Мустай Карим - великий башкирский поэт, писатель, драматург, публицист, гражданин и воин, участник Великой Отечественной войны, кавалер многих боевых и трудовых орденов и медалей, выдающийся общественный деятель. Славный сын башкирского народа - Мустафа Сафич Каримов внес огромный вклад в сокровищницу мировой литературы, поднял на новый уровень традиции классической башкирской литературы. Он приложил все свои силы и талант, формируя неповторимый образ современного Башкортостана. Творчество Мустая Карима стало олицетворением башкирской литературы и всей нашей республики. Его книги переведены на десятки языков. И в трудные, переломные для страны моменты он не мог молчать. Его мудрое слово всегда вызывало огромный общественный резонанс. Он был понятен и близок каждому человеку. Люди ценили его за высокое литературное мастерство, талант и редкие человеческие качества.

:Мустафа Сафич Каримов (Мустай Карим) родился в крестьянской семье 20 октября 1919 года в деревне Кляшево Чишминского района Республики Башкортостан. Свои стихи будущий поэт начал писать в шестом классе, в 16 лет опубликовал первую поэтическую подборку. В 1935 году поступил на факультет языка и литературы в Башкирский педагогический институт им. К.А.Тимирязева, который окончил в 1941 году.

После окончания института был призван в ряды Красной Армии и направлен в Муромское училище связи. В мае 1942 года в звании младшего лейтенанта направлен в 17-ю мотострелковую бригаду начальником связи артдивизиона. В августе 1942 года тяжело ранен, около полугода находился в госпиталях. После выздоровления вернулся на передовую в качестве корреспондента фронтовых газет "За честь Родины" Воронежского фронта и "Советский воин" 3-го Украинского фронта. Закончил войну в Вене. Об этой войне он позже много писал, говорил о ней с молодежью.

После окончания Великой Отечественной войны Мустай Карим всецело отдался творческой и общественной деятельности. Он принял активное участие в работе Союза писателей СССР и Союза писателей Башкортостана. В 1951-1962 он являлся председателем правления Союза писателей БАССР, в 1962-1984 годах - секретарь правления Союза писателей РСФСР.

Творческая деятельность Мустая Карима началась в середине 30-х годов прошлого столетия. Он автор более ста поэтических и прозаических сборников, свыше десяти драматургических произведений. По праву считается классиком башкирской литературы.

Из-под пера Мустая Карима вышли выдающиеся произведения, вошедшие в золотой фонд башкирской литературы и театра: драмы "Страна Айгуль", "Пеший Махмут", комедия "Похищение девушки", трагедии "В ночь лунного затмения", "Салават", "Не бросай огонь, Прометей!", повести "Радость нашего дома", "Долгое-долгое детство", "Таганок", "Помилование" и многие другие.

Его произведения отличаются высоким философским смыслом, истинной гражданственностью, окрыляющими добротой и романтизмом. Он был великим романтиком, сохранившим до своей золотой осени юношеский задор, светлую искренность, доброту и человечность. Человек неиссякаемой душевности, он вселял в нас надежду на лучшее, веру в то, что доброта, высокая гражданственность, искренность могут и должны быть спутниками человека во все времена.

Есть такое понятие - национальное достояние. Мустай Карим - это наше национальное достояние, достояние общечеловеческой культуры нашей большой многонациональной страны. Он был поэтом, писателем, философом, дипломатом. В театрах Башкортостана и Татарстана шли спектакли по его произведениям, и сегодня трудно отыскать уголок России, где бы не знали писателя Мустая Карима.

Мустай Карим достойно представлял башкирскую и российскую литературу за рубежом. Его произведения переведены на многие языки мира, стали органической частью многих национальных культур. Деятели культуры и читатели России, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, Азербайджана, Украины, Белоруссии, Турции, Китая, Болгарии и других стран более полувека отдают должное высокому литературному мастерству, богатому творческому наследию Мустая Карима.

Мустафа Сафич вел большую общественную работу. Избирался делегатом съездов КПСС, с 1955-го по 1980 был депутатом Верховного Совета РСФСР 4-11 созывов, заместителем Председателя Президиума Верховного Совета РСФСР, заместителем Председателя Верховного Совета РСФСР, депутатом Верховного Совета БАССР. Многие годы он являлся председателем Башкирского комитета защиты мира, членом комитета по Ленинским и Государственным премиям при Совете Министров СССР, членом Президентского совета Республики Башкортостан. Внес огромный вклад в дело воспитания молодых литераторов.

Деятельность Мустая Карима высоко оценена государством. М.С.Каримов - Герой Социалистического Труда, заслуженный деятель искусств РСФСР, народный поэт Башкортостана, Почетный академик Академии наук Республики Башкортостан, лауреат Государственной премии СССР, Ленинской премии, Государственной премии РСФСР имени К.С.Станиславского, Государственной премии Республики Башкортостан имени Салавата Юлаева, Международной премии имени М.Шолохова, награжден двумя орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, Дружбы народов, орденом "Знак Почета", Отечественной войны 1-й и 2-й степени, Красной Звезды, "За заслуги перед Отечеством" 2-й и 3-й степени, орденом Салавата Юлаева.

Мустай Карим был великим гражданином своей страны. Он всегда открыто и мужественно высказывался по самым животрепещущим вопросам развития нашей республики. Мустай Карим глубоко переживал крах великой нашей родины - Советского Союза. Принимал как свое личное горе смятение чувств и нашествие бед, которые испытывали наши братья и сестры в последние тяжелые годы. Он с уважением относился к идеологии и традициям Коммунистической партии Советского Союза, видя в них надежду на лучшее будущее. Он говорил: "Любая партия, как бы она ни называлась, если она близка к народу, это - партия надежды. Как человек не может жить без надежды, так и общество не может жить без силы, которая призвана помогать людям".

Мустафа Сафич был человеком редчайшей души и сердца, в котором всегда жило доброе отношение к людям и желание быть с ними и в беде, и в радости. Несмотря на преклонный возраст, он стремился быть среди своих читателей, говорил с ними серьезно, размышлял о своих сомнениях и надеждах, оставался всегда большим оптимистом, получая добрую поддержку и признание.

Мустай Карим стал целой эпохой башкирской, российской, мировой литературы. Это был воин, поэт, гражданин, человек большой души и доброго сердца. На его долю выпала не простая, но интересная жизнь. Он достойно прожил ее.

Умер Мустай Карим на 86-ом году жизни 21 сентября 2005 года. Его похоронили на Мусульманском кладбище в Уфе.

Библиография

  • Избранные произведения. В 2 томах. Предисл. Н.Наджми. Уфа, 1966
  • Собрание сочинений. В 5 томах. Предисл. Г.Хусаинова. Уфа, 1971-1973
  • Избранные произведения. В 4 томах. Уфа, 1987-1988
  • Сочинения. В 5 томах. Уфа, 1995-1998
  • Возвращение. Стихи. Уфа, 1947
  • Радость нашего дома. Уфа, 1951
  • В ночь лунного затмения. Уфа, 1965
  • Страна Айгуль. Уфа, 1964
  • Четыре времени любви. Стихи. Уфа, 1978
  • Долгое-долгое детство. Уфа, 1976
  • Собрание сочинений. В 3 томах. М., 1983 (на русск.яз.)
  • Огненные берега. Стихи. Уфа, 1974 (на русск.яз.)
  • Четыре времени любви. Уфа, 1980 (на русск.яз.)
  • Долгое-долгое детство. Пер. И.Каримова. ИМ., 1981 (на русск.яз.)
  • Помилование. М., 1989 (на русск.яз.)
  • Деревенские адвокаты. Повести. М., 1989 (на русск.яз.)
  • Возвращение. Стихи, М, 1995 (на русск.яз.)
  • Трагедии. М., 1983 (на русск.яз.)
  • В полдень. Стихи. Казань, 1958 (на татарск.яз.)
  • Стихи и поэмы. Казань, 1977 (на татарск.яз.)
  • Мгновения жизни. Казань, 1996 (на татарск.яз.)
  • И горы как люди. Баку, 1963 (на азербайдж. яз)
  • Березовый лист. Махачкала, 1963 (на авар.яз.)
  • В ночь лунного затмения. Горно-Алтайск, 1978 (на алтайск.яз.)
  • Вослед годам. Ереван, 1974 (на армянск.яз.)
  • Голос Урала. Тбилиси, 1960 (на груз.яз.)
  • Радость нашего дома. Алма-Ата, 1955 (на казахск.яз.)
  • Чуть за полдень. Алма-Ата, 1972 (на казахск.яз.)
  • Долгое-долгое детство. Алма-Ата, 1977 (на казахск.яз.)
  • Птиц выпускаю из своей груди. Стихи. Чебоксары, 1976 (на чувашск.яз.)
  • Души нашей искры. Стихи. Таллинн, 1978 (на эстонск.яз.)
  • Разговаривают реки. Стихи. Якутск., 1977 (на якутск.яз.)
  • Книга М.Карима "Таганок" издана на английском, эстонском, таджикском, молдавском, литовском и др. языках мира.
  • Книга "Радость нашего дома" издана на украинском, узбекском, молдавском, латышском, казахском, китайском и др. языках.
  • Книга "Долгое-долгое детство" издана на болгарском, узбекском, казахском языках.

Муста́й Кари́м (башк. Мостай Кәрим, настоящее имя Мустафа́ Са́фич Кари́мов , башк. Мостафа Сафа улы Кәримов; 1919 - 2005) - башкирский советский поэт, писатель и драматург. Народный поэт Башкирской АССР (1963). Герой Социалистического Труда (1979). Лауреат Ленинской (1984) и Государственной премий СССР (1972). Член ВКП(б) с 1944 года.

Мустай Карим начал писать в середине 1930-х годов. В 1938 году вышла в свет его первая книга стихов «Отряд тронулся» (Отряд ҡуҙғалды ), в 1941 году - вторая «Весенние голоса» (Яҙғы тауыштар ).

В 1941 году окончил Башкирский государственный педагогический институт имени К. А. Тимирязeва, факультет языка и литературы. После окончания института призван в ряды Красной Армии и был направлен в Муромское училище связи. В мае 1942 года в звании младшего лейтенанта направлен в 17-ю мотострелковую бригаду начальником связи артдивизиона. В августе 1942 года тяжело ранен, около полугода находился в госпиталях. После выздоровления вернулся на передовую в качестве корреспондента фронтовых газет. Был корреспондентом газет «За честь родины» (Ватан намусы өчен ), «Советский воин» (Совет сугышчысы ) на татар­ском языке. Награждён боевыми наградами. В августе 1944 ст. лейт. М. С. Каримов, кандидат в члены ВКП(б), по национальности башкир, удостоен ордена Отечественной войны 2-й степени.

Член СП СССР с 1940 года. С 1951 по 1962 год Мустай Карим являлся председателем правления СП БАССР, с 1962 по 1984 год - секретарём правления СП РСФСР.

Плодотворную литературную работу Мустай Карим сочетал с многосторонней общественной деятельностью: избирался делегатом съездов КПСС, с 1955-го по 1980 был депутатом Верховного Совета РСФСР 4-11 созывов, заместителем Председателя Президиума ВC РСФСР, заместителем Председателя Верховного Совета РСФСР, депутатом ВC БАССР, многие годы являлся председателем Башкирского комитета защиты мира, членом комитета по Ленинским и Государственным премиям при Совете Министров СССР, членом Президентского совета Республики Башкортостан.

Карим опубликовал более 100 поэтических и прозаических сборников, свыше 10 драматических произведений. сборники стихов и поэм «Черные воды», «Возвращение», «Европа-Азия», «Времена», пьесы «Страна Айгуль», «Похищение девушки», «В ночь лунного затмения», «Салават. Семь сновидений сквозь явь», «Не бросай огонь, Прометей!», повести «Радость нашего дома», «Таганок», «Помилование», «Долгое-долгое детство», «Деревенские адвокаты» (журнал «Дружба народов», 1988, № 8). Произведения Мустая Карима переведены на десятки языков России и мира. По пьесе «В ночь лунного затмения» в 1987 году Свердловской киностудией был снят одноименный фильм. Повесть «Долгое-долгое детство» была экранизирована в 2004 году киностудией «Башкортостан» режиссёром-постановщиком Булатом Юсуповым.

Народный поэт Башкирской АССР Мустай Карим скончался после двух инфарктов 21 сентября 2005 года находясь в республиканском кардиологическом диспансере Уфы. Похоронен на Мусульманском кладбище в Уфе.

Семья

  • Сын - Ильгиз Каримов.
  • Дочь - Альфия Каримова.
  • Внук - Тимербулат Каримов (род. 1974), бывший старший вице-президент ВТБ.

В 2013 году сын, дочь и внук писателя основали Фонд имени Мустая Карима, одна из основных задач которого - поддержка башкирского языка и литературы. Фонд поддерживает изучение башкирского языка в школах, в том числе в сельской местности, а также академические программы по изучению и исследованию башкирского языка и литературы, краеведению и истории Башкирии в вузах.

Звания и награды

  • Герой Социалистического Труда (19.10.1979)
  • орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (9 ноября 2004) - за выдающийся вклад в развитие отечественной литературы и многолетнюю творческую деятельность
  • орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (28 апреля 1995) - за заслуги перед государством, успехи, достигнутые в труде, науке, культуре, искусстве, большой вклад в укрепление дружбы и сотрудничества между народами
  • 2 ордена Ленина (28.10.1967; 19.10.1979)
  • орден Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985)
  • орден Отечественной войны 2-й степени (17.07.1945)
  • 2 ордена Трудового Красного Знамени (08.06.1955; 28.11.1969)
  • орден Дружбы народов (16.11.1984)
  • орден Красной Звезды (25.09.1944)
  • орден «Знак Почёта» (22.03.1949)
  • медали
  • заслуженный деятель искусств РСФСР (1982)
  • Народный поэт Башкирской АССР (1963)
  • Почётный академик Академии Наук Башкортостана (1992)
  • Ленинская премия (1984) - за трагедию «Не бросай огонь, Прометей!» и за повесть «Долгое-долгое детство»
  • Государственная премия СССР (1972) - за сборник стихов «Годам вослед» (1971)
  • Государственная премия РСФСР имени К. С. Станиславского (1967) - за пьесу «Ночь лунного затмения», поставленную на сцене Башкирского АДТ
  • Республиканская премия имени Салавата Юлаева (1967) - за 1-й том «Избранных произведений»
  • Международная премия имени М. А. Шолохова в области литературы и искусства (1999)
  • Почётный диплом Международного жюри имени Г.-Х. Андерсена (1978) - за книгу «Жду вестей»

Память

  • Именем Мустая Карима в Уфе названы Национальный молодёжный театр Республики Башкортостан и улица в Ленинском районе Уфы.
  • Гимназия № 158 имени Мустая Карима и средняя общеобразовательная школа имени Мустая Карима в селе Кляшево Чишминского района Республики Башкортостан.
  • На доме на улице Энгельса в Уфе, где с 1999 г. по 2005 г. жил Мустай Карим, установлена мемориальная доска.
  • 10 октября 2013 года в Уфе, перед зданием Дома профсоюзов, открыт памятник Мустаю Кариму. Высота памятника - 6 метров, длина - 15. Автор - академик Российской академии художеств, народный художник Российской Федерации Андрей Ковальчук.
  • В районном центре Мечетлинского района селе Большеустьикинское в 1990 году перед центральной районной библиотекой был установлен бюст живому Мустаю Кариму.
  • Учреждены ежегодные стипендии имени Мустая Карима для одаренных студентов филологического факультета Башкирского государственного университета.
  • Имя Мустая Карима присвоено улицам в населенных пунктах Республики Башкортостан: г. Бирск, г. Нефтекамск, г. Янаул, с. Жуково, с. Иглино, с. Кармаскалы, с. Кляшево, с. Красная Горка, с. Кушаренково, с. Чесноковка, п. Чишмы, д. Шамонино.
  • В августе 2017 года именем Мустая Карима названа улица в Южном административном округе города Москвы.
  • Осенью 2017 года один из пассажирских авиалайнеров Sukhoi Superjet 100 авиакомпании «Аэрофлот» получил имя народного поэта Республики Башкортостан Мустая Карима.
  • 20 октября 2017 года на фасаде главного корпуса Башкирского государственного университета в Уфе, где учился Мустай Карим, установлена мемориальная доска. Автор - академик Российской академии художеств, народный художник Российской Федерации Андрей Ковальчук.
  • 20 октября 2017 года открыта творческая мастерская имени Мустая Карима - центр по изучению башкирского языка и литературы в Башкирском государственном университете в Уфе.
  • В Кабардино-Балкарской Республике на главном Кавказском хребте, в Чегемском ущелье, безымянному пику на высоте 3555 метров присвоено имя Народного поэта Башкортостана Мустая Карима (2018).
  • В 2019 году Центральный банк Российской Федерации планирует выпустить в обращение памятную монету, посвящённую 100-летию со дня рождения Мустая Карима.
  • В 2019 году в почтовое обращение выйдет марка, посвящённая 100-летию со дня рождения Мустая Карима.
  • В 2019 году планируется выход художественного фильма «Сестрёнка» по повести Мустая Карима «Радость нашего дома».
  • В 2019 году планируется выход документального фильма о жизни и творчестве Мустая Карима.
  • Планируется реализовать проект благоустройства в с. Кляшево, где родился Мустай Карим (Чишминский район, Республика Башкортостан).
  • В 2019 году в Республике Башкортостан планируется проведение юбилейных мероприятий, посвященных 100-летию со дня рождения Мустая Карима.

Литературное наследие

  • Мустай Карим. Время - конь крылатый. - Издательство „Современник“, Москва,1972. Тираж 25 000 экз..
  • Мустай Карим. Помилование: Повести. - М.:Известия,1989.- 304с. Тираж 100 000 экз..
  • Мустай Карим. Долгое-долгое детство: Повесть. - М.:Издательство „Современник“,1977. (Роман-газета, №4(866), 1979 год. Тираж 2 495 000 экз..

Произведения Мустая Карима переведены на многие языки мира и достойно представляют башкирскую литературу по всему свету. Это не удивительно, ведь созданные на территории Башкортостана, пропитанные его культурой и менталитетом, они тем не менее звучат интернационально. И это благодаря доступности текстов, в которых подаются почти в проповедническом русле, но легко и ненавязчиво. Писатель понятен каждому: от взрослого до самого маленького ребенка. Сказки Мустая Карима обожают дети по всей планете. Он был поэтом, прозаиком, драматургом, дипломатом, философом и человеком с большой буквы.

Летопись жизни Мустая Карима

Мустай Карим, настоящее Сафич Каримов, родился в тогдашней Уфимской губернии, в деревне Кляшево. В семье было много детей, но именно Мустафу судьба наделила даром стихосложения. Мальчик проявлял пытливость ума, живость и тягу к знаниям. Видимо, так природой было заложено, что у родителей, которые были малограмотными, вырос сын, ставший одним из величайших поэтов Башкортостана.

После окончания школы Мустай успешно завершил обучение на филологическом факультете Башкирского государственного педагогического института имени К. А. Тимирязева. Практически со студенческой скамьи юношу забирают на фронт, потому что началась Великая Отечественная война. Через год, в августе 1942 года, лейтенанта Каримова тяжело ранили, и он вынужден был находиться в госпитале почти полгода. Но Мустафа не сдается и при первой же возможности возвращается на фронт. Правда, уже в качестве газет «Советский воин», «За честь Родины».

Война перевернула мировоззрение Каримова и повлияла не только на его творчество, но и на весь жизненный путь. Стихи того времени пронизаны болью тысяч погибших, душевными переживаниями, тоской оставшихся в живых и великим духом патриотизма. Своим творчеством поэт помогал солдатам справиться с проблемами и мотивировал идти вперед.

После фронта

По возвращении с фронта Мустай начинает активную политическую и литературную деятельность. В послевоенный период, до самой смерти, Мустафа не был вне общественной жизни, писал статьи, эссе, стихотворения, рассказы и пьесы. Его произведения неслучайно стали бессмертными. Не только глубокое содержание, которое основано на ценностях гуманизма, патриотизма, чувстве прекрасного, но и подача событий - просты и понятны, легки в восприятии.

Умер Мустай Карим в 2005 году, был похоронен как один из лучших людей Башкортостана.

Сейчас произведения Мустая Карима введены в школьную программу. А ежегодно ко дню его рождения устраиваются всевозможные вечера чтения поэзии, недели на тему творчества литератора.

Благодаря упорному труду и неутомимой музе гений Башкортостана подарил нам свыше 100 сборников стихов и поэм, больше 10 пьес, множество эссе и сказок для детей. Многие из них до сих пор ставятся не только на сценах башкирских театров, но и в других регионах России.

Стихи Мустая Карима переведены на разные языки мира и по-прежнему остаются предметом обсуждения в таких крупных университетах, как Гарвардский и Болонский. Причин тому несколько. Во-первых, необычный слог. Во-вторых, особое восприятие реальности, где человек способен влиять на ход истории.

Истоки творчества

Говоря об обстоятельствах, сформировавших будущего классика башкирской литературы, можно называть и Партию, и Сталина. Но это как раз тот случай, когда человек формирует себя сам, черпая то, что ему интересно, близко и дорого.

Так как первые стихи Мустая Карима были услышаны, еще когда мальчик был в шестом классе, то стоит ли говорить о политической или гражданской подоплеке его гения? Как признавался сам Мустафа, он был "слеплен из окружающего". Рос на песнях матери, деревенских сказках и древних культурных традициях своего народа. Отсюда и фольклорные основы его творчества. Эти мотивы были основой многих его произведений: как прозы, так и стихотворений.

Тяжелых впечатлений и эмпирических знаний добавила и Великая Отечественная война, заставившая Карима иначе посмотреть на мир. Но поэт не сдался, а наоборот, заново открыл для себя силу человеческого духа и понял истинную ценность жизни. Так, даже стихи о наиболее тяжелых событиях войны не лишены надежды и оптимизма.

Взгляды и убеждения

Какую бы книгу, анализирующую творчество Мустая Карима, вы ни открыли, в первых же предложениях будет написано, что вне зависимости от званий и достижений Мустафа всегда был в первую очередь человеком.

Под этим простым, казалось бы, определением скрывается то, что он являлся истинным патриотом своей страны. Никогда не прятался за чужие чины и открыто говорил о своей позиции. Особенно трудно он переживал распад Советского Союза, так как это была та страна, во имя которой он жил, воевал и творил.

Отстаивая идеалы Коммунистической партии, он не был слепцом, который с пеной у рта доказывает заложенные кем-то извне истины. Основная его идея заключалась в том, что в мире существует единственная настоящая и правильная политическая сила - это партия надежды. Пока человек верит в лучшее, он будет жить.

Помимо этого, Мустай Карим всегда был добрым и отзывчивым человеком. С удовольствием встречался с читателями, с которыми вел себя просто и непринужденно. Он не знал гордыни. Это при том, что уже в 70-х за его плечами были и признание, и награды, и слава. Гуманизм и общечеловеческие ценности всегда оставались на первом месте в его произведениях.

Тематика творчества

Творчество Мустая Карима настолько разнообразно, что выделить в нем основную мысль очень сложно. Весь пласт тематики писателя похож на ткань: как нити плотна, переплелись в нем разные идеи и сюжетные линии. Рассказы Мустая Карима максимально приближены к жизни, где ничего не существует без причинно-следственных связей.

Если попытаться выделить основные направления творчества, то получим следующий перечень тем:

  • философские вопросы;
  • гражданская лирика и проза;
  • пейзажная лирика;
  • произведения социальной направленности, то есть повседневные, но вечные темы;
  • отдельный пласт составляют произведения военной тематики;
  • педагогические труды - не отдельные работы, а элементы дидактики в произведениях;
  • публицистические эссе;
  • произведения Мустая Карима для детей.

Если учитывать соотношение жанров и тематики, то четкой закономерности не последует. Это означает, что стихи писались не только на тему интимных переживаний или красот Башкортостана, а рассказы не ограничились повествованиями о войне или приключениях. Сказки носят явно выраженный дидактический характер.

М. Карима

В своей философской лирике Мустафа Каримов не дает нам ответов на вечно тревожащие человечество вопросы. Он как бы спрашивает нас самих. А вопросы эти заданы в такой простой и непосредственной манере, что становятся риторическими. Автор не навязывает свое мнение, он подводит нас к нему через сомнения и размышления, таким образом, что ответ является очевидным уже после прочтения.

Философия Карима строится на педагогических принципах, так как он шесть лет проучился в пединституте и знаком с вопросом изнутри. Огромное значение он придает такой категории, как личность, не выделяя ее как сугубо философское понятие.

Так, личность с точки зрения педагогики - это результат воспитания и непосредственных достижений человека. Философия же трактует это понятие как величину, существующую либо вне человека, либо определяющую его. Мустафа Каримов предлагает нам взглянуть на личность с другой стороны. Это магнит, талант, который присущ каждому в большей или меньшей степени.

Личность кристаллизуется постоянно: в труде, в стремлении к высшей цели, в творчестве. Другими словами, Каримов перенес принципы в свою доктрину. Жизнь состоит из множества хаотичных случайностей, каждая из которых оставляет след в душе человека. В зависимости от его отношения к этим мелочам формируется характер, привычки и принципы.

Жизнь никогда не останавливается, не замедляет ход, не дает возможности отдохнуть, подумать и взвесить все обстоятельства каждого конкретного случая. Поэтому важно в любой ситуации видить свет в конце туннеля и верить в добро.

Интимная лирика

В таких произведениях стирается граница между лирическим героем и самим автором. Причем это происходит в двух направлениях.

В первом - лирический герой становится автором, то есть поэтом. Его также тревожат извечные вопросы, он готов отстаивать свое мнение до конца, если это дело чести. Также лирический герой чувствует ответственность за свою роль на земле, убежден, что многое в будущем всего человечества зависит от него самого.

Второе направление такой замены - "Я"-автор на "Я"-герой, происходит в том плане, что лирический герой становится автором, повторяя его жизненные установки, живя его приоритетами. Таким образом, он выходит за рамки произведений и становится отчасти реальным.

Пейзажная лирика Мустая Карима

Родившись в деревне, он все детство провел в единстве с природой, наслаждался пейзажами Башкортостана. Рассказы Мустая Карима пронизаны глубокой привязанностью к родному краю.

Можно проследить и фольклорную основу. Будучи еще маленьким мальчиком, он часто сидел с семьей у костра и слушал рассказы о мифических существах, сказочных событиях и представлял свои картины с их персонажами.

Стихи Мустая Карима о Башкортостане написаны в романтическом ключе. В них лирический герой встречает свое отображение в природе, или же она ему вторит, что усиливает впечатление от прочтения.

Патриотические стихотворения

Патриотические стихи Мустая Карима о Родине пронизаны глубокой любовью как к Башкирской ССР, так и к СССР в целом. Прошедший войну, активно принимавший участие в общественной жизни, он всегда бурно реагировал на изменения, несправедливость.

Стихи Мустая Карима о Башкортостане написаны в ключе его политических взглядов. Это означает, что он верит в идеологию Коммунистической партии. Но не как политического движения, а как организации, которая дарит надежду на благополучие страны.

Военная лирика - отдельный этап творчества поэта

Побывав на фронте и в качестве лейтенанта, и в качестве корреспондента, он узнал военную кухню изнутри.

Стихи Мустая Карима о Родине перекликаются с военной тематикой.

Несмотря на то что он сам был награжден орденом "За Отвагу", он никогда не говорил о собственных подвигах. Произведения Мустая Карима не пронизаны бренностью жизни, как у того же Ремарка или Хемингуэя. Вера в победу, рассказы о простых людях, которые готовы на все ради Родины, геройство рядового солдата - вот основной мотив рассказов и стихотворений о войне Мустая Карима.

Проза Мустая Карима

Повести Мустая Карима пронизаны возвышенными чувствами к Башкортостану. Он рассказывает о родном крае, как бы невзначай, но четко прослеживается образ Родины как фона и в то же время основы.

В своих повестях он рассказывает о детстве. Откровенно, честно и легко. Это своего рода исповедь детства. Мустай не боится быть смешным и нелепым. Потому что в этом видит настоящую суть детства. Изображать ситуацию идеализированной - это врать читателю, как говорил сам Карим. А ввиду его честности, как писательской, так и человеческой, это просто непозволительно.

Произведения для детей

Произведения Мустая Карима для детей составляют небольшую часть во всем творческом наследии писателя. Но ценность их от этого не умаляется.

Сказки и единственная повесть для детей Мустая Карима основаны на реальных случаях из детства писателя. В них четко прослеживается дидактический характер.

Сюжеты не только взяты из жизни, но и замешаны на фольклорных рассказах.

Богатство речи

Творчество Мустая Карима получило высокие оценки едва ли не с самого своего начала. Но парадокс состоит в том, что интеллектуальность произведений обходится без особенных, высокопарных стилистических фигур. Персонажи в стихах и прозе разговаривают простым и доступным языком, приближенным к народному.

Это делает писателя понятным каждому. А то, что печатаются стихи Мустая Карима на русском, английском, немецком и многих других языках мира, - прямое тому доказательство.

Жизнь и творчество Мустая Карима

1. Биография писателя

Народный поэт Башкортостана Мустай Карим (Мустафа Сафич Каримов) родился 20 октября 1919 года в деревне Кляшево Чишминского района Башкирской АССР в семье крестьянина.

Детство будущего поэта пришлось на время бурное. Оно накладывало свой отпечаток на всю аульскую жизнь, ломало прежние о нём представления. Первым социальным событием, очевидцем которого стал будущий писатель, явилась коллективизация. "Она ворвалась в быт аула неожиданно и стремительно, как весенний разлив... Взбудораженный люд, нередко раздираемый душевными противоречиями, не умом, а скорее сердцем понимал, что перемены в укладе деревенской общины неизбежны... Потому вера в будущее у большинства брала верх над сомнением, и аул в целом в те дни жил с учащённым пульсом, в повышенном тонусе. Даже старые женщины отрезали со своих камзолов и нагрудных украшений серебряные монеты царской чеканки и без сожаления несли в сельсовет кучи серебра "в задаток на трактор". Годы, всколыхнувшие всё и вся в селе, по своему преломлялись и в детском сознании. Двенадцать душ детей родилось в семье Сафы Каримова. Но что сделало именно его, Мустафу, поэтом? Рассказывают, рос ребёнком впечатлительным. Доверчив и раним был... Вбирал в себя легенды, сказки. Великое множество их знала Старшая Мать. Ездил в ночное время с ребятишками-сверстниками, впитывал истории, слышанные у костра. Его ранние стихи о весёлом детстве печатаются в газете "Юный строитель". Трудовую деятельность Мустафа Каримов начал еще в годы учебы в Башкирском государственном педагогическом институте. В 1938-1939 годах он работал в журнале "Пионер", а в 1939-1941 годах был консультантом Союза писателей Башкирии.

В 1941 году он окончил факультет языка и литературы Башкирского государственного пединститута. После окончания института был призван в ряды Красной Армии и направлен в Муромское училище связи. В мае 1942 года в звании младшего лейтенанта направлен в 17-ю мотострелковую бригаду начальником связи артдивизиона. В августе 1942 года тяжело ранен, около полугода находился в госпиталях. После выздоровления вернулся на передовую в качестве корреспондента фронтовых газет «За честь Родины» Воронежского фронта и «Советский воин» 3-го Украинского фронта. Закончил войну в Вене. Об этой войне он позже много писал, говорил о ней с молодежью.

После окончания Великой Отечественной войны Мустай Карим всецело отдался творческой и общественной деятельности. Он принял активное участие в работе Союза писателей СССР и Союза писателей Башкортостана.

В 1951-1962 он являлся председателем правления Союза писателей БАССР, в 1962-1984 годах -- секретарь правления Союза писателей РСФСР. Творческая деятельность Мустая Карима началась в середине 30-х годов прошлого столетия. Он автор более ста поэтических и прозаических сборников, свыше десяти драматургических произведений. По праву считается классиком башкирской литературы.

Умер Мустай Карим на 86-ом году жизни 21 сентября 2005 года. Его похоронили на Мусульманском кладбище в Уфе.

Анализ повести Василия Шукшина "Калина красная"

В.М. Шукшин родился 25 июля 1929 года в селе Сростки Алтайского края. После восьми классов поступил в Бийский автотехникум, но вскоре его оставил. Работал на стройках, в колхозе. Десятый класс средней школы закончил экстерном...

Отец Александр Иванович профессиональный революционер, родился в бедной крестьянской семье, часть своей жизни провел в скитания пока его не посадили в петербургскую тюрьму. Мать Антонина Владимировна Кунц (одна из обрусевших немцев)...

Биография Александра Александровича Фадеева

Фадеев был женат дважды. Первая жена - Валерия Анатольевна Герасимова. О ней мало что известно. С 1936 г. он был женат на Ангелине Иосифовне Степановой (1905-2000 год), актриса МХАТ, народная артистка СССР). Михаил, сын Фадеева от второй жены...

Жизнь Достоевского на каторге и на солдатской службе

Фёдор Михайлович Достоевский родился 30 октября (11 ноября) 1821 года, в семье врача московской больницы для бедных, на Божедомке. Родители сначала жили в правом флигеле, а через два года, после рождения будущего писателя, заняли левый флигель...

Идейно-художественный анализ романа С. Моэма "Разукрашенный занавес"

В книгах Моэма нередко заходит разговор о деньгах. Иной раз этого требует сюжет, как, например, в романе «Острие бритвы» (1944), в других случаях разговор возникает применительно к собственному творчеству писателя. Моэм не скрывал того факта...

Литературная страничка моей семьи

Родился Владимир Иванович 17 ноября в 1955 году, село Мостовка Курганской области. Спустя десятки лет он напишет стихотворение о своей малой Родине «Село Мостовка», которое было напечатано в журнале «Современник»...

Опыт толкования малопонятных слов и выражений в повести И.С. Шмелева "Лето Господне" на материале рассказа "Крестопоклонная"

В последние десятилетия многие лингвисты в своих работах обращаются к анализу роли человеческого фактора в языке, эта тема рассматривается в связи с изучением картины мира...

Особенности романов Курта Воннегута

По форме все романы Воннегута представляют собой коллаж. Например, в романе «Колыбель для кошки» события, описания, размышления сменяют друг друга как в калейдоскопе. Как отмечает М...

Пейзаж в "Записках охотника" И.С. Тургенева

Термин "палитра" классической филологией не применяется. Его сферой была живопись. Употребление его в критике началось сравнительно недавно. Границы этого термина, пожалуй, и до сих пор остаются недостаточно отчетливыми...

Проблема нравственного выбора в творчестве Ю. Бондарева 1970-х годов ("Берег", "Выбор")

Выдающийся прозаик, публицист и общественный деятель, Юрий Бондарев является признанным классиком современной отечественной литературы. Произведения, созданные им с поистине эпическим размахом...

Романтизм в творчестве М. Горького

Родился 28 марта 1868 года в Нижнем Новгороде. В 11 лет стал сиротой и до 1888 года жил у родственников в Казани. Перепробовал много профессий: был посудником на пароходе, работал в иконописной мастерской, десятником...

Судьба личности в обществе и истории в романе М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита"

Талант художника был у Булгакова, что называется от Бога. А уже то, какое этот талант получил выражение, во многом определялось и обстоятельствами окружающей жизни, и тем, как складывалась судьба писателя...

Творчество и герои В.С. Маканина

Родился Владимир Семенович 13 марта 1937 в городе Орске. Окончил математический факультет Московского государственного университета, работал в лаборатории Военной академии им. Дзержинского...

Философия Альбера Камю

Детство Камю прошло в бедняцких предместьях Алжира. Он родился 7 ноября 1913г. в семье сельскохозяйственного рабочего-француза. Мальчику исполнился год, когда отец, получив тяжёлое ранение в битве на Марне, умер в госпитале...

Чудики в рассказах Шукшина

Василий Макарович Шукшин (25.07.29 - 2.10.74) родился 25 июля 1929 года в селе Сростки Алтайского края. Семья потеряла кормильца и уже с 6 лет мальчику пришлось работать в колхозе. Уже в школьные годы он начинал писать, тогда сверстники звали его «Гоголь»...

М. Карим начал писать в середине тридцатых годов. В 1938 г. вышла в свет его первая книга стихов “Отряд тронулся”, вторая “Весенние голоса” - в 1941 году. С тех пор им опубликовано более ста поэтических и прозаических сборников, свыше десяти драматических произведений.

М. Карим относится к той плеяде писателей, которые вносят весомый вклад в золотой фонд нашей многонациональной литературы. Поэзия, драматургия, проза, публицистика - все подвластно его могучему таланту.

Замечательная лирика Мустая Карима отличается самобытностью поэтических образов, высоким накалом чувств, глубиной философского мышления. Его стихи «Цветы на камне», «Мой край возлюбленный навеки», «Здравствуй, завтра!», «Берега остаются», «О березовом листе», «Карусель» циклы стихов «Европа - Азия», о Вьетнаме, Болгарии и другие стали вершинными явлениями в нашей поэзии. Тема Великой Отечественной войны нашла отражение в его сборниках стихов «Мой конь» (1943), «Стихотворения» (1945), поэмах «Декабрьская песня» (19421), «Ульмасбай» (1942-1944), «Черные воды» (1961). В них писатель отразил трагизм войны, героизм наших солдат, гуманистическую миссию Красной Армии.

Пьесы М.Карима многообразны по жанрам: Это драмы «Страна Айгуль» (1967), «Пеший Махмут» (1981), трагедии «В ночь лунного затмения» (1963), «Салават. Семь сновидений сквозь явь» (1971), «Не бросай огонь, Прометей» (1975), комедия «Похищение девушки» (1958). Они вошли в золотой фонд башкирской драматургии. Пьеса «В ночь лунного затмения», например, не сходит со сцены около ста больших и малых театров страны и мира.

М.Карим с первых произведений прозы для детей и юношества «Радость нашего дома» (1951), «Таганок» (1966) до новой автобиографической широкоизвестной повести «Долгое-долгое детство» (1976) воспевает добро, честь и жертвенность во имя торжества разума, во имя справедливости на земле.

Повесть «Помилование» (1986) - о короткой романтической истории любви двух влюбленных, обернувшейся трагедией в годы Великой Отечественной войны на фронте.

В книге «Притча о трех братьях» (1988) М. Карим объединил статьи, воспоминания, беседы, свои раздумья, размышление о творчестве как самого автора, так и собратьев по перу, о драматургии, литературе для детей, о любви к большой и малой Родине, о любви к каждому человеку и т.д.

Славный сын башкирского народа -- Мустафа Сафич Каримов внес огромный вклад в сокровищницу мировой литературы, поднял на новый уровень традиции классической башкирской литературы. Он приложил все свои илы и талант, формируя неповторимый образ современного Башкортостана.

Творчество Мустая Карима стало олицетворением башкирской литературы и всей нашей республики. Его книги переведены на десятки языков. И в трудные, переломные для страны моменты он не мог молчать. Его мудрое слово всегда вызывало огромный общественный резонанс. Он был понятен и близок каждому человеку. Люди ценили его за высокое литературное мастерство, талант и редкие человеческие качества.

Его произведения отличаются высоким философским смыслом, истинной гражданственностью, окрыляющими добротой и романтизмом. Он был великим романтиком, сохранившим до своей золотой осени юношеский задор, светлую искренность, доброту и человечность. Человек неиссякаемой душевности, он вселял в нас надежду на лучшее, веру в то, что доброта, высокая гражданственность, искренность могут и должны быть спутниками человека во все времена.

Есть такое понятие -- национальное достояние. Мустай Карим -- это наше национальное достояние, достояние общечеловеческой культуры нашей большой многонациональной страны. Он был поэтом, писателем, философом, дипломатом. В театрах Татарстана шли спектакли по его произведениям, и сегодня трудно отыскать уголок России, где бы не знали писателя Мустая Карима.

Мустай Карим достойно представлял башкирскую и российскую литературу за рубежом. Его произведения переведены на многие языки мира, стали органической частью многих национальных культур. Деятели культуры и читатели России, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, Азербайджана, Украины, Белоруссии, Турции, Китая, Болгарии и других стран более полувека отдают должное высокому литературному мастерству, богатому творческому наследию Мустая Карима.

Деятельность Мустая Карима высоко оценена государством. М.С.Каримов -- Герой Социалистического Труда, заслуженный деятель искусств РСФСР, народный поэт Башкортостана, Почетный академик Академии наук Республики Башкортостан, лауреат Государственной премии СССР, Ленинской премии, Государственной премии РСФСР имени К.С.Станиславского, Государственной премии Республики Башкортостан имени Салавата Юлаева, Международной премии имени М.Шолохова, награжден двумя орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, Дружбы народов, орденом «Знак Почета», Отечественной войны 1-й и 2-й степени, Красной Звезды, «За заслуги перед Отечеством» 2-й и 3-й степени, орденом Салавата Юлаева.

Личность Мустая Карима как педагогический феномен

Менталитет народа, его образ в глазах других народов формируют лидеры - личности, которые представляют разные сферы человеческой жизнедеятельности: спорт, культуру, науку, политику... Личности, на которых равняется вся нация. Они и являются носителями нравственных стереотипов. Причём, чем больше таких личностей, тем сильнее национальный дух. Благодаря национальным лидерам и создаются оценочные категории. Это своеобразный срез общества.

Жизнь великого человека всегда привлекает внимание и современников, и отдалённых потомков - так естественно и сильно желание объяснить происхождение необыкновенных дарований, в чём бы они ни проявлялись: в математике, в философии, в общественной деятельности, в музыке. Но условия, создающие гениальность, остаются неуловимыми, несмотря на целые научные труды, посвящённые этому предмету. Биография гения не выясняет, почему и как данный человек стал гением - и именно потому, что гениями не делаются, а рождаются. Она только исследует условия, направляющие деятельность великого человека и её проявления. Эти условия распадаются на внешние и внутренние. К последним относятся характер человека и такие прирождённые свойства, которые не связаны с гениальностью, но оказывают влияние на её развитие. Внешними же условиями определяются многие особенности деятельности, главным образом в том случае, когда мы имеем дело с писателями, общественными деятелями или философами. Математики и естествоиспытатели в этом отношении являются более независимыми от окружающей их среды.

Гёте справедливо говорил, что талант развивается в тишине, а характер образуется среди житейских волнений. Характер Мустая Карима не в узком, а в самом широком значении этого слова проявлялся в его произведениях.

Мустай Карим - не святой человек. Его призвание в другом, его путь - это путь башкирского национального педагога и поэта. А поэт - натура действенно-созерцательная, отзывчивая на все проявления бытия, стремящаяся всё испытать, всё изведать в этом мире. Как башкирский человек, М. Карим наделён безмерной широтой и размашистостью натуры. Его жизнь - это горение и борьба как с несовершенствами и настроениями окружающего мира, так и с самим собой, со своими радостями и заблуждениями. М. Карим сполна принял в себя душу своего народа и всю жизнь трудится над её оформлением. И он имел полное право написать:

На крыле лебяжьем, на высоком,

Имя вывожу любви своей...

Я - могущественнее пророка.

Может, только Бог меня сильней!

Мустай Карим как личность, как символ своего народа является для молодёжи, особенно для учащихся, живым воплощением народной мудрости. В его словах: "...став учителем жизни, писатель не может перестать учиться у ЖИЗНИ. Но его учение представляется как переосмысливание её с целью улучшения и обновления", - улавливается убеждение о том, что мысль педагога зиждется на богатом житейском опыте родного башкирского народа.

Мустай Карим в истории современной отечественной литературы должен быть признан безусловным и глубочайшим знатоком ежедневной, домашней, обиходной философии нашего современника, её знатоком и выразителем. И не этим ли можно объяснить "загадку" стиля М. Карима: авторская речь в его прозе зачастую мало отличается от речи персонажей, следует как бы в том же духе, что и речь героев. Впрочем, эти наши теоретические обоснования того или иного своеобразного литературного стиля, как всегда, запаздывают. А отдельные точные наблюдения в этом вопросе давно уже сделаны. "Когда Толстой писал повести и рассказы из народной жизни, он употреблял народные выражения не только в языке действующих лиц, но и в авторской речи, - отмечает Н. Н. Гусев. - В рассказе «Три смерти» о молодом ямщике Серёге говорится: "Серёга живо скинул свои порванные сапоги". Если бы Толстой писал про барина, он бы не употребил выражение "живо скинул", а написал бы - "быстро снял". Толстой таким образом сам оправдывает замечание, сделанное им в дневнике 1853 года: "У писателей, описывающих известный класс народа, невольно к слогу прививается характер выражения этого класса".

В контексте проблемы, обозначенной в названии, интересным представляется отношение самого поэта к такой философско-педагогической категории как личность. На вопрос: «Что вы вкладываете в понятие личности?» последовал ответ поэта: «Личность - это творящее, изучающее начало. Это - незаурядность. Но не всякий творческий человек - личность. Я знаю очень крупных деятелей, которые достигли больших успехов, наделены властью, но мало кого из них я воспринимал как личность. На личности лежит какая-то незаметная печать. Это не связано ни с образованием, ни с опытом. Я помню пастуха из аула, я не помню, что он говорил, но я помню, что он имел особую притягательную силу. Нельзя сказать, большая или маленькая личность. Можно сказать, большой или маленький талант».

Как видим, по Мустаю Кариму, личность - это творец. Думается, не случайно поэт так обозначил личность, так как проблема созидателя в его творчестве занимает доминирующее место.

По свидетельству М.Н. Ломуновой, Мустай Карим гениев назвал достоянием всех народов, ибо сотворённое ими вобрало духовный опыт многих наций. Данное утверждение уместно и по отношению к башкирскому поэту, писателю и педагогу. Мустай Карим - личность, вышедшая далеко за пределы лишь национального достояния.

Концепция роли творца, утверждаемая писателем в его произведениях, обретает теоретическое обоснование. «Удел гениев таков, - говорит он, - что они, мыслью и деянием опередившие своё время, потом, после десятилетий и столетий освещаются светом, идущим к ним из будущего».

Светом, идущим из будущего, будет для миллионов молодых людей сама личность Мустая Карима. Его слова:

Лишь спутником собственной тени

На свете не буду я

стали пророческими не только потому, что

Сквозь лёгкость удач я джигитом летел

В исканьях я к мужеству шёл,

Но лишь от печалей, от слёз и потерь

а ещё и потому, что жизненные коллизии не сломали его:

Приходила вдруг беда,

Чтобы испытать меня...

Верил в солнце я всегда.

Без надежды не жил дня!

Без сомнения, слова поэта:

Сколько их, коней, не в белой пене,

А в поту натужном воз везут

дополняют автобиографические строки:

И так всю жизнь, рудой в горниле,

Железам в тигле!.. Как металл!..

Горел, сгорел - хоть и студили...

Любил и человеком стал.

Став человеком, гордостью и символом своего народа, он напишет:

В дороге - ноги. В песне - думы... Хочешь,

Прислушайся!.. Я по земле иду.

И днём - по солнцу и по звёздам - ночью

Свой путь определяю на ходу.

И путь, пройденный поэтом, был наполнен всем тем, что составляет жизнь. Почитаем самого поэта:

Со счастьем я не расставался,

В согласье с ним - пустился в путь...

Счастливыми я любовался. Им не завидуя я ничуть.

Мир Мустая Карима, отмечает М. Ломунова, светел и тревожен. Зыбкая граница между лирическим «я» и личностью автора стирается почти начисто. Он нелегко живёт, герой поэта, сам поэт, потому что:

И бег стремительных счастливых дней,

И радость, и страданья людей -

Всё честный стих в себя вобрать готов.

Личность поэта притягательна для молодёжи по нескольким причинам. Во-первых, как признаётся сам М. Карим, он не тихий, беспечный жилец. «Я стучу, шумлю, спорю, критикую, даже возмущаюсь, ни от чего не отмалчиваюсь: таким образом, воюю за порядок в моём доме. Но я не ворчу, не злословлю, не сплетничаю, не фыркаю в кулак, это не моё, хозяина, дело...». Во-вторых, для него важно не что из себя человек представляет, а зачем живёт:

Сам себя я не спрашивал: кто ты таков?

Ты зачем здесь? - себя вопрошал я порою

Поэту очень близки, по его собственному признанию, строки Ф.Тютчева:

Не с сожаленьем, что прошло,

А с благодарностью, что было.

В-третьих, его готовность к поступку:

Достану, коль заставит жизнь меня,

Горячий уголь прямо из огня!

Буду жить, пока грохочут бури,

И гореть, как молния горит!

В-четвёртых, его стремление не только достойно жить, но и достойно уйти:

А смерть придёт - я смерть не обвиню.

Не первый я, и некуда мне деться.

Вот мне тогда упасть бы, как коню.

На состязаньях, от разрыва сердца...

С сожалением приходится говорить о вечных законах природы словами поэта:

Не нарушит силу роковую

Время - не колдун, не чародей...

Фронтовик, давным-давно стою я

В самой льготной из очередей

Несомненно, не слабость, а силу личности, такой, как М. Карим, составляет следующее человеческое качество - вера в людей (и не всегда порядочных). Он сам признаётся в этом:

Всем слезам я верю без оглядки,

В клятвах сомневаюсь я порою.

Пишу стихи и сказки в строчках мерных

Я для таких, как сам: для легковерных

«Я очень наивный читатель, очень верю всем вымыслам».

И, быть может, именно поэтому из-под пера поэта вышли строки, выстраданные им самим:

Мгновения мне наносили раны,

Но годы даровали излеченье...

Вышеприведённые строки красноречиво подчёркивают и другие педагогические притягательные качества поэта, как скромность и добрая ирония. В сегодняшнем мире стяжательства и крайнего индивидуализма эти человеческие качества отодвинуты на задворки личностных качеств.

Поэт с некоторой долей иронии вспоминает о «пороках» своего детства. Однажды, - пишет он, - из соседнего аула к нам приехал хаджи, только что возвратившийся из Мекки. По этому случаю отец пригласил самых уважаемых стариков аула во главе с муллой... В новой голубой рубашке, в длинных красных, в узкую белую полоску, домотканных штанах, глубоких резиновых калошах и тюбетейке я предстал перед аксакалами. Я уже знал, что мне делать. Только ждал намёка.

Ну-ка, Мустафа, окажи своё почтение старейшинам чтением молитвы, сказал отец. Я прочёл, вернее, пропел одну, вторую, третью молитву. Попросили - ещё и ещё прочёл. Похвалили. Даже восхищённый хаджи сказал: "Афарин, сабый, афарин!" Моё тщеславие было вознаграждено, но мне казалось, что этого мало, что недостаточно удивить гостей, надо их поразить. Я был в азарте, меня душила жажда нового потока похвал".

Писатель не приукрашивает и не утаивает недостатки своего характера, «грехи» своего прошлого. Он искренен перед самим собой и перед нами.

Поэт не считает зазорным признаться в том, что в молодости "стихи писал, а сам мало читал", а также свои не совсем удачные экзамены при поступлении на Башпедрабфак, в результате которых сделал "сто двенадцать ошибок на сто слов в диктанте по русскому языку", но это не помешало ему быть зачисленным сразу на второй курс.

О своих первых шагах в литературе и поэзии М. Карим тоже не в восторге: «До двадцати лет я писал, в основном, по готовым газетным образцам, каковые, разумеется, не всегда были лучшими образцами поэзии», «... я хорошо помню, что даже юношей не очень-то восхищался своими «творениями». «С грустью вспоминаю я младенческую пору своего творчества. Тогда мои «произведения", ещё слепые, лежали в колыбели».

Педагог оставил для истории и воспоминания об одном чишминском ораторе, который на всю жизнь насторожил его против перехлёста: «... Один досадный случай на всю жизнь врезался в мою память. Шёл районный слёт юных корреспондентов. На заключительном вечере я прочитал своё стихотворение. Потом один солидный дядя, подведя итоги слёту, начал без меры хвалить меня. Он говорил, что мои стихи известны не только в Кляше и райцентре Чишмы, но уже и в самой Уфе. Мне было отлично известно, что в Чишмах меня слушали впервые, да и то не очень внимательно, а в Уфе о моих стихах вообще не имеют понятия. Я сидел, опустив голову, как будто украл, присвоил чужое, мне неположенное».

В другом случае поэту было неловко по поводу уже другого эпизода, исходившего от него самого. «Вспоминание об одном случае, - читаем мы, - связанное с этим фильмом («Салават Юлаев». - И. В.), нет-нет да и саднит душу. Дело было так. Режиссёр Яков Александрович Протазанов(о том, какой это был великий кинематографист, я узнал только годы спустя) привёз фильм в Уфу и после просмотра в кинотеатре «Октябрь» организовал обсуждение. Принял в обсуждении участие и я. Даже с критикой выступил: тема дружбы народов, видите ли, неправильно раскрыта. Оттого, дескать, что Салавата с Оксаной вместе на сеновале покажем, дружба народов ещё не получит верного отражения. Никто мне не возразил - и я решил тогда, что саму правду-матку выложил, а с ней не больно-то поспоришь. Только потом уже понял: критика моя до того,видно, была примитивной и бестолковой, что от неё попросту отмахнулись. Ей-богу, до сих пор стыдно».

В продолжение разговора о самокритичности башкирского поэта мы можем привести и этот эпизод из его жизни. «В одном из вечеров, - вспоминает педагог, - он (К. Симонов. - И. В.) пригласил на застолье в ресторан «Метрополь» арабскую и индийскую делегации. Среди гостей вместе с Николаем Тихоновым было несколько советских литераторов, в том числе и я. Представляя нас зарубежным гостям, Константин Михайлович обо мне сказал:

Он, как я, комбайн: поэт, драматург, прозаик.

Какой я прозаик и драматург? Написал всего две пьесы и одну повесть для детей. Я промолчал. Только потом, когда дали мне говорить тост, я внёс свою поправку: "Я не комбайн, а, пожалуй, гусь, который немного ходит, немного плавает, немного летает..."

О фронтовых своих годах он также немногословен. Больше пишет о других. О себе же крайне скупо: «Я никаких громких подвигов на фронте не совершил. В ночной разведке "языков" не брал, вражескую амбразуру своим телом не закрывал, из снайперской винтовки фашистов не «щёлкал», с гранатой не бросался на танк. В яростную атаку не поднимался. На войне человек сам себе занятие не выбирает. Я был связистом. Был чернорабочим войны».

Забавный случай, связанный с войной и одной из отрицательных черт характера, доносит до нас поэт. Он благодарит майора Фомичева, своего однополчанина, за то, что своей крайней склонностью к мату научил не материться и своим матом он, как пишет поэт, выбил у него страх. М. Карим был не только «чернорабочим» войны, но и своего творчества. Ему принадлежат слова: «Жду всю жизнь, когда придёт ко мне вдохновение. Но когда я кладу на стол белый лист, испытываю, прежде всего, большую робость, даже страх. И вот написана первая строка. Я начинаю жить в другом мире, в другом измерении».

Я белый лист кладу перед собой

Бумаги чистой

И чёрный карандаш, что к ней судьбой

Навек причислен.

Карандаш придётся очинить,

Берясь за дело,

Но не спеши, рука моя, чернить,

Лист этот белый!

А чуть позже педагог признался: "Работаю всегда на пределе моих возможностей, моего знания... Десятилетиями писать эпопеи не смог бы... У меня недописанных вещей почти нет; жалко, после меня ничего и не обнаружат". В свете сказанного приведём ещё одно четверостишие:

Проходит жизнь - в событьях крупных

И в суете ничтожных дел:

Сказать по правде, недоступных

Вершин пока не одолел...

Вот пример для подражания. Примером для подражания является и такое вот отношениек своей работе. "Обычно с законченной работой, - пишет поэт, - расстаюсь быстро и почти никогда не возвращаюсь к ней. И не по лености, а по той причине, что вернуться к сделанному - для меня значит всё начать сызнова. И если бы не заставлял себя уходить от сделанного, то наверняка всю жизнь писал бы одни и те же произведения. Никак не могу приучить себя перешагнуть через неподающуюся строку в надежде позднее вернуться к ней. Если же споткнулся о строку, то не способен идти дальше, пока не одолею её, пока не смогу убедить себя, что строка отработана честно".

С очень высокой мерой ответственности подходит поэт к результату своей работы: «... когда я работаю, кажется: вот будет здесь одно неточное, неискренне слово - нарушится гармония мира. Этим я вовсе не утверждаю, что я неповинен в нарушении "гармонии мира". Я не обольщаюсь, что слово мне подвластно до конца, но чувствую ответственность перед ним пока ещё не высказал»

Самокритичное отношение к себе и к своим поступкам и словам поэт сохранил и на склоне лет. Обратим на это внимание. «Порой бывает так, что выпустил молодой человек маленькую книжечку и уже просится в члены Союза писателей. Виноват, таким порою сам помогал. Став членами Союза, она так и не стали писателями. Я думаю, что это и мой грех. Сегодня с высоты моего возраста я могу честно покаяться в том, что не всегда помогал тем, кто в этом особенно нуждался... Много отнимали у нас сил и времени ремесленники от литературы... И здесь я грешен».

Во взаимопониманиях поэта с товарищами по перу, с окружающими его людьми, конечно же, имели место и те явления межличностного характера, которые им описаны очень мудро:

Я умному тайну открыл,

Доверил ему свои боли,

И тут же по собственной воле

Он в сына меня превратил.

Я глупому тайну открыл,

Доверил я глупому тайну,

И он меня сразу случайно,

Невольно в раба превратил.

В этом же ряду стоят другие раздумья поэта:

Я вчера под хмельком похвалил молодого поэта,

Только зря похвалил. Он нисколько не стоит похвал.

А проснувшись наутро, я с ужасом вспомнил про это

И себе оправдания даже в вине не сыскал.

Выступая на сессии Верховного Совета БССР в 1991 году, Мустай Карим заметил: «Вникните в мою не столь умную речь и приходите к своим умным решениям, ибо вы, уважаемые депутаты, высшая инстация общенародной справедливости и правды».

Так может сказать только человек, знающий цену словам и поступкам и уверенный, что его правильно поймут.

Мы правильно понимаем также откровенные признания поэта о чувстве страха, которое посещает каждого человека на разных этапах его жизни. М. Карим поведал нам как раз об этом чувстве, испытанном им в годы войны. "Там, на фронте, - признаётся он, - понял, - чтобы победить врага, нужно было прежде всего победить в каждом из нас расхлябанность, отрешиться начисто от благодушного настроения. Нужно было, наконец, победить личный страх и трусость. Я не верю людям, которые говорят, что не ведают страха, что на войне они ничего не боялись. По-моему, нет в природе таких людей. Первый раз я испытал страх в 1942 году. Бой идёт на картофельном поле. Первый в моей жизни бой. Я лежу на земле, и страх овладел мной. Мне и через сорок с лишним лет не забыть этого чувства, и я не стыжусь этого. Тогда мне казалось, что все пули и снаряды, которые летели в мою сторону, и свист которых слышал, все попадут в меня.

И в тот момент мне казалось, что никакая сила не заставит меня подняться от земли. Но вот прозвучала команда и я, преодолевая страх, оторвался от земли и вместе со своими товарищами бросился навстречу врагу, навстречу смерти, навстречу победе...

Главным здесь, на мой взгляд, является преодоление страха. Позднее, в 1944 году, когда я уже был военным корреспондентом, получил задание перебраться на правый берег Днестра, где на узком плацдарме закрепились наши храбрецы и вели отчаянные бои. Река простреливалась. Не успели мы с лодочником отплыть от берега, как вокруг нас появились фонтаны брызг, вражеские пулемётыобстреливали нас. Боялся ли я тогда? Конечно боялся. Мог ли повернуть лодку назад? Конечно мог, но не повернул. Возможно, никто бы нас и не осудил. Но чувство долга, порученного задания заставили нас преодолеть страх. Мы добрались до наших и успешно выполнили задание редакции". Вероятно, эти чувства послужили поводом и для других строк:

Я вспоминаю самый первый бой:

Страх охватил меня... А ведь когда-то

Казалось мне, что я храбрец, герой,

Когда касалось дело мелких схваток.

Весьма своеобразным и оригинальным является и шуточное высказывание поэта о себе: «Я просто стараюсь никогда не говорить глупости, и все думают, что я - мудрый».Такое, наверное, позволяют себе истинно мудрые личности. Вспомним Р. Гамзатова с его иронией: «Раньше я был молодой и красивый. А теперь просто красивый».

Если вышеприведённые слова М. Карима можно отнести к категории шуточных, то его утверждения:

Подлинной цены венцам и людям

Так и не узнаю, может статься.

Но ширятся день ото дня

Границы мирозданья:

Растут сомненья у меня,

Растёт моё незнанье

из разряда философских.

Из всего перечисленного писатель извлекает педагогические истины, поражающие одновременно простотой и удивительной глубиной содержания. Такими истинами являются его отношения с теми, кто его окружает. Поэт с признательностью говорит о тех, кто ему помогал в этой жизни:

Тайнами - по совести, по чести -

Я делюсь со всеми, не таюсь.

«Всему, - пишет он, - что я знаю и умею, меня научили люди. Мать учила ходить, брат Муртаза - ездить на коне, Мухаррам, сын Курбана, - плести лапти, тот же брат Муртаза - читать и выводить первые буквы, солдаты - терпению, Тукай и Пушкин - писать стихи. Долголетняя дружба с моими сверстниками и старшими современниками, такими, как поэты Сайфи Кудаш и Николай Рыленко, Расул Гамзатов и Михаил Дудин, Кайсын Кулиев и Назар Наджми, учила и учит меня быть мужественным, сдержанным, добрым и беспокойным, быть правдивым в помыслах и верным в поступках. С переменным успехом учусь у жены моей, Раузы, быть оригинальным и неленивым". М. Карим признаётся, что на него большое влияние оказали произведения Габдуллы Тукая и Александра Сергеевича Пушкина. Не в меньшей мере на формирование его личности оказали влияние окружающие его люди, родственники, знакомые, друзья. Неизгладимые впечатления оказала Старшая Мать. "Причём воспитывала раскованно, по мелочам не придиралась». Уже став известным писателем и поэтом, М. Карим не скрывает, чьим мнением он дорожит: «Всегда хотел бы слышать отзыв Твардовского, он никогда не хвалил моих стихов и только иногда их печатали в журнале «Новый мир». Однажды он сказал мне о какой-то строке: «Это от лукавого». Я всегда помню эти слова.

Очень дорожу мнением Чингиза Айтматова, Гавриила Троепольского. Это люди, не похлопывающие по плечу, - они просто скажут: "Читал". Потрясла меня фраза одного очень уважаемого мной писателя. Прочитав мою повесть, он сказал: "Спасибо, отдыхал на правде". Лестно, когда скажет добрые слова Кайсын Кулиев, прочитав вещь в оригинале; ценю отзыв Михаила Дудина. А Расул Гамзатов при встрече повторит какую-то твою строфу или фразу". И поэтому поэт считает, что ему с друзьями повезло:

Что ж, доброй ночи, прошлое! Дорогам

Твоим - поклон,

За всё - спасибо им...

Мне повезло. Мне повезло во многом,

Не знаю, повезло ль со мной другим.

И каждому из нас хотелось бы, подведя некоторый итог, сказать, как поэт:

И верю потому - в раю, в аду,

Смотря куда я всё же попаду,

Сторонников своих везде найду...

Вспоминая своё детство, поэт часто, как признаётся, видит себя едущим или идущим. Дороги, утверждает он, делают людей лучше и добрее, человек в дороге старается больше проявлять своё хорошее, глубже прячет дурное. В пути "особенно ощущаешь свою нужность другим и необходимость других себе. Дороги - как текучая вода, она очищает всё, что в неё попадает, то, конечно, что поддаётся очищению". Педагогический феномен личности Мустая Карима заключается и в его душевной раскованности, притягательности его натуры.

Поэт убеждён в том, что человек, имеющий отношение к творчеству, может обрести себя как художник. "Тогда, когда он будет ощущать боль другого, когда эта боль станет его болью", "... только полнота ощущения боли и радости людской делает человека поэтом". А чтобы разглядеть чужую боль писателю необходимо "беседовать с читателем с глазу на глаз. А при таком способе общения ни к чему кричать или, хуже того, разглагольствовать. Писатель должен говорить только самое нужное, во что он верит всем сердцем, что родилось огромным душевным напряжением, «волей, продиктованной ему живой жизнью». Мустай Карим говорит, что свою роль писателя будет считать выполненной, если его книга «прибавит человеку чуть-чуть тепла, добра, терпимости", если от общения с ним человеку "станет чуточку легче перенести недуг или горе».

Библиография

Избранные произведения. В 2 томах. Предисл. Н.Наджми. Уфа, 1966

Собрание сочинений. В 5 томах. Предисл. Г.Хусаинова. Уфа, 1971-1973

Избранные произведения. В 4 томах. Уфа, 1987-1988

Сочинения. В 5 томах. Уфа, 1995-1998

Возвращение. Стихи. Уфа, 1947

Радость нашего дома. Уфа, 1951

В ночь лунного затмения. Уфа, 1965

Страна Айгуль. Уфа, 1964

Четыре времени любви. Стихи. Уфа, 1978

Долгое-долгое детство. Уфа, 1976

Собрание сочинений. В 3 томах. М., 1983 (на русск.яз.)

Огненные берега. Стихи. Уфа, 1974 (на русск.яз.)

Четыре времени любви. Уфа, 1980 (на русск.яз.)

Долгое-долгое детство. Пер. И.Каримова. ИМ., 1981 (на русск.яз.)

Помилование. М., 1989 (на русск.яз.)

Деревенские адвокаты. Повести. М., 1989 (на русск.яз.)

Возвращение. Стихи, М, 1995 (на русск.яз.)

Трагедии. М., 1983 (на русск.яз.)

В полдень. Стихи. Казань, 1958 (на татарск.яз.)

Стихи и поэмы. Казань, 1977 (на татарск.яз.)

Мгновения жизни. Казань, 1996 (на татарск.яз.)

И горы как люди. Баку, 1963 (на азербайдж. яз)

Березовый лист. Махачкала, 1963 (на авар.яз.)

В ночь лунного затмения. Горно-Алтайск, 1978 (на алтайск.яз.)

Вослед годам. Ереван, 1974 (на армянск.яз.)

Радость нашего дома. Алма-Ата, 1955 (на казахск.яз.)

Чуть за полдень. Алма-Ата, 1972 (на казахск.яз.)

Долгое-долгое детство. Алма-Ата, 1977 (на казахск. яз.)

Птиц выпускаю из своей груди. Стихи. Чебоксары, 1976 (на чувашск. яз.)

Души нашей искры. Стихи. Таллинн, 1978 (на эстонск. яз.)

Разговаривают реки. Стихи. Якутск., 1977 (на якутск. яз.)

Книга М. Карима «Таганок» издана на английском, эстонском, таджикском, молдавском, литовском и др. языках мира.

Книга «Радость нашего дома» издана на украинском, узбекском, молдавском, латышском, казахском, китайском и др. языках.

Книга «Долгое-долгое детство» издана на болгарском, узбекском, казахском языках.