Данное внеурочное занятие напрвлено на обобщение знаний по русскому языку по пройденным темам,на развитие навыков грамотной устной и письменной речи,а также на расширениекругозора и словарного запаса учащихся,воспитанию любви к русскому языку

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Турнир грамотеев». Внеурочное занятие по русскому языку

Цели:

1.Обобщение знаний по русскому языку по пройденным темам.

2. Развитие навыков грамотной устной и письменной речи.

3.Расширение кругозора и словарного запаса учащихся,

Воспитание любви к русскому языку.

В игре принимают участие 3. Б класс

1. команда- Везунчики

2.команда- Умники и умницы

3.команда- Грамотеи

1. Организационный момент.

Мы собрались не в последний раз,

Так как любим игры без прикрас.

Хорошо живётся только тем,

Кто умеет скуку отогнать,

Кто с раскрытою душой

Принесёт задор весь свой

Лучистый, добрый, озорной

И сегодня здесь, друзья,

Свела нас очень интересная игра- турнир грамотеев

Итак, команды, приготовьтесь, начинаем игру.

2.Выполнение заданий.

Первая остановка – Буквоград

1.Добавить букву перед каждым словом, чтобы получилось другое слово:

Рубка (трубка), дар (удар), клад (склад),

Усы (бусы), ель (мель), уран (буран),

Беда (ябеда), роза (гроза), кран (экран)

2. Уберите по одной букве из каждого слова так, чтобы получилось новое слово :

Стон (сон), банк (бак), всласть (власть),

Краска (каска), склон (слон), полк (пол),

Тепло (тело), беда (еда), горсть (гость)

3. Замените одну согласную букву так, чтобы получилось другое слово:

Роса – роза, липа – лиса, банка – ранка,

Роль – соль, ветка – сетка, волос – голос

Голод – город, точка – дочка, ваза – вата

Вторая остановка – Грамотейск

1.В словарных словах вставьте пропущенные буквы и поставьте ударение: (4 слова каждой команде)

К_см_онавт, п_н_дельник, пр_вит_льство, р_сунок.

П_сс_жир, к_л_ндарь, з_мл_ника, г_ризонт.

Эл_ктрич_ство, к_м_ндир, б_бл_ _тека, к_ртофель.

2.Исправьте ошибки в предложениях:

Набирегу рос бальшой дуп.

Земой мидветь спит вберлоги.

Пушыстым хвастом леса замитает свои слиды.

Висной прилитают ласточьки и стрежы.

Мы чясто ходим наречьку лавить рыпку.

Влису свежый воздух и тешына.

3.Вставить пропущенные безударные гласные:

Прим_рять друзей, прим_рять платье

Отв_рить дверь, отв_рить картофель

Зап_вать в хоре, зап_вать молоком.

Третья остановка – Частереченск

  1. «Собери букеты » (на доске три вазы - ж.р., м.р., ср.р., слова-цветы разместить в нужную вазу)
  2. 3аменить данные словосочетания одним словом : (по три словосочетания каждой команде)

Храбрый человек (храбрец)

Умный человек (умник)

Добрый человек (добряк)

Болтливый человек (болтун)

Мудрый человек (мудрец)

Хвастливый человек (хвастун)

Богатый человек (богач)

Ленивый человек (лентяй)

Хитрый человек (хитрец)

Четвёртая остановка – Догадкино

  1. Собери пословицы из слов : (по две пословицы каждой команде)

Новых друзей наживай, а старых не теряй.

Корень учения горек, а плод сладок.

Грамоте учиться – всегда пригодится.

Не спеши языком, торопись делом.

Сначала подумай – потом говори.

Слово не воробей, вылетит, не поймаешь.

  1. Разгадать шарады:

1)Сперва назови ты за городом дом,

План-конспект

Пробного внеурочного занятия по русскому языку,

проведенного в 3 классе

Цель

1.Обобщение знаний по русскому языку , по пройденным темам.

2. Развитие навыков грамотной устной и письменной речи.

3.Расширение кругозора и словарного запаса учащихся, воспитание любви к русскому языку.

Задачи

1. Познавательная: закрепить знания по пройденным темам, формировать знания о составе слова, о приставках корнях, суффиксов, окончаниях, основах слова.
2. Практическая: развивать речь учащихся, внимание, память, логическое мышление, языковое чутьё, орфографическую зоркость.

Планируемый результат

1. Ожидаемые результаты:
Предметные УУД: Знать: понятие корень слова, суффикс, приставка, окончание.
Уметь: находить в родственных словах общую часть (корень слова), подбирать однокоренные слова, выделять корень.
2. Метапредметные УУД:

Личностные : положительно относиться к учению, познавательной деятельности, желать приобретать новые знания, овладевать новыми умениями, совершенствовать имеющиеся.
Регулятивные: принимать и сохранять задачу, планировать (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно) необходимые действия, действовать по плану.
Познавательные: осознавать поставленную задачу, читать и слушать, извлекать нужную информацию, самостоятельно находить ее в данных материалах.

Коммуникативные: задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

учебник;

рабочая тетрадь;

компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация,карточки

1

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут ФИО и сегодня занятие по русскому языку проведу у вас я. Итак давайте проверим, все ли у вас готова на столах. У кого все готово, поставьте руку на локоток и поднимите глаза на меня.

3 .

Русский зык могуч и велик. Что русский язык - один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения. В. Г. Белинский

Итак, приглашаю всех отправиться в “царство Русского языка ”. Не забудьте взять с собой быстроту мыслей, находчивость, смекалку, сообразительность, взаимопомощь. А с нами в путь пойдет Незнайка. Он будет помогать нам путешествовать по стране и внимательно следить за вами. А в конце нашего мероприятия он выявит настоящего математика с помощью смайликов, которые он будет выдавать за правильный ответ.

Вы готовы?

Тогда в путь.

Чтобы достать ключ от царства нам надо решить первое задание.

Послушайте внимательно и отгадайте часть слова.

    Я - общая часть родственных слов.

Во мне заключается смысл.

Я – самая главная часть,

Без меня все слова - бессмыслица.

    Я приставлена к слову,

Без него не могу, как без мамы.

И если меня ты отделишь, дружок,

То сразу предлогом я стану.

    За Корнем Я

Обогрел местечко.

Не словом угодил,

А лишь словечком.

Река большая превратится в речку,

Лес - в лесника,

А печь - всего лишь в печку.

Вот мы и достали ключ.

Чтобы добраться до королевства нам надо прыгать по полянкам, но на полянках могут быть трудности. Но я уверена, что справитесь, верно?

Полянка 1.

Соберите слова из частей.

Бег- раз,

сказ- рас,

дом- ик,

стол- ик

смотр –про

лес-ник

гон-об

рез-об

мам-очк-а

Полянка 2.

Вам даны слова. От данных слов при помощи суффиксов образуйте новые слова. К ОК ИК ЁК ЮШК

ТРОПА
СНЕГ
ДОМ
ОГОНЬ
ПОЛЕ

Полянка 3.

Его корень в слове «взять»

Приставка в слове «замолчать»

Суффикс в слове «сказка»

Окончание в слове «рыбка»

1. Завязка

2.Рыбалка

3.сказочка

Его корень в слове «снежинка»

Приставка в слове «подъехал»

Суффикс в слове «лесник»

Окончание в слове «ученики»

1. Подснежники

2.Снеговики

3.Подснежник

Его корень в слове «ходит»

Приставка в слове «наплыл»

Суффикс в слове «кружка»

Окончание в слове «компьютера»

1.находит

2. находка

3.ходит

Его корень в слове «ходит»

Приставка в слове «поломка»

Суффикс в слове «лодочка»

Окончание в слове «слава»

1.поход

2. походочка

3.поломочка

Его корень в слове «возит»

Приставка в слове «поход»

Суффикс в слове «рыбка»

Окончание в слове «туча»

1.тучка

2. повозка

3.повозочка

Полянка 4.

Составьте как можно больше слов с приставками, как у данных слов. (по рядам)

    Подъезд

    Загород

    Вход

Полянка 5.

Найдите лишнее слово.

    Подъезд, выход, забор

    Кот, лес, блеск, крыша

    Город, гороховый , загородный, пригород

    Пакет, обед, забег

    Велосипед, теплоход, вездеход, дырокол

Полянка 6.

    От данных глаголов образуй глаголы, которые обозначают, что действие закончено. Отметь приставки.

считал – рисовал – читал –

    Подчеркни слова с приставкой по-.посадка, помощь, полка, покрасить, полный

    Распределите слова в зависимости от их состава в три группы. Запишите. Объясните выбор признака объединения слов.
    Лес, лесник, лесок, перелесок, дождь, дождливый, доро¬га, подорожник, головушка, свет, рассветный, подставка, доброта, город .

Полянка 7.

Из предложенных слов вам необходимо взять только ту его составную часть, которая указана в таблице. Соединив все части – получите слово.
Ученики знакомятся с содержанием таблицы
ПРИСТАВКА КОРЕНЬ СУФФИКС ОКОНЧАНИЕ СЛОВО
походка слово сестрицы река
налетели ученик куст молчит
коньки мудрец старость домик

Полянка 8.

Лингвистическая сказка.

Давно это было. Нашли люди корень - сад - и подумали: “Что с ним делать?” А корень и говорит: “Посадите меня, и я разрастусь в большое дерево”. Посадили люди корень, стал он расти. Сначала один росток пустил, потом второй, третий... Много ростков появилось от корня- сад -.

Вот такое выросло Чудо-дерево, на котором вместо фруктов растут новые слова. (Вывешивается иллюстрация дерева с корнем -сад-).

- Какие слова выросли из корня - сад - ?

Что общего у всех слов? (Значение)

Как называются слова этого дерева? (Однокоренные или родственные)

Дополните дерево новыми словами.

(у доски)

Давайте посадим дерево с корнем –цвет- .

Интересно, какие слова вырастите вы на этом дереве?

Вот мы поливаем дерево водой. И появляется росток, еще росток...(Дети записывают слова на листочках, а учитель прикрепляет их к дереву).

Любые ли слова могут вырасти на нашем дереве? (Нет, только родственные, т.е. однокоренные).

Полянка 9.

Вот мы и дошли до королевства Русского языка . Сложно вам было ?

Понравилось ли вам наше путешествие?

А как же нам вернуться обратно, в гимназию? Давайте спросим у Незнайки. Может быть он знает?

Незнайка не верит, что нам было так легко и мы со всем справились. Он ответит на наш вопрос, если мы выполним его сложное задание .

Чтение сказки “Чужак”. (Тексты распечатаны).

Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями разыгралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут.

Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему прочь идти, в свою семью. Пошел чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать?

Подчеркните родственников Воды.

Кто же оказался чужаком среди родственников Воды? (Водитель).

Почему гости не сразу приметили чужака? (В этих словах одинаковый корень –ВОД-. Но смысл этих слов разный. Вода – это прозрачная жидкость, водитель –тот, кто водит машину. Следовательно, однокоренные слова у этих слов будут разные.)

Не поможете ли вы слову “водитель” найти своих родственников? (Водитель - водит, водительский, вождение)

Дайте определения:

    Лук (из которого стреляют, продукт)

    Ключ (дверной, ручей, ответ)

    Коса (инструмент, волосы)

    Лавка (магазин, скамейка)

    Кран (строительный, для воды)

    Звезда (на небе, на экране)

Молодцы ребята. Закройте глаза и посчитайте до 3. Тогда мы вернемся обратно.

Вот наше путешествие и подошло к концу. У кого больше 10 смайликов, тот и стал настоящим математиком сегодня, активно работал и помогал Незнайке.

У вас на партах лежат карточки разных цветов: красного и синего. Если вам понравилось занятие –поднимите красную карточку, если занятие вам показалось скучным, то поднимите синюю карточку.

Опустите карточки.

Спасибо за работу, до свидания.

Утренник в 3 классе «Веселая грамматика»

Цели: показать мотивацию изучения русского языка; актуализировать знания.

I. Инсценированная программа.

Ведущий . Начинается грамматика с написания палочек, а кончается правом открыть дверь в любую другую науку. Значит, она и есть самая главная. Это наука строгая, беспорядка или путаницы она не любит. Грамматику надо учить и знать всем ребятам!

Ученик.

Существительное - школа,

Просыпается - глагол,

С прилагательным - веселый

Новый школьный день пришел.

Встали мы - местоименье,

Бьет числительное - семь,

За ученье, без сомненья,

Приниматься надо всем!

Учитель.

Мы наречием отлично

На уроке дорожим,

Соблюдаем мы привычно

Дисциплину и режим.

Ни и не - у нас частицы,

Нам их надо повторять.

И при этом не лениться,

И ни часу не терять!

После школы, как известно,

Мы катаемся в санях.

Здесь особенно уместны

Междометья ох и ах!

О. Высотская «Веселая грамматика»

Ученик.

Грустный, сонный, невеселый

Ежи наш пришел из школы.

Сел к столу, разок зевнул

И над книжками заснул.

Тут явились три словечка:

«Апельсин», «Сосна», «Колечко».

Подошли они все трое

И сказали: «Что такое?

Что ты, Ежи, сделал с нами?

Мы пожалуемся маме!»

«Я, - воскликнул «Апельсин», -

Никакой не «Опельсын»

«Я, - расплакалось «Колечко», -

Никакая не «Калечка»!

«Я, - разгневалась «Сосна», -

Я до слез возмущена!

Можно только лишь со сна

Написать, что я «Сасна»!»

«Мы, слова, оскорблены

Тем, что так искажены.

Милый мальчик! Брось лениться!

Так учиться не годится!»

Юлиан Тувим «Словечки-калечки»

Ведущий. По мотивам сказки Гераскиной «В стране невыученных уроков» мы вам покажем маленькую инсценировку «Знаки препинания».

(На сцену выходят: ученик; за ним - девочки и мальчики в костюмах книг-учебников.)

Ведущий (обращаясь к зрителям). Ученик 3 класса Витя Перестукин в один и тот же день получил пять двоек!

(«Учебники» рассердились на Витю. Они окружают его со всех сторон.)

Учебники (хором). Сегодня ты неправильно решил задачу! Не повторил безударные гласные! Не знаешь родного языка!

Учебник природоведения. Витю срочно надо отправить в страну невыученных уроков.

Витя. А есть ли в этой стране трудности и опасности?

Учебник . Сколько угодно. Все путешествие состоит из трудностей.

Учебник математики . Это ясно, как дважды два - четыре.

(На сцене остался Витя один. Он стоит и смотрит вперед. Навстречу идет мальчик с футбольным мячом.)

Мальчик (обращаясь к Вите). Идем быстрей! Я покажу тебе дорогу в страну невыученных уроков.

(Футбольный мяч медленно катится, Витя идет за мальчиком. и мячом. В глубине зала на высоком, стуле сидит старик с белыми волосами и белой бородой. Витя с изумлением рассматривает старика со всех сторон. Мальчик с мячом удаляется.)

Витя. Как красиво вышит белый плащ черным шелком! Да он весь вышит знаками препинания! (Удивленно разводит руками.)

(Появляется девочка, изображающая запятую.)

Запятая (обращаясь к старику). Надеюсь, Вы примерно накажите этого невежду, ваше Величество Глагол!

Глагол (важно). Перестань, не злись запятая!

Запятая . Как же мне не злиться, Ваше Величество! Ведь мальчишка еще ни разу не поставил меня на мое место!

(Глагол строго смотрит на Витю.)

Запятая . Давайте документы!

(Вбегают ученики, на платьях - черные кружочки-точки, крючки-запятые, точки с запятой. Двое несут огромную синюю папку в развернутом виде.)

Витя. Ведь это моя тетрадь по русскому языку.

(Запятая показала на первую страницу, на которой стоит «2», и исправлены красными чернилами ошибки.)

Запятая. А сколько клякс!.. Двойка!..

(Глагол приказывает перевернуть страницу, на которой стоит «1».)

Глагол. Переверните еще страницу!

(На третьей странице нарисована рожица с длинным носом, косыми глазами, с надписью: «Это Коля».)

(Запятая захихикала. Глагол взмахнул линейкой, послышалась веселая музыка. Выбегают ученики, изображающие точки, с кружочками на одежде. Они пляшут и поют.)

Точки.

Мы ребята точные,

Мы зовемся точками.

Чтобы правильно писать,

Где нас ставить, надо знать.

(Глагол снова взмахнул линейкой, и учеников, изображающих точки, сменили ученики в костюмах, на которых прикреплены кавычки. Они берутся за руки и поют.)

Кавычки.

Мы веселые сестрички,

Неразлучные кавычки.

Если я открою фразу (спела одна),

Я ее закрою сразу (подхватила другая).

(Выходят дети, изображающие вопросительный и восклицательный знаки.)

Меня и брата знает всякий,

Мы выразительные знаки.

Я самый значительный - вопросительный.

Восклицательный знак.

Я самый замечательный - восклицательный!

(Исполняется веселый танец. Все знаки препинания вместе с Витей становятся в круг.)

Восклицательный знак (громко кричит). Ура! Долой! Караул! Разбой!

Ведущий. Притащился кривоносый вопросительный знак. Задает он всем вопросы:

Вопросительный знак . Кто? Кого"? Откуда? Как?

Ведущий.

Явились запятые, девицы завитые.

Живут они в диктовке на каждой остановке.

Запятые.

Мы - запятые. Не обходится без нас

Ни диктовка, ни рассказ.

Ведущий (показывает на мягкий знак).

Он очень вежлив, мягкий знак,

Не любит споров он и драк.

Он всем старается помочь,

Он в слове «мать» и в слове «дочь».

И в тихом лунном слове «ночь».

Чтоб никого не огорчить,

Он всё старается смягчить.

Мягкий знак.

Отрежь! Отрежьте!

Исправь! Исправьте!

(Вперед выходит Витя Перестукин, протирает глаза.)

Витя.

Грамматика, грамматика!

Наука очень строгая!

Учебник по грамматике

Всегда беру с тревогой я.

Глагол.

В мире жить, мои друзья,

Без грамматики нельзя!

Правила учи, старайся,

Не ленись, а занимайся.

Знай: приставки и частицы -

Вроде хитреньких зверьков:

Им охота порезвиться,

Обмануть учеников!

Ты к себе их приручи,

Их привычки изучи!

Ударение над гласной

Может букву сделать ясной:

Коса - косы,

Глава - главы,

Трава - травы!

Витя (разводя руками).

Сколько правил! Правил сколько

С непривычки бросит в дрожь!

Запятая.

Будь внимательным и только!

Будь старательным и только!

Всё запомнишь, всё поймешь!

Витя.

С грамматикой буду я крепко дружить.

Правила все непременно учить.

(Все берутся за руки, исполняют веселый танец.)

II. Конкурсная программа.

1. Когда мальчика называют женским именем?

(Когда он долго спит - Соня.)

2. Когда руки бывают тремя местоимениями?

(Когда они ВЫ-МЫ-ТЫ.)

3. Чем кончается как день, так и ночь?

(Мягким знаком..)

4. Мы изучаем перенос. Вот как слова я перенёс:

Едва Я перенес: е-два, - так получил за это «два».

Укол я перенес: у-кол , - и получил за это «кол».

Опять я перенес: о-пять . Теперь, надеюсь, будет «пять».

А как вы перенесете эти слова?

План-конспект внеурочного занятия «Занимательный русский язык» в 1 классе
Тема: Волшебные слова
Цели: 1. Обогащение словарного запаса. 2. Развитие речи, мышления, памяти, внимания, познавательной активности. 3. Воспитание вежливости.
Универсальные учебные действия: 1) формирование основ социально ценных личностных и нравственных качеств: уважение и вежливое отношение к окружающим; 2) формирование умения строить рассуждения в устной форме; 3) развитие этических чувств: стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; 4) учебно-познавательный интерес к предмету.

Оборудование: плакат «Вежливые слова», пословицы «Как аукнется, так и откликнется», «Чего себе не хочешь, того и другому не делай», «Язык острее меча».
Место проведения: учебный кабинет.
Время проведения : 30 минут.
План-конспект занятия :
I . Оргмомент. Посмотрите на доску, прочитайте пословицы, слова на плакате. Как вы думаете, о каких словах сегодня мы будем говорить?
II . Ход занятия.
1. Игры
«Доскажи словечко» (Дети по ходу чтения текста вставляют хором «волшебные» слова)
Дядя Стёпа огорчён.Рассказал он вот о чём:Настя – славная девчонка.Настя ходит в первый класс.Но давно уже от НастиЯ не слышу слова… (Здравствуйте). А слово-то, какое – очень дорогое!Встретил Витю я соседа.Встреча грустною была:Налетел он как торпеда,Налетел из-за угла.Но представьте!Зря от Вити ждал я слова… (Извините). А слово-то, какое – очень дорогое!Он про внучку говорил:-Экая досада! Я портфель ей подарил,Вижу – очень рада!Но нельзя ж молчать как рыба.Ну, сказала бы… (Спасибо). Слово-то, какое – очень дорогое! (Шкатова Л.А.)
«Вежливые ребята» (По мере надобности в рассказ хором вставляются «волшебные слова»)
Однажды Петя поехал в автобусе в кинотеатр. Войдя в салон автобуса, мальчик сел на свободное место и с интересом стал рассматривать из окна улицы и витрины магазинов.На остановке в автобус вошла старенькая бабушка. Петя встал и сказал ей …(Садитесь пожалуйста). Бабушка была очень вежливой и сказала ему… (Спасибо ). Вдруг водитель резко нажал на тормоза, так как через дорогу бежала собака. Петя чуть не упал и сильно толкнул молодого человека. Парень уже хотел было рассердиться, но мальчик быстро сказал… (Извините, пожалуйста ). Молодой человек улыбнулся и сказал: «Ничего страшного. Бывает».
«Вежливое слово»-Расстаётся даже ледяная глыба от слова тёплого… (спасибо). -Зазеленеет старый пень, когда услышит…(добрый день). -Если больше есть не в силах, скажем маме мы… (спасибо). -Когда нас бранят за шалости, говорим…(прости, пожалуйста). -И во Франции и в Дании на прощание говорят…(до свидания).
2. Беседа .(Дети дают развёрнутые ответы)
-Какие «волшебные» слова вы знаете? (Плакат «Вежливые слова»)-Как надо произносить «волшебные» слова? («Волшебные» слова надо произносить приветливо, глядя на того, к кому обращаешься).-Что никогда не делает вежливый человек? (Вежливый человек не бывает грубым, не высмеивает людей и не дразнит своих товарищей).-Почему так говорят: «Как аукнется, так и откликнется», «Чего себе не хочешь, того и другому не делай», «Язык острей меча»?
3. Ролевые игры. (Дети показывают, как бы они поступили, в небольших сценках с участием одноклассников)
*** (В сценке участвуют два человека. Алёша забыл учебник по математике дома). Мальчик просит у Вики учебник на один урок: «Вика, дай, пожалуйста, учебник на один урок».Вика: «Бери, не жалко».Алёша: «Спасибо , ты меня выручила».
*** (В сценке участвуют до10 человек, изображая давку в автобусе)Данил «случайно» наступает на ногу Жене и говорит: «Извини меня, пожалуйста. Я случайно». Женя улыбается, не сердится.
*** Класс. Звенит звонок. Дети сели на свои места, приготовились к уроку. Учитель у доски объясняет новое правило. Вдруг запыхавшись, в класс входит Саша и говорит: «Простите, пожалуйста , за опоздание, я проспал, потому что у меня сломался будильник» Учитель: «Проходи на своё место и тихо готовься к уроку. Старайся не мешать одноклассникам»
4.Сценка «Волшебное слово»
(Сценку по одноимённому рассказу В.Осеевой готовят обучающиеся 5 класса)Действующие лица: Павлик, старик, Лена, бабушка, брат.(На скамейке сидит старик и зонтиком что-то чертит на песке. Рядом садится взлохмаченный, раскрасневшийся разъярённый мальчик).
Старик. Да ты только что кричал, плакал. Сердился.Павлик. А Вам-то что? Я скоро совсем из дома убегу из-за одной Ленки. На одной краски не даёт, а у самой сколько! А бабушка меня из-за одной морковки из кухни прогнала тряпкой… Никто меня не любит и не жалеет…Старик. Я хочу тебе помочь. Есть такое волшебное слово… Я скажу тебе это слово. Но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь.Павлик. А какое слово?Старик. (Наклонился к мальчику и что-то прошептал)-Не забудь, как нужно говорить волшебное слово…Павлик (Подбегает к сестре)-Лена, дай мне, пожалуйста, одну краску…пожалуйста…Лена (Удивлённо)-Тебе какую?Павлик -Мне синюю. (Подержав краску в руке, отдаёт её сестре).-Пойду к бабушке. (Павлик подошёл к бабушке и обнял её)-Дай мне кусочек пирожка…пожалуйста…Бабушка (Широко улыбнувшись)-Горяченького …горяченького захотел, голубчик мой!Павлик (Подпрыгивая)-Волшебник! Волшебник!Павлик (Обращаясь к старшему брату за столом)-Возьми меня покататься на лодке…пожалуйста…Лена. -Возьми его. Чего тебе стоит.Бабушка. -Конечно, возьми!Старший брат. -Эх, ты, путешественник! Ну ладно, собирайся!Павлик (Выскакивая из-за стола)-Помогло! Опять помогло!
5. Итог занятия. -Какие вежливые слова мы сегодня вспомнили?-Как надо произносить эти слова?

Цели : углубить и закрепить знания по фонетике, развить фонетический слух, усовершенствовать навыки постановки ударения, отработать правильное литературное произношение.

К празднику готовятся плакаты, содержащие высказывания классиков русской литературы о языке и звуке:

Гласные - это река, а согласные - ее берега.

К. С. Станиславский

Слово - одежда всех фактов, а звук - одежда слова.

М. Горький

Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг...

Н. В. Гоголь

Ход праздника

Прослушивание заранее записанных на магнитофонную ленту звуков: а) льется вода из крана, б) звенит колокольчик, в) тикают часы, г) школьная столовая в разгар обеда, д) птичьи голоса, е) ученик читает отрывок из стихотворения А. С. Пушкина «Унылая пора! Очей очарованье...!», ж) музыкальный отрывок из альбома «Времена года» П. И. Чайковского, з) плач ребенка.

(После каждой записи - пауза.)

Прослушав внимательно запись, надо назвать услышанные звуки. В ходе обсуждения дети выделяют звуки человеческой речи. Ведущий объявляет цель праздника.

Он бывает тихим, громким,

А еще глухим и звонким.

Может быстро проскочить,

А захочет - будет жить

До тех пор, пока звонок

Не отмерит ему срок.

Он везде всегда дрожит

И по воздуху бежит.

Рот ему, как дом родной,

Из него летит волной.

Любит с эхом подразниться.

В барабане схорониться,

Если где услышим стук.

Значит, к нам добрался... (звук.)

С. Ефремов

Ведущий приводит высказывание К. Г. Паустовского о родном языке: «С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, блеск красок, игру света, неясность сна, шум и тень садов, тяжкое громыхание грозы, детский шёпот и шорох морского гравия».

Фонетические загадки

1. Твист или вальс? (Что танцевала девочка Пеппи-Длинный Чулок с ворами, забравшимися к ней в дом, чтобы украсть чемодан с золотыми монетами? В названии танца звуков меньше, чем букв.)

2. Илья Муромец или Алеша Попович? (Кто из них «грамоте не учился, за книги не садился, а учился с малых лег копьем владеть, из лука стрелять, богатырских коней укрощать»? В имени богатыря гласных звуков больше, чем согласных.)

3. Мама, папа или бабушка? (Кто из них споткнулся о невидимого старика Хоттабыча и шлепнулся на пол? В слове-отгадке есть и звонкие, и глухие согласные звуки.)

4. Пуфф или Буфф? (Как звали маленькую кудрявую собачку, которая проспала 100 лег вместе с прекрасной принцессой из сказки? В кличке собаки все согласные звуки глухие.)

Ведущий.

Воздух рвет преграды,

Но звук прорывается.

Как называется звук такой?

Это... (согласный глухой.)

Воздух свободно идет через рот.

Звук получается... (гласный.)

5. Пулька или Пончик?

Так зовут коротышек из сказки о приключениях Незнайки. Кто из них в больнице требовал, чтобы ему варили на обед суп из конфет, кашу из мармелада? (В имени коротышки звуков меньше, чем букв.)

6. Кролик или Пятачок?

Кто из них гадал на ромашке: «...Любит - не любит, плюнет, поцелует»? (В имени отгадки все согласные звуки глухие.)

ГИМН ЗВУКАМ РОДНОГО ЯЗЫКА

Гласные тянутся в песне звонкой,

Могут заплакать и закричать.

Могут в кроватке баюкать ребенка,

Но не желают свистеть и ворчать.

А согласные... согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

Звучат в согласных серебро и медь,

А гласные тебе даны для пенья.

И счастлив будь, коль можешь ты пропеть

Иль даже продышать стихотворенье.

С. Маршак

ФОНЕТИЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА

1. В каких случаях своей жизни люди пользуются алфавитом?

2. В слове кот - три звука и в слове мяу - три звука. Одинаково ли количество слогов в этих словах? Объясните, почему.

3. Назовите слово, которое состоит из трех согласных и одного гласного. В этом слове слышится гласный звук [ы], а пишется буква и. Слово обозначает название помещения, в котором даются представления с участием клоунов, акробатов, гимнастов, дрессированных животных. (Цирк.)

4. Какую букву надо вставить в имя мальчика, чтобы оно превратилось в слово, называющее короткие шесты с заостренными концами? (Коля - колья.)

5. В словах уточка, тушить, визит один согласный замените на другой, который отличается от первого по глухости или по звонкости, чтобы получилось новое слово. (Слова даны на плакатах: удочка, тужить, висит.)

6. Какое слово при перестановке в нем ударения из названия печеного изделия превращается в название узких длинных лодок, выдолбленных из стволов деревьев? (Пироги- пироги.)

Домашнее задание «Егоркины скороговорки»

Произнесите скороговорки, четко выговаривая согласные звуки. Повторите задание 2-3 раза, ускоряя темп речи.

Ведущий.

Я сегодня был в восторге

От затейника Егорки.

За его скороговорки

Я поставил бы пятерки!

Лилии полили ли?

Иль увяли лилии?

Аня Нине - нянечка,

Нине няня - Анечка.

Мамами любимы мы —

Самыми любимыми!

Повторяйте, детвора:

Посреди двора дрова.

Жук, над лужею жужжа,

Ждал до ужина ужа.

В перелеске перепел

Перепелку перепел!

То-то буду я в восторге,

Если вы, как я Егорке,

За его скороговорки

Всем поставите пятерки!

Ю. Черных

Скороговорки, которые были заданы детям на дом

Все бобры добры до своих бобрят.

Водовоз вез воду из-под водопровода.

У пенька опять пять опят.

Три дроворуба на трех дворах дрова рубят.

На Ерему напала дрема, от дремы уснул Ерема.

Рыбу ловит рыболов, уплыл в реку весь улов.

Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешён!

Фонетическая задача

Из стихотворения В. Ясинского «Первая шоколадка» назовите все слова с парными звонкими и глухими согласными. Объясните орфограммы.

Все измазала бедняжка.

Угостили Олю сладкой,

Очень вкусной шоколадкой.

Губки, носик и рубашку -

Мама дочь едва узнала:

Ах ты, ненаглядная,

Дочка шоколадная!

Фонетические диалоги «Кто важнее?»

Ведущий . Поспорили однажды между собой гласные и согласные звуки: кто из них важнее?

Гласные . Конечно, мы важнее. Без нас никто и рта не раскроет!

Согласные. Ну, это мы еще посмотрим. Попробуйте-ка нас произнести, чтобы хоть немного не приоткрыть рот. Ничего не получится!

Гласные . А вот и получится! Например, М.

Согласные . Разве только одно М, а больше ничего?

Гласные. И все же мы важнее! Без нас не обходится ни одно слово, ни один слог.

Согласные. Что верно, то верно. Зато без нас, согласных, ни одно слово не будет понятно.

Ну-ка, скажите без нашей помощи что-нибудь! Хотя бы название науки, которая изучает нас с вами.

Гласные (поют и смущенно умолкают). [о..е..и..а].

Согласные . Вот видите! А если мы скажем [ф н т к], так всякий догадается, что это - ФОНЕТИКА.

Гласные. Ну, допустим! Хотя мы решили, что это ФАНТИК. А вот попробуйте произнести без нас такие слова: ОКНО, ЕЛКА,

Согласные (мычат в ответ что-то неразборчивое и тоже умолкают).

Ведущий. А как вы думаете, ребята, кто из них важнее и нужнее: гласные или согласные звуки?

(Мальчик и девочка читают стихотворение по очереди.)

Дружат гласные с согласной,

Составляя вместе слог.

МА и ША (запомни, Маша!)

К нам явились на урок.

Если слоги встанут рядом,

Получаются слова.

ТЫ и КВА, а вместе ТЫКВА,

СО и ВА, читай СОВА.

Сколько в слове гласных -

Столько и слогов.

Это знает каждый

Из учеников.

Фонетическая минутка

Какой новый звук появился?

Сон - ст он,

сок — ст ок,

сук - ст ук,

каска - кр аска,

салка — ск алка,

кошка — кр ошка,

тучка - ш тучка.

ролик — к ролик,

кот - кр от,

Всегда вместе

Ведущий. Однажды не поладили гласные и согласные и разошлись в разные стороны. Сбились согласные в кучу, хотят поговорить - и никак.

Согласные. Кх (кашляют), пчх (чихают), хм (хмыкают).

Ведущий. И заскучали... Вдруг...

Согласные . Тсс...

Ведущий. Показалось, или это кто-то рыдает. Прислушались.

Гласные (выходят на сцену и плачут): А-а-а-а! О-о-о-о! Уа-уа-уа!

Ведущий. Аукают.

Гласные . Ay! Ay! Ау!

Ведущий . И тут согласные крикнули им, вернее, хотели крикнуть, но у них получилось лишь невнятное бормотание.

Согласные. [б д м], [в с г д], [в м с т]!

Ведущий. И услышали они радостное, но тоже невнятное:

Гласные . [у-е-е-а-е-е]!

Ведущи й. Решили они заключить мир. Снова встали рядом и так четко сказани:

Согласные и гласные . Будем всегда вместе!

Ведущий. С тех пор никогда они больше не разлучались. Им друг без друга никак нельзя. Кто же тогда будет слова образовывать? Бывает, правда, что они немного ссорятся, но не надолго. Потом все равно мирятся. (По А. Шибаеву.)

Игра «ОДИН ЗВУК, МАРШ!»

Ведущий . Поиграем в игру, которую назовем гак: «Один звук, марш!»

1. Из каждого слова «выньте» по одному звуку. Сделайте это так, чтобы из оставшихся звуков получилось новое слово с другим лексическим значением. Вот так: горсть - гость.

(Всласть, краска, склон, полк, тепло, беда, экран.)

2. Теперь, наоборот, я вам даю слово, а вы добавьте к каждому из них один звук, чтобы получилось совершенно новое слово.

Вот так: роза - гроза.

(Стол, лапа, шар, рубка, клад, укус, усы, дар.)

3. Теперь вам следует в словах, которые я вам дам, заменить один согласный звук. Вот так: корж - морж.

(Ногти, булка, лапка, зубы, киска, песок, палка, орел, клип, норка, тоска, свет, полено, рамочка.)

Игра «Думай! Думай! Думай!»

Я приношу с собою боль,

В лице большое искажение.

А «Ф» на «П» заменишь коль,

То превращаюсь в знак сложения. (Ф люс - п люс.)

С буквой «Л» - в игре в футбол

Часто слышим слово...

С «Д» уж в слове смысл не тот -

Мерой стало - просто... (Гол - год .)

Он - грызун не очень мелкий,

Ибо чуть побольше белки.

А заменишь «У» на «О» -

Будет круглое число. (Су рок - со рок.)

Я бываю золотой,

А природный - костяной.

Если «3» на «К» заменишь,

Смысл во мне совсем иной:

В первом классе лишь для счета

На уроке я твоем,

А в четвертом ты охотно

Подсчитаешь мой объем. (З уб - к уб.)

С глухим согласным —

Напиваюсь в поле,

Со звонким -

Сам звеню я на просторе! (К олос — г олос.)

Когда я - месяц, то, легко дыша.

Ты как и снег, на солнце будто таешь.

Коль вместо «Т» в меня ты вставишь «Ш»,

То под меня ты бодро зашагаешь. (Март -марш .)

Игра «Превращение слов»

Задание: если у каждого из этих слов отнять по одной букве, могут получиться новые слова, которые при перестановке в них букв, образуют еще по одному слову. Попробуйте получить новые слова.

Моль - (мол - лом). Пилка - (пика - кипа).

Мушка - (мука - кума). Пиала - (пила - липа).

Сток - (ток - кот). Горка - (гора-рога).

Краб - (раб - бар).

Веселые рифмы про ударение

Ударный слог, ударный слог,

Он назван так недаром,

Эй, невидимка-молоток,

Отметь его ударом!

Шутник он, невидимка-молоток.

Тук! - и ударил в безударный слог...

И сразу же исчез огромный замок

И появился маленький замок.

И молоток стучит, стучит,

И четко речь моя звучит.

Следи за поведеньем молотка.

Держи в руках его, озорника!

Послушай, молоток, не путай слоги,

Опять, озорничая, не солги! -

Нет, снова - тук!.. Шли по морю пироги,

Вдруг вместо них поплыли пироги.

Мы в слове слог ударный

Найдем э-ле-мен-тар-но!

А когда его найдем,

Громче всех произнесем!

Два правила ударения

Первое правило

Ошибка в ударении

Граничит с преступлением.

Пускай запомнит это млад и стар.

Ни молодым, ни старым

Нельзя одним ударом

Не то, что нужно, ставить под удар.

Второе правило

Возил не шофер, а шофёр,

Не фарфор, а фарфор,

Был оглашен ни приговор -

Судебный приговор.

Строгал не столяр, а столяр,

Но доску - не доску.

И слушал в одиночестве

Не «Тоску», а тоску.

Ф. Кривин

Фонетические головоломки

Я - сборник карт, от ударения

Зависят два моих значения.

Хочу - преображусь в название

Блестящей, шелковистой ткани. (Атлас - атлас.)

Скорей, сестра, на рыб взгляни.

Попались на крючки они,

В ведерко руку окуни.

Не бойся, это... (окуни.)

Сосульки, как носы у цапель,

И тают, словно карамель.

Я слышу звон апрельских капель.

Поет апрельская... (капель.)

Я - травянистое растение

С цветком сиреневого цвета.

Но переставьте ударение,

И превращаюсь я в конфету. (Ирис - ирис.)

Мы - для пильщиков подставка.

Мы - для кучера сиденье,

Но попробуй-ка, поставь-ка

Нам другое ударенье.

Осторожней будешь с нами:

Забодаем мы рогами! (Козлы - козлы.)

Я. Козловский

Игра «ЗАГАДКИ С ПОДСКАЗКОЙ»

1. Может плавать целый день

В ледяной воде...

2. Словно вихрь летит, спасаясь

От врага, шумливый...

3. Среди зверей слывет царем,

Его зовут бесстрашным...

4. Вместо шерстки - иглы сплошь,

Враг мышей - колючий...

5. В овечках знает толк

Свирепый, жадный...

6. По реке плывет бревно -

Ох, зловещее оно!

Тем, кто в речку угодил,

Нос откусит...

7. Живет спокойно, не спешит,

На всякий случай носит щит,

Под ним, не зная страха,

8. На носу зверь носит рог

И зовется...

9. Живут на суше.

Нет копыт, щетинки,

А все ж зовут зверьков Морские...

10. Нору день и ночь копаю,

Вовсе солнышка не знаю.

Кто найдет мой длинный ход,

Сразу скажет - это...

11. На себе везет не прытко

Домик собственный...