Психологическая помощь – система психологических воздействий, основанная на различных психологических теориях, ориентированная на повышение социально-психологической комеетентности людей.

Принципы психологической помощи:

1)Принцип системности

2)Принцип субъект-субъектных отношений

3)Принцип позитивного развития в деятельности

4)Принцип адаптации

5)Принцип безопасности и надёжности

Сферы анализа пчихологической помощи:

1)психическое развитие ребёнка

2)Брак и семья

3)Психическое здоровье человека

4)управленческое консультирование

Классификация видов психологической помощи. По времени лействия : неотложные, продолжительность, экстренной

По направленности: прямая, отоикающая, упреждающая

По пространственной органищации: контактное, дисталентное

По выполнению функций психологом: диагностическая, диспертическая, информационной, консультативная

По количеству участников: индивидуально, групповая

По вмешателтству психологов: директивное, не директивное.

Собственно психологическая помощь направлена на поддержку личности в процессе ее развития, становления и роста, осуществляемую специальными психологическими методами. Эти методы стимулируют проявление способности каждого человека заботиться о себе, раскрывать и реализовать свои внутренние потенциалы, решать поставленные жизнью задачи.

Психологическая помощь как профессиональная деятельность включает в себя, прежде всего, такие ее виды, как психологическое консультирование, психокоррекция, психотерапия и психопрофилактика.

Психологическое консультирование направлено на ориентацию человека в возможностях решения им возникшей проблемы. Консультирование по степени воздействия может быть чисто информационное , ориентационное , а также направленное на изменение отношений личности к себе и к собственной жизненной ситуации. Психологическое консультирование чаще всего проводится при возникновении экзистенциальных кризисов, межличностных конфликтов, семейных или профессиональных проблем.

Существует определение психологической коррекции как направленного психологического воздействия на определенные психологические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования индивида. При этом следует отметить, что психологическая коррекция может реализоваться в различных областях человеческой практики: медицине, педагогике, социальной работе, где решаются и профилактические задачи.

ПСИХОПРОФИЛАКТИКА направлена на предупреждение психических заболеваний, реабилитацию психически больных, а также на сохранение, улучшение и укрепление психического здоровья. В последнем аспекте часто употребляется понятие «психогигиена». По вопросу целей и задач психопрофилактики и психогигиены существуют различные точки зрения. В целом же к видам психопрофилактической и психогигиенической работы могут быть отнесены и консультирование, и коррекция, и психотерапия. Виды психопрофилактики: первичная, вторичная, третиЧная.

В настоящее время существуют различия в пони­мании психотерапии, зависящие от теоретических науч­ных установок и практических подходов. В понимании психотерапии существует и общее признание того, что это особый вид профессиональной деятельности, основанный на межличностном взаимодействии и воздействии психологическими средствами при оказании помощи в решении проблем и затруднений психического характера и требующий специальной подготовки соответствующего специалиста

Психология занимается изучением богатого внутреннего мира человека, закономерностей функционирования и развития психики. Переводится с греческого как «учение о душе». Известно множество ее отраслей, разделов и направлений.

Дерево психологии

Чтобы понять ее многогранность, можно изобразить всю психологию в виде дерева.

Общая психология - это ствол - теория, основные понятия и закономерности развития здорового человека.

Ветви дерева - основные отрасли, возникшие при слиянии общей психологии и других наук: медицинская, педагогическая, социальная, возрастная, дифференциальная, военная, юридическая, специальная, политическая. К ним можно добавить психологию труда, спорта, религии, рекламы и др.

От каждой большой ветви отходят более мелкие веточки - это разделы основных отраслей и видов. Например, специальная состоит из тифлопсихологии, сурдопсихологии, олигофренопсихологии, патопсихологии. Веточками юридической будут криминальная, судебная, исправительная, правовая.

Возрастная состоит из изучения детского, подросткового, юношеского, зрелого поведений, а также геронтопсихологии.

Мелкие веточки нашего дерева могут иметь еще ответвления или листочки - более узкие разделы.

Основные виды "науки о душе"

Основными видами психологии по типу выполняемых ею задач являются теоретическая, прикладная и практическая:

  • теоретическая - изучает явления, феномены, разрабатывает теории и выделяет закономерности;
  • прикладная - применяет все известные закономерности развития и теоретические знания на практике;
  • практическая - объединяет в себе области, которые направлены на предоставление психологической помощи.

Практическая психология

Видами практической психологии являются:

  • психодиагностика - обязательный этап работы психолога в любой сфере: в образовании, в медицине, в консультировании, в трудовой деятельности, в судебно-психологической экспертизе, в армии, в спорте. Она предназначена для измерения и анализа индивидуальных или групповых поведенческих и физиологических особенностей людей;
  • психологическая коррекция (индивидуальная или групповая) - деятельность, направленная на исправление особенностей и отклонений душевного развития, мешающих человеку в его социализации, трудовой деятельности, в общении;
  • психологическая профилактика или психогигиена направлена на предупреждение нервно-психических заболеваний и оказание необходимой помощи в кризисных ситуациях;
  • психологическое консультирование - оно может быть очное - при непосредственном общении специалиста и клиента, или заочное - клиент обращается за помощью через интернет или по телефону доверия.

Научная и житейская психология

Существует еще одно деление по видам: научная психология и житейская.

Житейская отличается своей конкретностью, она распространяется на особых людей и ситуации. В ней используются два метода: наблюдение и размышление. Все житейские знания человек получает интуитивным путем и передает их из поколения в поколение через художественные произведения, пословицы и поговорки. Они написаны простым языком, понятным любому человеку без специального образования. В роли психолога может выступить подруга, соседка, таксист или случайный попутчик.

Научная обобщает имеющиеся знания, используя научные понятия, которые распространяются на схожие ситуации, выделяет общие свойства, связи, закономерности развития. Её методами является наблюдение, анализ, синтез, проективные методики и эксперимент. Научные знания складываются в законы.

В этом виде все определения четко сформулированы, сопоставляются друг с другом и передаются через научную литературу при помощи специфической терминологии. Научная психология располагает огромным материалом, который доступен узкому кругу и передаётся через специальное обучение.

Методы психологии - возможные критерии классификации и виды

Методы - это способы получения необходимых сведений. Все они должны быть объективными, валидными и надежными. Их разделяют на основные и вспомогательные.

К основным относятся:

  • житейское или научное наблюдение;
  • лабораторный или естественный эксперимент.

Вспомогательными являются:

  • обобщение независимых показателей;
  • анализ результатов деятельности;
  • устный, письменный опросы или интервью;
  • тестирование.

Классификация методов психологии по различным критериям

В классификации по уровню научного познания выделяют:

  • теоретические методы - проектирование, моделирование. Они позволяют определять проблемы, выдвигать гипотезы, анализировать, сравнивать, обобщать, синтезировать и моделировать;
  • эмпирические методы - наблюдение, эксперимент, опрос, беседа, рейтинг, тестирование, анализ результатов деятельности.

Классификация по цели и продолжительности исследования включает в себя методы изучения актуального состояния и динамических изменений во времени (лонгитюдный метод).

Классификация по действию с объектом исследования предусматривает:

  • изучение исследуемого объекта (теоретические и эмпирические методы);
  • обработку данных (качественные и количественные показатели);
  • представление полученных данных в виде таблиц, схем, диаграмм, графиков.

"Дерево психологии" постоянно разрастается, а на нём появляются новые ветви и маленькие веточки. Изучение "душевной" науки никогда не будет скучным занятием, ведь это одна из самых важных и интересных специальностей. Вместе с ней увеличивается классификация видов психологии, появляются новые факторы человеческого поведения и их толкование. А все потому, что наука не стоит на месте, а очень активно развивается.

В данной статье вкратце будет рассказано о тех направлениях психологии, которые наиболее часто используются сегодня.

Я очень просто попробую объяснить разницу между подходами в психологическом консультировании.

Когнитивно-бихевиоральное консультирование

Начнем, пожалуй, с когнитивно-поведенческой (когнитивно-бихевиоральная) терапии. Когниции (мысли, образное представление) + поведение закладываются в нас с первых дней жизни, а какие-то передаются с генами по наследству. Одни нам помогают жить и продвигаться, другие, напротив, создают всевозможные препятствия, а случается и так, что человек теряет не только смысл жизни, но и саму жизнь.

Приведу очень простенький пример из учебного материала. Девушка пришла к психологу с жалобой на то, что ее молодой человек не дарит ей цветы каждый день. Получается, в ее когнициях заложено, что мужчина должен себя вести именно таким образом.


Психолог предлагает ей чуть-чуть изменить свое восприятие и в дальнейшем (ну или хотя бы попробовать один разочек) воспринять ситуацию как «Было бы неплохо, чтобы мой мужчина дарил мне цветы каждый день, ну или через день». При таком подходе ситуация будет выглядеть не настолько критичной и вполне терпимой.

И вот такой пример с изменениями в способе поведения. Женщина пришла к психологу с запросом изменить хоть что-то в ее жизни. Она очень устала, много работает, двое детей, муж, мама живет с ними, дома каждый день скандалы, она уже просто не помнит, когда в доме была тишина.

В этой ситуации психолог просит ее привести пример самого типичного дня в их семье. Клиентка: «Я прихожу домой с тяжелыми сумками, переступаю порог и вижу - мусор не вынесен, кот голодный, муж сидит перед телевизором».

В данной ситуации психолог может, например, предложить клиентке позвонить перед выходом из магазина, чтобы ее встретили. А придя домой, - перед тем как начать кричать, - оставить сумки, сходить вымыть руки, приготовить себе (ОДНОЙ!) чай или кофе или просто выпить сок, воду, а после этого начинать ругать всех и вся. Только вот захочется ли, ведь вспомните, как часто мы кричим в пылу, а успокоившись, думаем «Зачем?».

Повторюсь, я очень просто описала это направление. На самом деле все гораздо сложнее, ведь не зря говорят – «привычка вторая натура», и избавиться от нее или хоть чуть-чуть что-то изменить ой как не просто. А еще психолог должен понимать, не нанесут ли его вмешательства еще больший вред, и насколько психика клиента готова к переменам. Ведь у некоторых людей их привычки - единственное, что их держит на плаву. Психолог должен быть осторожен.

Десенсибилизация и переработка движением глаз EMDR ДПДГ

Метод психотерапии, разработанный Френсин Шапиро для лечения посттравматических стрессовых расстройств (ПТСР), вызванных переживанием стрессовых событий, таких как насилие или участие в военных действиях. Когда человек переживает травматический опыт или дистресс, это переживание может «перекрывать» возможности его механизмов совладания, тогда память и стимулы, ассоциирующиеся с событием, перерабатываются неадекватно и дисфункционально сохраняются в изолированных областях памяти.


Цель терапии - переработать эти стрессовые воспоминания и позволить пациенту развить более адаптивные механизмы совладания. Последние исследования оценивают ДПДГ как эффективный метод лечения ПТСР. Практическое руководство «Международного Общества Изучения Стресса» категоризует ДПДГ как эффективный метод лечения ПТСР у взрослых. Несколько международных руководств включают ДПДГ как рекомендованное лечение после физической травмы.

Гештальт подход

Гештальт (нем. Gestalt – образ, фигура) в консультировании - целостный подход к психической деятельности, как и ко всему организму. Весь мир вокруг нас мы воспринимаем как фон, а наиболее важное и значимое для себя мы выделяем из фона - это и есть «гештальт». Фраза «гештальт закрылся» говорит о том, что человек удовлетворил свою потребность в чем то, что было для него важно.

Чем больше у человека незакрытых гештальтов (неразрешенных ситуаций, желаний, потребностей), тем сложнее ему двигаться вперед. У человека происходит нарушение целостности восприятия и ощущения, он не может объединить чувства, мысли и поведение.

Задача гештальт терапевта состоит в том, чтобы при помощи техник и упражнений гештальт-терапии найти первичную или главную незаконченную ситуацию и отреагировать ее хотя бы символически.

Приведу простой пример - еПустой стул». Гештальт-консультант сажает клиента на стул и ставит перед ним пустой, клиенту предлагают представить, что на стуле сидит тот, с кем клиенту приходится разрешить конфликт…

Гештальт-«молитва» Фрица Перлза:

Я - это я.

А ты - это ты.

Я в этом мире не для того, чтобы жить в соответствии с твоими ожиданиями.

А ты не для того, чтобы жить в соответствии с моими.

Я есть я.

А ты есть ты.

Арт-терапия, терапия творчеством

«Я не знаю, о чем говорить…». Эту фразу нередко слышат психологи, работающие в различных направлениях. Слышат это и арт-терапевты, но в чем преимущество арт-терапии, так это в том, что говорить тут вовсе не обязательно.

Для занятий арт-терапией Вам не нужно уметь рисовать, лепить, танцевать. Достаточно иметь желание изменить свою жизнь к лучшему.

Арт–терапия очень щадящий вид психологического консультирования. Ее используют для работы как с взрослыми, так и с детьми. Можно заниматься как индивидуально, так и в группе.

При помощи арт-терапии Вы можете не только проработать свои фобии и тревоги, но и найти внутренние ресурсы, открыть для себя новые возможности.


В арсенале у арт-терапевта множество материалов и техник:

Диагностический и психотерапевтический инструмент мандала,

Интерактивные техники,

Групповой рисунок,

Стимульное рисование,

Сочетание художественной экспрессии с движением и танцем, музыкальным - исполнением, драматической формой,

Групповые игры и упражнения на основе музыки,

Различные варианты песочной терапии,

Работа с объектами (предметная скульптура, инсталляция),

Техники ландшафтной арт-терапии: ландшафтная скульптура и театр,

Различные варианты работы с глиной, ориентированные на телесное самосознание,

Телесно-ориентированные техники,

Работа с масками,

Использования материала мифов и сказок,

Фототерапевтические техники и упражнения для индивидуальной, парной и коллективной работы,

Фототерапевтические методы работы с психической травмой,

Арт-терапевтические техники, ориентированные на семейные ресурсы,

Арт-терапевтическая работа со сновидениями.

И это далеко не весь перечень.

Если у Вас есть желание помочь себе справляться с трудностями, найти внутренние ресурсы для движения вперед, но по какой-то причине Вам сложно об этом говорить, Вам стоит обратиться к арт-терапевту.

Экзистенциальная психология

Экзистенциальная психология (от лат. existentia - существование) – это одно из направлений «гуманистической психологии», в которой рассматривается взаимоотношение человека с жизнью и смертью. Экзистенциальная психология базируется на уникальности каждого человека.

Экзистенциальные конфликты и экзистенциальная тревога возникают вследствие конфронтации человека со смертью, свободой, изоляцией и бессмысленностью.

Одной из задач экзистенциального психолога является восстановление гармонии между внутренним миром и внешним.

В практике современной экзистенциальной психологии используются многие достижения психоанализа. Наиболее видные представители экзистенциальной психологии - Л. Бинсвангер, М. Босс, Е. Минковски, Р. Мей, В. Франкл, Дж. Бугенталь.

То, как работает экзистенциальный психолог, коротко описать невозможно. Но метод замечательно работает. Он помогает найти смысл жизни, а как следствие и обрести жизнь!

Психоанализ

Я уверена, что каждый человек, который знает слово психология, следующими произнесет имя Зигмунд Фрейд и психоанализ.

Временем зарождения психоанализа принято считать конец девятнадцатого - начало двадцатого века. И с тех пор не перестают говорить о психоанализе.

Говорят много и всегда с запалом (психоаналитик скажет «возбужденно»). Его ругают и обвиняют во всех смертных грехах. Его ненавидят и им восхищаются. Одни его презирают, другие относятся с уважением. Для одних психоанализ прекрасная возможность разобраться с проблемами, а для других нечто непонятное и пугающее. О том, сколько ходит мифов и фантазий по поводу психоанализа и денег, даже перечислять не буду.

А теперь подумайте, можно ли более ста лет говорить о том, что не имеет значения?

Попробую популярно, насколько это возможно, рассказать о психоанализе.

Каждому из нас известно, что многие вещи мы делаем осознано. Фрейд заметил, что за осознанными действиями скрыты глубинные неосознаваемые поступки, влечения, желания. Занимаясь врачебной практикой, он столкнулся с тем, что эти неосознаваемые желания могут ухудшать жизнь, а также быть причиной нервно-психических расстройств. Пытаясь помочь своим пациентам, Фрейд на практике открыл, что лучший способ излечить пациента - это найти первоисточник конфликта. Так зародился метод исцеления души - психоанализ.

Фрейд нередко менял свои взгляды и убеждения относительно своих теорий и он не боялся сказать о том, что в чем-то заблуждался. Его ученики и соратники продолжили дело Фрейда. А кто-то пошел своим путем. Психоанализ не стоит на месте. Он продолжает развиваться, углубляться и меняться вместе со всем миром.

На сегодняшний день мы имеем кроме классической теории влечений Зигмунда Фрейда также эго-психологию, теорию объектных отношений, Кляйнианский психоанализ, Структурный психоанализ Ж. Лакана, Селф-психологию Х.Кохута, интерперсональный психоанализ (Г. С. Салливан, Клара Томпсон), Интерсубъективный подход (Р. Столороу), Юнгианский психоанализ.

Если Вы решите, что Вам необходимо обратиться к психоаналитику, не важно, в каком направлении тот работает, Вы должны ему задать следующие вопросы:

1. Есть ли у него документ о переподготовке в области психоаналитического консультирования? (для практики в психоаналитическом направлении недостаточно иметь высшее психологическое образование).

2. Прошел ли он (проходит в настоящее время) личный анализ (вести прием, согласно стандартам, можно только после 65 часов личного анализа, и это требование оправдано на практике).

3. Есть ли у него супервизор (специалист, который корректирует работу психоаналитика).

4. В каком сообществе состоит психоаналитик, к которому Вы обратились.

На все эти вопросы Вам обязаны ответить. Любую информацию об интересующем Вас специалисте Вы при желании имеете право проверить в сообществе, о котором Вам сообщил специалист.

Если же Вам отказали в ответе хоть на один из выше приведенных вопросов, или в организации слыхом не слышали о таком специалисте, бегите как можно дальше от подобных «психоаналитиков»!

На протяжении веков человек является предметом изучения многих поколений ученых. Поэтому психологии отводится совершенно особое место. Слово «психика» (греч. Psyche) означает «душа», «логос» - учение, т.е. наука о душе, душеведении, о внутреннем, субъективном мире человека. Согласно общеизвестному мнению, первые психологические воззрения связаны с религиозными представлениями. Однако это не совсем так. История психологии утверждает, что «уже ранние представления древних греческих философов возникают в процессе практического познания человека в тесной связи с наполнением первых знаний и развиваются в борьбе с зарождающейся научной мысли против религии с ее мифологическими представлениями о мире вообще, о душе в частности».

Но ответить на вопрос, что такое душа, оказалось не так-то просто. Термин психология был предложен немецким схоластом Гоклениусом в конце 16 века. Долгое время психология развивалась как составная часть философии и только в середине 19 века выделилась в самостоятельную науку. Это стало возможным в силу того, что психология постепенно превращалась из описательной науки в экспериментальную.

Предметом изучения психологии служит психика человека, которая представляет собой социальный феномен и в отличии от психики животных является осознанным познанием. Психика - это субъективное отражение объективной действительности в идеальных образах, на основе которых осуществляется регуляция поведения, адаптация к окружающей среде.

Постепенно психика была приравнена к сознанию (т.е. способность думать, чувствовать, желать). На смену психологии души пришла психология сознания, которая оказалась бессильной перед многими практическими задачами, обусловленными развитием способа производства.

Во втором десятилетии 20 века в основе психологии становится поведение. Такое понимание предмета психологии привело к новым противоречиям - как изучать поведение без исследования мыслей, чувств, побуждений человека. Выход из этого тупика открыла философия диалектического материализма - первичным является материя (мозг); психика, сознание - это вторичное отражение мозгом объективной действительности.



Все объекты окружающего нас мира обладают свойствами физического отражения. Живые организмы отражают влияние из вне, сохраняя свою целостность, поскольку изменения происходят во внутренней среде (свет вызывает раздражение нервных клеток в сетчатке глаза, при ударе по сухожилию происходит сокращение мышцы и т.д.), другими словами, между раздражающими и ответными действиями возникает более или менее сложная цепь промежуточных процессов. Данная форма отражения получила название физиологической.

И наконец, раздражение извне может трансформироваться в такое состояние организма, когда вещь, исчезнувшая в действительности, сохраняется в виде идеального образа. В основе указанного явления лежит способность нервной клетки сохранять следы пережитого возбуждения, эта форма отражения называется психической.

Психическое отражение возникает, осуществляется и совершенствуется в процессе практической деятельности человека и оказывает на нее обратное организующее влияние. Вне деятельности и общения нет человека и его психики.

Таким образом, функция психики состоит в отражении свойств и связей действительности и в регулировании на этой основе поведения и деятельности человека.

Важнейшими элементами предмета научного знания в психологии являются:

а) конкретные факторы психической жизни человека;

б) существующие закономерности связей и отношений;

в) определение механизма психологической деятельности.

Факт психологической (лат. Faktum - свершившееся, сделанное) - это психическое явление, истинность познания которого может быть доказана. Например, в качестве психологического факта может выступать индивидуальный опыт человека, т.е. память.

Но задача психологии не собирать факты, а раскрывать их сущность и связи, включая в систему других фактов. И.П. Павлов, обращаясь к молодежи, писал: «Не превращайтесь в архивариусов фактов».

Психология призвана раскрыть закономерности существования необходимых, устойчивых и повторяющихся связей (отношений) между фактами (явлениями). Например, память имеет свои закономерности функционирования. В частности, закон повторения материала позволяет лучше его запомнить.

Механизмы психической деятельности предполагают работу конкретных анатомо-физиологических аппаратов, осуществляющих тот или иной психический процесс. Общеизвестно, что анатомия человека (например, деятельность мозга) тесно связана с психикой. Психические болезни - это результат нарушения деятельности мозга.

Методической базой изучения психики человека служит теория отражения, а основной естественно-научной теории является учение И.М. Сеченова, И.п. Павлова и их последователей (П.К.Анохина, К.М. Быкова, А.Д. Сперанского и др.) о высшей нервной деятельности. В работе «Рефлексы головного мозга» (1863) И.М. Сеченов пришел к выводу, что «все акты сознательной и бессознательной жизни по способу происхождения суть рефлексы».

Теоретические положения И.М. Сеченова были экспериментально подтверждены и конкретизированы И.М. Павловым, открывшим важнейшие законы взаимодействия человека со внешней средой, которые стали основой учения о двух сигнальных системах.

В научных трудах К.М. Быкова, П.К. Анохина, А.Д. Сперанского продолжались исследования в области соотношения субъективной и объективной реальности теории и практики психических процессов, состояний и свойств.

Психические процессы связаны с той стороной жизни, которая обеспечивает познание окружающей действительности (ощущение, восприятие, память, мышление, т.е. важнейшие составные механизма приобретения, хранения, использование информации о внешней среде). Психические процессы есть элементарные психические явления, включенные в более сложные виды психической деятельности.

Психические состояния определяют активность познающей и преобразующей деятельности человека. В основе их лежат эмоции (пробуждающая сила) и воля (сила, организующая психическую деятельность). К психическим состояниям относятся: эмоции, настроения, аффекты, бодрость, активность, вялость, апатия и т.д. По сравнению с психическими процессами психические состояния представляют собой более сложную форму психической деятельности.

Психические свойства личности придают отражению индивидуальные черты. Они обусловлены особенностями протекания психических процессов у данного человека, а также его характером, темпераментом, склонностями, убеждениями, навыками и привычками.

Таким образом, психология изучает возникновение и формирование психических явлений (процессов, состояний, свойств), закономерности связей (отношений) между ними и механизм психической деятельности.

Классификация психических явлений необходима, чтобы разобраться в сложном потоке душевной жизни человека, однако нужно иметь в виду, что познание, чувства и воля не существуют отдельно друг от друга. Познавая и преобразуя окружающий мир, мы исходим из определенных мыслей и чувств, свойственных как нашему сегодняшнему состоянию, так и нашей личности вообще.

Важнейшая функция психологии состоит в том, что она, является, по выражению Б.Ф. Ломова, интегрантом всех (или во всяком случае большинства) научных дисциплин, объектом исследования которых является человек

Закономерные зависимости психических явлений от объективных условий жизни и деятельности человека подчерпывают тесную связь психологии с физиологией, в частности, с физиологией высшей нервной деятельности, естествознанием, общественными науками (историей, экономикой, социологией, этнографией, искусствоведением, юриспруденцией, педагогикой и др.)

Базой объединения всех специальных психологических дисциплин является общая психология . Главный объект исследования - это человек, его психические процессы, состояния и свойства.

Помимо теоретических проблем изучения закономерностей развития психики в задачу общей психологии входит исследование различных видов деятельности человека и их связи с высшими психологическими функциями. Имеется ряд отраслевых (прикладных) психологий: авиационная, военная, возрастная, зоологическая, инженерная, консультативная, космическая, медицинская, музыкальная, политическая, педагогическая, искусства, спорта, труда, творчества, социальная, сравнительная, экономическая, экологическая, юридическая (правовая) и др.

Остановимся на некоторых из них.

Педагогическая психология изучает психологические закономерности воспитания и обучения (усвоения знаний, формирование умений и навыков, активного, самостоятельного, творческого мышления).

Одна из важнейших задач педагогической психологии - разработка психологических основ дальнейшего совершенствования процесса обучения, связанного с перестройкой содержания образования.

Социальная психология исследует закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные принадлежностью к той или иной социальной группе, а также психологические особенности самих этих групп.

К основным разделам социальной психологии относятся: психологические характеристики социальных групп; психология личности; закономерности общения и взаимодействия людей в совместной деятельности; складывающиеся в различных общностях межличностные взаимоотношения.

В компетенцию военной психологии входят проблемы личности воина и воинского коллектива, психологических основ воинского мастерства, подготовки воинов к ведению боевых действий и правонарушении Командиры, военные инженеры и другие специалисты работают в постоянном контакте с подчиненными. Их деятельность основывается не только на опыте офицера, его профессиональных знаниях, но и на умении понять каждого воина в отдельности и в той общности, коллективе, которые составляют экипаж, расчет отделение, подразделение.

Медицинская психология изучает личность больного; личность медицинского работника (в том числе будущего); их взаимоотношения в различных условиях(при посещении больного на дому, в амбулатории, клинике); роль психики в профилактике заболеваемости; состояние психики во время болезни, психические нарушения, возникающие при тех или иных заболеваниях.

Медицинская психология делится на общую и специальную (частную). В ведении частной (специальной) медицинской психологии находятся те же самые вопросы, но уже применительно к конкретной медицинской дисциплине: терапии, хирургии, педиатрии, санитарии, геронтологии, невропатологии, психиатрии и т.д.

Предмет трудовой психологии - психологическая сущность трудовой деятельности, особенности личности трудящегося (профессиональные способности) и его взаимодействия с производственной средой. Из задач, решаемых трудовой психологией, можно назвать психологические особенности подбора кадров, психологию профессионального отбора, роль личного фактора в несчастных случаях и производственном браке, психологию трудового воспитания и обучения, профилактику усталости, борьбу с монотонией, управление межличностными отношениями и микроклиматом в коллективе.

Инженерная психология изучает психофизиологические возможности человека в процессе его взаимодействия с техникой, закономерности функционирования системы «человек - машина». Как технологическая наука инженерная психология исследует системы управления, выясняя, какие требования к системам в целом и их элементам вытекают из характера этих процессов и свойств.

Правовая психология раскрывает психологические аспекты правосознания (правопонимание); правотворчества; специфику вхождения психологических терминов в уголовно-правовые (вина, личность преступления, мотив, сильное душевное волнение и др.)и гражданско-правовые (дееспособность лица, психическое состояние истца, ответчика и т.д.) понятия;

Юридическая психология изучает психические явления, механизмы, закономерности, проявляющиеся в сфере практической реализации права. (деятельности правоохранительных и правоприменительных органов).

Синтез психологии, правовой психологии, юридической психологии послужил основанием для возникновения новой отрасли науки и практики - психологии юриспруденции.

Следует выделить психологию спорта, торговли, научного и художественного творчества.

Особого внимания заслуживает и психология развития, которая имеет ряд отраслей: возрастная психология, психология аномального развития и сравнительная психология.

Возрастная психология изучает особенности психических процессов и психических качеств личности. Она имеет ряд подотраслей: детская психология, психология подростка, психология юности, психология взрослого человека и психология старческого возраста (геротгоисихология).

Психология аномального развития (специальная психология)

Исследует психику людей с отклонениями от нормального развития, связанными с врожденными или преобретенными дефектами формирования и функционирования нервной системы. Например психология слепых (тифлопсихология), глухих (сурдопсихология), умственно отсталых (олигофренопсихология) и др.

Психология - дисциплина, которая направлена на изучение психических состояний. Психология – особенная наука, изучающая особенности психики с разных сторон в разных направлениях и ракурсах. Психология подразделяется на несколько видов.

На протяжении всех веков существования человечества ученых уделяли большое значение изучению:

  • личностных качеств;
  • типов характера;
  • различий в восприятия мира;
  • поведения в каждой конкретной ситуации.

Анализируя полученные результаты, ученые пытались найти ответ на вопросы такие, как: что, как и почему, так случилось, по какой причине, как избежать определенных ситуаций, как не попасть под влияние себя самого и так далее.

Современная психология, продолжая исследования поведения человека, особенностей и состояния, двигается в нескольких направлениях, использует разные методы.

Виды психологии

Таким образом, психология направлена на изучение нервных психологических процессов человеческого сознания. Все виды психологии в зависимости от отрасли изучения подразделяются на:

  • клинические;
  • аномального развития;
  • когнитивные;
  • сравнительные;
  • консультативные;
  • психологию развития;
  • педагогическую психологию;
  • биологическую психологию.

Все виды психологии направлены на то, чтобы прогнозировать реакцию, поведение человека, поступки. Различные направления используются в медицине, учебных заведениях, воспитательных центрах, местах лишения свободы, судебной практике и так далее.

Клиническая психология

К первому виду – клинической психологии, относятся исследования человека в стрессовой ситуации, во время его влияния, изучается воздействие стресса, которые приводят к разным изменениям, которые происходят в организме по психологической причине. Клиническая вид психологии – дисциплина, главная задача которой изучить развитие личности, его влияние на эмоциональность и благополучие.

Занимаясь изучением психических особенностей во внимание берутся судебные показания в случаях выявленной клинических показателей нейропсихологии. Для этого специалистами используется модель адаптированной терапии, с целью создания терапевтического эффекта, что помогает изучить психологические проблемы, чтобы определить новую форму мышления и формы поведения человека.

Аномальная психология

Ко второму виду относится отрасль аномальный вид психологии, занимающаяся изучением ненормального поведения. Основная задача аномальной психологии – распознать, изучить и своевременно выявить изменения психического состояния, для того чтобы своевременно принять меры и избежать появления аномального психического расстройства.

Когнитивная психология

Третий вид – когнитивная психология. Ее основная задача – изучение психических процессов, с целью определения поведенческих особенностей человека. Когнитивный вид психологии использует разного рода эксперименты, обучающего характера, направленные на оценку восприятия памяти и внимания. Поэтому этот вид психологии очень часто называют экспериментальным.

Когнитивный вид психологии – результат, полученный за счет вклада нейробиологов, лингвистов, логистов, благодаря которым и определяется важность теоретической разработки в формировании и реализации в психике.

Сравнительная и консультативная психология

Это особый вид психологии, изучающий модель поведения животных, полученные результаты которых, сравнивая с моделью поведения человека, помогают влиять на поведение людей. Анализ поведения животных, оценка полученных результатов в ходе проведённых экспериментов с животными, дает ученым возможность применения новых знаний с акцентированием внимания на эмоциональной, социальной, профессиональной образовательной сферах.

Психология развития

Психология развития — это вид науки, результат которого направлена на определение закономерностей развития человеческого разума. Объект изучения психологии развития — это:

  • нравственность;
  • интеллект;
  • развитие двух перечисленных составляющих.

Особое внимание ученые отдают изучению поведения человека в естественных условиях с воздействием на человека физического фактора влияния. Психология развития – направление и вид науки, изучение которой тесно связано с воздействие внешних факторов и особенностях развития человеческого разума.

Педагогическая психология

Задача педагогической психологии – изучение образовательного процесса. В данном методе психологии используются эксперименты, направленные на исследование образования, его влияния на психику человека, изучение особенностей человека определенного возраста. Это необходимо, для того чтобы применить полученные результаты в школах, в институтах, с целью улучшения эффективности образовательного процесса.

Биологическая психология

Биологическая психология исследует человека в биологическом срезе. Этот вид психологии направлен на изучение биологических особенностей психики, которые могут влиять на развитие, поведение и психику человека. Большая часть дисциплины направлена на анализ результатов, полученных в ходе проведенных экспериментов с использованием нейронауки, то есть оценки нейронных процессов.

Главная задача вида биологической психологии, определить все функции головного мозга. Это необходимо, для того чтобы понять связь реакции мозга и восприятия психики, а также их влияние на поведение человека.