В психологии существует такая методика – визуализация. Это образное представление чего-то, что вам хотелось бы получить, качества характера, которое вы хотели бы в себе воспитать.

Главное в визуализации – представлять это уже существующим, постараться прочувствовать, как бы вы себя ощущали, когда получили бы это, как бы вы себя вели, если бы имели это качество характера. Сосредоточьтесь на эмоциях, не обязательно четко представлять картинку. Ведь цель визуализации – перепрограммирование вашего сознания, эмоций и мыслей. Все уже давно знают, что концентрация на негативных мыслях приводит к неврозам, стрессам, депрессии. Давайте же попробуем сосредоточиться на положительных образах.

Как пользоваться методикой визуализации желаемого?

Начать надо с того, что правильно выбрать то, чего вы хотите добиться. Определите, что вам действительно необходимо, не зацикливайтесь на мелочах - новые туфли или телефон. Желание должно быть именно вашим, а не навязанным рекламой или модой. И оно должно быть реальным, исполнимым, то есть можно пожелать похудеть, но нереально вырасти на десять сантиметров. Визуализация действует, когда мы хотим изменить что-то в себе, а не получить какой-то предмет.

Следующий шаг – это выбрать свободное время и место, где вам никто не помешает. Лягте и расслабьтесь, дышите глубоко. Представьте какое-нибудь счастливое событие, когда-то произошедшее в вашей жизни. Сосредоточьтесь на ощущениях счастья, запомните их.

Теперь представьте, что то, о чем вы мечтаете, уже произошло. Постарайтесь прочувствовать ощущения счастья от обладания этим предметом или событием. Представляйте себя внутри видения, главное постараться представить чувства и эмоции. Участвуйте в своей практике по привлечению желаемого, ощутите запахи, звуки, представьте диалоги. Занимайтесь до тех пор, пока вам это нравится. Не забывайте о чувстве благодарности за сбывшиеся мечты.

Не заканчивайте методику резко. Нужно закончить уверенностью, что то, что вы представляли, уже есть у вас. Не забывайте, что визуализации должны быть только положительные, то, о чем вы мечтаете не должно никому причинить вреда. Повторять визуализацию можно столько, сколько вам хочется, но не реже, чем раз в день.

Результат визуализации – вы избавляетесь от страхов, вы становитесь более уверенными в себе и своих силах, перестаете переживать и с новыми силами беретесь за осуществление своей мечты.

Собирательное название психотерапевтических приемов, направленных на воссоздание и управление зрительными образами во внутреннем, субъективном пространстве. Примером подобного образа может быть визуальное представление такой фразы, как «Черный кот умывается». У некоторых людей даже при быстром прочтении указанной фразы в сознании действительно возникает образ кота. Распространение методик визуализации обусловлено тем, что практически все люди способны в большей или меньшей мере к воссозданию зрительных представлений. Причем считается, что качество визуального образа не влияет на эффективность методики визуализации. Как правило, возможности применения методик визуализации определяются той теоретической концепцией, в рамках которой разработан основной психотерапевтический метод, составной частью которого они являются. Методики визуализации чаще всего применяются в поведенческой психотерапии, хотя определенный интерес к использованию зрительных образов характеризует практически все основные психотерапевтические направления. Известно, что еще Фрейд (Freud S., 1923) активно использовал зрительные образы, возникающие в ходе психоанализа. Полученные в ассоциативном эксперименте, они служили материалом, который в дальнейшем подвергался проработке и интерпретации. Образы визуализации в психоаналитической психотерапии рассматриваются как одна из форм получения материала для анализа и в настоящее время. Иное отношение к зрительным образам сложилось в гуманистической психотерапии. Здесь эмоции, связанные с образом, трактуются как возвращение к повторному переживанию эмоционального психотравмирующего опыта. В гештальт-терапии взаимодействие с воссозданным образом части личности рассматривается как важный этап большинства психотерапевтических процедур и экспериментов. В современных экзистенциальных подходах переживание эмоций, связанных с непроизвольными визуальными образами, выступает как существенный элемент экзистенциального опыта и личностного роста в целом. В когнитивной психотерапии зрительные образы являются эквивалентами когниций и вместе с ними составляют так называемый план автоматизированного мышления, элементами которого может быть «самопредвидение» - непроизвольное создание образа возможных, как правило, негативных, последствий. Примером такого самопредвидения может быть яркое визуализированное представление падения с высоты в пропасть или картины негативных социальных последствий в конфликтной ситуации (Beck А. Т., 1970). Такие самопредвидения обладают мощной регулятивной функцией поведения, поскольку они сопровождаются соответствующими эмоциональными переживаниями. Указанные примеры иллюстрируют интерес различных психотерапевтических школ к визуальным образам и демонстрируют не столько «полноценные» (в современном понимании) М. в., сколько манипуляции с визуальными образами. Более последовательное использование их с целью диагностики и управления поведением пациентов осуществляется в поведенческой психотерапии. Так, при использовании методики имплозии больным с фобическими симптомами в аутогенном состоянии предлагается воспроизвести последовательные визуальные образы ситуации, в которой обостряется или возникает фобия, с целью снижения интенсивности негативных переживаний. В методике систематической десенсибилизации пациент воспроизводит все более устрашающие зрительные образы, негативные эмоциональные переживания при которых устраняются с помощью мышечной релаксации и самовнушения. При некоторых вариантах классического гипноза внушаются зрительные образы с определенным терапевтическим смыслом. Указанные варианты применения образов визуализации в поведенческой психотерапии уже в полной мере соответствуют определению для М. в., поскольку в этих терапевтических подходах имеется в виду не только создание зрительных представлений, но и управление образами визуализации в терапевтических целях. Более полно возможности методики визуализации раскрываются в таких современных направлениях психотерапии, как нейролингвистическое программирование, психосинтез, а также психоимажинативная терапия Шорра, трансперсональная психотерапия, арттерапия и др. В первом из них практически все процедуры различных уровней предполагают использование и управление визуальными образами. В концепции нейролингвистического программирования зрительным образам отводится значительная роль в формировании поведения и в устранении симптоматики в том числе. С точки зрения создателей этого метода Бендлера и Гриндера (Bandler R., Grinder J., 1976), одной из существенных причин возникающих у человека проблем является то, что в сознании самопроизвольно появляются визуальные образы, имеющие негативное эмоциональное значение. Эти спонтанные образы символизируют, повторно воспроизводят (в терминах нейролингвистического программирования «репрезентируют») пережитый опыт и отражают внутренние закономерности функционирования мозга в кодировании и воспроизведении прошлого опыта. Репрезентация опыта осуществляется и другим путем - с помощью вербальных образов (образов речи), кинестетических (телесных, чувственных), реже вкусовых и обонятельных, однако визуальные образы - наиболее частый вариант кодирования опыта.

Терапевтическим вмешательством необходимо добиться с помощью определенной техники, чтобы событие репрезентировалось другим образом, вызывающим положительные или в крайнем случае нейтральные эмоции. Отсюда и интерес к разработке специальных методик визуализации, если визуальная репрезентация опыта является наиболее частым способом презентации вообще. Различные технические приемы в нейролингвистическом программировании, включающие использование визуальных образов, строятся по следующей схеме:
1) тщательное изучение формального способа презентации проблемы;
2) изучение способа презентации ресурса (позитивного опыта, который презентируется с помощью субъективно приятных образов);
3) интеграция ресурса с проблемой;
4) проведение теста на эффективность воздействия.

Тщательное изучение способов презентации проблемы и ресурса касается формальной стороны субмодальных различий, которые не затрагивают содержательных характеристик образа. Важным отличием методики визуализации при нейролингвистическом программировании является именно работа с несодержательными характеристиками визуальной презентации, подобно тому как психиатра меньше интересует содержание бреда, чем внесодержательные его характеристики (тип манифестации, связь с реальными событиями жизни и пр.). К формальным субмодальным особенностям зрительных образов относятся, например, наличие или отсутствие четкой рамки у образа (одна из методики визуализации называется «прямой рефрейминг»). Преодоление негативного действия визуального образа требует, чтобы пациент дополнил образ проблемы рамкой. Учитываются расположение визуального образа во внутреннем пространстве (вверху, внизу, далеко, близко и др.), ассоциативные или диссоциативные характеристики образа (сам пациент при воспроизведении образа находится внутри его или снаружи), наличие или отсутствие цвета (негативные проблемные образы обычно не имеют цвета и подчеркнуто мрачны, а ресурсные образы чаще воспроизводятся именно в цвете). Важны и другие характеристики: объемность изображения, контрастность, величина, движение (как слайд или как фильм) и др. Смысл исследования состоит в том, что выявляются наиболее важные субъективные формальные характеристики, которые определяют особенности эмоционального реагирования и принцип отнесения визуальных образов к проблемным (отражающим негативный опыт) и ресурсным (презентирующим субъективно приятный опыт, способствующим более свободному поведению). Существенным в этой относительности является то, что при наличии известных закономерностей у каждого человека способность вызывать то или иное эмоциональное состояние определяется уникальным набором таких субмодальных элементов. В активной части М. в. предполагается изменение негативного проблемного образа. Существует несколько принципиальных вариантов изменения визуальных образов, которые соответствуют основным типам методики визуализации:
1) прямое видоизменение проблемного образа в ресурсном направлении,
2) интеграция в проблемный образ ресурсного образа,
3) изменение расположения образа в контексте других образов континуума.

Примером эффективного прямого видоизменения проблемного образа может быть случай пациентки С., 36 лет, находившейся в реактивном состоянии после гибели на ее глазах сына, которого задавила машина. Обычная психотерапия и фармакотерапия не давали ожидаемых результатов, поскольку большую часть времени С. представляла себе ситуацию катастрофы и чувствовала, что не может «выйти из этой ситуации». Проблемный образ был объемным и ассоциированным - пациентка находилась как бы внутри этой картины и, находясь там, видела кровь сына, чувствовала, как она льется по ее рукам. Был использован следующий прием, смысл которого сводился к выведению С. за рамки проблемной ситуации: при визуализации ассоциативного образа проблемы психотерапевт предлагал пациентке быстро пересесть на рядом стоящее кресло и наблюдать за собой «со стороны». Эта процедура повторялась по несколько раз в течение трех-четырех дней, по истечении которых больная научилась самостоятельно диссоциироваться от проблемного образа, и состояние ее значительно улучшилось.

Примером интеграции проблемного образа и ресурса может служить методика визуализации «взмах». Суть ее заключается в том, что в проблемный образ помещается уменьшенный, но более интенсивный потенциально ресурсный образ, который при интенсификации проблемного образа «разворачивается и вытесняет проблемный образ» (Бендлер, 1978). Приведем его пошаговую структуру при лечении неуверенности у М., 28 лет. Первый шаг - определение проблемного образа неуверенности («Когда вы чувствуете себя неуверенным, то каким вы себя представляете?»). Второй шаг - определение ресурсного образа («Каким вы себя видите, когда вы уверены в себе?»). Третий шаг - подготовка ресурсного образа - усиление мощности («Сделайте его еще более привлекательным для вас, например добавьте яркости и цвета»), перевод в активную форму («Сожмите его в маленький мощный светлый шарик, готовый развернуться и "взорвать" проблему»), четвертый шаг - интеграция проблемы и ресурса («Давайте теперь с этим шариком, готовым к взрыву, пойдем в ситуацию проблемы, и как только вы увидите образ своей неуверенности, то тут же позвольте вашему светлому шарику развернуться и взорвать проблему»). Такая операция проделывается несколько раз; после интеграции вновь визуализируется ресурс, вновь переводится в активную форму и затем вновь интегрируется с проблемой. Пятый шаг - тест на эффективность («А теперь вновь представьте, пожалуйста, проблему»). Эффективным считается такой тест, когда при попытке вспомнить проблему спонтанно воспроизводится ресурсный образ.

Пример третьего варианта методики визуализации - так называемая «линия времени» - кривая в субъективном пространстве, которая отражает способ презентации субъективного времени пациента. Построение «линии времени» сводится к тому, что больной последовательно представляет себе какой-либо простой образ повторяющегося события. Вспоминая, как происходило это событие в прошлом, и воображая, как будет происходить оно в будущем, можно обнаружить отличия в месте расположения образа этого события в зависимости от времени. Наиболее частым вариантом, по мнению авторов нейролингвистического программирования, является следующая конфигурация «линии времени»: прошлое - образы событий выстраиваются в часть кривой от самых давних событий снизу слева до настоящего образа прямо перед глазами; будущее - от настоящего образа прямо перед глазами до отдаленных событий в будущем вверху слева в субъективном пространстве. Имеет значение и цветовое оформление образов в различных частях субъективного времени. Считается нормальным следующее цветовое оформление: прошлое окрашено в приятные светло-коричневые или золотистые тона, образы четкие; настоящее имеет все цветовые оттенки и соответствует происходящему; образы будущего - размытые, с оттенками серебристо-голубоватого цвета. Психологический смысл подобного оформления состоит в том, что для оптимального самочувствия человека необходимо воспринимать прошлое как отдаленное и приятное, настоящее как яркое и разнообразное, а будущее как отдаленное и манящее. При наличии проблем возможны нарушения в «конструкции линии времени» - искажения, узлы, разрывы и др.

Хотя методики визуализации получили известное распространение, однако до настоящего времени не проводилось научных исследований по определению их эффективности и значения в практической психотерапии.

Визуализация - один из самых распространенных инструментов практической психологии. Несмотря на это, а может именно благодаря этому, многие весьма скептически настроены в отношении того, может ли она положительно влиять на жизнь человека.

Концепция визуализации довольно проста. Вы используете силу своего воображения, чтобы создавать видения того, чего хотите в жизни, и как именно этого достигаете. Это похоже на кино в голове. В нашей статье вы найдете семь техник визуализации - и если никогда ее не практиковали, то получите наглядное представление о том, что же это такое и как ее использовать.

В каких случаях она не работает? Только в тех, когда вы используете ее как волшебную пилюлю: сидите на диване перед телевизором и воображаете как достигнете успеха, стоите перед зеркалом и убеждаете себя, что красивы и привлекательны. Визуализация всегда идет рука об руку с огромным трудом. Она, скорее, является дополнением, а не самим инструментом.

Как можно использовать визуализацию?

Истинная ценность визуализации, конечно, выходит за рамки простого повышения уровня мотивации и вдохновения. Она может использоваться различными способами для улучшения многих областей вашей жизни. Например, для:

  • Достижения целей
  • Улучшения концентрации
  • Улучшения способности к обучению
  • Повышения самооценки
  • Повышения уверенности в себе
  • Улучшения процесса принятия решений
  • Изменения ценностей
  • Устранения
  • Избавления от ограничивающих предубеждений
  • Осваивания нового навыка
  • Изменения привычных шаблонов мышления

Далее в этой статье вы найдете методы визуализации, которые можно использовать прямо сейчас, чтобы улучшить некоторые из этих областей. Помните также и о том, что человек визуализирует практически все свое время, только делает это неосознанно. Что во многих случаях не очень полезно. Именно поэтому нужно выключить режим автопилота и взять дело в свои руки.

Семь техник визуализации

Давайте рассмотрим семь методов визуализации, которые можно использовать, чтобы улучшить некоторые аспекты своей жизни, включая:

  • Освоение нового навыка
  • Улучшение восприятия
  • Повышение самооценки
  • Расслабление ума и тела
  • Исцеление ума и тела
  • Изложение плана действий
  • Достижение целей

Теперь опишем процесс всех шагов, которые вы должны сделать для каждой области, а также кратко обсудим, как использование каждой техники визуализации может быть полезным.

Освоение нового навыка

Первое, в чем может быть полезна визуализация - освоить новую область знаний. Она может быть довольно эффективной в этом случае, потому что мозг человека стимулируется примерно одинаково, когда мы выполняем действие физически и когда представляем его в голове.

Психолог Алан Ричардсон провел знаменитый эксперимент с баскетболистами, во время которого выяснилось, что:

  • Если не заниматься тренировками бросков в баскетбольное кольцо на протяжении недели, то мастерство падает.
  • Если визуализировать (представлять в голове процесс) тренировку, то качество бросков улучшается на 23%.
  • Если тренироваться, качество бросков улучшается на 24%.

Конечно, вы можете использовать эту технику визуализации, чтобы овладеть любым умением, однако важно использовать все свои чувства при визуализации.

Вот простые пять шагов, которые помогут в этом.

Шаг первый. Выберите конкретный навык, который вы хотели бы освоить.

Шаг второй. Определите свой реальный уровень владения этим навыком.

Шаг третий. Визуализируйте процесс тренировки этого навыка во всех ярких деталях, используя все свои чувства.

Шаг четвертый. Повторяйте этот процесс в течение 20 минут в день. Курс должен длиться 11 дней или больше.

Шаг пятый. Практикуйтесь в этом навыке в реальной жизни и оцените свой прогресс. Если вы не удовлетворены результатами, продолжайте визуализацию, одновременно выполняя тренировки физически.

Улучшение восприятия

Визуализация также может быть весьма эффективной, когда вы хотите улучшить свои навыки восприятия и наблюдения. Это умение имеет огромную ценность, поскольку помогает улучшить ваше понимание людей и ситуаций, в которых вы оказались. Более того, оно .

Вот пошаговый процесс визуализации такого рода.

Шаг первый. Сядьте в тихом месте и проведите несколько минут, просто наблюдая за окружающим миром.

Шаг второй. Теперь закройте глаза и воссоздайте окружающий мир как можно подробнее в своем воображении. Убедитесь, что уделяете особое внимание тонким деталям, цветам и текстурам всего, что вы наблюдали на первом этапе.

Шаг третий. Повторяйте процесс, пока сможете вызвать из памяти каждую деталь своего окружения.

Безусловно, одного раза будет недостаточно. Такая визуализация должна стать каждодневной практикой: через некоторое время вы станете более наблюдательным и восприимчивым человеком. Слишком легко и просто? Да, как и все гениальное. Не думайте, что подобные умения требуют массы установленных приложений на телефоне. Достаточно и такого упражнения.

Еще один вариант этой техники визуализации - выделить 15-20 минут в конце дня, чтобы вспомнить весь свой день с пробуждения и до настоящего момента.

Повышение самооценки

Независимо от того, испытываете ли вы недостаток уверенности или же страдаете от низкой самооценки, можете использовать визуализацию как инструмент для того, чтобы чувствовать себя лучше в этих двух отношениях.

Всего три шага.

Шаг первый. Закройте глаза и представьте, что вы стоите в большой пустой комнате.

Шаг второй. Один за другим визуализируйте людей, которые заходят в эту комнату. Они подходят к вам и либо поздравляют и делают комплименты, либо признают вашу работу и усилия.

Шаг третий. Когда комната полна людей, визуализируйте себя, рассказывая всем о своих достижениях. Обязательно благодарите их за поддержку и ценную обратную связь.

Разумеется, вы можете изменить этот метод визуализации, «запуская» в комнату известных людей или наставников. Также можете представлять людей, которые выступают с речами о том, насколько они ценят вас. И, конечно же, все дело в мелочах. Удивительно, но не меньше помогают именно детали, которые делают вас уникальным.

Повышение уверенности в себе и самооценки - процесс очень медленный, однако при достаточной настойчивости можно сократить количество времени. Тренируйтесь от 10 до 20 минут каждый день и постепенно начнете чувствовать, что у вас есть силы для того, чтобы изменить себя и свою жизнь.

Помните, все и всегда меняется. И либо вы будете менять себя сознательно, либо бессознательно пустите на самотек. Только усилия способны привести к успеху.

Расслабление ума и тела

Визуализация может быть очень эффективной, когда вы находитесь под влиянием стресса. Всякий раз, когда испытываете давление, можете ее использовать, чтобы успокоить свои тело и ум.

Шаг первый. Сядьте или лягте в тихом месте, где нет отвлекающих факторов. Можете поставить какую-то спокойную музыку в фоновом режиме, которая поможет войти в глубокое расслабляющее состояние.

Шаг второй. Дышите глубоко и начинайте отсчитывать от 50 до 1. Когда вы делаете это, нужно постепенно расслаблять каждую мышцу своего тела с головы до ног.

Шаг третий. Как только вы полностью расслабитесь, отправляйте свое воображение к личному убежищу. Там вы найдете все, что заставляет вас чувствовать себя спокойно, безмятежно и счастливо.

Как только вы окажетесь в этом личном убежище, можете направить визуализацию в нескольких направлениях. Для начала можете просто наслаждаться миром и гармонией момента. Или использовать это место для подтверждения своих целей, ценностей и приоритетов. Быть может, там ждет человек, который является для вас авторитетом? Поговорите с ним о своих проблемах и обсудите решения.

Нет ограничений для вашего воображения. Можете использовать свое убежище самыми разными способами.

Исцеление ума и тела

На протяжении лет наука неоднократно доказывала, что существует связь между телом и умом. Эта связь описана во многих научных исследованиях, где вместо лекарств используется плацебо, когда вместо настоящего лекарства человек получает внешне очень похожий препарат, который не несет ни позитивного, ни негативного влияния. Порой плацебо работает не хуже.

Как такое возможно? По сути дела, мы убеждаем себя, что что-то должно нам помочь (система убеждений), а затем мозг выпускает соответствующие химические вещества и нейротрансмиттеры, которые активируют процесс выздоровления.

Разумеется, существует и обратный эффект, который называется ноцебо. Ситуация очень схожая с плацебо, только пациент получает некоторый вред для организма. Опять же - наша система убеждений и мозг играют здесь основную роль, создавая этот эффект.

Попробуйте эти три способа, чтобы убедиться в ценности самовнушения.

Визуализация энергии Земли

Закройте глаза и ощутите, что твердо стоите на земле (или Земле). Представьте энергию, проходящую через вас и исцеляющую тело.

Визуализация золотого шара

Второй способ заключается в том, чтобы сидеть в тихом месте и представлять золотой шар энергии или света, окружающий ваше тело. Эта энергия зарождается как маленькое пятнышко в сердечной чакре, а затем с каждым вдохом и выдохом, оно постепенно растет и расширяется, пока не окутает тело.

Визуализация огненного шара

Третий метод используется для того, чтобы эффективно управлять болью. Успокойте дыхание и сядьте. Закройте глаза и начните фокусироваться на области своего тела, где чувствуете дискомфорт или боль. Визуализируйте эту область как большой, яркий и красный огненный шар. Затем постепенно, с каждым выдохом, огненный шар становится все меньше и меньше, пока не станет маленьким пятном на вашем теле. По мере того, как огненный шар сжимается, ваша боль утихает.

Можете, конечно, использовать каждый из этих методов в комбинации или творчески исследовать другие методы визуализации для боли или для исцеления. Здесь есть много возможностей, которые вы могли бы изучить.

Изложение плана действий

Если когда-либо вы почувствуете на себе стресс или напряженность, то визуализация плана действий может помочь вам успокоиться, сосредоточиться и начать принимать активные меры.

Этот метод лучше всего использовать в конце дня, чтобы спланировать работу на следующий день. Тем не менее, он также может использоваться в течение дня, когда у вас есть около 10 минут.

Эта визуализация состоит из трех шагов.

Шаг первый. Успокойте свой разум и просто расслабьтесь. Сидеть - это, вероятно, хорошая идея, так как это поможет мысленно отдохнуть от того, что вы делаете.

Шаг второй. Закройте глаза и начните визуализировать именно то, что вы хотели бы выполнить в течение оставшейся части дня (или завтра). Представляйте это в мельчайших подробностях и задайте себе следующие вопросы:

  • Чего именно я хочу?
  • Как я хочу себя чувствовать?
  • Какие конкретные действия я хочу предпринять?
  • Как я буду взаимодействовать с другими людьми?
  • Какие препятствия мне придется преодолеть?
  • Как я смогу преодолеть эти препятствия?
  • Чего я в конечном итоге хочу достичь?

Важно, чтобы вы полностью визуализировали свои ответы на эти вопросы. Не останавливайтесь на первом ответе, который приходит на ум. Собственно, здесь вы увидите, насколько склонны жить на автопилоте.

Чем больше придумаете ответов, тем лучше сможете увидеть, какие ошибки совершали раньше. Обращайте внимание на каждую деталь.

Шаг третий. Реальность жизни состоит в том, что мы, к сожалению, не можем предсказать все, что происходит с нами. Неожиданные события часто ломают наши планы. Однако не связано с тем, чтобы быть точным и негибким. Скорее, это адаптация к обстоятельствам, которые возникают в жизни.

Имея это в виду, важно при завершении визуализации утверждать, что все изменится в ту или иную сторону. Утверждая это, вы держите свой ум открытым для возможностей. В результате вы будете готовы внести коррективы, когда на пути появятся неожиданные препятствия.

Нет, этот процесс, конечно же, не дает надежного плана, однако то, в чем эта визуализация точно помогает - это представить возможные сценарии, которые могут иметь место. Представляя их, вы сможете принимать более эффективные решения, выполняя свои проекты и занимаясь задачами.

Достижение целей

Последний метод визуализации, который мы обсудим, включает в себя процесс . Использование визуализации для этой области жизни может иметь огромную ценность, однако техника также имеет один явный недостаток.

Постановка целей, вероятно, самая популярная форма визуализации. Многие из нас представляют как достигают чего-то. Но, к сожалению, этот метод часто не работает из-за одного серьезного недочета. Когда большинство людей визуализируют свои цели, они представляют только конечную цель . Они видят в своих фантазиях эту большую, яркую и прекрасную цель в конце своего путешествия. И да, представляют они этот процесс детально, используя все органы чувств.

Это замечательно, ведь после такого сеанса появляется огромная мотивация. Однако она быстротечна и при первой же проблеме истощается.

Затем они чувствуют, что им нужно снова визуализировать свою цель, чтобы еще раз найти мотивацию. Однако каждый раз, когда они это делают, ничего не происходит, а энергия истощается.

Что же делают неправильно эти люди? Цель - это не пункт назначения, это путешествие. И на пути к ней вы столкнетесь с большим количеством ошибок и неудач, эмоциональных спадов и срывов. Именно это нужно включить в свою визуализацию в первую очередь.

Конечно, нужно представлять конечную цель, но не тратьте на это более 10% времени всей визуализации. Остальные 90% должны быть посвящены проблемам и их решению в своем воображении. Что вы сделаете, если внезапно забудете слова, выступая на публике? Задумавшись над этим вопросом, вы тут же станете искать ответ и выясните, что многие его задавали себе и находили выход из ситуации.

Вот пять шагов для правильной визуализации своих целей.

Шаг первый. Сядьте в тихом месте, закройте глаза. Начните визуализировать свою конечную цель. Представьте себя в будущем человеком, который ее достиг. Испытайте все связанные с этим чувства.

Шаг второй. А теперь постепенно отступайте по времени от этого будущего. Что вы предпринимали, чтобы достичь этой цели? Представьте все препятствия, с которыми столкнулись, и неудачи, которые удерживали вас - теперь ясно увидите, что успешно преодолеваете их. Продолжайте визуализировать весь путь до настоящего момента.

Шаг третий. Теперь продвигайтесь вперед во времени и визуализируйте, как вы воспользовались возможностями и насколько удачные совпадения помогли преодолеть каждое препятствие. Детали очень важны.

Шаг четвертый. По завершении вашей визуализации потребуется время, чтобы заправить будущего «вас» положительной энергией для предстоящего путешествия.

Шаг пятый

Когда вы выходите из визуализации, немедленно эмоционально отвлекайтесь от результата. Единственное, что может удержать вас - это эмоциональная привязанность к конкретному результату. Вместо этого оставайтесь открытыми и гибкими для будущего. И приготовьтесь к большой работе.

Да, все эти техники кажутся очень простыми. Мы привыкли, что для того, чтобы измениться, нужно что-то сложное. Есть ли в них нечто такое? Есть: самое тяжелое в этих методиках - это настойчивость.

Пусть эти техники выглядят даже примитивно, они очень эффективны. Но только если выполняются каждый день. И если за ними следует .

Визуализация — это, в психологии и психотерапии , построение зрительных образов в голове, для изменения своего мировосприятия и негативных, подсознательных установок и глубинных, часто иррациональных убеждений, с целью избавления от различных эмоционально-психологических проблем в жизни.
, как и позитивные аффирмации — это не волшебное исполнение любых желаний наяву, в реальности, а осуществление рациональных, логически обоснованных целей.
Сегодня на сайте психологической помощи http://сайт , вы узнаете как правильно визуализировать , используя метод и технику визуализации, применяемый в когнитивно-поведенческой и рациональной психотерапии.

Визуализация желаний, как правильно визуализировать

, по сути управляемая фантазия, образное представление, воображение, направлена на изменение негативных внутренних установок человека на позитивные. Чтобы ваши реалистические желания исполнились, вам нужно четко понять как правильно визуализировать свои цели, тогда, как и в негативном случае, сработает так называемое «самореализующееся пророчество», т.е. если ваше желание в принципе возможно, то оно обязательно сбудется.

Методы и техники визуализации для исполнения желаний

Каждый данный метод и техника визуализации, с небольшими примерами в скобках, помогут вам осуществить свои рациональные желания и потребности. Не забывайте, главное здесь — практика…
Образы совладания , в которых индивид представляет себя успешно справляющимся со сложными ситуациями, используются для коррекции пассивного, избегающего мышления. (Например, представьте себе, что вы просите своего начальника о повышении вашей зарплаты.)

Расслабляющие образы , включающие сцены природы и чувственные визуализации, используются для противопоставления мыслям, продуцирующим страх или тревогу. Часто используются как часть когнитивной десенсибилизации.

Образы достижений , в которых человек воображает, что он выполнил какое-либо задание в совершенстве, противопоставляются иррациональным мыслям о беспомощности и неудачливости. («Представьте себе, что у вас удачный, счастливый брак».)

Образы подетального совладания , которые сфокусированы на частностях, помогают людям, которые чувствуют себя задавленными неразрешимыми проблемами. Используя этот метод, человек может разбить главную проблему на серию более мелких и представить себе, как он преодолевает эти небольшие сложности. Например, он может поделить проблему покупки машины на 20 маленьких задач и представить себе последовательное успешное завершение каждой из них, начиная с покупки автомобильного каталога для покупателей новых машин и заканчивая удачной покупкой идеального автомобиля.

Моделирующие образы могут использоваться в случае, если человек испытывает сложности в представлении составных шагов решения проблемы или овладения тем или иным навыком. В этой технике индивид представляет в воображении человека, который образцово выполняет данное ему задание. К примеру, вы можете проанализировать и затем визуализировать удар справа Пита Сампраса или навыки ведения спора Вильяма Бакли.

Неприязненные образы используются в обусловливании отвращения, отстранения и избегания в качестве противовеса нежелательному поведению. («Представьте, что ваша привычка курить вызывает у ваших детей эмфизему».)


Идеализированные образы используются, когда люди не могут подумать о своей конечной цели. («Где бы вы хотели жить через десять лет, с кем? Что бы вам хотелось делать?»)

Представления о вознаграждении подкрепляют реалистическое мышление. («Что произойдет хорошего, если вы завершите проект?»)

Нивелирующие образы уменьшают негативные эффекты неприятных, устрашающих визуализаций. («Представьте своего начальника в костюме утки, крякающего».)

Реконцептуализирующие образы изменяют интерпретацию событий. («Представьте, что ваша жена не была на вас рассержена, просто у нее были неприятности на работе».)

Негативные и позитивные образы - визуализация негативных ситуаций на позитивном фоне, как и обусловливание высшего порядка, может изменить эмоциональную валентность ситуации. («Представьте, что ваш противник критикует вас, а вы сидите в тропической лагуне в теплый, солнечный день».)

Корректирующие образы исправляют ошибки, допущенные человеком в прошлом. («Представьте, как бы вы это сделали, если бы пришлось это делать снова».)

Обобщенные корректирующие образы позволяют индивиду исправить все прошлые инциденты определенного типа. К примеру, пассивный человек может представить, что он вел себя ассертивно в те моменты, когда он отступал от проблемы.

Образы будущего заставляют человека оглянуться на настоящее из будущего времени, таким образом проясняя главные ценности. («Представьте, что вам 85, и вы оглядываетесь на прожитую жизнь. Что вы теперь сочтете важным и что - ничего незначащим?»)

«Аварийные» представления учат человека справляться с худшими возможными последствиями события. («Что может произойти самого плохого в результате того, что вы потеряете работу?»)

Визуализация маловероятных образов предполагает, что человек представляет себе все возможные «ужасные» события, которые с ним могут произойти, для того чтобы научиться уходить от попыток контролировать все вокруг. В парадоксальных техниках часто применяется этот прием. («Что ужасного может с вами произойти, когда вы читаете воскресные комиксы? Когда вы принимаете ванну? Когда лежите в своей постели?»)

Представление ассертивных ответов может быть сопоставлено для контраста с представлениями пассивных, агрессивных и пассивно-агрессивных реакций, так чтобы человек увидел последствия каждого из ответов. («Представьте, что вы пассивно, агрессивно или ассертивно просите, чтобы вам вернули ваши деньги».)

Представление итоговых последствий требует, чтобы люди визуализировали приносящее беспокойство событие через неделю, месяц, год после того, как оно произошло, чтобы определить отсроченные последствия. («Если вы покончите с собой, представьте, как сильно будет переживать ваша девушка восемь лет спустя?»)

Эмпатические представления учат индивида воспринимать мир с точки зрения другого человека. («Как к вам относится человек, которого вы обидели?»)

Катарсические образы позволяют людям представить, что они выражают не проявленные прежде эмоции, такие, как гнев, любовь, ревность или печаль. («Представьте, что вы кричите в ответ на вашего друга».)

Представление нулевой реакции предполагает, что человек визуализирует, как он воспринимает в фобических ситуациях только нейтральные последствия. Эти образы часто используются в процедурах погашения условных связей. («Представьте, что вы встали перед всеми собравшимися и вышли. Представьте, что никто этого не заметил и никому до этого не было дела».)

Фантастические образы разрешают в воображении такие проблемы, которые невозможно решить в реальности («Представьте, что ваша умершая бабушка предстала сейчас перед вами. Какой она вам даст совет? Как она отнесется к тому, что вы сделали?»)

Превентивные образы используются для того, чтобы подготовить человека справиться с проблемами, с которыми он может столкнуться в будущем, например, смерть, отвержение значимым лицом, физическое заболевание, бедность и т. д.

Негативные подкрепляющие образы вызывают представление о страшной ситуации, которая избавляет от ситуации еще более ужасной. («Представьте, что, держа в руках змею, вы избавляетесь от критики ваших сверстников».)

Образы безопасности дают индивиду чувство уверенности в пугающей ситуации. («Когда вы находитесь в самолете, представляйте себе, что мама держит вас в теплом розовом одеяльце».)

Пресыщающие образы , использующиеся в процедурах скрытого наводнения, воспроизводите одну и ту же визуализацию снова и снова, пока вам не надоедает ее представлять. («В течение следующих двух недель по 50 раз в день представляйте себе, что ваша жена занимается любовью с каждым мужчиной, которого вы встречаете».)

Альтернативные образы используются, когда клиент должен определиться между двумя линиями поведения. («Представьте, на что будет похожа ваша жизнь в Нью-Йорке и в Кивесте во Флориде, и сопоставьте эти два образа».)

Визуализация - это целый арсенал психотерапевтических приёмов для работы с так называемым ВНУТРЕННИМ ПРОСТРАНСТВОМ КЛИЕНТА.

Визуализаци - это создание зрительных образов и управление ими. С какой целью в психологии используется визуализация?

Психология объясняет это, используя теорию бессознательного, как всегда.

Когда мы начинаем визуализировать нечто (не важно что), подсознание заполняется всем этим и понимает это как запрос «Хочу!». Сознание же почти всегда говорит нам: «У тебя нет сейчас ни денег, ни образования, ни толком возможности иметь это».

Но наше подсознание (бессознательное) оно ведь старше и мудрее, чем сознание, и оно молча начинает искать пути и варианты - как же добиться того, чтобы запрос был реализован!

Как объясняют феномен визуализации философы?

«Почему визуализация «работает»?» замечательно объяснил уже очень давно (до эры нью-эйдж) французский философ Блэз Паскаль в своём знаменитом рассуждении, которое вошло в историю под именем «пари Паскаля».

О «пари паскаля» и вытекающих из него умозаключениях наиподробнейшим образом написано в программной статье нашего сайта

Образ жизни «как если бы»

Вы часто встретите аргументацию «пари паскаля» в устах разного рода авторов книг по популярной психологии, но редко кто из них знает - кто же «изобрёл» эту мысль. А Вы - знаете...

Визуализировать можно не только желаемые предметы, например, дом на берегу моря...

Визуализировать можно (и нужно!) свои страхи, ужасы, травмы и проблемы.

Особенно если проблему визуализировать «как бы» нельзя. А Вы попробуйте! Станьте на пять минут мультипликатором и попробуйте представить себе, например, свою головную боль. С тем, что можно увидеть - легче бороться.

Так визуализация проявляет себя с другой стороны - как лекарь, целитель, волшебник, психотерапевт.

Визуализация помогает нам лечить неврозы, страхи (фобии), даже бородавки (которые вырастают также на «нервной почве»), уже не говоря о том, что визуализация лечит такие нервные недуги, как заикание и энурез.

Всё это делает метод символдрамы, основанный на визуализации терапевтической...

В Европе (я очень люблю об этом писать) каждый школьник «пропускается» через курс символдрамы, там символдрама так же естественна, как для нас - ЛФК.

Потому что школьный возраст - это как раз время, на которое приходится максимальное количество кризисов, стрессов, проблем и кризисов в семье, у родителей - самая страда для психотерапевтов... И не помогать ребёнку в этом возрасте, оставить его без помощи психолога - всё равно что оставить роженицу без медицинского присмотра. Ну впрочем, у нас естественно и то, и другое. Что-нибудь да получится. «Что-нибудь» да получается... Недаром скованных, злобных, несчастливых россиян так легко узнать в пёстрой европейской толпе...

А ведь по Европе гуляют не самые обездоленные соотечественники. Видно не в деньгах счастье... Счастье в вовремя оказаной человеку грамотной психологической помощи...

Поэтому я хочу, чтобы максимальное количество соотечественников (но и не только) познакомилось хотя бы с азами символдрамы в материалах:

  • Символдрама - путь к исцелению
  • Символдрама: мотив «цветок»
  • Символдрама: прорабатываем мотив «Луг»

Существует огромное количество техник визуализации, разного рода упражнений.

Вот одно из моих любимых:

  • Упражнение-визуализация «Хозяин Страхов»

И ещё два, подобных упражнения по визуализации:

  • Шаманское путешествие в «ресурс счастья»
  • Техника визуализации: Китайский Храм

Они (эти упражнения по визуализации) - довольно продвинутого уровня и оттого могут показаться некоторым людям сложными. Новички вообще воспринимают всё это как «бред» и думают, что над ними «издеваются».

Все эти традиционные смешки по поводу визуализации («Что Вы для этого «курите»? Что Вы для этого «едите»?) показатель низкой психологической культуры в нашей стране, к большому сожалению. У нас действительно, только «покурив», некоторые люди позволяют своему воображению РАБОТАТЬ. В остальное время воображение этих людей, их правое полушарие, их бессознательное, их творческие ресурсы - в общем вся эта компания, которая отвечает и за визуализацию и вообще за «волшебство» в нашей жизни - просто валяется без дела и от безделья пропадает.

Перед тем, как выполнять продвинутые техники визуализации и техники символдрамы нужно потренироваться на чём-нибудь очень простом.

Вот Вам как раз такая статья:

Упражнения по развитию навыка визуализации

Упражнения, которые там собраны нужно не ЧИТАТЬ, как интересный роман (там нет ничего ИНТЕРЕСНЕНЬКОГО), а ВЫПОЛНЯТЬ.

Что «интересного» например в инструкции по гимнастике для глаз? Вот так и этот сборник упражнений по визуализации - он требует активного отношения к себе.

За работу, товарищи!