Вернер фон Браун своей жизнью он убедительно доказал, что гений и злодейство - вещи совместимые. В звании офицера СС он работал над созданием «оружия возмездия» Третьего рейха, снимался у Диснея и отправил человека на Луну.

Детские шалости

Страсть к науке у Вернера, который появился на свет в марте 1912 года, пробудилась рано. Когда фон Брауну было 13 лет, после конфирмации мать подарила ему телескоп. С того времени его мечтой стало покорение Луны. Отец Вернера был министром сельского хозяйства Веймарской республики, мальчик получил хорошее образование и мог себе позволить больше, чем его сверстники. Жизнь Вернера встала на свой, оказавшийся историческим, путь, когда он узнал об успешных разработках ракетных двигателей, которыми занимались его соотечественники Вальер и Опель. Фон Браун буквально загорелся идеей создать ракетный двигатель. Начать решил с сигнальных ракет, поехал в Берлин и купил там полдюжины петард. Он привязал их к небольшому фургончику и поехал к одной из главных берлинских улиц - к Тиргартен-Аллее. Очевидно, что он хотел публичности своего первого «научного» эксперимента. Чудом никто не пострадал, хотя для этого были все шансы: фургон разогнался до высокой скорости, извергая языки пламени от ракет. Вернера тут же арестовала полиция, но, благодаря высокому положению отца в обществе, его вскоре отпустили. Тогда ещё никто не мог догадываться, что этот мальчик станет «отцом американской космической программы и НАСА».

Охота за головами

Производство немцами «оружия возмездия» долгое время оставалось тайной для мировых разведок. Только в 1943 году французами была создана спецслужба «Марко Поло», которая занималась разведкой высоких технологий Третьего рейха и передавала собранные сведения США и Великобритании. С того времени «охота за головами» стала для союзнических разведок самым приоритетным направлением деятельности.

В ноябре 1944 года объединенный комитет начальников штабов США создал «Комитет промышленно-технической разведки». Управление стратегических служб в рамках секретной операции Overcast занялось вывозом немецких ракетчиков для работы в США. Самой «вожделенной головой» был для американцев фон Браун. К его обнаружению спецслужбы привел список из 1500 ученых, найденный в туалете разбомбленного Кёльнского университета. Вернер фон Браун стоял в этом списке на первом месте. Как оказалось впоследствии, решение о сдаче американцам было принято коллективом ученых намного раньше, чем произошло это историческое событие. Фон Браун даже был помещён под арест за высказывания «пораженческих» взглядов.

Долго операцию Overcast держать в секрете не получилось. О ней узнали американские СМИ и сразу назвали программу «ввозом в страну нацистских преступников». Для избежания огласки в марте 1946 года операцию переименовали в Paperclip, а немецкие ученые числились по документам «жертвами нацизма».

Первые испытания

Первые испытания «Фау-2» в США ознаменовались рядом катастроф и чуть не привели к международному скандалу. Из четырех первых запусков успешным оказался только один - третий. Во время четвертого - дала сбой гироскопическая установка и огромная неуправляемая ракета полетела в противоположном направлении. По инструкции, в подобных ситуациях нужно было при помощи радиосигнала перекрывать кислород двигателям, однако на этот раз всё было не так очевидно: высокотоксичное топливо грозило выплеснуться в воды реки Рио-Гранде, что привело бы к экологической катастрофе. В итоге ракета понеслась дальше в сторону Мексики и врезалась в скалистый склон, оставив на нем девятиметровой глубины яму. Дипломатического скандала и войны с Мексикой удалось избежать; для простых мексиканцев детище фон Брауна оказалось «золотой жилой», ещё долго они промышляли продажей «осколков ракеты», их вес был сопоставим с тремя «Фау-2».

Швейцарец-голландец

Интеграция фон Брауна в американскую жизнь проходила непросто. Он прекрасно понимал, что с распростертыми объятьями он будет принят не везде. По приезду в штаты, когда он в сопровождении майора Хэмилла ехал на поезде из Вашингтона в Эль-Пасо, к нему обратился один из пассажиров. У Брауна был сильный акцент и он представился швейцарцем, работающим в отрасли производства стали. Оказалось, что попутчик сам не раз бывал в Швейцарии, а о производстве стали знает не понаслышке, хорошо еще, ему было пора выходить. Прощаясь с Брауном, незнакомец крепко сжал ему руку и сказал: «Если бы не вы, швейцарцы, то нам вряд ли удалось бы одержать победу над Германией».

Фон Брауну непросто давалось вхождение в американское общество. В документах спецслужб он фигурировал под прозвищем «голландец». Браун же хотел стать своим, американцем. Он искренне хотел публичности и славы, учил английский язык и отрабатывал разговорную речь, записывая себя на магнитофон. Своего он добился.

«Я стремлюсь к звездам»

Фон Браун, бывший офицер СС, стал для США национальным героем. Убедительно показали свою силу средства массовой информации, меньше чем за год американские газеты сделали из нацистских преступников славных парней-иммигрантов, достойных стать добропорядочными американцами. 9 декабря 1946 года журнал «Таймс» опубликовал первый официальный отчет о работе фон Брауна и его команды. В журнале были даже фотографии ученого, самоуверенно стоящего в сборочном цене на фоне своих разработок. Статья заканчивалась так: «Им пообещали, что когда-нибудь они смогут получить американское гражданство». Вершиной медийности Брауна стал выход фильма «Я стремлюсь к звездам» (1960). Фильм был основан на биографии ученого, рассказывал о его жизни с детства до управления НАСА. Самому фон Брауну фильм не понравился. Не понравился он и тем, кто когда-то пострадал «от гения» Вернера фон Брауна. В Лондоне люди выставили пикеты с требованиями отмены показа фильма, в Антверпене, который больше других пострадал от «Фау-2», фильм был запрещен к показу.

Брат Браун

Не все в послевоенной жизни Вернера шло гладко. Однажды его чуть не подвел родной брат. В июне 1946 года он продал ювелиру из Эль-Пасо слиток платины, можно сказать, отдал за бесценок - за 100 долларов. Своему покупателю Магнус Брану сказал, что слиток этот привез из Голландии его отец-американец. Якобы, он воевал в годы Первой мировой войны в Европе. Это никак не соответствовало действительности, Браун-старший впервые приехал в США только через 9 месяцев после той злополучной сделки. Придумав такую пирамиду лжи, Магнус Браун даже не позаботился об анонимности, назвал ювелиру своё настоящее имя и даже оставил номер телефона. Ювелир не стал долго думать и сообщил о странном клиенте властям. Допрашивал горе-контрабандиста майор Джеймс Хэмилл, Магнус сразу же сознался, что привез платину в США сам, нарушив тем самым таможенные законы. Однако, под суд Магнус Браун так и не попал. Вместо этого он подвергся самосуду от родного брата. Узнав о случившемся, Вернер фон Браун лично жестоко избил родного брата, авантюризм которого мог перечеркнуть все амбиции «стремящегося к звездам».

Браун и Дисней

В 1955 году произошло событие, в очередной раз доказавшее удачливость фон Брауна - он познакомился с Уолтом Диснеем, гениальным режиссером-мультипликатором. Дисней в это время пытался осуществить свой проект строительства Диснейленда, ему нужны были деньги, людям - зрелища, а фон Брауну - очередная доля публичности. Продуктом синергии этих устремлений стали три фильма: «Человек в космосе», «Человек и Луна», «Марс и другие». Характерно, что Дисней долго не мог найти деньги. Его парк развлечений был долгосрочным проектом, требующим постоянных вложений. Так он вышел на телевидение. В то время оно ещё не рассматривалось всерьез в качестве маркетингового инструмента, но Дисней заключил контракт с «Эй-Би-Си» и не прогадал. По самым скромным подсчетам трансляции увидело больше 100 миллионов телезрителей. И смотреть было на что: фон Браун интересно рассказывал о космосе, показывал модель «костюма-бутылки» для астронавтов и макет лунной станции. Сам президент Эйзенхауэр позвонил лично Диснею и попросил копию пленки. Пытались заполучить материалы нашумевших программ и в СССР: профессор Леонид Седов обратился к Фредерику Дюранту, президенту Международной федерации астронавтов с просьбой достать копию. Учитывая тлеющую Холодную войну и антикоммунизм Уолта Диснея - в СССР фильм вряд ли попал.

00:05 — REGNUM 23 марта исполнилось 106 лет со дня рождения известного немецко-американского конструктора Вернера фон Брауна — разработчика первых баллистических ракет, «отца» американской космической программы.

Иван Шилов © ИА REGNUM

Зачастую можно встретить мнение, что фон Браун — ученый, не запятнанный отношениями с Третьим рейхом. Однако на самом деле фон Браун не только состоял в СС с 21-летнего возраста (1933 г.), но и карьеру сделал благодаря партийной протекции. Фон Браун был членом НСДАП, что так объяснял впоследствии:

«От меня официально потребовали вступить в национал-социалистическую партию. В то время (1937 год) я уже был техническим директором военного ракетного центра в Пенемюнде… Мой отказ вступить в партию означал бы, что я должен отказаться от дела всей моей жизни. Поэтому я решил вступить. Мое членство в партии не означало для меня участие в какой-либо политической деятельности…»

Одним из плодов «дела всей его жизни» стала разработка первых баллистических ракет ФАУ-1, ФАУ-2 — так называемого «оружия возмездия», уничтожившего, по разным оценкам, не менее семи тысяч мирных жителей во время Второй мировой войны.

Его работа не закончилась и после 1945 года. После победы СССР над фашистской Германией фон Браун продолжал разрабатывать оружие для войны с СССР, но уже «под крылом» Вашингтона.

В своей книге «Странствие» российский политолог Сергей Кургинян пишет:

«Сюсюканья по поводу того, что Вернер фон Браун вступил в гитлеровскую НСДАП «из карьерных соображений», — малопристойно. Востребовав Вернера фон Брауна в качестве американского Сергея Королёва , его одновременно начали «отмывать». Хорошо бы — только американцы. Но ведь и англичане тоже. Дошло до глупостей… Фон Браун стал изображаться чуть ли не жертвой нацизма. Ну, а если не жертвой, то уж обязательно аполитичным технарем, который вступил в партию для того, чтобы беспрепятственно удовлетворять свои творческие потребности».

Так был ли фон Браун аполитичным технарем, готовым на все ради возможности «заниматься любимым делом»? Научным гением, достижения которого освобождают его от ответственности за преступления Третьего рейха?

Вчитаемся в биографию фон Брауна, о котором, как отмечает автор «Странствия», написано «не меньше, чем о Рузвельте» (Франклин Рузвельт , 32-й президент США).

В Германии

Вернер Магнус Максимилиан фрайхерр фон Браун родился 23 марта 1912 г. в Вирзице (провинция Позен, Пруссия — сейчас это польский город Выжиск) в аристократической семье. Эмми фон Квисторп , мать фон Брауна, была потомком королевских семей — как по материнской, так и по отцовской линии.

Отец будущего изобретателя ФАУ Магнус фон Браун был министром продовольствия и сельского хозяйства в правительстве Веймарской республики. Обладая огромной политической и финансовой властью, использовал свои связи в СС для карьерного продвижения сына.

А карьера фон Брауна была стремительной. Из Цюрихской высшей технической школы он в 19 лет благодаря протекции отца был переведен в Берлинскую высшую техническую школу.

В 1932 году фон Браун был принят в военную ракетную научную группу Вальтера Дорнбергера (бригаденфюрер СС, один из основателей тяжелого ракетного машиностроения в нацистской Германии). Дорнбергер руководил группой по жидкостно-реактивным ракетам отдела баллистики Управления вооружения германской армии (рейхсвера).

Фон Браун был назначен референтом в группу Дорнбергера в 20 лет, будучи студентом. В 1932—1933 годах на Куммерсдорфском полигоне он в составе группы провел испытательные запуски ракет на жидком топливе на высоту 2000—2500 метров.

Примечательно, что фон Браун, окончивший в 1934 году Берлинскую высшую техническую школу, получил диплом доктора философии, хотя его засекреченная диссертация не имела никакого отношения к этой науке, а посвящалась ракетным разработкам. В диссертации рассматривались преимущества ракет с жидкостными двигателями перед ствольной артиллерией и авиацией.

Для присвоения секретности работе фон Брауна был задействован административный ресурс: на декана факультета философии надавили глава отдела баллистики полковник Карл Беккер и капитан из отдела военной разведки.

Диссертация настолько засекречена, что Эрих Шуман , глава отдела исследований управления вооружений, приказал военной контрразведке применять особые меры для «мониторинга» тех, кто проявит внимание к диссертации фон Брауна.

Как видно, фон Браун не просто работал над чисто научными вопросами, когда к власти пришел Гитлер. Он работал над созданием нового оружия, будучи частью системы. В составе СС он находился уже с 1933 года (4-й кавалерийский эскадрон 6-го полка).

Странно было бы при этом говорить об аполитичности фон Брауна, участвовавшего в создании крупной секретной программы, плоды которой испытывались на полигоне в Куммерсдорфе (27 км от Берлина).

Ракетные испытания на Куммерсдорфском полигоне Дорнбергер проводил совместно с Рудольфом Небелем, главным ракетостроителем Германии, Вальтером Риделем, главой конструкторского бюро исследовательского центра Пенемюнде, и «доктором философии» Куртом Вамке (его диссертация называлась «Исследование истечения газов через цилиндрические сопла»).

Фон Браун на тот момент был просто членом группы Дорнбергера. Но вскоре возглавил секретную программу. За счет чего? Только ли за счет своей «гениальности» и одержимости «делом всей жизни»?

В своей книге «Секретные золотые первопроходцы из донской земли» Станислав Аверков пишет:

«Кто через кого переступит? Курт Вамке окончательно задавит Вернера фон Брауна или Браун перешагнет через Вамке? Удача была на стороне фон Брауна. Если происшедшее можно назвать удачей!».

Летом 1934 года на Куммерсдорфском полигоне во время запуска ракетного двигателя произошел взрыв. Голова Вамке была рассечена осколком системы питания двигателя: один из основных создателей боевой немецкой ракеты скончался, не приходя в сознание. Вамке был серьезным теоретиком и практиком и мог бы возглавить техническую часть набирающего силу проекта.

После его смерти на лидерство в группе претендовали трое: профессор Герман Оберт , Небель и его бывший студент Браун. Кандидатура Оберта отпала, поскольку он был гражданином Румынии. А затем фон Браун избавился от учителя.

«Был предпринят удар ниже пояса. Папа Вернера был близок к окружению рейхсфюрера СС Гиммлера. Магнус фон Браун провел разъяснительную беседу в гиммлеровской команде. Там всё поняли, но дали понять, что нужен донос на еврея Рудольфа Небеля. Его сочинили люди, близкие к семье Браунов, отправили в Управление вооружений. Его глава, профессор полковник Карл Эмиль Беккер, подписал донос и отправил Гиммлеру», — пишет Аверков.

В итоге Небелю сначала было запрещено заниматься даже частными исследованиями в ракетной области, а когда он отказался передать в Управление вооружений патенты на свои изобретения, гестапо обвинило его в сотрудничестве со сбежавшим в США Альбертом Эйнштейном .

«Шесть месяцев гестапо продержало Небеля в камере государственной тайной полиции в Берлине. Ничего не добившись от ученого, гестапо отправило его в концлагерь Бауцен. Его невеста Герта Имбах погибла в лагере смерти Освенциме», — пишет Аверков.

В 1936 году Гитлер передал 24-летнему фон Брауну руководство ракетным проектом и крупнейшей базой для испытания ракет Пенемюнде (находится на северо-востоке Германии). Дорнбергер возглавил центр в Пенемюнде как военный начальник, а фон Браун — как технический руководитель проекта.

Когда в 1943 году генерал-майор Дорнбергер и штурмбанфюрер СС Вернер фон Браун доложили лично Гитлеру о ходе работ над баллистической ракетой ФАУ-1, фюрер был впечатлен. Журнал Der Spiegel (1955 г.) пишет:

«Убедительность доводов Вернера фон Брауна произвела на Гитлера такое же сильное впечатление, как позднее на генералов Пентагона».

Первые ракеты ФАУ-1 были выпущены на Лондон 13 июня 1944 года. Всего в результате ракетных ударов по Великобритании погибли 6 800 человек. ФАУ-2 были пущены в дело в ноябре 1944 года: ими обстреливали Лондон, Антверпен (Бельгия) другие европейские города.

24 декабря 1944 года фон Браун был награжден «рыцарским крестом с мечами». Дорнбергер также был награжден и досрочно произведен в генерал-лейтенанты.

Отметим, что при производстве ФАУ-2 немцы использовали принудительный труд заключенных из концлагерей. Комментируя информации о том, что при строительстве ФАУ-2 умерло больше людей, чем погибло от применения этой ракеты в качестве оружия, фон Браун он признавал: условия работы на заводе Миттельверк (город Нордхаузен) были «отвратительными». Но, по его словам, он никогда не становился свидетелем каких-либо смертей или избиений.

Кроме того, в своей книге «Вернер фон Браун: рыцарь космоса» он неоднократно утверждает, что «ничего не мог сделать» для рабочих. Оставшиеся в живых заключенные, напротив, рассказывают, что фон Браун стоял и смотрел, как пытали людей.

В 1944 году фон Браун по неясной причине попал в гестапо, но Дорнбергер смог добиться его условного освобождения, чтобы продолжать работу над ФАУ-2. К концу войны фон Браун вместе с группой Отто Скорцени занимался разработкой ракетного удара по небоскребу Эмпайр-стейт-билдинг (Нью-Йорк, США).

Важно отметить, что фон Брауна не только не было на Нюрнбергском процессе. После разгрома Третьего рейха он продолжил свою работу в США, в 1955 году получив американское гражданство. Он не был казнен как военный преступник, а умер в США от рака поджелудочной железы в возрасте 65 лет.

В США

Как же получилось, что эсэсовец безнаказанно скрылся в США? В 1945 году фон Браун сдался американцам в плен — не желая отвечать на нюрнбергской скамье за свои преступления. Его переправили в США, спасая от суда над нацистскими преступниками.

Свой выбор в пользу США фон Браун объяснил «гуманистическим соображениями»:

«Мы знаем, что мы создали новое средство ведения войны, и теперь моральный выбор — какой нации, какому победившему народу мы хотим доверить наше детище — стоит перед нами острее, чем когда-либо прежде. Мы хотим, чтобы мир не оказался бы вовлеченным в конфликт, подобный тому, через который только что прошла Германия. Мы полагаем, что только передав такое оружие тем людям, которых наставляет на путь Библия, мы можем быть уверены, что мир защищен наилучшим образом».

В США «биографию» фон Брауна «отмыли» от нацистского пошлого в рамках небезызвестной операции «Скрепка» (Operation Paperclip). Всё это делалось американцами не из уважения к науке, а из практических соображений: необходимо было торопиться с созданием баллистических ракет для потенциального удара по СССР.

Для начала «Вернер» (так к Брауну обращался его начальник, 26-летий майор Джим Хемилл ) должен был научить американцев обращению с ФАУ-2. Работы Брауна сопровождала компания General Electric. С сентября 1945 года Браун был поставлен главой Службы проектирования и разработки вооружения армии в Форт-Блиссе (штат Техас, США), а с 1950 года работал на военной базе «Редстоунский арсенал» (город Хантсвилл, штат Алабама, часть региона долины Теннесси).

Созданная здесь баллистическая ракета PGM-11 Redstone является прямым развитием ФАУ-2. Идет работа и над космической программой.

Значение работы «Вернера» на США не исчерпывается сферой «мирного космоса». Да, благодаря космическим разработкам бывшего нациста американцы первыми высадились на Луне. Под этим флагом США всегда и вели свои военные разработки, нацеленные на удержание господства над миром любой ценой. Господства, замешенного на неонацизме.

Снова процитирую «Странствие»:

"Что там Вернер фон Браун нагородил технически — конечно, важно… Но еще важнее другое. Антикоммунизм GID, 5-го управления ФБР и спецполиции DISC наконец-то получает завершение в виде слияния этого самого DISC с аппаратом Вернера фон Брауна — таким же нацистско-страстным, как и его шеф».

«Двадцать два года он работал во взаимодействии с «разведхозяйством», сооруженным GID, 5-м управлением ФБР, военными. Двадцать два года он на это «хозяйство» соответствующим образом влиял, прививая ему эсэсовский ген. Он внедрял туда кадры, реорганизовывал структуры, а главное — насыщал всё это идеологией».

И последнее. С 1960 года фон Браун был назначен директором Центра космических полетов NASA. Американцы гордятся тем, что на Луну первым высадился их соотечественник Нил Армстронг . Браун как создатель корабля «Аполлон-11» был награжден медалью NASA «За выдающуюся службу».

Показательно, что как только США сочли себя победителями в холодной войне, американская лунная программа пошла на спад, и дальнейшие проекты «отца американского космоса» так и остались нереализованными.

Вернер Магнус Максимилиан фрайхерр фон Браун, член НСДАП с 1937 года, штурмбаннфюрер СС.
Ключевая фигура легенд США о том, что 12 американских биосуществ в непревзойденных с тех пор скафандрах (секрет изготовления утерян) играли в гольф на Луне, куда прибыли на непревзойденном с тех пор космическом корабле (секрет изготовления утерян).
Родился в 1912 г. в Польше (тогда она была Германией), умер в 1977 г. в США.
«Фрайхерр», если что - это баронский титул.

Отец - министр продовольствия и сельского хозяйства в правительстве Веймарской республики (очень короткое время, полгода, и уже гораздо позже инфляции).
Мама аж по обеим линиям предков - королевской крови.
Маленький Вернер мечтал стать композитором, но не срослось, и примерно с 1930 года начал заниматься ракетами. Тут как раз подоспел Гитлер, который, видимо, уже тогда вполне понимал, что такое ракетостроение - нацистский режим запретил гражданские опыты по ракетостроению, а фон Браун получает гранты, полигон, степень доктора физических наук, диссертация о горении жидкого топлива засекречивается аж до 1960 года, и в 1934 году им уже запущена первая ракета на высоту 3,5 км.
Вместе с люфтваффе молодой перспективный ученый разрабатывает ракетные двигатели на жидком топливе, реактивные ускорители для самолётов, баллистическую ракету дальнего радиуса A-4, сверхзвуковую зенитную ракету «Вассерфаль».
В 1936 году - первый, не совсем удачный, полет самолета на реактивном двигателе.
С 1937 года фон Браун - технический руководитель германского ракетного исследовательского центра в Пенемюнде и главный конструктор ракеты A-4 (Фау-2), применявшейся во Второй мировой войне для обстрела Франции, Великобритании, Голландии и Бельгии.
То ли в декабре 1932 года, то ли в ноябре 1933 года, то ли в ноябре 1937 года (данные разные) фон Браун, конечно, вступает в НСДАП. Есть документы, что он поступил в школу СС 1 ноября 1933 года, а потом, 1 мая 1937 года - в национал-социалистическую партию, и с мая 1940 года до самого конца войны был офицером СС.
Фон Браун получил чин унтерштурмфюрера, сам Гиммлер потом три раза повышал его в звании. В последний раз - в июне 1943 года до штурмбаннфюрера СС.
В декабре 1942 года Гитлер подписал приказ о производстве ракет A-4 как «оружия возмездия», устанавливающий в качестве цели для разработчиков Лондон.
После показа Брауном в июле 1943 года цветного фильма, демонстрирующего взлёт A-4, Гитлер пришёл в восторг и лично дал ему звание профессора. Для Германии и для того времени это было совершенно исключительно. Брауну - 31 год.
К тому времени английская и советская разведки уже знали о ракетной программе в Пенемюнде. Этому придавалось настолько огромное значение, что в ночь с 17 на 18 августа 1943 года английская бомбардировочная авиация провела спецоперацию "Гидра": 596 самолётов сбросили на ракетный центр фон Брауна 1800 тонн бомб. Тем не менее, уцелел и сам центр, и основная группа разработчиков.
Первая боевая A-4, в целях пропаганды переименованная в V-2 (Vergeltungswaffe 2 - «Оружие возмездия 2»), была выпущена по Великобритании 7 сентября 1944 года, спустя всего 21 месяц после того, как проект был официально принят.
В то время уже ощущалась нехватка рабочей силы, и был применен рабский труд заключенных концлагерей. Впоследствии оказалось, что при строительстве ракет Фау-2 умерло больше людей, чем погибло от применения этой ракеты в качестве оружия. Фон Браун сам отбирает рабов - есть его переписка с согласием лично участвовать, например, в отборе заключенных из Бухенвальда.
Вот свидетельство одного из них:

Даже не заслушав мои объяснения, (фон Браун) приказал Майстеру (Meister) дать мне 25 ударов… Затем, решив, что удары не были достаточно сильны, он приказал, чтобы меня выпороли более жестоко… фон Браун приказал перевести мне, что я заслуживаю худшего, что на самом деле я заслужил, чтобы меня повесили… Я считаю, что его жестокость, жертвой которой я стал лично, стала красноречивым свидетельством его нацистского фанатизма. - Biddle, Wayne. Dark Side of the Moon (W.W. Norton, 2009) pp. 124-125.

Другой заключённый утверждал, что фон Браун стоял и смотрел, как заключённых вешали на цепях подъёмников. (Сам Браун после войны, конечно, мамой поклялся, что он «никогда не видел никакого жестокого обращения или убийств» и только «доносились слухи…, что некоторые из заключённых были повешены в подземных галереях».)
В марте 1944 по доносу о словах "жаль, что война идет не так" попадает в Гестапо на две недели. Ценного кадра освобождает лично Гитлер.
Весной 1945 года фон Браун собрал свою команду разработчиков и попросил их определиться, как и кому им всем следует сдаться в плен. Решено было сдаваться американцам.
Он подделывает документы и отправляет 500 человек туда, где, по его прикидкам, их захватят войска США. Основные чертежи ракет фон Браун прячет в заброшенной шахте.
Ну, а дальше, как известно, все срослось, 20 июня 1945 года госсекретарь США одобрил переезд фон Брауна и его сотрудников в Америку, до 1 октября 1945 года об этом не объявлялось в открытую - им готовили фальшивые биографии.

Карьера в США до запуска советского спутника протекала не особо впечатляюще - ну, ракеты разрабатывал.
Все разрабатывали.
Зато потом события начались сказочные.
Начало было примерно такое: ему было разрешено запустить свою полностью готовую «Юнону», но только после пробного запуска ракеты ВМФ.
Которая поднялась ровно на один метр.
Таким образом, спутник фон Брауна был запущен с опозданием на год, но зато он навсегда избавился от ВМФ США как прямого конкурента и вышел на первые роли.
И вот тут началась та космическая программа США, которую создали немцы. Абсолютно всю. Только немцы. Они были на всех мало-мальски значимых руководящих должностях.
Подробно пересказывать не буду, поскольку в рамках истории фон Брауна самое интересное - это вопрос:
- фон Браун лоханулся со своим F-1, и поэтому НАСА волей-неволей было вынуждено провести полеты в студии Кубрика,
или
- фон Браун сознательно саботировал проект, и НАСА волей-неволей было вынуждено провести полеты в студии Кубрика?
За каждый из этих вариантов есть немножко косвенных доводов, но факты четко говорят: еще начиная с "Джемини", абсолютно вся космическая программа США - фотошоп.
Это знали все, причастные к проекту.
И это знало правительство США.
Что же касается самого фон Брауна - его роль грустная.
И относились к нему (после того, как всем стало ясно, что F-1 - лажа) явно по-свински.
Например, можем ли мы представить, чтобы Королёва в разгар очередного этапа космической гонки вдруг сдернули с места и отправили в длительную (не на один месяц) командировку в Заполярье низачем?
Бред, конечно.
А вот фон Брауна, главного специалиста США по ракетной технике, в 1966-1967 гг. отправили в Антарктиду.
Без обоснования.
Официальные причины были смешные: изучение логистики и проблем акклиматизации человека в суровых антарктических условиях, близких к космическим.
В общем, бред.
Основная версия скептиков: в наказание за провал фон Брауна, как последнего негра-уборщика, отправили собирать лунные метеориты - раз уж принято решение о том, что легче сделать красивые фотки, чем слетать к Луне, то надо же было готовиться предъявлять миру лунные камни.
А в 1972 году фон Брауна, еще до официального завершения лунной программы НАСА, уже отправили в какую-то совершенно бесславную отставку.
Причин этому (в свете официального восторженного признания все миром того, что лунная победа США - это высшее достижение человечества) нет и не может быть никаких вообще.

ps
Как ни странно, в Википедии есть такая фраза: по мнению Б.Е. Чертока, деятельность В. Брауна способствовала разгрому Германии во второй мировой войне.

Вернер Магнус Максимилиан фрайхерр фон Браун (нем. Wernher Magnus Maximilian Freiherr von Braun ; 23 марта 1912, Вирзиц, провинция Позен, Пруссия — 16 июня 1977, Александрия, Виргиния, США) — немецкий, а с конца 1940-х годов — американский конструктор ракетно-космической техники, один из основоположников современного ракетостроения, создатель первых баллистических ракет. В США он считается «отцом» американской космической программы.

Вернер фон Браун родился в городе Вирзиц в провинции Позен тогдашней Германской империи (ныне — Выжиск в Польше). Он был вторым из трёх сыновей в семье, принадлежавшей к аристократическому роду, и унаследовал титул «фрайхерр» (соответствует баронскому). Его отец, Магнус фон Браун (1878—1972), был министром продовольствия и сельского хозяйства в правительстве Веймарской республики (см. Список министров продовольствия и сельского хозяйства Германии). У его матери, Эмми фон Квисторп (1886—1959), обе линии предков восходили к королевским семьям. У Вернера был младший брат, которого также назвали Магнус фон Браун. На конфирмацию мать подарила будущему ракетостроителю телескоп, что дало ему толчок к увлечению астрономией.

После Первой мировой войны Вирзиц был передан Польше, а его семья, подобно многим другим немецким семьям, выехала в Германию. Фон Брауны осели в Берлине, где 12-летний Вернер, вдохновлённый рекордами скорости Макса Валье и Фрица фон Опеля, осуществлёнными на автомобилях с ракетными двигателями, вызвал большое смятение на переполненной улице, взорвав игрушечный автомобиль, к которому прикрепил множество петард. Маленького изобретателя забрали в полицию и держали там, пока его отец не пришёл за ним в участок.

Фон Браун был музыкантом-любителем, получил соответствующее образование, мог по памяти играть произведения Баха и Бетховена. Он с раннего возраста научился играть на скрипке и фортепиано и первоначально мечтал стать композитором. Он брал уроки у Пауля Хиндемита, знаменитого немецкого композитора. Сохранилось несколько юношеских сочинений фон Брауна, и все они напоминают произведения Хиндемита.

В 1919—1920 годах учился в Гумбинненской Фридрихшуле (его отец, Магнус фон Браун, был в это время президентом Гумбинненского правительства). С 1925 года Браун посещал школу-интернат в замке Эттерсбург, неподалёку от Веймара, где у него не было хороших отметок по физике и математике. В 1928 году его родители перевели его в интернат имени Германа Литца на острове Шпикерог в Северном море в Восточной Фризии. Здесь он добыл экземпляр книги «Ракета для межпланетного пространства» Германа Оберта. Браун и прежде был очарован идеей космических полётов, а теперь он стал целенаправленно заниматься физикой и математикой, чтобы потом конструировать ракеты.

В 1930 году Браун поступил в Берлинский технический университет, где присоединился к группе «Verein für Raumschiffahrt» («VfR», «Общество космических путешествий»), где помогал Вилли Лею в испытании ракетного двигателя на жидком топливе вместе с Германом Обертом. Также Браун учился в Швейцарской высшей технической школе Цюриха. Хотя он и работал в оставшуюся часть жизни в основном над военными ракетами, космические путешествия так и остались его основным интересом.

Один случай в начале 30-х снискал Брауну уважение. Браун посетил презентацию, устроенную Огюстом Пикаром, который в то время был пионером полётов в стратосферу. После выступления Пикара молодой студент подошёл к нему и заявил: «Знаете, я планирую когда-нибудь отправиться в полёт на Луну». Рассказывают, что Пикар ответил словами поддержки.

На фон Брауна оказал большое влияние Герман Оберт, про которого немецкий ракетостроитель сказал:

«Герман Оберт был первым, кто, подумав о возможности создания космических кораблей, взял в руки логарифмическую линейку и представил математически обоснованные идеи и конструкции… Лично я вижу в нём не только путеводную звезду моей жизни, но также и обязан ему своими первыми контактами с теоретическими и практическими вопросами ракетостроения и космических полётов. В истории науки и технологии за его революционный вклад в области астронавтики ему должно быть отведено почётное место.»

В 1930 году начал работать над ракетами на жидком топливе в Германии. В 1932 году принят в военную ракетную научную группу Дорнбергера. В 1932—1933 годах на полигоне близ Куммерсдорфа осуществил запуск нескольких ракет на высоту 2000—2500 метров.

Вернер фон Браун работал над своей диссертацией, когда в 1933 году к власти пришёл Гитлер и НСДАП. Ракетостроение практически немедленно стало важным вопросом повестки дня. Капитан артиллерии Вальтер Дорнбергер, фактически курировавший разработку ракет в рейхсвере, организовал предоставление Брауну от департамента артиллерийского вооружения гранта на исследования. С того времени Браун работал рядом с существовавшим Куммерсдорфским опытным полигоном Дорнбергера для твёрдотопливных ракет. Ему была присвоена степень доктора физических наук (ракетостроение) 25 июля 1934 года от Берлинского университета за работу, озаглавленную «Об опытах по горению», его куратором был немецкий физик Эрих Шуман. Но это была только открытая часть его труда, полная диссертация, датированная 16 апреля 1934 года, называлась «Конструктивные, теоретические и экспериментальные подходы к проблеме создания ракеты на жидком топливе». Она была засекречена по требованию армии и не публиковалась до 1960 года. К концу 1934 года его группа успешно запустила две ракеты, которые достигли высоты 2,2 и 3,5 км.

В то время немцы были крайне заинтересованы в разработках американского физика-ракетчика Роберта Годдарда. До 1939 года немецкие учёные эпизодически связывались с Годдардом напрямую для обсуждения технических вопросов. Вернер фон Браун использовал схемы Годдарда, публиковавшиеся в разных журналах, и объединил их при строительстве серии ракет Aggregat (A). Ракета A-4 больше известна как Фау-2. В 1963 году Браун, размышляя над историей ракетотехники, так отозвался о работе Годдарда: «Его ракеты… по сегодняшним меркам могли показаться весьма примитивными, но они оставили заметный след в развитии и уже имели многие элементы, которые используются в самых современных ракетах и космических кораблях».

В 1944 году, незадолго до того, как нацисты начали бомбардировать Англию при помощи Фау-2, Годдард подтвердил, что фон Браун воспользовался его работами. Опытный образец Фау-2 улетел в Швецию и разбился там. Кое-какие части от ракеты были переправлены в США, в лабораторию в Аннаполисе, где Годдард проводил исследования для ВМФ Штатов. Видимо, Годдард исследовал обломки ракеты, которая 13 июня 1944 года в результате технической ошибки персонала ушла на неверный курс и разбилась неподалёку от шведского городка Беккебу. Правительство Швеции обменяло обломки неизвестной ракеты англичанам на истребители Спитфайр. В Аннаполис попала только какая-то часть обломков. Годдард опознал те детали ракеты, изобретателем которых он являлся, и сделал вывод, что плод его трудов превратили в оружие.

С момента, когда Общество космических путешествий VFR прекратило в 1933 году свою работу, в Германии не осталось объединений ракетчиков, а новый нацистский режим запретил гражданские опыты по ракетостроению. Ракеты позволялось строить только военным, и для их нужд был построен огромный ракетный центр (нем. ) в деревне Пенемюнде на севере Германии, на Балтийском море. Это место было выбрано отчасти по рекомендации матери фон Брауна, вспомнившей, что её отец любил в тех местах охотиться на уток. Дорнбергер стал военным руководителем полигона, а Браун — техническим директором. В сотрудничестве с люфтваффе центр в Пенемюнде разрабатывал ракетные двигатели на жидком топливе, а также реактивные ускорители взлёта для самолётов. Также там разрабатывали баллистическую ракету дальнего радиуса A-4 и сверхзвуковую зенитную ракету «Вассерфаль».

В ноябре 1937 года (по другим источникам, 1 декабря 1932 года) фон Браун вступил в НСДАП. В документе военной администрации американской зоны оккупации Германии (англ. Office of Military Government, United States ), датированном 23 апреля 1947 года, утверждается, что фон Браун поступил в школу верховой езды Ваффен-СС в 1933 году, потом, 1 мая 1937 года, в национал-социалистскую партию, и с мая 1940 года до самого конца войны был офицером Ваффен-СС.

После войны, объясняя, почему он стал членом НСДАП, Браун писал:

«От меня официально потребовали вступить в национал-социалистскую партию. В то время (1937 год) я уже был техническим директором военного ракетного центра в Пенемюнде… Мой отказ вступить в партию означал бы, что я должен отказаться от дела всей моей жизни. Поэтому я решил вступить. Моё членство в партии не означало для меня участие в какой-либо политической деятельности… Весной 1940 года ко мне в Пенемюнде приехал штандартенфюрер СС Мюллер и сообщил мне, что рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер прислал его с приказом убедить меня присоединиться к СС. Я немедленно позвонил своему военному начальнику… генерал-майору В. Дорнбергеру. Он мне ответил, что… если я желаю продолжить нашу совместную работу, то у меня нет другого выбора, кроме как согласиться.»

Это утверждение Брауна часто оспаривается, потому что в 1940 году Ваффен-СС ещё не выказывало никакого интереса к работам, проводившимся в Пенемюнде. И также спорно утверждение, что якобы на персон аналогичного фон Брауну положения давили с целью вступления в НСДАП, оставив в покое членство в СС. Когда показали фото Брауна, стоящего позади Гиммлера в униформе СС, Браун якобы ответил, что надел форму только для того случая, но в 2002 году бывший офицер СС в Пенемюнде рассказал Би-би-Си, что фон Браун регулярно появлялся на официальных мероприятиях в эсэсовской форме; следует отметить, что это было обязательным требованием. Вначале ему присвоили чин унтерштурмфюрера, впоследствии Гиммлер три раза повышал его в звании, в последний раз в июне 1943 года до штурмбаннфюрера СС. Браун заявлял, что это было якобы автоматическим повышением, уведомление о котором он получал каждый год по почте.

22 декабря 1942 года Адольф Гитлер подписал приказ о производстве ракет A-4 как «оружия возмездия», устанавливающий в качестве цели для разработчиков Лондон. После показа Брауном 7 июля 1943 года цветного фильма, демонстрирующего взлёт A-4, Гитлер пришёл в восторг и вскоре лично дал ему звание профессора. Для Германии и для того времени это было совершенно исключительное пожалование для инженера, которому исполнился всего 31 год.

С 1937 года Браун — технический руководитель германского ракетного исследовательского центра в Пенемюнде (нем. Heeresversuchsanstalt Peenemünde ) и главный конструктор ракеты A-4 (Фау-2), применявшейся во Второй мировой войне для обстрела городов Франции, Великобритании, Голландии и Бельгии.

В том же 1937 году вступил в Национал-социалистическую партию. В рамках проекта по созданию «оружия возмездия» — баллистической ракеты Фау-2, долетавшей до Лондона за 6 минут, перешёл в подчинение ведомства СС. Получил звание штурмбаннфюрера СС в июне 1943 года.

К тому времени английские и советские разведывательные службы были осведомлены о ракетной программе и команде разработчиков в Пенемюнде. В ночь с 17 на 18 августа 1943 года английская бомбардировочная авиация провела операцию Гидра. 596 самолётов взяли курс на Пенемюнде и сбросили на ракетный центр 1800 тонн бомб. Тем не менее, уцелел и сам центр, и основная группа разработчиков. Но в ходе рейда погибли конструктор двигателя Вальтер Тиль (Walter Thiel) и главный инженер Вальтер (Walther), что задержало ход немецкой ракетной программы.

Первая боевая A-4, в целях пропаганды переименованная в V-2 (Vergeltungswaffe 2 — «Оружие возмездия 2»), была выпущена по Великобритании 7 сентября 1944 года, спустя всего 21 месяц после того, как проект был официально принят.

В 1936 году ракетная команда фон Брауна на полигоне в Куммерсдорфе исследовала возможность установки жидкостного реактивного двигателя на самолёт. Эрнст Хейнкель горячо поддерживал эти работы и предоставил сначала He 72(англ.) русск. , а позднее — два истребителя He 112(англ.) русск. для экспериментов. В конце 1936 года Рейхсминистерство авиации направило в помощь Вернеру фон Брауну и Эрнсту Хейнкелю лётчика-испытателя Эриха Варзица. Во-первых, Варзиц в то время был одним из самых опытных лётчиков-испытателей, во-вторых, потому, что он обладал уникальным багажом технических знаний. После того, как Браун ознакомил Варзица с работой двигателя на испытательном стенде на земле, показал аналогичный двигатель, установленный на самолёт, он спросил:

«Станете ли вы работать с нами и испытывать реактивный двигатель в воздухе? Тогда, Варзиц, вы станете знаменитым. А позднее мы полетим на Луну — с вами у штурвала!»

В июне 1937 года в Нойхарденберге (большое поле в 70 км к востоку от Берлина, зарезервированное в качестве запасного аэродрома на случай войны) в опытный полёт отправился один из He 112. Взлёт происходил на поршневом двигателе, в воздухе Эрих Варзиц глушил мотор и продолжал полёт на ракетном двигателе фон Брауна. Несмотря на то, что самолёт сел «на брюхо» и фюзеляж загорелся, было официально доказано, что самолёт может удовлетворительно летать с толкающим движителем, расположенным сзади.

Проводившиеся в то же время эксперименты Гельмута Вальтера с ракетами на пероксиде водорода привели к созданию лёгких и простых реактивных двигателей Вальтера, удобных и для установки на самолёт. Фирме Гельмута Вальтера в Киле рейхсминистерство авиации также поручило создать ракетный двигатель для He 112. И в Нойхарденберге испытания прошли два разных ракетных двигателя: двигатель фон Брауна на этиловом спирте и жидком кислороде и двигатель Вальтера на пероксиде водорода и перманганате кальция в качестве катализатора. В двигателе фон Брауна реактивная струя создавалась в результате непосредственного сжигания топлива, а в двигателе Вальтера использовалась химическая реакция, при которой возникал раскалённый пар. Оба двигателя создавали тягу и обеспечивали высокую скорость. Последующие полёты на He 112 происходили на двигателе Вальтера. Он был более надёжным, проще в управлении и представлял меньшую опасность как для лётчика, так и для самолёта.

Генерал СС Ганс Каммлер, который в качестве инженера принимал участие в проектировании нескольких концентрационных лагерей, включая Освенцим, был известен своей жестокостью. Он предложил использовать принудительный труд заключённых из концлагерей для строительства ракет. В апреле 1943 года Артур Рудольф, главный инженер завода по производству Фау-2 в Пенемюнде, поддержал эту идею. В то время уже ощущалась нехватка рабочей силы. Впоследствии оказалось, что при строительстве ракет Фау-2 умерло больше людей, чем погибло от применения этой ракеты в качестве оружия. Фон Браун признавался, что много раз посещал секретный подземный завод Миттельверк и называл условия работы на заводе «отвратительными», но утверждал, что он никогда не становился свидетелем каких-либо смертей или избиений, хотя к 1944 году ему должно было быть известным о таких смертях. Браун утверждал, что он сам не посещал концлагерь Дора-Миттельбау, в котором 20 000 человек умерли от болезней, побоев, непосильных условий труда или были повешены.

15 августа 1944 года Браун написал письмо Альбину Саватцки (Albin Sawatzki), руководившему производством V-2, в котором соглашался лично отобрать работников из концлагеря Бухенвальд, которые, как он якобы признал в некоем интервью 25 лет спустя, находились в «ужасном состоянии».

В книге «Вернер фон Браун: рыцарь космоса» (англ. Wernher von Braun: Crusader for Space ) Браун неоднократно утверждает, что он находился в курсе по поводу условий работников, но чувствовал себя абсолютно неспособным изменить их. Его друг приводит слова фон Брауна по визиту в Миттельверк:

Это было жутко. Моим первым побуждением было поговорить с одним из охранников СС, на что я услышал резкий ответ, что мне надлежит заниматься своим делом или я рискую оказаться в такой же полосатой тюремной робе!… Я понял, что любая попытка сослаться на принципы гуманности будет совершенно бесполезной.

Когда участника команды Брауна Конрада Данненберга в интервью «The Huntsville Times» спросили, мог ли фон Браун протестовать против ужасных условий содержания подневольных работников, он ответил: «Если бы он это сделал, то, я думаю, его могли расстрелять на месте».

Другие обвиняли фон Брауна в том, что тот принимал участие в бесчеловечном обращении или позволении такого отношения. Ги Моран (Guy Morand), французский участник Сопротивления, бывший пленником в концлагере Дора, в 1995 году засвидетельствовал, что после явной попытки саботажа:

Даже не заслушав мои объяснения, (фон Браун) приказал Майстеру (Meister) дать мне 25 ударов… Затем, решив, что удары не были достаточно сильны, он приказал, чтобы меня выпороли более жестоко… фон Браун приказал перевести мне, что я заслуживаю худшего, что на самом деле я заслужил, чтобы меня повесили… Я считаю, что его жестокость, жертвой которой я стал лично, стала красноречивым свидетельством его нацистского фанатизма.

Другой французский заключённый Робер Казабон (Robert Cazabonne) утверждал, что был свидетелем, как фон Браун стоял и смотрел, как заключённых вешали на цепях подъёмников. Сам Браун заявлял, что он «никогда не видел никакого жестокого обращения или убийств» и только «доносились слухи…, что некоторые из заключённых были повешены в подземных галереях».

По данным французского историка Андре Селье, прошедшего через концлагерь Дора-Миттельбау, Гиммлер в феврале 1944 года принял фон Брауна в своей штаб-квартире Гохвальд в Восточной Пруссии. Чтобы усилить свои позиции в иерархии нацистской власти, Генрих Гиммлер устроил заговор, чтобы при помощи Каммлера взять в свои руки контроль над всеми немецкими программами по вооружениям, включая разработку Фау-2 в Пенемюнде. Поэтому Гиммлер посоветовал Брауну более тесно сотрудничать с Каммлером в решении проблем Фау-2. Однако, как утверждал сам фон Браун, он ответил, что проблемы с Фау-2 чисто технические и он уверен, что решит их с помощью Дорнбергера.

По всей видимости, фон Браун с октября 1943 года состоял под надзором СД. Однажды был получен отчёт о том, как он и его коллеги Клаус Ридель и Гельмут Греттруп вечером дома у инженера высказывали сожаление, что они не работают над космическим кораблём и все они полагают, что война не идёт хорошо. Это расценивалось как «пораженческие настроения». Об этих высказываниях доложила молодая женщина-стоматолог, бывшая одновременно агентом СС. Вместе с ложными обвинениями Гиммлера о симпатии фон Брауна коммунистам и о якобы его попытках саботажа программы Фау-2, и принимая во внимание, что Браун имел диплом лётчика и регулярно летал на предоставленном государством самолёте и, таким образом, мог убежать в Англию — всё это стало причиной ареста фон Брауна гестапо.

Не ожидавший ничего плохого Браун был арестован 14 или 15 марта 1944 года и был брошен в тюрьму гестапо в Штеттине. Там он провёл две недели, не зная, в чём его обвиняют. Только с помощью абвера в Берлине Дорнбергер сумел добиться условного освобождения фон Брауна, а Альберт Шпеер, рейхсминистр вооружений и военной промышленности, убедил Гитлера восстановить Брауна в должности, чтобы программа «Фау-2» могла продолжаться. Шпеер, цитируя в своих мемуарах «Führerprotokoll» (протоколы заседаний Гитлера) от 13 мая 1944 года, пишет, что Гитлер сказал в заключение беседы: «Что касается Б., я вам гарантирую, что он будет освобождён от преследования до тех пор, пока он будет вам необходим, несмотря на общие затруднения, которые могут последовать».

Красная армия весной 1945 года была уже в 160 км от Пенемюнде, когда фон Браун собрал свою команду разработчиков и попросил их определиться, как и кому им всем следует сдаться в плен. Опасаясь репрессий Красной армии по отношению к пленным, фон Браун и его сотрудники решили попытаться сдаться в плен американцам. Каммлер приказал команде фон Брауна переехать в центр Германии. Одновременно был получен противоречащий этому распоряжению приказ армейского командования — присоединиться к армейским частям и сражаться. Рассудив, что приказ Каммлера повышает шансы на сдачу в плен американцам, фон Браун подделал документы и отправил 500 членов своей команды в район Миттельверка, где они продолжили свою работу. Опасаясь, что его чертежи и документация будут уничтожены СС, фон Браун приказал спрятать копии в заброшенном стволе шахты в горном массиве Гарц.

В марте, будучи в деловой поездке, Браун сломал левую руку и плечо из-за того, что его шофёр уснул за рулём. Перелом оказался осложненным, но Браун настоял, чтобы ему наложили гипсовую повязку и он мог бы больше не оставаться в больнице. Конструктор недооценил травму, кость стала сращиваться неправильно, месяц спустя ему пришлось снова лечь в больницу, где ему снова сломали руку и наложили повязку по новой.

В апреле войска союзников проникли достаточно глубоко в Германию. Каммлер приказал научной команде сесть на поезд и отправиться в Обераммергау в Баварских Альпах. Здесь они находились под тщательной охраной СС, которой было приказано ликвидировать всех ракетчиков при угрозе попадания их к врагу. Однако фон Браун сумел убедить майора СС Куммера рассредоточить группу по ближайшим деревням, чтобы не стать лёгкой мишенью для американских бомбардировщиков.

2 мая 1945 года, заметив американского солдата из 44 пехотной дивизии, брат Вернера и по совместительству его коллега инженер-ракетчик Магнус догнал его на велосипеде и сказал ему на ломаном английском: «Меня зовут Магнус фон Браун. Мой брат изобрёл Фау-2. Мы хотим сдаться». После пленения Браун сказал прессе:

«Мы знаем, что мы создали новое средство ведения войны и теперь моральный выбор — какой нации, какому победившему народу мы хотим доверить наше детище — стоит перед нами острее, чем когда-либо прежде. Мы хотим, чтобы мир не оказался бы вовлечённым в конфликт, подобный тому, через который только что прошла Германия. Мы полагаем, что только передав такое оружие тем людям, которых наставляет на путь Библия, мы можем быть уверены, что мир защищён наилучшим образом».

Высшие чины командования США хорошо знали, сколь ценная добыча попалась им в руки: фамилия фон Брауна возглавляла «Чёрный список» — кодовое наименование перечня немецких учёных и инженеров из числа тех, кого американские военные эксперты хотели бы допросить как можно скорее. 19 июля 1945 года, за два дня до запланированной передачи территории в зону советской оккупации, майор американской армии Роберт Б. Стэвер, шеф отдела реактивного движения Исследовательской и разведывательной службы Артиллерийского корпуса армии США в Лондоне и подполковник Р. Л. Уильямс посадили фон Брауна и руководителей его отделов в джип и доставили из Гармиша в Мюнхен. Затем группу перевезли по воздуху в Нордхаузен, а на следующий день — на 60 км юго-западнее, в городок Витценхаузен, находившийся в американской зоне оккупации. Фон Браун ненадолго задержался в центре допросов «Дастбин» (англ. Dustbin , «Мусорный ящик»), где представителей элиты Третьего рейха в области экономики, науки и техники допрашивали английские и американские разведслужбы. Изначально он был завербован для работы в США по программе Операция «Беспросветность» (англ. Operation Overcast ), позднее ставшей известной под названием Операция «Скрепка».

20 июня 1945 года госсекретарь США одобрил переезд фон Брауна и его сотрудников в Америку, но до 1 октября 1945 года об этом не объявлялось в открытую.. Браун вошёл в число тех учёных, для которых Объединённое агентство по целям разведки (англ. Joint Intelligence Objectives Agency , JIOA) США создало фиктивные биографии и удалило упоминания о членстве в НСДАП и о связях с нацистским режимом из открытых записей. «Отмыв» их от нацизма, американское правительство таким образом дало учёным гарантии безопасности для работы в США. Название операции «Скрепка» (англ. Paperclip ) произошло от скрепок, которыми прикреплялись новые биографии учёных к их личным делам «государственных научных деятелей США».

Первые семь специалистов прибыли в Соединённые Штаты на военный аэродром в Ньюкасле, штат Делавэр, 20 сентября 1945 года. Затем они перелетели в Бостон и на лодке доставлены на базу военной разведки США(англ.) русск. в форте Стронг в Бостонской бухте. Затем все кроме Брауна прибыли на Абердинский испытательный полигон в штате Мэриленд, чтобы разобрать взятые в Пенемюнде документы. Эти документы должны были позволить учёным продолжить эксперименты с ракетами.

В конце концов, фон Браун и оставшаяся часть его команды из Пенемюнде прибыли в свой новый дом в Форт Блисс(англ.) русск. , штат Техас, на крупную базу американской армии к северу от Эль-Пасо. Фон Браун позднее писал, что ему было трудно вызвать в себе «искреннюю эмоциональную привязанность» к своему новому окружению. Его главный инженер-конструктор Вальтер Ридель стал героем опубликованной в декабре 1946 года статьи «Немецкий учёный утверждает, что американская еда безвкусная, а курица похожа на резину». Материал вскрыл присутствие команды фон Брауна в США, что стало поводом для критики со стороны Альберта Эйнштейна и Джона Дингелла. Просьбы немцев как-то улучшить условия жизни, например, постелить линолеум на покрытый трещинами деревянный пол, отвергались. Фон Браун отмечал: «…в Пенемюнде нас баловали, а тут мы считали каждый пенни…» Когда ему было 26, фон Браун руководил работой тысяч инженеров, а теперь он подчинялся «прыщавому» 26-летнему майору Джиму Хемиллу, у которого было только незаконченное инженерное образование. Его подчинённые-немцы обращались к нему «герр профессор», а Хемилл обращался к нему «Вернер» и никогда не хлопотал, если Браун просил дополнительные материалы, а любое предложение, касающееся новых идей о ракетах, отвергалось.

3 мая 1945 года Вернер фон Браун сдался наступающей американской армии вместе с документацией и частью специалистов из германской ракетной группы, что не помешало советским инженерам восстановить большую часть чертежей по оставшимся деталям, хотя сами ракеты и были взорваны. Ракетные двигатели из Пенемюнде стали прообразом советских двигателей для ракет Р-1, Р-2, Р-5. С сентября 1945 года — в США, возглавил Службу проектирования и разработки вооружения армии в Форт-Блиссе (штат Техас). С 1950 года работал в Редстоунском арсенале в Хантсвилле (штат Алабама). 11 сентября 1955 года получил американское гражданство. Американцы ограничили его разработкой только ракет малой дальности. Контракт на спутник получил конкурент Брауна — военно-морской флот США.

С 1956 года — руководитель программы разработки межконтинентальной баллистической ракеты «Юпитер-С» и спутника серии «Эксплорер». После запуска советских спутников ему было разрешено запустить свой «Юпитер-С». Но только после пробного запуска ракеты ВМФ, которая смогла подняться только на один метр. Таким образом, спутник фон Брауна был запущен с опозданием в один год.

С 1960 года — член Национального управления США по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA) и директор Центра космических полётов NASA. Руководитель разработок ракет-носителей серии «Сатурн» и космических кораблей серии «Аполлон».

1966 год — в январе провёл неделю в Антарктиде.

16 июля 1969 года ракета-носитель «Сатурн-5» доставила космический корабль «Аполлон-11» на окололунную орбиту.

20 июля 1969 года Нил Армстронг, командир «Аполлона-11», стал первым человеком на Земле, ступившим на лунную поверхность. За этот полёт Браун был награждён медалью НАСА «За выдающуюся службу» в 1969 году.

После «Аполлона-11» фон Браун осуществил ещё 5 успешных пилотируемых полётов на Луну.

С 1970 года — заместитель директора NASA по планированию пилотируемых космических полётов, с 1972 года работал в промышленности на посту вице-президента фирмы «Фэрчайлд спейс индастриз» в Джермантауне, штат Мэриленд.

Его проектам лунной станции не суждено было реализоваться в связи со свёртыванием борьбы двух держав (США и СССР) за превалирование в освоении Луны. Результаты его работы стали мощной основой для покорения космоса другими конструкторами ракетной техники.

После ухода из НАСА в 1972 году прожил всего пять лет и умер от рака.

Вернер фон Браун работал на СССР?
Осенью 1933 года английский журналист С. Делмер, работавший в Германии, на окраине Берлина забрел на пустырь. На нем двое мужчин что-то делали с загадочным длинным сигарообразным предметом с заостренным носом. «И что же это будет?», - поинтересовался Делмер. «Да так, один из вариантов ракет. Думаем, наши ракеты выкинут на свалку истории и артиллерию, и бомбардировщики», - сказал тот, что постарше, представившийся инженером Рудольфом Небелем. «Ракеты перевернут ход истории человечества, оно покинет землю», - добавил второй, красивый блондин лет двадцати, отрекомендовавшийся Вернером фон Брауном. Англичанин, скептически посмотрев на компаньонов, не стал ждать окончания их работы, и ушел. Знал бы он, что через десять лет ракеты ФАУ-2, созданные под руководством блондина, наведут ужас на «старую, добрую Англию»…
На старт вызываются инженеры фон Браун и Королев!
Вернер фон Браун родился 23 марта 1912 года в городе Вирзице, ныне именуемом Выжиском и находящимся в Польше. Мальчик, происходивший из старинного прусского дворянского рода, был смышленый, до знаний жадный. Закончив школу, он учился в трех институтах в Цюрихе и Берлине.
В то время ученые многих стран Европы уже задумывались над разработкой не только сравнительно небольших пороховых ракет, известных еще древним китайцам, но и огромных ракет на жидком топливе. Толчком к этому послужила работа Константина Эдуардовича Циолковского «Исследование мировых пространств реактивными приборами», в которой великий русский мечтатель и ученый еще в 1903 году описал принцип устройства жидкостного ракетного двигателя.
И вот в 1929 году в Германии министр рейхсвера отдает секретный приказ «начать опыты с целью изучить возможности применения ракетного двигателя для военных целей». Задел у немцев был еще с 1917 года, когда фельдфебель австрийской армии, будущий Нобелевский лауреат Герман Оберт, разработал проект боевой ракеты на смеси спирта и кислорода для доставки 10 тонн взрывчатки на несколько сот километров. В 20-е годы в Германии с ракетными двигателями экспериментировали не только Небель с фон Брауном. Чтобы объединить усилия, для ведения работ по ракетостроению при отделе баллистики и боеприпасов управления вооружения рейхсвера была создана группа по исследованию жидкостных ракетных двигателей (далее-ЖРД) под руководством военного инженера капитана Вальтера Дорнбергера.
Именно под руководством Дорнбергера, быстро ставшего генералом, и началась в Германии разработка реактивных двигателей на жидком топливе. В октябре 1932 года в лабораторию инженер-капитана пришел работать 20-ти летний Вернер фон Браун. Он оказался на редкость толковым и вскоре стал ведущим конструктором и ближайшим помощником Дорнбергера. В 1933 году под их руководством разрабатывается ракета А-1, что означало «агрегат первый». В 1934 году «агрегат второй» уже достиг высоты 2,2 км. Ракета А-2 весила 150 кГ, имела длину 1,4 метра и диаметр 30см. Ее-то и увидел англичанин на пустыре под Берлином…
Практически одновременно с немцами начались работы по ракетам с ЖРД и в Советском Союзе. В 1931 году в Москве, Ленинграде, Харькове, Баку на общественных началах создаются Группы изучения реактивного движения (ГИРДы). Начальником Московской ГИРД назначается 24-х летний Сергей Королев. С августа 1932 года ГИРД стали финансироваться Управлением военных изобретений Рабоче Крестьянской Красной Армии (РККА). Дело пошло, заочное соревнование «Королев-Браун» началось!
Со старта соперники ушли примерно одинаково.
В августе 1933 года на высоту 1,5 км взлетела советская ракета „09”, в ноябре в небо поднялась „ГИРД-Х”, первая советская ракета, работавшая на жидком (горючее - этиловый спирт, окислитель - жидкий кислород) топливе. Летом 1935 года стартовала ракета „07”, поднявшаяся на 3020 метров. Она имела длину 2,01 метра, стартовый вес - 35 кГ. По стартовому весу советская «девятка» уже проигрывала немецкой „А-2” в четыре раза…
В конце 1933 года был образован Реактивный научно-исследовательский институт, одним из заместителей начальника которого стал Королев. Вскоре он уже имел звание комдива, что соответствовало позднейшему званию «генерал-майор». В РНИИ разработали несколько типов ЖРД, некоторые из которых в 1937-39 годах устанавливались на ракетопланах и крылатых ракетах конструкции Сергея Королева. Но для баллистической ракеты эти двигатели были недостаточно мощными, а потому что-либо, подобное проекту Небеля 1917 года, не проектировалось. Затем начались «чистки». Лишенный воинского звания, «вредитель» Королев аж до 1945 года сошел с дистанции заочного соревнования с «белокурой бестией» Вернером фон Брауном…
ФАУ-2: «то, чего не может быть»
А в 1936г году ракетную лабораторию Дорнбергера-Брауна посетили Главнокомандующий сухопутными войсками Германии Фрич и начальник отдела исследований министерства авиации Рихтгофен. Работы ракетчиков они нашли перспективными и дали указание разрабатывать ракету, способную на дальность 275 км доставить боеголовку в 1 тонну. На разработку ракетного оружия (в том числе и крылатой ракеты ФАУ-1) выделялось 20 млн марок, а в Балтийском море на острове Узедом, близ рыбацкого посёлка Пенемюнде, стали строить специальный ракетный полигон.
В 1937 году здесь уже состоялся запуск промежуточной ракеты А-3. Она была по весу больше А-2 в 5 раз, а по размерам в 3. Немцы вырвались далеко вперед. Правда, запуск «А-3» был неудачным. Но уже был составлен проект еще более мощной ракеты А-4, которой и суждено было стать «оружием возмездия ФАУ-2». Для окончательной же отработки конструкции А-4 коллектив фон Брауна разработал ракету А-5, примерно в три раза меньшую будущей «ФАУ». С 1938-го по 1942 год с Пенемюнде запустили несколько сот (!!!) таких ракет. Вернер фон Браун надолго вышел в мировые лидеры ракетостроения…
К работе над ФАУ-2 привлекались лучшие научные силы и исследовательские организации Германии, отпускались огромные средства. Но и проблем у разработчиков было море. Главная - двигатель. Ведь он должен был развивать тягу около 25 тонн! Лучшие советские ЖРД развивали до 300 килограммов. И немцы придумали собственные «фишки». В отличие от ранее использовавшейся системы подачи топлива с наддувом сжатым воздухом, топливо в камеру сгорания двигателя ФАУ-2 стали подавать два турбинных насоса, работавших от газов, образующихся от разложения перекиси водорода при ее нагревании. Малые по размеру и весу, эти турбонасосы развивали мощность, достаточную для питания страшно прожорливого двигателя, за 4 минуты работы съедавшего девять с половиной тонн топлива.
Сделав камеру сгорания ЖРД двух рубашечной и прокачивая между рубашками холодный окислитель - жидкий кислород, Браун с коллегами добились того, что камера сгорания не прогорала от действия высоких температур в течение всего времени работы. Именно благодаря этим новшествам немцам далось создать ЖРД с огромной по тем временам тягой.
БРАУН УХОДИТ В ОТРЫВ
В марте 1939 года Пенемюнде посетил Гитлер. Работы фашистских ракетчиков произвели на него большое впечатление, однако после побед над Польшей и Францией «ракетные ассигнования» были сокращены наполовину: нужно было готовиться к войне с СССР. Нападение на Советский Союз отсрочило начало испытаний ФАУ-2 до 1942 года, и только 3 октября того года был достигнут первый успех: ракета пролетела около 200 км, достигла высоты 90 км и упала в 3,4 км от цели. Стартовый вес «А-4» составлял12,7 тонны, длина-14,3 метра, диаметр - 1,65м. По проекту ракета, развивая скорость до 5500 км/час, должна была подниматься на высоту до 180 км. Оттуда ее боевая часть весом в 980кГ, продолжая движение по баллистической кривой, могла бы «достать» цель, удаленную до 320 км от места старта. Ничего подобного в мире еще не делали! Высота 180 километров – это ближний космос, и гитлеровская Германия вырвалась в него. Одна! Потому отличительные знаки, свастику или крест, на бортах «ФАУ-2» не рисовали. Зачем? Все равно ничьих других ракет рядом не было бы…
Крупносерийный выпуск «ФАУ-2» организовали на предприятиях подземного промышленного комплекса, построенного в бывших шахтах по добыче гипса вблизи города Нордхаузена. Инженеры и мастера были немцы, чехи, французы, рабочие и бытовые условия у них были сносными. Но огромное число рабочих было из пленных, которые жили в страшно тяжелых условиях, под постоянной угрозой расстрела. До 1945 года планировалось изготовить 12000 ракет, но, хотя в некоторые месяцы их и делали до 690 штук, общее количество «агрегатов», произведенных до апреля 45-го, когда Нордхаузен захватили американцы, составило 5940 единиц. Первый боевой пуск «ФАУ-2» немцы произвели 8 сентября 1944-го года по Лондону. Ракета упала в районе Чизвик...
СУПЕР-ФАУ-2
После высадки союзников в Нормандии и их стремительного продвижения на восток немецкие ракетчики, чтобы не терять из прицела Англию, решили увеличить дальность ФАУ-2. К серийной А-4 они к декабрю 1944 года добавили крылья. Новое «изделие» назвали А-4Б. По расчетам, дальность поражения должна была возрасти до 600 км. Фактически, в космос выводился самолет, который с третьей попытки удалось заставить лететь приблизительно в заданном режиме. Однако времени на доводку нового «агрегата» у фон Брауна не осталось - война закончилась.
Межконтинентальный «подарок дяде Сэму»
Нанести ракетный удар по Америке было заветной мечтой фюрера. Пусть удар и не всесокрушающий, но в нужном, с позиций произведенной паники, месте, и в нужное время. К 1944 году немецкие ракетчики уже поняли, что достичь Америки одноступенчатой ракетой невозможно - та ее часть, в которой двигатель и топливо, после его выгорания становится тормозом для боеголовки. Эту часть ракеты нужно отделять. Да и топлива с окислителем больше бы надо, и двигатель мощнее …
Немцы засели за расчеты, для экспериментов не щадя ни спирта, ни жидкого кислорода, и к январю 1945 года сделали опытный образец ракетного комплекса, состоявшего уже из двух «агрегатов», А9/А10, общим взлетным весом в 86 тонн. Вес топлива 70-тонной А-9 составлял 52 тонны, двигатель должен был развивать тягу в 200 тонн, всего в 3 раза меньше, чем у королевской ракеты Р-7, через 16 лет поднявшей в космос Юрия Гагарина. А-9 должна была разгонять до скорости 4250 км/час А-10, 16-ти тонный крылатый вариант ФАУ-2. А вот А-10 должна была разогнаться уже до 10000 км/час и доставить к цели за Атлантикой 1 тонну взрывчатки. Наводиться на цель А-10 должна была или по радиомаяку, который бы устанавливался заранее, или пилотом-смертником.
Гитлер хотел попасть не иначе, как в 102-этажный небоскреб «Эмпайр Стейт Билдинг»! Он рассчитывал, что таким образом удастся вывести США из войны. Всей операции дали название «Эльстер». В ноябре 1944 года с немецкой подводной лодки в США высадились немецкие агенты Эрих Гимпель и Уильям Колпаг. Каждый из них должен был самостоятельно устроиться в какую-то организацию по обслуживанию небоскреба, установить в нем маяк, послать сообщение в Германию и привести маяк в действие. Гимпель таки устроился в экскурсионное бюро и даже послал телеграмму в «фатерлянд», но Колпаг самостоятельно сдался ФБР. Он рассказал о характерной примете своего коллеги: сдачу он кладет не в кошелек, а в нагрудный карман пиджака. ФБР подняло на ноги всех владельцев газетных киосков и кассиров, и Гимпеля взяли до установки им радиомаяка. Гимпель получил электрический стул, Колпаг-длительный срок. Стрельба по «Эмпайру» не состоялась…
В разное время публиковались сообщения, что А9/А10, управляемая смертником, таки стартовала на Америку, даже назывались фамилия и имя пилота. Он якобы удачно долетел до расчетной высоты, отделил боевую часть и перешел в планирование к цели, но при входе в плотные слои атмосферы сгорел. «Огонь, всюду огонь» - такими якобы были его последние слова. И, конечно, «Хайль Гитлер!»...
Был ли фон Браун преступником?
Разжалованный из комбригов только в майоры, Сергей Королев в 1945 году был выпущен из «шараги» на волю. И сразу же его отправили для изучения немецкой ракетной техники в Германию. Осматривая в 1945-м ФАУ-2, бывший заочный соперник Вернера фон Брауна, пораженный достигнутыми немцами успехами, сказал летчику-испытателю Марку Галлаю: «Я вижу то, чего не может быть». Было! Гремело и убивало!
Всего за время применения, до 23 марта 1945 года, по Англии было запущено 1269 ракет, и 1739 ракет по другим целям уже на территории континентальной Европы. Больше всех досталось Антверпену - 1593 ракеты. По английским данным, на территории Англии разорвалось 1054 «ФАУ-2», убив 2754 и тяжело ранив 6523 человека. В районе Антверпена разорвалось 1265 ракет, убив и покалечив около 30000 человек. Всего с помощью брауновских «агрегатов» немцы сбросили на Англию 1034 тонны взрывчатки. Страшно и жестоко. Но…
В 1944 году в среднем 4100 четырехмоторных бомбардировщиков союзников ежесуточно сбрасывали на города Германии не менее 6000тонн бомб, причем не только на промышленные предприятия. В шесть раз больше, чем «Браун» сбросил на Англию за 7 месяцев. Удовольствие терроризировать Англию с помощью ФАУ-2 обошлось Германии в огромные суммы. Только затраты на сооружение ракетного центра в Пенемюнде равнялись сумме, достаточной для производства 10000, или одной пятой от общего числа танков, произведенных Германией во время войны. А сколько танков «съели» еще и те 5940 произведенных ракет, не сбросившие на советские города или войска ни грамма взрывчатки? Вот и выходит, что фон Браун косвенно… работал на СССР.
Тем более, что после войны «в помощь Королеву» в СССР прибыло более 150 немецких специалистов-ракетчиков, «взращенных фон Брауном», из них 13 профессоров, 32 доктора-инженера, 85 дипломированных инженеров и 21 инженер-практик. Именно из-за «творческого соревнования» с ними Сергей Павлович Королев и обогнал 4 октября 1957 и 12 апреля 1961 года Вернера фон Брауна, запустив в космос первый искусственный спутник земли и первого человека. Как ни парадоксально, но за такую работу на СССР хоть медаль «За победу над Германией» «ракетный барон» заслужил!
Виктор НОВИЦКИЙ 2