Важнейшим элементом общения является умение правильно задавать вопросы. Ведь именно так интервьюер получает необходимую ему информацию и переключает мысли человека в нужное русло. То есть именно на этом человеке лежит ответственность по управлению беседой и именно он путем правильно поставленной фразы может избежать недомолвок и конфликтов и составить верное представление о собеседнике.

Начните с себя

Если интервьюер знает, как нужно правильно задать вопрос, то в беседе они помогут ему в следующем:

  • показать, что ему интересна личность партнера и собеседника;
  • в обеспечении «взаимопроникновенности ». То есть общающиеся между собой люди смогут сделать выводы о системе ценностей друг друга;
  • в получении информации, проявлении собственной позиции и отношения к сказанному;
  • ведении диалога и удержании нити повествования в собственных руках;
  • перевести общение на другую сферу;
  • подвести к логическому финалу монолог собеседника и начать диалог с ним.

Если вы не знаете, как правильно задавать вопросы, купите книгу, в которой об этом бы рассказывалось. В любом подобном издании вам будет предложено научиться сначала формулировать собственные мысли и спрашивать о чем-либо у самого себя, а уже потом у собеседника. Ведь от уместности, качества, точности и последовательности фраз будет зависеть эффективность большей части предпринимаемых вами действий.


Прежде чем начать расспрашивать собеседника о том, что вас интересует, необходимо дать ему понять, что этот диалог вам интересен и вы желаете его углубления. Спрашивая, мы подсознательно хотим установить с человеком хорошие отношения, но это возможно только при условии, что беседа не будет напоминать допрос.

Как можно научиться задавать правильные вопросы? Недопустимо являться на беседу неподготовленным. У вас должен иметься набросок фраз, которые стоит начать задавать, когда диалог перейдет в деловое русло или коснется интересующей вас темы. Так вы сможете обеспечить себе психологическое преимущество.

Умение задавать закрытые вопросы

Во время беседы интервьюер может задавать как закрытые, так и открытые вопросы. Первые рассчитаны на то, чтобы получить однозначный ответ «да » или «нет ».

Если вы хотите получить четкий и ясный ответ от собеседника, вы поинтересуетесь у него: «Вы делали то-то и то-то? », «Планируете ли попробовать? », «Вы получили удовлетворение от собственных действий ?» и т.п. Однако, если вы не хотите, чтобы ваш собеседник пришел к окончательному решению раньше времени, не спрашиваете его о чем-либо в такой форме.


Другое дело, если вы хотите получить однозначный ответ «да ». Специалисты советуют начинать любую беседу именно с таких фраз и желательно получить, как минимум, три однозначных ответа «да », чтобы потом с человеком было проще и удобнее общаться, ведь зона взаимопонимания станет существенно шире.

Спросите его так: «Согласитесь, ведь реку нельзя повернуть вспять? » или «Для вас имеют значение гарантии и качество? ». Добейтесь согласия по мелочам и тогда его проще будет получить в чем-то важном и большом.

Умение задавать открытые вопросы

Как нужно правильно задавать открытые вопросы? В этом случае интервьюер не ждет однозначного ответа на заданную фразу, он хочет выяснить отношение человека к обсуждаемому предмету.

Узнать все о фактах и событиях, относящихся к данной ситуации можно, спросив: «Кто имеет к этому отношение ?», «Какие попытки были предприняты ?» и т.д.


Узнать, как относится собеседник к обсуждаемой ситуации можно так: «Ваше мнение по этому поводу ?», «Какое впечатление на вас произвели ?» и др.

Не навязывайте собеседнику свою точку зрения и никогда не говорите: «Давайте сделаем так », «Я думаю, надо вот что » и т.п. Лучше предложить так: «Не хотели бы рассмотреть такой вариант решения проблемы ?», «А может быть, стоило бы ?». Интересуйтесь, на чем зиждется утверждение вашего оппонента: «Чем обусловлено такое решение ?», «На что вы опираетесь ?» и т.п. Если имеются какие-либо сомнения, лучше уточнить, чем остаться неудовлетворенным от беседы.

Особенности, характерные для открытых вопросов:

  • вовлечение собеседника в обсуждение. Фразы, задаваемые в таком ключе, заставляют его думать и аргументировать свой ответ;
  • интервьюируемый сам выбирает, что именно сказать и как ответить;
  • заданная фраза – это хороший способ вывести человека из состояния замкнутости и сдержанности и устранить все существующие барьеры в общении;
  • интервьюируемый воспринимается как главный источник информации, предложений и идей.

Другие виды задаваемых фраз


Но интервьюер должен быть всегда начеку и при необходимости задать наводящий, уточняющий или любой другой вопрос.

Как правильно задать уточняющий вопрос мужчине или женщине? Если есть какие-либо сомнения и требуется уточнить нюансы, интервьюер может спросить: «Сколько именно человек было? », «Во сколько по времени это произошло? » и т.п. В результате собеседник удостоверится, что вы все поняли правильно, поэтому зачастую он сам ждет, что вы спросите его об этом.

Наводящий вопрос наводит на определенную мысль, подталкивает человека к тому, что он должен сказать.


Если тема разговора ушла в сторону или интервьюер ищет способ подтвердить правильность суждения своего собеседника, он может задать наводящую фразу, но при этом учитывать, что она всегда звучит навязчиво и вынуждает собеседника согласиться с его мнением, а ведь это не всегда целесообразно.

Современные поисковые системы научились распознавать даже слова, написанные с ошибками. Поисковик предложит вам на выбор несколько сходных по написанию слов. Но все же постарайтесь писать грамотно - это сократит время поиска.

Чтобы быстрее найти необходимые сведения, постарайтесь как можно короче сформулировать поисковый запрос. Знаки препинания, вводные слова, предлоги, наречия не только ничего не прибавляют к результатам, но и замедляют поиск.

Если необходимой информации найти не удается, попытайтесь изменить и расширить фразу, примените синонимы. Уточняйте запрос, используя ключевые слова - подумайте, какие фразы и выражения могут часто встречаться на странице с нужной информацией и добавьте их в запрос.

При составлении поискового запроса воспользуйтесь расширенными настройками. Укажите язык, на котором вы хотите получить результаты поиска, выберите нужный период и регион.

Язык поисковых запросов

При составлении сложных запросов используются специальные символы - операторы. С их помощью вы можете указать поисковику требования к расположению и сочетаниям входящих в запрос слов.

Если какое-то слово обязательно должно находиться на искомой странице, поставьте перед ним оператор «плюс». Соответственно, «минус» перед словом означает, что оно не должно встречаться в найденном документе. Эти символы не должны отделяться пробелами от слов, к которым они относятся.

Если поисковая фраза заключена в кавычки, будут найдены документы, в которых слова запроса встречаются в том же порядке и падеже. Не можете вспомнить точное слово в цитате? Заключите ее в кавычки, а вместо забытого слова поставьте звездочку. Поисковик найдет правильную цитату вместе с пропущенным словом.

Вертикальный слеш применяется для перечисления слов, хотя бы одно из которых должно присутствовать на странице. Если объединить поисковые слова символом с названием «амперсанд» - &, будут показаны страницы, в которых они находятся в одном предложении.

Если необходимо найти материал с определенного сайта, используйте оператор site. Он позволяет указать системе, на каком именно интернет-ресурсе следует проводить поиск. После site обязательно должно стоять двоеточие.

Обладателям собственных блогов бывает интересно узнать, кто разместил ссылки на их публикации. В этом случае, в поисковой строке нужно ввести #link=«адрес». Такой запрос покажет все веб-страницы, ссылающиеся на интересующий сайт.

Перечисленные команды действуют одинаково почти во всех поисковых системах. Но перед их использованием желательно прочитать описание конкретного поисковика.

Качество ответа зависит не только от того, кому мы задаём вопрос, но и от того, как мы его задаём. Неверно задав вопрос, вы почти гарантированно получите неверный ответ. Правильные вопросы существенно увеличивают шансы на , консультацию, полезную информацию. Попробуем разобраться, что для этого нужно делать.

5 ошибок спрашивающего

1. Задать вопрос, в котором уже содержится ответ

Очень часто у спрашивающего есть какой-то свой вариант ответа, и он хочет проверить его. В этом случае важно, чтобы вопрос не содержал указаний на «правильный» ответ. Примеры таких вопросов: «Нам ведь нужно взяться за этот заказ?», «Я думаю, что выдержит, ты тоже так считаешь?», «Ты ведь согласен, что сработает?» и так далее. Когда вопрос обращён от начальника к подчинённому, вероятность получить желательный ответ возрастает многократно. Если вы действительно хотите знать мнение собеседника, а не просто решили разделить с ним , не давайте понять, что ждёте только его одобрения.

2. Задать закрытый вопрос

Закрытыми называют вопросы, предполагающие ограниченное число вариантов ответа. Как правило, два или три. Самый известный пример - шекспировское «быть или не быть». Если вы не Шекспир, не стоит загонять отвечающего в рамки. Вполне возможно, что за пределами существует ещё множество возможностей. Простой пример: начальство нагружает вас дополнительной работой. «Согласиться или отказаться?» - спрашиваете вы у друга, упуская тем самым вариант «Согласиться, но за прибавку к зарплате».

3. Сделать вид, что поняли ответ, хотя это не так

Не все ответы одинаково понятны. Непонятный ответ бесполезен. Если вы не уверены, что поняли собеседника, не стоит скрывать этот факт. Часто руководители боятся просить разъяснений, так как это якобы демонстрирует их некомпетентность. Между тем бывший генеральный директор General Electric Джек Уэлч (Jack Welch) в книге Winning утверждает, что именно руководители должны задавать вопросы чаще других и их вопросы должны быть лучшими.

4. Давить на отвечающего

«Какого чёрта у тебя там творится с проектом?» «Ты вообще собираешься работать?», «Что за ерунду ты мне показываешь?» - во всех этих случаях спрашивающий получит в ответ только . Если ваша цель - заставить сотрудника признать вину, то вы всё делаете правильно. Если же стоит цель разобраться в проблеме, то давление на отвечающего только повредит. Бизнес-консультант Майкл Маркуардт (Michael Marquardt) пишет, что, защищаясь, человек склонен рассматривать себя как часть возникшей проблемы, а не как источник возможных решений.

wittaya2499/Depositphotos.com

5. Задать целую серию вопросов

Этот способ настолько хорош, что его используют намеренно, когда не хотят услышать ответ. Просто задайте собеседнику множество вопросов подряд, желательно перебивая его. И всё. Его , и ни на один из вопросов ответа вы не получите.

Умение задавать правильные вопросы избавляет от необходимости знать все ответы.

Дональд Питерсон (Donald Peterson), генеральный директор Ford (1985–1989)

5 хороших идей для правильных вопросов

1. Подготовьтесь

Если вам предстоит разговор, где вы будете задавать важные вопросы, имеет смысл подготовиться заранее: определить суть проблемы и цель беседы, набросать список вопросов.

2. Формулируйте вопрос в одном предложении

Бизнес-консультант Джефф Хаден (Jeff Haden) предлагает использовать этот приём, чтобы избавиться от «подсказок» в вопросах. К тому же короткие вопросы, как правило, более понятны. Пытаясь уложиться в одно предложение, вы сами лучше поймёте суть проблемы.

3. Сформулируйте несколько вариантов вопроса

В процессе подготовки целесообразно подобрать несколько вариантов одного и того же вопроса. Это позволит взглянуть на проблему с разных сторон. Полезным бывает задать один и тот же применительно к разным временным промежуткам. Например, не «Что можно сделать для увеличения продаж?», а «Что можно сделать для увеличения продаж в ближайший месяц?».


eteimaging/Depositphotos.com

4. Начинайте вопросы со слова «почему»

Такие вопросы направлены на выявление причины. «Почему» очень хорошо смягчает директивные вопросы. Например, вместо «Ты до сих пор не сдал проект. Что происходит?» лучше спросить «Почему не получается сдать проект вовремя?». Есть даже специальная техника выявления скрытых причин - .

5. Задавайте уточняющие вопросы

Среди важных вопросов мало таких, что предполагают короткий, ясный и единственный ответ. Намного чаще мы сталкиваемся с проблемами, у которых есть много вариантов решения, а последствия сложно оценить. Несколько последовательно заданных вопросов, каждый из которых развивает и уточняет предыдущий, позволяют получить более глубокие и полезные ответы. Если вопрос становится поводом к диалогу, дискуссии, обсуждению, это хороший вопрос.

Для большинства людей задавать вопросы так же естественно, как ходить или есть. Они не задумываются, хорошо или плохо это у них получается. Но если от правильного ответа зависит , имеет смысл поработать над качеством вопросов. А вы используете какие-то специальные приёмы, чтобы задавать хорошие вопросы?

От того, насколько вы владеете искусством правильно задавать вопросы, зависит ваше общение с собеседником. Поэтому не стоит думать, что без этого умения вполне можно обойтись – неправильно заданный вопрос может смертельно обидеть человека.

Если вы сами уже задавали такие неудобные вопросы, то вы должны быть прекрасно осведомлены о последствиях. Но их, как и почти всего в этом мире, можно успешно избежать.

Узнаём из статьи, какие вопросы можно задать человеку при общении, а какие нельзя.

Можно ответить на любой вопрос, если вопрос задан правильно.
Платон

Коммуникативное общение заключает в себе умение правильно ставить вопросы

Вопросы являют собой способ, при помощи которого можно получить нужные сведения, а также направить беседу в нужное русло.

Вопросы дают возможность нам узнать то, что нас больше всего интересует. Грамотно поставленный вопрос, кроме того, что предоставит вам требуемую информацию, позволит избежать конфликтных ситуаций и оплошностей.

Неважно кто вы: менеджер, тренер по баскетболу, психолог, вам обязательно пригодится умение корректно ставить вопрос.

Правильные вопросы позволяют:

  • Выявить интерес к оппоненту;
  • Продемонстрировать свою систему ценностей, которая будет понятна собеседнику, и узнать о его ценностях;
  • Получить необходимую информацию, показать, что вы можете уделить достаточное время для разговора;
  • Взять инициативу в свои руки и управлять ходом беседы;
  • Менять тему разговора;

Как правильно ставить вопросы


Для правильной постановки вопроса, следует сперва грамотно построить внутренний диалог, сформулировать свои мысли. Качество и актуальность наших вопросов в большинстве случаев воздействуют на действия, которые мы совершаем.

Выявлено два варианта вопросов:

  1. 7 традиционных вопросов: Что? Где? Как? Кто? Почему? Какими средствами?

    Эти вопросы дают возможность провести анализ ситуации в целом;

  2. 6 вопросов, затрагивающих чувства, факты, желания, время, средства, препятствия.
Задавая вопрос собеседнику, мы руководствуемся целью установить с ним позитивные отношения. Однако вы сможете достичь этого, если это не будет выглядеть как допрос.

Как начать разговор?

Прежде чем начать беседу, задайте собеседнику несколько вопросов, после чего можете переходить к собственно разговору. Таким образом, вы добьётесь психологического преимущества.

Ниже перечислены виды вопросов, которые вы можете задавать в диалоге:

Как расположить к себе оппонента?

Как известно, краткость – сестра таланта . Вопрос должен быть кратким, лаконичным и ясным. Сложный и пространный вопрос может сбить с толку вашего собеседника, таким образом, вы не получите конкретного ответа.

Для того чтобы собеседник не чувствовал, что он на допросе, используйте мягкие интонации. Задавая вопрос, делайте это так, чтобы он был в непринуждённой форме.

"Чтобы ответ был положительным, вопрос должен быть соблазнительным."
Стас Янковский

Как правильно задать вопрос, чтобы получить положительный ответ

Вы можете получить то, что вы хотите от других, намеренно используя наводящие вопросы, побуждающие людей отвечать вам утвердительно.

Существует такое понятие, как положительно задаваемые вопросы, которые основываются на двух принципах:

ДА лучше, чем НЕТ

Несогласие является в целом некомфортным опытом при общении. Это можно даже считать невежливым поведением. Когда вы не согласны, вы как бы опротестовываете аргумент собеседника, и спорите, чтобы не прийти к провалу в общении.

По сравнению с риском и дискомфортом разногласий (НЕТ), согласие (ДА), как правило, предпочтительнее. Когда вы задаете вопросы, как правило, следует "подвести" собеседника к положительному выводу и ответа на ваши вопросы.

Создавайте, говоря

Когда вы говорите что-то, то для того, чтобы понять, что вы говорите, другой человек должен полностью вникать и понимать то, о чем вы говорите.

Например, если вы говорите "не вставайте" при задании вопроса человеку из аудитории, то человек должен думать о вставании с места, вместо того, чтобы сразу вам отвечать, в то время как если бы вы сказали "останьтесь сидеть", то все, что нужно сделать человеку, это остаться в положении сидя (которое, в данном случае, также улучшает их текущее состояние) и сразу отвечать на ваш вопрос.

Следовательно, задавая позитивные вопросы, вы должны говорить только то, что вы хотите, чтобы другой человек обдумывал, и избегать того, что вы не хотите, чтобы этот человек тратил время на обдумывание.

Вопросы, которые направляют

Используя приведенные выше вопросы, другой человек может вступить в какое-либо действие или получить другую реакцию.

Создание позитивного действия

Для того, чтобы заставить кого-то ответить положиьельно на вопрос, спросите его, указывая какое-либо действие, и формулируйте сам вопрос таким образом, что говоря «ДА», собеседник приходит к полному согласию и уступчивости с его стороны:
  • Будете ли вы делать эту работу?
  • Мне было интересно с вами, не хотели бы вы пройтись со мной?
  • Можете ли вы помочь мне поднять это наверх?
  • Возьмете ли вы эту вещь за меньшую сумму?

Убеждающее действие

Для того, чтобы заставить человека что-то сделать нужное вам, чего он не хотел бы делать, ваш вопрос должен побуждать его сделать это, для этого попробуйте использовать в вопросах принцип "от обратного", примеры ниже:
  • Вы не очень возражаете, если вы сделаете эту работу?
  • Я знаю, что вы, возможно, не хотите идти со мной, но не будете ли вы так добры?
  • Ты намерен там только смотреть футбол?
  • Будете ли вы менять цену, которую ранее озвучили?

Предотвращающее действие

Для того, чтобы заставить кого-то не делать что-то, используйте положительные моменты отрицательной задачи:
  • Вы бы предпочли что-то сделать еще?
  • С кем вы еще хотите идти?
  • Ты хочешь смотреть футбол?
  • Вы хотите, чтобы я согласился с вашей ценой?

Заключение

Умение грамотно задавать вопросы тесно связано с умением слушать.

Люди расположены к тем, кто внимательно слушает их. Однако, показывая свою заинтересованность, не упустите нужную вам информацию.

Каждый день люди сталкиваются с массой вопросов, на которые хотят либо найти ответы, либо узнать информацию от других. Естественно, часть из них озвучивается, а в вторая часть только подразумевается. Но немалое количество жителей планеты Земля хотят узнать, как , чтобы получить на них нужные, положительные или развернутые ответы.

На самом деле психологи давным-давно сделали определенное разделение всех существующих вопросов исходя из того, как человек на них отреагирует. Зная те или иные психологические уловки и хитрости манипулирования можно задать вопрос, ответ на который будет заранее вам подходящим. Как вариант, это может быть полноценный ответ на ваш запрос, дающий получение информации, которая вам необходима.

Какие виды вопросов бывают?

Будем отталкиваться от информации, что существует два основных варианта вопросов, которые могут задаваться людям:

  1. Закрытый. Это самый простой вариант, когда нужно получить минимум информации. Такой вид вопросов отличается тем, что ответ на него может содержаться в одном или двух словах. Чаще всего это «да», «нет», «не знаю». Информации получится узнать минимум, да и ее достоверность проверить не выйдет. Придется задавать какие-либо дополнительные вопросы человеку для того, чтобы или информации больше получить, или определить врет он, или говорит правду. Если речь идет об общении между незнакомыми людьми, то очень часто предложения закрытого характера будут накалять обстановку, поскольку придется искать либо дополнительные темы для разговоров, либо какие-то точки соприкосновения.
  2. Открытый. Отличается от предыдущего тем, что подразумевает получение полного и развернутого ответа от собеседника. На такой вопрос нельзя однозначно ответить «да» или «нет». Нужно дать определенную информацию человеку, которая будет максимально полной, ну а сам ответ достаточной длинным и связным. Этот вид более интересный, поскольку дает возможность получить максимум информации.

Естественно, из контекста можно определить, когда и какие вопросы задавать. Однако чаще всего этим интересуются или психологи, или люди, работающие в сфере продаж, пытающиеся найти общий язык с неразговорчивым клиентом.

Как правильно нужно задавать вопросы?

Здесь все зависит от того, какие ответы надо получить. Есть люди, которые специально выстраивают предложение таким образом, чтобы получить четкий положительный или отрицательный ответ. Отдельно стоит разобрать те элементы, которые используются в вопросе-просьбе. Здесь необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы человек ответил положительно, но опираясь на существующий запрос.

Итак, рассмотрим основные методы, благодаря которым можно получить желаемый ответ:

  1. Ни в коем случае не нужно начинать вопрос с частицы «не». С высокой долей вероятности человек, который является вашим собеседником, ответит на него отрицательно. Аргументировать это просто – фактически за него уже создан ответ, ему остается только подтвердить предположение. Соответственно стоит избегать вопросов: «не хотели бы вы?», «не желаете ли вы?», «не поможете ли вы?».
  2. Если есть необходимость получить четкий положительный ответ, то не спешите с основным вопросом. Перед тем как запросить у человека интересующую вас информацию, задайте ему три легких вопроса, ответ на который будет однозначно положительным, звучит как «да». На четвертый вопрос человек ответит не столько по инерции, сколько осознанно, и ответит положительно. Этот опыт проводился многими психологами и очень часто применяется на несговорчивых людях, которые могут достаточно сложно идти на контакт, доказывая свою точку зрения.
  3. Правильно подходите к созданию вопроса-просьбы. Практика показывает, что человеку неудобно дважды подряд отвечать отрицательно тому, кто задавал вопрос и попросил помощи. Поэтому если есть необходимость что-то попросить и получить на это положительный ответ либо разрешение, то оставьте основной вопрос на потом. А вот первый вопрос сделайте похожим. Так очень часто делают люди, которые хотят попросить денег взаймы. Как это выглядит? Первоначально надо спросить у человека, согласится ли он вам одолжить, например, 10000 рублей. В это же время вы предполагаете, что последует отрицание. После получения этого отрицательного ответа спросите, согласится ли человек одолжить вам 3000 рублей. Сумма в сравнении с первой кажется намного меньше, а человеку два раза подряд отказывать вам будет просто неудобно. Как раз по этой причине с высокой долей вероятности вы получите положительный ответ.
  4. Выбор без выбора. Эта методика также достаточно известна, и подразумевает под собой постановку вопроса таким образом, чтобы любой из ответов, который дает вам человек, был удобен для вас. Например: «Ты хочешь увидеться в понедельник утром или во вторник вечером?». По факту вы даете человеку возможность выбрать, и он может располагать между имеющимися вариантами. На самом же деле в вопрос вы можете вставить те факты, которые удобны для вас в любом случае. Соответственно, в предложении, которое указано выше, учтено только то время, которое максимально удобно для вас. Не желаемый результат можно получить только в случае, если человеку действительно в корне не подходят оба предложенные вам варианта.
  5. Вопрос-провокация. Этот метод также является достаточно известным. Фактически он является определенной техникой манипулирования. Базируется на том, что человек по факту не сможет отказать, ведь он либо выглядеть будет не в лучшем свете, либо покажет свою определенную слабость. Как раз этим приемом пользуются люди, которым присуще манипулирование с желанием добиться нужного эффекта. К сожалению, немало количество людей такие вопросы легко вычисляют, отвечая на них соответствующим образом.

Нужно ли планировать вопросы заранее?

Необходимо помнить о том, что спланированные вопросы, а также варианты ответов на них, помогут не только поддержать беседу, но еще и узнать ту информацию, которая была целью самой беседы. Итак, что же необходимо иметь в виду?

  1. Цель беседы и ее итог. Перед тем как задавать вопросы человеку, необходимо понимать, что в итоге вы хотите узнать или получить, какой результат для себя желаете вынести?
  2. Нужно формулировать достаточно простые и краткие вопросы. Лучше задать пару дополнительных, чем запутать человека одним длинным предложением.
  3. Постарайтесь заранее один и тот же вопрос сформулировать несколькими вариантами. Исходя из разговора можно понять, какой из предполагаемых лучше всего задавать человеку. Один и тот же вопрос может иметь три или четыре варианта своего звучания, соответственно и ответы на него можно получить разные.
  4. Не забывайте задавать дополнительные уточняющие вопросы. Собеседнику это укажет на то, что у вас есть желание узнать как можно больше информации, соответственно такой показатель вызовет уважение. Для вас это возможность получить максимум необходимой информации, ради которой и затевался разговор.
  5. В большинстве случаев старайтесь задавать вопрос, начиная со слова «почему?». Так вы подталкиваете человека к размышлению. Он задумается, почему и по каким причинам произошел тот или иной фактор.
  6. Будьте готовы самостоятельно отвечать на вопросы. Если это не просто обычная беседа, а желание получить как можно больше информации, то ожидайте, что шквал вопросов будет обрушиваться и на вас. Естественно, смотрите заранее, какие темы для вас приемлемо обсуждать, а от какой тематики лучше отказаться.

Какие основные ошибки бывают во время создания вопросов?

  1. Предложение формулируется таким образом, что в нем заранее заложен ответ. Это тактика будет оправдана только в случае, если в предложении сформулирован нужный вам ответ. Но фактически такой прием является манипулированием, поэтому получить личное мнение человека здесь будет намного тяжелее, ведь ему проще согласиться с вами.
  2. Постоянное использование только лишь закрытых вопросов. Вы самостоятельно можете преградить человеку путь к тому, чтобы он развивал свою мысль и выдал максимум информации. Это далеко не самая лучшая стратегия, и, как правило, результат она дает неважный.
  3. Создание давления в вопросе, который задается. Здесь можно говорить о повышении голоса либо моральном давлении на оппонента. Используются это только в случае, если необходимо признание вины собеседником. Естественно, производя определенный вид защиты, он согласится с тем предположением, которое вы высказывали.
  4. Не понять ответ, но сделать вид, что все ясно. Отсюда вытекает только одна неясность – зачем необходимо было задавать вопрос, если ответ не был понят. Лучше переспросить информацию два или три раза, переформулировать вопрос полностью. Только так можно понять, какой именно ответ подразумевался человеком, с которым вы общаетесь.

Ориентируюсь на вышеуказанные правила и методики можно без проблем получить необходимые ответы, которые человек будет давать осознанно и без каких-либо затруднений. Естественно, если предстоит достаточно серьезный разговор или собеседование, желательно потренироваться в создании правильных вопросов и провести диалог-тренинг. Так можно отрепетировать полученные навыки и уже без опаски общаться с человеком, от которого необходимо получить информацию.