Всем известно, что компания движется по определённым циклам, их можно сравнить с циклами жизнедеятельности человека. У компании тоже есть этап зарождения: как только у предпринимателя появилась какая-либо идея, он начинает искать деньги или вкладывать свои. На многих этапах цикл может прекратиться, а компания – уйти с рынка. Это может произойти и на стадии её зарождения, если не хватает сил или денег на то, чтобы воплотить идею.

Красными зигзагами на этой схеме отмечены наиболее опасные периоды в развитии компании. Необходимы определённые навыки эффективного управления финансами, чтобы преодолеть эти опасные периоды.

Если период «Младенчество» благополучно завершён, начинается период «Интенсивная деятельность». В компанию начинает поступать прибыль, а у руководителя появляется ощущение, что фирма непобедима. Затем наступает этап «Зрелость», когда к управлению компанией подключается административный ресурс. После этапов «Расцвет» и «Стабильность» начинается спад в жизненных циклах компании.

Как управлять финансами на каждом этапе развития компании

Цикл развития по Адизесу 1.Бюджетирование 2.Система ПЛОТЛИ 3.Автоматизация бизнеса 4.Кто управляет финансами 5.Дефицит/профицит бюджета
1.Рождение компании Отсутствует В сектор СИ направлять более 40% прибыли Отсутствует Собственник бизнеса Дефицит денежных средств
2.Младенчество Гибкий бюджет, который постоянно нужно корректировать. За основу берем пессимистический сценарий Инвестиции в собственный бизнес Отсутствует Собственник бизнеса Дефицит денежных средств
3.Интенсивная деятельность Гибкий бюджет Необходимо вкладывать деньги в сектора СИ и РК Частичная автоматизация бизнес-процессов. Необходимо понимать, что нужно автоматизировать (денежные потоки, складской учёт и т.д.) Собственник бизнеса Бюджет профицитный
4.Зрелость Гибкий бюджет Внедрение управленческого учёта Бюджет профицитный
5.Расцвет Агрессивный бюджет Инвестиции в собственный бизнес. РК сформирован.Появляются РМ Специалисты по финансам с опытом работы Бюджет профицитный
6.Стабильность Агрессивный бюджет Портфельное инвестирование. РК сформирован.Определен перечень РМ Управленческий учёт автоматизирован Специалисты по финансам с опытом работы Бюджет профицитный

Время, которое занимают эти жизненные цикли развития компании по Адизесу, индивидуально для каждой компании. Например, компания может долго находиться на этапе «Интенсивная деятельность», а может провести сто лет на пике, в цикле «Стабильность». Важно определиться, какую стратегию и инструменты вы выберете для развития компании.

Продолжение

Цикл развития по Адизесу 6.Финансовая структура 7.Финансовые знания собственника 8.Разработка стратегии 9.Финансовый контроль
1.Рождение компании Отсутствует Достаточно базовых знаний
2.Младенчество Отсутствует Необходимы знания по бюджетированию Нет стратегии, но появляются прогнозы Отсутствует финансовый контроль
3.Интенсивная деятельность Формируется финансовая структура (есть кассир, бухгалтер и т.д.) Необходимо получить
4.Зрелость Обширные знания в управлении финансовыми показателями Составляется финансовая стратегия бизнеса Собственник думает, что контролирует финансы, так как просматривает отчёты движения денежных средств. Финансовый контроль появляется тогда, когда внедрена система управленческого учёта в программном продукте
5.Расцвет Рекомендуется полностью сформировать финансовую структуру (прописать должностные обязанности и т.д.) Обширные знания в управлении финансовыми показателями Составляется финансовая стратегия бизнеса Собственник думает, что контролирует финансы, так как просматривает отчёты движения денежных средств. Финансовый контроль появляется тогда, когда внедрена система управленческого учёта в программном продукте
6.Стабильность Рекомендуется полностью сформировать финансовую структуру (прописать должностные обязанности и т.д.) Обширные знания в управлении финансовыми показателями Составляется финансовая стратегия бизнеса Собственник думает, что контролирует финансы, так как просматривает отчёты движения денежных средств. Финансовый контроль появляется тогда, когда внедрена система управленческого учёта в программном продукте

Подробнее мы разбираем систему ПЛОТЛИ в

27.06.2018 10:11:00

О том, что на улице Молодёжная в Щёкино скоро исчезнет местная достопримечательность с более чем тридцатилетним стажем – лужа, она же «щёкинское море» – мы сообщали. Но перемены, причём в ближайшем будущем, произойдут и в здании Детской школы искусств. В январе этого года Губернатор Алексей Дюмин во время своего визита в наш район поручил решить обе эти многолетние проблемы.
Зданию Детской школы искусств (ДШИ) города Щёкино в 2018 году исполнилось 45 лет. Изначально оно проектировалось как кинотеатр, но сегодня более тысячи детей занимаются здесь творчеством. Родители учащихся ДШИ пожаловались главе региона, что актовый зал школы не приспособлен для проведения концертов и спектаклей, здесь нет даже необходимой вентиляции.
По поручению Алексея Дюмина Фонд развития Тульской области «Перспектива» выделил 4,5 миллиона рублей на капитальный ремонт здания школы искусств.
Работы начались 10 мая. О том, что уже сделано и какой объём работ ещё предстоит выполнить, нам рассказала директор ДШИ города Щёкино Елена Стоян:
– В актовом зале выполнено устройство сцены, постелен пол в зоне зрительских мест. Полностью заменена система отопления. В скором времени здесь начнётся ремонт потолка – уже завезли каркас и плиты. Стены покроют акустическими панелями.
Завершаются и работы по капитальному ремонту кровли здания школы. Выполнена цементная стяжка, сегодня-завтра крышу покроют рубероидом.
По словам Елены Валентиновны, над тем, чтобы работы были выполнены качественно и в срок, следят сразу несколько ответственных лиц и организаций. Во-первых, капитальный ремонт здания ДШИ находится на личном контроле Губернатора области. На каждом этапе работ оценку качества строительных материалов, соответствие проектно-сметной документации, следование графику и приёмку ведут специалисты Управления капитального строительства, Хозяйственно-эксплуатационного управления Щёкинского района. Глава районной администрации Олег Федосов, председатель комитета по образованию Светлана Муравьёва не оставляют без внимания ни один из видов выполняемых работ. Все в меру своей компетенции стараются, чтобы первого сентября дети пришли в уже отремонтированное, отвечающее всем современным требованиям здание.
Приёмка здания Детской школы искусств ожидается в первых числах августа.

Изо дня в день ты прилагаешь множество усилий для того, чтобы построить успешную карьеру. Много труда, много вложенных сил; ты совершенствуешь свои навыки. Но не бывало ли у тебя такого чувства, будто ты не понимал, для чего все это нужно? Карьерный рост вроде бы возможен, но к чему приведет повышение, станешь ли ты от этого счастливее? Сомнения обуревают каждого из нас, а все по той одной причине: многие из нас не знают, куда движутся. Иногда необходимо сесть и подумать о том, для чего ты работаешь и вкладываешь столько сил и энергии в свою карьеру. А чтобы понять это, необходимо задать самому себе несколько правильных вопросов, ответив на которые ты поймешь, к чему стоит стремиться и в каком направлении двигаться дальше.

1. Начальный уровень

«В чем я буду хорош?»

Возможно, это важнейший вопрос, на который ты должен ответить перед тем, как пойдешь устраиваться на работу. Как известно, человек преуспеет лишь в той деятельности, которую он любит, к которой у него лежит душа. Когда ты занимаешься любимым делом, вкладываешь в него все силы, то перспективы роста практически бесконечны, ведь ты сам будешь заинтересован в собственном развитии. Найди такую работу, которая приносила бы тебе удовольствие, и в этом случае ты станешь профессионалом в своем деле.

«Какие навыки мне необходимы?»

После того, как ты определился с местом, где ты хочешь работать, подумай о том, какие навыки тебе необходимы. Возможно, придется подтянуть свой уровень, получить дополнительное образование или улучшить уже имеющиеся знания. Помни о том, что нет ничего невозможного, и если ты задашься целью, то, приложив усилия, сможешь получить все необходимые знания.

«Как я могу представить себя в лучшем свете?»

При трудоустройстве на престижную работу этот вопрос мучает абсолютно каждого. И чем раньше ты начнешь искать ответы, тем лучше. Если ты ранее уже где-то работал, то попроси у бывшего работодателя рекомендательное письмо. Собери все грамоты, дипломы о дополнительных курсах, которые ты прошел. Представь себя в лучшем свете, чтобы получить эту работу.

«Какой жизнью я хочу жить?»

Вполне нормально, если ты видишь работу лишь источником достижения своих целей, а не считаешь ее какой-то страстью. Возможно, ты выбрал именно это место для того, чтобы реализовать свой потенциал, заработать деньги и жить той жизнью, о которой мечтал. Главное, признайся себе в этом, чтобы в дальнейшем развиваться в нужном направлении в соответствии со своими идеалами.

2. Средний уровень

«Что меня вдохновляет, а что опустошает?»

После того, как ты немного поработаешь, у тебя сложится понимание, какая работа тебе нравится и вдохновляет трудиться, а какие задачи опустошают и высасывают всю энергию. Возможно, ты отличный продажник, но бумажная волокита для тебя невыносима. Или же, наоборот, ты с легкостью переработаешь кипу бумаг, но общение с людьми забирает все силы. В дальнейшем постарайся заниматься именно тем, что тебя вдохновляет и дает заряд бодрости и энергии.

«Я хочу остаться и работать именно здесь?»

Ты уже некоторое время проработал в этой компании, ознакомился со своими служебными обязанностями и имеешь представление о том, что ждет в будущем. Если работа не забирает все силы и вдохновляет, есть перспективы карьерного роста, то это неплохое место для того, чтобы оставаться на нем. Если же на рабочем месте приходится оставлять все силы, энергию и радость, а перспективы даже не видны на горизонте, то займись поиском новой работы. Нет никакого смысла сидеть там, где продвижение по карьерной лестнице невозможно, а зарплата оставляет желать лучшего.

«Я делаю что-то действительно важное?»

У тебя остается время после работы на действительно важные вещи, семью, друзей, хобби? Или сама работа является трудом всей твоей жизни, которая позволит оставить великое наследие своим предкам? Ответь себе на эти вопросы и, если необходимо, двигайся дальше.

3. Последний уровень

«Что я должен сделать, чтобы продвинуться по карьерной лестнице?»

Подумай о том, какие усилия тебе придется приложить для того, чтобы продвинуться по карьерной лестнице. Безусловно, необходимо будет упорно трудиться и работать. Но если работодатель требует от тебя выкладываться на 110%, приносить в жертву здоровье, личное время и совместный отдых с семьей, не давая ничего взамен, то задумайся об уходе и открытии собственного дела. К этому моменту у тебя будет достаточно знаний и навыков, чтобы заниматься бизнесом и не зависеть от чьей-либо прихоти.

«Что останется после меня?»

Извечный вопрос, который мучает каждого здравомыслящего человека. Каждый из нас мечтает оставить после себя великие дары человечеству, но большинство людей так и будет всю жизнь трудиться в душных офисах на благо работодателя. Если твоя цель сделать что-то великое, грандиозное, что будет не стыдно увековечить в летах, а нынешнее место работы не удовлетворяет этим потребностям, то стоит задуматься об уходе и разработать план, который позволит осуществить твою мечту.

В предыдущих статьях уже поднимался вопрос, что является задачей жизни человека, в чем ее смысл, как выбрать жизненный путь, к каким целям стремиться. Сейчас давайте подробнее рассмотрим, что входит в цели и задачи человека на каждом этапе его жизни. Что нужно человеку для счастья в тот или другой жизненный период?

Возрастные стадии развития человека как личности, и что можно считать критерием их успешности , результативности:

1. Младенчество (первый год жизни) - Доверие к миру.

Младенец в этот период должен сформировать базовое доверие к миру, только в этом случае взрослый человек будет чувствовать естественную уверенность, и воспринимать мир как безопасное, стабильное место, а людей как заботливых и надежных. Это чувство доверия лишь частично сознается в период младенчества.

Степень развития у ребенка чувства доверия к другим людям и миру зависит от отношения к нему матери. Недоверие формируется, если ребенок не был желанным, или мать находилась в послеродовой депрессии, испытывала и проявляла тревогу, беспокойство или у нее были сложные отношения с отцом ребенка и младенец не получал должного внимания, заботы, чувства любви. Считается, что дети ничего не понимают в этом возрасте – большинство людей и впрямь не могут припомнить первые годы своей жизни, но эта информация закрепляется на уровне эмоций, мировоззрения, смутного чувства беспокойства или, наоборот, внутренней гармонии. Человек доверяет другим людям так же, как он доверял когда-то своей матери, потому что она является первым “образцом, представителем” мира людей, и эти впечатления остаются в бессознательной памяти. Многие люди живут с чувством тревоги всю жизнь, не понимая ее источника, винят себя, других, но чаще всего бывают далеки от истины. Но есть хороший момент – чувству безопасности , доверию к миру можно научиться и позднее, правда это будет уже сложнее, чем в первый год жизни.

2. Раннее детство. (2 - 3 год жизни) - Самостоятельность, самоконтроль.

Успешное прохождение этого этапа жизни зависит от готовности родителей постепенно предоставлять детям свободу самим контролировать свои поступки. Именно в этом возрасте ребенок впервые делает упор на “Я сам”, и стремится к достижению определенной самостоятельности. В случае если родители постоянно чрезмерно опекают ребенка или остаются глухими к его потребностям, у него появляется либо преобладающее чувство стыда перед другими, либо сомнения в своей способности контролировать окружающий мир и владеть собой. Вместо того чтобы быть уверенными в себе и ладить с окружением, такие дети думают, что другие пристально их рассматривают, относятся с подозрением и неодобрением; или же они считают себя совершенно несчастными. Дети с неустойчивым чувством доверия могут на стадии самостоятельности стать нерешительными, робкими, могут бояться отстаивать свои права, так что будут искать помощи и поддержки у окружающих.

3. Дошкольный возраст (4 - 6 лет) - Активность без страха ошибки.

Это возраст, когда дети начинают чувствовать, что их воспринимают как людей и считаются с ними и что жизнь для них имеет цель. Дети энергично обучаются и начинают строить планы: "Я – тот, кем я буду”.

В социальном и эмоциональном отношении созревание личности включает в себе новые способы оценки мира и своего отношения к нему. Молодые люди могут придумывать идеальные семьи, религии, философские системы, общественные устройства, а потом сравнивать и сопоставлять задуманное с весьма несовершенными личностями и организациями, знания о которых они почерпнули из собственного небольшого опыта.

Кризис цельности чаще всего характеризуется неспособностью выбрать карьеру или продолжить образование. Многие подростки, страдающие от присущего этому возрасту конфликта, испытывают пронзительное чувство своей бесполезности, душевного разлада и бесцельности. Они ощущают свою неприспособленность, отчужденность и иногда кидаются в противоположную сторону той, что настойчиво предлагают им родители и сверстники.

Положительное качество, связанное с успешным выходом из кризиса периода юности – это верность, т.е. способность молодого человека быть верным своим привязанностям и обещаниям, несмотря на неизбежные противоречия в его системе ценностей.

6. Ранняя зрелость. (20-30 лет) - Любовь и верность.

В целом это начало взрослой жизни, период ухаживания, раннего брака и начала семейной жизни. В течение этого времени молодые люди обычно ориентируются на получение профессии и "устройство" . Только теперь человек по-настоящему готов к близким отношениям с другим человеком. До этого времени большинство отношений с противоположным полом были мотивированы поиском цельности, подлинности Я. Для того, чтобы находиться в истинно близких отношениях с другим человеком, необходимо, чтобы к этому времени у личности было определенное осознание того, кто он и что собой представляет. Напротив, подростковая "любовь" может оказаться ничем иным, как попыткой понять себя, используя для этой цели другого человека. Главная опасность на этапе жизни заключается в излишней озабоченности собой или в избегании близких отношений . Неспособность устанавливать отношения, основанные на чувстве доверия, ведет к чувству одиночества. Эти люди ограждают себя от любого проявления настоящей вовлеченности в отношения, потому что повышенные требования и риск, связанные с близостью, представляют для них угрозу. Им также свойственно занимать позицию отчужденности и незаинтересованности в отношениях с коллегами. Положительным критерием прохождения этого этапа является любовь, как способность вверять себя другому человеку и оставаться верным этим отношениям, даже если они потребуют уступок или потери части свободы. Этот тип любви проявляется в отношениях взаимной заботы, уважения и ответственности за другого человека.

7. Средняя зрелость (30 - 70 лет) - Забота о других.

Основной задачей этого этапа жизни является забота о будущем благополучии человечества. Забота происходит из чувства, что кто-то или что-то имеет значение; забота – это психологическая противоположность безразличию и апатии. Она представляет собой расширение взятых на себя обязательств заботиться о людях, результатах и идеях, к которым человек проявляет интерес. Являясь важным условием зрелости, забота представляет собой не только чувство долга, но и естественное желание внести свой вклад в жизнь будущих поколений. Она подразумевает заботу более старшего поколения о тех, кто придет им на смену – о том, как помочь им упрочиться в жизни и выбрать верное направление. Забота присуща не только родителям, но и тем, кто вносит свой вклад в воспитание и руководство подрастающим поколением. Сюда также входят новые технические изделия, творческие идеи и произведения искусства.

Те взрослые люди, основным предметом заботы которых являются личные потребности и удобства, они не заботятся ни о ком и ни о чем, лишь потворствуют своим желаниям, чувствуют "кризис старшего возраста". Он выражается в чувстве безнадежности, бессмысленности жизни .

8. Зрелость - Целостность, мудрость.

Для фазы зрелости характерно осмысление и оценка всех стадий развития Я. Чувство целостности, сохранности своего Я проистекает из способности человека оглядеть всю свою жизнь и сказать себе: "Я доволен".

На противоположном полюсе находятся люди, относящиеся к своей жизни как к череде неосуществленных возможностей и ошибок. Недостаток или отсутствие цельности проявляется у этих людей в скрытом страхе смерти, ощущении постоянной неудачливости и озабоченности тем, что "может случиться".

Rating 5.00 (2 Votes)

Жизненный цикл товара (англ life cycle product) - это время существования товара на рынке, интервал времени от планирования изделия до его реализации и снятия с производства. Доктрина жизненного цикла товара описывает сбыт продукта, выручку, соперников и тактику маркетинга с момента поступления товара на рынок и до его снятия с рынка. Она была впервые опубликована Теодором Левитоном в 1965 г. Доктрина исходит из того, что всякий товар рано или поздно вытесняется с рынка иным, более идеальным либо дешевым товаром. Нерушимого товара нет!

Представление жизненного цикла товара используется как к классам товаров (телевизоры), так и к подклассам (цветные телевизоры) и даже к определенной модели либо торговой марке (цветные телевизоры «электроника»). Жизненный цикл товаров может показывать изменения прибыли во времени и объемы продаж при помощи следующих стадий (у разных авторов число стадий от 4 до 6) (рис 1)

Рисунок 1 - Стадии жизненного цикла товара

1) Разработка товара.

2) Стадия внедрения с последующим испытанием. На данном этапе происходит медленный рост сбыта товара, чаще всего сопровождает затратами и даже убытками. В организацию производства приходится инвестировать значительную часть денег.

3) Стадия роста (развития) - на этой стадии потребитель признает товар. Здесь происходит увеличение продаж, и прибыль начинает расти.

4) Стадия зрелости - на этой стадии происходит замедление темпов продаж из-за того, что большинство потенциальных покупателей товар уже восприняли. На данном этапе фирма получает максимальную прибыль, но из-за расходов на поддержание конкурентоспособности товара прибыль начинает, снижаться. Ведь много средств уходит на стимулирования сбыта и рекламу.

5) Стадия спада - на этой стадии прибыль фирмы и объемы продажи резко снижаются.

Разработка товара происходит на первой стадии жизненного цикла, тут все внимание уделяется научному исследованию и конструированию товара. На этой стадии товар уже существует, но лишь в проектах и чертежах. Сам товар пока не имеет материальной основы, существуют лишь фрагменты или опытные образцы товара. Доходы от продаж фирма не получает, так как товара как такового еще существует. На данном этапе существует комплекс нерешенных проблем в виде вливаний инвестиций в надежде, что в дальнейшем они окупятся. Виды работы и структуры затрат в разных отраслях, разумеется, различаются. Так, если брать пищевую промышленность, то разработкой товара у них является создание новых видов рецептов, технологий продуктов питания. Но в пищевой промышленности ведутся серьезные и очень длительные исследования товара. Если мы возьмем швейную промышленность, то тут разработка и исследование носит модельный характер, нежели в других отраслях. Художники модельеры, когда создают новый продукт, чаще всего ориентируются на динамику моды предпочтения потребителей.

Таким образом, создания нового товара в любой отрасли является проведение в той или иной мере необходимых исследований. Маркетинговое начало является объединяющим звеном в создание любого изделия. Все исследования, которые проводит фирма, направлены на создание нового конкурентного товара, который необходим потребителю для удовлетворения своих потребностей. Кредиты в банках зачастую являются инвестиционными средствами на данном этапе, но бывает так, что фирма выделяет собственные накопленные средства. Это однозначно самый лучший вариант.


Рисунок 2 - основные этапы жизненного цикла товара и их характеристика.

Когда товар выводится на рынок затраты фирмы на рыночную и производственную поддержку станут другими. Так как на рынок вводится новый незнакомый потребителю товар, фирма должна его хорошо прорекламировать. При этом характер рекламы должен изменится, если на начальном этапе говорилось, что вводится новый вид товара, то на этом этапе реклама должна побуждать потребителей покупать данный продукт.

На данном этапе реклама должна быть чрезвычайно разнообразной, чтобы привлечь внимание потенциальных покупатель. Рекламу следует запускать на телевидении, на радио станциях и т.д. При этом в рекламном ролике должны присутствовать разъяснения специалиста о данном товаре, что бы покупатель знал, с чем имеет дело. Но такая реклама требует значительных вложений. Реклама на данном этапе очень важна, так как люди чаще всего осторожны и не торопятся покупать новый незнакомый им товар.

Стадия внедрения нового товара обычно является самой короткой, а стадия спада потребительского спроса является самой длинной. Непросто бывает определить завершение одной фазы жизненного цикла и начало другой. Когда становится ярко выражено уменьшение или увеличения объемом продаж, этом момент обычно считают началом новой стадии.

Большинство товаров проходят стадии жизненного цикла; они могут, отличаются по продолжительности, длительности и особенностям. У некоторых товаров спад может перейти в стадию роста для других, внедрение переходит в стадию зрелости, а у некоторых товаров стадия внедрения отсутствует. Для каждой стадии требуется подобрать соответствующий ему маркетинговый инструмент: форму продвижения и распределения, определенную цену. Меняется при этом их комбинация во время прохождение различных ситуаций товаром. Типичные ситуации жизненного цикла товара и комплекса маркетинговых мероприятий, обычно применяемых в каждом случае, приведены в таблице А. Модель жизненного цикла товаров может объяснить зависимость множества переменных и описать поведение продукта, и предвидеть будущий сценарий развития товара. Одной из важных задач стратегического планирования является моделирование циклов. Упрощенное видение реальности представляет жизненный цикл товаров. При помощи жизненного цикла товаров маркетолог на рынке может удерживать и отслеживать уровень продаж. Стадия роста товара в некоторых случаях может и не наступить. Если у товара не будет своих преданных потребителей, он сразу переедет в стадию спада. Но если продукт действительно обладает неповторимыми свойствами, то информация о нем будет быстро распространятся среди потенциальных покупателей в разные стороны (по различным сегментам рынка). Высокий уровень продаж на данной стадии можно объяснить тем, что потребитель начинает покупать новый товар, забывая о старом конкурентном продукте.

Фирма снижает затраты на рекламу и изменяет её характер с переходом в стадию роста. Так как будут появляется проблемы, связанные с рабочими местами из-за высокого уровня продаж. Если рост остается не низменным или начитает вопреки всему расти, то фирма увеличивает производственную площадь, покупает новое оборудование и принимает новых сотрудников. Даже незначительное увеличение производства влечет за собой огромное количество неожиданных проблем это объясняется тем что нужны новые инвестиции, обучение пришедших сотрудников, ремонт старых узлов оборудование и т.д. Пожалуй, эта стадия является бесконечной для фирмы производителя, так как проблемы будут появляться в сфере сбыта и в сфере производства постоянно.

Цель фирмы на данной стадии - освоить и захватить лидирующую позицию на рынке и максимизировать объемы продаж.

Задачи маркетинга на этом этапе:

1) захватить определенные позиции на рынке;

2) отработать базовые решения;

3) укрепить приверженность покупателей через рекламу;

4) увеличить продолжительность этапа роста.

5) Как правило, используют следующие подходы для продления периода интенсивного роста объемов продаж и быстрого роста рынка:

6) повышение качества новинки, придавая ей дополнительные свойства;

7) проникновение на новые сегменты рынка;

8) использование новых каналов распространения;

10) своевременное снижение цен для привлечения дополнительных потребителей.

Основными потребителями - лидерами своей социальной сферы и законодателей мод называют «адепты». Когда они признают товар, он становится модным и известным. Из число от конечных потребителей составляют 10 - 15 % от общей массы. Массовый сбыт на стадии роста обеспечиваю потребители «раннее большинство» (например, студенты) или «прогрессисты». От общего числа конечных потребителей их количество вирируется в пределах от 25 до 35 %.

Стадия зрелости -- это начало стабилизации дел с новым товаром. Он, собственно, перестает быть новым. Основная отличительная характеристика жизненного цикла товара на этой стадии -- изменение тенденции в темпах роста числа продаж. Они резко сокращаются, потому что рынок уже насыщен. И первые покупки всеми, кто хотел, уже совершены. Этот процесс идет на много медленнее, чем стадия роста, но постоянный рост объемов продаж доводит до его максимального значения. Тут в области цен с аналогичными товарами острее ощутима конкуренция. Чтобы конкурировать, фирме приходится улучшать качество товара, но это ведет к значительным финансовым затратам. Все эти меры приводят к сокращению прибыли. Спрос становится массовым, товаром уже насытили рынок, а потребители начинаю покупать продукт фирмы уже повторно. Здесь приходится акцентировать рекламную работу на массового потребителя консерватора. Максимально массовой и интенсивной должна стать форма рекламы. Нужен поиск дополнительных рынков для нового товара и новых покупателей. Тут вводится система поощрения, для более частных покупок для тех, кто купили уже данный товар, Также параллельно идет работа по нахождению различных способов использования товара в новых сферах его применения. Различные способы продления ЖЦТ показаны на рисунке 3.


Рисунок 3 - Способы продления жизненного цикла товара

Концу стадии кривая продаж плавно переходит в прямую линию, параллельную оси времени, что говорит о насыщении рынка. В реальной действительности стадия зрелости может быть очень короткой. Впрочем, все стадии жизненного цикла товаров на практике имеют разную продолжительность. Это оправдано тем, что равно продолжительное представление этих стадий не является на начальных этапах освоения концепции жизненного цикла товаров более доступным и легким для восприятия. Отмечается, что темпы роста и продаж замедляются. Подают объемы потребление на душу населения. Появляются постоянные покупатели, наблюдается гибкость цен, расширению подвергаются гарантийное обслуживание и сервис. Первоочередная цель фирмы - удерживать на рынке завоеванную долю. Задачи маркетинга на данном этапе: оптимизировать каналы товародвижения, найти новые рынки сбыта, усовершенствовать условия продаж и сервисного обслуживания, внедрение комплексов мер по стимуляции и разработка модификации товара.

Инструментом маркетинга на данном этапе выступает: модификация продукта заключается в модификации внешнего оформление и свойств, улучшения качества это все надо чтобы привлечь новых покупателей. Также применяют следующие стратегии: стратегия улучшения функциональных характеристик продукта, в том числе надежность, скорость, вкус, долговечность, целью стратегии улучшения свойств является внедрение в товар новых свойств, делающий его более удобным безопасным и универсальным, главной целью повысить привлекательность товара является стратегия улучшения внешнего вида.

«Запоздалое большинство» или «скептики» являются основными потребителями. Их число от конечных потребителей составляет 30 - 40 % массовый сбыт на стадии насыщения обеспечивают именно они.

Стадия насыщения сменяет стадию зрелости. На этой стадии прирост равен нулю. Она отличительна тем, что её продолжительность намного дольше зрелости. Любой фирме, в принципе, выгодно находится на этой стадии. Ведь уже сбыт и производство отлажены, не надо осваивать новое оборудование, и разрабатывать новые модели товара, предприятию хочется оставаться как можно дольше на этой стадии, ведь она экономически выгоден. Но на рынке не бывает периода покоя. Если фирма остановится на стадии насыщения, то через некоторое время конкуренты обойдут ее, создав аналогичную модель товара, но уже более совершение, нежели у вашей фирмы. И для фирмы неожиданно придет крах в виде спада её объемов продаж. Из-за этого фирма на стадии насыщения должна постоянно работать и обновлять свой товар, чтоб её не обогнали конкуренты.

Неотвратимой и неизбежной, приходящей рано или поздно является стадия спада. Если фирма будет готова и уберет устаревшую модель товара с рынка и заменит её более совершенной моделью, то стадию спада она перенесет довольно хорошо, не потеряв прибыль. Таким образом, чтобы не понести больших убытков, фирма должна планировать стадию спада заранее. Хотя бывают случаи, когда модель, достигнув стадии спада, может опять появится на рынке, используя некоторые альтернативы её внедрения на рынок. Чтобы опять появится на рынке, можно сократить программу производства. Иногда применение такого подхода немного продлевает жизненный цикл товара, и фирма может получить некоторую прибыль. Еще один способ продление жизненного цикла товара это изменить её упаковку или форму. Последний способ продления жизни товара это переход на другой, менее развитый рынок. Фирма пробует все эти три альтернативы, если они не эффективны, то приходится полностью свертывать выпуск данного товара.

Наряду с типичными случаями жизненного цикла товара существуют также особые случаи. Бывает, реальная жизнь товара изображается в виде так называемой кривой «бум». На ней показывается, как используя грамотно, маркетинговую политику фирма может добиваться высокой прибыли и больших объемов продаж, а потом удерживать эти позиции (рисунок 4)


Рисунок 4 - Кривая «бум»

Бывает, происходят и такие ситуации, когда объем продаж резко возрастает, потом также резко снижается. Эту кривую называют кривой «увлечения» (рисунок 5). Она показывает ситуацию, когда товар получает быстрое признание у потребителей на кратковременный срок. Обычно к таким товарам относят песни и мелодии.


Рисунок 4 - Кривая «увлечения»


Рисунок 6 - Кривая «продолжительного увлечения»

Следующая кривая является следствием так хорошо всем знакомого явления -- моды (рисунок 7). Кривая моды показывает жизнь товаров, которые претерпевают на рынке периодические и неоднократные взрывы и падения спроса.


Рисунок 7 - Кривая моды

Кривая «возобновления» (рисунок 8) представляет собой частный случай моды.


Рисунок 8 - Кривая «возобновления»

«Усовершенствование товара» - периодическое усовершенствование товара, направленное на повышение его эксплуатационных характеристик, что способствует возобновлению периода роста после некоторой стабилизации сбыта. Возобновление обычно связано с падением спроса на данный товар на уже хорошо освоенном рынке. Возобновление роста обычно обусловливается выведением его на другие, как правило, менее развитые рынки. Товарная политика фирмы, построенная на возобновлении, часто применяется в международной торговле развитых в технологическом отношении стран с менее развитыми странами (рисунок 9).


Рисунок 9 - Кривая «усовершенствование товара»

«Провал» - отсутствие успеха на рынке, товар - неудачник. Провал обычно случается с неудачной моделью товара. Если были допущены ошибки, просчеты в процессе исследования рынка, проектирования товара и др., то при выведении товара на рынок стадия роста не наступает, покупатели игнорируют новинку и за выведением сразу же наступает спад. Это и есть провал(рисунок 10)


Рисунок 10 - Кривая «провала»

Есть случаи, когда объемы продаж товара долгое время увеличиваются, а затем быстро уменьшаются и доходят до среднего уровня (рисунок 6) это кривая «Продолжительного увлечения. Продолжительное увлечение - с виду простое увлечение, но со своими различиями они заключаются в том, что спад товара затрагивает не всех её потребителей, а лишь часть.

Маркетологу необходимо выбрать оптимальный момент для выхода с новым товаром на рынок или для внедрения существующего товара на новый рынок. В одно и то же время один товар может находиться на различных рынках на разных стадиях жизненного цикла. Продолжительность этапов на различных рынках также может быть различна. Все это необходимо учитывать при составлении товарного портфеля фирмы. Желательно, чтобы фирма с широким ассортиментом имела одновременно товары, находящиеся на этапах внедрения, роста и зрелости. В этом случае доход от реализации товаров, находящихся на стадии зрелости, способствует эффективному внедрению новых товаров, а товары, находящиеся на стадии роста, могут дать дополнительные средства для обновления, разработки модификаций, введения скидок к цене на товары, находящиеся на стадии зрелости. Нужно так сформировать товарный портфель, чтобы постоянно вводить новые товары и одновременно поддерживать сбалансированность товаров, находящихся на различных этапах жизненного цикла.

Практика свидетельствует, что смена жизненных циклов товаров подчиняется требованиям следующих законов:

Закону возвышения потребностей, согласно которому каждая удовлетворенная потребность образует основу для возникновения новых, более высоких потребностей и одновременно создает предпосылки для их удовлетворения. Таким образом, закон возвышения потребностей приводит к необходимости разработки товаров с более высокими потребительскими свойствами (скорость, комфортность, безопасность, и т.д.). Кроме того, возрастают объемы реализации этих товаров в натуральном и денежном выражении;

Закону ускорения темпов общественного развития. В соответствии с данным законом все процессы, протекающие в обществе и приводящие к конечному результату, имеют тенденцию к ускорению.

Большинство современных маркетологов считают, что маркетинг имеет отношение не только к производству и сбыту товаров или услуг, а охватывает все, что способно удовлетворить разнообразные людские нужды, - организации, личности, идеи, все виды человеческой деятельности. Однако главное - это товар. Коммерческий успех зависит от наличия современного, высококачественного, выгодного для покупателя и потребителя товара.