Оксана Болталина
Литературная викторина по сказкам Г. Х. Андерсена

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад № 29 комбинированного вида»

ЛИТЕРАТУРНАЯ ВИКТОРИНА

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ «А» ГРУППЕ

НА ТЕМУ : «СКАЗКИ Г . Х. АНДЕРСЕНА »

Подготовила :

воспитатель Болталина О. В.

г. Кстово, 2013 год

Цель : закрепить знания детей о произведениях Г. Х. Андерсена

Задачи :

Уточнить представления детей о творчестве Г. Х Андерсена ;

Формировать интерес к произведениям Г. Х. Андерсена

Воспитывать бережное отношение к книгам.

Развивать связную речь.

Совершенствовать навыки сотрудничества при работе в команде ;

Предварительная работа :

Чтение сказок Г . Х. Андерсена .

Просмотр мультипликационных фильмов по сказкам Г . Х. Андерсена

Рассматривание иллюстраций по произведениям Г. Х. Андерсена

Экскурсия в детскую библиотеку

Оборудование : иллюстрации из сказки «Дюймовочка» (8 шт., иллюстрации из сказки «Стойкий оловянный солдатик» (8 шт., экспонаты для музея : подкова, горошина, скорлупа грецкого ореха, бумажный кораблик, кисет, сундук, яйцо, золотая монета, роза, красная тряпочка, серебряная корона, брошка, зеркальце, санки, перо; проектор, фильм с эпизодами мультфильмов по сказкам Г . Х. Андерсена , зонтик, конверты с кусочками пазлов «Зонт» .

Методы и приемы : беседа, пояснение, объяснение, появление сказочного героя , игра «Я начну, а ты продолжишь» , игра «Восстанови последовательность» , рассказ , просмотр мультфильма, конструирование из бумаги, рефлексия.

Словарная работа : «Огниво» : огниво, кисет, ранец, молвил, постоялый двор,

«Стойкий оловянный солдатик» : тролль, олово, табакерка, горничная

«Дюймовочка» : почивала,

«Штопольная игла» : штопальная игла,

«Истинная правда» : нашест

«Оле-Лукойе» : кафтан, грифель, озирался,

«Принцесс на горошине» : тюфяк,

«Свинопас» : ларец, фрейлины, каморка, дверь на засов.

Ход занятия:

Воспитатель :

Ребята, давайте поприветствуем друг друга.

Порадуемся солнцу и птицам,

А также порадуемся улыбчивым лицам,

И всем, кто живет на этой планете

«Доброе утро» скажем мы вместе.

«Доброе утро!» взрослые и дети!

Появление сказочного героя : Оле Лукойе (Лычева Женя) :

Здравствуйте, здравствуйте!

Чудо какое!

Как же вас много, друзья!

Давайте знакомится : Оле Лукойле

Маленький сказочник я !

(Дети здороваются с Оле.)

Восп.: Здравствуй Оле. Ребята, скажите сколько зонтиков должно быть у Оле Лукоей? (Дети : два) А почему у тебя только твой серый зонтик?

Оле : Ой, и правда! А где же мой зонтик, который я раскрываю над послушными детьми? Вот беда мне теперь!

Восп.: Не расстраивайся, мы поможем тебе.

Оле : Ребята, я предлагаю вам отправится в сказочную страну . А полетим туда мы на моем сером зонтике. Но попасть в сказочную страну вы сможете только ответив на мои вопросы.

Конкурс 1 : «Название и начало сказки »

Оле Лукойе : У каждой сказки есть название . Сейчас я узнаю, как хорошо вы знаете название сказок Х . К. Андерсена . Я буду произносить первое слово из названия сказки , а вы продолжать. Задавать вопросы я буду каждому по очереди, и если вы ответили правильно, вы встаете и беретесь за руки.

(Дети, правильно ответившие на вопрос, образую цепочку во главе с Оле Лукойе.)

Оле : Гадкий. (утенок)

Оле : Дикие … (лебеди)

Оле : «Навозный (жук) »

Оле : Принцесса… (на горошине)

Оле : «Истинная (правда) »

Оле : "Стойкий. (оловянный солдатик)

Оле : "Истинная. (правда) "

Оле : "Снежная. (королева) "

Оле : "Новое. (платье короля) "

Оле : "Оле. (Лукойе) "

Оле : "Сундук. (самолет) "

Оле : «Штопальная (игла) »

Оле : А теперь, ребята, давайте все вместе подуем на мой зонтик. (дуют)

(Из группового помещения, дети, держась за руки цепочкой, перемещаются в музыкальный зал. Музыкальный оформлен по сказочному .)

Остановка "Библиотека"

Оле Лукойе : А теперь, ребята, мы с вами окажемся в царстве, где живут все книги - в библиотеке. А вы знаете, как себя нужно вести в библиотеке? (Дети : Не шуметь. Книги не рвать, не пачкать. Возвращать книги во время)

Восп.: А что же здесь произошло? (показывает на два стола с разбросанными иллюстрациями из книг «Дюймовочка» , «Стойкий оловянный солдатик» )

Оле : Ах, этот тролль из табакерки умудрился их раскидать и перепутать. Ваша задача собрать книгу, разложить картинки в правильной последовательности.

1 стол : «Стойкий оловянный солдатик» (для мальчиков)

2 стол : «Дюймовочка» (для девочек)

Остановка «Музей»

Оле : А теперь мы с вами в сказочном музее . Здесь хранятся все вещи из сказок Г . Х. Андерсена . А как себя ведут в музее? (Дети : Не шумят. Экспонаты руками не трогают.) А наш музей сказочный здесь можно брать вещи руками. Выберите себе экспонат и расскажите из какой он сказки .

1. Подкова золотая ("Навозный жук")

2. Горошина («Принцесса на горошине» ).

3. Скорлупа грецкого ореха («Дюймовочка» ).

4. Бумажный кораблик («Стойкий оловянный солдатик» ,

5. Кисет ("Огниво")

6. Сундук («Сундук-самолет» ).

7. Яйцо (гадкий утенок)

8. Золотая монета («Огниво» )

9. Роза (Свинопас)

10. Красная тряпочка («Гадкий утенок» )

11. Серебряная корона («Дикие лебеди» , «Снежная королева» )

12. Брошка ("Стойкий оловянный солдатик")

13. Зеркальце ("Снежная королева")

14. Санки ("Снежная королева")

15. Перо ("Гадкий утенок"", ""Истинная правда"")

16. Восп.: Аня, а это для тебя (держит в руках воображаемую ткань) из какой это сказки ?

Остановка : «Поляна»

1. Сколько собак было в сказке «Огниво» (приседания)

2. Сколько обманщиков шило новое платье короля? (хлопки над головой)

3. Сколько сказок рассказал Оле Лукойе мальчику Яльмару. (наклоны к носкам ног)

5. Сколько зонтиков было у Оле Лукойе? (Кивки головой)

6. Сколько всего было оловянных солдатиков? (Столько раз моргните глазами)

7. Сколько братьев было у Эльзы в сказке ""Дикие лебеди"" ? (Приседания)

8. Сколько золотых подков подковали лошади в сказке «Навозный жук?» (Прыжки на двух ногах)

Остановка : «Кино»

Оле : А это кинотеатр. Давайте присядем. Ребята, здесь будут показывать эпизоды из разных мультфильмов по сказкам Г . Х. Андерсена , а вы должны догадаться из какой сказки этот эпизод .

На экране ребята смотрят отрывки мультфильмов по сказкам Х . К. Андерсена .

(«Истинная правда» , «Навозный жук» , «Огниво» , «Стойки оловянный солдатик» , «Оле Лукойе» , «Свинопас» , «Новое платье короля» , «Дикие лебеди» , «Русалочка» , «Принцесса на горошине» )

Остановка «Зонтик»

Восп.: Оле, посмотри, мы нашли твой зонтик!

Оле : Спасибо! А за это, я подарю вам вот такие волшебные конверты

Восп.: Давайте посмотрим, что там? Давайте разделимся на тройки.

(Собирают пазл «Зонт» )

Восп.: Ребята, посмотрите, как много мы успели сделать хороших полезных и добрых дел. Кто написал все эти чудесные сказки для нас . (Дети : Г. Х. Андерсен ) Я надеюсь, что вы никогда не забудете их. Нам пора возвращаться домой в наш садик. Оле, ты полетишь с нами?

Оле : Нет, ребята, я должен остаться в своей сказочной стране . Но у меня есть волшебная пыльца, и вы вмиг окажитесь дома. (Оле раскрывает свой найденный зонт, и из него высыпается пыльца. Дети улетают, прощаясь с Оле Лукойе)

(В групповом помещении, сидя на стульчиках в кругу)

Вед : Ребята, понравилось вам наше путешествие? А какая остановка была для вас самой интересной? А какой вопрос был самым сложным? Хотели бы вы повторить путешествие в сказочную страну ? Тогда нам надо увеличить свой багаж знаний сказок разных авторов , и я думаю, Оле Лукойе залетит к нам в гости еще раз. Молодцы!

Цель: пробудить интерес к чтению зарубежных художественных произведений.

Задачи:

  • расширять круг сведений о знаменитом датском писателе-сказочнике Г.Х. Андерсене;
  • учить учащихся характеризовать персонажей по их поступкам;
  • пополнить представления учащихся о прошлом (как учились в те далёкие времена);
  • развивать представление о жанре – литературная волшебная сказка
  • формировать читательские умения и литературоведческие понятия;
  • развивать речь учащихся, познавательную активность;

Материал: сказка Г.Х.Андерсена “Оле-Лукойе”

Оборудование: мультимедийный проектор, рисунок судна, карта мира, выставка книг Г.Х.Андерсена.

Ход урока

Организационный момент.

(Учитель сообщает о том, что на уроке присутствуют учителя из старших классов школы, которые будут учить их в пятом классе.)

Постановка учебной задачи

Учитель: Ребята, мы закончили изучение материала, помещённого во второй части учебника “Родное слово” и переходим к изучению материала из третьей части книги. С сегодняшнего дня начинаем знакомиться с произведениями зарубежных писателей-сказочников.

Актуализация знаний.

Знакомство с темой урока.

Учитель: Что обозначает слово зарубежных? (живущих за рубежом или за границей.)

Учитель: Попробуйте расшифровать слово, которое обозначает фамилию одного из зарубежных писателей-сказочников.

с е н А е р д н

Вывешивается портрет писателя.

Учитель: Сформулируйте тему нашего урока.

Продолжение работы по теме урока.

Учитель: Наш урок будет не совсем обычным. Предлагаю вам совершить заочное путешествие в страну Данию (вывешивается карта). Как же мы доберёмся до этой удивительной страны?

Сначала электропоезд довезёт нас до Москвы, затем скоростной поезд “Сапсан” домчит нас до г. Санкт-Петербург, а дальше на морском корабле плывём в Данию.

Учитель: Дайте название морскому судну (“Неустрашимый”).

Учитель: За бортом плещутся волны. Во время плавания скучать не будем. Звучит команда: “Полный вперёд”. А мы слушаем биографию Г.Х. Андерсена.

Рассказ подготовленного ученика.

Ганс Христиан Андерсен родился в 1805 году в стране Дания в небольшом городке Оденсе. Отец его был сапожником, а мать – прачкой. Первые сказки он услышал от отца и старушек из соседней богадельни (приюте для стариков). Эти сказки мальчик переделывал на свой лад и снова рассказывал тем же старушкам богомолкам.

В 1835 году в свет вышли 3 сборника сказок Андерсена. А всего за свою жизнь он написал 170 сказок.

Учитель: Читали ли вы раньше сказки Андерсена? (Ответы детей).

Игра “Угадай название”.

Учитель: Я приготовила для вас игру “Угадай название”. К каждому слову из первого столбика надо подобрать подходящее слово из второго столбика, и тогда должно получиться верное название очень известных всему миру 6 сказок Андерсена.

Учитель: Продолжаем наше плавание.

Впереди по курсу виден город. Это столица Дании – город Копенгаген. Причаливаем. Сходим на берег. Перед нами знаменитая скульптура – Русалочка (с помощью мультимедийного оборудования демонстрируется скульптура). Это героиня одной из сказок Андерсена.

Перемещаемся в центр города Копенгагена. Здесь Андерсену стоит памятник (рассматриваем иллюстрацию). Мы видим прищуренные глаза, большой покатый лоб, тонкий нос.

А теперь наступило самое время познакомиться с одной из сказок Андерсена. Авторы учебника предлагают нам прочитать сказку, “Оле-Лукойе”.

Оле-Лукойе – литературный персонаж Г.Х. Андерсена, основанный на народных сказках. Это маленький смешной человечек. (На доске рисунок Оле-Лукойе датского художника Вильгельма Педерсена.)

Имя Оле-Лукойе состоит из двух частей: Оле – датское мужское имя, Лукойе – переводится как “Закрой глазки”. Он носит подмышкой два зонтика, которые раскрывает спящим детям. Для детей, которые вели себя хорошо, предназначен зонт с красивыми картинками. Он помогает им видеть красивые приятные сны. Непослушным детям Оле-Лукойе открывает зонт без картинок. Эти дети проводят ночь без сновидений.

Пока наполняется город весной и покоем,
И лисьим хвостом укрывает его темнота,
По крышам гуляет задумчивый Оле-Лукойе,
Повесив у локтя два шёлковых лёгких зонта.

Поймать за крыло разноцветную сказку и спрятать,
В рукав, на котором молочно блестят завитки.
Под складками пёстрого шёлка смеются эльфята,
А в чёрном – пугающе нежно скребут коготки.

Учитель: Присаживайтесь поудобнее на лавочках возле памятника.

Словарная работа перед чтением сказки.

спринцовка – особый прибор для получения мелких струек воды (демонстрация спринцовки);

  • кафтан – старинная мужская долгополая одежда (демонстрирует кафтан);
  • приотворит – немного приоткроет дверь.

Чтение учащимися вводной части про себя.

Ответы на вопросы на с. 4-5 учебника.

Чтение первой части вслух хорошо читающими учениками.

Словарная работа в процессе чтения:

  • пышки - мягкие круглые булочки;
  • глаза слипаются - закрываются при желании поспать;
  • аспидная доска - доска чёрного цвета (в старину имелась у каждого ученика, и писали на ней специальным карандашом – грифелем);
  • человек клюёт носом – сидя, то засыпает, то просыпается.

Учитель: К какому виду сказок вы бы отнесли данную сказку? А по своему содержанию, к какой группе сказок она относится?

Открывается запись:

Учитель: Докажите, что эта сказка литературная.

Докажите, что эту сказку можно отнести к группе волшебных сказок.

Работа с тестами в парах

(задания выполняются поочерёдно: 1 задание – 1 ученик, 2 задание - 2 ученик).

Выберите и обведите кружком правильный вариант ответа.

1. Оле-Лукойе приходит к детям:

а) ранним утром;

в) вечером.

2. По лестнице волшебник поднимается:

а) в чулках;

б) в ботинках;

в) в валенках.

3. Когда дети заснут, Оле-Лукойе присаживается:

а) на диван;

б) на постель;

в) на стул.

4. Комнатные цветы Оле-Лукойе превратятся в:

а) большие деревья;

б) кустарники;

5.Каждый цветок на ветвях деревьев по вкусу был:

а) слаще зефира;

б) слаще варенья;

в) слаще мёда.

6. Ещё на деревьях были:

а) пироги с повидлом;

7. Аспидная доска:

а) рвала и метала;

б) плакала;

в) смеялась.

8. Буквы, написанные Яльмаром, были:

а) ровные;

б) жалкие;

в) красивые.

Проверка выполнения тестов.

Учитель называет правильные ответы.

После проверки учащиеся оценивают выполненную работу. Для этого рисуют смайлики в конце тестов:

Учитель: Кому из вас захотелось узнать конец этой истории?

(рассматривание выставки книг).

Наше путешествие приостанавливаем и идём отдыхать.

Подведение итогов.

Сказочник известный,
Сказочник чудесный,

В них сладкое зальёт молоко,
Встанет – и с тыла дует в затылок,
Чтоб засыпалось легко.

Оле-Лукойе над спящим раскроет
Свой сказочный, свой красочный зонт,
И лебедем станет гадкий утёнок,
Дюймовочка эльфов найдёт.
Щёлкнешь огнивом
И станешь счастливым,
Оттает заколдованный Кай.

Все вместе

Сказочник известный,
Сказочник чудесный,
Сказочник, мой милый добрый сказочник!

Заполнение индивидуальной таблицы “Для меня сегодняшний урок...”

1. Интересно 1. Работал 1. Понял материал

2. Скучно 2. Отдыхал 2. Узнал больше, чем знал

3. безразлично 3. Помогал другим 3. Не понял

«Мой любимый сказочник»

Литературная игра – викторина по сказкам

Цель : дать возможность проявить начитанность, стимулировать вдумчивое, внимательное чтение текста.

Предварительная подготовка : на уроке, который предшествовала игра, были выбраны помощником ведущего (библиотекаря): Оле – Лукойе и Незнайка.

Класс был разбит на команды: «Снежная королева» и «Оловянные солдатики». Команды получили задание подготовить дружественное приветствие друг другу.

Список сказок, которые необходимо было прочитать, к данному мероприятию был получен перед летними каникулами.

Оформлена выставка книг.

1.«Гадкий утенок»

2. «Дикие лебеди»

3. «Дюймовочка»

4. «Новое платье короля»

5. «Огниво»

6. «Оле-Лукойе»

7. «Пастушка и трубочист»

8. «Принцесса на горошине»

9. «Русалочка»

10. «Свинопас»

11. «Снежная королева»

12. «Соловей»

13. «Стойкий оловянный солдатик»

14. «Сундук-самолет»

Вступительная беседа: о биографии

Ребята! К сегодняшнему уроку вы прочитали сказки писателя Ханса Кристиана Андерсена. Первая часть сегодняшнего урока посвящается биографии писателя.

Родился писатель в 1805 году в Дании, маленькой скандинавской стране на севере Европы. Родной город Оденсе казался Х. К. таинственным и прекрасным. Город славился своими резчиками по дереву. По словам одной простодушной прачки, прямо под Оденсе находится китайское королевство. Маленький Ханс поверил в это. Мальчик придумал, как однажды за ним приедет китайский принц и увезет его в свое королевство. Вернется же он в свой родной город богатым и знаменитым и выстроит замок.

Как в сказке! Возможно, это была первая, сочиненная им сказка. Х. К. родился в семье башмачника, отец его рано умер, но мальчику повезло. Нашелся человек, который помог ему получить образование. Статский советник Йонас Коллин. В доме Коллина Андерсену было хорошо, здесь его поддерживали, верили, что юношу ждет блестящее будущее. До сказок еще было далеко.

Андерсен был певцом, обладал замечательным голосом. Был танцором. Но балет оставил, так как выдающихся способностей не было обнаружено.

Писательскую деятельность он начал не со сказок. Писал театральные пьесы, стихи, романы.

Кроме того, Андерсен был страстным путешественником. «Кто путешествует – живет», - считал писатель. Он объездил всю Европу, но в России так и не побывал, хотя и считал ее жемчужиной всех государств Европы. А что до Америки, считается, что побоялся переезда через Атлантический океан. Он написал несколько книг о своих путешествиях. Во время путешествий Андерсен познакомился со многими интересными людьми: писателем Чарльзом Диккенсом, композиторами Ференцем Листом и Робертом Шуманом, писателями Виктором Гюго и Александром Дюма-отцом.

Однажды, будучи в Германии, после пышного приема в королевском дворце, Андерсен решил нанести визит старому Якобу Гримму. И представьте себе, тот не знал, кто такой Андерсен. И спросил его, что он написал? А Андерсен к тому времени создал целый ряд своих самых гениальных сказок: «Соловей», «Гадкий утенок», «Снежная королева», «Тень»…

Благодаря сказкам имя Андерсена обрело бессмертие . И до Андерсена в Дании были сказочники. Но о них знают только литературоведы. В чем загадка? Почему сказки Андерсена знают все? Что в них особенного?

Андерсен писал свои сказки так, как рассказывал бы ребенку. Язык его сказок прост и конкретен.

А сейчас мы начинаем игру!

Оле-Лукойе:

Я – Оле-Лукойе,

Я сказочный гном.

Я – Оле-Лукойе!

Всем детям знаком.

Я зонтик раскрою,

Вам сон подарю.

И в сказку любую

Попасть помогу.

Здравствуйте, ребята!

Ведущий : Здравствуй, Оле-Лукойе. Сегодня наш праздник посвящен удивительным сказкам Г.-Х. Андерсена. Его сказки знают и любят. И не случайно высшая награда, присуждаемая лучшим детским писателям Европы, носит имя великого сказочника. Это международная золотая медаль Г.-Х. Андерсена. (Показать изображение медали).

Оле-Лукойе: Сегодня эту медаль получит самая внимательная и самая начитанная команда.

Ведущий : Кстати, познакомимся с командами.

Конкурс «Приветствие»

Оле-Лукойе : Вы ждете, когда же я сказку начну?

Ну что ж, мы отправимся с вами в страну,

Где принц, королева живут и король,

А у горошины главная роль! Возможно музыкальное сопровождение.

Оле-Лукойе раскрывает разноцветный зонтик.

Конкурс «Звездный час»

Задается вопрос. Команды совещаются и по сигналу ведущего поднимают табличку с номером правильного, на их взгляд, ответа.

В какой стране жил Г.-Х. Андерсен?

2. Германия

Из четырех произведений одно не принадлежит Андерсену.

1. «Оле-Лукойе»

2. «Гадкий утенок»

3. «Дюймовочка»

4. «Белоснежка и семь гномов»

Из четырех предметов три взяты из сказки «Огниво». Определите лишний предмет.

1. Оловянная ложка

Из какой сказки эта песенка: «Ах, мой милый Августин, все прошло, все!»

1. «Русалочка»

2. «Свинопас»

3. «Дикие лебеди»

4. «Соловей»

Оле-Лукойе : (Конкурс для болельщиков). Я люблю сказку о русалочке. А вы?

1. Сколько лет живут русалочки? (300).

2. Сколько лет было русалочке в начале сказки? (10 лет - «В этот год старшей принцессе должно было исполниться 15 лет, но другим сестрам – а они были погодки – приходилось еще ждать». Сестер-русалочек было 6).

Конкурс «Узнай героя»

1. «Черный как уголь, но, впрочем, тоже их фарфора и сам по себе такой же чистенький и миленький, как всякая фарфоровая статуэтка. Он премило держал в руках лестницу; личико у него было белое, а щечки розовые, как у барышни, и это было немножко неправильно, следовало бы ему быть почернее».

Трубочист. «Пастушка и трубочист»

2. «Он некрасив, но у него доброе сердце, и плавает он не хуже, смею даже сказать – лучше других. Я думаю, что он вырастет, похорошеет или станет со временем поменьше».

Гадкий утенок. «Гадкий утенок»

3. «Он восседал в своем золоченом кресле, читал – читал и поминутно кивал головой – ему очень приятно было читать похвалы своей столице, дворцу и саду».

Китайский император. «Соловей»

4. «У него огромные залы, а ходит он в чудесной бархатной шубке. Беда только, что он слеп».

Крот. «Дюймовочка»

5. «Боже мой, на что она была похожа! Вода бежала с ее волос и платья прямо в носки башмаков и вытекала из пяток, а она все-таки уверяла, что она настоящая …»

Принцесса. «Принцесса на горошине»

6. «Богатые уборы так шли к ней, она была в них так ослепительно хороша, что весь двор преклонялся перед ней. А король провозгласил ее своей невестой, хотя архиеписком и покачал головой, нашептывая, что лесная красавица, должно быть ведьма».

Элиза. «Дикие лебеди»

7. «Жил-был бедный принц. Королевство у него было маленькое-премаленькое, но жениться все-таки было можно, а жениться-то принцу хотелось… Он носил славное имя и знал, что сотни принцесс с благодарностью ответили бы на его предложение согласием».

«Свинопас»

8. «Лучше всех был молодой принц с большими черными глазами. Ему, наверное, было не больше шестнадцати лет; в тот день праздновалось его рождение, оттого на корабле и шло такое веселье».

Принц. «Русалочка»

9. «Одет он чудесно: на нем шелковый кафтан, только нельзя сказать какого он цвета – он отливает то голубым, то зеленым, то красным, смотря по тому, в какую сторону повернется… Под мышками у него по зонтику: один с картинками…, а другой совсем простой, гладкий…»

Оле-Лукойе. «Оле-Лукойе».

Конкурс «Угадай сказку»

Игроки должны определить, к какой сказке относятся прочитанные им подборки слов.

1. Трава, жаба, кольцо, крапива, терпение. («Дикие лебеди»).

2. Лебедь, яйца, мечта, утка, мороз, курица, вода. («Гадкий утенок»).

3. Тюфяк, карета, ливень, калоши, принцесса. («Принцесса на горошине»).

4. Роза, соловей, горшочек, трещотка. («Свинопас»).

5. Рыцарский крест, иголка, шелк, золото, свеча, кафтан, зеркало, мантия. («Новое платье короля»).

6. Нора, мышь, крыло, цветок, эльф. («Дюймовочка»).

Незнайка : (Конкурс для болельщиков)

1. Сколько было оловянных солдатиков? (24).

2. Кем была мать оловянных солдатиков? (Старая оловянная ложка).

3. Сколько медных монет взял с собой из дупла солдат? (Нисколько).

4. Рост Дюймовочки? (2.54 см).

5. Как стали называть Дюймовочку эльфы? (Майя).

6. Сколько устриц носила на хвосте бабушка Русалочки? (Дюжину = 12 штук).

Конкурс «Что надо сделать, чтобы…»

1. … узнать настоящую принцессу? (Уложить девушку на 20 тюфяков и на 20 пуховиков, а под ними положить горошину).

2. … у русалочки появилась пара стройных ножек? (Отдать свой голос намнапиток ведьмы).

3. … братья превратились из лебедей в принцев? (Сплести из крапивы, растущей на кладбище, рубашки).

4. … укротить собак в подземелье в сказке «Огниво»? (Посадить каждую на ведьмин синий клетчатый передник).

5. … принцессе заполучить горшочек с бубенцами? (Надо принцессе 10 раз поцеловать свинопаса).

6. … появилась на свет Дюймовочка? (Посадить в цветочный горшок необычное ячменное зернышко).

7. … узнать, кто из сановников не на своем месте и кто умен, а кто глуп? (Показать новое платье короля из чудесной ткани).

8. … тебя приняли за турецкого бога? (Прилететь в сундуке-самолете).

9. … дети уснули и Оле-Лукойе мог бы рассказывать им сказки? (Прыснуть в глаза из спринцовки сладким молоком и подуть на затылок).

Оле-Лукойе : И, наконец, самая сказочная часть нашего праздника: маленькие спектакли, которые подготовили для нас маленькие артисты!

Ведущий: Итак, кому же достанется сегодня золотая медаль Г.-Х. Андерсена? Слово жюри.

Оле-Лукойе : Закончились сказки, рассвет настает.

Пора просыпаться, работа всех ждет.

Я каждую звездочку с неба сниму,

Почищу и снова на место верну.

Весь мир разукрашу

К воскресному дню.

А вечером снова

Со снами приду.

Список литературы:

Бондаренко Е. КВН по сказкам Х.-К. Андерсена // Начальная школа.- 200С.1,15.

Брауд-с Л. Ю. К читателю // Андерсен Х.-К. Сказки. Истории.- М., 1987.- С.5 - 6.

Школьная библиотека.- 2№ .

Составила: ,

зав библиотекой МОУ гимназии №8,

Внеклассное мероприятие в школе. День рождения Андерсена

Литературно-музыкальная композиция для школьников «В гостях у сказочника»

К празднику готовится выставка рисунков по сказкам Х.К. Андерсена. Ко всем отрывкам из сказок, которые будут показывать учащиеся, готовятся костюмы и декорации, подбирается музыка.

На сцене — портрет писателя в луче прожектора. На фоне негромкой музыки звучат слова:

«Моя жизнь — это прекрасная сказка, богатая событиями, благословенная. Если бы в детстве, когда я бедным мальчиком пустился по белу свету, меня встретила могущественная фея и сказала бы мне: "Выбери себе дорогу и цель, и я, в соответствии с твоими дарованиями и разумными возможностями, буду охранять и направлять тебя!" — и тогда моя судьба не сложилась бы счастливее, мудрее и лучше».

Появляется Оле-Лукойе.

Оле-Лукойе : Добрый день, дорогие друзья! Вы меня узнали? Меня зовут Оле-Лукойе. Мы собрались в этом зале, чтобы вспомнить замечательного датского сказочника Ханса Кристиана Андерсена. Сегодня мы отмечаем день рождения этого замечательного писателя.

Ханс Кристиан Андерсен родился 2 апреля 1805 года в Дании, в маленьком городе Оденсе. По-разному к нам приходит Андерсен, ребята. То он тихонько подкрадывается в комнату и навевает вам, словно добрый волшебник, чудесные сны. То сказка датского писателя плывет вместе с Дюймовочкой на листке кувшинки. Вас навсегда пленит любовь мужественной и нежной Русалочки, любовь, которая сделала ее бессмертной. Но чаще всего сказка Андерсена смело и весело врывается в мир детства: «Шел солдат по дороге: раз-два! Раз-два!».

(Инсценировка отрывка из сказки «Огниво» в исполнении учащихся. Действующие лица: автор, ведьма, солдат.)

Оле-Лукойе: Вы посмотрели небольшой отрывок из сказки Андерсена. А что это за сказка, вы догадались? Кто знает, пусть поднимет руку.

Учащиеся отвечают.

Сегодня вы увидите еще несколько отрывков из произведений этого прекрасного сказочника. А после каждой сказки мои помощники будут проводить небольшие викторины, задавать вам вопросы. Будьте очень внимательны, чтобы ответить на них. Кто захочет ответить, должен поднять руку.

Викторина «Что было дальше»

1-й помощник : Я прочитаю вам отрывок из сказки, а вы должны будете продолжить ее.

. «Как-то раз совсем темный был вечер, а солдат не мог купить себе даже свечу; и тут вспомнилось ему, что при огниве, которое он взял в пустом дереве, куда его спускала ведьма, был огарок. Достал солдат огниво с огарком и только ударил по кремню и высек огонь, как...»

. «Утенок опустился на воду и поплыл навстречу прекрасным лебедям, которые, завидя его, тоже поплыли к нему.

— Убейте меня! — сказал бедняжка и низко опустил голову, ожидая смерти. Но что же увидел он в чистой, как зеркало воде!»

. «Кораблик развернуло три-четыре раза, залило водой до краев, и он стал тонуть. Солдатик оказался по шею в воде... Тут бумага окончательно расползлась, и солдатик пошел ко дну».

. «Знаю, знаю, зачем ты пришла! — сказала Русалочке морская ведьма. — Ты хочешь отделаться от своего хвоста и получить вместо него две подпорки, чтобы ходить, как люди. Хочешь, чтобы юный принц полюбил тебя. Но ты должна заплатить мне за помощь, — сказала ведьма».

В какой сказке Х.К. Андерсена принцу пришлось стать пастухом?

Оле-Лукойе: А теперь вы увидите отрывок из этой сказки. Крибле-крабле-бумс!

Учащиеся показывают отрывок из сказки «Свинопас». Действующие лица: автор, принцесса, свинопас, фрейлины.

Оле-Лукойе: Понравилась вам сказка? А теперь викторина!

Викторина «Узнай но предмету»

2-й помощник : Мы вам будем показывать предмет или рисунок, но которому вы должны будете назвать сказку Андерсена, а также героя, которому этот предмет принадлежит.

Зонтик («Оле-Лукойе»).

Горошина («Принцесса на горошине»).

Санки (Кай, «Снежная королева»).

Бумажный кораблик («Стойкий оловянный солдатик»).

Крапива («Дикие лебеди»),

Утиное яйцо («Гадкий утенок»).

Скорлупа грецкого ореха («Дюймовочка»).

Оле-Лукойе : А теперь мы заглянем в дом к одной женщине... Учащиеся показывают отрывок из сказки «Дюймовочка». Действующие лица: автор, Дюймовочка, женщина, колдунья, жаба, сын жабы.

Викторина «Назови героя сказки»

3-й помощник:

Герой какой сказки пел песенку: «Ах, мой милый Августин,

Все прошло, все». («Свинопас»)

В какой сказке придворные уверяли, что их король одет в роскошные одежды? («Новое платье короля»)

Какой герой Андерсена знает сказок больше всех на свете? (Оле-Лукойе)

О ком идет речь:

«В самой чашечке цветка сидел маленький человечек, беленький и прозрачный, точно хрустальный. На голове у него сияла корона, за плечами развевались блестящие крылышки». (Эльф, «Дюймовочка»)

«Она была так прелестна и нежна, вся из ослепительного льда и все-таки живая! Глаза ее сверкали как звезды, но в них не было ни теплоты, ни красоты...» (Снежная королева)

Оле-Лукойе : А сейчас мы отправимся в царство вечного льда и холода! Не боитесь замерзнуть?

Учащиеся показывают отрывок из сказки «Снежная королева». Действующие лица: автор, Герда, Кай, Снежная королева.

Оле-Лукойе: Вот видите, настоящая дружба может творить чудеса.

Викторина «Из каких сказок взяты отрывки»

4-й помощник:

Назовите сказку Андерсена, отрывок из которой я прочитаю: «Жил был тролль, злющий-презлющий, попросту дьявол. Как- то раз он был в хорошем расположении духа: он смастерил такое зеркало, в котором все доброе и прекрасное уменьшалось донельзя. Все же плохое, безобразное, напротив, выступало все ярче, казалось еще хуже», («Снежная королева»)

В какой сказке королева догадалась, что девушка, пришедшая во дворец, принцесса? («Принцесса на горошине»)

Оле-Лукойе : Давайте вспомним, как это произошло...

Учащиеся показывают отрывок из сказки «Принцесса на горошине». Действующие лица: автор, принцесса, принц, королева, король.

Оле-Лукойе: На этом наш праздник заканчивается. Но не заканчиваются сказки Андерсена, сказки о доброте, настоящей дружбе, взаимовыручке, любви. Эти сказки вы можете прочитать сами. А сейчас я произнесу волшебные слова и все герои сказок, которых вы видели сегодня, появятся на сцене. Крибле-крабле-бумс!

Звучит музыка. Проходит парад сказочных героев.