В СССР нам рисовали картинку дружбы народов СССР. Но скрывали тот факт, что советская власть насаждалась на всей территории бывшего Туркестана (нынешней Средней Азии) принудительными силовыми методами. До Октябрьского переворота Западный (русский) Туркестан был цветущей окраиной с развитым сельским хозяйством и перерабатывающей промышленностью. После прихода в Туркестан большевиков началась Гражданская война, которя привела к значительным разрушениям и экономическому упадку. Началось внедрение топливной энергетики.
Советская власть фактически покупала лояльность среднеазиатских республик в обмен на послабления.
После распада корпорации СССР в конце 1991 года практически вся построенная за годы советской власти промышленность была демонтирована, дееспособное население бывших среднеазиатских республик работает за рубежом, в основном, в Российской Федерации.
В период с 1918-42 гг всё население Туркестана поднялось на борьбу с красной чумой большевизма и коммунизма. Это освободительное движение называлось басмачеством и имело резко негативное значение в годы советской власти. Но правду не скроешь. Советская власть не смогла удержаться на территории СССР. Население бывшего Туркестана лойяльно белому населению дореволюционного Туркестана, а не еврейским красным бандам большевиков. До Октябрьского переворота Туркестан был белым, русским, после него-красным, еврейским.


Самарканд 1930 года. Работали водяные мельницы, которые могли обеспечивать весь город электричеством, уличные торговцы угощали водой со льдом и прошлогодним снегом, политым сиропом(похоже на мороженое).
Каким образом смогли заморозить воду и сохранить лёд с прошедшей зимы? (см. БАДГИР).

Почему разрушены медресе и мечети, почему наклонился минарет Улуг-бека?

Шла Гражданская война, Самарканд был почти разрушен.

1929 год-образовался Ватикан, начали насаждать религии.

8:08-чайхана, вывеска на 2-х шрифтах: на латинице и кирилице.

В те времена советское правительство проводило латинизацию языков СССР.

Как выглядел Самарканд в 1930 году когда перестал быть столицей

Советская власть закончила построение Турксиба (Туркестано-Сибирской магистрали) и уверенно закрепилась на огромной территории Туркестана.

Жириновский прав, утверждая с трибуны Госдумы о добровольно-принудительном насаждении советской власти в Туркестане.
Деньги, вложенные в Туркестан, ушли, как вода в песок, всё, что было построено в годы советской власти, в настоящее время демонтировано, дееспособное население Средней Азии на заработках в России. При существующем политическом раскаде никто не будет развивать и влкадывать деньги в Среднюю Азию. Большевики искусственно разделили Туркестан на республики и народы.

Жириновский. Узбеки отобрали Самарканд и Бухара у таджиков. Казахи и кыргызы один народ.

Кратко об истории Туркестана:

В 1868 году Самарканд был занят русскими войсками и присоединён к Российской империи и стал центром Зеравшанского округа, преобразованного в 1887 году в Самаркандскую область. В том же году гарнизон Самарканда под командованием генерал-майора и барона Фридриха фон Штемпеля отразил попытку самаркандцев свергнуть российскую власть. В 1888 году к вокзалу города была подведена Закаспийская железная дорога, которая впоследствии была продолжена на восток.

После Октябрьской революции город вошёл в состав Туркестанской АССР. В 1925—1930 годах являлся столицей Узбекской ССР, а с 1938 года — центром Самаркандской области данной союзной республики.

Железнодорожный транспорт достиг Самарканда в 1888 году в результате строительства Закаспийской железной дороги в 1880—1891 годах железнодорожными войсками Российской империи на территории современного Туркменистана и центральной части Узбекистана. Данная железная дорога начиналась от города Красноводск (ныне Туркменбашы) на берегу Каспийского моря и заканчивалась в станции города Самарканд.

Именно станция Самарканд являлась конечной станцией Закаспийской железной дороги. Первый вокзал станции «Самарканд» был открыт в мае 1888 года.
Позднее, вследствие строительства железной дороги в остальных местах Средней Азии, станция была соединена с восточной частью железной дороги Средней Азии и впоследствии данная железная дорога получила название Среднеазиатские железные дороги.

В советские годы в станцию Самарканд не была присоединена ни одна новая линия но в то же время она являлась одной из крупных и важнейших станций Узбекской ССР и Советской Средней Азии.

К моменту начала территориальной экспансии Российской империи, на территории современного Узбекистана существовало три государственных образования: Бухарский эмират, Кокандское ханство и Хивинское ханство. В 1876 году Кокандское ханство было разбито Российской империей, ханство упразднено, а центральные территории ханства были включены в состав Ферганской области.
К началу XX века Средняя Азия находилась в составе Российской империи и в начале становления советской власти, несмотря на сопротивление басмачей большевикам, вся Средняя Азия стала частью Советского Союза, из Туркестанской АССР, Бухарской республики и Хорезмской республики.

С 27 ноября 1917 года по 22 февраля 1918 года на территории Узбекистана существовало непризнанное независимое государство — Туркестанская автономия.

В январе 1918 года, после того как Туркестанская автономия отказалась исполнять предъявленный ультиматум признать власть Советов, для ликвидации самопровозглашённой Туркестанской автономии из Москвы в Ташкент прибыли 11 эшелонов с войсками и артиллерией , под командованием Константина Осипова.

С 6 по 9 февраля 1918 происходили уличные бои, со значительными жертвами и разрушениями в которых погибло более 10 тысяч мирных жителей. Эта операция на долгие десятилетия ликвидировала доверие местного населения к русской революции, центральной и местной Советской власти. Ответом на ликвидацию Туркестанской автономии стало мощное национально-освободительное партизанское движение, известное в советской историографии, как басмачество, ликвидированное Советской властью лишь в 1930-е годы.
С школе нам рисовали образ басмачей злодеями, которые сопротивлялись советской власти, Нам лгали о том, чем была на самом деле эта советская власть.

Басма́чество (от тюркского «басма» - налёт + суффикс -чи) - военно-политическое партизанское движение местного населения Средней Азии в первой половине XX века, возникшее после революции 1917 года в Российской империи. Первые значительные очаги этого движения возникли после разгрома большевиками Кокандской автономии на территории Туркестана, а после проведения национального размежевания - на территориях современных Узбекистана, Казахстана, Таджикистана, Туркмении и Киргизии, ставившее своей целью борьбу с советской властью и изгнание большевиков.
(Весь народ Туркестана поднялся на борьбу с Красной заразой, но силы были неравны.)

Тактика борьбы басмачей состояла в том, чтобы, базируясь в труднодоступных горных и пустынных районах, совершать конные рейды в густонаселённые районы, убивать большевиков, комиссаров, советских работников и сторонников Советской власти. Повстанцы прибегали к партизанской тактике: избегая столкновений с крупными частями регулярных советских войск, предпочитали внезапно нападать на небольшие отряды, укрепления или занятые большевиками населённые пункты, а затем быстро отходить.

Переговоры с представителями народа (басмачами). Фергана. 1921 год

Крупные организованные вооружённые отряды представителей этого движения именовались в советских средствах массовой информации как басмачи́. Сами себя участники этих вооружённых формирований называли моджахедами, то есть участниками джихада - священной войны мусульман против неверных, то есть немусульман.

В советское время понятия басма́ч и басма́чество имело оттенок крайнего осуждения
. После распада СССР отношение к басмачам в независимых республиках Средней Азии постепенно пересматривается. В настоящее время это движение называется «освободительным движением народов Центральной Азии».
По официальной версии, басмачество как организованная сила было ликвидировано по всей Средней Азии в 1931-1932 гг., хотя отдельные бои и столкновения продолжались вплоть до 1942 года.

Война басмачества против советской власти (Википедия):

Основной конфликт: Гражданская война в России

Место: Весь Западный Туркестан, прилегающие к России/СССР территории Восточного Туркестана, Афганистана и Персии

Причина:Разгром большевиками Кокандской автономии.

Итог:Ликвидация басмаческого движения.

После национально-территориального размежевания Средней Азии, 27 октября 1924 года была образована Узбекская Советская Социалистическая Республика со столицей в городе Самарканде.
1 сентября 1930 года столица Узбекской ССР была перенесена из Самарканда в Ташкент.

Крестьянское население Узбекской ССР, как и других республик СССР, подверглось коллективизации и раскулачиванию. В 1931 году из республики были выселены преимущественно в Украинскую ССР более 3,5 тыс. кулацких семей.
Население оказывало сопротивление — только за январь — март 1930 года в республике было 105 вооруженных антиколхозных выступлений.

Насильственная латинизация языков СССР.

Рекомендую к просмотру отличный фильм 1955 года: закат Бухарского эмирата.
Не пожалеете потраченного времени. Там показана Гражданская война на территории Туркестана
и сопротивление басмачей(освободительное движение) ордам Красных.
Много интересных деталей.

Закат Бухарского Эмирата (1955)

В основе идеологии движения басмачей лежали панисламизм и пантюркизм, называемый также пантуранизмом. Стоит отметить также тот факт, что слово «басмач» — то есть бандит или налётчик, отнюдь не является самоназванием участников движения. Басмачи предпочитали называть себя «моджахедами».

Горно-пустынная герилья

Басмачество – среднеазиатская горно-пустынная герилья, возникшая после развала Российской империи на огромных территориях бывшего Туркестанского генерал-губернаторства (после проведения большевиками политики национально-территориального размежевания разделенного на Казахскую, Узбекскую, Таджикскую, Киргизскую и Туркменскую ССР). Единую дату разгрома басмачей назвать крайне сложно – отдельные конфликты и вооруженные столкновения продолжались, в разных регионах и с разной степенью интенсивности, вплоть до конца 1930-х – начала 1940-х годов. Движение захватило многовековые центры тюркской цивилизации и исламской культуры, такие как Самарканд, Бухара, Хива и Хорезм, нашло свои отклики и отголоски в панисламистских кругах Турции, коснулось Афганистана и Персии.

Разумеется, стоит принять во внимание тот факт, что к моменту распада Российской империи среднеазиатские территории находились в ее составе в общей сложности меньше полувека, и отношения колониальной администрации с коренным населением выстраивались отнюдь не гладко и просто. Одно из последних массовых выступлений в Средней Азии против имперской колониальной политики пришлось на 1916 год и было вызвано, помимо общего недовольства конфискацией земли у коренного населения для нужд переселенцев, массовым возмущением попыткой призвать аборигенов на фронт для строительства укреплений. Подобного рода решение, будучи продиктовано крайней необходимостью, не учло настроений населения, массово сочувствовавших турецкому султану и Османской империи, находившейся на тот период времени в состоянии войны с Россией. Восстание было жестоко подавлено, что также не способствовало укреплению «взаимного диалога и сотрудничества» между русскоязычным и тюркоязычным населением империи.

Кокандская автономия

Своего рода триггером к возникновению басмаческого движения послужил разгром советскими войсками самопровозглашенной Туркестанской, или Кокандской, автономии зимой 1918 года. И это несмотря на то, что временное правительство автономии в основной своей массе отличалось весьма либеральными взглядами, провозглашая необходимость принятия европейских ценностей в исламскую культурную парадигму (это интеллектуальное течение называется джадидизм). Местные власти были настроены скорее на дипломатическое сотрудничество со Страной Советов с последующим вхождением в ее состав на правах автономии, нежели на вооруженную борьбу. Но непримиримые разногласия внутри самого правительства привели к тому, что никакой окончательной стратегии в области отношений с большевиками выработано не было и в ответ на ультиматум о признании власти Советов в январе 1918-го правительство ответило отказом. Уже к февралю 1918 непризнанная автономия перестала существовать, положив начало национально-освободительному движению, вскоре охватившему весь Среднеазиатский регион – и, как часто бывает в подобного рода случаях, о дипломатических методах борьбы речи уже не шло.

Таким образом, с зимы 1918-го и приблизительно по середину 1920-х годов на территории Средней Азии шла кровопролитная война. Басмачество было практически полностью ликвидировано к середине 1920-х годов, но в связи с политикой насильственной коллективизации оно развернулось с новой силой.

Тактика басмачества

Тактика басмачей в борьбе с частями Красной Армии не сильно отличалась от стандартных методов ведения партизанской войны в пустынных и горных регионах с использованием хорошего знания местности в качестве преимущества. Основной упор делался на избежание столкновений с многочисленными соединениями советских войск, организацию засад, базирование в труднодоступных местностях и вооруженные кавалерийские рейды в населенные районы. При этом главной целью налетчиков, наряду с материальными ценностями и оружием, являлись сторонники советской власти, большевики и военные комиссары.

Жми «Нравится » и получай лучшие посты в Фейсбуке!

Если почитать хронику рейдов и вооружённых нападений 1931-1938г совершённых басмачами на территорию среднеазиатских советских республик, из-за границы, то видно,что легендарный командарм М.С Будённый был не прав, заявив в 1931 году о ликвидации басмаческого движения. В некоторых даже современных книгах по истории 1931 год значится, как год разгрома басмачей и конца Гражданской Войны в Советской Средней Азии, видать некоторые авторы до сих пор боятся перечить легендарному командарму или не вдавались в подробности. Особенно сильным и массовым,а так-же организованным, в 30-е годы было сопротивление туркменских басмачей Джунаид хана, который начал в 30-е годы пропагандировать идеи национализма и фашизма. На контакты с басмачами стали выходить агенты фашистских разведок, особую активность проявила японская разведка. Неизвестно к чему бы привело такое опасное сближение фашизма и басмачества, если-бы не смерть, в 1938 году Джунаид хана, бывшего Хивинского диктатора и политического лидера туркменского басмачества, имевшего к тому-же большой военный опыт борьбы против советских войск. После его смерти басмачество стало ещё больше походить на шайки из 5-7 человек, занимающиеся больше контрабандой и грабежами. Многие историки считают это событие концом басмаческого движения, но это далеко не так.
В Августе 1939 года советское посольство в Кабуле отправило в Москву доклад о басмаческой эмиграции в Северном Афганистане, в докладе говорилось о туркменском басмачестве,как наиболее воинственном и многочисленном. Из отчёта выходило,что туркменские басмачи сохранили оружие и базы, в течении месяца могли мобилизовать отряд из 5000(цифры были ошибочно занижены) опытных бойцов,полностью вооружённых и на конях. Это не смотря на то, что в 1935 году афганское правительство потребовало от басмачей в очередной раз разоружиться.
В 1935 году начинается активное проникновение и сотрудничество японской и немецкой разведок, в Северном Афганистане.В 1936 году немцам удалось переправить через территорию Афганистана крупную партию оружия пантюркистскому движению в Синьцзяне. Лидеры этого движения провозгласили своей целью создание единного Туркестана и готовили «освободительный поход» на Фергану. Советской разведке стало известно о немецких поставках, и в Кабуле разразился дипломатический скандал. Больше абвер(или РСХА) не пытался активно помогать басмачам, вплоть до начала войны с СССР в 1941 году.
Зато с особой наглостью начали действовать японцы, создав шпионскую сеть по обе стороны границы и собирая развед. инфомацию о Советском Туркестане, среди завербованых японцами был негласный лидер басмачества, бывший эмир Бухары Алим-Хан. А так-же лидеры туркменских и узбекских басмачей.(Среди которых был узбек Махмуд-Бек, умудрившийся за деньги поработать сразу на 3 разведки,Японии,Германии и СССР с 1941 года) . В Японии заработал учебный центр по подготовке агентуры из числа басмачей.Особую наглость японцы допустили в отношении попыток завербовать турецкого посла в Кабуле, в 1937 году, советского посла в 1938 году. В ответ советский посол заключил соглашение с афганским руководством о 30 километровой зоне,вдоль афгано-советской границы, посещать которую иностранцам было запрещено,пролёт «Люфтганзы» над этой территорией был запрещён. Афганское правительство так-же обьявило японского посланика Китаду персоной нон-гранта и он покинул Кабул, направляясь по маршруту Мазари-Шариф -Герат,где был задержан афганской полицией и выдворен из страны. Таким образом разведкам «оси» удалось таки перед войной наладить связи с басмачеством, в основном благодаря японской разведке.Несмотря на ряд крупных провалов.
Ситуация накалилась летом 1941 года,когда фашистская Германия начала войну против СССР. Лондон стал союзником СССР в борьбе против фашистов, и не только. Летом -осенью 1941 года,когда шли жестокие бои с вермахтом, когда на счету был каждый солдат, Сталин совместно с британцами принимает решение и вводит три советские армии в Иран. Операция по разоружению шахской армии заняла неделю-две, но советские войска остались в Иране, до конца войны, хотя англичане и намекали,что способны держать под контролем Иран в одиночестве. Что толкнуло Сталина на долговременную окупацию Ирана? Одной из причин безусловно и являлась зачистка границ. Летом 1941 года британцы прекращают финансировать басмачей, разведки СССР и Британии начинают тесно сотрудничать в борьбе против «вражеской агентуры» Британцы не на шутку были обеспокоены немецким влиянием в Иране и планами абвера поднять массовый мятеж пуштунов в Британской Индии. (Операция «Аманулла»)
Из донесений советского посольства в Кабуле, следовало, что афганское правительство с радостью восприняло новость о начале войны, считалось,что немцы победят, вторжения СССР в Афганистан не будет, после разгрома большевиков, к Афганистану следует присоединить территорию Советского Туркестана. С целью благословления победы Германии, в Кабуле были проведёны торжественные молебны. На эти цели правительство выделило 12000 афгани. Особую радость новость о начале войны вызвала в среде басмачей и молодёжи,которая начала изучать немецкий язык. В 1941 году афганским премьером Хашим ханом была проведена джирга(встреча-сьезд) всех лидеров басмаческого движения. Король афганистана Захир -шах заключил тайное соглашение с Алим -ханом (бывшим эмиром Бухары) о участии басмачей в «походе на Бухару» . Таким образом афганское правительство показало своё истинное лицо и ждало только падения Москвы.
Активизировалось в Кабуле и германское посольство,состоящее в основном из агентов немецкой разведки. Немцы стали активно выходить на связь с лидерами басмаческого движения,запрашивая о количестве бойцов,способных к активному нападению на территорию СССР. К примеру реальные силы туркменских басмачей составляли 10 000 вооружённых бойцов,на конях. На вопросы немцев, новый лидер туркменских басмачей Кизил Аяк ответил, что у него 40 000 бойцов, далее он просил для этой «армии» денег и оружия. Басмачи уже знали как выторговать побольше денег у своих новых опекунов, лидеры остальных банд заявили,что у них 250 000 бойцов, для которых требуется оружие,кони, боеприпасы, и самое главное деньги. Реально басмачи могли выставить группировку в 40 000 сабель.Денег и оружия просили в 6 раз больше, вот воистину: Восток,дело тонкое!
Пытались немцы вступить в связи с мятежным пуштуном Шами Пиром, который уже около 10 лет вёл войну пуштунов, против Британской Индии.Но эта попытка привела к гибели эмиссара немецкой разведки, выехавшего на встречу с Пиром. Немец погиб в перестрелке предположительно с нанятыми англичанами людьми. Инцидент стал известен, свидетельства о шпионско -диверсионной деятельности немецкого посольства переполнили чашу терпения. Это привело к требованиям СССР и Британии к афганскому правительству (официально нейтральному) выслать из страны большую часть сотрудников посольств стран «оси». Испугавшись недавнего вторжения сил союзников в Иран, и понимая, что аналогичный сценарий может развернуться против Афганистана, правительство выслало в Октябре 1941 года большую часть сотрудников Германского и Итальянского посольств за пределы страны.
Тем временем события на Германо-советском фронте разворачивались трагическим образом. Линия фронта приближалась к Москве. Большое количество военнопленных из советских мусульманских республик позволило немцам отбирать желающих,для участия в войне против советов. Так уже в 1941 году немцами был выпущен приказ о формировании в каждом батальоне вермахта роты «хиви» (помошников вермахта) из числа военнопленных мусульманского происхождения. В тылу начал работать учебный центр СС-20 в котором готовили кадры, для создания легиона «Туркестан» .
Огромное влияние на немцев и их мусульманских союзников имел в Германии Великий муфтий иерусалимский Амин эль-Хуссейни. Переехав в Берлин в 1941 году, муфтий развернул большую пропагандистскую и религиозную работу среди мусульман, популяризируя Третий Рейх в мусульманском мире и способствуя таким образом созданию мусульманских воинских формирований. Навстречу пожеланиям муфтия охотно шли Розенберг, Гиммлер и руководство армии. Учитывая пожелания муфтия, в Германии были открыты школы мулл.
Особо следует отметить, что в частях вермахта наступающих на Сталинград уже было несколько мусульманских батальонов, из бывших советских военнопленных, далее вермахт планировал отправить их в Среднюю Азию. Но эти батальоны были разгромлены в Сталинграде.
Параллельно с созданием «Туркестанского легиона» в 1942 году на базе почти уничтоженной в боях 162-й немецкой пехотной дивизии был создан центр формирования национальных частей под руководством известного немецкого востоковеда профессора-генерала Оскара фон Нидермайера, крупнейшего специалиста по Афганистану.
Афганское правительство выжидало, тем временем немцы в Афганистане продолжали действовать, войдя в контакт с узбекским лидером Махмуд беком, щедро профинансировав его, немцам удалось создать организацию «Унион» (союз басмачей). Однако советской разведке удалось перевербовать, перекупить Махмудбека, и он не хранил тайн, превратив «священную борьбу» в свой бизнес. Немцы предложили Махмудбеку написать списки участников басмаческого движения,что Махмуд и сделал, в двух экземплярах. Формально в то время Махмудбек являлся лидером басмачей,так -как Алимхан в открытую боялся контактов с разведками «оси». Видно, что Махмуд влазил ненароком и в пуштунские дела, так -как британская разведка арестовала его весной 1942 года, предоставив афганскому правительству доказательства шпионской деятельности. «Унион» с согласия афганских властей был ликвидирован, однако сотни организаторов и участников остались на свободе. Это на некоторое время парализовало басмачей. Летом 1942 года,когда вермахт развернул успешное наступление на Сталинград была создана новая организация «Фаал» . Планировалось одновременно с падением Сталинграда и выходом немцев в Баку, начать летом 1943 года поход на Бухару. Одновременно должен был заработать воздушный мост, снабжавший басмачей по воздуху оружием и подкреплениями из состава «мусульманских батальонов». Но этим планам не суждено было сбыться, советские воины отстояли цитадель на Волге, разгромив армию Паулюса, РККА перехватила стратегическую инициативу, вышвырнув немцев с Кавказа. Этим был нанесён существенный вред планам, как Берлина,так и басмачей, ожидающих вермахт,на длину авиаперелёта.
Поражение немцев в Сталинграде вразумило афганские власти на более тесное сотрудничество с союзниками в плане борьбы с басмачами.После очередного англо-советского демарша, в Мае-Июне 1943 года полицией и разведкой были арестованы все лидеры басмачества,разгромлена организация «Фаал». Арресту и суду подвергся даже сын бывшего бухарского эмира Умар-хан. Сам бухарский эмир умер в 1943 году, наверное от пережитого шока.

«Лента.ру» продолжает изучать «спорные вопросы», сформулированные экспертами, готовящими «единый учебник» по русской истории. Тема №19 посвящена «характеру национальной политики большевиков и ее оценке». К началу 1920-х годов Советская Россия подчинила себе практически всю территорию страны, за исключением Дальнего Востока. Оставалось дело за малым - усмирить национальные окраины. Если в Белоруссии, на Украине и Кавказе большевики достаточно быстро достигли успеха, то процесс «замирения» Средней Азии растянулся на долгие годы. Борьба с вооруженным антисоветским движением - басмачеством - продолжалась до 1930-х. «Лента.ру» попыталась понять, в чем была суть басмачества и как вышло так, что сама национальная политика большевиков привела к его возникновению.

Пик басмачества в Средней Азии пришелся на первую половину 1920-х. Центрами вооруженного сопротивления советской власти стали Ферганская долина, Хорезм, Закаспийская область, южные районы современной Киргизии. В советской историографии басмачей считали однозначным злом - закостенелыми феодалами и наймитами западных империалистов. Однако в последние годы историки пытались уйти от столь однобокой трактовки басмаческого движения, которое возникло в пику экспансии Советов и во многих отношениях было национально-освободительным.

Кто такие басмачи?

В тезисах по национальному и колониальному вопросам, подготовленных Владимиром Лениным ко II съезду коммунистического интернационала, утверждалось, что единственный путь для зависимых, отсталых и слабых наций (к таковым большевистское руководство, очевидно, и причисляло народы Средней Азии) - это вхождение в состав единого федеративного союза. В той же работе Ленин пишет, что буржуазно-демократическому освободительному движению на окраинах империи необходима поддержка со стороны большевиков, но призывает при этом бороться с «перекрашиванием» этого движения в цвета коммунизма.

Население Туркестанского края к 1917 году превышало 11 миллионов человек, при этом в городах жили только 14 процентов из них. Более 90 процентов жителей региона исповедовали ислам. Уровень грамотности в Туркестане колебался в районе двух-трех процентов, в то время как, например, в Центральной России он составлял около 35 процентов. Часть населения вела полукочевой образ жизни - максимально традиционный и несовременный. Национальное самосознание также было чрезвычайно низким - многие местные народности еще не успели сформироваться в нации.

Руководствуясь этими принципами, советские власти начали экспансию в Среднюю Азию, где к началу Гражданской войны еще вполне благополучно существовали два феодальных государства, Хивинское ханство и Бухарский эмират (после установления советской власти в 1920 году и до вхождения в СССР в 1924-м - Хорезмская народная советская республика и Бухарская народная советская республика соответственно) - протектораты Российской империи. Впоследствии их территории, наряду с Ферганской долиной, стали основными базами басмачества.

Слово «басмач» произошло от тюркского «басмак», что означает «совершать набег, налет». Басмаческие банды появились на территории Средней Азии еще до того, как регион стал частью Российской империи. Но если в XIX веке это были небольшие разбойничьи шайки, то после Октябрьской революции басмачество приняло массовый характер.

Известно, что в освоении Средней Азии Москва проявляла предельную нетерпимость к традиционному патриархальному укладу местной жизни, опиравшейся по большей части на ислам. Тем не менее советские историки отказывались считать одной из главных причин расцвета басмачества просчеты самих большевиков. С точки зрения коммунистических исследователей, басмачество стало результатом враждебной по отношению к Советам позиции «эксплуататорского класса», в том числе духовенства, а также влияния Великобритании на обстановку в Средней Азии.

Последнее утверждение, про заговор мирового капитализма против СССР, более чем спорно. После того как исход Гражданской войны стал очевиден, а все проекты, поддержанные англичанами в Средней Азии (например, Закаспийское временное правительство), провалились, Лондон отказался от прямой помощи антисоветскому движению. Существуют свидетельства, что базировавшиеся в Афганистане басмачи снабжались оружием и боеприпасами через консульство Великобритании в Персии до конца 1920-х годов, однако эта помощь не носила систематического характера, а со временем и вовсе была свернута. Как ни хотели бы англичане насолить Советам, расшатывать ситуацию в регионе с помощью исламистски настроенных формирований было не в их интересах, поскольку, в первую очередь, это угрожало владениям самой британской короны. Как бы то ни было, окончание басмаческого движения многие связывают с союзным договором между Москвой и Лондоном, подписанным в 1942 году - именно тогда англичане обязались пресекать любую активность антисоветских банд на подконтрольной им территории.

Любопытно рассуждал о причинах возникновения басмачества большевик Георгий Сафаров, в 1921 году опубликовавший работу «Колониальная революция (опыт Туркестана)». В ней автор указывал, что советская власть в Средней Азии носила откровенно колонизаторский характер. В числе главных причин распространения басмачества Сафаров назвал экономический кризис, приведший к упадку сельского хозяйства и массовому обнищанию дехкан (крестьян), а также тот факт, что интересы большевиков в регионе, как правило, представляли «деклассированные элементы». Работу Сафарова критиковали все последующие советские историки, а сам автор, что неудивительно, был объявлен «врагом народа» - как участник троцкистско-зиновьевской группировки (расстрелян в 1942 году).

По мнению современного таджикского историка Камолудина Абдуллаева, по большей части также отвергающего то влияние на басмачей со стороны англичан и ваххабитов, на котором настаивали советские специалисты, в 1918-1920 годах басмачество было спонтанным движением «против насилий и бесчинств, творимых новой властью и Красной армией, которое в 1921-1922 году переросло в гражданскую войну между сторонниками и противниками новой власти». При этом, соглашаясь с религиозной мотивацией движения, Абдуллаев отказывается считать его национально-освободительным, поскольку объединения басмачей, как правило, были разобщены и преследовали свои, сугубо локальные цели, а сами среднеазиатские нации еще только формировались.

Отряды басмачей пополнялись в основном за счет разоренных экономическим кризисом и революцией дехкан, а во главе подразделений стояли или местные феодалы, или уже зарекомендовавшие себя в дореволюционные годы бунтовщики. В 1918 году хлопковые хозяйства окончательно пришли в упадок, местные жители вынуждены были сеять вместо хлопка пшеницу - подвоз хлеба из России полностью прекратился, региону грозил полномасштабный голод. Поскольку для выращивания пшеницы не требовалось такого количества работников, как для посева и обработки хлопка, сотни тысяч жителей сельской местности остались неустроенными. Это вынуждало многих из них браться за оружие, чтобы элементарно прокормить себя и семью.

Одновременно басмачество подогревалось и религиозной политикой советских властей. Сами басмачи нередко называли себя моджахедами, то есть борцами за веру. Большевики, принявшиеся отделять церковь от государства, в Средней Азии столкнулись с наибольшим количеством трудностей. Четко сформулированной линии поведения в отношении мусульман не было - в итоге в некоторых случаях местные власти доходили до прямых репрессий в отношении служителей культа, тогда как другие священнослужители чувствовали себя так же вольготно, как и в царское время.

Но как только большевики почувствовали, что репрессивные меры в отношении мулл и их паствы приводят лишь к росту народного возмущения, а следовательно, и к увеличению количества басмачей, они пошли на попятную. В январе 1920-го власти Туркестанской республики создали комиссию по согласованию законоположений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства с шариатом и адатом. Два года спустя было принято решение вернуть вакуфные (то есть находящиеся в собственности мечетей) земли их хозяевам. Одновременно руководство Бухарской народной республики издало документ, обязывавший местные власти привлекать мусульман к молитве; работников, которые саботируют это распоряжение, разрешалось наказывать - вплоть до расстрела.

Религиовед из Самарканда Мустафо Базаров в своем труде «Советская религиозная политика в Средней Азии в 1918-1930 годах» пишет, что, пойдя на уступки мусульманам, большевики, в частности, решили восстановить и шариатские суды, деятельность которых сразу после революции новая власть попыталась было свернуть. В июле 1922-го вышло постановление ЦИК Туркестанской республики, согласно которому религиозные суды могли функционировать наряду с советскими. Все эти послабления способствовали расколу басмаческого движения - часть из тех, кто примкнул к повстанцам, включая многих священнослужителей, вернулись к мирной жизни. Но как только советская власть одержала верх над главными отрядами басмачей, начался новый виток репрессий против служителей культа и верующих в целом. К 1927 году шариатские суды были окончательно упразднены, а вакуфные земли отошли к государству.

Как они воевали

Считается, что басмачи до зубов были вооружены британским оружием; однако английские винтовки «Спрингфилд» (а позже - немецкие маузеровские винтовки) были у них лишь в ограниченном количестве. Основным же огнестрельным оружием басмачей были старинные кремневые ружья, так называемые «карамультуки».

Сложившийся в советском кинематографе образ басмача - удалого кавалериста также не совсем соответствует действительности: образцовыми наездниками были только туркменские бойцы. Что же касается ферганских или бухарских дехкан, то далеко не каждого из них можно считать лихим джигитом. К тому же во время Первой мировой войны уроженцев Средней Азии не брали в армию, где они могли бы обучиться умению сражаться в седле. Как указывает современный узбекский публицист Ядгор Норбутаев, басмачи действовали против красноармейцев, как правило, в качестве конной пехоты - когда лошадь используется только на марше, а перед боем всадники спешиваются.

Тактика басмачей мало чем отличалась от тактики других партизанских формирований: базируясь в труднодоступных горных или пустынных районах, отряды совершали конные рейды во владения большевиков - там басмачи ликвидировали партийных активистов или им сочувствующих, захватывали провизию и оружие. Впрочем, время от времени басмачам удавались полномасштабные операции с применением полевой артиллерии.

Басмачество – военно-политическое и религиозное антисоветское движение в Средней Азии в период Гражданской войны. Своего апогея оно достигло в 1918-1919 годах, когда под знамена басмачества встали десятки тысяч местных жителей. Тем не менее к середине 1920-х годов движение практически полностью сошло на нет. В чем же причина?

Лихие налетчики

Слово «басмач» происходит от узбекского «басма» – вооруженный налет. В идеологической основе басмачества лежал пантюркизм и панисламизм.

Временем начала движения обычно принято считать февраль 1918 года, когда Красная Армия окончательно разгромила самопровозглашенную Туркестанскую автономию, охватывавшую земли нынешних Казахстана, Узбекистана и Киргизии.

Особую активность налетчики развернули в Ферганской долине и прилегающих к ней районах, в Самаркандской и Сардарьинской областях, в Хиве, Восточной Бухаре и Красноводском районе. Отряды басмачей делились на мелкие (до сотни человек) и крупные. Численность последних могла достигать нескольких тысяч человек и более.

Их тактика была типична для партизанской войны в горных и пустынных районах: басмачи старались избегать столкновений с многочисленными и хорошо вооруженными отрядами противника. Упор делался на организацию засад и лихие рейды кавалерии. Как правило, пункты базирования они организовывали в труднодоступных местах. Разведывательной информацией их обеспечивали местные жители.

По законам военного времени

Басмачи были очень серьезным и коварным противником. Их методы ведения войны отличались от боевой тактики белогвардейцев, с которыми большевики успешно воевали на фронтах Гражданской войны. Одним из самых известных курбаши (командиров) был Иргаш. Весной 1918 года он сколотил отряд в 500 человек, однако потерпел ряд поражений.

Но уже в следующем году он смог создать группировку численностью в 15 тысяч человек. Помимо прочего, его бойцы участвовали в антибольшевистском восстании в Ташкенте в 1919 году.

Помимо Иргаша в районе Ферганы действовали не менее 40 отрядов басмачей. Одним из них численностью около 700 человек командовал Мадамин-бек. В ноябре 1918 года он совершил крупный рейд против расположенных в районе Ферганы русских селений.

В Москве, понимая, что успех советской власти в Средней Азии напрямую зависит от борьбы с басмачами, решают направить в регион дополнительный контингент Красной Армии. В феврале-марте 1920 года красноармейцы переходят в наступление на отряды курбашей.

В течение зимы были разгромлены и сдались группировки Акбара-али, Махкам-ходжи, Парпи и других командиров, общей численностью более пяти тысяч человек. Понесли тяжелые потери и отряды Иргаши. Часть из них ушла в Китай и Афганистан.

К 1923 году были полностью очищены от банд Андижанский, Кокандский и другие районы Ферганы. Многие главари басмачей попали в плен и были отданы под военно-революционный трибунал, который вынес им смертный приговор.

За первые 10 месяцев 1922 года в одной только Ферганской долине Красная Армия уничтожила около 120 отрядов басмачей общей численностью более четырех тысяч человек. Были убиты 320 командиров, а в плен сдались 175.

На территории Таджикистана в силу сложности горной местности вооруженная борьба с басмачами продолжалась до июня 1925 года. К весне в горах осталось около 400 разбойников. В течение следующих нескольких месяцев красноармейцы установили контроль над Душанбинским, Файзабадским и другими районами.

Путем переговоров

Были среди басмачей те, кто добровольно соглашался прекратить борьбу. Так, Мадамин-бек, отряд которого был разбит в феврале 1920 года, договорился о включении уцелевших 1200 человек в состав Красной Армии. По этому случаю командующий Туркестанским фронтом Михаил Фрунзе организовал в Фергане военный парад.

Перешедших на сторону советской власти стали называть «красными басмачами». Вместе с тем ряд историков утверждают, что их подчинение командованию Красной Армии было лишь формальным. Дело в том, что когда доходило до столкновений с соплеменниками, перебежчики сражаться не желали.

Конец

В большинстве своем басмачество было ликвидировано к концу 1926 года. Вновь поднимать голову движение стало после начала насильственной коллективизации в конце 1920-х годов.

Как отмечают историки, лидерам басмачей, многие из которых укрывались в Афганистане, определенную поддержку оказывала Великобритания. Лондону было выгодно ослабление советской власти в Средней Азии.

Однако поддержка англичан и народное недовольство не помогли басмачам. К 1933 году они были вновь разбиты и окончательно вытеснены из региона. Последние отряды отказались от вооруженного противостояния с советской властью в 1942 году, когда СССР и Великобритания договорились о прекращении трансграничной холодной войны.