло меня назад на Урал. Распределился в Златоуст на ордена Ленина машиностроительный завод, в просторечии – машзавод. Проработал я в одном отделе ровно 28 лет.

А когда началась «перестройка», дёрнуло меня ввязаться в политическую борьбу, да ещё в предвыборные компании. И вот работаю уже третий год в городском Совете. А когда закончится срок полномочий, думаю связать деятельность, связанную с экологией.

Кутышев В.Ф.

Выпускник 1957 г.

10.12.1992 г

Стала учителем, как моя первая учительница

С 1962 по 1970 год я училась в школе № 8. Моей первой учительницей была Ильина Анна Яковлевна – заслуженный учитель РСФСР. Когда она нас учила, была уже на пенсии. Это был настоящий учитель! Навсегда я запомнила её добрый спокойный голос, ласковые руки, умение видеть и слышать каждого ученика. А нас ведь было сорок человек. Мне всегда везло на учителей: Баранова Анна Афанасьевна, Черненко Валентина Васильевна, Митина Раиса Петровна, Бурдина Маргарита Михайловна, Титова Тамара Васильевна, Цепилова Мария Ивановна, Хабаров Иван Захарович, Осипова Нина Михайловна – эти имена для меня святы.

Школьные годы были, действительно чудесны! Класс у нас был дружный, активный – скучать не приходилось. Пионерские сборы, комсомольские собрания, диспуты, праздники – всё организовывали сами. А как мы боролись с неуспевающими и прогульщиками! Актив класса ходил по домам (а чаще это были частные дома на Татарке), мы беседовали с родителями, выясняли причины прогулов, брали на поруки, сами помогали неуспевающим, занимались с ними после уроков. У нас был девиз «Дружба + труд = двойке капут!» А направляла всю нашу деятельность непредсказуемая энергичная Анна Афанасьевна – наш классный руководитель, учитель русского языка и литературы.

В седьмом классе её сменила Осипова Нина Михайловна. Какие замечательные походы мы с ней совершали! Побывали на озере Тургояк, пешком ходили в посёлок Магнитка. Мой папа, Сычёв Анатолий Ильич, был членом родительского комитета. Он организовывал походы и помогал Нине Михайловне за нами присматривать.

В школе работало много спортивных секций. Я занималась в секциях гимнастики и баскетбола. Посещала танцевальный кружок во Дворце пионеров и училась ещё в музыкальной школе. Времени хватало на всё. В 1970 году я «круглой» отличницей закончила восемь классов и поступила в педагогическое училище. Мечта была всегда одна – стать учителем начальных классов. Этим я обязана своей любимой первой учительнице.

Уже став взрослой, с мужем и с дочками я часто навещала Анну Яковлевну. За чашкой чая мы слушали её рассказы о жизни. Она жила одна, и такие встречи были для неё большой радостью.

Свою трудовую деятельность я начала в школе №28, работала старшей пионерской вожатой. Затем в школе №8 уже учителем начальных классов. И вот уже 25 лет в своей родной школе. Работу свою люблю, хотя с каждым годом работать становится всё труднее. Меня всегда окружают дети, а они такие разные: непоседы и тихони, капризные и упрямые, любознательные и ленивые. С ними не соскучишься! Но мне очень хочется, чтобы все они стали, прежде всего, добрыми чуткими людьми, чтобы нашли своё место в жизни и смогли преодолеть все трудности. Я счастлива тем, что у меня большая дружная семья. У дочерей уже свои семьи. А с нами живёт сын - наша надежда и опора. Ольга, Вера и Женя закончили нашу школу № 8. Я надеюсь, что здесь будут учиться и мои внуки. А их уже 4! – и все мальчики. И в радости, и в трудные минуты мы всегда вместе. И это помогает нам жить в наше сложное время.

В нашей школе дружный педагогический коллектив. И я очень рада, что наша школа преуспевает и является одной из лучших школ города.

Ужегова Н.А.

2003г.

Сейчас Надежда Анатольевна на заслуженном отдыхе, воспитывает своих внуков.

Все они учатся в нашей школе, продолжив школьную династию семьи Сычёвых – Ужеговых – Хариных …