Лияскина (Травкина) Елена Анатольевна

Год окончания школы: 1980

В первый классяи 40 моих одноклассников (такие большие были классы) пришли 1 сентября 1970 года. В это время школа №1 была единственной средней школой в нашем городе. Первыми нашими педагогами были Мария Андреевна Тихомирова (учитель) и Лидия Федоровна Тихомирова (воспитатель). Для Марии Андреевны мы стали последним ее выпуском. Она была нашим наставником в течение нескольких лет: в 1-3 классах обучала, а в четвёртом и пятомработалавоспитателемв группе продленного дня. Кстати сказать, ГПД была обязательной для всех учащихся до пятого класса.

Мария Андреевна была очень строгим учителем. Частенько прогулку нам заменяли дополнительными занятиями по математике, русскому языку или чтению. Но зато отстающих в классе не было и оставшихся на второй год тоже. Лидия Федоровна не только готовила с нами домашние задания, но придумывала и проводила много разных мероприятийи интересных праздников. В первом классе мы все вместе вступили в октябрята (а это был самый главный праздник в учебном году) и начали посещать кружки в Домепионеров. А в третьем самых достойных приняли в пионеры. Это было очень важным событием в нашей жизни, к нему мы долго готовились: знакомились с законамипионеров, училигимн пионерской организации, изучали жизнь пионеров-героев.

Выпустив наш класс,Лидия Федоровна Тихомирова уехала из Пудожа.

Учились мы 6 дней в неделю, и неизменно каждый день в начальной школе у нас было по 4 урока.

Начальная школа располагалась в одноэтажном здании рядом с новым, основным. И во время уроков, отвлекаясь от рассказов учителя, мы с завистью смотрели в окно на счастливчиков, проводивших целый учебный день вкомфортных условиях с паровым отоплением, столовой, спортивным залом… В наших же классах в старом деревянном зданиив углустоялипечки, которые почему-то почти всегда топилисьзаснеженными и обледенелыми дровами, и поэтому осенью и зимой в классах стоял жуткий холод. А вместо столовой был буфет, куда в термосах приносилиеду из основного здания. На завтрак неизменно давали бутерброд с котлетой и чай. Стоил завтрак 10 копеек.

Самымпамятным событием начальной школы стал не сбор металлолома, макулатуры или золы, не соревнования октябрятских звездочек, не летняя отработка на пришкольном участке, а строительство в нашем городе моста через реку Водла вместо старого, деревянного. Для закрытия отверстий железобетонных плит строителям нужны были стеклянные баночки из-под яблочного пюре «Неженка», которые поручили собирать младшим школьникам. Соревнование посбору этих баночек получилось очень увлекательнымивкусным. А мостслужит пудожанам уже около 30 лет.

Состав класса от первого до десятого часто менялся. В пятом классе к нам добавились ученики из закрывшейся к тому времени Новзимской восьмилетней школы, а также ребята из близлежащих поселков Чернореченский и Рагнукса, где были только начальные школы.Классным руководителемс 4 по 9 класс была математик Зинаида Григорьевна Бедонина . А любимым учителем для всего класса, без преувеличения, стала учитель русского языка и литературы Нина Афанасьевна Павлова . Нина Афанасьевна часто оставалась с нами на классные вечера, которые мы готовили самостоятельно. Для проведения классного вечера нужно было получить разрешение у завучей, поэтому, кроме чаепития и дискотеки, обязательной была «официальная» тематическая часть. Классные вечера мы проводилиежемесячно, а то и чаще, и поэтому, благодаря подготовке официальной части, узнавали много нового помимо школьной программы.Темы вечеров мы также чаще всего придумывали сами: «Потомки Пушкина», «Занимательная физика (химия, математика и т.д.)»,«Дом Романовых», и конечно, особенно популярными были, как и сейчас, дни именинников, новогодние, февральские и мартовские праздники.

Географию вела очень строгая (на ее уроках слышен был не только полет мухи, но и маленького комарика), и в то же времяоченьинтересная и, как сейчас говорят, компетентная Горшкова Антонина Александровна.

С историком нам тоже повезло. Галина Васильевна Богданова была удивительно доброжелательным, демократичным и простым в общении человеком, преподавателем «от бога».Мы все ее очень любили. Она также занимала должность организатора по воспитательной работе, и свободное время мы проводили в ее маленьком кабинетике, с удовольствием выполняя различные порученияпо подготовке общешкольных мероприятий.

Немецкому языку нас учил Евгений Александрович Струнин , а английскую группу – Надежда Борисовна Васильева . После нескольких лет работы она переехала в город Петрозаводски стала известной карельской писательницей, до сих пор поддерживает тесную связь с нашей школой, часто приезжает в Пудож на творческие встречи. Кроме уроков, были популярны и так называемые КИДы (клубы интернациональной дружбы), которые помогали найти друзей по переписке среди зарубежных сверстников, углублять знания по английскому языку и расширятькругозор.

Шить, вязать, вышивать, готовить, а также ремонтировать простейшие электроприборы девочек научила Тамара Ефимовна Рудакова. За что мы ей очень благодарны. Магазины были почти пусты, купить обновки было проблематично. Но зато в продаже было огромное количество тканей. Поэтомуюбочки, блузочки, брюки, в которых мы потом «форсили» на школьных вечерах, мы, в большинстве, шили сами. Заказать обновки в ателье могли позволить себе немногие.

Ну, и конечно же, любимую всеми физкультуру, вели Виталий Николаевич Митрофанов и Анатолий Венедиктович Старков. Осенью – кросс «Золотая осень», зимой – лыжи, в межсезонье – волейбол, баскетбол, гимнастика. Наверно, именно на уроках физкультуры ничего не изменилось и сейчас. Но! В нашей школе был известный на всю республику турклуб. И большинство учеников, даже те, кто небыл его участником, любили туристические походы.

Самым ярким событием средней школы стала победа команды нашего класса в районной военно-спортивной игре «Зарница», которая проводилась в военном городке в деревне Уржаково.В результате чего всем классом (в то время мы окончили седьмой),мы поехали защищать честь района на республиканских соревнованиях. Многие из одноклассников впервые побывали в Петрозаводске. (Теперь, когда во время каникул школьники со своими родителями свободно разъезжают по всему миру, это кажется нереальным. Во времена же нашей школьной учебы люди, даже в пределах республики, путешествовали реже. И поездка в Петрозаводск для многих была большим событием). Соревнования мы, к сожалению, проиграли, заняв место недалеко от конца. Зато как весело провели время! Дни проходили в конкурсах и соревнованияхв военном гарнизоне: разбирали настоящее оружие, обедали из полевой кухни, ходили строем подсобственный крик строевых песен, участвовали вкроссах,рисовали стенгазету по итогам каждого дня, представляли свою агитбригаду. Оценивали соревнования и во всем помогали нам солдаты срочной службы. А по вечерамв школе, где мы жили, сами себе устраивали танцы. Причем, никакого музыкального сопровождения у нас не было, поэтому популярные танцевальные мелодии,под которые мы чинно танцевали парами, исполняли наши педагогиНиколай Митрофанов, Татьяна Бардинова иТатьяна Воеводина.В последнюю ночь мы с подругами решили измазать мальчишек зубной пастой. В темноте, торопясь, чтобы никого не разбудить, замирая от каждого шороха, мы вымазали не только лица своих одноклассников, но и постельные принадлежности.Было страшно, потому что темно и ничего не видно, и очень смешно. Не до смеха стало утром, когда пришлось оттирать от зубной пасты измазанные одеяла. Но обиженных, на удивление,не было. Беззлобно подсмеиваясь над нами,мальчишки, а также и девчонки, не участвовавшие в акции, помогали наводить порядок в спальнях.

В девятомклассе у нассильно изменилсясостав учеников. Почти половина из нашего класса была переведена в 9 «Б» к ученикам, приезжающимиз посёлка Попорожье, где была только восьмилетка. Можно сказать, всех девятиклассников «перетасовали», создав три параллельных класса. Яосталась в 9 «А». На освободившиеся места опять добавились ребята из поселков. Это была «вселенская трагедия» - слезы, истерики, походы к директору. Но решение руководства школы не изменилось.

Очень быстро мы все подружились, причем не только внутри класса, но и в параллели, и даже между школами – все девяти-, а потом идесятиклассники дружили между собой. В 1978 году была построена и открыта средняя школа № 2, где мы стали частыми гостями на школьных вечерах. Считаем, наше тесноеобщение - это заслуга наших классных руководителей.

В старших классах нашим классным руководителем была Галина Ивановна Игнашова , преподававшая у нас физику и астрономию. Изменился и состав учителей-предметников: алгебру преподавала Любовь Михайловна Купцова (классный руководитель параллельного 9 »Б» класса), литературу и русский язык – Нина Васильевна Минеева, биологию – Тамара Михайловна Коренева, экономическую географию – Альбина Николаевна Щекинова . Они готовили наск экзаменам за курс средней школы, которые мы сдавали по всем основным предметам целый месяц. Всего 7 экзаменов, 2 из которых письменные: алгебра и сочинение, остальные 5 – устные, перед учительской комиссией из4 - 5 преподавателей.

Нашему классу очень повезло - нас учили самые «классные!» учителя. Учителя-легенды. Учителя, которые не только сами были очень эрудированными, но и умели передать разнообразные знания своим ученикам, то есть нам.

Старшие классы – лучшее время жизни. С нашим классным руководителем мы ходили в походы, ездили на экскурсии, проводили вечера. Галина Ивановна впервые познакомила нас, к примеру, с тестами на разные темы, гороскопами изодиакальными созвездиями, о которых в то время мало кто знал, делилась своими впечатлениями о поездках в Болгарию и Германию, много беседовала с нами на самые разнообразные темы. Наш класс был очень дружным: мы вместе ходили на дискотеки в городской ДК, катались на лыжах и санках, гуляли по улицам города, в теплое время года уезжали ловить рыбу на мотоциклах за город – на Велмуксу или Рагнуксу. Лучшими воспоминаниями о старших классах остаются трёхдневный поход на Онежское озеро (Пудож-Каршево-Бесов Нос-Шала-Пудож), пятидневная поездка в Петрозаводск с экскурсиями на остров Кижи, курорт «Марциальные воды», водопад Кивач, а также недельная поездка в Латвию. Сейчас от таких масштабных событий осталась бы масса фотоснимков. А в то время, в основном –впечатления и 2-3 блеклых самодельных фотографии.

Большую роль в нашей школьной жизни играл комсомол. Комсомольские собрания, изучение и конспектирование трудов Ленина и материалов съездов КПСС к Ленинским зачетам, исполнение какого-то поручения, сборы макулатуры и металлолома, осенние выезды на уборку урожая картофеля и моркови,посадки деревьев, обязательное ежегодное оформление классного уголка. Большинство из перечисленного - формальные мероприятия. Но было интересно и очень весело. В старших классах я была членом общешкольного комитета комсомола, которым руководилаСветлана Мелешко. Именно комитет комсомола был инициатором всех интересных дел в школе.

Несмотря на нашу очень дружную школьную жизнь, послеокончания школы наш класс, к сожалению, в полном составе ни разу не встречался. Только небольшими группами. Хотя многие продолжают жить в родном городе. Судьба моих одноклассников сложилась по-разному, некоторых уже нетвживых.

Елена Анатольевна Лияскина (Травкина)

Воспоминания о школе

Зеленова Дарья, выпускница 2010г .

С любовью вспоминаю школьные годы и своих одноклассников. Многие уже живут семейной жизнью, растят детей, и, к сожалению, связь со многими потеряна. Но знаю, что практически все получили образование и работают, кто в Пудоже, кто в Петрозаводске или Петербурге. Некоторые, как, например, Саша Захарова, открыли себя совсем с неожиданной стороны. Саша родила дочку и не теряет времени зря, занимается рукоделием, вышивает на заказ.

Поскольку со дня окончания школы прошло ещё не так уж и много времени, кто-то до сих пор учится на выпускном курсе, так что их дальнейшая жизнь полна неопределённостей.

Про себя могу сказать, что закончила Петрозаводский государственный университет, работала по специальности, но сейчас снова нахожусь в поисках работы, подрабатываю репетитором по английскому языку и переводчиком. В нашем классе преподавали учителя: Злобина Елена Николаевна, Димитрова Галина Васильевна, Яцкова Галина Александровна, Минина Александра Александровна и другие.
Из событий школьной жизни запомнился праздник 9 Мая в школе. Каждый год мы старались провести его достойно. В классе ежегодно проходили уроки-концерты в честь Дня Победы, на которые приглашали ветеранов.

В 7 или 8 классе у нас началось дежурство по школе. Это нравилось всем, может, потому, что было приятно впервые осознавать ответственность. Особенно всем нравилось дежурить в столовой, так как дежурные на весь день освобождались от уроков.
Ещё приятно вспомнить свои любимые уроки. Любила литературу, особенно учить стихи наизусть, технологию, МХК, физику.

Я рада, что училась в этой школе, которая была для нас большим и уютным домом, в котором каждому из нас было интересно учиться и узнавать что- то новое. Школьные двери и сейчас распахнуты для нас, и мы всегда рады встрече с любимыми учителями.

Выпускница 10 В класса 1980 г. Пудожской средней шк. № 1
Кузнецова (Крутинская) Людмила

Как быстро бегут годы...Кажется, вчера еще звучал для нас последний звонок…Но незаметно пролетели эти 35 лет, и уже за плечами остался большой трудовой путь... И сейчас особенно понимаешь, какую огромную роль в нашей жизни сыграли ШКОЛЬНЫЕ ГОДЫ. Моя первая учительница - Любовь Петровна Зверева.Удивительной души человек. Всегда вспоминаю ее добрый взгляд, наряду с требовательным отношением к нам. С 5-А по 8й- А класс моим классным руководителем была Зинаида Григорьевна Бедонина. Она же преподавала и математику. Это был учитель от Бога!

Но самые для меня незабываемые школьные годы - это 9 - 10 В классы. Директором школы у нас была А.Н.Щекинова, завучем - Л.К.Ионова. Дисциплине и порядку в школе можно было позавидовать!

В нашем классе учились ребята как городские, так и из поселков Подпорожье и Рагнукса. Класс был очень дружный, активный! Немалая заслуга в этом нашей классной мамы Любови Михайловны Купцовой, которая принимала участие во всех наших классных и внеклассных мероприятиях, горой стояла за каждого из нас! Разве можно забыть наши походы, песни под гитару у ночного костра, прогулки на лыжах?! Мы проводили классные, (в полном смысле этого слова) вечера:«А ну-ка, парни!», « А ну-ка, девушки!» Да разве все перечислишь?! Но не забывали и про учебу: ведь перед нами стоял главный вопрос: кем быть? И тут я с огромной благодарностью вспоминаю наших учителей, которые преподавали нам не только свои предметы, но и дали первые уроки жизни... Л.М.Купцова вела математику. Думаю, нет смысла рассказывать об этом учителе!

Педагог с большой буквы! Именно благодаря ей, я и многие мои одноклассники связали свою жизнь, прямо или косвенно, с этим предметом. Я закончила ПетрГУ экономический факультет, работаю по специальности. Никогда не забуду и захватывающие уроки литературы в 9 классе у Н. И. Гришиной, которая не только знакомила нас с программными произведениями, но и учила мыслить, рассуждать и применять полученные знания в жизни. В десятом литературу преподавала Н.В.Минеева. С легкой руки этих педагогов мы все успешно написали сочинения и сдали устный экзамен.

С гордостью вспоминаю нашего преподавателя физики и электротехники А.Ф. Пчелина, преподавателя немецкого языка Е.А. Струнина, учителя физкультуры А.В. Старкова, нашего любимого историка и директора школы Г.В. Богданову. Низкий им поклон и светлая память!

Но годы неудержимо бегут, вот уже наши дети окончили школу и начали трудовую деятельность, а за парты сели наши внуки. Очень хочется, чтобы школьные годы стали для них интересными, познавательными и незабываемыми.
Дорогие учителя и ученики, милые мои одноклассники!!!

Поздравляю вас с замечательным событием - с 80-летним юбилеем нашей школы!

Творческих вам успехов, процветания и прекрасного праздничного настроения!!!

У нашей школы большая, замечательная история, желаю ей долгого, прекрасного будущего!!!

Воспоминания о школе

Выпуск 2010 года. 11 Б класс. Борейко Мария
Классный руководитель: Минеева Нина Васильевна

В нашем классе работали замечательные учителя: Минеева Нина Васильевна, Лашинина Любовь Васильевна, Злобина Елена Николаевна, Калушевская Мария Михайловна, Яцкова Галина Александровна, Захарина Наталья Петровна, Минина Александра Александровна, Печкин Николай Владимирович, Матисов Олег Анатольевич, Обухова Юлия Анатольевна, Колыхалова Любовь Николаевна, Красная Ольга Владимировна. Мы очень благодарны им за полученные знания.
Две девочки –Линдунен Вика и Миронова Света тоже выбрали профессию учителя. Вика заканчивает филологический факультет Петрозаводского университета и одновременно преподаёт в школе №12 г. Петрозаводска. Света уже закончила университет и работает учителем начальных классов в одной из школ Петрозаводска. Свою работу они любят и не жалеют, что выбрали именно эту профессию.

Несколько девочек (Красимова Саша, Агафонова Ксения, Патук Лиза, Тишкова Ира) вышли замуж, стали мамами и уже воспитывают своих детей. Провоторов Коля, Сыроежин Юра, Соколова Алёна заканчивают учебные заведения, станут хорошими специалистами. Маша Красиченок, Саша Кантаева, Вика Чуркина, Оля Крайняя, Анжелика Булат и я уже закончили техникумы и колледжи и работаем по специальности. В настоящее время продолжаем учёбу в высших учебных заведениях (заочно).
К нашему большому сожалению, среди нас уже нет в живых двух наших замечательных одноклассников, которые погибли трагически. Это Саша Захаров и Саша Мягкий. Мы всегда будем помнить о них.

Надо сказать, что у нас был очень дружный класс, и в этом несомненная заслуга нашего классного руководителя. Состав класса поменялся после выпуска в девятом. Некоторые ребята продолжили учёбу в училищах, а в десятый прибыли ученики из посёлков Колово, Бочилово и Подпорожье. Новеньких мы принимали радушно в свою классную семью, старались сразу с ними подружиться, чтобы они чувствовали себя как дома. И это нам удавалось.

Конечно, случалось разное, бывали и ссоры, но в основном вспоминаются радостные моменты. Это новогодние общешкольные и классные вечера, когда за праздничным столом собиралась наша дружная классная семья, включая и тех, кто закончил 9 классов, но продолжал поддерживать и до сих пор поддерживает с нами связь. Мы всегда всем были рады. Это и «Девичники», и «Мальчишники», и различные спортивные соревнования и конкурсы. Это и наши вечерние прогулки всем классом, когда мальчики обязательно провожали девочек домой. Было очень весело, придумывали разные игры и шутки. Делились друг с другом радостями и печалями, знали, что можно положиться на друзей, что тебе обязательно помогут.
Я рада, что училась именно с этими ребятами. Мне очень повезло!

После окончания школы мы создали группу «Одноклассники», продолжаем встречаться и общаться. «Бывших одноклассников не бывает»!

Воспоминания о школе

Титкова(Даньшина) Светлана Анатольевна,

выпускница 1985г.

Школа…Как много воспоминаний и открытий связано с этим словом…Как много людей, которые были рядом с нами в это « школьное время».
В первую очередь хочу сказать большое спасибо учителям за их нелёгкий, но благородный труд, за всё то, что они сделали для нас. Сказать большое спасибо первой учительнице, Лукиной Галине Михайловне.В нашей школьной жизни было много хороших и добрых учителей.Они вкладывали всю душу, все свои знания, чтобы мы росли добрыми, честными, справедливыми. На всю жизнь мы сохраним память о своём классном руководителе Тамаре Ефимовне Рудаковой. Она всегда была справедлива к нам, переживала за нас. На всю жизнь мы запомним интересные уроки истории Копосовой Светланы Владимировны, физики- Анатолия Фёдоровича Пчёлина, иностранного языка- Струнина Евгения Александровича, физкультуры- Старкова Анатолия Венедиктовича.
Школьная жизнь была богата разными событиями. Запомнилась экскурсия в Москву после 7 класса, классные и школьные вечера, работа в лесхозе.
Много добрых, хороших слов хочется сказать о школе, юбилей которой отмечается в этом году.
Мы, выпускники прошлых лет, рады, что школа и сегодня сохраняет традиции, развивается.
Учатся здесь и наши дети, значит, у школы есть будущее.

Мои воспоминания о работе

в Пудожской средней школе №1. Амозова Г.В

Школу нашу я окончила в 1973 году. Вернулась сюда в качестве учителя в сентябре 1985-го и проработала 5 лет до августа 1990г. Вернулась к своим же учителям и уже училась у них педагогическому мастерству. Назову всех моих учителей, с которыми довелось мне работать – и тех, кто есть – пусть живут долго, здоровья им, и тех, кого уже нет – светлая им память. Евгений Александрович Струнин- мой классный руководитель. У нас, когда я училась он вёл черчение и немецкий язык, а также был папой моей подруги Ирины.

А в моёмклассе, где я была классным руководителем, он вел немецкий язык. Я посещала уроки своих учеников и было так интересно и занимательно. Однажды на урок Евгений Александрович принёс куклу Буратино и от его имени вёл с ребятами диалог на немецком языке. Все были в восторге и отлично общались. С Евгением Александровичем мне было легко и приятно общаться. Он очень много всего знал и любил делиться своими знаниями, обсуждать, спорить… Альбина Николаевна Щербакова – моя учительница географии. Сколько хороших советов она мне дала! Педагог с большой буквы – грамотный, тактичный, строгий и добрый. Каждый посещаемый ею урок превращался в урок для меня – спасибо ей большое.

Довелось работатьи с Тамарой Михайловной Кореневой, Анатолием Фёдоровичем Пчёлиным, Валентиной Ивановной Пименовой, Галиной Ивановной Игнашовой –мои школьные учителя и мои наставники в педагогической деятельности. В эти же годы в школе работалии молодые педагоги – Бардинова Татьяна Геннадьевна и Богданова Надежда Викторовна. С Татьяной мы учились в одном классе, а Надежда из параллельного.На год младше нас была Лашинина Любовь Васильевна.

Присутствие знакомых молодых учителейтоже вселяло уверенность. Вспоминаю свои классы, в которых у меня было классное руководство. В одном четыре года – до выпуска из 8-го класса, в другом один год. Выпускники89-го в ноябре пригласили меня на встречу, прошло 25 лет как они окончили школу. Много вспоминали из школьной жизни. За эту нелёгкую работу – собрать всех вместе – взялась СветланаЛегостова. Получилось всё отлично и мы все были очень ей благодарны. Кстати, перед этой встречей я решила сделать список своих бывших учеников, и на удивление самой себе вспомнила почти всех, кроме двух девочек, которые учились с нами недолго.

В параллели было три класса и мы активно сотрудничали сТатьяной Ивановной Савиной и Антониной Николаевной Обуховой. Классв котором проработала один год был сильным в учёбе и активным в жизни школы. А как они любили устраивать праздники. Ведущими часто были Оля Пугачева и Аня Залбекова. Сами готовили сценарий, проводили конкурсы, вручали призы…Я была зрителем.Этот класс (ребята и их родители) пригласили меня провести выпускной после 8 класса и я с удовольствиемэто сделала. А ещё помню что в классах было более 30 учеников, что школа работала в 2 смены.

Помню как вела урокисельскохозяйственного труда на пришкольном участке. Он “достался “мне после ТамарыМихайловны и нельзя было её подвести.Выращивали пять сортов картофеля, овощи, помидоры просто на грядке. Помню в лаборантской до середины зимы лежали две огромные оранжевые тыквы. За технической помощью обращались к шефам ПМК-116 – трактор для вспашки, воду для полива выводили на улицу.Совхоз Пудожский помогал семенами и советами.

В те годы в одной группе старшеклассников я вела ещё профиль Лесное дело. Самой приходилось составить программу, искать материал – училась вместе с учениками. Помню поездку в Шалу на лесозавод. Какая славная была у него история, какая мощь. Бывали с ребятами и на лесопосадке. Можетбыло что-то и негативное, но наша память избираеттолько хорошее и это здорово!

Я люблю нашу ПЕРВУЮ школу и всех поздравляю с Юбилеем!!!

Амозова Г.В

, ,

Кислова Т.
О школе можно рассказать очень много интересного. Мне очень понравилось ходить на картошку и прополку свеклы. Там было очень весело. Мы шутили, играли, кидались картошкой. Нас возили на автобусе в Лопаково и Хотеичи, в Соболево ходили пешком. А еще я помню, как ходили в поход на ночь. Там было еще веселее: всякие конкурсы, мальчишки играли в футбол, мы за них болели, тянули канаты, жгли соломенную бабу и большой-большой костер. Вечером пели песни под гитару. Утром просыпались и шли домой с тоской. Вот и все мои воспоминания. Рассказывать все места не хватит.

Голованова Елена Вячеславовна
С особой теплотой вспоминаю годы школьного обучения. В сентябре 1977 года перешла в 5 класс и стала учиться в красивой и светлой школе. В коридорах и классах витал запах краски и новой школьной мебели. Мы с восторгом ходили и з кабинета а кабинет и узнавали много интересного. Очень большую благодарность хочется высказать директору Соболевской средней школы Ючкиной Анне Ивановне, при которой наша школа достигла высокого уровня обучения. Анна Ивановна была не просто директором, а полновластной хозяйкой в хорошем смысле этого слова. Она научила нас учиться, трудиться, с уважением относиться к старшим, не обижать слабых. Доброго ей здоровья желаю на добрые годы! Спасибо большое хочется сказать Гавриличеве Александре Кузьминичне. Она не только учила, но и воспитывала нас на уроках. Если сейчас открыть современные учебники алгебры и геометрии, то вспоминаются не только темы этих предметов, но и дух и азарт уроков Александры Кузьминичны. Спасибо говорю и Зорочкиной Галине Николаевне. Она стала мне настоящим наставником и в школьные годы, и в годы работы в школе. До сих пор пленяет ее доброе и внимательное отношение к детям. Она не обидит, не унизит, а глубоко понимает каждого ученика. Большое спасибо Банцекиной Галине Дмитриевне. Она была классным руководителем в нашем классе (1981-1983). Галина Дмитриевна не только расшевелили наш большой класс (33 ученика), она научила нас высказывать свое мнение, по-другому смотреть на своего товарища (с хорошей стороны). Мы участвовали в диспутах, часто оставались после уроков, просто потому, что было интересно. Очень нравились уроки химии в старших классах, которые вела Щербакова Галина Дмитриевна. На каждом уроке Галина Дмитриевна после изучения темы отводила 5 минут на рассказ про что-то интересное. И это не обязательно касалось химии. Она старалась расширить наш кругозор. Я, например, всегда с нетерпением ждала уроков химии. Большой поклон и многим другим учителям – Карякиной Татьяне Павловне, Сорокину Николаю Константиновичу, Чируку Михаилу Трофимовичу и др. Спасибо за всё РОДНАЯ ШКОЛА! Мы так стремились скорее освоить все предметы и выйти в большую жизнь, как в открытое плаванье. Нам, выпускникам 80-х годов, казалось, что все трудности закончатся с окончанием школы. На самом деле все самое сложное началось потом. Вот тут и пригодились добрые советы моих учителей и наставников.

Новикова В.
Соболевскую среднюю школу я окончила в 1992 году. Мои ученические годы проходили в общественной работе. В начальных классах я была командиром отряда. Затем, когда нас приняли в пионеры, я была членом совета дружины, а дальнейшем – председателем совета дружины. Школьная жизнь была очень интересная. Мы ездили в Москву на Красную площадь принимать ребят в пионеры, занималась сбором металлолома, макулатуры, собирали сведения о ветеранах. Я принимала участие в культурно-массовых мероприятиях: «КВН», «А ну-ка, девушки», «Дочки-матери». В конкурсе «Дочки-матери» мы с мамой заняли 1 место. Я была награждена поездкой в г. Санкт-Петербург. Также в школьные годы активное участие я принимала и в спортивных мероприятиях, несколько лет подряд наша школа отстаивала честь в районных турслётах, и заняв 1 место, мы поехали на областной турслёт в Ногинский район. Также в нашей школе проходили различные олимпиады. Я принимала участие в олимпиаде по французскому языку. Заняв 1 место, меня отправили в район. Там я заняла 2 место. Жизнь в школе оставила самые добрые воспоминания. Мы стремились быть лучшими, всегда и везде отстаивали честь школы. Иногда вспоминаешь все это, и очень хочется вернуться в те незабываемые школьные годы.

Шувалова Ирина
Моя школьная жизнь началась в 1982 году. У нас был большой, шумный класс. Первой учительницей была Бычкова Клавдия Ефимовна. Она была для нас очень строгой, но справедливой учительницей. Начальная школа – это три года учебы. Расставание с первым учителем было грустным и радостным одновременно, грустным – потому что мы прощались с детством, а радостным – так кА вступали в более взрослую жизнь. В старших 5-6 классах нашим классным руководителем стала Иванова Евдокия Меркуловна. Это очень хороший, добрый человек. Еще Евдокия Меркуловна преподавала домоводство: она учила нас вкусно готовить. В следующем классе к нам пришел учитель французского языка, он же и оказался нашим новым классным руководителем, его звали Алексей Георгиевич. С Алексеем Георгиевичем мы ходили в походы, с ним мы много путешествовали. С 7 по 11 класс нашим классным руководителем стала Ерёмина Надежда Васильевна. За пять лет учебы мы ее полюбили как родную маму. Она с нами проводила литературные вечера, учила, как правильно писать сочинения и изложения, учила жизни на примерах литературных героев. Так же учеба в школе оставила в памяти всех учителей, которые за 10 лет вкладывали в нас по крупинке ту информацию, которую мы до сих пор используем. Я могу сказать всем спасибо за этот нелегкий труд, ведь научить ребенка быть грамотным, умным – это большая заслуга учителей.

Бурдым (Замилацкова) Татьяна Васильевна
В 1977 году я пошла учиться в первый класс в Соболевскую среднюю школу. Школа была только что построена, просторная и светлая. И в первый раз в первый класс нас маленьких привела наша первая учительница Лысенина Зоя Яковлевна. Она многому нас научила, была нам как вторая мама. Вместе с нами радовалась и огорчалась. А директором школы была Ючкина Анна Ивановна, строгая, но справедливая. Она проработала директором и истории много лет. Некоторые ребята ее побаивались, но уважали. Я Анну Ивановну уважаю до сих пор. Своей строгостью и справедливостью она научила нас жизни. А когда мне приходилось долго ждать автобуса Галина Дмитриевна Бурова пускала к себе в пионерскую. Там для меня было много интересного, особенно большие барабаны. Еще мне запомнились уроки литературы с Пажогой Ниной Михайловной. Она так интересно преподавала уроки, будто мы попадали в сказку. Все сидели тихо и слушали. И вообще, в нашей родной школе все учителя отличные и прекрасные. Я поздравляю всех учителей с 30 летнем школы. Желаю успешной работы.

Буслакова Татьяна Алексеевна.
Мне запомнились школьные годы тем, что была школьная форма. И все ходили в школу в одинаковой форме. Еще мне запомнились уроки французского языка и домоводства. На уроках французского языка мы учили стихи и даже ставили сказку. На уроке домоводства нас учили шить и готовить еду. Было очень весело, на переменах мы играли в разные игры. Но больше всего мне запомнилось, когда я училась на дому. Ко мне приезжали некоторые учителя, чтобы не отстать от программы. Не училась в школе потому, что у меня был перелом ноги. Спасибо учителям, что не оставляли меня в беде. Вот так я провела школьные годы.

Капустин Александр Владимирович.
У нас был очень большой и дружный класс. Было 42 человека. Как и все мальчишки, мы не могли никогда усидеть на месте: бегали, прыгали, дразнили иногда девчонок, дергали их за косички. Как-то раз ребята решили поиграть в паровозик целым классом, паровозик оказался очень длинным, и, когда он стал поворачиваться, один из мальчишек угодил головой в раковину. Раковина пополам, а голова цела. Пришлось складываться нашим родителям и покупать новую раковину в класс. И много было интересных и не очень случаев, все и не опишешь. Мы дружили с девчонками из класса, списывали у них. И сейчас со многими одноклассниками и одноклассницами при встрече вспоминаем наши школьные беззаботные дни из нашего детства.

Буслакова (Бурдым) Марина Ивановна
В 1980 году я пришла учиться в первый класс. Директором школы была Ючкина Анна Ивановна. Моей первой учительницей была Лысенина Зоя Яковлевна. Именно этот человек научил меня читать, писать, считать, так как я, пойдя в первый класс, знала только букву «А» и считать до 10. Нас в классе было 36 человек. Школьная жизнь в начальных классах у нас была дружной и веселой. К сожалению, у Зои Яковлевны мы были последним выпуском. Придя в 4 класс, моим классным руководителем стала Пажога Нина Михайловна, учитель русского языка и литературы. Она была для нас на протяжении 7 лет учителем, понимающим другом. Учиться в старших классах было трудно, но трудности не пугали. Кроме учебы я ходила в драматический кружок, которым руководила Нина Михайловна. Мы много ездили на разные соревнования, слёты. В 1990 году я закончила школу. Вместе с нашим классом из школы ушла Нина Михайловна.

Из рассказа Сухарёвой Галины Николаевны.
После окончания 9 класса у нас была производственная практика на ферме. Мы с девчонками нашего класса работали доярками. Вот где было весело. Лето, нагулявшись до 2 часов ночи, а на дойку в 4 часа утром вставать, а на дойке отдыхать некогда. Одна девочка у нас от усталости упала в транспортер, а нам весело было. А ночами коровы снились. Было очень весело в трудовом лагере. С утра работали на совхозном поле. Казалось, этому не будет конца, зато вечером проводили всевозможные соревнования, танцы, романтика. А по ночам ходили ребят зубной пастой мазать, а ребята нас приведениями пугали.

«Школьные годы чудесные…» или воспоминания 18 лет спустя

В 1984 году для нас прозвенел первый звонок.

Ожидание чего-то еще неизведанного, нового, любопытство будоражило каждого из первоклашек. Белые фартуки, огромные накрахмаленные банты у первоклассниц, брюки «со стрелками» и пиджаки с блестящими пуговицами у первоклассников, букеты из гладиолусов или астр придавали еще большую торжественность.

Знакомство с первой учительницей, соседом по парте, фотография на память с букварем, аккуратно сложенные в портфеле тетрадки и прописи, в которых непослушной рукой потом выводили замысловатые палочки и крючочки. Закрутилась, понеслась школьная жизнь.

В первом классе стали октябрятами. На отпаренной форме появился октябрятский значок - портрет юного Ленина в пятиконечной звездочке. Все знали, что октябрята - это будущие пионеры, внучата Ильича, уважают старших и любят школу. «Помнится, во втором классе проверялась техника чтения. На классном собрании учительница отозвала мою маму и поделилась впечатлениями: "Ваша Вика прочитала текст со скоростью 18 слов в минуту, но Вы не переживайте, она так старалась, делала паузы, взмахивала ручкой и лицом изображала все, что было написано!".

В третьем классе в день рождения Ленина на торжественной церемонии в красном уголке завода «Авангард» октябрят приняли в пионеры. Причем, в первую очередь принимали тех, кто учился на «отлично» и был примером для всех, а во вторую и даже третью тех, у кого «хромала» успеваемость или дисциплина. Новобранцы давали торжественное обещание пионеров Советского Союза - горячо любить и беречь свою Родину, после чего им повязали красный пионерский галстук и вручили значок с девизом «Всегда готов!».

По окончании третьего класса - расставание с первой учительницей, горячо любимой и почти род-ной, которая ввела нас в школьную жизнь мягко и безболезненно, научила читать и писать, приоткрыла дверь в мир непознанных наук… Четвертый класс, казалось, что уже совсем взрослые и можем почти все!

Собирали металлолом. «Идея - переплавить собранный лом на пионерский троллейбус. Мы так старались и были так неудержимы в желании поучаствовать в изготовлении троллейбуса, что разобрали и принесли на лом все, что смогли унести со старой дворовой спортивной площадки. Даже ограждения высотой в два наших роста были снесены и притащены в школьный двор. А потом мы направились через железную дорогу к заводу Авангард и «уперли» оттуда железнодорожную шпалу, причем вдвоем. До сих пор не понимаю, как нам это удалось. Итого около 300 кг. Гордость до сих пор распирает!!!»

Собирали макулатуру. Объявлено соревнование - какой класс больше соберет макулатуры. А дух соревнования придает особую остроту, поэтому несли все - от старых газет «Правда» и журналов «Колхозница», «Наука и жизнь», «За рулем» до подписных изданий (пока родители не видят), проходили по всем соседям. А как обидно, если соседний класс выигрывал из-за дополнительной пары связок картона…

Шефствовали над одинокими ветеранами. Покупали продукты, выполняли домашние работы. Мальчики на уроках труда вырезали из дерева звездочки, красили в красный цвет и прибивали их возле дверей ветеранов Великой Отечественной войны.

Принимали активное участие во всевозможных спортивных соревнованиях и олимпиадах, смотрах строя и песни, побеждали и искренне радовались.

Благодаря семье Ланевых ходили в походы - учились разводить костры, ставить палатки, готовить пищу на огне, играли на гитаре, пели…Не обходилась наша школьная жизнь без маленьких шалостей:

«Когда не хотелось ходить зимой на физкультуру на лыжах, я брала с собой отвертку, отъезжала в сторонку и скручивала крепление. Мол, вот сломалось…»

«Дьякова Н.Н., читая отдельные трагические отрывки из произведений «Ночевала тучка золотая» или «Му-Му» плакала, а мальчишки сидели и хихикали…»

«Уборка школы. Как сонные мухи «оттираем» тряпками стены, вернее пасту наносим, а воды почти нет...» «Пришкольный участок - «спим» на грядках, самое элитное - нарвать кроликам травы...»

«Выход из школы зимой напоминал обстрел тысячами снегометов, заснеженными оставались практически все!!!»

Столовая!!! - все в позе марафонцев на низком старте в последние секунды урока, учитель держит дверь, а после звонка …. «табун» бежит на «водопой»»

«После того, как стали пионерами, каждый год на 19 мая бесплатно катались на троллейбусе и качелях в парке культуры и отдыха.

А еще у нас были факультативные занятия - кружок микробиологии, где изучали бактерии и плесень. Я даже дома разводила, а родители ругались. Благодаря этому кружку без тестов приняли в гимназию в химико-биологический класс.

«А на уроках труда мы шили фартуки и ночные сорочки, готовили супы или плюшки, которые наши мальчики потом ели». «А сколько было радости, когда единую школьную форму отменили, и можно было «хвастануть» перед одноклассниками модными джинсами или яркими лосинами…»

«Помню, на смену ранцам и портфелям пришли «дипломаты». Особым «писком» был черный узкий с кодовым замком. Идешь по улице, в руках «первый признак интеллигента», заходишь в класс и «бух!» по парте - гордость просто распирала! А еще таким «портфелем» было удобно драться и кататься с горок…»

Между всей этой активной школьной жизнью, конечно, учились - чертили графики, разбирались в теоремах и аксиомах, учили стихи, писали сочинения, познавали историю, проводили опыты по физике и химии, узнавали про всех и про все. А если ученики испытывали затруднения в учебе, то их оставляли после уроков на дополнительные занятия и при этом никаких платных репетиторов!!!

Школа - это детство, первая дружба, первая любовь, огромное желание казаться взрослыми (у девочек первые пробы макияжа, у мальчишек - покурить за углом)…. А самое главное, школа «посеяла» в нас зернышки тех основ, благодаря которым мы выросли целеустремленными, честными, порядочными людьми, научились ценить дружбу, человеческие отношения.

Очень важно, что в школьные годы рядом с нами были мудрые и опытные педагоги, которые видели в нас то, что больше никто не видел, и развивали хорошее или, наоборот, помогали избавиться от «нехороших» черт характера, качеств и т.д. Спасибо нашим учителям за знания, советы, помощь, понимание, терпение и мудрость. С благодарностью и уважением вспоминаем нашего классного руководителя Дьякову Надежду Николаевну искреннего, заботливого и талантливого педагога.

В годы учебы в школе мы воспринимали все происходящее как что-то навязчивое и практически не ненужное - уроки, контрольные, экзамены, требования… казалось, скорей бы окончить школу и - в жизнь! Только теперь понимаем, что 10 школьных лет были как большие летние каникулы, которые, к сожалению, безвозвратно ушли в прошлое….

Рахманен Наталья

от имени выпускников 1994 года,

в том числе от имени Натальи Гутиной,

которая живет во Франции

и занимается издательством

исторического журнала.

1986 год Урок в 3"г" классе учитель начальных классов Новикова Тамара Васильевна.

На фото. Рахманен Наталья вместе с Кухаревым Денисом выполняют задание.

От школы у меня остались сложные и противоречивые чувства.

На моих глазах возводилось на окраине посёлка, у леса, огромное четырёхэтажное здание. Помню, как регулярно ходили на стройку, как в 1956 году это величественное сооружение наполнилось детскими голосами. Мне очень хотелось тоже стать красавицей-ученицей, носить белый фартук, банты, портфель!

Ожидание чуда живёт в каждом первокласснике. Школа представляется страной сказочной, радостной, наполненной только добром и улыбками. Но год от года восторгов становится всё меньше; трудовая повинность – вот что испытывает основная часть учащихся, а слова благодарности звучат как дань традиции, хорошего тона.

Я пошла в школу в 1957 году. Таким образом, моя школьная жизнь пришлась на конец 50-х и разгар 60-х годов. Событий много было. Подробно обо всём не расскажешь. Мы видели первые искусственные спутники Земли. Орали от радости в день полёта Юрия Гагарина прямо на уроке. Прекрасно знали биографии первых космонавтов.

Слушали героические истории о покорении целины. Были примерными октябрятами с самодельными красными звёздочками на груди, активными пионерами. Встречали кубинских революционеров песней «Куба – любовь моя!». Участвовали в митингах за мир во всём мире.

Когда началось хрущёвское объединение города и села, были свидетелями создания при школе кролиководческой фермы. За животными ухаживали старшеклассники, а мы, мелюзга, млели от запаха травы из клеток испуганных животных. Эксперимент по трудовому обучению на живых объектах природы продлился недолго. В один прекрасный день клетки опустели, а затем были сломаны.

Мы были очевидцами внедрений в нашу лексику слов «культ личности», «волюнтаризм».

Очень стремились в комсомол, особенно хотели получить комсомольские билеты в райкоме ВЛКСМ, в первых рядах строителей коммунизма. Искренне верили, что «нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме». В отличие от пионерской и октябрятской организации комсомол в нашей школе был весьма вялой структурой. Политическая активность к старшим классам заметно поубавилась у всех моих одноклассников.

Сейчас принято вспоминать о прошлом с новых идеологических, общественно-политических установок. Зачем? Не хочу ничего лакировать и чернить тоже не хочу. Все поколения проходят этапы наивного взгляда на жизнь, утраченных иллюзий, открытий. Такова се ля ви.

Детство было счастливым, наполненным верой в лучшее.

Школа моя существует до сих пор. Ветшает потихоньку, как и все образовательные учреждения той поры. Ничего не осталось от прекрасного яблоневого сада, от учебного огорода, от учебных мастерских, где мы наравне с мальчиками строгали указки, делали скворечники. «На труды» ходили в аккуратных тёмно-синих и чёрных халатиках. Мальчики надевали береты, а девочки – косынки.

С каким энтузиазмом мы делали всё, что нужно было Родине! Собирали металлолом для металлургического завода, жёлуди для лесхоза, макулатуру для новых учебников. Посадили сотни берёз на окраине посёлка, превратив безобразный овраг в чудесную рощу. (Правда, последующие поколения замусорили эту территорию, сделали под ветвями берёз свалку бытовых отходов.)

Посетить больного одноклассника на дому, а особенно в больнице, считалось священным долгом.

Отдельная песнь – поездки в колхоз на уборку урожая! Уроки отменялись! Ездили только в хорошую погоду. Эти солнечные дни на полях были наполнены несказанной радостью от свободы, от обилия воздуха, осенних ароматов земли, от непринуждённых разговоров, смеха, шуток.

Незамысловатые «тормозки», диковинные китайские термосы, морковь, хрустящая, свежая, прямо с грядки, кучи ботвы, на которых можно валяться и глядеть в небо. Школа с её партами, со строгим директором, с журналом оценок твоего ума – всё где-то далеко-далеко. Усталость в молодом теле проходит быстро. В автобусе снова хохот, песни непатриотического содержания, типа «Люблю я Машку, эх она каналья, люблю её и больше никого!..» Особенно драгоценно, важно – это разрешение от правления колхоза на ведро картошки в качестве оплаты труда (через день!).

А кто из нынешних школьников ходит в походы по родному краю? Большинство из них слабо представляют этот край, не любят его и не мечтают в нём жить. Двух-трёхдневные походы были нормой летних каникул. Именно тогда зарождались в наших душах поэтические настроения, охватывало желание петь тихие, душевные песни, романсы, читать стихи. Нам 10-12 лет, кругом необъятные просторы, поля, перелески, ручьи, овраги, разрушенные церкви, деревушки, стада животных, море цветов, запахов. Идём с песнями или еле плетёмся, ощущаем себя героями и с удовольствием падаем на траву от усталости.

Привал. Костёр – главный друг любого туриста. Таскаем воду, дрова, готовим чай в ведре, макароны с тушёнкой. Ничего вкуснее нельзя было представить. Это тебе не кислые котлеты из школьного буфета. Запах нашей кухни, костра разносится далеко-далеко! Ощущаем себя взрослыми, самостоятельными. Во главе похода наша классная руководительница и учитель физкультуры. Двое взрослых с двумя десятками детей! Никто не боялся за свои жизни, как и не боялся ночного леса. На детей с рюкзаками смотрели с уважением. Деревенские женщины угощали нас парным молоком, а один председатель колхоза за наш трудовой десант по прополке нескончаемых грядок свёклы подарил нам огромный-преогромный кусок говядины. Жаркое умяли в один присест. В походах наша классная (она была биологом-химичкой) учила нас ботанике, рассказывала об особенностях почв и рельефа. Мы ловили насекомых, собирали цветы для своих первых гербариев.


От автора блога . Это был рассказ . Немного я допишу и от себя. Фотография в начале поста - это моя школа, в которой я проучилась все десять лет. Мои школьные годы были по времени позже, но в этом воспоминании я прочитала очень много похожего на наши. Правда, был наполнен одиночеством. Но потом ожидания тоже были радужными, металлолом, макулатуру собирали, участок пришкольный (огородик) тоже был. А колхоз, правда, можно назвать песнью - как мы любили туда ездить! Фотография девочек моего класса на уборке свёклы. И холодно же в тот день было, помню до сих пор, а разве заметно: один хохот и веселье.



Хорошо помню посещения больных дома. Мы собирали немного общих денег, покупали угощение и шли навещать. Однажды заболела Галя. Мы купили ей какую-то вкусную выпечку и пока дошли до её дома, то почти половину гостинца съели. Маме нашей заболевшей одноклассницы мы кое-как объяснили отсутствие части булки своим чувством голода и она лишь улыбнулась на наши слова и покивала головой. Она понимала, это нас успокоило! Давно нет той мамы, девочка Галя уже бабушка, а я всё помню этот случай, эту хорошо покусанную булку.

"Куба - любовь моя,
Остров зари багровой.
Песня летит над планетой звеня,
Куба - любовь моя!"

Песню эту тоже знаю. Правильно ли вспомнила? По-моему, мои родители разучивали её вместе со мной. По школе я песню не знала, и мои одноклассницы её не пели.

А вот с походами я как-то не знакома. Помню только однодневные. Чтобы в палатках ночевать - нет, не было... или я не ходила?.. Гербарии собирали - это были задания для уроков природоведения!

Знали всех первых космонавтов, их тогда можно было по пальцам пересчитать. И было то, что я очень верила в коммунизм. Это правда.

Ваши школьные годы... Вы помните их?

Мы предложили общественным деятелям, политикам, артистам, художникам вспомнить школьные годы. Или пам’помнят они день, когда пошли в 1 класс. Что больше всего нравилось в школьных буднях, а что было совсем не по душе. Имеем возможность узнать, кто был главным школьным хулиганом, а кто приносил домой дневник с одними пятерками.

"Геометрия была для меня пыткой"

Свое первое сентября я запомнила навсегда из-за спадающего гольфика на ноге – поправляла его всю линейку и постоянно попадала в кадр фотоаппарата в самые неподходящие моменты: то гольф подтягивала, то ногу чесала. Это был замечательный и очень волнительный день. Помню огромные белые банты на двух длинных хвостах, белый фартушек и колючую школьную форму. В школу меня вели сразу во второй класс, первый класс мы прошли еще в детском саду. Именно там мне привили любовь к английскому языку.

Первосентябрьская линейка мне тогда казалась просто огромной, проходила она во во дворе школы № 26. Многие дети были знакомыми – мы все росли в одном дворе, ходили в один детсад... Все с огромными букетами цветов и ожиданием чуда в глазах. Помню, что мне очень хотелось быть на месте той девочки, которую нес на руках старшеклассник со звонком. В школу ходить я любила. Мама не даст соврать, я летела туда, едва раскрыв глаза, и часто приходила в школу чуть ли не вместе с уборщицами. Не знаю, чего меня несло туда так рано, но остановить меня было нереально.

В младших классах у меня был один любимый предмет – английский язык. Нам очень интересно его преподавали, по индивидуальным учебникам, с картинками и карточками, в игровой форме. Заниматься было одно удовольствие, а когда предмет тебе в кайф, то и дается всё легко! А вот математику я не любила ни в младших классах, ни в старших... Геометрия была для меня пыткой. Представить в пространстве срез пирамиды с каким-то углом – это было скучно и никак не получалось. В старших классах я удивила всех и себя. Недолюбливая алгебру и геометрию, я открыла в себе огромный интерес к физике. Даже в областной олимпиаде участвовала...

Один из самых ярких моментов младшей школьной жизни был открытый урок – "Проводы осени". Все наряжались по тематике – кто с гроздьями калины в волосах, кто в платке на плечах, кто в новых башмачках. А мне захотелось юбку. Шили ее вместе с мамой. И так как опыта великих швей у нас не было, мы эту юбку крутили-вертели, резали-подрезали, в итоге, в моей жизни появилась первая мини-юбка. Весь класс был в шоке. И мама тоже!

Но была во мне и организаторско-хулиганистая жилка. В 7-ом классе мы дружной толпой девчонок побили мальчишку-обидчика. А потом недели 2 ходили домой группками, чтобы нас не выловили по одной. Школьные дискотеки, вечеринки, друзей, экскурсии – всё это хотелось бы повторить заново… Но экзамены, зубрежку, юношеские прыщики – нет, не надо...

руководитель пресс-офиса "Приватбанк" в Черкассах

"Сейчас хотелось бы вернуться разве что в некоторые школьные моменты"

Первое сентября помню по фото. Это было интересно – я давно хотела в школу, родители говорили, что меня было трудно держать дома – сильно умная была. В школу ходить любила, там у меня была подружка и мальчик, который нравился. Любила чтение – у меня хорошо получалось читать на скорость, а я любила работать на результат. А вот по математике была тройка. Наверное, одна за всю школу...

Одно из самых ярких школьных воспоминаний – мой 6 класс – самый старший в школе (тогда я училась в военном поселке Оршанец). У младших классов уроки уже заканчивались, а у нас впереди было еще 1-2, и мы оставались одни во всей школе. Тогда мы устраивали такое развлечение: девушки писали что-то про каждого парня в классе, потом мы кодировали эти послания и бегали по всей школе, пока они у нас их не заберут, а тогда самый умный одноклассник их расшифровывал.

Сейчас хотелось бы вернуться разве что в некоторые школьные моменты: когда было много друзей и много игр, развлечений на свежем воздухе. Насыщенная жизнь. Не то, что сейчас – за компьютером. Те эмоции, когда мы разворачивали "ресторанную" кухню из песка и листьев на полдвора, или когда 20 детей играет в "казаки-разбойники"... У меня было замечательное детство...

общественный деятель

"Мне очень нравились все "несерьезные" предметы"

Мое первое сентября запомнилось дождем, из-за которого праздничная часть проходила в спортзале школы. Помню, что всех ставили парами мальчик-девочка, а мой "избранник" был в зеленке, поэтому я боялась брать его за руку. В общем, я была счастлива, что наконец буду ходить в школу и узнаю много нового.

Школьные годы у меня вызывают только хорошие эмоции и воспоминания. Трудно было в первом классе, потому что я не ходила на подготовительные курсы и никогда до этого не была в таком большом коллективе (детский сад я не посещала). Также тяжеловато дался и переход в средние классы. Несмотря на способности к гуманитарным предметам, я училась в физико-математическом классе. Точные науки мне давались непросто, но спасала общая эрудиция и умение договариваться с одноклассниками о бартере: я тебе сочинение, ты мне – тематическое задание по алгебре. Обожала уроки русского, украинского и английского языков и литературы. Всегда с воодушевлением подходила к творческим задачам, часто писала их в стихах. Вообще, мне очень нравились все "несерьезные" предметы – пение, рисование, трудовое обучение. Любила писать в школьную газету, выступать на концертах и участвовать в конкурсах.

Самое яркое воспоминание со школы – победа в национальном конкурсе научных работ. Для меня, девочки из физмата, было изумительно пройти три этапа большого соревнования и победить в категории украинской литературы. Это была моя первая в жизни поездка в Киев и первый масштабный проект, которому я посвятила несколько месяцев. Там, в Киеве, я впервые серьезно влюбилась в парня, талантливого отличника, который поразил меня игрой на сопилке.

Не знаю, хотела ли бы я сейчас вернуться в школьные годы – я люблю жить сегодняшним днем и наслаждаться моментом здесь и сейчас. Впрочем, я бы охотно посмотрела какие-то яркие мгновения с тех времен на кинопленке вместе с одноклассниками. Уверена, это был бы чрезвычайно душевный кинопросмотр.

лайф-коуч, тренер

"Возвращаться в школьные годы совсем не хочется"

Первый класс и, собственно, первое сентября в памяти не остались. Больше всего запомнилось, как нас в пионеры принимали. Это один из самых интересных моментов школьной жизни. Хотя в школу я ходить совсем не любил, были предметы, которые мне очень нравились: английский язык и физкультура. Видимо потому, что преподавали их хорошие учителя. А вот возвращаться в школьные годы совсем не хочется. Потому что взрослым быть хорошо: ты ничего и никому не должен.

фотограф

"Уроки в 8 утра для меня – пытки"

Свое 1 сентября не помню. Весь первый класс уроки у меня проходили в детском садике, в школу я пошла уже во 2-й. Но эти торжественные линейки, если честно, мне никогда не нравились – вот стоишь, чешешься на солнце или мокнешь под дождем, пока дяди и тети произносят какие-то речи...

Самым трудным в школьных буднях было рано проснуться. Я 100% сова, всю жизнь такой была, и уроки в 8 утра для меня – пытки. Поэтому единственный год в моей жизни, когда я ходила на вторую смену был просто счастьем! Сами уроки давались легко, особенно гуманитарные дисциплины. Очень любила писать сочинения – все время получала хорошие оценки, по крайней мере, за творческую составляющую. Я не была отличницей, хотя и училась неплохо, школу закончила с серебряной медалью. Мне очень помогала хорошая память – обычно устные домашние задания я успевала выучить на перемене перед уроком. Потому что дома было интереснее гулять, чем сидеть за уроками.

Наиболее ярко помню всякие внеурочные мероприятия: КВН, театральные постановки и тому подобное. Я это всегда любила и принимала в таком участие. Кроме того, что это была возможность выступать и проявлять актерские таланты, можно было еще и законно прогуливать уроки. Поэтому мы с подругами говорили учителям, что идем на репетицию, а сами шли к кому-то домой и там себе вволю болтали, смотрели телевизор, играли в игры. А еще очень ярко помню, что когда был период всеобщего увлечения сериалами, мы смотрели их на уроках школьного труда вместе с учительницей. Весь урок сидели и страдали вместе с Марианной и Луисом Альберто.

В каждом возрасте есть свои плюсы, мне хорошо там, где я сейчас, поэтому возвращать свои школьные годы сейчас не хотелось бы. Поскольку я человек очень независимый, то детсадовское и школьное детство меня "напрягало" тем, что ты постоянно зависишь от взрослых: туда не ходи, то не делай, вот учи, тут выступай. Я более комфортно себя чувствую, когда сама управляю собственной жизнью.

глава ОО "Молодая Черкасщина"

"Школа – это принуждение, не терплю принуждения ни в каком виде"

Первого сентября, когда шел в первый класс, был очень расстроен тем, что завтра снова придется туда идти. Мне понравилось, но одного дня было бы достаточно. Со временем привык. Втянулся. Но школу все-равно не полюбил. Ходил, как на каторгу. Был, правда, свой вкус в первых классах. Группы продленного дня и прочее. Но вся эта романтика не от школы, а от того юного возраста, когда все появляется впервые. Любил гулять или оставаться дома и читать то, что было интересным. Читал очень много. Фантастику, приключения, научно-популярные издания, поэзию. А школа – это принуждение, не терплю принуждения ни в каком виде. Из предметов любил больше всего литературу, физкультуру, трудовое обучение, потом, в старших классах, пришла любовь к физике. Еще был интерес к английскому языку, потому что хотел понимать, о чем поют любимые группы. Все остальное было непонятным и малоинтересным. Как-то не находил я себя ни среди одноклассников, ни среди большинства учителей.

Самый яркий момент, связанный со школой, помню до сих пор! Девочка, в которую я был влюблен в детском садике, пошла в школу на год раньше меня, и мы пришли на ее первый звонок. Тогда я пережил первую грусть расставания. Мне же впереди еще "светил" год детского сада. Привет тебе, Саша Фокина!

А из собственной школьной жизни наиболее запомнилась, вероятно, встреча "выпускного" рассвета: все известное позади и неизвестно, что ждет впереди. В школьные годы хотелось бы снова вернуться для того, чтобы больше заниматься музыкой, а не для того чтобы ходить в школу. Читать я научился в детском саду. Остальному учусь сейчас. Эх, где мои 17 лет?..

Были уроки, которых я ждал с нетерпением, например, пение, НВП, труд, информатика, химия. По этим предметам всегда были отличные оценки. Также были уроки, которые не очень нравились, их не хотелось посещать, бывало, очень ждал, когда закончится академический час. Возможно, просто к каким-то дисциплинам была склонность, но, скорее всего, заинтересованность в своей дисциплине пробуждал сам преподаватель. Прекрасно помню всех учителей любимых предметов. Они полностью выкладывались на уроках, делали их незабываемыми и яркими. Благодарен им и поныне.

Примерно в 7-м классе я "подсел" на информационные технологии. На то время у нас в школе уже появился компьютерный класс, где было с десяток компьютеров Atari и один учительский, персональный компьютер на базе 286 процессора. В девятом классе я уже, по поручению преподавателя, проводил уроки информатики для своего класса, а на дне самоуправления – и для других классов. Тогда же я написал свою первую компьютерную программу –лабиринт, где нужно было найти выход, используя логику. В день, когда завершил программировать игру, так увлекся кодированием, что домой пришел почти в полночь. Поэтому такой яркий и счастливый день закончился наказанием от родителей, которые очень за меня переживали. Напомню, в то время мобильных телефонов еще не было, а бандитизм был – не сравнить с сегодняшним.

экс-директор КП "Дирекция парков"