Ерофей Павлович Хабаров остался в истории как один из первых исследователей Приамурья.
Он пришел в эти земли следом за Василием Поярковым, чтобы «послужить государеву делу» и принести «прибыль великую» русскому царю.

Слухи о богатствах «Даурской землицы» дошли до Хабарова в то время, когда он, обосновавшись в устье реки Киренги, успешно торговал солью, одновременно занимаясь хлебопашеством и очень выгодным пушным промыслом.

Благополучие Хабарова на устье Киренги продолжалось недолго - якутский воевода наложил руку и на это его хозяйство. За отказ ссужать деньгами воеводскую казну Хабарова в 1643 году бросили в якутскую тюрьму, где подвергали жестоким пыткам. В тюрьме Хабаров просидел около двух с половиной лет - выпустили его во второй половине 1645 года.

После выхода на свободу Хабаров вместе с братом и племянником с еще большей энергией и настойчивостью принялся за восстановление разоренного киренгского хозяйства. Устье Киренги снова ожило, хозяйство расширилось, у Хабарова появился приказчик, ведавший хозяйством, наймом работников и постройкой мельницы.

Ерофей Хабаров прожил в новой заимке до 1649 года, когда внимание его привлекло другое, более важное, как ему казалось, дело - открытие Приамурья Василием Поярковым и его людьми. Легендарные слухи о несметных богатствах этого края пробудили огромный интерес среди землепроходцев. К тому же возможность новых преследований со стороны якутских воевод заставляла Хабарова и его ближайших товарищей задуматься над своей дальнейшей деятельностью в якутской земле.

Эти обстоятельства привели к окончанию 17летнего периода жизни Хабарова на Лене. Мирная жизнь хлебопашца сменилась беспокойной, опасной жизнью походного атамана.

В XVII веке Даурией называли страну, расположенную в верхнем и среднем течении Амура. Основным населением этого края были дауры, которые жили по Амуру, от слияния Шилки с Аргунью до нижнего течения реки Сунгари включительно. Далее, вниз по Амуру, до устья реки Дондон, а также по Уссури жили дючеры. По нижнему течению Амура - натки (ачаны) и гиляки (нивхи).

Основным занятием дауров и дючеров являлось земледелие - сеяли пшеницу, рожь, овес, ячмень, гречиху, просо, коноплю и горох. Из хлеба умели курить вино, из конопли - жать масло и выделывать ткани и веревки. Сравнительно высоко было развито огородничество: возделывались арбузы, дыни, бобы, чеснок, огурцы, мак и табак. В садах росли груши и яблони. Большое место в хозяйстве дауров и дючеров занимало скотоводство, разводили лошадей, крупный рогатый скот, баранов, свиней и кур. Население Приамурья знало охоту и рыболовство.

Жили дауры и дючеры родовыми группами - «улусами», как называли их русские. Улусы возглавляли князьки. Каждый улус имел укрепленный центр городок, обнесенный стеной с башнями и окруженный рвом и валом. Некоторые городки имели по две стены, пространство между которыми заполнялось землей, с «подлазами» - подземными ходами. Внутри крепостей располагались деревянные на каменном фундаменте дома. Население улусов находилось в постоянных экономических сношениях с Китаем: ежегодно китайские купцы привозили камки, кумачи, металлические изделия и другие товары и меняли их на пушнину. Натки и гиляки - «непашенные» народы - занимались рыболовством и охотой. Из домашних животных держали одних собак, которых использовали для езды. Китайцы называли натков и гиляков «жителями северных стран, одевающимися в рыбью кожу» потому, что одежда их изготовлялась из рыбьих кож.

Впервые о Приамурье сообщили русским тунгусы, кочевавшие в верховьях рек Витима, Олекмы и Алдана. В 1637 году томские казаки, собирая ясак с алданских тунгусов, узнали о племенах, живущих по рекам Зее и Шилкару (Шилке).

Более подробные сведения были получены енисейскими казаками во время похода во главе с Максимом Перфильевым в верховья Витима в 1639 году. Возвращаясь в Енисейский острог, они 27 июля 1640 года на реке Тунгуске встретили якутских воевод П. Головина и М. Глебова и сообщили им важные подробности о племенах, обитавших «по Шилке на границе Китайского государства».

В 1641 году П. Головин направил письменного голову Еналея Бахтеярова с 51 служилым человеком «на Витим реку для ясачного сбору и прииску новых землиц, и серебряной руды и медной и свинцовой, и хлебной пашни».

Однако открыть реку Амур и плавать по ней пришлось не Еналею Бахтеярову, а Василию Пояркову в 1643-1646 годах.

Экспедиция Василия Пояркова имела огромное значение. Удалые землепроходцы, проплыв по Амуру почти от верховьев до устья, своими глазами увидели этот заветный край и проверили достоверность рассказов тунгусов о богатствах Даурии. Перед ними действительно предстал совершенно другой край, по сравнению с тем, что они привыкли видеть в Сибири. По берегам Зеи, Амура часто встречались городки, вспаханные поля, сады, табуны лошадей, стада коров. Местные жители подтвердили изобилие пушных зверей - стоит туземцу день поохотиться, как он приносят десять и больше соболей. Василий Поярков удостоверился, что у дауров и дючеров имеются всевозможные металлические, серебряные изделия, дорогие камни, кумачи... но оказалось, что они не местного, как говорили тунгусы, а китайского происхождения. Поход Василия Пояркова подтвердил слухи о богатствах Даурии.

Тем временем был открыт более короткий путь на Амур, чем тот, по которому прошел отряд Пояркова. Разведали его в 1645-1648 годах якутские служилые и промышленные люди, обосновавшиеся в бассейне реки Тунгира. Проходил этот путь по реке Олекме и ее притоку Тунгиру, затем волоком через хребет к верховьям рек Урки и Амазара и по ним к Амуру.

В 1649 г. Ерофей Хабаров обратился к якутскому воеводе с челобитной, в которой писал, что знает на Амур более короткий и верный путь, чем тот, которым ходили раньше, просил дать ему 150 человек и брался снарядить их за свой счет. Вскоре пришел ответ «наказ» воеводы Францбекова: «...велели ему, Ерофейке, идти и с ним охочим, служилым и промышленным людям ста пятидесяти человекам, или сколько может прибрать, которые похотят без государева жалования идти, по Олекме и по Тунгирю рекам...». В походе предписывалось действовать мирными средствами.

Собрав отряд в 70 человек, Хабаров выступал с ним из Илимского острога в конце марта 1649 г. Путь был долгим и нелегким. Почти год добирались до р.Урка, впадающей в Амур (в наши дни на берегу этой речки расположена крупная железнодорожная станция Ерофей Павлович). С этих мест начиналась Даурская земля владения князя Лавкая. Дальше, вниз по Амуру, располагались улусы других даурских князьков. Лавкаев городок, построенный на реке Урке, вызвал восторженные отзывы, но в то же время и настороженность. Обширные и светлые дома с большими окнами находились за крепостной стекой с башнями, подземными ходами и тайниками, ведущими к воде. В многочисленных ямах хранились большие запасы хлеба. Но, к удивлению прибывших, городок оказался покинутым жителями. Безлюдными были и другие на пути Хабарова городки: оказалось, что князьки, получив сведения о походе против них якобы многочисленного русского войска, покинули свои улусы вместе с подчиненным им населением. Ерофей Хабаров попытался вести с Лавкаем переговоры, говоря, что он прибыл с мирными целями - для сбора ясака и ведения торговли, однако Лавкай оказался несговорчивым и ускакал обратно. В погоне за ним Хабаров с отрядом через день добрался до четвертого, тоже оставленного жителями городка. В надежде найти населенные места отряд продолжал путь дальше, и на следующий день достиг пятого городка, на берегу Амура. В нем оказалась только одна старуха. При допросе она подтвердила все сказанное Лавкаем о бегстве населения улусов. Кроме того, старуха много рассказала про «Богдойскую», то есть Китайскую страну, про ее изобильные богатства и города.

Проведав Даурскую землю и собрав сведения о ней, Ерофей Хабаров убедился, что с небольшими силами подчинить многолюдную страну невозможно. Он возвратился в первый лавкаев городок и, оставив здесь свой отряд, приблизительно в апреле уехал в Якутск, куда прибыл 26 мая 1650 года.

Ерофей Хабаров привез чертеж лавкаевой земли, который якутские воеводы сразу же отправили в Москву. Чертеж Хабарова был той «картой» Даурской земли, которая впоследствии служила одним из главнейших источников при составлении карт Сибири 1667 и 1672 годов, использованных Витсеном (голландским географом) для карты Сибири 1688 года. Таким образом, чертеж Хабарова еще в XVII веке стал достоянием не только русской, но и западноевропейской науки.

Чертеж и сведения о Даурской земле тут же были отправлены в Москву. Якутский воевода писал: «... тебе, государю, будет прибыль большая, и в Якутский острог... хлеба присылать будет не надобно, ибо, Даурская земля будет прибыльнее Лены... и против всей Сибири место в том украшено и изобильно».

Однако ни Дмитрий Францбеков, ни Ерофей Хабаров не стали ждать ответа из Москвы, который можно было получить при тогдашних условиях связи лишь через дватри года. Хабаров сразу же по приезде объявил новый набор охотников в даурский поход. Ерофей Хабаров, облеченный званием «приказного человека Амурской земли» и снабженный наказной памятью, пробыл в Якутском остроге недолго. С вновь набранными людьми он в первой половине июля 1650 года покинул Якутск и осенью того же года прибыл на Амур. Товарищей, оставленных в лавкаевом городке, он нашел под стенами Албазина - городка князька Албазы, зятя Шилгинея, - стоявшего на берегу Амура значительно ниже устья Урки. Пришли они сюда, когда кончился хлеб в ямах лавкаева городка, в надежде найти продовольствие и поймать новых аманатов, и жили в острожке, поставленном после неудачной попытки взять штурмом хорошо укрепленную крепость дауров.

Прибытие Хабарова с новыми силами вызвало панику среди жителей Албазина, и они без каких либо попыток: сопротивления оставили городок и убежали. В городке хабаровцы нашли много продовольствия, в том числе хлеба. Здесь они прожили до лета 1651 года.

Захватив Албазин и укрепив его, Ерофей Хабаров с большей частью казаков двинулся вниз по Амуру. На десятый день пути встретили многочисленное даурское войско. Завязался бой, и дауры снова отступили. Зимовать отряд Хабарова вернулся в Албазин. В Якутск был отправлен богатый ясак: одних соболей 166 штук. Зима прошла в подготовке к новому дальнему походу по Амуру.

Как только окончился ледоход, казачьи струги вновь двинулись вниз по Амуру. Все лето и осень прошли в плавании, обследовании побережья и столкновениях с даурскими князьками. Ниже устья Уссури казаки встретили новый народ: землю они не пахали, скота не разводили, занимались только рыболовством. В земле ачан, как назвал их Хабаров, решили зазимовать. На правом берегу Амура, на мысе Джарри (в 3 км от нынешнего с.Троицкого) вырос укрепленный острожек. Здесь провели зиму 1651-1652 гг., собирали ясак с окрестных жителей и жили относительно спокойно до весны 1652 г.

В марте к стенам острожка подступило довольно большое войско маньчжур. Маньчжурские феодалы пытались отстоять территорию своего влияния от слишком активных русских. Но, как и прежде, продолжительный и тяжелый бой принес победу не им. Это столкновение закончилось полным поражением маньчжур. Много их было убито, уцелевшие спаслись бегством, побросав пушки, пищали и знамена. Однако, несмотря на благоприятный исход боя, Хабаров, предвидя возможность повторного появления маньчжур, 22 апреля решил плыть вверх по Амуру.

При входе в Хинганское ущелье Хабаров встретил отряд казаков, возвращавшихся из Якутска. В устье Зеи Хабаров выбрал место для будущей резиденции русских властей на Амуре. Здесь часть казаков, давно выражавших свое недовольство Хабаровым, взбунтовалась и захватив несколько судов, ушла вниз по Амуру, решив служить государю отдельно. Здесь, в гиляцкой земле, они поставили острог с башнями, захватили аманатов и начали сбор ясака. Но все это продолжалось недолго. 30 сентября под стенами острога появился Ерофей Хабаров с оставшимися под его властью 212 человеками; мятежный острог после осады был взят в середине октября и сожжен, а бунтовщики жестоко наказаны.

Третью зиму на Амуре - зиму 1652/53 года - Хабаров провел здесь же, в низовьях реки. Попытки собирать ясак с гиляков не увенчались успехом, и в мае Ерофей Хабаров со своей партией поплыл вверх по Амуру.

В августе 1653 года на Амур прибыл московский дворянин Дмитрий Иванович Зиновьев с царским указом приготовить все необходимое для войска, которое предполагалось отправить в Даурию под начальством князя И. Лобанова-Ростовского, и «всю даурскую землю досмотреть и его, Хабарова, ведать». Недовольные Хабаровым казаки и охочие люди подали Зиновьеву челобитную на Ерофея Хабарова, обвиняя его в притеснениях, в нерадении государеву делу, в курении и продаже вина и пива. Зиновьев, получив жалобу и кое кого опросив, отстранил Хабарова и повез его в Москву. Так закончилась служба Ерофея Хабарова на Амуре в качестве предводителя экспедиции.

Ерофей Хабаров, основную задачу своей экспедиции видевший в присоединении Даурии к русскому государству, одновременно сделал ряд попыток распространения русского земледелия на Амуре. Он всячески склонял якутских воевод к организации перевода крестьян по указу для заведения пашни. В 1650 году он даже привез Дмитрию Францбекову образцы даурских хлебов. И когда это ни к чему не привело, он сам решил взяться за дело. Во время своего пребывания в 1650 году в Якутске Хабаров получил от казны в порядке ссуды сельскохозяйственный инвентарь и сговорил с собой в Даурию 20 крестьян. Крестьяне эти с инвентарем, продовольствием и семенами были им оставлены в районе Тунгирского острожка для производства опытных посевов. Однако здешние места оказались «каменными» и крестьяне были переведены в район Албазина, где зимовал Хабаров. Попытка заселения ими района устья реки Урки, покинутого соплеменниками князца Лавкая, также оказалась неудачной: охотников не нашлось, и Хабаров посадил на пашню только четырех своих кабальных людей, Так Ерофей Хабаров сделал первую попытку заведения на Амуре русского земледелия.

Русские люди оставались на Амуре еще пять лет. Подавляющее большинство из них погибло в многочисленных столкновениях с. превосходящими маньчжурскими войсками, правители которых пытались обосноваться в наиболее важных стратегических пунктах Приамурья. Осенью 1658 года уцелевшие люди с грудой добрались до Нерчинска и Илимского острога. Так закончилась первая попытка освоения русскими Приамурья.

Хабаров вместо государева жалованья, на получение которого он надеялся, попал в опалу; везли его в Москву как арестанта. Дмитрий Зиновьев в пути притеснял его всячески - бил и наносил оскорбления, отобрал все пожитки, которые вез Хабаров в Москву. Больше того, из съезжей избы Якутского острога была взята долговая расписка Хабарова за взятое снаряжение. Ерофей Павлович стал государевым должником на многие годы.

В 1655 г., посетив Москву, Е.Хабаров подал челобитную царю Алексею Михайловичу, в которой подробно перечислял свои заслуги в освоении сибирских и даурских земель.

Царь просьбу бывалого сибиряка уважил лишь частично: денежного жалованья дано не было, но за многолетнюю службу челобитчика возвысили в чине: он получил звание сына боярского.

Вступив по царскому пожалованию в служивое сословие, Хабаров - бывший торговый человек и землепроходец - должен был снова возвратиться на Лену, в Илимский уезд, и работать приказным человеком приленских крестьянских деревень от устья Куты до Чечуя.

Есть сведения, что Ерофей Хабаров выехал в Илимский уезд в 1658 году. Если это соответствует действительности, то остается неизвестным, где он провел время с конца 1655 года, в Москве или в своем родном уезде.

Много пережил на своем веку Хабаров. Когда он осваивал новые земли в ленском крае, - его притеснял воевода Петр Головин. Амурская экспедиция принесла новое разочарование: вместо похвал и жалованья - побои, оскорбления. Хабаров добыл в царскую казну немалый ясак с даурских племен, ознакомил с новым богатым краем не только Россию, но и Европу. Тем не менее, на нем висели огромные долги за «государевы товары, за ссуду, за судовые снасти, за холсты и за сукна, за пушки», взятые им в Якутском остроге для даурского похода. Тяжелым бременем легли эти долги на плечи Ерофея Хабарова. Шутка ли, с него требовали четыре тысячи восемьсот пятьдесят рублей серебром. Сразу полностью расплатиться с долгами было нечем.

В 1660 году за даурские долги Хабаров был арестовал Хабарова и направлен в Якутский острог. Хабаров упросил Голенищева-Кутузова отпустить его в Илимский острог для нахождения за себя поручителей - лиц, которые добровольно взяли бы на себя обязательство нести любую ответственность за своевременную уплату им казенных долгов. Просьба была уважена - Хабарова в сопровождении якутской стражи отпустили в Илимский острог.

Прибыв в Илимск, Хабаров легко нашел поручителей, и был отпущен на волю. Остается неизвестным, сумел ли он вообще расплатиться с долгами.

Ерофей Павлович Хабаров прожил в Усть-Киренге еще несколько лет, занимаясь наряду с исполнением служебных обязанностей хлебопашеством. Одновременно старый и опытный предприниматель занимался и промыслами, отпуская в тайгу покручеников. Сравнительно большое хозяйство, основанное на земледелии и промыслах, давало значительный доход. Ерофей Хабаров снова почувствовал силу и стал строить всевозможные планы на будущее.

Как раз в это время в Даурии развертывались новые события. Дело в том, что весть о ее богатствах остатки хабаровских отрядов разнесли по многим уездам. Их рассказы вызвали почти всеобщее внимание, и люди в одиночку и небольшими партиями снова двинулись на Амур. Среди них были люди «всяких чинов»: беглые казаки, вольные промышленники, «воровские» крестьяне и гулящие люди. И именно они,- разными путями и в разное время попадавшие в Даурию, положили начало заселению ее в 1660-1680 годах.

Удачное начало вторичного заселения русскими Приамурья и хорошие урожаи хлебов усилили тягу на Амур: туда потянулись «своими подъемы» вольные переселенцы. Эти события, нашедшие живой отклик и в Якутском и Илимском уездах, побудили Ерофея Хабарова решиться покинуть насиженное место и снова проситься в Приамурье. Подарив свою Киренгскую заимку усть-киренгскому Троицкому монастырю, основанному в 1663 году, он отправился в Тобольск. Прибыл сюда Хабаров в конце 1667 года и подал челобитную воеводе. Человек на склоне лет просил отпустить его в Даурию «для городовых и острожных поставок и для поселения и хлебные пахоты». Однако эта просьба, к великому огорчению Ерофея Хабарова, не была удовлетворена.

Не осуществились новые планы Хабарова, и он снова вернулся на Лену. Дальнейшая жизнь его пака остается неизвестной. Мы знаем только, что умер он на Лене и что у него остался сын Андрей, который был сперва сыном боярским, а затем - посадским человеком.

Походы Хабарова на Амур положили начало включению приамурских земель в состав России. Сегодня в память землепроходца стоит на Амуре город его имени - Хабаровск.

План
Введение
1 Биография
1.1 Место рождения
1.2 Ранняя деятельность
1.3 Покорение Приамурья
1.4 Бунт. Усмирение
1.5 Отстранение Хабарова
1.6 Прошение государю
1.7 Дальнейшая судьба
1.8 Место смерти

2 Наследие

Список литературы

Введение

Хабаро́в-Святитский Ерофей Павлович (около 1603 года, вероятнее всего деревня Святица, ныне Котласского района Архангельской области - 1671 год, опять же предположительно, Братский острог, ныне Братск, или Усть-Киренга, ныне Киренск Иркутской области) - русский исследователь, путешественник и предприниматель. Происходит из казаков, крестьян Устюжского уезда Вологодской губернии. Продолжатель дела Василия Пояркова. Прошёл на судах весь Амур, построил укреплённый острог, был жесток с коренным населением, чем сыскал дурную славу.

1. Биография

1.1. Место рождения

Споры о месте рождения Ерофея Хабарова ведутся давно. Основные варианты места рождения: село Дмитриево, село Курцево и деревня Святица. Последняя является наиболее подходящим местом.

Первым вариантом места рождения Хабарова была деревня Дмитриево. Основателем этой теории был ленинградский учёный М. И. Белов. Он изучил многие документы и счел местом рождения Хабарова и ныне существующую деревню Дмитриево Нюксенского района и не обратил внимание на важный факт: деревня Дмитриево по старому административному делению не являлась частью Вотложемской волости.

За это и зацепился московский учёный Г. Б. Красноштанов. Он более подробно изучил документы тех времён, а также документы, хранящиеся в московских архивах, на которые не обратил внимания Белов.

В результате работы Красноштанова было установлено, что Ерофей Хабаров родился в деревне Дмитриево Котласского района Архангельской области, которую смыло одним из разливов Северной Двины. Семья Хабарова переселилась в деревню Святица (отсюда и прозвище - Святитский), которая со временем вошла в состав нынешней деревни Курцево. Отсюда вторая точка зрения.

1.2. Ранняя деятельность

В 1625 году совершил свой первый сибирский поход на коче из Тобольска на Таймырский полуостров, в Мангазею.
В 1628 году во главе экспедиции по волокам и рекам перешёл на реку Хету.
В 1630 году участвовал в плавании из Мангазеи в Тобольск.
С 1632 года жил в районе верхнего течения реки Лена, где занимался скупкой пушнины.
В 1639 году открыл соляные источники в устье р. Куты, где построил соляную варницу. В настоящее время на этом месте расположен город Усть-Кут Иркутской области.

1.3. Покорение Приамурья

В 1641 году возле устья р. Киренги Хабаровым была построена мельница. Спустя непродолжительное время Хабаров начал испытывать давление воеводы Петра Головина, который требовал увеличения объёма урожая, который Хабаров отдавал ему по уговору. Позже Головин забрал всё имущество Хабарова и посадил его в Якутский острог, из которого тот вышел только в 1645 году.

В 1648 году на смену Петру Головину пришёл воевода Дмитрий Андреевич Францбеков. Хабаров обратился к нему с прошением о направлении отряда в даурские земли, Францбеков ответил согласием. Он распорядился отправить отряд казаков под командованием Хабарова, кроме того - выдать военное снаряжение и оружие в кредит, а также выдал участникам похода деньги под проценты.

В 1649-1653 гг. Хабаров с отрядом отправляется из Якутска в поход по Амуру от впадения в него реки Урки до низовий. Отряд Хабарова одержал многочисленные победы над местными даурскими и дючерскими князьями, захватив много пленных и скота. Результатом этого похода является принятие коренным приамурским населением русского подданства. В этом походе Хабаров составил «Чертёж реке Амуру», который явился первой европейской схематической картой Приамурья. Так, в августе 1651 г., казаки Хабарова подошли к устью реки Зеи, затем к устью Буреи, покоряя новые племена. После зимовки в Ачанском острожке, на который весной напал большой манчжурский отряд, Хабаров двинулся весной по Амуру, так как с его немногочисленным отрядом дальше овладевать Приамурьем было невозможно. Выше устья Сунгари в июне 1652 г. Хабаров встретил на Амуре русскую вспомогательную партию, но, узнав, что маньчжуры собрали против него шеститысячную армию, продолжил путь вверх по реке.

1.4. Бунт. Усмирение

В апреле 1652 года при входе в Хинганское ущелье Хабаров встретил отряд казаков под предводительством якутского служилого Третьяка Чечигина, которые возвращались из Якутска с порохом, свинцом и вспомогательным отрядом.

Оказалось, что Чечигин выслал вперёд основного своего отряда небольшой разведывательный отряд во главе с Иваном Нагибой, который должен был обнаружить отряд Хабарова, но Нагиба с Хабаровым не встретился. Казаки хотели плыть вниз для поисков пропавших товарищей, но Хабаров воспротивился их желанию и продолжал свой путь вверх по Амуру. Это обстоятельство возбудило неудовольствие среди казаков и 1 августа 1652 года в полку Хабарова произошел раскол: 136 человек под предводительством Стеньки Полякова и других поплыли назад. Они явились в гиляцкую землю, в которой начали действовать очень удачно. Хабаров не смирился с бунтом и поплыл вслед за бунтовщиками, появившись 30 сентября того же года у выстроенного бунтовщиками острога. Хабаров приказал строить зимовку в непосредственной близости от острога казаков Полякова, а далее велел построить роскаты для пушек и начать стрелять по острогу. Отвечать на огонь засевшие в остроге казаки Поякова не решились, и Хабаров начал приготовления к его штурму. Однако, когда казаки Полякова увидели, что 12 их товарищей, пойманных за пределами острога, были забиты палками насмерть, они решили сдаться сами. Не веря Хабарову на слово, поляковцы заключили с ним письменный договор, в котором он обязался не убивать и не грабить их, а также «государевых ясачных аманатов не терять ». Тем не менее, четверых руководителей мятежных казаков, в том числе и Полякова, Хабаров «посадил в железа », а остальных велел бить батогами «и от ево, Ярофеевых, побой и мук умирало много ». 7 февраля 1653 г. захваченный острог был по приказу Хабарова сломан и сожжен «кузнецам на уголье и на дрова».

1.5. Отстранение Хабарова

В августе 1653 года на Амур прибыл московский дворянин Дмитрий Иванович Зиновьев с царским указом приготовить все необходимое для войска, которое предполагалось отправить в Даурию под начальством князя И. Лобанова-Ростовского, и «всю даурскую землю досмотреть и его, Хабарова, ведать ». Недовольные Хабаровым казаки и служилые люди подали Зиновьеву челобитную на Ерофея Хабарова, обвиняя его в том, что он посылал ложные донесения в Якутск и много приукрашивал в своих рассказах о Даурии и Маньчжурии, чтобы побудить правительство на завоевание этих земель. Помимо этого выяснилось, что Хабаров был весьма недоброжелательно настроен по отношению к местным племенам и народностям, которые разбегались от него, в результате чего плодородная земля не возделывалась и ясак с племён не мог быть снят. Также Зиновьеву было сообщено о жёстком отношении Хабарова к казакам собственного отряда. Окончательную ясность в существо происшедших на Амуре по вине Хабарова событий внесла «Известная челобитная Стеньки Полякова с товарищи », поданная царскому посланнику 6 сентября. Итогом наскоро проведенного Зиновьевым следствия было отстранение Хабарова от управления казачьим отрядом, его арест и дальнейшая переправка в Москву. Всё его имущество было конфисковано и описано. Приказным человеком на Амуре вместо Хабарова Зиновьев назначил Онуфрия Степанова Кузнеца.

В декабре 1654 года Зиновьев и Хабаров прибыли в Москву, где началось подробное разбирательство действий Хабарова. По итогам этого разбирательства руководители «бунта» против Хабарова были полностью оправданы. Хабаров же подал жалобу на Зиновьева, и началось новое разбирательство, которое завершилось осенью 1655 года в пользу Хабарова.

1.6. Прошение государю

В 1655 году Хабаров подал челобитную царю Алексею Михайловичу, в которой подробно перечислял свои заслуги в освоении сибирских и даурских земель. Царь просьбу Хабарова уважил лишь частично: денежного жалованья дано не было, но за многолетнюю службу его возвысили в чине - он получил звание сына боярского, и был направлен в Сибирь управлять Усть-Кутской волостью.

1.7. Дальнейшая судьба

В 1667 году Хабаров приехал по делу в Тобольск и 15 ноября подал воеводе П. И. Годунову челобитную, в которой просил снова разрешить ему снарядить на свои средства 100 человек и идти с ними на Амур в Даурской земле «ставить города и острожки и завести хлебные пахоты, от чего государю в ясачном сборе и в хлебной пахоте будет прибыль ». Какой ответ получил Хабаров, неизвестно, так же, как и неизвестна его дальнейшая судьба.

1.8. Место смерти

Место смерти также доподлинно неизвестно. Последние годы жизни он провёл в Усть-Киренге, остроге на реке Лене (ныне город Киренск Иркутской области), вследствие чего в Киренске широко распространено мнение, что могила Ерофея Хабарова находится именно в этом городе.

Однако согласно Малому энциклопедическому словарю Брокгауза и Ефрона, могила Хабарова располагалась в Братском остроге (ныне город Братск Иркутской области).

2. Наследие

Именем Хабарова названы:

· основанный в 1858 году военный пост Хабаровка (с 1880 года - Хабаровск);

· посёлок и железнодорожная станция Ерофей Павлович на Транссибирской магистрали (1909).

· во многих городах России и бывшего СССР есть улицы его имени: в Якутске, Харькове, Братске, Усть-Куте и других.

Литература

· Бахрушин С. В. Казаки на Амуре. Ленинград, 1925

· Магидович И. П., Магидович В. И. Очерки по истории географических открытий, т.2., Москва, 1983. стр.300-303

· Сафонов Ф.Г. Ерофей Хабаров: Рассказ о судьбе русского землепроходца. - Хабаровск: 1983.

· Леонтьева Г. А. Землепроходец Ерофей Павлович Хабаров. - Москва: 1991.

Ерофей Хабаров родился в семье крестьянина в деревне Дмитриево Вотложенского стана Устюжского уезда, на берегу реки Сухоны. Точная дата рождения неизвестна, предположительно - между 1603 и 1610 годами.

Великий Устюг издревле занимал выгодное географическое и экономическое положение между Европой и Сибирью. Многие местные крестьяне под влиянием рассказов о несметных богатствах сибирской земли подавались в Сибирь, за Камень, на промысел в «сибирские торги» или подряжались сопровождать московских купцов.

Решила попытать счастья и семья Павла Хабарова. Старший сын Ерофей уже в 1623-1624 годах сходил в земли на реке Лене и возвратился с успехом. В 1625 году братья Ерофей и Никифор отправились в свой совместный путь в «златокипящую вотчину» Мангазею. Отец в своем напутствии наказывал братьям помогать друг другу, и Ерофей и Никифор исполняли этот завет всю свою жизнь.

Братья поднялись по Оби из Тобольска, вышли в океан и достигли города Мангазеи на полуострове Таймыр. В 1630 году Хабаров вернулся из Мангазеи в Тобольск. В этом же году он перебрался на реку Лену, где скупал пушнину, открыл соляную варницу, построил мельницу. Здесь у Хабарова возник конфликт с действующим воеводой, которому очень приглянулось его имущество. Хабаров даже попал в острог, где пробыл до 1645 года.

В 1648 году новым воеводой стал Дмитрий Францбеков. Ерофей Хабаров обратился к нему с просьбой помочь снарядить экспедицию в Даурию (Забайкалье). Такую поддержку он получил, и в 1649 году из Якутска отправилась экспедиция. Продвижение было медленным, и к 1652 году путешественники смогли дойти только до впадения Сунгари в Амур. В ходе экспедиции была составлена первая русская карта Амура, а также подчинено много племен. Почти четыре года (с 1649-го по 1653-й) отряд Хабарова «путешествовал» по Амуру. За это время было одержано множество побед. Русские громили даурских и дючерских князей, заставляя их платить дань русскому царю. За время похода Хабаров составил чертеж реки Амур, это была большая, кропотливая и плодотворная работа.

Кроме внешних факторов, мешающих продвижению вперед, таких как враждебность маньчжурских правителей, начался раскол и внутри собственного отряда. Жестоко расправившись с зачинщиками бунта, Хабаров и сам попал под следствие. В 1653 году на Амур прибыл дворянин Зиновьев с поручением царя провести поход по реке. Многие недовольные местные казаки стали жаловаться на Хабарова. Сообщалось, что он жесток с местными жителями и сильно приукрашивает богатства Приамурья.

В результате Ерофея Павловича сместили с должности приказного человека, и он был вынужден отправиться с Зиновьевым в Москву. В ходе следствия Хабарова оправдали. В 1655 году он отправил Алексею Михайловичу Романову челобитную, в которой подробно описал свои достижения в покорении даурских и сибирских просторов. Царь признал его заслуги, и Хабаров был возведен в чин «сына боярского».

В результате его назначили управляющим Усть-Кутской волостью. Последние сведения о биографии Хабарова относятся к 1667 году, когда он предложил проект нового похода по Амуру. Оставшиеся годы он прожил в Усть-Киренге, где, по всей видимости, и умер в 1671 году. Место смерти и захоронения неизвестно. Есть предположение, что где-то в Иркутской области, но где конкретно - не знает никто.

Заслуги Ерофея Хабарова в открытии и освоении новых земель еще долго будут в памяти благодарных потомков. Во многих городах России есть улицы, названные в его честь. И есть город Хабаровск - столица одноименного края.

Ерофе́й Па́влович Хаба́ров-Святи́тский (ок. , Сольвычегодск , Великоустюгский уезд - ок. , Братский или Усть-Киренгский острог) - русский землепроходец ; происходил из крестьян из-под Великого Устюга . Продолжатель дела Еналея Бахтеярова и Василия Пояркова по освоению Приамурья .

Биография [ | ]

Родился в деревне Дмитриево Котласского района Архангельской области . Деревню смыло разливом Северной Двины , и семья вынуждена была переселиться в деревню Святица. По названию этой деревни получил прозвище «Святитский» .

Укоренившаяся в литературе «основная» фамилия - на самом деле родовое прозвище. «Хабар - пишет В. И. Даль, - старинное русское слово, означавшее удачу, везение, счастье, прибыток, барыш, поживу» . Оно могло принадлежать отцу Ерофея Павловича.

В связи с накопившимися на родине долгами, Хабаров оставил свою семью и отправился в Сибирь вместе с братом Никифором, осев на реке Лене , где первоначально занялся торговлей и звериным промыслом.

Сибирская деятельность Хабарова Даурские походы Судебное разбирательство Дальнейшая судьба

Согласно другим источникам, последние годы жизни провёл в Усть-Киренгском остроге на реке Лене (ныне город Киренск Иркутской области) , вследствие чего в Киренске широко распространено мнение, что могила Ерофея Хабарова находится именно в этом городе .

Оценки деятельности [ | ]

Его взгляды разделяет современный красноярский краевед Владимир Бахмутов, указывающий на то, что и Хабаровск был назван по поселению Хабарово, а вовсе не в честь Е. П. Хабарова, имя которого впервые безосновательно связал с названием города известный этнограф С. В. Максимов .

Память [ | ]

Именем Хабарова названы:

См. также [ | ]

Примечания [ | ]

  1. // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. - СПб. , 1907-1909.
  2. Казачья сотня. Краткие биографии ста деятелей казачества на поприще военной и гражданской службы, науки, литературы и искусства в XXI - ХХвв. Выпуск 1. - Москва: Воениздат, 1996. - Т. 1. - С. 14-15. - 280 с. - ISBN 5-203-01820-0 .
  3. // Русский биографический словарь : в 25 томах. - СПб. - М. , 1896-1918.
  4. Что нужно знать о Ерофее Хабарове
  5. Версия о том, что Хабаровск назвали так не в честь Хабарова, а от слова «хабар» - удача
  6. Открытие Охотского моря, бассейна Амура и прохода из Ледовитого в Тихий океан.
  7. Вадим Тураев, «О характере купюр в публикациях документов русских землепроходцев XVII века» Архивировано 30 декабря 2004 года.
  8. Ачанский острог Хабарова располагался на левом берегу протоки Серебряная вблизи озера Болонь , в наст. время возле этого места находится нанайское село Ачан Амурского района Хабаровского края .
  9. Ostrog.ucoz.ru - Степан Васильев сын Поляков
  10. Biografija.ru - Хабаров Ерофей Павлович
  11. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Биография Ерофея Павловича Хабарова

О ранних годах Ерофея Павловича Хабарова-Святитского мы знаем немного. Известно, что он родом из крестьянской семье. Родился и рос Ерофей где-то под Устюгом Великим. Молодой Ерофей со своим братом Никифором ходили на промысел пушного зверя на Таймыр. Пришлось ему заниматься и солеварением в Соли-Вычегодской. Поскитавшись по северу Европейской части России и северной части Западной Сибири, Хабаров перебирается в $1639$ году на Лену. Там он на протяжении семи лет продолжает заниматься пушным промыслом.

В $1639 $году Хабаров распахивает землю, выращивает хлеб. Построил мельницу, начинает торговлю хлебом. Большую прибыль ему приносит солеварение. В те времена соль была на вес золота. Но вскоре Хабаров впал в немилость у местного воеводы и угодил на некоторое время в острог. По выходу из острога он был разорен.

Первый поход Хабарова

В $1648$ году в Якутске сменился воевода. В марте $1649$ года к нему прибыл Хабаров. Он уже знал о трудном, но, в целом, успешном походе Пояркова. Поэтому Хабаров стал убеждать нового воеводу в необходимости новой экспедиции в даурские земли.

С разрешения воеводы, Хабаров набрал отряд из примерно $70$ человек. Воевода снабдил походников припасами, деньгами, хлебом и судами. А Хабарову было велено призвать даурских князей «под высокую государеву руку».

Хабаров осенью $ 1649$ года двинулся по Олекме и Лене на юг с целью дойти до Амура. Он перевалил через горный хребет Олекминсий Становик и добрался до реки Урки (первого на их пути притока Амура). Даурцы бежали от русских, не желая платить им ясак, и отошли в Китайские земли, оставив свои богатые селенья. Хабаров оставил «залогу» (гарнизон) из $50$ казаков в одном из таких брошенных селений – «Левкаевом городке». А сам в мае $1650$ года возвратился в Якутск за подмогой.

Замечание 1

Первый поход окончился, вроде бы, неудачей – не было добычи, покоренных народов. Но Хабаров привез чертеж даурских земель. Это была первая подробная карта этого края. Эти материалы активно использовались при создании карт Сибири во второй половине $ XVII$ века.

Второй поход Хабарова

По возвращении в Якутск, Хабаров сразу же взялся за организацию новой экспедиции. Он умышленно преувеличивал богатства Даурского края. К средине лета $1650$ года он выступил из Якутска во главе отряда из $160$ человек с пушками и припасами. Пройдя старым маршрутом, он воссоединился на Амуре с оставленным отрядом и захватил укрепленный город Албазин. Эта крепость стала опорой русских в освоении прилегающих земель и покорении местных племен.

Через некоторое время Хабаров двинулся вниз по Амуру. Поход сопровождался стычками с местными племенами дауров, нанайцев, маньчжуров. Узнав, что маньчжуры собрали большое войско, Хабаров отступил до Зеи. Там он перезимовал и послал отряды осваивать прилегающие земли, посылая в Якутск и Москву описания богатств здешних земель.

На завоеванные Хабаровым земли в августе $1653$ года прибыл новоназначенный воевода Дмитрий Зиновьев со $150$ казаками. Хабаров был арестован, а его добро конфисковано.

В Москве Сибирский приказ велел Хабарова освободить, а его вещи вернуть. Сам Хабаров собирался снарядить новый поход. Но неожиданно он исчез. Больше сведений о нем нигде не сохранилось.

Замечание 2

Неизвестно, где и когда скончался Хабаров. Но в честь этого отважного землепроходца и покорителя далеких земель назван самый большой город на Амуре – Хабаровск (центр Хабаровского края), а на железной дороге есть станция под названием Ерофей Павлович.

Итоги походов Хабарова

Можно по-разному относиться к методам Хабарова. Но не будем скидывать со счетов специфику того времени. Хабаров проявил себя умелым организатором и командиром. Он сумел завоевать обширные земли Приамурья, составил подробные чертежи освоенных земель и пройденных маршрутов, описал богатства Амурского края. Основав несколько укрепленных городков, Хабаров создал предпосылки для укрепления России на Дальнем Востоке.