Как в творчестве А.Т. Твардовского представлена тема войны?

Но со времен фронта я отметил
"Василия Теркина" как удивительную
удачу...
Твардовский сумел написать вещь
вневременную, мужественную и
неогрязненную...
А.Солженицын.

Говорят, что собирались поставить или уже поставили па-
мятник бойцу Василию Теркину. Памятник литературному герою -
вещь вообще редкая, а в нашей стране в особенности. Но мне ка-
жется, что герой Твардовского заслужил эту честь по праву.
Ведь вместе с ним памятник получают и миллионы тех, кто так
или иначе походил на Василия, кто любил свою страну и не жалел
своей крови, кто находил выход из трудного положения и умел
шуткой скрасить фронтовые трудности, кто любил поиграть или
послушать музыку на привале. Многие из них не обрели даже сво-
ей могилы (как-то показывали по телевизору). Пусть же памятник
Василию Теркину будет и им надгробием.
В библиотеке, куда я пришел, чтобы взять поэму, мне
досталось очень интересное издание: вместе с текстом были по-
мещены письма читателей "Василия Теркина" с 1942 по 1970 годы
и ответ читателям "Как был написан "Василий Теркин". Пере-
листывая эти разнообразные письма читателей, я убедился, что
поэма Твардовского была действительно народной, вернее, сол-
датской поэмой. По воспоминаниям Солженицына, солдаты его ба-
тареи из многих книг предпочли больше всего ее да "Войну и
мир" Толстого.
В своем небольшом сочинении мне бы хотелось остановиться
прежде всего на том, что же мне лично больше всего нравится в
поэме и ее герое.
Больше всего мне нравится в произведении Александра Три-
фоновича язык, легкий, образный, народный. Стихи его так и за-
поминаются сами. По душе необычность книги, то, что она как бы
без начала и конца. Словно ты вновь встретился со старым дру-
гом, которого тебе представлять не надо. А потом расстался с
ним. Что же, это жизнь... И то, что автор предлагает:

Словом, книгу с середины
И начнем. А там пойдет.

Это, думается, делает героя и ближе, и понятнее. Очень
правильно и то, что поэт приписал Теркину не так уж много ге-
ройских подвигов. Одного сбитого самолета да взятого языка
вполне достаточно. А ведь, по признанию самого Твардовского,
он чуть было не увлекся "сюжетностью". Хотел "заставить" Тер-
кина перейти линию фронта и действовать в тылу у противника на
Смоленщине (кстати, родине самого автора). Но чувство меры не
дало этого сделать. Недаром же Александр Исаевич Солженицын в
своих литературных воспоминаниях "Бодался теленок с дубом"
восхищался этим чувством меры у Твардовского. Он, в частности,
писал, что, не имея свободы сказать полную правду о войне,
Твардовский останавливался перед каждой ложью чуть не на
последнем миллиметре, но нигде этого барьера не переступил.
Оттого и вышло чудо!
Если бы меня спросили, почему Василий Теркин стал одним
из моих любимых литературных героев, я бы сказал: "Он очень по
душе мне жизнелюбием. Смотрите, он на фронте, где каждый день
смерть, где никто "не заколдован от осколка-дурака, от любой
дурацкой пули". Порой мерзнет и голодает, не имеет вестей от
родных, его ранят. А он не унывает. Живет и радуется жизни.
Мне кажется, сегодня этого качества так не хватает многим лю-
дям. А может быть, и мне самому... Теркин не может не радовать
своим жизнелюбием. Ведь он

В кухне- с места, с места- в бой.
Курит, ест и пьет со смаком
На позиции любой.

Он может переплыть ледяную реку, тащить, надрываясь, язы-
ка. Но вот вынужденная стоянка, "а мороз- ни стать, ни
сесть..." И Теркин заиграл на чужой гармони.

И от той гармошки старой,
Что осталась сиротой,
Как-то вдруг теплее стало
На дороге фронтовой.

Теркин- душа солдатской компании. Недаром товарищи так
любят слушать его то шутливые, то очень серьезные рассказы.
Вот они лежат в болотах, где "перемокшая" пехота мечтает уже
даже о том, "хоть бы смерть, да на сухом". "Третьи сутки кукиш
кажет в животе кишка кишке". Сыплет дождик, злой кашель терза-
ет грудь. И даже прикурить нельзя: размокли спички. Солдаты
все клянут, и кажется им, что "хуже нет уже беды". А Теркин
усмехается и начинает длинное рассуждение. Говорит он о том,
что, пока солдат чувствует локоть товарища, он силен. За ним
батальон, полк, дивизия. А то и фронт. Да что там. Вся Россия!
Вот в прошлом году, когда немец рвался к Москве и пел: "Москва
моя", тогда и можно было кручиниться. А нынче немец уже не
тот, "этой песни прошлогодней нынче немец не певец". А мы про
себя думаем, что ведь и прошлый год, когда совсем тошно было,
находил ведь Василий слова, что помогали товарищам. Такой уж в
нем был талант. Такой талант, что лежа в мокроте, засмеялись
товарищи, легче им стало.
Но больше всего мне нравится глава "Смерть и воин", в ко-
торой наш герой раненый лежит и замерзает. И чудится ему, что
пришла к нему Смерть. И стало спорить трудно ему с ней, потому
что истекал он кровью и хотел покоя... И чего уж, казалось,
держаться за эту жизнь, где вся радость, то мерзнуть, то рыть
окопы, то бояться, что убьют тебя?... Но не такой Василий,
чтобы легко сдаться "Косой".

Буду плакать, выть от боли,
Гибнуть в поле без следа,
Но тебе по доброй воле
Я не сдамся никогда,-

шепчет он. И воин побеждает Смерть.
Нынче прошло время лубочных героев книг и фильмов, о лю-
бителях которых с издевкой писал Твардовский, что эти писатели
всегда рады "заключить", "что, мол, горе не беда"

Что с удачей постоянно
Теркин подвиг совершил:
Русской ложкой деревянной
Восемь фрицев уложил!

Писатель постоянно подчеркивает, что "страшный бой идет,
кровавый, смертный бой..."
Сегодня мы начинаем узнавать правду о неисчислимых поте-
рях, которые понес наш народ в войне, часто совершенно нап-
расных. Сегодня мы начинаем узнавать правду о причинах, целях
и ходе войны, победой в которой, по мнению А.Солженицына, нам
не стоит так уж гордиться. Но среди этой горькой правды свое
место займет и простой русский солдат Василий Теркин.

Лирика Александра Трифоновича Твардовского (1910-1971) привлекает не только образностью, мастерством слова, но широтой тематики, важностью и непреходящей актуальностью поднимаемых вопросов. Пройдя дорогами Великой Отечественной войны (писатель участвовал и в финской войне) в качестве сотрудника фронтовой газеты «Красная звезда», видя ужасы войны, поэт говорил о самом главном, что волновало человека, солдата в горькие и тяжёлые минуты испытаний.

Простыми словами рассказывает поэт о фронтовых буднях. Стихи его скорее похожи на очерки, беглые зарисовки эпизодов боя, ночлега, танковой атаки, но за всем этим – неприятие войны, сострадание к погибшим, священная необходимость защиты Родины. ("Рассказ танкиста", "Дом бойца", "Спичка", "Армейский сапожник"). Непреходящую ценность имеет лирика военных лет, лаконичная по форме, но полная напряжённых раздумий ("Две строчки", 1943г. – воспоминание о финской войне; "Я убит подо Ржевом", 1945-46гг.). Впечатления поездки под Ржев, где шли тяжёлые бои осенью 1942 года, и эпизод встречи с офицером-фронтовиком – легли в основу этого стихотворения ("…были за всю войну из самых удручающих и горьких до физической боли в сердце").

Поэма "Василий Тёркин" – понимание сути русского национального характера. Отзыв о поэме И.А. Бунина («Какая свобода…».

А.Т. Твардовский видел своё предназначение в сохранении памяти, в продолжении общего дела, за которое отданы жизни солдат Это стало главным мотивом его послевоенной лирики. ("Я знаю, никакой моей вины…", 1966г.; "В тот день, когда окончилась война", 1948г.; «"22 июня 1941 года", "Дом у дороги"; "9 мая", "Сыну погибшего воина" – эти стихи посвящены "жестокой памяти-войны", в них поэт отдаёт дань уважения доле вдов и матерей погибших солдат) . Своим творчеством поэт хотел "почесть всем отдать сполна": и тем, кто не вернулся, и тем, кто жив, – всем, кто выстрадал своей жизнью и подвигом эту трудную победу.

Вопросы:

1.С какой целью поэт выступает в некоторых своих стихах о войне от первого лица?

2.Кто является основным героем военной лирики А.Т. Твардовского?

3.В какое время была написана поэма «Василий Тёркин»?

4.В какой из глав поэмы «Василий Тёркин» история солдата напоминает сюжет рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека» ("Про солдата-сироту"; "Тёркин пишет"; "Отдых Тёркина"; "Генерал")?



6.Почему И.А. Бунин, до конца жизни не принявший советского строя, так высоко оценил поэму «Василий Тёркин»?

51. Темы и образы лирики одного из современных отечественных поэтов (по выбору студента).

Примерная тема: Мой любимый поэт – Владимир Высоцкий.

Владимир Высоцкий – один из самых любимых народом исполнителей авторской песни. Он пел во времена безгласности и был для многих глотком свободы в эпоху запретов и застоя.

Мастер авторской песни Владимир Семёнович Высоцкий (1938-1980) – создатель искусства, соединившего слово и музыку. Его имя известно не только русским читателям, но и за рубежом. Все его стихи написаны кровью сердца. Не случайно первый сборник стихов В. Высоцкого назван «Нерв» (1981).

За свою короткую жизнь поэт написал около тысячи песен в разных жанрах: песни-сказки, песни-монологи, песни-рассказы, шутки, маршевые ритмы. Настоящую популярность ему принесли песни философского плана, военные, песни гражданской и общественной направленности.

Особое место у Высоцкого занимала военная тема. Высоцкий знал о войне только по рассказам отца-фронтовика, его друзей, по книгам. Но в прекрасных стихах о войне он так правдив и смел, что бывшие фронтовики принимали его за своего боевого товарища. («Он не вернулся из боя»,«Мы вращаем землю», «Штрафные батальоны», «Братские могилы»).

Своим творчеством поэт напоминает нам, что есть ценности непреходящие, вечные: родина, человеческая жизнь, достоинство, мир на земле. Для Владимира Высоцкого не было запретных тем. Он безбояз–ненно писал обо всём, что его волновало. Мужественно и нежно говорит он о "великой стране любви" ("если не любил, значит не жил и не дышал"). «Баллада о любви», «Марине (Лирическая)».



Жизнь – нескончаемая борьба добра и зла. Главная мысль в «Балладе о времени» – добро остаётся добром, а зло – злом, а нравственные ценности неизменяемы ("И во веки веков, и во все времена/ Трус, предатель всегда презираем…")

Сам Высоцкий был сильным и стойким бойцом, который яростно обличал ложь, косность, рутину, пошлость и предательство. Очень много у него стихов о дружбе, о свободе, так как он сам был внутренне свободным человеком. («Спасите наши души»; «Охота на волков» – песня-притча не про волков, а об идеологии, царившей в нашей стране, о людях, оказавшихся затравленным стадом в умелых руках "егерей"; «Кони привередливые»; «Я не люблю») .

Творчество Высоцкого – биография страны, биография людей поколения 50-60-х годов ХХ века, энциклопедия русской жизни времён застоя. Он затронул в своих стихах все важные моменты нашей истории. До него никто ЭТОГО и об ЭТОМ так не сказал

2.Каков мир поэзии В. Высоцкого?

3.Почему так популярен поэт и сегодня?

4.Чем трогают песни В. Высоцкого о войне?

5.В чём заключается художественное своеобразие и поэтическое новаторство его творчества?

В поэме "За далью - даль" (1953-1960) поэт Александр Твардовский писал:

Нет, жизнь меня не обделила,

Добром своим не обошла.

Всего с лихвой дано мне было

В дорогу - света и тепла...

Чтоб жил и был всегда с парадом,

Чтоб ведал все, что станет с ним,

Не обошла тридцатым годом.

И сорок первым,

Великая Отечественная война, начавшаяся 22 июня 1941 года, стала событием, которое во многом определило жизнь Александра Твардовского и жизнь его поэзии.

В произведениях Твардовского военных и послевоенных лет главное место занимает, патриотическая тема - в самом важном и высоком значении этого слова. Тяжелые военные будни, где сама война приравнена к тяжкому труду, дружба, доказанная кровью, долгожданная победа, любовь к родине, память о пережитом, память о погибших, тема бессмертия, призыв к миру - таков круг тем, к которым обращается поэт в эти годы. Нашли отражение в военных стихах и горькая пора отступления, и высокое понимание солдатами чести и долга:

И про отвагу, долг и честь

Не будешь зря твердить,

Они в тебе,

Какой ты есть.

Каким лишь можешь быть.

По форме стихи военных лет разноплановы: это и зарисовки с натуры, и исповеди-монологи, и торжественные гимны:

Стой, красуйся в зарницах

И огнях торжества.

Мать родная, столица,

Крепость мира, Москва!

Вершиной поэтического наследия военных лет по праву считается поэма "Василий Теркин" (1941-1945) - памятник величию духа советского воина в Великой Отечественной войне.

"Книга про бойца", как назвал ее сам поэт, воссоздает достоверную картину фронтовой действительности, раскрывает мысли, чувства, переживания человека на войне. Она выделяется среди других произведений тех лет особой полнотой и глубиной реалистического изображения народно-освободительной борьбы, бедствий и страданий, подвигов военного быта. Главный герой поэмы - Василий Теркин - олицетворяет фактически весь народ. В этом образе нашли художественное воплощение все самые лучшие черты и качества русского национального характера. Образ Василия Теркина действительно вбирает то, что характерно для многих.

Парень в этом роде

В каждой роте есть всегда,

Да и в каждом взводе, -

пишет автор. Но присущие многим людям черты (народная мудрость и оптимизм, стойкость, выносливость, мастеровитость русского человека - труженика и воина, юмор, за которым всегда проступает нечто более глубокое и серьезное) воплотились в нем ярче, острее, самобытнее и сплавились в живой и целостный человеческий характер,

Василий Теркин, являясь воплощением русского национального характера, не Отделим от народа - солдат и эпизодических персонажей (дед-солдат и бабка, танкисты в бою и на марше, девчонка-медсестра в госпитале, солдатская мать, возвращающаяся из плена, и др.), не отделим он и от матери-родины. Таким образом, "Книга про бойца" становится поэтическим утверждением народного единства перед лицом нелегких испытаний.

В "Книге про бойца" война изображена, как она есть, - в буднях и героике, переплетении обыденного, подчас даже комического с возвышенным и трагедийным.

Прежде всего поэма сильна правдой о войне как о суровом и трагическом - на пределе возможностей - испытании жизненных сил народа, страны, каждого человека. Об этом свидетельствует буквально каждая страница книги, горестное и трагическое содержание многих ее глав, например "Переправа", "Бой в болоте", "Смерть и воин", "Про солдата-сироту", и, конечно же, проходящие рефреном ставшие крылатыми строки:

Бой идет святой и правый,

Смертный бой не ради славы,

Ради жизни на земле.

Сам поэт в "Автобиографии" так говорит о месте поэмы в своем творчестве: "..."Книга про бойца", каково бы ни было ее собственно литературное значение, в годы войны была для меня истинным счастьем: она дала мне ощущение очевидной полезности моего труда, чувство полной свободы обращения со стихом и словом в естественно сложившейся, непринужденной форме изложения. "Теркин" был для меня, во взаимоотношениях поэта с его читателем - воюющим советским человеком, - моей лирикой, моей публицистикой, песней и поучением, анекдотом и присказкой, разговором по душам и репликой к случаю".

Творчество Твардовского военных лет многообразно, Параллельно "Василию Теркину" он пишет цикл стихов "Фронтовая хроника" (1941-1945), работает над книгой очерков "Родина и чужбина" (1942-1946), тогда же им были написаны "Две строчки" (1943), "Война - жесточе нету слова..." (1944), "Перед войной, как будто в знак беды..." (1945).

Мотив непокоренной родины ярко воплощен им в стихотворении "Партизанам Смоленщины". "На той войне незнаменитой" поэт понимал, очень хорошо понимал, что "у войны не женское лицо". Стихотворение "Письмо" - о враче, недавней выпускнице института, которая на дорогах войны возмужала, "стала крепче чуть-чуть", "а бывало - нет сил. Первый раненый, помню, мне воды подносил". (На это стихотворение Твардовского позднее откликнулась Светлана Алексиевич книгой "У войны не женское лицо".)

В произведениях о войне Твардовский отдает также дань уважения доле вдов, и матерей погибших солдат:

Вот мать того, кто пал в бою с врагом

За жизнь, за нас. Снимите шапки, люди.

Критик А. Н. Макаров писал об этих стихотворениях Твардовского: "Облик войны предстает в них более сложным и суровым... более реалистическим, и сам автор раскрывает перед читателями новые стороны своей гуманной души".

В годы войны была написана еще одна лирическая поэма - "Дом у дороги" (1942-1946). "Тема ее" - как отмечал сам поэт, - война, но с другой стороны, чем в "Теркине", - со стороны дома, семьи, жены и детей, солдата, переживших войну".

В этом произведении война предстает в самых простых, но ранящих сердце подробностях. "Хозяин теперь всему война": недоеные стада, в спешке угоняемые от наступающего врага, осоловевшие от жары и усталости дети, трясущиеся на возах, опустошенные лавиной беженцев колодцы, где "ведра глухо грунт скребли, гремя о стенки сруба". И так же, как во время рытья окопов и рвов "живьем приваливали рожь сырой тяжелой глиной", ломаются человеческие судьбы.

В основе "Дома у дороги" лежит скорбное повествование о драматической судьбе простой крестьянской семьи Андрея и Анны Сивцовых и их детей. Но в поэме отразилось горе миллионов людей, в частной судьбе преломилась общая страшная трагедия жестокого времени.

Через трудную судьбу семьи Сивцовых, которую разметала война: отец ушел на фронт, мать с детьми была угнана в Германию, - Твардовский не только раскрывает тяготы военных испытаний, но и утверждает победу жизни над смертью. Поэма вселяет оптимизм, потому что она рассказывает о самоотверженности и жизнестойкости русского народа, который даже в невыносимых условиях гитлеровских лагерей сумел сохранить силу своего деятельного добра, надежду на счастье, чувство семьи и дома.

Вместе с "Василием Теркиным" поэма "Дом у дороги" составляет своеобразную "военную дилогию" - лирико-героический эпос военных лет.

Мысль о прошедшей войне не оставляла Твардовского до конца жизни.

Одним из лучших произведений, написанных по следам кровавых событий, является стихотворение "Я убит подо Ржевом" (1945-1946). Написано оно в форме страстного монолога убитого "в безымянном болоте" бойца, который обращается; ко всем оставшимся в живых. Это стихотворение-завещание, в котором голос лирического героя звучит из-за черты небытия, но душа которого разлилась, растворилась в необъятных, просторах родины:

Я - где корни слепые

Ищут корма во тьме,

Я - где с облачком, пыли

Ходит рожь на холме;

Я - где крик петушиный

На заре по росе;

Я - где ваши машины

Воздух рвут на шоссе;

Где травинку к травинке

Речка травы прядет, -

Там, куда на поминки

Даже мать не придет.

Монолог лирического героя приобретает особенную силу и страсть, когда речь идет о войне, о враге, который, по крестьянской традиции, как черт, называется "он".

В речи героя патетические выражения - "очи померкли", "пламень погас" соседствуют с разговорными - "в этом мире... ни дна ни покрышки", "все на кону", переплетаются с газетными штампами - "последняя пядь", и все это вместе помогает по речи воссоздать образ человека, не оставившего " ни петлички, ни лычки ", обобщенный образ русского солдата, одного из многих, павших "ради жизни на Земле".

Погибшие на войне сделали все для освобождения родины ("Все отдав, не оставили ничего при себе"), поэтому им дано "горькое", "грозное право" завещать оставшимся в живых беречь в памяти прошедшее, никогда не забывать, какой ценой была завоевана долгожданная победа, сколько за нее было отдано жизней и сколько судеб разрушено.

А. Твардовский пишет о великом солдатском братстве, рожденном в годы тяжелых испытаний. Жизнеутверждающе звучит мысль о необходимости "счастливыми быть" всем, кто из братьев-воинов вернулся с этой войны живым.

"Жестокой памяти" войны Александр Твардовский посвятил многие лирические шедевры 1950-1960-х годов. Среди них: "22 июня 1941 года", "Их памяти", "Сыну погибшего воина", "Ночью все раны больнее болят...", "В тот день, когда закончилась война", "9 мая", "Жестокая память". Эти и другие стихотворения стали своеобразным поэтическим реквиемом в честь павших на поле брани. В них поэт выразил, как он писал в 1969 году, "мысль и чувство, которое на протяжении всей войны и в последующие годы более всего заполняло душу. Навечное обязательство перед павшими за общее дело, невозможность забвения, неизбывное ощущение как бы себя в них, а их в себе".

Тема преемственности поколений, памяти и долга перед погибшими в борьбе с фашизмом пронзительной нотой звучит в стихотворении "Лежат они, глухие и немые..." (1966):

Лежат они, глухие и немые.

Под грузом плотной от годов земли -

И юноши, и люди пожилые,

Что на войну вслед за детьми пошли,

И женщины, и девушки-девчонки,

Подружки, сестры наши, медсестренки,

Что шли на смерть и повстречались с ней

В родных краях иль на чужой сторонке...

Ощущение невольной личной вины и ответственности за оборванные жизни предельно лаконично выражено поэтом в 1966 году в стихотворении "Я знаю, никакой моей вины...":

Я знаю, никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны,

В том, что они - кто старше, кто моложе -

Остались там, и не о том же речь,

Что я их мог, но не сумел сберечь, -

Речь не о том, но все же, все же, все же...

Трагической недосказанностью этих стихов поэт заставляет нас сильнее и глубже почувствовать свои переживания. Твардовский осознает, что практической его вины перед погибшими "воинами-братьями" нет, но все равно ощущает ее, потому что они умирали, защищая и его, и нас, и наше будущее, и потому, что он сам мог погибнуть, но остался жив. Это чувство в период "холодной войны", наступившей сразу же после Великой Отечественной, заставляет поэта снова и снова выступать "против, тех, кто войну поют, войною дышат, войною бредят наяву".

Своим долгом человека и писателя Александр Твардовский считал сделать все возможное, чтобы не допустить повторения трагедии, предотвратить еще более страшную катастрофу, "главную утопию", как он называл войну. Предание забвению памяти павших поэт считал недопустимым. К этому же он призывал и нас, своих потомков. Не сделать этого - значит предать память тех, кто погиб за отечество, за свободу, за мирное счастье грядущих поколений, - за наше счастье.

Произведения А. Т. Твардовского о войне - это не только память о прошлом, не только история, которую нельзя забывать. Это живое участие поэта в нашей жизни, напоминание о долге человека перед обществом.

Самое яркое произведение А. Т. Твардовского, посвященное военной теме, - поэма «Василий Теркин». Главный герой поэмы - воплощение высоких нравственных качеств русского народа: патриотизма, ответственности, готовности к самопожертвованию. «Просто парень сам собой он обыкновенный», - пишет автор, подчеркивая тем самым, что герой - рядовой боец. Но именно он подлинный герой: сбивает самолет, отправляется вплавь в холодной воде на другой берег, чтобы помочь оказавшимся в тяжелом положении солдатам. Он знает, что такое война, поэтому высмеивает любую попытку ее приукрасить: Заключить теперь нельзя ли. Что, мол, горе не беда... Что с удачей постоянной Теркин совершил: Русской ложкой деревянной Восемь фрицев уложил?

Правда о войне - главный герой поэмы. О ней,«густой и горькой» правде отступлений первых лет войны, о потерях и разрушениях говорит поэт в этом произведении от первых глав до последних. Поэма рассказывает о народе, оказавшемся в самом центре трагедии. Однако это не убило в людях душевной щедрости, доброты, лукавства, удали, а, напротив, доказало, на что способен народ во имя своей родины. В лирике А. Т. Твардовского тема войны также является одной из главных. Герой стихотворения «Я убит подо Ржевом » погиб где-то «в безымянном болоте», в «бою незнаменитом». Но пускай этот бой и не принес славы его участникам, пускай он даже оказался неудачным для наших войск - все равно солдат, честно павший на поле брани, заслуживает глубокого уважения. Поэт утверждает, что нельзя забывать о том, что в счастье победы вложена «ровная часть» каждого погибшего воина, независимо от того, знают или не знают потомки о его подвиге. И убитый солдат говорит живущим:

  • Завещаю в той жизни
  • Вам счастливыми быть
  • И родимой отчизне
  • С честью дальше служить.

Тяжелым камнем на совести поэта лег бы молчаливый укор мертвых товарищей. Так связывает А. Т. Твардовский память о войне с насущными задачами поэта и гражданина. Нельзя понять и оценить поэзию Твардовского, не почувствовав, в какой мере она вся, до самых своих глубин, лирична. И вместе с тем она широко, настежь открыта окружающему миру и всему, чем этот мир богат, - чувствам, мыслям, природе, быту, политике», - писал о поэзии А. Т. Твардовского С. Я. Маршак в книге «Ради жизни на земле». В этом отличительная черта поэзии А. Т. Твардовского: жизнь, огромный мир в самых разнообразных проявлениях преломляется в лирическом переживании поэта. Особенно зримо это проявилось в произведениях о войне.

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй - » Тема войны в творчестве Твардовского . И в закладках появилось готовое сочинение.

Произведения А. Т. Твардовского о войне - это не только память о прошлом, не только история, которую нельзя забывать. Это живое участие поэта в нашей жизни, напоминание о долге человека перед обществом.

Самое яркое произведение А. Т. Твардовского, посвященное военной теме, - поэма «Василий Теркин». Главный герой поэмы - воплощение высоких нравственных качеств русского народа: патриотизма, ответственности, готовности к самопожертвованию. «Просто парень сам собой он обыкновенный», - пишет автор, подчеркивая тем самым, что герой - рядовой боец. Но именно он подлинный герой: сбивает самолет, отправляется вплавь в холодной воде на другой берег, чтобы помочь оказавшимся в тяжелом положении солдатам. Он знает, что такое война, поэтому высмеивает любую попытку ее приукрасить: Заключить теперь нельзя ли. Что, мол, горе не беда… Что с удачей постоянной Теркин подвиг совершил: Русской ложкой деревянной Восемь фрицев уложил?

Правда о войне - главный герой поэмы. О ней,«густой и горькой» правде отступлений первых лет войны, о потерях и разрушениях говорит поэт в этом произведении от первых глав до последних. Поэма рассказывает о народе, оказавшемся в самом центре трагедии. Однако это не убило в людях душевной щедрости, доброты, лукавства, удали, а, напротив, доказало, на что способен народ во имя своей родины. В лирике А. Т. Твардовского тема войны также является одной из главных. Герой стихотворения «Я убит подо Ржевом » погиб где-то «в безымянном болоте», в «бою незнаменитом». Но пускай этот бой и не принес славы его участникам, пускай он даже оказался неудачным для наших войск - все равно солдат, честно павший на поле брани, заслуживает глубокого уважения. Поэт утверждает, что нельзя забывать о том, что в счастье победы вложена «ровная часть» каждого погибшего воина, независимо от того, знают или не знают потомки о его подвиге. И убитый солдат говорит живущим:

Завещаю в той жизни Вам счастливыми быть И родимой отчизне С честью дальше служить.

Тяжелым камнем на совести поэта лег бы молчаливый укор мертвых товарищей. Так связывает А. Т. Твардовский память о войне с насущными задачами поэта и гражданина. Нельзя понять и оценить поэзию Твардовского, не почувствовав, в какой мере она вся, до самых своих глубин, лирична. И вместе с тем она широко, настежь открыта окружающему миру и всему, чем этот мир богат, - чувствам, мыслям, природе, быту, политике», - писал о поэзии А. Т. Твардовского С. Я. Маршак в книге «Ради жизни на земле». В этом отличительная черта поэзии А. Т. Твардовского: жизнь, огромный мир в самых разнообразных проявлениях преломляется в лирическом переживании поэта. Особенно зримо это проявилось в произведениях о войне.