Прочитайте текст и выполните задания С1 - С6.

Социальная структура

В современном западном обществе различают высший, средний и низший классы. Ряд социологов выделяет как отдельную группу рабочий класс. Одним из критериев их различения выступают богатство и доход.

Богатство - это все достояние, принадлежащее человеку. Оно включает, в первую очередь, дом, землю, то есть недвижимость. К нему относятся также сбережения, акции. Доход состоит из заработанной платы за труд, а также доходов, получаемых от капиталовложений (проценты или дивиденды).

Высший класс численно невелик - всего несколько процентов от общей численности населения, но ему принадлежит значительная доля богатства. Вместе с тем количество людей, владеющих акциями, возрастает. Так, в Англии в 1979 г. таких было всего 5%, а в конце 80-х го дов - уже более 20% населения были держателями акций.

Средний класс образуют представители мелкого и среднего бизнеса, а также специалисты высокого класса, служащие различных категорий. Рабочий класс состоит из так называемых синих воротничков - людей, занятых физическим трудом. Низший класс образуют* среди прочих, люди, подолгу остающиеся без работы.

Некоторые социологи считают, что классовые различия в экономически развитых странах утрачивают свое значение. Налоги, направленные против богатых, в сочетании с пособиями для неимущих и нетрудоспособных сглаживают различие между верхами и низами.

По кн. Э. Гидденса «Социология». М., 1999. С. 204, 208

С1 . Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста).

С3 . Какие социальные группы, образующие средний класс, приведены в тексте? Назовите любые три группы.

С4 . Опираясь на обществоведческие знания, укажите два других показателя, помимо богатства и дохода, которые определяют социальное положение человека в обществе. Приведите пример представителей двух профессиональных групп, которые близки по доходам, но отличаются по другим показателям.

С5 . Михаил H. трудится слесарем станков на автозаводе. Его заработок превышает доходы некоторых служащих этого предприятия. Можно ли отнести его, е точки зрения автора приведенного текста* к среднему классу? Приведите положение текста, которое помогло вам ответить на этот вопрос.

С6 . В тексте приводится точка зрения, согласно которой социально-классовые различия в современных западных странах сглаживаются. Согласны ли вы е таким выводом? С опорой на текст и обществоведческие и исторические знания приведите два аргумента (довода) в защиту своей позиции.


Вариант 11

А 1. К экономической сфере жизни общества относится

1) разработка и принятие законов

2) создание произведений искусства

3) организация выборов

4) производство продуктов питания

А 2. Понятие «личность» используется для характеристики

1) деятельности человека

2) совокупности социально значимых качеств человека

3) неповторимого своеобразия человека

4) человека как отдельно взятого представителя человеческого рода

А 3. В результате землетрясения были разрушены и повреждены многие постройки. Этот пример иллюстрирует

1) влияние культуры на жизнь общества

2) глобальные экологические проблемы

3) воздействие природы на жизнь общества

4) влияние людей на природу

А 4. Верны ли следующие суждения о взаимосвязи общества и природы?

А. Климатические условия влияют на развитие общества

Б. Общество развивается независимо от природы

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А 5. Что является отличительным признаком науки?

1) обращение к сверхъестественным силам

2) открытие объективных законов природы

3) представление о добре и зле

4) использование художественных образов

А 6. Верны ли следующие суждения о морали?

А. Нормы морали устанавливаются государством и являются общеобязательными.

Б. Нормы морали существуют только в письменной форме

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А 7. Производительностью труда называют

1) количество продукции, произведенной за единицу времени



2) процесс производства товаров и услуг

3) выполнение работником только одной отдельной операции

4) разницу между доходом предприятия и общими издержками

А 8. Предприятие выплачивает своим работникам вознаграждение за труд. Это вознаграждение называется

1) прожиточным минимумом

2) прибылью

3) налогом

4) заработной платой

А 9. Работники небольшой фирмы выполняют заказы на ремонт и строительство дачных домиков. Вопросы о развитии фирмы и распределении прибыли они решают сообща. Какую форму собственности представляет фирма?

1) акционерную

2) государственную

3) кооперативную

4) общенародную

А 10. Верны ли следующие суждения о рынке?

А. Рынок регулирует производство и потребление товаров и услуг

Б. Развитие рынка неизбежно сопровождается экономическими кризисами

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А 11. Какая социальная группа выделена по экономическому признаку?

1) пассажиры

2) демократы

3) малоимущие

4) горожане

А 12. Национальная принадлежность человека является характеристикой его

1) прирожденного статуса

2) социальной роли

3) достигаемого статуса

4) общественного престижа

А 13. Верны ли следующие суждения о функциях семьи?

А. Семья охраняет сферу личной жизни человека

Б. Основной функцией семьи является производственно-экономическая

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А 14. Что является признаком любого государства

1) федеративное устройство

2) демократический режим

3) разделение властей

4) сбор налогов

А 15. Конституция РФ гласит, что депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. В этом проявляется избирательное право

2) пассивное

3) активное

А 16. Верны ли следующие суждения о тоталитарном режиме?

А. В условиях тоталитаризма государство запрещает деятельность любых партий

Б. При тоталитаризме государственный контроль не распространяется на духовную жизнь общества

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А 17. Что является административным правонарушением

1) порча чужого имущества

2) причинение тяжкого вреда здоровью человека

3) безбилетный проезд в автобусе

4) нарушение трудового договора

А 18. Гражданин взял в банке кредит на покупку земельного участка. Его отношения с банком регулируются нормами права

1) трудового

2) гражданского

3) административного

4) коммерческого

А 19. Что относится к конституционным обязанностям гражданина РФ?

1) обращаться в государственные органы

2) избирать и быть избранным

3) участвовать в управлении государством

4) платить установленные налоги и сборы

А 20. Верны ли следующие суждения о федеративном устройстве РФ?

А. Федеративное устройство РФ предполагает отсутствие у субъектов каких-либо суверенных прав

Б. Субъекты РФ выделены как по национальному, так и по территориальному признаку

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

В 1. Пятиклассник Андрей живет с родителями и старшей сестрой. Сравните две малые группы – семью и школьный класс, в которые входит Андрей. Запишите в первую колонку таблицы номера черт сходства, а во вторую – номера черт различия этих малых групп.

1) совместное хозяйство

2) родственные отношения

3) групповые нормы и правила

4) непосредственные личные контакты

В 2. Установите соответствие между факторами производства и видами доходов:

Виды доходов: Факторы производства:

А) рента 1) капитал

Б) прибыль 2) земля

В) зарплата 3) труд

Г) проценты


Определите, какое(-ие) положение(-я) текста

1) отражают факты

2) выражают мнения

Запишите под номером положения цифру, обозначающую его характер.

А Б В

«В XVIII в. Шарль Луи Монтескье в своем главном труде «О духе законов» выдвигает на первое место чисто географические факторы (климат, почва, территория) при рассмотрении условий, влияющих на развитие общественной жизни. Эти факторы, определяют психологию, нравы, обычаи люде, своеобразный дух народа, и соответственно строй общественной жизни, законы государства, деятельность законодателя». 5 Следует отметить, что для своего времени взгляды Монтескье носили прогрессивный характер. В XIX в. Бокль – один из буржуазных идеологов, которые закрепляли мысли о вечности капитализма – ставил жизнь общества в прямую зависимость от влияния климата, почвы, пищи, территории. Бокль выводил причины социального неравенства людей из природы, считая, что в Индии рабство было естественным состоянием значительного большинства людей. О Европе у философа более умеренное суждение. Здесь наблюдает Бокль уменьшение влияния физических законов и усиление влияния законов умственных. Вообще географическое направление использовалось в борьбе против материалистического понимания жизни.

Критическое отношение к концепции географического детермизма, представленной в работах Ш.Л. Монтескье, Бокля, Э. Реклю, выдвигавших идею об определяющей роли географической среды в формировании, например, классовых отношений, экономического и политического строя и т.д., отнюдь не должно приводить к отрицанию существенного воздействия географической среды на развитие общества. Но при этом чрезвычайно важно решить вопрос: насколько это развитие существенно? Чтобы ответ на вопрос был осознанным, необходимо учитывать, что понятия «природа» и «географическая среда» не совсем тождественны между собой, хотя в философии под влиянием кантовского противопоставления общества и природы их тождественность презюмируется.

Если воспользоваться современной классификацией систем, то общество следует отнести к числу, так называемых открытых систем, которые обмениваются с окружающей средой не только энергией, но и веществом. Общество черпает из природы продукты питания, сырье для изготовления средств производства, находит в ней различные источники энергии. Конкретные условия географической среды (включая климатические) представляют собой конкретные – положительные или отрицательные факторы развития производства и все общественной жизни. Это воздействие может быть прослежено по нескольким основным направлениям:

Географическая среда влияет на общественное разделение труда, размещение и развитие отдельных отраслей производства. Уже первое в истории великое общественное разделение труда – отделение скотоводства от земледелия – происходило с учетом условий географической среды. Необходимостью такого учета руководствуемся мы и сегодня, размещая те или иные отрасли производства, прежде всего там, где для этого есть оптимальные географические условия;

Географическая среда влияет на производительность труда. Речь идет прежде всего о воздействии погодно-климатических условий (температура воздуха, осадки, сила ветра и т.д.). При одинаковой технической вооруженности и одинаковой умелости рабочего результаты труда могут быть различными в зависимости от этих условий;

Географическая среда влияет на развитие способностей человека, стимулируя это развитие в одних случаях и сдерживая в других. Если бы люди находили бы все средства к существованию в готовом виде, они не имели бы стимулов к развитию. И напротив, - крайне суровая и однообразная среда оказывается также неблагоприятной. Конечно сами понятия «благоприятная» и «неблагоприятная» географическая среда не являются абсолютными (было время, когда Сибирь считалась крайне неблагоприятной для экономического развития);

Географическая среда влияет на темпы развития данного общества в целом, в том числе таким своим компонентом как географическое положение страны. Вспомним, как разительно изменились темпы развития Англии и Франции после перемещения к их берегам основных транспортных коммуникаций в связи с открытием Америки и морского пути вокруг Африки;

Географическая среда влияет на развитие производственных отношений. «Почему славянские народы не пришли к частной собственности на землю? … Мне кажется, что это объясняется главным образом климатом и характером почвы. … Первое условие земледелия здесь – это искусственное орошение, а оно является делом либо общин, либо провинций, либо центрального правительства»; 6

Географическая среда влияет на возникновение и специфические черты надстроечных явлений. Это относится в частности к политической надстройке, к государству. Продолжая приведенную мною в п. 5 мысль, Энгельс указывал, что на Востоке возникновение государства шло как бы впереди процессов классообразования, ускоряясь потребностями строительства огромных в масштабе всего региона оросительных систем. Человек – это существо социальное, но сущность человека определяется также и духовным критерием. Чтобы понять проблему природы и сущности человека, необходимо заметить, что географическая среда накладывает свой отпечаток и на духовную надстройку общества. Гегель начал свою «Философию истории» главой, посвященной географической основе всемирной истории. Гегель рассматривал природу как основу, на которой совершается развитие духа народа. И как бы не был излишне категоричен Гегель в своих рассуждениях и примерах, его мысль содержит большую часть истины. Воздействие географического фактора, в частности ландшафта на духовные феномены в свое время было прослежено Ф. Энгельсом при объяснении такой черты древнегреческой религии как политеизм, т.е. многобожие. Энгельс писал: «На долю Эллады выпало счастье увидеть, как характер ее ландшафта был осознан в религии ее обитателей. … Все ее ландшафты охвачены рамками гармонии. И все же каждое дерево, каждый источник, каждая гора слишком рельефно выступают на передний план; каждая отдельная часть природы в своей прекрасной завершенности претендует на собственного бога; каждая река требует своих нимф, каждая роща своих дриад, так создавалась религия эллинов. Другие местности не были так счастливы». 7 В качестве другого примера Энгельс избрал северогерманскую степь – однообразный ландшафт, по его мнению, наводит на монистическое миросозерцание. Аналогичным образом можно проследить воздействие географической среды на искусство. Если мы безошибочно отличаем друг от друга русские и молдавские, украинские и итальянские песни, то в немалой степени связано с тем, что географическая среда специфическим образом отражается в музыкальном ритме и напевности;

Географическая среда влияет на социально-психологический облик и настрой общества, то есть на его менталитет. Так, ограниченная в пространстве и не очень богатая природными ресурсами географическая среда стимулирует развитие в данном этносе чувства бережливости, в то время как кажущаяся безграничной в свое щедрости природа культивирует дух расточительства. Я полагаю, что такое отношение к земле, которое сейчас существует в России можно объяснить вышеуказанным моментом. Кажущаяся безграничность порождает наплевательское отношение к земельным ресурсам.

В заключение данной главы считаю нужным отметить, что степень влияния различных географических факторов на развитие общества в различные исторические эпохи была неодинакова. Так, с развитием производительных сил уменьшается зависимость страны от местоположения природных богатств. Но, как показывает исторический опыт, ослабление зависимости в одном отношении сопровождается усилением зависимости человека от природы в других отношениях.

Помощь при наводнениях, спасение от засух, оставляющих целые народы без продовольствия, предупреждение техногенных катастроф — это лишь малая часть вопросов, требующих своего разрешения. Главное, чтобы влияние природы на общество не приводило к большим людским потерям и огромным материальным затратам на восстановление после стихийных бедствий. Многих неприятностей можно избежать, если не относиться к природе, как к рогу изобилия. Бездумное потребление естественных ресурсов должно полностью и бесповоротно уступить место рациональному природопользованию.

Влияние природы на общество (территория, климат)

Географическая среда в разные исторические периоды отличалась, но она всегда была и будет источником ресурсов, необходимых для жизни и деятельности народонаселения. Заселение материков предками человека началось в глубокой древности. Важнейший ресурс — территория, на которой обитали представители какого-либо этноса, а сейчас живут их далекие потомки. Предпочитаемые для заселения регионы — равнины и прибрежные низменности во всех климатических поясах, кроме приполярных и полярных широт.

Использование почв, растительного покрова, полезных ископаемых

Влияние природы на развитие общества связано не только с географическим положением территории, климатом и рельефом. Не менее важны для населения флора и фауна. Малозаселенные регионы — пустыни, полупустыни, высокогорья - лишены растительности. Тропические леса в Центральной Африке и в бассейне южно-американской реки Амазонки — труднопроходимые джунгли.

Освоены человеком еще в далекие исторические эпохи широколиственные леса, степи и лесостепи, где под богатым растительным покровом сформировались плодородные почвы. Это один из главных ресурсов для развития земледелия — древнейшего занятия человечества. Люди с незапамятных времен пользуется богатствами недр — горючими ископаемыми, рудами, драгоценными камнями, нерудными стройматериалами. В результате совместного влияния территориального, климатического, природоресурсного и других факторов сформировались регионы с высокой плотностью населения:

  • Юго-Восток, Юг и Юго-Западное побережье на материке Северная Америка.
  • Восток и Северо-Запад на материке Южная Америка.
  • Средиземноморский берег, побережье в Африке.
  • Западная Европа, Восточно-Европейская равнина, Средиземноморское и Черноморское побережья, Западная и Юго-Восточная Азия, Индостан на материке Евразия.

Отрицательное влияние природы на общество заметнее в регионах с неблагоприятными условиями для жизни и хозяйственной деятельности населения. Это районы с холодным климатом, глубоко залегающими полезными ископаемыми, высокой сейсмоопасностью. К таким территориям относятся:

  • пустыня Гоби, север Западной Сибири, Восточная Сибирь, Камчатка в Евразии;
  • Центральная Сахара в Африке;
  • пустыни и высокогорья Северной и Южной Америки;
  • внутренние районы Австралии;
  • Антарктида — самый холодный и безжизненный континент, постоянное население на этом материке отсутствует.

Вода и цивилизация

Влияние природы на общество выражается в освоении ресурсов океанов, морей, рек, озер и других водоемов, очень важных для многих сторон жизни населения. Русский историк и географ XIX века Л. И. Мечников написал книгу о влиянии рек на цивилизации древности. Автор назвал исторические реки Нил, Тигр, Ефрат «великими воспитателями человечества».

Для современных народов тоже важны гидрографические показатели и режим постоянных водотоков (соленость, температура, половодья, паводки, ледостав и ледоход). Объем стока, падение и уклон реки, характер дна обязательно учитываются при строительстве гидроэлектростанций, мостов, паромных переправ. Положительное влияние общества на природу заключается в обводнении пустынь, «усмирении» рек, которые выходят из берегов во время наводнения и паводка, затапливая низины, леса, где гибнут животные.

Водный баланс территории играет огромную роль в питьевом снабжении населения, развитии сельского хозяйства, рыбоводства. ощущается во многих регионах мира, что обостряет социальные противоречия. Как предполагают некоторые исследователи, в будущем разразятся войны за обладание водными ресурсами.

Биологическое влияние природы на общество

Человек на генетическом уровне связан с природой. По одной из теорий люди произошли от обезьяноподобных предков, овладевших способами изготовления орудий труда и прямохождением.

Влияют на жизнь современного народонаселения Земли. Например, метеорологию трудно представить без данных о геомагнитной ситуации и активности Солнца. Русский ученый с мировым именем А. Л. Чижевский в 1915-1959 годы исследовал зависимость биологических явлений от активности небесного светила. Александр Чижевский собрал исторические сведения, доказывающие влияние природы на развитие общества. В частности, ученый писал о зависимости эпидемий, восстаний, революций от 11-летнего солнечного цикла.

Природа и производство

Согласно теории географического детерминизма различия в хозяйственно-бытовой деятельности и культуре народов обусловлены природными условиями, в которых они живут. Но эти взгляды подверглись критике, ведь эволюция общества происходит быстрее, чем меняются природные условия, а непреходящие культурные ценности и научные открытия есть у разных народов Земли.

Процесс взаимодействия общества с намного сложнее, чем представляли сторонники географического детерминизма. Например, постиндустриальные страны — США, Япония, Израиль, Германия, Франция, Великобритания, Канада — обладают разными территориями, природными условиями и ресурсами. Несмотря на различия, направления развития общества и уровень производства во многом сходные.

Природа и наука

Влияние природы на общество иллюстрирует процесс зарождения и развития естественных наук: физики, химии, биологии. Особенно усилился интерес к изучению окружающей среды в эпоху Возрождения и в начале Нового времени. Английский философ XVII века Ф. Бэкон утверждал, что, познавая природу, общество обретает необходимое ему благополучие. Появились разные формы накопления и использования знаний о географической среде:

  • научные гипотезы и теории;
  • сельскохозяйственные и промышленные технологии;
  • продукты производства.

К сожалению, чаще всего перед наукой ставили цель — покорить природу человеческой воле и разуму. Изменения в окружающей среде к середине XX века стали настолько масштабными, что появился афоризм «Человек — царь природы», а позже комментарий к нему: «Не царь, а болезнь». Для научно-технического прогресса необходимы отдельные элементы окружающей среды, а его достижения нередко отражаются на всей географической оболочке в целом, например влияние парниковых газов или климатических установок.

Эстетическое воздействие природы на человеческое общество

Географическая среда и духовная жизнь тесно связаны между собой. Позитивное влияние природы на общество иллюстрирует культура, вернее ее богатство. В произведениях фольклора, поэзии и прозе, народных и классических танцах, пейзажной живописи нашли отражение элементы окружающей среды. Не одинаково их воспринимают жители разных стран и регионов, поэтому ценность представляет культура больших и малых народов.

Нередко фольклор становится источником знаний о природе для исследователей, путешественников. Вдохновленный народными легендами о святом Брендане, его плавании к «острову Блаженных» британский ученый и писатель Тим Северин отправился в путешествие через Атлантический океан на кожаной лодке, изготовленной по старинным чертежам. На острове Пасхи норвежский ученый и путешественник с помощью местных жителей и фольклорных источников выяснил, как в древности могли изготовить 12-метровые фигуры из камня, установить их в разных частях острова.

Ухудшение состояния окружающей среды

Негативное влияние общества на природу заключается в истощении запасов природных ресурсов — невозобновимых, исчерпаемых. К этим группам относятся уголь, нефть, газ, торф, горючий сланец, руды черных и цветных металлов, самоцветные камни и другие полезные ископаемые. Сокращаются запасы исчерпаемых возобновимых ресурсов — растительного и животного мира, воды. Темпы изменения окружающей среды возрастают, все явственнее надвигается угроза Так сказывается отрицательное влияние общества на природу. Примеры:

  • дефицит чистого воздуха в промышленных центрах и мегаполисах;
  • загрязнение воды в подземных источниках и поверхностных водоемах;
  • потеря плодородия;
  • сокращение численности редких животных и растений;
  • накопление производственных и бытовых отходов на полигонах и стихийных мусоросвалках.

Здоровая окружающая среда — одна из самых больших ценностей

Мы рассмотрели влияние природы на сферы общества. Это не безликая масса, а люди, которые нуждаются в определенных условиях для нормальной жизнедеятельности. Человек — экологически пластичное живое существо, но его адаптационные возможности не беспредельны. В течение сотен тысяч лет эволюция проходила при одних параметрах среды обитания, к которым люди приспособились. В настоящее время скорость и масштабы изменения показателей окружающей среды превышают адаптационные возможности человека. Все это приводит к неблагоприятным последствиям — болезням, стрессам. В постиндустриальных странах осознали пагубное влияние общества на природу. Примеры позитивных изменений:

  • внедрение методов экономического регулирования природопользования;
  • использование малоотходных и производства;
  • экономное расходование энергоресурсов и пресной воды;
  • совершенствование органического земледелия.

Одно из важнейших направлений сохранения природы — создание национальных парков и биосферных заповедников. Такие участки служат резерватами для редких и исчезающих видов, научными лабораториями, выполняют просветительскую миссию. Заповедник — «храм природы», где поведение человека должно подчиняться строгим правилам. Запрещена всякая хозяйственная деятельность, что помогает восстановлению и сохранению природного участка в его почти первозданном виде.

1) климатические условия оказывают влияние на приспособление человека к окружающей среде
2) взаимодействия природы и общества носит противоречивый характер
(какой правельный?)

Направления развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершеного к более совершеному, обозначается ловами...
1) социальная реформа
2) общественый прогресс
3) социальное движение
4) перестройка общества




1) экономической и духовной
3) социальной и духовной
4) политической и духовной
1) дыхании
2) питании
3) самосохранении
4) самореализации
1) сотрудничество
2) противоборство
3) уход
4) уступка
1) творчеством
2) образованием
3) социализацией
4) наукой

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

2) экономическими благами
3) прямыми налогами
факторами производства

1) предпринимательством
2) финансированием
3) производством
4) экономикой




1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
1) социальным институтом
2) социальной мобильностью
3) социальной структурой
4) социальным неравенством
1) профессиональным ростом
2) единством взглядов
3) общими увлечениями
4) общностью быта

А1. Ученые-обществоведы определяют общ

А1. Ученые-обществоведы определяют общество как
1) весь мир в многообразии его форм
2) совокупность природных и социальных сил
3) обособившуюся от природы часть мира
4) естественные условия существования человека
А2. Правительство страны ограничило ввоз бытовой техники иностранного производства. Взаимосвязь каких сфер жизни общества иллюстрирует этот факт?
1) экономической и духовной
2) политической и экономической
3) социальной и духовной
4) политической и духовной
А3. Социальной сущностью человека обусловлена его потребность в
1) дыхании
2) питании
3) самосохранении
4) самореализации
А4. Марина предложила Лене свою помощь в подготовке к экзамену, но была вынуждена уехать к заболевшей бабушке. Лена обиделась и не ответила на телефонные звонки Марины. После возвращения Марины девушки спокойно разобрались в ситуации, и конфликт был исчерпан. Какой способ разрешения конфликта иллюстрирует этот пример?
1) сотрудничество
2) противоборство
3) уход
4) уступка
А5 Целенаправленная познавательная деятельность человека по получению знаний и умений называется
1) творчеством
2) образованием
3) социализацией
4) наукой
А6 Верны ли следующие суждения о взаимосвязи общества и природы?
А. Климатические условия влияют на развитие общества.
В. Взаимодействие природы и общества носит противоречивый характер.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А7 Основные ресурсы, используемые в процессе производства материальных благ, называют
1) материальными потребностями
2) экономическими благами
3) прямыми налогами
факторами производства
А8 Инициативную самостоятельную хозяйственную
деятельность человека, осуществляемую на свой риск в рамках закона, направленную на получение прибыли, называют
1) предпринимательством
2) финансированием
3) производством
4) экономикой
А9. В странах с рыночной экономикой
1) производитель самостоятельно определяет, что и сколько производить
2) государство устанавливает размер заработной платы работникам
3) министерство финансов решает вопрос о том, как использовать полученную прибыль
4) государственный комитет устанавливает цены на цемент и другие стройматериалы
А10 Верны ли следующие суждения о собственности?
А. Собственник имеет право распоряжаться принадлежащей ему вещью по своему усмотрению.
Б. В РФ земля и другие природные ресурсы могут находиться
только в государственной или муниципальной собственности.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А11 Связь элементов общества называют
1) социальным институтом
2) социальной мобильностью
3) социальной структурой
4) социальным неравенством
12. Семья, в отличие от других малых групп, характеризуется
1) профессиональным ростом
2) единством взглядов
3) общими увлечениями
4) общностью быта

1 Известно, что общество на планете Земля развивается неравномерно. На Земле одновременно существуют общности людей, находящиеся на разном этапе своего развития: от первобытнообщинного строя до социалистического, или от охотничье - собирательской культуры до постиндустриальной. Это можно объяснить только тем, что отдельные подсистемы общепланетарной системы, называемой обществом, развиваются с разной скоростью. Под скоростью развития социальной системы следует понимать количество пройденных ею стадий, или ступеней, за фиксируемый промежуток времени. Например, общество, развивающееся на территории современной Италии за более чем 0,5 млн. лет успело пройти такие стадии своего развития, как первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная и капиталистическая, сменив при этом такие культуры, как охотничье - собирательская, аграрная и индустриальная. Примерно за это же время племена, обитающие в экваториальных лесах Африки, так и не вышли за пределы первобытнообщинного уклада с охотничье - собирательской культурой.

Причина такого явления кроется в различиях природно-климатических условий на планете Земля, что, в свою очередь, обусловлено географическим положением развивающегося общества. Если сравнить различные географические карты мира или полушарий, то можно увидеть, что как избыточно жаркие и влажные условия тропиков (полоса шириной около 40 о примерно между северным и южным тропиками), так и недостаточно теплые условия приполярных и полярных областей (круги с радиусом около 40 о от полюсов) тормозят развитие общества. В это же время наиболее оптимальными условиями для развития общества ограничены соответственно двумя оставшимися полосами в северном и южном полушариях с шириной около 30 о каждая. Например, такие известные древние цивилизации, возникшие на низменностях вблизи крупных рек и освоившие аграрную культуру, как Древний Египет, Междуречье, Древняя Индия, Древний Китай, Ацтеки, Инки, а затем и более поздние индустриальные и постиндустриальные цивилизации сформировались севернее или же южнее обозначенной нами сорокаградусной полосы к северу и к югу от экватора. В пределах сорокаградусных кругов вокруг северного или же южного полюса местные общности людей, например, северные народы Евразии и Северной Америки, не смогли выйти за рамки социального уклада, основанного на охоте, рыбной ловле и разведении животных, например, северных оленей и собак. Конечно же, в эту общую закономерность вносят коррективы теплые и холодные океанические течения, высота над уровнем мирового океана, горы, пустыни, а также явление континентальности. Например, индустриальное общество проникло в приполярные области на севере Европы и на северо-западе Северной Америки благодаря теплым океаническим течениям и не смогло распространиться к северу на северо-востоке Северной Америки благодаря холодному океаническому течению. Древняя цивилизация Майя сформировалось ближе к экватору благодаря холодному океаническому течению, а также возвышенности. Древняя цивилизация на территории современной Эфиопии сформировалась ближе к экватору благодаря возвышенности.

Интересно еще то, что наиболее оптимальные для развития общества тридцатиградусные полосы в северном и южном полушариях хорошо согласуются с законом золотого сечения. Так, ближняя к экватору граница этих полос является золотым сечением полуокружности планеты: для северного полушария - от южного полюса к северному (21 о с.ш. при округлении до целых градусов), а для южного - наоборот (21 о ю.ш. при округлении до целых градусов). Ближняя же к полюсам граница этих полос является золотым сечением четверти окружности планеты: для северного полушария - от экватора к северному полюсу (56 о с.ш. при округлении до целых градусов), а для южного - от экватора к южному полюсу (56 о ю.ш. при округлении до целых градусов).

Таким образом, социальные системы наиболее успешно развиваются в ограниченных природно-климатических условиях, и ухудшение последних как в сторону недостатка, так и в сторону избытка данного внешнего фактора приводит к сдерживанию развития социальной системы. Этот вывод можно рассматривать в виде закона, напоминающего известные экологические законы оптимума и толерантности В. Шелфорда.

Работа представлена на научную заочную электронную конференцию «Человек и ноосфера», 1-20 сентября 2004г. Поступила в редакцию 09.03.2005 г.

Библиографическая ссылка

Цюпка В.П. ВЛИЯНИЕ ПРИРОДНО-КЛИМАТИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ НА РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА В СООТВЕТСТВИИ С ЗАКОНОМ ЗОЛОТОГО СЕЧЕНИЯ // Успехи современного естествознания. – 2005. – № 7. – С. 91-92;
URL: http://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=8987 (дата обращения: 30.03.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»