Внеклассные мероприятия для учащихся 9и 10 классов по истории.

Мероприятия разработаны как интеллектуальные игры, созданные для развития интереса учащихся к предмету.

Цели мероприятия:

Способствовать развитию познавательного интереса у детей;

Отразить некоторые малоизвестные факты истории страны;

Формировать интерес к отечественной истории, развивать чувство патриотизма

Рассматриваются вопросы древней истории страны и истории XX века.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ИСТОРИИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10-Х КЛАССОВ

КОЛЕСО ИСТОРИИ

ЦЕЛИ:

прививать любовь и устойчивый интерес к истории Отечества;

расширять знания интересных фактов из истории страны;

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ.

1 ЗАДАНИЕ. РАЗМИНКА Откуда пошло это выражение?

Группам предлагается раскрыть смысл пословицы или поговорки и выявить её исторические корни.

1) что означает выражение одним миром мазаны, откуда оно пошло?

означает: похожи друг на друга своим качеством, один другого не лучше.

В основе выражения - не слово «мир», а слово «миро» ~ маслянистое благовонное вещество, употребляемое при церковных обрядах. Крестообразное помазание миром входило в обряд крещения. Быть одним миром помазанными первоначально значило «быть людьми одним миром».

2) Русскому языку оказалось мало своих ругательных слов. Он взял на вооружение иностранных побратимов некого выражения - бестию, каналью, ракалию. Что означают на русском языке эти слова?

Слово бестия пришло из латыни (bestia -животное, зверь) через жаргон семинаристов. Каналья в итальянском первоначально означало свору собак, потом - сборище негодяев. Ракалья означает -негодяй, пройдоха. Этимологическая расшифровка французского слова гасаille - именно собака.

3) С чем связаны два эпитета правды - подлинная и подноготная!

Выражение узнать всю подноготную восходит к забиванию деревянных спиц или гвоздей под ногти с целью выведать все подробности. Подлинная же правда - это правда, добытая с помощью подлинников, просмолённых кнутов, к концам которых привязывались кусочки свинца или чего-нибудь тяжёлого.

2. ИСТОРИЧЕСКИЙ АНЕКДОТ.

1) 6 ИЮЛЯ, АВГУСТА, СЕНТЯБРЯ, ОКТЯБРЯ, НОЯБРЯ, ДЕКАБРЯ 1812 Г. ПРОИСХОДИЛИ ВАЖНЫЕ СОБЫТИЯ. Сопоставив их М.И Кутузов любил произносить: «шестое число у нас в руке!»

6 июля Александр I подписал манифест, провозгласивший: «Дотоле не положу оружия моего, доколе не сотру с лица земли русской врага, дерзнувшего войти в её пределы.».

6 августа из Смоленска была вынесена икона Смоленской божьей матери и ровно через три месяца 6 ноября икона вернулась в Смоленский собор.

Назовите другие важные события 1812 г., произошедшие 6 числа.

(6 сентября - начало Тарутинского маневра, 6 октября -русская армия атаковала войска Мюрата у Тарутино, 6 ноября - русские одержали победу при Красном, 6 декабря - основные силы французов покинули Россию)

1) В дни обороны Севастополя 1854-1855 гг. защитники города пели солдатские песни, высмеивая вояк-генералов, посылавших воинов на убой, не заботясь о жизни солдата.

Как четвёртого числа -

Нас нелёгкая несла

Горы отбивать.

Барон Вревский генерал

К Горчакову приставал:

Князь, возьми ты эту гору,

Не вхоои со мною ссору.

Собралися на советы

Все большие эполеты

Чисто вписано в бумаги,

Да забыли про овраги.

А по ним ходить"

А пошли полки!

Эти песни были запрещены, но солдаты продолжали их петь с большим подъёмом.

(Л.Толстой)

2} Германский канцлер князь Отто фон Бисмарк (1815-1898) хорошо знал Россию, в которой провёл три года, будучи прусским послом. У русского студента он брал уроки русского языка. НО он никак не мог понять значение одного слова. Однажды на крутом повороте Невского кучер умудрился вывернуть его в сугроб. На брань пострадавшего, ямщик, отряхивая шубу от снега, спокойно произнёс: « Ну, барин!», и дальше последовало это странное слово.

На вопрос о жизни русские говорили то же самое.

Однажды, проезжая по бескрайним заснеженным просторам, Бисмарк заметил догоняющую сани стаю волков. Возница нахлёстывал лошадей и всё приговаривал эти слова: «Ну, барин, пронесёт нелёгкая». Лошади понеслись во весь опор и спасли седоков от смертельной опасности. В память об этом Бисмарк повелел изготовить пряжку для ремня с выбитым на ней русским словом.

Назовите это слово.

(Ничего)

3) 1812г. Во время отступления солдаты французской армии выходили навстречу партизанам с поднятыми руками и, сдаваясь говорили: «Шер амии!» - «Дорогой друг». Не понимая этих слов, русские солдаты стали называть французов-пленных «шарамы». Позже из этого выражения появилось слово, означающее обманщика, шатуна, промышляющего за чужой счёт.

Назовите это образовавшееся слово.

(Шарамыжник)

3. Из представленных вам предметов выберите те, которые были символом опричников. Объясните свой выбор.

Зеркало

Метла (веник)*

Книга

Собачья голова (маска)*

Нож

Чёрная ткань*

Красная ткань.

4 ЧЁРНЫЙ ЯЩИК.

1) Здесь находится текст одного любопытного документа. Прослушайте отрывок и назовите этот документ.

« Страх божий всегда имей в сердце своём... и по заповедям его всегда ходи!»

«Царя бойся и всегда служи ему верою и всегда о нём бога моли!»

О воспитании: «Казни сына своего от юности его, и покоиться на старость твою и даст красоту души твоей, и не ослабляй бия младенца, аще бо жезлом биеши его, не умрёт, но здравие будет. »

О ведении домашнего хозяйства: «Коли хлебы пекут, тогда и платья моют, ибо один раз разводят в печке огонь, . . . отчего и дровам убыточно. »

(Домострой)

2) Русские путешественники, землепроходцы открыли и исследовали Аляску. Купец Григорий Шелихов в 1775 г. создал компанию для пушного и зверобойного прмысла на северных островах Тихого океана и на Аляске. Затем на базе этой компании образовалось торговое объединение Российско-Американская компания под руководством Николая Резанова

Вначале компания большинство расчётов со своими работниками производила пушниной. Позже появилась царская монета, но ее было очень мало. Иностранцы скупали русские деньги, местные жители из монет изготавливали наконечники для копий и стрел.

Власти, чтобы не разбазаривать пушнину и не растрачивать валюту империи, стали изготовлять для Аляски особые деньги

В ящике находится материал, из которого изготавливали деньги для Аляски. Назовите его. (ассигнации из кожи на сумму 1.2.5. 10. руб напоминали русские ассигнации Были разных цветов. Продали Аляску с Алеутскими островами за ~.2млн долларов в 1867 г.)

3) В 1662 г. в Москве начался страшный бунт. Народ громил боярские палаты.Алексей Михайлович был вынужден выйти и беседовать с восставшими. Отвечали ему невежливо с угрозами Власти жестоко потом расправились с восставшими стрельцами, но впоследствии были вынуждены удовлетворить из требования.

В ящике лежит то, что стало причиной этого бунта. Что зто такое? Почему этот предмет вызвал народное недовольство?

(медные деньги)

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие для учащихся 9 классов по истории XX века.

Игра «Колесо истории».

Цели мероприятия:

Способствовать развитию познавательного интереса у детей;

Отразить некоторые малоизвестные факты истории страны;

Формировать интерес к отечественной истории, развивать чувство патриотизма

Ход мероприятия.
I. Представление команд (max оценка – 5 баллов)
Задание командам:

Дать название командам, придумать эмблему, обыграть эти символы.

II. Разминка. Выберите из перечисленных правильный ответ.

Объясните, что могли означать следующие выражения:
1) «Столыпинские галстуки»

А) Столыпин был человеком очень франтоватым, поэтому его гардероб содержал много костюмов, рубашек и особенно галстуков. Это выражение стало синонимом политиков-модников.
Б) подавляя революцию 1905-1907 гг в России, Столыпин ввёл военно-полевые суды, часто выносившие смертный приговор. Столыпинским галстуком стали называть верёвку.

В) так иронично называли чиновников, работающих в аппарате Столыпина, которые не смогли иметь собственное мнение, а лишь выполняли распоряжение патрона.

А) образное название пакта Молотова-Рибентропа 1939 г., предполагающее бурные и непредсказуемые последствия для мировой истории.
Б) Бутылки с зажигательной смесью, которыми в начале Великой Отечественной войны наши солдаты поджигали немецкие танки.
В) команда Молотова в министерстве иностранных дел СССР. Название связано со сложными взаимоотношениями внутри коллектива, где царило доносительство и наушничество.
3) «Бульдозерная выставка»
А) выставка неофициальных советских художников под открытым небом, уничтоженная бульдозерами, что и дало название данному историческому событию.
Б) выставка лучших образцов военной техники, законспирированная под выставку достижений сельскохозяйственной техники.
В) выставка достижений техники народного хозяйства на ВДНХ.

III. Конкурс «Вещи на подносе»
Ответьте на вопрос: посмотрите на вещи, лежащие на подносе и скажите, кому из руководителей советского государства какие вещи могли принадлежать. Почему вы так считаете?

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие для учащихся 10 классов

ЛИТЕРАТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ.

РУССКИЕ ЖЕНЩИНЫ XIX В.

Цели мероприятия:
- показать на примерах жизни великих женщин России роль женщины в истории страны
- воспитывать чувство гордости за Отечество
- развивать интерес учащихся к истории страны

О тебе, о тебе, о тебе,

Ничего, ничего обо мне!

В человеческой тёмной судьбе

Ты крылатый призыв к вышине.

Благородное сердце твоё –

Словно герб отшедших времён.

Освящается им бытие

Все земных, все бескрылых племён,

Если звёзды ясны и горды.

Отвернуться от нашей земли,

У неё есть две лучших, звезды:

Это - смелые очи твои.

Ведуший: В каждой стране, у каждого времени существует свой парадный женский портрет. Во времена античности это была Елена Прекрасная, в эпоху Возрождения - прекрасна Беатриче, созданная великим Данте, в X в. - Великая княгиня Ольга, основательница Русского государства, наконец, Феврония Муромская, предсказательница, врачевательница, творящая чудеса, словом, русская сивилла.

Красота, нежность.обаяние русских женщин всегда сочетались с самопожертвованием и чувством долга. Быть не только любящей и преданной женой, но и верной опорой и соратницей супругу в делах, в этом и заключается национальный характер русской женщины. Примером тому могут служить судьбы женщин XIX в. О них наш сегодняшний разговор.

Ведущая: В 1877 году Ф.м. Достоевский в «дневнике писателя» заявил: «Главное и самое спасательное обновление русского общества выпадает, бесспорно, на долю русской женщины. Русская женщина сама встала на подобающее ей место, сама перешагнула те ступени, где доселе полагался предел. Она доказала, какой высоты она может достигнуть, что может совершить».

Звучит марш из кинофильма «Гусарская баллада»

Ведущая: прототипом образа Шурочки Азаровой из фильма «Гусарская баллада» пос.тужила судьба Надежды Андреевны Дуровой, жизнь которой вызывала у современников удивление и восхищение. Опубликованные А.С.Пушкиным в журнале «Современник» отрывки из «Записок кавалерист-девицы», принесли ей широкий успех и известность.

Дурова: Вспоминая о своём детстве Дурова писала так: «Мать не любила своего первенца. Однажды во время похода, измученная криками младенца, мать выбросила его из кареты. От сильного удара у девочки пошла кровь изо рта и носа, но она осталась жива. Гусары подняли окровавленного ребёнка и отдали подскакавшему отцу. С этого момента девочка была вверена попечению флангового гусара.» Она восприняла военное воспитание: научилась стрелять из лука, лазать по деревьям, лихо выкрикивать кавалерийские команды. В 14 лет отец подарил ей черкесского жеребца Алкида,и девочка употребила все силы, чтобы неукротимый конь стал встречать ее приветливым ржанием и разрешал садиться на него и скакать галопом по полям до рассвета. « Я решилась, - говорит она,- хотя бы это стоило мне жизни, отделиться от пола, находящегося, как я думала, под проклятием божьим»

Дурова:Итак, в 1806 г.ночью Надежда обрезала косы, надела казакин и шапку с красным верхом, сбежала к Каме, оставив на берегу женское платье. «Я на воле! Свободна! Независима! Я взяла принадлежащую мне свободу! Драгоценный дар неба, неотъемлимо принадлежащий каждому человеку! ... Мне отныне до могилы она будет и уделом моим и наградою.»

Сцепка из кинофильма «Гусарская баллада» и «колыбельная». Дурова:

Может именно так Надежда Дурова покинула дом и сбежала на войну. Приняв имя Александр Васильевич Дуров, она встала в строй первой сотни во время прусской кампании Через год совершает свой первый геройский подвиг: рискуя собой, спасает жизнь раненого офицера. Участвует в двухдневных боях под Гельзбергом, проявляя чудеса храбрости.

«Хребту коня свой стан вверяя,

свой пол меж ратников скрывая,

ты держишь с ними трудный путь

кипит отвагой девы грудь...»

«Священный долг к Отечеству, - говорит она, - заставляет простого солдата бесстрашно встречать смертъ, мужественно переносить страдания и спокойно расстаться с жизнью».

Ведущий: События 1812г. занимают особое место в истории нашей страны. Никогда прежде не знала Россия такого духовного пробуждения нации, какое произошло в дни нашествия Наполеона. Война 1812 г.была первой, получившей имя Отечественной. Имена героев этой эпохи хорошо нам знакомы: Кутузов, Барклай де Толли, Ермолов, Денис Васильевич Давыдов, Надежда Андреевна Дурова.

После 6 лет военной службы корнет Александров (таково было её новое имя) был возведён в поручики. Поручик Александров принимает активное участие в военных действиях 1812 г. Назвавшись в 1806 г.мужским именем, Дурова носила его 60 лет и ни разу не сделала попытки вернуться к настоящей фамилии. Даже от собственного сына она требовала обращения к себе, как к Александрову. На памятнике Надежды Андреевны Дуровой выбиты слова:

«Надежда Андреевна Дурова

по велению императора Александра - корнет Александров, кавалер военного ордена. Движимая любовью к родине, поступила в ряды Литовского уланского полка. Спасла офицера, награждена Георгиевским крестом. Прослужила 10 лет в полку, произведена в корнеты и удостоена чина штабс-ротмистра. Родилась в 1783. Скончалась в 1866. Мир её праху! Вечная память в назидание потомству её доблестной душе!».

Ведущая: в конце XVIII в. Наталья Долгорукая, урожденная Шереметьева, написала первые в русской литературе женские мемуары. Совсем молоденькой женщиной, едва обвенчавшись со своим мужем, она отправилась за ним добровольно в Сибирь, в ссылку. Жены декабристов, воспитанные на этой книге, осле восстания на Сенатской площади в 1825 г., повторили её подвиг.

Декабрь двадцать пятого года,

единственный в календаре.

Какая погода":"

Свобода-Свобода стоит на дворе.

Её проморгали заставы.

Забыли шлагбаум опустить,

Она от Читы до Митавы

Торопиться нам послужить.

На площадь к Сенату спешите.

Туда, к перелому эпох.

Поглубже свободой дышите,

Ведь это единственный вздох.

Память о декабристах, первыми выступивших против жестокости и произвола, жива и поныне, живы бессмертные произведения поэтов, воспевавших их подвиг.

Ведущий: Но более того известен подвиг тех, кто, будучи жёнами невестами, отправились в Сибирь, вслед за героями 1825 года.

Екатерина Ивановна Трубецкая,

Мария Николаевна Раевская (Волконская:

Александра Григорьевна Муравьёва

Прасковья Егоровна Анненкова

Наталья Дмитриевна Фонвизина

Александра Ивановна Давыдова

Камилла Петровна Ивашёва

Елизавета Петровна Нарышкина

Мария Казимировна Юшневская

Анна Васильевна Розен,

Александра Васильевна Ентальцева,

Варвара Шаховская мы не будем рассказывать обо всех. Остановимся лишь на 4-х судьбах, ибо они были первыми.

Инсценировка. 4 свечи, изба

Трубецкая: Далёкий путь был полон опасностей. То бушевали бураны, заметая дорогу, и мыы были вынуждены останавливаться; от сбивались с пути, то кибитку преследовали волки... Когда сломался мой экипаж, я продолжала путь на перекладных. В Иркутске губернатор, получивший указание всячески задерживать тех, кто осмелится следовать в Сибирь за мужьями, уговаривал, угрожал, запугивал.

Губернатор: ... хорошо ль известно вам, что вас ожидает? Вам не придётся с мужем быть Минуты глаз на глаз: В казарме общей надо жить, А пища: хлеб да квас Пяь тысяч каторжников там, Озлоблены судьбой, Заводят драки по ночам, Убийства и разбой; Корток им и страшен суд. Страшнее нет суда! И вы, княгиня, вечно тут Свидетельницей... Да! Поверьте, вас не пощадят, Не сжалиться никто! Пускай ваш муж - но виноват... А вам терпеть.. .за что?

Ах! Вам ли жить в стране такой.

Где воздух у людей не паром - пылью ледяной

Выходит из ноздрей?

Где мрак и холод круглый год, а в краткие жары -

Непросыхающих болот

Зловредные пары?

Здесь черствый хлеб, тюрьма, позор.

Нужда и вечный гнёт, а там балы, блестящий двор.

Свобода и почёт

Трубецкая: Молчите, генерал!

Губернатор:. .. Быть так!

Вас не спасёшь, увы!...

Но знайте: сделав этот шаг, всего лишитесь вы!..

Трубецкая:

Да что же мне ещё терять?

Губернатор: За мужем поскакав,

Вы отреченье подписать Должны от ваших прав!

Трубецкая: У вас седая голова, А вы ещё дитя! Вам наши кажутся права Правами - не шутя.

Нет! Ими я не дорожу. Возьмите их скорей! Где отреченье? Подпишу! И живо лошадей!...

Повествователь: Вслед за Трубецкой выехала к мужу 20-летняя княгиня Мария Николаевна Волконская, дочь генерала Раевского, прославленного героя Отечественной войны 1812г.Её не остановило даже то, что невозможно было взять с собой маленького сына.

Волконская: простите, родные! Мне сердце давно Моё подсказало решенье. И верю я твёрдо: от Бога но! А в вас говорит - сожаленье!

Да, ежели выбор решить я должна

Меж мужем и сыном - не боле,

Иду я туда, где я больше нужна.

Иду я к тому, кто в неволе!

Волконская отправилась в путь 21 декабря 1926 г., как только установилась санная дорога, «слеза замерзала в глазу, дыхание, казалось, леденело. Она первая с Каташей Трубецкой приехала в Нерчинские рудники.

Муравьёва: Через день после Волконской выехала в Сибирь жена Никиты Муравьёва - графиня Александра Григорьевна, златовласая красавица Александрина. «Я самая счастливая из женщин! Не теряй мужества!»,-- это строки из письма мужу. Именно ей было доверено передать стихи, написанные Пушкиным.

« Во глубине сибирских руд

Храните гордое терпенье.

Не пропадёт ваш скорбный труд

И дум высокое стремленье...»

Судьба не щадила её. Через год после отъезда умер её единственный сын, обе дочери, лишённые материнской заботы, заболели. Одна из них скончалась молодой, а вторая лишилась рассудка. Умерли и две дочери, родившиеся в Чите. «Бог наказывает меня», говорила Александра Григорьевна. Но именно она создала в Чите медицинский пункт, аптеку, сумела через свекровь получить мед.инструменты и приборы, выращивала лекарственные растения на своём огороде.

Выписав бумагу и краску, она подарила их Николаю Бесстужеву, и ^благодаря этому, мы теперь можем увидеть виды Читы и казематов, портреты заключённых. Благодаря ей была организована библиотека.

Анненкова: разрешение следовать в Сибирь было выдано и французской подданной Жаннете Поль, ставшей женой государственного гфеступника принявшей имя Прасковьи Егоровны Анненковой.

Весёлый нрав, житейская предусмотрительность скрашивали жизнь не только её мужу, но и остальным заключённым. Она с утра до вечера хлопотала по хозяйству, собственноручно готовила узникам еду, завела огород и выращивала овощи.

Романс из к/фильма «звезда пленительного счастья»

Повествователь: Всё было общее - и печали, и радости, всё разделялось, во всём друг другу сочувствовали. Всех связывала тесная дружба, дружба помогала переносить неприятности и заставляла забывать невзгоды. Трудно передать словами, насколько необходима была помощь и поддержка верных подруг. Но жизнь, полная забот и лишений, отнимала силы.

Муравьёва". «Я старею, милая маменька. Вы и не представляете, сколько у меня седых волос.» Александре Муравьёвой было 27 лет, и жить ей оставалось полгода. Последние минуты её были величественны: она продиктовала прощальные письма родным. Исполнив свой христианский долг, она начала утешать своего мужа. Она умерла на своём посту, и та смерть повергла всех в глубокое уныние.

Трубецкая: в 1854 году Еекатерину Ивановну сразила тяжела болезнь. Глубокая душевная усталость, простуда, тоска по родине и родителям, смерть детей -вмиг сказалось всё. И в этом же году она скончалась близ Иркутска.

Волконская: «Первое время нашего изгнания я думала, что оно, наверное, кончится через пять лет, затем я себе говорила, что будет через десять, потом через 15, после 25 лет я перестала ждать. Я просила у бога только одного, что бы он вывел из Сибири моих детей.» Мария Волконская покинула Иркутск в 1855 году и умерла в 1863г. в Черниговской губернии.

Анненкова: После 30-летней ссылки ей с мужем было разрешено жить в Нижнем Новгороде. Однажды их гостем стал господин Александр Дюма. В последствии им был написан роман «Учитель фехтования», в основе сюжета которого -судьба Анненковых. Однажды вечером 13 сентября 1876 г. Прасковья Егоровна почувствовала себя плохо и прекратила беседу. Следующим утром её не стало.

Повествователь: Это был подвиг во имя любви бескорыстной. «Слава и краса вашего пола! Слава страны, вас произрастившей! Слава мужей, удостоившихся такой безграничной любви и такой преданности, таких идеальных жён! Вы стали поистине образцом самоотвержения, мужества, твёрдости, при всей юности, нежности и слабости вашего пола. Да будут незабвенны имена ваши!»,- писал декабрист Беляев.

Ведущий: Кто из вас бывал в Севастополе, знают, что на здании севастопольской панорамы стоят бюсты героев обороны Севастополя 1854-1855 гг. Среди них - один женский. Даша Севастопольская..

Даша Севастопольская: Даша -- дочь матроса, сирота. Когда пришла весть, что англо-франко-турецкие войска движутся к Севастополю, Даша продала свою моряцкую хибарку, купила крепкую лошадку, телегу с притороченной к ней бочкой, заполнила её до краёв холодной ключевой водой и поехала в сторону раскатов орудий чёрного дыма.

Крики о помощи раненных не могли перекрыть грохота сражений, он Даша, казалось, слышала даже шёпот; «пить, воды». Она приподнимала голову обессилевшего солдата и вливала в рот драгоценные капли. Ничем другим она ему помочь не умела. Разве что сорвёт ещё лопух, оботрёт о юбку и, оторвав от нее полоску, прибинтует к ране.

Уже потом, на перевязочном пункте, она научится правильно пользоваться повязкой и жгутом, останавливать хлеставшую из раны кровь. А пока: «Миленький, я сейчас... Потерпи немного, я сейчас...» И прижимала к его губам жестяную кружку с родниковой водой.

Ведущий: за 11 месяцев героической и трагической обороны Севастополя, Даша стала легендой.

Даша: Говорили: «русоволоса глаза-озёра»

говорили: «кареглаза и тёмная коса до пят», говорили: «притронется, и боли, как не бывало» . Как во всякой легенде у Даши множество лиц, и все они прекрасны.

Ведущий: За Алъминское сражение Даша была награждена медалью. Ей было выдано, за подписью самого государя, 500 рублей на приданное и 500 рублей на обзаведение хозяйства. Совсем недавно была установлена фамилия Даши - Михайлова с перечнем всех её наград. Но в нашей памяти она по-прежнему Даша Севастопольская. Такое У неё в России звание.

Ведущая: математик, писатель, публицист, первая женщина - член-корреспондент петербургской Академии наук. Это Софья Васильевна Ковалевская. Она стала легендой и путеводной звездой для многих, мечтавших найти своё призвание в науке.

Ковалевская: Первым знакомством с математикой, как вспоминает она сама, послужил довольно курьёзный случай.

« Мне было 8 лет, когда мы переехали на житьё в деревню. Весь дом пришлось оклеивать обоями. Комнат было много, и обоев не хватило. Комнату девочки оклеили листами лекций по математическому анализу. Целые часы я проводила перед стеной с формула^ш. пытаясь найти их последовательность. От долгого созерцания многие формулы оставили глубокий след в моей памяти.

Ведущая: Доступ женщинам в Петербургский университет был закрыт, и, что бы иметь возможность заняться наукой, она вступает в фиктивный (ставший позднее фактическим) брак с Ковалевским и, уехав в Германию, в Берлин, берёт частные уроки у профессора математики.

Ковалевская: Способности у неё были исключительные. В 24 года на основании трёх работ по математике, каждая из которых была достойна научной премии, Ковалевская была присуждена степень доктора философии. К сожалению, в России ей не было разрешено сдавать магистрские экзамены, и в эти годы она занялась литературно-публицистической деятельностью, сотрудничая в газетах. « Нельзя быть математиком, не будучи поэтом в душе,» ~ писала она. Ковалевская - автор повести «Нигилистка», драмы «борьба за счастье», хроники «Воспоминания детства».

Вновь уехав в Швецию, она получила место приват-доцента в Стокгольмском университете, а затем, должность профессора. За работы в области математики была награждена премиями парижской и Шведской Академии наук.

Игра-викторина « Сквозь рифы истории »

Внеклассное мероприятие проводится в форме игры-викторины «Сквозь рифы истории».

Викторину можно провести как внеурочное мероприятие по истории. Интерактивная презентация, сопровождающая ход внеклассного мероприятия, является основным компонентом в структуре и содержании занятия. Используется на протяжении всего мероприятия для наглядного представления игрового поля, выбора темы конкурса, визуализации заданий и проверки ответов, данных игроками.

Цель:
Создание условий для формирования устойчивого интереса к истории России, нравственно-патриотических чувств и ценностных ориентаций.

Задачи :
Образовательные:

    способствовать систематизации и закреплению знаний по истории России с помощью материала, представленного в неординарных ситуациях.

Развивающие:

    вести работу, направленную на развитие любознательности, воображения, предвидения, смелости в выдвижении гипотез, умения принимать нестандартные решения;

    способствовать формированию операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений.

Воспитательные:

    совершенствовать умение осуществлять учебно-познавательную деятельность в группе;

    вести работу, направленную на воспитание чувства гордости и уважения к прошлому своей страны.

Тип мероприятия: игра

Форма проведения: работа в группах

Возрастная группа (класс): 7 класс

Время реализации мероприятия : 45 минут

Оформление и оборудование : название игры, эпиграф, иллюстрации, мультимедийный проектор, ноутбук, демонстрационный экран, музыкальный центр, презентация, часы.

Подготовительный этап:
Проведению игры-викторины «Сквозь рифы истории» предшествует подготовительный период, который включает в себя:
1. Работа по подготовке вопросов и заданий викторины.
2. Подготовка и составление презентации.

3. Подбор музыкальных композиций.

4. Изготовление эмблем каждой команде.

5. Изготовление медалей и грамот.
6. Выбор счётной комиссии.

Правила игры:
В игре принимают участие две команды.
Право первого хода разыгрывается с помощью жеребьёвки.
Если команда даёт правильный ответ, то у неё право ответа на вопрос викторины. В случае неправильного ответа переход хода другой команде.
Вопросы и задания имеют разную стоимость – 1 балл за правильный ответ.

Ход викторины:

    Организационный этап

Добрый день дорогие друзья! Я рада приветствовать вас наинтеллектуально-познавательной игре по истории России. (Слайд 1)

Мигель де Сервантес писал: «История – это сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего». Для меня история, это как машина времени, которая позволяет совершать путешествие в прошлое, открывать много нового и интересного. И сегодня я приглашаю вас в путешествие, которое поможет не только выяснить, насколько хорошо вы усвоили исторический материал за курс «История Отечества», но и узнать много интересного. Я предлагаю вам стать участниками игры «Сквозь рифы истории». (Слайд 2)

Деление класса на команды. Выбор капитанов команд.

Знакомство с правилами и условиями игры. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Если команда дает неверный ответ, то другая команда получает право дополнительного ответа, и, соответственно, дополнительные баллы.

Команда, набравшая наибольшее количество баллов, становится победителем. Оценивать результаты работы команд будет счетная комиссия, состоящее из учителей.

    Конкурсный этап

Конкурс «Портретный» (Слайд 3)

Исторические личности, которые оставили в истории страны заметный след – это в какой-то мере ключ к пониманию самой истории

Условия конкурса: по иллюстрации нужно угадать историческую личность.

(Слайд 4-13)

Конкурс «Исторический термин» (Слайд 14)

Усвоение хода исторического процесса немыслимо без знаний основных исторических понятий. Я предлагаю вам проверить свои знания с помощью теста.

Условия конкурса: тест представляет собой вопрос и несколько вариантов ответов. Нужно выбрать верный. (Слайд 15-22)

Верные ответы (Слайд 23)

Конкурс «Куриозные письма» (Слайд 24)

В 1714 году Петр I подписал указ о создании в России Кунсткамеры, где, помимо прочего, повелел собирать письма «куриозные», т. е. исторические источники тех бесценных свидетельств, что донесли до нас горячее и неровное дыхание своих эпох. По настоящему знать историю – значит обратиться к первоисточнику.

Условия конкурса: Я зачитаю по очереди, каждой команде, выдержки из двух различных документов. Ваша задача – определить о каком историческом событии идет речь в документе! (Слайд 25-26)

Конкурс «Восстановите связь времен» (Слайд 27)

Знание дат – наиболее уязвимое место школьников. Есть много способов проверить свою хронологическую память. Предлагаю вам это сделать прямо сейчас.

Условия конкурса: На экран выводятся с одной стороны события, с другой – несколько дат к каждому событию. Необходимо выбрать нужную дату, т.е. в каком году произошло то или иное событие! (Слайд 28)

Верные ответы (Слайд 29)

Конкурс «Узнай событие по картинке» (Слайд 30)

Событие – это то, что произошло. Это то или иное значительное явление, факт общественной или личной жизни. Вам уже много известно событий, которые произошли в истории нашего Отечества. А вот сможете ли вы узнать их по картинке?

Условия конкурса: по иллюстрации нужно угадать историческое событие

(Слайд 31-38)

Конкурс «Поэтический» (Слайд 39)

Многие исторические события легли в основу литературных произведений..

Условия конкурса: Я предлагаю вам узнать событие, прослушав отрывок из того или иного произведения. Каждой команде будет зачитано по 2 отрывка из разных произведений.

    Горит, пылает, стонет Русь

Под игом польских банд…

И стойко бились москвичи

Со шляхтой и огнем.

Все обгорело, вся Москва

До каменной стены –

Дома, деревья и трава

Обуглены, черны.

А в сердце города враги,

И нету сил их взять.

Восстань, народ, и помоги

Повергнуть вражью рать!

От москвичей призыв идет

По городам до волжских вод.

Всю землю нашу охватив,

Дошел до Нижнего призыв,

До старосты, до мужика –

Нижегородца-мясника,

Что звался Минин-Сухорук

Он весь народ собрал вокруг;

«Волжане! Православный люд!

Повсюду русских ляхи бьют!

Ужели враг непобедим?

Нет! За собой народ ведя,

Пойдем мы, жизни не щадя!

Не пощадим домов, клетей,

Ни золота, ни серебра!»

(Второе ополчение. Освобождение Москвы от поляков)

    Царь – государь! Когда то божья воля,

Чтоб ты от мира в вечность отошел,

Ты о делах теперь подумать должен.

Ты прав, старик! Сын Федор, подойди!

Немного дней – и ты на царство сядешь.

Услышь теперь последний свой наказ.

Батюшка! Даст бог, ты не умрешь!

Даст бог, еще меня ты переживешь

Молитвами моими.

А мне куда на царство?

Сам ты знаешь,

Я не готовился к тому.

Федор! Тебя не спросят: нелюбо, иль любо.

Ты за меня на царство должен сесть

Когда меня не станет…

Не гневись, царь-батюшка,

Но я молю, тебя – поставь другого!

Мало ль на Руси людей,

Достойнейших и лучших,

А я, царь-батюшка,

Доволен был бы и небольшим уделом.

(Воцарение Федора, сына Ивана Грозного)

    Мы в Кучумову землю пошли
    Загладить бывалые вины.

В Сибири, от белого света вдали,

Мы бились с отвагою львиной.

Там солнце глядит,

как сквозь рыбий пузырь,

Но мы, государь, одолели Сибирь!

(Поход Ермака, присоединение Сибир­ского ханства к России)

    «Что ж поделаешь, когда в падучей
    Наткнулось дитятко на нож?»
    Но все же очевидцы были,
    И на базарах, с ихних слов,
    Сидельцы бабам говорили,
    Что промахнулся Годунов.
    И Годунову прямо в спину
    Шел слух, как ветер по траве,
    Что он убил попова сына,
    А Дмитрий прячется в Литве.

(Смерть царевича Дмитрий, сына Ивана Грозного)

Конкурс «Первые в России» (Слайд 40)

В мире все когда-нибудь происходит в первый раз. И каждое первое рождение чего-то обязательно отметит история. Возможно, потом в ряду схожих событий и дат будут более значительные и известные, но то, что было впервые, сохранит свое особое очарование. Давайте сейчас проверим, знаете ли вы, то что, кто, где, когда в России происходило впервые.

Условие конкурса: на экран будут выведены вопросы, на которые вы должны дать точные ответы. (Слайд 41)

Верные ответы (Слайд 42)

    Заключительный этап (Слайд 43)

Жюри подсчитывает количество баллов, набранных каждой командой.

Учитель благодарит всех присутствующих за участие в игре-викторине и предоставляет слово жюри для награждения. Жюри объявляет победителя. Награждение. Победители получают медали и грамоты. Команда, занявшая I место, получает медали «Знатоки истории». Команда, занявшая в игре II место, получает медали «Любители истории».

Спасибо всем за игру! (Слайд 44)

Данную презентацию можно использовать для проведения урока мужества в средних и старших классах. Материал содержит подборку карикатур военных лет, посвященных Сталинградской битве.

Целевая аудитория: для классного руководителя

Презентация предназначена для проведения внеклассного мероприятия среди учащихся 7 класса. Подходит для любого УМК по истории 7 класса.В методической разработке 6 тем. В каждой из тем вопросы с разным уровнем сложности. Побеждает команда (или участник), набравший к концу игры большее количество баллов.

Целевая аудитория: для 7 класса

Цель: используя исторический материал к 100-летию революций в России, продолжить работу по воспитанию уважения к Отечеству и его историю.

  • Личностная: воспитание уважительного отношения к прошлому своей Родины; формирование умения принимать и положительные и отрицательные события из прошлого своего Отечества, анализируя их;
  • Метапредметная: развитие способности анализировать, исследовать, сопоставлять исторические события, раскрывая причинно-следственные связи:
  • Предметная: актуализация предметных знаний по истории революций; расширение и углубления этих знаний.

Целевая аудитория: для 11 класса

Данная разработка посвящена исследовательской работе школьников. Но она ставит широкий круг задач кроме исследования: приобщения школьников к посещению музеев, умению видеть картину, работать с нею. Экскурсия посвящена русскому искусству, это тема по истории, которую школьники изучают по программе. В экскурсии достигается задача: увлечь учеников живописью, научить прочитывать картины, понимать символы искусства. Экскурсия разработана в соответствии с историко-культурным стандартом.

Возможно ли возрождение фашизма в нашей стране сегодня? Каковы причины такого явления в Европе, в России после того, как наш народ совершил такой подвиг, и освободил мир от нацизма и фашизма?

В начале XXI века мы вновь сталкиваемся с возрождением фашизма. С молчаливого согласия людей творится зло. Методическая разработка может помочь учителю в воспитании школьника в противостоянии идеям фашизма. Материал разработки можно использовать для проведения урока по вопросам культуры советского общества в 60-80-х годах ХХ века в 11 классе.

Целевая аудитория: для 10 класса

Цель мероприятия: показать школьникам героизм защитников Сталинграда, роль и значение Сталинградской битвы в ходе 2-ой мировой войны. Мероприятие предназначено для учащихся 6-10 классов.

Разработку можно использовать не только для проведения общешкольного мероприятия, но и для классного часа.

Целевая аудитория: для учителя

Викторина разработана как элемент интегрированного урока истории и физической культуры и составлена по принципу игры «Кто хочет стать миллионером?» Презентация содержит гиперссылки и анимацию. Каждое действие в отдельном слайде осуществляется по щелчку мыши. При правильном ответе на вопрос теста осуществляется переход к следующему вопросу. При ответе на вопросы, если ответ дан неверно, есть возможность второй попытки. Такая возможность отсутствует при ошибочном ответе на вопросы с «несгораемой суммой баллов».

Целевая аудитория: для 5 класса

Презентация рассказывает об истории создания ПЕРВОГО памятника в истории России. Этот памятник, сооружённый в 18 веке по велению императрицы Екатерины второй, более известен как Медный всадник и посвящён императору Петру 1. Учащиеся узнают интересные факты об истории этого знаменитого на весь мир памятника, а также легенды и мифы о нём. Закрепить материал помогут вопросы и задания. Презентацию можно использовать не только на уроках по истории и культуре Санкт - Петербурга, но и при изучении истории России 18 века.

Цель : расширение знаний по истории, привитие интереса к изучению истории.

Оформление : интерактивная доска или экран, презентация.

Участники : 8–11 класс.

Ход игры

I. Вступительное слово ведущего

II. Представление членов жюри

III. Представление команд. Клятва участников

Текст клятвы

Я, участник игры, перед лицом своей команды и членов жюри, клянусь:
- быть честным
- не вступать в спор с жюри
- быть внимательным
- не забывать о принципе «Меньше слов - больше дела»
- быть терпимым к соперникам
- уважать ведущего
И если я нарушу клятву, пусть мои товарищи объявят мне бойкот.

IV. Правила игры

Каждая команда участвует во всех турах игры. Набравшая большее количество баллов - победительница.

V. Задания для туров

1. Черный ящик (что, откуда, как).

В коробке лежит табличка с названием предмета. Команда может задать от 3 до 5 вопросов ведущему, чтобы определить, что лежит в ящике.

Цифры (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9); алфавит; лист бумаги; шахматы; шелк; чай; сахар. (На усмотрение ведущего, но в ящике что-то одно из перечисленного).

2. Угадай-ка (исторические портреты). Участникам дается текст одинаковый для обеих команд, определить о ком речь.

Портрет № 1

  • имя, данное ему родителями, - Варфоломей. На Руси он стал известен под другим именем;
  • живя в течении двух лет в лесу один, он питался только хлебом и водой, причем половину хлеба он оставлял на пне для зверей;
  • он основал монастырь, который теперь является резиденцией патриархов Русской Православной Церкви;
  • он лично крестил сыновей московского князя Дмитрия Ивановича Донского;
  • его имя неразрывно связанно с одной из самых важных побед русского народа. (Сергий Радонежский)

Портрет № 2

  • точная дата его рождения неизвестна. Его юность пришлась на ту пору, когда над Русью просияла Куликовская победа;
  • можно предложить, что в начале своей творческой деятельности он жил и учился либо в Византии, либо в Болгарии;
  • став зрелым мастером, он принял монашество.
  • самые замечательные его работы были обнаружены в начале XX века в полусгнившим дровяном сарае на окраине небольшого городка;
  • в XVI веке Стоглавый собор возвел его главный шедевр во всеобщий образец, предписав писать святой образ так, как это делал он;
  • его любимые краски - голубая, вишневая, розовая, - были необыкновенно насыщенными. Увидев их, один монах сказал, что они «поют»;
  • в 1988 году он был причислен к лику святых Русской Православной Церкви. (Андрей Рублев)

Портрет № 3

  • вокруг его имени вращаются почти все важные события русской истории конца XI - начала XII веков;
  • он знал несколько иностранных языков, обладал незаурядным литературным талантом;
  • благодаря ему, Русь перестали беспокоить набеги кочевников;
  • в своей жизни он проделал более 80-ти военных походов;
  • существует легенда о том, что византийский император прислал ему венец, бармы и знаки царского достоинства;
  • при нем были внесены важные дополнения в «Русскую Правду»;
  • в обществе, только выходящем из варварского состояния, он выделялся блестящими способностями государственного деятеля, умением противопоставить узким, корыстным интересам нужды своего государства. (князь Владимир)

3. Историческая математика.

1945 + Хиросима = атомная бомба
Чудское озеро + 1242 = ледовое побоище, Александр Невский
1731 + ставка хана Абулхаира = присоединение Младшего жуза к России
1991 + Беловежская пуща = распад СССР
1752 + берег р. Ишим = основание Петропавловской крепости
Киев + 988 = крещение Руси
1961 + космос = первый полет человека в космос, Ю.Гагарин
1861 + Александр II = отмена крепостного права
30 августа 1995 + Алматы = Конституция РК
1918 + Компьенский лес = окончание Первой мировой войны
1941 + Гитлер = начало Великой Отечественной войны
2 сентября 1945 + «Миссури» = окончание Второй мировой войны

4. Музей искусств.

Команды должны определить название исторической картины, автора и событие.

5. Всякая всячина.

Вопросы командам.

(вопросы составлены были для учеников Петропавловска)

1.Когда образована Северо-Казахстанская область с центром в г. Петропавловске.
2.Когда сформирована 314-я стрелковая дивизия?
3. Когда состоялось открытие мечети, православного собора, отреставрированного музея в Петропавловске?
4.Когда состоялось открытие памятника Абаю и Пушкину?
5. Кто автор сказки «Конек-горбунок» , сюжет которой навеян впечатлениями его раннего детства?
6. Кто ученик нашей школы - Герой Советского Союза?
7. Кто первым совершил кругосветное путешествие?
8. Кто изобрел телефон?
9. Кто первыми совершили беспосадочный перелет через Северный полюс из Москвы в Портленд (США)?
10. Изобретатель телефона.
11. Как называется железная дорога на просторах Казахстана, связавшая Сибирь со Средней Азией?
12. Как называлась улица М.Ауэзова до революции 1917 г. и до обретения независимости Казахстаном?
13. Как называлась улица Конституция Республики до революции 1917 г.?
14. Назвать имена женщин-казашек - Героев Советского Союза.
15. Перечислить имена известных писателей - североказахстанцев.
16. Назвать имена космонавтов - наших земляков.
17. Когда была построена первая в мире атомная станция?
18. Назвать имя русского писателя - друга Ч.Валиханова.
19. Кого называли «промелькнувший метеор»?
20. Как называлась первая печатная газета в России при Петре I?
21. Когда появился скейтборд - доска на колесах?
22. Кто изобрел бумагу?
23. Как называлась третья столица Казахстана?
24. Перечислите семь чудес света.
25. Когда отмечается День города?
26. Сколько подвигов совершил Геракл?
27. Чье имя носит СКГУ?
28.Кто придумал алфавит?
29. Где появились шахматы и что означает расположение фигур на доске?
30. Кому принадлежат слова: " И все-таки она вертится!»?

6. Весы.

Приглашаются капитаны команд. Поочередно называют исторические понятия. Побеждает тот, кто дольше продержался. Повторения не учитываются.
Например: оброк - агора
Зякет - монархия

7. Гвоздь программы.

Команды показывают домашнее задание. (пантомима любого исторического события или мини-спектакль. Соперники должны угадать. За правильный ответ получают дополнительные баллы).

V. Слово жюри: подведение итогов. Награждение победителей

Игра с болельщиками во время работы команд.

1. Год основания Петропавловской крепости.
2. Место Казахстана по площади.
3. Сколько лет нашему городу.
4. Дивизия, сформированная в Петропавловске.
5. День Независимости
6. Цвета символов РК и т. п.

Объяснить выражения:

1. Семь пядей во лбу
2. Гордиев узел
3. Бить баклуши
4. Нить Ариадны
5. Ахиллесова пята

Внеклассное мероприятие по истории древнего мира 6 класс

Тема. «Загадки древнего мира»

Вид: Игра «Самый умный»

Цель: обобщение и систематизация знаний, умений и навыков учащихся по изученным темам «Древний Египет», «Передняя Азия»; закрепление умения учащихся работать с исторической картой, понятиями, документами; развитие умения применять знания в нестандартной ситуации.

Оборудование: экран, проектор, ноутбук, раздаточный материал.

Ход мероприятия:

    Организационный момент.

Ребята, у вас на парте лежат улыбки (смайлики). Я дарю их вам. Надеюсь, вы тоже подарите мне свои улыбки. Спасибо.

    Сообщение темы и цели мероприятия.

    Знакомство с планом проведения игры, конкурсами.

«Историческое лото»;

«Магические даты»;

«Конверт-сюрприз»;

«Найди ошибку»;

«Угадай героя»

«Домашнее задание»;

IY . Ход игры «Самый умный»

    Конкурс «Историческое лото». Учащиеся выбирают цифру, учитель задаёт вопрос.

1

1 балл

2

3 балла

3

1 балл

4

2 балла

5

1 балл

6

2 балла

7

1 балл

8

3 балла

9

1 балл

10

3 балла

1. (1 балл) Что такое хамсин? (сухой ветер из Сахары, который дует 50 дней)

2. (3 балла) Расскажите о вооружении ассирийских воинов (лук со стрелами, конница, колесницы, тараны, метательные машины).

3. (1 балл) Как называли правителя древнего Египта? (фараон)

4. (2 балла) Кто такой Хаммурапи? (царь Древнего Вавилона. Законы.)

5. (1 балл) Как называлась письменность в древнем Египте? (иероглифы)

6. (2 балла) Почему Ниневию называли «городом крови»?

7. (1 бал) Как называлось государство, которое располагалось между реками Тигр и Евфрат? (Месопотамия)

8. (3 балла) Назовите научные знания древних халдеев (Вавилон) (математика, медицина, астрономия)

9. (1 балл) В Двуречье возникла легенда о том, что Бог слепил человека из … (глины)

10. (3 балла) Где и почему возник миф о всемирном потопе? (Междуречье)

2. Конкурс «Магические даты». Определить век и событие. (2 балла)

    734 г. до н.э. – войска ассирийского царя Тиглат-Паласара II приблизились к Домаску.

    612 г. до н.э. – падение Ниневии

    964 г. до н.э. – начало правления царя фараона

    600 г. до н.э. – финикийцы первые на своих кораблях проплыли вокруг Африки.

3. Конкурс «Конверт-сюрприз». Учащиеся достают из конверта исторические термины. Дать объяснение терминам. (1 балл)

1) Дельта (место, где Нил впадает в море и делится на рукава)

2) Папирус (египетский тростник)

3) Пирамиды (гробницы фараона)

4) Сфинкс (фантастическое существо с туловищем льва и головой фараона)

5) Мумия (высушенное тело)

6) Клинопись (письменность Двуречья)

7) Зиккурат (Вавилонская башня)

8) Библ (город в Финикии)

9) «Сады Семирамиды» (На берегу Евфрата Навуходоносор приказал разбить для своей жены Амитиды висячие сады. Она грустила по Мидии).

10. Ворота Иштар (Главные ворота в Вавилоне ворота богини Иштар).

4. Конкурс «Найди ошибку». (4 балла)

    «В верхнем течении реки Тигр, на север от Вавилона, возникло военное государство Финикия (Ассирия) . Столицей этого государства был город Израиль (Ниневия) , который называли «логовом тигра (львов)». Жители этого государства славились изготовлением пурпурной краски (великие завоеватили)»

5. Конкурс «Угадай героя» (2 балла)

    При его правлении Израильско-Иудейское государство достигло своего наивысшего расцвета. Он уже не вёл кровопролитных войн, а занимался мирными делами. О мудрости этого царя народ сложил множество легенд (Царь Соломон)

    Супруга фараона Эхнатона. Её скульптурный портрет нашли в руинах Ахетатона во время раскопок. Она предстаёт перед нами молодой женщиной с нежными чертами лица, лебединой шеей и завораживающим взглядом. (Царица Нефертити)

6. Конкурс «Домашнее задание». (5 баллов)

Творческий конкурс, о котором учащимся было сообщено за неделю. Задание: подготовить стихотворение, рисунок, кроссворд, мини-сочинение на тему «Загадки Древнего мира».

7. Конкурс «Угадай-ка» (1 балл).

На слайдах рисунки и наводящие вопросы. Задание: назвать страну, о которой идёт речь.

Эта страна располагалась на восточном побережье Средиземного моря;

Из кедровых и дубовых досок быстроходные корабли;

В чужих землях мореплаватели этой страны основывали колонии;

Эта страна известна благодаря пурпуру- дорогой краске, которую добывали из особых морских раковин.

ФИНИКИЯ

Y .Итог игры «Самый умный». Награждение победителя.

YI . Оценивание работы учащихся.

YII . Итог мероприятия.

Метод «Микрофон»

    Что больше всего вам запомнилось из истории Древнего Египта?

    Что больше всего вам запомнилось из истории Передней Азии?

    Что произвело на вас впечатление?

    Для чего необходимо учить историю?

YIII . Домашнее задание:

    Подготовить устно рассказ о древних городах Индии Мохенджо-Даро и Хараппа .