Конспект занятия

"Наши помощники - органы чувств"

Цель : Закрепление знаний детей об органах чувств, их роли при восприятии человеком окружающего мира.

Задачи :

Образовательные :

Закрепить знания детей о мозге, об органах чувств (слух, зрение, вкус, обоняние и осязание) .

Уточнить, какое значение для человека имеют органы чувств при восприятии им окружающего мира.

Развивающие : развивать тактильные, зрительные, слуховые, вкусовые ощущения.

Воспитательные : воспитывать бережное отношение детей к органам чувств, культуру их охраны.

Методы и приемы :

Наглядные (показ, демонстрация) ;

Словесны( беседа, вопрос-ответ) ;

Игровые (дидактические игры, сюрпризный момент);

Практические (упражнения, опыты) .

Педагогические технологии : личностно-ориентированная, исследовательские, игровые.

Здоровьесберегающие технологи : динамическая пауза, смена видов деятельности.

Средства обучения:

Демонстрационный материал,ИКТ, наборы для опытов.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Ребята, к нам сегодня в школу прислали посылку от веселого художника. Распаковываем и смотрим. (В пакете раскраски письмо).

Письмо.

Уважаемые ребята, я веселый художник. Я отправляю вам эти рисунки и думаю, что человеку не нужны глаза, рот, нос, уши, ведь с ними столько проблем. Главное у человека- это голова, ведь в голове есть головной мозг, который за все отвечает. Ребята помогите мне разобраться в этом вопросе.

(Показывает рисунки людей) - Ребята, посмотрите внимательно на эти рисунки? Что с ними не так? Что забыл нарисовать художник?

Художник не нарисовал глаза, рот, нос, уши. Художник хочет посмотреть какие вы внимательные, умные, что вы знаете о строении человека, все это сегодня мы и проверим на занятие, а в конце занятия у нас должны появится на этих рисунках все недостающие органы. Сейчас я раздам вам эти рисунки и на протяжение всего занятия мы их закончим.

Хотите получить новые знания о своих органах и своем организме? (Да) .Тогда давайте начнем работать и тема нашего необычного занятия «Наши помощники – органы чувств».

Сегодня вы будете исследователям и с помощью различных практических опытов, опроса, индивидуальной работы и различных игр вы узнаете какие органы являются органами чувств, для чего они нужны человеку и как за ними ухаживать. Нам надо доказать художнику, что без наших помощников - органов чувств мы не сможем полноценно существовать и чувствовать окружающий мир.

В конце занятия подведем итог, и вы себя оцените так, как считаете нужным соответственно вашей работе на занятие. Для этого у вас на партах лежат человечки, а на доске нарисована лесенка успеха и вы прикрепите своих человечков на соответствующую ступеньку.

Ответьте мне кто такой командир нашего организма? (Ответы детей)

Да, правильно, это мозг, посмотрите на Слайд №1.

Скажите почему мозг мы называем командиром?

А знаете, дети, у нашего мозга есть секрет, хотите, я вам его открою ?

Да, действительно мозг управляет всем организмом и в нем содержится очень много различной информации. Наш мозг обладает памятью запоминать звуки, запахи, цвета, предметы, а какие органы ему в этом помогают?

А как вы думаете, какие органы помогают мозгу всё это запомнить (Глаза, уши, нос, пальцы.)

Правильно, это глаза, уши, нос, язык, руки. Они помогают нам познать окружающий мир и чувствовать все вокруг, и поэтому мы называем их нашими помощниками органами чувств.

Как вы уже поняли исследовать вы сегодня будите органы чувств.

1. Чтобы вам понять какой первый орган чувств вы будете изучать, отгадайте загадку: “ Два братца через дорогу живут, а друг друга не видят.” (глаза)

Проведем с вами первое исследование: закройте глаза, какой предмет я сейчас достала? Вы не знаете, а почему? Правильно, потому что вы не видите. Открывайте глаза и посмотрите, что же у меня в руках. Опишите этот предмет. Получается, что с помощью глаз вы можете видеть, что происходит вокруг, какие перед вами предметы, вы можете описать цвет, размер, форму, материал.

Теперь закройте глаза еще раз и попробуйте на своих партах найти карандаш. Скажите легко ли было? Зрение также помогает ориентироваться в пространстве.

После этих исследований, кто мне скажет для чего нам нужны глаза?

Правильно, глаз- орган зрения.

Посмотрите на СЛАЙД № 2 это строение глаза. Кто из вас знает что-нибудь о строение глаза? Скажите, как вы думаете зачем нам брови и ресницы? Почему иногда глаз называют- глазное яблоко?

Зрение надо беречь, потерянный глаз ничем не заменишь. Кто знает, как беречь свое зрение?

Сейчас мы с вами поиграем в игру на внимание: если это опасно для наших глаз вы закрываете глаза руками, а если это полезно и нужно, то показываете вот так (палец вверх).

    Колющие и режущие предметы;

    Тереть глаза грязными руками;

    Есть овощи;

    Играть долго в компьютер;

    Беречь глаза от солнца;

    Смотреть близко телевизор;

    Умывать лицо с мылом;

    Гулять на свежем воздухе;

Недаром говорят: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Мы доказали, что глаза нам нужны, чтобы видеть. Нарисуем нашим людям глаза.

Повторение: глаза-орган зрения

2. Вы отгадаете чему будет посвящено следующее исследование, если внимательно послушаете стихотворение?

У собаки для дозора,

Чтобы лучше слышать вора.

Кошке - чтобы слышать мышку

И на улице мальчишку.

Зайцу - ушки на макушке

Знать про волка на опушке.

У ушанки - греть зимой

Нас, когда бежим домой.

Ну а старший брат на уши

Вешает лапшу Катюше.

Птица С.

Да, молодцы вы правильно догадались это уши. Как вы думаете, не видя, а только слушая ушами вы можете догадается, что происходит вокруг?

Давайте проведем еще один эксперимент: сейчас вы прослушаете различные звуки, вы должны внимательно слушать и запоминать, что же вы услышали, а затем вы расскажите, что узнали.

Начнем:

    первая аудиозапись звуков природы.

    вторая запись музыкальные инструменты.

Расскажите, что же вы смогли услышать и понять.

Какой орган помог вам услышать звуки? (Уши)

Ребята, помогите подобрать научное определение. Уши – это орган чего? (слуха )

Давайте посмотрим на СЛАЙД № 3 как же выглядят наши ушки снаружи и внутри. Кто знает почему говорят ушная раковина? Она определяет, откуда, т.е. с какой стороны, поступает звук или звуки.

В слуховом проходе расположена барабанная перепонка, если чистить уши неосторожно и глубоко ватной палочкой, то можно ее повредить.

Вспомните какие правила по уходу за ушами вы знаете?

Давайте еще раз повторим все правила.

1. Надо регулярно мыть уши с мылом и чистить только ватными палочками.

2. Никогда не ковыряй в ушах спичками, булавкой и другими острыми предметами.Так можно повредить барабанную перепонку и совсем потерять слух.

3. Сильный шум, резкие звуки, громкая музыка портят слух, плохо влияют на весь организм. Чаще отдыхай в лесу, на лугу, у реки, среди тишины.

4. Защищать уши от холода и сильного ветра.

5. Если почувствуешь боль в ухе или туда попадёт бусинка или насекомое, обратись к врачу!

Все запомнили, как заботится об ушах?

Давайте сейчас проверим какой у вас слух и поиграем в игру «Узнай по голосу». К доске выходит один человек и становится спиной ко всем, я показываю на ученика, он произносит имя стоящего, а тот должен узнать кто это сказал.

Молодцы, слух у вас отличный и уши в полном порядке, а наши люди на картинках так и остались без ушей, давайте дорисуем им уши.

Повторим:Уши - это орган слуха.

3. Разгадайте следующую загадку:

Вот гора, а у горы

Две глубокие норы.

В этих норах воздух бродит:

То заходит, то выходит. (Нос)

Да вы правильно угадали, еще один орган чувств- это нос.

Кто скажет зачем нам нужен нос?

Действительно нос ощущает запахи. Давайте с вами проведем небольшое исследование. Сейчас вы по очереди будите подходить ко мне и по запаху определять, что это. (чеснок, апельсин, стиральный порошок, кофе, мыло, соль, вода, духи, лекарство). То, что мы не видим и не слышим, мы можем различить по запаху, однако если этот предмет имеет запах. Вот, например, вода и соль не пахнет ничем.

Умение человека различать запахи получило название обоняние. Нос –это орган обоняния.

А как вы думаете еще для чего нужен нос? Конечно, чтоб дышать, а еще чтобы разговаривать.

Следующий эксперимент: зажмите нос и произнесите что-нибудь, речь стала нечеткой, гнусавой и неприятной, поэтому нос нужен и для правильной и понятной речи и хорошего голоса.

Посмотрим на строение носа, СЛАЙД № 4. Вы видите, что нос соединен с ротовой полостью и чтобы защитить нас от пыли, микробов и холодного воздуха в носу есть волоски, которые задерживают пыли, а пока воздух идет через нос он еще и нагревается.

Давайте и у людей на картинках пусть появится этот важный орган обоняния – нос.

Повторим: нос- орган обоняния.

Физ. минутка

4. Перед вами на столе стоят стаканы. В них налита солёная и сладкая вода. Можете ли вы с помощью органов зрения или слуха, обоняния определить какая вода в каждом стакане?

Что необходимо для этого сделать?

Значит, нам необходимо ещё одно исследование - на вкус. Попробуйте. Что вы ощущаете? (Дети определяют по вкусу: в каком стакане сладкая вода, соленая, простая)

Как вы думаете какой орган помог вам почувствовать вкус жидкости? (язык)

Какой вывод можно сделать? (С помощью языка человек определяет вкус)

Язык – это неотъемлемая часть организма – т.е. орган. Может быть, вы догадались орган чего?

Язык - орган вкуса.

Язык, орган вкуса, помогает нам отличать горькое от сладкого, кислое от соленого, вкусное от невкусного и делают это маленькие сосочки, расположенные на поверхности языка. Орган вкуса помогает нам познакомиться со свойством предмета, когда нам не могут помочь органы зрения, обоняния, слуха.

Мы доказали, что язык нужен человеку иначе мы бы не чувствовали вкус еды. Язык защищен и находится во рту. Давайте и нашим людям дорисуем рты.

Давайте повторим какие органы чувств мы узнали:

глаза- это орган зрении

уши – орган слух

нос- орган обоняния

язык – орган вкуса

5. Исследование органа осязания

Игра «Узнай, что в мешочке»

Учащимся предлагается на ощупь определить предмет в коробке. Все предметы подобраны по размеру (резиновый мяч, помидор, клубок, апельсин, яблоко и т.п.).

Попробуйте определить на ощупь предмет в мешке. (Учащиеся надевают рукавичку и пытаются определить предмет)(резиновый мяч, клубок, апельсин, яблоко) Все ли предметы одинаковые на ощупь?– Что ты чувствуешь? Можешь ли ты определить предмет? (Дети описывают предмет, говорят, что он имеет форму шара, но точно назвать не могут).

А теперь снимите рукавичку и попробуйте определить предмет. (Дети отгадывают предмет и достают его из коробки)

Ребята, как вы смогли отгадать предметы? При помощи чего? (При помощи рук)

Но ведь сначала вы пользовались рукой, правда, в рукавичке, и не смогли отгадать предмет. (При помощи кожи, на руке есть кожа.)

Значит, кожа тоже наш помощник?

Что мы ощущаем с её помощью?

На коже нашего тела находятся множество чувствительных клеток, которые воспринимают действие тепла, холода, форму, величину предмета. Кожа – это орган осязания. Кожа – очень большой орган. Она покрывает все наше тело.

6. Итог занятия

Вот и закончилось наше исследование. Было очень приятно работать с умными, наблюдательными и старательными исследователями.

Что вы исследовали сегодня?

Как называются эти органы?

Какие органы чувств вы узнали?

Сколько у человека органов чувств?

Для чего они нужны человеку?

Помогли мы веселому художнику разобраться?

Можем мы органы чувств назвать нашими помощниками?

Чем же помогают нам органы чувств?

Органы чувств – это наши помощники. (Они помогают узнать, что происходит в окружающем мире и облегчают нашу жизнь, показывают нам разные признаки и свойства.)

7. Применение нового знания

Сейчас мы проверим насколько хорошо вы поняли сегодняшнее занятие.

Задание: Соедини стрелочкой картинки предметов и органы чувств, которые помогут их распознать. Приложение №1.

8.Рефлексия

На доске нарисована лесенка успеха:

    первая ступень – я ничего не понял и ничего не запомнил на занятие

    вторая ступень – я все понял, но не все запомнил

Работая воспитателем несколько лет, наблюдая за детьми, я пришла к выводу, что знакомя детей с окружающим миром: со своей семьёй, с малой родиной, со своей страной и даже давая ознакомительные представления о строении мира, мы порой обходим стороной, не обращая внимания на самое близкое и на мой взгляд не менее важное, чем всё окружающее, это познание себя, – строение своего тела, значение и функции каждого органа, отсюда, забота о своём здоровье, укрепление его, личная гигиена, исключение вредных привычек, что является основой здорового образа жизни.
Давая знания детям о строении своего тела, тем самым мы помогаем ребёнку ответить на такие жизненно важные вопросы, как «Кто я такой?» и «Каков я есть, что я из себя представляю?» Поняв это, ребёнок не только сможет назвать своё имя, фамилию, возраст, домашний телефон и адрес, имена и отчества родителей и другие заученные факты, но и научиться различать недостатки и достоинства (свои и других людей), объективно оценивать свои возможности, на основе которых будет формироваться его социальное поведение.
Опираясь на исследования З. Фрейда, можно констатировать: интерес к своему физическому Я, к своему телу отмечается у детей ещё на первом году жизни. Он не исчезает на протяжении всей жизни человека, изменяется лишь его направленность. Однако до недавнего времени специальная работа по ознакомлению с организмом проводилась лишь в старших классах школы в курсе анатомии, физиологии и гигиены. Следовательно, до четырнадцатилетнего возраста удовлетворение этого интереса проходило через приобретение отрывочных или случайных сведений.
Человеческий организм представляет собой очень сложный механизм взаимодействующих между собой систем и органов. Традиционно принято главным органом считать сердце. А может, важнее мозг или лёгкие? Попробуйте представить себе жизнь человека, лишенного возможности воспринимать окружающее… Чтобы обеспечить человеку полноценное восприятие окружающего, природа наделила его специальной системой органов чувств. Именно этой теме мне и хотелось бы уделить внимание.
У человека пять основных органов чувств: глаза как орган зрения, уши как орган слуха, нос как орган обоняния, язык как орган вкуса и кожа (руки) как орган осязания. Однако органы чувств тесно взаимосвязаны между собой и представляют одну из жизненно важных систем организма, в котором наряду с четкими особенностями того или иного вида чувствительности существует компенсаторная деятельность этих органов, направленная на частичное восполнение тех или иных ощущений. К примеру, у слабовидящих или слепых людей обостряются кожная (тактильная) чувствительность и слух.
Резервы человеческого организма огромны, но не бесконечны. Поэтому чрезвычайно важно соблюдать правила поведения, способствующие сохранению и укреплению здоровья, всех систем и органов человеческого организма. Для этого необходимы:
а) элементарные знания и представления об организме, сформированные не путем механического запоминания, а через осознание конкретного материала;
б) самостоятельная активная деятельность по применению этих знаний.

Поэтому работа по формированию элементарных представлений об организме начиная с дошкольного возраста должна быть направлена на:

  • осознанное ведение здорового образа жизни;
  • уменьшение количества приобретенных заболеваний и травм;
  • изменение внутренней позиции личности по отношению к себе и окружающим людям.

Конспект занятия «Наши помощники»

Задачи:

  • Дать детям представления об органах чувств, как наших помощниках в познании окружающего мира.
  • Учить воспринимать объекты разными органами чувств.
  • Воспитывать опрятность, желание следить за своим внешним видом.

ХОД ЗАНЯТИЯ

– Ребята, на прошлых занятиях мы с вами знакомились с предметами помощниками, которые были раньше и которые мы используем сейчас. Сейчас мы гладим электрическим утюгом, а скажите мне чем раньше гладили люди? (Дидактическая игра «Раньше и сейчас»).

Дети: Жаровым утюгом, а ещё раньше был такой инструмент рубель.

– Молодцы, помните. Сейчас мы мусор и пыль собираем пылесосом, а раньше чем?

Дети: Веником, метлой.

– Замечательно вы всё помните. Из этого следует, что предметы помощники у человека были не всегда одни и те же, с изменением жизни, развитием общества и конкретно человека, он придумывал и изобретал себе всё новых и более удобных помощников.
Но, давайте с вами подумаем, всегда ли это было так, и с чего всё началось (вывешивается иллюстрация с изображением первобытных людей) . Ребята, посмотрите пожалуйста на этой картине изображены самые первые люди, которые жили на нашей земле, у не было ни пылесосов, ни стиральных машин, ни электрических утюгов, и многого другого, чем мы привыкли пользоваться в современной жизни. И жили они не в квартирах со всеми удобствами, а в пещере и грелись у костра, но всё-таки какие-то помощники у них уже были. Как вы думаете, что необходимо человеку, чтобы он выжил? (Ответы детей)

– Правильно, чтобы выжить живому существу необходимы еда, одежда, жилище. У первобытных людей первым развивалось осязание (чувствование кожей); они чувствовали прикосновение и боль, например, если наступали на острый предмет или пытались дотронуться до горящей ветки, т.е. узнавать и изучать окружающий мир им помогали помощники руки или точнее сказать орган осязания – кожа. У нас с вами есть эти помощники? Они нам помогают сегодня?

Дети: Да, чтобы определить мягкая или жёсткая ткань мы её должны потрогать (или как говорят, пощупать руками и т.д.). Чтобы определить, теплый ли чай, мы трогаем чашку рукой.

Дидактическая игра: «Чудесный мешочек»

Дети, не заглядывая в мешочек, опускают в него руку и пытаются определить, что в нём лежит. В мешочке лежат камешки, карандаши, кисточка, мягкая, резиновая и пластмассовая игрушки. Дети должны определить материал, из которого сделаны вещи.

– Молодцы ребята, делаем вывод, что у нас, как и у первобытных людей, тоже руки или кожа остаются помощниками. (На доске выставляется карточка с изображением руки).

– У первобытных людей было много разных врагов. Даже ночью, устав до изнеможения, они не могли спать спокойно, опасаясь быть застигнутыми врасплох дикими животными. Тогда незаменимыми помощниками стали уши, т.е. начал развиваться и обострятся слух. Скажите пожалуйста, зачем человеку слух?

Дети: чтобы слушать людей, музыку, телевизор, если видишь, но не слышишь, то не поймёшь, о чём мультфильм, или кино и т.д.

– Для улавливания и различения звуков у человека (и многих животных) существует специальный орган – уши.

– Сколько у вас ушей?

Дети: Два, правое и левое ухо.

– В отличие от глаз, которые закрываются веками, наши уши постоянно воспринимают окружающие звуки. Представим себе такую ситуацию: вы сидите в парке на скамейке и читаете интересную книгу, а на вас хочет напасть злая собака. Она с лаем бежит к вам.

– Какие помощники первыми сообщат вам об опасности?

Дети: Уши. Мы можем не видеть, так как смотрим в книгу, но услышим что где-то лает собака.

– Уши даже спящего человека различают достаточно тихие звуки: шорох листвы, шаги и т.п. Именно уши «сообщают» мозгу о том, что приближается опасность. Кстати, у древних людей уши были подвижными; они улавливали разные звуки, поворачиваясь, как локаторы, по направлению источника звука. У современного человека тоже есть такие мышцы за ушами, но теперь они очень слабые, т.к. у нас изменились условия жизни.

Подвижная игра «Ау»

Дети встают в круг, водящий стоит в центре круга с закрытыми глазами. Все дети идут по кругу, держась за руки, и произносят слова: «Саша, ты сейчас в лесу мы кричим тебе: – ау!». Один из детей, на кого покажет воспитатель, тихим голосом произносит «Ау». Водящий должен по голосу определить, кто сказал «Ау» и где находится.

– Молодцы, ребята, хорошо играете, скажите пожалуйста, какие помощники помогали нам в этой игре?

Дети: Уши.

– Таким образом, уши в нашей современной жизни тоже являются помощниками человека. (Выставляется карточка с изображением уха).

– Всем нам знаком предмет-помощник, созданный человеком телефон. Скажите, могли бы люди пользоваться телефоном, если бы не было ушей, как органов слуха?

Дети: Нет. Человек просто не смог бы им пользоваться, или только бы писал СМС и ММС, если бы он умел читать и видеть, т.е. смотреть и рассматривать картинки.

Далее, если дети знакомы с сотовым телефоном, даже если не умеют читать, то от телефона можно перейти к другим помощникам – глазам, т.е. если бы у человека не было ушей, то он не смог бы разговаривать по телефону, но если у него есть помощники глаза – как орган зрения, тогда он может общаться по телефону с помощью картинок или букв, рассматривая их или читая. Если дети не знакомы с сотовым телефоном, тогда воспитатель говорит:

– Ребята, закройте пожалуйста глаза, я вам сейчас что-то покажу, все закрыли глаза? Вы видите, что я вам показываю? А почему вы не видите?

Дети: Мы не видим, потому что у нас закрыты глаза.

– Откройте глаза, и посмотрите. Теперь вы видите? (Ответы детей) .

Открывают глаза и видят красивую картину с изображением улыбающихся детей.

– Как чудесно, что у нас есть такие помощники – глаза. Если бы их не было, мы бы не увидели и не смогли бы рассмотреть эту картину.

– Что вы чувствовали, когда закрыли глаза?

Дети: Было темно, хотелось открыть глаза, ничего не видно.

– А зачем человеку глаза? (Чтобы смотреть). Как бы мы жили, если у нас не было глаз?

Дети: Мы бы не смогли смотреть телевизор, читать книги, тяжело было бы идти по дороге, т.к. не видишь куда идёшь и т.д.

– Послушайте, я вам прочту стихотворение Н. Орловой «Ребятишкам про глаза»

Древним людям глаза тоже очень помогали, с помощью глаз люди сначала различали только свет и темноту, но постепенно научились различать многообразие красок окружающего мира. Значит у нас, как и у древних людей, есть помощники, глаза – органы зрения, которые помогают нам всё видеть. (Выставляется картинка с изображением глаза).

– Отгадайте, пожалуйста, загадку:

Есть всегда он у людей,
Есть всегда у кораблей. (Нос)

– Для чего первобытным людям нужен был нос?

Дети: для того, чтобы нюхать, чувствовать запахи. Запах дыма, животного или какой-то пищи. Значит нос им помогал определять запахи. А у нас с вами есть нос? (Да)
– А для чего он нам?

Дети: Что бы чувствовать запахи, чтобы дышать.

Проводится опыт. Дети закрывают глаза, сидя на стульчиках, а воспитатель в это время чистит апельсин. Спрашивает детей: чувствуют ли они какой-нибудь запах? И какой? Чем пахнет?

Дети: Чувствую запах апельсина.

– Правильно, заметьте, вы не видели, что я делаю, и не слышно было ничего, руками вы тоже ничего не трогали, а сразу сказали, что пахнет апельсином. Кто вам в этом помог?

Дети: Нос.

– Нос – это орган обоняния, он помогает нам чувствовать запахи. (Выставляется четвёртая карточка с изображением носа).

Примечание: На занятии или в свободное время можно прочитать стихи Ю.Прокопович «зачем носик малышам», Э. Мошковская «Мой замечательный нос» (см. Приложение )

– Ребята, а вам хотелось бы узнать, какой апельсин – кислый или сладкий? (Да)

– А какой помощник нам в этом поможет?

Дети: Язык.

Воспитатель раздаёт всем по маленькому кусочку апельсина, дети пробуют. Какого вкуса апельсин?

Дети: Кисло-сладкий.

– И снова никто из вас не ошибся! Надо же как хорошо вам помогают ваши помощники. Язык помогает ощутить вкус пищи. Различают сладкий, кислый, солёный и горький вкус. Вкусовые ощущения и пристрастия у вех людей разные: одним нравится вкус банана, а другим – яблока. Некоторые любят кислое, а другие – солёное. (Выставляется картинка с изображением языка)

– Но не всё стоит пробовать на вкус. Гуляя в лесу, например, можно ли пробовать грибы или незнакомые ягоды. (Ответы детей) . Скажите, что ещё нельзя пробовать на вкус?

Дети: Нельзя без разрешения взрослых пробовать лекарства и незнакомые продукты.

– Молодцы! А теперь давайте посмотрим на наши карточки. Сколько их? Перечислим всех наших помощников: кожа рук – орган осязания, ухо – орган слуха, глаза – орган зрения, нос – орган обоняния и язык – орган вкуса. Вот мы с вами и познакомились с нашими первыми помощниками – а называются они органы чувств.
У первобытных людей не было ещё предметов помощников, которые могли бы облегчить им труд, но у них были замечательные помощники – органы чувств, которые помогали им выжить и жить. Чтобы наши помощники нам всегда помогали, мы должны беречь их, и ухаживать за ними. Кто может сказать, как нужно ухаживать за кожей? За ушами? За глазами? за носом? За языком? (Ответы детей)

Конспект занятия «Руки – наши помощники».

Цели:

  • Познакомить детей с нашими помощниками – руками, как органом осязания и, как частью человеческого организма.
  • Дать детям представление о значении кожи (рук) для человека.
  • Воспитывать опрятность, желание содержать свое тело (руки) в чистоте.

ХОД ЗАНЯТИЯ

– Давайте вспомним какие у нас с вами есть помощники. (Вывешиваются иллюстрации с изображением глаза, уха, руки, носа и языка, с прошлого занятия)

Дети: Глаза – орган зрения, помогают нам смотреть, уши – орган слуха, помогают нам слушать, нос – орган обоняния, помогает нам чувствовать запахи, язык – орган вкуса, помогает нам различать пищу по вкусу, и руки, кожа – орган осязания – помогают нам на ощупь определить форму, качество, температуру предмета.

– Молодцы ребята! Сегодня мы с вами поговорим о наших помощниках – руках, как органах осязания. Рассмотрим наши руки. Вот эта часть (показываю) называется кистью. Как вы думаете почему? (Она напоминает кисть художника, с её помощью мы можем рисовать, писать, она похожа и на кисть винограда и ягоды – «пальцы»)

– А сколько пальцев у нас на руке?

Дети: На каждой руке по пять пальцев. Каждый палец имеет название: большой, указательный, средний, безымянный, мизинец (называют и показывают) .

– Пальчики у нас все разные, поэтому и названия все имеют разные. Что есть еще на наших пальчиках?

Дети: ногти.

– Правильно, какие они?

Дети: Широкие, длинные, гладкие, постоянно растут.

– Хорошо. А как мы ухаживаем за ними? Что нужно делать если они постоянно растут? (Подстригаем ногти и чистим под ними, чтобы там не поселились микробы).

– Ребята, где находятся наши руки, по отношению к туловищу?

Дети: Сбоку от туловища, растут от плеч.

– Молодцы! Давайте посмотрим строение руки на этой картине (показывается иллюстрация с изображением руки).

– Кто знает как называется эта часть руки? (Показ)

Дети: Локоть.

– Правильно, он находится на середине руки, в этом месте наша рука сгибается.

– Что вы можете сказать, из чего сделаны наши руки?

Дети: Внутри находится кость, мышцы, сосуды, по которым течёт кровь, сверху – кожа и волосы.

– Хорошо. Скажите пожалуйста, для чего нам нужна кость?

Дети: Чтобы наша рука держала форму, была сильной и твёрдой и т.д. Без костей наше тело напоминало бы мешок.

– Для чего нам нужны мышцы?

Дети: Мышцы двигают рукой, сгибают и разгибают её. С их помощью мы можем что-то поднимать и держать в руках, т.е. мышцы двигают нашими руками.

– Молодцы! Вы уже сказали, что наши руки покрыты кожей с волосками. А зачем нам кожа?

Дети: Кожа наш защитник, она защищает руки от грязи, микробов и даже от холода, когда нам холодно волоски на нашей коже встают.

– Ребята, а как мы должны заботится о наших руках?

Дети: Мыть руки, подстригать ногти, в холодную погоду одевать варежки. Чтобы наши руки были сильными и ловкими, мы должны их тренировать, т.е. делать зарядку.

Пальчиковая гимнастика

Вот помощники мои их как хочешь поверни.
Раз, два, три, четыре, пять, не сидится им опять.
Постучали, повертели и работать расхотели.
Этот пальчик хочет спать
Этот пальчик прыг в кровать,
Этот рядом прикорнул,
Этот пальчик уж уснул.
А другой давненько спит,
Кто у нас ещё шумит?
Тише, тише, не шумите,
Пальчики не разбудите.
Утро ясное придет,
Солнце красное взойдет,
Станут птички распевать,
Станут пальчики вставать.
Просыпайся детвора
В детский сад идти пора.

– Ребята, посмотрите какой у меня есть чудесный мешочек, а вам хотелось бы узнать, что в нём лежит?

Дети: Да.

– Какие помощники нам в этом помогут?

– Потрясём мешок (мешок звенит) , непонятно что в нём, что-то гремит, а что сказать нельзя.

Воспитатель даёт детям понюхать мешок.

Дети: Резкого запаха нет, вроде бы ничем не пахнет.

– Помочь не могут, т.к. мешок завязан, а через него ничего не видно.

– Не помогает, потому что из мешка ничего доставать нельзя, а мешок пробовать на вкус бесполезно. Остались помощники только руки. Воспитатель вызывает детей по одному, несколько человек, дети засовывают руку в мешок, и щупая рукой, пальцами, точнее – органами осязания, игрушки, находящиеся в мешке. Сначала должны сказать, что это такое а потом достать и показать всем. (В мешке находятся: машинка, мяч, кубик, игрушка – рыбка.)

– Молодцы, ребята! Все игрушки определили правильно. А кто может объяснить, как же нам помогли руки?

Дети: Трогали предметы, определяли – гладкие они или шероховатые, есть ли у них уголочки, и т.д.

– Правильно, ребята. Вот эта способность рук, а точнее кожи, узнавать предметы на ощупь называется осязание.

– Ребята, а в вашей жизни были такие случаи, когда вам другие помощники не могли помочь, а руки помогали?

Дети: В темноте найти выключатель, или какой-то предмет, застегнуть верхнюю пуговицу, когда рядом нет зеркала, определить: что находится в кармане и т.д.

– Вот оказывается руки какие помощники!

Чтение стихотворения детьми С.Михалкова «Пятерня»

Две руки у меня
И на каждой пятерня!
Выручаешь ты меня
С ней не надо расставаться
Пятерня всегда со мной
Если надо причесаться –
Причешусь я пятернёй!
Но, пожалуй, мой дружок,
Всё же лучше гребешок.

Пятерня, пятерня
Выручаешь ты меня!
Если надо мне сморкаться –
Пятерня всегда со мной.
Но не лучше ли дружок,
Если всё-таки в платок.

Пятерня, пятерня
Выручаешь ты меня!
Если надо будет драться –
Буду драться пятернёй –
С ней не надо расставаться –
Пятерня всегда со мной.

Ну, а если милый друг,
И тебя ударят вдруг,
Сколько пальцев на руке –
Столько их и в кулаке.

Пятерня, пятерня
Для чего ж ты у меня?
Для того, чтобы не драться
А лопату в руки брать,
Чтобы в пальцы не сморкаться,
А здороваться, прощаться,
И с друзьями в мяч играть.

– В этом стихотворении мы видим, что рука нам может заменить некоторые предметы –помощники. Ребята, скажите пожалуйста, а какие ещё предметы можно заменить рукой?

Дети: Совок – мама из мешка накладывает муку, ребёнок копается в песке; чашку – из ключика пить воду; корзиночку – собрать ягоды в руку; ножницы – рвать бумагу. (Если дети затрудняются ответить, помочь им прийти к этим выводам)

– Оказывается руки у нас большие помощники и наверное многие вещи мы без них просто не смогли бы сделать. Поэтому мы должны заботиться о них: содержать в чистоте, в тепле и учить их делать ещё больше различных действий.

– Мы сегодня с вами говорили о том, как много наши руки умеют делать, а что бы вам хотелось, чтобы ваши руки научились делать? (Ответы детей)

– А вы знаете о том, что люди которые не слышат, разговаривают с помощью рук, то есть с помощью жестов. Они объясняют друг другу с помощью рук, что они хотели бы сказать – это называется сурдопереводом. Давайте и мы с вами поиграем в игру, в которой водящий по жестам наших рук и движениям должен будет определить, что мы хотим сказать. При этом мы не должны ничего говорить.

Подвижная игра «Дедушка Мазай»

Играющие говорят слова:

Дедушка Мазай, возьми нас на работу.
Мазай: А что вы умеете делать?
– Мы не скажем, а покажем.
А где были мы не скажем. (Показывают какое-то действие, например колоть дрова, мыть посуду и т.д.)

Игра проводится несколько раз по желанию детей.

Конспект занятия "Наши помощники - органы чувств"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников № 15 «Ромашка»

(Средняя группа)

Воспитатель 1 квалификационной категории Тагачакова Надежда Анатольевна

Цель: Закрепление знаний детей об органах чувств, их роли при восприятии человеком окружающего мира.

Образовательные:

  • закрепить знания детей о мозге, об органах чувств (слух, зрение, вкус, обоняние и осязание) .
  • уточнить, какое значение для человека имеют органы чувств при восприятии им окружающего мира.

Развивающие: развивать тактильные, зрительные, слуховые, вкусовые ощущения.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение детей к органам чувств, культуру их охраны.

Методы и приемы:

  • Наглядные (показ, демонстрация) ;
  • Словесные (художественное слово, беседа, вопрос-ответ) ;
  • Игровые (пальчиковые игры, дидактические игры, подвижные игры, сюрпризный момент) ;
  • Практические (упражнения, опыты) .

Педагогические технологии: личностно-ориентированная, исследовательские, игровые.

Здоровьесберегающие технологи: дыхательная гимнастика, динамическая пауза, гимнастика для глаз.

Средства обучения:

Демонстрационный материал (муляж или цветная таблица с изображением мозга, карточки с изображением органов чувств)

Баночки с продуктами, различными на вкус

Дети входят в группу, их встречает доктор Медуница

М. – Добрый день. Ребята, меня зовут доктор Медуница. Сегодня я приглашаю вас и других моих гостей в «Институт здоровья» . Пожалуйста, присаживайтесь на стульчики.

Ребята, как вы думаете, почему у моего института такое название? (Ответы детей) .

Вы правы, я изучаю здоровье человека. А здоровье зависит от того, как работают различные органы нашего организма.

Хотите узнать что-нибудь о них? (Да) .

Хорошо, я с удовольствием вам о них расскажу…, но сначала ответьте мне на вопрос.

«Кто такой командир?» (Ответы детей)

А знаете ли вы, что в каждом из нас живет вот такой "командир"?

(Педагог показывает детям модель или цветную таблицу с изображением мозга.)

Кто из вас знает, как его зовут? (Мозг)

Это головной мозг - самый главный наш орган, без которого мы не можем жить. (Воспитатель предлагает детям показать на себе месторасположение мозга.) .

Правильно, мозг надежно спрятан в нашей черепной коробке. Человеческий мозг сложно устроен, но самая главная его часть - это кора мозга.

На что она похожа? (Показывает половинку грецкого ореха без скорлупы и предлагает сравнить ее с "извилистыми, спутанными морщинками - бороздками" коры головного мозга.)

Сложный узор у извилин головного мозга. У каждого человека извилины различные.

А знаете, дети, у нашего мозга есть секрет, хотите, я вам его открою?

У нашего "командира" - мозга есть память. Он может запоминать на долгие - долгие годы множество запахов, картин, звуков и никогда их не забывать.

А как вы думаете, какие органы помогают мозгу всё это запомнить? (Глаза, уши, нос, пальцы.)

Правильно, это глаза, уши, нос, язык, руки.

Они помогают нам познать окружающий мир, и поэтому мы называем их нашими помощниками.

Сейчас я загадаю вам загадку, а вы попробуйте отгадать её.

На ночь два оконца
Сами закрываются,
А с восходом солнца
Сами открываются. (Глаза)

Молодцы!

Глаза - это один из ценнейших органов чувств человека.

В- Ребята, я предлагаю вам выяснить с помощью эксперимента, зачем человеку глаза?

Мы с вами поиграем.

Дети встают беспорядочно в группе. Одному ребенку завязывают шарфом глаза и предлагают пройти от двери до окна, стараясь обходить товарищей.

Так зачем же человеку глаза? (Чтобы видеть)

Правильно, ребята, благодаря глазам мы получаем почти всю информацию об окружающем мире. Но чтобы наши глаза хорошо видели их надо беречь. Вы знаете правила по охране зрения? Дети перечисляют правила:

  • Нельзя тереть глаза грязными руками.
  • Нужно беречь глаза от колющих и режущих предметов.
  • Нельзя близко и долго смотреть телевизор.
  • Нельзя долго играть в компьютерные игры
  • Нужно тренировать глаза, делать упражнения, смотреть вдаль.

В- Молодцы, правила вы хорошо знаете. А сейчас я научу вас делать для глаз специальную гимнастику. (Проводится комплекс зрительной гимнастики)

Гимнастика для глаз "Белка"

Белка дятла поджидала, - (Резко перемещать взгляд вправо - влево)

Гостя вкусно угощала:

Ну-ка, дятел, посмотри - (Перемещать взгляд вверх - вниз)

Вот орехи: раз, два, три! -

Пообедал дятел с белкой- (Помигать глазами)

И пошел играть в горелки. - (Закрыть глаза и погладить веки указательными пальцами)

А сейчас слушайте внимательно 2-ю загадку:

Загадка Маша слушает в лесу, как кричат кукушки,

А для этого нужны нашей Маше: (ушки)

Слух для человека - это большая ценность. Чтобы уши были здоровыми, хорошо слышали все звуки, надо за ними ухаживать, беречь их.

В - А мы знаем правила по охране слуха.

В- А сейчас я хочу проверить хороший ли у вас слух.

Все встают в круг, водящий ребенок - в центре. Дети, взявшись за руки, идут по кругу и говорят:

Алеша (Саша, Маша и т.д.) ,

Ты стоишь в кругу,
Мы зовем тебя: "Ау!".
Глаза закрывай
Кто позвал тебя, узнай!

Водящий закрывает глаза. Один из играющих называет его имя. Водящий должен определить по голосу, кто его позвал.

Вот гора, а у горы
Две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит:
То заходит, то выходит. (Нос)

А для чего человеку нос? (Чтобы дышать, нюхать.)

Чтобы ваши носы хорошо дышали, предлагаю выполнить дыхательную гимнастику.

Дыхательная гимнастика:

Раз, два, три, четыре, пять!
Все умеем мы считать.
Отдыхать умеем тоже -
Руки за спину положим,

Голову поднимем выше
И легко - легко подышим.

(Глубокий вдох, через нос, руки медленно поднять, ладони свести вместе. Подняться на носки, подтянуться вверх, задержав дыхание. Медленный глубокий выдох со звуком ААААА, руки в такт выдоху опускаются вниз)

Ребята, под этими салфетками кое - что спрятано. Давайте попробуем угадать по запаху, что там находится. А наши помощники-носики нам в этом помогут.

Игра "Узнай по запаху"

Детям предлагается с закрытыми глазами определить по запаху, что находится в баночках. (Шоколад, апельсин, лук, лимон:)

В- Как еще можно определить, что это за продукт, не видя его? (На вкус.)

В- А определить продукты на вкус нам помогает,? Правильно язычок Поверхность языка имеет участки, каждый из которых воспринимает определенный вкус. Скажите, какими бывают продукты на вкус? (Горькими, сладкими, кислыми, солеными) .

Ребята, а вы знаете, что язык помогает не только определять продукты на вкус, но и правильно произносить звуки.

В- Для того чтобы язык был чувствительным, и правильно произносил звуки давайте научим его выполнять специальные упражнения.

Выполняется артикуляционная гимнастика:

"Улыбка" Губы и зубы сомкнуты. Растянуть разомкнутые губы и произнести длительно звук И.

"Бублик" Округлить губы, удерживать под счет до десяти.

"Покусывание кончика языка"

"Часы" Приоткрыть рот, коснуться кончиком языка уголка рта и медленно двигать языком влево - вправо.

"Лошадка" Поцокать языком.

"Подуть на кончик языка"

Молодцы. А сейчас давайте проверим, стали ли наши язычки чувствительней?

Дети с закрытыми глазами определяют на вкус разные продукты: яблоко, банан, морковь, капусту.

Твои помощники, взгляни,
Десяток дружных братцев.
Как славно жить, когда они
Работы не боятся. (Пальцы)

Пальчиковая гимнастика «Ягодки»

Чуть приподнимите перед собой руку, так чтобы расслабленная кисть оказалась приблизительно на уровне лица. Пальчики расслаблены, свисают в низ.

С ветки ягодки снимаю

Пальцами другой руки поглаживаете каждый пальчик от основания до самого кончика, как будто снимая с него воображаемую ягодку.

И в лукошко собираю.

Обе ладошки складываете перед собой чашечкой.

Будет полное лукошко.

Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрываете другой также сложенной ладошкой.

Я попробую немножко.

Я поем еще чуть-чуть.

Одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой достаем воображаемые ягодки и отправляем их в рот.

Легким будет к дому путь!

Имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих руках «убегают» как можно дальше.

Мы очень хорошо потренировали свои пальчики.

Ребята, посмотрите какой у меня есть чудесная коробочка, а вам хотелось бы узнать, что в ней лежит? (Да)

– Какие помощники нам в этом помогут? (Пальчики)

Воспитатель вызывает детей по одному, и просит определить, какие игрушки находятся в мешке.

В- Наша экскурсия по «Институту здоровья» подходит к концу. Закройте, пожалуйста, глазки. Представьте, что перед глазами возникает большой цветной экран, как экран телевизора. А по телевизору показывают фильм о нашей экскурсии в «Институт здоровья» от начала до конца. Откройте глаза. Скажите, что вам удалось увидеть на экране вашего волшебного телевизора. (Нашу экскурсию)

А я видела, как мы говорили о важности наших органов чувств, о том, как они нам помогают. Что "командир" нашего тела называется… (дети продолжают) . Мы узнали, что у нашего мозга есть память. А помогают ему запоминать наши … (органы чувств) .

В- Ну вот, ребята, пора возвращаться в детский сад.

А теперь мы улыбнемся,
Крепко за руки возьмемся
И друг другу на прощанье
Мы подарим добрые пожелания.

Используемая литература:

  • Воронкевич О. А. – «Добро пожаловать в экологию» , М: «Детство-Пресс» , 2007г.
  • Картушина М. Ю. – «Логоритмические занятия в детском саду» , М: «Сфера» , 2004г.
  • Козлова С.А. - Тематический словарь в картинках: «Я и мое тело: Органы чувств человека «, М: «Школьная Пресса» , 2005г.
  • В. В. Цвынтарный. «Играем пальчиками и развиваем речь» , М: «Карапуз» , 1998г.
  • Щетинин М. Н. «Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей» М: «Айрис-Пресс» , 2008 г.

Тема: Как мы узнаём мир. Наши помощники – органы чувств. Цели: – показать роль и специфику разных органов чувств; – показать связь между своими ощущениями и теми органами чувств, которые их обеспечивают; – прививать бережное отношение к своему организму; – учить сопоставлять признаки предметов и органы чувств, с помощью которых они узнаются; - развивать умение ориентироваться в полученных знаниях, использовать их в жизни. Оборудование: а) мультимедийное оборудование, презентация «Наши помощники – органы чувств»; б) для работы в группах – мешочки с предметами: 1) фасоль, горох; 2) кофе, лук, чеснок; 3) палитра, кисточки, жёлтая и синяя краски; 4) стаканы разного цвета с кислой, сладкой, солёной водой; 5) коробочка со звонком. Ход урока Самоопределение Создадим хорошее настроение. - Улыбнитесь друг другу, садитесь! - Руки? - На месте! - Ноги? - На месте! - Локти? - У края! - Спина? - Прямая! Ι. Актуализация знаний Наш учебник называется «Я и мир вокруг». Что он помогает нам узнать? 4 – Посмотрите на картинки, что на них нарисовано? (Слайд 1). – Как вы догадались, что нарисовано на картинках? (По набору предметов.) – Перечислите предметы на первой картинке. На второй, на третьей. – Как вы отличали все предметы, которые перечислили? (По признакам.) – Что помогло вам распознать нарисованное на картинках? 3 (Увидели при помощи глаз.) – А что ещё нам помогает воспринимать окружающий мир? (Уши, рот, нос, кожа.) - К нам пришёл странный человек. Что вы заметили? А зачем нужны эти органы? Может ли такой человек узнать, что его окружает? 4 ΙΙ. Постановка учебной проблемы. Совместное открытие знаний 1. – Как вы думаете, какая у нас будет тема урока? 1 – Что мы узнаем на уроке? – На какие вопросы вам хотелось бы получить ответ? 1. Какую работу выполняют глаза. 2. Какую работу выполняют уши. 3. Какую работу выполняет нос. 4. Какую работу выполняют рот и язык. 5. Какую работу выполняет кожа. 6. Почему органы чувств называют нашими помощниками. – Что мы сейчас сделали? (Составили план урока.) – Давайте его выполнять. 2. Работа с учебником. 4 3 – Давайте откроем учебники на с. 54. Посмотрите на картинку. Что вы видите? – Расскажите, что видит, слышит и чувствует Лена. – Что мы делаем с помощью глаз? (Слайд 2) – Что мы делаем с помощью ушей? – Какие признаки предметов мы определяем с помощью носа? – Что можно узнать о предметах с помощью рук? – Назовите ещё раз все части тела, которые помогают нам познать окружающий мир. – Кто знает, как все они называются? (Слайд 3) – Прочитайте, кто может, тему урока. – Почему в учебнике органы чувств названы нашими помощниками? (Помогают узнать предметы по их признакам.) Физкультминутка.(Игра. Покажите какие органы чувств помогают узнать предмет или его признак: холод, запах цветов, музыку, красоту природы, звонок на урок, свет солнца, его тепло, вкус лимона, узнать в тёмной комнате мяч, шелест листвы, сахар, арбуз круглый, сладкий, шум ветра, кислый лимон, гудок автомобиля, разноцветные краски, колючки ежа, мама печёт пирог, пожелтевшую листву, тишину в классе). 4. Работа в группах. 4 3 4 5 - Давайте проверим, как работают ваши помощники. (Слайд 4) Класс делится на 5 групп. Выбирают капитана группы. Каждая группа получает предметы для выполнения задания. Задания: I группе – на ощупь определить, что находится в мешочках. II группе – определить, не прикасаясь руками, что в пакетах. III группе – на палитре смешать жёлтую и синюю краски. Что получится? IV группе – определить, попробовав, что в стаканах. V группе – определить, что находится в коробке, не открывая её.. 5. Анализ работы в группах 4 Капитаны каждой группы дают ответ на вопрос, выбирая из плана урока символы – органы чувств, которые помогли выполнить задание и помещают его на фигуру человека. – Что помогает нам определить язык? (Мы пробуем ту или иную пищу, ощущаем вкус. Органом вкуса является язык. Благодаря ему мы чувствуем вкус пищи.) – Как помогает нам нос? (Умение человека различать запахи называется обонянием: мы чувствуем запах цветов, свежей зелени, вкусной пищи. Запахи предупреждают и об опасности: запах газа, гари, испорченной пищи.) - Как помогают нам глаза? (Глазами мы различаем цвета.) – Глаза – это орган зрения. – Какие ещё признаки помогают различать глаза? (форму, движение предметов) (Слайд 5) – Какое значение в нашей жизни имеют органы зрения? (Глазами мы видим предметы и можем определять их признаки: форму, цвет, величину. Также мы видим красоту окружающего мира, можем читать, смотреть кино и телевизор.) – Глаза надо беречь – потерянный глаз ничем не заменишь! 4 1 – Как помогает нам кожа? (В коже много чувствительных клеток, которые воспринимают тепло и холод, форму и величину предметов, их поверхность. Кожа – орган осязания.) – Как помогают нам уши? (Уши – это орган слуха.) - Уши, как и глаза надо беречь. Замену им найти невозможно. – Какой вывод можно сделать? Проверим себя по учебнику, с. 54, оранжевая рамка. – Совпал ли наш вывод с выводом учебника? В чём? ΙΙΙ. Применение нового знания – Посмотрим на иллюстрации в учебнике на с. 55. Работа в парах. Выполнение по вопросам учебника. 1 3 4 - Выберите для работы любой из двух рисунков, который вам больше понравится. – Расскажите, что «подсказывают» Мише и Лене их органы чувств. Физкультминутка. (Выполняется под музыку с показом движений учителем) (Слайд 6) - Какие органы помогли нам выполнить физкультминутку? – Что нового мы сейчас узнали? (Органы чувств часто «работают» вместе) 2. Работа в рабочей тетради. 1 3 – Посмотрите на картинки в рабочей тетради на с. 22, № 1. Что необычного в этих картинках? – Что нужно сделать, чтобы человечек смог почувствовать, что перед ним находится? Работа в парах. – Дорисуйте человечку необходимые органы чувств. Вопросы к ученику, озвучившему рассказ (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты выполнил правильно или были недочёты? – Ты сделал всё сам или с помощью товарища? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу в паре. – Молодец! 3. Самостоятельная работа. Задание по выбору: № 2 или № 3 Проверка: – Какое задание ты выбрал? Почему? - В конце страницы слева нарисуйте кружок и обозначьте цветом как, на ваш взгляд, вы справились с заданием. 4. Практическая работа. 3 5 - Для работы потребуются круги и квадраты двух цветов. Положите на парту красный квадрат, следующая фигура должна быть другого цвета и другой формы. Выложите таким образом 8 фигур. - Какие органы чувств помогли вам выполнить задание? - Смогли бы вы выполнить такое задание в темноте? - Какой орган чувств помог бы вам в этом? VΙ. Итог урока – Чему мы сегодня учились? 2 – Для чего это нужно знать? – Какие виды заданий мы выполняли? – Зачем человеку необходимы органы чувств? – Что у вас получилось лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Как бы оценили своё настроение после урока?

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«СОШ №3 им. С. В. Ишеева» г. Ясногорска Тульской области»

Открытый урок

по окружающему миру

«Наши помощники - органы чувств»

Учителя начальных классов

Дорофеевой Н. В.

2014-2015

Урок окружающего мира

2 класс УМК «Начальная школа 21 века»

Раздел программы: «Кто ты такой?»

Тема урока: «Наши помощники – органы чувств».

Цель: Дать представление о хорошей работе органов чувств, как показателе здоровья человека. Выявить уровень сенсорного развития обучающихся.

Задачи: обучающие – формировать представления об органах чувств человека, их роли при восприятии человеком окружающего мира;

Развивающие - развивать связную речь и воображение детей, умение работать в паре, в группе. Развивать умение наблюдать, анализировать, обобщать и сравнивать, делать выводы;

Воспитывающие – воспитывать положительное отношение к здоровому образу жизни.

Методы обучения : наблюдение, наглядные (иллюстрации, презентация), практические (опыт), словесные (беседа, рассказ учителя, учебный диалог), игровые (дидактические сенсорные игры), групповая работа, работа в парах.

Организация образовательного пространства.

Оборудование:

Традиционное:

  • вода в банках (кислая, сладкая, солёная, горькая, безвкусная),
  • сахарный песок, соль, горчица, лук, перец, чеснок, лимон, помидор
  • пластмассовые коробочки сразличными пахучими веществами.
  • Учебник для общеобразовательных учреждений «Окружающий мир» 2 кл асс – часть первая. Авт. Н. Ф. Виноградова – Изд. Вентана-Граф-2014 г.

Инновационное оборудование:

  • Интерактивная доска
  • Проектор
  • Ноутбук

Формы работы:

  • фронтальная (Ф)
  • групповая (Г)
  • индивидуальная (И)
  • в парах

Ход урока:

1. Организационный момент.

Добрый день!

Сегодня мы продолжим узнавать загадки природы.

Какое настроение возьмём с собой?

Тогда вперёд за знаниями.

2. Вводная беседа.

Какое сейчас время года? Назовите признаки осени.

А вы хотите в лето?

А давайте поколдуем, закройте глаза, начинаем считать: раз, два, три. Откройте глаза. Представьте, что вы тихо вошли в лес. (Слайд 1)

Остановились. Присмотрелись и увидели полянку с ягодами. (Слайд 2) Ах, какая ягода! Расскажите, какая? (Красная, сладкая, ароматная).

А вот около речки, увидели камни. (Слайд 4) Расскажите, какие они? (Круглые, холодные).

Что вам помогло дать такие ответы? (Глаза, нос, руки, рот).

3. Формулирование темы и цели урока.

Как вы думаете, над какой темой мы будем сегодня работать? Вместе с детьми формулируется тема урока Слайд 5 «Наши помощники – органы чувств» и цели.

Итак, о каких органах чувств мы будем говорить?

Сколько их?

Чем мы воспринимаем окружающий мир – его красоту, запахи, звуки? Приведите примеры.

- Правильно! Все перечисленные вами органы – глаза, уши, нос, кожа, язык – это органы чувств, мы ими чувствуем, ощущаем все вокруг себя и поэтому мы называем их нашими помощниками. Давайте поближе с ними познакомимся.

4. Постановка учебной проблемы

Учитель: Сегодня наш кабинет превратится в научную лабораторию, а мы с вами – в исследователей. Кстати, кто такие исследователи?(Дети: Исследователь - человек, способствующий получению новых знаний и добывающий их сам)

Как вы думаете, что будет объектом наших исследований? Правильно: глаза, нос, уши, кожа, язык.

5.Открытие детьми новых знаний

Учащиеся делятся на 5 групп, каждая из которых проводит свой опыт и готовит краткое выступление про органы чувств. Перед началом работы вспоминаются правила работы в группе Слайд 6

Алгоритм работы в группе

1.Какой опыт проводили?

2.К каким выводам пришли?

3.Что еще узнали об этом органе чувств?

5. Оцени работу группы

Работа в группах.

1 группа-орган вкуса – язык

1.Опыт . Цель: выяснить, что и как чувствует язык

Группа 1 определяет вкус воды, сахара, лимона, солёного огурца.

Цель: Определить какие вкусы может различать наш язык.

(На столе расставлены стаканчики с водой разного вкуса (сладкая, соленая, кислая, пресная, горькая). Дети наливают в свой стаканчик воду из какой-либо баночки и определяют вкус воды).

Группа определяет вкус разных продуктов.

Цель. Установить, как человек определяет вкус.

На столах у детей разные продукты и специи: горчица, лук, перец, чеснок, лимон, помидор, соль, сахар.

Задание. С закрытыми глазами определить вкус разных продуктов.

После проведения опытов дети подводят итог и отвечают на вопрос: С помощью какого органа чувств человек определяет вкус?

Учитель: - Язык покрыт слизистой оболочкой, на котором расположены особые вкусовые сосочки. Слайд 7. Когда мы берем пищу в рот, она раздражает язык, и мы ощущаем вкус пищи. Языком различают, горькую, соленую, сладкую, кислую пищу. Так же мы можем при его помощи определить качество пищи.

Нужно помнить, что нельзя человеку кушать слишком горячую еду и обязательно перед тем как сесть за стол вымыть руки.

2 группа-орган осязания - кожа

1. Опыт . Цель: выяснить, что мы чувствуем при помощи кожи

2. Ход опыта

Проводится игра « Угадай, что лежит в корзинке». С закрытыми глазами дети достают предметы: ключи, бумагу, деревянную ложку, меховую игрушку и тд. Опиши какой предмет по качеству, по размеру, определи материал и тд

Вывод группы:

При помощи кожи мы можем определить какой предмет: твердый или мягкий, большой или маленький, а также из какого материала он сделан, холодный он или горячий. Слайд 8.

Учитель: – А сейчас я хочу рассказать вам одну печальную историю, вы подумайте, зачем я вам ее рассказываю?

Однажды, во время одного праздника решили сделать живую статую «Золотой мальчик» Слайд 9 . Для этого мальчик с головы до ног был выкрашен золотой краской и поставлен на пьедестал. К концу праздника мальчик почувствовал себя плохо. Врач приказал смыть краску с кожи мальчика, но она долго не смывалась. Ребенку становилось все хуже, и вскоре он умер. Почему? (ответы детей, кожа мальчика не могла дышать, выделять пот через краску).

Слайд 10. О коже тоже нужно заботиться, ухаживать содержать в чистоте (комментарии детей по содержанию слайда).

3 группа-орган обоняния-нос

Опыт . Цель: выяснить, когда возникает чувство запаха; какие вещества вызывают неприятные ощущения.

2.Ход работы

Перед вами футлярчики, в которых лежат различные вещества. Можем ли мы на глаз, не открывая футлярчик, определить, какие именно? Что мы должны сделать?(понюхать).

Определите эти вещества.

Запах №1-чеснок Запах №4-лук

Запах №2-кофе Запах №5-апельсин

Запах №3-духи Запах №6-зубная паста

Вывод группы: с помощью носа мы определяем запахи.

Учитель.: Когда вы ощущали запах?

Дети.: Когда делали вдох.

Учитель. : Верно, чувство запаха возникает только тогда, когда мы делаем вдох. Какие запахи вам было приятно ощущать? Людям какой профессии нужно острое чувство обоняния? (Парфюмерам)

– Благодаря органу обоняния мы чувствуем запах цветов и вкусной пищи. Слайд 11 . То, что мы не видим и не слышим, мы можем различить по запаху. А помогает нам в этом наш нос. Нос очень нужен человеку.

Какие правила нужно соблюдать, чтобы сохранить орган обоняния? (Беречься от простуды, не курить, не толкать в нос посторонние предметы)

Неприятные запахи предупреждают об опасности. Запах чего может предупреждать об опасности? (Запах газа, испорченной пищи, запах дыма). Приятные запахи доставляют радость: запах цветов, леса. Неприятные предупреждают об опасности – утечка газа, испорченная пища и т.д. Таким образом нос работает как сторож.

Давайте отдохнем и подышим воздухом.

Дыхательная гимнастика. Физкультминутка.

Руки за спину положим

И легко – легко подышим.

Вдох через нос, выдох через рот.

Дышим правою ноздрей…

Дышим левою ноздрей…

Вдох через правою ноздрю, задержали дыхание,

Выдох через левою ноздрю… (переменное дыхание)

Раз – подняться, потянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка,

На четыре руки шире,

Пять – руками помахать.

Шесть – за парту тихо сесть.

4 группа-орган слуха - уши

1.Опыт. Цель: узнать, что мы слышим при помощи ушей.

2 Ход опыта

Детям предлагается сыграть в игру « Чей голос?» (голоса животных) и « Отгадай музыкальный инструмент», «Узнай по звуку» (дети на слух угадывают звуки: звучит колокольчик, поет птичка, шумит ветер, грохочет гром).

Вывод: С помощью ушей мы различаем человеческую речь, голоса животных, звуки, шумы и шорохи

Слайд 12

Учитель -Чтобы уши не болели, а слух был хорошим, нужно соблюдать правила. Как вы думаете, какие? (ответы детей).

Обсуждаем правила охраны слуха (экран с картинками: в холод носи шапку, чисти уши, громким звукам - нет). Слайд 13.

5 группа-орган зрения-глаза

1 Опыт. Цель: узнать, что мы видим при помощи глаз

2 Ход опыта

Детям выданы геометрические фигуры. Задание -разбей их на группы.

Учитель:- По какому признаку вы разбили фигуры? (По форме, цветы, размеру)

Какой орган чувств помог выполнить это задание?

Вывод: Благодаря зрению мы видим окружающие нас предметы, их цвет, форму, величину, можем читать, смотреть телевизор. При помощи глаз мы познаем красоту окружающего нас мира.

Учитель :- Возьмите зеркало и рассмотрите свой глаз. Как природа позаботилась о его защите?

Дети:- Брови останавливают пот, текущий со лба; ресницы защищают глаза от пыли и повреждений.

Человеческий глаз имеет форму шара. Что можно обнаружить в глазу, рассматривая его? (Это радужная оболочка или радужка. От нее зависит цвет наших глаз.)

Учитель:-. Как вы понимаете поговорку? «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». (Можно человеку долго рассказывать о предмете, который он никогда не видел.)

Слайд 14

Глаза считались оберегами и амулетами, поэтому изображались, чтобы уберечь человека от беды. Например, греки рисовали глаза на носу кораблей, чтобы уберечь от кораблекрушений, а египтяне изображали глаза на пирамидах.

Учитель:-. А нужно ли беречь свое зрение? Как сохранить свое зрение???

Зрение надо беречь, потерянный глаз ничем не заменишь. Какие правила охраны зрения вы знаете? Учитель дополняет ответы детей: Смотреть телевизор следует на расстоянии не ближе 2–3 м. При письме свет должен падать слева.

Учитель:-. Людям каких профессий нужно хорошее зрение?

Учитель:-. Какое значение в жизни человека играет зрение?

Игра «Что полезно, а что вредно для глаз».

Учитель называет различные ситуации. Если это полезно для глаз, - встаем, если вредно – садимся.

Есть морковку;

Следим за освещением при выполнении заданий;

Сильно наклоняемся при письме;

Трем глаза руками;

Смотрим телевизор не ближе 3 метров от экрана;

Для того, чтобы зрение не портилось, и глаза не уставали, необходимо делать гимнастику для глаз.

Гимнастика для глаз.

Данный комплекс упражнений эффективно тренирует глазные мышцы и благодаря этому позволяет несколько улучшить зрение.

  1. Горизонтальные движения глаз: направо-налево.
  2. Движение глазными яблоками вертикально вверх-вниз.
  3. Круговые движения глазами: по часовой стрелке и в противоположном направлении.
  4. Интенсивные сжимания и разжимания глаз в быстром темпе.
  5. Частое моргание глазами.

6. Обобщение. Первичное закрепление .

– Итак, мы познакомились с 5 органами чувств человека. Почему же органы чувств мы называем нашими помощниками?

Нужно соединить орган чувства с предметом окружающего мира, который он может воспринять.

Слайд 15 Проверь себя

Уши Орган осязания

Глаза Орган обоняния

Кожа Орган зрения

Язык Орган слуха

Нос Орган вкуса

Учитель обобщает ответы детей.

7. Рефлексия. Итог урока.

Какие трудности испытывали при изучении этой темы?

Чему научились?

Учащиеся отвечают по схеме: Слайд 16

Я узнал(а)…

Мне было трудно…

Я научилась…

Если вы считаете, что урок для вас прошёл с пользой, и вы узнали много нового и интересного, поднимите синий кружочек. Ну, а если ничего нового для себя вы не унесёте с урока, поднимите жёлтый кружочек.

8. Домашнее задание. Подготовить сообщение: Какое значение для человека имеют органы чувств?

Дети, спасибо за урок. Я вами очень довольна. Вы хорошо поработали. Слайд 17.