Внеклассное мероприятие по русскому языку в форме игры

"Язык мой - друг мой"

Цели:

    совершенствовать знания учащихся по русскому языку;

    развивать лингвистические способности детей;

    воспитывать интерес к русскому языку.

Оборудование:

    карточки с заданиями,

    таблички с названиями команд,

    портреты И.С.Тургенева и К.Г.Паустовского.

Эпиграфы:

Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Языку мы учимся и должны учиться непрерывно до последних дней своей жизни. (К.Г.Паустовский)

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык! (И.С.Тургенев)

Игра начинается со вступительного слова ведущего:

- Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

Такие прекрасные слова о нашем языке сказал в 1882 году И.С.Тургенев – великий писатель, мастер русского слова. Высоко оценивая русский язык, И.С.Тургенев завещал нам беречь его: “Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык!”

Но что значит беречь язык?

Это значит грамотно писать и правильно говорить. Но далеко не прост наш язык, и нет границ в его познании. Пусть наша встреча поможет каждому из вас в овладении непростым, но поистине чудесным русским языком. Встреча пройдёт в форме игры “Язык мой – друг мой”. В своём знании русского языка будут состязаться 2 команды: “Лингвисты” и “Языковеды”.

Ребята, а знаете ли вы, кто такие лингвисты и языковеды ?

Если затрудняетесь, то ответить на этот вопрос вам поможет наш друг и помощник – Толковый словарь. Возьмите Толковый словарь и найдите лексическое значение. Команда «Лингвисты» ищет значение слова лингвист, а команда «Языковеды» - значение слова языковед.

Правильно! Лингвист, языковед – это специалист в области языка.

Следовательно, названия команд обозначают одно и то же, но разные по написанию.

А как называются в русском языке такие слова? (слова “лингвист” и “языковед” – синонимы).

Прежде чем начать наше мероприятие, я хочу познакомить вас с жюри.

Игра будет проходит в форме соревнований. Время, отведённое на подготовку, на разных этапах различно, поэтому оно будет объявляться перед началом каждого этапа.

1. Этап

начинается с конкурса красноречия.

- Что такое красноречие? ( расскажет

Об удивительной силе воздействия слова на умы и поступки других людей знали еще с античных времен. По мнению софиста Горгия, «Слово есть великий властелин, который, обладая весьма малым и совершенно незаметным телом, совершает чудеснейшие дела. Ибо оно может и страх изгнать, и печаль уничтожить, и радость вселить, и сострадание пробудить...» Древние греки относили способность красиво излагать мысли к одному из видов искусств, проникающих в суть мироздания. В наше время дар красноречия не менее востребован и почитаем.
С точки зрения традиций русской стилистики смысл слова «красноречие» вполне понятен – умение говорить, строить речь красиво. Обратившись к научным словарям, мы не увидим там противоречия: под термином «красноречие» понимается природная способность правильно и убедительно излагать мысли в письменной и устной форме. Красноречие – это область ораторского искусства, которая помогает овладеть секретами эффективной монологической речи. Таким образом, если не обращать внимания на нюансы, понятия «ораторское искусство» и «красноречие» в общеупотребительной лексике являются тождественными.

Итак, конкурс красноречия «Зачем нужно изучать русский язык», который подготовили учащиеся. Цель их выступления убедить, что нужно учить русский язык. Этот конкурс будет оцениваться в привычной для вас системе от 1 до 5 баллов.

Первой выступает команда «Лингвисты». А сейчас - «Языковеды».

Жюри оценивает выступление команд.

А в это время учащиеся, дополнят ответы выступающих на вопрос, зачем изучать русский язык?

Жюри подвело итоги за 1 этап. Послушаем результаты.

2. Этап

Лингвистическая разминка (работа с карточками)

Обеим командам необходимо выполнить 10 заданий. За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу. Время на выполнение данного задания 5 минут. Разрешается пользоваться словарями.

Вопросы и задания для 1 команды.

1. Поставьте слово мастер в форму множественного числа именительного падежа. (Мастер?).

бухгалтер. (Бухгалтеры).

3. Как правильно: кулинАрия или кулинарИя? ( Оба варианта являются правильными).

4. Поставьте слово чулок в форму родительного падежа множественного числа. (Чулок ).

5. Употребите глагол звонить в форме 1 лица множественного числа настоящего времени. (Звонuм).

листы бумаги, а что у дерева ? (Листья).

7. Закончите предложение. Он красивый, а его сестра ещё…(красuвее).

8. Ответьте одним словом. Один апельсин, а килограмм…? (Апельсинов).

9. У берёзы корни, а что у моркови? (Коренья).

10. Поставьте слово судно (в значении корабль Судов).

Вопросы и задания для 2 команды.

1. Поставьте слово торт в форму именительного падежа множественного числа. (Тoрты)

2. В эту же форму поставьте слово шофёр. (Шофёры).

3. Как правильно: твoрог или творoг ? (Оба варианта являются правильными).

4. Употребите слово носок Носков).

5. Поставьте глагол звонить в форму 3 лица единственного числа настоящего времени. (Звонuт).

6. Ответьте на вопрос одним словом: у волка зубы, а что у пилы ? ( Зубья).

7. Закончите предложение. Печенье сладкое, а конфета ещё…(слаще).

8. Ответьте одним словом. Одно яблоко, а килограмм…? (Яблок).

9. Поставьте слово судно (в значении сосуд ) в форму родительного падежа множественного числа. (Суден).

10. Употребите слово место в форме родительного падежа множественного числа. (Мест).

Сдаем карточки жюри для проверки.

Аучащиеся в это время расскажут некоторые интересные факты о русском языке.

Разговорное выражение «мне фиолетово», означает, что обсуждаемая в данном разговоре тема этому участнику разговора безразлична и не вызывает интереса. Но почему именно фиолетово?

Как гласят легенды, выражение происходит из юмора студентов-химиков и объясняется это так. Для различных химических опытов в качестве индикатора кислотности используется лакмус. Отсюда, кстати, ещё одно крылатое выражение - лакумусовая бумажка, в значении чего-то, с помощью которого можно безошибочно проверить кого-что-либо.

На такую лакмусовую бумажку капают раствор, и в кислотной среде она окрашивается в красный цвет, в щелочной - в синий. Сам лакмус фиолетовый, поэтому в нейтральной среде остаётся фиолетовым. Отсюда и пошло распространённое разговорное выражение «мне фиолетово», т.е. «всё равно», «не интересно».

Это самое” – такое словосочетание часто повторяют ленивые люди, которые при первой же возможности сбросят на кого-то свои обязанности. В трудных ситуациях, такие люди часто избегают наказания, переложив ответственность на другого.

Вообще-то” – словечко, опять-таки, неуверенных. Особенность этих людей – способность закатить скандал по любому поводу.

Короче” – удел нервных, вечно торопящихся людей. Чаще всего «короче» встречается в речи вспыльчивых холериков.

На самом деле” – говорят собеседники, которые ставят свое мнение на первое место. Они готовы доказывать свою правоту до пены изо рта. Любят читать нотации, считают свой внутренний мир ярким и неповторимым.

«Значит», «типа» – употребляют люди, склонные к агрессии, а так же консерваторы.

«Просто» – частенько встречается в разговоре человека зависимого от мнения других. Такие люди любят искать проблемы на пустом месте, боятся ответственности, часто оправдываются.

Как бы” – словечко подростков и творческих людей, которые несознательно подчеркивают этим неопределённость по жизни.

Слушайте внимательно, наблюдайте и возможно тогда, Вашему взгляду откроется то, что упустили другие.

Жюри объявит нам результаты за 2 этап и итоги за два пройденных этапа.

3 Этап Орфоэпия

- Зачем нужно изучать орфоэпию? (Расскажет

Предмет и задачи орфоэпии – безукоризненное произношение звуков и обучение тому, как правильно ставить ударение . Ведь орфоэпия переводится с греческого как «правильная речь»

Хорошо французам - ударяй себе все слова на последнем слоге! Хорошо полякам - выделил ударением предпоследний слог, и всегда прав! А для нас эти ударения - лишняя забота: сказал не так, и в необразованности заподозрят. Известный древнегреческий философ Сократ говорил: « Заговори, чтоб я тебя увидел...» Как точно и прозорливо это высказывание Сократа. Действительно, речь - показатель эрудированности, интеллекта, внутренней культуры человека.

К сожалению, сегодня у большинства людей отсутствует понятие об орфоэпии. Многие привыкли говорить на диалекте, который распространен в регионе их проживания, коверкая слова, ставя ударение совсем не там, где нужно. По разговору можно легко определить положение человека в обществе. Тот, кто знаком с тем, что изучает орфоэпия, никогда не произнесёт [докУмент], вместо правильного [докумЕнт]. - первая цель для того, кто хочет стать уважаемым деловым человеком.

Расставьте ударение в словах.

Команды получают карточки со словами. В течение трех минут нужно поставить в словах ударение. Жюри проверяет и прочитывает слова в соответствии с нормами произношения. За каждый правильный ответ даётся 1 балл. Можно пользоваться словарями.

БаловАть, занятА, экспЕрт, облегчИть, ходАтайство, цепОчка, упростИть, дОсуха, вероисповЕдание, лгалА.

Пока жюри проверяет выполненные вами задания, мы с участниками решим подобные задания, которые встречаются в ЕГЭ (на слайде тесты)

Тест по теме «Орфоэпия»

1. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена НЕВЕРНО? 1) докумЕнт ; 2) мозаИчный; 3) надОлго; 4) послалА;

5) досУг.
2. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена НЕВЕРНО? 1) шофЁр; 2) нАчав; 3) нарвалА; 4) аэропОрты;

5) экспЕрт.

3. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена НЕВЕРНО? 1) диспАнсер; 2) навралА; 3) красИвее; 4) слИвовый;

5) зАняли


Попросим жюри огласить итоги за 3 этап и за все три этапа.

4. Этап. Исправь ошибки.

Найдите допущенные речевые и грамматические ошибки в предложениях и исправьте их.

(Команды получают карточки. В предложениях необходимо исправить речевые или грамматические ошибки. На подготовку даётся 5 минут. За каждую найденную и исправленную ошибку команда получает 1 балл.)

Карточка для 1 команды.

1. Уважаемые покупатели! Вы можете приобрести в нашем торговом центре памятные сувениры. (Слово “памятные” является лишним.)

2. Студентами усваиваются знания, внимательно слушая лекции. (Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом.Студенты усваивают знания, внимательно слушая лекции.)

3. На улице прохладно. Я одену пальто. (Вместо слова “одену” нужно употребить слово “надену”.)

4. Бобчинский и Добчинский оказали городничему плохую медвежью услугу. (Слово “плохую” является лишним.)

5. Картину «Боярыню Морозову» И. Суриков создавал в течение ряда лет. (Картину «Боярыня Морозова»….)

Пока жюри подводит итоги за прошедший конкурс, мы немножко отвлечемся и порешаем ребусы. Посмотрите на слайд.

Слово Корень

Глагол запятая

Словарь буква

Послушаем результаты за 4 этап и итоги за четыре этапа.

5. Этап Фразеологизмы

История происхождения фразеологизмов. ( Расскажет
Фразеологизмы существуют на протяжении всей истории языка. Уже с конца 18 века они объяснялись в специальных сборниках и толковых словарях под различными названиями (крылатые выражения, афоризмы, идиомы, пословицы и поговорки). Еще М. В. Ломоносов, составляя план словаря русского литературного языка, указывал, что в него должны войти «фразесы», «идеоматизмы», «речения», то есть обороты, выражения. Однако фразеологический состав русского языка стал изучаться сравнительно недавно.

До 40–х годов 20 века в работах отечественных языковедов И.И. Срезневского, Ф.Ф. Фортунатова, А.А. Шахматова и других можно было найти только отдельные мысли и наблюдения, касающиеся фразеологии.

Создание базы для изучения устойчивых сочетаний слов в современном русском литературном языке принадлежит академику В.В. Виноградову. Именно им впервые была дана классификация фразеологических оборотов русского языка с точки зрения их семантической слитности и намечены пути их дальнейшего изучения. С именем Виноградова связано возникновение фразеологии как лингвистической дисциплины в русской науке. В настоящее время фразеология продолжает своё развитие.

В узком смысле к фразеологии относят только идиомы (устойчивые сочетания, значения которых не определяются значениями входящих в них слов). В широком смысле в состав фразеологии включают все устойчивые выражения, в том числе пословицы, поговорки и «крылатые слова».

Замените фразеологизм близким по лексическому значению словом или выражением, а я расскажу о происхождении фразеологизма.

У чёрта на куличках.

(“Очень далеко”. Первоначальное значение – “где-то далеко в лесу”, так как кулички, кулига – расчищенная лесная поляна.)

Ахиллесова пята.

(Уязвимое место. Мать Ахилла держала сына за пятку, окуная его в воды волшебной реки, чтобы сделать его неуязвимым. Лишь пятка Ахилла не коснулась воды. А убит он был стрелой, попавшей в пятку.)

Не мытьём, так катаньем

(Достижение цели любым способом. В старину деревенские женщины после стирки "катали" бельё с помощью специальной скалки. Хорошо прокатанное белье оказывалось выжатым, выглаженным и чистым, даже если стирка была не очень качественной.)

Зарубить на носу

( Запомнить крепко-накрепко, раз навсегда. Слово «нос» тут вовсе не означает орган обоняния. Как это ни странно, оно значит «памятная дощечка», «бирка для записей». В древности неграмотные люди всюду носили с собой такие палочки и дощечки и на них делали всевозможные заметки, зарубки. Эти бирки и звались носами.)

Водить за нос

(Обманывать, вводить в заблуждение, обещать и не выполнять обещанного. Выражение было связано с ярмарочным развлечением. Цыгане водили медведей на показ за продетое в нос кольцо. И заставляли их, бедняг, делать разные фокусы, обманывая обещанием подачки.)

А сейчас задание, которое будет оценивать жюри.

Прочитайте текст. Кто больше найдет фразеологизмов в тексте? За каждый правильно найденный фразеологизм – 1 балл

Мой самый близкий друг Шурик любил, оказывается, считать ворон, бить баклуши и гонять лодыря. Дома он, как о том были наслышаны все в квартале, палец о палец не ударял, чтобы помочь бабушке. Как его только ни корили вернувшиеся с работы родители, что ему ни выговаривали, а ему все нипочем. В один из вечеров мы, приятели Шурика, услышали, что на его месте мы давно бы сквозь землю провалились и что мучили бы нас угрызения совести. А этому, что ни толкуй – в одно ухо влетает, в другое вылетает. И таким он, оказывается, был и когда от горшка два вершка только составлял, и теперь, вымахавши с коломенскую версту. Все с него как с гуся вода, все ему что об стенку горох.
– Нет, мать, – заключил однажды отец, – я больше не намерен бросать слова на ветер и сидеть сложа руки.
И он потянулся за ремнем на стене, чтобы Шурику всыпать по первое число, задать баню, снять с него стружку и в конце концов показать, где раки зимуют... (По Э.А. Вартаньяну)

Пока жюри проверяет ваши работы и подсчитывает баллы, мы переходим к последнему этапу.

Этап 6. Синквейн

СИНКВЕЙН

Слово синквейн происходит от французского слова, которое означает "пять". Таким образом, синквейн - это стихотворение, состоящее из пяти строк, которое строится по правилам :

1 строка - 1 ключевое слово - тема синквейна, определяющее содержание (обычно существительным).

2 строка - 2 прилагательных, описывающих тему.

3 строка - 3 глагола, характеризующих действия, которые производит существительное.

4 строка - короткое предложение, фраза из 4 слов показывающая Ваше отношение к теме-существительному.

5 строка - синоним или Ваши ассоциации из одного слова, которое повторяет суть темы (обычно существительное).

Вы должны будете составить синквейн . Тема – русский язык

Русский язык
богатый, меткий
говорят, пишут, изучают
один из крупнейших языков мира
богатство

Русский язык великий, могучий разговаривают, пишут, познают русский язык необычайно богат клад

А сейчас узнаем результаты 5 этапа, который назывался «Фразеологизм».

Переходим к заключительному этапу и послушаем, что составили команды.

Жюри нужно время, чтобы подвести итоги 6 этапа и всей игры в целом.

И учащиеся тоже подведут итоги:

Кто бы ты ни был,

Где бы ты ни был,

Русский язык изучай!

Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре,
Выучи русский язык!

Он твой наставник - великий, могучий,
Он переводчик, он проводник,
Если штурмуешь познания кручи,
Выучи русский язык!

Русское слово живет на страницах
Мир окрыляющих пушкинских книг.
Русское слово - свободы зарница,
Выучи русский язык!

Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник,
Блещет зеркальностью русское слово -
Выучи русский язык!

Ну и подошло время узнать, какая из команд победила в этих состязаниях.

Итак, жюри объявляет итоги всей игры.

Я надеюсь, что хоть что-что нового и интересного вы узнали для себя.

Каждый нарисуйте на листе бумаги смайлик, который соответствует вашей работе на мероприятии.

Внеклассные мероприятия, это события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые преподавателями или кем-нибудь другим для учащихся с целью непосредственного воспитательного воздействия на них.

К внеклассным мероприятиям также можно отнести игры, экскурсии и встречи с сотрудниками различных видов деятельности.

Успех обучения во многом зависит не только от выбора эффективных методов и форм обучения в детском объединении на занятии, но и от организации воспитательных мероприятий по предмету. Опытные педагоги знают, что очень часто интерес к предмету, выбор профессии происходит под влиянием таких мероприятий.

Внеклассные мероприятия строятся по сравнению с уроками на ином материале, проводится в иных организационных формах и в большей степени основывается на самостоятельности учащихся и проводится во внеклассное время

Цель внеклассных мероприятий - обеспечение всестороннего и гармонического развития школьников. Это требование отвечает основной идее воспитания - воспитать человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

Образовательные и воспитательные задачи внеклассной работы по профилактике ДДТ определяются общими целями и задачами обучения по предмету. Важнейшей задачей внеклассных мероприятий по профилактике ДДТ является формирование у учащихся черт личности: взаимопомощи, дружбы, умения работать в коллективе и др.

Одна из задач внеклассных мероприятий состоит в обогащении школьников новыми, интересными фактами, понятиями, отражающими различные стороны жизни человека и общества.

Важнейшей задачей внеклассных мероприятий с учащимися по предмету является усиление их интереса к изучению ПДД. Развитие познавательного интереса к уроку на основе внеклассных мероприятий обеспечивается привлечением средств занимательности, знакомством с правилами поведения на дороге, экскурсиями в автошколы и прогулки по городу с целью изучения дорожных знаков и дорожной ситуации, проведение конкурсов «Безопасное колесо» и т.д.

Внеклассные мероприятия по профилактике ДДТ тесно взаимосвязана с уроками. Как показали исследования педагогов, интерес к учебной деятельности развивает у школьников познавательные интересы, которые характеризуются стремлением учащихся к глубокому познанию нового в данном предмете, желания не оставаться на поверхности явлений.

Во взаимосвязи учебной и внеклассной работы ведущее место принадлежит учебной.

Внеклассные мероприятия по ПДД связаны с деятельностью в определенном коллективе. Совместная работа, познание ценности собственного труда и труда своих товарищей воспитывает у учащихся такие качества, как дисциплинированность, товарищество, взаимопомощь. Поэтому значение внеклассных мероприятий сводится не только к расширению кругозора школьников и углублению знаний по предмету, подготовки их к будущей профессиональной деятельности, но и играет большую роль в становлении таких личностных качеств, как самостоятельность, целеустремленность, умение организовать свою деятельность.

Значение внеклассных мероприятий в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы непрерывно возрастает, так как она способствует более тесному увязыванию теоретических знаний с жизнью, с практикой; формирует профессиональные интересы учащихся. Реализация углубленного подхода к изучению ПДД через разнообразные формы внеклассных мероприятий позволит развить творческие способности учащихся с учетом их индивидуальных особенностей, выработать устойчивый интерес к пополнению знаниями, стремление работать, научить учащихся ориентироваться в дорожных ситуациях.

Цель и задачи внеклассных мероприятий определяют ее функции - обучающую, воспитательную и развивающую.

Обучающая функция внеклассного мероприятия не имеет такого приоритета, как в учебной деятельности. Она является вспомогательной для более эффективной реализации воспитательной и развивающей функций и заключается не в формировании системы научных знаний, учебных умений и навыков, а в обучении определенным навыкам поведения, коллективной жизни, навыкам общения и пр.

Однако правильное сочетание внеклассной и учебной работы обеспечивает большую гибкость всей системы учебно-воспитательной деятельности. Внеклассное мероприятие может служить эффективным средством дифференциации обучения и воспитания при сохранении единого и обязательного учебного плана. Внеклассная работа может компенсировать его недостатки, трудно устранимые в рамках учебной деятельности из-за ее большой насыщенности обязательными занятиями.

Огромное значение во внеклассной работе имеет развивающая функция, которая заключается в выявлении и развитии индивидуальных способностей, склонностей и интересов учащихся через включение их в соответствующую деятельность.

  • - преобладанием эмоционального аспекта над информативным: для эффективного воспитательного воздействия требуется обращение к чувствам ребенка, его переживаниям, т.е. к разуму через эмоции;
  • - в содержании внеклассного мероприятия определяющее значение имеет практическая сторона знаний, т.е. содержание внеклассной работы направлено, прежде всего, на совершенствование разнообразных умений и навыков. Во внеклассной работе совершенствуются учебные навыки, отрабатываются умения самостоятельной работы при поиске информации, организации различных внеклассных дел, коммуникативные умения, умения сотрудничать, умения соблюдать этические нормы. Поскольку в содержании внеклассного мероприятия практический аспект преобладает над теоретическим, разумнее рассматривать содержание с позиции деятельности учащихся, через которую они осваивают ту или иную область социального опыта.

Особенности внеклассного мероприятия

  • 1. Внеклассное мероприятие представляет собой совокупность различных видов деятельности учащихся, организация которых в совокупности с воспитательным воздействием, осуществляемым в ходе обучения, формирует личностные качества учащихся.
  • 2. Отсроченность во времени. Внеклассное мероприятие- это прежде всего совокупность больших и малых дел, результаты которых отдалены во времени, не всегда наблюдаемы педагогом.
  • 3. Отсутствие жестких регламентаций. Педагог имеет гораздо большую свободу выбора содержания, форм, средств, методов внеклассной работы, чем при проведении урока. С одной стороны, это дает возможность действовать в соответствии с собственными взглядами и убеждениями. С другой стороны, возрастает личная ответственность педагога за сделанный выбор.

Кроме того, отсутствие жесткого регламента требует от учителя проявления инициативы.

  • 4. Отсутствие контроля результатов. Если обязательный элемент урока - контроль за процессом овладения учениками учебным материалом, то во внеклассного мероприятия такого контроля нет. Он не может существовать ввиду отсроченности результатов. Результаты воспитательной работы определяются эмпирически через наблюдение за учащимися в различных ситуациях. Более объективно оценить результаты данной работы может школьный психолог с помощью специальных средств. Оцениваются, как правило, общие результаты, уровень развития индивидуальных качеств. Эффективность конкретной формы определить очень сложно и подчас невозможно. Данная особенность, осознаваемая и учащимися, дает педагогу преимущества: более естественная обстановка, неформальность общения и отсутствие у учащихся напряжения, связанного с оценкой результатов.
  • 5. Внеклассное мероприятие осуществляется на переменах, после уроков, в праздничные, выходные дни, на каникулах, т.е. во внеучебное время.
  • 6. Внеклассное мероприятие имеет широкие возможности для привлечения социального опыта родителей и других взрослых.

Одним из условий успешности внеклассной работы является особое психическое состояние, возникающее при единстве мотива деятельности (потребности в ней) и соответствующей ему ситуации, называемое установкой.

Экспериментальные исследования, проведенные Д.Н. Узнадзе и другими, показали, что наличие четкой установки к деятельности значительно повышает ее эффективность. Применительно к внеклассной работе такая установка способствует активизации внимания и памяти, точности восприятия содержания, помогает выделять в тексте главную мысль, развивает способность творчески воспринимать получаемую информацию и т.д., т.е. способствует выработке умений и навыков самостоятельного приобретения новых знаний. Поэтому целенаправленность внеклассной работы учащихся, наличие сильной мотивации (соответствия познавательных интересов и деятельности) во многом определяют эффективность этого важного вида деятельности.


Внеклассное мероприятие по литературному чтению
Литературный ринг «Что за прелесть эти сказки».
Цель: в игровой форме повторить и закрепить у учащихся знания о содержании изученных книг (литературные сказки таких писателей как: Пушкин А.С, Братья Гримм, Шарль Перро, Милн,)
Задачи:
- обогащение опыта детей новыми идеями, формами (рисовали иллюстрации к любимым сказкам, приняли участие в новом для них виде мероприятия)
Форма проведения – проводится только для одного класса в форме литературного поединка. Мероприятие проводится в классе.
Предварительная подготовка.
За несколько дней до проведения мероприятия детям дается задание на дом, нарисовать иллюстрации к любимым сказкам, так же говорится что ребятам нужно постараться, потому как работы будут вывешаны на выставку, а авторы лучших работ будут награждены. За два до мероприятия (когда все ребята принесли свои работы) готовится выставка (в классе, на стенде) под названием «Что за прелесть эти сказки».
Необходимое оборудование:
- секундомер и колокольчик для отчета времени
- карточки c названием команд.
- эмблемы для капитанов команд.
- раздаточный материал для каждой команды (карточки для 2 конкурса, карточки для 3 конкурса, с выбором правильного ответа; иллюстрации к сказкам Пушкин; картинки героев к сказкам Гримм, кроссворды для каждой команды; плакат с пословицей; плакат со словами «перевертышами»). Плакат.
- бланк выставления оценок для жюри.
Ход мероприятия:
Участники: ведущий, 3 команды школьников, жюри
Продолжительность: 50-55 минут
Ведущий: Наше сегодняшнее соревнование называется «Литературный ринг», потому, что оно состоит из раундов- как в настоящем соревновании на боксерском ринге. Только соревноваться вам надо будет не в кулачной силе, а в литературных знаниях и начитанности.
Мы с вами побываем в тех местах, где живут добрые и забавные сказочные герои. Мы с вами вспомним путешествия, которые совершали сказочные герои. Словом, мы побываем в удивительной стране литературных героев, в разных ее областях – поэзии и детектива, загадок и развлечений.
В нашей игре примут участие три команды (дети предварительно рассажены за поставленные столы. В классе три ряда парт, соответственно таким образом и были разделены команды.). Сейчас я дам вам на раздумье 30 секунд, чтобы вы выбрали капитана для своей команды. Время пошло……
А теперь давайте дадим командам названия. Приглашаю капитанов. (Даю детям три перевернутых листочка, дети вытягиваю названия.)
Первая команда называется ….. «Невод»
Вторая команда называется ……. «Сказка»
Третья команда называется ……. «Лукоморье».
Пусть капитаны подойдут ко мне, пожмут друг другу руки и дадут обещание изо всех сил бороться за победу своей команды. Капитаны клянетесь? Тогда получите ваши отличительные значки – эмблемы (в виде звездочки).
Конечно, для того, чтобы судить, кто на нашей встречи будет лучшим, необходимы строгие жюри. Сегодня жюри согласилась быть ……….(Елена Викторовна).
Сразу предупреждаю, что для обдумывания ответа на каждый вопрос командам будет предоставляться определенное время. Видите, у нашего жюри есть точный секундомер и колокольчик для подачи сигналов времени.
За невыполнения требований, у команды будут сниматься очки.
Итак, команды готовы? Жюри на своем боевом посту. Наша встреча начинается. И для ее торжественного открытия предлагаю вам вспомнить пословицы об учении…… (Ответы детей). Помните как в народе говорят – «Учиться никогда не поздно». А моя любимая пословица такая: «Чтение – вот лучшее учение». А почему это так, вам подскажет плакат, который украшает наш класс. Давайте прочитаем его дружно хором. (Читаю вместе с ребятами: «Книгу прочитал – умнее стал».)
Я объявляю первый раунд.
Разминка
Но прежде чем приступим к нашей игре, давайте разомнемся, и вспомни сказки. Каждой команде, по очереди, я буду загадывать загадки, а вы должны на них отвечать как можно быстрее.
Мальчик- луковый веселый
знают все его со школы
лук не сладкая малина,
его имя
(Чиполлино)
Белый воротник халата
Бинт в руках его и вата
Грипп излечит и бронхит
Детский доктор…………..
(Айболит)
Кукла с синими кудрями
Ну-ка отгадайте сами
Не Ирина не рябина
Имя у нее……………
(Мальвина)
Шел он в город изумрудный
По дороге длинной трудной
Из железа он навек
То железный ……………….
(Дровосек)
Волка злого обманула
Пирожки несла бабуле
Такая послушная лапочка
А звать ее……………….
(Красная шапочка)
Не простой а умный кот
Удивляется народ
В шпорах да на каблуках
Это был…………………..
(Кот в сапогах)
Смерть его ведь на игле
В сундуке лежит в земле
Никого чем он нет злей
Как зовут его ………….
(Кощей)
Он жестокий кровожадный
Одноглазый, плотоядный
Самый страшненький злодей
Он разбойник………………..
(Бармалей)
Он и весел и незлобен
Этот милый чудачек
С ним хозяин,мальчик Робин
И приятель……………………..
(Пятачок)
Для него прогулка праздник
И на мед особый нюх
Это плюшевый проказник
Медвежонок…………………
(Вини-пух)
А теперь следующие вопросы. (задаю вопросы каждой команде по очереди). Отвечаем очень быстро 1 секунда.
Сколько братьев месяцев встретила героиня сказки С.Маршака у новогоднего костра? (12)
2.сколько братьев было у Элизы, героини сказки Г.Х. Андерсена «дикие лебеди» ? (11)
3. Как звали сестру доктора Айболита? (Варвара)
4.Кто превратил Василису Премудрую в лягушку? (кощей бес.)
5.как звали трех медведей из сказки Л. Толстого « Три медведя»?
(Михайло Потапыч, Настасья Петровна, Мишутка)
6.Кто из трех поросят построил самый прочный дом?…(наф-наф)
7.какой мальчик должен был выложить слово « вечность», за это ему обещали подарить новые коньки и весь свет?. (Кай)
8. Как звали корову кота Матроскина? (Мурка)
сколько раз старик бросал в море невод? (3)
10. скольких разбойников перехитрил Али- Баба? (40)
11.как звали джна, которого освободил из бутылки Волька? (хоттабыч)
12.от кого ушел Колобок? (от бабушки,дедушки,зацца,волка,медведя)
Время выполнения 7-8 минут
2. Поэтический раунд.
Сейчас я раздам карточки. У вас на карточках будут даны рифмы.
Например:
« ко мне, на ремне, бляшке, фуражке»
НУЖНО ВСПОМНИТЬ И ПРОЧЕСТЬ стихотворения из которого эти рифмы………….. раздаю карточки. Время выполнения 3 минуты
Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне
С цифрой пять на медной бляшке
В синей форменной фуражке.
Ребята, а вы помните кто написал это стихотворение? А название?
Это стихотворение С.Я. Маршака «Почта»
Задание понятно?
Получите карточки. На выполнении задания 3 минуты.
№1
царь………………………простился
………………………снарядился
……………………….у окна
……………………….одна
Ответ
А.С. ПУШКИН « Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
Царь с царицею простился
В путь дорожку снарядился
И царица у окна
Села ждать его она
№2
свет………………….скажи,
………………………доложи,
……………………….милее,
……………………….белее.
Ответ.
А.с. ПУШКИН « Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
Свет мой,зеркальце,скажи
Да всю правду доложи
Я ль на свете всех милее
Всех румяней и белее
№3
Ветер………………………Гуляет,
………………………….. подгоняет,
…………………………..в волнах,
…………………………..парусах.
Ответ
А.С. ПУШКИН «сказка о царе Салтане»
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах
3. Следующий раунд детективный.
А знаете ли вы ребята, что такое детектив?????????????
Это вид литературы, в котором сыщики находят человека по самым незначительным деталям его внешности или характера.
Я попрошу каждую из команд узнать имя героя,и назвать книжку в которой он жил,прослушав эпизод из его жизни. (Зачитываю эпизод для каждой команды) Время выполнения 3-4 минуты.
этот герой работал врачом на корабле. Однажды его корабль потерпел кораблекрушениеон оказался в плену у маленьких человечков……………………………………………….(Гулливер)
Как рассказывал сам этот герой,он сумел вытащить себя из болота за косичку от парика, летал на пушечном ядре,вывернул наизнанку злого волока и застрелил бешеную шубу………..(Мюнхаузен)
Героиня этой английской книжки побежала за Белым Кроликом, но потом провалилась в глубокий колодец и оказалась в необычной стране……………….(Алиса)
4. Раунд «по сказкам Пушкина……..»
Ребята, кому принадлежат эти строки?
Сказка ложь,
Да в ней намек
Добрым молодцам урок (Ответы детей)
Следующие три конкурса будут посвящены сказкам Пушкина
Конкурс Фоторобот.
По деталям на картинке вы должны узнать название сказки.
Раздаю рисунки каждой команде…… На выполнение 2 минуты
Конкурс на знание текста
Ребята, а сейчас я каждой команде раздам небольшие отрывки из текстов, прочитав их, вы должны будете определить название сказки. Раздаю тексты.
На выполнение этого задания 3 минуты. Время пошло……..
Конкурс народная мудрость
«Дай с ноготок – запросит с локоток» - читаю пословицу, вешаю плакат. Раздаю каждой команде листочки.
А теперь задание: Какого героя характеризует эта половица. Время на размышления 2 минуты.
5. Конкур капитанов
Задание требует дополнительного объяснения. Вспомним сказку « золотой ключик», Какую фразу Мальвина диктовала Буратино, когда пыталась его учить? (ответы детей).
« А роза упала на лапу Азора».
В чем секрет этой фразы? (учитель вывешивает плакат с фразой)
Такие фразы называются ПОЛИНДРОМЫ или перевертыши.
Сейчас я попрошу выйти капитанов команд (ребята садятся за отдельную парту). Каждому капитану выдается листок со словами «перевертышами»
Задание: Прочитайте фразы, найдите какие предложения не являются перевертышами, подчеркните их. (Время выполнения 3 минуты). Ребята, а пока ваши капитаны справляются с заданием давайте их поддержим. Какая команда будет болеть лучше?
Лев волов вел.
Вор влетел в ров.
Зубы на полку лезут.
Ковал поп поплавок
Около меня молоко
Конус и рисунок
Конфеты есть не фокус
Коту тащат уток
Раунд, посвященный сказкам Б. Гримм.
Зачитываю строки……..
Дорогой доброй сказки
Идем мы без опаски
И дружно говорим
Идем мы к братьям Гримм
И встретят нас герои
Красавицы и тролли
Лягушка и горшок
И боб и уголек
И музыкантов Бремена
Узнаем мы уверенно
И Розочку с Беляночкой
На сказочной поляночке
И снова повторим
Пришли мы к (Дети хором Братьям Гримм.)
А теперь задание. Узнайте на картине героев сказок Б. Гримм. И название сказок. Раздаю картинки к сказкам. Ребята, по моей команде, вы перевернете рисунки, и начнете выполнять задание. На это задание у вас 2 минуты. (Героя и название сказки впишите на обратной стороне рисунка). Начали………..
7. Реши кроссворд
А теперь заключительный конкурс. Каждой команде я раздам кроссворд. На выполнение задания 5 минут.
Звенит колокольчик. Собираю листки. Отдаю жирю. Жюри подводит итоги.
Ребята, пока жюри подводит итоги, я хотела бы поблагодарить вас за ваши рисунки, без которых не состоялась бы наша выставка. Хотелось бы отметить некоторые работы.
3-е место занимает ……………… (приз, благодарность за участие)
2-е место занимает………………….(приз, благодарность)
1-ое место занимает………………. (грамота за 1 место, приз, благодарность).
Остальным ребятам поощрительные призы……
Ребята, мы благодарим вас за честную и интересную игру, и нам осталось только предоставить последнее слово жюри. Но не зависимо от результатов сегодняшней встречи давайте вспомним золотое правило героических олимпиад: главное в олимпиаде – не победить, а главное – (Дети хором) в ней участвовать. Поэтому я думаю, что вы все получили пользу от этой встречи, полюбите читать новые увлекательные книжки и еще раз перечитаете старые, хорошо знакомые.
Слово жюри. Оглашение результатов.
1-ое место команда Невод
2-ое место команда Сказка
3-е место команда Лукоморье.
Идет награждение победителей.
А теперь я хотела попросить выйти капитанов команд.
Выдаю грамоты за 1, 2, 3 место. Награждаю победителей, остальным командам поощрительные призы.

Что такое внеклассное мероприятие? Чем оно отличается от обычного учебного занятия по программе? Какие бывают темы внеклассных мероприятий и как составляются разработки и сценарии их? На все эти вопросы будут даны ответы в этой статье.

Что такое внеклассное мероприятие?

Ответ на этот вопрос уже содержится в самом определении. Это не урок, не обязательное школьное занятие. Первоначально подразумевалось, что и само мероприятие должно проводиться вне классных стен. То есть в понятие «внеклассное мероприятие» входили экскурсии, походы, посещения театров, музеев, общешкольные праздники и олимпиады, проводящиеся на разных уровнях.

Сегодня уже не столь важным является тот факт, где именно проходит мероприятие - в родном классе или в соседней школе. Внеклассное мероприятие - это такое занятие, которое не входит в школьную программу. Это не урок - вот главная его особенность.

В чём главное отличие внеклассного мероприятия от урока?

Посещать уроки, выполнять задания в классе и дома, давать ответы на вопросы учителя и получать за это оценки - всё это входит в обязанности каждого учащегося. Внеклассные же занятия посещают лишь те, кому это интересно. Принимать участие или оставаться простым наблюдателем во время «внеурочки» - это тоже каждый ребёнок и подросток решает для себя сам.

Часто проводятся такие внеклассные мероприятия в школе, которые рассчитаны на весь коллектив. Их так и называют - общешкольные. Однако нельзя вводить посещение их в обязаловку. Задача воспитателей и педагогов - таким образом построить сценарий внеклассного мероприятия, чтобы учащиеся сами заинтересовались, и их не нужно бы было собирать насильно в актовом зале, устанавливать в дверях дежурство на предмет вылавливания желающих уйти домой.

Что общего между классной деятельностью и внеклассной?

Хотя сама разработка внеклассного мероприятия педагогом производится на основе тех же методов, что и планирование основной учебной деятельности. Например, обязательна при составлении его сценария постановка таких целей, как обучающая и воспитательная. Учащиеся должны на каждом таком занятии, как и на уроке, что-то узнать новое, приобрести полезный практический навык, который ему пригодится в жизни. Такие занятия стимулируют желание познавать школьные предметы глубже, помогают раскрыться творческому потенциалу подрастающей личности, ближе узнать друг друга, способствуют возникновению и укреплению дружбы между ребятами, учат жить и трудиться в коллективе.

Когда следует проводить внеклассные мероприятия?

И опять ответ на вопрос лежит на поверхности. Занятия потому и называют внеклассными, что уроки, которые проходят в классах, должны уже закончиться. Время проведения внеклассных мероприятий не должно совпадать со школьными занятиями. К сожалению, педагогический состав нынешней школы очень часто нарушает это важное правило. Зачастую олимпиады или конкурсы чтецов районного уровня проходят как раз в то время, когда дети должны сидеть за партами в собственном классе. Мало того что срывают с занятий учеников, такие мероприятия отрывают от учебной деятельности большое количество учителей: ребёнку нужен сопровождающий, в жюри требуются судьи.

Виды внеклассных мероприятий

Вариантов занятий вне программных уроков достаточно много. Это могут быть как мероприятия по учебным предметам (факультативы, викторины, кружковые занятия, олимпиады, заседания научных обществ, конференции, конкурсы и так далее), так и мероприятия воспитательного характера (экскурсии в музеи и интересные места, посещение театров, занятия в кружках творческих направлений, подготовка концертов, постановка спектаклей, проведение ярмарок предметов ручного творчества и другие коллективные творческие дела). Даже простая прогулка в школьном дворе может превратиться в полноценное внеклассное мероприятие, если педагог чему-то научит детей, если они получат какие-то новые знания, станут хотя бы на чуточку добрее, терпимее, заинтересованнее.

Как подчеркнуть отличия уроков от внеклассных занятий?

К сожалению, многие учащиеся не видят разницы между уроками и факультативами, олимпиадами и контрольными, конференциями и опять же обычными уроками. И виноваты в этом педагоги, которые не умеют подходить к своей работе творчески.

А ведь очень важно сделать так, чтобы разработка внеклассного мероприятия коренным образом отличалась от учебного урока. Пусть даже внеклассное мероприятие очень сильно перекликается с темой урока, оно не должно стать обычным дополнительным занятием. Это должен быть иной мир, не скучный унылый урок, а маленький праздник.

Если нет возможности проводить внеклассное мероприятие вне стен собственного класса, то можно, например, изменить внешний вид комнаты:

  • переставить столы кружком или попарно, чтобы дети сидели по четыре человека друг против друга,
  • украсить стены плакатами, большими цветами, стенгазетами;
  • разработать оригинальную атрибутику, используемую только на этих занятиях - галстуки, нагрудные эмблемы, пилотки.

«Мама, папа, я - математическая семья»

При желании даже рядовое внеклассное мероприятие по математике можно превратить в увлекательное командное соревнование. Здесь подобно тому, как это проходит в «Весёлых стартах», организуются семейные команды, которые проходят этап за этапом и набирают очки.

В сценарий внеклассного мероприятия «Мама, папа, я - математическая семья» может входить творческий элемент - представление команд. Это будет домашнее задание участникам. Пусть и подготовка костюмов, эмблем или другой атрибутики, которая позволяла бы отличать членов одной команды от другой, также будет лежать на плечах самих игроков.

Можно включить во внеклассное мероприятие по математике элементы из КВН:

  • разминку, где члены команд за одну минуту подбирают ответы на вопросы ведущего;
  • капитанский конкурс;
  • «подача-отбой», когда команды по очереди задают соперникам подготовленные заранее вопросы и задачки.

Однако в основе этого мероприятия всё-таки должна лежать идея показать учащимся важность математических навыков в реальной жизни, научить использовать их на практике.

Если играют команды с учениками начальной школы, им следует предлагать задания на вычисление стоимости товара, подсчёте стоимости оплаты за электричество, высчитывание необходимого количества семян для посадки в ящик или на грядке.

Ребятам постарше можно подготовить задания сложнее. Например, рассчитать вес бегемота, если известно, что он легче половины слона на две мартышки и два арбуза. А слон тяжелее бегемота на 110 мартышек и 50 арбузов. Ответ представить в мартышках и арбузах.

Нетрадиционный подход к предмету, который половине класса кажется скучным и неинтересным, может кардинально изменить отношение к нему. И пусть после первого такого мероприятия не все ученики полюбят математику. Но то, что у них появится желание узнать о ней больше - это неоспоримый факт.